Можно ли 4 месячному ребенку. Какие навыки осваивает малыш. Обучение и развитие

Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.


Речевое развитие

  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Как заниматься с ребенком

Процесс развития ребенка идет постоянно, с самого рождения, поэтому немаловажно уделять время разнообразным занятиям и играм с малышом, включая их в повседневное общение.

Пальчиковые игры

Кроме простейших пряток за пеленкой досуг можно разнообразить пальчиковыми играми.

Игрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.

Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.

Малышу исполнилось 4 месяца. Настает новый этап его жизни. Уверенно освоив первые двигательные навыки, карапуз стремится узнать суть окружающих его вещей и научиться всему, что только возможно.

Какой он 4-й месячный малыш

Движения стали не только уверенными, но и осознанными. Теперь кроха уже без особых трудностей хватает подвешенные игрушки, тянется за предложенным предметом или руками, совершенствует технику переворотов со спины на живот и обратно. Руки и ноги уже достаточно скоординированы, чтобы в ближайшие 2 месяца начать ползать.

Мышцы спины окрепли и при помощи взрослого малыш может подняться в положение сидя, и ему это нравится. Но не стоит усердствовать. Любой двигательный навык должен приходить самостоятельно. Поднимая кроху за руки вверх, стоит ориентироваться на его возможности и не торопить события. Излишняя спешка может привести к нежелательным последствиям. Малыш обязательно сядет сам, но только после того, как мышцы его спины будут достаточно крепкими, чтобы поддерживать позвоночник.

Кроха изменился не только в своих умениях, но и в поведении. Все больше он требует общения. Улыбка, смех, лепет, разные интонации крика помогают карапузу лучше донести свое отношение к происходящему, а маме понять его желания. Ведущую роль в стимуляции эмоциональных и двигательных изменений теперь играют слух и зрение. Малыш узнает своих родителей и других людей не по запаху, а по голосу и виду.

Период между 4 и 5 месяцами жизни играет важную роль в формировании двигательных, эмоциональных и умственных навыков. Малыш еще не сидит, но уже вовсю стремится увидеть, что его окружает.

Изменился он и внешне. Вместо пуха на голове начинают расти гладкие волосы, постепенно закрываются, образовавшиеся за первые четыре месяца, залысины на голове. Ногти на руках и ногах стали твердыми, растут очень быстро. Следует следить за их длиной, чтобы малыш не поцарапался. У некоторых карапузов поменялся цвет глаз. Кто-то обзавелся складочками, кто-то вытянулся вверх. Уже хорошо прослеживаются особенности характера и тип темперамента.

Физиологические изменения и физическое становление

На пятом месяце жизни малыш все еще достаточно быстро набирает вес и рост. На ближайшие 30 дней целью становится 600 грамм массы тела и 1-3 см высоты. Практически все дети в этот период весят в два раза больше, чем при рождении. В среднем вес приближается к отметке 7 кг, а рост — к 64 см.

Созревание нервной системы позволяет крохе практически полностью отказаться от врожденных рефлексов и действовать исходя из собственных желаний. Умение управлять своими мышцами, осваивать навыки дает карапузу новые возможности, показывает, каким образом достичь поставленных целей.

Если первый зуб у малыша еще не появился, то к этому времени у большинства детей наблюдается усиленное слюнообразование. В норме, первый молочный зуб может появиться до 6-ти месяцев, поэтому в период между 4 и 5 стоит позаботиться о приобретении специальных игрушек-прорезывателей. Обычно они продаются в аптеке или в детском отделе в магазинах.

Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка

Нижняя граница веса Верхняя граница веса Нижняя граница роста Верхняя граница роста Средний показатель окружности головы Средний показатель окружности груди
Новорожденный мальчик 2,9 3,9 48 53,5 34,5 34,5
Мальчик в 5 месяцев 6,1 8,3 61,1 67 42,5 43
Новорожденная девочка 2,8 3,9 47,5 53,1 33,5 34
Девочка в 5 месяцев 5,9 7,7 60,8 66 41,5 42

Психоэмоциональное развитие

Наряду с физическими успехами малыш на 5-м месяце развития показывает крупные достижения в психоэмоциональном становлении. Кроха хорошо знает и узнает самых близких людей: маму, папу, бабушку, дедушку(если они часто находятся рядом). Именно в этот период дети начинают опасаться посторонних людей. Некоторые карапузы позволяют незнакомцам взять себя на руки, но при этом ведут себя настороженно, другие начинают капризничать и всеми силами пытаются вернуться в знакомое окружение. Формирование разделения людей на «своих» и «чужих» свидетельствует о зарождении базового доверия к окружающему миру, формировании основных психоэмоциональных установок.

Мир малыша

Мир ребенка состоит из тех людей, кого он видит достаточно часто. Мозг еще не может надолго удерживать образ, поэтому при редких визитах и общении даже близкие родственники переходят в разряд малознакомых людей, и потребуется некоторое время для признания ребенком в них родного человека.

Развитие органов чувств, в первую очередь, зрение и слух, позволяет крохе постепенно понимать значение разных интонаций. Сохранение психологического комфорта крохи в этот период требует от взрослых, находящихся рядом, контролировать свои эмоции и форму выражения своих чувств. Не стоит ругаться или злиться рядом с карапузом. Даже, если ваш гнев направлен не на него, он будет чувствовать себя не комфортно и обязательно отреагирует плачем. Эмоциональная стабильность крохи в этот период является важным элементом для равномерного и стабильного развития.

Социальный контакт

Все большую роль в развитии ребенка играет социальный контакт. Внимание со стороны взрослых, игры и диалоги способствуют многим важным психическим процессам. Малышу не просто нравится, когда с ним беседуют, он нуждается в общении, как в основном способе развития умственных способностей. Идет активное запоминание основных речевых форм, артикуляционных движений, возможностей передачи эмоции при помощи мимики и движений. Кроха уже уверенно произносит много звуков, стремится выстраивать слоговые цепочки. Находясь в приподнятом настроении, ваш малыш может издавать целые звуковые монологи на несколько минут.

До 4-х месяцев в большинстве случаев малыш прибегал к негативным эмоциям под воздействием физического дискомфорта. Холод, голод, сонливость, боль были стимулом для плача. Но теперь спектр эмоциональных проявлений стал шире, малыш может плакать от грусти, желания что-то получить или сделать. К плачу с разной интонацией прибавляются активные движения руками, жесты. Часто детки протягивают ручки к маме, когда хотят, чтобы их взяли.

Показателем развития нервной системы ребенка является умение крохи самостоятельно заняться игрушками на 5-10 минут. Возросшие двигательные способности и врожденная любознательность заставляют карапуза трогать, трясти и пробовать на вкус все, что находится в пределах видимости.

Развитие речи

Чтобы помочь малышу развить психоэмоциональную сферу стоит уже в этом возрасте перестать сюсюкать и коверкать слова. Речь, направленная на ребенка, должна быть чистой и внятной. Идеально разговаривать с ребенком лицом к лицу, чтобы кроме звуков карапуз видел вашу артикуляцию, мимику.

Постарайтесь называть своего ребенка только по имени. Всевозможные зайчики, котики и лапушки можно использовать, но стараться прибегать к ним, как можно реже. Между 4 и 5 месяцами происходит формирование речевого базиса, малыш начинает привыкать к своему имени и запоминать названия чаще всего встречаемых предметов.

Маленькие достижения для будущих больших побед

Период между 4 и 5 месяцами жизни наполнен новыми открытиями. Развитие идет семимильными шагами и практически каждый день отмечается новым совершенством навыков. К 5-ти месяцам карапуз может:

  • Поднимать голову, лежа на спине. Кроха понимает, что мир огромен и чтобы его изучить нужно поменять положение тела. Желая быстрее подняться вертикально, он усиленно тренирует мышцы спины и шеи. В итоге к 5-ти месяцам начинает поднимать голову, лежа на спине в попытке сесть. Предлагайте малышу упражнения на тренировку этого умения. Дайте захватить два пальца и попытаться поднять корпус. Если выполнять это действие по несколько раз в день, то прогресс будет очевиден. С каждым днем малыш будет с большей уверенностью поднимать свое тело вверх от поверхности, стараясь занять удобное положение сидя.
  • Начинает выбирать наиболее интересный предмет. Развитие зрения дает малышу возможность принимать решение о наиболее желанной игрушке для изучения. Еще месяц назад он брал в руки то, что предложат, а сегодня уже может отпихнуть вашу руку и потребовать другой предмет, находящийся в поле зрения. Хорошо в этот период предлагать малышу на выбор несколько игрушек, выкладывая их по кругу в поле зрения крохи. Для стимуляции двигательной активности можно положить малыша на твердую поверхность и по кругу от него разложить различные игрушки. Стремясь дотянуться, малыш будет тренировать умение ползать.
  • Точно руководить движениями своих рук. К 4-м месяцам кроха уже практически полностью подчинил свои руки. Он знает, как схватить и удержать, поднести к глазам и отпихнуть от себя предмет. Осмысленность действий конечностями – важный этап становления нового человека. Чтобы стимулировать развитие ловкости, можно предложить карапузу разнообразные игры. Положите кроху лицом к краю стола и перед ним разместите несколько погремушек. Позвольте ему скинуть предложенные предметы. Он увидит, как они падают и издают звук. Благодаря такому простому упражнению будут закрепляться различные причинно-следственные связи в головном мозге, малыш будет лучше ориентироваться в возможностях своего тела.
  • Гулить и лепетать. Развитие речи ребенка проходит несколько стадий. Умение издавать различные звуки и соединять их в слоги – первый этап. Тренируя эти умения, малыш закладывает базу будущей речи. Чтобы помочь крохе более чисто произносить звуки можно повторять за ним произнесенное, показывая ему, как при этом изменяется положение ваших губ. Дети – подражатели. Речь зарождается на стремлении повторить за мамой или другими взрослыми. Чем больше малыш будет видеть, как вы разговариваете, тем лучше.

Двигательные навыки

Двигательные навыки на 5-м месяце жизни развиваются очень быстро. Развитие нервной системы заставляет двигаться осознанно и стремиться рассмотреть, и изучить все предметы вокруг. Двигаясь за своими желаниями, карапуз уже достаточно уверенно ворочается со спины на живот и обратно, совершает руками осознанные движения, ворочает и поднимает голову из любого положения. Лежа на животе, малыш старается подняться как можно выше, используя не только плечи и голову, но и руки. Упираясь ладошками в поверхность, кроха очень сильно прогибает спину, тренируя мышцы. Эти упражнения, наряду с поднятием корпуса из положения лежа на спине позволят уже скоро самостоятельно сесть, поползти и пойти.

Стоит отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то сначала поползет, а потом сядет, другие вначале сядут, потом поползут. Достаточно часто дети сначала садятся и встают, а после освоения этого навыка начинают ползать. Каждый из этих сценариев являетсянормой. Если вдруг ваш малыш к 6-ти месяцам не пополз,но уже уверенно садится, то нет причин для беспокойства. Выбор того или иного варианта развития событий зависит от наиболее легкого для крохи движения. Одним проще поднимать туловище, другим шевелить ногами, третьим – руками.

Слух и реакция на звуки

Слух ребенка на 5-м месяце жизни развит хорошо. Малыш различает и узнает большое количество разнообразных звуков. Формируя зрительно-слуховые знания, малыш нуждается в разнообразных упражнениях, стимулирующих развитие слуха. Классическая музыка, пение и диалоги играют большую роль в становлении умственных навыков.

Между 4 и 5 месяцами стоит активно предлагать малышу изучать звуки, издаваемые разными предметами. Покажите, как можно стучать погремушкой по разным поверхностям, получая новое звучание.

Стоит понимать, что развитие слуха тесно связано со зрением. Очень важно на этом этапе не только предлагать слушать разнообразные звуки, но и показывать и называть предметы, их издающие. Чем большее количество предметов будет различаться малышом по виду и звучанию, тем быстрее будет происходить формирование начальной базы знаний.

Зрение

Успешное освоение движений рук невозможно без улучшения зрения. На пятом месяце карапуз уже хорошо видит, различает основные цвета спектра, начинает пользоваться боковым зрением. Постепенно кроха учится определять расстояние до предмета и безошибочно хватать интересующий его предмет. Чтобы помочь малышу продолжить совершенствовать умения, предлагайте ему для игр яркие предметы и игрушки, продолжайте упражнения по развитию мышц глаз, показывайте мир, находящийся за пределами кроватки и коляски.

На пятом месяце жизни малыш формирует базу знаний. В этом процессе зрение играет важную роль. Если до этого момента вы не посетили окулиста, то постарайтесь сделать это в короткий срок.

Первые слезы

Одной из особенностей этого периода является появление слез. До этого, когда малыш плакал слезные железы не выделяли влаги. К 4-м месяцам они включаются в работу, и когда кроха расстроен или ему больно из его глаз начинают течь слезы. Не стоит пугаться, если заметите после плача мокрые ресницы или щеки. Это нормально. Система увлажнения глаз работает хорошо. Если малыш плачет, а слез нет, то это не показатель сбоя в организме, возможно железы еще не созрели или причина не вызывает сильного эмоционального переживания.

Врожденные рефлексы

В норме к началу пятого месяца врожденные рефлексы угасают, заменяясь условными и осознанными движениями. Шаговый рефлекс полностью пропадает и малыш больше не пытается двигать ножками, если его поставить вертикально на твердую поверхность. Если раньше лежа на животе, получив опору на ногу, кроха неосознанно отталкивался ножкой, то теперь он это делает только, желая дотянуться до предмета. Все движения маленького исследователя совершаются для определенной цели, а не вслед за непроизвольным сокращением мышц.

Если у вашего крохи наблюдаются остаточные врожденные рефлексы к 4-5 месяцам, рекомендуется посетить невропатолога.

Уход и гигиена

Основные принципы ухода за ребенком остаются прежними. По утрам стоит умывать и обтирать карапуза кипяченой водой, следить за чистотой ушных раковин и носа. В течение дня необходимо поддерживать чистоту паховой области, а вечером купать.

Купание

При необходимости, при появлении потнички или раздражения, можно добавлять в воду для купания различные отвары трав (ромашка, календула). Иногда при расстройствах сна и поведения педиатры назначают различные травяные настои для снижения нежелательных проявлений. Следует придерживаться назначенной дозировки и периодичности использования. Помните, что даже травяные настои имеют свои противопоказания и негативные проявления.

Использование при купании мыла не требуется. Оптимальным будет использование моющих средств после опорожнения кишечника для очищения паховой области. Остальные участки кожи ребенка не требуют дополнительной обработки, кроме чистой воды.

Подгузники

На пятом месяце хорошо начинать уменьшать количество времени, проведенного малышом в подгузнике. Так малыш будет начинать понимать разницу между сухими и влажными вещами и в будущем будет проще приучить его к горшку. Можно предложить крохе находиться в подгузнике только во время ночного сна и дневной прогулки. В летнее теплое время можно и на улицу выходить без этого предмета гардероба.

Если внимательно наблюдать, то в этот период уже можно заметить, что кроха какает в одно и то же время, что позволяет выстраивать график прогулок.

Проветривание и комнатная температура

Важным для здорового сна и развития являются условия в комнате малыша. Желательно следить за температурой помещения. Оптимальной считается температура в 21 -22 градуса с достаточно высокой влажностью (не ниже 50%). Часто при недостаточной влажности помещения у малыша образуются сухие корочки в носовых ходах, он шумно дышит.

Поддержанию оптимальной температуры и влажности способствуют частые проветривания помещения. Следует делать это не реже 3 раз в день по 5 минут в холодное время года и по 15-30 минут в теплое. На время проветривания следует вынести карапуза из помещения и закрыть двери. Идеально открывать окна перед выходом на прогулку, чтобы воздух в помещении хорошо поменялся.

Питание

На пятом месяце желудочно-кишечный тракт уже практически готов к перевариванию новой пищи, но рекомендуемым остается грудное молоко.

Дети на ГВ на пятом месяце жизни увеличивают время между кормлениями. Теперь кроха просит грудь раз в 3,5-4 часа. Время насыщения не превышает 15 минут. Срыгивания в норме практически исчезли. После еды не рекомендуется выкладывать на живот или занимать активными играми. Хорошо поносить столбиком и развлечь стихами или песнями.


Прикорм

Введение прикорма необходимо детям, находящимся на искусственном вскармливании и при низком наборе веса. Вводить в этом возрасте прикорм желательно после консультации педиатра и придерживаться строгих правил. Обычно в этом возрасте знакомят с яблоком или бананом. Но опираться в выборе продукта необходимо на рекомендации врача.

На пятом месяце малыш уже может переварить сок и фруктовое пюре. Новый продукт вводиться малыми дозами постепенно. Обычно начинают с трети чайной ложки. Через неделю увеличивают количество продукта до половины чайной ложки. Еще через неделю можно увеличить до полной чайной ложки.

После этого количество продукта увеличивается ежедневно по пол чайной ложки до возрастной нормы. Если нет реакции, то через месяц 2-е утреннее кормление полностью заменяется прикормом.

Вводятся новые продукты в первой половине дня перед вторым кормлением. Следует внимательно следить за реакцией организма. Высыпания, изменения стула и поведения могут быть симптомами аллергической реакции. При таких проявлениях стоит временно прекратить введение прикорма.

Новые продукты нельзя вводить, если у малыша температура, заложенность носа, аллергическая реакция. Кроха должен быть бодр и доволен.

Сон и режим дня

На пятом месяце жизни дети спят по 10-11 часов ночью. Большинство малышей просыпаются под утро, чтобы перекусить, но некоторые карапузы отдыхают всю ночь без пробуждений. Каждый из этих сценариев является нормой. Длительность ночного сна зависит от степени созревания желудочно-кишечного тракта, плотности ужина, типа нервной системы карапуза.

Днем малыш может спать до 4 раз. При этом 2 сна будут длительные по 2-3 часа и 2 коротких (до 30 мин). Некоторые карапузы к 5-ти месяцам отказываются от короткого сна и переходят на 2 разовый дневной сон длительностью до 3 часов. Не нужно волноваться, если малыш перешел на такой график чуть раньше. Если при этом он бодр, весел, активен, то причин для волнения нет.

К 5-ти месяцам хорошо заметен темперамент малыша. Ранние пташки встают очень рано и без проблем придерживаются режима, другие дети просыпаются намного позже и сложнее уходят на ночной сон. Для облегчения собственной жизни и приучения карапуза к распорядку желательно придерживаться определенного режима дня. Для этого ежедневные процедуры стоит проводить в одно и то же время, сопровождая постоянными песнями и потешками. Привыкая к определенной последовательности действий и ассоциируя ваше поведение с процедурой,кроха будет лучше спать, чувствовать себя уверенно, а вы сможете планировать следующий день.

Закаливание

Укреплению иммунной системы на пятом месяце жизни способствуют мероприятия по закаливанию организма. Если вы уже начали проводить такие мероприятия ранее, то не стоит их прекращать. Постепенно можно понижать предлагаемую температуру на градус, доведя до 18.

Закаливание младенца состоит из нескольких видов.

  1. Обтирания водой комнатной температуры.
  2. Воздушные и солнечные ванные.
  3. Снижение температуры для купания.
  4. Отсутствие кутания и переизбытка тепла.

Закаливание проводится для приучения организма правильно реагировать на изменения температуры окружающей среды, умения сопротивляться холоду, стимулирования кровообращения. При правильном подходе со стороны родителей, закаленные дети в 4 раза меньше болеют от переохлаждения и лучше сопротивляются различным инфекциям.

Плавание

К 4 месяцам врожденные рефлексы практически исчезли, поэтому если вы ранее не начали посещать бассейн, обучение будет происходить не на подсознательном уровне, а как новому навыку. Теперь малыш будет изучать возможности движения в воде через осознанные движения. Пользу от водных процедур сложно переоценить. Влияя на нервную систему, совершенствуя двигательные навыки, благоприятно влияя на умственные способности, купание, плавание и игры с водой являютсявеликолепным стимулом для развития.

Стоит отметить, что с младенцем нельзя купаться в открытых источниках. Реки, озера, моря и океаны — не подходящее место для обучения плаванию. Пока кроха не пройдет полный курс вакцинации от полиомиелита (3 года), стоит воздержаться от таких мероприятий.

Для обучения плаванию лучше всего выбрать бассейн или домашнюю ванную.

Температура воды для обучения должна быть комнатной или чуть ниже. Теплая вода (выше 25 градусов) расслабляет ребенка и не мотивирует его на движения, поэтому все ваши попытки показать, как нужно двигаться будут восприниматься не совсем качественно. Вода комнатной температуры будет стимулировать кроху двигаться, чтобы разогнать кровь и тонизировать состояние клеток головного мозга.

Ручной малыш. Как приучить к самостоятельным занятиям

Одним из вопросов, часто встречаемых на форумах, является отучение ребенка от постоянного ношения на руках. В возрасте 4-5 месяцев это кажется еще не такой большой проблемой, ведь карапуз еще не так много весит. Но задуматься над ним лучше уже сейчас. Пройдет еще немного времени и малыш будет уже весить намного больше и его привычка изучать мир с маминых рук окрепнет. Отучать от такого времяпровождения детей постарше достаточно сложно. Стоит предпринять попытки научения самостоятельной игре уже сейчас.

Чтобы кроха не просился на руки, стоит дать ему интересное занятие. К 4-5 месяцам уже отчетливо видно, каким видам малыш отдает предпочтение, у него появляются любимые игрушки. Как можно чаще давайте ему возможность заниматься любимым делом.

Еще один способ занять ребенка – предоставить ему новый предмет для изучения. Так как долговременная память еще не созрела, малыш очень быстро забывает о старых игрушках. Не стоит выкладывать перед ним все сразу. Положите от трех до пяти погремушек, а остальные спрячьте. Через неделю произведите полную замену предметов. Вы удивитесь, но малыш станет изучать старые игрушки с таким увлечением, как будто никогда их не видел.

Хорошо помогает отучать от постоянного ношения на руках упражнения на артикуляцию. В течение 5-10 минут поговорите с крохой лицом к лицу, четко выговаривая разнообразные звуки. После этого малыш некоторое время будет обдумывать увиденное, тренируя собственные способности.

Используйте современные технические новинки и приспособления: качели, манеж, специальные стульчики для не сидящих детей. Малыш будет видеть окружающие предметы без необходимости использования маминых рук. Можно предложить ему дополнительно поиграть и игрушками, послушать музыку, полистать книгу для младенца.

Как развивать

На пятом месяце жизни уже необходимы ежедневные развивающие занятия. Их можно разделить на 3 вида:

  • Обучение двигательным навыкам и развитие костно-мышечного аппарата.
  • Развитие умственных способностей.
  • Совершенствование органов чувств.

Каждый из этих видов можно использовать по отдельности или создавать комплекс развивающих упражнений, включающий в себя занятия на развитие всех необходимых навыков.

Двигательные навыки и укрепление мышц тела совершенствуются через зарядку и упражнения в течение дня. Хорошо делать по 3-5 подходов в течение дня после пробуждения. Хорошо перед упражнениями сделать разогревающий массаж и после завершения комплекса расслабить мышцы поглаживанием.

Можно считать, включать музыку, рассказывать стихи и петь песни. По длительности один подход может занимать до 20 минут. Основными требованиями являются бодрое настроение и желание ребенка. Если карапуз не настроен на активные движения, не стоит его заставлять, предложите ему другой вид деятельности.

Умственные способности тренируются вместе с совершенствованием органов чувств. Между 4 и 5 месяцами формируется первоначальная база знаний. Малыш ассоциирует внешний вид предмета с его звучанием, названием, вкусом. Стимулом для развития способностей становится предоставление широких возможностей к познанию. Не нужно отбирать вещи из рук ребенка, лучше следить за их чистотой и безопасностью. Уже в этот период стоит проверить дом на наличие нежелательных предметов в доступной для малыша области, купить или сделать засовы на полки, заглушки на розетки и т.д. С каждым днем малыш будет все активнее и уже не за горами день, когда он начнет передвигаться.

Рекомендуется включать малышу классическую музыку, читать книжки, показывать и рассказывать о предметах, окружающих его. Чем больше разнообразных вещей увидит кроха, тем легче ему будет впоследствии осваивать речь, использовать новые способы мышления.

Улучшившееся зрение позволяет предлагать в этом возрасте для игры зеркало. Кроха с интересом будет рассматривать свое и ваше отражение, предметы перед собой и сзади. Постепенно сформирует представление о себе. Но не стоит ждать, что он будет понимать, что это отражение. Такое понимание появится не ранее 1,5 лет.

Следует предложить карапузу развивать сенсорику. Для этого удобнее всего купить или сделать развивающий коврик. Сделанный из ткани разной на ощупь, наполненной различными видами круп, этот предмет стимулирует развитие разных центров головного мозга.

Посещение педиатра и медицинские аспекты

В 4 и 5 месяцев необходимо посетить педиатра для ежемесячного осмотра. Врач проверит гармоничность развития, измерив рост, вес, окружность головы и груди, обязательно послушает сердцебиение и дыхание. Посмотрит степень появления зубов и состояние кожных покровов.

При необходимости будет назначено посещение невропатолога, ортопеда, окулиста, отоларинголога. Если у вас есть сомнения или вопросы, не стесняйтесь их задавать.

Обязательно стоит рассказать врачу, если:

  • Кроха не идет на контакт, не гулит, не лепечет, не реагирует на обращенную к нему речь.
  • Отсутствуют самостоятельные перевороты с живота на спину или обратно.
  • Малыш часто срыгивает на ГВ.
  • Плохо спит и ест.
  • Не может самостоятельно схватить предложенную игрушку.

Взависимости от ситуации педиатр может назначить дополнительный осмотр у других специалистов. В такой ситуации стоит постараться, как можно быстрее выполнить рекомендации.

Ваш малыш уже в шаге от первых перемещений по дому. Уже сейчас стоит подумать о нескольких важных вещах:

  • Безопасность дома. Чтобы обеспечить крохе идеальные условия для развития нужно привыкать думать заранее. Малыш еще не ползает, а в доме уже должны стоять заглушки и блокираторы. Кроха учится переворачиваться – ни в коем случае не оставляйте одного на высоте. Здоровье и безопасность ребенка в первую очередь зависят от того, насколько вы сможете предугадать возможное развитие событий.
  • Внимание. Хотя малыш еще не разговаривает и много спит, не нужно думать, что ему не нужно ваше общение. Дети делают то, что видят. Чем чаще и больше вы будете общаться непосредственно с крохой, тем раньше он освоит речь. Он уже нуждается не только в заботе, но и в достаточном внимании.
  • Приучение к самостоятельности и горшку. На пятом месяце стоит сделать первый шаг к взрослению. Покажите крохе, как хорошо самому заниматься, как различаются влажные и мокрые штанишки. Все эти действия не приучат малышу сразу, но станут базой для дальнейшего освоения навыков.
  • Время на себя. Малыш подрос и маме стоит подумать о дополнительных занятиях для себя. Старайтесь выстраивать свою жизнь так, чтобыона была полна событий, связанных не только с ребенком. Не увлекайтесь соцсетями и форумами, больше гуляйте. Насыщенность вашей жизни эмоциями сделает вас счастливее. А рядом с радостной мамой карапуз будет чувствовать себя увереннее.

Вступление в новый этап – движения и познания – несет с собой множество новых событий и изменений. С каждым днем ваш кроха будет становиться все более взрослым и понятным. Он будет использовать мимику и жесты, интонацию и движения для выражения своих желаний. Если вы постараетесь, то сможете обеспечить удобный режим дня и питания. Вы не заметите, как пролетит время и малыш поползет и сядет. Будьте внимательны и осторожны в это время, не форсируйте событий, а наслаждайтесь тем, что есть.

В этом возрасте у крохи начинают угасать рефлексы новорожденного, он все чаще радует близких улыбкой, уверенно поворачивает головку и все дольше фиксирует взгляд на интересных предметах. Какие особенности физического и умственного развития четырехмесячных детей? Как на него нужно влиять? Что надо знать о питании детей на грудном вскармливании и искусственников? Узнаем подробно.

Как оценить нормальное развитие ребенка в 4 месяца

В этом возрасте у малыша сохраняется большая прибавка в весе. В период от трех до четырех месяцев он может набрать до 750 граммов, вырасти на 3 сантиметра.

На основе безусловного рефлекса Робинсона возникает целенаправленное хватание. Дитя уверенно берет рукой предметы, которые видит перед собой, удерживает их некоторое время, рассматривая. Исчезает рефлекс Моро - вскидывание рук в стороны после резкого хлопка или звука.

Здоровое развитие малыша характеризуется присутствием таких навыков:

  1. Легкое переворачивание с живота на спину и на бочок.
  2. Приподнимание на руках, лежа на животе, уверенное удерживание головки в этой позе.
  3. При потягивании за руки вперед из лежачего положения малыш садится.
  4. Отталкивание от пола при поддерживании за подмышки.
  5. В руках исчезает гипертонус.
  6. Предметы в руке кроха может удерживать 30 секунд.
  7. При кормлении малыш сам поддерживает грудь матери.

Отсутствие этих умений и навыков - знак тревоги. В таких случаях надо обращаться к педиатру и устанавливать причину отставания.

Нормальное психоэмоциональное развитие девочек и мальчиков этого возраста характеризуется ярким проявлением комплекса оживления. Малыш в ответ на обращение мамы активно двигает конечностями, лепечет и улыбается. Он уже способен произносить отдельные согласные звуки. Кроха реагирует на свое имя.

В 4 месяца у малыша начинают формироваться первые причинно-следственные связи. Так, увидев грудь мамы, он замолкает, ожидая кормления. У него появляются любопытство, радость, страх. Маленький человечек может расплакаться при появлении в комнате незнакомого человека или при обращении к себе на улице. А вот близких узнает и радуется их присутствию.

С любопытством дитя разглядывает части своего тела, тянет в рот ножку. Малыш радуется, когда его маме весело. Он становится беспокойным, если ей тревожно.

Психологическое развитие четырехмесячных детей связано с новым этапом зрительного и слухового восприятия. Малыш не просто видит, но и следит взглядом за предметами, которые движутся.

Зрение ребенка уже более восприимчиво к цвету. Чистые и яркие оттенки воспринимаются ним лучше, чем многоцветные сочетания. Поэтому не стоит окружать малыша большим количеством игрушек. Необходимо покупать ему такие, которые содержат 3-4 цвета. Перенасыщение разными тонами, оттенками просто утомляет. маленького

Слух ребенка в 4 месяца - еще один ценный проводник в окружающий мир. Малыш точно поворачивает голову в ту сторону, откуда слышатся шумы, речь, звуки. Он прекрасно отличает голос своей мамы от отцовского. Может узнавать и голоса самых близких родственников. Дитя понимает, когда к нему обращаются незнакомые люди, прислушивается, когда звучит музыка, может покачивать головкой. Ребенку неприятны высокие тона, его успокаивают низкие и ритмичные. Он любит слушать колыбельные. Четырехмесячным деткам рекомендуется включать музыку в исполнении одного инструмента или солиста.

В этом возрасте ребенок спит 15 часов в сутки, ночной сон составляет 10 часов. Днем дитя отдыхает три раза.

Как и чем можно заниматься с детьми в 4 месяца: игры

В период с 4 месяцев мама и близкие должны постоянно разговаривать с ребенком, знакомить его с предметами, объектами, игрушками. Нужно комментировать все действия дома, на прогулке, показывать картинки. Все это является залогом успешного развития малыша, формирования его пассивного словарного запаса, который со временем перейдет в активный. Надо развивать у крохи способность к речевому подражанию.

Конечно же, ведущую роль в развитии малыша этого возраста играет мама. Поэтому именно она является стимулятором взросления крохи. В 4 месяца основой развития является тесный контакт с любящей матерью, которая постоянно говорит с сыном или дочерью, знакомит с окружающим миром. Необходимо носить дитя на руках или в слинге, «кенгурушке», возить в коляске, демонстрируя разнообразие внешнего мира.

С малышом такого возраста нужно вступать в диалоги, то есть отвечать на его лепет. Ведь ребеночек должен чувствовать, что папа или мама его слушают, общаются с ним, понимают и любят. Рассказывайте крохе обо всех своих действиях, называйте цвета тех предметов и объектов, которые показываете малышу. Для того чтобы играть в хватательные игры, рекомендуется использовать не только игрушки, но и различные предметы, которые можно понюхать, потрогать, бросить. Главный критерий - их безопасность.

Кроха усваивает и привыкает к тем игрушкам, которые были куплены при его рождении. Поэтому в 4 месяца пора обновить их. В этом возрасте уже интересны не только погремушки, но и куклы небольшого размера, резиновые пищалки, мягкие предметы, музыкальные игрушки с кнопочками.

Чтобы развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев, подойдут развивающие коврики. Их можно сделать самостоятельно из лоскутков разной текстуры - шелка, шерсти, бархата, вельвета, шифона.

Что касается игр с четырехмесячным малышом, то рекомендуется проводить такие забавы:

  1. Игра «Ку-ку!». Это те же прятки, только в упрощенном варианте. Мама или папа закрывают свои глаза руками на короткое время и затем открывают их со словами «ку-ку». Также можно спрятаться за спинку детской кроватки и выглядывать. Еще один вариант такой игры - накрывание головки ребенка легким платочком с последующим его раскрытием.
  2. «Ладушки». Ребенка можно усадить на колени, взять его ладошки в свои, показать, как надо хлопать, и при этом ласково приговаривать или припевать «Ладушки, ладушки, где были - у бабушки…». Такая игра развивает мелкую моторику пальцев, активизирует головной мозг, поднимает настроение.
  3. «Сорока-ворона». Эта детская игра не просто развивает речь, но также обогащает пассивный словарный запас ребенка. Она активизирует работу его желудочно-кишечного тракта, потому что взрослый стимулирует на ладошке активные точки, отвечающие за работу органов пищеварения. В центре детской ладошки есть зона, стимулирующая работу тонкого кишечника. Именно с ее поглаживания своим указательным пальцем надо начинать игру. Движения совершаются по кругу, но без сильного нажима, со словами: «Сорока-ворона на припечке сидела, деткам кашку варила, деток кашкой кормила». Далее нужно легонько отводить назад и массажировать кончики всех пальцев, начиная с мизинца, приговаривая: «Этому дам, этому дам…». Всем пальчикам соответствуют определенные органы детского тела: мизинцу - сердце, указательному - желудок, безымянному - ЦНС, среднему - печень, большому - головной мозг. Именно поэтому последний надо массажировать дольше других со словами: «А этому не дам: он дров не рубил, в дом не носил, печь не топил, кашку не мешал!».

Помимо игр, малышу в 4 месяца надо продолжать делать массаж , заниматься с ним гимнастикой после пробуждения, в воде.

Питание ребенка в 4 месяца

Мама к этому времени должна выработать режим дня и кормлений. Отклонения в нем могут быть, но незначительные. Дитя, которое живет по режиму, с пеленок приучается к дисциплине, порядку, у него лучше работает система пищеварения.

В 4 месяца крохе вполне достаточно материнского молока. Оно полностью удовлетворяет потребности в витаминах и микроэлементах. Кроха еще не нуждается и в дополнительном допаивании. Молоко мамы вполне удовлетворяет потребность организма в жидкости.

Поэтому деткам на грудном вскармливании не стоит вводить прикорм в 4 месяца. Педиатры рекомендуют делать это в 6 месяцев. Ведь даже соки, которые на первый взгляд кажутся безобидными, могут у малыша вызвать сильную аллергию и колики. Это только повысит кислотность желудочного сока, будет провоцировать частые срыгивания. Хотя на практике многие мамы уже пробуют после исполнения крохе 4 месяцев давать прикорм. Если уже так хочется попробовать, то пюре из фруктов можно вводить лишь после овощных. Помимо риска аллергии и высокой нагрузки на желудочек, существует и риск отказа от груди. Ведь фрукты и соки сладкие, они вкуснее материнского молока.

Если же ребенок находится на искусственном вскармливании, то первый прикорм разрешатся вводить ближе к пяти месяцам. Это должно быть овощное пюре из брокколи или кабачка.

Кормление смесью четырехмесячного малыша осуществляется 6-7 раз в сутки. Объем адаптированной смеси составляет 1/7 от веса крохи, то есть 150-160 мл за кормление.

Специально для - Диана Руденко

Просмотры: 5 408

Ребенку уже четыре месяца – многое изменилось в его жизни. Нормализовалась работа пищеварительной системы, прошли колики. Более стабильным стало психоэмоциональное состояние малыша. Кроха развивается, изучает мир, окружающий его. Показывает свои первые реакции на предметы, людей, природу.

Вес и рост в четыре месяца

Четырехмесячный ребенок еще только начинает активно двигаться. Поэтому прибавка в весе у него остается еще достаточно большой – до 200 граммов в неделю. В 4 месяца нормальным считается вес от 6 до 7 килограммов. Рост увеличивается небыстро, и в четыре месяца он доходит до 63 сантиметров (в зависимости от первоначального роста младенца он может различаться на 3 см в большую или меньшую сторону).

Двигательные рефлексы

В возрасте 4 месяца у малыша уже не так явно проявляются рефлексы новорожденных. Следует обратить внимание и проконсультироваться с невропатологом, если после 4-5 месяцев рефлексы у ребенка сохраняются и не угасают. К ним можно отнести:
— Рефлекс Робинсона или хватательный рефлекс на основе него у младенца формируется свободное хватание предметов. Малыш все еще пытается схватить своими ручками предметы, но к 4 месяцам рефлекс уже немного угасает. Присутствие рефлекса после пяти месяцев может говорить об отклонениях в ЦНС.
— Рефлекс Моро или рефлекс испуга проявляется, если стукнуть на расстоянии 15-20 сантиметров от лежащего ребенка. Малыш немного приподнимет таз и раскинет в стороны разогнутые ножки и ручки. После четвертого-пятого месяца рефлекс должен угасать.
— Рефлекс спонтанного ползания Бауэра – если слегка надавить на основания стоп ребенка, лежащего на животике, своей ладонью, он будет отталкиваться от нее и пытаться ползти. Как и другие физиологические рефлексы, после 4 месяцев рефлекс ползания должен угасать.
— Рефлекс Галанта проявиться, если провести пальцем по паравертебральной линии позвоночника, малыш начнет изгибаться и разворачивать позвоночник дугой. Рефлекс заметен уже на первых днях жизни младенца. Но к 5 месяцам должен угаснуть у здорового малыша.

Умения и навыки

Если малыш здоров и развит физически, в четыре месяца он должен иметь следующие навыки:
— легко переворачиваться на спинку или на бочок из положения «лежа на животике»;
— должен хорошо держать голову и уверенно подниматься на ручках лежа на животике;
— если взять кроху за ручки и потянуть вверх, он должен слегка присаживаться. Полностью сажать не нужно, так как позвоночник и мышцы спинки еще не достаточно крепкие;
— взяв ребенка под мышки, он должен крепко и уверенно опираться на поверхность стопами и делать ножками шаги на месте;
— гипертонус ручек ослабевает и даже совсем исчезает, но в ножках еще может проявляться напряжение;
— ручки ребенка почти всегда открыты, он хлопает ладошками по поверхности или просто складывает их вместе;
— в этом возрасте младенец может удерживать в ручке различные предметы около 20-30 секунд и даже слегка трясти ими, например, он может греметь погремушкой;
— кроха может специально засовывать в рот пальчик;
— при кормлении ребенок хватается за грудь матери ручками и самостоятельно поддерживает ее.

Психическое и эмоциональное развитие малыша

В четыре месяца ребенок уже может реагировать на мамин голос или какой-нибудь яркий предмет, улыбаться и даже смеяться. Кроха активно изучает новый мир – интенсивно двигает ручками и ножками, оживляется, кричит, пытается произнести первые звуки. Малыш начинает узнавать свое имя и отражение в зеркале.
В это время мышление начинает формировать первые простые связи между явлениями. Например, если ребенок увидел грудь матери, он понимает, что скоро будет кушать.
В четыре месяца младенец все четче начинает проявлять свои эмоции. Он уже испытывает радость, любопытство, боязнь.
Он постоянно изучает свое тело, разглядывает конечности, играется с пальчиками, тащит их в рот. Малышу интересно щупать свои волосы и тело.
В возрасте четыре месяца ребенок четко понимает и отличает близких людей, особенно маму. С мамой у него устанавливается особая эмоциональная связь. Настроение матери передается ребенку. Так, например, если мама радостная, то и ребенок весел и счастлив. И наоборот, если маме грустно, то и ребенок будет в плохом расположении духа. Очень важно в этот период постоянно контактировать с ребенком, чаще подносить его к груди и просто гладить.
Посторонних людей четырехмесячный малыш боится. Незнакомцы пугают и удивляют его. Даже если мама наденет очки или шапку, он может не узнать ее в новом облике. А потом, когда она их снимет, будет сильно удивлен, увидев ее прежнюю.
В связи с интенсивным развитием зрения и слуха у ребенка происходит психологическое развитие. Теперь он не просто видит предметы, он пытается проследить за ним взглядом, если предмет начинает двигаться. Но когда вы уберете предмет из его поля зрения, ребенок быстро забывает о его существовании. Когда вы покажете спрятанный предмет, кроха тут же его вспомнит и узнает.

Зрение

В 4 месяца ребенок начинает воспринимать и различать цвета. Поначалу малышу нравятся все оттенки красного и желтого, потом его начинает привлекать синий и зеленый цвет. Конечно, он еще не обращает внимания на сочетания и смесь цветов. Поэтому не стоит давать ему предметы, содержащие больше четырех цветов. Он будет быстро уставать от такого перенасыщения.

Слух

Одним из основных помощников в новом мире для ребенка является его слух. В четыре месяца малыш уже четко различает знакомые голоса, слышит голос мамы и выделяет его среди других. Он хорошо чувствует музыку, машет ручками и головкой в такт мелодии. Ему даже может нравиться или, наоборот, не нравится определенная песенка. Ребенок больше любит спокойные низкие звуки, чем высокие кричащие. Также хорошо действуют на кроху ритмичные мелодии. Можно вместе с ним хлопать ручками в такт под такие песенки. Предпочтение также следует отдавать музыке и произведениям, исполняемым одним инструментом, а не множеством.
В период с четырех месяцев нужно постоянно беседовать с малышом. Рассказывать ему обо всех происходящих событиях, описывать всё, что его окружает. Читать, ему книжки, демонстрировать карточки со словами и картинками. Чем больше и чаще это делать, тем быстрее ваш малыш заговорит самостоятельно. Подражайте звукам, которые произносит малыш, и вскоре он тоже будет пытаться повторить ваши слова.

Если ребенок, что-то не умеет в 4 месяца

Все перечисленные навыки и умения могут проявиться у младенца немного раньше или немного позже. Но есть то, что ребенок должен обязательно уметь к четырем месяцам. Если что-то из указанного ниже ребенок не может сделать, родители должны проконсультироваться с педиатром:
— малыш должен уметь хватать и держать в ручках небольшие предметы;
— переворачиваться со спинки на животик;
— подниматься и стоять на ладошках в положении «лежа на животе»;
— если приподнять ребенка за ручки вверх, головка не должна отклоняться назад;
— когда держите ребенка под мышки, нужно чтобы он опирался пальчиками ступни;
— ребенок в четыре месяца должен показывать свои эмоции, реагировать на знакомые предметы и людей. Должен смеяться, показывать страх и радость.

Питание и отдых ребенка

На ГВ

Если у матери хватает грудного молока и ребенок хорошо набирает вес, то лучше продолжать кормить его по требованию. Что касается прикорма, то мнения педиатров на этот счет разделились. Большинство говорит, что молоко матери способно полностью насытить растущий организм малыша всеми необходимыми витаминами и минералами. Другие считают, что полезнее будет начинать прикорм уже с 4х месяцев. Но если вы решили всё-таки вводить прикорм, то лучше начинать его с овощных, нежели с фруктовых соков и пюре. Овощи содержат больше клетчатки и меньше сахара. А также у некоторых детей может появиться аллергия на фрукты.

На искусственном вскармливании

Если ребенок на искусственном вскармливании, то можно начинать прикорм уже с 4хмесячного возраста. Делать это нужно постепенно увеличивая дозу. Поначалу порция прикорма не должна быть больше 1 чайной ложки в день.
Находясь на искусственном вскармливании также можно продолжать кормить ребенка по его требованию. Примерный объем смеси за одно кормление должен быть до 200 мл, и за день не превышать одного литра.

Сон четырехмесячного малыша

Малыш в четыре месяца спит много. Нормальный сон малыша может доходить до 16 часов в сутки. Продолжительность ночного сна составляет не меньше 10 часов, днем же ребенок спит около 6 часов. На отдых днем приходится обычно три периода сна.
Укладывать спать ребенка лучше в 8-9 часов вечера. Иначе ребенок может слишком переутомиться. Многие малыши просыпаются ночью для дополнительного кормления через каждые 3-4 часа. А некоторые могут проспать всю ночь напролет. Все дети разные.

Как помогать малышу развиваться

В четырехмесячном возрасте для нормального полноценного развития ребенку необходимо много контактировать с мамой. Она должна постоянно разговаривать с малышом, описывать все происходящее вокруг. Чаще берите кроху на руки, гуляйте на свежем воздухе в коляске или слинге. Но до шестимесячного возраста не использовать кресла и переноски, где ребенок постоянно находится в сидячем положении. Это большая нагрузка на пока еще слабые мышцы крохи.
Ведите беседу с вашим чадом. Ребенок будет понимать, что вы его слушаете, и будет стараться все больше и больше вам «рассказать». Показывайте малышу различные предметы и описывайте их цвет, форму, для чего они используются. Давайте младенцу пощупать, понюхать, кинуть, взять в рот разные безопасные предметы.
Для игр используйте различные игрушки – погремушки, куклы, музыкальные коврики, игрушки с наполнителями. Для развития сенсорики игрушки должны быть сделаны из различных по фактуре материалов – резиновые, тканевые, шерстяные, шелковые, гладкие, шершавые, в пупырышки.

Игровые занятия с 4-месячным ребенком

В четыре месяца можно проводить с ребенком следующие простые игры.
— Игра в прятки или «Ку-Ку». Суть игры знакома всем. Прячете глаза руками, а потом неожиданно открываете, при этом говоря: «Ку-ку! Вот ты где!»
— «Ладушки-ладушки». Игра улучшает моторику рук и помогает раскрытию ручек младенца. Возьмите ладошки малыша и начинайте ими хлопать, при этом повторяя стишок: «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки! Что ели? Кашку. Что пили? Бражку!»
— Игра-потешка «Коза». Вызывает обычно смех у малышей. Указательным и средним пальцами имитируем бодание козы, щекоча ребенка по животику и приговаривая: «Идет коза бодатая за малыми ребятами. Кто каши не ест? Кто молоко не пьет? Забодаю, забодаю, забодаю!
— «Варим кашку». Водим по кругу пальчиком по ладони малыша – «варим кашку». Затем «кормим» героев потешки, загибая пальчики малыша со словами: «Сорока-ворона кашку варила, детей кормила, этому дала, и этому дала, а этому не дала» При этом каждый пальчик хорошо разминаем и массажируем. Игра полезна для развития моторики и сенсорики ручек детей
Также способствует физическому развитию ребенка закаливание, гимнастика и массаж. Главное не утомлять ребенка различными занятиями и обучением. Все делать в меру.

Вашему малышу уже 4 месяца, и вы ежедневно наблюдаете, как он извлекает первые звуки «а» и «о», не умолкая «гулит», пытается произнести звук «м». Так хочется подтолкнуть его, чтобы быстрее услышать долгожданное «мама». К тому же малыш начал меняться и внешне – отрастают новые волосики другого цвета, формируется цвет глаз, они могут стать карими или зелеными. Жизнь становится более упорядоченной, малыш давно стал членом семьи, а рутинной работы значительно прибавилось. В 4 месяца колики мучают малыша гораздо меньше, и спать он может ночью гораздо дольше, не просыпаясь, позволяя отдыхать и родителям. Иногда малыши путают день с ночью и спят 6 часов днем, а ночью бодрствуют.

Но одно несомненно – любое действие выражает определенные чувства, отношение к окружающей его действительности. Он плачет и смеется, и эти действия вполне осмысленны. До этого он просто привлекал к себе внимание взрослых, теперь же малыш сам проявляет интерес к «взрослой жизни». Он может испытывать страх, любопытство, радость и даже разочарование. Чтобы ребенок развивался стабильно, ему необходима постоянная связь с родителями. Забота и уход ассоциируется у него с приятными ощущениями, и при появлении взрослых он радостно улыбается, лепечет, не желает делиться вами ни с кем и ни с чем. За ним нужно хорошо следить — ведь малыш легко переворачивается со спинки на животик и наоборот.

Развитие ребенка в 4 месяца (что он должен уметь)

— Узнавать маму, или человека, который находится рядом и ухаживает за ним больше других.
— узнавать знакомые голоса и отличать их от других незнакомых;
— петь песенки, произносить первые слоги;
— хватать игрушки одной или двумя руками;
— различать свое имя и реагировать на него;
— приподнимать головку вместе с плечами;
— проявлять эмоции пои виде знакомых и незнакомых вещей;
— играть с грудью или бутылочкой при кормлении.

Уход за ребенком в 4 месяца

Маленькие детки обожают гимнастику, массаж, купание. Введите в правило каждое утро умывать личико и протирать глазки тампонами с чистой теплой водой. Чистите ушки и носик специальными приспособлениями — ватными жгутиками. Малыши становятся более активными, поэтому нужно аккуратно обрезать ноготки, чтобы невозможно было пораниться. Малыш не любит оставаться один, внимательно наблюдает за лицом находящегося с ним человека, реагирует на присутствие матери и близкого человека.

Если он капризничает, успокоить его можно взяв на руки – так он чувствует материнское тепло. К тому же маме нужно подготовиться морально — в четырехмесячном возрасте начинают появляться первые зубки. Нужно приобрести и давать ребенку силиконовые кольца, чтобы массировались и разминались десна. Выделяется много слюней, может появиться даже сыпь не подбородке. Для предотвращения опрелостей и раздражения оставляйте малыша на некоторое время для контакта с воздухом с открытыми попкой и ножками.

Как ухаживать за ребенком при использовании памперсов

Меняя памперс, каждый раз подмывайте малыша проточной водой, или протирайте специальными антисептическими влажными салфетками (их можно применять только тогда, когда нет возможности подмывать). При смене памперса оставляйте малыша раздетым на 15-20 минут. Желательно чередовать памперс с марлевыми подгузниками. Опрелости и раздражение кожи возникает в том случае, если ребенку жарко (температура в комнате 24-25 °С). Летом в жару лучше не использовать памперсы совсем, или только в ночное время.

Но полностью отказываться от них не стоит, ведь по многочисленным исследованиям, эти отклонения возникают и при обыкновенных марлевых подгузниках. Не используйте памперсы маленького размера. Стирайте одежду только специальным детским мылом или порошком, следите чтобы узелки и швы не давили нежное тело малыша. Если опрелости все же образовались, можно промывать эти места отварами трав, или делать ванночки. Подходят ромашка, кора дуба, шалфей, лавровый лист, эвкалипт. Следите, чтобы не возникали аллергические реакции на травы.

Питание ребенка в 4 месяца

На 4-м месяце жизни большинство крох находится еще на грудном вскармливании, принципиальных изменений не происходит, за исключением введения первых прикормов. Малыши, которые получают питание искусственно, также продолжают питаться адаптированными смесями. В качестве прикорма уже можно пробовать давать малышу фруктовое пюре (25-30 грамм) и соки (25-30 грамм). Прикорм дают за полчаса до кормления, желательно в первую половину дня. Вода дается только в тех случаях, когда наблюдаются частые запоры.

Грудное питание лучше давать малышу по требованию, всего получается 6 кормлений. Самые стойкие выдерживают 3.5-4 часа между кормлениями, а ночью до 6 часов. При хорошей прибавке в весе этого достаточно, но если ребенок часто просит грудь и плачет возможно, молока ему не хватает. Обратитесь к педиатру, чтобы он посоветовал подходящую смесь. В сутки малыш должен получать питания 1/7 от массы ребенка, всего до 1 литра молока или смесей.

Режим дня ребенка в 4 месяца

Прогулки

Независимо от того, спит ребенок или бодрствует, необходимо гулять с ним на свежем воздухе в большое количество времени. В теплое время года на улице можно находиться почти весь день. Зимой ограничение температуры — 10-15 градусов мороза. Не стоит выходить гулять при резком холодном ветре и дожде — лучше ограничиться лоджией или балконом или верандой.

Промежутки между сном

В среднем в 4 месяца малыш спит 11-12 часов. Ночью кроха может просыпаться по разным причинам — из-за позывов к мочеиспусканию, мокрых пеленок, просто проголодавшись или из-за болевых ощущений или дискомфорта. Врачи отмечают, что если ребенка прикармливать ночью, у мамы лучше вырабатывается молоко. Днем малыш спит 2-3 раза по 2-3 часа.

Занятия с ребенком в 4 месяца (как развивать)

Даже если малыш не произносит еще слов, он постепенно учит язык, поэтому с ним нужно постоянно разговаривать, читать ему книжки, особенно обращая внимание на эмоциональную связь. Не зря ученые отмечают повышенную способность детей к изучению иностранных языков. Если в возрасте 4-6 месяцев с малышом постоянно разговаривать, впоследствии ему будет проще обучаться. Нужно присматриваться к ребенку, когда рассказываете ему об окружающих предметах, о событиях прошедшего дня, планах. Малыш может подражать вам, и это стремление можно развивать, повторяя звуки во время монолога своего чада.

Чаще присоединяйтесь к его разговору, и он также будет повторять за вами звуки. Вводите новые звуки, вначале гласные. С помощью игрушек можно устроить настоящий кукольный театр. Малыши любят следить за яркими зверушками с определенными голосами. Они учатся передавать и воспринимать эмоции. Рассказывайте малышу стихи – так он будет учиться запоминать тексты при обучении в школе. Физические упражнения прошлых месяцев можно усилить – развести ручки в стороны и скрестить на груди. Поворачивать ножки, чтобы таз немного повернулся в сторону. Головка и плечики малыша также будут поворачиваться. Переверните ребенка на животик.

Игры и игрушки для детей в 4 месяца (как развлекать)

Четырехмесячный малыш прекрасно реагирует на звук резиновой пищалки. Теперь он сам пытается сжимать игрушки, чтобы получить звук.

1. Выбирайте мягкие игрушки, чтобы малыша радовал результат при легком сжатии игрушки.
2. Очень важно для малыша развитие осязательных ощущений. Давайте ему в руки разные ткани — например, скрепленные лоскутки вельвета, бархата или велюра или маленькие подушечки с нашитыми на них пуговками.
3. Соедините ленточку со шнурком с узелками, и вложите малышу в руку, потяните немного, чтобы малыш мог ощутить разницу. Играйте с малышом, чтобы он мог схватывать предметы и перехватывать ленточки.
4. Используйте купание для развивающих игр с ребенком. Но помните, что в 4 месяца – это успокаивающий ритуал, который должен помогать малышу засыпать. Пусть малыш в воде тянется к ярким игрушкам, плавающим разноцветным губкам.

Медицинское наблюдение в 4 месяца

Раз в месяц вы должны посетить педиатра в поликлинике для осмотра в «грудничковый» день, кроме этого подошел срок второй по счету вакцинации против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита. Вакцину можно вводить комплексно, отдельно проводится только прививка от полиомиелита инактивированной вакциной (ИПВ). К концу четвертого месяца ребенок должен выполнять некоторые операции самостоятельно.

Следите за ним, и если он, например, лежа на животе, не приподнимает туловище или не опирается ножками, когда его держат вертикально – обязательно сообщите об этом педиатру. Насторожить также должно и если малыш не улыбается, не любит, когда с ним играют, склоняет головку, когда его поднимают. Не лишне посетить офтальмолога, чтобы предупредить развитие нарушений зрения. Посоветуйтесь с педиатром также, если у малыша частые не проходящие опрелости при искусственном вскармливании, возможно, нужно поменять вид смеси.

Маленький ребенок старается все тащить в рот на пробу, и это легко объясняется. На языке младенца в 1000 раз больше вкусовых рецепторов, чем у годовалого ребенка. В возрасте до года малыши большую часть предметов испытывают «на вкус». Это нормально, когда они постоянно тянут в рот игрушки, главное – тщательно следить за чистотой, а также чтобы невозможно было пораниться острыми углами или мелкими деталями.

Некоторые мамы, стараясь опередить события, пытаются посадить ребенка в подушки, еще до того, как он сам окрепнет. Педиатры и ортопеды единогласно негативно относятся к этому, призывая родителей подождать, пока малыш сделает это сам. Иначе неокрепший позвоночник может искривиться, что принесет массу проблем в будущем. Чаще обновляйте игрушки, но не убирайте их совсем — малыши любят знакомые вещи. Просто меняйте игрушки местами, покупайте яркие предметы.

Радоваться малыш начинает и своему отражению в зеркале, некоторые даже прикрепляют небольшое зеркальце, чтобы ему можно было ловить собственный взгляд. Хотя малыш и любит разглядывать лица, эта радость распространяется на тех, кто уделяет ему много внимания. Не торопитесь устраивать многочисленные вечеринки — малыш обязательно полюбит всех ваших друзей, но несколько позже, и это нормально.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.