Когда ребенок начинает узнавать. Как видят новорожденные: особенности зрения ребенка. Любимые предметы – привлекаем взгляд крохи

Некоторые считают, что в первые дни и даже недели после рождения малыш не может ничего видеть и слышать. А развитие этих навыков происходит со временем. Однако это не так. Ребенок начинает видеть еще в утробе мамы, но видит он и воспринимает окружающий мир иначе, чем взрослые. Давайте разберемся, когда ребенок начинает видеть, и как меняется зрение грудничка в течение первых месяцев жизни.

Особенности зрения грудничка

Интересно, что развитие глаз у плода начинается уже на 18 день беременности, а к седьмому месяцу структура глаз уже практически сформирована. В это время у малыша открываются веки. Сразу после рождения ребенок видит очень слабо, так как мышцы глаз плохо развиты. Новорожденный не различает цвета и не отличает объемные фигуры.

Этапы развития зрения ребенка до года

Возраст Развитие и навыки
Новорожденный до 1 месяца Новорожденный еще не умеет смотреть двумя глазами и фокусировать взгляд, глаза иногда разбегаются и косят, характерна слабая световая чувствительность
2-3 месяца Начинает различать яркие объекты и следить за движущимся предметом, видит красный, оранжевый и желтый цвета, воспринимает отсутствие и наличие цвета
4 месяца Чувствует и оценивает расстояние, начинает воспринимать синий, зеленый и фиолетовый цвета, фокусирует взгляд на предметах и следит за передвигающимся объектом, реагирует на лица людей, которые появляются рядом
5-8 месяцев Различает предметы, даже самые мелкие, следит за движущимися объектами, узнает знакомые лица и вещи, распознает некоторые геометрические формы (шар, куб, конус), осваивает дальние пространства
9-12 месяцев Хорошо видит на любом расстоянии, различает многие цвета и узоры. Кстати, к году окончательно формируется цвет глаз малыша

Занятия для развития зрения

Специальные занятия и упражнения способствуют правильному развитию ребенка. Для тренировки зрения можно использовать различные игры с малышом. Чтобы привлечь внимание, лучше брать ребенка вертикально. В вертикальном положении малышу легче сфокусировать взгляд. Чтобы новорожденный зафиксировал взгляд, держите его на расстоянии 20-25 сантиметров от своего лица или предмета. Подождите, пока он сосредоточится.

Повесьте над малышом в кроватке или в коляске цветные игрушки. Вешать игрушки нужно сбоку, а не перед лицом. Помните, что в первые четыре месяца после рождения грудничок не воспринимает много цветов, а также слишком яркие вещи. Чтобы грудничок не переутомился, не используйте предметы с содержанием свыше четырех цветов.

После четырех месяцев каждый день показывайте ребенку игрушку среднего размера и умеренной яркости. Начинайте с расстояния 20 сантиметров и постепенно увеличивайте промежуток. Покажите и медленно поводите игрушкой из стороны в сторону. Кроха должен зафиксировать взгляд и проследить за вещью.

После 5-6 месяцев можно брать “говорящие” игрушки, особенно животных. В это время малыш хорошо воспринимает и начинает имитировать звуки зверушек, например, “мяу”, “му” и прочее. Такие упражнения развивают зрение, слух и речь. Во сколько месяцев дети начинают лепетать и произносить слоги, смотрите .

Во время игр и занятий разговаривайте с малышом тихо и спокойно, не кричите и не ругайтесь, если у крохи что-то не получается! Обязательно используйте в играх мимику и жесты, различные интонации в голосе, потешки, песенки и стишки. Не заставляйте малыша заниматься слишком долго, если он болен или плохо себя чувствует. Прервите упражнение, если ребенок устал, начал плакать и капризничать.

Как ухаживать за глазами грудничка

Гигиена и уход за глазами – важный аспект в развитии зрения ребенка. Уход за глазами проводят каждое утро при помощи ватного тампона и чистой кипяченой воды. Давайте рассмотрим, как обеспечить и сохранить гигиену и здоровье глаз:

  • Протирайте глаза дважды в день. Для этого смочите ватный тампон или диск в теплой кипяченой воде и протрите глаз от внешнего угла к внутреннему;
  • Для каждого глазика используйте отдельный новый ватный тампон;
  • После водных процедур протирайте лицо грудничка одноразовыми бумажными салфетками. Нужно сохранять сухость кожи и глаз;
  • Своевременно подстригайте ногти грудничку, чтобы новорожденный случайно не залез длинным ногтем в глаз и не поранил его;
  • Следите, чтобы никакие инородные предметы и вещества, в том числе и реснички, не попадали в глаз!;
  • Следите за своей гигиеной и регулярно мойте руки с мылом;
  • Посещайте офтальмолога каждые два-три месяца.

Иногда у детей в первые месяцы после рождения начинают слезиться и гноиться глаза, а ресницы слипаются. Гной появляется из-за инфекции. Чтобы избежать таких проблем, регулярно проветривайте детскую комнату и делайте влажную уборку, поддерживайте комфортную для ребенка температуру помещения (18-22 градуса тепла), следите за аллергической реакцией грудничка (на пыль, ткань, пух и пр.)

1 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок?

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди (ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения (т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: МИМИКА И РЕЧЬ

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица (остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления» - яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

ЗАЛОГ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» - подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическомразвитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.

ЗАНЯТИЯ В ВОДЕ

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» - желательно на спинке (если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ЗРЕНИЕ И СЛУХ

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

2 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок в 2 месяца ?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление, ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

ПРОБУЕМ НА ВКУС

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок , если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

МАССАЖ И «САМОМАССАЖ»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж, можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели . Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс. Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

РАЗВИВАЕМ СЛУХОВУЮ АКТИВНОСТЬ

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

3 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок ?

Все большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно отходит на второй план и становится выражением явного физического или эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи различают у 3 месячных младенцев более 70 видов улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться с сынишкой или дочуркой!

А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или разгневанно кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет настоять на «своем».

Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!

Стоит завидеть маму или папу, как младенец раздражается радостным гулением, воркованием и громкими вокализациями. Поворкуйте в ответ, и ваше общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!

Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.

Малыш не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны, поворачивает ее в поисках игрушки, человека, источника звука или света. Ему уже нетрудно поднять и грудь, теперь он может лежать, опираясь на предплечья.

Многие младенцы к концу 3 месяца умеют перекатываться, особенно отталкиваясь от бортика кроватки. Море удовольствия доставляет пинание мяча, который можно положить у ножек ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки (особенно рифмованные или ритмизированные), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки, помогите ему познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на себе – ведь нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик, глазки. А потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности.

Ребенок будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться под легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати, малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут работать синхронно с вашими.

ПОИГРАЕМ?

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

Зрение - одна из основных функций познания мира. Благодаря зрительным образам ребенок получает до 90% информации о происходящем вокруг него. По поводу зрения у новорожденных детей бытует множество домыслов: кто-то утверждает, что грудничок видит все вверх ногами, в перевернутом положении, кто-то уверен, что малыши не способны различать цвета.

В данном материале мы рассмотрим, каким видится наш мир новорожденным , а также выясним, когда малыш начинает фокусировать взгляд и как помочь малютке развить зрительные функции.


Органы зрения до рождения

Зрительные анализаторы у плода зарождаются на второй неделе беременности. Мама еще не подозревает о своем «интересном положении», а у эмбриона уже появляются глазные пузырьки, которые потом станут его глазками. Хрусталики зарождаются к окончанию первого месяца беременности. К концу третьего месяца у ребенка сформированы сосуды и налажено кровоснабжение глаз.

Формирование склер приходится на 4-5 месяц беременности, к этому же сроку у малыша полностью сформированы веки.



Видеть в полном понимании этого слова плод в пространстве матки не может до тех пор, пока не завершится формирование центра зрения в головном мозге. В третьем триместре беременности малыш сквозь плотно закрытые веками глазки начинает определять и дифференцировать свет и темноту за пределами материнского живота.

При рождении глазки ребенка имеют структуру, идентичную глазу взрослого человека, но все отделы физиологически не дозрели, имеют меньшие размеры, функционально отстают от анализаторов взрослых.



Стадии развития после рождения

Зрение продолжает развиваться после рождения, дозревают глазки, нервы. Этот процесс идет одновременно с развитием и становлением функций головного мозга.

После рождения зрение у младенцев слабое, похвастать его остротой они не могут. Большой и яркий (по сравнению с материнской утробой) мир является большим стрессом для малыша, который к тому же не может толком рассмотреть происходящее вокруг. То, что мы видим, для грудничка первого месяца жизни является «лоскутным одеялом» – скоплением разноцветных пятен, не имеющих четких границ.


Но процесс формирования органов зрения и нейронных связей в головном мозге происходит непрерывно, а также очень интенсивно, и поэтому уже в месяц малыш может в общих чертах различить определенные формы, если поднести предмет близко к его глазам.

Однако удерживать взгляд точечно младенцу этого возраста еще очень трудно, мышцы, отвечающие за движение глазных яблок и фиксацию взгляда, еще очень слабые.


Видят ли новорожденные все в черно-белом спектре? Ответ на этот вопрос скорее отрицательный, но и особого разнообразия цветов вновь рожденный ребенок не воспринимает. Скорее, это набор пятен в полутонах. Утверждения о том, что младенцы все воспринимают в перевернутом виде, вообще далеки от реальности. Видит ваш новорожденный все в правильной проекции, только очень неотчетливо.

Поскольку глазные яблоки существенно уступают по размерам взрослым (16мм у новорожденных против 24 мм у взрослого), то изображение формируется не на сетчатке глаза, а сразу за ней, поэтому всем без исключения новорожденным свойственна некая физиологическая дальнозоркость.

По мере роста глазных яблок изображение начинает формироваться правильно и точно там, где оно должно появляться - непосредственно на сетчатке.


Давайте рассмотрим основные этапы становления зрительной способности у грудничков.

Новорожденный

В первые дни после рождения ребенок различает только свет и темноту. Ни маму, ни папу, ни тем более бабушку он не может рассмотреть, как бы родственники ни старались доказать обратное.

Если направить на ребенка слишком яркий свет, он может заплакать, резкая смена освещения (с темноты на свет) вызывает слезотечение и вполне понятное возмущение маленького человечка. Эти способности относятся к разряду зрительных рефлекторных реакций, их оценивают в родительном доме после появления малыша на свет. Если реакции есть, считается, что ребенок зрячий.


3 недели после рождения

Проходит период первичной адаптации, малыш приспосабливается к новым условиям своего обитания. После 21 дня начинает формироваться цветовое зрение, малыш станет различать некоторые пятна как более или менее яркие.

На расстоянии около 40 сантиметров от лица он может увидеть их лучше всего. Но ни понять, ни проанализировать увиденное малыш пока не в состоянии. Он не различает лица, не может видеть маму, но может ее чувствовать - по запаху, по голосу, по привычным для него прикосновениям.


1 месяц

После первого месяца грудничок начинает недолго удерживать взгляд на предмете, который удален от него не более, чем на 50-60 сантиметров. Но получается это пока плохо, а потому родители начинают бить во все колокола – «малыш косит», «у него глаза смотрят в разные стороны», «один зрачок подрагивает».

Все это не признаки патологии, а признаки незрелости мышц глаз, пройдет еще совсем немного времени, и грудной ребенок научится рассматривать предметы дольше.


2 месяца

К концу второго месяца ребенок может чуть дольше фокусировать взгляд на крупной игрушке. Но следить за ней взглядом ему пока еще очень сложно.

Малыш начинает узнавать маму, и это бесспорный прорыв. Появляются зачатки цветоразличения - малыш воспринимает красный цвет.


3 месяца

К этому возрасту органы зрения ребенка «шагнули» далеко вперед. Теперь он может не просто следить за предметом статичным, но и пытаться удержать взгляд на предмете движущемся, правда, при условии, что двигаться этот предмет будет нерезко, плавно.

Глазки малыша уже могут двигаться вправо и влево, вверх и вниз. Способность различать цвета совершенствуется - малыш начинает видеть желтый цвет.


4-5 месяцев

К концу пятого месяца малыш различает синий и зеленый, а также все базовые цвета спектра, но вот полутона ему пока недоступны.

Их он научится видеть к 7-8 месяцам. Ребенок узнает родных, различает лица, может довольно четко видеть предметы, которые удалены от него на расстояние метра.


6 месяцев

В полгода выражение лица ребенка начинает приобретать «живой» взгляд, вполне осознанный и разумный. Глаза больше не смотрят в разные стороны, не бегают туда-сюда, малыш может четко видеть лица, игрушки на расстоянии до трех метров, фиксировать на них взгляд.

Зрение становится стереоскопическим. Это означает, что младенец начинает видеть мир не плоским, как ранее, а трехмерным, объемным, таким, каким видим его мы, взрослые. Без труда ребенок может увидеть игрушку, дотянуться до нее, взять в руки.

7 месяцев и старше

В возрасте 7 месяцев и после этого зрение в базе своей сформировано. Но это не означает, что процессы совершенствования в органах зрения и головном мозге останавливаются. Развиваться зрительные анализаторы будут до 3 лет включительно, но база заложена уже сейчас.

Ребенок начинает фиксировать взгляд на удаленных предметах, быстро «переключать» взгляд от дальних предметов к ближним и наоборот. В 8-9 месяцев ребенок может оценить расстояние между предметами.


Нужно отметить, что самые разительные перемены с органами зрения у ребенка происходят в течение всего первого года жизни, а потому родители должны сделать все возможное, чтобы зрение малыша развивалось гармонично, правильно. Это поможет избежать проблем в будущем.

Недоношенные дети несколько отстают в этапах формирования зрения. Все зависит от того, насколько раньше срока появится на свет малыш. Дозревать глазки малышей, родившихся преждевременно, будут чуть дольше, и это вполне естественно.

Как развивать зрительные функции?

Позаботиться о том, чтобы зрение малыша было нормальным, родители должны с первых дней. Комната, в которой предстоит находиться грудничку, не должна быть очень темной. В полумраке все стадии развития зрения будут проходить с задержкой. Но и слишком ярко освещенным помещение быть не должно: в первые месяцы яркий свет будет раздражать малыша, причинять ему заметные неудобства.

Исключите нахождение источника света рядом с кроваткой. Также нежелательно, чтобы в комнате находились большие зеркала.

Не придвигайте кроватку к стене - подходить к малышу нужно с разных стороны, чтобы он мог научиться воспринимать объекты как справа, так и слева от себя.

Мобиль, погремушки и прочие «милости и прелести», которые мамы заготавливают для крохи еще во время беременности, лучше начать использовать, когда ребенок достигнет месячного возраста. Раньше он просто их не увидит и не оценит. После месяца игрушки вешают на расстоянии минимум 50 сантиметров от личика младенца.

Занятия на развитие зрения будут полезны для вашего карапузика уже с полутора месяцев. Для начала показывайте малышу черно-белые геометрические изображения.


С трех месяцев начинайте заниматься с ребенком с применением цветных предметов и игрушек. При этом помните, что сначала нужно предлагать предметы красного и желтого цвета, и только к полугоду - синие и зеленые.

Как только ребенок научится ползать, дайте ему волю. Манеж - отличное приспособление, которое очень облегчает маме жизнь и экономит нервы и силы, но в нем стереоскопическое зрение будет развиваться куда медленнее.

Во время изучения пространства собственными ручками и коленками малыш постигает также законы расстояния и объема, не забывайте об этом.

Обязательно гуляйте с чадом. Солнечные лучи способствуют развитию сетчатки глаза, к тому же улице ребенок получает отличную тренировку слежения за двигающимися предметами, которые еще не надоели ему в отличие от домашних - бежит собака, едет машина, цветок качается на ветру и т. д.


Самостоятельная проверка зрения

Глядя на косящие и мутные глазки малыша (а они такие почти у всех грудничков до определенного возраста), родители нет-нет, да и начинают задаваться вопросом, а все ли в порядке со зрением чада. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только врач-офтальмолог, но некоторые признаки и тревожные симптомы нарушений зрения родители малыша вполне могут определить и самостоятельно для того, чтобы незамедлительно посетить все того же офтальмолога. Итак, проблемы чаще всего возникают у детей, которые:

  • появились на свет недоношенными, раньше срока;
  • родились в семье, где у близких родственников имеются проблемы со зрением (офтальмологические проблемы довольно часто передаются по наследству);
  • в месяц не демонстрируют реакции зрачка на свет (зрачок в ответ на яркое освещение не становится меньше);
  • в три месяца не фокусируют взгляд на больших предметах, которые не издают звуков, проявляют интерес только к игрушкам, которые могут производить звуки;
  • в четыре месяца не следят за движущимися предметами;
  • в полгода не распознают лиц родственников, не дифференцируют их с чужими;
  • в полгода демонстрируют непроизвольный нистагм (подрагивание и самопроизвольное движение зрачков из стороны в сторону или сверху вниз);
  • в полгода демонстрируют выраженное одностороннее косоглазие;
  • в годовалом возрасте не обращают внимания на собак, птичек или кошечек на улице, не интересуются движущимися предметами.


Что для вас является самым важным источником информации? Телевизор? Компьютер? Планшет или смартфон? Газета, книга, журнал? Все ответы неверны. Потому что самым важным источником информации для вас является зрение. Пусть вы и не до конца осознаете его роль в своей жизни, но она колоссальна.

Да, ценность зрения чаще всего осознают именно в разрезе чтения или просмотра информации. Еще о глазах вспоминают, когда имеют возможность видеть нечто прекрасное. Или когда отключают электричество, и вы вообще ничего видеть не можете. Вот тут и приходит понимание важности глаз.

Мозг получает огромное количество информации именно благодаря зрению. Где вы, в каком положении, что вокруг, сверху, снизу. Как далеко до объекта, может выйдет достать его рукой? День сейчас или ночь? Когда нужно поднять ногу повыше при ходьбе? Обо всем, что нас окружает, мозг узнает посредством наших глаз. И дает телу обратные команды, исходя из полученных данных. Это сложный процесс, который должен работать больше, чем просто идеально, фиксируя все видимые изменения в окружении.

Логично предположить, что у ребенка, который только что появился на свет, не имея возможности в мамином животе что-то разглядывать, «виденье» мира будет отличаться от вашего. Как видят новорожденные дети до 1 месяца? Как видят полугодки? Когда зрение приближается по своему качеству ко взрослому? Мы обязательно разберемся в этих интереснейших вопросах!

Ученые много времени и сил уделили изучению вопроса о зрении человека и его развитии вплоть с момента зачатия. Уже начиная со второй недели гестации закладываются глазные яблоки, на третьей неделе появляется некое подобие кристаллика глаза. На третьем месяце беременности органы зрения приобретают более-менее «взрослую» форму, уже есть и глазной нерв, и кровеносные сосуды, и даже сетчатка. К 8 месяцу гестации глаза уже полностью сформированы и начинают свою работу. Они уже видят, правда, пока что просто учатся отличать свет от темноты.

В общем понимании сразу поле рождения дети не видят, если оценивать различительную способность их глазок наравне со взрослыми. Но новорожденный далеко не слеп – он прекрасно отличает свет от тьмы и видит силуэты крупных предметов. Правда, пока что он видит мир вокруг очень расплывчатым и как будто за пеленой густого тумана. Но это необходимая предосторожность природы.

Появляясь на свет, новорожденный сразу попадает в совершенно враждебную для него среду. Света больше, звука больше, прохладно, вокруг воздух, а не жидкость. Новорожденный получает сразу слишком много информации о мире, в котором ему предстоит жить и взрослеть. Добавьте сюда еще все, что можно видеть, со всеми формами, красками и расстояниями. Мозг малютки просто не в состоянии усвоить столько всего сразу, потому зрительная завеса приоткрывается для него постепенно.

В конечном итоге новорожденный карапуз сразу после родов что-то таки видит. Но, правда, немного, в черно-белом формате и очень расплывчато. Кристаллик только учится фокусироваться на предмете, а сетчатка – различать цвета. А это процесс не быстрый.

Еще более интересный вопрос – это во сколько месяцев новорожденные дети начинают видеть полноценно. Этот процесс у всех происходит по-разному, но в среднем сроки сохраняются. Особенности зрения карапуза в разные месяцы мы сейчас и разберем.

Особенности зрения новорожденного

В первые дни способность ребенка видеть более-менее нормально ограничена рядом факторов, связанных непосредственно с процессом появления на свет. В связи с давлением на головку при прохождении родовых путей у новорожденного припухают веки и лопаются некоторые мелкие кровеносные сосуды в глазных яблоках. Это делает зрение еще более размытым, чем оно могло бы быть в следствии того же . Но это вполне нормально.

В течении первого месяца жизни крошка просыпается в основном на «покушать», но уже сейчас он внимательно изучает лицо своей мамы, будто пытаясь запечатлеть ее образ в памяти до малейших деталей. Ребенок видит более-менее четко на расстоянии от 20 до 30 сантиметров. Именно на такой дистанции от новорожденного и находится мамино лицо во время грудного вскармливания. Именно сейчас формируется особенная, незримая связь мамы и карапуза.

К четвертому месяцу жизни развивается способность кристаллика к фокусировке на определенном предмете. До этого срока взгляд младенца как будто скользит по стенам комнаты, игрушкам и маминому лицу, возвращаясь к самым интересным объектам, но не в силах задержатся на них хоть на миг. В этот период родители так же могут заметить некоторую скошенность глаз. Но до полугода это считают вариантом нормы – новорожденный просто еще не научился управлять обоими глазками сразу.

Начиная с первого месяца, и до окончательного формирования зрительной системы кроха лучше всего видит в вертикальной проекции. То есть, когда вы носите его столбиком. Понаблюдайте за карапузом в такие моменты – он будет разглядывать окружающую обстановку с двойным интересом.

Важный момент – до полугода крошка лучше всего продолжает различать свет и темноту. И яркий свет, а особенно – его источник, направленный в глаза новорожденного, будет очень сильно его раздражать и нервировать. Именно поэтому в традициях укоренилось правило создавать в комнате с младенцем приглушенный равномерный свет, не используя лампы накаливания или дневного света, расположенные на потолке и бьющие лежащему на спине малышу прямо в глазки.

На что любит смотреть ребенок

Как бы романтично и банально это не прозвучало, больше всего на свете новорожденный любит смотреть на лицо. И тут неоднозначный момент – в плане детской любви и потребности в маме карапуз любит смотреть на мамино лицо. А вот в плане зрения ребенку больше всего нравится разглядывать лицо отца. Как-то так сложилось, что у мужчин черты лица выражены намного лучше, чем у женщин. Потому, если облик мамы, как ни крути, роднее, то облик папы, в плане разглядывания, ребенку во сто крат интереснее. Особенно, если папа с растительностью – усами и бородой.

Пусть малыш видит нечетко, но ему очень нравятся привычные образы родителей. Детский глаз – это вам не зрение мужа. Вашу новую стрижку, прическу или цвет волос новорожденный заметит сразу. И даже если это – последнее слово моды и вам очень идет, ребенку такие изменения в родном человеке вряд ли придутся по вкусу. Еще до двух месяцев своей жизни он запомнил, что мама – шатенка, которая делает хвостик и не пользуется косметикой.

Шатенка с накрашенными глазами удивит малыша, а вот если она еще и блондинкой при этом станет, малыш примет ее за совершенно другого человека. Со временем кроха привыкнет, но зачем нервировать капризулю в таком нежном возрасте сменой имиджа? Это же касается бородатых и усатых пап, которым вздумается выбриться начисто.

Кроме любимой мамы и выразительного папы ребенку понравятся четкие черно-белые картинки. Подобные изображения карапуз может разглядывать довольно продолжительное время. Разумеется, он частенько будет отвлекаться на что-то другое. Но его внимание непременно будет возвращаться к черно-белым изображениям.
До полугода не столько важен цвет, сколько размер. Ребенок с большим удовольствием будет смотреть на светлые крупные предметы и игрушки, чем на мелкие камушки или шарики.

А вот ближе к полугоду активизируется и цветовое зрение. Первыми цветами, которые увидит младенец, будут желтый и красный. Притом, сначала они будут проявляться как будто в сепии, набирая яркость с возрастом. А потом и другие цвета активно включатся в восприятие.

Как привлечь внимание ребенка

Несмотря на то, что как раз в самое важное для зрения малыша время – период новорожденности – вы находитесь в процессе , вам все равно хочется уделить малышу максимум времени и внимания. А как привлечь его внимание? Сейчас это не составит для вас труда – вы уже знаете об особенностях виденья мира новорожденными детьми.

Вы уже знаете, что лучше всего малыш видит предметы на расстоянии в 20-30 сантиметров. А еще лучше он видит в вертикальном положении его тела. Используйте эти моменты, ловите взгляд малыша, пока носите его столбиком, показывайте ему новые предметы именно в таком положении и с соответствующего расстояния.

Перед тем, как попытаетесь установить зрительный контакт с новорожденным, поговорите с ним спокойным ласковым тоном. Звук ребенок воспринимает не так, как взрослый. К примеру, тот же приятен, хотя взрослых подобное шипение может раздражать. Ваш голос он слышал приглушенно, находясь еще в животике, потому лучший способ оповестить малыша о своем присутствии – заговорить. Как только крошка попытается посмотреть на источник звука – ловите его широко распахнутые глаза.

Как только он хотя бы на секунду сфокусируется на вашем лице, велика вероятность, что в награду вы получите такую родную и желанную улыбку.
Когда вас нет рядом, развитию зрения помогут яркие игрушки, расположенные поблизости от ребенка. Идеальными в этих вопросах станут подвесные погремушки. Только размещать их над головой малыша, как это принято, не стоит.

Лучше всего расположить такие «наглядные пособия» сбоку или на уровне ступней карапуза. Так они не будут ему надоедать, да и будет повод повернуть или попытаться приподнять головку, а это для физического развития хорошо.

Когда пора к врачу

Иногда не все в развитии зрения малыша идет так гладко, как хотелось бы родителям, и по плану, предусмотренному природой. В этом случае важно вовремя обозначить проблему и обратиться к специалистам (педиатру и офтальмологу).

В раннем детстве скорректировать качество зрения проще, чем когда проблема запущена. Ориентирами в вопросе качественного развития глаз малыша будут следующие пункты:

  • в месяц малыш начинает более-менее четко видеть очертания лица мамы;
  • в три месяца он способен четко различать даже выражение лица кормилицы;
  • в четыре месяца любопытный взгляд может фокусироваться на предмете около 2-3 секунд;
  • в пять месяцев карапуз начинает распознавать красный и желтый цвет, уделяя особое внимание игрушкам этих цветов;
  • в полгода взгляд фокусируется и на близких, и на далеких предметах, фокус уже не скользит, малыш может долго удерживать объект в поле зрения;
  • с семи-восьми месяцев младенец хорошо различает зеленые и синие цвета, а мамино лицо распознает уже на приличном расстоянии;
  • к году маленький исследователь видит очень четко, различает практически все цвета и оттенки, да и «дальнозоркость» возрастает.

Если конкретно у вашего малыша что-то не совпадает с этими среднестатистическими параметрами развития – следует немедленно проконсультироваться у педиатра, а при необходимости и у офтальмолога. Иногда это серьезные отклонения, но чаще всего достаточно просто скорректировать мамину , добавив в нее продукты с высоким содержанием витамина А и Е, или подавать нужные витаминки карапузу. Но это должен прописать врач, самолечение может только усугубить положение дел.

Как видят новорожденные дети по месяцам – видео

В этом видеоролике демонстрируют примерное изображение, которое может получить зрение у новорожденного в динамике по месяцам. Рассказано, что за чем учатся различать глаза крошки, которые к году уже не уступают в своих возможностях взрослому зрению.

Вопрос о том, когда же начинают видеть новорожденные дети, неоднозначен. Видят-то они с рождения, а вот как видят – это вопрос. Сначала зрение у малышки черно-белое и очень нечеткое. Постепенно у него появляется характерная взрослому человеку резкость и способность различать цвета.

Поэтому правильный вопрос – это не когда новорожденный начинает видеть, а когда карапуз начинает видеть полноценно, различая формы, цвета и расстояние до предметов. А таких высот глаза крошки достигают только ближе к окончанию первого года жизни. Хотя лица родителей малыш начинает различать и запоминает в деталях много раньше.

Сколько месяцев вашему малышу? Как продвигается его познание мира через зрение? Узнает ли карапуз вас и папочку? Делитесь впечатлениями о том, когда ваш новорожденный начинает видеть этот мир. Это интересно многим молодым родителям. Здоровых вам деток и ярких красок!

Появление малыша - бесспорно, значительное событие для родителей, стресс, сопровождающийся шквалом положительных эмоций. У взрослых всегда возникает вопрос, когда ребёнок начинает видеть, во сколько месяцев он узнаёт маму и папу. Суждение о том, что после рождения в первые дни дети ничего не видят и не слышат, ошибочное. Некоторые роженицы думают, что развитие слуха, зрения происходит постепенно, но не все знают, что формирование биологических органов развивается у детей по-разному.

Глазки младенца намечаются в утробе матери к восемнадцатой неделе беременности. Уже в 7 месяцев у малыша формируется глазное яблоко. После появления, когда новорождённый начинает щурить глазки, - это означает, что у него нормальная реакция организма на свет. В первые часы и дни детям обеспечивают приглушённое освещение, это помогает им постепенно адаптироваться. После рождения грудничок воспринимает мир расплывчатыми неясными очертаниями.

  • Когда малыш появляется, он ощущает свет.
  • В первый месяц туманные и нечёткие объекты становятся для него более понятными, малыш может следить за перемещением взрослых.
  • В 3-4 месяца младенец останавливает взгляд на игрушках.
  • В 5-6 месяцев малыш сколько угодно наблюдает за окружающими предметами, узнаёт близких.

Физиологические функции у грудничков развиваются постепенно. После рождения они видят все в чёрно-белом цвете, но уже к 3 месяцам они распознают красные и жёлтые тона. Родителям следует знать, что способность восприятия цветовой гаммы с различными нюансами приходит позднее, поэтому игрушки подбираются с учетом особенностей малыша. Только в конце первого года ребёнок сможет различать некоторые оттенки основных цветов.

Этапы развития зрения

Благодаря способности видеть малыш развивается умственно и физически. Получая информацию из внешнего мира, совершенствуются его эмоциональные качества.

Вначале, когда новорождённый начинает видеть, он фокусирует своё внимание на небольшом промежутке - 20-30 см. С момента рождения малышу трудно управлять своими глазками, а блуждающие зрачки иногда сходятся у переносицы. В моменты общения с мамой у него происходит неосознанное изучение её лица. Совсем простые игры с младенцем помогают развитию глазных мышц. Дети развиваются неодинаково, и это очевидный факт, поэтому вопрос, сколько необходимо заниматься с ним, чтобы укрепить глаза, решается индивидуально.

  • В первый месяц, двигая яркую погремушку перед лицом малыша, окружающие замечают, как он радуется, заворожённо и с любопытством наблюдает за ней.
  • Вблизи он реагирует на мамин взгляд: при медленном движении её глаз из стороны в сторону он следит за ними.

Одновременно с развитием способности слежения за предметами младенцу показывают более разнообразные по цветовой гамме игрушки и весёлые яркие картинки. В 4 месяца, с приобретением некоторых моторных навыков, он может дотянуться до предмета и обхватить его ручками. В процессе роста важно, чтобы у ребёнка было достаточно разнообразных игрушек небольшого размера, которые он может удержать. После 7-9 месяцев у малыша уже нормально сформировано зрение, он видит все издалека, различает лица людей, несмотря на то, что его по-прежнему интересуют близкие предметы.

Как определить качество зрения у ребёнка

Самостоятельно никто из родителей не сможет понять, насколько хорошо формируются глазки у ребёнка. В случае необходимости дополнительно взрослым помогут некоторые наблюдения, которые могут насторожить:

  • после 3-4 месяцев малыш не может задержать взгляд на предмете;
  • подносит игрушки слишком близко, чтобы их разглядеть, или он прищуривается;
  • малыш трёт постоянно глазки руками;

Период адаптации ребёнка - процесс непростой и для него, и для родителей, поэтому обращение к докторам при первых признаках негативных симптомов оградит в будущем от более серьёзных осложнений.

Причины для серьезного беспокойства

Малышей обычно осматривают узкие специалисты разных направлений. Посещение врача-офтальмолога не является исключением. Родители не должны оставлять без внимания любые отклонения, даже незначительные. Поводом для обращения к врачу могут быть:

  • глазки находятся в движении, но ребенок не способен зафиксировать взгляд;
  • один или оба зрачка близко расположены к переносице, либо они закатываются;
  • белые и слегка замутненные зрачки;
  • слезоточивость, чрезмерная световая чувствительность.

Зрение у недоношенных детей

В большинстве случаев малыши, родившиеся раньше срока, адаптируются легко при обеспечении должного ухода, их физическое развитие в дальнейшем может не отличаться от формирования важнейших органов доношенных детей. Но существует риск приобретения такого заболевания, как ретинопатия, и для этого существует некоторые предпосылки:

  • нарушение сетчатки глаз возникает у некоторых деток при первоначальном весе после рождения менее 2 кг;
  • патология может появиться при выполнении процедуры искусственной вентиляции легких;
  • негативное влияние на глаза ребёнка оказывают внутриутробная инфекция, поражения сосудов мозга, другие факторы.

Работа специалистов с недоношенными детьми заключается в постоянном наблюдении за ними, и многие мамы, особенно неопытные, должны доверять врачам, которые делают всё, чтобы предотвратить развитие болезней у новорожденных в начале их обнаружения. В последние годы такие дети благодаря современному оборудованию и высокому профессионализму медиков вырастают здоровыми и сильными людьми.

Наблюдая за окружающим миром, по мере роста малыш все больше обращает внимание на людей и различные предметы. Всегда можно определить по реакции малыша и выражению лица его отношение ко всему. Родители с восторгом и умилением замечают, как уже через некоторое время ребёнок оживляется, его взгляд становится осмысленным, и он проявляет интерес к происходящему вокруг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.