История одного шедевра: «Неравный брак» Пукирева. Неожиданная история, стоящая за картиной «Неравный брак

25 января 1533 английский король Генрих VIII тайно женился на своей возлюбленной Анне Болейн. Ради этого союза он не побоялся бросить вызов обществу и церкви. Развод с его первой супругой Екатериной Арагонской, а также конфликт с клирикалами в итоге привел к разрыву с папством: Генрих VIII был отлучен от церкви.

В российской истории сохранилось также немало историй, когда представители царского рода заключали по любви неравные браки, несмотря ни на что..

Петр I и Марта Крузе

Во время Великой Северной войны российские войска захватили в Ливонии шведскую крепость Мариенбург. В плен к русскому фельдмаршалу Шереметеву попала некая Марта Крузе, молодая жена шведского драгуна Иоганна Крузе.

Фельдмаршал сделал юную особу своей любовницей, а позже передал ее Александру Меншикову, ближайшему другу и сподвижнику Петра I.

В 1703 году произошло событие, изменившее жизнь служанки. Во время своего визита в Петербург Петр навестил своего товарища, в гостях у которого заприметил миловидную барышню. Веселая и обаятельная иностранка приглянулась царю, к тому же в тот момент он был опечален разрывом отношений со своей фавориткой Анной Монс. Марта, кочевавшая из одной постели военноначальника в другую, стала фавориткой царя. Уже через год она родила ему первенца.

Позже Марта Крузе приняла православие, сменила имя на Екатерину, стала второй женой Петра I, а после его смерти - императрицей Екатериной I.

Екатерина I. Портрет неизвестного художника. Фото: Public Domain

Елизавета Петровна и Алексей Разумовский

Судьба Алексея Разумовского похожа на сказочный сюжет. Сын простого днепровского казака смог стать графом, генерал-фельдмаршалом Русской императорской армии и, по некоторым данным, тайным мужем императрицы.

Алексей Разумовский считался одним из самых красивых мужчин при дворе. Фото: Commons.wikimedia.org

Счастливый случай в его жизни произошел в 1731 году. В село Чемер прибыл полковник Вишневский, который набирал певчих для Придворного хора. Голос молодого Разумовского, который пел на церковном клиросе, понравился ему, и он забрал его с собой в Петербург.

На молодого мужчину, обладавшего яркой внешностью, обратила внимание цесаревна Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I и Екатерины I. После ее вступления на престол карьера Разумовского стремительно пошла в гору. Бывший певчий вскоре стал подполковником лейб-гвардии Конного полка.

По некоторым данным в подмосковном селе Перово в 1742 году состоялась тайное венчание императрицы и Алексея Григорьевича. Несмотря на то, что официально об этом союзе не сообщалось, Разумовский пользовался неограниченной властью при дворе. Его покои в дворцовых апартаментах были смежными с покоями Елизаветы Петровны. За столом он всегда сидел подле нее.

Существует несколько легенд о детях, которые родились от этого союза. К примеру, за дочь императрицы и графа в свое время выдавала себя известная авантюристка, вошедшая в российскую историю как княжна Тараканова. Стоит отметить, что ни одна из этих легенд не получила своего документального подтверждения.

Императрица Елизавета Петровна. Репродукция с портрета Жана Анри Беннера. Фото: Public Domain

Екатерина II и Григорий Потемкин

Отношения между Григорием Александровичем и императрицей, по воспоминаниям очевидцев, начались в 1774 году, когда Потемкину было 34 года. Императрица была старше него на 10 лет.

Несмотря на то, что список поклонников любвеобильной императрицы был немал, Григорию Потемкину удалось занять в нем особое место. Только его она называла своим «мужем», а себя его «женою», связанною с ним «святейшими узами». Даже после окончания их бурного романа Потемкин сумел сохранить за собой роль второго человека в государстве.

Историки сходятся во мнении, что Потемкин не просто довольствовался ролью фаворита во дворце. Сохранившиеся свидетельства очевидцев говорят о том, что осенью 1774 или же в начале января 1775 года произошло их тайное венчание. Совершил обряд, по некоторым данным, духовник императрицы Иван Панфилов.

Вскоре в доме Потемкина появилась девочка, которую назвали Елизаветой. В день, когда малышка появилась на свет, согласно официальной версии, у императрицы случилось расстройство желудка из-за немытых фруктов… Девочка, которую считали дочерью императрицы, получила фамилию Тёмкина. Фамилии таким детям давались путём отнимания первого слога у фамилии отца.

Портрет Елизаветы Григорьевны Темкиной в образе Дианы сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

Григорий Потемкин не просто довольствовался ролью фаворита во дворце. Фото: Commons.wikimedia.org

Император Александр II и Екатерина Долгорукова

В 1859 году произошла первая встреча императора и дочери гвардейского капитана князя Михаила Долгорукова. В тот момент Александру II был 41 год, а девочке - 11 лет. Следующая их встреча произошла в Смольном, где он увидел уже похорошевшую 17-летнюю особу.

Несмотря на то, что на счету императора было много любовных побед, он не на шутку увлекся дочерью Долгорукова. Запретная связь императора и Екатерины длилась около 14 лет.

За годы тайных встреч у Екатерины родились от императора четверо детей. Старший сын Георгий появился на свет в 1872 году. В 1873 родилась дочь Ольга. Сын Борис, рожденный в 1876 году, умер в младенчестве. А в 1878 году появилась на свет младшая дочь Екатерина.

К тому времени императрица Мария Александровна уже страдала от чахотки и редко вставала с постели. Не дожидаясь ее смерти, Александр II перевез свою любовницу во дворец.

22 мая 1880 года его супруга отошла в мир иной, а уже 6 июля в часовне Царскосельского дворца состоялось браковенчание Александра II и Екатерины Михайловны.

В декабре этого же года он жаловал ей титул Светлейшей Княгини Юрьевской. Все их дети, узаконенные после венчания, также получили фамилию Юрьевские.

Великий князь Алексей Александрович и Александра Жуковская

Великий князь Алексей Александрович, четвёртый сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны, воспылал запретной любовью к фрейлине Александре Жуковской, дочери поэта Василия Жуковского. К моменту их знакомства ему было всего 19 лет, а ей - 27.

Александра была дочерью поэта Жуковского. Фото: Commons.wikimedia.org

Их тайное венчание, по некоторым данным, состоялось в сентябре 1868 года. Одобрить такой союз родители Великого князя не могли. Император и Синод добились расторжения брака. Страдающего юношу отправили на два года в кругосветное плавание, а его беременную возлюбленную выслали за границу. В ноябре 1871 года в Зальцбурге она родила сына, которого назвала в честь отца - Алексеем.

Сохранились письма, которые в разлуке ей слал Алексей Александрович:

«Вспомнил я Твою маленькую комнату, где мы, бывало, так часто сидели, и стало мне опять тяжело одному и захотелось во что бы то ни стало написать Тебе, но потом я вспомнил, что это невозможно, и я скучный и печальный пошел спать, но долго не мог заснуть, и хотел я Тебя видеть, с Тобой забыть весь мир, Тебя одну хочу я, и отняли Тебя у меня, и проклинал я всех людей и всех, всех на свете».

Несмотря на чувства, счастья этой паре не довелось узнать. Под давлением родных, возлюбленные были вынуждены прервать отношения.

Генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович. Фото:


«Жениться по любви не может ни один, ни один король», – поется в знаменитой песне. Понятие мезальянса – неравного брака – когда-то действительно имело большое значение и предостерегало особ королевских кровей от опрометчивых решений. Но некоторые знатные и титулованные персоны все же решались «жениться по любви». Самые скандальные и нашумевшие неравные браки знатных особ в российской истории – далее в обзоре.



Мезальянс – это брак между людьми разных сословий, сильно отличающимися по имущественному или социальному положению. Часто в результате мезальянса супруг или супруга более низкого социального положения получали такой же статус – например, выйдя замуж за дворянина, простолюдинка становилась дворянкой. На Руси были примеры таких браков. Например, крестьянка Феврония вышла замуж за муромского князя Петра. Бояре не захотели покориться дочке пасечника и изгнали ее из города. Петр настолько любил жену, что отказался от своего положения и последовал за ней. Вскоре жители Мурома попросили супругов вернуться. В историю они вошли как .



Таким был и первый брак в династии Романовых, когда Петр I женился на Марте Скавронской в 1717 г. Так простая прачка и кухарка, любовница соратника Петра А. Меншикова, прислуживавшая у него за столом, стала первой российской императрицей Екатериной I.



В том случае, когда супруг или супруга не получает высокого социального положения, брак называется морганатическим. Дети, рожденные в таком браке, хотя и считаются законными, не наследуют титула и богатства родителя, обладающего более высоким социальным статусом. Таким был брак младшей дочери Петра I, императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского в 1742 г. Избранником Елизаветы стал черниговский казак (по некоторым источникам – сын свинопаса), певчий придворного хора Алексей Розум, впоследствии получивший титул графа. Официально о браке не объявляли, но при дворе об этом было всем известно.



Хотя брак был тайным, он был совершен священником по церковному канону и считался законным, при этом супруг не получал права престолонаследия и не вмешивался в управление государственными делами. Документов, подтверждающих брак, не сохранилось – якобы после смерти императрицы Екатерина II направила посланника к Разумовскому, и тот сжег бумаги, отказавшись от борьбы за власть.



Счастливым мезальянсом называли брак императора Александра II и Екатерины Долгорукой. Впервые Катенька с Его Величеством встретились, когда ей было 13 лет. Она была дочерью князя Михаила Долгорукого. И хотя Катерина не была простолюдинкой, после смерти отца ее семье достались только долги. Александр II принял шестерых детей князя под свою опеку, и когда Кате исполнилось 18, император увидел в ней очаровательную девушку и потерял голову от ее красоты. На тот момент ему было 47 лет, он был женат, и этот роман никто не воспринял всерьез – увлечений у Александра II было много.



После рождения у них сына Георгия и дочерей Ольги и Екатерины начальник тайного сыска граф Шувалов посчитал своим долгом предупредить императора о недовольстве царской семьи и общества таким положением дел. В итоге император отправил Шувалова послом в Англию, заставив всех недовольных замолчать, а княжну с детьми поселил в Зимнем дворце. После смерти императрицы в мае 1880 г. Александр II решил обвенчаться с Екатериной, что они и осуществили уже в июле, не дождавшись истечения траура. Брак был морганатическим, княжна не получила статуса императрицы, их дети были лишены права престолонаследия. Этот брак был неравным еще и относительно разницы в возрасте – их разделяло 29 лет. В России новую супругу императора так и не приняли, ей пришлось уехать во Францию.



В истории немало примеров мезальянсов не только среди королевских особ.

Сюжет

Старый некрасивый мужчина берет в жены девчушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, а у жениха денег в достатке, потому за него и отдают молодую красавицу.

Венчаются в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может коснуться ее.

Зрители прозвали картину «Неравный брак» «Кощей с невестой»

Люди вокруг показаны в полумраке, даже священник, словно бы на стороне зла — ведь он, понимая, что девушка не по доброй воле вступает в брак, все же венчает пару. Не лучше и окружающие. Все они — молчаливые свидетели, что, конечно, не делает им чести.

«В мастерской художника» (1865)

Каждый из персонажей второго плана играет свою роль. Кто невесту разглядывает, кто с осуждением наблюдает за происходящим, что подобострастно обращен в сторону жениха, кто настроен решительно провернуть это дельце (например, старуха рядом с женихом — возможно, это сваха или мать невесты).

Контекст

Есть несколько версий того, чья история несчастливой любви вдохновила Пукирева на полотно. Но надо признать, что в те времена подобные случаи были делом хоть и неприятным, но обычным. С одной стороны, это осуждалось, с другой, — обычай сей продолжал существовать еще долгие годы.


> «Прием приданного в купеческой семьи по росписи» (1873)

По задумке, на месте шафера должен был быть вовсе не Пукирев, а его друг Сергей Варенцов. Невесту же художник писал с однофамилицы — Прасковьи Варенцовой, происходившей из знатного рода. Говорят, что в неё Пукирев был влюблён, но шансов стать ее мужем не имел — крестьянское происхождение и отсутствие какого бы то ни было капитала не позволяли.

Считается, что Костомаров, увидев «Неравный брак», передумал жениться

Варенцов же на Пукирева обиделся. Дело в том, что Сергей Михайлович собирался жениться, а сплетни, которые, конечно же, поползли бы, были нежелательны. Тогда художник, внешне похожий на друга, добавил шаферу бородку и «превратил» в себя.

Жениха же писали с нескольких людей, по всей видимости: от кого — голову, от кого — лицо, а от кого — и венчик седых волос.


Иллюстрация к «Мертвым душам», 1880

Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Шмельков. Сбоку изображена голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». И сделал. Резную из цельного дерева — и цветы, и плоды. Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому.

Судьба художника

Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины все шло медленно, но верно: несмотря на свое крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.

Не создав ничего лучше «Неравного брака», Пукирев спился

Последующие работы художника значительно уступали в технике и, как следствие, не вызывали восторга ни у критиков, ни у покупателей. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года.

Он - вампир, она - обычная девушка. Какое тут может быть семейное счастье? Весьма сомнительное. Почему же они выбрали друг друга и не могут себе представить жизни по отдельности, хоть и суждено им мучаться, а не радоваться такой любви?

История влюбленных из «Сумерек» стала столь популярной неслучайно. Социологи констатируют, что в развивающемся мире больше возможностей, но и различий между людьми - пропорционально. Неравные браки не мы изобрели, но барышни прошлых веков были озабочены тем, что их выдадут замуж за нелюбимого. Теперь найти любовь - полдела, найти общий язык с любимым, если между вами пропасть, сложнее. И, простите за сравнение, крови и у вас, и у него в этих поисках может быть выпито прилично, даже если никто из вас не вампир.

Не родись красивым

«Выбирать надо по себе! Ну куда тебе с твоей фигурой в калашный ряд?!», - говорил Люде папа, когда она была подростком. Ох, как ей это тогда не нравилось! Заводная девушка недостатка в поклонниках не испытывала, хоть и красоткой не была. Замуж вышла за соседа Степу, красавца, по которому сохли все местные девчонки. Для влюбленных разница во внешности была неважна - они были знакомы с тех пор, когда взаимопонимание при лепке куличиков важнее того, кто как выглядит. Но наставления родителя Люде вспомнились. Красивая и смелая перешла дорогу - банальным образом Степа изменил ей с коллегой. Само по себе ужасно, но хуже, что позже, в похмельном бреду, он признался ей, что всегда чувствовал себя обделенным. Все вокруг постоянно сетовали на то, что такой Аполлон женат на замухрышке, да он и сам задумывался, не слишком ли быстро выбрал супругу, не узнав, что значит - быть с красавицей.

Комментирует психолог Людмила Исковских: «Пара поженилась в юном возрасте, а зависимость от чужого мнения - спутница инфантильности. И выбор супруга из ближайшего окружения часто случается под давлением обстоятельств или родственников. Для зрелой любви внешность не является критерием. Шансов у такого союза немного. Если не получается полюбить друг друга такими, какие есть, лучший выход - развод».

Только спокойствие

А вот другая история, тоже о притяжении противоположностей. Считается, что с похожим на тебя человеком заскучаешь. А Вера затосковала с мужчиной, с которым общего у нее было как у Южного полюса с Северным. «Привет! Ну что, зажигаем?!», - сказала она громко, входя в малознакомую компанию. И столкнулась взглядом с тихим юношей, грустно жующим коктейльную трубочку в пустом бокале. Активная барышня многого добивалась, но уставала от этой борьбы. Поэтому так нуждалась в спокойном спутнике. Но скоро их жизнь стала напоминать ту самую трубочку от коктейля - не имеющую ни свежести, ни вкуса. Мужчину это устраивало, судя по тому, с каким скепсисом он относился к Вериным затеям - прокатиться в Питер на выходные, организовать вечеринку, записаться в спорт-клуб. «Как-то я спросила, действительно ли ему нравится размеренная жизнь? Знаете, что он мне ответил? Я, мол, просто на вершине блаженства, когда валяюсь с тобой на диване. Другая бы обрадовалась, а мне страшно стало. Пришлось расставаться. Он так привык, и себя я не переделаю».

Людмила Исковских: «А вот здесь расставания можно было избежать. Психологи не рекомендуют после начала совместной жизни забывать о друзьях. Именно семьи с разными интересами супругов являются самыми крепкими и счастливыми. Надо отделять свои интересы, а не пытаться насильно втянуть в них супруга. Он может смотреть футбол с друзьями и , а она в это время съездить в Питер с подругами. Не стоит драматизировать и, главное, не ограничивать себя в общении с другими людьми».

В лучшем виде

А можно ли ради любви не просто поменять привычки, а стать другой - соответствующей запросам любимого? Все познается в сравнении. Леля выросла в семье врача и учительницы - куда уж интеллигентнее? А влюбилась в сына ректора университета и успешной писательницы. И дело не в родителях, познакомились они, будучи вполне самостоятельными, в отеле на европейском курорте, и несколько месяцев наслаждались конфетным периодом, не предчувствуя беды. «Сначала я думала, он не в настроении - претензии странные. Ну хожу я по дому в шортах, ну это же не светский раут? Оказывается, маменька его всегда была при параде. У них все было чинно-благородно, общались на языке Толстого и Тургенева, а тут я с журналистским сленгом. В общем, не знаю, где он будет женщину искать с такими древними устоями, но я унесла ноги, пока меня не убедили в том, что я - низшее сословие».

Людмила Исковских: «Кто-то из психологов обнаружил, что отношения между влюбленными тем крепче, чем интереснее им друг у друга учиться новому. Проще всего прилепить ярлык «Он - чужак». А можно прикоснуться к миру элиты - что в этом плохого? Возможность расширения границ поведения, развития новых навыков поведения - большой дар, который преподносит нам жизнь. Принимать или не принимать - выбирать вам. Но попробовать открыться другому образу жизни стоит».

Разбитая любовь

Самый распространенный признак разделения людей на категории - это, конечно, деньги. Захомутать «богатенького» хотят многие. А вот Катя ни о чем таком не мечтала. У нее была другая цель - балет! В своих грезах она танцевала на сценах лучших театров и знала, что этого можно достичь трудом и постоянными занятиями. Времени на тусовки у нее не было. Вадиму к моменту знакомства уже надоели легкомысленные барышни. К Кате он относился трогательно - оберегал, как фарфоровую статуэтку. Хотя, наверное, меньше. Романтический ужин в его шикарном особняке закончился не успев начаться - потянувшись за бокалом, девушка задела тарелку с закусками и та разлетелась вдребезги. Что тут началось! Вадим нецензурно ругался, клеймил Катю за неловкость и через слово упоминал о ценности имущества и понесенных убытках. Роману был конец, Катя вернулась к станку и пообещала себе в будущем примы никогда не покупать вещей, утрата которых заставит унижать других и себя.

Людмила Исковских: «Вадим ограничивает себя, становясь рабом вещей. Катя более свободна: вещи служат ей, а не она им. Ей можно позавидовать - у нее здоровые ценности. Но не стоит обобщать и думать, что «все богачи такие». Тогда на ее горизонте может снова появиться прекрасный принц, которому уже не будет никакого дела до вещей, если перед ним будет его Катя. Уйти - грамотное решение. Но не надо зарекаться от отношений с обеспеченными мужчинами на будущее».

Скромное обаяние

У женщин возможностей обеспечить себя по высшему классу сейчас не меньше, чем у мужчин. И иногда это становится еще одним препятствием на пути у людей, полюбивших друг друга и не задумывающихся о том, как может сказаться на их гармонии эта разница. После болезненного разрыва Марина на мужчин даже не смотрела. Но как-то, закупая продукты в любимом супермаркете, поймала восхищенный взгляд охранника. «Он не сводил с меня глаз, как будто я - единственная женщина в мире. Я не выдержала и подошла. Он сказал, что никогда бы не посмел познакомиться сам и будет счастлив, если я соглашусь прогуляться с ним». Выяснилось, что молодой человек приехал из провинции, но устроиться на приличную работу не смог. Он познакомил ее с мамой и друзьями, но в круг общения девушки входить опасался. Стеснялся выглядеть альфонсом. Со временем его все чаще стала мучить несостоятельность рядом с любимой, и ей уже приходилось быть свидетельницей его обид на судьбу и дурного настроения. А частенько и успокаивать, уверяя, что разница в их материальном уровне ее не тревожит. Хотя Марина зарабатывала вдвое больше своего спутника. После пары импульсивных расставаний и воссоединений, Марина сдалась и прекратила отношения. «Если человек не из твоего круга, то либо его комплексы съедят, либо вам станет скучно вместе. Считайте меня снобом, но я предпочитаю мужчин своего уровня».

Людмила Исковских: «Тип поведения героини - довольно детский, а мужчина ведет себя более зрело. К сожалению, пара, где мужчина, зарабатывая меньше женщины, не испытывает угрызений совести, почти нонсенс. Быть добытчиком для мужчины - стандартно. Девушке не надо было становиться доморощенным психологом и предлагать душеспасительную помощь, о которой никто не просил. Навязывание своих увлечений - тоже ошибка. На деньгах вообще не нужно было акцентировать внимания, какой у кого заработок - информация, необязательная для обнародования. Ему проще было бы воспарить над ситуацией, поверить в себя и, наконец, стать вровень с ней по доходу. Быть слабой и зависимой, направить свою энергию не в русло возрождения мужчины - это гораздо больше вдохновляет сильный пол на желание стать генералом».

Летом 2016-го в Третьяковке проходила одна из самых интереснейших выставок — «Тайны старых картин». Проект состоял из 17 таинственных сюжетов — 17 шедевров музея с их историями, загадками и тайнами. Каждая история заслуживала особого, трепетного внимания, но больше всех мне понравилась «тайна» «Неравного брака» В. Пукирева.

За «картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории», за огромное полотно с непривычным взглядом художника на вещи, В. Пукирев получает звание профессора. Случай был беспрецедентный — всех взволновала новая тема, современная и актуальная — тема власти денег.

Для тех, кто не помнит сюжет картины, предлагаю ознакомиться — потрясающее презентационное видео от «Третьяковки»:

Догадок всё больше…

Картина «Неравный брак» Василия Пукирева так и не разгадана до конца. Анализируя ее, мы вступаем на зыбкую почву догадок. Кто эта девушка? Что за мрачный красавец мужчина со скрещенными руками стоит за ней, ненавидяще-отчаянным взглядом упершись в спину «молодого жениха»? А что делает призрачная, с первого взгляда незаметная старуха в венчальном уборе слева от жениха, и почему смотрит на него таким странным взглядом? И наконец, правда ли, что картина автобиографическая?Попробуем разобраться.

Сюжет картины «Неравный брак» мало кого оставит равнодушным: полумрак церкви, падающий из окна свет ярко освещает трех главных героев картины — жениха, невесту и священника… Юная, печальная невеста обреченно протягивают руку, на которую склоненный в льстивом поклоне священник сейчас наденет кольцо, и отдаст ее во власть старого богатого сластолюбца, чопорного жениха, держащего свечу.

Свадьба, свадьба! Да что-то нерадостная…

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — Невеста и кольцо

Девушка – настоящий цветок, Пукиреву удивительно удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва-едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. Невеста написана округлыми, мягкими линиями, ее лицо и плечи и, в меньшей степени, белое платье – самые сияющие элементы этой сцены.


«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ невесты

А вот жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьей прелести невесты. На шее его — орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. (орден Российской империи в 4-х степенях за военные отличия и гражданские заслуги.)

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ жениха

Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

По сути, перед нами – договор купли-продажи. И все присутствующие участвуют в этом преступлении: родители или тетушка девушки, которых не видно, но которые согласились на эту сделку, толстый поп в золоченом одеянии, сам престарелый жених…

Кстати, позволим себе немного цинизма в надежде на лучшее будущее для девушки. Может быть, старичок-то в скором времени… того? И останется молодая богатая вдова? В поисках ответа на этот вопрос посмотрим пристальнее на гостей.

Слева от жениха старуха, а на голове у нее нелепое для ее возраста украшение… Венчальное? А слева от священника не еще ли одна старуха выглядывает? Обратите внимание — в тусклые тона художник «обмакнул» только этих двух старушек.


Искусствовед, старший сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова предположила, что эти призрачные старухи, придающие картине мрачный мистический колорит, – предыдущие жены. Отправленные «в отставку»? Или спроваженные в гроб? Вторая версия вероятнее, иначе что бы им делать на свадьбе.

А с каким интересом смотрят глаза человека, находящийся за спиной у первой старухи — он единственный, кто смотрит на кольцо, которое сейчас наденут девушке на палец. И каким мертвым, саркастическим взглядом взирают на невесту старушки.

Привлекает к себе внимание и мужская фигура за невестой – статный, мрачный молодой красавец со скрещенными руками.

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — «молодой человек позади невесты»

В его образе можно уловить сходство с самим художником. Так может, история автобиографическая? А рядом стоит человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип – Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества.

Возможно, здесь и кроется объяснение тому, что Василий Пукирев так быстро и стремительно написал эту картину, и тому, что она так берет за живое, никого не оставляя равнодушным? И, может, именно потому он не наслаждался успехом выставленного на Осенней выставке 1863 года в Академии художеств «Неравного брака», а спешно уехал за границу?

Прасковья Матвеевна Варенцова

В пользу этой версии говорит еще один факт. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Она пережила своего старого мужа, но, судя по тому, что последний известный портрет ее сделан в богадельне, счастья и богатства сей брак ей не принес.

Впрочем, с картиной связана еще одна история. Дело в том, что в Третьяковской галерее хранится эскиз к картине «Неравный брак».

Неравный брак. Эскиз одноименной картины

И что мы видим? За спиной невесты по-прежнему стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это уже другой человек! Удивительно, но в этой версии фигурирует та же фамилия. То ли не всё мы еще знаем об этой картине, то ли странное совпадение?

Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов. Он был влюблен в Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. Но так вышло, что ему предпочли другого – то ли родители, то ли сама девушка… Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Потому он изображен позади невесты.

Видимо, Сергей Варенцов очень страдал, делился переживаниями с товарищем и подтолкнул его к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, устроил грандиозный скандал. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого.

Это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. У них родилось трое детей, и всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.

Что же касается образа «Кащея», жениха, исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным. В нем находят черты тверского предводителя дворянства Алексея Полторацкого, князя Павла Цицианова и даже повара, служившего в доме Сергея Варенцова. Вероятно, и тот, за кого выдали замуж невесту Пукирева, тут виден.

Критика

Картину приняли восторженно. Владимир Стасов, увидев картину, написал: «Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни». Критик считал, полотно Пукирева «…одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы». Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Николай Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.

Помимо восторженности были и нападки. Художника упрекали за мелкотемье, нападали за то, что он применил дерзкий, небывалый приём, изобразив обычных, из повседневности героев, да ещё и в полный рост. Такое позволялось только по отношению к античным героям.

А Н. Дмитриев писал в «Современной летописи»: «У господина Пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке — не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание… отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического».

Мотив

Мотив «неравного брака» пришёл в изобразительное искусство из жизни, из истории. В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности.

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”.

В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. И вот, в 1863 году на выставке появляется картина «неравный брак» и сгорбленный священник, вопрошающий к невесте исподлобья… В картине священник изображен, как человек не осуждающий союз двух абсолютно разных и не равных друг другу людей, а как «человек купленный» старым и влиятельным женихом, и его неблагородный образ особо подчеркивается художником…

Автобиографична ли она?

Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:

«На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Об этой трагедии Пукирева говорил и друг его С.И.Грибков. В книге «Москва и москвичи» Гиляровский писал:

«О В.В.Пукиреве С.И.Грибков всегда говорил с восторгом: - Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была как у Дубровского - и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба такая же! Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных лет знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещенными руками - это сам В.В.Пукирев, как живой».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.