История льна кратко. Лён в русской традиции. Вылеживание и вымачивание

Лен - культурное растение (история, происхождение)

Древний арабский ученый Ибн-Фалдан, путешествуя по стране россов, населявших земли к северу от Каспийского моря, был поражен их белоснежными одеждами. Ученый прекрасно знал, что сшиты они из льняных тканей - это было ему не в диковину. Удивляло другое. Здесь их носили все, а в Египте, откуда был родом Ибн-Фалдан, льняные ткани настолько ценились, что в них ходили только верховные жрецы, фараоны считали их самой изысканной одеждой и даже мумии заворачивали в льняные ткани.

Льном на Руси начали заниматься со времен нашествия скифов, которые занесли его сюда из Азии. Здесь, в Казахстане и на Памире, до сих пор находят дикий лен с превосходным качеством волокна.

В самую раннюю пору славяне ткали из льна паруса для своих ладей. Летописи рассказывают, что князь Олег, возвращаясь из похода на Царьград, велел сшить паруса из шелка, но ветер быстро порвал их. И тогда воины поставили льняные паруса и благополучно прошли все Черное море. А легендарный Садко доплыл под ними до страны чудес - Индии.

Не думал, конечно, этот сын Новгорода, что льняные паруса привели его на родину льна, который русские испокон веков считали своим растением. А между тем именно здесь, в горных районах Индии, примерно 4-5 тысяч лет назад, предки индийцев первыми вырастили былинки с голубоватыми цветами и сшили себе одежды из льняного волокна, сняв с плеч звериные шкуры.

Несколько позднее лен занял видное место в земледелии древнего Египта, где значение его было настолько велико, что гибель посевов льна приравнивалась к одной из "семи египетских казней".

Примерно в это же время лен появился в нашей Колхиде, начал возделываться в Греции и Риме, был завезен к галлам, а от них разошелся по всей Западной Европе, в том числе попал в Литву. С тех пор рассказывают литовские предания о божке Вайтгантасе - покровителе льна, и до наших дней сохранился сорт льна "вайтгантас", названный в честь древнего божка литовцев.

В давние века прошел лен по всему свету, но нигде он не привился так широко, как в нашей стране, которой принадлежит 80 процентов мировой площади посевов.

Широко раскинулись голубые поля вокруг городов Новгорода, Ярославля, Ростова, Углича, Дмитрова. Но самый длинноволокнистый, шелковистый, урожайный лен родился у славян-кривичей на псковских землях. Хороши для него эти земли. И климат здесь чисто "льняной": летом бывает влажно, нежарко, на небе почти всегда облака, и стебли льна стройными былинками тянутся кверху.

Но тяжким был в те далекие времена на Руси труд крестьян-льноводов. В 1467 году Псковское вече особым документом - грамотой - закрепило льняную повинность населения. Через восемь лет крестьяне во главе с посадником Афанасием Юрьевичем, не выдержав гнета бояр, торжественно разорвали грамоту и, как записал летописец, "и быть всем крестьянам радость велия. С восми бо год она была в лари, да много крестьянам истомы и убытков в то время было". А спустя еще двести лет вновь поднялись псковские льноводы под водительством крестьянина Тимофея, по прозванию "Кодекуша трепец", против бояр и торговых людей, притеснявших их.

К середине VI века прекрасный русский лен получил мировую известность. Персидский писатель Эд-Дин писал, что льняные одежды из земли русской знают за Самаркандом, в Северной Индии, в Калькутте и Дели. Лен с охотой покупали немцы, англичане, голландцы и французы. Особенно славились на мировом рынке псковские льны и полотна Кадашевской слободы, что под Москвой.

Льняное полотно прославилось недаром. Оно хорошо противостоит гниению, в два раза крепче хлопкового и в три раза - шерстяного волокна.

Из семени льна, которое содержит 35-40 процентов жира, получают хорошо высыхающие масла, применяющиеся при производстве олифы, красок, лаков, мыла. Из побочного продукта при переработке льна - пакли - вьют веревки, шпагат, изготавливают бумагу и термоизоляционные материалы.

Жители многих стран использовали лен не только на волокно. У древних народов Азии и греков хлеб из поджаренных и размолотых семян льна очень высоко ценился и считался деликатесом. В Эфиопии лен и сейчас возделывают как хлебное растение. Да и в России в неурожайные годы льняное семя употребляли в пищу.

Трудно вырастить хороший лен. Все лето не прекращается работа на полях. Нужно рыхлить почву, вносить удобрения, бороться с вредителями и болезнями. Упустишь время - и пропал лен, о котором еще древние новгoродцы гoваривали: "Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую неделю семя летит". Но не растеряли славу своих предков нынешние льноводы. Если 50-60 лет тому назад крестьяне собирали со своих полей едва 1,5-2 центнера льна-волокна с гектара, то сейчас урожаем 4-5 центнеров особенно никого не удивишь. А замечательный мастер Д. М. Максимов на древней псковской земле получает по 10,5 центнера льна-волокна с гектара и по 6 центнеров семян. Из этого количества можно сшить две тысячи рубашек, отжать два центнера масла, получить четыре центнера хорошего корма для скота и изготовить три центнера бумаги.

Кончается лето, и начинается новая страда. Лен нужно мочить, мять и трепать. В августе лен тонким слоем расстилают на лесных опушках, лугах , полянах с невысокой, но густой травой. Их называют стлищем. Здесь при теплой влажной погоде с обильными росами под действием гриба "кладоспориум" разрушаются пектиновые вещества, склеивающие лубяные пучки со стеблями. "Хорошее росенье - льну опасенье"; "Лен дважды родится: на поле и на стлище", - говорят мудрые народные пословицы.

Часто лен не расстилают, а мочат. Для этого его опускают в заводи рек с тихим течением, ручьи и озера, где он лежит 10-12 дней. Здесь уже пектиновые вещества разрушаются не грибом, а бактерией "клостридиум фельзинеус".

Однако расстил и мочка - это еще не конец работы. Пока что грибы и бактерии освободили лубяной пучок. "Приготовили" тресту из соломки. Теперь нужно из тресты выделить шелковистые волокна. А чтобы сделать это, тресту мнут специальными машинами, всегда помня пословицу: "Мни лен боле - волокно будет доле", а затем трепят на льнотрепальной машине.

Только после этого волокно легко отделяется от стебля и становится эластичным в шелковистым, каким оно ценится в промышленности.

Исторические корни изготовления одежды из льна идут из древности и насчитывают более 9000 лет. Предки тогда уже извлекали льняные волокна и скручивали из них нечто, напоминающее ткань.

Археологи раскопали свидетельства этого на территории древней России - волокнистые пряди льна, простенькие приспособления для изготовления тканей, которые относятся ко второму тысячелетию до нашей эры.

В V тысячелетии до нашей эры в разных древних странах льноводство процветало. Египтянами изготавливались легкие и изящные ткани. Светлая одежда в те временя была символом невинности, ее позволялось надевать только жрицам и девственницам. Египтяне знали, что лен не гниет, поэтому мумий они оборачивали именно льняным полотном.

Лен на Руси

Славянские племена еще до Киевской Руси начали разведение льна. Великий лен на Руси был широко любим с 9-го века по сегодняшний день. У славян лен пользовался уважением, потому что они знали о его благоприятном влиянии на здоровье, кроме того, они, по описаниям восточных авторов той эпохи, одевались только в льняные одежды. Мастера, которые умели делать очень тонкие полотна, были в большом почете. В те времена считалось, что льняная одежда хранит от бед.

Из России лен стал поставляться в Англию и Францию, и к XIII веку промышленность этих стран работала только на российском волокне. Производство по обработке льна получило развитие к концу XIII века и стало лучшим в мире. Лен использовался на Руси для одежды и белья. Причем одежду считали нарядной и праздничной, поэтому Петр Первый утвердил для льна стандарт. Вся Российская империя и двор Романовых в начале XX века снабжались материалами фабрик по льняному изготовлению.

Льняная одежда: сегодняшний день

Лен не потерял своей актуальности до сих пор, интерес к нему только возрастает, хотя промышленность выпускает большое количество других материалов. В России лен доступен, а в европейских странах он считается продукцией высочайшего класса и стоит дорого.

Новую жизнь льняная одежда получила благодаря кутюрье XXI-го века. С современными льняными тканями легко работается - они податливы, красиво мнутся, с ними можно экспериментировать, можно как угодно красить. У льна особая пластика - он мягкий и ломкий одновременно. Можно менять фактуру волокна, добиваясь нужного эффекта благодаря новым способам обработки льна.

Рынок льняных вещей постоянно развивается. Все чаще можно видеть льняную натуральную одежду на подиумах и модных показах. Современные товары разнообразны по расцветкам, дизайну, приятны на ощупь и, конечно же, качественные. Практичная и ноская одежда может служить в качестве предметов гардероба для сна, а стать праздничным нарядом.

Новый 2014 год мы встречали в Костроме. От души погуляли по городу, посетили основные музеи. О поездке, впечатлениях и встрече Нового года подробно рассказала на сайте. Статья называется "В Кострому - хорошо, а на запад - лучше" .
Как всегда, когда знакомишься с каким-то местом, что-то остаётся за кадром. В Костроме за кадром осталось производство льна. До революции этот губернский город считался льняной столицей империи, костромские купцы торговали льняным полотном далеко за пределами России.
Сейчас производство одежды и белья из этой удивительной ткани кое-как выживает, и то не благодаря, а вопреки. Обидно и досадно.

А раньше костромские и не только модницы щеголяли в кипенно-белых льняных нарядах. Остатки той былой роскоши экспонируются в музее в здании Дворянского собрания. Фасоны платьев настолько очаровали, что свалить снимки в фотофайл и забыть о них было бы непростительно. Хорошо бы их выставить на всеобщее обозрение.

И ещё захотелось чуть больше узнать об истории льна и его производстве в России.


  • ИСТОРИЯ ЛЬНА

Оказывается, лён знали ещё в эгейский период. В Греции и Риме из льняной пряжи делали одежду и матроны щеголяли в хитонах из льна. Уже в древние века скатерти и постельное бельё изготавливали из льняного полотна.

Годился лён и для военного снаряжения. Ведь доспехи никогда не надевали на голое тело, под него поддевали исподнее, сшитое из льна. Парусину тоже делали из льна.

Немаловажную роль сыграл лён в истории искусств, ведь часто заупокойные портреты писали на холсте из льна.

Выращивали лён, в основном в Египте, Верхней Италии, Галлии (современная Франция) и Испании. Экспортировали его по всему свету, даже везли в Индию. Древние образцы льняной материи можно видеть во многих музеях, знаменитые "коптские ткани" из Египта - ни что иное, как льняной холст, хоть он и не высокого качества. Ещё в Древнем Египте в льняные ткани заворачивали мумии, эти полотна сейчас хранятся в Metropolitan Museum в Нью-Йорке.

В Северную Европу лён завезли ромеи, и на протяжении Средних веков люди носили одежду из льна.

И все эти долгие века полотно ткали вручную, механический ткацкий станок изобрели лишь в 1785 году.

ИСТОРИЯ ЛЬНА В РОССИИ

На будущих землях России возделывать лён стали уже со второго тысячелетия до Р.Х. Древние манускрипты упоминают о том, что славяне умели делать ткани из льна уже в IX-X веках. Восточные купцы и путешественники описывают, что славяне носили добротные льняные одежды. Даже в таких северных областях, как Новгород и Псков в X-XII веках выращивали эту культуру.

Промышленное производство льна широко распространилось в XVIII веке. Сначала, в "петровские" времена, полотняно-парусинное производство располагалось вокруг Москвы. В 1725 году по всей стране было 15 мануфактур, 9 из них размещались в Москве и в губернии. А уже в конце XVIII века почти половину парусно-полотняных тканей производилось в Костромской губернии.

В XIX веке Россия становится главным поставщиком льна на европейский рынок.

В середине XIX века из всего волокна, производимого в мире, 64% приходилось на долю России. Вот только по производству тканей Российская империя явно отставала от других стран. У нас делали всего 0,45 аршина на душу, тогда как в Англии делали по 18-15 аршин на человека, во Франции - 9-11.

Но не всё было так плохо. Ведь такие низкие цифры говорили лишь о промышленном производстве льняного полотна. Но было ещё и кустарное производство. Реальные цифры не слишком высоки, но и не столь печальны. С учетом крестьянского производство на душу населения приходилось 3,7 аршина ткани. Что, впрочем, потребности не удовлетворяло. В то время для жителя села нужно было 10 аршин льняного полотна, на горожанина - в два раза больше, 20 аршин на душу.

Отмена крепостного права в 1861 году дала мощный толчок производству льна. К 1913 году почти в три раза (!) по сравнению с серединой XIX века, выросли урожаи льняной культуры, увеличились площади возделывания льна. И в первой четверти ХХ века на 1-е место по производству льна выходит Вятская губерния и обходит Псковскую и Смоленскую. Рос экспорт льна, почти 70% урожая вывозилось в зарубежные страны.

В начале XX века текстильная промышленность России почти догнала развитые страны, производство льняных тканей составляло 40% от общего объема производства России.

С первой четверти ХХ века закатился "золотой век" льняного производства в России. Дальше - удручающие цифры. И чем ближе к нашему тысячелетию, тем печальнее. Урожайность льна упала, площади посевов сократились. Костромские фабрики, которые изо всех сил карабкаются, чтобы выжить, вынуждены работать на импортном волокне.

И чтобы не заканчивать статью на такой минорной ноте, полюбуемся нарядами костромской знати конца XIX - начала XX веков. И хоть при ближайшем рассмотрении оказалось, что в костюмах есть изрядная доля шёлка, шерсти, кружев, тем не менее, они достойны небольшого поста.

Коричневое платье, скорее всего, наряд учительницы или гувернантки. Мне так показалось. Интересно, что декольте не слишком низкое, но и такое закрыто кружевом.

Слева - граммофон. Сбоку даже ручка виднеется. Звук регулируется открытием-закрытием верхних дверок. Открывать можно поочерёдно, чтобы добиться желаемой громкости.

А так могла одеваться мещанка или купчиха. Но это тоже только мои догадки, на этикетках ничего не написано. Не исключено, что это наряд зажиточной крестьянки. Те платья, что носили крестьянки села Коломенское в Москве, их наряды от дворянских не отличишь.

В 1913 году в Санкт-Петербурге проходил карнавал, многие участники надели русские костюмы XVII века. В Москве, в Оружейной палате хранится карнавальный костюм Николая II .

Известны фотографии императора и императрицы в карнавальных нарядах.

Очень любопытно было узнать, как оделись Сергей Александрович - дядя царя и его супруга, Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы, будущая святая великомученица Елизавета. Вот снимок.

А вот и реконструкция некоторых костюмов.

Вот теперь на ознакомлении с культурой Костромы можно поставить если не точку, то многоточие. Надеемся на другую встречу с льняной столицей.


Если вам приходилось видеть поле во время цветения льна, скорее всего, вы не забыли это дивное зрелище. Лён обладает уникальными свойствами, что способствует человечеству обращаться к нему не одно тысячелетие. И сегодня, несмотря на грандиозное развитие химической промышленности по изготовлению различных искусственных волокон и синтетических материалов, выращивание льна и производство из него тканей и нитей не уменьшилось. Лён остаётся популярным, как и многие тысячи лет назад.



О льняных тканях можно прочитать уже в Библии, а образцы этих тканей, которые использовались людьми в VIII–III вв. до н. э., были обнаружены в древних раскопках в Швейцарии. Это подтверждают музеи, в которых хранятся древние находки. Даже о методах получение льна рассказывают нам старинные фрески, рисунки на греческих вазах. Его расстилали, сушили, затем мяли, трепали, чесали, после чего пряли. Под льняными парусами ходили суда, на льняных холстах дошли до нас шедевры живописи. Льняные ткани вытеснили даже одежды из звериных шкур.



Лён дарит людям масло, одежду, нити, из которых изготавливают тончайшую ткань, Брюссельские, Елецкие, Вологодские кружева, постельное бельё, скатерти, бельё. Все изделия из него отличаются прекрасными гигиеническими качествами, прочностью, долговечностью, устойчивостью против гниения.


Но всё же, считается, что по-настоящему серьёзно изготовлением льняных тканей занялись в древней Индии почти 9000 лет назад. Вот с тех пор лён и выращивается как прядильная культура. Затем это дело позаимствовали Ассирия, Вавилон, Египет и другие страны. Особенно по изготовлению льняных тканей прославился Египет, где получали тончайшие, почти прозрачные ткани, – через пять слоёв такой ткани просвечивало тело.


Качество льняной ткани определяется по длине нити, полученной из 1 кг пряжи. Например, если из 1 кг пряжи получено 10 км нити, то номер такой нити – 10. А теперь представьте, что египетские ткачи пряли нити с номером 240. Как же удавалось это египтянам? Ответ на этот вопрос простой – секрет изготовления таких нитей человечеством утерян. Такая ткань ценилась по цене золота. Следовательно, носили одежды из тончайшего льна только царственные особы и жрецы. А еще изо льна изготавливали бинты для пеленания набальзамированных тел умерших.


Из Египта лён перешёл в Грецию, о нём писал древнегреческий историк Геродот. Он донёс до нас сведения о том, что в дар Афине Родосской принесли ткань, нить которой состояла из 360 тончайших нитей. Такую ткань, ценившуюся на вес золота, вырабатывали и в древней Колхиде, то есть там тоже знали об этом секрете. Историки предполагают, что поход аргонавтов в Колхиду за «золотым руном» был связан именно с целью разгадки секрета изготовления тончайшей льняной ткани. Секрет не дошёл до нас.


Льняные одежды полюбились и , а от римлян лён позаимствовали галлы и кельты, иначе говоря, вся Западная Европа. В Средневековье и в эпоху Возрождения льняные ткани были самые распространённые. Но постепенно древние секреты изготовления тонких тканей терялись, а лён в некоторых странах стали использовать на примитивном уровне. Так или иначе, лён использовали и в Средней Азии, и в Австралии, и в Восточной Европе.







Откуда пришла культура льна к нам на Русь? Историки предполагают – из . Во всяком случае, до образования Киевской Руси льноводством уже давно занимались славянские племена, в Прибалтике в языческие времена были боги-покровители льна. Летописец Нестор в «Повести временных лет» рассказывает о том, как возделывали лён, а также о производстве льняных тканей и масла Печерскими монахами.


На Руси с особым уважением относились ко льну, его ценили за целебную силу, а чистая, белая льняная одежда была символом нравственной чистоты. В XIII веке торговля льном занимала видное место на Руси, центр товарного льноводства находился в Пскове, Новгороде и в Суздале. Русские князья собирали льном подати.


Обработка льна – процесс трудоёмкий, и поэтому, не имея механизации, многие страны сворачивали это трудное дело. Химик Гей-Люссак и механик Ф. Жирар разрешили эту задачу – механический способ обработки льна был изобретён, но во Франции их делом никто не заинтересовался, а вот в России продолжали заниматься обработкой льна, поэтому изобретатель Ф. Жирар вынужден был искать применение своим изобретениям именно в России. По предложению Александра I он основал здесь первую полотняную механическую фабрику, впоследствии знаменитая Жирардовская мануфактура.


В результате производительность прядения утроилась. На русский лён вырос спрос в Великобритании – во второй половине XIX века доля русского льна в этой стране составляла 70%. Вскоре лён стал важной статьёй русского экспорта. Россия поставляла лён не только в Великобританию, но и во многие западноевропейские страны.





Появление новых волокон – , синтетических, казалось бы, ставило под угрозу исчезновения производство льняных тканей, однако натуральные ткани сохранились, так как, сочетая их с разными волокнами, получались всё новые и новые ткани. Производство льняных тканей расширяется благодаря применению котонина (модифицированного льняного волокна).


Для получения костюмно-платьевых тканей используются льнолавсановая (50 – 60 % лавсановых волокон), льнокапроновая, льнонитроновая ткани. Например, льнолавсановые ткани имеют шерстистый красивый внешний вид. При увеличении в их составе лавсановых волокон более 50%, ткани не сминаются, как это происходит у чисто льняных. Они обладают хорошей формоустойчивостью, хорошо укладываются в складки, но их гигроскопичность по сравнению с льняными ниже и гигиенические свойства тоже уже не те, что у льняных тканей.


Льновискозные ткани шелковистые, очень красивы, хорошо драпируются, но сминаются, как и льняные.


Льняные формоустойчивые ткани выпускаются с выразительными рельефными поверхностями, пластичные – с разнообразными рисунками переплетений, которые могут быть и ажурными, и имитирующими мережку, а также с эффектом накладных стежков и с жаккардовыми рисунками.


Есть ткани и с меланжевым эффектом, которые получают благодаря использованию смеси волокон, различно воспринимающих красители. Ткани с эффектом зернистости получают из льняных нитей, скрученных с капроновыми, которые из-за своей упругости стягивают льняные нити. Из таких тканей легко шить костюмы, женские летние пальто.


А за последнее время интерес к чисто льняным тканям вырос и по той причине, что человечество оценило экологичность льна в этом мире, где так много потеряно не только материального, но и духовно-нравственного.



Основные этапы производства ткани изо льна


Сначала лён собирают и получают льняную солому. Это выполняют с помощью машин. Далее его вымачивают, для чего лён расстилают на полях на 2-3 недели (роса вымочит). Наконец, осуществляется первичная обработка: сушка, мятье, трепание. После чего следует прядильное производство: пряжа, которая поочерёдно включает чесание, формирование ленты, а из ленты – ровницы (тонкой подкрученной ленты).



Следующая операция – отделочное производство: отбеливание и окраска.


Для изготовления бельевых полотен: простыней, полотенец, лёгких костюмных тканей используется чёсаный лён. Из него получают более тонкую и лучшую по качеству льняную пряжу. Из очеса (короткое волокно) и луба получают более грубую пряжу, из которой изготавливают грубые ткани: мешочные ткани, холсты и другие полотна.


Отходы из льняного производства тоже используются – они применяются как топливо, и не только как топливо, но ещё, из них изготавливают плиты для стенных перегородок, а также используют в производстве настила под паркет и мебели. Так что лён находит применение во многих сферах производства, и ни одна его часть не пропадает.


Но так как нас интересуют больше льняные ткани, рассмотрим основные их свойства.


Износостойкость и прочность.
Экологичность.
Воздухопроницаемость.
Высокая теплопроводность.
Минимальная электризуемость.



Способность отводить тепло и влагу. Как вы думаете, что лучше надеть в жаркую погоду – синтетическую одежду или изо льна? Каждый из вас уже догадался – конечно изо льна.


Именно льняные ткани, кстати, одни из немногих, производятся из абсолютно натурального сырья. Льняные ткани меньше загрязняются, поэтому их можно реже стирать, а это повышает срок службы изделия. Во время носки и стирки, в отличие от хлопчатобумажной ткани, льняная не желтеет, а сохраняет и белизну, и свежесть.


И хорошо бы знать всем девушкам о том, что льняная одежда предупреждает и некоторые заболевания, ведь лен имеет ещё и бактериологические свойства, поэтому никакие грибки или бактерии на нём не уживаются. Льняная ткань считается природным антисептиком, микробы и разные инфекции на ней погибают, под льняными бинтами раны заживают значительно быстрее. Именно, кремнезем, содержащийся во льне, сдерживает развитие бактерий. Вот теперь и задумайтесь, какое нижнее бельё на себя лучше надеть. Используется лён и в хирургии при наложении швов, которые организм человека не отторгает, а полностью рассасывает.



Уход за вещами из льняных тканей


Белые и натуральные льняные ткани можно спокойно стирать при 90 ?С, и не только, можно и прокипятить.


Цветные изделия стирать лучше при температуре не выше 40?С, ведь вы не знаете, какие красители использовались. Такие вещи лучше стирать в щадящем режиме и с соответствующими стиральными средствами, не используя отбеливающих и хлорсодержащих препаратов, которые могут способствовать быстрому разрушению льняных волокон.


Единственный недостаток льняной ткани – легко мнётся, поэтому во время сушки следует вещи хорошо расправить, и сушить лучше на открытом воздухе. Снимать с просушки вещи надо чуть влажными, и приступать к глажению. Гладить надо через влажную тонкую ткань (марлю), только тогда ваша одежда будет идеальна. Если вы используете утюг с паром, температура не должна превышать 200 ?С.


Если придерживаться всех рекомендаций по уходу за льняной одеждой, она послужит для вас не один год. Кстати, постепенно со временем ваша одежда изо льна делается мягче, и вы заметите, что ухаживать за ней становится всё легче и легче.


Милитта уверена в том, что, прочитав о достоинствах льняной ткани, она убедила вас в её выборе для одежды, в которой вы долго будете радоваться и чувствовать себя превосходно.


История льна на Руси

На территории России лен известен с глубокой древности. Так при раскопках свайного поселения на реке Молдоле (на современной территории Вологодской области) были найдены семена льна, которые удалось даже прорастить. Это притом, что поселение датируется началом II тысячелетия до и. э. Здесь же были обнаружены части прялки и отпечатки льняной ткани на керамике. Арабский путешественник Ибн-Фоцла в 921 г. видел на Волге славян, которые носили одежду изо льна. До образования Киевской Руси льноводством занимались все славянские племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину. Об этом в V в. и. э. писал Геродот, а также арабский ученый Ибн-Фадлан, восторгавшийся красотой белых льняных одежд славянских женщин.

Остатки полотняных нарядов находили на территории Руси еще в курганах X в. А к XIII в. центрами как производства, так и торговли льном стали Новгород и Псков. Английский путешественник Ричард Ченслер, посетивший Россию в XIV в., в книге «Торговля Московии» писал: «К западу от Холмогор находится город Новгород, около которого растет прекрасный лен… ровно как и в городе Пскове, в окрестностях которого великое обилие льна».

У наших предков лен считался очень важной культурой и высоко ценился в хозяйственной жизни, поэтому бережное отношение к сельскохозяйственной культуре отразилось в славянском фольклоре и календаре сельскохозяйственных работ русского народа. Об урожае льна думали практически целый год, пытались прогнозировать его по самым различным приметам. Так до наших дней дошло наблюдение: лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит. В областях, где выращивают лен, и сегодня примечают:

Росы с Федора - к урожаю льна и конопли.

На Марию сильные росы - льны будут серы и косы.

Хорошо рябина цветет - к урожаю льна.

Длинные капельники - долгий лен.

Земля при запашке коренится - лен будет волокнистым.

К XVI в. льноводство становится на Руси традиционным промыслом, важной статьей экспорта и национальной гордостью. Начинает работать первая в России канатная фабрика, совершенствуется ткачество. Русские мастерицы умели прясть очень тонкую нить, но для этого работать с ней можно было только в сыром и холодном помещении, так как в сухом и теплом такая нить рвалась. Поэтому труд мастериц был не из легких. Правда, ценился он высоко. Судить об этом можно хотя бы по тому, что культуре льна на Руси были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Олен. Крестьяне примечали: кукушка закуковала - пора сеять лен. Все работы в поле также были регламентированы и обставлялись обрядами.

Скорее всего откуда это известно? в языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Правда, после введения христианства подобное уже не поощрялось. Более того, крестьянки XVIII в. признавались, что никогда не пробовали делать этого: «Стыдно. Говорить-то все говорят, а разденься, так на смех поднимут». Зато очень долго существовал другой обычай. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!»

С усилением христианства в Киевской Руси возделывание культуры практически вступает на новый этап. Хронология не соблюдается. Летописец Нестор в своей «Повести временных лет» подробно рассказывает не только о возделывании льна и производстве тканей, но и о получении и использовании масла печерскими монахами. Лечцы - так славяне называли своих лекарей - активно применяли льняное масло для врачевания различных заболеваний.

Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. Зачастую доход семьи зависел от урожая этой сельскохозяйственной культуры, потому не зря говорили: «Посеешь лен - пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».

Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня - Святая Парасковия. Именно ей по окончанию льняной страды - 28 октября - был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному: грязнуха (потому что октябрь - месяц дождей и грязи), но чаще ласково - льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь. Из льняных нитей создавали знаменитые кружева - бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство, а парни, глядя на изделия, могли выбрать невесту. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.

До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза. Культура льна и сегодня не потеряла своего значения. Он остается одной из важнейших в сельском хозяйстве нечерноземной полосы Европейской части России. А потому и знать об этом растении следует больше.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.