09.07.2019
Формирование здорового образа жизни в детском саду. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Здоровый образ жизни в детском саду
Дошкольный возраст - один из самых коротких в жизни человека. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда.
Формирование любви к здоровому образу жизни , к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья - это основные задачи учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, - в детском саду.
Оздоровление воспитанников детских садов должно проводиться силами не одних лишь педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, куда обязательно должны подключаться родители и работать в тандеме с педагогами.
На здоровый образ жизни детей должны делать ставку, в первую очередь, их родители.
10 условий здоровья
- Пребывание на свежем воздухе.
- Разнообразие питания в детском садике (овощи, фрукты, каши, молочные продукты) без любого принуждения.
- Закаливание детей.
- Неограниченность в движении и познавании предметов.
- Навыки личной гигиены. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день , мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
- Физические нагрузки. Конечно же, тут лучше не дублировать такие формы активности как бег, прыжки и т.д. Это все присуще самому ребенку без посторонней помощи. Зарядка, гимнастика, танцы, всевозможные эстафеты, активные игры - это все аспекты ЗОЖ, применяемые в детском саду. Поэтому крайне плохо, если в выходной день такая позиция теряется. Нехорошо показывать, что отдых может заключаться в том, чтобы лечь на диван или долго спать. Физические упражнения дают возможность научиться управлять свои телом. Они приводят к улучшению аппетита и нормализации обмена веществ.
- Планировка и соблюдение режима дня в детском саду. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. День стоит потратить на естественные нужды (сон, пища) и вовлекать в различные трудовые процессы, помогать освоить навыки.
- Спокойствие. Здесь можно выделить 2 аспекта. Спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенок должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то для мира и покоя существует психолог, который поможет разрешить сложные ситуации.
- Развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов. Кроме игр для физического развития, играйте в игры для развития памяти .
- Любовь.
Некоторые детские сады проводят беседы с родителями и совместно выбирают оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение здоровья. Это действительно показывает связь и контакт в цепи детский сад-родители. Не стоит забывать, что само дошкольное учреждение проявлять постоянную инициативу не может, на многое ему требуется разрешение и одобрительный взгляд родителей.
Оздоровление в детском саду
- Утренняя гимнастика.
- Прогулки и экскурсии (в теплую пору на природе используйте детские органические средства от насекомых).
- Сон на ортопедических матрацах.
- Витаминные и травяные чаи.
- Продуманное питание, включая натуральные витаминные добавки.
- Дидактические игры, способствующие познаванию основ ЗОЖ и его составляющих .
Основная цель таких дошкольных учреждений, как детские сады, в том, чтобы обеспечить правильное и бережливое отношение детей к своему здоровью, развить быстроту реакции, ловкость, силу и скорость, научить регулировать свое эмоционально состояние, принимать правильное решение, гарантировать квалифицированную диагностику состояния здоровья ребенка.
Внедрение ЗОЖ в детском саду рождает выработку человеческих ценностей у детей, таких как здоровье, ответственность за себя, выбор правильного поведения в различных жизненных ситуациях.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- Занятия физкультурой, прогулки.
- Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
Постепенность;
Систематичность;
Комплексность;
Учет индивидуальных особенностей.
Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье
- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
- бережное отношение к окружающей среде, к природе
- медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
- формирование понятия "не вреди себе сам"
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
Создание системы двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия (3 раза в неделю);
- музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
- прогулки с включением подвижных игр;
- оздоровительный бег (ежедневно);
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
- зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
Необходимо поддержания и укрепления здоровья детей.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
- формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки;
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
- развивать художественный интерес
Спортивно-театрализованный праздник "Богатырские состязания"
(Для детей подготовительной группы)
Цели: учить передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию, развивать у детей организационные навыки, настойчивость в достижении цели, расширять зону общения и взаимодействия, способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей.
Спортивный инвентарь и оборудование: детские стулья, большие мячи, гантели, палки, ленточки, скамейки, 2 метлы, воздушные шары, стойки, 2 тазика с водой, яблоки, "Избушка на курьих ножках".
Действующие лица: ведущая - инструктор по физкультуре, Илья Муромец, Баба-Яга, Елены Премудрые (жюри)
Ведущая - Привет, друзья!
Дети - привет!
Ведущая - как настроение?
Дети - отличное!
Ведущая - поиграем?
Дети - да!
В. - предлагаю сегодня устроить богатырские состязания - пусть мальчишки покажут нам свою силу и удаль! Скажите!- а кто самый главный богатырь - Илья Муромец. Вот к нему мы и отправимся в гости! Согласны? Тогда занимаем места (дети рассаживаются на стулья, поставленные в шахматном порядке).
В. - чтоб расти и закаляться, будем спортом заниматься! Занимайся, детвора! В добрый путь - Физкульт - Ура!
Танцуйте сидя и стоя на стульях.
(Звучит музыка, входит Илья Муромец).
И.М. - уж вы гости, еси добры молодцы, богатыри земли нашей! Привет вам, да поклон низкий от меня И.М., да сотоварищей моих - Добрыни Никитича, да Алеши Поповича. И вам поклон низкий, девицы - красавицы. Услыхал я про сильных, могучих богатырей и решил испытать вашу силушку богатырскую. Станем - ка, богатыри, насупроть друг друга, да разомнемся перед состязанием серьезным.
В. - все собрались? Все здоровы? Бегать и играть готовы? Ну, тогда не зевай, не ленись! На разминку становись!
Разминка с гантелями.
И.М. - а теперь нам надо придумать названия командам. Пусть слева будут "Богатыри", а справа "Добры молодцы". Судить наше состязание предлагаю самым мудрым Василисам Премудрым. (члены жюри - зав. д\с, методист, логопед, психолог).
И.М. - какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим как наши молодцы умеют держаться в седле. Приведите-ка мне моего боевого коня. Надо на коне объехать вон тот курган и вернуться обратно.
Скачки на хопах.
И.М. - какие вы сказки знаете? А моя любимая сказка "Лягушка - путешественница". Следующий конкурс так и называется:
"Лягушка - путешественница"
И.М. - отгадайте-ка загадку?
"Без рук, без ног
Ходит и следов не видно" (рыба)
Следующее состязание называется:
"Рыбак и рыбки"
(за 30 сек. необходимо поймать как можно больше рыб)
И.М. - а теперь проверим вашу силушку, богатыри!
Уложи руку противника.
В. - Илья Муромец, ты нам загадывал загадки, а теперь мы тебе загадаем.
"Азбука движений"
(посмотри, подумай и отгадай букву)
И.М. - Издавна богатыри сражались с нечистой силой. Ну-ка назовите, кто это такие?
(звучит музыка, появляется баба-яга)
Баба-яга - здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! А вот и я! Хочу вам предложить вот такой конкурс!
Бег в ступе с метлой, с преодолением препятствий.
Баба-яга - а сейчас хочу проверить, какие вы смелые. Змея Горыныча не испугаетесь, тогда начинаем!
Бой со Змеем Горынычем.
В. - приглашаю всех вас на "Веселый тренинг":
- Колобок
- Паровозик
- Солдатик
- Ладошки
- Веселый чертенок
- Цапля
- Насос
И.М. - ну что ж убедился Я: силы и ловкости вам не занимать, значит, пора на серьезное испытание отправляться. Заточил Кощей Бессмертный всех Елен Прекрасных в своей темнице. Надо их выручать! Но перед тем как отправиться в путь дороженьку, надо подкрепиться молодильными яблочками.
Молодильные яблочки.
(дети поочереди подбегают к тазу с водой, достают от туда без помощи рук яблоко и возвращаются к своей команде)
В. - а сейчас, чтобы отдохнуть, перевести дух, предлагаю выполнить упражнения для пальцев рук, которые называются:
"Мудры".
И.М. - а теперь самое сложное испытание. Надо проникнуть в царство кощеево и освободить Елен Прекрасных!
Полоса препятствий по карточкам.
И.М. - ну, молодцы богатыри. Показали свою богатырскую силу, да молодецкую удаль. Выходите Елены Прекрасные, вы свободны. Да спляшите нам, порадуйте глаз красотой своей!
Степ-аэробика.
(выступают Елены Прекрасные - девочки старшей группы)
И.М. - Елены Премудрые вам слово (слова, награждения, медали)
Баба-яга - приглашаю всех в "Трактир на курьих ножках"!
(дети выходят из спортивного зала, идут в изо - студию)
Дети - "Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом".
Избушка - вот мой слушайте приказ, в полтора десятка фраз. Улыбнитесь! Отвернитесь! Лягте на пол! Повернитесь на бочок, рот закрыли и молчок. Ручками похлопали, ножками потопали. А теперь все дружно встали и веселыми вновь стали.
Баба-яга - проходите, гости дорогие, отдохните, посидите, да умом пошевелите.
Баба-яга - хочу проверить какие вы внимательные дети? На все вопросы отвечайте "я", но слушайте внимательно:
- Кто любит шоколад?
- Кто любит мармелад?
- Кто любит груши?
- Кто не моет уши?
Баба-яга - ах, какой денек чудесный, не послушать ли нам песню!
Песня "Будем в армии служить".
Баба-яга -
В общем, милые мальчишки,
Мы откроем вам секрет:
Лучше вас на белом свете
Никого, конечно, нет!
Баба-яга - а теперь поудобней усаживайтесь, да отведайте моих пирожков, да напиточка.
В результате проделанной работы по программам мною были получены следующие результаты:
У детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии.
Снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппа, и верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе.
Итоговое обследование детей педиатрами показало, что при выпуске детей из детского сада в школу, группы здоровья изменились.
Дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровню физического развития.
Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.
Литература.
- Автор: Золотых Ираида Николаевна - инструктор по физической культуре, Белгородская область г. Губкин, МДОУ "Детский сад комбинированного вида N2 "Ромашка".
- Автор: Исмагилова Альфия Ризвановна, воспитатель I квалификационная категория, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 358 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке" Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.
Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение для родителей
Что такое ЗОЖ
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье ребёнка –
это важнейший труд воспитания».
В.А. Сухомлинский.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и приобщения к здоровому образу жизни.
Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Поэтому, должно стать нормой жизни и поведения каждого человека сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности.
Главным для нас, педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.
Здоровье наше не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться на положительные результаты.
Что же мы можем предложить детям в детском саду, используя наши возможности, создав определённые условия:
Ежедневно в своей работе с детьми нужно использовать такую форму, как пальчиковые игры, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Это пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках, на занятиях в утренний отрезок времени, в играх использовать упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками.
Для укрепления зрения нужно проводить зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.
Тренировочные упражнения для глаз можно проводить несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.
Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
* Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
* Синий, голубой, зелёный – действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
* Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.). Мы их называем «минутки шалости».
Чаще использовать противоположные упражнения - «минутки покоя»: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы, помечтаем под прекрасную музыку.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни мы предлагаем вам «Гимнастику маленьких волшебников». Дети здесь не просто «работают» - они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что – то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время от занятий.
В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.
В группу можно поставить «сухой бассейн». Купаясь в нем, дети радуются, восхищаются и получают общий массаж без массажиста, а также массу удовольствий, положительный эмоциональный эффект. Необходимость удерживать своё тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» - шариков, побуждает детей координировать движения, при этом успешно развивается костно-мышечный аппарат.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мелодии используют на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.
Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Родители могут сшить «волшебные мешочки». Эти мешочки висят в изголовье на кровати ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав:
* запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус;
* запах берёзы – улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
* запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.
Вместе с родителями можно создать в группе «Уголок здоровья», где будут находиться: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (ароматерапия, кора, бусы, чётки, бумага, схемы для выражения эмоций, массажёры, схемы для точечного массажа и т. д.) Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.
* Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.
* Губки, бумага – для снятия стресса.
* Шарики, массажёры – для снятия мелкой моторики и т.д.
В уголке здоровья собрать книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. Оформить дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши», и т.д. все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки, заставляют задуматься о здоровье.
Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена; проветривание; влажная уборка; режим питания; сон; правильное мытьё рук; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления; обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д.
Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому можно в группе создать «Фитомодели» из комнатных растений, которые являются не только украшением интерьера, но и станут помощниками в оздоровлении детей. Все растения подбираются с учётом благоприятного влияния на самочувствие и здоровье детей.
Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.
Тестирование «Растём здоровыми»
- Как долго следует проветривать комнату после того, как Вы постелили туда новый ковёр?
- несколько дней;
- несколько часов;
- одну ночь.
2. Какая вода опаснее для здоровья?
- мутная вода из под крана;
- поступающая по свинцовым трубам;
- с добавками фтора.
3. Каков риск заболевания астмой у ребёнка, у которого один или оба родителя курят?
- никакого;
- риск большой, но не такой, чтобы стоило беспокоится;
- риск удваивается.
4. Кто наименее вероятный разносчик микробов в доме?
- мыши;
- тараканы;
- муравьи.
5. Что делать, если Вас застала гроза?
- спрятаться в машине;
- встать под высоким деревом;
- распластаться на земле.
6. Какое из этих распространенных растений ядовито?
- амариллис;
- фиалка африканская;
- фикус каучуконосный.
7. Что обеспечивает наилучшую защиту при автомобильной аварии?
- ремни безопасности;
- надувная подушка;
- ремни безопасности и надувная подушка одинаково эффективны
8. Каково должно быть оптимальное расстояние от экрана при работе с компьютером?
- 15 – 36 см;
- 36 – 61 см;
- 61 – 76 см.
Посчитаем баллы.
1(а); 2(б); 3(с); 4(с); 5(а); 6(а); 7(а); 8(б) - правильные ответы. За каждый правильный ответ Вы заработали одно очко. Теперь сложите их и посмотрите, что получится.
8 – 10 очков – Вы достаточно хорошо осведомлены об опасностях современной жизни и, по-видимому, бережно относитесь к окружающей среде и собственному здоровью.
7 и меньше – Ваших знаний о себе и окружающем Вас мире явно недостаточно. Пополнив свои знания необходимыми сведениями, Вы могли бы сделать свою жизнь более здоровой и бережной.
Физическое воспитание ребенка в детском саду и семье
Забота о здоровье детей, сохранение и укрепление которого составляет основное содержание физического воспитания, - в центре внимания детских учреждений и семьи. Цель физического воспитания детей - последовательное их физическое совершенствование, с тем, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Учебной программой дошкольного образования предусмотрено, чтобы процесс физического воспитания соответствовал возрастным особенностям детей, это достигается не только соответствующим подбором физических упражнений, но и правильной методикой, квалифицированным руководством персонала детского сада. Немаловажное значение имеет поддержка со стороны родителей всех рекомендаций детского сада по физическому воспитанию дошкольников. Беседуя с родителями, мы выяснили, что некоторые родители считают физические упражнения праздным детским увлечением, отвлекающим ребят от серьезных занятий. При таком отношении к физической культуре легко упустить важнейшие стороны в физическом развитии детей, формировании их характера, в воспитании действенного начала в сознании и поведении ребенка. Совместные занятия физической культурой, а также игры взрослых и детей имеют огромное воспитательное значение. Они помогают повысить авторитет взрослых, являются стимулом к повседневным занятиям физическими упражнениями. Большую роль на физическое развитие детей играют природные факторы. Вы вышли с ребенком на прогулку в сквер, в парк, посмотрите вокруг, и вы увидите множество предметов, которые можно использовать в физических упражнениях. Различные пни, канавки, бревна, кочки, ручейки могут послужить Вам. Занятия на воздухе укрепляют здоровье детей, поэтому старайтесь почаще быть на воздухе с детьми. И вы и дети будут сильными, а самое главное закаленными, здоровыми. Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически здоровым, имея хороший аппетит, крепкий сон, надо строго придерживаться режима. Поэтому во всех возрастных группах мы знакомим родителей с тем режимом, по которому дети живут в детском саду и рекомендовали им придерживаться этого режима дома в выходные дни. Также «распорядок» у нас в детском сад постоянно висит на доске для родителей. Большие возможности для физического развития детей представляет природа. Поэтому прогулки на воздухе - обязательное условие здорового быта ребенка. Бывая на воздухе, дети могут разнообразно двигаться, они перепрыгивают через ручейки, невысокие кустарники, ходят по мостикам, перепрыгивают ручейки и др. Мы предлагали родителям, чтобы они гуляли с ребенком, собирали с ними шишки, желуди, упражняли их в метании вдаль, вертикальную и горизонтальную цель, правой и левой рукой. Чтобы ребенок охотнее играл, прогулку нужно сделать интересной. Для этого хороши подвижные игры. Они не только укрепляют и закаливают детей, но и расширяют и укрепляют представление детей об окружающей действительности, развивают внимание, память, наблюдательность. Сделать прогулку веселой помогут игрушки. Малышам 4-3 лет нужны игрушки, которые можно бросать, ловить, метать: разнообразные тележки, мычи, тачки. Дети с удовольствием ездят на трехколесном велосипеде, прыгают через веревку. В зимнее время незаменимы для игр на воздухе санки для кукол, лопатки, фанерные рули, для игр с бегом «трамвай», «руль», «автомобиль». Некоторые игрушки нетрудно смастерить самим. Для детей 5-6 лет рекомендованы игры с мячам, обручем, вожжами, скакалками. Старшие дошкольники с увлечением играют в городки, кегли, бадминтон, настольный теннис. Надо научить ребенка как пользоваться той или иной игрушкой. Прежде всего, надо показать ребенку различные варианты игры с той или иной игрушкой. Например, мяч можно бросать, катать, ловить, прокатывать. Сколько интересных игр можно затеять с мячом: «Мой веселый звонкий мяч», «Лови, бросай, упасть не дай», «Мяч с горки», «Перебрасывание мяча через сетку», «Школа мяча». Как подбирать игры и руководить ими: Прежде всего игры должны быть доступны их возрасту, вызывать у них интерес, радость содействовать повышению жизненного тонуса. Подбирая игры, надо иметь ввиду и время года. Так, в зимние времена полезны игры, во время которых дети активно двигаются. Но в то же время движения в них должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и, возможно, последующего переохлаждения. В жарку погоду целесообразны более спокойные игры - с меньшей подвижностью. Следует помнить, что увлекаясь игрой, ребенок не замечает усталости. Поэтому необходимо постоянно следить за нагрузкой в играх детей, а также, чтобы во время ходьбы и бега ребенок не сутулился, не опускал голову, не шаркал ногами. Все это необходимо для формирования правильной и красивой осанки, легкой походки. Заслуживает особого внимания занятия детей, содержания которых составляет двигательные действия, сходные по техническим приемам и особенностям выполнения с движениями, встречающимися в различных видах спорта. К таким занятиям относятся: плавание, езда на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах. Эти занятия способствуют повышению уровня общей разносторонней физической подготовкой детей, помогают расширять двигательный опыт, испытывать свои силы и способности, приобретать двигательную сноровку, важную для жизненной практической деятельности, в том числе и спортивной. Разнообразные движения хорошо организуют досуг детей и выполняются под руководством родителей, старших в семье или самостоятельно. Средства физического воспитания должны применятся систематически и правильно, соответственно возрасту. Только тогда в полной мере проявляется их дальнейшие свойства. Только в том случае, если окажутся ребятам по силам, они закрепятся и перейдут со временем в хорошую привычку самостоятельных занятий физической культурой, а в дальнейшем - крепкой дружбы со спортом. Чем младше дети, тем, конечно, меньше они самостоятельны, больше требуют опеки над ними. Для более старших оказывается излишней постоянная до мелочей опека родителей. Развивайте самостоятельность и инициативу ребят, но не забывайте о разумном родительском контроле! Если физическое воспитание проводится правильно, оно помогает вырастить ребенка крепким, выносливым, укрепляет силы, способствует формированию положительных моральных качеств.
О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Дорогие взрослые!
Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что ребёнок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создаёт благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.
Режим дня должен быть достаточно гибким. В зависимости от условий (домашних, климатических, от времени года, индивидуальных особенностей ребёнка) он может меняться, но не более чем на 30 минут в ту или иную сторону.
Семейный кодекс здоровья.
1. Каждый день начинаем с зарядки.
2. Просыпаясь, не залеживаемся в постели.
3. В детский сад, в школу, на работу - пешком в быстром темпе.
4. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!
5. При встрече желаем друг другу здоровья (Здравствуй!)
6. Режим - наш друг, хотим все успеть - успеем!
7. Ничего не жевать сидя у телевизора!
8. В отпуск и выходные - только вместе!
Совместный активный досуг:
1. способствует укреплению семьи;
2. формирует у детей важнейшие нравственные качества;
3. развивает у детей любознательность;
4. приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
5. расширяет кругозор ребенка;
6. формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;
7. сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).
Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
по организации активного семейного отдыха
Проведение совместного семейного отдыха - будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я - спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т.д. - благотворно действуют на дошкольников и их родителей. Родители совместно с детьми могут:
1. В зимнее время - совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.
2. В весеннее и осеннее время - брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.
3. В летнее время - загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.
4. Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А.Барто «Девочка чумазая» вызывает желание малышей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т.п.)
Десять советов родителям о здоровье детей!
Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или при необходимости направляет ребенка на обследование к другим врачам-специалистам. В особых случаях, чтобы не было задержки сроков начала лечения, при появлении первых характерных признаков заболеваний рекомендуется сразу обращаться к специалисту в данной области медицины.
Совет 2. Если вы замечаете, что ваш ребенок в кругу своих сверстников отличается неловкостью движений, плохой речью, если у него бывают обмороки, головокружения, головные боли, рвота, его укачивает в транспорте, необходимо проконсультировать ребенка у невропатолога.
Совет 3. Обратите внимание на поведение ребенка: чрезмерная подвижность, гипервозбудимость или, наоборот, вялость, утомляемость, плаксивость, страхи, нарушенный сон, навязчивые движения — это наиболее распространенные симптомы психического напряжения еще слабой нервной системы ребенка-дошкольника. При появлении этих признаков обязательно следует показать ребенка детскому психиатру.
Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре — проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача (отоларинголога).
Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.
Совет 6. Обращение за консультацией врача-аллерголога необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция (сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чихание) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.
Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией — возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог.
Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок сощуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома или книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (с расстояния 5 метров) не различает мелкие (до 1 см в диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка — обратитесь к окулисту (офтальмологу).
Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: при ходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступают при выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т.п. — обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.
Совет 10. Не забывайте о необходимости обязательных профилактических осмотров вашего ребенка следующими специалистами: эндокринологом (предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушений роста), хирургом (обнаружение врожденных аномалий), стоматологом (выявление и лечение кариеса), кардиологом (диагностика нарушений функции сердца и сосудов), логопедом (нарушения речи и восприятия звуков).
Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.
Результаты недавних исследований четко показали тенденцию ухудшения физического и психического здоровья детей. Дети, после детского сада, приходят в школу неготовыми даже к незначительным нагрузкам. Наверняка, вы и сами часто встречали информацию в СМИ о достаточно частых случаях резко плохого самочувствия или даже летального исхода на уроках физической подготовки.
Кроме этого, ученые отмечают, что детский организм должен развиваться в максимально идеальных условиях. Поэтому они настоятельно рекомендуют покупать для них исключительно качественную продукцию: средства личной гигиены, питание, игрушки, посуда, витамины, лекарственные средства.
Интернет-магазин iHerb является настоящей находкой в этом плане. Там совершают покупки миллионы родителей со всего мира. Я в том числе
Дошкольный возраст — один из самых коротких в жизни человека. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда.
К полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — это основные задачи учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — в детском саду.
Оздоровление воспитанников детских садов должно проводиться силами не одних лишь педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, куда обязательно должны подключаться родители и работать в тандеме с педагогами.
На должны делать ставку, в первую очередь, их родители.
10 условий здоровья
- Пребывание на свежем воздухе.
- Разнообразие питания в детском садике (овощи, фрукты, каши, молочные продукты) без любого принуждения.
- Закаливание детей.
- Неограниченность в движении и познавании предметов.
- Навыки личной гигиены. Лучше всего подать личный пример ( , мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
- Физические нагрузки. Конечно же, тут лучше не дублировать такие формы активности как бег, прыжки и т.д. Это все присуще самому ребенку без посторонней помощи. Зарядка, гимнастика, танцы, всевозможные эстафеты, активные игры — это все аспекты ЗОЖ, применяемые в детском саду. Поэтому крайне плохо, если в выходной день такая позиция теряется. Нехорошо показывать, что отдых может заключаться в том, чтобы лечь на диван или долго спать. Физические упражнения дают возможность научиться управлять свои телом. Они приводят к улучшению аппетита и нормализации обмена веществ.
- Планировка и соблюдение режима дня в детском саду. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. День стоит потратить на естественные нужды (сон, пища) и вовлекать в различные трудовые процессы, помогать освоить навыки.
- Спокойствие. Здесь можно выделить 2 аспекта. Спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенок должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то для мира и покоя существует психолог, который поможет разрешить сложные ситуации.
- Развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов. Кроме игр для физического развития, играйте в .
- Любовь.
Некоторые детские сады проводят беседы с родителями и совместно выбирают оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение здоровья. Это действительно показывает связь и контакт в цепи детский сад-родители. Не стоит забывать, что само дошкольное учреждение проявлять постоянную инициативу не может, на многое ему требуется разрешение и одобрительный взгляд родителей.
Оздоровление в детском саду
- Утренняя гимнастика.
- Прогулки и экскурсии (в теплую пору на природе используйте детские органические средства от насекомых ).
- Сон на ортопедических матрацах.
- Витаминные и травяные чаи .
- Продуманное питание, включая натуральные витаминные добавки .
- Дидактические игры, способствующие познаванию основ ЗОЖ и его .
Основная цель таких дошкольных учреждений, как детские сады, в том, чтобы обеспечить правильное и бережливое отношение детей к своему здоровью, развить быстроту реакции, ловкость, силу и скорость, научить регулировать свое эмоционально состояние, принимать правильное решение, гарантировать квалифицированную диагностику состояния здоровья ребенка.
Внедрение ЗОЖ в детском саду рождает выработку человеческих ценностей у детей, таких как здоровье, ответственность за себя, выбор правильного поведения в различных жизненных ситуациях.