Духовное воспитание

Ребенок, чтобы стать сильной, адаптированной к жизни личностью, должен развиваться не только физически, эмоционально и психологически, но еще и духовно. Развитие духовности в ребенке во многом зависит от его ближайшего окружения – родителей и других членов семьи. Какую обстановку родители создают в доме, в какой атмосфере растет малыш, какую картину изо дня в день он наблюдает? Все это непременно скажется на его духовном развитии. По мнению некоторых психологов, о духовном развитии ребенка необходимо начать беспокоиться еще в утробе матери.

Условия духовного развития ребенка

С самого рождения ребенок начинает активно исследовать мир, узнавать его особенности. Ребенок, который с первых дней в жизни видит и ощущает любовь, доброту, внимание и заботу в семье, активно духовно развивается. Родители должны обращать особое внимание на то, какую информацию от внешнего мира получает их чадо. Приучение ребенка к таким важнейшим человеческим чувствам и состояниям, как вера, любовь, осознанность, поможет ребенку духовно развиваться. Он должен расти, веря в свои силы, в победу. Задача родителей – дать ему понять, что основа всего – это вера, которая формируется в душе у малыша. Ребенок, направляемый родителями, осознает, что вера является источником его силы и стойкости.

Развить сочувствие у ребенка

Духовный рост невозможен без способности любить окружающий мир, а эта любовь зарождается в сердце благодаря умению сопереживать, сочувствовать, ценить. Важно приучать малыша ценить природу, видеть ее красоту, любить животных и заботиться о них. Психологи рекомендуют завести для малыша . Знакомство с домашним животным и дружба с ним являются важнейшим этапом духовного развития ребенка . Родители должны научить малыша помогать другим людям, осознавать важность сострадания и любви к окружающим.

Оградить ребенка от внутрисемейных конфликтов

Все, что происходит в семье, ребенок впитывает, как губка, в том числе и ссоры, скандалы, ругательства. Семейные конфликты – это первый враг духовного и нравственного развития малыша . Ведь он неосознанно копирует родительское поведение, уверенный в том, что пример, который он видит, единственно правильный и его нужно повторить. Если малыш не будет расти в любви, гармонии и мире, то о его духовном развитии можно забыть.

Давать ребенку свободу

Неправильно и даже глупо постоянно держать ребенка рядом с собой, не давая ему возможность изучить окружающий мир и познать его так, как он этого хочет. Разумеется, не без помощи и наблюдения родителей, обеспечивающих малышу безопасность. Но если его жизнь и здоровье находятся вне опасности, то почему бы не позволить ему дать свободу в познании мира?

Родители должны научить малыша самостоятельно искать ответы на свои вопросы, не требовать их у взрослых. Это очень ценный навык, который, несомненно, пригодится в будущем. Ни в коем случае нельзя игнорировать детские вопросы, даже если они кажутся родителям глупыми.

Привить любовь к моральным ценностям

Важно научить малыша ценить дружбу, любовь, поддержку, честность. Ребенок с детства должен знать, что игрушки ломаются, теряются и счастье заключается не в них. Задача родителей - объяснить своему чаду, что такое счастье и как стать счастливым. Если ребенок с ранних лет видит счастье в простых вещах, умеет ими дорожить, то в будущем ему будет гораздо легче, приятнее жить.

Важно строго следить за тем, что читает ребенок или смотрит в интернете, по телевизору. Сказки должны быть добрыми, истории поучительными, никакой агрессии, зла, мести. Нельзя навязывать малышу свои убеждения, нужно мягко и безболезненно его направлять, давая свободу в пределах разумного и . Нужно помнить о том, что он – отдельная личность, которая должна обрести самодостаточность. Тогда ребенок станет счастливым и довольным своей жизнью человеком.

Магнетизм понятий "духовность", "дух" очень велик и будет увеличиваться с каждым днём. Причина не только в том, что стремительно разлагающиеся "материи" уходящего мира обнаруживают отсутствие во многих человеческих сознаниях прочных опор, которые стали бы в этом быстро меняющемся мире новой и более надёжной основою для развития более сознательной нравственности, более устойчивой в Добре воли, более ясного ума, более широкого мировоззрения. Духовность востребована как никогда прежде: и теистами и атеистами, и просвещёнными сознаниями, знающими о предстоящем, обусловленном Законом Эволюции, новом взлёте в развитии человечества, и теми, кто вопреки закону необратимости Времени, мечтает вернуть устойчивость этому миру путём возвращения к прежним формам жизни. Но процессы постоянно сменяющихся волн бытия необратимы, и ни патриархальность взаимоотношений поколений, ни закостеневшие в невежестве религии, ни тем более ограниченный узким прагматизмом интеллектуализм современного образования не могут решить задачу преодоления бездны бездуховности и бескультурья, разверзшейся перед человечеством. Только новый уровень Знания о Жизни, о Человеке станет опорами моста, по которому человечество пройдёт в Будущее, к раскрытию всех потенциальных возможностей своего духа и сознания. И главной причиною магнетизма всех понятий, производных от слова "дух", является именно наличие в человеке внутренней, глубокой природы, которая, будучи достаточно развитой, проявляет себя в том числе и как свет духовности. И первым сознательным проявлением духовности является так называемое искание Истины - стремление сделать достоянием сознания ощущаемое сердцем наличие имманентного единого Гармонического Потока Бытия, познать его Великие Закономерности, обрести единство с ними, став сознательной и творческой силой в этой прекрасной неразделимой Величественной и Безграничной Целостности - Мироздании. Эти искания Истины - то есть подлинной Реальности - присущи каждой человеческой душе, достигшей соответствующего "возраста" в своём духовном развитии, и потому могут проявляться как главные потребности духа уже в раннем детском возрасте. В каких бы формах эта достигшая уровня активности духовность ни проявлялась: как стремление к самым возвышенным формам красоты, к глубоким сущностным познаниям или деяниям добра для всех людей - это всегда проявления внутреннего человека в человеке, его бессмертной индивидуальности.

Современная наука узкоматериалистична, религия же не владеет знанием, поэтому все разговоры о духовном: о духовных потребностях, духовном воспитании, о духовности - лишены прочной опоры - точного знания, и эта опора должна быть обретена. Агни-Йога, Учение Е.П. Блаватской - это Учение о человеке и о законах духовного развития. Вне этих современных и прогрессивных знаний невозможно строить современное воспитание.

Не должно быть ничего отвлеченного в понятии духовность, так же как в понятиях дух, душа, сердце. Сущность явления "духовность" открывается в свете знаний о внутреннем строении человека.

Духовность есть накопление сознанием тончайших энергий. В основе человеческого сознания - бессмертное зерно духа, искра, единосущная с Единым Началом Бытия. На основе этого сокровенного зерна человеческой природы происходит накопление тончайших энергий: в результате проявлений воли и стремлений, в результате мышления и деятельности под воздействием магнетизма искры духа эти накопления нарастают, постепенно становясь проводником излучений зерна духа во внешний мир. Духовность подлинная - это свет искры духа (зерна духа) в человеке и следствие накоплений высших энергий.

«Духовность есть основа всякого Бытия вечного, или бессмертного. Духовность развивается на яром росте врожденного инстинкта» (Рерих Е.И. Письма Том IX (1951-1955 гг.). - М., 2009 - С.322).

Безусловная любовь и безусловная радость, героизм и сострадание - все высшие чувства и высшее мышление, стремление к познанию сущности и цели Бытия - это энергии проявляющейся духовности, которые в то же время обеспечивают ее накопление.

Только энергетический подход ко всем важнейшим понятиям психологии даст продвижение в понимании явлений внутренней природы человека, выведет из состояния абстракции все высшие понятия, в том числе понятие духовность. «Ярая сознательность есть развитие психической энергии, которая и является Божественным Даром, уявляя распознавание. Именно психическая энергия является основою совершенствования Космоса и утончения его всеначальной энергии. Всеначальная энергия является основою созидания Космоса, и ярая в страстном напряжении при сочетании с разнообразными элементами на протяжении эонов бесконечных слагает сложнейший психический аппарат, через который действует уже психическая энергия, явленная в каждом существе в различной степени… Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, - великая Мощь в Космосе. Высокая Духовность есть ярая Любовь ко всему Прекрасному» (Рерих Е.И. Письма Том IX (1951-1955 гг.). - М., 2009 - С.323).

Все высшие человеческие качества есть прежде всего энергии, или качества единой энергии, со всеми свойствами энергии: неуничтожимость, магнетизм, способность к взаимодействию.

Все высшие и тончайшие энергии, явленные человеческой личностью, образуют ее нетленные накопления. Неуничтожимость духовных накоплений есть один из главных законов развития человеческого сознания и духовности, без осознания которого невозможно правильно подойти к вопросам воспитания.

В свете этого закона каждый ребенок - не tabula rasa, но и не обязательно гений. Множество взаимоисключающих концепций воспитания обретут золотую середину истины, если будет осознано, что каждый вновь родившийся человек - носитель своих собственных накоплений, достижений труда и мышления в прежних существованиях. И, соответственно, обладатель разной степени духовности - единственного неотъемлемого и подлинного сокровища каждой человеческой личности (как и разной меры опыта мыслительной и творческой деятельности, меры развития различных качеств, наследуемых у себя же самого). Закон перевоплощения, благодаря которому и осуществляются накопления всех способностей, талантов, духовности и эволюция человека в целом, - важнейший закон развития человека в его беспредельном пути жизни.

Духовные потребности человека не имеют ничего общего с перечислениями потребностей личности, ошибочно называемых духовными: интеллектуальных, социальных, творческих, эстетических, потребностей в "самореализации", "самоактуализации" и т.д.

Искание Истины, или потребность в Знании основополагающем, потребность в Красоте абсолютной и стремление к деяниям Блага для всех людей - эта триада является единым основанием для определения "степени"духовности проявляемых потребностей. Духовные потребности - это выявление накопленной духовности в центростремительном движении этого синтеза тончайших энергий к своему Истоку - к Началу Бытия.

Воспитывая ребенка, каждый взрослый должен знать, что всякое проявление познавательной потребности ребенка должно быть освещено знанием Основ Бытия: о бессмертии человеческого сознания, о перевоплощении, о Высшем Мире, о Высших Руководителях человеческой эволюции, о Жизни и Мысли, разлитых во всем бесконечном Пространстве… Эти основные знания о Мире станут прочной основой детского оптимизма в любых условиях жизни и основой правильного развития интеллектуальных сил и потребностей, которые должны быть также объединены с чувством Красоты и желанием делать добро для всех людей. И сама потребность в Прекрасном, присущая каждой человеческой душе, должна быть направлена к утончению, а качество трудолюбия одушевлено сознанием полезности труда не корыстного, но приведенного в созвучие с эволюционной необходимостью. «…даже ребенка можно спросить: что считаешь наиболее важным сейчас?» («Озарение», §341).

Современная школа не может разрешить ряд мнимых противоречий: демократичность и необходимость безусловного авторитета учителя, свобода воли и необходимость дисциплины и др. Только просвещение и учителя, и учащихся об основных Законах: Закон свободной воли, Закон причин и следствий, утверждающий абсолютную ответственность каждого за все свои выявления, Закон Иерархии, говорящий человеку о существовании бесконечной восходящей Лестницы Сознаний и необходимости подчинения низшего Высшему… - даст равновесие и верный путь для развития взаимоотношений в образовательной сфере. Так, несоизмеримо в свете этих знаний говорить о каждом школьнике как об "Ученике", также безответственно по отношению к юным ставить под сомнение абсолютный авторитет учителя, ибо каждый делящийся хотя бы крохой полезных знаний и своей энергией, будет достоин высшего уважения (и высших условий жизни и труда). В древнеиндийской Нити-шастре говорится, что ученик даже всеми богатствами мира не мог бы оплатить деяние учителя, раскрывшего ему духовный смысл хотя бы одной буквы.

Воспитание духовности как процесс накопления энергий Мысли, Красоты, сердечного устремления и общения с Высшим Миром, не нуждается в обязательной причастности к церковным организациям, но лишь в основных знаниях о Бытии и человеке, укрепляющих духовный инстинкт. «Религии запугали человечество судом и лишили дерзаний. Человек, отдавшийся слепо государственной религии, подобен ослу, несущему неизвестный груз. Можно ли религию допускать как полицейское требование? Можно ли принимать на веру приговор неизвестных людей, получающих плату за общение с небом?» («Агни-Йога», §245).

За Просвещение молодёжи вполне несет ответственность старшее поколение, интеллигенция, также, как государство несет ответственность за то, чтобы каждый ребенок был обеспечен всеми необходимыми условиями для здоровой жизни и развития, получил доступ к знаниям и мог выбирать свой путь в соответствии со своими способностями, а не сиюминутными требованиями рынка или материальным положением родителей.

Утверждение закона социальной справедливости - тема неотделимая от темы "Духовные горизонты детства". Если в стране важнейший для человеческого развития труд стоит в шкале ценности на низшей ступени, все горизонты детского развития будут затемнены мышлением узкого прагматизма, а немногие герои по-прежнему будут пополнять ряды мучеников за благо и просвещение людей. «Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наилучшими условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но таких государств еще не существует. Между тем, сложность жизни и научных открытий требует проникновения в напутствии детей» («Надземное», §425). «…нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. …Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о Надземном, указать красоту небосклона и расширить мысль маленьких слушателей?» («Надземное», §663).

Страны, которые игнорируют сущностные духовные потребности ребенка, потребности в высших формах Красоты, Познания, в бескорыстном деянии добра, вынуждая с ранних лет думать о выживании, и в выборе образования и профессии руководствоваться не призванием, а мотивом жизнеобеспечения, обрекают себя на регресс.

Чтобы открыть детям духовные горизонты их развития, красоту бесконечного и радостного пути жизни, необходимо:

1) создать достойные жизненные условия каждому ребенку;

2) обеспечить высшее положение в стране учителю - человеку, от которого зависит воспитание новых поколений;

3) утвердить широкое просвещение об Основах Бытия, о сущности и цели человеческой жизни.

И, наконец, Культура должна стать единым подходом ко всем вопросам жизни, образования детей, главным принципом и энергетическим критерием.

Понятие Культура для человечества на данном этапе истории является понятием спасительным, ибо объединяет в себе все важнейшие явления: и духовность, и высокое мышление, и Красоту, и мотив Общего Блага во всякой деятельности и творчестве. Именно поле Культуры в самом высшем значении этого понятия: Свет, истинность, соответствие жизни с Законами Бытия - явится той необходимой средой, в которой будет развиваться каждый ребенок, открывая новые горизонты своих сил и возможностей.

М.В. Гореликова (Беларусь, Полоцк)

Сегодня уже все понимают, какое большое значение имеет духовная и моральная сторона развития человека. Ни морали, ни духовности у других живых существ нет. Мы знаем, что человек рождается с задатками стать моральным и духовным, но готовых качеств моральности и духовности у него нет. В процессе жизни человеку необходимо сформировать эти качества. Путь для этого один – воспитание: вначале как приобретение простых качеств (эдукация), а далее как приобщение к более высоким ценностям и развитие духовных качеств (робурсация). К высшим духовным качествам относятся знание истины, ответственность, человеколюбие, достоинство, свобода. Человек, обладающий такими качествами, высок и свободен в наивысшем, космическом значении.

Задач воспитания очень много – не то, что выполнить, упомнить все невозможно, – поэтому волей-неволей приходится выделять приоритетные по важности. Но кто докажет, что воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе – задача менее важная, чем, например, подготовка к жизни в гражданском обществе? Попытка делить задачи на главные и второстепенные, основные и сопутствующие вряд ли продуктивна. Единственный выход: взять за основу вечные человеческие добродетели, которые имеют ценность сегодня и будут иметь ее всегда, а затем с учетом нынешних реалий и будущих изменений определить на их основе базисные (стержневые) качества и сделать их перечень обозримым.

Наша тревога – воспитание нравственности, духовности. Если бы это было возможно, то все воспитание следовало бы сосредоточить вокруг простых и понятных каждому истин – библейских заповедей, которые постулируют примерно одинаковые для всех конфессий ценности. В Священном писании воспитатель найдет и добродетели, к которым следует стремиться, и грехи, которых надо избегать. Задача воспитателя – прививать школьникам нравственность не декларированием моральных заповедей в сочетании с угрозами наказания, а прежде всего личным примером.

Задачи воспитания множатся, и этому не будет конца, потому что усложняется жизнь и на ее вызовы необходимо искать адекватные решения. Но если мы будем только наращивать ответы, не устраняя причин возникновения новых проблем, то далеко продвинуться не сможем. Вечная мудрость подсказывает единственный правильный выход: чтобы не натыкаться всякий раз на очередной нерешенный вопрос, нужно устранить общую причину, решить коренную проблему. Ни одну конкретную задачу мы не сможем решить, пока не будет решена общая задача – повышение духовности. Тогда сами собой отпадут недостатки нравственного, сексуального, экономического, трудового воспитания. Духовный человек настолько возвышен, что контролировать его по мелочам как несмышленого ребенка нет никакой необходимости. Повышение духовности устраняет общую причину невоспитанности человека во всех сферах. Следовательно, если мы хотим достичь стабильного успеха, нужно прекратить суету по каждому конкретному поводу и все воспитание подчинить генеральной цели – воспитанию духовности.

Как российской школе удавалось стоять на прочных основах духовности в прежние времена? История сохранила для нас ценный опыт и надежные способы решения воспитательных задач, и нет никакой необходимости уходить от того, что давало надежные результаты в прошлом. Российская педагогика духовности и нравственности всегда стояла на крепких основаниях мудрости, традиций, православия. Она всегда шла в русле мирового духовного процесса. Вопросами духовности много занимался российский философ, поэт и педагог Г. С. Сковорода (1722–1794). Он считал, что основная задача воспитания – сохранить здоровье ребенка, научить его признательности, привить чувство долга. Признательность (евхаристия) – главный показатель духовной зрелости. Все беды происходят от того, что молодежь не чувствует признательности, благодарности и не знает своего долга по отношению к тем людям, которым она обязана всем: "Из неблагодарности – скука, кража, разбой, кровопролитие и вся беззаконностей бездна". Важным ориентиром на пути формирования духовных ценностей личности Г. С. Сковорода считал второе, символическое, рождение – духовное преобразование человека, которое достигается при условии спокойной, чистой совести.

К. Д. Ушинский пытался вечные способы формирования духовного человека внедрить в практику русской школы. Он пламенно призывал к организации надлежащего морального влияния на подрастающие поколения, но вместе с тем весьма прохладно относился к изучению в школах основного духовного предмета – Закона Божьего, требовал религиозное воспитание заменить светским. На этой почве даже возникли недоразумения, вследствие которых Ушинский был фактически отстранен от преподавания. Отдавая должное педагогическому гению Ушинского, мы должны теперь отметить, что великий педагог ошибался, пытаясь противопоставить отточенным веками методам формирования духовной личности "школьные" способы незрелого светского воспитания.

Не только российская школа, но и образовательные учреждения многих стран мира сделали ошибку, встав на светский путь воспитания. Вместе с Законом Божьим из учебных заведений ушла духовность. Чтобы совсем не лишить школу духовного источника, читались курсы философии, логики, этики, но это не могло решить задачу полновесного духовного воспитания детей и подростков. Окончательно разрушила духовные основы воспитания атеистическая пропаганда, внедренная в советскую школу. Духовность заменили идеологией, формирование которой поручили молодежному крылу партии, состоявшему из октябрятской, пионерской и комсомольской организаций. Система работала великолепно: последствия ее атеистических усилий еще долго будет ощущать наше общество. Но сегодня в молодежных организациях состоит едва 5–7% подростков, поэтому естественно, что такие организации не могут стать ни центрами, ни источниками духовного воспитания.

Что же остается? Интуитивно чувствуя нарастающую деградацию духа, общество начинает требовать от учебных заведений возрождения духовного воспитания. Родители начинают искать для своих детей школы, где учат не только основам наук, но пытаются формировать духовные основы жизни, прививать определенные нравственные ценности. В прессе появляются статьи с требованиями родительских комитетов открыть курсы, классы, предметы, факультативы, где дети могли бы получить представление о вечных человеческих добродетелях, приобщиться к духовно-нравственной культуре. Направления духовного возрождения открываются во многих учебно-воспитательных заведениях. Университеты строят церкви и часовни, воскресные школы при духовных заведениях продолжают наборы слушателей, многочисленные религиозные организации набирают учеников. Процесс развивается в нужном направлении, но стихийно и неуправляемо, поэтому необходимо выработать общую платформу, единую точку зрения, чтобы вернуть школу на дорогу духовного развития, с которой она когда-то сошла.

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность - редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это - маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга - на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие - внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, - создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним - образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство - наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок - существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа - идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности - задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, - базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания - привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание - максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

  • религии;
  • семье;
  • творчеству;
  • обществу;
  • государству.

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, - членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, -фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание - во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин - близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, - залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрубению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же пошлой известности.

Как мы уже знаем из статьи кто такой духовный человек это не тот, кто ходит по церквям, бьётся об пол лбом в притвором раскаянии, нарочито молится или подаёт милостыню. Ещё сам Иисус дал определения духовного человека:

«Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»

потому и выдумывать здесь больше нечего.

Воспитание духовности надо начинать с малых лет, что бы в ребёнке росла нормальная реакция хорошего человечка - желание помочь. Ибо если трактовать слова Христа, то человек, соблюдающий в жизни Волю Всевышнего, и есть тот богочеловек, которому претит зло, ложь, лицемерие и агрессивность. Но почему родители возложили эту важнейшую роль на государство и церковь? Отчасти оттого, что большую часть времени они вынуждены зарабатывать хлеб насущный, но больше всего оттого, что сами они не знают и не понимают разницу между добром и злом. Иначе как объяснить, что в нашем мире всё же большее количество людей злые, завистливые и агрессивные? И если кто-то захочет возразить, то тогда как же объяснить тот факт, что сегодня в мире всё так плохо? Я не буду перечислять тут все отклонения от нравственности, ибо трезвый ум и рассудок это видит и так хорошо. И с каждым годом, дети рождаются и рождаются, но, судя по тому, что состояние планеты не улучшается, можно предположить, что и воспитание особенно духовное также снижается в своём качестве. Да, возможно само образование и где-то выходит на должные уровни, в чём так же приходиться сомневаться, но постарайтесь всё же не путать умного с мудрым, и образованного с духовно развитым. Надеюсь, разница для большинства понятна.
Что же получается, чем мы дальше от начала школы, тем мы хуже стали учиться? Вроде бы как-то не логично. Прийти к окончанию школы с меньшими знаниями и опытом чем мы пришли в первый класс.

Так почему же так получилось, что за 2000 лет, от появления на Земле величайшего из Учителей человечества, давшего не такие уж и сложные законы, мы так и не смогли научиться? Есть хоть какое-то разумное объяснение? Что нам мешало? Технический прогресс? Вроде бы как бы не должен. Он освободил человека от тяжкого ручного труда. Теперь не надо тратить по пол дня, чтобы натаскать вёдрами воды, дабы устроить постирушку и помыть посуду. Закинул себе в стиралку, а сам свободен. Тоже и с посудой, для того и придумали посудомоечные агрегаты. Казалось бы, вся эта механизация, автоматизация должна была послужить на пользу человечеству, ан нет. Куда стал девать высвобожденное время человек? Он стал больше читать? Так почему закрывают библиотеки? Ааа, вы скажете, мол, всё стало теперь доступно в сети Интернет, а что от этого читателей прибавилось? А может быть человек стал больше молиться? Медитировать? Ааа! Я понял!! Он кинулся наверно помогать нуждающимся. Я понимаю, сарказм видимо тут не уместен. Но кто ж ответит, на что человек потратил своё высвобождённое время? Правильно!! Совершенно верно, он его тратит ещё на большее праздное его препровождение. Стал больше посещать кабаки, рестораны, гольф клубы, боулинг, концерты сомнительных «звёзд» больше стал пить, употреблять наркотиков, заниматься сексом (а не учится любить) ну и, конечно же, ещё больше ему на всё это нужно денег. Всё тот же замкнутый треугольник . И пока родители так живут, социум и религия лепит из наших чад зомбомашины выполняющие их задачи, но не ваши, и не свои собственные. Социуму нужно пушечное мясо, дабы завоёвывать другие территории, религиям нужны овцы, чтобы их постоянно стричь, государство как бы их не финансирует, вот и живут за счёт прихожан. Все имеют выгоду, акромя собственных родителей, которые зачастую и сами, втянувшись в эту вакханалию, позабыли, что есть бог и любовь.
Вот и имеем, то, что имеем. Поголовно все безработные с высшим образованием, уровень знаний упал ниже плинтуса, многие уже даже не знают что такое нравственность и целомудрие.

И опять можно до утра перечислять все недостатки «цивилизованного» мира.
Вот смотрите, как время изменяет сознание и восприятие людей. Прошу прощения, не время, а то, что происходит в это время. То есть, те манипуляции человеком, которые изменяют его восприятие окружающего мира. Ещё бы лет 30-40 назад эта картинка вызвала бы даже не смех у детей, а, скорее всего негодование, возмущение, осуждение и непонимание, как так можно?!

А сегодня этим никого не удивишь. Ну, вот и накиньте ещё 30-40 лет, куда может завести полное невежество всё человечество, если с таким ужасающим прогрессом мы катимся в обратную сторону от дня исчисления нашего времени? Потому на следующем фото события не менее реальны, могут быть, чем на первом:

Маленькому Алёшеньке нужна срочно дорогая операция в Германии

И как человеку теперь помочь, если за зовом о помощи может быть вот такая вот безмозглая мамаша?
Сегодня просто модным стало высмеивание пионеров, комсомольцев, все стараются подражать бойскаутам. А чем эти самые бойскауты отличаются от пионеров? Всё то же самое и даже хуже. Если пресловутые бойскауты учатся спасть только свои собственные задницы, в смысле выживать, то наши пионеры учились помигать нуждающимся, вспомните хотя бы Тимура и его команду. Это что, достойно насмешек? Сегодня высмеивают всё, что связно со старым Советским Союзом. Собрания, например, на которых осуждали лентяев, прогульщиков, пьяниц. Им выносили осуждающие приговоры, били так сказать по карману. Ну и скажите мне на милость, чем сегодняшний суд присяжных отличается от товарищеского суда? Только лишь названием и тем, что это изобретение «развитой» Америки? А те же самые характеристики. Без которых сегодня на Западе ты не устроишься ни на одну работу. Только сегодня они называются рекомендации, а тогда это была простая характеристика то ли со школы, то ли с предприятия, на котором ты работал. В общем, за эти 30-40 лет, произошла всего лишь небольшая подмена ценностей. И если присмотреться, то подменено уже довольно много, осталось ещё совсем чуть-чуть. И человек в конец оскотенеет, превратиться в животное со своими основными инстинктами: пожрать, поспать и погадить. Ибо даже размножаться ему уже сегодня тоже внушают не делать.
Вывод прост. Как можно скорее родителям надо восстановить связь со своим внутренним человеком , со своим высшим «Я». Как можно скорее выбраться из оков Майи сразиться со своими бесами невежества и тогда они смогут удержать детей от разложения социума. Если помните величайшую мудрость:

«Праведный муж спасает неправедную жену. Праведная жена спасает неправедного мужа»

Но когда у них обеих рыльце в пушку, то, что говорить об их детях?

Ради интереса, найдите, пожалуйста, в современных детских песнях, если вообще таковые имеются, хоть чуточку полезной информации. И для сравнения приведу тебе, дорогой мой читатель, в пример старую советскую песенку, с небольшим комментарием.

Прекрасное далёко

Прекрасное далёко
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь.
От чистого истока
В прекрасное далёко,
В прекрасное далёко
Я начинаю путь.

Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос – и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.

Не песня, а просто кладезь мудрости и совершенства. Ну, во-первых, голос из прекрасного далёка, это голос прошлых жизней, воплощений, голос прошлого опыта, голос совести, в конце концов. Который и зовёт в манящую даль, то есть следовать и дальше по пути вечного совершенства, именно поэтому далёко прекрасно! Далее идёт просьба-молитва. Не будь ко мне жестоко, убереги от всяческих невзгод, предостереги от совершения ошибок. А тут даже и комментировать вроде бы нечего: От чистого истока в прекрасное далёко, я начинаю путь. Создатель чистый исток, от которого мы все произошли, и в момент нашего пробуждения в этой иллюзии мы все начинаем свой Путь в то самое далеко которое так прекрасно! Но и это ещё не всё, голос из далека, всё тот же голос интуиции, зовущий в перёд, тот же голос совести строго спрашивает: А сегодня что для завтра сделал я? Ибо Закон гласит: сегодня ты получаешь, только то, что ты вчера сам себе и приготовил. И вот скажите мне на милость, как человек сегодня ждёт благодати или ещё чего нибудь хорошего, если он вчера палец об палец не ударил чтобы сделать хорошее миру окружающему? Далее идёт клятва. И если вспомнить слова Учителя:

«А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным»

То получается вроде бы как идёт нарушение заповеди. Но это не так, если посмотреть немного с другого ракурса. Всё дело в том, что в этом мире действительно от человека зависит все, ибо он и есть бог в воплощении. Но человек отрёкся от своего истока, и стал болтать своим языком что помелом. А клятва это своего рода подписанное соглашение, которое ты или должен будешь исполнить или же отречься. Другими словами клятва сама по себе это настолько мощный инструмент, как и проклятие, или же благословение. Если же человек чем нибудь поклялся, он просто обязан это выполнить, или он сам себя унизит. Но поскольку человеку не ведомы обстоятельства, которые могу с ним случиться, то Иисус, и рекомендует лишний раз не рисковать, клянясь тем или иным. Поэтому, клятва в песне, это настолько серьёзный, ответственный шаг, что или это сделается или лучше смерть, а не позор. Но посмотрите о чём клятва? Стать чище и добрее!! Ни много, ни мало. А теперь вспомните, как в каждом голливудском фильме, будь он хорош или плох, от начала и до финальных титров главные герои клянутся, то матерью, то самим богом. раздают клятвы на лево и на право, что полностью их обесценивает, и приводит человека под монастырь.
Ну и на конец, дорога на которой нет следа… пусть ваше воображение, фантазия, сердце или интуиция сама подскажет, что это такое.

Иногда действовать проще, чем говорить. А ведь, казалось бы, все должно быть наоборот

Для Неба значимы не успехи, которых вы достигаете, а усилия, которые вы прикладываете, ибо только усилия поддерживают вас на правильном пути, тогда как успехи часто ослабляют вашу бдительность. Даже если вам не удалось, даже если вы не получили никакого результата, это не имеет значения: вы, по крайней мере, работали.

Итак, не просите успехов, Небо даст их вам, когда сочтет нужным. А вам надо совершать усилия, потому что Небо не может делать их за вас. Так же как никто не может поесть за вас, так и Небо не может «поесть» за вас, то есть совершать усилия за вас; вы сами должны их делать. А успехи… Небо их дает, когда захочет и как захочет, в зависимости от того, что оно считает предпочтительным для вашей эволюции. Сколько святых, пророков, Посвященных покинули землю, не добившись успеха! Несмотря на их свет, их неподкупность, их чистоту, им не удалось утвердить среди людей торжество своего идеала; это доказывает, что успех не зависел от них.

Часто некоторые из вас мучаются: «Я молюсь, я медитирую, и несмотря на это, ничто не изменяется. Почему?». На самом деле происходят большие преобразования, но они настолько тонки, что вы не можете их увидеть. Итак, воспряньте духом. В Священном писании сказано, что Бог является истинным и справедливым. Все усилия, которые вы прилагаете, работая над своей внутренней материей, укрощая и одухотворяя ее, чтобы становиться все более и более благотворным для всего мира, все эти усилия регистрируются, и однажды вы увидите результаты. Когда? Это как раз то, что трудно узнать. Но пусть вас это не беспокоит. Вам надо только работать, оставляя Небу определять, когда, где и каким образом ваши усилия будут вознаграждены.

Впрочем, сами усилия уже несут в себе вознаграждение После каждого усилия, после каждого упражнения мысли жизнь приобретает другой цвет и другой вкус. И если Посвященные испытывают столько радости и счастья по малейшему поводу, то именно благодаря той духовной работе, которую они предварительно проделали. Если бы они не проделали эту работу, по воспитанию духовности, они были бы как те пресыщенные люди, у которых больше нет вкуса ни к чему. У этих людей есть все, они не испытывают ни в чем недостатка, но они утратили вкус жизни, потому что внутри у них нет никакой интенсивной деятельности.

Даже если нет никаких непосредственно видимых результатов, надо знать, что нет ничего более эффективного, чем духовная работа, чем воспитание духовности в себе. Если результаты заставляют себя ждать, это потому, что духовный, божественный мир менее доступен, чем мир материальный, но не надо бросать эту работу. Если вы бросаете эту работу, значит, у вас нет ни знаний, ни здравого суждения. Сколько нужно времени, чтобы вырастить салат?.. А чтобы вырастить дуб?.. Сколько времени существует салат? И сколько времени может жить дуб? Во внутренней жизни обнаруживаются точно такие же законы: если вам нужен салат, символически говоря, вы его быстро получите, но также быстро он и завянет. Тогда как если вы хотите вырастить дуб, вам нужно долго ждать, но он будет жить века.

Итак, работайте — и все! Никогда не назначайте дату осуществления ваших духовных устремлений. Если вы назначаете дату получения какого-либо внутреннего результата, победы над каким-то из ваших недостатков, вы будете только надрываться, и ваше развитие не будет гармоничным. Итак, вам надо работать над вашим совершенствованием, не назначая определенных дат, думая что перед вами вечность, и что рано или поздно вы добьётесь совершенства, которого вы желаете. вы должны думать только о красоте предпринятой вами работы и говорить себе: «Поскольку это так красиво, меня не заботит, сколько веков или тысячелетий мне понадобится, чтобы завершить эту работу».

Многие люди думают, что когда они приняли то или иное решение, то все будет происходить точно так, как они этого хотят, что все инстинкты покорно склонятся перед этими решениями, а мудрость и разум восторжествуют. Они и не подозревают, что могут проснуться другие силы и воспрепятствовать осуществлению их проектов. И когда они видят, что у них не получается то, что они надеялись получить, и в те сроки, на которые они, надеялись, они становятся язвительными и злыми, и изводят других своими несостоявшимися амбициями. Не надо устремляться в духовное воспитание, духовную жизнь, не зная ее законов, иначе результаты могут оказаться ещё хуже, чем, если бы оставались в заурядных заботах.

Впрочем, никогда не надо углубляться в духовную активность, будучи слишком уверенным в себе, так как этой уверенностью провоцируются другие силы, противостоящие реализации. Вы должны были это заметить. Вы решаете что-то сделать в какой-то определенный день; и вот этот день наступил, но у вас нет никакого желания это делать. Однако когда вы принимали решение, вы были искренни, вы были тверды в намерении исполнить задуманное. Следовательно, впредь не обещайте слишком твёрдо, не объявляйте о ваших планах всем, сохраняйте ваши желания в себе, тогда у вас будет меньше препятствий мешающих их осуществлению. Вот правило, которое очень важно знать.

Человек не должен углубляться в воспитание духовности, не обладая предварительно некоторыми понятиями, иначе он рискует столкнуться с очень неприятными сюрпризами. Человеческое существо можно сравнить с деревом. Да, как и у дерева, у него есть корни, ствол, ветви, на которых растут листья, цветы и плоды. Чем больше дерево растет, тем больше корни углубляются в землю; то есть, чем больше человеческое существо развивается, тем больше готовы проснуться в нем инстинктивные силы: чувственность, гнев, гордость…

Нужно знать человеческую природу и понимать, что механизм, включенный в одной части его существа, вызывает включение другого механизма в другой его части. Вы скажете: «Но тогда, если что-то может возбуждать и усиливать наши инстинктивные силы, не надо посвящать себя духовному воспитанию?» На самом деле есть способы управлять этими инстинктивными силами и достигать благодаря им наибольших внутренних результатов. Это и называют духовной алхимией. Да, как много надо знать, чтобы не сбиться с пути.

Даже когда вы одерживаете победу, не засыпайте, будьте еще более бдительными, потому что противоположная сторона — темные силы — может атаковать вас, и если вы допустите, чтобы она вами завладела, то вы можете потерять все преимущества, которые ранее приобрели. Это закон: поскольку все связано, то движение, возникшее в одной области, вызывает движение в противостоящей области. Вот почему когда Посвящённый занимается очень светлой работой для всего человечества, он, сам того не желая, пробуждает другую сторону — тьму. Но так как он знает это, он предпринимает меры предосторожности. Не надо отказываться от работы ради Света только из-за того, что одновременно пробуждаются враждебные, темные силы. Однако надо знать, как им не поддаться и продолжать духовную работу, воспитание своей духовности, вплоть до победы, и в то же время научиться использовать трудности как стимуляторы.

Но особенно никогда не забывайте, что в духовном воспитании себя не вам назначать сроки реализации. Иначе, когда человек видит, что его лучшие устремления не осуществляются, он думает, что потерпел поражение, озлобляется и от всего отказывается. Жаль, когда отказываются только из-за того, что успехи не пришли в назначенный срок. Надо продолжать работу в полноте, великолепии и в спокойствии, только так вы придете однажды к совершенству. Только так вы сможете себя воспитать духовно.

Воспитание духовности важнейшая проблема всего человечества сегодня. Воспитание духовности становиться посмешищем, вместо того чтобы стать аксиомой. Воспитание духовности человеку так же необходимо как воздух и вода. Без воспитания духовности человек превращается в животное, происходит процесс инволюции. Уроки по воспитанию духовности необходимо внедрять в учебные заведения. Каждая семья должна сама воспитать в себе духовность не ожидая пока её заставит сама жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.