Дети часто болеют что делать. Почему ребенок может часто болеть простудными заболеваниями, и что делать в таком случае

С наступлением холодов заболеваемость среди детей резко возрастает, но некоторые дети болеют нечасто или относительно легко, а часть из них – практически не вылезают из простуд, каждый эпизод длится по несколько недель, и болезни, по сути, плавно перетекают из одной в другую. И нередко те родители, которые практически не видят в межсезонье и зимой своих детей здоровыми, сильно переживают по поводу того, можно ли вообще прервать череду этих бесконечных болезней. Они ищут врачей и препараты, которые могут помочь в устранении постоянного и , непрерывных и их осложнений. Именно эти семьи и становятся постоянными посетителями педиатров и иммунологов, ЛОР-врачей и специалистов других отраслей. Возникает закономерный вопрос – почему дети часто болеют, почему некоторых малышей относят к категории «ЧБД» – «часто болеющих детей»?

Оглавление:

Как часто болеет ребенок?

В категорию ЧБД можно, в зависимости от возраста, отнести детей, которые болеют простудными и иными инфекциями от 6 до 20 и более раз за год . Если же говорить о детях разных возрастов, категориями ЧБД считают:

  • В возрасте до 1 года детей, болеющих более четырех эпизодов за год,
  • В возрасте 1-3 лет тех малышей, которые болеют более 6-7 раз за год,
  • После 4-5 лет детей, которые болеют простудами более пяти эпизодов за год, а у школьников более трех раз в году.

Причем простуды у таких детей обычно протекают тяжело или длительно, более 7-10 дней, и зачастую требуют приема антибиотиков, а также имеют различные осложнения простуд.

Данный факт создает серьезные проблемы для всей семьи, отражаясь как на физическом развитии малышей, так и на их нервно-психическом статусе, но важно подчеркнуть, что категория ЧБД – это не заболевания детей, подобное состояние не выставляется диагнозом.

Эта группа детей включает тех малышей, которые намного чаще чем в среднем в популяции, болеют , причем они не связаны с определенными врожденными особенностями, наследственными болезнями или приобретенными соматическими патологиями (то есть это относительно здоровые при рождении дети, которые просто часто простужаются).

Наиболее часто такие дети страдают (насморки), назофарингитами (сочетание насморка с поражением глотки), и (поражения гортани и трахеи), . Кроме того, у таких детей могут быть частые или , а также имеются такие ЛОР-осложнения как , или иные проблемы.

В чем опасность частых простуд?

Как таковые, простуды тренируют иммунную систему, но если это частые и повторяющиеся патологии, они могут приводить к нарушениям в функционировании и созревании различных тканей и органов. Это не только бронхолегочная система, но и пищеварительный тракт и нервная система (особенно вегетативный ее отдел). Частые простуды подрывают иммунную резистентность детского организма, формируют срывы в адаптационных и компенсационных механизмах тела. Другими словами, у таких детей хуже функционируют и менее тренированы все органы и системы тела . Из-за постоянных простуд и нахождения дома на больничном, такие дети меньше бывают на свежем воздухе, у них органичен двигательный режим, что может приводить еще и к развитию дополнительных обменных заболеваний, и , дистрофическим проявлениям.

Поэтому у таких малышей достаточно заметны отставания физического развития – по росту и весу, а также психомоторные навыки . У детей с частыми простудами нередко применятся большое количество лекарственных препаратов ( , противовоспалительные, ), которые могут также обладать иммуносупрессивными эффектами – они в определенной мере могут подавлять естественный иммунитет.

Причины простуд у детей

Если говорить о причинных факторах, которые лидируют в генезе детских простуд, то можно на первое место, несомненно, поставить вирусные инфекции. Но нередко начинаясь как вирусные, инфекции зачастую осложняются микробными поражениями, что усугубляет тяжесть заболеваний и резко повышает риски формирования различных вторичных осложнений – это , . Если верить исследованиям, насчитывают около 60-ти различных причинных факторов, которые ответственны за высокую заболеваемость. Все эти группы факторов можно объединить в разделы:

Внимание! Немалую роль играет наличие у ребенка особого вида инфекции – скрытых вирусных, к которым могут относиться – герпесная группа – , или . Хотя мало еще изучены вирусы , восьмого, но они также могут иметь значение.

Если говорить о микробной инфекции, то важными для детей могут становиться , гемофильная инфекция, клебсиелла и некоторые другие микробы. Нередко дополнительным фактором может стать и наличие кишечных инфекций.

Роль иммунитета в частой заболеваемости

Зачастую в частых или длительных заболеваниях детей винят ослабление иммунитета, но далеко не все родители могут оценить все те факторы, которые могут приводить к ослаблению иммунной защиты их малыша. Так, функционирование иммунной системы начинает формироваться еще в утробе матери, поэтому такие факторы как развитие внутриутробной инфекции, резкая недоношенность детей или их незрелость в результате влияния различных факторов могут грозить тем, что дети затем, после рождения, могут часто болеть и длительно переносить каждый эпизод инфекции.

Важно для полноценного становления иммунитета ребенка кормление его грудным молоком . В нем содержатся иммуноглобулины и иные иммунные факторы, которые помогают незрелой иммунной системе младенца более адекватно реагировать на внешние стимулы и раздражители. С материнским молоком передается и часть готовых антител, которые защищают его на протяжении первых месяцев жизни от простуд и инфекционных болезней. При раннем переводе детей на смеси или отказе от ГВ, дети могут болеть простудами с раннего возраста, что ослабляет иммунную защиту . Кроме того, негативно могут влиять на иммунную систему такие обменные патологии и дефицитные состояния как гипотрофия, анемии различного типа или рахит, .

Выраженным негативным влиянием на иммунитет обладают:

Обследования часто болеющих детей: какие анализы сдавать?

Если ребенок часто болеет, каждый эпизод простуды длится более 2 недель или часто формируются осложнения, требующие лечения серьезными препаратами, важно провести полноценное обследование ребенка и прицельный анализ его образа жизни, чтобы выяснить наличие проблем с иммунной системой или же те факторы, которые ведут к подобным проблемам в отношении ОРВИ.

Первое, что нужно сделать – обратиться к педиатру с просьбой о направлении для консультации к иммунологу. Для посещения этого специалиста предварительно нужно прохождение обследования:

  • сдается , в котором оценивается функционирование иммунной системы в целом по количеству лейкоцитов и составу формулы. Сдвиг в ней в сторону лимфоцитоза или лейкоцитоза (особенно до юных форм) покажет – вирусные или же микробные.
  • исследование крови на наличие скрытых инфекций (герпесной группы), микоплазменного или хламидийного инфицирования, РС-инфицирования.
  • посев отделяемого с носа и глотки на флору.
  • аллергологическая диагностика с изучением уровня иммуноглобулинов Е (общей и специфических фракций).
  • иммунограмма с изучением иммуноглобулинового спектра и активности фагоцитоза.
  • рентгенография грудной клетки, а при подозрении на ЛОР-патологии – черепа и придаточных носовых пазух.

Обратите внимание

При наличии определенных симптомов необходимы консультации невролога и гастроэнтеролога, эндокринолога, ЛОРа и других специалистов.

Чем опасны частые болезни детей?

Если ребенок практически постоянно болеет – это проблема не только самой семьи, лечащего врача, но и общества в целом. Такие дети обычно не могут прививаться по графику вакцинации, имеют проблемы с посещением сначала дошкольных учреждений, а потом и со школьным обучением – они пропускают занятия и имеют сниженную успеваемость. Родители таких детей вынуждены пропускать работу или уволиться с нее, что отражается на материальном достатке семьи. Государство тратит на реабилитацию и лечение таких детей большие средства в масштабах всей страны. И, кроме того, у ребенка, относимого к категории ЧБД, формируются своеобразные порочные круги в отношении здоровья, которые делают решение проблемы затрудненным.

На фоне слабого иммунитета ребенок часто болеет, частые болезни ослабляют иммунитет, и на фоне ослабления иммунитета ребенок опять болеет. В результате образуется повышенная чувствительность тела ребенка к различным микробным и вирусным агентам, у него снижаются защитные резервы и истощаются механизмы резистентности, нередко формируются вялотекущие или хронические инфекции, а также развивается неблагоприятный фон для соматической патологии – аллергизации организма, развития пищеварительных расстройств, поражения желез внутренней секреции. В свою очередь «букет» из инфекционных и соматических заболеваний приводит и развитию значительного отставания как физического развития, так и нервно-психического.

Обратите внимание

По мере взросления формируются и психологические проблемы – комплекс неполноценности, робость и нерешительность в силу гиперопеки родителей, неуверенность в себе, физическая слабость. В силу невозможности ведения привычного для детей образа жизни, это приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, может стать отшельником.

Это тоже важный факт в пользу того, чтобы родители активно занимались профилактикой частых болезней и укреплением иммунитета детей.

Методы реабилитации часто болеющих детей

Дети, которые достоверно чаще и дольше болеют, требуют от врача и родителей планомерной работы в плане их лечения, становления иммунитета и закаливания. И хотя родители считают эти факторы маловажными, уповая исключительно на лекарства, но именно правильное питание, строгий режим дня и процедуры закаливания, активная физическая нагрузка и частое пребывание на свежем воздухе – это ключевые факторы борьбы с болезнями. А вот медикаментозными методами коррекции иммунитета, лечением простуд и их осложнений должны заниматься специалисты – иммунологи или педиатры.

Нет единого универсального подхода к терапии детей из категории ЧДБ, их реабилитации и к профилактике частой заболеваемости. Все это связано с тем, что организм каждого ребенка индивидуален, и в каждом клиническом случае и ситуации, у каждого конкретного малыша нужно подбирать свои, индивидуально подходящие под возраст и состояние здоровья методики.

Но важно остановиться на общих методах и принципах реабилитации детей, часто страдающих от простудных заболеваний. Основная цель такого лечения болеющих детишек – это снижение заболеваемости до физиологически допустимой и воздействие на причинные факторы, которые приводят к простудам и болезням. Принципы терапии подобны таковым, как и у здоровых детей, сюда будет входить воздействие на причины ( , ), а также препараты, направленные на механизмы и симптомы патологии.

Если говорить о лечении вирусных инфекций , для категории ЧБД применяют около 10-ти различных групп средств, они направлены на подавление размножения вирусов. Ели речь идет о лечении гриппа, в детском возрасте применяют препараты, подавляющие активность вирусов – (сегодня считается уже не очень эффективным), тамифлю и реленза. При тяжелых вирусных инфекциях для этиологической терапии показано применение серьезных препаратов (рибавирин, ганцикловир, ацикловир). Их применяют только по строгим показаниям, только выверяя дозировку и под контролем врача.

Также показано применение препаратов – индукторов , их применяют по схемам, которые используют для укрепления иммунной системы, поддержания клеточного и гуморального звена, активизации резистентности.

При необходимости борьбы с вторичной инфекцией применяют только по показаниям, с учетом чувствительности к ним микробной флоры. Также показано применение физиотерапии, лечебной физкультуры, методов закаливания и препаратов, обладающих иммуностимулирующим эффектом.

Все препараты применяет только врач, и любые препараты нужно обсуждать с ним, а самостоятельно можно применять только немедикаментозные средства и профилактические мероприятия.

Профилактика частых простуд у детей

Важно думать о последующем здоровье ребенка еще при беременности, начиная с периода зачатия и даже ранее. Так, если женщина планирует беременность, важно немедленно отказаться от всех вредных привычек - не только приема алкоголя и курения, но и пищевых излишеств, приема вредных продуктов и много чего еще. Важно провести санацию очагов хронической инфекции, пролечить все хронические патологии и скорректировать эндокринные расстройства, устранить обменные нарушения.

Роль грудного кормления

Еще перед родами стоит готовиться к грудному вскармливанию, а после рождения крохи сразу же приложить его к груди, чтобы он получил первые же капли молозива, которое помогает запуску иммунитета. Важно, чтобы кроха получил молозиво в первые же минуты жизни, оно богато иммуноглобулинами, которые защищают кроху от инфекций и стимулируют иммунитет. Не менее важно естественное вскармливание и в последующем, когда кроха будет расти и развиваться. В составе грудного молока содержится большое количество иммуноглобулинов, защитных факторов и белков, витаминов и биологических веществ, которые приводят к тому, что иммунитет активно формируется и стимулируется. В среднем, до введения прикорма нужно кормить кроху только грудью около полугода. Если же есть необходимость в докорме, нужно тщательно подбирать смеси, чтобы они не провоцировали аллергию и не влияли на иммунитет.

Соблюдение режима дня

Практически для всех малышей из этой группы типично расстройство в работе вегетативной нервной системы и ее центральных отделов, за счет чего им нужны строгие режимные мероприятия, настраивающие на слаженную работу все системы и органы. Кроме того, эти дети должны дольше спать примерно на час-полтора в сравнении с ровесниками , чтобы они могли восстанавливать силы. Детям, которые часто болеют, важно длительно ежедневно пребывать на свежем воздухе, но продолжительность будет варьировать от погоды и состояния малыша. Отказаться от прогулок можно только при сильных ливнях или снегопадах, сильном штормовом ветре . Остальные дни вполне можно использовать для прогулок при походах со школы или из детского сада. Длительное пребывание в закрытых помещениях негативно влияет на иммунную систему.

Профилактические прививки

Часто болеющим детям профилактическая вакцинация даже более важна, чем здоровым, от многих инфекционных заболевания можно защитить их за счет прививок . Так, им проводят все те же вакцинации – против и , все остальные, что положены по календарю и дополнительные, . Если говорить именно о гриппе, детей прививают заранее, до начала сезона так, чтобы иммунитет успел выработаться. Запрещено делать прививки больным детям или в период эпидемии – они не помогут, а только навредят.

Рекомендуем прочитать:

Полноценные меры гигиены

Важно у часто болеющих малышей обращать внимание на питание, которое обогащается белками и витаминами, минеральными компонентами, в то время как количество быстрых углеводов (это сладости, конфеты, сахар) стоит уменьшить в рационе . За счет злоупотребления данными продуктами происходят колебания глюкозы крови, что ведет к перевозбуждению нервной системы. Не менее важным моментом будет отказ от приема аллергенных продуктов, особенно если в роду есть аллергики и необходимо профилактировать аллергию. Особенно важно исключать из рациона детей продукты с пищевой химией. Все питание детей стоит подбирать максимально натуральным, чтобы оно легко усваивалось и подходило по возрасту. Это важно для полноценной работы ферментов и стимуляции аппетита.

Как сделать, чтобы ребенок меньше болел?

Помимо заботы о физическом здоровье ребенка, важно также активно заботиться о его психологическом комфорте и проводить активную профилактику проблем и расстройств психики.

Обратите внимание

Нередко родителям просто незаметно серьезное психологическое состояние, проблемы психики ребенка, и изменения его поведения они списывают на характер или перевозбужденность, избалованность родными. Но если у детей формируются неврозы или депрессии, которые возможны даже в годовалом возрасте, это крайне отрицательно влияет на психику.

Причинами для подобных расстройств могут стать проблемы семьи или общения с ровесниками, конфликты между родителями, гибель или болезни близких людей. Они могут приводить к постоянной подавленности, замкнутости и переживаниям, ведущим к проблемам нервной системы. Могут влиять на психику проблемы в общении со взрослыми в детских коллективах, рождение еще детей в семье, отношения с друзьями и много что еще.

Нередко подобные проблемы приводят к тому, что запускают патологические программы – стремление заболеть, чтобы обратить на себя внимание, получив порции заботы и любви. Важно тщательно проанализировать окружение ребенка и его общение, в чем могут быть проблемы его общения, поведения. Иногда может помочь только психолог или психотерапевт.

В укреплении иммунной защиты и профилактике частой и длительной заболеваемости важна физическая культура и спорт, массажи и дыхательные практики, а также процедуры регулярного закаливания. Необходимо проведение курсов массажа до 4 раз в год, а проведение дыхательных упражнений возможно ежедневно, что помогает увеличить вентиляцию легких, а также реактивность слизистых, активизирует местный иммунитет.

Важно обратить внимание на которое проводят с раннего возраста, соблюдая главные принципы – систематичность процедур и постепенное нарастание интенсивности. Наиболее оптимальными для детей любого возраста станут контрастные души, с началом процедур в периоды полного здоровья и наращиванием интенсивности крайне медленно и осторожно. В периоды болезней процедуры нужно приостановить, а затем приступить к ним снова, с менее активных воздействий и более высоких температур, чем это было ранее. Подобные методики позволяют тренировать резистентность тканей и сосудов к перепадам температуры, влажности, помогают защищаться от вирусных атак.

Можно дополнить данные методики укрепления иммунной защиты фитотерапией под руководством врача. У большинства детей она дает выраженные и активные результаты, за исключением детей аллергиков, у которых нужно применять ее крайне осторожно. Применимы настои и отвары трав, чаи и сборы в местной форме – для ингаляций и промывания полостей тела, а также применяя внутрь.

Уже давно стало истиной утверждение, что многие наши болезни связаны с эмоциональным состоянием. Поэтому так популярны советы не нервничать, искать гармонии с самим собой и окружающими людьми, заниматься медитацией и т.д.

В жизни детей не меньше стрессов, чем у взрослых. Но, к сожалению, родители не часто придают переживаниям детей должного значения. Считается, что ребенок может преувеличивать, да и вообще скоро все забудет. Но страхи и подавленные эмоции перерастают в хронические заболевания, с которыми родители безуспешно борются.

Психолог Анастасия Рагулина называет 8 причин болезней детей, которые могут быть вызваны вовсе не слабым иммунитетом.

Зачем, а не почему болеют дети

Когда заболевает ребенок, родители практически в 100% случаев обращаются к врачам за лечением. Проходит неделя-две-месяц и болезнь возвращается. Врачи и родители говорят о «часто болеющих детях». А что, если причина болезни лежит не в слабости иммунитета?

Рассмотрим болезнь на психологическом, а не физическом уровне. Болезнь у ребенка (да и взрослого тоже) – это способ получить то, что без болезни получить никак не удается. Допустим, у ребенка есть потребность во внимании со стороны родителей, и эта потребность (ну прям очень важная и необходимая) у него не удовлетворяется. Ребенок сначала пробует привлечь внимание своим поведением (в большинстве случаев неправильным), и иногда этот способ помогает. На время. А потом ребенок заболевает…

И мама, бросив все свои дела, заботы, работу, взяв больничный, каждый час дает ему с ложечки лекарство, переживает за него, ходит в магазин за самыми лучшими фруктами и варит самый вкусный бульон. А потом садится играть с ним, читает ему книжку, пока он лежит в кровати – такой беспомощный и болеющий. Ребенку нравится эта забота, несмотря на высокую температуру, насморк или более серьезные болезни.

Кстати, о более серьезных. Чем у ребенка болезнь серьезнее (а не просто легкая простуда), тем больше внимания ему не хватало, и тем больше внимания впоследствии он получает от значимых людей. Вторая причина, по которой болеют дети – это жестко выстроенная система установок и взглядов родителей. Нужно обязательно ходить в школу, заниматься спортом, ходить к двум репетиторам и в три кружка, а еще маме помогать по дому и нести сумки из магазина (иначе ты «ленивый, неблагодарный, несамостоятельный, неспособный, неталантливый»)… Например, родители считают, что может быть только одна уважительная причина не ходить в школу – это болезнь. Даже недомогания не считаются. И тогда ребенок заболевает, чтобы получить заветное право на отдых. Болезнь избавляет нас от чувства вины, так как в этом случае мы можем получить отдых «заслуженно». Абсурд, не правда ли? К этой же причине относится и то, что ребенок слишком долго был сильным в какой-либо ситуации, слишком долго держался. Болезнь дает возможность почувствовать себя более расслабленным, слабым.

Третья причина, по которой часто болеют дети – это непринятие негативных эмоций ребенка, да и вообще каких-либо эмоций. Когда в семье любые проявления ребенка отрицаются. Нельзя злиться, ругаться, раздражаться, испытывать восторг от радости, обижаться на родителей. Одним словом, «нельзя себя проявлять, нельзя быть». За любым проявлением ребенком каких-либо эмоций приходит чувство вины, а так как это разрушительное чувство, и оно тоже не выражается, оно направляется на себя. Другими словами, ребенок наказывает себя болезнью за свое «право быть». Или мама отрицает его чувства. Ребенок говорит, что ему плохо, а мама ему говорит: «Да чего тебе плохо, температуры ведь нет?».

Четвертая причина – отказ от выполнения какой-то родительской просьбы, которую НАДО выполнить, но в силу возраста, неумения ребенок этого сделать не может. До просьбы или требования, так сказать, еще нужно дорасти. И выздоравливать быстро не всегда хочется, так как это требование все-таки придется выполнить. И здесь включается сопротивление… в виде болезни.

Пятая причина – это уравновешивание семейной системы. Известно, что дети являются «стабилизизаторами» семейной системы, и если она дает сбой, весь огонь они берут на себя. Представьте ситуацию, когда мама и папа хотят развестись. Никакие уговоры ребенка не делать этого не помогают. И тогда он заболевает. Серьезно, надолго и по-настоящему. И тогда идею с разводом придется отложить. Хотя бы на время.

Шестая причина – бессознательные установки родителей, которые ребенок несет в свою жизнь. Когда он слышит: «Ты у нас такой слабенький, нездоровенький, часто болеешь, что нам с тобой делать таким?», за ним закрепляются эти слова, которые внедряются крепко в сознание и вызывают каждый раз болезнь.

Седьмая причина – внутриличностный конфликт у ребенка, который связан с установками родителей, точнее, с их противоположными точками зрения. Папа говорит: «Не отвлекай меня, я занят», мама тут же говорит: «Подойди к папе и спроси у него про…» Ребенок не знает, что ему делать в таком случае и кого слушать. В силу возраста ему тяжело справиться с этой ситуацией. И он заболевает.

И, наконец, восьмая причина – это реакция на какие-либо травмирующие события. Потеря близкого человека, переезд в другое место, новый садик, новая школа могут стать факторами, травмирующими ребенка. Ребенок мог стать свидетелем какого-то события. И сюда же относится сам травматический опыт, полученный ребенком в раннем детстве или в более позднем детском возрасте (4-6 лет), когда, например, родители били ребенка, оскорбляли его и т.п.

Здоровья вам и вашим деткам!

Часто болеющий ребёнок - что делать? Для начала, понять, что это совсем не диагноз. Это группа диспансерного наблюдения. В нее входят дети, которые часто болеют респираторными инфекциями, и это не связано с явными врожденными и наследственными патологиями. Формально, группа "часто болеющих" определяется так:

    если ребенок в возрасте от 3 до 4 лет – болеет чаще 6 раз в год;

    если ребенок в возрасте от 4 до 5 лет – болеет чаще 5 раз в год; - если ребенок старше 5 лет - болеет чаще 4 раз в год.

    Когда такое происходит, родители часто винят "плохих врачей" и начинают самостоятельно мучить детей новыми и новыми лекарствами - чем могут только усугубить проблему. Если ребенок часто болеет, это означает, что он постоянно сталкивается с источниками инфекции. Они могут находиться внутри самого организма или во внешней среде - например, при большом числе контактов с людьми. Не случайно многие родители связывают всплеск заболеваний именно с началом посещения ребенком детского сада. Но причины могут быть и дома, в семье.

Внешние факторы

  • отсутствие санитарной культуре в семье, дефекты ухода, например, нерациональное питание, с ребенком не гуляют, не занимаются физкультурой;
  • материальное неблагополучие, плохие санитарно-бытовые условия, а во вполне благополучных семьях наоборот – гиперопека над ребенком;

    бесконтрольное применение антибиотиков, жаропонижающих средств, которые нарушают работу защитных факторов организма ребенка;

    наличие хронических заболеваний лор-органов у родителей и других членов семьи, которые проживают вместе с ребенком; пользование общей посудой и т.д.;

    проведение прививок перед началом посещения детского учреждения. Многие родители зачастую откладывают вакцинацию до момента поступления детсад, а вакцины ослабляют работу иммунной системы – в результате ребенок заболевает через несколько дней после начала адаптации к условиям детского учреждения;

    родители не провели профилактических мероприятий перед началом посещения детсада, в результате организм ребенка не справляется с переутомлением и перевозбуждением нервной системы;

    начало посещения ребенком детского сада (особенно в возрасте до 3 лет). В этом возрасте дети очень восприимчивы к респираторным заболеваниям.

    большое количество контактов в местах с массовым пребыванием людей: транспорт, супермаркеты и др.

Лор-врач двух моих детей Светлана Данилова обычно категорично заявляет родителям, дети которых страдают синуситами, отитами, аденоидитом – нужно срочно забирать детей из учреждения домой хотя бы на пару месяцев. "Была бы моя воля - все бы садики закрыла",- категорично заявляет Светлана Владимировна.

Но у родителей зачастую нет возможности оставить ребенка дома: или не с кем, или финансовое положение не позволяет трудиться только папе или маме.

Внутренние факторы частой заболеваемости ребенка:

  • До- и послеродовые неблагоприятные сценарии развития ребенка, например, гипотрофия, рахит, анемия, недоношенность, гипоксия в родах, энцефалопатия;
  • раннее искусственное вскармливание влияет на созревание иммунной системы;

    аллергия, особенно та, которая передалась по наследству;

    наличие у ребенка очагов хронической инфекции в рото- и носоглотке;

    на слизистой оболочке носоглотки ребенка могут находиться вирусы и патогенная флора;

    плохо работает «местный» иммунитет слизистой оболочки дыхательных путей;

    у ребенка нарушены процессы терморегуляции и термоадаптации;

    нарушение состава микрофлоры кишечника.

    Комментирует Иван Лесков , отоларинголог:

“Настоящая проблема начинается тогда, когда ребенка приходится отдавать в детский сад, где в группе 20-25 человек. Из них трое-четверо всегда находятся в продромальном периоде инфекции, или приходят в детский сад после больничного – не долеченными. И хотя 3-4-летний ребенок уже может выработать антитела к инфекции, главное звено иммунитета – Т-система - еще не работает (она формируется к 5-6 годам). А это значит, что с 3 до 6 лет есть опасность формирования у ребенка хронических бактериальных очагов инфекции (тонзиллит, аденоидит), или персистирующих (лат. «постоянно пребывающих») хронических вирусов, к которым, в частности, относятся вирус Эпштейна-Барр, аденовирусная и цитамегаловирусная. Если ребенок часто болеет, простая стимуляция его иммунитета не даст желаемых результатов».

Что делать?

Три грамотных шага позволят вам разорвать порочный круг:
1. Выявить и санировать хронические очаги инфекции;

    Сдать анализы на антитела к вирусам;

    После выполнения двух первых пунктов – начать реабилитацию иммунной системы ребенка

    Надо показать ребенка не только педиатру, но и отоларингологу. Именно лор-врач может оценить состояние миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанной перепонки уха. Именно заболевания лор-органов является причиной частых болезней детей.

    Лор-врач должен дать направление на анализ – посев со слизистой оболочки зева и носа для оценки микробного состояния. В слизистой носоглотки у часто болеющих детей зачастую мирно « живут» грибы рода Candida, стафилококки, гемофильная палочка (кстати, с прошлого года детям из группы риска прививку от гемофильной инфекции стали делать бесплатно), энтеробактерии. Они-то и являются источником воспалительного процесса.

В результате оценки анализов – назначается адекватное лечение. И только после того, как ребенок полностью выздоровеет, можно приступать к реабилитации иммунной системы.

Как проводить реабилитацию иммунной системы ребенка?

Сегодня очень часто педиатры используют в своей практике препараты растительного происхождения и гомеопатические препараты. Большинству из нас известны растения-адаптагены. Для стимуляции иммунитета используются элеутерококк, эхинацея, заманиха, левкой, лимонник китайский, родиола розовая, аралия маньчжурская. В аптеках продаются экстракты и настойки этих растений. В практике обычно применяют такую дозировку: 1 капля настойки на 1 год жизни. В эпидемический период иммунномодуляторы дают ребенку в течение недели – исключая выходные – в течение месяца.

Знатоки пчелиной продукции утверждают, что иммунитет можно поднять маточным молочком, пчелиным молочком, прополисом.

Если ребенок постоянно мучается насморками, отитами, у него необходимо стимулировать местный иммунитет. Необходимо применение препаратов (по рекомендации лор-врача и после сдачи анализов), которые нормализуют иммунитет в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. Эти лекарства содержат лизаты бактерий. Они помогают предупреждать инфекции в носоглотке. Известны рибосомальные иммуномодуляторы, бактериальные лизаты и мембранные фракции и их синтетические аналоги. Специально не называю сами препараты, их должен назначить только доктор, желательно хороший иммунолог .

Комментирует Федор Лапий , иммунолог-инфекционист:

“Перед тем, как назначить препарат, необходимо оценить состояние здоровья ребенка. Для начала смотрится общий анализ крови – в норме ли содержание клеток-лимфоцитов. Их количество свидетельствует о том, есть ли у ребенка грубое нарушение иммунной системы (норма для детей в возрасте от 4 лет - 6,1 – 11,4х109/л). Выясняется, перенес ли ребенок пневмонию, гнойные отиты, менингит и другие тяжелые заболевания. После этого могут потребоваться другие исследования – иммунограммы. Они бывают разными. Иногда для того, чтобы правильно оценить происходящее с ребенком и назначить адекватное, эффективное лечение – иммунолог может назначить очень узконаправленный тест. При этом сама иммунограмма будет показывать норму. Но это не будет означать, что проблема снята».

Хорошо проводить интерферонопрофилактику . Даже новорожденным педиатры назначают в период сезонной заболеваемости нативный лейкоцитарный альфа-интерферон (в ампулах). Есть рекомбинантные виды интерферона – гриппферон и виферон (свечи), анаферон и афлубин. Индуктором интерферона является арбидол, помимо этого это еще и противовирусный препарат. Не стоит забывать оксолиновую мазь. Утром и вечером после того, как очистили нос ребенка от слизи и просто от корочек – аккуратно смазывать слизистую ватной палочкой с нанесенной на нее мазью.

Есть также физиотерапевтичксие варианты восстановления иммунитета. В многих пульмонологических отделениях и в центрах здоровья детей есть так называемые галакамеры , они моделируют основные параметры соляных пещер. Очень рекомендуются детям с бронхолегочными заболеваниями, аллергикам, да и просто часто болеющим детям. Нахождение в галокамере активизирует Т-клетки, повышается синтез эндогенного интерферона и уровень иммуноглобулинов. Обычно проводят два курса в год. Например, осенью и весной.

Ароматерапия – физиотерапевтическая процедура с использованием летучих биологически активных веществ. В зависимости от использования эфирного масла определенного растения – будет и соответствующий эффект. Широко известны противовоспалительные и антибактериальные свойства масла хвои, лаванды, лавра, фенхеля и базилика. В ароматерапии обязательно строго индивидуальный подбор эфирного масла.

Чуть подзабытое УФО – ультрафиолетовое облучение . Физиотерапевтические кабинеты детских поликлиник обычно оборудованы этими аппаратами. В результате воздействия ультрафиолетовых лучей не только возрастает бактерицидная активность крови, также усиливается фагоцитарная активность, происходит рост антимикробных антител.

При этом надо не забывать выполнять другие «немедикаментозные» мероприятия по оздоровлению. О них все знают или хотя бы слышали, но выполнение этих абсолютно грамотных инструкций требует от взрослых педантичной постоянности. Правила должны стать нормой жизни.

    Правильно организовать режим дня ребенка. Он должен и погулять, и поиграть, и вовремя лечь спать.

    Избегать стрессов. Потушить все конфликтные ситуации в семье. Как правильно замечают психологи: очень часто ребенок заболевает в тех семьях, где есть неразрешенные ситуации между родителями. Малыш таким образом привлекает внимание противоборствующих сторон на себя. В другом варианте –иммунитет ребенка падает из-за постоянного стресса в связи с ситуацией в семье.

    Сделать правилом несколько раз в день промывать нос раствором поваренной соли (0, 9 %) или физраствором (стоит копейки). Многие родители покупают спреи, например, «Аква-Марис». Чтобы сэкономить – после того, как раствор в покупном препарате заканчивается, можно аккуратно плоскогубцами снять крышку и залить в бутылочку физраствор. Дешево и сердито. Другие спрей-системы не позволяют использовать их повторно.

    Они помогут ребенку восстановить иммунитет.

    - Обеспечить доступ к чистому воздуху. Чаще проветривайте, хотя бы перед сном делайте в комнате ребенка влажную уборку пола. Если есть возможность – уберите ковры-пылесборники. Или часто и очень тщательно чистите их.

    • Очень хорошая традиция – хотя бы раз в год вывозить ребенка на море , желательно на две недели (не меньше). Если такой возможности нет – отправляйтесь в деревню, открывайте нынче тоже модный дачный сезон. Ребенку надо дать возможность прочистить бронхи от городского воздуха, квартирных аллергенов. Лето для начала закаливающих процедур – самое благоприятное время. Что может быть лучше - облить ножки малыша холодной водой на траве или пробежаться с ним вдоль берега реки, а потом и искупаться с солнечными брызгами…

    - Составить график посещения специалистов. Для часто болеющего ребенка очень важна такая педантичность. Основные - педиатр, отоларинголог, стоматолог, физиотерапевт. По дополнительным показаниям: врач ЛФК, аллерголог, иммунолог, невропатолог.

Когда мы растим малышей, одно из самых трудных испытаний – это их болезни. И всегда возникают вопросы, как к этому относиться, как это выдержать. Особенно если детей несколько – они ведь могут болеть кругами – первый-второй-третий – и затем снова первый-второй-третий….

Залечивание малышей с рождения
Сейчас родители по любому поводу детей лечат. Чуть сопли – антибиотики. Чуть температура – жаропонижающие. Большинство детей до года не единожды принимали антибиотики, и это печально. Много исследований сейчас говорят о том, что привычка принимать антибиотики приводит к такой мутации бактерий, которую потом не может победить ни один антибиотик. Кроме того антибиотики убивают и всю полезную флору организма, и чтобы ее восстановить – нужно потратить много времени и сил.

Чрезмерная тревожность родителей заставляет их таскать детей по врачам каждый месяц, постоянно обследовать – и чуть что лечить. Я расскажу вам две истории, произошедшие с моими знакомыми.

Одна мама родила долгожданного сына поздно – после 40. И ее тревожность можно понять. Долгожданный. И ей все время казалось, что что-то не так. К году ребенок прошел кучу исследований. На это было потрачено много денег, времени и сил. При малейшем покраснении щек, она тащила его к педиатру и аллергологу. После каждого срыгивания – проверяла ему желудок и почки..

Ребенку уже восемь. За восемь лет ему уже раз пять проводили внутреннее исследование желудка, когда глотаешь трубочку. И даже делали внутреннее исследование кишечника. Он на жуткой диете. Здоровья нет. Антибиотики каждый месяц от всего. И врачи не знают, в чем причина. Он же был здоров! Так все это превращается в замкнутый круг новых исследований и лекарств. Уже и гормоны, и антибиотики, и много всего «нужного». А здоровья с каждым годом все меньше.

Другая мама тоже шла по этому пути, лет до пяти своей дочери. Антибиотики, исследования, лечения. Но ей повезло – однажды попался очень толковый педиатр. А главное – она смогла его услышать. И он объяснил ей, что сейчас ее ребенок нашпигован химией лекарств, и его иммунитет не может работать в таком залеченном состоянии. Что иммунитет нужно укреплять и выводить из организма ребенка всю эту медицинскую химию. Она уехала с ребенком на дачу на все лето, оставив работу. И вырабатывала иммунитет по-Комаровскому (есть такой известный доктор-педиатр). Это когда голый ребенок носится по улице, прыгает то в воду, то в песок, кормят его только когда он просит – то есть выглядит все это для часто болеющего ребенка ужасно. Голый, грязный, холодный, голодный… И ей было непросто позволить дочери делать то, что ей приносило столько счастья. Когда она недомогала, мама просто поила ее теплым морсом, лежала с ней в кровати. Никаких лекарств, только любовь. И все проходило очень быстро. К концу лета бледную болезненную девочку было не узнать. Румяная, активная, здоровая.

Мы привыкли лечить симптомы, привыкли подавлять их, не разбираясь, что полезно, а что не очень. Мы привыкли бездумно капать в нос, пшикать в горло, поить внутрь – когда что-то нас беспокоит. И верим в то, что это правильно и помогает. Безусловно, иногда это оправдано, правильно. Но иногда – скорее вредно. Не в сегодняшнем дне, а в перспективе. Сегодня мы температуру собьем, а что будет с иммунитетом завтра?

Я не сбиваю температуру детям. До 39-40. А такой она бывает крайне редко. Температура – сигнал о том, что организм борется. Это активизация иммунитета и защитных сил организма, Если мы ее сбиваем, то обнуляем и все сопротивление нашего тела. Тогда вирусам все проще проникать и поражать нас.

Есть масса способов делать все то же самое без химии. Например, лучшие капли в нос – это грудное молоко матери. Попробуйте – и на детях, и на себе. Молоком же можно смазывать места от укуса комаров – все быстро проходит. При температуре — компрессы и теплое питье. Травы, гомеопатия, аюрведа и просто спокойное отношение матери – всем этим тоже можно лечиться, и результаты будут другие. В них нет такого количества противопоказаний и побочных эффектов, нет такого количества химии. И пользы больше.

Детское питание

В том, насколько здоров ребёнок, не последнюю роль играет его питание. Если не главную. Если начать с начала, то идеально кормить малыша грудью. Это помогает ему формировать иммунитет. Все-таки грудное вскармливание – это не только бесплатно и удобно, это еще и полезно для иммунитета ребенка. Я смотрю по своим детям – старший кормился только до полугода, средний – до двух, младший еще кормится. Разница в болячках колоссальна. В том, как они протекают, сколько их.

Кроме того, если ребенок ест много вредной пищи – например, слишком много химической еды, фаст-фуда, сладкого, то его организм будет более подвержен болезням. Сахар вообще детей превращает в «наркоманов», которые без сладкого не могут, устраивают истерики без очередной «дозы», быстро теряют силы и устают, чаще болеют. Совсем без сахара сложно, но хотя бы сократить его потребление – вот такая непростая задача родителей нашего времени.

Прививки

Лично я основой детского здоровья считаю отсутствие вакцинации. Простите меня, ее приверженцы. Каждый решает для себя. Но то, что иммунологи говорят о том, что прививки подавляют наш природный иммунитет с самого рождения, — для меня убедительно. Еще более убедительно для меня состояние здоровья моих детей. Старший, привитый до года, хватает все вирусы и болеет дольше и тяжелее всех. Младшие без единой прививки часто проживают вирус за ночь или максимум за день. А кроме того поствакцинальное осложнение старшего сына уже стоило нам очень дорого, чтобы рисковать снова.

Просто подумайте – без журнальных штампов о важности прививки. Родился маленький человек. Он еще не окреп, он ничего не может сам, и даже кушает понемногу. Сил у него мало, поэтому он все время спит – и интенсивно растет. Все силы нужны ему внутри. А теперь вспомните – после родов ставят две прививки. Две разные химические субстанции заливают внутрь маленького неокрепшего организма. Теперь ему нужно еще и все защитные силы бросить на то, чтобы выработать антитела, переварить эту химию, выбросить лишнее…

Дальше больше – почти каждый месяц в его тело будут заливать новые субстанции – и некоторые с живыми вирусами, иногда будут ставить по 2-3. Иногда – мультивакцины с разными вирусами. Я молчу даже про химический состав – а чего там только нет. Его маленькое тело должно с этим справиться. Маленькое тело, которое даже свой собственный вес пока выдержать не может на ногах.

Вы правда считаете это благом? И вы правда уверены, что все то, что содержится в прививке – благо? Посмотрите интервью Билла Гейтса, благотворительность в формате Земли он видит в качестве сокращения жителей. И инструмент, которым он пользуется – и не скрывает – это прививки. Посмотрите и другие видео, услышьте и другие точки зрения. И составьте свое собственное мнение, примите свое решение. Не будучи зазомбированы педиатрами, которые должны выполнять план (хотя своим детям многие прививок не делают, или как минимум, делают далеко не сразу).

Главное, что нам нужно делать – это думать своей собственной головой, потому что ответственность будем нести мы сами, за любое свое решение. Я уже несу ответственность за свою безголовость с первым сыном. Нам много пришлось сделать, чтобы вытащить его из сложного состояния. И до сих пор – антивакцины, хелирование и многое другое. А можно было просто не ставить эти «волшебные уколы». Но я тогда предпочитала слушать врачей, а не свое сердце. Не думала, не чувствовала, делала, как все… К сожалению.

Наши младшие дети не привиты. И объездили пол-мира, включая Азию – куда, как говорят, без прививок вообще нельзя! Особенно в Индию! Оказывается – можно. Можно жить без прививок и гораздо лучше чем с ними. Но опять же – каждый решает для себя. Ставить ли. Ставить ли выборочно. Ставить ли по календарю или индивидуально. Или не ставить. Мой вариант – последний.

Детские сады и школы на неокрепший иммунитет

Иммунная система ребенка созревает не сразу. Далеко не сразу. Даже если на нее не проводить ядерных атак прививками и антибиотиками, ей все равно нужно время для того, чтобы научиться отражать разные внешние атаки, адаптироваться.

У меня был такой интересный опыт. Одна чудесная девочка ничем не болела. Но любой ребенок, который с ней поиграл в течение месяца, попадал в инфекционную больницу с жуткой кишечной инфекцией. У всех она оказалась одного типа. Сама девочка была самой здоровой из всех. И заподозрить ее было бы странно. А потом случайно ее родители сделали анализы – и у нее нашли именно этого возбудителя, но в спящем состоянии.

Это не плохо, родители этого не знают и не понимают. Как понять то, что нельзя пощупать? Поэтому когда мы стараемся сделать так, чтобы маленькие дети (которым по сути не нужны другие дети вообще) как можно больше общались друг с другом – создаем ли мы для них здоровое будущее?

Есть статистика о том, насколько чаще болеют дети в детских садах по сравнению с домашними. Есть статистика о том, как падает состояние здоровья у детей с первого класса по десятый. Это серьезные и даже пугающие цифры. Детский коллектив – это всегда большой пул разных вирусов и бактерий. Каждый приходит со своим, и каждый же с каждым делится.

На какие-то вирусы у ребенка хватит своего иммунитета, на какие-то нет. Но стоит ли подвергать их такому стрессу, особенно в раннем возрасте (год-два)? Я знаю много мам, которые отдавали ребенка в сад с года, и очень ругались, что приходится платить и за сад, и за няню. Потому что ребенок все время болеет, и маме-то надо работать. Но правда ли надо, если вся зарплата уходит на садик и няню?

В этом смысле большие семьи интереснее для развития и здоровья ребенка. У него есть другие дети для игр и общения. Но дети из одной семьи — значит, спящие вирусы в них одинаковые. И общение не превращается в обмен «полезностями». Но опять же – каждый решает сам. Главное понимать и принимать последствия своего решения.

Психосоматика как указание – не злоупотреблять!

Психосоматическая природа заболеваний – одно из очень полезных открытий психологии. Она о том, что в основе любого телесного блока, зажима или болезни часто лежит психологическая причина. И это может быть полезно нам, родителям. Дети ведь не могут выражать свои чувства в полном объеме, не все могут сказать, объяснить. И тогда они говорят с нами через свое тело и свои болезни.

Например, иногда отиты – это «мама и папа, не ругайтесь, пожалуйста!», а кашель – невозможность выразить себя, сопли – некая невыплаканная боль. Да и вообще болезнь может говорить о том, что он не хочет идти в сад, разлучаться с мамой, что ему не нравится долго жить у бабушки, что ему тяжело адаптироваться в школе. И так далее.

Много чего интересного о природе болезней можно узнать, многое в ребенке можно лучше понять. Понять, где на него не стоит давить, где дать ему больше внимания, где принять и помочь. Но для этого надо задуматься – не только таблички посмотреть, но и проанализировать жизнь ребенка. Когда болезнь появилась, когда обостряется, в каких обстоятельствах, с какими людьми – и так далее.

Но есть и свое но. Первое но – о нашем женском чувстве вины. Некоторые как почитают психосоматические таблицы, так и начинают корить себя – какая я ужасная мать! Вопрос – а ребенку от вашего чувства вины лучше? И что с ним происходит, пока вы в самобичевании? Поэтому отнеситесь разумно. Прочитали возможную причину, подумали, подходит или нет. И подумали, как можно нейтрализовать.

А второе «но» о том, что «иногда банан это просто банан». Бывает, что болезнь вызвана не соматикой, а объективными причинами – кондиционером надуло шею, от ныряния глубоко разболелось ухо, от чтения мелким шрифтом в темноте болят глаза. В этом случае все-таки стоит подходить разумно, замечать и явные причины болезни. Менять свое поведение в любом случае стоит, но и кондиционер можно было бы развернуть, убавить, выключить.

Детям нужно болеть

А эта парадоксальная вещь когда-то стала для меня открытием. О том, что для формирования зрелой иммунной системы ребенку нужно пережить примерно 50 эпизодов соплей. Пятьдесят! Нужно!

То есть иммунная система этими соплями тренируется, настраивается, тестируется. Отними у нее тестовый материал – она не сможет настроиться. Мы же так боимся любых соплей, так переживаем из-за них, что мешаем детям быть здоровыми. Чуть сопли – капли в нос. Чуть температура – которая тоже настраивает иммунную систему и учит ее сражаться с вирусами – мы достаем жаропонижающее. Для нас нормальное состояние ребенка – это без соплей совсем. Чтобы вообще никогда и ни за что.

Но если мы понимаем, что это важный этап, что ветрянкой лучше переболеть в детстве, как и корью, то мы можем детям дать гораздо больше здоровья – на будущую жизнь. Позволить своим детям болеть – это ли не самое сложное для матери? В сегодняшнем дне многие их болезни кажутся нам трагедией. Но если смотреть на них в перспективе – они могут стать исцелением. Сейчас натренирует иммунитет, и дальше сможет уцелеть в эпидемии гриппа. Это ли не ценно?

Опять же позволить ребенку болеть – не значит специально его заражать всем чем только можно, чтобы было. Позволить ему иметь сопли и во время эпидемии гриппа таскать его в сад – разные вещи, правда? Тут опять же – как и везде – важно включать разум.

Болезнь – плач по любви и вниманию

И еще один важный момент. Почти всегда болезнь ребенка связана с опустошением его внутреннего «бочонка любви». Почти всегда вы можете обнаружить, что ребенок заболевает в том числе для того, чтобы получить сразу большой запас вашей любви и внимания. И чем быстрее он запас пополнит, тем быстрее выздоровеет.

Если «бочонок любви» в нем полон, то многие вирусы пройдут мимо, не коснувшись его. Но по мере его опустошения, защитных сил у ребенка все меньше.

Просто понаблюдайте – когда заболевают ваши дети? Когда вы с ними в контакте, когда у вас все хорошо, когда вы много времени с удовольствием проводите друг с другом? Или когда у вас сложный период, который надо перетерпеть, когда нужно бежать куда-то и что-то делать и пока – временно – не до ребенка? Не пытаются ли они своими соплями вернуть вас себе, выдернуть из вашей гонки и иллюзии? Быстрее ли они выздоравливают, если вы не просто кормите их таблетками, а лежите с ними рядом, читаете им, обнимаете их и говорите о своей любви? Может быть, мамины объятия и день вдвоем дадут больше эффекта, чем антибиотики? Проверьте.

Болезнь ребенка говорит и о вашем истощении

А теперь самый сложный и неявный элемент болезни ребенка. Может быть, даже неожиданный. Это ваше внутреннее состояние. Ребенок связан с вами энергетической пуповиной всю жизнь. Особенно сильна эта связь, пока он маленький. И если мы вернемся к «бочонку любви», то когда он опустеет? Когда по вашей пуповине туда перестает попадать любовь. То есть когда вы перестаете его «кормить».

А когда вы перестаете его кормить? Не тогда, когда вам не хочется, и не тогда, когда вам жалко. А тогда, когда у вас ничего нет. Нечем кормить – вот и не кормите. Себе бы хватило. Себе не хватает. А тут еще его нужно. Поэтому детские болезни так сложны для нас. Потому как в эту ситуацию мы входим уже опустошенными, а в погоне за излечением, теряем последние силы. Это ведь неправильно – во время лечения ребенка заботиться о себе верно? Хорошо, если есть рядом кто-то понимающий, кто позаботится о вас, хотя вы не просите (а большинство мам и не попросит, считая это неправильным). А если никто не понимает этого, не заботится о вас?

Чтобы ребенку стало лучше, его обязательно нужно напитать любовью. Но для начала надо позаботиться о том, чтобы по вашей пуповине к нему могло хоть что-то прийти. Чтобы в вас самой было то, что вы хотите передать. Силы, энергия, любовь. Тогда вы можете просто быть с ним, и ему будет становиться лучше.

Поэтому просите помощи мужа, домашних. Откладывайте все дела и ложитесь в кровать рядом с малышом. Просто лежите, вместе пейте теплый чай, вместе смотрите мультики, спите днем. В общем, наполняйте вас обоих силами и любовью. Зарядите свою батарейку, чтобы было чем зарядить ребенка. Как в самолете, сперва наденьте кислородную маску на себя, потом – на ребенка. Сперва покормите себя, а уж потом – малыша. Наполните свой «бочонок любви», чтобы через вашу пуповину мог пополниться и «бочонок любви» вашего ребенка.

Иногда последних двух пунктов достаточно для излечения ребенка. Да что там «иногда» — почти всегда. И наоборот, если делать все остальное, но не делать главного – исцеления не будет.

Ваш ребенок часто болеет простудными заболеваниями во время осенне-зимнего периода, и Вы устали покупать различные лекарства, иммуномодуляторы и витамины?

Многие мамы, у которых есть один или несколько детей, сегодня не редко могут столкнуться с таким определением, как часто болеющий ребенок. Но в этом диагнозе есть ряд непонятных моментов и заблуждений, которые я постараюсь Вам осветить и всё рассказать по порядку. Как опытный врач педиатр, могу сказать, что данная запись в детской медицинской карте стала очень распространенной среди многих детских врачей.

И это не потому, что врачам очень нравиться такой диагноз или ставят его по поводу любого обращения к врачу, а связан он прежде всего с частым посещением мамы и ребенка участкового врача по поводу простудных и острых респираторных заболеваний в течение года.

Отнесение ребенка к группе часто болеющих детей связано с многими факторами, такими как особенности детского организма, выбор способа лечения определенного заболевания ребенка его лечащим врачом, а также использование мамы необоснованного самолечения.

Давайте выясним, какие симптомы могут встречаться у ребенка, который относится к группе часто болеющих детей:

1. болеют острыми простудными заболеваниями более 4-ех раз в год.

2. увеличение небных миндалин и переднешейных лимфоузлов.

3. частые осложнения лор-органов (отит, гайморит и тд.)

4. ангина более 2-ух раз в год.

5. анемия и повышение СОЕ в анализе крови,

6. аденоиды 3 и более степени.

Как правило ребенок часто начинает болеть после 3-ёх лет или раньше, когда родители отдают его в детский сад.

Со старшим моим сыном у нас произошла похожая картина, когда я отдала своего 3-ёх летнего ребенка в детский сад, многие перечисленные симптомы через 3 месяца стали у него проявляться: и частые ОРЗ, и увеличение миндалин, и аденоиды до 3 степени, а также появился частый затяжной насморк, который приходилось долго лечить, применяя различные иммуномодуляторы, которые не помогали, и надо сказать, слишком сильно сейчас навязаны фармакологическими компаниями. Но справиться с этим состоянием и укрепить иммунную систему, я смогла благодаря отказу от использования этих препаратов и антибиотиков, которые за частую, также назначаются не оправдано.

По своему опыту, наблюдая детей с таким диагнозом и исследуя проблему со всех сторон, я выявила 10 основных причин и факторов, которые влияют на детское здоровье.

Первый фактор, который влияет на здоровье ребенка, это здоровье мамы во время беременности.

Моё убеждение заключается в том, что “ Здоровье ребенка начинается со здоровья мамы, это великая ценность, которую можно сохранить, если узнать, как правильно укреплять здоровье ребёнка ”. Большое значение имеют такие данные для врача, как:

Течение беременности

Наследственные и хронические заболевания мамы (напр. аллергия)

Питание мамы во время беременности

Результаты и показатели исследований во время беременности.

Придя на первый патронаж к ребенку, я внимательно изучаю, как протекала беременность у мамы, это позволяют спрогнозировать мне состояние здоровье ребенка и профилактику определенных заболеваний. (история из практики, затяжная желтуха новорожденного была связана с диагнозом у мамы: дискинезия желчного пузыря).

Второй фактор, это сроки прикладывания ребенка к груди и длительность грудного вскармливания.

Существуют определенные сроки, когда мама может приложить ребенка к груди, в зависимости от различных обстоятельств.

Сразу после родов

В первые сутки

На вторые сутки и больше

Отсутствие грудного вскармливания

Как же влияет грудное вскармливание и время прикладывания ребенка к груди на его здоровье?

Дело в том, что в первые сутки после родов в грудной железе матери вырабатывается молозиво, которое является ценнейшим продуктом для здоровья ребенка. Молозиво содержит помимо питательных веществ, позволяющие ребенку восстановиться после родов и пройти более гладко адаптацию к новым условиям жизни, но и содержит ряд активных факторов, иммуноглобулинов и антител, которые защищают кишечник ребенка и подавляют рост патогенных микроорганизмов, а также способствуют укреплению иммунитета ребенка и стимулируют рост полезной микрофлоры кишечника, что является профилактикой расстройства кишечника, заболеваний печени и аллергических реакций организма.

Какая существует длительность грудного вскармливания:

До 6месяцев

До года-1.5 лет

До 2 лет и более.

Оптимальным является кормление до 1.5-2 лет ребенка, так как в течение этого срока иммунитет ребенка продолжает своё развитие, получая от матери пассивный иммунитет через грудное вскармливание, что способствует защите ребенка от многих инфекций, это уникальный механизм укрепления и развития иммунитета, придуманный самой природой.

Третий и очень важный фактор это профилактика рахита до 1 года.

В северо-западном регионе, это особенно важно, где нет солнца большую часть в году. Рахит наблюдается у детей, которые не получают в достаточной количестве Витамин Д, который вырабатывается при попадании ультрафиолетовых лучей на кожу. Существуют синтетические препараты, которые следуют давать ребенку в течение всего осенне-зимнего периода, чтобы избежать развития заболевания. Но синтетический препарат может плохо усваивается в организме при расстройстве кишечника. Обмен кальция и его усвоение в организме зависит от количества витамина Д, оказывая влияние на иммунную систему и способствуя правильному росту и развитию ребенка. (свой пример, когда дети рождаются в разный сезон года и развиваются по разному)

Четвертый фактор, который влияет на частоту заболеваний ребенка, это профилактика анемии . При анемии снижается гемоглобин крови. Частые заболевания у ребенка могут способствовать снижению гемоглобина крови, который оказывает огромную роль на сопротивление к различным инфекциям и влияет на иммунную систему. При анемии дети могут выглядеть бледными, вялыми и ослабленными, сопротивляемость организма падает при попадании любого вируса в организм и ребенок начинает болеть, часто с осложнениями.

Огромное влияние на профилактику анемии оказывает питание ребенка.

Пятым фактором, который влияет на здоровье ребенка является полноценное питание.

Питание для ребенка в условиях непрерывного роста и развития должно покрывать основные его потребности. Очень важно, чтобы продукты были разнообразными и свежими, удовлетворяя потребность детского организма в жирах, белках и углеводах. Также важно, чтобы питание беременной женщины не слишком отличалось от питания во время кормления и введения ребенку новых блюд прикорма. Безусловно необходимо учитывать особенности аллергических реакций на определенный продукт, которые наблюдались у мамы или папы. Но как правило, если в семье нет пищевой аллергии и мама правильно питалась во время беременности и вводила прикорм ребенку не ранее 6 месяцев, тогда аллергия у ребенка наблюдается значительно реже.

Следующий шестой фактор, который мы рассмотрим, это аллергическая реакция на пищу . Надо сказать, что любая аллергическая реакция организма, будь то кожные проявления или проявления аллергии со стороны дыхательной системы, например бронхиальная астма, уже является сигналом того, что иммунная система находится в напряженном состоянии и подвергается сбою защитных факторов организма, выражаясь аллергией в том органе, где у ребенка находится слабое звено.

Очень часто у детей раннего возраста наблюдается аллергическая реакция на белок коровьего молока. На сегодняшний день, доказано что введение в пищу цельного молока ребенку до года, вызывает в дальнейшем не только пищевую аллергию, но и недостаточность работы поджелудочной железы в старшем возрасте, являясь причиной не редко сахарного диабета, особенно тех детей, у которых родственники в семье болели данным заболеванием.

Седьмой фактор, который следует соблюдать маме, чтобы ребенок не болел, это закаливающие процедуры. Закаливание это целый комплекс мероприятия направленных на укрепление иммунитета и повышение сопротивляемости организма к различным вирусным и простудным заболеваниям. Закаливание удобно начинать в летний период в первую очередь с того, что ребенок привыкает к воздушным ваннам, чаще ходит босиком по земле или траве, затем можно переходить к водным процедурам путем обливания водой. Температура воды должна постепенно понижаться на 1-2 градуса от той температуры к которой ребенок привык. Сначала это может быть обливание прохладной водой после принятия основного душа. После того как ребенок привык к данной температуре воды следует понижение градуса воды, как правило это происходит каждые 1-1.5 недели. Данный комплекс мероприятия составляется индивидуально с учётом всех индивидуальных особенностей ребенка.

Восьмой фактор, который необходимо применять для укрепления здоровья это ежедневные физические нагрузки по возрасту. Известен такой факт, что при беге в течение 15 минут сульфактант легких, т.е клетки слизистой оболочки, находящиеся в тканях легких полностью обновляются за счет повышения кровотока при физической нагрузке и беге. Физические нагрузки увеличивают кровоток не только в легких но и во всех органах и тканях организма при этом активируется обмен веществ, улучшается снабжение кислородом всех органов, повышается тонус организма, улучшается настроение и повышается аппетит, что очень благоприятно воздействует на иммунную систему и весь организм в целом.

Следующий девятый фактор, который мы с вами разберем это необоснованное применение иммуномодуляторов и антибиотиков. В противовес натуральным и растительным препаратам, которые могут благотворно воздействовать на иммунитет, все синтетические препараты, такие как антибиотики и иммуномодуляторы, которые направлены на “повышение иммунитета” при необоснованном и частом применении могут истощать иммунную систему, вызывая её сбой и различные нарушения, которые приводят к снижению сопротивляемости организма к различным инфекциям. Здесь может возникать замкнутый круг, при частых простудных заболеваниях ребенку назначают или, ещё хуже, мама сама начинает часто давать своему ребенку различные синтетические иммуномодуляторы, которые в свою очередь ещё больше истощают иммунитет, способствуя различным иммунодефицитным состояниям ребенка. А между тем данные препараты нельзя назначать детям более чем 1 раз в пол года.

И последний фактор, который не менее важный всех рассмотренных ранее, это частые стрессовые состояния ребенка в семье или детском саду. Как известно частый или хронический стресс напрямую влияет на состояние здоровья организма и особенно иммунитета. При стрессе включаются такие механизмы которые, напрямую воздействуют на выработку защитных факторов организма. Стресс способствует выработке определенных веществ, которые подавляют и снижают иммунитет и способствуют развитию заболевания ребенка при малейшем контакте. Особенно это наблюдается в семье где прослеживаются психосоматические проявления болезни у ребенка, когда он начинает часто болеть, пытаясь таким образом, получить внимание мамы. А также, когда ребенок идет в детский сад и его психика не выдерживает новых условий пребывания с чужими людьми или тяжелой адаптации к детскому саду, где он встречается с букетом новых вирусов и бактерий, всё это способствует тому, что ребенок начинает часто болеть затяжными простудами, так как организм в таких условиях не способен нормально справиться с заболеванием.

Рассмотрев основные факторы, которые влияют на здоровье детей, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Чтобы разработать индивидуальную программу, я всегда учитываю весь комплекс мер который направлен на оздоровление и укрепление иммунитета именно вашего ребенка.

И самое главное помните, что двигаясь в правильном направлении при соблюдении рекомендаций специалиста, положительный результат не заставит себя долго ждать!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.