Что такое половое созревание мальчиков и как правильно воспитывать подростков? Все о половом воспитании детей

Наверное, вы уже не раз задумывались, как будете подготавливать своего ребенка к взрослой жизни, а возможно вы изводите себя вопросом, как подготовить к его к взрослым отношениям. А, может, только что ваша кроха спросила: «Мамочка, а откуда берутся дети?» и вы замерли в растерянности, не зная как ему ответить на такой непростой вопрос, как правильно повести себя. Так каким же должно быть половое воспитание детей, и в каком возрасте оно должно начинаться?

Надеюсь, никого не потребуется убеждать, что половое воспитание должно осуществляться в семье детей. Но как это делать? Ведь возможных вариантов, как разъяснить ребенку те или другие вопросы множество, а вот избрать нужно один, да и какой из них действительно правильный?

Если родители знают принципы полового воспитания, то прекрасно смогут и самостоятельно находить выходы в сложных педагогических ситуациях. Ведь от того, как понятно и доходчиво родители сумеют объяснить дочери или сыну различные жизненные явления, касающиеся взаимоотношений полов, будет зависеть многое: формирование половых установок, понимание своих обязанностей, понимание необходимости управления собой, своим поведением и желаниями. По сути, от способности родителей дать ребенку сексуальное воспитание будет зависеть его счастье в дальнейшей личной жизни.

Почему половое воспитание детей в семье важнее?

Уделяете ли вы свое внимание воспитанию взаимоотношений между полами? Какие задачи ставите перед собой, давая ребенку половое воспитание? Какую цель преследуете, воспитывая дочь или сына? Единственно верным вопросом на эти ответы служит такой: половое воспитание детей жизненно необходимо для их полноценного развития и счастья. И кто же, кроме любящих родителей, сможет лучше справиться с этой сложной задачей? Уж точно не улица, и дворовая шпана!

Каждый из родителей, вероятно, хочет, чтобы дочурка выросла мягкой, чуткой, заботливой женщиной, любящей своих деток. Чтобы сын стал настоящей опорой для матери и отца, для собственной семьи, вырос мужественным, целеустремленным, сильным. Все это и есть половое воспитание, а точнее результаты его правильности.

Усвоение ребенком собственной половой роли, его характер, развитие его сексуальности зависит во многом именно от семьи, которая способна максимально гармонично совместить социальные и биологические начала личности будущих мужчины или женщины.

В каком возрасте нужно начинать половое воспитание?

Когда родители начинают думать о том, как складываются у их ребенка взаимоотношения с противоположным полом? Зачастую это происходит, когда детки уже становятся подростками. И это самая распространенная ошибка.

Получается, что дошкольный и школьный младший возраст, которые наиболее благоприятны для развития навыков общения мальчиков и девочек, по большей части, остаются вне нашего внимания. Мало того, есть даже мнение, что родителям не следует специально привлекать внимание детей дошкольного возраста к вопросам полового воспитания. Этот, мол, период полового развития является асексуальным – когда половые гормоны на поведение и развитие организма ребенка не влияют. Однако, половое воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы всех моральных установок в отношениях полов, психологических особенностей будущих мужчины и женщины, создает важные предпосылки для адекватной идентификации половой роли ребенка.

Повседневная подготовка будущих женщины и мужчины к выполнению своих ролей в супружестве, отцовстве и материнстве, успешность освоения которых, определяет во многом личное счастье человека – вот главная цель, которую преследует половое воспитание детей дошкольного возраста.

Умение человека отвечать принятым в обществе образцам полового поведения, способность создавать стабильные взаимоотношения, благоприятные отношения с родными и близкими – все это ни коем образом не является врожденными способностями человека.

Принципы полового воспитания

Кому из взрослых не доводилось стесняться «неудобных» вопросов и «бесцеремонных рассуждений» собственных деток? «Не видела я что-то, чтобы дети валялись на капустных грядках», – замечает четырехлетняя Маришка на сообщение мамы о месте своего рождения. Пятилетний Данилка на вопрос папы, почему он прекратил дружить с Людой, совершенно серьезно дает ответ: «Она целуется хуже, чем Маша».

Ваши ответы на эти непростые вопросы малышей, и гораздо более сложные проблемы, появляющиеся с возрастом, определяют во многом отношение дочери или сына к интимной жизни в будущем. Поэтому именно сейчас половое воспитание детей дошкольного возраста важно, как никогда, а еще более важна его правильность.

Мальчик – младший школьник, вместе с мамой ожидая очереди к доктору, с любопытством рассматривает, как рядом молодая мамочка пеленает крошечную доченьку, сменив ей подгузник. Перехватив взгляд сынишки в направлении гениталий девочки, мама спохватывается и раздраженно замечает: «Куда ты смотришь? Сейчас же, отойди от нее!». А вот другая ситуация: «Давай-ка, на маленькую девочку посмотрим. Видишь, какие у нее нежные пяточки, какие маленькие пальчики. Какая она беспомощная еще (видишь, мокренькая лежит). Когда ты был таким маленьким, ты тоже был симпатичным малышом». Две такие разные материнские тактики, такое несхожее половое воспитание мальчиков, бесспорно, и плоды принесет совершенно разные, и в первом случае – далеко не положительные.

Нравится вам это или нет, а оградить ребенка от сексуального воспитания невозможно. Если вы не сделаете половое воспитание детей дошкольного возраста своей прерогативой, то ребенок сам научится всему, только вот каким образом, и с какими последствиями – большой вопрос. Если родители в полной мере не удовлетворят познавательные интересы ребенка, дефицит семейной информации непременно пополнится уличной.

основные правила

Главное, что требуется от родителей в случае появления «неудобных» вопросов или ситуаций – это естественность поведения, готовность исчерпывающе на все ответить, умение объяснить все без страха и стыда.

  • Главные ошибки полового воспитания

Какие эмоции у вас вызывают «неудобные» детские вопросы? Что в этот момент на вашем лице? Выразительное разочарование, растерянность, и стеснение? Не допускайте этого! Детки – весьма хорошие психологи, им обязательно передастся родительская неуверенность в себе и ощущение стыдливости матери или отца. Дети не видят совершенно никакой связи между эротикой и рождением деток, это мы, взрослые, невольно привносим в невинный познавательный детский интерес наш эротический взрослый опыт. Малыши еще не видеть отличия в вопросах: «Как отличить несъедобные грибы от съедобных?» и «Как отличить девочек от мальчиков?», а вот различие реакций, которые дают папы и мамы на эти вопросы замечают мгновенно. Вследствие этого детки начинают выделять отдельный особенный круг вопросов, касающихся, по их мнению, чего-то грязного и неприличного.

Грубые ошибки идут в основном от низкой половой культуры родителей: «Ты посмотри!? Ты уже интересуешься этим? Ой, быстро растешь, далеко пойдешь!», или «Хи-хи, иди лучше у мамы (бабушки) спроси». В особенности часто допускают ошибки мамы и папы при общем просмотре фильмов и телевизионных передач, где имеются эротические сцены. Пытаясь закрыть ребенку глаза, отвлечь его, выгнать из комнаты или посмеиваться, наблюдая за удивлением ребенка от увиденного, вы только усугубляете проблему. Половое воспитание детей дошкольного возраста от этого только пострадает. Малыш может решить, что в любви, ласках женщины и мужчины есть что-то неприличное. В лучшем случае он просто не станет задавать интересующие его вопросы вам, а найдет их в кругу сверстников, украдкой. В худшем, ваша реакция может повлиять на его психологическое сексуальное воспитание, отторжение от личных взаимоотношений с противоположным полом, или даже появление интимных предпочтений в отношении своего пола.

  • Как правильно отвечать на «неудобные» вопросы?

Вне зависимости от возраста ребенка, четыре, семь или пятнадцать ему лет, ваши ответы должны быть правдивыми по содержанию, объективными и научными.

Психологический дискомфорт у родителей вызывают нередко названия половых органов. Общение детей и родителей, как правило, в семье ведется детским языком. Но когда ребенок подрастает, детский язык зачастую вытесняется терминами, бытующими в уличном употреблении. Принятые в семье, ласкательные названия, ребенка уже не устраивают. Поэтому происходит стремительная ассимиляция уличных, «взрослых» терминов. Поэтому уже в младшем школьном возрасте стоит познакомить ребенка с научными медицинскими названиями мужских и женских гениталий – пусть он учит улицу, а не улица его.

Сказки об аистах, о покупке в магазине, появлении в капусте, и прочие варианты, безусловно, отвлекают ребенка от тайных для него аспектов бытия человека, и одновременно мешают развитию нормального полового сознания. Рано или поздно все вымышленное непременно столкнется с реальностью, уточнится и дополнится уличным «образованием». Вместе с этим может прийти разочарование, недоверие детей к родителям-обманщикам, или даже подозрительное брезгливое отношение к родным.

Постарайтесь с раннего детства сформировать у дочери или сына представление о законе продолжения рода, которому в обязательном порядке подчиняется все, без исключения, живое на Земле. Если вам сложно правильно сформулировать тему, просто дайте ребенку прочитать познавательную книгу, благо сейчас найти такую для ребенка – не проблема.

Половое воспитание мальчиков и половое воспитание девочек в младшем возрасте отличается мало, потому что детей, как правило, интересует одно и то же. Ответы в обоих случаях должны быть доступными для понимания детьми, только так они не вызовут дополнительных вопросов. Вовсе не обязательно входить в детали, забегая вперед на три года в своих объяснениях, или превращать в доклад короткий ответ. Для примера, можно рассказать историю из практики одного известного детского психотерапевта Леви: в ответ на самый обычный вопрос для семилетнего сынишки: «Откуда берутся дети?», мамочка прочитала ему настоящую лекцию. При этом погасила свет, зажгла свечи и начала повесть в патетическом тоне о важности миссии мужчины и женщины. Такое изложение информации, в результате вызвало настоящий шок у мальчика, и необходимость помощи психиатра. Запомните: ребенку нужно давать только те ответы, которые его интересуют в конкретный момент, говоря исключительно о том, что он спрашивает. Лаконично, сжато и однозначно.

Чтобы облегчить вам задачу, предлагаем несколько правильных ответов на самые распространенные детские вопросы, каждый из которых появится в своем возрасте:

  • 1. На вопрос сына «Почему я мальчик, а сестра – девочка?» можете ответить, что он родился точно таким, как папа, а сестренка – как мама.
  • 2. Адекватный ответ на вопрос «Откуда берутся дети?» – «Детки появляются и живут у мамы в животике».
  • 3. «Как я выросла?» – «Ты выросла из крошечного зернышка, всегда бывшее у мамы в животе».
  • 4. «Как рождаются дети?» – «Детки рождаются из специального отверстия, становящегося большим при рождении ребенка».
  • 5. «Какая роль папы в рождении ребенка?» – «Семя из полового органа папы попадает в особенное, специальное место у мамы в животе».

Половое воспитание детей дошкольного возраста:
осознание половой принадлежности

Когда ребенок вместо «Дай Диме» ли «Дай Кате», начинает говорить «Дай мне», то есть когда он впервые о самом себе скажет «я», это означает, что у ребенка уже есть глубокое понимание, что я – мальчик, а не девочка, и наоборот.

  • До 1,5-2-летнего возраста ребенок способен запомнить и определить принадлежность к полу.
  • В возрасте 4-6 лет ребенок усваивает внешнюю модель поведения собственного пола и пробует вести себя соответственно: «Эта девчачья куртка, – заявляет маме четырехлетний сынишка, – я не буду ее носить».

Развитие и половое воспитание детей дошкольного возраста позволяет воспринимать внешние отличия женщины и мужчины – в строении их половых органов, в характере игр, в одежде. В 4-5-летнем возрасте появляется стойкое представление о том, что «Я – девочка», или «Я – мальчик», осознанное понимание поведенческих норм, выбор соответствующих полу ролей в сюжетно-ролевых играх.

Если присутствует нормальное половое, сексуальное воспитание, то в 7-8 лет у ребенка появляется собственная линия поведения, соответствующая моральным и, физическим нормам и требованиям. Эта линия полового поведения проявляется при выборе игр для девочек или мальчиков, в характере общения с противоположным полом, в манере поведения ребенка.

Непосредственно усвоение ролевого поведения полов происходит, когда от простых детских подражательных игр, ребенок переходит к играм сюжетным, отображающим женские и мужские профессии, поступки, характеры, отношения.

Установлено, что с 5-6 лет у мальчиков стабильно начинают преобладать ролевые игры в «войну», «пограничников», «пожарников», «космонавтов», «водителей», «летчиков», «разведчиков», в сопровождении форм общения, предметов, действий – все как в взрослой, настоящей, мужской жизни. Так и происходит осознание и половое воспитание мальчиков в этом возрасте. Ранее половое воспитание девочек происходит через игры в «дочки-матери», «в школу», «в больницу», «в повара».

Отличия здесь только в характерах игровых действий и предметах для игр. Мальчики больше двигаются, бегают, прячутся. Девочки моют, привязывают, причесывают, расставляют, собирают. Поступки девочек связаны напрямую с семьей, с женскими заботами по дому. Мальчики – более близки к воссозданию поведения настоящих мужчин, к мужским профессиям.

Присмотритесь к своим детям повнимательнее. У вас ничего не вызывает обеспокоенности?

Ведь ваши дети в точности проецируют именно ваше, родительское поведение, мальчики – копируют поведение и поступки папа, девочки – поведение мам, считая их примером для подражания, непреложной истиной.

Вместе с этим игра имитирует действия, которые будут в будущем использоваться в выполнении половой роли – мужчины-отца или женщины-матери. Правильно ли, вы родители, себя ведете, в том ли русле даете половое воспитание своим детям?

Половое воспитание детей дошкольного возраста:
берем в воспитатели сказку

Разобраться в том, как нужно, а как не следует вести себя девочке или мальчику, помогают дошкольнику сказки, рассказы, которые, как бы, «программируют» в детях определенный стиль поведения.

Дети стремятся наследовать ориентиры полового поведения настоящих героев, в воображении ребенка женственность и мужество воплощаются в конкретных поступках и действиях.

Семейные чтения позволяют малышу пока еще мысленно участвовать в жизни сказочных героев, становиться на сторону персонажей добрых, мужественных, учиться жалеть и защищать обиженных. Важно, чтобы взрослые, помогли им осознать лучше поведение героев, прокомментировать рисунки, обратить внимание на моральные качества действующих лиц, обсудить важность этого, побудить ребенка к размышлениям. К примеру: «Помнишь, почему сердце Кая в льдинку превратилось? Как Герде удалось растопить в сердце Кая лед? Как ты считаешь, если бы Герда не любила Кая и была злой девочкой, она бы смогла ему помочь?» и так далее.

Половое воспитание девочек и половое воспитание мальчиков:
неутомимые исследователи

Сколько бы сказок о нежности и смелости, доброте и чуткости, вы не прочли малышу, вы всегда остаетесь самым первым примером: для мальчика – папа, для девочки – мама. Ваши взаимоотношения между собой, роли в семье, манеры общения, поведения являются первой моделью полового поведения женщины или мужчины, которую познает малыш и стремится наследовать. Пока это еще игра, но ребенок, так или иначе, возьмет эту модель за образец и наверняка проведет в собственную взрослую жизнь.

Любознательные и наблюдательные малыши часто не понимают, о чем идет речь взрослых, но отлично улавливают интонации матери и отца. Поэтому, думайте, о чем говорите, и что делаете. Для наглядности пример из жизни. Пятилетний Коля – частый свидетель обсуждений личной жизни знакомых родителей – желая привлечь внимание, авторитетно заявил в присутствии гостей: «А я знаю, кто такая любовница. Она – как жена, только намного лучше». О состоянии родителей думаю говорить излишне – они были в шоке.

Не могут укрыться от любознательных глаз ребенка и конкретные стороны интимной близости родителей. Если вас вдруг застигли в момент сексуальной близости, ни в коем случае не паникуйте, не кричите на ребенка, выгоняя его за дверь, не отвечайте возмущенно на его любопытство: «Ты еще маленький!». Не стоит привлекать излишнего внимания к этому вопросу, во-первых, а во-вторых, пугать ребенка, чтобы он переживал, что папа с мамой делал что-то плохое.

Если вас «застукали», спокойно встаньте и отведите ребенка в его комнату, как будто не произошло ничего экстраординарного. Если заметите, что ребенок обеспокоен увиденным, или задает вопросы о том, что вы с папой делали, скажите, что так мама с папой любят друг друга. Если вы заметили ребенка за «странными» играми с имитацией полового акта с куклами – не волнуйтесь, это нормально. Для деток подобные игровые действия не имеют никакого эротического характера, это всего лишь имитация взаимоотношений отца и матери, которые они подсмотрели, а может даже, и услышали от детей в детском саду или во дворе. Если вас беспокоит, что ребенок пробует играть подобным образом с соседским мальчиком или девочкой, тогда спокойно объясните малышам, что люди так любят друг друга, когда становятся взрослыми, женятся и рожают детей.

Возраст и принципы полового воспитания детей

Размышляя о рождении, детки зачастую проявляют просто незаурядные философские способности. Родителям обязательно нужно следить за ростом половой осведомленности своего крохи, половое воспитание девочек, как и половое воспитание мальчиков, должно быть своевременным и адекватным возрасту.

Чтобы вы могли хотя бы немного подготовиться, и в первую очередь психологически, предлагаем вам ранжирование вопросов по возрастам, которое выявили детские психологи:

  • 1. Ребенок до 2-3 лет интересуется собственным телом, в том числе половыми органами. При этом выясняют признаки отличия девочек и мальчиков, женщин и мужчин.
  • 2. У детей 3-4 лет – возникают вопросы, откуда дети берутся, где они раньше были, почему бывают такие огромные животы у женщин?
  • 3. Детям 5-6 лет – интересно, как дети попадают к матери в живот, каким образом выходят оттуда? Как они там растут?
  • 4. Младшего школьника в 6-8 лет, – волнует, какая роль папы в появлении ребенка в семье? Почему детки похожи на своих родителей или братьев/сестер? Могут ли у детей рождаться дети?

На этом, как правило, любопытство детей останавливается, в их возрасте этого достаточно. Ответы давать нужно сразу, коротко, четко, понятно и правду, но корректную (учитываем интеллектуальное развитие). В противном случае у ребенка появится масса дополнительных вопросов, и не у вас, так в другом месте он удовлетворит свое любопытство. Как именно это делать, мы уже упоминали выше, как и давали примеры ответов.

Правильное половое воспитание детей дошкольного возраста напрямую зависит от того насколько умело вы комментируете характер взаимоотношений и рождение детей. Известно, что детки, информированные родителями правдиво, вырабатывают в себе некий иммунитет от «грязи» и «дряни», которую нередко распространяют «более опытные» представители улицы.

Полноценное половое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает, что дети к моменту поступления в школу знакомы с понятиями и названиями органов половой сферы. В частности психологи рекомендуют пояснить ребенку:

  • 1. Названия половых органов – вульва, влагалище, половые губы, клитор, яичники, матка, пенис, мошонка, яички, задний проход.
  • 2. Что зачатие происходит, когда семя мужчины соединяется с женской яйцеклеткой после полового акта.
  • 3. Что растет ребенок в животе в матке женщины.
  • 4. Что рождается ребенок через влагалище женщины.
  • 5. Основные сведения о ночных поллюциях и менструациях как о нормальных и здоровых процессах организма.
  • 6. Что нельзя поднимать на улице презервативы.

Стыдливость родителей в сексуальных вопросах – это опыт, который они принесли из собственного детства. Однако на самом деле, ничего плохого и постыдного в том, как именно рождаются дети у нас вами, нет. Пришло время и нам, взрослым, подрасти. Чтобы помочь нашим деткам, дать правильное, полноценное половое воспитание мы сами в сексуальном плане должны быть более зрелыми. Ведь от нас зависит счастье и будущее наших детей.

Кроме того, помните, что знание – сила, это лучшая защита от сексуального нападения, от сексуальных посягательств извращенцев и маньяков. Невинного, а по сути неосведомленного ребенка легко обмануть, сыграть на его любознательности.

В конечном итоге, мы знакомим деток не только с физиологией, мы знаком его понятиями нравственности и морали, половой гигиены, помогаем осознать понятия заботы и любви.

Еще немного о том, что такое половое воспитание детей дошкольного возраста:

Розыева Ольга
Лекция для родителей «Половое воспитание детей 5–6 лет»

Младший дошкольный возраст - период активного проявления любознательности ребенка. Ребенку интересно все : животные и растения, то, что создано руками человека, и, конечно, сам человек - и как биологическое существо, и как представитель определенного пола, и как субъект, вступающий в самые разные отношения с другими людьми.

Свою потребность в любознательности ребенок удовлетворяет по-разному. Ежедневно он делает открытия, которые позволяют ему чувствовать свою значимость (конечно, если она имеет внешнее подкрепление в виде поддержки или похвалы взрослых). Он задает вопросы, на которые сам же пытается ответить, если же не получается - обращается к тем (малыш уверен в этом) - непременно знает ответ.

Основные правила полового воспитания детей дошкольного возраста

Главное, что требуется от родителей в случае появления «неудобных» вопросов или ситуаций – это естественность поведения, готовность исчерпывающе на все ответить, умение объяснить все без страха и стыда.

Наверное, вы уже не раз задумывались, как будете подготавливать своего ребенка к взрослой жизни, а возможно вы изводите себя вопросом, как подготовить к его к взрослым отношениям. А, может, только что ваша кроха спросила : «Мамочка, а откуда берутся дети?» и вы замерли в растерянности, не зная, как ему ответить на такой непростой вопрос, как правильно повести себя.

Надеюсь, никого не потребуется убеждать, что половое воспитание должно осуществляться в семье детей . Ведь от того, как понятно и доходчиво родители сумеют объяснить ребенку различные жизненные явления, касающиеся взаимоотношений полов , будет зависеть многое :

Формирование половых установок ,

Понимание своих обязанностей,

Понимание необходимости управления собой, своим поведением и желаниями.

По сути, от способности родителей дать ребенку сексуальное воспитание будет зависеть его счастье в дальнейшей личной жизни.

Половое воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы всех моральных установок в отношениях полов , психологических особенностей будущих мужчины и женщины, создает важные предпосылки для адекватной идентификации половой роли ребенка .

Действительно, перед взрослыми стоит непростая задача : удовлетворить детское любопытство и в то же время не травмировать очень ранимую детскую психику.

Ваши ответы на непростые вопросы малышей, и гораздо более сложные проблемы, появляющиеся с возрастом, определяют во многом отношение дочери или сына к интимной жизни в будущем. Поэтому именно сейчас половое воспитание детей дошкольного возраста важно, как никогда, а еще более важна его правильность.

Нравится вам это или нет, а оградить ребенка от сексуального воспитания невозможно . Если вы не сделаете половое воспитание детей дошкольного возраста своей прерогативой, то ребенок сам научится всему, только вот каким образом, и с какими последствиями – большой вопрос. Если родители в полной мере не удовлетворят познавательные интересы ребенка, дефицит семейной информации непременно пополнится уличной.

Главные ошибки полового воспитания

Какие эмоции у вас вызывают «неудобные» детские вопросы? Что в этот момент на вашем лице? Выразительное разочарование, растерянность, и стеснение? Не допускайте этого! Детки – весьма хорошие психологи, им обязательно передастся родительская неуверенность в себе и ощущение стыдливости матери или отца. Дети не видят совершенно никакой связи между эротикой и рождением деток, это мы, взрослые, невольно привносим в невинный познавательный детский интерес наш эротический взрослый опыт. Малыши еще не видеть отличия в вопросах : «Как отличить несъедобные грибы от съедобных?» и «Как отличить девочек от мальчиков?» , а вот различие реакций, которые дают папы и мамы на эти вопросы замечают мгновенно. Вследствие этого детки начинают выделять отдельный особенный круг вопросов, касающихся, по их мнению, чего-то грязного и неприличного.

Грубые ошибки идут в основном от низкой половой культуры родителей : «Ты посмотри? Ты уже интересуешься этим? Ой, быстро растешь, далеко пойдешь!», или «Хи-хи, иди лучше у мамы (бабушки) спроси». В особенности часто допускают ошибки мамы и папы при общем просмотре фильмов и телевизионных передач, где имеются эротические сцены. Пытаясь закрыть ребенку глаза, отвлечь его, выгнать из комнаты или посмеиваться, наблюдая за удивлением ребенка от увиденного, вы только усугубляете проблему. Половое воспитание детей дошкольного возраста от этого только пострадает. Малыш может решить, что в любви, ласках женщины и мужчины есть что-то неприличное. В лучшем случае он просто не станет задавать интересующие его вопросы вам, а найдет их в кругу сверстников, украдкой. В худшем, ваша реакция может повлиять на его психологическое сексуальное воспитание , отторжение от личных взаимоотношений с противоположным полом , или даже появление интимных предпочтений в отношении своего пола.

Как правильно отвечать на «неудобные» вопросы?

Вне зависимости от возраста ребенка : 4, 7 или 15 ему лет, ваши ответы должны быть правдивыми по содержанию, объективными и научными.

Психологический дискомфорт у родителей вызывают нередко названия половых органов . Общение детей и родителей , как правило, в семье ведется детским языком. Но когда ребенок подрастает, детский язык зачастую вытесняется терминами, бытующими в уличном употреблении. Принятые в семье, ласкательные названия, ребенка уже не устраивают. Поэтому происходит стремительная ассимиляция уличных, «взрослых» терминов. Поэтому уже в младшем школьном возрасте стоит познакомить ребенка с научными медицинскими названиями мужских и женских гениталий – пусть он учит улицу, а не улица его.

Сказки об аистах, о покупке в магазине, появлении в капусте, и прочие варианты, безусловно, отвлекают ребенка от тайных для него аспектов бытия человека, и одновременно мешают развитию нормального полового сознания . Рано или поздно все вымышленное непременно столкнется с реальностью, уточнится и дополнится уличным «образованием» . Вместе с этим может прийти разочарование, недоверие детей к родителям-обманщикам , или даже подозрительное брезгливое отношение к родным.

Постарайтесь с раннего детства сформировать у дочери или сына представление о законе продолжения рода, которому в обязательном порядке подчиняется все, без исключения, живое на Земле. Если вам сложно правильно сформулировать тему, просто дайте ребенку прочитать познавательную книгу, благо сейчас найти такую для ребенка - не проблема.

Половое воспитание мальчиков и половое воспитание девочек в младшем возрасте отличается мало, потому что детей , как правило, интересует одно и то же. Ответы в обоих случаях должны быть доступными для понимания детьми, только так они не вызовут дополнительных вопросов. Вовсе не обязательно входить в детали, забегая вперед на три года в своих объяснениях, или превращать в доклад короткий ответ. Для примера, можно рассказать историю из практики одного известного детского психотерапевта Леви : в ответ на самый обычный вопрос для семилетнего сынишки : «Откуда берутся дети?» , мамочка прочитала ему настоящую лекцию . При этом погасила свет, зажгла свечи и начала повесть в патетическом тоне о важности миссии мужчины и женщины. Такое изложение информации, в результате вызвало настоящий шок у мальчика, и необходимость помощи психиатра. Запомните : ребенку нужно давать только те ответы, которые его интересуют в конкретный момент, говоря исключительно о том, что он спрашивает. Лаконично, сжато и однозначно.

Чтобы облегчить вам задачу, предлагаем несколько правильных ответов на самые распространенные детские вопросы, каждый из которых появится в своем возрасте :

1. На вопрос сына «Почему я мальчик, а сестра - девочка?» можете ответить, что он родился точно таким , как папа, а сестренка - как мама.

2. Адекватный ответ на вопрос «Откуда берутся дети?» - «Детки появляются и живут у мамы в животике» .

3. «Как я выросла?» - «Ты выросла из крошечного зернышка, всегда бывшее у мамы в животе» .

4. «Как рождаются дети?» - «Детки рождаются из специального отверстия, становящегося большим при рождении ребенка».

5. «Какая роль папы в рождении ребенка?» - «Семя из полового органа папы попадает в особенное, специальное место у мамы в животе».

Половое воспитание детей дошкольного возраста : осознание половой принадлежности

Когда ребенок вместо «Дай Диме» ли «Дай Кате» , начинает говорить «Дай мне» , то есть когда он впервые о самом себе скажет «я» , это означает, что у ребенка уже есть глубокое понимание, что я - мальчик, а не девочка, и наоборот.

Развитие и половое воспитание детей дошкольного возраста позволяет воспринимать внешние отличия женщины и мужчины - в строении их половых органов , в характере игр, в одежде. В 4-5-летнем возрасте появляется стойкое представление о том, что «Я – девочка» , или «Я – мальчик» , осознанное понимание поведенческих норм, выбор соответствующих полу ролей в сюжетно-ролевых играх.

Если присутствует нормальное половое , сексуальное воспитание , то в 7-8 лет у ребенка появляется собственная линия поведения, соответствующая моральным и, физическим нормам и требованиям. Эта линия полового поведения проявляется при выборе игр для девочек или мальчиков, в характере общения с противоположным полом , в манере поведения ребенка.

Непосредственно усвоение ролевого поведения полов происходит , когда от простых детских подражательных игр, ребенок переходит к играм сюжетным, отображающим женские и мужские профессии, поступки, характеры, отношения.

Установлено, что с 5-6 лет у мальчиков стабильно начинают преобладать ролевые игры в «войну» , «пограничников» , «пожарников» , «космонавтов» , «водителей» , «летчиков» , «разведчиков» , в сопровождении форм общения, предметов, действий - все как в взрослой, настоящей, мужской жизни. Так и происходит осознание и половое воспитание мальчиков в этом возрасте. Ранее половое воспитание девочек происходит через игры в «дочки-матери» , «в школу» , «в больницу» , «в повара» .

Отличия здесь только в характерах игровых действий и предметах для игр. Мальчики больше двигаются, бегают, прячутся. Девочки моют, привязывают, причесывают, расставляют, собирают. Поступки девочек связаны напрямую с семьей, с женскими заботами по дому. Мальчики - более близки к воссозданию поведения настоящих мужчин, к мужским профессиям.

Присмотритесь к своим детям повнимательнее. У вас ничего не вызывает обеспокоенности?

Ведь ваши дети в точности проецируют именно ваше, родительское поведение , мальчики – копируют поведение и поступки папа, девочки – поведение мам, считая их примером для подражания, непреложной истиной.

Вместе с этим игра имитирует действия, которые будут в будущем использоваться в выполнении половой роли - мужчины-отца или женщины-матери. Правильно ли, вы родители , себя ведете , в том ли русле даете половое воспитание своим детям ?

Половое воспитание детей дошкольного возраста : берем в воспитатели сказку

Разобраться в том, как нужно, а как не следует вести себя девочке или мальчику, помогают дошкольнику сказки, рассказы, которые, как бы, «программируют» в детях определенный стиль поведения.

Дети стремятся наследовать ориентиры полового поведения настоящих героев, в воображении ребенка женственность и мужество воплощаются в конкретных поступках и действиях.

Семейные чтения позволяют малышу пока еще мысленно участвовать в жизни сказочных героев, становиться на сторону персонажей добрых, мужественных, учиться жалеть и защищать обиженных. Важно, чтобы взрослые, помогли им осознать лучше поведение героев, прокомментировать рисунки, обратить внимание на моральные качества действующих лиц, обсудить важность этого, побудить ребенка к размышлениям. К примеру : «Помнишь, почему сердце Кая в льдинку превратилось? Как Герде удалось растопить в сердце Кая лед? Как ты считаешь, если бы Герда не любила Кая и была злой девочкой, она бы смогла ему помочь?» и так далее.

Половое воспитание девочек и половое воспитание мальчиков : неутомимые исследователи

Сколько бы сказок о нежности и смелости, доброте и чуткости, вы не прочли малышу, вы всегда остаетесь самым первым примером : для мальчика – папа, для девочки - мама. Ваши взаимоотношения между собой, роли в семье, манеры общения, поведения являются первой моделью полового поведения женщины или мужчины, которую познает малыш и стремится наследовать. Пока это еще игра, но ребенок, так или иначе, возьмет эту модель за образец и наверняка проведет в собственную взрослую жизнь.

Любознательные и наблюдательные малыши часто не понимают, о чем идет речь взрослых, но отлично улавливают интонации матери и отца. Поэтому, думайте, о чем говорите, и что делаете. Для наглядности пример из жизни. Пятилетний Коля – частый свидетель обсуждений личной жизни знакомых родителей – желая привлечь внимание, авторитетно заявил в присутствии гостей : «А я знаю, кто такая любовница. Она - как жена, только намного лучше» . О состоянии родителей думаю говорить излишне – они были в шоке.

Не могут укрыться от любознательных глаз ребенка и конкретные стороны интимной близости родителей . Если вас вдруг застигли в момент сексуальной близости, ни в коем случае не паникуйте, не кричите на ребенка, выгоняя его за дверь, не отвечайте возмущенно на его любопытство : «Ты еще маленький!» . Не стоит привлекать излишнего внимания к этому вопросу, во-первых, а во-вторых, пугать ребенка, чтобы он переживал, что папа с мамой делал что-то плохое.

Если вас «застукали» , спокойно встаньте и отведите ребенка в его комнату, как будто не произошло ничего экстраординарного. Если заметите, что ребенок обеспокоен увиденным, или задает вопросы о том, что вы с папой делали, скажите, что так мама с папой любят друг друга. Если вы заметили ребенка за «странными» играми с имитацией полового акта с куклами – не волнуйтесь, это нормально. Для деток подобные игровые действия не имеют никакого эротического характера, это всего лишь имитация взаимоотношений отца и матери, которые они подсмотрели, а может даже, и услышали от детей в детском саду или во дворе. Если вас беспокоит, что ребенок пробует играть подобным образом с соседским мальчиком или девочкой, тогда спокойно объясните малышам, что люди так любят друг друга, когда становятся взрослыми, женятся и рожают детей .

Возраст и принципы полового воспитания детей

Размышляя о рождении, детки зачастую проявляют просто незаурядные философские способности. Родителям обязательно нужно следить за ростом половой осведомленности своего крохи, половое воспитание девочек , как и половое воспитание мальчиков , должно быть своевременным и адекватным возрасту.

Чтобы вы могли хотя бы немного подготовиться, и в первую очередь психологически, предлагаем вам ранжирование вопросов по возрастам, которое выявили детские психологи :

1. Ребенок до 2-3 лет интересуется собственным телом, в том числе половыми органами . При этом выясняют признаки отличия девочек и мальчиков, женщин и мужчин.

2. У детей 3-4 лет - возникают вопросы, откуда дети берутся, где они раньше были, почему бывают такие огромные животы у женщин?

3. Детям 5-6 лет – интересно, как дети попадают к матери в живот, каким образом выходят оттуда? Как они там растут?

4. Младшего школьника в 6-8 лет, - волнует, какая роль папы в появлении ребенка в семье? Почему детки похожи на своих родителей или братьев/сестер ? Могут ли у детей рождаться дети ?

На этом, как правило, любопытство детей останавливается , в их возрасте этого достаточно. Ответы давать нужно сразу, коротко, четко, понятно и правду, но корректную (учитываем интеллектуальное развитие) . В противном случае у ребенка появится масса дополнительных вопросов, и не у вас, так в другом месте он удовлетворит свое любопытство. Как именно это делать, мы уже упоминали выше, как и давали примеры ответов.

Правильное половое воспитание детей дошкольного возраста напрямую зависит от того насколько умело вы комментируете характер взаимоотношений и рождение детей . Известно, что детки, информированные родителями правдиво , вырабатывают в себе некий иммунитет от «грязи» и «дряни» , которую нередко распространяют «более опытные» представители улицы.

Что должен знать ребенок-дошкольник?

Полноценное половое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает, что дети к моменту поступления в школу знакомы с понятиями и названиями органов половой сферы . В частности психологи рекомендуют пояснить ребенку :

1. Названия половых органов - влагалище , половые губы , клитор, яичники, матка, пенис, мошонка, яички, задний проход.

2. Что зачатие происходит, когда семя мужчины соединяется с женской яйцеклеткой после полового акта .

3. Что растет ребенок в животе в матке женщины.

4. Что рождается ребенок через влагалище женщины.

5. Основные сведения о ночных поллюциях и менструациях как о нормальных и здоровых процессах организма.

6. Что нельзя поднимать на улице презервативы.

Стыдливость родителей в сексуальных вопросах - это опыт, который они принесли из собственного детства. Однако на самом деле, ничего плохого и постыдного в том, как именно рождаются дети у нас вами, нет. Пришло время и нам, взрослым, подрасти. Чтобы помочь нашим деткам, дать правильное, полноценное половое воспитание мы сами в сексуальном плане должны быть более зрелыми. Ведь от нас зависит счастье и будущее наших детей .

Кроме того, помните, что знание - сила, это лучшая защита от сексуального нападения, от сексуальных посягательств извращенцев и маньяков. Невинного, а по сути неосведомленного ребенка легко обмануть, сыграть на его любознательности.

В конечном итоге, мы знакомим деток не только с физиологией, мы знаком его понятиями нравственности и морали, половой гигиены , помогаем осознать понятия заботы и любви. Материал подготовила

педагог-психолог

Краевого центра образования

г. Хабаровска

Половое воспитание детей и подростков - меры, направленные на прививание у них здорового восприятия вопросов физиологической разницы полов и половой жизни . Задачи полового воспитания состоят в помощи молодому поколению гармонично развиваться, в привитии нравственных основ создания брака и семьи. Половое воспитание в семье должно начинаться еще до полового созревания ребенка.

Цели полового воспитания

Половое воспитание детей и подростков использует принципы воспитательной работы. Просвещение должно быть комплексным, учитывать пол и возраст вашего чада и проводиться не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, школе. Школьная программа должна включать основные вопросы полового воспитания.

Каждому родителю хочется, чтобы девочка выросла заботливой и чуткой женой и матерью, а мальчик стал опорой для своих родителей и семьи, вырос целеустремленным и мужественным. Именно это является целью полового обучения. От семьи зависит развитие ребенка, усвоение им собственной роли. Правильное и своевременное просвещение вашего чада - залог его счастливой жизни в будущем.

Нравственно половое воспитание занимает важную роль в развитии ребенка. Важно, чтобы родители были максимально открыты со своим чадом, тогда по волнующим его вопросам он будет обращаться к вам, а не почерпнет интересующую информацию с улицы или интернета. Ребенок должен получать информацию поступательно, в зависимости от своего возраста. От проделанной информационной работы, зависит насколько ваше чадо будет подготовлено к тем анатомическим изменениям, с которыми он столкнется в дальнейшем.

Проблемы полового воспитания

Проблемы полового воспитания заключаются в том, что многие родители считают, что ребенку слишком рано знать ответы на интересующие его вопросы. Предпочитая ответить на вопрос ребенка «подрастешь-узнаешь», приведет лишь к тому, что ваше чадо закроется от вас и почерпнет интересующую его информацию от сверстников или из интернета. Не рассказывая ребенку о тех изменениях организма (развитие молочных желез, менструации у девушек, поллюции у мальчиков), с которыми он столкнется в подростковом возрасте, не освещая сексуальное развитие подростку, все это может привести к половой распущенности и неразборчивости в половых отношениях.

Если информация, которую получает ребенок в семье, резонно отличается от информации, которую он получает в школе, ребенок может столкнуться с внутренним противоречием - это еще одни проблемы полового воспитания.

Половое воспитание детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте родители должны объяснить ребенку, что такое гигиена, привить основные навыки гигиены и правила поведения. Правильное половое развитие напрямую связано с общим физическим развитием. Гигиена детей дошкольного возраста состоит не только в уходе за своим телом, но и избегании некомфортной и сковывающей одежды или обуви, предупреждении заболеваний.

На первый план в дошкольном возрасте выходит семейная атмосфера. Дошкольник должен видеть, что родители любят и уважают друг-друга. От такой воспитательной работы зависит построение собственной модели семьи малыша в будущем. Именно в дошкольном возрасте дети начинают задавать вопросы о половой принадлежности. Подобные вопросы не должны смущать родителей, начните с откровенной беседы. В раннем возрасте дети хорошо воспринимают сказки. Можете рассказать о появлении малыша в форме сказки. Только не нужно рассказывать об аисте и капусте. Малышей удовлетворит ответ на вопрос об их появлении, что он рос у мамы в животике, и мама родила его в роддоме. Не ответив на вопрос, вы лишь подогреете интерес у вашего чада к этой теме или же он закроется от вас.

Половое воспитание дошкольников должно прививать ребенку такие качества, как стыдливость, выдержка, отзывчивость. Не забывайте, что детское внимание акцентируется на теме 7-8 минут, поэтому отвечайте на вопросы коротко и лаконично.

Основы полового воспитания мальчиков заключаются в поддержании мужского авторитета в семье. На глазах у ребенка нельзя открыто критиковать отца и унижать его достоинство. Если муж в чем-то был не прав, скажите ему об этом наедине. Отец для мальчика - образец мужчины. Сын на примере отца будет строить свою семью и выстраивать отношения с противоположным полом. Немаловажен авторитет отца и для девушек. Дочь в отце видит идеал своего мужчины, которого она будет искать на протяжении своей жизни или вообще может заречься ни при каких условиях не выходить замуж. Поэтому азы полового воспитания и атмосфера в семье очень важны. Именно родители закладывают первый «камень» в будущее своих детей и поэтому должны знать особенности полового воспитания.

Занятие половым воспитанием мальчика является частью процесса обучения, основной целью которого является правильное развитие личности ребенка, умении находить общий язык с противоположным полом, привить мальчику понимание, что он должен защищать слабых. Родители должны объяснить, что гигиена важна в период, когда у ребенка начинается половое созревание. Мальчиков нужно подготовить к поллюциям. Объяснить, что изменения в организме лишь свидетельствует о его взрослении. У девушек гигиена тоже занимает не последнее место. Половое воспитание девочек заключается в подготовке девушки к началу менструации, объяснений правил гигиены, как вести цикл и почему месячные только у девочек.

Особенности полового воспитания детей в период полового созревания заключаются в оберегании мальчиков и девочек от излишнего повреждения чувственности. Одним из щепетильных вопросов, с которым придется столкнуться родителям мальчика - это онанизм. Не стоит бросаться в крайности. Отец должен побеседовать с ребенком, цель просветительской работы заключается в объяснении физиологических и анатомических особенностей человека, во взаимоотношении полов. Запишите подростка в спортивные секции, привлеките к труду.

Половое воспитание подростков

На первый план воспитания подростков выходит подготовка к взрослой жизни, умение адекватно воспринимать межполовые различия, устанавливать нормальные отношения со сверстниками, противоположным полом и в коллективе, умение реализовать свои потребности, основываясь на нормах нравственности и этики.

Сексуальное просвещение подростков должно быть направлено на информирование о вопросах, касающихся пола, репродуктивной функции и становления сексуальности. Именно в подростковом возрасте человек затрагивает интимные темы, стремится узнать больше информации о половой жизни. Не лишайте подростка информации, иначе он почерпнет ее у сверстников или на собственном опыте. Лучше уберечь его от ошибок, в этом цель просветительской работы о сексуальности.

Сексуальное просвещение - это не школьная программа по анатомии человека. На первый план выходит разъяснение и предупреждение негативных последствий, с которыми может столкнуться подросток при первом сексуальном опыте. Информация должна быть аргументирована, а не просто запрещать какие-то поступки, лишь потому, что родители так сказали.

Интерес к собственной физиологии появляется у детей достаточно рано, но всегда ли это затрагивает и вопросы, связанные с сексом? Какова роль семьи в данном случае? Можно ли доверить школе сексуальное воспитание детей? Как вести себя родителям и на какие вопросы ребенка отвечать? Когда начинать половое воспитание детей и подростков? Кто из родителей должен этим заниматься? Как вести себя в период полового созревания ребенка? Чем отличается сексуальное воспитание дошкольников от подростков?

Начиная с трех-четырех лет малыши задают родителям необычные вопросы, которые нельзя оставлять без внимания

Когда впервые детей начинают интересовать различия между полами?

Обычно такое любопытство появляется в 2 – 3 года, но в это время их волнует не столько сексуальная сторона вопроса, сколько физиологическая. У них появляется интерес к своему телу, и происходит осознание принадлежности к мужскому или женскому полу. Дети обращают внимание на внешние отличия и начинают смотреть на себя и других детей без одежды, пытаются подглядывать за родителями. Возникают вопросы: «Почему мальчики писают стоя, а девочки – сидя?», «Почему у меня нет груди как у мамы?» и так далее.

Как вести себя родителям?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Основная обязанность родителей в данном вопросе – не игнорировать интерес малыша и давать ответы спокойно и без стеснения. Ребенок должен осознать и принять сексуальность как одну из сфер своей жизни, что возможно только при доверии родителям и их объяснениям. Когда взрослые начинают смущаться и уходить от ответов, дети чувствуют себя неловко и тоже начинают стесняться. В результате подобные воспоминания, пусть и на подсознательном уровне, могут проявиться уже во взрослом возрасте и доставить проблемы в сексуальной жизни, стать поводом для обращения за помощью к психологу. Не стоит забывать, что основу любого воспитания составляют не только и не столько ответы на вопросы, сколько демонстрация на примере отношений в семье, как вести себя в той или иной ситуации.


Малыши рано замечают различия между полами, что вызывает у них интерес и множество вопросов

Насколько подробно объяснять?

Не стоит пытаться перевести разговор или уйти от ответа – ребенок может найти его с помощью интернета или телевидения, прочитать в книгах или узнать у других детей. Следует удовлетворить его интерес, но не пускаться в длинные путаные объяснения – ваш уже большой малыш должен понять именно интересующие его моменты, поэтому отвечать надо кратко и по существу. Бывает так, что дети по нескольку раз задают один и тот же вопрос, иногда по-разному его формулируя. Обычно это свидетельствует о том, что ваш ответ ребенку не понятен, поэтому уточняйте вопросы и переспрашивайте его до тех пор, пока тот не успокоится и не прояснит для себя все интересующие его моменты. При этом вдаваться в подробности не лучшее решение, излишние детали могут оттолкнуть или напугать ребенка.

Матери или отцу отвечать на вопросы?

Для дошкольников нет особой разницы в том, кто будет отвечать на их вопросы. Потом лучше распределить обязанности следующим образом: беседы с сыном поводит отец, а с дочкой – мать. Представителю другого пола сложнее будет объяснять физиологические особенности и ответить на все вопросы ребенка, тем не менее, в какой-то момент потребуется совместные усилия, чтобы удовлетворить его здоровое любопытство. Такие разговоры необходимы для определения собственной половой принадлежности.

Что говорить о зачатии?

Примерно в возрасте четырех лет появляется вопрос: . При этом чаще всего интересует не сам процесс зачатия, а история собственного появления на свет. Здесь важно объяснить не столько физиологическую сторону вопроса, сколько роль испытываемых людьми при этом чувств.

Можно ответить, что если двое взрослых любят друг друга и хотят, чтобы у них появился ребенок, то они выражают это через ласки и прикосновения, в результате у мамы в животе происходит формирование маленького зернышка, из которого и вырастает потом малыш.

Это удовлетворит детский интерес и поможет почувствовать свою важность и значимость для родителей. Позднее, по достижению школьного возраста, можно объяснить и физиологический аспект процесса – о проникновении мужского фаллоса в женское влагалище и выделении им спермы, о встрече сперматозоидов с яйцеклеткой и оплодотворении последней. Тем не менее, слишком вдаваться в подробности пока еще рано – ребенок просто не поймет их до конца.


Обязательно давайте ответы на вопросы ребенка, но насколько развернуто - зависит от возраста малыша

Удовольствие от секса – что говорить по этому поводу?

Узнав историю собственного рождения, ребенок начинает интересоваться и тем, какие ощущения испытывали взрослые, не было ли им больно, получали ли они удовольствие. Не бойтесь отвечать на подобные вопросы и расскажите, что заниматься сексом и получать от него положительные эмоции – это абсолютно естественно. В результате ребенок получит еще одно подтверждение того, насколько родители ему рады и желали его появления, а также сделает первые шаги в осознании отличий занятий любовью от процесса воспроизводства вида. Здесь стоит сделать особый акцент на том, что сексом должны заниматься между собой только взрослые.

Скрывать свою наготу от ребенка или нет?

Впадать в крайности в этом вопросе не стоит – до исполнения ребенку трех лет сильно скрывать свою наготу нет необходимости. Со старшими детьми стоит проявлять целомудрие и не смущать их своей наготой, ведь тела ребенка и взрослого сильно отличаются, и подобная разница может привести к появлению комплексов и ненужных фантазий. Вполне допустимо в семье, если мать и дочь или сын и отец будут видеть друг друга обнаженными при переодевании на пляже или в бассейне, но стоит избегать подобных ситуаций с родителем другого пола – так вы избежите лишних тревог и волнений.

Необходимо обратить внимание и на важность личного пространства для человека, недопустимость заходить в уже занятый санузел или комнату, когда там переодеваются. Не позволяйте детям трогать свои половые органы и грудь (для мамы), поскольку это интимные части тела. Уходите от подобных прикосновений и объясните ребенку, что его касаться в этих местах тоже никто не должен

Удовлетворить детский интерес к наготе человеческого тела можно с помощью картин и статуй, обращая внимание на их красоту и гармоничность. В возрасте 3 – 5 лет (психосексуальная фаза развития) дети нередко представляют себя в качестве мужа/жены своих матери/отца – здесь необходимо разъяснить недопустимость подобных отношений между близкими родственниками или представителями разных поколений. Такие пояснения помогут ребенку защититься от неправомерных действий в свой адрес, например при встрече с педофилом.


Объясните ребенку значение личного пространства, а также неприкосновенность интимных зон человека

Половое воспитание подростков-школьников

Половое воспитание трудно проводить у подростков, с которыми ранее не занимались подобным. Примерно около 10-ти лет заканчивается скрытый (латентный) период сексуального развития и ребенок вступает в подростковый возраст (пубертатный период, период полового созревания). В это время происходит половая идентификация и взросление организма, активный рост и гормональная неустойчивость, при этом психическое созревание не всегда соответствует физическому. В результате наступает кризис подросткового возраста. Он по-разному проявляется у мальчиков и девочек:

  • Мальчики обычно спокойно воспринимают изменение собственного тела и даже гордятся им, однако нередко стесняются поллюций.
  • Девочки, наоборот, больше беспокоятся из-за изменений фигуры – увеличения груди, появления округлостей. Первые менструации также могут вызвать серьезные переживания, и даже страх.

В это время очень важно доверие в семье, и необходимы объяснения родителей, можно даже обратиться за консультацией к врачу, если ребенка что-либо сильно беспокоит.

Мальчикам рекомендуется рассказать о естественности и безопасности ночных семяизвержений, поскольку это физиологический процесс, никак не зависящий от их желаний. Воспринимать их тоже надо без особых волнений, поскольку такое явление характерно для всех подростков. Поводом для беспокойства должны стать отсутствие поллюции или их излишняя частота – так могут проявляться какие-либо нарушения в развитии или функционировании организма, поэтому стоит обратиться к специалисту.

Девочкам необходимо рассказать, что женская фигура и должна быть плавной и округлой, а все происходящие изменения свидетельствуют о вступлении во взрослую жизнь. Мать или другие взрослые женщины в семье должны позаботиться и подготовкой девочки к началу менструаций – пояснить суть происходящего с организмом и значимость для дальнейшей жизни. Стоит предупредить и о возможных переменах в поведении и перепадах настроения, повышенной раздражительности и эмоциональности.


Помогая ребенку найти ответы на волнующие его темы, вы укрепите отношения в семье и почувствуете доверие и уважение со стороны подростка

Зачем мальчики и девочки начинают интимную жизнь?

Сексуальное воспитание, проводимое как с мальчиками, так и с девочками, обязательно должно затрагивать и вопросы, связанные с началом половой жизни. Важную роль играет половое воспитание - как основа формирования здоровой семьи.

Нередко бывает так, что причиной начала половой жизни у мальчиков во время учебы в школе становятся не испытываемые подростками чувства, а любопытство, стремление к самоутверждению, удовлетворение физиологических потребностей. Партнером в такой ситуации может стать любая девушка или женщина, даже малознакомая, но откликнувшаяся на предложение юноши. В результате интерес к партнерше быстро угасает, такая влюбленность не перерастает во что-то большее.

Для девушек же главную роль играют чувства и эмоции, а вступление в половую связь может рассматриваться ими не как самоцель, а только как способ укрепить свои отношения с возлюбленным. Мальчики же отказ от интимной близости могут воспринять, как стремление набить себе цену, а не связать его с внутренними переживаниями партнерши.

Девушкам необходимо знать, что у мальчиков в подростковом возрасте наступает фаза так называемой гиперсексуальности, которая обычно длится 2 – 3 года. В это время их отличает повышенная возбудимость, и возрастает количество эротических фантазий и интересов. Девушки же развиваются иначе – несмотря на более ранее созревание, у них сначала появляется потребность в психологической, эмоциональной близости с юношей, а уже позднее – эротические чувства.

Тревога родителей вполне понятна: на них лежит нелёгкая задача раннего полового воспитания малыша, и справиться с ней непросто. Со временем к этому процессу присоединятся детский сад и школа, друзья и телевизор, Интернет и зазывающая реклама, но первыми в череде воспитателей стоят всё-таки мама и папа.

Младенческая и детская сексуальность

Каждый человек в течение жизни проходит процесс психосексуального развития, то есть формирует и развивает свое представление о сексуальности и личные сексуальные предпочтения. Новорожденный активно реагирует на осязательный контакт - например, когда кто-то из родителей его поглаживает, прижимает к себе, и особенно - когда мама кормит грудью. Улыбки, булькающие звуки, комплекс оживления и другие признаки чувственного удовольствия со стороны недавно появившегося на свет малыша не кажутся взрослым чем-то "эротическим", но это и есть проявление младенческой сексуальности.

Чем старше становится ребенок, тем лучше развивается его моторная координация. Проще говоря, ручки становятся более послушными. И кроха, которому всего несколько месяцев, начинает трогать и исследовать свои половые органы. Заметив такое, родители нередко начинают волноваться, полагая, что это может служить ранним проявлением необузданной сексуальности или каких-то патологий. На самом деле подобное поведение ребенка совершенно нормально. Малыш изучает свое тело - его строение, возможности, ощущения.

В возрасте 1-2 лет дети уже достаточно хорошо управляют своими ручками и другими частями тела и могут начать мастурбировать в той или иной форме (в том числе и без помощи рук), целенаправленно доставляя себе удовольствие. Это тоже вариант нормы (но и отсутствие мастурбации в детстве отклонением от нормы не является!).

В 2 года малыш знает названия частей своего тела, в 2,5-3 способен отличить девочку от мальчика и начинает осознавать свою половую принадлежность и ее неизменность.

К 4 годам у ребенка формируется достаточно полное осознание своей половой принадлежности; нередко с этим увеличивается и интерес к гениталиям - как своим, так и посторонним. Важно, чтобы в этот период ему не внушили отношение к телу вообще и половым органам в частности как к чему-то постыдному.

В возрасте от 4 до 5 лет дети начинают ясно осознавать свою наготу и стесняются раздеваться. С этого возраста взрослым пора относиться к отправлению естественных надобностей ребенка как к его интимному делу. Малыш начинает понимать многие общественные сексуальные табу. Становятся уместны и полезны многочисленные беседы, чтобы он лучше усвоил социальные нормы. Совершенно незаменимым подспорьем становятся специальные детские книги и видеофильмы. Общие требования к ним таковы: понятный язык, никакого насилия, множество иллюстраций (в книге) или динамичное действие (в фильме), и, конечно, содержание и форма подачи, в целом соответствующие принятым в семье принципам воспитания.

В качестве примера можно привести книгу Виржини Дюмон: "Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет", которая во всем мире считается одним из лучших образцов такого рода литературы, адресованной детям. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает активно подражать кому-то из взрослых, чаще - одному из родителей. От того, какой опыт извлечет он из примеров, поданных окружающими в этот период, зависят его способности к эмоциональной близости с другими людьми.

Поговорим, как взрослые люди?

Беседовать со своим ребенком "по половому вопросу" нелегко. Родители беспокоятся о том, что могут сказать слишком много или слишком мало, что начнут эти беседы слишком рано или слишком поздно, не могут решить, какие слова можно и нужно употреблять в таких случаях, а какие - нельзя. Как, когда и что говорить малышу? Прежде всего, взрослые должны усвоить:

Как личность человека неотделима от его сексуальности, а сексуальность - от личности, так и половое воспитание неотделимо от воспитания "вообще". Ребенка не надо "воспитывать сексуально", его надо просто воспитывать.

Полноценное половое воспитание должно начинаться задолго до вступления детей в период полового созревания. Именно в раннем детстве закладываются первичные пласты подсознательного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Иными словами, воспитывая ребенка в 3 года, родители строят дом, а, повторяя то же самое в его 13 лет, они смогут лишь подкрасить стены.

Дать детям грамотное, соответствующее возрасту представление об интимной стороне жизни не труднее, чем научить их множеству других вещей.

А соблюдение некоторых достаточно простых правил поможет добиться успеха:

  • важнейшее, что необходимо донести до своего ребенка - что бы ни случилось, он всегда может рассказать об этом хотя бы одному из родителей. Дома его выслушают, ему поверят и защитят. Малыш должен доверять маме и папе, а они должны быть достойны этого доверия;
  • взрослым придется провести внутреннюю работу с самими собой, взяв под контроль собственные комплексы и проблемы. Безусловно, избавиться от них таким способом не удастся, но главная цель родителей - не передать их ребенку и создать ему предпосылки для защиты от них. Добиться этого не так уж трудно, поскольку раннее половое воспитание не предполагает обсуждения личных сексуальных предпочтений родителей или рассказа об их личном опыте половой жизни. Подобные вопросы со своими детьми не стоит обсуждать ни в каком возрасте, даже когда они сами станут мамами и папами. Речь идет лишь об отношении к телу и зачатию как таковому. В норме это отношение должно быть позитивным: в теле нет ничего плохого, а в факте зачатия - ничего постыдного. Все люди зачаты одним и тем же способом: соединением яйцеклетки и сперматозоида;
  • воспоминания о собственном детстве (какие представления и познания о сексуальной стороне жизни были у нынешних мам и пап, когда они были в том же возрасте, что и их малыш сейчас), безусловно, тоже помогут родителям. Консультация психолога или сексолога (а возможно, и обоих специалистов) будет очень кстати.

Главное - естественность

Следует обязательно объяснить малышу, что секс и все с ним связанное - это естественная интимная сторона жизни каждого человека, связанная с любовью и получением удовольствия. И ее ни в коем случае не нужно воспринимать как что-то неправильное, позорное или грязное.

Как правильно донести это до ребенка? Во-первых, обсуждать эти вопросы нужно в естественной манере, как любую другую тему - как бы ненароком, между прочим. Это гораздо лучше, чем выделять специальное время, пытаясь превратить процесс воспитания в курс лекций и семинаров. Упорный поиск подходящего времени и места наверняка отобьет у ребенка охоту задавать родителям вопросы на эту тему, в то время как его интерес к ней сохранится.

Во-вторых, не стоит опасаться, что малыш услышит о сексе "слишком много" - из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял. Не нужно ограничиваться лишь биологическими фактами - ребенку наверняка хочется (и нужно!) знать об эмоциональной стороне этого вопроса. Здесь очень важно избегать пространных монологов: иначе может потребоваться полчаса для изложения первичной информации, а обычный ребенок вряд ли способен оставаться внимательным так долго.

И в-третьих, не надо бояться первыми заводить разговор, если есть ощущение, что этот момент по каким-то причинам удобен для подобной беседы.

В половом воспитании действует общий принцип любого развития: чтобы быть эффективным, оно должно не только отвечать на уже поставленные вопросы, но и предвосхищать их, помогая детям верно эти вопросы формулировать. Кроме того, типичная ошибка взрослых - недооценка реального уровня интересов и знаний детей. Однако если родителям покажется, что ребенку сейчас не интересна "сексуальная" тема, которую они затронули, обсуждение можно просто отложить. Но при этом обязательно дать понять малышу, что он сам может вернуться к разговору, когда захочет. Например, сказать ему: "Ну ладно, потом. Будет интересно - спросишь, так ведь?".

Подбираем правильные слова

Многие сексологи настаивают на том, чтобы родители сами правильно называли половые органы, избегая для их обозначения "детских" слов, и приучали к этому ребенка. Возможно, сначала взрослые и сами должны будут научиться с одинаковой интонацией, не хмыкая и не краснея, произносить: "голова", "пенис", "рука". Зато их дети, буквально с пеленок привыкшие к специфическим терминам, впоследствии не будут испытывать иррационального стеснения ни в кабинете врача, ни в супружеской постели.

Увы, обычное затруднение - неблагозвучные названия женских половых органов (что интересно - такая проблема существует во многих языках, не только в русском). Даже маме-гинекологу с прогрессивными взглядами нелегко сказать своей дочери в ванной: "Не забудь вымыть большие половые губы". Возможно, удачным выходом будет некоторый компромисс: ребенка следует научить правильным названиям, чтобы при необходимости (например, в случае болезни) он мог их употребить, а в "обыденной" жизни можно пользоваться какими-то принятыми в семье безоценочными и лишенными эмоциональной окраски сокращениями. К примеру, широко распространенный термин "пися" для этого подходит, потому что отражает одну из важнейших функций органа, а "красота", "игрунчик", "малышка" - нет. К подростковому возрасту использование анатомической терминологии в соответствующих ситуациях должно стать для ребенка обычным делом.

Невинные вопросики

Как известно, у каждого ребенка наступает возраст "почемучки", когда он пытается осмыслить себя и окружающий мир. И вопрос "откуда я появился" в череде других является следствием обычного любопытства, а не интереса к тому, чем интересоваться еще рано. При этом для девочки ответ на него более важен, чем для мальчика, поскольку уже в возрасте 3-4 лет малыши осознают, что дети появляются только у женщин, и что в будущем именно девочкам суждено стать мамами.

Родителям нужно поощрять ребенка задавать любые вопросы. Получение правдивых и понятных ответов зачастую исчерпывает или снижает интерес к щекотливой теме (как и ко многим другим), в то время как уход от обсуждения нередко разжигает тайное, тщательно скрываемое любопытство.

Малыш не должен испытывать смущения, спрашивая "про это". Задавая конкретный вопрос, он имеет право получить четкий ответ в доступной для него форме. После ответа надо убедиться, что ребенок его понял. Если родители не в состоянии ответить на все, что интересует их ребенка в этой области, лучше признаться в этом и пообещать найти ответ. Можно обратиться к более знающему человеку, к специальной литературе. А прежде чем дать ответ, взрослые должны подумать, действительно ли он соответствует вопросу.

К примеру, если кроха спрашивает: "А как малыш из маминого животика на свет появляется?", то ответ вроде: "У мамы для этого есть маленькая дырочка, которая может стать большой, а потом опять маленькой. Через нее малыш и выбирается. А некоторым мамам делают укол и разрезают животик", - походящий. А вариант: "Малыш появляется, как Бог (врач) решит", - не годится.

Чем старше становится ваш ребенок, тем больше у него должно быть возможностей для дискуссий со всеми членами семьи. Ему необходимо чувствовать, что выражать свое мнение и задавать вопросы - нормально. В любом случае жизненно важно, чтобы предположения и идеи ребенка высказывались вслух, были услышаны. Кроме того, малышу надо знать, что любые, даже "щекотливые" темы, могут спокойно обсуждаться в семье и что он всегда может сказать о том, что его беспокоит, и будет услышан. Это имеет значение не только для общей свободы личности, но и для физической безопасности крохи.

Пример рассказа на тему "Откуда берутся дети"

Мама и папа встретились и полюбили друг друга. Они захотели, чтобы у них появился ребеночек. Для этого мужчин и женщин есть специальные клеточки, которые должны соединиться у мамы в животе. Папа и мама соединяют свои половые органы, и папина клеточка переходит к маме. Иногда, если папа или мама болеют, врачи помогают пересадить эти клеточки. Потом из них начинает расти малыш. Он живет в животе примерно 9 месяцев и выходит на свет через половые органы. Иногда, если младенец не может выйти сам, врач делает маме укол, разрезает животик и достает ребенка. Это не страшно. И потом они живут все вместе и любят друга, и могут родить еще братика или сестричку. Такого объема информации обычно вполне достаточно для ребенка пяти-шести лет; а в три - четыре года малыш наверняка удовольствуется еще более поверхностным рассказом.

Проблема или норма?

В свою очередь, аспекты психосексуального развития детей, вызывают много вопросов у их родителей. Например:

Могут ли взрослые при ребенке заниматься сексом? Около 80% новоиспеченных пап и мам практикуют сексуальные отношения в одной комнате с бодрствующим новорожденным. В этом нет ничего страшного - в конце концов, нередко у молодых родителей нет никакой другой возможности побыть друг с другом. Но чем старше становится ребенок, тем осторожнее и деликатнее должны становиться взрослые. Если в глазах малыша читается вопрос: "А что это вы делаете, а?" (обычно это происходит, когда возраст ребенка приближается к году), пора "конспирироваться". Бурное речевое развитие ребенка тоже служит предостерегающим напоминанием. А уж если дитя, которого родители до сих пор считали несмышленым карапузом, имитирует половой акт, его совершенно точно пора изолировать от подобного зрелища (и звукового сопровождения).

Несмотря на обстоятельные ответы "по возрасту" со стороны взрослых, ребенок никак не оставляет щекотливую тему в покое? Временный неуемный интерес к любому явлению - это нормально, а оттенок неприличности разговорам о телесных явлениях придают прежде всего взрослые. В то же время, чем дальше заходит любопытство ребенка, тем более сдержанными и тактичными должны быть реакции родителей. К примеру, мама может подробно объяснить ребенку, где находится дырочка, через которую рождается младенец, и даже схематично это нарисовать, если объяснений недостаточно, но ей нельзя показывать эту "дырочку" малышу на своем теле. А на его настойчивые просьбы надо объяснить, что так не делают. Просто нельзя, и все. Спокойствие и сдержанность со стороны взрослых должны сделать свое дело. Если же детский интерес по-прежнему никак не утихает, стоит выяснить, не получает ли ребенок нежелательную информационную подпитку извне (например, от приятеля), не травмировало ли его хрупкую психику какое-то событие. В этом может помочь разобраться детский психолог, сексолог, психиатр.

Ребенок часто мастурбирует? Мастурбация является почти универсальным аспектом психосексуального и социального развития, и в большинстве случаев она имеет адаптивное значение, а также вносит вклад в развитие способности к получению удовольствия от сексуальной стимуляции. Пресекать это явление бесполезно (разве что ценой глубокой невротизации маленькой личности), хотя, безусловно, специально поощрять не надо. Взрослым не следует тут же отвлекать ребенка (любого, не только раннего возраста) знаками своего внимания или подчеркнутой лаской.

Подобная мера может быть чревата тем, что малыш на подсознательном уровне быстро усвоит: если он будет делать "так", то мама (или другой близкий человек) тут же обратит на него внимание. Если мастурбация имеет место в разовых случаях или время от времени, то вообще не нужно обращать на это внимание. Если же ребенок, по мнению родителей, мастурбирует слишком часто, нужно спокойно, мягко, дружелюбно отвести его руки, одеть его, вместе заняться каким-нибудь делом, и пусть малыш какое-то время, пока не "успокоится", побудет рядом со взрослыми. Лучше всего отвлекают занятия, требующие участия обеих рук: мозаика, кубики, лепка, уборка в комнате. Меньше всего подходит просмотр телевизора (т.е. любое созерцание, овладевающее сознанием). Смысл "правильной" реакции родителей в том, чтобы ребенок понял: здесь нет ничего плохого, но надо учиться себя контролировать (я - хозяин тела, а не тело - мой хозяин).

При этом родителям необходимо особо тщательно подбирать для малыша нательное белье - так, чтобы оно достаточно плотно прилегало к телу (тогда под него неудобно засовывать руку), но в то же время одежда не должна быть мала, чтобы не натирать и не сжимать половые органы. Во-первых, это вредно, во-вторых, может само по себе являться источником нежелательной стимуляции. Малыш может забыть, что, например, нельзя мастурбировать на людях. Нужно тактично напомнить ему об этом, но ни в коем случае не ругать и тем более не кричать, потому что именно это и способно привести к патологическим фиксациям и проторенной дорожке мимо ЗАГСа в кабинет сексопатолога. Спокойная же реакция родителей помогает сыну или дочери усвоить, что мастурбация - это не что-то ужасное, а скорее весьма интимный процесс, который требует уединения. Жестких и единообразных норм частоты мастурбации нет, но если мама или папа застают малыша за этим занятием регулярно, есть смысл обратиться к детскому специалисту - психологу, сексологу или психиатру "общего профиля" - сначала без ребенка. В ряде случаев частая и навязчивая мастурбация может говорить о дискомфортных ощущениях в тазовой области (в том числе и о банальных глистах).

До какого возраста ребенка родители могут ходить при нём обнаженными? Открытое и спокойное отношение к наготе в семье поможет малышу не воспринимать свое тело как нечто такое, что всегда надо скрывать. Если дети никогда не видят своих родителей голыми, им наверняка очень любопытно, как взрослые люди выглядят без одежды. Кроме того, ребята могут испугаться, неожиданно увидев голого человека. Отношения мама-сын, папа-дочь особой разницы здесь не имеют. Однако практика ничем не сдерживаемого обнажения вовсе не обязательна, и никогда не стоит вести себя таким образом, чтобы что-то заставило родителей или детей стыдиться. Никто не должен быть более откровенным, чем может себе это позволить. Иначе говоря, пока ни родителей, ни ребенка вид голого тела не смущает, можно спокойно раздеваться друг при друге. Если же родители понимают, что ребенку неприятно видеть их обнаженными, или, напротив, он испытывает особый интерес к нагому телу взрослых, лучше избавить его от подобных сцен и, с другой стороны, дать ему возможность переодеваться наедине.

Игра "в больницу"

В дошкольном возрасте дети часто играют в "больницу". Большинство малышей ограничиваются "уколами" (как традиционно "самым страшным" в болезни), приемом лекарств и тому подобными процедурами. Но иногда по сюжету игры малыши раздеваются, рассматривают, касаются половых органов друг друга. Это нормальное возрастное явление. Многие ученые сходятся во мнении, что фазу половых игр (то есть игр, связанных с рассматриванием и даже ощупыванием тел друг друга, в том числе и другого пола) ребенок должен пройти обязательно, и что развитие детей, лишенных половых игр, страдает пробелами.

Взрослым, заставшим малышей за таким занятием, не стоит тут же разгонять всю компанию, давать волю гневу или страху, пытаться впредь тотально контролировать детское общение. Гораздо полезнее во время их игры ограничиться тактичным наблюдением, а после (лучше не сразу, но в тот же или на следующий день) побеседовать с ребёнком наедине, но как бы между прочим, не заостряя на этом внимания: выделяет ли он эту игру в череде остальных, какие чувства она вызвала, что в ней понравилось и не понравилось, хочет ли он играть еще.

В норме откровенный интерес к раздеванию, взаимному рассматриванию и прикосновениям длится недолго и его проявления можно заметить у ребенка один-два раза или эпизодически. Сама игра при этом не вызывает у детей смущения (а смущение в беседе с родителем носит поверхностный характер) и не кажется дошкольникам чем-то особенным. Реальными же поводами для тревоги в подобных случаях могут быть:

  • оттенок навязчивости или агрессивности со стороны хотя бы одного участника;
  • участие в игре ребенка на 3-4 года старше остальных (не говоря уже о половозрелых особях);
  • участие в игре ребенка, существенно отличающегося от других физическими размерами (если слишком маленький или слишком большой ребёнок становится объектом навязчивого интереса или насмешек).

6-летние дети могут имитировать половой акт - в этом возрасте интерес к нему максимален, - но принуждение к таким действиям однозначно выходит за границы нормы, равно как и попытки вводить любые предметы в анус или вагину себе или другим детям. И, конечно, если ребенку такая игра оказалась неприятна, родители с ним вместе должны подумать, как впредь ее избегать.

Барби не виновата!

Родители часто спрашивают о том, какое влияние оказывают на детей куклы с анатомическими подробностями - Барби или Синди с развитой грудью, Кен с половым членом. Сами по себе такие игрушки не "развращают" малышей. Для обычных детей половые признаки у кукол имеют такую же ценность, как прилагающиеся к ним набор посуды, дом, автомобиль.

Двадцать пять лет назад вне конкуренции были "мягкие" куклы с закрывающимися глазами и с пищалками, теперь - с грудью и попой. Но использование их в систематических (не разовых!) играх с подчёркнуто эротическим сюжетом и явное предпочтение их любым другим игрушкам отличает детей с нарушенной психикой, прежде всего - перенесших сексуальное насилие. Вопрос приобретения такой игрушки, равно как и любой другой, решается в зависимости от ее качества, желания ребенка, эстетического вкуса потребителя и возможностей семейного бюджета.

Усилия в половом воспитании теряют всякий смысл, если у родителей нет с ребенком общего языка. Ничего страшного, если взрослым не удастся преодолеть смущение и описать сыну или дочери половой акт, а потом прямо ответить на вопрос: "И вы с папой тоже?.. И до сих пор?!". Гораздо хуже, если малыш думает, что спрашивать об этом нельзя, - значит, ему не хватает доверия к маме и папе.

Бессмысленно прививать ребенку отношение к своему телу как к безусловно прекрасному, если он подвергается физическим наказаниям. Сын или дочь никогда не поймут, какие чувства взрослым может принести интимная близость, если все их детство проходит на фоне родительских перепалок. Есть вещи, которые никто, кроме матери и отца, дать человеку не может. Надо не только любить своего ребенка, но и каждую секунду помнить об этом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.