Конспект родительского собрания — деловой игры «Безопасное движение. Материал (младшая группа) на тему: Сценарий родительского собрания в первой младшей группе. Деловая игра для родителей: "Я сам!"

Главная > Документ

3.5. Игры и игровые ситуации на родительских собраниях

Игры и игровые ситуации способствуют снятию монотонности родительского собрания, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут в некоторых случаях более непринужденно выполнить сложное задание. Приведем примеры таких разминок, подвижных упражнений для отдыха. Мне нравится. Родители садятся в круг. Учитель стоит в центре и говорит: "Мне нравятся те, у кого карие глаза (или светлая обувь, или носящие очки и т. д.)" Те, к кому этот признак имеет отношение, встают со своих мест и занимают стулья, освобожденные другими. Учитель также участвует в этой игре. Тот, кто остался без места, продолжает игру. Круг общения. Все участники родительского собрания встают в круг. Один из участников находится в центре круга. Ему нужно пройти по кругу, останавливаясь напротив каждого участника. Нужно прикоснуться ладонями к ладоням каждого и окунуться в его глаза. Комплимент. Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые вызывает образ данного человека. На прогулке. Все присутствующие встают в круг. Учитель рассказывает о прогулке и просит всех повторять за ним движения: "Я иду по росе босиком, она такая холодная. В траве сидит кузнечик и стрекочет цвирк, цвирк. Высоко в небе парит жаворонок, медленно и плавно машет крыльями. Я загляделся и наступил на ежика. Ой. И т. д." Все зависит от фантазии проводящего игру, возможности и желания родителей участвовать в этой игре. Волшебный стул. Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, то сменяет сидящего на стуле. Игра продолжается 5-7 минут. Поезд. Все родители, пришедшие на собрание, выстраиваются в шеренгу друг за другом. У всех, кроме первого участника, глаза закрыты или завязаны. Первый начинает движение между рядами парт или в коридоре, по лестнице, все остальные следуют за ним. После 5-7 минут такого движения участникам предлагается поделиться своими ощущениями и чувствами. Троллейбус (трамвай, автобус, метро). На счет 10 участники должны поставить стулья в два ряда напротив друг друга, сесть и запомнить, где кто сидит. На счет 7 нужно поменяться местами с кем-нибудь из участников, сидящих напротив. На счет 3 нужно вернуться на свое место. Переходы делаются без спешки. Сороконожка. Все участники выстраиваются в шеренгу и пытаются передвигаться с одной ноги (с правой или левой), повторяя все движения за ведущим. Затем проводится анализ ощущений каждого участника. Строим квадраты. Для игры нужна веревка, длиной 7-8 метров, концы которой связаны, и 8 платков, чтобы завязать глаза. Приглашается 8 добровольцев. Им завязываются глаза, их ставят в круг и дают в руки веревку. Затем предлагается задание: разойтись так, чтобы образовался квадрат. При выполнении упражнения можно разговаривать друг с другом, советоваться. Остальная часть группы молча наблюдает за происходящим. По окончании упражнения все обсуждают действия, которые были проделаны группой. При желании упражнение можно повторить. Строим пирамиду (башню). Для построения пирамиды (башни) берутся любые предметы. Ее можно строить из газет, различных коробок, пластмассовых бутылок, баночек из-под пива, соломки для коктейля и других имеющихся материалов. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Каждая получает одинаковое количество предметов и задание построить пирамиду (башню), которая бы имела максимальную высоту и была устойчива. При построении членам группы запрещается разговаривать между собой. Построенные пирамиды (башни) по возможности сохраняются. Победителем является та группа, чья пирамида (башня) самая высокая и самая прочная. Основная цель данной игры - показать, как важно уметь договариваться без слов при выполнении общего дела. Зоопарк. Каждый из участников выбирает, какое животное, птицу, рыбу, растение он попытается изобразить с помощью жестов, мимики, движений. Группа угадывает, кто какое существо изображал, и обменивается мнениями. Мимика и жесты. Участники родительского собрания делятся на две команды. Каждая команда по очереди загадывает другой загадку или пословицу с помощью мимики и жестов. Жесты. Один из участников показывает какой-либо жест своему соседу. Тот повторяет показанный жест и добавляет свой. Следующий участник повторяет два предыдущих жеста и показывает свой и т. д. Посидите на стуле так, как сидит: председатель экзаменационной комиссии, обезьяна, копирующая кого-либо из присутствующих, побитая собака, пчела на цветке, поросенок на кактусе, невеста на свадьбе и т. д. Все эти роли можно связать с обсуждаемой проблемой, чтобы лучше в шутливой форме акцентировать внимание на отдельных аспектах. Походите по комнате так, как : если бы вы были стеклянным, резиновым, надутым, как воздушный шарик, песочным, плюшевым, деревянным и др. Хлопки. В заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши по очереди, один за другим и в обратном направлении. Главное - не сбиться с темпа. По команде ведущего меняется направление, по которому отбиваются хлопки. Надо уметь сориентироваться, кто должен сделать следующий хлопок. Упражнение можно усложнить путем изменения ритма, силы хлопка и т. д. Произнесите короткую фразу из одного слова: тихо, громко, злобно, заикаясь, нежно, скорбно, с удивлением, вызывающе, зачарованно и т. д. Определи цвет. Все родители встают в круг. Один выходит из комнаты. В его отсутствие группа выбирает один из цветов (красный, синий, желтый, зеленый или черный). Возвращается водящий, и все участники по очереди начинают демонстрировать телодвижения, которые, по их мнению, выражают задуманный цвет. Водящий должен угадать, какой цвет был задуман. Желательно, чтобы телодвижения не были прямыми подсказками. Пишущая машинка. Всем участникам раздаются буквы. По команде учителя участники становятся по алфавиту. Задается пословица, поговорка или строчка из стихотворения, и участники "печатают" ее, отхлопывая каждый свою букву, знаки препинания. Все вместе отхлопывают паузы. Арифмометр. Вариант пишущей машинки, только с цифрами. Выполняются простые арифметические действия. Озвучивание. Одна команда придумывает ситуацию и проигрывает ее без слов. Другая команда должна по увиденному создать сценарий. Затем вторая команда проигрывает свою ситуацию, а первая создает сценарий. В завершении игры идет обмен сценариями. Гомеостат (групповая совместимость). Участники становятся в круг. Каждый сжимает пальцы в кулак и по команде ведущего "выбрасывает" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники "выбросили" одно и то же количество пальцев. Предварительно договариваться об этом нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока группа не справится со своим заданием. Игра выявляет взаимоотношения в группе.

3.6. Приемы завершения родительских собраний

Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Приведем конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии. Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: "Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?" Могут быть и другие вопросы - по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания. Игра в мяч. Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч - задает вопрос. Жест дня. Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом. Рисунок дня. Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл. Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию. Система координат. На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат - это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой - по организации. Блиц-опрос. Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию. Анонимный совет. Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме. Выставки. На стенде выставляются работы, сделанные родителями во время собрания. Рационализаторские предложения по совершенствованию своей работы вносят сами родители. Они же оценивают результаты своей деятельности. Учитель выделяет положительное в каждой работе и предлагает сравнить работы детей с работами взрослых, выделить трудности в выполнении заданий. Анкетирование родителей на завершающем этапе собрания проводится с тем, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания. Типичный участник родительского собрания. Учитель предлагает родителям составить портрет типичного представителя их группы. Это может быть реальный портрет группы, а может быть и шуточный. Все зависит от настроения и желания родителей. Можно предложить оба варианта. Пирамида знаний. Родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на собрании. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д. Рефлексия (самоанализ) может проводиться после каждого этапа родительского собрания, но наиболее целесообразно это сделать в конце собрания. Все родители по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем собрании. Учитель побуждает родителей к высказываниям вопросами: "Что вам особенно понравилось? Что хотелось бы сделать иначе? Как изменилось ваше отношение к самим себе? Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании? Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились? Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным лично для вас?" Могут быть заданы и другие вопросы. Их формулировка зависит от состава группы родителей и темы родительского собрания. Самоанализ личностных качеств. Учитель предлагает родителям задуматься, что их больше всего волнует в самих себе: отношение с детьми, внешний вид, стиль поведения, манера держаться, отношение людей, результаты собственной деятельности, свой внутренний мир и т. д. Количество признаков, сами признаки определяются родителями совместно с учителем. Все они записываются в столбик. Участникам необходимо провести ранжирование признаков, то есть поставить возле каждого признака число. Сначала участники выбирают самый существенный для них признак, он соответствует числу 1, затем следующий - 2 и т.д. У каждого участника получится свой порядок чисел. Можно определить ведущие признаки для данной группы родителей, если воспользоваться сведениями, полученными от каждого участника. Венок знаний (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.). Участники родительского собрания, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Учитель говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей данного класса учащихся. Об этом всегда может вспомнить каждый участник. Синтез информации в кратких выражениях. Участникам родительского собрания предлагается назвать все происходящее на собрании одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом - используя целое предложение, которое раскрывает суть темы. Ответить на вопрос: "За что я благодарен себе сегодня?" Чудесный ларец (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Учитель предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании. Оценка по карточкам. Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой. Можно этого и не делать, так как ответы говорят сами за себя. Опрос или письменное анкетирование по заранее составленным вопросам. Вопросы продумываются учителем в соответствии с темой родительского собрания и предлагаются участникам с целью получения более полного представления о результативности проведенного собрания. Можно повторить часть вопросов, на которые участники отвечали в начале собрания, чтобы сравнить динамику изменений, приращения знаний. Блиц-интервью центрального агентства печати и новостей. Каждый участник делает короткое сообщение о родительском собрании, в двух-трех предложениях. Можно записать эти сообщения на диктофон или видиокамеру, а потом всем вместе прослушать или просмотреть. Могут возникнуть уточнения, дополнения. Письмо. Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению и др. В письме он рассказывает о проделанной работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает личные изменения, которые ему показались значимыми. Письмо также может быть написано от имени мудрого человека, сказочного героя и т. п. Письмо может быть индивидуальным или групповым. Учитель может предложить несколько вариантов, а родители выбирают тот, который им больше импонирует. Работа в круге. Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы, подготовленные учителем. Это может быть свободная форма высказывания или выступления по ролевому принципу. "Если бы я был ведущим родительского собрания...", "Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны..." и др. Прощание. Все участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом и с учителем, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания. Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и учителя, родительские собрания интересными и запоминающимися.

ГЛАВА 4 Беседы для родителей

Беседа 1. Стили семейного воспитания

Отношения в семье можно представить в виде формулы: система семейных отношений=(родители+родители)+(родители+дети)+(дети+дети). Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка. Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать. Результаты научных исследований, опыт психологов-практиков и педагогов показывают, что такое воспитание не достигает цели; дети не становятся дисциплинированными. Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов. Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших. При таком воспитании, как правило, родители младших школьников готовят с ними уроки. Они становятся в позицию далеко не лучшего учителя, принимают холодный назидательный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на нажим разнообразными уловками: плачем, неожиданной "тупостью", беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя. Родители, придерживающиеся традиции авторитарного воспитания, убеждены, что имеют все "права на ребенка" - наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия. Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности. Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле. Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания. Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия. Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет. Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.
Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится. Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, считаясь с авторитетом знания, приведет к авторитету ответственности. Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Русская гуманистическая мысль еще в 19-ом веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину. Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить "Великую хартию" Януша Корчака о правах ребенка: ребенок имеет "право на смерть", право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть. Можно напомнить и о том, как Ш. Л. Амонашвили говорил о детях: "Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка - это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе". Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Ф.И.О. педагога: Сайфиева Елена Игоревна

Название и номер образовательного учреждения: Государственное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение детский сад № 69 Выборгского района

Должность : Воспитатель

Контактная информация:

Тел.: 558-84-37

Моб: 8-911-152-01-34

E-mail: е[email protected]

Представляемый на конкурс материал: сценарий (конспект) проведения родительского собрания в ГБДОУ

Номер и название конкурсной номинации: Номинация № 1. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в ГБДОУ.

Сценарий (конспект) родительского собрания, проводимого в форме деловой игры .

ТЕМА: «ДЕТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ, СОЗДАННОЕ ВАШИМ ТРУДОМ»

В.А. Сухомлинский

Участники: педагоги, родители.

Цель: создание системы в работе по воспитанию детей в семье; структурирование работы воспитателей с родителями, придание ей комплексного характера; ориентирование родителей на саморазвитие и самосовершенствование; создание в группе атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Задачи: обогатить знания, установки и умения, необходимые для ухода за детьми и их воспитания, гармонизировать семенные отношения, помочь осознать ответственность за воспитание ребёнка, понять мир ребенка, который надо уважать, чувствовать, беречь.

Подготовка к собранию:

1 этап. Подготовительный.

Изготовление детьми приглашений на собрание с учетом его темы

Изготовление плакатов с русскими народными пословицами о воспитании.

Оформление фотовыставки «Мама, папа, я - счастливая семья»

Оформление выставки детских рисунков «Моя семья»

Анкетирование родителей

Создание детского словаря «Что такое семья»

2 этап. Ход собрания

Воспитатель приветствует родителей и задает вопрос: «Как Вы думаете, что такое семья? И какова её функция?» (Ответы родителей, зачитывание ответов детей).

Воспитатель объявляет игру.

  1. «МИШЕНЬ ЦЕЛЕЙ»

«Тот, у кого нет цели, не может найти правильного пути. И тогда вся его жизнь превращается в замкнутый круг» Х. Моргенштерн

Цель:

Помочь родителям обозначить стратегию семьи с учетом мнений и интересов всех её членов.

Помочь родителям сформулировать цели семьи на ближайшее время

Донести до родителей, что если они не определили цели, их действия традиционны, как и достигаемые результаты. Иными словами: делая то же, что и всегда – получаешь то же, что и всегда.

Вспомогательный материал: расчерченный плакат на четыре графы на каждую семью.

Проведение игры: раздать родителям пустые плакаты, определить время заполнения – 10 минут, затем попросить представителя от каждой семьи выйти и выступить перед остальной аудиторией и презентовать цели своей семьи. Для помощи родителям раздать вспомогательные карточки с вопросами. Вопросы и образец заполненного плаката оформлен в Приложении № 1.

  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПАУЗА

Воспитатель объявляет интеллектуальную паузу и задает задачу: «Сколько в семье человек?»

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка, и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший я.

Какая же у нас семья?

Воспитатель выслушивает ответы и объявляет новую деловую игру.

  1. «ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ»

Цель:

Наглядно продемонстрировать, как важно правильно поставить задачу для правильной реализации.

Наглядно продемонстрировать, как важно умение слышать и слушать друг друга.

Вспомогательный материал: мозаика, буклет на котором нарисована коровка.

Проведение игры: из числа родителей выбираются три человека: два остаются в зале, один уходит в другое помещение. Два оставшихся человека поворачиваются спиной друг другу, первому дается буклет с нарисованной коровкой, он пытается устно донести до партнёра, что у него в руках, и что должно получиться в результате (чем подробнее будет описание, тем лучшим будет результат игры, вопросы второму участнику задавать не возбраняется, а только приветствуется). Время ограничено: 5 минут.

Первый участник с буклетом удаляется, входит третий участник. Ему задавать вопросы и разговаривать запрещено. Он должен сделать только то, что будет просить делать участник № 2. Цель: собрать из мозаики коровку, идентично повторяющую картинку буклета. Время ограничено: 5 минут.

Затем участники собираются вместе, и аудитория обсуждает, что помогло в ходе игры, а что помешало достичь цели.

Образец буклета оформлен в Приложении № 2.

  1. «ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРЕЗКА ВРЕМЕНИ»

Цель: наглядно продемонстрировать, на примере эластичной резинки, как важно постепенно усложнять поставленные ребёнку задачи, расширять его кругозор.

Вспомогательный материал: тонкая резинка для денег.

Проведение игры: воспитатель берёт резинку в руки, и перед аудиторией демонстрирует, натягивая резинку на указательном пальце правой руки на 5 см, поставленную перед ребенком цель (например, прочтение одной страницы из книги), затем подтягивает палец левой руки, и показывает, как натяжение резинки ослабевает, что означает, что результат стоит на месте, и нужно при приближении к цели, резинку натягивать все дальше и дальше. Цель: сегодня – прочтение 1 страницы из книги, на неделю – прочтение половины книги, на месяц – прочтение целой книги. Схема планирования отрезка времени и рисунок натяжения резинки обозначены в Приложении № 3.

Воспитатель объявляет новую деловую игру.

  1. «ПООЩРЕНИЕ РЕБЁНКА»

Цель:

Наглядно продемонстрировать родителям, как важно поощрять ребенка на этапе правильно выполненной задачи, как важно использовать позитивное подкрепление.

Проведение игры: Для игры необходимы два человека: «обучающийся» и «тренер». Оптимально количество шесть человек, потому что тогда каждый может побывать и обучающимся и тренером, прежде чем группа утомится; наблюдать за этим почти так же увлекательно, как участвовать. Вы отсылаете обучающегося из комнаты. Остальные выбирают тренера и поведение, которое должно быть сформулировано: например, написать свое имя на доске, попрыгать или взобраться на стул. Обучающийся приглашается в комнату, и его просят двигаться по комнате и производить любые движения; тренер хлопком подкрепляет движения в направлении желаемого действия . Обучающийся должен понять, что хлопок производится именно тогда, когда действие совершено правильно.

Разговаривать запрещается. Смех, вздохи и другие проявления эмоций допускаются (разрешаются), но инструкции и обсуждения исключаются до тех пор, пока не достигнуто задуманное поведение.

  1. ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ

Родители озвучивают заранее подготовленные цитаты о воспитании и защищают их.

  1. ЛИТЕРАТУРНАЯ ПАУЗА

Чтение стихотворения В. Шапова «Почему?». Пауза заканчивается цитатами о роли отца в воспитании детей.

  1. « 10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЕЙ»

Обсуждение памятки 10 заповедей родителей. Памятка представлена в Приложении № 4.

Родители подводят итоги, оформляя протокол собрания. Решено:

  1. Поддерживать в семье положительный психологический климат, выделяя больше времени для общения со своим ребенком
  2. Обозначить цели по схеме планирования отрезков времени.
  3. Придумать герб своей семьи, отображающий её интересы и традиции, оформить выставку лучших семейных гербов.
  4. Составить картотеку вопросов детей и авторских загадок в группе и дома (Почему? Зачем? Отчего?)
  5. Создать совместный словарь взрослого и ребенка « Семья – это»
  6. Подготовить презентацию «Наша прогулка по городу»

Приложения № 1.

Вопросы, относящиеся к целевым формулировкам и способствующие правильной постановке цели:

  • Что? Результат?
  • Когда? Когда он должен появиться на свет?
  • Какой? Каким он должен быть?
  • Кто? Кто им будет пользоваться?
  • Зачем? Зачем ему это? Каков смысл результата для него?
  • Почему? Почему это необходимо?
  • Как? Как будет оцениваться/измеряться результат

Приложение № 2.

Приложение № 3

Приложение № 4.

  1. НЕ жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. НЕ думай, что ребенок твой: он Божий.
  3. НЕ требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
  4. НЕ вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что ты посеешь, то и взойдет.
  5. НЕ относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
  6. НЕ унижай!
  7. НЕ мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.
  8. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) – для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Список литературы:

  1. Н.М. Метенова. Родительские собрания. Часть первая. ИПК «ИНДИГО», 2009
  2. Т.Н. Зенина. Родительские собрания в детском саду. Педагогическое общество России, 2006
  3. С.В. Глебова. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. ТЦ «Учитель», 2005
  4. Л.Е. Осипова, Работа детского сада с семьей. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008
  5. «Дошкольное воспитание». Журнал № 3, выпуск 1994 года.
  6. Карен Прайор. «Не рычите на собаку», Селена +, 1995

Разработка родительского собрания для родителей первоклассников, на котором проводится деловая игра "Я и мой ребенок". Это собрание - игра позволяет учителю лучше узнать родителей своих учеников, родителям класса ближе познакомиться, лучше узнать друг друга. Это занятие заставляет всех задуматься, а умеем ли мы любить своего ребенка, правильно поступаем в трудных ситауциях, умеем ли слушать и слышать других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 класс

Тема: « Я и мой ребенок »

учитель нач. классов

ГБОУ гимназия № 85

Петроградского района

Деловая игра для родительского собрания (1 класс)

Тема: «Я и мой ребёнок» (самопознание)

Цели:

Объединить родительский коллектив класса

Развивать коммуникативные способности участников игры

Попробовать задуматься, а умеем ли мы любить своего ребенка

Учиться слушать и слышать других

Участники – родители 1 класса, классный руководитель

План проведения игры:

  1. Вступление (индукция)
  2. Анкета для родителей
  3. Диагностика нашего воспитания (сначала индивидуально, а затем в группах):
  • 5 ошибок, допущенных в воспитании
  • Анализ предложенных форм
  • Наши достоинства в воспитании
  • Анализ достижений
  1. Рефлексия

Ход игры:

  1. Вступление.

Добрый день, уважаемые родители! Многие из вас уже успели познакомиться, пообщаться, некоторые знакомы ещё с детского сада. Нам предстоит с вами прожить вместе 4 года, и мне очень хочется, чтобы и детский, и родительский коллективы были дружными и успешными. Для этого мы должны лучше узнать друг друга.

Вы сидите группами. Сегодня наше собрание будет проходить в форме деловой игры.

Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос: «Любите ли вы своего ребёнка?» А как мы любим, умеем ли мы любить – задумаемся над этим вопросами. Давайте поразмышляем на эту тему.

Прежде чем начнем работу, мне бы хотелось предложить вам правила работы:

  1. Каждый имеет право высказаться по теме собрания и быть услышанным.
  2. У нас нет зрителей – работают все.
  3. Мы хорошие друзья и воспитанные люди, умеем хранить свои и чужие секреты.
  4. Мы доверяем друг другу.
  1. Анкета

И так начнем. В начале нашей встречи я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты:

Вопросы

Да – 2 балла

Иногда, отчасти

1 б.

Нет – 0 б.

Считаете ли вы,

Что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

Говорят ли дети с вами по душам, советуются ли по личным делам?

Интересуются ли они вашей работой?

Участвует ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

Контролируете ли вы, как они делают уроки?

Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

На детские праздники предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их без взрослых?

Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

А телевизионные передачи и кино?

Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

Знаете ли вы друзей ваших детей?

Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, турпоходах?

Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

А теперь посчитайте количество набранных баллов.

Более 20 баллов – ваши отношения с детьми можно назвать благополучными,

От 10 до 20 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены,

Менее 10 баллов – ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

  1. Диагностика воспитания

Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 5 ошибок в воспитании, которые вы когда-либо совершали. У вас 3 минуты.

Теперь объединитесь в группу, обсудите и выберите 5 общих ошибок в воспитании. Запишите их на листе. Выберите из группы того, кто сейчас озвучит результат для всех. У вас 10 минут.

Теперь давайте выберем общие ошибки, которые присущи всем вам.

Сейчас вы можете прокомментировать эти ошибки (высказывания родителей).

Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Давайте рассмотрим наши достоинства в воспитании и поделимся своими успехами.

Выпишите на листе, что хорошего вы сделали для своего ребенка. У вас 3 минуты.

Обсудите ваши записи достижений в группе, сравните, сделайте общий список из совпавших мнений.

Давайте обсудим, что у нас получилось.

А сейчас подведем итоги нашей сегодняшней работы.

Многим детям в наше стремительное, насыщенное заботами и суетой время очень часто не хватает обычной ласки. Некогда их обнять, поцеловать, потормошить, прижать к себе. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Многие родители научились быть сдержанными. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относиться к детям как к равным воспринимаются слишком буквально.

Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: « Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития – 12».

  1. Рефлексия

У нас с вами получился очень насыщенный разговор. Я попрошу вас оценить нашу сегодняшнюю работу. Будьте добры, заполните следующие предложения:

На сегодняшнем собрании мне понравилось ______________________________

Сегодня мне не понравилось ____________________________________________

Большое спасибо всем за работу!

Литература

  1. «Деятельность классного руководителя. Отдыхаем всей семьей» Минск ИООО «Красико-Принт» 2003 г.
  2. Журнал «Здоровье школьника» за 2008 – 2010 г.г.

Одной из важнейшей задач образовательного учреждения и семьи является создание условий, обеспечивающих полноту и целостность пространства для жизни и гармоничного развития ребенка. Ее решение невозможно без установления равных отношений “учитель-родители”.

Несмотря на то, что современная педагогика располагает большим арсеналом способов организации совместной деятельности семьи и школы, практика показывает, что как молодые, так и опытные учителя, владеющие достаточным объемом профессиональных знаний, испытывают значительные трудности при выстраивании отношений с родителями. Проводимые исследования свидетельствуют о преобладании монологической ориентации в общении учителей с родителями учащихся. В этой связи разработка практических материалов, призванных помочь педагогам в построении взаимодействия с родителями, приобретает все большую актуальность.

Предлагаю вниманию читателей консультацию для учителей начальных классов, которая проводится в форме деловой игры “Учитель-Родитель”.

Цель деловой игры: расширение профессиональной компетентности учителей на основе упражнений по выработке умений в организации и проведении родительского собрания; развитие навыков принятия коллективных решений.

Состав участников игры:

  1. Ведущий игры.
  2. Руководители малых групп.
  3. Участники малых групп (по 7-10 человек).

Регламентация игры:

  1. Организационный этап (3 мин).
  2. Подготовительный этап (10-15 мин.).
  3. Основной этап: работа в группах 15-20 мин.).
  4. Рефлексивный этап (7 мин.).

Инструментарий игры: ватман (2 листа), бланки “Современные формы взаимодействия педагогов и родителей” (по количеству групп), бланки “Личный опыт” (по количеству участников); ручки, маркеры, проектор, компьютер, экран, доска, загорская игрушка “Матрёшка”.

Структура деловой игры

1. Организационный этап

1.1. Разминка. Приветствие.

Назначение: мобилизация внимания участников, создание доброжелательной атмосферы.

Реализация: ведущий предлагает каждому участнику ответить вопрос: “Кто, по Вашему мнению, отвечает за воспитание ребенка – семья или школа?”. Каждый участник отвечает на вопрос и передает игрушку соседу.

Инструментарий: загорская игрушка “Матрёшка”.

1.2. Введение в игру

Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.

Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.

Вступительное сообщение учителя по теме родительского собрания

Роль семьи в воспитании ребенка

Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет.

Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части остаются в нем на всю жизнь.

Душа ребенка впечатлительна, мягка как воск. Ребенок – это “как чистое полотно для картины – что живописец изобразит, доброе или злое, останется на ней”. Какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам приучат, с такими качествами он и будет жить. Мало того, что нужно учить всему хорошему и разумному: нужно оберегать ребенка от плохих слов, действий и от всяких недостойных примеров. Наукой доказано, что человеческая душа с 2-х месячного возраста все запоминает и понимает.

Чему научишь в детстве человека, то с ним останется на всю жизнь. Как говорили в старину, “солим огурцы – каким рассолом зальем, так и засолятся”.

А как велика сила привычки!

Древний историк Геродот рассказывает про скифов такой случай: “Скифам нужно было идти на войну на долгое и продолжительное время. На Родине у них остались только женщины, дети и рабы. Рабы скифов, видя, что хозяева долго не возвращаются, завладели их имениями и женились на их женах. Спустя долгое время вернулись хозяева и не знали, как им справиться с рабами. Тогда они начали… хлопать бичами, которыми обычно наказывали рабов, и рабы смирились”. Вот сила привычки!

Некоторые родители несерьезно относятся к воспитанию детей в раннем возрасте. Плохие поступки оправдываются малолетством (“вырастет – сам поймет”). И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу. Отведайте плода с этой яблони и увидите – он так кисел и горек. И вот никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый вырастает этот ребенок рабом своих вредных привычек. Привычки переходят в навык – и становится он негодным членом общества и горем для своих родителей. Ребенок, предоставленный самому себе, вырастает своевольным. У детей много разных желаний, поэтому родителям надо постепенно отучать ребенка от своеволия, растить его в послушании родителям.

Дети имеют свойство подражать. Они копируют свою мать и отца, даже их обороты речи и манеры. Как важно приучать дитя к терпению, уступчивости, милосердию. Ведь эти плоды пожинать нам, родителям.

Был когда-то среди одного дикого племени обычай: обессиливших стариков вывозить в лес или в глубокий ров и бросать на кормление диким зверям. Один сын отвез своего престарелого отца на лубке в глубокий ров и бросил его там вместе с лубком. А маленький сын его достал лубок и принес обратно домой. “Для чего ты принес лубок обратно в дом?” – спросил отец. “А когда ты состаришься, на этом же лубке я отвезу тебя под гору”. Задумался отец, и стало ему страшно за свою старость, и вернул он домой своего немощного отца!

Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за проступки детей были наказаны и их родители. Потому что родители своим добрым воспитанием могли и должны были предотвратить проступки своих детей. Никому и в голову не придет бранить засохшее дерево в саду. А все будут бранить его нерадивого хозяина.

Так и за своих детей – отвечать нам!

Воспитание детей – это долг, требуемый самой природой.

Посмотрим на птиц, животных.

Взглянем на кошку, на собаку, на медведя, лисицу, слона, орла, курицу, ястреба. Разве все эти животные не воспитывают своих детей, не прививают им навыков для существования? Разве кошка не обучает молодых котят тому, как надо прыгать, подкрадываться к добыче? Разве курица не учит цыплят тому, как разгребать землю и искать в ней корм? Этого требует сама природа.

По образу жизни родителей, особенно матерей, узнаются дети и наоборот.

В XIX веке в Англии, когда нанимали подростка на работу, всегда справлялись о характере его матери. Да и наша русская пословица говорит о родителях: “Яблоко от яблони недалеко падает”.

Как важно воспитывать уважение к людям, почтение и послушание к родителям, учителям; никому не вредить, не оскорблять, жить по совести.

Еще хотелось бы сказать о семьях, в которых более одного ребенка. В деле воспитания имеют особенное значение старший брат или сестра, поэтому благоразумные родители должны обратить внимание на первенца, т.к. старшие дети – пример для младших. У одного отца, многодетного семейства спросили, как он мог устроить такой порядок среди своих детей. Он ответил: “Я не слишком много хлопотал. Видите стаю журавлей, которые осенью улетают на юг? Впереди летит всегда один журавль, который указывает дорогу остальным, твердо зная, куда надо лететь, а остальные только следуют за ним”.

Завершая свое выступление, хотела бы еще раз подчеркнуть важность ответственного отношения родителей к воспитанию собственных детей. Родители и только они несут ответственность за нравственный облик, характер, привычки своих чад.

Спасибо за внимание!

Инструментарий: бейджики для участников.

2. Подготовительный этап

2.1. Построение “пирамиды взаимодействия учителя и родителей”

Назначение: определение этапов взаимодействия учителя с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.

Реализация: группам предлагается выстроить “пирамиду взаимодействия учителя и родителей” (определить последовательность этапов взаимодействия учителя и родителей) и представить полученный результат.

Инструментарий: карточки с названием этапов взаимодействия учителя и родителей (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.

2.2. Заполнение бланка “Современные формы взаимодействия учителя и родителей”

Назначение: обращение к опыту учителей; осмысление важности и необходимости взаимодействия с родителями.

Реализация: участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении второго столбика таблицы нужно ответить на вопросы: “Зачем нужна эта форма?” “Какой результат ее использования?” Результат групповой работы представители групп записывают поочередно на листах ватмана.

Инструментарий: бланки по количеству групп; листы ватмана; маркеры; доска.

2.3. Просмотр презентации “Взаимодействие учителя с семьей в процессе воспитания ребенка”

Назначение: актуализация знаний участников о формах взаимодействия учителя и родителей.

Реализация: группам предлагается назвать форму взаимодействия учителя и родителей, запечатленных на слайдах презентации.

Инструментарий: экран, проектор, презентация “Взаимодействие учителя с семьей в процессе воспитания ребенка”.

3. Основной этап

3.1. Работа в группах. Составление проекта плана-сценария родительского собрания

Назначение: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемым вопросам.

Реализация: участники групп моделируют проект плана-сценария родительского собрания. Обсуждается структура родительского собрания, форма проведения каждого этапа и его содержание.

3.2. Защита проектов

Назначение: закрепление практического опыта работы при подготовке родительского собрания.

Реализация: осуществляется защита проектов плана-сценария участниками групп.

Инструментарий: фломастеры, листы бумаги, ватман.

4. Рефлексивный этап

4.1. Индивидуальная работа. Заполнение бланка “Личный опыт”

Назначение: самоанализ участников игры.

Реализация: каждый участник заполняет и анализирует бланк “Личный опыт”.

Инструментарий: бланки, ручки.

4.2. Подведение итогов

Назначение: получение обратной связи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланк “Современные формы взаимодействия учителя и родителей”

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Бланк “Личный опыт”

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк? Какие мысли возникли при заполнении бланка?

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

2. Что хочется изменить в своей работе?

_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План родительского собрания (подготовительный период).

  1. Приглашение.
  2. Оформление классного кабинета.
  3. Мизансцена.

Ход собрания:

  1. Погружение в тему собрания.
  2. Сообщение классного руководителя.
  3. Творческая заставка-презентация.
  4. Игра-знакомство, игра-сплочение.
  5. Выступление приглашённых.
  6. Обратная связь.
  7. Подведение итогов.

Литература:

  1. Арнаутова Е.П.
  2. Педагог и семья. М., 2002.
  3. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.
  4. Саляхова Л.И.
  5. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. - М., 2007.
  6. Степанова Е.Н.
  7. Калейдоскоп родительских собраний. - М., 2002.
  8. Стрижев А.Н.
  9. Школа православного воспитания. – М., 1999.
  10. Сурова Л.В.
  11. Методика православной педагогики. Часть 1. – Клин., 2002.
  12. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л.
  13. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие. – М., 2004.

Родительское собрание в форме деловой игры

«Папа, мама, я – читающая семья»

Куратор: Соболева Г.В.

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

Оформление: приглашение, оформление доски (цитаты, выставка книг, плакат для отзывов), оформление класса (парты расставлены для работы в группах).

План проведения собрания

    1. Подготовительная работа.

      Вводное слово.

      Игра «Волшебный мяч».

      Работа в группах.

      Рефлексия.

      Решение родительского собрания.

    Подготовительная работа.

На уроке проводится анкетирование учащихся по следующим вопросам:

    Что ты больше любишь?

Б) Слушать чтение взрослых.

    Как ведут себя родители во время твоего чтения?

А) Хвалят тебя.

Б) Ругают тебя.

    Читают ли в вашей семье книги вслух?

А) Читают.

Б) Не читают.

    Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

А) Конечно, да.

Б) Нет.

На аналогичную анкету отвечают родители.

Ход собрания

2. Я очень рада приветствовать вас: и пап, и мам. Благодарю, что вы все откликнулись на наше приглашение и готовы принять участие в родительском собрании «Папа, мама, я – читающая семья», которое призвано помочь нам увидеть огромное значение чтения в жизни ребенка.

Открыть наше собрание я хочу словами Л.Н. Толстого. «Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времен…»

Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеюсь, что вот теперь – то отдохнут. А ведь это неверно. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Недавно я провела в нашем классе анкетирование. Обработка анкет показала, что многие дети любят читать сами. Однако, у них сохранилась привязанность к совместному чтению. Они с радостью готовы слушать чтение взрослых. И это замечательно. Во-первых, дети слушают правильную речь. Во-вторых, многие литературные произведения могут стать хорошим материалом для совместного обсуждения с ребенком тех своеобразных проблемных ситуаций, которые в них изображены, путей разрешения этих ситуаций. Это послужит закреплению у ребенка определенных нравственных норм и оценок, а также для развития мышления.

3. Большинство родителей смогли назвать книгу, которую читает их ребенок. Давайте немножко поиграем. У меня есть волшебный мяч, кто его поймает, тот должен назвать фамилию и имя детского поэта или писателя.

4. Мы с вами замечательно поиграли. Вспомнили много выдающихся поэтов и писателей. Сейчас вам не составит труда посоветоваться в группах и определить круг чтения своих детей по трем направлениям: 1 гр. – нравственное, 2 гр. – эстетическое, 3 гр. – патриотическое.

Прогнозируемые ответы:

1 гр.: М. Зощенко, Н. Носов, В. Осеева, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, К. Чуковский.

2 гр.: М. Пришвин, Е. Чарушин, В. Бианки, Г. Снегирев.

3 гр.: Баруздин.

Итог работы в группах.

Чтение вслух – важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребенка, обучает его умению формировать мысль и говорить, правильно ставить ударение. Оно развивает речевые данные, учит культуре речи. Всем нам понятно, что чтение вслух требует усилий от взрослых, их желания потратить время на собственных детей и осознания, что эффект воспитания складывается из таких вот «мелочей», которые оставляют неизгладимое впечатление в жизни ребенка.

В анкетах ваших детей меня порадовал тот факт, что родители чаще хвалят своих детей, чем ругают. Что родители выступают в роли доброжелательных помощников в овладении их детьми навыками чтения. Но у некоторых бывает и так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь умеешь читать. Неужели тебе не хочется почитать книжку?». И тогда в ход идет принуждение.

Прогнозируемые предложения:

Предлагать ребенку, по возможности, для чтения ту литературу, которая его интересует.

Определить режим «щадящего» чтения. (Ребенок читает 1 – 2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре слайдов, чтении книг с большими яркими картинками).

Сделать так, чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения. Надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом, занося прочитанное количество слов в таблицу.

Можно прочесть ребенку книгу не до конца, а до того места, где главному герою надо сделать выбор.

Вести переписку с понравившимся главным героем. Это будет способствовать тому, что ребенок приобщится к записи, и чтение станет действительно добровольным.

Познакомить детей с любимыми книгами своего детства.

Учить ребенка ценить и любить книгу. Навести порядок в домашней библиотеке. Отремонтировать старые книги.

С учетом предложений родителей составляется памятка, как научить ребенка чтению без принуждения.

5. Сегодня мы много говорили о неоценимом значении чтения в жизни ребенка. Определили необходимые условия для успешного овладения чтения без принуждения. У вас на столе лежат книжки-малышки. Напишите в них что вам понравилось, чем вы сможете воспользоваться дома, что может быть осталось непонятным, что хотели бы еще узнать по данной теме.

Родители по желанию зачитывают свои отклики и прикрепляют их к заранее приготовленному на доске плакату. (Инициативная группа выносит решение родительского собрания).

Спасибо за ваши отзывы. Вы совершенно правы, если ребенок на первом году обучения не научится хорошо читать, то его интерес к учению значительно упадет. Плохо читающие ученики обречены на не успеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.

Если ребенок будет расти и развиваться в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.

6. Зачитывается решение родительского собрания:

Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи:

Обсуждать с ним прочитанное;

Помогать ему составлять по иллюстрации рассказы.

В каждой семье найти время для организации семейного чтения.

Для успешного овладения навыками чтения без принуждения, руководствоваться советами опытных родителей, учителей и психологов.

Завести читательские дневники.

Когда мы читаем детям

Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, являются одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Как правило, прежде всего, родителей интересует то, что же в конце концов понял ребенок, что он усвоил из прочитанного. Однако не менее важно узнать, как ребенок приходит к этому пониманию. Иногда книга может послужить закреплению уже усвоенных ребенком знаний, а иногда заставит его задуматься, приведет к открытию чего-то нового для себя. Умение обнаружить это новое, увязать воедино с уже имеющимися знаниями, сделать соответствующие выводы – все это показатели сформированности у ребенка логического, рассуждающего мышления. Как развитие воображения, так и развитие логического мышления происходит при столкновении ребенка с новыми для себя проблемными ситуациями. Многие литературные произведения могут стать хорошим материалом для совместного обсуждения с ребенком тех своеобразных проблемных ситуаций, которые в них изображены, путей разрешения этих ситуаций. Начинать подобные обсуждения полезно уже с детьми 4 – 5 лет, а для старших дошкольников совместное решение проблемных ситуаций должно стать существенной частью бесед по содержанию прочитанного.

Прежде всего, о том, какие произведения лучше использовать для этой цели. Для чтения со старшими дошкольниками уже недостаточно тех книг, сюжет которых построен прямолинейно: каждое последующее событие в них однозначно вытекает из предыдущих и может быть ими полностью объяснено. Понимание подобных текстов часто может сводиться к воспроизведению уже усвоенных ребенком образцов: достаточно легко определяется, кто из героев «хороший», а кто «плохой», и дальнейшее течение событий можно предсказать, «став на место» соответствующего персонажа. Такие произведения могут послужить закреплению у ребенка определенных нравственных норм и оценок, но для развития мышления они не вполне подходят. Постарайтесь подобрать для чтения с ребенком такие произведения, где описываются события неоднозначные и противоречивые, смысл которых можно понять, только исходя из общего контекста. Подобные тексты можно найти среди рассказов М. Зощенко, Н. Носова, В. Осеевой и других детских писателей.

Теперь о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в самом ходе обсуждения прочитанного. Сначала еще раз подумайте над содержанием рассказа. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами и, если разобраться, ваша интерпретация событий ничуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребенка, чтобы он вынес из текста одну-единственную «мораль». Может быть, ребенок предложит вполне разумное объяснение, соответствующее логике текста, - не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришел самостоятельно. Однако пусть ребенок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий. Помните при этом, что подлинное понимание – процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребенка радости «сотворчества».

Если же вы видите, что ваш ребенок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести содержание к набору готовых схем и оценок, - помогите ему проявлять воображение и творчество при работе с книгой. Для этого, например, можно превратить текст в объект своеобразного «экспериментирования». Ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими его, ребенок активно познает их, лучше понимает их существенные свойства и закономерности. Как же «экспериментировать» с текстом?

Предложите ребенку поиграть в игру «А если…». Вы заменяете какого-либо героя произведения или какое-либо событие на противоположное по смыслу или лишь немного отличающееся от оригинального. Ребенок же должен придумать новый вариант событий, учитывая внесенные вами изменения. Вы же в свою очередь указываете ребенку на те противоречия, к которым приводит отход от логики текста, когда фантазия уводит слишком далеко от исходного сюжета. Вот, например, вы обсуждаете с ребенком рассказ В. Осеевой «Отомстила»:

А что было бы, если бы Катя сразу догнала своего брата?

Она бы его простила, а он сказал бы, что не будет ее краски трогать.

А помнишь, какая она вначале была сердитая, с кулаками на Алешу бросалась. Могла бы она его сразу простить? И т.д.

«Экспериментируя» с содержанием текста, ребенок начинает лучше понимать его логику, учится рассматривать отдельные события не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Все это формирует у детей новый, творческий подход к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления.

Е.В. Бодрова, кандидат психологических наук

Памятка для родителей

    Читайте вслух с ребенком не менее 10 – 15 минут в день.

    Если ребенок устал, проведите физкульминутку.

    Хвалите ребенка за чтение.

    До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

    Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.

    Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

    Какие слова или выражения запомнились ему?

    Чему учит эта книга?

    Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.