Жирный вторник у католиков. Жирный вторник, или Масленица по-британски: история и традиции праздника. Почему мы переворачиваем блинчики, подбрасывая их

Марди Гра или дословно Mardi Gras – это один из самых любимых праздников у жителей Франции и других европейских стран. К примеру, в Великобритании его называют Shrove Tuesday. Марди Гра дословно значит «жирный вторник». В некоторых источниках встречаются и иные варианты перевода. Например, «скоромный вторник», но сути это не меняет. Этот день в любом случае остается днем, когда устраивается пир на весь мир. Это последний вторник перед Великим католическим постом, поэтому дата у торжества «плавающая».

Справедливости ради нужно сказать, что и в России есть аналог подобного праздника, только приходится он на воскресенье и именуется «Масленица». Но, согласитесь, «жирность» и в нашем названии присутствует в не меньшем количестве.

Как и в России на Масленицу, в Марди Гра балом правят блины – европейцы также готовят их в большом количестве. Но не только! В этот день хозяйки демонстрируют все свои таланты, радуя домочадцев и гостей самыми разными блюдами.

К примеру, во Франции ни один Марди Гра не обходится без фуа-гра. Подобное сочетание, мало того, что очень поэтичное, так еще и безумно вкусное.

Что такое фуа-гра и с чем ее едят?

Фуа-гра. Это название уже давно является для российского потребителя именем нарицательным, символом роскошной и изысканной кухни. И это действительно так. Ни один истинный гурман не откажет себе в удовольствии приобрести баночку, другую печени, специально откормленного гуся или утки от бренда Labeyrie. Тем более что стоимость ее хоть и велика, но не запредельна.

Употребляют фуа-гра Лябери по-разному. Самым традиционным способом является его отдельная подача в холодном виде первым блюдом после закуски. Дополняется гусиная печень белым десертным вином. Популярны у французов и простые салаты с фуа-гра. Разумеется, никакого майонеза, ведь печень и без того очень жирная. Лучше всего она сочетается с рукколой, томатами черри и другими салатами и овощами.

Праздник заканчивается ровно в полночь или сказка не про Золушку

Но торопитесь! Марди Гра длится только до полуночи. Как только часы пробьют двенадцать, сообщая нам о наступлении среды, праздничные чары тают, и наступают суровые постные будни. Так что нужно вдоволь отвести душу и доесть все, что приготовлено.

Но почему так строго? На этот счет существует красивая легенда – в Европе их вообще очень любят и имеют едва ли не на каждый праздник.

Согласно преданию, жила когда-то очень давно красивая девушка по имени Роз Лютелип. И жених сыскался ей, хоть не королевич, но вполне себе приятный парень по имени Габриель. Люто завидовали ему прочие кавалеры – еще бы, такую красавицу себе отхватил. Вот и сговорились они в один день и прогнали Габриеля с танцев.

Конечно, тому это не понравилось, тем более что его Роз осталась веселиться. Гнев и ревность заполнили душу обиженного возлюбленного. Другой бы кто взял да и ушел в обиде домой, а Габриель остался, чтобы наблюдать за танцами со стороны.

И вот ровно за час до полуночи откуда не возьмись, появился незнакомец – мрачный и очень подозрительный. Во всяком случае, именно так казалось ревнивцу. Его же Роз, по-видимому, считала иначе, так как, не задумываясь, приняла приглашение таинственного кавалера и пошла с ним танцевать. Молодая и легкомысленная, что с нее взять?

Весело кружилась Роз в дикой пляске круг за кругом, даже не вспоминая про своего возлюбленного. Тот в обиде бросился прочь и в ночной темноте наткнулся на самого черта. Страшен тот был, совсем не похож на карикатурного гоголевского персонажа. Из ноздрей его рвалось пламя, а копыта выбивали из камня искры. И не просто так переминался черт с ноги на ногу – он ожидал своего хозяина по имени Сатана.

Проницательный читатель, конечно, уже догадался, что Сатаной и был тот самый незнакомец, который кружил в этот момент красавицу Роз в танце.

Нетрудно догадаться, что хозяин преисподней явился на вечеринку не просто так, а за душой девушки. Если бы красавица не остановилась в своих плясках до двенадцати (начала нового дня), навсегда бы оказалась бы в плену у Дьявола.

Позволим себе небольшую ремарку – скорее всего, легенда была придумана кем-то из священнослужителей, явно недовольных нравами, царящими в среде тогдашней молодежи (да и когда было иначе?). В их диких плясках видели священники руку Сатаны и предупреждали, что если не проявлять сдержанность в веселье, легко можно потерять бессмертную душу.

Конечно, чтобы история возымела-таки воспитательный эффект, нужно было завершить ее счастливо. Так что участие в ней Габриеля пришлось как нельзя кстати. Именно ему автор легенды уготовал роль спасителя – в последний момент, буквально за несколько секунд до двенадцати, парню удалось вырвать возлюбленную из лап нечистого.

Так и повелось – развлекайся, гуляй, чревоугодничай, но меру знай. Делать все это можно в особые дни (такие, как Марди Гра) и только до двенадцати ночи!

Провожать зиму у нас принято блинчиками с медом и вареньем. И это не единственные обычаи Масленицы. А за границей существует еще более экстравагантный праздник проводов зимы. Называется он «Жирный вторник», а по-французски Марди гра. Отмечается он перед началом католического поста в канун Пепельной среды. Символизирует Марди Гра встречу весны. С его возникновением связаны две удивительных легенды.


Красавица или король?

По этой версии начало Жирного вторника положили еще в дохристианские времена язычники. Они провожали зиму символическими блинами и готовили на праздник много вкусных яств. Праздновали проводы зимы шумно и весело, устраивали массовые гуляния. Заканчивался праздник обязательно до полуночи выбором короля и королевы праздника и сожжением ритуальной куклы-тотема. Праздник не должен был закончиться позднее полуночи, так как по поверью когда-то в полночь сатана попытался украсть душу красавицы Роз. Спас возлюбленную Габриэль, выхватив невесту из лап черта за пару минут до начала нового дня.

Современная легенда

По-другому преданию царевич Алексей александрович до безумия был влюблен в актрису Лидию Томпсоен. Накануне Марди Гара поехал он за ней на карнавал в Новый Орлеан. Устроители карнавала предоставили ему праздничную платформу с надписью «Король» и Алексей Романов стал королем фестиваля. С того времени и возглавляет королева и король. В наши дни Марди Гра празднуют в США, Австралии, Эквадоре, Бельгии, Норвегии, Чехии, Германии, Франции. Но в каждой стране есть своя пикантная «приправа» праздника и экзотический карнавал не похож ни на один другой.

Розово-голубой Марди Гра в Сиднее

В Сиднее бесшабашное веселье имеет оттенок вполне определенный. Жирный вторник здесь символизирует борьбу за права сексуальных меньшинств. Знаменитый сиднейский гей-парад проводится с 1978 года. Называется он GayandLesbian Mardi Gras. Пафосное и пышное шествие лесбиянок и гомосексуалистов заполняет все улицы Сиднея. Яркие красочные одежды, пародисты, музыкальные театры, кабаре – все это веселое шествие уже стало частью национальной австралийской культуры. Прилив туристов, желающих посмотреть на экзотическое шоу, приносит в государственную казну ежегодно миллионы долларов.

Блинные гонки в Германии

В Германии к Марди Гра начинают готовиться в ноябре, причем, именно 11 ноября в 11 часов 11 минут. А праздник начинается Вайберфастнахтом в Мюнхене и в Кельне. Празднуют его только женщины, нарядившись чертовками и ведьмами. Это веселый праздник шуток и смеха. А в Розенмонтаг на центральной улице города начинается веселый карнавал с блинными гонками. Представьте себе целую толпу, которая бежит со сковородками в руках, переворачивая на бегу блинчики. Заканчивается праздник салютами и фейерверками.

Фривольный Новый Орлеан

В Америке Марди Гра – это джазовый фестиваль и шикарный карнавал. Американцы тоже умеют веселиться. Все выходят на улицу в карнавальных костюмах и катаются на платформах на параде Бахуса. Каждая платформа посвящена какому-то порочному увлечению: картам, женщинам, выпивке и так далее. А еще в Америке этот праздник ассоциируется с пирогом «Трех королей». В тесто запекают фигурку и тот, кому она достанется, в следующий карнавал через год угощает обедом всех друзей.

Semla (множественное число semlor)-традиционное шведское пироженное.Это, сделанный из пшеничной муки пирожок, приправленный кардамоном, наполненный миндальной пастой и взбитыми сливками.Традиция есть семлы пошла издавна, и, как ни странно, совпадает с русской масленицей.
"Последний вторник перед Великим постом - 40-дневным периодом воздержания и покаяния от Пепельной среды до Пасхи по христианскому календарю - приходится в этом году на 28 февраля. Этот день, последний день масленицы, в Швеции называют феттисдаген (fettisdagen), то есть «жирный вторник». По традиции в этот день накануне Великого поста съедаются все жирные и другие скоропортящиеся продукты.
Однако в настоящее время шведы не ограничиваются одним лишь вторником, предпочитая лакомиться вкуснейшими мягкими булочками из пшеничной муки, щедро сдобренными взбитыми сливками и приправленными миндальной пастой весь месяц, превращая таким образом «жирный вторник» в настоящий «жирный февраль».

По обычаю семлу притапливали в кастрюле теплого молока- - это называется "hetvägg" ("горячей стены", я знаю, странно!).Положив булочку в глубокую тарелку, её заливали горячим молоком со сливками и посыпали сверху корицей. Теперь эти булочки очень часто едят просто так, без молока, например, на работе во время перерыва на кофе.
По данным Ассоциации шведских пекарей, каждый житель страны в среднем ежегодно съедает от четырех до пяти булочек семла, подаваемых в глубокой тарелке с теплым молоком.
"Жирный вторник" также ассоциируется со шведским королем Адольфом Фредриком, правившем с 1751 по 1771 годы и ставшим, судя по всему, жертвой упомянутых булочек. Он скончался 12 февраля 1771 года после обильного застолья, завершившегося поеданием семл. Король отведал омары, икру, устрицы, мясо, кислую капусту и репу, а затем ему были предложены любимые им семлы, которые он съел с теплым молоком и запил шампанским. Через два часа у его величества начались судороги в желудке, и он скончался от удара. В бюллетене - причиной смерти была названа коварная булочка семла, к которой король питал неумеренное пристрастие. И все же - эта печальная история - никак не повлияла на любовь шведов к сдобной семле. А в шведском языке - даже существует такая поговорка - когда говорят о чем-то, что пользуется большим спросом - приводят в пример знаменитую булочку - "идет нарасхват - словно горячая семла".


Для шведов семла - это не просто традиция, это настоящее гастрономическое удовольствие, объединяющее всех в едином порыве наведаться в ближайшую булочную или кондитерскую с единственной целью. Однако можно утверждать, что поедание семлы, сдобной булочки из пшеничной муки с миндальной начинкой и взбитыми сливками, давно вышло за пределы религиозной символики. Эти пухленькие, сдобренные сливками булочки, которые по традиции полагается есть во вторник, появляются на прилавках уже в начале января. Пожалуй, жирный вторник - это скорее жирный февраль с январем и мартом впридачу.

И этим дело не ограничивается! Шведские газеты тоже принимают активное участие в этом ритуале, проводя дегустации, чтобы выяснить, где продается самая лучшая семла. Лиза Айзенман, одна из членов жюри газеты «Свенска Дагбладет» и владелица кафе «Поваренная книга» (Cookbook Café) на площади Ярлаплан в центре Стокгольма, говорит: «Я предпочитаю семлу, в которой все три ингредиента - миндальная начинка, сливочный крем и сдобная булочка - гармонически сочетаются. Такие факторы, как хорошо ли распределена начинка, не отсырела ли булочка и т.п., мы тоже учитываем».

Для теста:
25 г-свежие дрожжи
1 стакан молока
75г слив масла
3 стакана муки просеянной
1/4 соли
1/2 кардамона
1 ч. ложка пекарского порошка;
1 яйцо для смазки

Миндальная начинка:
125 г миндаля;
0,1 л молока;
0,1 л сахарного песка.

Сливочная начинка:
сливки для взбивания;
сахарная пудра.

Булочки:
Крошим дрожжи в миске для теста. Растапливаем масло в молоке, доводя до температуры 37 градусов, не выше. Добавляем немного масляно-молочной смеси в дрожжи до их полного растворения, затем вливаем остатки смеси, добавляя соль, кардамон, сахар. Просеиваем муку вместе с пекарским порошком и добавляем в смесь, замешивая до пластичности. Посыпаем сверху мукой, накрываем полотенцем и оставляем при комнатной температуре на 30-40 мин. до увеличения объема теста вдвое.

Кладем тесто на доску, еще раз месим до исчезновения всех пузырьков, затем делим тесто на 14 частей, формируя из каждой круглую булочку. Выкладываем их на пергаментную бумагу для выпечки и оставляем приблизительно на 30 мин..

Разогреваем духовку до 225-250 градусов, смазываем булочки взбитым яйцом и ставим выпекаться на 8-10 мин. (до подрумянивания).

Когда готовые булочки остынут, срезаем верхушку и осторожно достаем немного мякоти, делая "воронку" для миндальной массы.

Готовим миндальную массу.

Слегка подогреваем молоко. Смешиваем миксером миндаль, молоко, сахар и крошки булочной мякоти. Начиняем булочки миндальной массой. Сверху добавляем взбитые с сахарной пудрой сливки, кладем срезанную верхушку и посыпаем ее сахарной пудрой.


Semlor from Linda Lomelino on Vimeo.

Покаянный день

«Покаянный день» (Shrove Tuesday ) или «Блинный день» (Pancake Day ) популярен в Великобритании , Канаде , Ирландии , Австралии , Новой Зеландии и некоторых штатах США .

В этот день англичане пекут аккуратные блины. Едят их чаще всего традиционно - тёплыми, обсыпанными сахаром и политыми лимонным соком. По традиции многие английские домохозяйки соревнуются за право поучаствовать в «блинных бегах» - забеге на 400 метров среди женщин, несущих в руках горячую сковороду с блином, который на бегу следует подбросить как минимум дважды. Забег начинается в 11 часов утра, когда звонят церковные колокола. Побеждает участница, которой удается подбросить и перевернуть блин на сковородке наибольшее число раз.

Марди Гра

Во франкоязычных странах называется Марди Гра (фр. Mardi gras ), в США также «жирный вторник» (англ. Fat Tuesday ). Традиции Жирного вторника в разных странах различны, общими чертами являются обильные пиршества и карнавальные представления. В США особо празднуется в Новом Орлеане, где устраивается большое народное гулянье с продолжительным карнавалом.

Фастнахт у южных немцев

Фастнахт в Германии. 1974

Фастнахт (нем. Fastnacht ) - это обозначение карнавалов в юго-западном регионе Германии , в западно-австрийском Форарльберге , в Лихтенштейне , в немецкой части Швейцарии и в Эльзасе . Носят также название Швабско-алеманнский фастнахт .

Для шварцвальдского фастнахта характерно сокрытие личности участников - под покрывалами, необычными нарядами и особыми масками, как правило выполненными из дерева (в особых случаях - также из ткани, картона, глины или жести). В Швабии и Алемании участники карнавалов не меняют ежегодно свои нарядные костюмы, а надевают те же самые из года в год, иногда передавая их по наследству детям, которые продолжают карнавальные традиции.

В большинстве городов и селений немецкой земли Баден-Вюртемберг праздновать фастнахт начинают 6 января, на праздник Богоявления . Однако собственно фастнахт начинается в так называемый Грязный четверг (Schmotzigе Dunnschtig) перед Пепельной средой (Aschermittwoch ), на который выпадает апогей карнавала. Начиная с Грязного четверга по городам и сёлам южной Германии, северной Швейцарии, западной Австрии и Эльзаса движутся ряженые процессии, на площадях устраиваются представления. на улицах готовятся и поедаются угощения и пекутся особые пироги - фаснеткухли , рекой льётся пиво и глинтвейн.

Большую роль в организации фастнахта играют происходящие 6 января и несколько последующих дней собрания участников - «шутов» (Narren ), на которых оглашается программа последующих праздников и утрясаются последние нерешённые детали. Следующим знаменательным днём фастнахта является Лихтмесс, в пер. Светлое собрание, Светлое гуляние; нем. Lichtmess , на 40-й день после Рождества , 2 февраля (День сурка , Громницы). В этот день «нарры»-участники в различных формах выражения напоминают своим согражданам о самых смешных или значительных событиях прошедшего года. В настоящее время эта традиция упрощена, и нарры просто следуют группами от кабачка к кабачку, где выступают с шутливыми четверостишиями и поют песни. Официально фастнахт праздничными днями не является.

Мясопуст или Остатки в Польше

Ряженые на Запусты. Польша, 1950

В Польше отмечается Жирный четверг (англ.) русск. - с этого дня начинается Мясопуст или Запусты (польск. Mięsopust , Zapusty ) - дни, когда проходят балы и вечеринки. Во это время едят пончики с разнообразной начинкой, чаще всего с розовым вареньем, сахарной глазурью, иногда посыпанные засахаренной апельсиновой корочкой. Мясопуст всегда заканчивается во вторник, называемый в Польше «Остатки», «Селёдник» или «Куцый вторник» (Ostatki, Śledzik, Kusy wtorek ).

У поляков в Великой Польше , Куявии , Мазовии и в Лодзинском воеводстве был распространён обряд «подкозёлэка » (Podkoziołek ). Не женившиеся и не вышедшие замуж в прошедшем свадебном сезоне парни и девушки собирались на совместную пирушку. Молодёжь ставила на бочку перед музыкантом вырезанную из дерева или брюквы фигурку обнаженного мужчины или козла, под которой ставили тарелку или блюдо для сбора денег со всех присутствующих. Это блюдо и называли «подкозёлком». Парни поочередно вызывали на танец девушек, и они должны были класть на блюдо денежный выкуп, дававший им право на танец. При этом пели: «Ой, нужно дать под козлика, нужно дать,/Если кто-то из нас хочет выйти замуж!». Собранные деньги шли музыкантам . В Куявии церемония начиналась с подшучивания над девушками как со стороны парней, так и со стороны музыканта, который в конце концов брал их под свою опеку и некоторых из них уступал парням для танцев, беря с них «подкозёлэк» (выкуп в 2-3 гроша). Выкуп платили и девушки, оставшиеся без кавалеров, либо те, за которых никто не хочет платить. Таким образом они могут себе «закупить парубков», и даже побуждались к этому парнями или женщинами . В Куявии церемония иногда проходила в присутствии ряженого - «козла», а в Великой Польше у бочки, на которую клали деньги, становился парень, «державший в руках куколку, одетую по-немецки, или маленького козлика, сделанного из лоскутков» . Всё заканчивается наступлением Пепельной среды в некоторых местах - в среду.

Мясопуст или Фашанк в Чехии

Время с Трёх королей (6 января) до пепельной среды , с которой начинается 6 недель великого пасхального поста, называют в Чехии - Мясопуст, Шибржинки, Фашанк, Остатки (чеш. masopust, šibřinky, fašank, ostatky ). К последним трём дням масопуста - воскресенье, понедельник, вторник - приурочено множество обычаев, как, обходы, переодевание, особые блюда, танцы, танцевальные игры, драматические игрища, и другие формы народных забав. Основными обычаями этих дней являются шествия и обходы ряженых и музыкантов.

Состав ряженых довольно пёстрый. Из зооморфных образов чаще всего переодевались в медведя, который считался символом плодовитости, а также наряжались конём и козой. Из антропоморфных персонажей переодевались в бабу с ношей, женщину с младенцем, в которые обычно рядились мужчины, а также в трубочиста, лесника, врача, жандарма, цыгана, турка, еврея, шута и «смертушку». На юго-востоке Моравии сохранилась традиция обхода «подшабляров», исполняющих древние танцы с саблями (pod sable ).

Во вторник ближе к полуночи, символически хоронят контрабас, олицетворявший мясопуст. Во время «похорон» звучат шуточные речи о грехах контрабаса и сатирические обращения к односельчанам. Веселье порой продолжается за полночь. Хозяева собираются в винном погребке и там только окончательно прощаются с масопустом . На следующий день в Пепельную среду до обеда ещё можно было выпить кофе со сдобными рулетами или с молоком, и даже выпить настойки или домашнего вина.

Вастлавьи в Северной Европе

Вастлавьи - праздник, который традиционно отмечался жителями Дании, Норвегии, северной Германии, Латвии и Эстонии. Праздник связан с идеей весеннего возрождения сил природы, новых духовных сил, которые должны были поддерживать человека в наступившем году. Само слово представляет собой искажённый вариант, восходящий к немецкому die Fastnacht , то есть «Ночь поста». По установившейся традиции празднество распадались на две соотносящиеся друг с другом части: вастлавские друнки (вариант: трунки) (от немецкого drinken - пить) и постные друнки. Водоразделом между этими двумя частями являлась Пепельная среда, которой являлась седьмая среда перед пасхой. По-другому период праздника, который «гуляли» до Пепельного дня начиная с четверга предыдущей недели, назывался Малые вастлавьи.

В Дании дети наряжаются в разнообразные костюмы и маски, берут в руки берёзовые веточки, украшенные яркой бумагой и конфетами, и ходят с песнями по улицам, ожидая сладких подарков от прохожих.

В Норвегии празднуют три дня, начиная с «Жирного воскресения». Вся праздничная еда должна быть очень сытной: сало, мясо, молочные продукты, сдобные булочки. У норвежцев существовал обычай, когда мужчинам и женщинам полагалось откусывать от одного бутерброда. Считалось, что чем больше откусывали, тем богаче будет урожай в этом году.

В Риге Вастлавьи завершались роскошным пиром, распорядитель торжества строго следил за гостями, не позволяя им покинуть пиршество, пока они не выпьют своё пиво (так называемая средневековая пивная норма).

Даты празднования

  • 2010 - 16 февраля
  • 2011 - 8 марта
  • 2012 - 21 февраля
  • 2013 - 12 февраля
  • 2014 - 4 марта
  • 2015 - 17 февраля
  • 2016 - 9 февраля
  • 2017 - 28 февраля
  • 2018 - 13 февраля
  • 2019 - 5 марта
  • 2020 - 25 февраля
  • 2021 - 16 февраля
  • 2022 - 1 марта
  • 2023 - 21 февраля
  • 2024 - 13 февраля
  • 2025 - 4 марта
  • 2026 - 17 февраля
  • 2027 - 9 февраля
  • 2028 - 29 февраля
  • 2029 - 13 февраля
  • 2030 - 5 марта
  • 2031 - 25 февраля
  • 2032 - 10 февраля
  • 2033 - 1 марта
  • 2034 - 21 февраля
  • 2035 - 6 февраля
  • 2036 - 26 февраля
  • 2037 - 17 февраля
  • 2038 - 9 марта
  • 2039 - 22 февраля
  • 2040 - 14 февраля
  • 2041 - 5 марта
  • 2042 - 18 февраля
  • 2043 - 10 февраля
  • 2044 - 1 марта
  • 2045 - 21 февраля
  • 2046 - 6 февраля
  • 2047 - 26 февраля
  • 2048 - 18 февраля
  • 2049 - 2 марта
  • 2050 - 22 февраля

См. также

  • Жирный четверг (англ.) русск.
  • Пепельная среда в церковной традиции

Примечания

Литература

  1. Морозов И. А. Кукла как феномен традиционной народной культуры славян . - М .: Изд. ГРЦРФ, 1997. - С. 93-111.
  2. Яндова Я. и др.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.