Сенсомоторное развитие у детей дошкольного возраста творческая разработка. Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста Сенсорно двигательные игры для школьников

  • Печать
  • E-mail
Подробности Опубликовано: 22.01.2016 18:16 Просмотров: 559

В раннем и среднем дошкольном возрасте ребёнок осваивает мир предметов – всё их многообразие: цвет, форму, величину, материал из которого сделан предмет. Поэтому любимая игрушка – это не просто повседневное развлечение для ребёнка, а и средство развития малыша. Именно через игрушки ребёнок познаёт окружающий мир. Чем многообразнее мир предметов, окружающих малыша, тем больше ребёнок получает новых впечатлений и быстрее происходит его эмоциональное и умственное развитие. Ребёнок развивается через игру
Главной игровой забавой этого периода становятся так называемые сенсорно-моторные игры. Их цель - приобретение чувственного опыта ради самого этого опыта. Такое обогащение происходит, когда дети бегают по траве, плескаются в воде, отрывают лепестки у цветов, кружатся, валяются в песке, закрывают уши руками, прищурясь, смотрят на солнечный свет, взбираются на лесенку и многое, многое другое.

Список сенсорных игр (развивающих чувства) может быть настолько большим, что это невольно вызывает удивление и уважение к тому, сколько знаний и ощущений, которые взрослые считают привычными и могут не замечать, открывают для себя дети. Во время всех этих "бесполезных" забав малыш знакомится со своими физическими возможностями и чувственными ощущениями. Он также познаёт качества предметов: их запахи, вкус, вес, текучесть, тактильные ощущения, возникающие при прикосновении к ним, звуки, которые можно получить с их помощью и т.д.

Моторные игры (игры, в которых ребенок все время находится в движении), дарят ему особое удовольствие, так как предполагают постоянную смену ощущений. Повторяемые и чередуемые действия не только дают ребенку положительный эмоциональный заряд, но и позволяют упражняться в координировании движений своего тела.

Многие подобные игры рождаются случайно, когда дети вдруг замечают новый эффект от какого-то своего действия. Так, наклонившись за упавшим предметом и случайно взглянув в это время за спину, ребенок обнаруживает, что в таком положении мир вокруг выглядит совсем иначе, чем, если стоять прямо. Это вызывает у него радость и любопытство, желание вставать на "новую точку зрения" вновь и вновь. Неудивительно, что после этого вы периодически будете заставать вашего малыша смотрящим на все вниз головой. Радость, возникающая от сенсорно-моторных игр, объясняется, с одной стороны, новизной ощущений, а с другой стороны, приобретением ребенком уверенности в том, что он способен влиять на предметы окружающего мира и на самого себя.

Любую новую сенсорно-моторную игру малыш стремится повторять многократно, ведь, как известно, именно "повторение - мать учения", особенно для детей. Во время очередного воспроизведения тех же действий с теми же предметами ребенок убеждается в их последствиях, а также понимает, что эти следствия не случайны, а зависят от него и, возможно, каких-то других условий. Когда дети выполняют действия типа расплескивания воды из-под крана, то предсказуемость результатов приятна, так как создает ощущение стабильности и надежности окружающего мира, а также создает впечатление, что отдельные его части уже хорошо освоены ребенком. Однако иногда дети сталкиваются с неожиданностями и потрясениями.
Так, оттаскивая ребенка от замерзшей лужи, задумайтесь на секунду, какой багаж ощущений и знаний он сейчас получает. Ведь там, где от точно такого же топанья ногой вчера разлетались брызги, сегодня с хрустом образуются трещины... Сколько всяких сведений непроизвольно воспринимается маленьким исследователем: о времени года, о температуре, о состояниях воды, о прочности и рельефе поверхности.

Те родители, которые считают подобные игры "пустыми" в плане развития ребенка и спешат, не теряя времени, усадить малыша за серьезные занятия - чтение, письмо, счет, раннее обучение языкам, допускают серьезнейшую ошибку! Впоследствии их ребенок потратит гораздо больше времени и усилий, чтобы приобрести из учебников те сведения, которые остальные дети получают естественным путем, с радостью исследуя окружающий мир.

Первый год жизни ребенка − один из самых насыщенных. Умения появляются буквально на глазах, поэтому важно не упустить возможность развивать сенсомоторные навыки при помощи упражнений в первом полугодии жизни и дополнить их первыми играми с момента освоения навыка удержания туловища в положении сидя.

  1. Посмотри на игрушку
  • Когда начинать: с первой недели жизни.
  • Необходимые предметы: яркие погремушки.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: 1-2 минуты.

Взрослый располагает игрушку на расстоянии 70 см от глаз ребенка. Когда малыш сконцентрирует свое внимание на предмете, необходимо медленно передвигать погремушку влево и вправо на 5-7 см. После усвоения навыка перемещения взгляда за предметом нужно усложнить упражнение, передвигая предложенный объект в разные стороны, ближе и дальше от крохи.

  1. Слушай и хватай
  • Когда начинать: 2 месяца.
  • Необходимые предметы: погремушка-гирлянда для кроватки.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: 5-8 минут.

В кроватке прикрепляется гирлянда на расстоянии вытянутой руки крохи. Привлеките внимание карапуза к игрушке легким шумом. Заинтересовавшись предложенной игрушкой, малыш будет стараться дотянуться и потрогать предложенный предмет, закреплять связь между звуком игрушки и ее внешним видом. Для усиления воздействия периодически (минимум раз в неделю) необходимо производить замену гирлянды.

  1. Изучаем мамино лицо
  • Когда начинать: 2 месяца.
  • Частота: 2-5 раз в день.
  • Время: 1-2 минуты.

Возьмите малыша на руки под мышки перед собой. Постарайтесь привлечь его внимание к себе песенкой или звуками. Постарайтесь задержать его внимание на своем лице.

  1. Знакомимся с игрушками
  • Когда начинать: 3 месяца.
  • Необходимые предметы: игрушки разной формы, цвета, фактуры.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: до потери интереса.

В руку малыша помещаются разнообразные предметы, отличающиеся цветом, формой, звучанием, поверхностью. После изучения крохой предметов в положении лежа на спине положите его на животик и разместите игрушки перед ним. Опираясь на локти, кроха будет стремиться до них дотянуться, попробовать на ощупь, вкус.

  1. Массаж
  • Когда начинать: с рождения.
  • Частота: 1-2 раза в день.
  • Время: 5-7 мин.

Основным способом развития психомоторики в первый год жизни является расслабляющий массаж, позволяющий ребенку ощутить свое тело, изучить возможности. Нужно обязательно проводить эту процедуру теплыми руками, смазанными детским кремом. Отдельное внимание следует уделять ладоням и стопам малыша: на них располагаются точки стимуляции развития отдельных органов и головного мозга.

  1. Послушай
  • Когда начинать: 1 месяц.

Для активации сенсомоторных навыков обязательным условием является применение с первых дней жизни речи, обращенной непосредственно к ребенку в самых разнообразных формах. Песни, байки, прибаутки, простые звуки. Ближе к 6 месяцам можно употреблять различные картинки, озвучивая изображенных на них животных и предметы. Во время игр называйте предметы, избегайте уменьшительно-ласкательных слов, подмены на простые формы.

Варианты сенсомоторных игр от 6 месяцев до года

  1. Пальчиковые забавы

«Сорока-ворона», «коза-рогатая» и другие пальчиковые игры, требующие разминки ладошки и сопровождаемые рифмованными историями.

  1. Рисование пальчиками

Двигая пальчики, смоченные в краске, по листу бумаги помогите крохе изучить разные цвета, ощутить разные структуры материалов.

  1. Лепка

Базовую лепку из теста хорошо начинать как можно раньше, можно дополнительно раскрашивать или украшать полученные колбаски, кружочки. Пластилин целесообразно вводить не ранее 11 месяцев: он имеет более плотную структуру и тяжело поддается преобразованию.

  1. Сенсорные кубики, коврики, мягкие бизиборды

Наполненные разными крупами, с нашитыми предметами разной величины, издающие звуки и в дополнение массажирующие тело крохи, предметы идеально подходят для детей от 6 месяцев для развития сенсомоторных навыков.

  1. Конструирование

К 7-8 месяцам предлагаются кубики для построения простых башенок. Хорошо, если вместе с классическими твердыми экземплярами в игру будут включены их мягкие аналоги и сенсорные мешочки. К 11-12 месяцам можно предложить конструктор с крупными деталями.

  1. Знакомство с классической музыкой

Музыка позволяет малышам переживать новые ощущения, получать новый опыт изучения мира, стимулирует работу нейронов головного мозга. Общее положительное влияние на сенсомоторику оказывает прослушивание классической музыки и попытка выразить внутренние эмоции через движение (танец).

Упражнения и игры на развитие сенсомоторных навыков у ребенка от 1 до 2 лет

К году малыш уже достаточно хорошо координирует свои движения, улучшает крупную и мелкую моторику, различает формы, цвет и вкус различных предметов, но не может их назвать. Основной целью родителей в этот период становится расширение понимания о функциональной принадлежности предметов, увеличение разнообразия действий с предметами, установление различий между игрушками по весу, форме, материалу в словах. Целесообразно ввести в этот период первые учебные игры на развитие логического мышления, обучить созидательному типу игры.

  1. Конструирование

Кубики и конструкторы в этот период продолжают играть большую роль, но качество игры возрастает. От простых башенок хорошо переходить к выстраиванию других форм и предметов, знакомых ребенку (дом, гараж, лестница, мост).

  1. Лепка, рисование, аппликации

С года хорошо вводить различные варианты прикладного творчества. При помощи пластичных материалов развивать зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Рисуя красками, карандашами, мелками, поролоном давать стимул зрительно-двигательному навыку. Простыми методами аппликации (мять, рвать, клеить) развивать звуковые, зрительные, тактильные и двигательные умения.

  1. Шнуровки и нанизывание предметов

Простые игры со шнуровкой оказывают благоприятное влияние на координацию, тренируют зрительно-двигательные навыки.

  1. Сортеры и сенсорные панели

В зависимости от размещенных предметов происходит координация различных сенсорных навыков. Сортеры используются для дополнительного изучения предметов, предназначенных для игры.

  1. Игры с природными материалами (вода, песок, камушки, растения)

Общение ребенка с естественными материалами благоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. Предложите крохе переливать воду из разных сосудов, построить из песка горку или фигурку из формочки, постучать камушки друг о друга, понюхать растения.

  1. Танец и пение

Актуальным для возраста от 1 до 2 лет является прослушивание классической музыки. Дополнительный стимул взаимодействия сенсорных ощущений и двигательных навыков придает использование детских музыкальных композиций, разучивание простых танцев. Стремление крохи подпеть любимой песне указывает на общую положительную тенденцию в освоении зрительно-звуковых навыков.

Развиваем сенсомоторику с ребенком от 2 до 3 лет

При достаточном внимании со стороны взрослых до 2 лет малыши этого возраста уже имеют хороший опыт сенсомоторных навыков и легко откликаются на предложение изучить новые варианты. Проявляется желание созидать, создавать выдуманные образы. Координация и моторика позволяют вводить в жизнь крохи новые варианты стимуляции сенсомоторных функций. Благодаря освоению первичных навыков речи, базируясь на полученном опыте, появляется повышенная любознательность. Именно этот навык станет главным двигателем в изучении новых знаний.

Игры для детей от 2 до 3 лет:

  1. Подвижные игры с предметами

Игры с мячом, со скакалкой, канатом и другими предметами позволяют совершенствовать полученный навык зрительно-двигательной координации.

  1. Творческие занятия

К 2 годам постепенно ребенок начинает отходить от предметной деятельности к сюжетно-ролевой, процесс развития сенсомоторики переходит на новый уровень. Использование новых техник, цветовых решений, образного мышления позволяют раскрывать творческий потенциал, базируясь на полученном сенсомоторном опыте.

Для равномерного развития разных навыков хорошо использовать поочередно разные виды творческих занятий: рисование, лепка, аппликация, оригами, музыка.

  1. Мозаики, шнуровки, макраме

Актуальным вопросом для ребенка 2-3 лет является усиление внимания на развитие мелкой моторики. Увеличение времени, проведенного за действиями, требующими работы пальчиками, благоприятно сказываются не только на этом навыке, но и стимулируют получение разнообразного сенсорного опыта.

  1. Дидактические игры

В 2 года можно начинать применять простейшие дидактические игры. Большинство магазинных пособий предназначено для детей от 3 лет, но применять их можно и раньше, вводя правила постепенно, обучая принципам игрового поведения.

  1. Музыка, театр, пение, танец

Для стимуляции развития речи, слуха, координации разных сенсорных ощущений хорошо применять музыку (классическую, детскую) и пение, сопровождаемые танцем. Целесообразно уделить внимание отображению эмоций перед зеркалом, наблюдениям как выглядит пение со стороны.

Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться память, мышление и воображение , даже готовность к школе.

Можно сколько угодно говорить - «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.

С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а все лужи на глубину.

Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло - играйте в сенсорные игры!

1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.

Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру - большие к большим, маленькие к маленьким.

Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.

2. Найди такой же/найди похожий.

На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности - по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.

Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры - дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.

3. Красочные фантазии.

В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета , если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.

4. Большой/маленький.

Дайте ребенку примерить вашу одежду - она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.

Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров - маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.

5. Что звучит?

Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.

Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало - колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?

6. Послушай, как звучит!

Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета - как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.

Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.

7. Музыкальные игры.

Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.

Не сама простая задача для совсем маленьких детей - остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.

8. Ммм… как пахнет!

Обращайте внимание малыша на самые разные запахи - как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.

9. Какое наощупь?

Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.

Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика , попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.

10. Чудесный мешочек.

Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях - ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.

Класть в этот мешочек можно что угодно - и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.

11. Кто это?

Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.

12. Ах, как вкусно!

Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое - лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест - лимон, яблоко, хлеб или печенье.

13. Что изменилось?

Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.

Я работаю с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет) по проблеме недостаточного развития сенсорных навыков у младших дошкольников.

Цель : Показать влияние правильно подобранных методов сенсорного воспитания на развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста .

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного , слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания , без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

Педагогический процесс в детском дошкольном учреждении необходимо строить, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, его склонность к игре. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании . Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт , тем легче и проще им будет развивать моторику , и всё это позволит легче учиться. Чтобы легко учиться и на высоком уровне определять форму предмета, его объём и размер, у ребёнка должны быть хорошо развиты окологлазные мышцы , помогающие двигаться глазам, а так же мышцы шеи, помогающие ей быть не подвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, и скоординированы мышцы обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-нибудь предметом, его нужно изучить : трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-либо моторные действия.

Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные предметы, тем быстрее и лучше разовьются его сенсорно - моторные навыки .

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Детям очень нравятся игры, сделанные руками взрослого.

Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.

Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой , подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные обонятельные ощущения.

Поэтому мной были разработаны и систематизированы игры и пособия по сенсорному развитию младших дошкольников. Хочется рассказать о наиболее интересных пособиях.

Развивающие дидактические игры для сенсорно-моторного развития детей 2-3 лет .

«Чудесные мешочки»

Предыдущий опыт детей : Ознакомление детей с сыпучими материалами используемыми в этой игре. Баночки пластиковые прозрачные с наполнением : горох, орехи, камешки, макаронные изделия (перья, пшено, сушки. Детям даётся потрогать в присутствии воспитателя.

Материал : Сшитые из фланели мешочки 16 штук, с наполнением разными материалами. На мешочках нашиты пуговицы и петельки.

Цель : Учить детей на ощупь определять содержимое мешочков и называть, что в нем находится, затем учить составлять пары из одинаковых по содержимому мешочков. Упражнять детей в застёгивании пуговицы, скрепить пару. Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Презентация :

Разложить мешочки перед ребёнком на столе.

Предложить обследовать мешочки на ощупь. (Потрогай мешочки, там что то интересное)

Задать вопрос : «Что в мешочке?» Помочь определить наводящими вопросами (если ребёнок затрудняется) . (На что похоже? Лёгкое или тяжёлое? Мягкое или твердое? и др.)

Предложить найти одинаковые мешочки. (Давай мы найдём такой же)

Затем скрепить пару, застегнув на пуговицу. (А теперь соединим их пуговкой, застегнём, чтобы не потерялись)

Отложить в сторону.

Приступить к поискам другой пары. (Может ещё поищем одинаковые)

Особый интерес : Неизвестность, загадка, не вижу, но могу увидеть руками.

Контроль ошибок

Возраст : с 2-3 лет.

«Дидактические мешочки »



Материал : Мешочки 12 штук, четырёх основных цветов (красный, синий, жёлтый и зелёный, и разной формы (квадрат, круг, треугольник) с наполнителем (горох) . К каждому мешочку пришита пуговица и петля.

Цель : Учить детей соотносить предметы по цвету и по форме, создавать логические цепочки. Учить обобщать. Упражнять детей в застёгивании пуговиц. , речь, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, умение раскладывать и убирать материал.

Презентация :

Положить на столе, перед детьми, мешочки разного цвета и разной формы.

Предложить ощупать, назвать форму и цвет. Если ребёнок в начальной стадии обучения сенсорным эталонам , тогда воспитатель знакомит детей с формой и цветом , называя их. (Посмотри, здесь красный круг, а вот жёлтый треугольник и т. д.)

Разложить перед детьми предметы по цвету. (Давай, мы с тобой разложим предметы по цвету)

Предложить соединить получившуюся цепочку, застегнув пуговицы. (А теперь мы соединим фигуры в «поезд» )

То же самое, проделать, собрав предметы по форме.

Самостоятельные действия детей .

Особый интерес : Наполнитель мешочков, яркое исполнение, много действий можно сделать, обучение в игре.

Контроль ошибок : заложен в материале, зрительный контроль.

Возраст : с 2-3 лет.

«Универсальный грибок»



Материал : Фигура гриба объёмная с вращающейся шляпой, шнурки, мячи и колечки четырёх основных цветов, прищепки, плоскостные геометрические фигуры, наборы картинок : фрукты, овощи, домашние животные и т. д.

Цель : Учить детей различать и называть цвет и форму, закреплять знания пройденного материала (набор картинок на разные темы, учить детей соотносить предметы по цвету, укреплять мышцы ног, брюшного пресса (в упражнении «Достань ножкой мяч, колечко» , «Догони» , развивать сенсорное восприятие , мелкую и общую моторику, речь, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Способствовать физическому развитию .

Презентация :

Предложить детям рассмотреть удивительный и необычный гриб.

Обратить внимание детей на наличие геометрических фигур или тематических картинок. (Ребята, что вы видите, какого цвета)

Предложить детям украсить геометрические фигуры цветными прищепками, подбирая по цвету.

Самостоятельные действия детей .

Заменить комплектацию, на мячи и колечки.

Предложить детям лечь на пол и стараться достать ногой, сначала правой, затем левой до мяча или до кольца.

При вращении шляпы гриба предложить детям «догнать» мячики, но уже работая двумя ногами, поднятыми вверх.

Самостоятельные действия детей .

Особый интерес : яркое оформление, вращается как карусель, можно использовать в разных целях.

Контроль ошибок : заложен в материале, зрительный контроль.

Возраст : с1г. 8м. до 3лет.

«Разноцветные баночки»


Материал : Набор пластмассовых прозрачных баночек с прорезью в крышке, четырёх основных цветов, крышки разного цвета, контейнер для крышек.

Цель : Учить детей соотносить предметы по цвету, называть цвет, развивать умение просовывать крышку в прорезь, развивать сенсорное восприятие , наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, целеустремлённость.

Презентация :

Поставить перед детьми баночки разного цвета.

Предложить рассмотреть крышки, баночки, найти прорезь.

Обратить внимание детей на баночки и крышки , называя их цвет : «это крышка красная, а вот и баночка тоже красная, положим крышку в её «домик» . Так все 4 цвета.

Побуждать детей к самоконтролю : «Посмотри, Саша крышка попала не в свой домик» ребёнок может открыть банку и переложить крышку.

Самостоятельные действия ребёнка.

Особый интерес : яркое и удобное оборудование, детям этого возраста интересны повторяющиеся движения и манипуляция с предметами.

Контроль ошибок : заложен в материале, зрительный контроль.

Вывод :

В результате проделанной работы, в группе создана насыщенная, разнообразная развивающая среда , способствующая сенсорному развитию и развитию мелкой моторики детей . В процессе воплощения своих идей получаю большую поддержку и помощь родителей.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, полноценного восприятия окружающего мира, также положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга. А самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста

Журнал «Дошкольное воспитание» 2010-№8

В статье Абдуллаевой Е.А. дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями по разным видам сенсорно-двигательных игр (тактильных, жестовых, музыкально-ритмических) для раннего и младшего дошкольного возраста. Подробно поясняется развивающее значение каждой игры в контексте сенсорно-двигательного, личностного и социального развития детей. Впервые публикуются для широкого круга специалистов сезонные хороводные жестово-образные игры. Многие материалы предназначены для длительного поэтапного разыгрывания с учетом особенностей поведения и развития детей.

Ключевые слова : сенсорно-двигательное развитие, тактильное восприятие, моторика, координация, игровая деятельность, игра в кругу, жестовая игра, образно-жестовая игра, музыкально-ритмическая игра, хороводная игра, потешки.

Известно: в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества как моторная ловкость, сенсо-моторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако, данный аспект не сводится к тренировке движений, к развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром в целом – с предметным, с социальным, а также со становлением само-чувствия, т.е. чувства Я. Чувство Я развивается на пересечении двух встречных процессов, один из которых направлен внутрь себя (ощущение своих движений и телесных границ), а другой вовне (социальные отношения, освоение свойств и качеств окружающего мира). Общее развитие ребенка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя - играют важнейшую роль выделении в построении ребенком своих психологических границ, и, следовательно, являются важнейшими условиями становления самосознания . По словам американского психолога Г. Олпорта «Телесное ощущение навсегда остаётся якорем для нашего самосознания». Особо необходимо отметить значение осязания. По словам д-ра В.-М. Ауэра «через переживание прикосновений … наряду со своим пластическим образом и своей протяженностью мы узнаем собственные границы, ибо мы заканчиваемся как телесно-пространственное существо там, где начинается нечто другое. С каждым прикосновением мы … узнаем и осваиваем себя как самость.»

Ощущение себя в границах тела и выстраивание границы «Я и Мир» имеет большое значение в различных областях развития ребенка: в предметной деятельности, в познавательной, учебной, в контактах с окружающими людьми – как взрослыми, так и сверстниками, в становлении самостоятельности. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению, и в целом к школьному обучению.

В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них наиболее часто встречаются расторможенность, двигательная неловкость, задержки в моторном, речевом, эмоционально-волевом развитии. И, что примечательно, число их многократно выросло по сравнению с тем, что было 10-15лет назад. По мнению нейропсихологов затруднения наблюдаются почти у 70% детей первых семи лет жизни. Да, нарушения далеко не всегда носят патологический характер и, как правило, не связаны с серьёзным диагнозом. Вместе с тем, незначительные нарушения в раннем возрасте в развитии моторики, в координации движений в дальнейшем чреваты серьёзными психологическими проблемами. Несформированность или нарушение границ телесного Я отражается не только на двигательной сфере, но и на внутреннем самоощущении ребенка, его эмоциональной, речевой, коммуникативной, познавательной сфере. Ребенок, плохо чувствующий свое тело, не управляющий своими движениями, не может сосредоточиться на восприятии событий, впечатлений и ощущений, приходящих как извне, так и изнутри. По данным отечественных и зарубежных исследователей проблема школьной незрелости (трудностей в обучении правописанию, чтению и счету, несформированности произвольного поведения) связана с нарушением становления телесной схемы и границ своего «Я». Ресурсы для восполнения соответствующего дефицита практики-терапевты, работающие с младшими школьниками, черпают здесь же – в развитии пространственного образа себя.

Нарушения границ своего Я могут иметь две основные тенденции - либо в сторону их отсутствия, либо в направлении чрезмерной закрытости, отгороженности от окружающего мира. Для первого типа характерна чрезмерная открытость внешнему миру и потеря, а, точнее, не-обретение самого себя. Проявляется это в чрезмерной возбудимости, обострённой тактильной чувствительности, импульсивности и непредсказуемости движений (возможна как высокая подвижность, так и, напротив, паническая зажатость). В общении с незнакомыми людьми таких детей либо охватывает страх, либо отличает напористость поведения, переходящая в навязчивость. Второму типу свойственна погруженность в себя, своеобразная «толстокожесть», нечувствительность. Проявляется она в «неуклюжести» движений, общей пассивности, сниженном интересе к окружающему, такие дети безынициативны и в общении, и в предметной деятельности. В игре у таких детей контакты со сверстниками не выстраиваются, они обычно попадают в группу нежеланных или отвергаемых партнеров.

Обе эти тенденции сигнализируют о затруднении в становлении адекватного контакта не только с окружением, но и с самим собой. Часто их связывают с врожденными динамическими характеристиками нервной системы ребенка (темперамент, сила нервной системы). Однако, эти характеристики не являются главными и единственными причинами указанных проблем ребёнка.

Пространственный образ Я складывается в раннем возрасте - в 1-3 года. Именно в этот период помощь взрослого наиболее эффективна и помогает предотвратить серьезные проблемы в более поздние периоды.

В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известны как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмическими стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становится условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присущи следующие черты:

    рифмованный текст или песенка, который создает целостный образ и эмоциональный фон;

    ритмические движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко, крепко-нежно, и т.д.;

    повторы, предполагающие различные качества и вариации движений.

    эмоционально е напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которое малыш переживает вместе с близким взрослым .

Многие современные программы представляют разные виды игр, в том числе и с движением. Но тактильные и двигательные впечатления в них обычно не рассматриваются как источник общего развития ребенка и его самосознания. Чаще всего впечатления эти выступают в качестве забавы или сенсорные стимулы, способствующие развитию восприятия и общения матери и ребенка. В отличие от игр, представленных такими программами, мы рассматриваем их как источник переживания разных телесных ощущений, а значит и переживания самого себя, которое лежит в основе личностных качеств более высокого порядка.

Представленные в статье игры построены на подражании детей выразительным движениям взрослого. (рис.1 (405)) Выразительные характерные жесты позволяют ребенку удерживать образ. Именно через подражание развивается способность воспринимать, усваивать и воспроизводить осмысленные движения. Создание и переживание различных образов – конкретных или отвлеченных - дают возможность ребенку глубоко прочувствовать разные ощущения себя в разном движении и ощущения себя в окружающем пространстве.

Можно выделить два вида игр и, соответственно, два уровня сложности: простые и сложные (образно-жестовые) игры. В простых сенсорно-двигательных играх используются образы, относящиеся к повседневной жизни ребенка раннего возраста - умывание, одевание, и т.п., где важным элементом является непосредственное восприятие собственного тела в контексте обыденной жизни. В сложных образно-жестовых играх (музыкально-ритмические или хороводные) сюжет составляют отвлеченные образы – движения животных, явления природы – и предполагают сложные и дифференцированные движения. По существу это жесты с участием воображения. Предназначены такие игры для детей дошкольного возраста.

Ниже представлены игры - знакомые и не очень. Они располагаются от простых сенсорно-двигательных игр к более сложным образно-жестовым и музыкально-ритмическим играм. Их можно использовать в детском саду как в группах раннего возраста, охватывая от 3 до 10-12 человек, так и с дошкольниками - до 20 детей. К каждой игре даны пояснения или особые указания о том, что именно она развивает и как связана с формированием пространственно-двигательного образа себя. Однако, прежде чем перейти к их описанию, остановимся на некоторых организационных моментах. Целесообразно предусмотреть заранее размещение стульев в какой-то одной стороне группового помещения и значительное свободное пространство в центре группы. Это позволит в начале рассадить детей, а потом, не отвлекаясь, на перестановку, перейти для подвижной части игры на свободное место. Такой подход организует малышей, упорядочивает их внимание, ориентирует на предстоящие события, помогает им сконцентрироваться.

Маленькому ребенку, чтобы он мог сосредоточиться на действиях и не мигрировать по группе, необходим ориентир, его определенное место в пространстве. Таким ориентиром служит стул. В дошкольном же возрасте ребенок постепенно способен все более управлять собой, он способен сам находить и удерживать свое место в кругу. Поэтому со временем дети вполне могут рассаживаться в круг на полу.

Итак, для начала всем детям, независимо от возраста, лучше располагаться на стульях - ставим стулья в красивый правильный полукруг с небольшим интервалом (в один стул). Такое расстояние дает детям достаточное пространство для жестов и обеспечивает внимание благодаря близости ведущего, сидящего здесь же, в кругу.

Что важно? Чтобы взрослый, не прерывая игру, имел под рукой необходимый материал, если таковой предусмотрен игрой. Для этого он заранее все подготавливает и располагает в шаговой доступности, накрыв лоскутом ткани.

ПРОСТЫЕ СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ.

«Потягушеньки»

Игра эта направлена на восприятие крайних точек своего тела через максимальное телесное расширение и сжатие, движение в вертикальном и горизонтальном направлениях. Чувствуя крайние точки, ребенок может лучше воспринимать центр, середину, т.е. определять самого себя. В процессе игры задействована а ртикуляционная моторика , создается возможность восприятия движения речевого аппарата. Движения игр дети выполняют сидя на стульях, подражая взрослому. Ведущий, сидя в кругу, совершает движения, сопровождая их словами.

1. Потягу-у-ушеньки-порастушеньки (можно и здесь сослаться на рис.7)

Вдоль растушеньки

Руки медленно тянем высоко вверх, а пяточки впред-вниз. Ладонями оглаживаем тело - плотно и ласково - от макушки книзу до самых кончиков пальцев ног - вытягиваемся до максимального размера тела в длину, эту длину обозначаем тактильно.

2. А поперек - толстушеньки, поперек – толстушеньки.

Потягиваемся руками очень широко в стороны и крепко обнимаем тело – растягиваемся - максимальная ширина, сжимаемся -минимальная ширина. Повторить, растягивая руки в ширину не спеша и обнимая тело плотно-плотно.

3. Р

Р учки – хватушеньки, ручки – хватушеньки,

Ритмично сжимаем и разжимаем кулаки, чтобы почувствовать локальное раскрытие и сжатие.

4.А ножки-топтушеньки, ножки-топтушеньки.

В ритме стиха, сидя, топаем ножками. Дети могут топать с ускорением и усилением, педагог дает возможность детям разогнаться перед более мелким движением - акцент на самые удаленные точки тела.

5.А в роток – говорок.

Ну-ка, выглянь язычок!

Указательный палец к губам - подготовка локального движения.

6. Язычок посмотрел по сторонам, посмотрел на небо, на землю.

Движения языком - см. текст. ( Вертикальное движение и горизонтальное).

7.Вышел за ворота подальше и спрятался,

вышел и спрятался.

Попрыгал-попрыгал и убежал, попрыгал и спрятался.

И дверь за ним крепко закрылась.

Изменение глубины (движение во фронтальной плоскости и в вертикальной).

8. В роток говорок - коснуться губ пальчиком

А в головку – разумок - обхватить голову двумя руками.

Возможно, дети не сразу смогут включиться в действия подражая взрослому. Многим потребуется одна-две, а то и три недели. Задача ведущего: удерживаясь от словесных инструкций, с видимым удовольствием, увлеченно и весело разыгрывать действия. Тем самым дается выразительный пример, который и побуждает к подражанию, к активным действиям.

«Потягушеньки» - пример целостной тактильно-кинестетической игры, где, как сказано выше, задействовано всё тело. Другой вид игр - локальные. Здесь уже задействуются отдельные части – животик, или ножки, или стопы, или ладошки и т.п. В различных фольклорных сборниках имеются разнообразные варианты подобных игр. Ниже мы приводим пример локальной игры.

«Ков-ковалек»

Цель игры – обратить внимание ребенка на область стоп и голеней, что должно способствовать осознанному их восприятию и сделать их движения более управляемыми. Можно перейти к этой игре от предыдущей. Дети и ведущий, сидя на стульчиках, разуваются.

Правой рукой кладем на левое колено правую стопу, левой рукой хлопаем по поверхности подошвы в ритме стиха.

1.Куй,куй,ковалек,

Подкуй сапожок,

На правую ножку теплую сапожку.

Плотно обнимая рукой, оглаживаем ножку от кончиков пальцев, через щиколотку, пятку до колена. Ножку возвращаем на пол.

2.Теперь кладем левую стопу на правое колено, берем стопу в левую руку и правой ладонью ритмично постукиваем по ней и плотно оглаживаем.

Куй, куй, ковалек,

Подкуй сапожок,

На левую ножку теплую сапожку.

3.Топаем поочередно ногами об пол или - более сложный вариант - поднимаем обе ноги не высоко от пола, как позволяет равновесие, и похлопываем стопами друг об друга. (рис.2-242)

Подкуем, подкуем, но жки, бегайте бегом.

«Наши ручки в пляс пустились» - еще одна так называемая целостная игра, в которой задействована также и задняя поверхность тела. Она способствует развитию внимания и терпения у детей, ведь руки должны оставаться за спиной до определенного момента песенки.

1.Наши ручки в пляс пустились – обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью (рис.3-269)

Завертелись,

2.Закружились – руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны несколько раз.

3.На головке полежали – далее движения по тексту

4.И на плечиках полежали.

5.На коленях полежали

6.И на ножках полежали. (рис.4-389)

7.И за спинку убежали.

8.Спрятались.

9.Где же, где же, где же наши ручки? – руки остаются спрятанными за спиной.

Нету-нету-нету наших ручек.

Где же, где же, где же наши ручки?

10.Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки! - хлопки по коленям.

Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!

Усложнение. 1. В этой игре, как только дети освоятся, можно произвольно менять порядок называемых частей тела – но называть их медленно, чтобы каждый ребенок успевал не только сориентироваться, но и почувствовать прикосновения в обратном направлении. Кроме того, в игру можно без ограничений вводить различные другие части тела, которые тоже важно прочувствовать через собственное касание, например на носике полежали, на пяточках полежали и т.д.

2. На последних строчках можно менять хлопки по коленям на другие жесты изменяющегося «рисунка» - хлопки по коленям, поворачивая ладони то книзу, то кверху, хлопки по бедрам, в ладоши, разнообразные повороты кистей.

«В нашем маленьком домишке».

Эта игра проводится, сидя на стульчиках или в кругу на полу, в зависимости от того, насколько дети нуждаются в закреплении в пространстве своего места. Игра направлена на развитие управляемости движений. Она соединяет в себе элементы осязания поверхности своего тела с различными движениями. Момент полного покоя в начале игры выступает контрастом к обычной повседневной подвижности, что концентрирует внимание ребенка как на самом себе, так и на восприятии тела в неподвижности. Как известно, детям не свойственна статичность, а в контексте сюжета она становится осмысленной и вполне выполнимой, что способствует становлению произвольности. Плотные прикосновения к разным частям тела помогают ребенку выстраивать и воспринимать схему или образ тела. Важно, чтобы его стопы стояли на полу.

Кладем головы на «подушечку», сложенную руками на коленях, закрываем глаза - отдаемся тяжести и расслабляемся. (рис.5)

1.В нашем маленьком домишке

В колыбельках спят детишки - длинная ПАУЗА – отдаемся тяжести, расслабляемся, глаза можно прикрыть.

2. Переход к легкости и движению

Вот с кроватки кувыркнулись

Быстро-быстро все проснулись – бодро поднимаем голову, обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью - переход из тяжести и неподвижности к легкости и движению.

3.Нос, лоб, голова, уши, щеки и глаза - спрятались и нашлись - 2раза.

Движения по тексту. Плотно касаемся тела – см. текст - парные и непарные части тела. Глаза прикрываем глаза ладонями - вот я, а вот нет меня.(рис.6-265)

3.Плечики – плечики - плотно гладим ладонью противоположное плечо, потом другое.

4.Спинка и грудь - медленно заносим руки за спину, поглаживаем спину, затем грудь - разная степень доступности.

5. Ты разбудить ничего не забудь!

6. Ручки хлопают, ручки хлопают - в ритме стиха хлопаем в ладоши перед собой.

А ножки топают, ножки топают - Сидя, топаем.

7. Ру-ки хло-па-ют, ру-ки хло-па-ют – скандирование в медленном темпе - медленные широкие жесты над головой.

8. А ноги громко топают, очень громко топают, еще громче топают – энергично и громко топаем с ускорением.

9. Ручки хлопают, ручки хлопают - декламируя шепотом, «хлопаем» перед собой указательными пальцами.

10. Ножки тихо топают, тихо-тихо топают - пятки стоят на полу, а «топают» только носочки.

11. Мы ПРОСНУЛИСЬ, потянуууулись - тянемся вверх руками и всем корпусом, а книзу тянемся ногами, пятками.

12. Всем вокруг мы улыбнулись – руки на колени, приветливо друг другу улыбаемся.

Не стоит дожидаться, когда воцарится полная тишина, нужно создать хотя бы короткое затишье - со временем дети почувствуют вкус к такому загадочному началу. Не следует добиваться и беспрекословного и точного выполнения действий – достаточно зрительной концентрации и отдельных действий. Однако, если дети перед игрой длительное время были в неподвижности или в напряжении, то им трудно будет сконцентрироваться на такой игре, поскольку она требует высокой концентрации внимания, произвольности и общей слаженности действий.

«Зарядка» - простая жестовая игра. Ее содержание дает возможность переживания сжатия и расширения всего тела, концентрирует внимание то в центре, то на его периферии. Диапазон движения у каждого человека свой. Всё зависит от роста, размаха рук и восприятия своего движения. Эта игра позволяет ребенку ощущать и воспринимать свой максимальный и минимальный метрический размер.

«Зарядка» может быть продолжением одной из предыдущих игр. Стулья расставляются просторно, поскольку предполагаются действия, выполняемые стоя, и для каждого ребенка требуется достаточное пространство. В начале игры все сидят на стульях, затем встают и выполняют движения стоя.

    Мы сегодня утром встали

И зарядку делать стали: - выразительно встаем со стульев так, чтобы почувствовать опору в ногах

2.Ручки вверх – энергично потянулись пальчиками высоко-о-о, чтобы почувствовать каждому свой максимальный вертикальный размер.

3. Ручки вниз - не приседая, наклонились, опустили руки к полу – вертикальный размер вполовину.

4. Вправо-влево потянись - руки максимально растянули, чтобы почувствовать протяженность тела в горизонтальном направлении.

5. А потом в клубок свернись – присели на корточки, обхватив колени, сжались в комок до минимума, голову спрятали в колени.

6. Вправо-влево потянись,

А потом в клубок свернись- повторить действия на расширение и сжатие

7. Пола ручками коснись, пола ручками коснись - в положении на корточках (сжатие) ритмично и легко постукать пальцами по полу – контраст на крупные движения и мелкие.

8. И до неба дотянись - вытягиваемся вверх (переход из сжатия в максимальный вертикальный размер). (рис.7)

9. Пола ручками коснись, пола ручками коснись

И до неба дотянись – повторяем действия сжатия и расширения.

10. А потом к себе вернись - скрещиваем руки на груди - середина между полярностями, чтобы ощутить покой и равновесие в центре тела.(рис.8)

«Тесто» - известная игра, в который скрыт интересный и важный тактильно-двигательный потенциал. Дети имеют возможность через прикосновение четче пережить границы своего тела, почувствовать себя и друг друга, посредством прикосновений и со-прикосновений. Двигательный элемент игры примечателен тем, что нужно соотносить скорость, ритм и характер своего движения с движениями рядом стоящих детей. Это стимул для целенаправленного восприятия своего движения и управления им. Таким образом, решается важная коммуникативная задача – замечать, как чувствуют себя партнеры -«тесто» внутри круга, не только активно «мять» и «месить» тех, кто в центре, но и воспринимать силу своего воздействия в соотношении с откликом партнеров.

Для игры – ее дети выполняют стоя - требуется достаточно большое безопасное пространство, больше, чем круг, образованный детьми и максимально растянутый в во все стороны. Круг – это «кастрюля». Считалкой (или по желанию) выбирают тех, кто будет исполнять роль «теста» - от 1 до 4 детей. Они встают в середину круга.

Ход игры: все медленно на каждое слово приговорки сходятся маленькими шагами к центру. Взрослый, ведущий, стоит в кругу и своим движением, степенью его интенсивности, характером прикосновений показывает и, одновременно, прямо действует вместе с детьми.

Сходимся к центру, приговаривая:

1.Месим-месим-месим тесто,

Нет ему в кастрюле места – 2-3раза - круг становится всё теснее и теснее, в центре все меньше и меньше места.

2.Месим-месим-месим тесто,

Нет ему в кастрюле места - сойдясь максимально плотно, не расцепляя рук, все вместе кулачками мнем «тесто» - спины и бока стоящих в середине. Месим «тесто» интенсивно, ощутимо, но никто никого не толкает.

3.Тесто с медом, с молоком,

С маслицем, с дрожжами - расцепив руки, ласково гладим «тесто» обеими руками вдоль корпуса (руки плотно прилегают к корпусу).

4.Тесто месят кулаком

Мнут его руками - снова, сжав руки в кулачки, мнем «тесто», потом гладим раскрытыми ладонями.

5.Чем мы тесто приправим?

Маком, орехами – «осыпаем тесто маком» - похлопываем одновременно всеми пальцами, «орехами» – похлопываем поочередно кулачками.

6.Эй, дуйся, пузырь, руздувайся, большой!

Оставайся такой и не лопайся! - внешний круг берется за руки и расходится. Теперь тем, кто стоит в центре круга, снова очень просторно. Круг «натягивается» до максимального напряжения.

7.Где-то круг обязательно лопнет. Иногда дети рассыпаются в стороны. Там, где круг лопнет, должны быть «продукты» для новой порции теста – 2 ребенка.

Примечание. 1. Для детей младше 3 лет имеет смысл игру сократить и оставить только первые и последние две строчки. 2. Взрослый внимательно следит за эмоциональным состоянием тех, кто стоит в кругу. Если кому-то из детей остро некомфортно, игру необходимо приостановить и спросить согласия этого ребенка на продолжение, пообещав «месить тесто» легонько. В случает отказа следует предложить ребенку побыть тестом в следующий раз. Особо чувствительные дети, как раз те, чья тактильная чувствительность нуждается в проработке, не сразу готовы встать в круг, им лучше несколько раз побыть в роли «кастрюли». В этом случае никакие уговоры недопустимы, это может травмировать ребенка. Дети резкие и напористые, часто доставляющие боль, также нуждаются в проработке их собственной сниженной тактильной чувствительности. Им особо полезно быть хорошенько «промятыми». 3. Если кто-то из детей, стоящий в кругу, не включается в игру, не понимает действий или шалит, причиняя неудобство другим, несмотря на это, следует продолжать «готовить порцию теста», выразительно подавая пример действия. В том случае, если кто-то кому-то причиняет боль, взрослому следует чрезмерно активного ребенка взять в свои руки и действовать буквально его телом до окончания «замеса». Дело в том, что таким детям трудно собрать внимание к своим действиям, соразмерять их с окружающими и им особенно необходимо оказаться в качестве «теста». Вот почему так важно «приземлять» их, помогать воспринимать собственное тело, чтобы делать его всё более управляемым.

«Иванушка у камушка» (модификация русской народной игры)

Игра для детей 3,5 - 7лет и старше направлена на развитие восприятия тела со стороны спины, различение различных участков спины, на пространственную ориентацию как в отношении собственного тела, так и в соотнесении себя самого с окружением. Важный ее элемент – развитие доверия в тесном кругу.

Материал: красивый камушек величиной с фалангу детского пальца, чтобы он легко прятался в ладони. Можно использовать любую замену камня, например, скомканный фантик.

В игре есть водящий и ведущий.

Водящий (вóда) – это тот, кто предоставляет свою спину для ладоней и затем угадывает, в чьей ладони спрятан камушек.

Ведущий – этот тот, кто действует маленьким камушком – касается им ладоней. Для начинающих и детей до 5 лет ведущим становится взрослый.

В начале игры и каждого следующего ее кона водящий (вóда) присаживается на колени (или на корточки) в центре круга и прячет лицо в колени. Он превращается в ВАЛУН - большой камень.

Ход игры. Играющие кладут на «валун» руки раскрытой ладонью вверх (по одной ладони или по две – в зависимости от наличия места на спине). Ладони покрывают спину по вей ее поверхности, лежа не слишком тяжело, но все же достаточно ощутимо.

Ведущий, держа в руке камушек и, напевая простой мотив или приговаривая, касается центра каждой ладони. Начинает с любой ладошки и двигается по порядку, никого не пропуская.

«Разыгрался Иванушка

Возле белого камушка».

На последнем слоге ведущий оставляет камушек в последней по порядку ладони.

Играющие, в свою очередь, сжимают ладони в кулачки и, напевая, приглашают угадать, где же спрятан камень.

«Этот камень у меня, у меня.

Покажи-ка на меня, на меня.»

Водящий поднимает голову с колен, смотрит на играющих и старается угадать по глазам, мимике, по характеру жестов, у кого же спрятан камушек.

Может попросить раскрыть кулак, мягко тронув его. При этом раскрытая ладонь теперь остается лежать на коленях. Если камушка там не оказалось, вóда переходит к следующему игроку, к следующему. Он может раскрывать кулачки по порядку или выборочно – на своё усмотрение. И так, пока не найдет.

Тот, у кого был спрятан камушек, становится водящим. А бывший вóда отправляется в общий круг. Игра начинается сначала.

Примечание. 1.Важно касаться спины игрока не спеша, довольно плотно. Под ладонями спина водящего должна чувствовать касания. 2. Количество попыток отыскать камушек для детей до 6 лет неограниченно.

Усложнения.

1.Детям пяти-шести, кто достаточно усвоил физические ощущения от прикосновений, усвоил характер действий и может следовать правилам игры, можно предложить более продвинутый вариант. Бывший «камень-валун», отыскав камушек, сам становится активным действующим лицом – принимает роль водящего вместо взрослого. Взрослый на первых порах каждому помогает своей рукой прочувствовать теперь уже извне силу касания. 2.Количество попыток при розыске камушка можно сократить до пяти или трех в зависимости от возраста и количества играющих. 3. Если кто-то в игре не аккуратен, причиняет своими действиями другим играющим боль, взрослый придерживает его действия: взяв его руку в свою, до конца кона регулирует характер движений этого ребенка. Заметим, что такому ребенку особенно необходимо оказаться в кругу в роли «камня-валуна», ему просто необходим концентрированный «массаж» спины, чтобы лучше почувствовать границы своего тела.

«Игра-одевание» Желательно использовать игры в соответствии с сезоном. Это позволяет наряду с сенсорно-двигательным развитием уделить внимание познавательному развитию детей и наблюдению за природой. В холодное время года темой жестовой игры может быть одевание, т.е. поэтапная ревизия тела – как периферических частей, так и центра.

В начале играющие могут сидеть на стульях.

1.Оденем на ножки теплые сапожки:

Этот – с правой ножки - плотно гладим ногу от носка к колену.

Этот – с левой ножки.

2.Подтянем штанишки - встаем, подтягиваем штанишки-юбочки.

3.Оденем пальтишки - гладим руку от запястью к плечу, потом другую также.

4. Пальтишки пуховые - обнимаем себя.

5.И шапки шерстяные - обхватываем ладонями голову.

6.И застегнемся: вот так, вот так,

Пуговка к пуговке в ряд - в ритме стиха по центру груди касаемся пальцами тела, будто отмечаем пуговицы.

7.Что ж, готовы? Это дело!

И пойдем гулять мы смело! - беремся за руки

Идем по кругу хороводом – переход к подвижной части или любой подвижной игре соответствующего сюжета. Игра эта может служить прелюдией к любой другой игре.

Все описанные выше сенсорно-двигательные игры, несмотря на их отличия, обостряют у ребенка переживание своего движения. Благодаря им развивается чувство собственного движения, тактильное и осязательное восприятие . Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движений других играющих. Наблюдение, как и подражание - это тоже переживание движения только уже внутреннее. Внимательно наблюдая , малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорят микро-жесты, мимика и спонтанные повторения. Поэтому наблюдение также, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя. [

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.