Самоопределение и профориентация в доу. Доклад "актуальность ранней профориентации детей". Алгоритм ознакомления с профессией

Ульяна Захарова
Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Консультация для воспитателей

"Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ"

Воспитатель Захарова У. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино

Слайд 2 Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…

Слайд 3 Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что способствует ранней профессиональной ориентации.

Слайд 4 Проблемы ранней профориентации дошкольников:

Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере;

Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;

Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда;

Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Слайд 5 Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах деятельности.

Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется его кругозор; все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.

Слайд 6

Основные задачи ранней профориентации дошкольников:

Расширить представление детей о профессиях;

Сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения в жизни общества;

Мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности;

Развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях.

Следовательно, знакомство детей с миром профессий подразумевает их подготовку к тому, чтобы они в свое время смогли смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении

Слайд 7 Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так же положительное отношение к профессиональному миру, людям, которые трудятся и к их занятиям.

Слайд 8 1. Уточните знания детей о труде взрослых

Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т. И. Гризик). Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему. (см. Приложение)

Слайд 9 2. Создайте условия

Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого-педагогические условия:

Учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду;

Организовать развивающую предметно-пространственную среду (подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование);

Включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Слайд 10 Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых

1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.

2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.

3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.

4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.

5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.

6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям.

Слайд 11 3. Используйте разнообразные методы и приемы

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:

наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);

словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);

практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);

игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Слайд 12 Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников. В результате профориентационных сюжетно-ролевых игр детьми усваиваются знания о профессиональной деятельности взрослых. А о том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

Слайд 13 4. Организуйте сотрудничество с семьями детей

Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще.

Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших родителей». Предложите им рассказать о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка.

Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, создать папки-передвижки по названием: «В мире профессий», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно» и т. д. Пригласить родителей принять участие в экскурсиях, занятиях организованных детским садом.

Проводя работу с родителями нужно придерживаться следующих направлений:

Четыре направления взаимодействия с родителями:

1. рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте;

2. привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы;

3. создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной деятельности с детьми;

4. укрепить партнерские взаимоотношения в семье.

Слайд 14 5. Подводите итоги и оценивайте результаты работы

Чтобы определить, какие достигнуты результаты по трудовому воспитанию, проведите итоговую педагогическую диагностику. Она покажет уровень сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит скорректировать и спланировать дальнейшую работу.

Слайд 15 Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей, приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате этой деятельности развивающая предметно-пространственная среда пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью их социализации.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы в нашей группе.

Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях.

В ДОУ воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, помощников воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом мы стараемся обращать внимание детей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы им здесь было тепло, уютно и интересно.

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями. Нами разработан долгосрочный проект (на 1 год) "Все профессии важны, все профессии нужны!", плану которого мы следуем.

Начали свою работу по профориентации детей нашей группы со знакомства с профессиями сотрудников детского сада. Выпустили стенгазету «Кто работает у нас в саду», провели экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в прачку, наблюдали за работой дворника. С участием родителей сделали подборку сюжетно-ролевых игр с костюмами: "Больница", "Почта", "Салон красоты", "Повар", "Моряки", "Автомастерская", "Мы строители", "Магазин". Создали электронную папку с видеороликами и презентациями о профессиях.

Разработали конспекты занятий по знакомству с профессиями повара, врача, продавца, военного, швеи, парикмахера.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

Понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, труд является основой нашей жизни;

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

Познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

Были готовы трудиться сами - не только по причине, что это им нравится и интересно, а еще и потому, что это надо;

Учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Приложение

Диагностическая методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик

«Представления о труде взрослых»

Критерии:

1. Характер представлений о труде взрослых.

2. Отношение детей к труду взрослых.

Показатели характера представлений о труде взрослых:

Показатели отношения к труду взрослых:

адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Для чего люди ходят на работу?

2. Что такое профессия?

3. Какие ты знаешь профессии?

4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?

5. Кем работают твои мама и папа?

Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.

Оценивание критериев трудовых умений осуществляется по 3-х бальной системе:

3 балла – умение у ребенка сформировано полностью.

2 балла – ребенок частично проявляет умение.

1 балл – ребенок не проявляет умение.

На основании показателей составлены характеристики уровней развития:

Сформирован (3-2,4 балла) – ребенок осознанно относиться к выполнению задания. При этом проявляет способность планировать трудовые действия и проявляет самостоятельность. Умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда.

Находится в стадии становления (2,3-1,8 балла) – ребенок относиться к выполнению задания положительно. При этом не всегда самостоятелен в планировании трудовых действий. Осуществляет отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользуется им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда чаще всего, остается довольным.

Не сформирован (1,7-1 балл) – ребенок не осознанно относиться к выполнению задания. Не способен планировать трудовые действия и проявлять самостоятельность. Не умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Не принимает активное участие в коллективном труде, выполняет трудовые поручения вне коллектива. Не осознает пользу выполнения трудовых действий, не способен радоваться результатами своего и коллективного труда.

Наталья Постникова

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх : сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий , приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии , наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация .

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для пе-дагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики . Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях . Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий . Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте , когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях . Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий , способствует ранней профессиональной ориентации .

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии . Профориентационная работа в детском саду строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий , их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме воспитатели читают детям художественную литературу, изучают с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно – игровые ситуации, например, «Научим мыть чашку» , «Веселые поворята» и т. д.

Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию об-разов, воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада : воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом педагоги стараются об-ращать внимание малышей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы детям здесь было тепло, уютно и интересно.

Осознать общественную значимость труда помогают сюжетно – ролевые игры. Именно в сюжетно- ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда , модели профессионально-го поведения , модели межличностных профессиональных отношений . Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентацион -ной предметно-развивающей среды.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива детского сада. Наша задача : в доступной форме дать детям знания о профессиях . В основу работы положена огранизационно – содержательная модель ранней профориентации дошкольников .

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными про-фессиями. Нами разработана серия экскурсий на весь учебный год. Маршруты экскурсий разрабатывались совместно с родителями. Систематически педагоги и дети посещают раз-личные предприятия. Такие экскурсии начали организовывать со знакомства с пожарной частью № 64. В этом учебном году уже побывали в аэропорту «Бугульма» , на железнодорожной станции «Бугульма» , в библиотеке, краеведческом музее. Дети смогли познакомиться с азами профессии пожарного , библиотекаря, машиниста.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети :

понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий , с помощью ка-ких орудий и машин, и что получается в результате;

были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Публикации по теме:

Цикл наблюдений «Ранняя осень» 1. Тема «Погода в начале осени» Общая цель системы наблюдений: - Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект открытого мероприятия «Ранняя осень» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 167» Ленинского района, города Саратова Конспект.

Занятие в подготовительной к школе группе «Военный. Детям о профессиях» Цель: продолжать знакомить детей с миром профессий. Задачи: 1.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека»,.

На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» . Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.

Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере) , а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

1. 2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ;
  • Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» ;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -детский сад № 11 станицы.

1. 3. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

Проблема: Недостаточная информированность детей о разнообразии профессий.

2. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.

Цель: - Создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самопознания.

Задачи:

  • Создать в образовательном учреждении материально - технические условия необходимые для реализации проекта (создание мобильной РППС) ;
  • Повысить профессиональный уровень педагогов и развивать умение организовывать совместную групповую деятельность с использованием различных методических приемов и средств, знание и владение современными технологиями социализации дошкольников, нахождение и использование новых образовательных ресурсов, облегчающих решения целей и задач ранней профессиональной ориентации дошкольников, умение создавать собственные дидактические и развивающие материалы;
  • Повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации Проекта: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» ;
  • Разработать методические рекомендации, цикл практических мероприятий по повышению социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
  • Организовать: экскурсии, встречи, а также тесное взаимодействия с родителями;

Для детей

  • Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно своему профессиональному направлению;

Для педагогов

  • Создать и апробировать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для изучения в мобильных интерактивных мастерских;
  • Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий;
  • Разработать совместную работу с родителями по расширению знаний детей;

Для родителей

  • Способствовать проявлению интереса к экскурсиям проводимых для детей;
  • Сопровождать родителей при оказании ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии.
  • Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий.

Для социальных партнёров

  • Создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей;

Объект - является процесс работы дошкольного учреждения по ранней профориентации.

Предметом - являются формирование наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ по ранней профориентации.

Гипотеза исследования: Создание наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ является необходимым условием комплексной системы погружения ребенка в мир профессии и создает условия для более эффективного социально-коммуникативного развития ребенка.

3. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта) .

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу. В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников струдом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед) . М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» . На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в которых определены образовательные области.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее

знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы) .

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

  1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) . Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
  2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко) . Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
  3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
  4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие

человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

  • мультимедийные презентации;
  • виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников) .

Мультимедийные презентации - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

В инновационной проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.

Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию» , посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач, привлечены социальные партнеры и с ними заключены договора сотрудничества. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

4. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.

Основная идея инновационного проекта: Создание в дошкольном учреждении единого развивающего пространства для ознакомления детей с профессиям актуальны для нашей станицы. Так как станица считается небольшой и отдаленной. Большая часть населения трудоустроены за приделами станицы. Для этого направленная сплоченная работа всего педагогического коллектива в деятельность по ранней профориентации. С этой целью создается мобильная РППС удовлетворяющая образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОУ с углубленным изучением конкретной профессии.

Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ обозначены мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. Мастерская представляет собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

Мастерская «Строители» - представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т.д.

Мастерская «Мир на дорогах» - представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей все видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т.д.

Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками и т.д. игровыми центрами в группах.

Мастерская «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группе. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России, на Кубани. Включает в себя профессии: агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т.д.

За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т.д.

Следует учитывать, что важную роль в процессе социализации играет взаимодействие человека с организациями, как специально созданными, так и реализующими социализирующую функцию параллельно со своими основными функциями (образовательные учреждения) . Здесь происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации такого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Поэтому столь важна организация психолого- педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость.

Социализация, как комплексный процесс, осуществляется на трех уровнях:

  • общение со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т.д.;
  • на уровне бытовых норм и правил культурного поведения, т.е. правил этикета;
  • приобщение к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями.

Нами разработана система посещения организаций. В процессе экскурсии дети не только формируют систему знаний, но и приобретают социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.

Эльвера Батырова
Ранняя профориентация в условиях ДОУ

Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том , чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, т. к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве . Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя - представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.

Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий , но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий , чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий , тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники :

Понимали ценность и важность труда. Любой труд предполагает материальное вознаграждение, которое, в свою очередь, гарантирует человеку достойный образ жизни (хорошее жилье, вкусная еда, отдых и т. д.)

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда

Были бы готовы трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками. Трудились бы не только потому, что это им нравится или интересно, но и потому, что этот вид деятельности нужен именно сейчас, нужен другим людям

Алгоритм ознакомления с профессией :

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества.

Знакомство с миром профессий будет успешным , если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо было создать определенную предметно – развивающую среду :

Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях , которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда ; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр

Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно - печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал

Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии »

Силами детей и родителей были изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей » ,альбомы «О космосе» , «Профессия пожарный » , «Профессия врач »

Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно – ролевых игр : «Доктор» , «Медицинская сестра» , «Продавец» , «Парикмахер» , «Полицейский»

Оснащена коробка с предметами – заместителями

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Поэтому в работе по профориентации воспитанников я часто использую сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения.

В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда , модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений . В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.

Постепенно побуждаю детей усложнять содержание сюжетно – ролевых игр. Дети часто сами предлагают новые сюжеты, а я помогаю ввести в игру новые роли или специальности (капитан корабля, штурман, матрос, побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, техника) .

В сюжетно – ролевых играх воспитанники учатся :

Общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т. д.

Приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями

На уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета;

Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений : увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.

Организовывала экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в бухгалтерию. Также посетили парикмахерскую,магазин,школу,кинотетр. Во время экскурсии обязательно обращала внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывала о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии .

Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией)

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий . Как правило, на такие встречи приглашаются родители воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии . В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Библиотека изображений:

Учебно-методическая разработка «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

Описание материала : Данный материал будет полезен всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. В статье раскрывается опыт работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий.
Цель : Познакомить педагогов с современными образовательными технологиями, используемыми в работе с дошкольниками по ранней профориентации.
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, в нашем дошкольном учреждении, является метод проектов так как:
- основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию
- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. А основная цель любой проектной деятельности – развитие творческой личности!
В рамках проекта «Профессии, которые прячутся» нашими педагогами были разработаны следующие проекты: «За кулисами театра», «Кто поможет балерине?», «Профессия парикмахера», «Как стать певицей», «Инспектор ДПС – кто он?», «Как стать спортсменом». Активными участниками проектов стали родители наших дошкольников.
Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Нашими педагогами широко используется «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр». Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и учения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком. Каким?
1. Четко поставленной целью обучения,
2. Соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности.

Самое главное правило для взрослых : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Наши педагоги используют в своей работе 3D экскурсии («Путешествие в театр», «Путешествие на Красную площадь»).
Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.