Проект приобщения дошкольников к художественной литературе. Занятия по чтению художественной литературы в детском саду. Обеспечение проектной деятельности

В настоящее время все острее становится проблема чтения детской художественной литературы родителями дома, а чтение книг оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, формирует мыслительную деятельность, учит анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

Педагогический проект

«Книга в детском саду»

Составители:

Воспитатели средней группы №2

Осипова М.В., Ярлыкова Р.И.

Краткосрочный проект

«Книга в детском саду» 2-средняя группа

Составители: воспитатели средней группы №2 Осипова М.В, Ярлыкова Р.И.

Тема проекта: «Книга в детском саду».

Актуальность :

В настоящее время все острее становится проблема чтения детской художественной литературы родителями дома, а чтение книг оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, формирует мыслительную деятельность, учит анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Цель :

Ввести в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующих к приобщению детей и их родителей к чтению книг.

Задачи проекта :

  1. Обогатить и активизировать словарный запас детей;
  2. Развивать связную речь, ее выразительность;
  3. Готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний;
  4. Учить детей правильному и бережному обращению с книгой;
  5. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
  6. Повысить читательскую грамотность родителей
  7. Ознакомить родителей с разнообразием сказок по возрасту детей;
  8. Увеличить степень участия родителей в формировании книжной культуры детей.

Предполагаемые результаты :

Пробудить у детей интерес к общению с книгой ;

Пополнить детской художественной литературой развивающую среду в группе ;

Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

Установление тесного сотрудничество между социальными партнерами : педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.

Сроки реализации : с по

Участники проекта: дети 2- средней группы , воспитатели, родители воспитанников.

Продолжительность проекта : Краткосрочный проект. Вид проекта: познавательно-творческий.

Продукт проекта:

- организация выставки «Любимые книги моего ребенка»;

- Выставка детских рисунков « Мой любимый герой из сказки».

Акция «Книга напрокат».

Совместная акция «Читаем вслух» - родители - детям.

Этапы осуществления проекта:

  1. Этап Подготовительный.

Подбор методической и детской литературы. Подбор дидактических, сюжетно – ролевых игр, пословицы и поговорки по теме, атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта .

Определить тематики бесед с детьми. Создание предметно – развивающей среды: Оформление книжного уголка (книги различного развития, назначения, оформления). Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Разработка консультаций для родителей: «Как научить ребёнка любить книги книге ».

2. Этап практический.

День недели

Интеграция Образовательных областей

Понедельник

Речевое развитие

Познавательное развитие

Беседа - «Бережное хранение книг». Цель – Воспитать бережное отношение к книге. Дид. игры «Один-много». Цель – Учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе. Работа с родителями: Принести любимые домашние детские книги детей.

Вторник

Речевое развитие

Познавательное развитие

Просмотр и чтение с детьми книг со сказками в группе.

Цель – углубленно знакомить детей с детской литературой и книгой. . Дид\игра «Угадай название книги». Цель – закрепить знания названий сказок. Аппликация: «Закладка для книги» Цель – Изготовить закладку для своих любимых книжек. Работа с родителями : Оформление выставки детская любимая книжка. Рассматривание иллюстраций с детьми дома.

Среда

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Беседа на тему «Что мы знаем о книгах». Цель – Формировать интерес к книгам, умение слушать и понимать разные произведения. Опрос детей по темам: «Мой любимый сказочный герой» Цель: Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказках. Рисование «Мой любимый герой из сказки ». Цель – Учить детей передавать образы сказок и любимых героев.

С\р игры «Библиотека» Цель – расширить представления о профессии библиотекарь, задачи его и функции. Дид. Игра «Доскажи словечко» . Цель – учить детей произносить многосложные слова громко. Работа с родителями: Домашнее чтение сказок.

Четверг

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Заучивание стихов: «Как хорошо уметь читать» (В. Берестов, «Кто трудится над книгой» (К. Мухоммади). Цель - Познакомить детей с новыми стихами, помочь понять их содержание.

Лепка «Сказки Колобок»

Цель – Продолжать развивать умение скатывать комки пластилина между ладонями.

Оформление книжного уголка в группе. Цель – Углубить литературные интересы детей, рассматривания иллюстраций в книжном уголке.

Дид. игра «Назови профессию».

Цель – Закрепить знания профессий и действий, которые совершаются ими.

Работа с родителями:

Выставки детских рисунков и поделок книжек малышек по прочитанным произведениям.

Печатная информация для родителей («Как научить ребёнка любить книги », «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге ».

Пятница

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Беседа «Профессии людей, которые помогают сделать книгу» . Цель - Расширить представление детей о профессии библиотекарь, составитель, автор, редактор и закрепить знания о профессиях.

Пополнение библиотеки группы.

Цель – Углубить интерес к детской литературе пополняя книжный уголок.

Реставрация книг в группе.

Цель – Воспитать бережное отношение к художественной литературе.

Чтение стихотворения В. Берестова «Кто чему научится».

Цель – Поднять эмоциональный настрой, помочь детям понять и запомнить новое стихотворение.

Работа с родителями:

Акция « Книга напрокат »

3 этап Заключительный.

Награждение победителей конкурсов;

Выставка любимых и рукописных книг.

Подведение итогов работы: беседа с детьми и родителями.

Результат проекта:

В результате проекта дети расширили представление о сказках, научаться распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Дети научились клеить закладки для книг. Были организованы тематические выставки. Дети научились реставрировать книги. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению и поучаствовали в выставках.


Марина Малкова
«Волшебный мир книг» (проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой)

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышение квалификации) специалистов «Кузбасский региональный

институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

«Волшебный мир книг »

(проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой )

Исполнители :

Малкова Марина Константиновна

воспитатель МБДОУ №10 города Белово;

Островская Жанетта Викторовна,

воспитатель МБДОУ №10 города Белово.

Паспорт проекта… 3стр .

Актуальность проекта… . 7 стр.

Краткое описание проекта по этапам… 9 стр .

Тематическое планирование… 10 стр.

Список литературы… 18 стр .

Паспорт проекта

Для детей среднего дошкольного возраста – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу , которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова . Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычных открытий.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет он слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. И именно от взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем.

Данный проект посвящен привлечению интереса к чтению , так как для современного ребенка книга потеряла свое значение, все чаще дети предпочитают книге компьютерные игры , просмотры мультфильмов и телепередач. Чтение имеет большую роль в формировании личности ребенка, оно напрямую связанно с грамотностью и образованностью, формирует нравственные идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что данная проблема является актуальной в педагогической науке. Именно взрослые должны направлять детей в этой деятельности , поэтому необходима повседневная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой , причем эта работа должна проводиться не только в традиционной форме, но в нестандартной.

Мы рассчитываем, что благодаря этому проекту дети познакомятся с художественным описанием жизни , получат научно-достоверные знания о мире, усвоят нравственные ценности и идеалы, обогатят речь.

Наименование

проекта «Волшебный мир книг »

Цель и задачи

проекта Цель : развивать устойчивый интерес к чтению

художественной литературы детей и их родителей .

Формировать у детей эмоционально образное

восприятие произведений, пополнить литературный творческий багаж ;

Воспитывать бережное отношение к книге , как к результату труда многих людей;

Воспитывать способность наслаждаться

художественным словом , иметь потребность в

знании поговорок, загадок, народных высказываний;

Учить детей договариваться , делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

Расширять представления родителей о детской литературе ;

Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений ;

Способствовать выражению своего отношения к литературным произведения в художественном творчестве ;

Учить использовать вербальные и невербальные приемы при инсценировках, чтении стихотворений, развивать творческую самостоятельность.

Исполнители

проекта и

основных

мероприятий Воспитатели, дети, родители.

группы проекта Проект «Волшебный мир книг » рассчитан на детей

старшего дошкольного возраста (5-6 лет) .

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

проекта Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством русских и зарубежных писателей;

Создание книжного уголка;

Создание картотека с загадками и поговорками;

Оформление альбома рисунков по прочитанным произведениям;

Подбор мультипликационных фильмов и сказок;

Привить отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов ;

Взаимное сотрудничество родителей и детского сада в реализации проекта ;

Более бережное отношение детей к живому миру природы.

Способность детей договариваться , оказывать друг другу поддержку.

Развитие речи, обогащение словаря детей ;

Создание традиции семейного чтения в семьях воспитанников.

этапы реализации

проекта Проект долгосрочный (9 месяцев, сентябрь – май) .

1 этап – подготовительный (1 месяц)

Постановка целей и задач, проведение родительского собрания (обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми,

анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта .

2 этап – основной (7 месяцев)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта .

3 этап – итоговый (1месяц)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта .

Актуальность проекта

Проблема приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе , является одной из актуальных проблем дошкольного образования , так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Обращение к проблеме приобщения детей среднего возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин : во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе , в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка .

Задача детского сада, как отмечала Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию , которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж , литературную начитанность , так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица) . В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена и др.

Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка . В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Знакомство детей с произведениями русских и зарубежных писателей, поэтов, а также и с народным фольклором помогает приобщить детей к миру книг , ведь воспитательная сила литературных произведений воистину невозможно переценить. Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественно литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности суждений, расширяет кругозор.

Краткое описание проекта по этапам

Подготовительный этап

Формирование проблемы, постановка цели и задач; выбор методов и приемов работы; выбор материалов и оборудования; беседы с родителями об их непосредственном участии в реализации проекта ; разработка тематического планирования.

Основной этап (внедрение проекта )

Проведение непосредственно образовательной деятельности в области художественное творчество , познание ; чтение художественной литературы , проведение целевых прогулок, бесед, разгадывание загадок, проведение сюжетно-ролевых игр, игр-инсценировок, выставок и т. д.

Итоговый

Анализ результатов, защита проекта на педагогическом совете.

Тематическое планирование

1 этап – подготовительный (сентябрь)

Мероприятие Цели

Анкетирование

родителей Выявить, читают ли родители детям книги и что предпочитают слушать дети.

Родительское

собрание Обсудить цели и задачи проекта . Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта .

Акция «Подари книгу детскому саду » Пополнить библиотеку группы книгами , формировать у родителей и детей желание принимать участие мероприятиях группы.

Создание книжного уголка Развивать интерес к чтению художественной литературы .

Оформление родительского уголка Просвещение родителей.

2 этап – основной (внедрение проекта )

№ Мероприятие Цели

1 Беседа «Откуда пришла книга

Рассказать детям, как изготавливают книги , какой это долгий и трудоемкий труд; воспитывать бережное отношение к книгам .

2 Сюжетно-ролевая игра «Мастерская по ремонту книг » Продолжать воспитывать бережное отношение к книгам ; учить распределять роли, вести игру последовательно; починить порванные книги .

3 Игра-драматизация «Теремок»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных

4 Конкурс лучших чтецов «Золотая осень»

Учить рассказывать стихотворение выразительно, предавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

1 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах

2 Чтение произведений В. В. Бианки : «Голубой зверек» , «Снежная книга » , «Курица за белкой» , Готовимся к зиме», «Лесные домишки» Познакомить детей с творчеством В . В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного.

3 Аппликация по произведению В. В. Бианки Закрепить произведение В. В. Бианки в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства.

4 Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса.

1 Сюжетно-ролевая

игра «Библиотека» Поддерживать интерес к книге в сюжетно-ролевой игре

2 Конкурс «Нарисуй любимую сказку» Привлекать родителей к сотрудничеству с детским садом; развивать интерес к русским народным сказкам.

3 Лепка из соленого текста по мотивам стихотворения «Снежный кролик» О. Высотской Познакомить детей с новым произведением; учить выражать свое впечатление от .

4 Заучивание стихотворений про Новый год Создать предпраздничное настроение; продолжать учить рассказывать стихотворение выразительно, передавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

1 Постановка спектакля «Заяц-хваста» Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам, учить передавать характерные особенности животных; активизировать речь.

2 Чтение рассказов Н. Носова «Телефон» , «Огурцы» , «Мишкина каша» Познакомить детей с творчеством Н . Носова; развивать чувство юмора; учить находить мораль в прочитанном произведении.

3 Просмотр мультфильма «Незнайка в Солнечном городе» Продолжать знакомить детей с творчеством Н . Носова, развивать чувство юмора.

4 Чтение отрывков «Незнайка в солнечном городе» , рисование по мотивам произведения. Продолжать учить выражать свое впечатление от литературного произведения в художественном творчестве .

1 «Малые фольклорные формы» Познакомить детей с малыми фольклорными формами : пословицами, поговорками, скороговорками, загадками.

2 Словесная игра «Непослушный язычок» Учить выговаривать скороговорки, развивать ЗКР.

3 Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег?» Формировать эстетическое восприятие художественных текстов .

4 Заучивание стихотворений, посвященных Дню защитника Отчества. Продолжать прививать интерес к поэзии; учить читать стихи выразительно, с определенным темпом, меняя интонацию.

1 Чтение стихотворений и рассказов о весне Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов .

2 Заучивание стихотворений, посвященных Международному женскому дню. Продолжать учить интонационно передавать настроение стихотворения, воспитывать бережное отношение к близким.

3 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки, учить оценивать поступки главных героев.

4 Коллективная работа «Волшебная книга » Закрепить прочитанные произведения; учить передавать в рисунке характер героев, отношение к ним.

1 Чтение басен И. А. Крылова Познакомить детей с басней ; учить эмоционально воспринимать содержание басни; учить понимать ее нравственный смысл.

2 Рисование по мотивам басен И. А. Крылова Продолжать учить понимать мораль басен; учить отражать в рисунке отношение к героям, впечатления от прочитанного.

3 Игра- драматизация по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Развивать интерес к литературным произведениям ; продолжать учить разговаривать разным тембром, интонацией, темпом; учить использовать мимику и пантомимику в инсценировках; развивать речь.

4 Заучивание стихотворения «Где спит рыбка?» И. Токмаковой Учить передавать спокойное настроение стихотворения; развивать интерес к поэзии.

3 этап – заключительный (май)

№ Мероприятие Цели

Литературная викторина Закрепить , систематизировать знания детей о литературных произведениях .

Выставка «Наши любимые книги » Побуждать родителей участвовать в жизни детского сада; приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений .

Родительское собрание Подведение итогов с родителями, оценка результатов.

Анализ результатов проекта Обработка и оформление материалов проекта , анализ результативности

Выступление на педагогическом совете Передача опыта коллегам

Список литературы

1. Савенков А. И., Проведение учебных исследований в детском саду. / Савенков А. И / Самара : Издательство «Учебная литература » , 2005. – 32 с.

2. Голицина В. С., Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. / Голицина В. С. / М.: «Издательство Скрипторий» , 2012.

3. Бондаренко Т. М., Организация НОД в старшей группе детского сада Бондаренко Т. М. / Воронеж, 2012. – 192 с.

4. Веракса Н. Е., Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . / Веракса Н,Е., Веракса А. Н. / М : Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» Кирсановский район, Тамбовская область. УТВЕРЖДАЮ заведующий МБДОУ детский сад «Колокольчик» _________ О. В. Харькова «Использование нетрадиционных техник рисования»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ОСЕНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «В ГОСТЯХ У ПОДСОЛНУШКА» Роли исполняют: Подсолнух, Гриб, Ведущая, Осень (взрослые). Ежик, заяц, волк (дети). Дети с осенними листочками в руках забегают в музыкальный зал. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Листья желтые» Ребенок -...

Конспект занятия На тему: «Насекомые луга - бабочка» (старшая группа) Автор работы: Грачева Анна Вячеславовна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ Новоталицкий д/с №1 Ивановская область, Ивановский район, д.Беляницы. Пояснительная записка к занятию: Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: Насекомые луга...

Сюжетно-ролевые игры (старший дошкольный возраст) 1.«Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный...

Татьяна Звонова
Проект «Приобщение детей к миру художественной литературы»

Вид проекта : творческий, познавательный

Участники проекта : дети 3-4 лет, педагоги, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Образовательные области : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое и художественно -эстетическое развитие

Объект : развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Предмет : формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.

Проблема : необходимость чтения детям сказок

Место проведения : детский сад №1

Продолжительность : краткосрочный (3 месяца)

Цели : познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования литературного опыта в их творческой деятельности.

Задачи :

Образовательные :

1. Формировать у детей знания о русских народных сказках.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

3. Поощрять желание самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения .

4. Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания ролей к театрализации.

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям.

3. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе добра над злом) .

4. Воспитывать культуру речевого общения.

5. Воспитывать бережное отношение к книге.

Развивающие :

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Развивать артистические, творческие способности, с помощью воспитателя инсценировать народные сказки.

3. Развивать умение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общение с взрослыми) .

Формы работы с детьми : чтение сказок, беседа, использование игровых ситуаций, рассматривание иллюстраций, просмотр сказок с использованием ИКТ, игры-инсценировки, этические беседы, кукольные спектакли, упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера, загадывание загадок.

Ожидаемые результаты :

Слушать произведения художественной литературы (сказки)

Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;

Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Анализировать явление, событие, поступки литературных героев , оценивать их;

Воспроизводить содержание произведения;

С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

Отгадывание загадок

Предполагаемый результат :

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в привитии любви к русским народным сказкам, уметь инсценировать небольшие по содержанию сказки с помощью взрослого, в усвоении вечных ценностей : справедливости, правдолюбия, милосердия, великодушия, сочувствия, стремлении к добру.

Пояснительная записка

Сказка - прекрасное творение искусства. Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Высоко ценил народную сказку педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке : «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему : к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложней-шими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми» . Поэтому те уроки, которые дает сказка, это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью : в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Актуальность проекта :

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова .

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои , но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

Дети не любят слушать и читать художественную литературу , но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием

компьютерного оборудования, через драматизацию сказок с участием самих детей .

План реализации проекта

Этапы проекта Содержание деятельности

Практические мероприятия

I.Обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 1. Предложить детям принести в группу любимые книги со сказками из дома, провести беседы с ними.

2. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему : «Бережное хранение книг» 1. Беседы «Моя любимая сказка» и .

2. Проведение игры «Книжная больница»

II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы. 3. Организовать экскурсию в библиотеку д/сада.

Взаимодействие с педагогом-психологом 3. Игра-занятие «Необыкновенные книжки»

Знакомство детей с книгами библиотеки.

Обучение педагогом-психологом приемам владения куклами БИ-БА-БО

III. Реализация идеи 4. Чтение р. н. сказок : «Теремок» , «Волк и лиса» , «Маша и медведь» , «Лисичка-сестричка и волк» , «Заюшкина избушка» , «Волк и семеро козлят» , «Петушок и бобовое зернышко» , «У страха глаза велики» .

Показ их с помощью пальчикового и кукольного театров.

5. Выставка : «Наши любимые сказки»

6. Итоговое мероприятие- презентация с использованием ИКТ «Путешествие по сказкам» 4. Игра «От загадки к сказке» - формировать умение отгадывать загадки к сказкам.

5. Игра «Покажи героя» - дети определяют имя героя, имитируя его походку.

6. Инсценировка детьми сказки «Теремок»

7. Оформление коллажа «Наши любимые сказки»

8. Проведение конкурса совместно с родителями «Мой любимый сказочный герой»

9. Проведение ООД по развитию речи_ «Сундучок сказок» , «Путешествие по сказкам» .

Взаимодействия с родителями

1. Познакомить родителей с планом работы по проекту : «Дарите детям сказки» 1. План по реализации проекта

2. Провести родительское собрание. 2. Родительское собрание : «Роль сказки в жизни ребенка»

3. Анкетирование родителей по данной теме. 3. Результаты анкеты

4. Консультации для родителей 4. Консультации : «Приобщение детей к художественной литературе » , «Как правильно читать детям книги»

«Какое время в режиме дня выделить для чтения?» , «Как использовать сказки в качестве средства развития малыша?»

Вывод : По завершению реализации проекта

Дети научились внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы, анализировать поступки, с помощью взрослого инсценировать небольшие сказки, отгадывать загадки, раскрылись творческие способности. Но самое главное, в детях стали проявляться такие качества, как справедливость, сочувствие, стремление делать добрые дела.

Иващенко Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10 "Улыбка"
Населённый пункт: х.Александровка
Наименование материала: проект
Тема: Проект для детей средней группы по чтению художественной литературы в семье и ДОУ.
Дата публикации: 25.05.2017
Раздел: дополнительное образование

Проект для детей средней группы по чтению художественной

литературы в семье и ДОУ.

Воспитатель: Иващенко В.Н.

Вид проекта: краткосрочный, творческий педагогический, художественно –

Тема: «Неделя детской книги».

Длительность проекта: 1 неделя (с 23.01по 27.01.2017)

Возраст детей: средняя группа (дети 4-5 лет).

Цель и задачи проекта:

Введение в практику разнообразных форм и методов работы с

литературными произведениями, способствующих приобщению детей

к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной

активности детей;

Выявить знание детских сказок через различные виды игр;

Привлечь родителей к совместному творчеству, показать необходимость

чтения художественной литературы в семье.

Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному

отношению к ней.

Предварительная работа с

детьми:

Анкетирование родителей с целью выявления уровня приобщения детей к

худ. литературе в семье.

Тематическое оформление групповой комнаты,

Выставка книг для чтения детям 4-5 лет

Рисование совместно с родителями героев любимых сказок,

Чтение детских сказок, рассказов, стихов,

Выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания,

Подбор портретов поэтов и писателей.

Атрибуты и инвентарь:

Портреты детских писателей,

Портреты писателей – сказочников,

Разрезные картинки, «Мои любимые сказки»,

Иллюстрации с героями любимых сказок, рассказов, стихов.

Этапы реализации

проекта

Перед проведением проекта в группе была создана развивающая среда.

Оформлены выставки книг по следующим темам: «Умные

книжки», «Книжки – малышки»,«Волшебные сказки», «Моя любимая книга»,

Детям и родителям было дано домашнее

Нарисовать любимых героев,

Собрать дома и у знакомых книги, требующие ремонта.

Реализация проекта

Дни недели

Виды деятельности в течение

1 половина

2 половина дня

День первый

бом, тили –

загорелся

кошкин дом»

(День С. Я.

Знакомство

творчеством

произведения

путешествие

по выставке

* подвижная

игра «Мыши

водят хоровод».

стихотворения С.

Маршака «Пожар

* ОБЖ «Пожар.

предметы»;

1. Познакомить детей с

творчеством С. Я.

Маршака, вызвать

интерес к творчеству,

желание заучивать тексты

и анализировать поступки

героев. 2. В различных

видах деятельности

предложить детям

применить литературный

материал по творчеству С.

«Веселые

стихи» (по

стихам С. Я.

Маршака);

дидактическа

игра «Найди

* дидактическая

игра «Можно –

* рассматривание

книг С. Я.

Я. Маршака.

второй «Заба

картинки для

(День В. Г.

половина

половина

Знакомство с

творчеством

рассматриван

иллюстраций

В. Г. Сутеева

к сказкам;

сказки «Под

* лепка «Мой

сказки «Под

дидактическа

игра «Узнай

описанию» (з

агадки про

животных);

* подвижная

игра «Кто

быстрее под

сказки «Палочка

– выручалочка»;

* дидактическая

игра «Доскажи

словечко»;

* подвижная

игра «Зайка

умывается»;

* «Книжкина

больница» (ремон

детской книги В. Г.

Сутеевым.

2. В дидактических и

подвижных играх, в

творческих видах

деятельности закрепить

знание детей сюжетов и

героев сказок В. Г.

3. Показать детям приёмы

ремонта книг.

третий «Док

Айболит»

(День К. И.

Знакомство с

творчеством

Чуковского;

* дидактическая

игра «Как вести

больным?»;

* подвижная

1. Познакомить детей с

творчеством писателя,

вызвать интерес к

литературному слову, к

общению с книгой.

Чуковского)

стихотворени

я «Доктор

Айболит»;

рисование «Б

ольница для

игра «Путаница».

драматизация «М

уха – цокотуха»;

2. Учить высказывать свое

мнение о прочитанном,

давать оценку героям,

способствовать акти5.

Вызывать интерес детей к

творчеству К. Чуковского

при помощи

изобразительныхсредств;

выражать свое отношение

к сказочным персонажам.

визации связной речи.

четвертый «

Незнайка в

математическ

игра «Помог

и Незнайке»;

* «Незнайка

Луне» (спорт

развлечение);

* «Дом для

Незнайки и

друзей» (конс

труирование)

* подвижная

игра «Найди себе

* Беседа на

тему «Что такое

библиотека?»;

* дидактическая

игра «Сложи

картинку»

1. Познакомить детей с

творчеством Н. Носова. 3.

Развивать творческое

воображение, мышление,

2. Учить детей создавать

творческие работы на

основе прочитанного

произведения.

3. Учить детей выполнять

правила подвижных,

настольных, спортивных,

дидактических игр.

Путешествие

выставке «Во

сказки» -

рассматриван

отличающихс

оформлению,

направленно

Итоговое

мероприятие.

Инсценировка

сказки «Теремок»

для родителей.

Обсуждение

дальнейших

планов по

ознакомлению

буклетов.

1. Знакомить с

различными видами

сказочных произведений.

2. Учить узнавать

персонажи сказок, знать

пересказывать

свое отношение к героям

3. Закреплять умения

использовать средства

дидактическа

игра «Доска

словечко» (за

Дидактическ

ая игра «Из

какой сказки

выразительности (позы,

жесты, мимику,

интонации, движения)

Мероприятия с родителями:

1. Рисование любимых литературных героев.

2. Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома»

3. Выставка книг.

4. Пополнение библиотеки группы.

5. Печатная информация для родителей

(«Как научить ребёнка любить книги», «Как научить ребёнка

6. Изготовление книжек-малышек.

Результат реализации проекта:

1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских

писателей.

2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и

3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.

4. Были организованы для детей тематические выставки.

5. Дети научились ремонтировать книги.

6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

7.. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию

любви к чтению, приняли активное творческое участие в проекте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.