От 3 до 9 месяцев. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям. Определяющие принципы в воспитании ребенка до года

Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах. Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий момент упускается, и мы снова откладываем «развивашки» до следующего раза. Чтобы избежать такой ситуации, просто необходимо иметь под рукой ПЛАН! План развивающих занятий всегда сможет быстро подсказать нам как интересно и с пользой развлечь малыша.

Про все эти занятия я уже упоминала раньше в своих статьях, здесь же – короткая выжимка без лишних слов, в которую удобно заглянуть при необходимости, можно сказать конспект занятий. Если хотите прочитать подробнее о каждой игре — нажимайте на ссылку-название.

Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

Итак, развивающие игры с ребенком 9 месяцев и старше (подробный план):

1. Игры на развитие сенсомоторных навыков

  • (в любом порядке);

Пример матрешки (Лабиринт , My-shop , Read )

  • (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

  • (учимся насыпать песок совочком в ведро, стучим молоточком);

Пример стучалки (KoroBoom , Ozon , My-shop )


  • (открепляем, прикрепляем, передвигаем и т.д.)

2.

  • Рассказываем малышу ;

  • Разучиваем ;

  • (проводим «экскурсию» по дому, называем новые объекты на прогулке, );

  • (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
  • , повторяя вместе с малышом простые слоги

3.

Подборку книг для чтения детям до года можно найти здесь:

4. Просмотр или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

5.

6.

Малышу исполнилось 8 месяцев. Его умения и навыки становятся совершеннее, раскрывая перед ним новые возможности. Каждый ребенок индивидуален и в ближайший месяц он выберет свой путь получения информации о своем теле, окружающем мире, тайнах игрушек. Кто-то начнет ускоряться в ползании, кто-то сделает первые шаги у опоры и, возможно, пойдет, кто-то начнет произносить свои первые слова. Любой из этих вариантов — норма. Задача взрослых помочь карапузу освоить умения, интересующие его в данный момент, обеспечить развивающую среду, контролировать состояние здоровья и гигиену.

Изменения, происходящие с ребенком на 9-м месяце жизни

После 8-го месяца жизни малыш все больше преображается. Его движения и действия стали осмысленные, целенаправленные и скоординированные. Теперь его сложно назвать «несмышленышем», ведь он четко знает, чего он хочет. Малыш использует интонацию, голос, эмоции для выражения своих желаний, иногда четко видно, как он пытается манипулировать взрослыми. Бурная реакция и разнообразие форм и видов общения ребенка с окружающим миром и людьми – хороший признак. Так формируется личность ребенка, он осознает себя и свое место в семье.

Большинство деток на 9-м месяце жизни начнут говорить первые простые слова, вкладывая в них смысл. Переходя от звукоподражания к речи, карапуз будет использовать мимику и жесты, по которым вы безошибочно поймете, малыш обращается к вам. «Мама», «папа», «баба», «гав-гав» и т.д. – слова, которые постепенно приобретают образ конкретного человека или животного. Некоторые детки, кроме существительных, могут начать употреблять первый глагол: «дай». Он может звучать полностью или как сочетание двух первых букв. Называя удобный для него вариант, карапуз протянет руку в сторону интересующего его предмета и выразительно на вас посмотрит. Не бойтесь, вы не пропустите этого события, четко поймете, когда оно произойдет.

В игровой и познавательной деятельности между 8 и 9 месяцами жизни кроха все чаще будет использовать два пальчика: большой и указательный. Захватывая ими предметы, двигая и перенося с место на место игрушки. Появление этой возможности принято называть «пинцетный захват» и он свидетельствует о совершенствовании мелко-моторных навыков, нервной системы. Малыш все чаще будет останавливать свое внимание на мелких рисунках и крошках, постарается их схватить пальчиками и положить в рот.

Уберите из поля зрения малыша все мелкие предметы. Карапузу хватит и минуты, чтобы схватить и положить в рот пуговицу, монету или батарейку. Это очень опасно.Будьте бдительны!

Самые активные и нетерпеливые детишки на 9-м месяце уже не только поднимаются у опоры и начинают делать первые шаги, а по-настоящему топают, удерживая свое тело при помощи рук. Но не спешите помогать карапузу, облачать его ноги в ботинки или сандалии. Если ваш кроха перемещается по дому, придерживаясь за стены, то обувь ему пока не нужна. Чувствуя стопами различные поверхности, совершенствуя равновесие, наступая на неровные края, малыш массажирует множество важных точек, положительно влияющих на весь организм в целом.

Как подобрать первые ботинки для карапуза

  • подходить крохе по размеру. Для формирующихся детских ног недопустимо применять тесные или очень большие ботинки;
  • быть выполнен из натуральных тканей, предпочтительно кожи. Искусственные материалы не пропускают воздух, что неблагоприятно сказывается на коже ног, способствует размножению бактерий;
  • иметь жесткий задник. Нога малыша еще формируется, кроха учится правильно ставить ножку во время ходьбы, чтобы избежать травм и неправильного формирования ноги остановите ваш выбор на обуви, имеющей жесткий задник;
  • подошва не должна быть резиновой. Резина – мягкий материал, легко поддающийся деформации при нагрузке. Для формирования правильной стопы нога должна находиться на жесткой поверхности;
  • под пяткой должен быть небольшой каблучок (0,5 – 1 см) для формирования правильного подъема свода стопы, профилактики плоскостопия.

Указанные особенности строения детской обуви должны применяться родителями, как минимум, до школы. Выбор правильных ботинок и сандалий позволит крохе сформировать правильную походку, сохранить здоровье ног и суставов.

Физическое развитие ребенка

Набор веса на 9-м месяце жизни постепенно снижается. Большинство детей наберет за 4 недели не более 500 гр. Вверх карапуз вытянется на 1-2 см. Голова и грудина прибавят по 0,5 -1 см.

Все ярче проявляется индивидуальность развития ребенка. На 9-м месяце жизни, некоторые родители начинают волноваться, если их карапуз по весу или росту не попадает в обозначенные педиатрами нормы. При оценке состояния ребенка: гармоничности его развития, не стоит делать выводы о проблемах со здоровьем, ориентируясь только на эти две величины. Помните, что на итоговый вес влияют болезни, активность ребенка, заложенные генетические особенности организма. Рост малыша зависит от питания, наследственных факторов, экологии. Давать оценку гармоничности развития может только врач, после оценки всех факторов и сравненияпоказателей, полученных в течение предыдущих 8-ми месяцев.

Если у вас в семье все взрослые небольшого роста и веса, то вполне нормально, что ребенок будет меньше своих сверстников. В случае, если члены вашей семьи крупного телосложения, высокие, то вполне вероятно опережение норм границ веса и роста.

Отдельный вопрос о видимой избыточности веса у детей на 9-м месяце жизни. После введения прикорма многие дети набирают значительно больше установленных норм, становясь упитанными, пухленькими. Прежде чем делать вывод об ожирении, обратите внимание на умение своего карапуза, приобретенные на данный момент навыки. Если ребенок подвижен, активен, но еще не научился ползать или ходить, то излишняя масса вполне нормальна. Как только кроха освоит эти действия, все придет в норму. В случае, если малыш уверенно ходит или ползает, а вес существенно превышает нормы, при этом рост находится в установленных рамках, то необходимо обратиться к педиатру для установления причин излишнего набора веса, коррекции питания.

Граничные показатели развития ребенка в зависимости от пола

Пол ребенка Нижняя граница роста Верхняя граница роста Нижняя граница веса Верхняя граница веса Средний объем головы Средний объем груди
Мальчик 8 мес. 66,8 73,1 7,5 10 45,5 48
Мальчик 9 мес. 68,2 75,1 7,9 10,5 46 48,5
Девочка 8 мес. 66 72,5 7,2 9,3 45 47
Девочка 9 мес. 67,5 74,1 7,5 9,7 45,5 47,5

Нервно-психическое развитие и эмоции

Наряду с возросшими физическими способностями множество изменений происходит в психике ребенка. Его эмоциональное, нервно-психическое развитие идет очень быстро. На 9-м месяце жизни карапуз уже хорошо понимает речь взрослого и может выполнить простую просьбу, состоящую из знакомых слов: «дай куклу», «покажи мяч».

Играя с предметами, ребенок постепенно дополняет используемые приемы игры более нежными движениями. Он может гладить, щупать, обнимать куклу или другую игрушку. Увидев свое отражение в зеркале, кроха улыбается, тянет ручки и смеется. Время самостоятельной игры с одним предметом может увеличиться до 10-ти минут, а если во время занятия кроху отвлечь, то он вернется к прерванной игре чуть позже.

В эмоциональном плане заметны значительные изменения. Кроха бурно реагирует на свои победы и неудачи, пытается манипулировать родителями, охотно идет на контакт с другими детьми. Все больше карапуз привязывается к своей маме, все чаще требуя ее внимания и ласки. Громко и яростно реагирует на запреты, радуется, когда его хвалят. В этот период начинает формироваться самооценка. Следует внимательно подбирать слова, если вам необходимо поругать или остановить кроху от нежелательных действий.

Постепенно реакция на посторонних людей становится более спокойной. Если кроха находится рядом с мамой дома и к ним в гости приходит незнакомый для малыша человек, то карапуз уже не будет реагировать слезами. Но ходить в гости все еще сложно. Незнакомая обстановка и новые люди продолжают пугать малыша. Кроха очень не любит расставаться с мамой, его пугают громкие звуки. У некоторых детей в этот период появляется боязнь пылесоса или фена.

Заметно развились память и восприятие. К знакомым предметам малыш применяет необходимые действия. Получая новую игрушку, знакомство начинает с движений, используемых им с подобными вещами.

Поведение

Возрастающая привязанность к маме становится заметной. Карапуз тяжело реагирует на расставание, может проявлять не только капризность, но и страх. Если малыш видит, что мама одевает верхнюю одежду, то он понимает, что она собирается уходить и может заплакать.

Полностью спокойным кроха чувствует себя дома, где ему знакомы все предметы, в окружении близких людей. Для ровного развития рекомендуется проводить в комфортных для малыша местах, как можно больше времени. Посещение гостей и мест большого скопления людей должно быть редким.

Постепенно страх перед незнакомыми людьми становится чуть меньше. Малыш все еще насторожен при первом знакомстве. Если мама чувствует себя спокойно, ведет дружелюбную беседу и улыбается, то карапуз быстро отбрасывает страх и начинает знакомство с новым человеком.

Малыш уже хорошо понимает значение слов «нельзя» или «нет». В большинстве случаев он протестует против запрета слезами, криком, капризами. Некоторые карапузы пытаются использовать простые способы манипуляции взрослыми, истошно крича или ноя достаточно длительное время. Не поддавайтесь. Если вы решили что-то запретить, то не отступайте от своих правил. Так вы покажете малышу границы дозволенного, сохраните свой авторитет.

Умения ребенка в 8 месяцев

Карапуз на 9-м месяце жизни многое умеет. Среди самых ярких навыков:

  • умение подняться в сидячее положение и вернуться из него на спину. Может поднять свое тело при помощи руки или, поднявшись на четвереньки, сместив попу в нужное положение;
  • повороты в разные стороны из разного положения;
  • подъем на ноги в кроватке, попытка сделать небольшие шаги;
  • игры с руками, хлопки в ладоши. Если научить, машет ручкой, прощаясь и здороваясь;
  • ползанье. У детей, научившихся рано ходить, этот навык пока остается слабым. Во время передвижения на четвереньках свободно отрывает руку и берет игрушку. Некоторые дети, вместо классического ползания, предпочитают передвигаться на попе;
  • захват предмета большим и указательным пальцами;
  • указывание на интересующий предмет пальчиком;
  • умение самостоятельно пить из чашки или бутылочки, может кушать небольшие кусочки пищи;
  • понимание обращенной к нему речи, выполнение простых просьб;
  • способность показать, где находятся некоторые части тела: ручки, ножки, носик и т.д. Этот навык появляется, если ежедневно заниматься с ребенком, называя и показывая части тела на себе и на крохе;
  • умение снять с себя носки, лежа на спине.

Двигательные навыки

Моторные навыки 8-ми месячного карапуза становятся все более совершенными и осознанными. Малыш не задерживается в положении лежа на спине, все время стремится перевернуться или сесть, поползти или встать.

В игре заметен существенный прогресс в хватании и бросании небольших предметов. В зависимости от ситуации малыш может стремиться схватить одну игрушку двумя руками или попытаться взять сразу два предмета, заполучив которые начинает выполнять игровые действия.

Постепенно руки малыша становятся подвижнее. Ладошка открыта, пальчики растопырены. Малыш готовится к активному развитию мелкой моторики.

С освоением навыка вставать на ноги, ребенка начинает интересовать возможность забраться на окружающие предметы. Некоторые карапузы научаться забираться на диван или стул уже к 9-ти месяцам. Следует внимательно следить за ребенком в этот период, не допуская падений.

В норме, малыш на 9-м месяце жизни:

  • увидев, предложенный ему предмет, самостоятельно садиться и тянется;
  • сидя, легко снимает ткань с головы, если вы его накрыли;
  • протестует, сопротивляется попыткам отобрать у него игрушку;
  • смеется и пытается найти маму при игре в «ку-ку»;
  • захватывает предмет большим и указательным пальцами;
  • стремится повторить предложенные движения;
  • берет знакомый предмет или указывает на него пальчиком по просьбе взрослого.

Первые шаги

Некоторые дети сделали свои первые шаги чуть раньше, но для большинства этот ответственный момент настанет между 8 и 9 месяцами жизни. Кроха поднимет свое тело, придерживаясь за опору, попытается переместиться. Первый шаг обычно слишком широкий и неуклюжий, но с развитием понимание техники ходьбы карапуз с каждым днем будет совершенствовать.

Стимулированию навыка ходьбы способствуют:

  • предложение достать игрушку, лежащую на высоте. Обычно малыш поднимается на ноги около дивана, а взрослый кладет интересный предмет на небольшое расстояние. Любопытство заставит кроху искать пути к достижению предложенной игрушки и попытается переступать ножками, придерживаясь за край дивана. Хорошо постепенно увеличивать расстояние, которое нужно преодолеть ребенку;
  • движения в такт музыке. Когда малыш стоит, включите музыку и начните танцевать. Кроха будет пытаться повторить за вами движения;
  • во время прогулки на улице, достаньте кроху из коляски и поставьте его около лавочки. Его заинтересует разнообразие мира, он будет стараться менять свое положение тела.

Техника безопасности

Увеличивающаяся двигательная активность ребенка требует от родителей повышенного внимания к безопасности. Ваш дом должен быть полностью подготовлен к любым желаниям карапуза. Рекомендуется:

  • закрыть острые углы мягкой тканью;
  • установить заглушки на все доступные розетки;
  • убрать провода за мебель или скрыть их под ковром;
  • закрепить легкую и подвижную мебель;
  • все химикаты и лекарства убрать в недоступное место;
  • убрать бусы, пуговицы и другие мелкие предметы из доступных мест;
  • бьющиеся, хрупкие предметы поднять повыше.

Дети не думают о безопасности, они просто играют и изучают окружающий мир. Задача родителей создать условия, в которых малыш будет чувствовать себя свободно и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности.

Волосы и ногти

Уход за волосами 8-ми месячного ребенка производится ежедневно. Следует расчесывать кроху специальной щеткой после каждого сна, стимулируя рост волос и приучая к уходу за собой. Мыть голову с шампунем нужно не чаще раза в неделю. Использовать для этого средство подходящее для детей этого возраста. Выбранный шампунь должен быть с низким индексом возможной аллергии (гипоаллергенным), не содержать отдушек и красителей.

Ногти ребенка требуют постоянного контроля. Кроха много времени ползет и играет с различными предметами, соприкасается с большим количеством микроорганизмов, находящихся вокруг нас. Во время вечернего купания нежелательные микробы легко смываются с тела, но из-под ногтей их убрать сложнее. Следует следить за длиной ногтевой пластины крохи и своевременно ее обрезать. Для этой процедуры желательно использовать специальные ножницы для детей, с закругленными концами. Удобные щипчики или острые ножницы лучше не использовать, они легко могут поранить подвижного кроху во время процедуры. Ноготь обрезается строго по прямой, не закругляя форму.

Слух и зрение

На 9-м месяце жизни обостряется восприятие резких громких звуков. У некоторых детей появляется страх перед пылесосом и феном. Эти страхи проходят, если познакомить малыша с предметом, издающим их. Показать, зачем вы используете этот бытовой предмет. Кроха может не сразу перестать бояться, поэтому при использовании шумной бытовой техники постарайтесь предупреждать карапуза о своих действиях.

Находясь в сидячем положении и пытаясь извлечь звук, малыш может поднимать или опускать голову, в попытке лучше услышать звучание. Это хороший признак. Малыш исследует способы распространения звука и возможности определения места их происхождения.

Зрение ребенка на 9-м месяце жизни становится острым. Малыш теперь видит мелкие крошки и отдельные элементы рисунка обоев или ковра, хорошо различает и видит знакомые предметы на любом расстоянии и с любого ракурса. Кроха уже различает игрушки по цвету, форме, текстуре. Играя, выбирает действия, подходящие для используемого предмета: круглые вещи катает, квадратные и прямоугольные – ставит друг на друга.

Зубы

У большинства деток к этому периоду уже появилось первых 2 зуба и в ближайшие 4 недели может появиться от 2-х до 4-х новых. Постепенно можно приучать карапуза чистить зубки. Вначале это делает мама, используя детскую зубную щетку, смоченную в чистой воде. Использование зубной пасты не требуется. Раннее приучение ребенка к чистке зубов позволит выработать привычку и избежать проблем с зубами в последствии.

Социальный контакт

Все большую роль в жизни ребенка играет социальный контакт. Общаясь с окружающим миром при помощи звуков, взглядов и улыбки, карапуз находит все больше способов четко объяснить свои желания и потребности. Появляются новые эмоции: смущение и обида.

Все сильнее чувствуется привязанность к маме, выражающаяся в требовании постоянного присутствия, активном диалоге, сильной реакции на расставание.

Возрастает интерес к общению с другими взрослыми и детьми. Карапуз внимательно наблюдает и копирует наиболее понравившиеся действия и звуки. Все сильнее выражается желание подражать. Кроха хочет самостоятельно кушать из ложки, пить из кружки. Стоит поддерживать эти порывы, показывая ему, как правильно выполнять то или иное действие. Показывайте, как мыть ручки, держать кружку и т.д.

Речь ребенка

Речь карапуза развивается в двух направлениях. С одной стороны увеличивается понимание обращенной к ребенку речи, с другой совершенствуется умение подражать звукам, использовать сочетание знакомых слогов в качестве обозначения конкретного предмета или действия. Большинство детей между 8 и 9 месяцами первый раз произносят осознанное «мама» и «папа», впервые употребят глагол «дай» в полной или сокращенной форме.

Развитие понимания обращенной речи выражается в безошибочном восприятии простейших просьб. Рекомендуется, как можно чаще предлагать малышу подать, положить или указать на знакомый ему предмет или человека. Такие упражнения закрепляют образованные звуко-зрительные связи в головном мозге, способствуют скорейшему появлению связной речи.

Лепет малыша становится эмоционально окрашенным, напоминает монолог. Малыш может долго негодовать, используя разнообразные звуки, если у него не получается совершить действие, радостно лепетать, увидев маму или другого знакомого человека. Если внимательно прислушаться, то в лепете ребенка можно услышать все звуки родного языка.

Развитию речи между 8 и 9 месяцами жизни способствуют:

  • активное употребление описания во время игры. Как можно чаще называйте предметы, их цвет и форму, рассказывайте, что вы делаете. Желательно использовать непосредственное название предмета или героя (кукла, собака), а не имя (Маша, Тузик), следить за чистотой собственной речи;
  • игра в «покажи». Как можно чаще просите карапуза показать, где находится определенный предмет, кто на фото мама и т.д. Не расстраивайтесь, если вначале ребенок не сможет уверенно дать правильный ответ. Помогите ему, самостоятельно указав на необходимую игрушку или человека. Постепенно кроха поймет, что вы хотите, начнет делать успехи;
  • просите малыша выполнить простые просьбы: подать, показать, принести;
  • предлагайте занятия, развивающие мелкую моторику. Сенсорные мешочки и бизиборды, игры с кубиками, конструктором и т.д.;
  • не сюсюкайте и не заменяйте полные слова на их уменьшенные аналоги. С самого начала называйте автомобиль машиной, а не би-би и т.д.;
  • читайте книги, пойте песенки, декламируйте стихи. Чем больше красивой, чистой речи будет звучать вокруг ребенка, тем быстрее и качественнее он заговорит.

Правила по уходу

Новшеством для 8-ми месячного ребенка становится его желание изучать продукты своей жизнедеятельности. Карапуз может пописать или покакать и попытаться потрогать или даже попробовать на вкус полученный материал. Не стоит позволять ему это делать. Через это стремление постепенно формируется понимание между действием и последствием, малыш начинает осознавать, зачем мама высаживает его на горшок. Но не стоит радоваться раньше времени. Полное понимание необходимости горшка придет намного позже, ближе к 2-2,5 годам. Если вы приучите, то карапуз будет проситься на горшок на уровне рефлексов.

Купание и гигиена

Купать малыша на 9-м месяце жизни стоит каждый день в чистой воде. Можно добавлять слабые растворы трав, рекомендуемые педиатром. Мыло используется только после дефекации 1 раз в день. Раз в неделю можно помыть голову малышу шампунем для детей.

Во время купания все большую роль играют специальные игрушки. Кроме резиновых животных и кукол, можно предложить карапузу мельницы и фонтаны, небольшой ковшик и кружку. Игры с водой доставляют карапузу удовольствие и способствуют расслаблению.

Время купания варьируется в зависимости от настроения ребенка и занимает от 10 до 40 минут.

Хорошо разнообразить процедуру очищения кожи различными полезными для развития занятиями:

  • пойте песенки и читайте стихи о воде и чистоте;
  • учите играть с игрушками, показывая, как их использовать;
  • предложите самостоятельно помыть свои руки или ноги;
  • рассказывайте, как называется часть тела, которую вы моете в данный момент.

Питание

На 9-м месяце жизни ребенка, при наличии 4-х передних зубов можно постепенно менять консистенцию предлагаемых блюд. Постепенно от пюреобразного питания нужно отходить, предлагая крохе жевать. Использование челюсти во время еды положительно влияет на развитие вкусовых рецепторов, речи, общих знаний ребенка о еде.

Продолжает изменяться режим кормления. Если еще месяц назад между 2-мя и 3-мя дневными кормлениями, состоящими из прикорма, карапуз мог попросить мамину грудь, то теперь он часто об этом забывает, занявшись игрушками. Все дело в увеличивающемся количестве прикорма. Если до этого он был ознакомительным (педагогическим), то к началу 9-го месяца объем пищи увеличивается приблизительно до 100 грамм за одно кормление и полученной пищи хватает для обеспечения энергией до следующего перекуса.

Следует задуматься над тем, чтобы малыш кушал с остальными членами семьи. Это благоприятно скажется на его самооценке, аппетите, простимулирует желание кушать самому.

К 9-ти месяцам малыш должен полностью заменить грудь на прикорм в 2-х из 5-ти подходов к еде в течение дня. Интервал между приемом пищи постепенно увеличивается до 4-х часов. Грудь или смесь обязательны в утреннее и последнее вечернее кормление.

Желательно к 9-ти месяцам ввести многокомпонентную пищу, каши из 3-5 злаков, пюре из нескольких видов овощей, овощи с мясом. Если малыш хорошо отреагирует на творог, то им можно заменить четвертое кормление. Продолжайте знакомить ребенка с новыми продуктами во второе утреннее кормление.

Таблица разрешенных продуктов для ребенка 8-9 месяцев.

Продукт Возраст введения
Фруктовый сок 5-6 мес.
Фруктовое пюре 5-6 мес.
Творог 6,5 мес.
Овощи 6 мес.
Молочная каша 5 мес.
Безмолочная каша 7 мес.
Мясо 7 мес.
Рыба 8 мес.
Кефир 7 мес.
Хлеб 7 мес.
Сухари, детское печенье 6 мес.
Растительное масло 6 мес.
Сливочное масло 6 мес.
Яичный желток 6 мес.
Многокомпонентная молочная каша 8 мес.
Многокомпонентная безмолочная каша 8 мес.
Многокомпонентное овощное и фруктовое пюре 8 мес.

Сон и режим дня

Спит 8-ми месячный ребенок по-прежнему. Ночной сон занимает 10-11 часов, днем кроха отдыхает дважды по 2-3 часа. Некоторые дети постепенно начинают переходить на однократный дневной сон, который занимает до 4-5 часов. Рекомендуется перед сном проветрить помещение, приглушить свет, создать естественную тишину. Малыш должен быть чистым, накормленным, уставшим. Температура помещения не должна превышать 22 градусов, влажность — не менее 50% и не более 75%. Хорошо предлагать карапузу поспать во время прогулки на свежем воздухе.

Гулять с 8-ми месячным ребенком нужно каждый день. Чем больше времени вы будете проводить на свежем воздухе, тем лучше. Если малыш не спит во время прогулки, то посадите его, дав возможность изучать окружающий мир.

Рекомендуется соблюдать режим дня. Оптимальным считается режим, при котором малыш спит, ест, гуляет и играет в одно и то же время. Постепенно кроха привыкает к последовательности действий и будет чувствовать себя более уверенным.

Зубы, инфекции и другие события, нарушающие график жизни ребенка, на 9-м месяце жизни могут привести к смещению графика жизнедеятельности малыша. Некоторые карапузы путают день и ночь, начиная активничать ближе к вечеру и отказываясь уходить на ночной сон. По утрам же наоборот, просыпаются поздно, ведут себя вяло. Такой график сильно влияет не только на малыша, но и здоровье мамы. Следует, как можно быстрее вернуть ребенка в нормальный режим дня, не дав привыкнуть к новому.

Закаливание

Укреплению иммунитета на 9-м месяце жизни способствуют действия, направленные на закаливание организма. Если вы уже на протяжении нескольких месяцев используете базовые принципы приучения организма к перепаду температур, то ваш ребенок уже привык к этим процедурам и практически не реагирует насморком и температурой на изменения, происходящие в природе. Следует продолжать проводить воздушные и солнечные ванны, обтирать водой комнатной температуры, избегать кутания.

Если по каким-либо причинам вы еще не проводили процедуры по закаливанию организма, то начинать необходимо постепенно. Солнечные и воздушные ванны для начинающих следует проводить на время, не превышающее 5-ти минут в комнате с температурой не ниже 22 градусов. Обтирание лучше делать водой, чуть теплее комнатной температуры.

Как развивать малыша?

На 9-м месяце жизни ребенка игры и развивающие занятия начинают иметь большую роль. Развивающая среда для малыша выстраивается по его потребностям и должна содержать в себе разнообразные игрушки и предметы для формирования двигательного совершенства, умственных способностей, развития речи и познаний об окружающем мире.

Малыш уже много умеет, поэтому взрослые могут предложить ему большой спектр различных игр и упражнений. Подбирать их рекомендуется под темперамент и вкус ребенка. Спокойным детям хорошо предложить занятия, не требующие концентрации и манипуляции пальцами рук, активным и подвижным – игры и познавательные занятия, требующие скорости.

Среди подходящих для детей между 8 и 9 месяцем жизни занятий можно предложить:

  • игры с коробочками, сумочками, сортерами. Предложите собрать предметы в коробку, достать их из сумочки, подобрать по размеру и форме. Вначале покажите, как это делать сами, после совершите действие руками карапуза, дайте возможность повторить самостоятельно;
  • катать и бросать мячики и шарики. Сядьте напротив ребенка и покатите к нему шарик. Предложите крохе оттолкнуть его в вашу сторону. Научите бросать мяч, пробовать ловить его и т.д.;
  • «волшебный мешочек». Сложите в непрозрачный мешок несколько игрушек. Дайте карапузу потрогать его. Спросите, что находится внутри. Извлеките предмет;
  • «оркестр из кастрюль». Дети очень любят предметы, движения с которыми производят звук. Дайте малышу кастрюлю и крышку. Покажите, как хлопнуть ею. Предложите положить в кастрюлю игрушку и повторить действие;
  • «хрюкаем и гавкаем». Показывайте карапузу разные варианты сочетания звуков, предлагайте ему самостоятельно повторять за вами;
  • замки и башни. Стройте с малышом небольшие башенки и позволяйте ему их рушить;
  • книги и разговоры. Предложите полистать книгу для младенцев, показывайте, кто изображен, что он делает и т.д.;
  • ролевые игры. Пора познакомить карапуза с играми в куклы. Возьмите одни из них и начните разговаривать с крохой. Он очень обрадуется. При помощи куклы покажите простые игры: чаепитие, прогулки, укладывание спать;
  • прятки и догонялки. Если малыш уже хорошо ползает или двигается у опоры, предложите ему убегать от вас, а сами мелкими шагами или на четвереньках делайте вид, что не можете догнать.

Кроме обычных игр, хорошо предложить карапузу самостоятельно изучать окружающий мир. На 15 мин за один раз, и не более 1 часа в день можно поставить кроху в ходунки. Вначале кроха будет просто стоять, смотреть вокруг себя, но достаточно быстро освоит предложенную технику и начнет передвигаться по комнате. На счет использования ходунков родителям необходимо проконсультироваться с врачом.

Какие развивающие игрушки нужны

Игротека на 9-м месяце жизни расширяется. К уже купленным ранее игрушкам добавляются новые, развивающие умственные навыки и совершенствующие умение ползать и ходить. Среди наиболее полезных можно выделить:

  • Каталки и ходилки. Игрушки, помогающие малышу освоить навык ходьбы, должны выдаваться малышу под строгим контролем взрослых, пока малыш не научится самостоятельно ходить без опоры;
  • Заводные игрушки. Новый вид развлечения, позволяющий оживить персонажей, заставить их производить новые для ребенка звуки. Хорошо влияют на развитие слуха, зрения, координации;
  • Пирамидки и сборные игрушки с большими деталями. Умение выстраивать небольшие башенки, соединять простой конструктор или вкладывать одну деталь в другую, хорошо влияют на развитие мелкой моторики;
  • Коробочки, ведерки, тарелочки разных размеров и цвета. Хорошо приобрести набор посуды. Малыша очень интересуют игрушки, по форме напоминающие предметы из жизни взрослых. Наличие уменьшенных копий таких предметов хорошо развивает понимание предназначения конкретной вещи для определенных действий;
  • Кубики и мячики. Разные по форме и размеру, тренируют не только моторику, но и умственные способности. Можно постепенно при помощи таких предметов обучать ребенка различать и разграничивать большое и маленькое, сортировать по цвету;
  • Куклы и звери. Резиновые, пластиковые, тряпичные, чем больше разнообразие животных и кукол, тем лучше. Называйте название животного, рассказывайте, что он кушает и как говорит. Чем больше информации получит малыш на данном этапе, тем богаче будет его речь и знания впоследствии;
  • Сенсорные мешочки и бизиборды. Старайтесь уделять достаточно внимания мелкой моторике ребенка. Предлагайте ему щупать разные на ощупь предметы, открывать безопасные дверцы бизиборда, дергать за молнии и пытаться закрыть окошки;
  • Музыкальные инструменты и игрушки. Малышу очень нравится слушать различные звуки и мелодии. Позвольте ему самостоятельно изучать мир звуков;
  • Книжки для младенцев. Чем раньше познакомите малыша с книгой, тем больше вероятность, что он будет ее любить впоследствии.

Кроме обозначенных игрушек, хорошо предлагать малышу играть с разными кнопочными моделями, использовать в качестве игрушек безопасные вещи взрослых. Каждый новый предмет малыш изучит и попробует на вкус. После первого знакомства и изучения покажите, как с игрушкой можно заниматься. Малыши не умеют придумывать игровые действия самостоятельно – это задача родителей. Научив кроху играть в 8 месяцев, вы увидите, как быстро он придумывает новые варианты занятия с предметами.

Что должно насторожить, оценка умений.

Развитие малыша идет стремительно и каждый день вы можете заметить изменения, происходящие с ребенком. Развитие проходит в норме, если ваш малыш:

  • Лежа на спине, поднимается в положение сидя, пытаясь достать предложенную ему игрушку;
  • При попытке накрыть его пеленкой тут же сдергивает ее с головы;
  • Протестует и негодует при попытке отобрать у него игрушку;
  • Хохочет, когда с ним играют;
  • Во время игры использует обе руки, при этом в каждой из них может находиться по одной игрушке;
  • Узнает на фотографии знакомых взрослых;
  • Поднимает с ровной поверхности небольшие предметы при помощи 2-х пальцев;
  • Копирует поведение взрослых;
  • Понимает вопрос «где» и с удовольствием ищет названный предмет.

Если один или несколько указанных навыков слабо развиты, то необходимо постараться развить их, как можно быстрее.

Вас должно насторожить, если кроха не может:

  • Ползти назад, вперед или по кругу;
  • Стоять при поддержке;
  • Схватить маленький предмет 2-мя пальцами;
  • Сидеть, самостоятельно удерживая равновесие;
  • Пить из чашки или стянуть пеленку с головы;
  • Постучать удерживаемым предметов об пол;
  • Произнести более 8-ми слогов;
  • Проявлять эмоции.

Наличие одного или нескольких признаков у карапуза – повод срочно посетить педиатра. Возможно, придется пройти дополнительное обследование у других специалистов.

Снижение аппетита, активности, излишняя капризность, без признаков появления зубов также должны побудить вас обратиться к врачу.

Малыш растет и развивается, радует своим смехом и попытками покорить новую высоту. Возможно, вы уже услышали первое «мама» или «папа». Теперь ваша жизнь стала меняться, ускоряться. Не забывайте думать о себе и своем здоровье, отдыхайте и старайтесь быть спокойными и счастливыми. Для вашего ребенка каждый день – открытие, радуйтесь вместе с ним и не забывайте делать фотографии самых первых и важных шагов малыша.

Малышу исполнилось 9 месяцев, а это значит, что он станет проявлять все больше самостоятельности, инициативы и будет сам принимать решения в своих играх. Задача родителей в это время — обеспечить независимость младенца и его безопасность.


Физиологические параметры в 9 месяцев

  1. В норме рост будет 71-73 см. Ничего страшного, если малыш не попадает в этот диапазон, это — средний показатель. Но если рост ребенка значительно меньше, то стоит обратиться с этим вопросом к педиатру.
  2. Вес мальчиков в 9 месяцев составит 9,3-9,9 кг, а вес девочек — 8,8-9,8 кг. С прошлого месяца прибавка будет составлять около 500-700 гр.
  3. Окружность головы — 45,3-46,3 см, груди — 46,7-47,9 см.
  4. Зубы. Уже начинают появляться верхние крайние резцы.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

  1. Понимать слова «нет» и «нельзя».
  2. Улавливать интонации, значения слов и понятий.
  3. Различать объем, вес, цвет, размеры и форму игрушек.
  4. Отзываться, если позвать его по имени.
  5. Запоминать названия разных вещей и смотреть в их сторону, если вы их называете.
  6. Если вы их спрячете, то он с интересом начнет их отыскивать.
  7. Теперь ему больше нравится возиться с игрушками, когда он сидит.
  8. Комплексные движения теперь не проблема для малыша — он с легкостью может собрать маленькие предметы двумя пальчиками (указательным и большим).
  9. Махать ручкой «пока-пока» или давать ее по просьбе.
  10. Если на пути его ползания окажется подушка или другой невысокий предмет, то малыш сможет залезть сверху.
  11. Делает первые попытки стоять самостоятельно, не опираясь на что-либо.
  12. Держась за перила кроватки, может переступать ножками, двигаясь бочком.

Чем хорош манеж?

Если ваш ребенок чрезмерно активен, а у вас много неотложных дел, в самый раз будет приобрести переносной манеж. В нем найдется место для малыша, чтобы ползать, да и вы всегда сможете приглядывать за своим чадом.

Манеж хорош тем, что не нужно покупать многочисленные заглушки на розетки, насадки на острые углы мебели. Тем более что не всегда в наших силах предсказать, где может таиться опасность.

Манеж должен быть легким, если вы хотите его переносить из комнаты в комнату. Кстати, в одном помещении вы сможете ставить его в разные места — так ребенок не заскучает от однообразия.

Прекрасным решением станет манеж, который можно сложить , если в нем нет необходимости.

Но, даже если малыш находится за «заборчиком», все равно нужен пристальный надзор за ним, так как ребенок может научиться передвигать манеж, куда ему заблагорассудится. А это уже может быть чревато негативными последствиями.


Распорядок дня

Сон

Малыш также продолжает спать ночью по 10 часов, дневной сон станет двухразовым — по 1,5-2 часа.Не бойтесь оставлять на ночь открытой форточку — если ребенок по-настоящему замерзнет, то он даст вам об этом знать. Если он крепко спит, значит, все нормально. А свежий воздух способствует лучшему кровообращению и хорошей работе мозга. Таким образом, малыш еще и закалится, и у него сформируется прекрасный иммунитет. Если ребенок раскрывается во время сна, то это может значить, что ему жарко. Но вот он проснулся и заплакал от холода, значит, переверните его спать на живот, тогда ему не так легко будет сбросить с себя одеяльце. До года матрас должен оставаться твердым, а подушку лучше не использовать.

Питание

Питание также остается пятиразовым — в 6:00, 10:00, 14:00, 18:00 и 22:00.

  1. Первое и последние кормления также составляет грудное молоко или молочная смесь по 200 мл.
  2. На второе кормление можно давать каши из различных круп, половинку желтка и фруктовый сок.
  3. В рацион уже входит мясной бульон с сухариком и мясное пюре на обед . Добавьте к этому овощное пюре и сок.
  4. На ужин полезно кормить малыша творогом, кефиром и фруктовым пюре. Так пища не будет очень тяжелой на ночь, и малыш будет хорошо засыпать. Общий объем пищи не должен составлять более литра или 1000 граммов в день.
  5. Последнее кормление в 22:00 не обязательно — если ребенок отказывается кушать, то не стоит проявлять насилия.

Каши не протирайте, просто хорошо их разварите. Это будет полезно для ребенка, так как научит его правильно жевать и проглатывать еду. Тем более что зубов у него стало больше, и с этой задачей он уже легко справится.

Мясные блюда смешивайте с овощными, если ребенок отказывается есть мясо в чистом виде. Консистенция у этого кушанья должна быть также крупитчатой, и она получится такой, если вы пропустите мясо дважды через мясорубку.

Свежий воздух

Не забывайте, как полезно для вашего малыша прогуливаться на свежем воздухе. По длительности такая прогулка может занимать 3-4 часа летом, а зимой — 2-3 часа. Старайтесь выводить свое чадо на улицу как можно чаще — до трех раз в день.

Не забывайте одевать ребенка в соответствии с погодой, и периодически проверяйте температуру его ступней под одеялком.

Купание

С девяти месяцев уже можно купать через день. Продолжительность водной процедуры остается 8-10 минут, а температуру воды можно немного снизить — до 35 С. Во время ополаскивания не забывайте о положительном эффекте закаливания, поливайте малыша водой с температурой 33 С. Не превращайте ванну для ребенка в испытание — купите ему резиновых уточек, наливайте в воду побольше пены для ванны, можно даже дуть в процессе мыльные пузыри. Позвольте ребенку наслаждаться процессом, играться и плескаться. Сделайте все, чтобы купание стало настоящей радостью.

Гимнастика

  1. Гимнастика должна быть ежедневным занятием для малыша. С 9 месяцев включите в нее несколько новых упражнений.
  2. Повороты туловища в положении сидя. Покажите ребенку его игрушку, а затем медленно отводите ее в сторону, так, чтобы ребенок начал скручиваться набок. Делайте это упражнение на каждую сторону по 4 раза.
  3. Берите малыша за руки и ходите с ним по комнате, будет достаточно трех подходов по минуте.
  4. Ребенок сидит в кроватке или манеже, поманите его игрушкой сверху, побуждая его встать, держась за перила. Повторите 3 раза.
  5. Если ваш малыш уже уверенно стоит на своих двоих, то можете попробовать поиграть с ним в мяч. Просто берете мячик в свои руки и подносите малышу с разных сторон так, чтобы он активно двигался и забирал у вас игрушку.


Игры и общение

Развитие мелкой моторики

В 9 месяцев малыш уже обладает «щипковым» захватом, то есть умеет брать предметы двумя и тремя пальцами. И как раз самое время, чтобы начать развивать мелкую моторику ребенка.

Начать можно с простых игр

Собрать орешки, горошинки или маленькие пуговички. Рассыпьте их на игровом коврике, и покажите ребенку, как их собирать и складывать в баночку или другую посуду. Лучше сидеть напротив малыша и внимательно наблюдать, чтобы мелкие предметы попадали куда надо, а не малютке в ротик.

Разрывание бумаги . Опять же, начните со своего примера, малышей часто очень воодушевляет такой вид дурачащегося взрослого. Это обычное на вид занятие научит ребенка более умело орудовать своими руками и пальчиками.

Перелистывание страниц в книге. Для малыша в 9 месяцев это занятие с простой книгой будет очень сложным, так что начать стоит с детских книжек, в которых картонные толстые страницы.

Рисование пальчиками. Купите специальные краски для рисования по телу, обязательно смотрите, чтобы они не были токсичными. Окуните пальцы малыша в разные краски и проведите ими по бумаге. Малыш тут же поймет, в чем толк и продолжит самостоятельно столь увлекательное занятие.

Срывание стикеров. Наклейте на шкаф в детской множество стикеров разных цветов. Научите малыша срывать их, ведь, чтобы захватить тонкий лист, ребенку придется изрядно постараться.

Перебирание бусинок . Дайте малышу поиграть с вашим украшением - перебирание маленьких жемчужинок благотворно скажется на развитии мелкой моторики.

Пирамидки. Купите малышу игру, суть которой заключается в выстраивании одного предмета на другой или вкладывания одного в другой. Такое занятие не только улучшит координацию движений ребенка, но и даст ему представление о разных формах и размерах предметов.

Формирование правильного произношения

Иногда родители допускают ошибку — они сюсюкают с малышом, мямлят. А когда ребенок произносит какое-то слово неправильно, то повторяют за ним. Этого нужно избегать.

Обязательно произносите слова четко и тщательно выговаривайте !

Если ребенок не выговаривает какое-то слово, то вам после каждой его ошибки нужно повторить это же слово с правильным произношением и ударением, иначе малыш запомнит неправильный вариант. А, как всем известно, переучивать намного труднее, чем обучать.

Запрещающие слова

Используйте возможность ребенка запоминать слова-запреты. Слово «нельзя» нужно говорить строго и предупреждающе.

Так же для обучения ребенка чистоте можно выделить подобное слово-запрет, например «фу-фу».

Девять месяцев - важная дата в жизни ребёнка. Он развивает уже приобретённые навыки, учится постигать новые вершины. Что же должен уметь девятимесячный кроха и как родители могут способствовать его развитию?

Физиология ребёнка в девять месяцев

За девятый месяц жизни малыш подрос ещё на сантиметр и немного прибавил в весе. Девятимесячные мальчики в этом возрасте достигают массы тела в 7.3–11 кг и вырастают до 67.8–76.5 см. Немногим им уступают девочки: вес малышки в 9 месяцев составляет в норме от 7 до 10.5 кг, а рост 66–75 см.

Во время дежурного профилактического осмотра у педиатра специалист обязательно обращает внимание на окружность головы ребёнка. У мальчиков в этом возрасте она составляет 44–47.4 см, а у девочек - 42.9–46.4 см.

В 9 месяцев ребёнок спит 11–14 часов. Днём, как правило, он ложится спать дважды на 1.5 часа каждый раз. Отдельным малышам требуется ещё трёхразовый сон. В этом случае у него два коротких 40-минутных периодов отдыха и один продолжительный двухчасовой сон в обеденное время.

Нарушением в 9-месячном возрасте считается:

  • многоразовый (4–5 эпизодов) сон, длительностью 20–30 минут;
  • постоянный поверхностный беспокойный сон;
  • повышенная капризность после пробуждения из-за того, что ребёнок так и не смог полноценно отдохнуть.

Если по физиологии у специалистов нет вопросов к состоянию здоровья, провоцирующего нарушение сна, то причиной может быть перевозбуждение нервной системы из-за нарушенного режима дня.

Период бодрствования между эпизодами сна в 9 месяцев составляет уже 3–4 часа. В это время малыш с удовольствием познаёт мир: общается с родными, играет, гуляет, ест и осваивает новые навыки.

Навыки и умения

Девятимесячный ребёнок умеет многое. Он крепко стоит на ножках возле опоры и делает первые попытки сделать самостоятельные шаги с поддержкой.

Специалисты советуют развивать навыки и стимулировать малыша к передвижению. Например, можно взять любимую игрушку и поставить на небольшом расстоянии от крохи. Затем предложить ребёнку дотянуться до неё.

К 9 месяцам большинство крох умеют:

  • самостоятельно садиться и сидеть от 15 и больше минут;
  • нагибаться в разные стороны;
  • держать предметы, бросать на пол и поднимать с пола;
  • передвигаться по дому с помощью ползания (не все детки умеют ползать, некоторые пропускают этот этап);
  • реагировать на знакомые лица, выполнять простые просьбы «покажи носик, дай ручку»;
  • лепетать и делать попытки произнести первые полноценные слова;
  • делать первые шаги.

Возможные отклонения от нормы

Что должно насторожить родителей? Если малыш:

  • не реагирует на своё имя и не узнаёт родных;
  • не проявляет интереса к игрушкам;
  • не лепечет и не пытается подражать взрослым при воспроизведении звуков;
  • не удерживает крепко предметы в ладошке.

Календарь развития в 9 месяцев: что должен уметь малыш - видео

Уход за ребёнком в 9 месяцев

Для полноценного развития малыша в 9 месяцев важное значение имеют прогулки на свежем воздухе. Как и прежде, в тёплое время года можно проводить на улице весь световой день, а в зимнее время выходить на воздух дважды на 1.5–2 часа.

Девятимесячные дети очень любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду в большую ванну. Во время купания крохи предпочитают играть с любимыми игрушками. Не отказывайте малышу в таком развлечении. Для этого можно использовать как покупные игрушки для ванны, так и подручные средства: крышки от шампуней, ложки, ковшики, которыми он будет зачерпывать воду и переливать её из меньшей ёмкости в большую.

В летнее время, при возможности, для малышей рекомендуется набирать воду в детские бассейны. Такие водные процедуры хорошо закаляют организм и тренируют иммунную систему.

Игры в бассейне - не только удовольствие для малыша, но и закаливание

Питание на девятом месяце жизни

Кроха в девять месяцев уже обладает несколькими зубами. Ему недостаточно одного материнского молока или адаптированной смеси. В этом возрасте его рацион должен состоять из каш, овощных супов, фруктовых пюре, творога, кефира, желтка, мяса. Можно знакомить ребёнка с нежирной рыбой и галетной выпечкой. Нет необходимости постоянно все пюрировать. Для развития жевательных навыков желательно постепенно приучать малыша к кусочной пище. Можно давать ему банан, очищенное яблоко, сухарик.

Прикорм 9-месячного ребёнка - таблица

Как развивать и чему можно научить

Малыши в 9 месяцев время бодрствования любят проводить активно. Родители замечают, что крохи с удовольствием занимаются развивающими играми и скучают при безделье. Этот период очень важен для развития мелкой моторики рук. Поэтому можно организовывать игры с учётом этого аспекта и учить ребёнка:

  • сортировать мелкие предметы по цветам;
  • насыпать ложечкой горох или крупы из одной ёмкости в другую,
  • рисовать на бумаге при помощи пальчиков.

Все игры должны проходить под постоянным контролем взрослого. Для безопасности не оставляйте ребёнка одного ни на минуту, когда он играет с мелкими предметами.

Популярные игры для малышей в 9 месяцев:

  • потешки «Сорока-ворона», «Ладушки»;
  • прятки;
  • складывание предметов (кубики, пирамидка, матрёшка).

В этом же возрасте можно начинать обучение цветам. Для этого хорошо подойдут подручные предметы ярких оттенков. «Урок» может выглядеть так: мама раскладывает перед ребёнком 3–5 кубиков разных цветов. Поочерёдно называет каждый. Затем просит малыша дать синий кубик; показать пальцем на красный и т. д.

Как делать массаж и гимнастику ребёнку в 9 месяцев

Для укрепления позвоночника и мышечного каркаса в 9-месячном возрасте большое значение имеют гимнастика и массаж. Поскольку в этот период движения у ребёнка уже более или менее согласованы, все упражнения рекомендуется сопровождать короткими понятными командами: сядь, сгибай, делай шаг. Малыш запоминает слова и уже вскоре будет следовать тому, что ему говорит взрослый.

Заданиями массажа и гимнастики для девятимесячного малыша являются укрепление и активизация мышц, которые берут участие при ходьбе. Родители могут выполнять следующие гимнастические упражнения:

  • согнуть ножки ребёнка в коленях. Поочерёдно распрямлять каждую ногу в скользящем движении;
  • посадить ребёнка и дать в каждую руку гимнастическое кольцо. При помощи пальцев сводить и разводить руки в сторону. Попросить малыша сделать это движение самостоятельно;
  • исходное положение с гимнастическими кольцами то же, только руки разводятся не в сторону, а поочерёдно вперёд и назад (имитация боксёрских движений);
  • поставить ребёнка, провернув к себе спиной. Придерживать руками за живот и колени. Попросить малыша поднять с пола игрушку. Во время наклона удерживать колени от сгибания.

Массаж включает поглаживающие и растирающие движения спинки, ножек, живота ребёнка:

  • круговыми движениями погладить область пупка по часовой стрелке; перейти на косые мышцы;
  • погладить спинку от затылка до ягодиц;
  • подушечками пальцев «поколотить» спинку и ягодицы, легонько пощипать;
  • тыльной стороной ладони растереть мышцы спины;
  • погладить ладонями область груди; проработать эту зону лёгкими вибрирующими движениями.

Каждое упражнение пройти в 2–3 приёма. Завершить массаж поглаживанием.

Массаж и упражнения для малыша 9–12 месяцев - видео

Мнение доктора Комаровского насчёт развития ребёнка в 9 месяцев

Педиатр Евгений Комаровский считает, что все детки развиваются по-разному. Поэтому не нужно подгонять их под единый стандарт. По его мнению, в 9 месяцев среднестатистический ребёнок умеет сидеть, стоять на ногах у опоры, делать первые шаги при поддержке, имитировать звуковые слоги, пытаясь сложить их в слова. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют самостоятельно ходить и приучаются к горшку.

Главное, на чём акцентирует внимание доктор: не существует единого стандарта, согласно которому любой ребёнок в 9 месяцев должен обязательно обладать определёнными навыками и умениями. Дети развиваются индивидуально.

Доктор Комаровский о нормах и сроках развития - видео

Малыш в 9 месяцев - это уже сознательный человечек, который многое умеет и понимает и требует от родителей не только физической, но и эмоциональной поддержки.

игры, направленные на развитие:

  • интеллекта,
  • речи,
  • двигательной активности,
  • эмоциональной сферы,
  • моторики,
  • навыков социализации;
  • рисование и аппликация;
  • лепка;
  • музыкальные игры;
  • пальчиковая гимнастика.

Принципы подачи материала

Мозг маленького ребенка устроен так, что за короткий период может усваивать огромный объем информации. Это стимулирует ускоренный рост его способностей. Часто малышу требуется не больше одной минуты, чтобы оценить и исследовать игрушку.

Отсюда и вытекает принцип подачи материала в «Знаечке»- увлекательная игровая форма и частая смена видов деятельности.

При таком подходе ребенок не устает, не теряет интерес, ведь интеллектуальные игры сменяются подвижными, игры на коврике занятиями за столами. Иногда мамам и малышам не сразу удается «втянуться» в общий темп работы, период их адаптации длится, как правило, 2 - 4 занятия.

Занятия для детей от 9 мес. до 1 года

Продолжительность 45 мин. Проводятся 1 раз в неделю.

Включают в себя от 6 до 8 развивающих игр и заданий, специально разработанных для детей указанного возраста. Особенно уделяется внимание развитию речи, коммуникативным навыкам, восприятию сенсорных эталонов (формирование представления о форме, цвете и размере предметов), мелкой и крупной моторике.

Дети, начавшие посещать наш Центр в столь раннем возрасте, впоследствии испытывают меньше трудностей при усвоении нового материала, при общении со сверстниками и, следовательно, более быстрыми темпами адаптируются к дошкольному учреждению.

Занятия для детей от 1 года до 1,5 лет

Возможности ребенка возрастают, малыш начинает ходить, а значит приобретает самостоятельность и пытливость в познании окружающего мира.

Увеличивается продолжительность и сложность занятий.

Количество игр и упражнений возрастает до 10.

Особое внимание уделяется развитию речи: пониманию слов взрослого и соответствующей реакции на услышанное, пополнению пассивного словаря ребенка новыми словами. В ходе выполнения музыкально-ритмических упражнений и элементов гимнастики развивается двигательная активность малыша и крупная моторика. Веселые приключения на занятиях способствуют дальнейшему развитию памяти, мышления и внимания ребенка. Усложняются способы лепки и рисования.

Занятия для детей от 1,5 до 2 лет.

Продолжительности занятий 1 час, посещение 1 или 2 раза в неделю.

По наблюдениям большинства мам и педагогов нашего центра, данный возраст для многих детей является достаточно сложным в эмоциональном и поведенческом плане. Новичкам, как правило, тяжелее адаптироваться к форме проведения занятий и их продолжительности. Они труднее привыкают к детскому коллективу и присутствию «чужого» взрослого педагога. Поэтому в данном возрасте мы уделяем особое внимание развитию эмоциональной и коммуникативной сферы, учим детей «дружить», уважать личность каждого, сопереживать, радоваться своим успехам и успехам других. Также тренируем концентрацию внимания, продолжаем пополнять пассивный словарный запас, побуждаем к активной речи.

В этом возрасте маленькие «знаечки» знакомятся с еще одним направлением художественной деятельности - аппликацией из разных материалов.

Развивающие занятия для детей от 2 до 2,6 лет и от 2,6 до 3 лет.

Продолжительность занятий 1 час, посещение 1 или 2 раза в неделю.

Вы уже обнаружили, что Ваш малыш - вполне самостоятельный человечек, умеющий думать, переживать, любить, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества. Возраст - с 2 до 3 лет - по праву считается психологами переходным . В детях все еще замечаются некоторые черты раннего возраста, и при этом они стоят уже у рубежей к переходу в младший дошкольный возраст (с 3 лет).

В этот период необходимо уделять больше внимания развитию познавательного интереса. В наши занятия включаются элементы математического развития (простейшие операции с множествами, знакомство с геометрическими формами и размером предметов), графические упражнения (умение удерживать и пользоваться карандашом). На первый план выступают задания по формированию связной речи. Появляется такой важный элемент игровой деятельности как сюжетно-ролевая игра, которая играет огромную роль в умственном, физическом, психическом и социальном развитии. На занятиях дети разучивают небольшие стихотворения, пропевают веселые песенки. Появляется объемная лепка (фигурки животных, предметов, человека). Вводится коллективное творчество (совместное изготовление аппликации или рисунка).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.