«Они сами не понимают, что с ними происходит». Психолог о том, почему современные подростки такие сложные. Зачем презерватив второкласснице и почему подростки смотрят порно? Почему подростки курят

В конце 2015 года к нам стали обращаться родители, учителя, директора школы, которые спрашивали, что происходит с подростками. А происходило, по их мнению, что-то необычное, поскольку привычные к кризису подросткового возраста люди не понимали, что происходит и что им делать.

Например, они говорили, что:

  • С подростками совсем не получается говорить – они не возражают, не спорят, не отстаивают свою точку зрения, как обычно бывает в подростковом возрасте, а молча разворачиваются и уходят;
  • Их трудно вообще разговорить, сделать так, чтобы они начали раскрываться;
  • Они резко замыкаются и уходят в себя, не заканчивая мысль;
  • Подростки быстро уходят в эмоции - плач, крик, как дети помладше;
  • Нынешние подростки по особому безэмоционально оскорбляют. Они словно выносят приговоры, но сами не замечают этого;
  • Подростки ищут ответы на вопросы о жизни, учебе, общении, но не могут найти удовлетворяющих им объяснений, поскольку чего-то ключевого не хватает. Чего именно не хватает – неясно. А ведь еще несколько лет назад, совсем недавно, получалось поговорить, найти зацепку, объяснить.

Одновременно со всем этим многие подростки хорошо учатся, умеют хорошо говорить и выражать мысли (это сейчас постоянно отмечают взрослые), ходят на множество дополнительных развивающих программ. Правда, не всегда знают, чем будут заниматься в будущем. Получается, что нынешние подростки умные, но внешне жесткие, даже порой жестокие подростки? Или нет? Кто они такие?

Проанализируем, что произошло и почему сейчас сформировались именно такие подростки с поколенческой точки зрения.

Нынешние подростки относятся к пограничному поколению Миллениум-Хоумлендер (2000-2006 г.р.): они родились на стыке поколений и часть ценностей взяли от поколения Миллениум (1985 - 2003г.р.), а часть от поколения Хоумлендер (2003 - 2024 г.р.). Комбинация ценностей именно этих двух поколений и может быть частью нынешней ситуации. Проанализируем особенности обоих поколений.

Что пришло от Миллениумов?

  • Громкие слова и быстрые действия, без анализа последствий и разговора про чувства. Миллениумы в детстве услышали сообщение, что надо открыто высказывать любое мнение – ведь у нас в стране «Гласность!». Что представители поколения и делают. Для них ценностно важнее высказать мнение, предпринять действия, а не думать о чувствах человека, которые их высказывание вызовет.
  • Пройдены разные сценарии и уровни взаимодействия, но они не прочувствованы на себе. Миллениумы играли в разные игры на приставках и компьютерах, видели их трансформацию: игры за время их поколения стали интереснее, насыщеннее, разнообразнее по сюжетам. Действия в играх были, а вот эмоций, которые проживает герой события, а не игрок, было недостаточно: важнее было пройти уровень, а не переживать. Не хватило эмоций, когда человек в личной практике проживает на себе разные ситуации, когда его затрагивает сделанное им.
  • Непонятные смыслы. Миллениумам не очень понятно, к чему стремиться и что делать, чтобы быть хорошим человеком. С ними это не успели проговорить, натаскивая поколение во всем мире на тесте и ЕГЭ. Вот поколение и не знает «что такое хорошо и что такое плохо», «где заканчивается игра».

Что пришло от Хоумлендеров?

  • Мало опыта живого взаимодействия: проявления и понимания эмоций. В их детстве, по сравнению с другими поколениями, оказалось немного ситуаций, когда они сами взаимодействуют со сверстниками. Хоумлендеры проводят много времени со взрослыми, под присмотром. Поэтому они не очень хорошо проработали разнообразное личное взаимодействие. Теперь, когда им надо решить конфликтные ситуации, извиниться или поддержать человека – они просто не знают, как это сделать. Им не хватает разнообразия опыта – как правильно проявить свои эмоции. Одновременно им не хватает опыта понять, что чувствует другой человек.
  • Мало личных ошибок при взаимодействии. Представители поколений не сделали достаточного количества ошибок во взаимодействии, не набрали критической массы ситуаций – чтобы понимать, где граница.

Что делать с подростками?

  1. РАЗГОВАРИВАТЬ! Разговаривать о чувствах, эмоциях, о счастье и боли, о заботе и равнодушии, об обиде и как ее убрать, о честности и справедливости. Называть эти чувства, ситуации.
  2. Проговаривать сценарии действий, последствия действий и эмоции для двух сторон, которые участвуют в коммуникации. Говорить о том, что не делай другому того, чего сам по отношению к себе хочешь.
  3. Обсуждать взаимодействие в самых разных форматах – в школе, дома, в кружках. И обязательно в обществе – нам нужен общественный диалог про хорошее взаимодействие, про «что такое хорошо и что такое плохо».
  4. Родителям подростков Миллениум-Хоумлендер, многие из которых Иксы, важно дать своим детям возможность ошибаться в общении и потом исправлять свои ошибки, в том числе в отношениях с другими людьми . Выросшие на улице Иксы, отлично понимают, как разруливать ситуации, а вот детям этого не хватает.

Пришло время нового большого общественного разговора об уважении друг друга: в жизни, в литературе, в кино. Честного разговора, когда появятся смыслы «что такое хорошо и что такое плохо», как беречь и уважать друг друга. Которые сердца и души затронут по-настоящему.

Для малышей родители - волшебники, они могут всё: и прогнать чудовищ из-под кровати, и включить мультики. Потом дети вырастают, и родители оказываются просто людьми, со своими несовершенствами. Вечно мешают заниматься интересными вещами и просто ничего не понимают.

Вконтакте

Однокласники

Блогер и мама двоих детей Эмма Беддингтон в колонке для The Guardian рассуждает о том, почему все подростки считают своих родителей идиотами и можно ли это изменить.

«Ты держишь меня за идиота?» - рано или поздно вам придётся произнести эти слова. Ничего не поделаешь. Это риторическое восклицание, которое вы слышали ещё от своих родителей, теперь произносите вы, когда ваш ребёнок с каменным лицом ответит «не знаю» на вопрос, где его телефон.

Для вашего подросшего ребёнка этот вопрос не риторический. Ответ - «да», он держит вас за идиота. Поздравляю, вы достигли того момента в воспитании, когда ваш статус как родителя сместился с «героя» на «нудного дурака».

Это случалось со мной дважды. Моему старшему сыну 14, его брату 12, но и он уже достиг совершенства в искусстве относится ко мне как к беспросветно глупому человеку. Они оба сейчас сдают экзамены. Возможно, я нахожусь под неадекватным впечатлением от своих карьерных достижений (именно так думают мои сыновья), но я никогда не сталкивалась с экзаменом, который не могла бы сдать. Я люблю экзамены, но мои попытки помочь были признаны совершенно лишними: я слишком глупа, чтобы мне доверять. Я отстранена от процесса подготовки к математике и другим наукам.

Все мои карточки и маркеры для выделений остались там же, где и мои предположения, что нам нравится проводить время втроём на природе.

Мой старший сын хитрит в ответ на попытки вовлечь его в дискуссию о феодализме, а младший завёл привычку поправлять моё произношение, когда я пытаюсь проверить его на знание слов китайского языка. И на их лицах теперь неизменные снисходительные улыбки.


Однажды утром перед экзаменом я задержала старшего сына на лестнице, чтобы дать ему напутственный совет. Когда я начала излагать свои мысли, тщательно подбирая слова, он положил мне руки на плечи и посмотрел на меня со странным, но хорошо знакомым выражением. Это было то выражение, которое принимает моё лицо, когда я смотрю на ютубе видео про неуклюжих панд, которые падают с деревьев. «Я пойду», - сказал он мягко, но твёрдо. И похлопал меня по щекам. Теперь это моя жизнь.

Я стала неуклюжей пандой, падающей с дерева под тяжестью сарказма и подростковой снисходительности

Раньше было проще. Я была оракулом, божеством, я могла творить чудеса. Мои дети доверяли мне безоговорочно. Мне было достаточно показать им нечёткое видео с совой, едущей на скейтборде, или испечь кривоватый торт в виде Пикачу, чтобы увидеть восторг в их глазах. Теперь они истерично смеются, когда я пытаюсь заняться их сексуальным воспитанием или выразить своё мнение о Сирии.


Я признаю, что могу чего-то не знать или не помнить. И это бы не было так страшно, если бы не накладывалось на обострившиеся способности моих детей к критическому мышлению. Знаю ли я, что они имеют в виду, когда говорят, что им нужно «купить больше оперативной памяти» или «включить SLI»? Нет. Действительно ли я пять раз спросила младшего сына, идёт ли он завтра на плавание? Возможно. Недавно они получили большое удовольствие, снова и снова показывая мне видео, в котором нужно вычислить вероятность, что за одной из трёх дверей окажется коза или машина. Я не могла понять, как это работает, и едва не плакала.

Когда мы с их отцом выпьем слишком много и засыпаем на диване под вечернее шоу, просыпаясь через несколько часов растрёпанные и озадаченные, с подтекающей в углу рта слюной, это только поддерживает их убеждение в том, что мы не годимся быть примером для подражания. Будучи родителями билингвальных детей, мы страдаем вдвойне.

Им очень нравится заставлять нас с отцом произносить нелепые французские фразы, чтобы посмеяться над нашим акцентом

Конечно, мы не одни такие, и это немного утешает. Все подростки думают, что их родители глупые. Это эволюционный императив, жестокий, но универсальный: он заставляет детей покидать гнездо. Когда мой сын с апломбом объясняет мне, человеку с дипломом историка, причины первой мировой войны, я вспоминаю разговор с биологом, чей сын так же поучал его о необходимости использовать возобновляемые источники энергии и женщиной, которая выслушала лекцию о менструации от своего 11-летнего сына. Мы все в одной лодке, и едва ли можем управлять этой лодкой без посторонней помощи.

Оказавшись в положении «глупых» родителей, которые «не секут фишку», мы можем обратиться к опыту предыдущих поколений. Всё-таки немного успокаивает, если думать об этом как о чем-то кармически предопределённом: вы сами вели себя так со своими родителями, а через некоторое время и ваши дети будут, в свою очередь, так же страдать.

Подростком я была уверена в своём интеллектуальном превосходстве над родителями, профессором Беддингтоном и профессором Болдуином, даже сталкиваясь с убедительными доказательствами обратного. В честь моего отца назвали математическую модель, а я провела шесть лет, считая его самым глупым человеком, который когда-либо ходил по Земле. Я считала его настолько глупым, что на улице шла на 10 шагов позади него, а теперь наказание настигло меня, и я выношу всё то же от своих сыновей-подростков. Что посеешь, то и пожнёшь. Я с нетерпением жду недалёкого будущего, когда мои внуки будут угрюмо тащиться позади моих сыновей, выдерживая дистанцию.

Но что, если всё-таки попробовать что-то с этим сделать? Здесь есть два варианта ответа. Первый звучит как «Даже не пытайтесь, это слишком сложно». Чтобы перейти ко второму, нужно вспомнить, что кошек больше всего привлекают люди, которые уделяют им меньше всего внимания, не так ли? Так вот, подростки - это кошки.

Если интересно, дети до 10 лет, совершенно точно, лабрадоры, а дошколята - результат некого нечестивого союза обезьяны-ревуна и лысого барсука

В любом случае не пытайтесь пересилить себя в попытках казаться «крутым». Мы все помним, как ужасны учителя, которые стараются сойти за «своего» в общении с учениками. Истории о ваших похождениях на вечеринках будут звучать отталкивающее: им всё равно, даже если вы были на концерте Radiohead в 1992 ещё до того, как они стали известными, и делили писсуар с Бобби Гиллеспи. И не пытайтесь перенять их сленг. Взрослые должны уметь выглядеть достойно, оставаясь взрослыми.

Когда мы с сестрой были подростками, наш отчим проводил большую часть времени за чтением Тургенева и раскуриванием самокруток на заднем дворе, чем заслужил наше постепенное, сдержанное уважение. Если следовать этому пути, однажды вы можете быть вознаграждены: это может быть просьба показать, как делать шоколадное печенье, или помочь решать квадратные уравнения, а может голова, которая ненадолго ляжет к вам на плечо, пока вы смотрите телевизор.


Всему этому есть альтернатива: вы можете показать подросткам, что они правы. Носите «кэжуал» и напевайте старые песни, будьте тем шутом, каким они вас считают. Есть что-то успокаивающее в том, чтобы быть кем-то кроме кассового аппарата и послушной марионетки в их руках.

Наконец, вы всё равно не сможете их разочаровать, ведь подростки уже ожидают от вас худшего

Всё дело в том, что я люблю подростков - и своих, и всех остальных. Со всем их презрением, насмешками и нежеланием слушать мои советы, с ними приятно проводить время: они весёлые, живые и фонтанируют идеями - самый яркий пример того, что значит быть человеком. Я правда чувствую, что мне повезло быть рядом с ними (кроме тех моментов, когда мне хочется их убить, а я бы сказала, сейчас это 50 на 50).

Чем больше я об этом думаю, тем больше мне кажется, что, возможно, нам просто нужно принять их вердикт: мы глупые. Сейчас это их мир, и мы, со своим глобальным потеплением, гомофобией и «брекситом», просто мешаемся. Недавно моя подруга Барбара спросила у своей дочери-подростка, есть ли что-то, что она может сделать, чтобы перестать быть объектом презрения. «Don’t be a twat», ответила её дочь. Что же, теперь мы знаем, что делать, товарищи идиоты.

Быть подростком - это не только пользоваться почти законным правом разрушать все на своем пути, но и испытывать сложные изменения на биологическом уровне. Если раньше причиной проблемного поведения назывались «недостаток воспитания», «социальная неустроенность» или «психологическая травма», то последние данные нейробиологии говорят, что все дело в особенностях развития мозга. О юношеских тревогах и тяге к неизвестному рассказывается в статье The New York Times , а T&P перевели из нее основные тезисы.

Слово «юность» в нашей культуре воспринимается почти так же, как «риск», «эмоциональная драма» и ассоциируется со всеми формами странного поведения. До недавнего времени было принято объяснять подростковые метания с точки зрения психологии. По мере развития молодые люди должны решать ряд социальных и эмоциональных проблем, таких как отделение от родителей, завоевание своего места в группе сверстников, и осознание того, кто же они на самом деле. Не надо быть специалистом, чтобы понять, насколько это тревожные вопросы.

Но до сих пор остаются темные пятна в анализе подросткового возраста: например, тот внезапный всплеск тревоги и страха, который испытывают все тинейджеры и который не наблюдается ни у детей, ни у взрослых. Его причина кроется в особенностях развития мозга, а следствием является уйма времени, потраченного на то, чтобы научиться не бояться.

«Поведенческий парадокс помогает объяснить, почему тинейджеры так склонны причинять вред себе и другим. В их мире три врага - несчастные случаи, убийство и суицид»

Разные отделы мозга развиваются с разной скоростью. Оказывается, область, ответственная за обработку страха, миндалевидное тело, намного обгоняет в этом префронтальную кору, ответственную за рассуждения и функцию контроля. Это означает, что подростки имеют мозг, который наделен повышенной способностью испытывать тревогу и, вместе с тем, не так хорош, когда дело касается самоуспокоения и сознательной остановки неприятных мыслей.

У вас, возможно, возникнет вопрос: раз уж подростки такие пугливые, почему же они все время ищут новых ощущений и больше всего любят риск? Эти два утверждения входят в противоречие друг с другом. Ответ кроется в том, что центр удовольствия, так же, как и область, ответственная за обработку страха, развивается раньше, чем префронтальная кора. Этот поведенческий парадокс помогает объяснить, почему тинейджеры так склонны причинять вред себе и другим. В их мире три врага - несчастные случаи, убийство и суицид.

Конечно, у большинства подростков неврозы не развиваются, а напротив, формируется умение работать со своими страхами - к 25 годам префронтальная кора вполне развита для этого. Но все же до 20% тинейджеров в США имеют диагностированный невроз страха и страдают паническими атаками, что, возможно, является следствием влияния сразу и генетических, и средовых факторов.

Миндалевидное тело, или миндалина, находится глубоко под корой и посылает сигналы об опасности в префронтальную зону еще до того, как мы смогли бы ее осознать. Вспомните тот мгновенный выплеск адреналина, когда, гуляя по лесу, вам вдруг показалось, что в траве ползет змея. Это то, что делает миндалина. Вы еще раз оглядываетесь на место опасности, и префронтальная кора успокаивает вас: это всего лишь палка.

Схематично происходящее напоминает улицу с двусторонним движением: миндалина повышает уровень страха, а спустя время префронтальная кора дает нам информацию о том, как все обстоит на самом деле. Но у подростков эти процессы не идут так слаженно, потому у них гораздо хуже получается управлять своими эмоциями.

Б. Дж. Кейси, профессор психологии в Корнелльском университете, исследовал страх в группе детей, подростков и взрослых. Участникам показывали цветной квадрат и при этом включали вызывающие страх звуки. Квадрат, до этого нейтральный стимул, начинал ассоциироваться с неприятными звуками, а затем вызывал те же эмоции, что и музыка. Во всех группах показатели в этом эксперименте были одинаковы.

Интересное открылось в другом. Когда профессор Кейси тренировал в участниках отсутствие страха перед стимулом, то есть показывал просто цветной квадрат, то оказалось, что подростки дольше не могли «разучиться» испытывать те же чувства, что и в эксперименте с пугающей музыкой. Подросткам гораздо труднее, однажды запомнив что-то как небезопасное, отказаться от своих убеждений.

Юность - это время исследований, когда молодые люди отвоевывают все большую автономию, а растущая способность чувствовать страх и цепкая память в отношении небезопасных ситуаций помогают им пройти этот период адаптации и развивают чувство самосохранения. Разница в развитии миндалины и префронтальной коры была обнаружена не только у человека, но и у всех млекопитающих и классифицируется как эволюционное достижение. Такое новое, нейробиологическое, понимание подростковых проблем может изменить наш взгляд на терапию невроза.

Одно из наиболее распространенных направлений сегодня - когнитивно-поведенческая психотерапия, во время которой стимул, воспринимавшийся до этого как опасный, предъявляется многократно в новых, безопасных, условиях, что тренирует у пациента способность не испытывать страх. Если вы, к примеру, боитесь пауков, вам их шаг за шагом покажут в разных спокойных ситуациях, так чтобы вы наконец избавились от своей акарофобии. Но парадокс заключается в том, что подростки, хотя и нуждаются в терапии по причине плохого контроля негативных эмоций, могут быть к ней мало восприимчивы - по той же причине.

Недавнее исследование подростков с тревожными расстройствами показало, что только 55-60% из них вылечиваются в ходе когнитивно-поведенческой терапии или при приеме антидепрессантов, тогда как если эти методы совместить, то есть кроме психологического оказывать и фармакологическое воздействие, цифра увеличивается до 81%.

Эврика! Подросток – существо загадочное: на первый взгляд, практически взрослый человек, но при этом логика, поступки, высказывания, а еще иногда одежда и музыкальные пристрастия – как у инопланетянина. Родителям остается лишь качать головой и списывать все на возраст. В конце концов, все это они уже проходили: был кризис двух лет, пяти, еще скольких-то - в общем, переходных моментов хватало, иногда казалось, что весь процесс взросления – сплошной переходный момент.

«Почему ты напился на вечеринке так, что не смог прийти домой?»
«Почему ты надела юбку из-под которой торчит нижнее белье, да еще и зимой?»
«Зачем ты украла помаду в супермаркете?»

Теперь у ученых есть вполне конкретный ответ на эти риторические вопросы. Дело в том, что области мозга, которые отвечают за принятие решений, окончательно формируются только после двадцати лет. Так что особенности устройства мозга подростков заставляют их подвергать себя риску: они принимают решения слишком импульсивно и не способны здраво оценить последствия выбора.

3

Крошка-сын к отцу пришел

Большинство детей прекрасно понимает, что такое хорошо, а что такое плохо еще в дошкольном возрасте. И со временем они могут даже объяснить, почему именно это хорошо или плохо. Проблема в том, что дети и подростки очень плохо принимают решения в состоянии стресса или под давлением. Также в этом возрасте важно произвести впечатлениt и для того, чтобы заслужить авторитет у друзей или одноклассников, тинэйджер пойдет практически на все.

То есть ваш 15-летний сын осознает, что воровство – это плохо. Но если ему нужно украсть что-либо для того, чтобы впечатлить одноклассников, то он, скорее всего, сделает это. В этой ситуации он будет находится под давлением, и центр принятия решений будет работать странно. Разницу между «знанием» и «решением» можно объяснять в терминах холодной и горячей ситуации. Холодная ситуация – это выбор, который сделан спокойно, без давления, дополнительных факторов влияния, без эмоционального возбуждения. В этом состоянии подростки способны принимать рациональные решения.

Горячая ситуация - это ситуация сильного эмоционально возбуждения (радость, беспокойство или печаль). Велика вероятность, что в горячей ситуации подросток примет необдуманное решение, которое может ему навредить, и не будет в этом момент осознавать последствия сделанного выбора.

Влияние эмоционального возбуждения на способность принятия решений объясняет, как ребенок может совершенно спокойно и сознательно обсуждать вред наркотиков и алкоголя, а через пару часов напиваться с друзьями и курить.

Чудеса науки

Исследования мозга показали, что лобная доля, которая отвечает за принятие решений, импульсный контроль, поиск ощущений, эмоциональные реакции и последовательное мышление, окончательно формируется только после двадцати лет.

Связь между развитием мозга и способностью принимать решение, точнее, способностью принимать верные решение в экстренных ситуациях, называется психосоциальная зрелость. Так вот, исследования показали, что у подростков 12-17 лет социальная зрелость значительно ниже, чем у молодых людей 18-23 лет. В свою очередь, эта группа по психосоциальной зрелости уступает взрослым - людям от 24 лет и старше.

5

Чем же опасна эта психосоциальная незрелость?

Рискованные поступки (жажда адреналина);
- импульсивный выбор;
- жажда краткосрочных удовольствий (важнее, что принесет радость прямо сейчас, а не то, что будет радовать потом);
- проблемам с отложенным вознаграждением – то, что обещано позже, не имеет ценности;
- влияние сверстников;
- отсутствие понимания последствий выбора.

Что же делать?

Объяснение - хорошо, но как же родителям помочь подросткам научиться принимать более взвешенные решения? Очевидно, что строгость и контроль здесь не работают: если родители оказывают чрезмерное давление на юного бунтаря, ситуация лишь ухудшается. Ребенок в переходном возрасте должен отстоять свое право принимать (пусть и импульсивные) решения, а задача взрослых – направить его.

6

Вот несколько правил, которые помогут родителям подростков

1) Помните обо всех событиях и особых датах , которые могут поставить вашего ребенка в ситуацию выбора под давлением. Школьные вечеринки, дни рождения, концерты – все, что угодно. Внимательно слушайте подростка, он расскажет вам о своих ожиданиях и даже о своих планах (будет ли он пить, например), а вы всегда можете поговорить с ним об этом в спокойной обстановке.
2) Сами рассказывайте ребенку о нестандартных сценариях развития событий (опоздал на автобус, электричку или другу стало плохо от алкоголя), объясняйте, что делать в той или иной ситуации. Таким образом, когда он действительно окажется в этой ситуации, ему немного проще будет принять решения, ведь он уже проработал ее с вами.
3) Помогите подростку освоить технику «остановился и подумал» . В момент принятия решения он должен избавиться от давления: например, уйти в ванную, позвонить кому-то или написать сообщение. Вы же научили его считать овец перед сном, теперь можете научить считать до десяти, прежде чем сделать какую-то глупость.
4) Подарите ему условный «компас» для принятия решений . Да, подростку сложно самому оценить последствия поступка. Но в момент принятия решения он может задать себе вопрос: «Стану ли я рассказывать об этом маме?» или «Хотел бы я, чтобы мама об этом узнала?» Возможно, именно этот вопрос поможет ему избежать неприятностей.
5) Напоминайте детям, что они всегда могут попросить помощи . Убедитесь, что в их телефоне есть контакты родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, дяди, тети, племянников – всех, с кем он может поговорить перед принятием решения. Он не один, и он не должен делать это один.
6) Используйте отрицательный опыт как пример . Да, ваш ребенок принял неверное решения, теперь разгребает последствия. Не ругайте его, просто поговорите о том, почему так произошло, в какой момент было принято неудачное решение и почему, ну и какое решение в данной ситуации было бы верным, как лучше поступить в будущем.

Вас тоже пугают эти новости про свешивающихся с 26-го этажа ради фото подростках или поджигающих себя блогеров? А помните, как вы рисковали в подростковом возрасте? Детский и семейный психолог Вера Прохорчик рассказывает о том, чем современные подростки отличаются от нас.

- Отличаются ли современные подростки от предыдущих поколений подростков?

- Любое поколение отличается от предыдущего: своя эпоха - свои правила. Но эти отличия незначительные, в определенных сферах, потому что у всех подростков примерно одинаковые потребности и законы развития.

На современных подростков, конечно, сильное влияние оказывают бурно развивающиеся технологии. Подростки часто даже более осведомлены о каких-то вещах, чем их родители. Даже учителя отмечают, что подростки иногда знают больше, чем они сами. Поэтому они с одной стороны умнее, но, с другой стороны, их знания очень поверхностны, они в них не углубляются и больших результатов мало кто добивается.

А еще очень часто из-за такого активного увлечения интернетом и различными гаджетами у подростков страдает сфера коммуникации: реального общения со сверстниками у подростков становится значительно меньше, с ним возникают сложности. Поэтому сейчас стало больше подростковых депрессий, больше суицидов. Потому что основная потребность подростка - это именно общение, и когда они приходят к этому возрасту, получается, что общаться-то они не умеют.

- А почему подростки сейчас так любят залезть на какую-нибудь крышу и снять видео, как они ходят по краю?

- Подростки всегда хотели выделяться, быть замеченными, но раньше они делали это с помощью сверстников, с помощью субкультур, которые помогали им выделяться, а сейчас они делают это при помощи селфи и видео о том, как они висят с балкона с селфи-палкой. Но добиваются они все того же - внимания, которого им часто очень не хватает, и которого они не могут добиться от своих родителей. И тогда в ход идут неординарные методы.

Ведь если посмотреть, то и взрослые сейчас тоже другие, они тоже проводят много времени в компьютерах и в телефонах, мало уделяют внимания детям, не замечают их. Такая проблема была и раньше, но темп жизни ускорился. И получается, что подростки сейчас очень рано получают много информации, часто находят ее сами, а что делать с ней и с кем разделять - не знают. А у родителей нет времени им все объяснить, поговорить, проявить участие. Точнее, разговоры есть, но они очень поверхностные и никак не о жизненной позиции, ценностях, философии. Теперешние дети действительно часто не понимают, что такое добро, а что такое зло.

И часто неконтролируемая родителями информация учит подростков жестокости, которую мы потом видим на их видео в соцсетях. Хотя подростковая жестокость существовала и раньше, но теперь она приобретает другую форму.

В середине августа многих шокировала новость о подростках, которые свешивались на руках с балкона 26-го этажа ради фото

- С какими проблемами к вам чаще всего приходят?

- Чаще всего ко мне приходят подростки с проблемой общения. Подростковый возраст - это тот возраст, когда подросток узнает себя через других. В то же время происходит постепенное отделение от родителей и на первый план выходят ровесники. Но если подросток не умеет общаться с ровесниками, он начинает что-то фантазировать про себя и остается одиноким. А из этого одиночества потом рождаются депрессии, суициды, низкая самооценка.

Сейчас подростковый возраст начинается быстрее. Если раньше это случалось в 13-15 лет, то сейчас этот период сдвинулся до 9-10 лет. Из-за этого получается, что тело ребенка начинает созревать, а психика к этому еще не готова. И родители не могут поверить, что их десятилетний ребенок - уже не ребенок, а взрослеющий человек, к которому надо относиться по-другому. Они не понимают, почему у них был обычный тихий ребенок, а с ним вдруг что-то начало происходить. Дети и сами не понимают, что с ними происходит и почему они испытывают такие разные эмоции. Но и это было всегда, просто сдвинулось по времени. С одной стороны, дети в этом возрасте хотят отделиться от родителей, а с другой стороны им как никогда нужна забота, поддержка и эмоциональная близость.

- А с чем связана популярность блогеров среди подростков?

- Это тоже обычный подростковый момент - когда подросток отделяется от родителей, он неосознанно ищет для себя какую-то авторитетную фигуру. Раньше это мог быть какой-то подросток-лидер в классе или в кругу друзей, или в субкультуре, через которого подросток мог понять свою философию, свои какие-то ценности. Сейчас подростки чаще обращаются к интернету, к социальным сетям и в том числе к блогерам. Через популярных подростков, которые ведут блоги, ребенок может узнавать себя - я вроде бы чем-то на него похож, мне нравится то, о чем он говорит, у меня тоже так. Собрав какую-то информацию о себе, подросток может потом идти с ней в мир.


Или вот Влад Бумага недавно купил себе много картошки, чтобы выложить ей пол в квартире

Что касается тех, кто ведет блоги, то отчасти это для того, чтобы показать себя и получить одобрение лайками, отзывами, если в повседневной жизни одобрения не хватает.

То же и с популярностью рэп-батлов - с одной стороны это какое-то достаточно безобидное выражение агрессии, а с другой - это просто новое веяние, еще одна субкультура, которые всегда возникают в разное время и о которой, возможно, скоро забудут. И снова же - это общение, которого подросткам очень не хватает.

Фото: сайт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.