О влиянии компьютерных игр на психику человека. Нейропластичность, мозг ребенка и компьютерные игры

Научить вручать подарки

Объясните, что поздравление - это проявление любви и уважения. Если ребенок не может преодолеть смущение, оказавшись в непривычной роли - превратите вручение подарка в карнавальное шоу. Перевоплощение часто помогает детям справиться с застенчивостью.


Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться. Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы.

  • Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день – стоит задуматься.
  • Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета?
  • Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав его кушать, играть или спать?
  • Любит ли ребенок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитает компьютер?
  • Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?

Исходя из честных ответов на эти вопросы, каждый родитель может понять, насколько влияние компьютерных игр на детей сильно в их случае.

Причины возникновения зависимости от гаджетов

Многие родители, беспокоясь о том, что сильное влияние компьютерных игр может пагубно отразиться на ребенке, забывают, что зачастую сами провоцируют появление зависимости. Поэтому важно понимать, почему дети начинают активно интересоваться компьютером или планшетом и забывают о других играх.

Основные причины возникновения повышенного интереса к гаджетам можно выделить следующие.

  • Часто мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т.д. Для редких случаев это единственный выход (например, долгая поездка), однако ежедневное злоупотребление формирует стойкую привычку.
  • Во многих семьях поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка.
  • Опасаясь жестоких игр, родители перенаправляют интерес ребенка на более спокойные и развивающие игрушки. При этом папы и мамы забывают регулировать время, проведенное за такими развлечениями. Влияние компьютерных игр на психику ребенка несколько снижается, однако зависимость от гаджета все равно формируется. Гораздо полезней было бы заменить обучение на компьютере рисованием или прогулкой.
  • Нередко компьютер используется в качестве поощрения за хорошее поведение или проделанную работу, что также может сформировать зависимость. Ребенок воспринимает компьютерную игру как свое неотъемлемое право и отказывается замещать ее чем-либо или сокращать время, проводимое за ПК.

Как извлечь пользу из компьютерных игр?

А разве может быть польза? Оказывается, да! Не стоит думать, что влияние компьютерных игр на человека исключительно негативное. Отнюдь, правильно дозированное время и грамотно подобранные игры помогут ребенку тренировать память, развивать моторику и внимание, закреплять новые знания, учиться навыкам общения и т.д. Любому родителю под силу превратить гаджет в помощника и друга для ребенка и свести к минимуму негативное воздействие.

Среди изобилия детских игр можно выбрать те, которые соответствуют возрасту и развитию ребенка.

  • Около 2-х лет можно учиться пользоваться компьютерной мышкой, что поспособствует развитию моторики. В этом же возрасте будут полезны игры на различие цветов и форм, на простые действия в одно нажатие (к примеру, собрать разбросанные по полянке яблочки, грибочки).
  • В 3 года полезными будут несложные развивающие игры, в которых нужно находить и перетаскивать предметы.
  • К 4-м годам можно познакомить ребенка с игрой, в которой главный герой ходит в поисках различных вещей, клада и выполняет элементарные задания.
  • В 6 лет малышу понравятся графические и фоторедакторы для детей, в которых можно рисовать, создавать открытки к праздникам. Кроме того, полезными будут приложения, в которых можно что-то строить и моделировать.

Не забывайте, что дети во всем берут пример с родителей, поэтому, чтобы заинтересовать ребенка полезной игрой, нужно играть в нее вместе с ним. Кроме того, не стоит на глазах у малыша играть в игры, увлечение которыми не принесет ему никакой пользы.

Как предотвратить появление компьютерной зависимости?

Как только ребенок начинает проявлять интерес к компьютеру, планшету или смартфону, родителям нужно устанавливать четкие правила, постоянное соблюдение которых позволит сформировать у ребенка адекватное понимание о пользовании гаджетами.

  • В первую очередь закрепите в сознании ребенка, что пользоваться всей техникой нужно только с разрешения родителей, будь то телевизор, компьютер или планшет.
  • В любом возрасте ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером или с планшетом. Это должно стать правилом, которое не обсуждается.
  • Лучше всего купить ребенку специальный детский планшет или ноутбук, в котором установлены необходимые игры по возрасту и нет ничего лишнего.
  • Для альтернативы гаджету у ребенка должно быть необходимое количество других игрушек, книг, наборов для творчества и для активных игр.
  • Если ребенок мало интересуется чем-то, кроме компьютера, не переставайте предлагать ему новые и новые совместные игры и развлечения. Рано или поздно вы подберете ему игру по вкусу.

Как влияют жестокие игры на ребенка?

Этот один из наиболее актуальных вопросов волнует многих родителей. Влияние компьютерных игр на подростков, которые зачастую играют в очень злые и жестокие «стрелялки», еще до конца не изучено.

Считается, что опасность представляют не столько сами приложения, сколько стирание граней между виртуальностью и реальным миром, когда ребенок начинает проявлять жестокость вне экрана компьютера. Но прежде всего, не стоит забывать, что большую роль в формировании характера ребенка играет окружающая среда и атмосфера семьи, в которой он растет.

Родителям важно знать, чем именно занимается ребёнок за компьютером и в какие игры он играет.

За многие годы психологической практики я постоянно сталкиваюсь с тем, что родители очень часто не знают, в какие именно игры играет ребёнок, что он скачивает, в чём состоит суть игры и как в неё играть (это касается детей старшего дошкольного и школьного возраста).

С младшими дошкольниками дела обстоят лучше, т.к. самостоятельно ребёнок, как правило, скачивать игры не может и это для него делают родители. В этом случае родители читают описание игры и понимают её содержание и в чём там смысл.

В той статье я расскажу родителям о том, какой тип компьютерных игр самым негативным образом влияет на неокрепшую психику ребёнка. Это нужно обязательно знать, т.к. поможет под другим углом посмотреть на то, во что играет ребёнок (если играет) и на то, от каких именно игр ребёнка нужно держать как можно дальше.

Если ребёнок уже школьник и серьёзно увлечён именно такими играми, нужно сделать всё возможное, чтобы ребёнок в эти игры не играл.

Ролевые компьютерные игры.

Итак, все компьютерные игры можно разделить на ролевые и не ролевые . Это разделение имеет для нас очень важное значение, поскольку механизм образования психологической зависимости у ребёнка от ролевых компьютерных игр существенно отличается от механизма образования зависимости от не ролевых компьютерных игр.

Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий ребёнок принимает на себя роль компьютерного персонажа. Игра разработана таким образом, что обязывает играющего ребёнка выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя.

В жанровой классификации эти компьютерные игры называются сокращённо «RPG» — Role Playing Game и переводятся как «Игра с ролевым вхождением».

Почему так важно выделить именно ролевые компьютерные игры из всего многообразия игр? Потому что именно при игре в ролевые компьютерные игры происходит очень глубокий и тотальный процесс «вхождения» ребёнка в игру. Можно наблюдать буквально психологическое «слияние» ребёнка с компьютером. В крайне тяжёлых случаях можно даже наблюдать у ребёнка утерю своей индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем.

Дети иногда в воображении продолжают как-будто действовать исходя из личности компьютерного героя, находясь в реальных жизненных ситуациях. Об этом они вам не расскажут, но это, к сожалению, происходит довольно часто.

Психологическая зависимость у ребенка.

Ролевые компьютерные игры порождают у ребёнка качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели не ролевые компьютерные игры или любые другие занятия за компьютером.

Конечно, компьютерная зависимость может возникать у ребёнка и от не ролевых компьютерных игр, а также, конечно, от Интернета. Но всё же зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной и самой сильной по степени своего влияния на личность играющего ребёнка.

Итак, родителям важно понимать, что зависимость от ролевых компьютерных игр обгоняет другие виды компьютерной зависимости по своей силе, по степени привязанности к компьютеру, по глубине влияния на психику ребёнка, а так же по скорости образования этой зависимости.

Таким образом, именно ролевые компьютерные игры представляют для любого ребёнка наибольшую угрозу возникновения психологической зависимости.

Я расскажу вам более подробно именно о ролевых компьютерных играх, какие они бывают и почему у ребёнка так быстро формируется от них компьютерная зависимость.

P.S. Пожалуйста, напишите в комментариях, была ли полезна Вам эта статья и пробуете ли Вы применить новые знания? И, пожалуйста, нажмите социальные кнопки внизу, чтобы рассказать об этой статье вашим друзьям. Спасибо Вам!

«Если перейдешь меру,
то самое приятное станет самым неприятным».
Демокри́т Абдерский

В школе, в обществе и семьях нередко возникают дискуссии о том, чего больше в компьютерных играх: вреда или пользы? Сегодня многие дети увлечены компьютерами и особенно компьютерными играми: в игре они перестают быть пассивными наблюдателями, и получают возможность активно влиять на события виртуального мира. К сожалению, родители не совсем понимают, что в этой проблеме есть и их собственная вина. Однако вернуть на землю заблудившегося в Сети ребенка их долг.

В компьютерные игры любят играть многие, даже дети, начиная с 4-5 лет и старше. Мальчики любят играть в различные «стрелялки», содержащие сцены убийств, кровь, драки, сопровождающиеся звуковыми эффектами в виде истерических криков, воплей и т.д. Компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, чёрствым, жестоким и эгоистичным.

Дети начинают вести себя так на улице, ночами им снятся кошмары, пытаются повторить движения. Это особая степень концентрации на каком-либо объекте внутреннего или внешнего мира. В компьютерных играх внимание концентрируется на повторяющихся, стереотипных действиях (бежит - стреляет), происходящих на экране. Теряется ощущение реального времени, ребенок погружается в своеобразный транс. Если часто и подолгу используются игры, сюжеты которых включают только погони и убийства, а в роли жертв выступают люди, то постепенно закладывается и закрепляется на бессознательном уровне информация о том, что можно убить и не понести за это наказания. Такое бессознательное отношение к насилию может резко снизить психологический барьер на подобные поступки в реальной жизни.
Существует проблема «зависания» в виртуальном мире, когда ребенок по нескольку часов не может оторваться от экрана. При этом ограничивается взаимодействие ребенка с людьми, теряются навыки общения, необходимые ребенку для нормального психического и социального развития.

При длительной работе перед монитором происходит переутомление, и даже истощение нервной системы. Поэтому обязательно должны соблюдаться санитарные нормы. Особое внимание нужно обратить на детей с минимальными органическими поражениями нервной системы (связанными с патологическим течением беременности и родов у матери или инфекциями у ребенка в первые месяцы жизни). Такие дети невнимательны, гиперактивны или, наоборот, медлительны и вялы. Их нервная система испытывает повышенную потребность в защитной реакции - трансе. Процессы бессознательного запечатления информации и развития компьютерной зависимости проходят у них быстрее.
Но кроме физического здоровья детей, важно задумываться и об их психическом здоровье.

Ученые доказали, что в больших дозах компьютерные игры приводят к накоплению хронического стресса со всеми негативными для организма ребенка последствиями.
Как же влияют компьютерные игры («игрушки») на психическое развитие и личность ребенка? Могут ли они способствовать его эмоциональному развитию, вызывать отклонения в его поведении, агрессивность и жестокость? Существует немало коммерческих компьютерных игр познавательной и развивающей направленности. Они расширяют кругозор и общую осведомленность, развивают логическое мышление ребенка, глазомер, быстроту реакций, формируют у ребенка навыки планировать умственные действия. Но наряду с ними, существует также немало «игрушек», которые классифицируются на «леталки», «стрелялки», «боевики», «гонки», «стратегии». Они также способствуют развитию отдельных способностей игрока, но одновременно негативно влияют на психику ребенка. Несмотря на это, большинство детей любят их гораздо больше, чем не агрессивные познавательные и развивающие игры. Еще бы, играя, ребенок чувствует себя «крутым» всесильным супергероем.

Почти все эти игры имеют ограничения по возрасту, которое указывается на обложке. Но кто это учитывает? А родители вообще не задумываются над этими вопросами. Разве может какая-то компьютерная игрушка нанести вред? Оказывается, может, да еще и немалый. Психологические исследования, в частности отечественных ученых, свидетельствуют, что коммерческие компьютерные игры западного производства, которые доминируют сегодня на рынке, воспитывают в ребёнке агрессивно-индивидуалистическую мораль. Вживаясь в роль главного персонажа, управляя героем или размещенным на нижней панели дисплея оружием, ребенок имеет возможность беспрепятственно и безнаказанно расправляться с виртуальными жертвами. Зачастую в таких играх именно число «убитых» и «раненых» является количественным показателем уровня достижений игрока: чем больше число жертв, тем больше очков начислит машина, следовательно, тем больше ребенок будет доволен собой. Всё это очень быстро сказывается на его сознании, затем у него формируются ложные установки: «Я против всех!», «Чем больше я «убью», тем лучше!» Многие игр пропагандируют насилие, грубую речь.

Некоторые исследователи считают, что игра в агрессивные «игрушки» дает ребенку возможность освободиться от негативных эмоций, которые привычно сдерживаются, и воспитать в себе отвращение к насилию и жестокости. Однако нередко дети при сюжетно-ролевых подвижных играх со сверстниками или в серьезных жизненных ситуациях имитируют насилие, примеры которого они видели по телевидению или «отрабатывали» сами во время компьютерной игры. Как правило, агрессивные реакции наиболее выражены у подростков, но закладываются и закрепляются они в раннем детстве. Уже младшие школьники склонны к подражанию так называемых асоциальных героев из кино- и телепередач, видео- и телефильмов, компьютерных героев, чья агрессия, как правило, вознаграждается и предстает в выигрышном свете. Дети склонны не только отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами, но и переносить эти роли в реальные ситуации. Кроме того, ребенок может стать нечувствительным к грубости и жестокости после просмотра большого количества сцен насилия. И, наконец, дети, особенно младшие, могут на основании увиденного начать считать насилие допустимой моделью поведения и даже способом решения своих проблем.

Ученые обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь определенную часть детского мозга, поэтому дети должны больше читать, писать и заниматься математикой. К тому же, детям полезно играть на улице и как можно больше общаться с другими детьми. Вместо того, чтобы «традиционно» заниматься спортом, например, футболом, предпочтение отдается симулятору «FIFA». Так что проблема есть. Общество не обращает на это должное внимание. А компьютер продолжает вовлекать в виртуальный мир всё больше и больше людей, делая их зависимыми.
Как же помочь ребенку выбраться из «плена»?
Нужно ограничивать время работы за компьютером и игр на нем, ведь длительное пребывание перед экраном монитора может негативно сказаться на физическом самочувствии ребенка. Это проблемы со зрением, с позвоночником, руками, психикой и сном, а также информационные перегрузки. Электромагнитная вибрация и ионизирующее излучение даже наиболее защищенных современных мониторов - большая нагрузка на зрение и осанку еще формирующегося детского организма. Учитывая это санитарно-гигиенические требования достаточно категоричны: не более 30 - 40 минут в сутки для детей младшего школьного возраста и не более часа - для подростков и юношей.

В заключение можно сказать следующее. Так же как родители заботятся о качестве и достаточном количестве питания для ребенка, им следует позаботиться о качестве и количестве потребляемой ребенком компьютерной продукции, заинтересовать ребенка обучающими и развивающими играми, не допускать использования низкопробных игр и следить за временем, которое ребенок проводит за компьютером.

Влияние компьютерных игр на психику ребенка

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками, а в последнее время общение с «компьютером».

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации , может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для формирования эмоциональной сферы ребенка.

В наш бурный век, пожалуй, не найдется ни одного ребенка, который не знал бы, что такое компьютерные игры. Компьютеры есть почти в каждой семье, а потому обращаться с ними дети учатся едва ли не раньше, чем произносят свое первое слово. И все бы ничего, если бы компьютеры использовались с исключительно с благой целью – научить, например, ребенка читать или решать математические задачи… К сожалению львиную долю времени, проводимого за экранами мониторов, дети посвящают компьютерным играм. Как влияет такое времяпрепровождение на психику ребенка?

В качестве наиболее распространенных: игры на ловкость и компьютерные варианты спортивных игр; логические игры, являются наименее распространенными. Тревожным сигналом, является все большее распространение игр агрессивного содержания, а также проповедующих насилие, расизм.

Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки.

Так, мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем - игры на ловкость, игры-приключения, игры типа «Стратегия»; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованиями.

Сегодня увлечение некоторых людей, а особенно, детей, компьютерными играми достигает уровня зависимости, называемой специалистами игроманией или гемблингом. Как развивается это заболевание? Завзятого игромана вы узнаете сразу: он погружен в себя и в виртуальный мир, игнорирует внешние события, не адоптирован к жизни в реальности.

Первая стадия зависимости - это еще легкообратимое расстройство. Сначала ребенок просто увлечен «новой игрушкой» в ущерб другим делам и учебе. Постепенно он отдаляется от родственников и друзей. Как правило, скрывает от родителей, сколько времени он проводит за компьютером.

Вторая стадия – это уже лавинообразное нарастание симптомов. Если ребенка насильственно «оторвать» от компьютера, он испытывает чувство, похожее на «ломку» наркомана. Ребенок может воровать деньги на оплату времени, проведенного в Интернет-клубе. Здесь характерно снижение работоспособности, нарушение внимания, появление навязчивых мыслей, головных болей, рези в глазах, бессонницы…

Третья стадия – это уже социальная дезадаптация. Ребенок полностью «уходит» в виртуальный мир, возникает состояние депрессии.

Почему дети предпочитают не невинные логические «игрушки», а те, в которых в избытке и неприкрытом виде имеются насилие, жестокость, убийства и другие активности, связанные с разрушением, деструкцией ? Дело в том, что такие игры дают ребенку почувствовать себя всемогущим. Чувства превосходства, всемогущества – это то, что, как правило, не дано ощутить ребенку в реальном мире, где все сильнее его: родители, учителя, другие дети… А погружение в мир игры, в которой ты выступаешь в роли всесильного героя – прекрасная возможность «взять реванш».

За последние 30 лет ведущими институтами и специалистами в области психиатрии проведено уже более 1000 исследований, в которых было установлено, что существует связь между насилием на телеэкране или мониторе и агрессивным поведением детей. Это значит, что просмотр сцен насилия вполне может привести к появлению агрессивных чувств, реакций и неадекватного поведения детей. А, кроме того, ребенок, злоупотребляющий наблюдением жестоких сцен, становится бесчувственным к насилию в реальной жизни.

Считается, что особую проблему представляют ролевые компьютерные игры, то есть игры, в которых игрок выступает в роли, предписанной по сюжету определенному компьютерному герою. При игре в ролевые компьютерные игры происходит процесс «вхождения» ребенка в игру, а в клинических случаях – процесс утраты индивидуальности в результате отождествления себя с компьютерным персонажем. Такого рода компьютерные игры вызывают качественно иной уровень психологической зависимости в отличие от неролевых игр или любого вида неигровой компьютерной деятельности. Эта зависимость – самая мощная по степени своего влияния на личность играющего.

Впрочем, ученые воздерживаются от того, чтобы корень всех проблем искать во влиянии на детскую психику именно компьютерных игр. Да, в общем-то, и игры бывают разные. Есть вполне невинные и добрые «игрушки», которые не причинят ребенку вреда. Многие игры даже полезны, поскольку развивают в детях полезные умения и навыки и учат находить решение в сложных ситуациях. В принципе, любое прохождение игры от начала до конца является самой настоящей победой, ощущение которой необходимо для нормального развития ребёнка. А в том, что дети ведут себя агрессивно, виноваты могут быть не только компьютерные игры, но и такие факторы, как неблагополучная обстановка в семье, влияние сверстников, доступность огнестрельного оружия и др. Однако, негативные последствия увлечений теми компьютерными играми, в которых явно стимулируется агрессивность и насаждается культ жестокости выявляются достаточно четко. Дети, которые часто играют в игры, содержащие элементы насилия, так же часто рассматривают насилие как самый эффективный способ разрешения конфликтов. Просмотр сцен жестокости ведет к снижению способности к адекватному эмоциональному ответу и к жестокости вообще. Жестокость в компьютерных играх заставляет воспринимать мир как место, где царит зло. Помимо этого, появляется страх стать жертвой насилия, в результате чего возникает недоверие к окружающим.

Однако, было бы неправильным зарывать, как страус, голову в песок, запрещая ребенку даже приближаться к компьютеру. Мы живем в эпоху, когда трудно себе представить осуществление каких-либо действий без помощи компьютера. Компьютер – это не монстр, пожирающий вашего ребенка, а большой помощник в вашей и его повседневной жизни. А такие специальности как программисты и настройщики компьютеров – одни из самых востребованных и высокооплачиваемых. Нужно лишь постараться сделать так, чтобы компьютер не заменял ребенку нас, родителей. Уделяйте ему внимание, интересуйтесь его жизнью, проводите с ним больше времени, предлагайте ему альтернативные способы времяпрепровождения (кружки, секции и т. п.), ну а коли избежать того, чтобы он проводил время за компьютерными играми, не получится, разберитесь и вы в этом вопросе, узнайте больше об интересных развивающих играх и играйте в них вместе с ним.

Уже не секрет, что существует влияние компьютерных игр на психику человека. Игры – неотъемлемая часть природы. Многие высшие животные, у которых есть так называемое свободное время (не все звери его имеют), играют в игры. Будь то детеныши животных или же взрослые особи во время брачного периода.

Люди тоже играют в игры, но в меньшем масштабе. Разумеется, для детей нормально играть в игры, так они познают мир. Для взрослых тоже приемлемо играть в игры, например, во время заигрываний с противоположным полом.

Но есть игры, которые могут негативно сказываться на человеческой психике. К таким играм можно отнести игры с человеческими судьбами, актерская деятельность или компьютерные игры.

Актеры, вживаясь в роль, перенимают какие-либо черты своего персонажа. У каждого актера есть свое амплуа (те роли, которые у него получаются лучше всего). И частое перевоплощение в какого-либо персонажа или в какой-либо тип персонажей, иногда влечет за собой неминуемое изменение личности. Актеру все сложнее и сложнее будет выходить из образа и, рано или поздно он может потерять себя, либо стать одним из таких персонажей. Правда, это не касается высокопрофессиональных актеров, которые легко перевоплощаются и легко возвращаются обратно из любого образа.

Игра с людьми влечет за собой еще меньше хорошего, чем игра на сцене. Ведь тогда человек чувствует свою власть, чувствует безнаказанность. Такие люди не считают других людей равными себе, и, в конечном итоге, остаются единоличниками.

В чем причины увлеченности компьютерными играми?

Так какое все это имеет отношение к компьютерным играм? Самое что ни на есть прямое. Играя в какую-либо игру, человек принимает образ своего персонажа, вживается в этот образ. Тогда он может влиять на события игрового мира так, как ему заблагорассудится.

У человека появляется иллюзия власти, иллюзия, что силен именно он, а не его персонаж, которым он управляет с помощью мышки, клавиатуры, игровых приставок и т.п. И бывает этот человек в образе своего персонажа гораздо чаще, чем любой актер надевает эту маску. И влияет на других персонажей он гораздо чаще, чем любой манипулятор дергает за свои ниточки.

Человек, имея такое могущество в виртуальном мире, уже перестает нуждаться в мире физическом, в мире реальном, где зачастую этот человек не бывает столь могущественным, счастливым и успешным. И то время, которое этот игроман проводит в реальном мире, он пребывает в предвкушении возвращения в виртуальный мир.

Не всегда играть в компьютерные игры люди начинают от хорошей жизни. Часто игроками становятся несчастные, одинокие или просто слабые люди. Виртуальный мир дает им те возможности, которых их лишила природа или общество. В виртуальном мире слабые люди бьют все возможные рекорды, а социальные изгои ведут за собой целые нации. И таким образом повышают свою самооценку, самоутверждаются, достигают несбыточных в реальной жизни целей.

Играя в компьютерные игры, зачастую человек пытается уйти от проблем, которые преследуют его в жизни. И чем больше на человека давит окружающий мир, чем больше он не согласен со сложившимся статусом кво, тем глубже он уходит в мир виртуальный.

Поэтому, чтобы избавиться от влияния компьютерных игр на психику, необходимо сначала разобраться в том, что же побудило человека пристраститься к ним. Нужно помочь человеку разобраться в себе. И тогда он сможет стать более сильной личностью, и избавиться от навязчивого желания укрыться в виртуальном мире.

Есть ли грань между развлечением и зависимостью?

Далеко не все так печально выглядит в игровой индустрии вообще. Нельзя утверждать, что все игроки в компьютерные игры являются изгоями или неполноценными людьми. Конечно, нет.

Но, согласитесь, что если неплохой сотрудник задерживается на работе почти до полуночи для прохождения следующего уровня очередной игры, в то время как дома его ждет семья и трое маленьких детей (сама это наблюдала), то это уже не есть норма, и требует срочной коррекции.

Для тех же, кто относится к играм на компьютере, как к неплохому средству развлечения, не мешающему ни работе, ни личной жизни, ни общению в реале, игры на компьютере есть неплохой способ отдыха.

Главное, не стать игроманом уже по медицинскому определению, когда под этим термином подразумевается поведение пациента, аналогичное наркомании или алкоголизму и курению. Грань проходит именно здесь, или пользователь игр остается обычным человеком, или он порой незаметно для себя преступает черту, и становится потенциальным пациентом, который самостоятельно без посторонней помощи не может справиться с этой проблемой.

Можно ли «бросить» играть в компьютерные игры?

Итак, компьютерные игры довольно быстро перестали быть безобидным хобби, превратившись в опасную зависимость, не менее разрушительную, чем алкоголь и наркотики. Вот только если борьба с алкоголизмом длится десятилетиями и определенный опыт и набор лечебных методов наработан, то с игровой зависимостью все сложнее.

Это новая проблема для общества, которую непросто осознать: ну и что, что человек приходит после работы и сразу садится за компьютер, а на самой работе спит, потому что до пяти утра играет? Не пьет же он! Опять же дома находится.

И не страшно, что подросток неделями не выходит во двор погонять мяч, предпочитая виртуальные баталии – ведь вместо этого он мог бы, не дай бог, колоться в подворотне! А кто сказал, что пребывание в нарисованных, виртуальных мирах менее опасно? Пока по сложившемуся общественному мнению влияние компьютерных игр на психику человека особой опасности не представляет.

Кстати, а почему все время «он»? Да потому, что пока еще малый процент женщин приобретает такую специфическую зависимость – они скорее будут помогать близкому человеку от нее избавиться. Например, ненавязчиво отвлекать его от происходящего на экране просьбами о помощи по дому.

Если это одна из первых стадий игровой зависимости, то желание почувствовать себя самым сильным и умелым в реале, а не в виртуале, да еще получить похвалу от любимого человека, точно перевесит. И даже если после этого храбрый рыцарь домашнего очага снова отправится клацать мышкой и бить по клавиатуре, цель сбить настрой будет достигнута. Незаметная регулярность таких просьб при большом терпении может превратить зарождающуюся зависимость от компьютерных игр в милое хобби.

Она же легко может представить реальную жизнь как игру, присваивая своему настоящему герою очки и помогая двигаться от уровня к уровню. Он и сам не заметит, как скоро станет играть в реальные «гонки» со своим сыном. А чтобы прокачать силу, она вместе с ним пойдет на беговую дорожку или в тренажерный зал.

Занятия спортом, кстати, затягивают не хуже компьютерных игр. Так что существует риск, что в скором времени «истребитель всякого зла» всерьез займется здоровым образом жизни.

Вообще, любое другое увлечение способно перебить тягу к компьютерной игре. Если вставать в шесть утра на пробежку или потеть в зале очень не хочется, можно попробовать достичь 90-го «левела» (уровня) во владении фотошопом или освоить программирование на «Питоне», выучить китайский язык (разумеется, сгодится и английский язык) или пойти на курсы интуитивного рисования.

Занятия полезные, уровни мастерства в них имеются – через некоторое время бывший заядлый геймер поймет, что участвовать в выставках не менее интересно, чем отрубать головы злодеям, порожденными чужой фантазией.

В конце концов, всегда можно доучиться до того, чтобы участвовать в разработке столь любимых игр, (разработчиком) игры, дизайнером или администратором-модератором в службе поддержки игры.

Иногда полезно разъяснить геймеру, что победить железный компьютер невозможно. Пройдя очередной уровень, после него появится следующий, еще более сложный уровень. Именно этим непрерывно озабочены разработчики и сотрудники техподдержки игр.

Да-да, есть у многих игр техподдержка, там работают неплохие программисты и не только программисты, они этим живут, на этом зарабатывают. Как и в алкоголе, кто-то его делает и неплохо живет, а кто-то его потребляет и потом мучается (хотя бы головной болью).

Важно понимание того, что компьютер не является аналогом человека по интеллекту. , несмотря на красивые, почти реальные картинки, близкие к реальности действия – это все виртуальный мир, живущий по придуманным алгоритмам. Эти алгоритмы не есть аналог человеческого мышления.

Нет таких механизмов или программ, которые могут стоять на одной ступени с человеком. Несмотря на все усилия кибернетики как науки и прикладных дисциплин, позволяющих создавать компьютерное «железо» и «софт».

А что такое победить неживую материю, мыслящую примитивнее человека? Разве в этом предназначение каждого из нас?! Да, компьютер намного примитивнее самого простого человека, ибо он мыслит в категориях команд для процессоров. А мышление человека до сих пор остается загадкой, но совершенно очевидно, что наш мозг намного сложнее и эффективнее любой современной «железки».

Поэтому людям должно быть интереснее жить среди людей и общаться с людьми, используя компьютеры и гаджеты лишь как удобное и часто незаменимое в наше непростое и бурное время средство .

Ну, а компьютерные игры имеют право на существование, как и многое другое, что нас окружает. Как когда-то дети и взрослые любили обычные, привычные игрушки, так и в наше время никто им не запрещает играть в компьютерные игры. Главное, чтобы это не заслонило им реальную жизнь.

Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик .
Уже более 3.000 подписчиков .
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.