Новорожденный ребенок: первый месяц жизни малыша — развитие младенца, поведение и уход с рождения

Первый год - он важный самый. Малыш учится вставать, ходить, у него появляется речь. Что же нужно знать о развитии ребенка первого года жизни и как помочь ему добиться успеха в обучении?

0-1 месяц

Первые 4-5 недель внеутробной жизни карапуз активно адаптируется с помощью совершенствующихся органов чувств и накапливаемого личного опыта. Кроха умеет сосать, чихать и кашлять , издавать звуки. На 2-4 недели возникает первая фиксация взгляда на лице мамы — нынешние детки развиваются быстрее своих родителей. На 4 неделе жизни формируется комплекс оживления, когда малыш вдруг становится включенным в общение с родителями. Например, начинает активно двигаться при обращении к нему, удерживает взгляд на лице, дарит первые улыбки, оживляется на звуки, узнает мамин голос и запах, лежа на животике, пытается поднять головку.

2 месяца

Карапуз полноценно включился в окружающую его среду и стремится все более активно проявлять себя при каждом удобном случае. Кроха с удовольствием сосет грудь и учится добывать ее. Уже по несколько минут может удерживать взгляд на интересующем неподвижном предмете и пытается следить за движущимся. Поворачивает головку в сторону звука и всегда ищет глазами родителей, слыша их голоса. Вовсю произносит звуки, пока в основном гласные. Активно шевелит ручками и ножками, когда доволен и хочет общаться с мамой. Некоторые детки начинают переворачиваться с бока на спинку. Специалисты утверждают, что к этому возрасту зрение карапуза приобретает достаточную четкость, а в их пассивном арсенале уже четыре цвета: красный, зеленый, голубой и желтый. Первые попытки дотянуться до игрушки или взять в ротик собственные пальчики — тоже принципиальные достижения этого возраста.

3 месяца

Малыш радостно и весьма осознанно гулит, то есть пытается рассказать о своих впечатлениях близким людям на доступном диалекте. Подолгу рассматривает интересующие его предметы, следит за движением и активно тянет ручки к тому, что понравилось. Он умеет ударять по предметам, вызывая их движение, и потихоньку осваивает хватание. Твердо держит головку, пытается раскрыть кулачки и ножки. Любит слушать потешки, колыбельные, музыкальную ритмичную музыку с частыми тактовыми повторениями. Пытается принять активное участие в творческом процессе собственным гулением и движением.

4 месяца

Первый период младенчества почти позади, и кроха стал совсем взрослым. Конечно! Его теперь гораздо проще понимать и обмениться информацией. Он узнает и поворачивается на свое имя, прекрасно отличает своих от чужих как по голосу, так и по внешнему виду. Всячески дает понять, какая игрушка ему больше нравится и что он хочет делать, а что не хочет. Наконец, у него появляется первая игровая деятельность. Кроха захватывает предметы одной или двумя руками, пинает и толкает их, крутит, ударяет по ним. Среди любимых игрушек обязательно найдется место для маминой груди и пряди волос. Что касается звуков, то их ряд заметно обогащается согласными. И теперь кроха выдает коротенькие слоги: «ба», «па», «дя», «га», «ма» (иногда в слогах появляется «о»).

5 месяцев

Совсем чуть-чуть до полугода! И это чувствуется. Маленький испытатель переворачивается со спинки на животик, умеет опираться на вытянутые ручки. А еще активно пытается сесть, подтягиваясь вперед в основном за счет силы рук. Активно обращается с предметами: рассматривает их, тянет, кидает, толкает, перекладывает из руки в руку. Обнаруживает у себя все больше частей тела и любит их изучать, двигая, хватая, рассматривая себя.

6 месяцев

Первый «юбилей»! Поздравляем! Кроха-то уже сидеть умеет. Даже если пока сам не садится, он прекрасно удерживает это положение в конечной точке. А еще пытается вставать на ножки, держась за вертикальную опору. Игрушки привлекают его все больше, особенно новые. Теперь кроха готов преодолеть 30-40 сантиметров пространства, отделяющего его от заветной цели, он дотягивается до игрушки и иногда подтягивается к ней сам. Если же вы положите перед карапузом пару емкостей и более мелкие игрушки, он с удовольствием начнет перекладывать предметы туда-сюда. Кстати, этот крошечный умник выказывает свое расположение тем, кто ему нравится, и наотрез отказывается общаться с теми, кто нет.

7 месяцев

Из главных новостей начала второго полугодия можно выделить начало лепета. Теперь малыш болтает без умолку, соединяя из звуков длинные слоги и слова. Демонстрирует сильную эмоциональную привязанность к маме и нежелание расставаться с нею. Прекрасно садится сам и твердо стоит на ножках. Кстати, кроха уже умеет переступать возле опоры, заметили? Некоторые детки пытаются ползти и кое-кому это здорово удается! Теперь перевернуться для карапуза больше не проблема. Он чувствует себя в пространстве свободно. Среди игр преобладает интерес к вкладываниям и раскладываниям предметов, вот-вот состоится нанизывание. А самая любимая игра — это «ладушки», «как лошадка скачет» и «ку-ку».

8 месяцев

Кроха окончательно социализировался. Теперь он ни за что не останется один, если того не хочет. Появляются страхи громких бытовых предметов и прочих неприятных звуков. Ребенок быстро и с удовольствием ползает, подолгу стоит у опоры, играет стоя, пританцовывает и лихо прыгает на маминых коленях, поддерживаемый под мышки. Малыш освоил ложку и чашку. А среди допустимой пищи появляются маленькие кусочки, ведь кроха пробует откусывать и жевать. Да, самое главное, если вы хотите поторопиться с горшком, то пришло самое время — юный исследователь выказывает полную готовность для знакомства с этим предметом.

9 месяцев

Да кроха-то у вас болтун! Он «пробует на вкус» слоги, смакует их, экспериментирует с последовательностью звуков и громко декламирует результаты. Кстати, именно сейчас появляются первые имитационные повторения. Пока крохе сложно дается «мама», но он с удовольствием говорит «ма-ма-ма-ма» или вместо «мячик» — «мя-мя-ма». Он показывает все основные части тела и лица, пытается их назвать. Кое-кто присаживается на корточки и самостоятельно встает, слегка касаясь опоры, прыгает, быстро ползает. Игры становятся более разнообразными, а манипуляции с предметами — сложными. Книжки и бумага не оставляют кроху равнодушным — страсть к страницам дает о себе знать. Теперь кроха легко умеет рвать и мять бумажные листы.



10 месяцев

А кое-кто начинает ходить! Наши поздравления! Остальные легко справляются с этим с помощью одной/двух маминых рук и делают это крайне резво. Первые лестницы — это тоже победа. Кстати, преодоление ступенек может стать вашей главной уличной забавой. Малыш выбирает себе игрушки и друзей. Его так и тянет пообщаться, и, представьте, первые коммуникации среди сверстников — уже не миф, а ежедневная реальность. Кроха умеет достигать результата, используя посторонний предмет, как средство. А в речи наметились серьезные подражательные тенденции. Кроха внимательно вслушивается в разговор взрослых и настойчиво повторяет ритмику, интонации и подобие слогов.

11 месяцев

Кроха очень подрос. Его уже сложно назвать младенцем. Да и самостоятельности прибавилось. Карапуз начинает кушать сам, вытирает ротик салфеткой. Перемещается сам в пространстве. Понимает обращенные к нему короткие просьбы–команды: «дай», «принеси», «возьми», «положи», «поиграй», «нажми» и т.д. Между прочим, обожает исследовать кнопочки и отверстия своими пальчиками. В общении появляются жесты: машет ручкой «пока-пока», поднимает ручку в знак приветствие, показывает на себя во время разговора о нем. Ну, и очень сильно ждет одобрения своих действий и маминой похвалы!

12 месяцев

С Днем Рождения!!! Наконец-то! А именинник-то большой умницей вырос! В его арсенале до 15-20 слов, пусть понятных только ему и вам, но они есть. Этого хватает, чтобы четко заявлять о своих желаниях, приоритетах и правах. Малыш прекрасно двигается, играет в подвижные игры и способен к точным движениям: может собрать башенку из кубиков, сложить кучку из игрушек, катать колбаски и шарики из пластилина, вылепить лепешку. Малыши осваивают краски и фломастеры, учатся первым аппликациям, пробуют собирать мозаики и крупные пазлы. Спорт тоже в почете. Уже не проблема забраться на несколько перекладин шведской стенки, пройтись по широкой скамейке, проползти под чем-либо, перепрыгнуть через препятствие, перелезть его, повисеть на турнике и кольцах, пробежать и станцевать любимых «утят». В пище тоже появляются пристрастия и четкое понимание, где еда, а где лакомство. Вам не верится, что совсем недавно об этом смышленом карапузе были только разговоры!

Стимулируем развитие

Развитие малыша, особенно на первом году жизни, заложено природой. То есть каждый карапуз должен научиться кушать, ходить и говорить. Однако вы можете значительно ускорить темпы и обогатить арсенал умений малыша. Для этого вводится то, что на языке психологов называется развивающим обучением и стимулирующей средой. Напомним главные пункты раннего развития:

  • постоянно говорите с малышом (даже тогда, когда он совсем маленький). Ваша речь как ничто другое стимулирует развитие всей нервной системы крохи;
  • используйте в игре фактурные поверхности, коврики и игрушки — это обогащает тактильный опыт и активно стимулирует мозг;
  • предлагайте карапузу игрушки и игры, чуть опережающие его способности, чтобы было куда расти. Например, погремушки в 2-3 недели, мелки и фломастеры в 6-7 месяцев, пирамидку в 8, пазл из двух-трех частей в 10 месяцев;
  • ваша улыбка, мягкий голос, позитивные эмоции и регулярная похвала многократно ускорят развитие малыша и не избалуют!

Развивайтесь с удовольствием!

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

  • стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
  • огромный выбор пособий и развивающих материалов;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • формирование самодисциплины.

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.

Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение грудничковому плаванию.

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

В этой статье:

Как развивается малыш от 0 до 12 месяцев.

Вот вы и стали родителями. Для кого-то в первый раз, а кто-то уже знаком со всеми периодами жизни малыша. В любом случае, появление ребенка в семье это огромная радость. Вы видите, как он растет и развивается, с каждым днем учится новому, преподносит вам сюрпризы. Первые 4 недели могут стать тяжелым испытанием, но дальше вы будете наслаждаться новым статусом - родители.

У малыша с каждым месяцем появляются новые навыки, умения. Развивается его нервная система, крепнут кости. Уже скоро он начнет общаться с вами на своем, забавном, языке. Здесь важно ничего не упустить и наблюдать развитие ребенка до года по месяцам самим, посещать педиатра. Спокойная атмосфера дома, любовь родных, хорошие питание и правильные игры помогут ему еще быстрее начать делать первые шаги.

Счастье приходит в дом с ребенком

Ваш малыш попадает домой после роддома. Конечно, все уже готово - вы купили и собрали кроватку, подготовили детскую, купили игрушки и одежду. Все это дожидается своего маленького хозяина. Ваша квартира на долгое время станет для него целым миром. Он будет учиться ходить, держась за стены и стулья, возможно, разрисует обои. Здесь кроха получит свои первые знания о мире, коммуникации с людьми и животными, если они есть.

Ваш дом должен быть безопасным и уютным для того, чтобы принять нового жильца. Но, о том, как подготовить комнату малыша и вообще всю квартиру - это другая тема. Сейчас главное, что именно здесь вы будете наблюдать за его развитием. День за днем, месяц за месяцам он из новорожденной крохи будет превращаться в маленького человечка, а потом - во взрослого.

Правильное развитие: физическое и психическое

Врачи, педиатры и психологи составили график развития малыша по месяцам. Так, от 0 до 1 года он постоянно меняется. Ели вы хотите помочь ему развиваться быстрее, то отслеживайте, что происходит с ним сегодня.

0

Первые дни после рождения. Малыш только спит и кушает. Он может даже спать во время кормления, тут срабатывает сосательный рефлекс. Мама кормит его, не отходит от
кроватки. Первый месяц многим дается тяжело, ведь нужно полностью поменять свою жизнь. Ребенок спит по 20-22 часа в сутки, а в остальное время плачет, ест, его нужно купать.

В этот период дитя нуждается в постоянном контроле. Врач или медсестра из поликлиники должны приходить к вам домой 1-2 раза в неделю. Следите за этим. Ваша задача сейчас - сделать все для его комфортной, безопасной жизни.

Рекомендуется кормить только материнским молоком. Сейчас - это самое лучшие питание, ведь в нем нет ничего лишнего, сплошная польза. Все витамины, микроэлементы для первых дней жизни, развития иммунной системы. Ребенок постоянно спит, но внутри идет активная работа - организм перестраивается, все системы впервые пробуют работать слаженно. Если нет возможности кормить молоком - вместе в врачом подберите самую подходящую смесь.

Гулять на улице можно, начиная с третьей недели. Очень осторожно, только если хорошая погода. В холодное время, мороз, лучше не выносить такого маленького ребенка улицу. Просто хорошо проветривайте помещение.

1

Первые 28 дней позади. Теперь уже становится легче. В 1 месяц для малыша становится проще следовать режиму. Он все еще очень много спит, почти по 20 часов каждый день. У ребенка просыпается интерес к тому, что его окружает. Пока что - это кроватка или манеж. Подвешивайте красивые игрушки на колыбельку, они привлекают его внимание. Лучше всего, если на стенах будут картинки или цветные обои. Так малыш научится воспринимать цвета.

Своих родителей он уже может узнавать. Маму - по запаху. Она ближе всего к нему, уже умеет успокаивать. Малыш помнит очертания ее лица и фигуры. В это время следите за тем, кто приходит в ваш дом. Лучше всего - только близкие люди. Сейчас ребенок уже окреп, его иммунная система научилась противостоять простейшим угрозам. Встреча с серьезным вирусам ему еще «не по зубам».

Теперь кормить ребенка нужно 9-10 раз за день. Вы можете так распределить время кормления, чтобы ночью малыш дольше спал. Например, последнее кормление в 23-24:00. Тогда следующее можно проводить уже утром. Так вы поможете ему войти в режим дня и ночи.

Кроха уже делает первые попытки исследовать мир. тянется ручками, учится поворачивать головку. Его могут привлекать разные предметы, но он еще не может взять их ручкой. Уже скоро мелкая моторика разовьется достаточно.

2

Второй месяц - время первых эмоциональных реакций. Ребенок улыбается маме, когда видит, слышит ее голос. Это очень приятно для любой мамочки - наконец-то она получила
эту награду за свои старания и бессонные ночи. В этом возрасте ребенок уже приобретает собственные черты, его личико и тело меняются. Он становится более подвижным, если взять на руки.

Врачи советуют не оставлять его долго лежать на одном месте. Берите на руки, носите по комнате. Малыш еще не осознает происходящее, но ему явно нравится перемещаться. Однообразный пейзаж будет тормозить развитие. Даже в таком юном возрасте можно показывать ему книжки с яркими картинками, больше разговаривайте.

Пока что, мама и папа - самые близкие и знакомые люди. Чужих он может бояться, плакать, если его пытаются взять на руки. Теперь у малыша больше времени на исследование мира. Сон занимает всего 16-17 часов, все остальное время он активен.

Теперь и маме легче. Она хорошо понимает его жесты и звуки, гримаски. У малыша и мамы налаживается особая, необъяснимая связь без слов. Если в семье любовь и взаимопонимание, то такое состояние может продлиться очень долго.

3

Время колоссальных изменений! Начнем с того, что взгляд ребенка становится более осмысленным. Он целенаправленно рассматривает предметы, вглядывается в лица людей. Теперь он узнает не только маму с папой, но и других членов семьи, которые часто приходят в гости. Улыбается с радостью, когда чувствует, что на него обращают внимание.

Ребенок растет, крепнет его скелет. Теперь уже может держать головку, ловко поворачивает ее, следит за движениями взрослых. Кроха слышит разговор взрослых, но говорить еще не может. Его попытки - отдельные звуки. Так он участвует в разговоре, привлекает к себе внимание.

Важно, чтобы на третьем месяце малыш мог уверенно совершать хватательные движения. Взять игрушку, например. Он еще не может взять ее двумя-тремя пальчиками, но целой ладошкой - пожалуйста. В этот же период ребенок начинает все тянуть в рот. Следите, чтобы опасных предметов или лекарств не оставалось там, где он находится.

Три месяца - начала работы системы координации движений. Он ищет баланс тела, перекатываюсь по кроватке. Помогите ему почувствовать свои ручки и ножки - делайте простой массаж.

4

В 4 месяца ребенок все еще спит по 16-17 часов, зато его сон становится крепче. Его сон становится взрослым, глубоким. Ночью он может 6 часов проспать без проблем. Это дает маме и папе возможность отдохнуть, войти в привычный ритм жизни. За это время уже привык к режиму питания, с радостью ждет маму в определенное время.

Что очень важно, в 4 месяца ребенок запоминает свое имя, откликается на него. Другие слова тоже вызывают у него быстрые ассоциации. Вам становится проще общаться, ведь теперь он может показать что-то жестами, попросить пить, например. Предметы, игрушки и люди делятся на «любимые» и «нелюбимые». Малыш поменяет свое мнение много раз, поверьте и не расстраивайтесь, если на вопрос «любишь бабушку?» он будет уверено отвечать «нет».

Кушает все еще грудное молоко. Сейчас его достаточно, прикормка еще не нужна. Правда, для малыша стол и рацион взрослых вызывает интерес. Он ко всему тянется. Разрешается дать ему попробовать что-то, например, мягкое печение. Есть он не станет, но интерес удовлетворит.

5

Становится активнее и общительнее. Может узнавать людей на фотографиях, узнает себя. В этот период чаще подносите его к зеркалу - малышу полезно разглядывать себя, вас. Он радостно общается с теми, кого видит часто. Новые люди все еще вызывают беспокойство. Не стоит давать его на руки человеку, которого он боится. Все закончится длительным плачем.

Все больше интересует малыша движение. Он ползает по кроватке, крутится, старается за все ухватиться ручками. У детей в этом возрасте невероятная гибкость. Может пососать пальчик ноги без проблем. Эта гибкость сохранится еще какое-то время. Именно она означает, что кости все еще не окрепли для того, чтобы встать. А вот приподниматься на руках он пытается все чаще.

Радостная новость для усталых мам. Теперь, хотя бы минут на 15-20 его можно оставить в кроватке или манеже. Его занимают игрушки, он уже может играть самостоятельно, без вашей помощи. Конечно, скоро ему станет скучно, он опомнится, что потерял маму из виду. Но, это уже большой прогресс в сторону самостоятельности.

6

6 месяцев или полгода - солидный срок для маленького человечка. Теперь его можно сажать за детский стульчик, позвоночник уже крепче, выдержит сидячее положение. Если пустить его поползать по полу, малыш будет в восторге. Может спокойно переворачиваться со спинки на животик и обратно. Потихоньку вводите прикормку, ведь ему будет нужно больше еды и калорий.

Начинается период активного развития речи. Простые звуки и слоги он повторяет за вами, постоянно что-то говорит. Он уже придумал простые названия для своих игрушек,
предметов. Мамы быстро выучивают этот язык, могут болтать с малышом - обоим понятно.

Теперь крошка не просто берет игрушки, а выбирает. Может перекладывать из одной руки в другую - это важно сейчас, задействовать для игры обе ручки. Очень скоро он сможет совершать мелкие движения пальчиками. Обе руки должны быть равномерно развиты для этого.

Теперь малышу достаточно всего 14 часов сна, днем он почти все время активен. С этого возраста можно включать ему телевизор, но не более 30 минут в день. Это может быть мультик, программа для детей. Сейчас много таких каналов, предлагающих короткие развивающие сценки. Это займет его и расширит кругозор.

7

Время исследования начинается! Вам придется прятать все острое, несъедобное и опасное, потому что в доме появился неутомимый «ползун». Малыш открывает дверцы шкафов (научился от взрослых), достает вещи. Необходимо все трогать, рассматривать. К некоторым вещам он проявляет особый интерес. Эмоциональная сфера позволяет ему уже испытывать искреннее удивление чем-то.

Поощряйте его эмоциональные реакции. Научите выражать их словами, улыбкой, смехом. Теперь его смех становится более осмысленным, он понимает простые шутки. Ребенок
способен сам делать что-то забавное, чтобы окружающие похлопали, похвалили его. Похвала - отлично, но пришло время запретов.

Нужно обязательно научить кроху словам «нельзя», «нет», «не трогай!». Совсем скоро он сможет ходить сам, а значит, повторять их придется каждые пару минут. Запреты - неприятная тема, но тут нужно проявить строгость. Ребенок научился преодолевать препятствия, а значит, становится мало мест, куда не сможет добраться сам.

Он все дольше спит ночью - 12-13 часов достаточно. Иногда требуется ночью покормить ребенка. Некоторые же спять до утра. Обязательно укладывайте его днем спать на 1-2 часа. Очень активный период роста, постоянное движение. Если не отдохнуть днем, то к вечеру начнет капризничать. Речь становится все более богатой.

8

В этом возрасте он гораздо самостоятельнее, чем был еще пару месяцев назад. Ребенок сам занимает сидячее положение, легко встает. Ему интересно играть, сидя на полу. Машинки, куклы, игрушки - все это разложено там, где он проводит свой досуг. Мама может оставлять его в комнате на 20-25 минут. Эта комната должна быть безопасной: никаких проводов, острых углов, опасных предметов. Тогда вы можете оставить его на полчасика одного. Это полезно, развивает фантазию.

Ребенок уже запомнил некоторые простые действия. Он может махать ручкой на прощание, улыбаться приходящим. Теперь больше выбора в плане общения. Если есть сверстники,
то коммуникации налаживаются быстрее - он учится делиться игрушками, иногда уступать в играх. Общение с другими детьми должно приносить радость, а не агрессию. Если он бьет других, отбирает игрушки, необходимо отучать его всеми способами.

Нужно все меньше материнского молока, но исключать их рациона пока рано. Иммунная система окрепла, теперь она справляется со многими внешними угрозами. Укреплять иммунитет можно свежими фруктами, молочными продуктами. Сейчас лучше давать мягкие фрукты или пюре из них.

На сон будет уходить до 10 часов ночью, причем, спит не просыпаясь. Днем хватит 2-3 часов для отдыха. Активный малыш много времени проводит играя, ползая. Ему нужно отдыхать. Днем укладывайте его 2-3 раза.

9

9 месяцев он провел в животике мамы, а теперь прошло столько же уже вне. Конечно, ваш ребенок еще совсем кроха, ему нужны внимание, забота и ласка родных людей. Радует то, что с каждым днем он набирается новых знаний. Самостоятельное изучение мира - вот что его притягиваете. Мама и папа много чего запрещают, а ему хочется везде забраться, все потрогать. В это время малыш начинает делать первые попытки встать. Конечно, еще вряд ли получится.

Малыш часто просит, чтобы его водили, держа за руки. Ходьба для него становится новой целью, к которой он сам стремится. Некоторые дети в 9 месяцев уже могут стоять без помощи взрослых, пытаются делать первые шаги. Кости у всех развиваются с разной скоростью - давайте ему больше молочных продуктов, фруктов и овощей, богатых кальцием.

Ночью спит 10 часов, не просыпается. Очень редко дети 9 месяцев просят молока или поесть, если просыпаются. Его уже можно переводить в детскую комнату, если до этого ребенок спал с вами. Днем на отдых отводите 1,5-2 часа обязательно. Развивается его эмоциональная сфера, работает память. Это большое умственное напряжение для ребенка. Он уже узнает людей по именам, может показывать на выбранного человека, если вы произнесете его имя.

10

Наступает время, когда в доме появляется «маленький помощник». Желание подражать родителям очень сильно. Он хочет помочь вам. Складываете вещи? Он тут, пытается собрать свои майки и трусики, неумело разбрасывает их по комнате. Вытираете посуду? Малыш просит дать ему тоже чашечку и полотенце. Не пресекайте эти его порывы. Много чего будет испачкано, разбито или помято, но это бесценный опыт.

Ребенок понимает, что может выполнять такие же действия, как взрослые. Для него сейчас не очень-то видно различие между вами. Подражание доходит до смешного: ребенок берет телефон, начинает имитировать разговор с интонациями мамы. Его речь уже более осмысленная, знает отдельные слова.

Он уже достаточно развит, чтобы выбирать. Вы можете предлагать ему выбрать молоко или сок, яблоко или персик. Появляются продукты-фавориты. Главное тут, не потакать его желаниям. Детям, конечно, захочется есть только клубнику. Нужно сбалансированное питание, а не только любимые продукты. Старайтесь заинтересовать его, кушайте вместе.

Спит он уже хорошо, свои 10-11 часов в сутки проводит в покое. Крепкий глубокий сон радует родителей. Наконец-то наступает время и вам выспаться. Днем спит не охотно, ведь столько всего хочется сделать.

11

Теперь уже почти взрослый, не так ли? Мозг активно развивается, хочется все узнать, понять. Детей сейчас интересуют кипящие кастрюли и чайники, бибиканье автомобиля на улице, разная крупная техника. Он с радостью будет общаться с животными. Кстати, многие педиатры считают, что наличие животного в доме помогает развиваться ребенку. Если нет аллергии, то кошка или собачка станут отличными друзьями по играм.

Сейчас очень важно - речь. Он должен уметь выговаривать простые слова, иногда - коротенькие фразы. Речь должна быть окрашена эмоциями, а не монотонной. Радость или обида, грусть, просьба, страх - все это 11 месячный малыш уже может демонстрировать голосом и жестами.

Обычно дети хорошо спят, если на ночь едят что-то легкое. Можно давать отвары шиповника или листьев смородины. Они успокаивают его, подготавливают ко сну. Рекомендуются ванночки с эфирными местами. Ощущения от теплой воды всем нравятся, ребенок брызгается, играет, смеется. Брызги и игры в воде развивают мелкую моторику с одной стороны, с другой - расслабляют мышцы.

12

Вот вам и исполнился годик. Скорее всего, ваш малыш уже может вставать, самостоятельно делать несколько шагов. У него впереди очень много открытий, интересных моментов. Родителям обязательно нужно быть рядом, ведь только они могут защитить, объяснить и направить малыша. Теперь его развитие пойдет быстрее, ведь основные навыки он уже получил.

У него есть индивидуальный характер, любимые игры, свои названия для вещей. Дальше - целый мир неизведанного. После 12 месяцев родители должны подумать, как они могут помочь ему развиваться быстрее?

  • прогулки в парке;
  • знакомство с другими детьми, походы в гости;
  • развивающие группы для малышей;
  • собственные ноу-хау;
  • интересные игры и книги.

У вас масса возможностей сделать каждый новый день ребенка интересным.

Рост и Вес по месяцам

Вес и рост являются важными показателями, хотя могут варьироваться. Здесь многое зависит от генетики родителей. Высокие, склонные к полноте передают свои гены детям, так и худые, миниатюрные родители наделили этими качествами малыша.

Нижняя граница и ближнее значение, чаще всего, для девочек. Они всегда немного легче и меньше. Мальчики наоборот, стремятся к верхней границе значений. Но, опять же, все очень индивидуально.

Рост и вес малышей по месяцам

Месяц Рост см. Вес гр.
1 50-57 3800-4600
2 52-61 4500-5600
3 54-64 5200-6400
4 56-67 5800-7200
5 59-69 6300-7800
6 61-71 6800-8400
7 63-73 7300-8900
8 67-75 7600-9400
9 70-76 8000-9800
10 71-78 8400-10300
11 72-79 8700-10600
12 74-80 9000-10900

Ваш ребенок - уже удивительный, отдельный человечек. Конечно, он будет идти по своему собственному пути в жизни. Сейчас ваша задача сделать все, чтобы его первые шаги прошли с улыбкой.

Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.

Развитие ребенка до года целиком и полностью находится на плечах родителей, которые должны посвящать малышу много времени, подбирать для него подходящие по возрасту и интересам занятия

До 3 месяцев

1 месяц

  • Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
  • Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
  • Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.

Пользу массажа для детей 1-месячного возраста трудно переоценить. Используйте его так же часто, как и развивающиеся игры - частые прикосновения в течение дня (во время одевания на улицу, купания в ванне) способствуют развитию уверенности и спокойствия у малыша.

2 месяца

  • Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
  • Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
  • Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.

Большинство модулей для кроватки снабжены колокольчиками и другими звуковыми элементами - когда малыш слышит звук, он поворачивает голову в его сторону, пытается дотянуться до игрушки

3 месяца

  • Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
  • Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
  • Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, - тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша - так он будет замечать зависимость звуков от его движений.

Упражнения на фитболе помогут грудничку развить координацию движений и положительно скажутся на мышечном тонусе

От 4 месяцев до полугода

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

4 месяца

  • Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
  • Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.

Первые перевороты. В 4 месяца малыш уже может освоить свои первые перевороты на животик и обратно. Стимулируйте такую двигательную активность яркими книжками с разнообразными интересными картинками.

5 месяцев

  • Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
  • «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
  • Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.

6 месяцев

Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:

  • Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.

Ладушки - игра, знакомая многим поколениям детишек. Она помогает малышу развить логику, чувство ритма и крупную моторику, развлекает ребенка
  • Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
  • Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: ).

От 7 до 9 месяцев

7 месяцев

  • Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
  • Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
  • Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.

Книги из ткани можно сделать самостоятельно или купить готовые в магазине. Они послужат в качестве тренажера для мелкой моторики и помогут изучить цвета, формы, фактуры

8 месяцев

  • Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
  • Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол - так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
  • Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
  • Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.

9 месяцев

  • Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
  • Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
  • Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
  • Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).

В ванной можно не только купаться, но еще и играть - набор игрушек или резиновые утята развеселят малыша, позволят совместить приятное с полезным

От 10 месяцев до года

10 месяцев

  • Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
  • Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
  • Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
  • Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.

11 месяцев

  • Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
  • Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
  • Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.

Игрушка-каталка поможет малышу до года освоить один из самых важных навыков - самостоятельную ходьбу без помощи мамы и папы

12 месяцев

  • Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
  • Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
  • Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.

Заключение

Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.

Когда малыш впервые появляется в доме после рождения, это становится началом новой жизни не только для него, но и для молодых родителей, которые часто совершенно не знают, что делать с такой крошкой. Первый месяц всегда самый трудный, ведь молодую маму ждут новые обязанности и волнения - именно в возрасте 0-28 дней малыш называется новорожденным.

Прибавка веса и роста

Новорожденный малыш первого месяца ежедневно набирает по 20 г, т.е. по итогам месяца ребенок поправляется примерно на 600 г. Такая прибавка меньше тех, что ожидают малыша в будущие месяцы - это связано с тем, в первую неделю новорожденный теряет до 8% от своего первоначального веса. Такой феномен наблюдается практически у всех 1-месячных деток и вполне объясним с медицинской точки зрения:

  • ребенок выделяет много первородного кала, который называется меконий;
  • молока у мамы еще не так много;
  • большое количество затрачиваемой энергии.

Есть мнение, что доношенные детки, появившиеся на свет в положенный срок, но при этом с небольшим весом, набирают его более интенсивно, чем пухленькие сверстники. Если ребенок родился недоношенным, то набирать нужный вес он будет значительно медленнее. В среднем 1-месячный малыш вырастает на 3 см.

Врожденные рефлексы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

У всех новорожденных первого месяца присутствуют врожденные рефлексы, которые приобретаются независимо от каких-либо причин и являются безусловными. На осмотре педиатр обязательно проверяет, хорошо ли развит рефлекс отталкивания ножками от взрослой ладони, как развит хватательный рефлекс, держится ли малыш за палец, вложенный в его ладошку, опирается ли он на стопу, когда его приподнимают в вертикальное положение, изучает другие рефлексы. Общая координация движений у новорожденного пока отсутствует.


К 3-4 неделе жизни крохи некоторые рефлексы начинают угасать, движения его становятся более целенаправленными и менее импульсивными

При регулярных тренировках уже к концу 1 месяца малыш может приподнимать головку на некоторое время из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: ). Данный период также характеризуется фиксацией взгляда на ярком предмете, даже непродолжительное слежение за игрушкой говорит о прогрессировании развития.

Также новорожденный начинает проявлять активность и даже улыбаться, если с ним начинают разговаривать ласковым голосом (рекомендуем прочитать: ).

Этап новорожденности - самый первый кризисный период в развитии малыша. Это переход от зависимого типа существования к индивидуальной форме жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа дыхания и питания к совершенно иным. В действие вступают другие виды физиологической регуляции поведения, и большинство систем начинает фактически функционировать заново. Появление «комплекса оживления» - это психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Как ухаживать за новорожденным?

Правильный уход за 1-месячным малышом жизненно важен:

  • Тщательно обрабатывайте пуповину. Время, когда пупочек заживает – ближе ко второй неделе. Следите, чтобы не было припухлостей или покраснений.
  • Следите за родничками. Их следует мыть во время каждого купания. Маленький родничок затягивается к 3 месяцам, а большой только к 18.
  • Если у вас мальчик, следите за реакцией организма во время плача. Заметив выпячивания в области мошонки, паха или пупка, обратитесь к врачу. Это может говорить о том, что у ребенка есть .
  • Делайте массаж , чтобы укрепить мышцы ребенка и поспособствовать физическому развитию. Массаж нужно выполнять около 10 минут, идеальное время – минимум через полчаса после еды.
  • Следите за чуткой детской кожей , она является очень уязвимой в первые месяцы жизни. Моча, кал и прочие раздражители могут привести к покраснениям, поэтому выбирайте мягкие подгузники и дополняйте уход смазыванием чувствительной кожи детским маслом.
  • Не забывайте о гигиене : девочек нужно подмывать только спереди назад и делать это после каждой смены подгузника или пеленки, аналогично следует подмывать и мальчиков, только нужно уделить особое внимание крайней плоти - ее надо промывать проточной водой без мыла каждые 7 дней. Купание деток нужно проводить ежедневно.

Массаж для новорожденного - не только удовольствие и забава, но и благотворное воздействие на развитие мышц. Его рекомендуется выполнять ежедневно

Как часто ребенок какает и писает?

Младенцы писают примерно со следующей частотой: в первые сутки – 1-2 раза, к 5 суткам количество увеличивается до 15 раз в сутки. К концу новорожденного периода количество мочеиспусканий составляет 20-25 раз в сутки. Малое количество мочеиспусканий после рождения связано с малым количеством потребляемой жидкости и несформированными почками.

Стул у 1-месячных малышей неодинаков и меняется практически каждый день. В первые 2 дня характерно выделение густого зеленовато-коричневого мекония, следом за ним появляется частый стул, который отличается по консистенции (возможно появление слизи, зелени или непереваренных комочков) - такой стул бывает 8 раз в сутки и называется он переходным. Спустя неделю после рождения ребенок начинает какать 3-8 раз в сутки, стул при этом имеет кисловатый запах, цвет желтый, а консистенция – кашицеобразная. Малыши на искусственном виде вскармливания какают реже. Частота испражнений составляет 3-4 раза в сутки.

Если ребенок питается хорошо усваиваемым грудным молоком, могут наблюдаться задержки стула в 2 дня, но при этом будет совершенно обычное поведение. Малыш не испытывает дискомфорта, не мучается от вздутия животика или срыгивания.

Сон малыша

Большую часть времени новорожденные дети проводят во сне, общее время сна за сутки составляет около 18 часов. Время бодрствования тратится в основном только на еду и на гигиену. Периоды «гуляния» относительно небольшие – около 15-20 минут.

С возрастом ребенок будет становиться все более активными, а сейчас детки часто детки засыпают сразу после кормления или даже во время него. При наличии других причин возможно и пробуждение между кормлениями - к таким причинам можно отнести не смененный вовремя подгузник, резкий громкий звук или неудобное положение.

Питание ребенка

1 месяц жизни – адаптационный период, когда весь организм малыша привыкает к новым условиям жизни. Это же относится и к питанию. Дети-груднички, получающие только мамино молочко , как правило, не имеют четких временных границ между приемами пищи. Мама кормит малыша по требованию - подобный способ называется свободным вскармливанием. В 1 месяц жизни малыш прикладывается к груди часто - около 12 раз, однако бывает и более частое желание пососать мамину грудь. Не переживайте, у ребенка еще не установился собственный режим кормления, через некоторое время график поменяется. Частое требование груди связано не только с утолением голода, но и с удовлетворением сосательного рефлекса, что благоприятно сказывается на психологическом состоянии малыша.

Дети-искусственники получают адаптированную смесь около 8 раз в сутки в течение двух недель после рождения. Кормить малышей на искусственном вскармливании следует строго по графику, а когда малышу уже больше 2 недель, можно попробовать сделать ночной перерыв и сон, таким образом, будет длиться около 6 часов, а количество кормлений за сутки будет равным 7. Малыши, кушающие смесь, должны допаиваться водичкой, предлагать которую можно между кормлениями.

Рассчитать необходимую дозу адаптированной смеси достаточно просто: 80хY или 70хY, где Y – это день жизни малыша. Такая формула действует для детей первых 10 дней жизни. Вес при рождении влияет на выбор первого или второго варианта формулы. Детки с массой тела более 3200 г при рождении получают смесь по первой части формулы, если вес был ниже этого показателя – по второй. Разовый объем адаптированной смеси рассчитывается так: полученное значение следует разделить на количество кормлений.


Подсчитывать количество рекомендуемой смеси необходимо для избежания перекармливания, которое может негативно сказаться на здоровье ЖКТ ребенка

Прогулки

Сколько гулять с новорожденным первого месяца жизни, зависит от времени года и погоды. В теплое летнее время с малышом можно гулять уже практически на следующий день после выписки из роддома, но продолжительность прогулок сначала должна быть небольшая. Начните с 15-30 минут и постепенно увеличивайте время пребывания на свежем воздухе. Уже через неделю ваши прогулки с новорожденным могут длиться почти 2 часа, т.е. практически занимать все свободное время между кормлениями.

Доктор Комаровский советует гулять 2 раза в день при наличии хорошей погоды. Детки, рожденные в холодное время года, должны сперва немного адаптироваться дома. Через 1-2 дня можно начинать первые прогулки на свежем воздухе, но учитывайте, что с новорожденным не следует гулять, если температура воздуха ниже отметки –10°С или если на улице сильный ветер. Продолжительность прогулок составляет около 10 минут на первых порах и увеличивается постепенно до 40 минут. Если погода позволяет, время прогулки может быть продлено даже до часа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.