Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника? Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста

Социализация - процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми - личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.

Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:

· оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.

· овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.

· социальный опыт складывается и спонтанно.

Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Социализация - это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.

Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность.


В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.

Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации или приспособления. Эта трактовка наиболее ранняя. Она возникла в период господства природоцентризма, но остается популярной за рубежом и сегодня.

В основе процесса социализации лежит механизм идентификации, который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения.

В процессе социализации осуществляется переход от конкретно-личного и эмоционального отношения, от связи с отдельными лицами и привязанности к ним к принципиальным отношениям и связям, по мере развития обобщаются отношения и объекты этих отношений. По степени обобщенности выделяются несколько уровней отношений, в которых прослеживается динамика развития личности в процессе социализации. Эта динамика выражает суть процесса социализации, когда предполагается трансформация внешних социальных значений в интимные структуры личности и которая ориентирована на изначальную активность личности в процессе социализации.

Возникает необходимость раскрыть особенности и специфику процесса социализации ребенка дошкольного возраста. Важно выявить, какие факторы и механизмы оказывают влияние на процесс социализации ребенка. Из чего складывается социальная компетентность ребенка-дошкольника.

Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение её с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги.

Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.

Особый социальный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е.А. Аркина, Л.Б. Эльконина и др. Влияние социальной среды: семьи, ДОУ и др. на развитие личности ребёнка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещены в трудах В.В. Абраменковой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.

В содержании трудов зарубежных исследователей по проблеме социализации (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Тард и др.) представляет интерес анализ воспитания как социального института. Французский социолог Э. Дюркгейм одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Исключительно важное место в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности”. (С.А. Козлова)

На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него “открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития. (Д.И. Фельдштейн)

Следует отметить положения концепции В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Усовой, которые отмечают, что ребёнок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.

В исследованиях С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.Н. Радиной освещены вопросы формирования определённых знаний о социальной действительности.

Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы “социальной компетентности” ребёнка (Е.П. Арнаутова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), о роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), о формировании коммуникативной функции (Л.К. Шипицына и др.).

Таким образом философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества..

Благодаря усилиям отечественных учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка.

В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной гендерной социализации личности ребенка в условиях ДОУ.

Ребенок от 3-х до 4-х. В этом возрасте ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы) сюжетно ролевая игра «Семья». Появляется интерес к своему телу.

Действия взрослых. Необходимо развивать положительное отношение и уважение к имени ребенка, учить гордиться своим именем. Рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел еще такое имя, что оно значит). Вместе с ребенком произносить его по разному: ласково, сокращенно, полностью- с фамилией и отчеством. Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе - о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности. Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности).

Дети от 4х до 6-ти лет . У детей происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу (исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку вынуждены сами выполнять обе роли). Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близь лежащую территорию - и горизонтальную, и вертикальную. Начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К 5-ти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания.

Действия взрослых. Вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения. Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий. Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках - мужественные. Беседовать с детьми об устройстве и работе организма (как человек дышит, слышит, видит, чем он отличается от кукол и других игрушек). Показывать фотографии, на которых дети запечатлены маленькими. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Помнить о том, что особое значение имеет контакт ребенка с матерью, ее материнская любовь. Она закладывает основы доброжелательных отношений ребенка с окружающим миром, дает ему ощущение безопасности уверенности. Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка). Понимать, что сексуальные игры детей являются закономерными: они служат для удовлетворения представлений о половых различиях и для правильного становления половой роли. Реакция родителей должна быть обязательной, но правильной, спокойной и недопустимы возмущения и наказания, строгий запрет.

Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Жизненный путь каждого человека имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т.д. Фазы жизненного пути соотносятся с возрастными стадиями (этапами, периодами, ступенями) онтогенеза. Первая возрастная стадия онтогенеза - дошкольное детство. Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, дошкольное детство - это период от 3 до 7 лет. Старший дошкольный возраст - период от 5 до 7 лет. В современной философии, социологии, психологии и педагогике обобщенное понятие “детство” рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами. Главный социально-культурный фактор - представление о детстве и внутреннем мире ребенка - в решающей степени определяет содержание образования и стиль социально-педагогического воздействия. В качестве примера сошлемся на европейскую культуру, где существуют несколько образов ребенка. Согласно традиционному христианскому взгляду, ребенок несет в себе печать первородного греха, и спасти его можно только беспощадным подавлением его воли, подчинением родителям и духовным пастырям. С точки зрения социально-педагогического детерминизма (Дж. Локк, К.А. Гельвеций и др.), ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу, а представляет собой “чистую доску”, на которой общество или воспитатель могут написать что угодно. С точки зрения биологического детерминизма (А.Вейсман), характер и возможности ребенка предопределены до его рождения. Сторонники утопически-гуманистической позиции (Ж.Ж. Руссо и его сторонники) утверждают: ребенок рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием общества. Каждому из этих образов соответствует свой стиль воспитания, каждый из этих образов основан на восприятии детства как объекта или субъекта культуры, общества.

В современной социально-психологической практике сложилось мнение: детство выступает в качестве объекта воспитания со стороны общества и - по мере своего социального и психического развития - в качестве его субъекта. Обязательной предпосылкой формирования личности является не только усвоение опыта предшествующих поколений в результате воздействия на ребенка различных социальных институтов, но и обретение им способности выйти из-под такого воздействия, способности к самостоятельным решениям.

Принципиально важно обосновать: дошкольное детство - субъект культуры и общества, а ребенок - субъект социально-воспитательного процесса.

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования личности, освоения смыслов и целей человеческой деятельности, период интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием этого возраста становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений, формируется мотивационно-целевая сторона деятельности. Итогом развития всех видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной, общения и т.п.) выступает овладение моделированием центральной умственной способности (Л.А. Венгер) и формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия. Основные этапы становления социальной активности в дошкольном возрасте становятся те, с которыми связан процесс возникновения ответственной исполнительности, ответственной инициативности и ответственной требовательности.

Первоначальные основы социальной активности, как указывает В.Г. Маралов, возникают, когда ребенок начинает ориентироваться на результаты деятельности и поведения, являющиеся социально-ценными не только для него, но и для других, когда появляются элементы ответственности за свои действия и поступки. Признаком появления ответственности является способность выйти за пределы наличной ситуации, побороть импульсивные желания, осознать смысл выполняемой задачи, свои возможности. На этом уровне ответственность находит свое выражение в исполнительности, в строгом, но сознательном следовании предписанию.

Следующий этап характеризуется качественным развитием ответственности, появлением личностного отношения к деятельности и ее результатам в виде инициативы. Первоначально такая инициатива проявляется только как собственное исполнение, затем она может обособляться, распространяться на других людей в виде организации деятельности, оказания помощи и т.п.

Дальнейшее развитие социальной активности старшего дошкольника характеризуется появлением ответственности в виде требовательности к себе и другим, ребенок обретает способность самостоятельно формулировать или переформулировать общественную задачу в доступных видах деятельности и взаимоотношениях.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) меняется “социальная ситуация развития” ребенка. По Л.С. Выготскому, “социальная ситуация развития” определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя которому “ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным”.

В старшем дошкольном возрасте ребенок стремительно проходит путь “от существования в одиночку” до появления способности уверенно существовать среди людей и эффективно осваивать нравственно-этическую сферу человеческих отношений, строящуюся на удовлетворении притязаний к признанию, доброте, честности. В этот период дошкольник приобретает собственную индивидуальность, становится непохожим на других детей, у него появляется “собственное лицо”, складываются собственный внутренний мир и своя “картина” внешнего мира. Старший дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок начинает различать познавательный и социальный план этих отношений. А.Н. Леонтьев подчеркивает: “Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные, линии развития, переходящие друг в друга”. Отношение ребенка - дошкольника к другим людям начинается и диады “ребенок-взрослый” и постепенно в процессе социализации накапливается опыт отношений с диады “ ребенок-ребенок”. Отношение к себе как субъекту социальной жизни появляется позже отношения к другим. В процессе социального взаимодействия, социального сравнения себя с другими на межличностном и межгрупповом уровне у ребенка складывается позитивная социальная идентичность. В процессе социализации происходит осознание ребенком себя в обществе, видение себя в других людях, готовность к ответственному действию в окружающем мире.

Сущность и эффективность социализации детей старшего дошкольного возраста изучали такие педагоги как С.А. Козлова, С.В. Петерина, Э.К. Суслова и др. По мнению О.М. Дьяченко, социализация дошкольника - это “качественные изменения, связанные с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми, детьми и взрослыми”.

В процессе социализации ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества. Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений и навыков; в процессе общения с людьми разного возраста, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности; в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения.

Социальный опыт - это результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Наиболее полно и точно социализированность дошкольника определяется в отношении “ребенок-общество”. Именно в этой своеобразной позиции ярко проявляются особенности накопления социального опыта: происходит осознание ребенком себя в обществе, видение себя в других людях, готовность к ответственному действию в окружающем мире. Формирование такой позиции представляет собой постоянный процесс (социализация), и, одновременно, результат социализации ребенка (социализированность). Рассматривая социализацию детей старшего дошкольного возраста, можно выделить две позиции ребенка по отношению к обществу: “ я в обществе” и “я и общество”.

Находясь в позиции “ я в обществе”, ребенок стремится понять свое “Я”, свои возможности, личностные качества, а складывается эта позиция в предметно-практической деятельности.

В позиции “я и общество” ребенок уже пытается осознавать себя субъектом общественных отношений. Эта позиция развертывается в условиях деятельности, направленной на усвоение норм человеческих взаимоотношений, в условиях признания его индивидуальности, самостоятельности, ответственности.

Обе эти позиции практически связываются с определенными ступенями развития в детстве, фиксируя соответствующее положение растущего человека по отношению к себе, к обществу, к социальной действительности, а также его возможности и особенности включения в соответствующую деятельность и развития в ней. Именно в зависимости то характера и содержания действительности, преобладающего развития той или другой стороны наиболее активно развертываются отношения ребенка к миру вещей, событиям, к другим людям и самому себе, которые интегрируются в определенной социальной позиции.

По мнению О.М. Дьяченко, С.В. Петериной, Э.К. Сусловой, социальное развитие в старшем дошкольном возрасте направлено: на воспитание у ребенка культуры познания взрослых и детей; формирование социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений; воспитание этически ценных способов общения; становление самопознания; воспитание у ребенка уважения к себе; овладение речью и речевым общением (содействие налаживанию диалогического общения детей в совместных играх и занятиях, дифференцированное пользование разнообразными средствами общения с учетом конкретной ситуации).

Главная цель педагогического прикосновения и конкретному ребенку - удовлетворение особых биосоциальных потребностей.

Отечественной и мировой психологией общепризнанно, что источником социальной активности личности является потребность. Выделим основные потребности ребенка дошкольного возраста: потребность в защищенности и безопасности; социальные потребности; потребность в игровой, творческой и познавательной деятельности; потребность в удовольствии.

Формировать социальную активность дошкольника - это прежде всего возбуждать соответствующие потребности, обеспечивать их мотивирующее влияние на деятельность и поведение.

В общем виде социализация ребенка старшего дошкольного возраста может быть представлена как процесс его вхождения в культуру, в новую социальную среду и интеграции в ней. А результат интеграции в общество, вхождения в культуру, присвоения и преобразования социального опыта - детская субкультура, включающая в себя специфические ценности и установки, нормы поведения, особые виды деятельности и коммуникации, характерные именно для детской среды.

Следовательно, старший дошкольник социальный опыт усваивает, если он в социальной жизни является ее субъектом. Детство - как самоценный, уникальный, важнейший период в жизни человека, суть которого не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Главный смысл социального развития ребенка старшего дошкольного возраста заключается в овладении действительностью, в присвоении общественной сущности человека.

Таким образом, в процессе социализации ребенок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил. Все это невозможно без специально организованного социально-педагогического вмешательства. Поэтому необходима целенаправленная педагогическая деятельность, способствующая социализации старшего дошкольника и выступающая одной из ее функций.

Под социально-педагогической деятельностью понимается такой вид профессиональной деятельности, содержанием которой является социальное обучение и воспитание детей (людей разного возраста) и создание соответствующих условий для этого. Важнейшей характеристикой социально-педагогической деятельности является ее совместный характер: двуединый процесс, в котором присутствуют социальный воспитатель-педагог и воспитанник.

Социально-педагогическая деятельность, направленная на социализацию детей старшего дошкольного возраста, представляет собой систему, состоящую из предметно-деятельностной сферы, сферы социальной грамотности, сферы личностного роста. Содержание предметно-деятельностной сферы включает в себя приспособление ребенка к деятельности по совершенствованию социальных навыков; содержание сферы социальной грамотности имеет в виду социальную активность ребенка в среде обитания; сфера личностного роста включает целенаправленную педагогическую актуализацию развития личностной зрелости ребенка.

Следовательно, социальный педагог как основной субъект социально-педагогической деятельности осуществляет в процессе социализации когнитивный (познавательный), коммуникативный, ценностный и деятельностный подходы.

Коммуникативный компонент. Вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая средства массовой информации, в общении, а проявляется прежде всего в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

Деятельностный (поведенческий компонент) - это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и “присвоить” их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом.

Каждый компонент, соответственно, предполагает выбор социальным педагогом определенного содержания и средств для взаимодействия со старшими дошкольниками, учитывая их особенности развития.

Средства - это совокупность материальных, интеллектуальных, эмоциональных и других условий, используемых и создаваемых педагогом для достижения той или иной цели.

В качестве основных средств выступают факторы социализации (природа, общение, искусство, культура), социально-педагогические методы (словесные, словесно-наглядные, практические, стимулирующие), формы (занятия, экскурсия, игра, коллективная деятельность).

Таким образом, социализация рассматривается как процесс освоения социального опыта жизнедеятельности человека и как результат, то есть усвоенный опыт и реальная жизнедеятельность человека. Особенностью социализации старшего дошкольника является то, что ведущей деятельностью выступает игра, с помощью которой он осваивает знания, умения, приобретает собственный жизненный опыт, исполняя в игровых ситуациях определенные социальные роли, востребуемые в его дальнейшей реальной жизни.

Теоретический анализ литературы позволяет вывести, что социализация человека - одна из наиболее сложных и весьма актуальных проблем. Социализация рассматривается как двусторонний процесс, включающий в себя накопление и дальнейшее воспроизводство индивидом социального опыта путем вхождения и активного включения в социальную среду.

Социализация осуществляется в трех основных сферах: деятельности, общении, самосознании. Она является функцией социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, религиозных организаций, средств массовой информации.

Социализация является одной из функций социально-педагогической деятельности. Социальный педагог как основной субъект социально-педагогической деятельности использует разнообразные подходы к выбору содержания и методов социализации, на основе учета возрастных особенностей и социального опыта своих воспитанников. Ведущими, как правило, выступают познавательный (когнитивный), коммуникативный, ценностный и деятельностный подходы, которые способствуют качественным изменениям личности воспитанника (старших дошкольников), связанных с его жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми.

Особенностью социализации старшего дошкольника является то, что ведущей его деятельностью выступает игра, с помощью которой он осваивает знания, умения, приобретает собственный жизненный опыт, исполняя в игровых ситуациях определенные роли, востребуемые в его дальнейшей реальной жизни.

Сущность социализации детей старшего дошкольного возраста заключается в овладении ими социальным опытом в предметно-деятельностной сфере, сфере личностного роста и сфере социальной грамотности.

Социализацией называют усваивание ребёнком-дошкольником моральных и нравственных принципов, а также правил поведения в социуме. О том, как осуществляется социализация детей дошкольников, мы поговорим далее.

Социализация детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно через общение. Главным инструментом социализации ребёнка всегда выступает семья.

Что такое социализация детей

Социализация дошкольников - это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребёнок. От успеха данного процесса зависит многое. Дети принимают свою роль в обществе, учатся себя вести в соответствии с правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями.

Социализация личности дошкольника это совокупность различных факторов, среди которых:

  • внешние факторы, предопределяющие форму социализации и дальнейшее направление развития детей. В перечень данных факторов входит коллектив, семья, секции и кружки, ДОУ;
  • внутренние факторы, то есть, психологические особенности дошкольника, которые оказывают влияние на формирование его мировоззрения.
От степени социализации зависит гармоничность его отношений со сверстниками, развитие ребёнка, его успешность в будущем.

Игры на социализацию дошкольников

Для социализации детей могут использоваться различные игры. В основном, они проводятся со сверстниками. В ходе игр дети совместно определяют цели, которые им необходимо достичь, что-то планируют, заводят дружбу. Коммуникативные контакты в ходе игры могут принимать любую форму. Игра может быть командной или одиночной, с разными уровнями взаимодействия.

Хорошей поддержкой социализации являются игры, в которых дошкольники имитируют поведение взрослых людей, выражают свои переживания. Во время таких развлечений дети учатся контролировать собственные чувства, понимать других людей, смысл различных правил и ограничений.

Социализация в детском саду

Детский сад - это первое знакомство малыша с самостоятельной жизнью и важнейший этап в жизни каждого ребёнка. Именно в ДОУ осуществляется социализация дошкольника, его взаимодействие со сверстниками и малознакомыми взрослыми. Перед детьми встаёт выбор: дружить с коллективом или конфликтовать, поэтому задача педагогов помочь малышу определиться.

Социальное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ осуществляется с обязательным участием взрослых. С помощью педагогов и родителей у ребёнка формируется верная модель поведения, он учится отстаивать свою точку зрения и преодолевать трудности.

Социализация в детском саду крайне важна, так как дома получить такой опыт ребёнок вряд ли сможет. В ДОУ происходит первое распределение ролей, кроме того, ребёнок начинает понимать свою роль в обществе и постепенно становится самостоятельным.

Дошкольный возраст , как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей .

Существует много определений социализации, и можно сделать вывод, что

Несформированная в дошкольном возрасте социализация ведет к аутизму , низкой успеваемости, агрессивности, применению физической силы.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовила социальный педагог, воспитатель МДОБУ № 2 Смирнова Наталья Павловна Социализация детей дошкольного возраста г.Новокубанск 2016 Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №2 «Светлячок» г.Новокубанска муниципального образования Новокубанский район

Главное условие данного процесса – общение. Социализация ребенка дошкольного возраста представляет собой длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его гармоничного вхождения в общество. Социализация - от латинского слова socialis - общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития. Социализация – это усвоение человеком нравственных норм и ценностей, морали, правил поведения в социуме (обществе).

Цель социализации - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры:

Социальное воспитание - одно из направлений современного дошкольного образования. Среда детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами, вещами, созданными руками человека и его замыслом, при правильной её организации педагогами, способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности ребенка.

А.В. Мудрик выделяет три группы задач:

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

Формы работы Тема Содержание Культура поведения Кодекс правил в группе. Практические ситуации, театрализованные этюды, ситуации общения. Игровые образовательные ситуации «Волшебные слова»…. «Обсуждение вопросов «так или не так», «красиво-некрасиво». Стихи о вежливости, доброте, уважении к старшим. Решение проблемных ситуаций. Дидактические и развивающие игры Люди (взрослые и дети) Рассматривание картинок, книг, иллюстраций людей по возрасту, профессии, половому признаку Обсуждение и рассказывание. Этические беседы. Художественная литература. Д/И, с\р, режиссерские Семья. Эмоции людей Обсуждение семейных традиций. Рассказ воспитателя о своем детстве. Рассматривание фотоальбомов. Выставки детских рисунков о семье. Стихи, рассказы о семье. Д/И, театрализованные, др. Родная страна. Родной город Рассказы о народах, населяющих страну. Знакомство с флагом, гербом, гимном. Столица. История страны Природа. (беседы, рассматривание, образовательные ситуации). Воображаемые игровые путешествия по родной стране. Знакомство с расами. Обучающие и образовательные ситуации Представление о себе. Школа Описание свой внешности, друзей. Рассказы о своем организме. Высказывания «Что я умею», «Я мечтаю». Составление рассказов «Что будет в школе». «Я добрый волшебник»… Беседы о школе, школьные года родителей. Экскурсии. Д/И и с\р игры.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника, она является и средством социализации. Игра помогает вхождению ребенка в общество. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему Общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.

Основным препятствием в развитии самостоятельной творческой игры Является неправильное воспитание в раннем возрасте. Вторым препятствием в развитии игр Являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребенка изолируют от окружающих. Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть.

Причинами этих трудностей могут быть неправильное воспитание детей в раннем возрасте, неблагоприятные жизненные условия, изолированность детей от окружающих и так далее. Одним из видов трудности в социализации является социальная неуверенность. Социально неуверенные дети не умеют гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, внешним миром.

Спасибо за внимание


Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я продолжаю рубрику « » и хочу рассказать, в чем заключается социализация детей дошкольного возраста. Что это такое? Справляется ли с этой задачей обычный сад? И как можно добиться всего этого «в домашних условиях»?

Что такое — социализация?

Мы все так боимся этого слова... Но с трудом представляем, о чем конкретно идет речь?

Если заглянуть в словарь — можно узнать точное определение этого слова. Я не буду приводить дословные цитаты, они звучат слишком серьезно и умно. Но суть у них одна: социализация — это процесс, в результате которого человек может успешно жить в обществе.

Умение жить в обществе — очень полезно. Однако, для этого совершенно необязательно ходить в ДОУ, более того, в детских учреждениях используется не самый лучший способ научить детей общению.

Давайте сначала разберем, что представляет собой общение? Какова конечная цель успешной социализации?

  1. Ребенок должен уметь правильно общаться со старшими. Уважительно, но при необходимости спокойно высказывая свою позицию. В перспективе человеку нужно уметь эффективно взаимодействовать с начальниками.
  2. Дети должны легко находить общий язык с равными.
  3. В перспективе, человек должен уметь грамотно решать любые конфликты.
  4. Человек должен уметь держаться за свои принципы, не поддаваясь влиянию толпы.
  5. Человеку необходимо уметь заботиться о младших (по возрасту или по статусу).
  6. Человек должен освоить принципы работы в группе, построенные на взаимоуважении.

Чему нас учат?

Справляются ли с этими задачами наши детские сады и школы? Честно говоря, не очень. Это видно по тому, что далеко не все взрослые способны грамотно общаться. А в детских учреждениях ребята помещаются в дикие условия. Чаще всего это — неконтролируемая группа ровесников, в которой действует закон джунглей.

Здесь прививается неуважительное отношение к учителям и другим старшим. Подрываются все авторитеты. С раннего детства часто учат бояться старших. Воспитатели используют крик и грубую силу, пытаясь добиться какого-то порядка в группе.

Насколько качественно в садах учат решать конфликты и устанавливать контакт? Неужели вы думаете, что воспитатель ходит за каждым и помогает подобрать верные слова? В большой группе это просто невозможно!

Про общение с кем-то младшим не стоит даже говорить. Но самое опасное: с раннего возраста малышей приучают идти за толпой. У дошкольников еще нет крепкого внутреннего стержня, нет своих прочных ценностей. Поэтому они активно впитывают все, что происходит вокруг. И не удивительно, что дети привыкают следовать за основной массой ровесников...

Пожалуй, единственное, что старательно развивают воспитатели в дошкольниках: умение работать в группе. На это направлены все групповые занятия. Однако, подумайте: сколько взрослых людей умеют работать в группе? Я прекрасно помню, как тяжело давалось в институте групповое творчество. И вообще сделать что-то группой без хорошего руководителя нередко сложнее, чем в одиночку. Почему? Ведь мы все были и в садах, и в школах?

Развитие дома

Что мы можем получить, оставляя ребенка дома? Как решим поставленные задачи? Если малыш не ходит в детский сад, проблемы социализации решаются достаточно легко, если мама готова прикладывать некоторые усилия.

Но сначала отмечу, что по большому счету, нет необходимости активно «социализировать» малыша. Если вы живете в социуме, гуляете на детских площадках, хоть иногда общаетесь с другими людьми — ребенок не будет диким. Все вышеперечисленные навыки вовсе не нужно осваивать в 3-5 лет. Поэтому я считаю, что с дошкольником достаточно просто играть и жить своей жизнью.

Но если вам очень хочется приобщать малыша к жизни в обществе — пожалуйста! Что для этого необходимо?

  • Родите своему карапузу родного брата или сестру. Желательно, с маленькой разницей в возрасте. Например, . Тогда ваши дети целыми днями будут учиться общаться, решать конфликты, находить компромиссы... И все — в семье.
  • Если же рожать вы больше не хотите (или социализировать надо прямо сейчас) — найдите во дворе друзей своего возраста. В идеале — тоже без садов. И ходите друг к другу в гости. Можно даже оставлять подруге свое чадо на полдня или день... А потом забирать к себе ее малыша.
  • Переживаете за групповые занятия? Найдите себе какую-то «развивашку» и посещайте ее раз в неделю. Этого вполне достаточно.
  • Ходите с ребенка по музеям, магазинам, государственным инстанциям, ездите с ним в соседние города. Ваш малыш увидит множество примеров общения с незнакомыми людьми. Только прошу вас, подавайте хороший пример, будьте всегда тактичны и терпеливы.
  • Также к вашим услугам детские комнаты торговых центров и другие прелести современной цивилизации. Хотя если ничего рядом нет — подойдет обычная песочница. Самая популярная в вашем дворе.

Особенности обучения общению:

  1. При возникновении конфликта учите малышей находить компромиссы. Разбирайте с ними ситуации и показывайте, как лучше себя вести.
  2. Сами подавайте позитивный пример, не ругайтесь в очередях и уважайте окружающих.
  3. Если малыш стесняется, но хочет подойти к группе ровесников — подходите вместе с ним. Подсказывайте ему. Помогайте. А не отправляйте на произвол судьбы, как в обычном садике.
  4. Если общение приобрело нежелательный характер — с оскорблениями или издевками — прекратите его.
  5. Однако, регулярно давайте возможность детям самим разруливать неприятные ситуации.

Если ваш малыш всегда с вами — вы сможете научить его жить в обществе гораздо эффективнее. Вы сможете обучить его основным навыкам, а не пускать дело на самотек. Вы можете привить ему важные ценности. Можете привести в общество плавно, без стресса.

Детям гораздо проще учиться общению, когда рядом есть свой человек — родная мама. Готовая защитить в нужный момент или помочь найти компромисс, не применяя силы.

Человек — существо социальное. Но отправлять совсем маленьких малышей в социум одних и без четких инструкций — опасная затея. Кто-то действительно освоится. Кто-то забьется в угол. Кто-то начнет решать все ситуации кулаками. Кто-то будет пытаться хитрить.

Невозможно научить взаимодействовать с другими детьми за один день. Но это не значит, что нужно пустить дело на самотек. Я изложила ситуацию, как я ее вижу, но выбор за вами.

Конечно, есть особые детские сады (как правило, частные), где детям уделяется особое внимание. Вот, например, видео об этом. Однако, на мой взгляд, это все равно не заменяет маму и семью. Как бы ни пытался воспитатель создать «ощущение одной семьи».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.