Коляда (праздник): история и традиции. Что такое колядки и когда колядовать

Коляда - один из крупных славянских праздников. Очень важная точка в годовом цикле. Этот праздник приурочен к дате зимнего солнцестояния - 22 декабря, но народное празднование Коляды все же смещено на 24-25 декабря.
Эти дни - период рождения Нового солнца, нового солнечного года. Сама точка "солнце ворота" считала довольно опасной, потому что Колесо года в этот момент размыкается, солнце может и не встать. Трещина между мирами распахивалась, духи выходили и проникали в мир живых. Нечистые духи устремлялись в этот момент на землю, поэтому люди сосредотачивались в этот период на сакральном. Шли гадания и прочие ритуалы, призванные уберечь будущее семьи, рода, подкорректировать его и т.п.

День перед Колядой тоже праздновался и назывался Карачун . День когда как раз идет полное завершение года, окарачивает год, заканчивает, а после этого уже начинается новый цикл.
Время было опасно для женщин на сносях, потому что они носили новую жизнь, а в этот период все обитатели нави стремились проникнуть в эту приоткрытую дверь на землю. Опасными были дни перед Колядой и после (так называемые Святочные вечера ) Первые шесть дней были ворожными, страшными, колдовскими. Следующие шесть дней были светлыми, святыми. Это связано с тем, что каждый из дней соответствовал месяцу в году - темная половина года и светлая. (см. Точки года) С одной стороны по точкам равноденствия. С другой стороны по точкам осеннего и весеннего перехода - 31 октября - Самхейн - 1 мая - Балтейн. В славянском ореале это считается по точкам равноденствия.

Первый святочный вечер был накануне Коляды. Сама Коляда не относится к святочным дням. И далее считались следующие 5 дней соответственно.

Самое важное в праздновании Коляды Зажигание нового огня. Сначала тушили все огни, даже огонь перед лампадой и зажигался новый огонь. В более древнее, языческое время, зажигались костры на вершинах холмов, как вариант - поднималось огненное колесо. Если на Купалу его катили, то тут поднимали. Считалось, что таким образом люди помогают солнцу подняться на небо. Через этот огонь идет сопричастность к божественному огню, к солнечному огню.
С этого огня зажигали новый готовой цикл.
Одно из важных событий этого периода, которое хорошо известно и по литературе дошедшей до нас и по старинным песням это колядование. Колядование шло почти на протяжении всех святок. Но пик приходился на день перед Колядой.
Колядовщики выворачивали шубы наизнанку, как бы представляя выходцев из нави в которых славяне видели души предков. Страшными они были потому, что никто не может узнать выходцев из нави, для людей они все страшные. все кажутся нежитью. Либо это животные, что связывают нас с тотемизмом - древней верой в покровительство животных.
Колядовщики ходили по дворам, пели определенные песни. Сначала пели песни которые простраивали как бы мир человека, ведь это открытие нового года, поэтому надо было простроить его мир. Пелось о мировом древе, где на макушке сидел орел, представляющий верхний мир - мир богов, под деревом щука - нижний мир. Именно такие образы использовались для понимания. Далее хозяин дома, у которого пелись эти песни должен был одарить колядовщиков, как бы одарить этот пришедший новый мир. Насколько он хотел блага на этот год, настолько он и одаривал колядовщиков. Считалось, что так хозяин одаривал предков, так он чтит свой род. Одаривали в основном едой. После этого колядовщики пели дому и хозяину благословление. Случалось так, что в доме куда пришли колядовщики жили приземистые хозяева, которые не хотели особо одаривать гостей, тогда колядовщики могли спеть и хулительные песни, которые не сулили ничего хорошего этому дому.
Люди боялись, что колядовщики могут спеть такие песни и боялись что их дом вообще могут вообще обойти. Благие силы, силы предков только в этот период могли так близко контактировать с живыми, чтобы дать свое благословление.

Во время Коляды существовал такой немаловажный обряд как сжигание Бадняка . За светло находится сухое, мертвое дерево, оно украшается разными ленточками, наузами, после этого его дорубают, не касаясь голыми руками, и выносят. через рукавицы или через рубахи. Это делалось, чтобы живое (Человек) не касался раньше времени мертвого (дерева).
Его несут к костру и погружают в огонь, после произнесения специальных слов его сжигают. Когда оно почти догорит, по нему стучат и говорят "Сколько искр вылетит из Бадняка, столько блага придет на новый год".
Существуют разные объяснения этой символики Бадняка. Можно сказать люди создают мост между явью и навью, между двумя годами. Дерево которое одним концом в одном мире, другим в нашем. Перед тем как это дерево-полено сжигают ему еще рисуют рот, куда его кормят и поят. Здесь прослеживается много образов связанных с покойником.

Коляду можно фактически считать славянским Новым годом, началом празднества. Именно в этот период год для человека того времени начинался и продолжалось все это до Масленицы . Рождалось солнце на Коляду, а сила Жизни, сила Яви приходит на Масленицу.

Коляда - когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком и обавник восклицает:

«Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чём ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросёнком!»
Проводив Овсеня, люди зовут:
«Приходи, Коляда!» Появляются коляд овщики и поют песню: «Мы ходили, мы искали Коляду святого
На земле, на небеси, по Славени, по Руси
По полям да по лесам, по долам да по горам
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!» Впереди идёт козовод, ведёт «козу» (ряженого, одетого козой). Колядовщики: «Пришла Коляда из Новгорода
На вороном конёчке, в малёванном возочке.»
Козовод:
«Ну-ка, девчонки, ну-ка мальчонки!
Вставайте в ряду, я козу веду!» Перед козой идёт сеятель, осыпающий зерном снег и народ: «Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога
Пест да лопата, корова горбата.» Когда коза проходит меж рядами, её гладят по шерсти «на счастье». За козой идёт её свита (кот, лисица, журавль, свинья). Девица-лисица пляшет и поёт: «Ой, пляшу, пляшу для дорогого
Может даст ползолотого.
Ой, мало, мало, на том не стало!
Ой, скачу, скачу, серебра хочу!
Раз имеешь сына, дай головку сыра
Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку
Если не богатый, выгони из хаты
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою.» «Звери» подпевают: «Наша коза - стара дереза
С Киева шла, всю Русь обошла.» Коза: «Коза, коза луплена, за две куны куплена
Стопчу тебя ногами, сколю тебя рогами!» Хор: «Не ходи, коза, в тёмные леса.
Там за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие
Во тех лесах огни горят, огни горят горючие
На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие
У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят колядуют:
«Гой, Коляд о!»
Хотят тебя, козочка, зарезати.
Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо.»
Кудесник бьёт козу в ухо и та падает. Хор:
«Вот коза упала, хвост свой задрала.
Нужно козе три куска сала!» Кот: «Мяу, мяу, сала! Чтоб коза встала.» Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пря-ники, печенье. Хор: «Встань, коза, встряхнись!
Встань, развеселись!»
Коза встаёт, пляшет и поёт:
«Твои волы, мои волы, гей, гей!
А впереди медведи, гей, гей!
А вдогон им две вороны, гей, гей!
В колеснице две синицы, гей, гей!» Козовод: «Слушай, коза, где трубы ревут
Где трубы ревут там блины пекут
Где блины пекут там и нам дадут!» Коза идёт к угощенью (до печи или стола), задирает морду и нюхает. Хор: «Хозяин идёт, пожиток несёт!
Первый пожиток - мерочка жита,
Мерочкой жита коза будет сыта.
Другой пожиток - мерочка гречки,
Мерочка гречки - нам на варенички.
Третий пожиток - решето овса,
Решето овса, сверху колбаса.
Будьте здоровы! Весёлых свят!
С праздником, хозяева!» Хозяева одариваютколядовщиков. Кот: «Мяу, мяу, мало!
Нужно ещё сала, чтоб коза брыкала!» Козовод: «Дайте, дядя, сала, а то кот сдохнет.» Хозяин: «Нету сала, мышь украла!» Кот пристаёт до тех пор, пока не выпросит кусочек. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики идут пировать.
На пиру поминают Тура, поедая обрядовое печенье в виде коров (коровай, рогалики). Вместо жертвенного ягнёнка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись.»

Вот интересно, оказывается Коляда имеет далеко не христианские корни, хоть в колядках мы и прославляем рождение Иисуса Христа. Оказывается, Коляда - это старословянский бог. Интересная статья.

Вот уже 2011-й раз люди будут отмечать день рождения Иисуса Христа. А знаете ли вы, что задолго до его рождения, в этот день наши предки тоже праздновали Рождество... кого?.. Бога Коляды.

"Потрудилась Златогорка...Ой, Коляда, наш, Коляда! Потрудилась, потужилась и родила млада бога. Млада бога - Коляду!

Девять месяцев Майя не ела, девять месяцев не пивала во пещере горы Сарачинской. И родила она млада бога! Златогорке служила Жива. Омывала Живушка Майю, Коляду она принимала!
Засияло на небе Солнце. Хорс с младою Зарёй запели:
- Слава Божичу Коляде!
Звёзды с Месяцем заплясали и цветами мир забросали:
- Слава Божичу Коляде!
Звери во лесах заревели, рыбы во морях заплескали:
- Слава Божичу Коляде!
И запели люди по всей Земле:
- Коляда -Бог Сущий! Бог Сущий -Святой! Святой и Пресветлый! Пресветлый и Истинный! И вседержитель!..."

Свято-Русские Веды. Книга Коляды

Великий праздник Рождества Божича определялся в день, когда зимнее солнце поворачивало на лето, а день начинал прибавляться.Коляда - Бог, который начинает Сварожий круг, он знаменует собой новогодний цикл.

Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Младенца Коляду захватывает ведьма Зима и превращает его в волчёнка. Когда снимут с Коляды волчью шкуру и сожгут ее на весеннем огне, Коляда предстанет во всей красе. И Солнце на возу отправляют на юг, встречать весну.

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи»
А. Стрижев «Народный календарь»

Что ещё нам известно о Коляде?

"Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям.
Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.
Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах."

(Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003
Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002)

В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия.

Празднование Коляды происходило с 25 декабря по 6 января (Велесовы дни). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших мудрых предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

"...На Святой вечер вся семья и вся живность должна быть дома, если кого не будет - целый год блуждать будут. До прихода солнца Коляды хозяину необходимо успеть во время восхода открыть все имеющиеся двери в хозяйстве и ворота на дорогу. Вместе с Колядой сходят по солнечным лучам на землю бог урожая Спас и бог хозяйства Велес. В это волшебное время войдут в дом и до самого Щедрого вечера в снопе Дедухе будут находиться добрые духи-души дедов-прадедов, опекуны нив и семей, поэтому в Святой вечер и для них ставят пустые миски и ложки к ним. Так же делают и для отсутствующих живых. Все люди ждут на приход бога Коляды, он должен осветить всё хозяйство, весь двор, всю землю.

В час "схода" хозяйка должна успеть вынуть из печи узвар и кутью и поставить на стол. Также достаются калачи, пирожки,...

Кликом к началу Святого вечера является первая вечерняя Звезда. Кто первым в семье увидит Рождественскую звезду, будет весь год счастливым.

Вдохновлённые звездным благословением, уже все накупанные, приодетые к торжественному событию. В доме прибрано, помыто, стол празднично застелен. На столе - тонкий слой сена. Сверху первой скатерти, что для добрых духов, хозяйка стелит другую - для людей. В четырёх углах стола под скатертью хозяйка обязательно кладёт часнок.

Хозяин с хозяйкой приглашают наиважнейших гостей: "Пресвятое Солнце, Месяц ласковый, зори ясные, дожди проливные, идите к нам на Святой Вечер - кутью есть!"

В окно кличут Мороза:" Мороз, иди к нам ужинать да не морозь ни телят, ни ягнят, ни гусей, ни курей". Быстро поужинав, хватают макогон, бьют ним по праздничному столу и прогоняют Мороза:"Иди Мороз, на своё место, чтобы не был ты тут, поужинавши".

Хозяин зовёт в дверь или в окно следующих гостей:"Буйный Ветер, пылающий Огонь, лютая Буря, плохое и злое - идите кутью есть!". Попробуй не пригласить таких. Сказав это трижды, добавляет:"Зову вас! Не идёте, так не идите и на жито, пшеницу и всякую пашницу!"

В углу, ещё до захода солнца, ставят снопик жита - Дедух - кладут возле него разные железные вещи, чтобы оберегали дом от злых сил. Сохранился обычай, когда хозяин прячется за сноп и спрашивает:
- Видите меня, дети?
Те, хором отвечают:
- Не видим!
Хозяин отвечает:
- Дай Бог, чтобы и на следующий год не видно было света за копнами и снопами!

Возле Дедуха ставилась кутья. Кутья - еда богов, еда солнца праведного и еда духов - Лада, святых и добрых душ покойников. Число 12 в Святой вечер божественное, разжигается в печи огонь из 12 поленьев, заготовленных 12 дней назад. Во всём доме этой ночью горят свечки. Гасить свечи нельзя, в эту ночь они должны догореть до конца.

В этот вечер всё должно радоваться златоликому новорождённому. Всю скотинку хозяин должен пригостить "праздничным ужином" и благословить её хлебом. В полночь под Рождество коровы разговаривают между собой и жалуются на хозяина, если он плохо за ними смотрит.

После всего этого, хорошо закрыв все двери, так как до конца ужина никто не должен выходить из дома, хозяин накладываеает в миски угощения. На праздничном столе в этот вечер плоды и овощи, цветы и зёрна, мёд, 12 священных блюд - кутья с мёдом, постные голубцы, вареники, узвар, картофель с толчённым часноком, ячменная каша с мёдом, горох с маслом и часноком, пшоная каша, пироги с маком, варёная кукуруза и варёные бобы.

После молитвы к Всевышнему приглашаются на ужин души дедов-прадедов и все молча начинают ужинать.

После ужина дети начинают колядовать, присоединяется вся семья. Потом дети одеваютсся отнести немного кутьи и подарков своим родным и близким. Вечером приходят колядники..."
"Міфи и легенди давньої України" В.Войтович

Обряд колядования состоит в том, что по домам ходят группы славельщиков, состоящие в основном из подростков.

Каждая группа должна нести на палке восьмиконечную звезду, склеенную из серебристой бумаги. Иногда звезду делают полой и внутри нее зажигали свечу. Светящаяся в темноте звезда словно плывет по улице. В состав группы входит мехоноша, несущий мешок для сбора даров.

На ходу они поют песню припевку:

Мы ходили - походили, колядовщики!
Мы искали-поискали Иванова двора!
Стоит Иванов двор на пяти столбах!
На пяти столбах, на семи верстах!
Коляда-коляда!
Подавай пирога!

Славильщики останавливаютя под окнами, заходят в дома и просят у хозяев разрешения спеть колядки. Как правило, в каждом доме славильщиков встречают радушно и гостеприимно, заранее готовят угощение и подарки.


Сегодня для многих Рождество Христово и Коляда - это два праздника, которые сложно разделить. А ведь это совсем не так. Во времена язычества, когда христианства на Руси еще не было, праздник Коляда уже существовал. Посвящался он не Иисусу Христу, а забытому ныне Даждьбогу. Люди радовались прибавлению дня и благодарили бога за это, исполняя песни-колядки.

Что такое Коляда

Коляда - славянский праздник, который сегодня начинается с Рождества и продолжается до Крещения, то есть проходит c 7 до 19 января. В эти дни проводятся обряды, которые посвящены Рождеству. Раньше же Коляда начиналась со Святок, то есть 25 декабря и заканчивалась 6 января.


Конечно, праздник видоизменился за столетия, но основные традиции сохранились и по сегодняшний день. Все так же, как и раньше, празднующие облачаются в наряды, для изготовления которых используются шкуры животных, рога. Надевают самые смешные и страшные маски. Колядуют, то есть поют праздничные песни, получая от слушателей различные подарочки. Девушки гадают, в надежде узнать, кто же будет женихом.

Как готовились и праздновали Коляду раньше

К Коляде готовились заранее и уделяли этому большое внимание. Хозяйки стряпали, стараясь приготовить как можно больше вкусных блюд. Оладушки, пироги, мясо в разных видах, каши, запеканки – все самое интересное. Женщины делали генеральную уборку, стараясь, чтобы все сияло, словно солнечные лучи. Все члены семьи посещали баню, в которой как следует мылись и парились. Также шили и мастерили разные наряды для колядования.

Когда наступал день празднования, начиналось торжество, и шло оно по определенному сценарию.

Люди шли к храмам (в то время языческим), где проводили обряды жертвоприношения. Древние сказания говорят, что славяне разукрашивали лица, надевали маски и наряды, и в таком виде восхваляли богов. Выбирался главный, называемый колдуном, который проводил жертвоприношение. Обычно это был глава семьи. В жертву приносили домашнее животное или птицу, чья кровь разбрызгивалась для отпугивания злых духов. Молодежь пела колядки и гадала.


В старину празднование Коляды отмечалось шумно. Молодежь собиралась для хождения по домам в большие, веселые компании. Несли на шесте солнце, символ праздника, а после прихода христианства солнце было заменено на звезду (символ рождения Иисуса). Толпа стучала в ведра палками и ложками, громко кричала на разный лад, кто-то подражал блеянию козы, кто-то мычал как корова, кто-то лаял как собака.

Когда основная часть была закончена, люди приступали к праздничной трапезе. Ели мясо жертвенных животных, пили из общей чаши. После плотного обеда начинались «игрища», наступала пора песен, танцев, веселья. На второй день, взяв с собой пироги, люди шли колядовать. Первыми выступали всегда дети, потом девушки, а уж потом взрослые женщины и мужчины.

Как отмечалась Коляда в последнее столетие

За последние сто лет правила практически не менялись. Если Коляда отмечалась, то так: в сочельник принято было не есть, ждать вечера, появления первой звезды. Как только ее видели, на стол выставляются блюда, среди которых обязательной оставалась кутья и узвар из сухофруктов, мясные и сдобные вкусности.

В рождество, 7 января, люди направлялись в гости к крестникам, чтобы поздравить их, подарить им сувениры. Вечером наряженная в праздничные костюмы молодежь шла петь колядки. Важно, что один человек в группе обязательно должен был быть в костюме козы.

Хозяева слушали песни, смотрели на танцы, благодарили и в ответ раздавали вкусную еду (печенье, кексы, тортики, колбасу – что есть). Не пустить колядующих решались не многие, так как это дурная примета.


В городах Коляда проходила более цивилизованно. Обычно организовывалась веселая праздничная программа в центре, проводилась ярмарка, во времена балов богатые горожане съезжались, чтобы потанцевать и отметить праздник в каком-нибудь шикарном особняке. Надо сказать, что после принятия христианства церковь старалась запретить обычаи колядования, поклонение языческим богам, по дворам все чаще ходили священнослужители и верующие, рассказывающие о рождении Христа. Но традиции искоренить не удалось, во многих деревнях и городках Коляда отмечалась и отмечается по старинному сценарию.

Верить в приметы или нет?

С Колядой связаны многие народные приметы. Например, не рекомендовалось в Рождество плести лапти, чтобы ребенок не родился кривым. А если в Рождество шить – то малыш мог быть и слепым.

Если на Рождество разыгрывалась метель, то можно было ждать хорошего роения пчел. Иней, появившийся в дни праздника, символизировал урожайный хлебный год. Звездное небо – горох уродится. Дороги не замело – с гречей проблем не будет, вырастет много. Хочешь, чтобы куры хорошо неслись – посади колядников на порог.


Особое место гаданий

«Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали».
Так писал русский поэт и переводчик В. А. Жуковский в своем стихотворении «Светлана».

Гадали незамужние девушки, обычно накануне Рождества Христова вплоть до 14 января. В старину верили, что это период самый лучший для того, чтобы узнать свою судьбу, увидеть будущего жениха.

Ритуалов было много, и каждый по-своему интересен. Например, девица выходила во двор и кидала сапог через забор. Если тот упал носком к дому, то о свадьбе в новом году можно было не мечтать. А вот если носком в другую сторону, тут уж надо было понять, куда же сапог указывает, откуда придет будущий жених. Да, сапог должен был быть обязательно с левой ноги.


Особенно популярно было гадание на кольцах. В этом случае собиралась целая компания девиц. Решето наполнялось крупой, в него же клади серебряное, золотое, металлическое и украшенное камнем колечко. Все тщательно перемешивалось, и девушки начинали черпать ладошками из решета. Попалось серебряное колечко – жених будет из простых, золотое – жди, свататься будет купец, кольцо с камнем – боярин возьмет замуж, металлическое – увы, жених будет бедным. В самом худшем положении оказывались девицы, зачерпнувшие только крупу: в этом году замужества у них не предвиделось.

Скорое замужество пророчили две иголки, намазанные жиром и опущенные в воду. Но только в том случае, если они не тонули. О судьбе можно было спросить и у полена. Девица вытаскивала его с закрытыми глазами и потом рассматривала. Кривое, шероховатое полено означало некрасивого мужа, и наоборот.

Коляда сегодня

Сегодня Коляда постепенно забывается, а некоторые даже не знают, что существует такой праздник и в какой период его отмечают. Но это касается в основном крупных городов. А вот в деревнях Коляду помнят и отмечают. Конечно, сценарий праздника уже не такой объемный, как в древние времена, и зачастую люди ограничиваются пением колядок и гаданиями.


Колядники, чаще всего это дети, собираются и обходят родных, соседей, знакомых, обращаясь к ним с просьбой разрешить им поколядовать. В ответ хозяева приглашают колядников, благодарят за праздничную радостную весть и дарят им маленькие подарочки, гостинцы. Сегодня это могут быть и деньги, а не орешки, сладости и фрукты, как раньше. Бывает, что в качестве колядников выступают музыкальные коллективы или церковные хоры.

Сочельник - самое время узнать про то,

Коляда - бог, особо почитаемый древними славянами. В последние несколько сотен лет его имя упоминается разве что в колядках – песнях-славлениях, которые приносят в дом счастье. Узнайте о старинных традициях праздника в честь Коляды, а также сакральном значении колядок.

В статье:

Коляда - бог славянского календаря

О том, что Коляда - бог, почитаемый древними славянами, сейчас знает далеко не каждый. Некоторые и вовсе считают его персонификацией старинного зимнего праздника, о котором речь пойдет немного ниже, и при этом даже не задумываются о том, откуда произошло его название. Однако даже в те времена, когда наши предки почитали языческих богов, и это не было нарушением закона, Коляда упоминался исключительно в колядках . Только в одной летописи, датированной семнадцатым веком, его упоминают в роли божества.

Славянский бог Коляда подарил людям календарь, этимология этого слова проста - Коляды Дар. Кроме этого, его считают дарителем Мудрых Вед. Коляду считают также покровителем земледельцев и людей, рожденным в . До календаря древние славяне использовали круголет Числобога, в котором было 360 дней.

Коляда не только подарил удобную систему исчисления лет, месяцев и дней. Он также был богом, который сеял мир между соседствующими народами. Легенды гласят, что идущие за Колядой народы всегда жили в полном согласии. Поэтому почитали его не только в посвященный ему календарный период, но и после битв и переговоров между враждующими племенами. Этому же богу были благодарны за переселение в западные земли.

Казаки и вовсе считали его своим родоначальником. Особенным почетом Коляда пользовался у характерников. По казацким легендам, он дал казакам часть своих умений и мастерства. Каждый казак знал, откуда берется казачья сила и для чего им требуется особое благословение, но теперь эти знания считаются утерянными. Характерников практически не осталось.

Коляду считали одним из сыновей Даждьбога, а также самым малым его олицетворением, Новорожденным Солнцем, изображаемым в виде младенца. Коляда - молодое божество. Он символизирует молодое солнце, которое сменяет старое, уставшее за год работы на небосклоне, светило во время посвященного этому божеству праздника.

Коляда - праздник у славян

Итак, откуда взялся праздник Коляда? Он посвящен одноименному богу, которого отождествляли с молодым солнцем, сменяющим старое во время зимнего солнцестояния. После него солнце набирает силу, а годовой круг поворачивается к весне. Дневное светило дольше остается на небосклоне, а ночи становятся короче.

Сам праздник Коляда выпадает на день, когда солнце практически не видно, а тепла невозможно заметить. В этот день ночь - самая длинная в году, а день - самый малый. Однако отмечать его было принято далеко не один день. Сейчас эквивалентом считают период Святок , которые длятся от Рождества до Крещения.

Рождение Коляды, молодого солнца, отождествляют с рождением Иисуса Христа. Многие старинные языческие традиции были переделаны на христианский лад с приходом новой религии на славянские земли. На местах капищ были построены церкви, языческие праздники заменили христианские. Однако Рождество, как известно, не совпадает с зимним солнцестоянием, которое отмечается 21-22 декабря и считается первым днем Коляды. Связь с Рождеством заметна также в названии традиционного обрядового блюда - сочиво, которое сейчас называют кутьей. Считается, что слово «Сочельник» происходит именно от него.

Сейчас праздник Коляды заменен на Рождество, и день зимнего солнцестояния отмечают только люди, которые чтят традиции предков. В старину это был один из самых значимых праздников в году - новое, молодое солнце рождается в этот день, чтобы дарить свет и тепло людям на протяжении всего года.

Сохранились легенды о принесении в жертву козла молодому солнцу и последующем произнесении славлений Коляде. В старину верили, что этот обряд поможет солнцу набрать силу и принести хороший урожай в новом году.

Как отмечали Коляду юноши и девочки - колядки, старинная народная традиция

Празднование Коляды в старину было довольно шумным. Без хождений по домам большой компанией молодежи дело никогда не обходилось. При этом пели и читали колядки – особые тексты, которые имели сакральную силу. Обязательным атрибутом при этом было солнце, а с приходом христианства звезда на шесте, которая символизировала рождение Христа. Процессия била палками в ведра, стучала ложками и прочей бытовой утварью, люди громко кричали, подражая голосам животных. Иногда колядование превращалось в настоящее театральное представление.

Старшее поколение в это время устраивало застолья. Сейчас заменившее Коляду для многих людей Рождество считается семейным праздником. Так было и раньше, но в деревне все родственники живут рядом, да и соседей часто считали достаточно близкими людьми для того, чтобы пригласить к столу на Коляду. Нормальным явлением считалось зайти в гости в несколько домов и успеть принять гостей самому за праздничный вечер.

За колядки обязательно вручались подарки и угощения. Тех, кто ничего не даст в награду за исполнение зимних праздничных песен и стихов, ожидает если не разорение, то серьезные проблемы с деньгами - в наказание за жадность.

Молодежь ходила по домам ряжеными, в основном, в костюмах диких животных - шкуры если не медведя, то коровы были доступны каждому. Переодевание символизировало плодородие, взывание к звериной сущности человека. С приходом христианства стало принято считать, что ряженые отгоняют таким образом нечистую силу подальше от деревни. Такое же значение имеет и шум, создаваемый колядующими.

Сейчас нередко колядующие вызывают исключительно негативные эмоции. В старину же приход праздничной процессии в дом был предзнаменованием счастья, благополучия, и обильного урожая в новом году. Люди верили, что колядки, исполненные чужими дому людьми, имеют неоспоримую силу. Они обменивали угощение на благополучие, которое приносили колядующие в их дома. В Воронежской области было принято усаживать самых младших из колядующих на порог и заставлять квохтать - чтобы куры лучше неслись целый год.

Угощением часто служила выпечка в виде фигур животных - это символизировало плодородие, хороший урожай, здоровье домашних животных и достаток. Долгое время домашний скот был одним из главных источников дохода, поэтому изображающие его фигуры были символом и богатства. Караваи также были частым угощением на праздник Коляды, они символизировали тучность коров. Угощения бросали в мешок, который был доверен мехоноше - человеку, отвечавшему за дележ добычи между колядующими. Иногда давали и деньги, после прихода христианства стало принято относить их в церковь после Святок.

Тексты колядок - «Пришла Коляда накануне Рождества» и другие

Если обратить внимание на тексты колядок, можно многое узнать о традициях наших предков. До нашего времени дошло немало текстов, однако большая их часть была придумана уже в христианские времена. Так, большая часть колядок содержит пожелания богатства, урожая и хорошей жизни в целом для хозяев дома, а также просьбу об угощениях:

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
Ему с колоса - осьмина,
Из зерна ему - коврига,
Из полузерна - пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам Господь
Ещё лучше того!

Некоторые колядки содержат призывы заняться тем, чем издавна занимались девушки в - гаданием на гребне. Они призывают девушек к празднованию, и такими колядками нередко зазывали припозднившихся на ежегодное развлечение представительниц прекрасного пола:

Девочки, колядки!
Душечки, колядки!
Да кидайте гребени
За грядки,
Да кидайте гребени
За грядки!
Девочки, колядки!
Душечки, колядки!
Да пеките блины
Да ладки,
Да пеките блины
Да ладки!

Одной колядкой дело никогда не ограничивалось, и для каждого, кто был в доме, находились разные пожелания. Как правило, хозяину желали урожая, богатства и прочих благ, хозяйке - семейного счастья, если в доме были молодые девушки - желали побыстрее выйти замуж. Несмотря на то, что большинство считало процессию колядующих желанными гостями, находились и скряги, которые жалели угощения или давали слишком мало.

Большинство людей в наше время считают, что Рождество Христово и Коляда неразрывно связаны между собой. На самом деле еще с языческих времен, когда не было даже принято христианство на Руси, а люди верили в разных богов, уже существовала такая традиция, как Коляда. Праздник этот был посвящен небесному

Древние люди верили, что после просыпается бог неба, и продолжительность дня начинает увеличиваться, а ночи - уменьшаться. Наши предки были благодарны Даждьбогу и начинали его восхвалять с помощью обрядовых песен - колядок.

С тех времен многие обычаи позабылись и изменились, но все же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.

Суть праздника

Коляда - праздник славян, народное название Рождества и Святок, которые продолжаются сегодня c 7 до 19 января (Крещение).

Основное предназначение Коляды - это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:

Облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;

Колядование, исполнение колядных песен;

Благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;

Игры молодых людей;

Гадания незамужних девушек.

Коляда - праздник, который был самым большим и главным в зимнее время со времен язычников, так же как сейчас Рождество Христово для всех христиан.

Когда отмечают праздник Коляды

Коляда - праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря - день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба - Даждьбога.

Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор.

Взаимосвязь солнцестояния и Коляды

Праздник Коляды праздновался в честь возрождения солнца в день зимнего солнцестояния. 25 декабря люди не просто встречали Новый год - они верили, что в этот день происходит зарождение нового светила и сельскохозяйственной деятельности.

А. С. Фаминцын в книге под названием «Божества древних славян», написанной в 1884 году, указывал, что в древних писаниях есть упоминания о двух богах - Купале (бог летнего солнцестояния) и Коляде (бог зимнего солнцестояния).

А. Н. Афанасьев в писании «Поэтические воззрения славян на природу» упоминал, что солнце было олицетворением счастливой и божественной жизни. Солнечное божество считалось самым светлым, добрым и милосердным; тем, что побуждает все живые организмы к жизни, дает пищу и помощь людям.

Считалось, что светило неразрывно связано с судьбой, поэтому человек просил о помощи его, когда преследовали его трудности и неудачи. Также солнце должно было противостоять злу, мраку и холоду.

Таким образом, славянский праздник Коляда и исполнение колядок - это обряды, посвященные богу солнца, которые показывают особое отношение наших предков к светилу.

Трактовка названия праздника

Коляда - языческий праздник, и название его уходит своими корнями в давние времена.

Одна из версий происхождения слова «Коляда» твердит о том, что оно пошло от «коло» - «солнце». Оно защищало людей от тьмы, и 25 декабря рождалось новое и молодое светило, которое помогало увеличиваться световому дню и уменьшало ночь.

Другого мнения придерживался Дмитрий Щепкин, и состоит оно в том, что слово «Коляда» обозначает «круговую еду или круговые яства», «вокруг идущее». Объяснить это можно тем, что компании колядующих ходили с вертепом по всем дворам, танцевали и пели колядки, их за это вознаграждали гостинцами, и они после все вместе съедали еду, которую наколядовали.

Кроме того, есть мнения, что «Коляда» происходит от слов:

- «колода» - зажженный пенек;

- «коло» - круглый, колесо;

От латинского слова «календа», т. е. «первый день месяца».

В значение слова объясняется как «обычай, который связан с началом года», что характерно еще для дохристианских времен, а после принятия христианства славянский праздник Коляда был приобщен ко дню рождения Иисуса Христа.

Согласно этнолингвистическому словарю (славянские древности), слово имеет языческие корни. А Страхов утверждает, что в Коляде вообще нет ничего праславянского и языческого, а термин этот был перенят как выражение священнослужителей (дословно: «подарки или приношения, которые собирались духовенством» или «содержание к Новому году»).

Как готовились к празднику Коляды?

Коляда - праздник, который был самым большим и главным для народа. Исходя из этого, можно утверждать, что готовились к нему заранее и тщательно. Простые люди (даже из самых бедных семей):

Готовили большое количество блюд, в частности с мясом, а для этого кололи свинью;

Убирали тщательно во всем доме;

Хорошо отпаривались в бане;

Готовили новые наряды, в частности для колядования.

Одно осталось неизменным: как издавна, так и сейчас мы стремимся встретить новогодние праздники очищенными и физически, и духовно.

Как издавна праздновали Коляду?

Большинство этнографов сходятся во мнении, что еще в дохристианские времена был такой обычай, как Коляда. История праздника интересна и увлекательна, многие традиции и обряды сохранились до нашего времени, но некоторые утратили силу и были изменены.

Празднования и обряды Коляды проводились в следующем порядке:

1. Первая часть торжества заключалась в том, что большое количество людей приходило к языческим храмам (капищам), чтобы произвести обряд жертвоприношения и пообщаться с богами, стать ближе к ним.

Как гласят сказания, народ собирался возле рек, в лесах, возле огня и благодарил и восхвалял своих богов, просил о покаянии и о будущих благах. Были их лица при этом разукрашены, в масках, одеты на них шкуры и прочие наряды, держали в руках копья, щиты и рога животных, совершали жертвоприношения и гадали.

Для ритуала жертвоприношения и гадания нужен был колдун - человек, который обеспечивал связь с богами. В семье эту роль выполнял старший мужчина. Перед гаданиями обычно выполняли жертвоприношение птицами или животными. В таком случае кровь разливали и разбрызгивали кругом, чтобы отогнать злых духов. Части животного, не предназначенные для еды, зарывали в землю, сжигали в огне или топили в реке.

Старцы убивали домашнее животное, обращаясь с просьбами к богам. В это время молодые девушки и парни и гадали, и исполняли колядки, которые восхваляли Коляду - бога молодого Солнца.

2. Вторая часть Коляды посвящалась всеобщей трапезе. Люди ели пищу, которая была принесена в жертву, пили по очереди из чаши, которую передавали по кругу. При этом исполнялись колядки, восхваляли богов Нави и Прави и просили о помощи для добрых людей.

3. В третьей части празднования были так называемые «игрища»: люди исполняли разнообразные песни, танцевали под славянские народные инструменты.

Праздник Коляды (Солнцеворота) имел свои обычаи и особенности и на следующий день:

Сначала колядовать ходили дети по несколько человек. Они с собой брали 2 пирога, которые делили на всех поровну и съедали после исполнения колядок.

После шли молодые девицы (будущие невесты) и пели обрядовые песни. Давали им на всех несколько калачей и пряников.

В конце идут колядовать все женщины и мужики, им также давали и калачи, и пряники.

Сценарий праздника Коляды

А сегодня как отмечают праздник? Коляда проходит в вихре обрядовых гуляний. Сценарий был и остается следующим, несмотря на дополнения и изменения, которые вносятся разными народами:

1. В канун Рождества (6 января) люди ничего не ели до самого вечера. Но как только на небе появлялась первая звезда, они садились всей семьей ужинать. На столе в этот вечер должно быть 12 блюд, из них обязательны кутья и узвар из сухофруктов (яблок и груш), а также мясные сытные яства (блины, голубцы, вареники, домашняя колбаса).

Издавна у наших предков был обычай класть сено под скатерть, которое должно было лежать там до 14 января - Щедреца.

2. На следующий утро - 7 января - наступает самый большой зимний праздник Рождества Христова. В этот особенный день принято ходить к крестникам и дарить им подарочки.

После обеда молодые девушки и парни наряжаются в разных зверей и цыган и группами по 10-15 человек ходят с колядками. Один из компании колядовщиков должен нарядиться козой. В некоторых регионах (в частности, на Западной Украине) принято ходить с большой самодельной звездой. Колядующие поют песни, прославляющие землю, с просьбами о добром будущем, танцуют и веселятся. За это хозяева щедро благодарят их и дают разные вкусности и деньги.

Считалось, что если хозяева не отпирали дверь колядующим, то это могло накликать беду на семью и бедность.

3. Следующим после Рождества Христова был день святого Степана. Именно в этот день хозяин должен был полностью рассчитаться со своими рабочими, а они, в свою очередь, могли высказать все, что накопилось за прошедший год. Потом решали, заключать ли новый договор для продолжения сотрудничества либо расходиться.

Немного иначе праздновали городские жители этот славянский праздник (Коляда). Сценарий его заключался в следующем:

Проведение праздничной программы и гуляний в парке и в центре города;

Организация ярмарки;

Бал и танцы (устраивались для богатых горожан).

Дети, как и сегодня, могли радоваться елке, подаркам, ходить на спектакли и танцевальные программы.

4. Весело праздновали и Щедрец 14 января. В этот день не только пели и танцевали, а и выбирали самую красивую девушку села. Ее наряжали, надевали венок, ленты, она возглавляла команду красавиц, которые ходили по дворам и щедровали. Хозяева и в этот день старались как можно лучше и больше одарить щедрующих, чтобы наступающий год был удачным и богатым.

Место кутьи во время колядных святок

Праздник Коляды у древних славян не проходил без кутьи. Было 3 особых святых вечера, на каждый из которых и готовили обрядовую кашу, причем разную:

1. Постную с орехами, сухофруктами, маком и узваром готовили в первый предрождественский вечер - 6 января. Называлась такая каша великой кутьей.

2. 13 января - накануне Нового года по старому стилю - готовили вторую кутью, которая называлась богатой или щедрой. В этот день на стол подавали всевозможные довольно сытные блюда, и даже каша была заправлена жиром, салом, маслом и скороминою.

3. Третья кутья - накануне Крещения 18 января - назвалась голодной и была, как первая, постной, приготовлена на воде. Существовала традиция, которая заключалась в том, что глава семьи в этот вечер выходил на улицу и на всех воротах, калитке и дверях чертил кресты, чтобы уберечь жителей дома и семью от нечистой силы, бед и ненастий.

Праздник Коляда в России во времена СССР практически не праздновался, но в 60-е потихоньку начали возрождаться славянские традиции, а в 90-е они уже полным ходом стали возвращаться в русские семьи. Сегодня колядуют в Святой вечер - с 6 на 7 января, при этом многие обычаи возвращаются: дети и молодые люди переодеваются в праздничные наряды, берут с собой звезду, разучивают обрядовые песни. Хозяева, в свою очередь, стараются щедро отблагодарить колядующих, чтобы год был удачным и богатым.

Место гаданий в Коляды

Гадания в Коляды занимали особое место, их проводили обычно с вечера накануне Рождества Христова и до 14 января (Новый год по старому стилю). Было поверье, что именно в эти дни девушки могут узнать свою судьбу и раскрыть тайну будущего, увидеть жениха и даже предугадать дату свадьбы. Существовало множество ритуалов. Наиболее популярными из них являются следующие:

1. Девушка должна была выйти во двор и бросить сапог со своей левой ноги через забор. Потом посмотреть, как он упал. Если носком к дому, то в этом году она не выйдет замуж, если в противоположную, то смотрели, в какую сторону указывает сапожок - дескать, оттуда и нужно ждать суженого.

2. Брали 2 иголки, намазывали их жиром или салом и опускали в воду. Если они тонули сразу же, то год предвещался неудачный, а если остались на плаву, да еще и соединились, то стоило ждать богатого года и скорого замужества.

3. Гадали и по полену. Молодая девушка из дровяника вытаскивала вслепую один пенек и внимательно его рассматривала. Если он был шероховатым, то суженый будет с неприглядной внешностью, если гладкий и ровный, то будущий муж будет красивым и статным. Множество сучков на пеньке указывали на то, что парень будет из семьи с множеством сестер и братьев. Если попадалось кривое и покрученное полено, то жених будет с внешними дефектами (кривой, рябой и т. д.)

4. Гадание на кольцах. Оно заключалось в том, что в решето засыпали любую крупу или рожь, пшеницу, клали сюда же и 4 вида колец: металлическое, серебряное, с камушком и золотое, и хорошо перемешивали все это. Для этого гадания собиралась компания из незамужних девушек, каждая из которых зачерпывала по одной горсти содержимого:

Если попадалось только зерно, то в этом году девушка не выйдет замуж вовсе;

Если простое металлическое кольцо, то выйдет она замуж за бедного парня;

Если кольцо серебряное, то жених будет простым;

Кольцо с камушком предрекало семейную жизнь с боярином;

Золотое кольцо - знак, что выйдет замуж девушка за купца.

5. Существует также такое гадание, для которого нужно взять миску и заполнить ее зерном, приготовить листочки бумаги, на одном из которых написать заветное имя суженого, остальные оставить пустыми. Брать горстями зерно и смотреть, с какого раза попадется желанный листочек:

Если с первого, то девушке стоит ждать скорого сватовства;

Со второго - значит, вам придется столкнуться с некоторыми трудностями;

С третьего - молодой обманывает вас, лучше не верить его словам;

С четвертого - парень совершенно равнодушен к вам.

Молодые девушки также гадали:

В полночь в бане;

С зеркалом, ожидая увидеть в нем суженого;

На воде и свечах.

Одной из главных традиций было катание колеса. Для этого большой деревянный круг в виде колеса поджигали и катили в гору и с горы. Здесь четко можно увидеть связь славянских традиций и обрядов Коляды, ведь горящее колесо, безусловно, символизировало солнце, а тем, что его катили в гору, помогали прибавляться световому дню.

История колядования

Колядки обычно пели не в доме, а прямо под окнами. Молодые девушки просили разрешения войти и тогда пели «виноградьё», широко распространенное на Севере. Здесь колядующих одаривали не пирогами или сладостями, а обрядовым печеньем в виде животных, птиц. Такие коржики были сделаны из долгохранящегося теста, они были ценными и дорогими для каждой семьи, ведь хранили их на протяжении всего года, чтобы домашняя утварь не заблудилась по дороге домой и размножалась. Делали такое печенье и раньше, но с изображением символов, которые были обращены к богам (знак Рода или Солнца).

Обряд колядования осуществлялся на протяжении недели, начиная с 25 декабря (Рождество по Главными атрибутами такой процессии были:

1. Звезда. Делали ее из прочной бумаги - большую, величиной в аршин (около 0,7 метров) - и освещали свечой. Звезда была восьмиконечной, раскрашенной яркими красками.

2. Вертеп. Был сделан из ящика с двумя ярусами, в котором помещались фигурки из дерева, изображающие историю рождения Иисуса Христа.

Под окнами колядовщики исполняли краткие молитвенные песнопения, и только один из группы по разрешению хозяина мог войти в дом и получить угощения и мелкие деньги.

Коляда - праздник, во время которого в больших селах России один двор могли посетить 5-10 групп со звездой, и каждую из них хозяева старались щедро одарить.

Языческие корни праздника

Итак, Суть праздника сводится к следующему: это перечень древнеславянских обрядов, воспевающих и восхваляющих языческого бога молодого солнца. Согласно многим источникам, Коляда еще был богом веселых застолий.

Главной версией происхождения праздника является то, что восхвалялось светило в день зимнего солнцестояния. Существовала даже легенда на этот счет. Змей Коротун пожирал Солнце, а богиня Коляда помогала людям и производила на свет новое, молодое светило - Божича. Люди стараются помочь богине и защищают новорожденного от змея посредством пения и громких выкриков, переодевания в страшные костюмы из шкур зверей и использования рогов. С колядками молодежь ходит по всем дворам, чтобы сообщить о том, что новое молодое солнце родилось на свет.

После принятия христианства церковь всячески запрещала обычаи колядования и поклонение богам, но искоренить древние традиции и обряды полностью не удалось. Поэтому по дворам стали ходить священнослужители и верующие люди, оповещая, что родился Иисус Христос и восхваляя его. Эти обычаи и сохранились до нашего времени. Хотя таких исполнителей колядок хозяева часто вовсе не одаривали, наоборот, старались избегать. На Полесье верующих колядовщиков не пускали к дому, так как считалось, что не будет урожайным просо, а тех, кто колядовал по старому обычаю, щедро вознаграждали и благодарили.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.