Казах и русская. Новые казахи. «Имя своему ребенку я давал сам

Всем Добрый день!
Вот моя история: Свою судьбу я повстречала летом, устроившись на работу в магазин бытовой техники. Работали вместе, общались, закрутилось все очень быстро. Я чувствовала, что это мой человек, а он в свою очередь так же сильно любил меня, носил на руках, каждый день говорил о том какая я красивая, что ему со мной повезло и я у него самая лучшая. После 4-рех месяцев встречь, мы начали жить вместе в его квартире.
В этом городе он живет всего 5 лет. И родители его так же живут неподалеку от нас. Но сам он и его родители, родом совсем из другого (небольшого) городка.
А сейчас мы живем в столице города.
Раньше он жил вместе с родителями, но потом решил съехать и жить отдельно.
Так мы и стали жить вдвоем.
Я познакомилась с его родителями, а он с моими. В общем как положено.
Живя вместе мы строили планы на будущее, сначала хотели переехать за границу, потом в другой город, ну а потом просто купить квартиру по больше, никуда не уезжая из города.
Но далее, все крупно поменялось. Дело в том, что он по нации казах, а я русская.
У казахов есть традиция, что единственный сын в семье, либо самый младший, должен остаться жить с родителями, невесту естественно привести в родительский дом и жить одной большой дружной семьей. Родители напомнили ему об этом, мол ты не должен отстраняться от нас, мы хотим, чтобы ты с невестой жили с нами, как положено по традициям.
Мой Любимый был не против, так как он тоже считал это правильным и не хотел оставлять родителей, хотел жить с ними.
У них в планах было:покупка большого двухэтажного дома и жить всем вместе.
Думаю это не так и плохо.
Но я в свою очередь была этому НЕ рада. Я была против, но он настаивал на своем.
Из-за этой ситуации, я начала недолюбливать его родителей, я не хотела с ними общаться, я не поддерживала с ними хорошие отношения. (как же я сейчас об этом жалею).
В общем у нас были такие планы: у его родителей были некие накопления, и мой Любимый говорил мне о том, что нужно будет помочь родителям с покупкой большого дома. Для этого нужно продать нашу квартиру (т.е. его квартиру) и эти деньги добавить в те самые накопления, тем самым купить дом. Я естественно (хоть и нехотя) но согласилась.
Ведь я выбрала его, и я должна следовать за Любимым.
Время шло, квартира не продавалась.
Но вот настал день, все начиналось как обычно, я проводила Любимого на работу, поцеловала и обняла.
И вдруг приезжает его отец, и начинает со мной разговаривать: Ты должна нас уважать, принять нашу веру, любить, свои праздники в нашем доме не отмечать, ведь мы их не понимаем. и.т. д. и т.п. (его родители уже в возрасте и они придерживаются своих обычаев)
Так же он сказал, что квартира продалась и я приехал за вещами сына. Но, мама против того, чтобы ты сейчас переезжала к нам.
Я была в ужасе, была расстроена и подавлена. И я осознала, что это все моя вина, что, если бы я хорошо с ними общалась, меня бы сейчас приняли в семью и все было бы хорошо.
Я тут же поехала на работу к Любимому и начала рассказывать ему, что сейчас услышала, начала плакать. Любимый успокаивал меня, говорил: держи себя в руках, веди себя как взрослая, не плачь и успокойся, в жизни всякие ситуации бывают, все будет хорошо, я обязательно заберу тебя с собой. А пока, езжай к своим родителям, дай мне несколько дней, я поговорю с родителями и скажу, что кроме тебя мне никто не нужен. Я вроде немного успокоилась. Собрала вещи и, его отец отвез меня к моим родителям назад домой.
И тут я совершила еще одну ошибку, я снова начала плакать и делать несчастный и подавленный вид. Мои родители, увидев мое состояние, возненавидели моего Любимого и его родителей. Они то и дело, что говорили мне, какой он плохой, что он бросил меня и не любит больше.
Прошло 2 дня.....
От Любимого не было ни сообщений, ни звонков. Я звонила ему, переживала, плакала, закатывала истерики. Он был очень зол на меня. Говорил: Я же сказал тебе успокоиться и ждать, а ты мне истерики закатываешь и всякий бред пишешь.
Я вроде успокоилась, извинилась, но у меня была ломка. Ведь впервые за год совместной жизни,я так долго его не вижу и не слышу.
Я жалела, что закатывала ему истерики, вместо того, чтобы как любимая девушка (в скором жена) поддерживать его. Ведь ему было тоже тяжело. С одной стороны давила работа, с другой ситуация с родителями, и с третьей стороны давила я. Жаловалась и ныла.
Когда я звонила ему, он пообещал, что на днях придет и мы поговорим.
Прошёл еще один день, и вновь от него ни сообщений ни звонков. Вечером сидя с родителями за столом, я плакала, а родители все говорили мне, что он меня оставил, бросил, сними розовые очки, забудь его и.т.д.
И тут я допустила еще одну ошибку, я приняла слова родителей, как чистую правду. Но, они видят все поверхностно, откуда им знать как и что у нас происходит, какие у нас отношения, ведь у все люди разные и отношения у всех происходят по разному. И в тот вечер я написала Любимому, все, что сказали мне мои родители.
Я написала ему: Ты оставил меня, ты был у меня первым во всем, я тебе всю себя отдала, а ты просто оставил меня, за что ты так со мной? На что он отвечал мне, что я несу бред, что он физически и морально сдох,что я эгоистка, что думаю только о том, как мне плохо, а о том, что чувствует сейчас он, я не думаю совсем.
Он написал, что уже уладил ситуацию с родителями,а тут я всякий бред пишу. Я просила его приехать прямо сейчас и обсудить все, но он был очень зол на меня за эти слова и сказал, что приедет через пару дней.
И вот настал тот самый день, он приехал, приобнял меня, и разговор наш начался с моих извинений. Я извинилась, за все. За то, что выносила мозг, за то, что недолюбливала его родителей. Он отвечал очень спокойно и вроде принял извинения.
И начал рассказывать о том,как он поговорил с родителями.
Услышала я от него следующее: что он за 5 лет жизни в этом говоде уже устал и, что его родители тут, как белки в колесе крутятся, что он с родителями решил уехать назад в родной город. Он говорил мне, что любит меня и будет любить всегда, но он устал от того, что я часто выношу ему мозг.
У меня внутри все болело, но мне не хотелось плакать, я спрашивала его: Любимый ты меня оставляешь? Бросаешь? На что он отвечал: А ты сможешь уехать со мной? Сможешь ужиться с родителями? Жить в небольшом городе?
Мне было плохо, и обидно, ведь и я тоже не хочу покидать своих родителей.
На что он отвечал, что девушки всегда уходят от своих родителей и живут с мужем в его родительском доме (По казахским традициям).
Я говорила ему, что он поступает несправедливо, что он оставляет меня тут,бросает.
На что он отвечал что хочет, чтобы я поехала с ним.
Я не могла этого принять. Я отдала ему свое кольцо и напоследок сказала, что Любящий мужчина не уехал бы и не оставил любимую. Затем я ушла. Он пытался меня остановить, но я говорила ему, что смысла нет нам больше разговаривать, ничего не изменится, ты все равно уедешь.
Потом я спрашиваю: ты так любишь меня, что хочешь, чтобы я поехала с тобой? Он отвечал: да.
Но в итоге я не хотела это принимать, просто развернулась и ушла.
Вечером я уснула, но проснувшись утром у меня началась паника, когда я представляла, что буду жить без него, как я вообще буду без него? Я просто не смогу. Я подумала, что лучше умру, чем проживу жизнь без него. Он во всем был у меня первый, и других мне не надо.
Я решила, что я готова отправиться с ним куда угодно, хоть на край света.
В это же утро я написала ему: Я согласна уехать с тобой, только если ты сам придешь ко мне домой, и заберешь меня, докажи моим родителям,что ты любишь меня. Приедь и скажи: Я люблю ее и хочу забрать с собой.
На это он ответил: Я на днях приеду и поговорим.
Я почувствовала облегчение, я убедилась в том, что он любит меня и хочет забрать с собой.
Прошёл день,от него вновь ни сообщения ни звонка.
Я приезжаю к нему на работу, смотрю на него, а он очень сердитый. Я спрашиваю, почему ты сейчас так расстроен, разве все скоро не наладится? Не нужно так переживать. Я просила его обнять меня, но он был очень зол.
И тут я осознала, что я нагло требую от него, чтобы он просто взял и закрыл глаза на все то, что я ему писала и говорила. Я осознала, что совершила ужасную вещь, я засомневалась в Любимом и родном человеке, который делал для меня абсолютно все. Я поняла за что он так сердится на меня. Я осознала, что совсем не слушалась его. Когда он говорил ждать, успокоиться и потерпеть, я то и дело что бегала к нему на работу и извинялась.Не слушала его, а делала по своему.
Это был последний раз, когда я приехала к нему. В тот вечер, он был по прежнему очень зол на меня, он говорил, что я совсем не слушаю, что он говорит мне.
Я поняла,что действительно эгоистка. Я говорила ему в тот вечер, что изменюсь и стану прежней,такой какой была, когда мы только начинали встречаться.
В тот вечер он вновь повторил, я же сказал, что на днях приеду, а ты все равно делаешь по своему, так как тебе хочется, а меня не слушаешь. Работа это не место для выяснения отношений.
Я сам приеду на днях и поговорим.
Но в тот вечер я пришла не для выяснения отношений, я пришла чтобы просто извиниться и дать ему понять, что я осознала, что неправильно поступаю. И я ушла.
Это все началось ровно неделю назад.
Вспоминая, что я делала и писала, мне становится страшно. Я жалею об этом.
Как бы я хотела, вернуть время назад и просто послушаться его. А я слушала родителей и свою фантазию.
На днях он должен прийти. Теперь я просто жду. Молюсь и жду. Я молюсь о том, чтобы он приехал и сказал, что забирает меня с собой.
Я решила для себя: Если он меня заберет, я проживу эту жизнь счастливо. Я изменюсь,я буду слушаться его во всем, я больше ни посмею закатить ни одной истерики. Я жду тебя,Любимый.
Но, если он меня оставит, то я оставлю эту жизнь.
И пусть Бог меня простит за это.
Это не конец моей истории.
Я жду продолжения. Я жду конца. Счастливого конца.

Появление малыша в семье - радостное и волнительное событие. С этим связаны многие казахские традиции и обычаи при рождении ребенка. Молодые мамы и папы не всегда ознакомлены с их эзотерическим смыслом, не знают, когда и как проводят эти ритуалы. Об их тайном значении, особенностях наш рассказ.

Рождение ребенка: шилдехана

Маленькое существо беззащитно. В культуре разных народов есть ритуалы, которые призваны защитить новорожденного от физического воздействия окружающего мира и от влияния потусторонних сил.

В Казахстане всегда был культ ребенка в семье, что отобразилось в фольклоре. Казахи считают, что дом, где есть ребенок, светлый и счастливый, а где его нет - подобен могиле. Детские традиции казахского народа тесно связаны с народными верованиями и культами. Ритуалы, проводимые для девочек и мальчиков до достижения ими шестилетнего возраста, идентичны.

Рождение ребенка - праздник в семье, особенно если на свет появлялся продолжатель рода - сын. Тот, кто первый оповестил об этом, получал подарки.

Важнейший период в жизни новорожденного - первые сорок дней. Число «сорок» имеет символическое значение для казахов:

  • столько Аллах создавал человека;
  • посланнику Аллаха было столько лет, когда открылись священные аяты Корана;
  • беременность длится 40 недель; очищение женщины после родов тоже связано с этой цифрой.

Казахские традиции при рождении ребенка призваны охранять его от злых духов и болезней. Поэтому в течение сорокадневки родные зажигали на ночь светильник возле колыбели малыша, пришивали обереги к его одежде.

В это время проводили мероприятия и ритуалы, призванные укрепить здоровье малыша и матери, социализировать его - сделать полноценным членом сообщества. Они проводятся в первый, третий, седьмой и сороковой дни жизни новорожденного.

В ознаменование рождения младенца устраивается праздник шилдехана. Его проводят в день, когда произошло это радостное событие. Родственники, друзья и близкие без приглашения приходят в дом молодых родителей, чтобы отпраздновать появление нового члена общины.

Они поздравляют родителей, высказывают пожелания младенцу, а вечером - веселятся и угощаются сытным ужином. Отец ребенка закалывает жертвенного ягненка и раздает мясо родственникам и друзьям.

Третий день отведен для проведения ритуала бесик той. В этот день родители получают в подарок колыбельку, а женщина, которая принимала роды и перерезала пуповину (киндик шеше) пеленает ребенка, перевязывает специально сшитыми лентами, кладет его в бесик (люльку) и накрывает шапаном и шубкой.

Перед этим она окуривает разнотравьем колыбельку, чтобы изгнать оттуда злых духов и болезни. Над постелью малыша вешают уздечку и плетку - символы казахского народа. Все действия сопровождаются песнями и здравицами. Затем приглашенные угощаются яствами.

На седьмой день снова устраивают пиршество, на котором киндик шеше отдают шею барана. Она очищает ее от мяса (тогда ребенок будет чистым), насаживает кости позвонков на палку, чтобы малыш был крепким и держал голову. Этот оберег хранится на протяжении всей жизни человека.

Традиции и обычаи казахского народа: 40 дней ребенку

Когда исполняется 40 дней ребенку, его официально представляют родным, близким, друзьям. Этот праздник называется баланы кыркынан шыгару. Обряд имеет мистическое значение, его чтят и в современном урбанистическом обществе.

Считается, что до истечения этого срока малыш слишком слаб и незащищен от воздействия внешней среды, а особенно - злых сил. До окончания сорока дней новорожденному не срезают ногти и не стригут волосы, его не показывают чужим людям.

Через 40 дней с момента появления малыша на свет проводят кыркынан шыгару. День, когда это происходит, считается вторым днем рождения.

40 дней - относительный срок: мальчикам устраивают празднество на 37–38-й день, а девочкам - на 41-й. Казахи верят, что в таком случае сын вырастет отважным и могучим, а дочка - покладистой и домовитой.

Для кыркынан шыгару готовят:

  • белую скатерть, расшитую национальным орнаментом;
  • деревянную пиалу с ложкой;
  • серебряные монеты (20, 50 и 100 тенге) общим количеством 40 и столько же фасоли;
  • серебряные украшения;
  • ножнички.

Родители готовят ребенку чистую праздничную одежду, а родственники приносят коржын на 40 дней - подарки для новорожденного.

  1. Мама малыша наполняет ванночку кипяченой и остуженной до 37–40 °С чистой водой.
  2. Обдает кипятком монеты (обереги от болезней), фасоль (символ достатка и здоровья) и складывает их в деревянную емкость.
  3. В эту чашу старшие женщины наливают 40 ложек воды из ванночки для купания. Они высказывают свои напутствия и здравицы ребенку, а потом выливают ее обратно в купель. Родители малыша одаривают этих женщин монетами и украшениями из пиалы.
  4. Киндик шеше или другая добропорядочная женщина старшего возраста купает новорожденного и одевает чистую одежду, срезает ему волосы (родители сохраняют их как оберег) и ногти (их сжигают).

После купания нельзя выливать воду. Ее переливают в емкости и используют, когда ребенок беспокойно спит или нервно себя ведет. Этой водой умывают малыша.

Обряд завершается празднеством с обильными кушаньями, песнями и весельем. Гости преподносят приготовленные коржын салу, подчеркивая тем самым свое внимание и доброе отношение к новому члену общества.

Рождение ребенка: приметы и обычаи казахского народа

Помимо описанных обрядов, есть ритуалы, которые проводятся по окончании 40-ка дней.

Согласно древним традициям казахского народа по завершении сорокадневки ребенку официально дают имя. Это прерогатива старшего поколения. Обычно свекры называют наследника или наследницу. Если молодые родители самостоятельно дают ребенку имя, то это считается выражением неуважения к старшим, что неприемлемо в казахских семьях. Детей называют в честь святых, знаменитостей, в зависимости от времени рождения.

Дедушка наклоняется к правому уху и произносит: «Твое имя (такое-то)!». То же самое проделывает и с левым ушком. Иногда эту роль отводят мулле. Затем всем присутствующим оглашают имя новорожденного и читают совместную молитву с просьбой о его благополучии и здоровье.

После этого для матери новорожденного готовится калжа - блюдо из вареной баранины. Родители угощают приглашенных сытным ужином.

Когда малышу исполняется один год, то проводится обряд тусау кесу. Чтобы ребенок хорошо ходил, как только он сделает первые шаги, ему проводят «обрезание пут». Этот ритуал организовывает крестная мама. Проходит он так:

  1. Малышу завязывают «восьмеркой» ножки белыми и черными нитками. Эти пута символизируют многообразие жизненных ситуаций.
  2. Успешный и уважаемый человек (желательно среднего возраста) перерезает эти нити и ведет ребенка по дорожке, устланной белой тканью, что символизирует счастье и успех в жизни.
  3. Гости бросают вслед малышу шашу - конфеты, монеты, украшения.

Эти традиции в современном казахском обществе - повод, чтобы собраться в кругу родных и близких. Обряды утратили свой первоначальный смысл, но приверженность им доказывает: национальные ритуалы и верования живы, а значит - жива душа народа.

И героев сайт удалось запечатлеть уникальные лица детей-метисов, проживающих на данный момент в Казахстане. В каждом портрете улавливается красота, в каждом взгляде - характер. Мамы и папы наших маленьких героев живут в эпоху глобализации. Они знают, каково это с каждым новым разом восхищаться внешностью своего ребенка, учить его разговаривать на разных языках, прививать ему любовь к разным культурам, и привыкать к удивленным взглядам прохожих. Мама Раднуша встретила мужа - иранца во время обучения в Индии, а Индира познакомилась с папой Алины во время прыжка с парашютом, и другие не менее интересные истории послужили поводом к рождению наших героев. Наш фотопроект еще раз доказывает, что у интернациональных семей - один язык, язык любви! Мы задали родителям метисов единственный вопрос: "Что такое интернациональная семья?". Смотрим фотографии и читаем ответы!

САРА, 5 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И РУССКИХ КРОВЕЙ

Рустам Адилов: Интернациональная семья - это счастливая и красивая семья. Очень интересно, когда обычаи переплетаются, и дети понимают несколько языков.


АЛЬ- КАССАС ЮСУФ АЛЯУДДИН, 2 ГОДА. СМЕШЕНИЕ ингушских И АРАБСКИХ КРОВЕЙ

ВАСИЛИСА, 4 ГОДА. СМЕШЕНИЕ РУССКИХ И КАЗАХСКИХ КРОВЕЙ

Алина Джетыбаева: интернациональная семья - это обычная семья, но уже со своими обычаями и традициями. Главное, чтобы брак был по любви, тогда все вопросы можно решать спокойно. И дети в таких семьях получаются необычными как внешне, так и внутренне.

БАТЫРХАН, 7 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И ТУРЕЦКИХ КРОВЕЙ

ГАБРИЭЛЛА, 6 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, НЕМЕЦКИХ, БОЛГАРСКИХ И РУССКИХ КРОВЕЙ

ИЛАХАН, 9 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ УЙГУРСКИХ И БАЛКАРСКИХ КРОВЕЙ

Касимова Индира: Интернациональная семья - это, в первую очередь, самая обычная семья, решающая тысячи текущих вопросов, как и тысячи других казахстанских семей. Отличие лишь в том, что она богаче на традиции, обычаи и блюда разных национальностей. Так, для меня открылась богатая уйгурская кухня. У детей в таких семьях несколько родных языков. Это все является примером того, как несколько разных культур могут находиться рядом и дополнять друг друга.

САБИНА, 10 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И УКРАИНСКИХ КРОВЕЙ

КАРИМ, 3 ГОДА. СМЕШЕНИЕ узбекскИХ, татарскИХ, таджикскИХ, казахскИХ, башкирскИХ, русскИХ КРОВЕЙ

Зарина Нугуманова: Интернациональная семья - это обычная семья со своими радостями и горестями. Это маленькое государство, пропитанное обычаями и традициями.

АМИРА, 6 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, ТУРЕЦКИХ И КОРЕЙСКИХ КРОВЕЙ

ДАРХАН, 7 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, РУССКИХ, ТАТАРСКИХ И УКРАИНСКИХ КРОВЕЙ

Марина Уаисова: Интернациональная семья – это наша гордость, достоинство и наша индивидуальность!Самое главное в том, что все мы мы любим друг друга и очень близки. А это значит, что мы должны быть всегда готовы принять и понять родного человека, прийти ему на помощь в нужную минуту, поддержать словом и делом.

РАМИНА, 5 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, РУССКИХ, УЙГУРСКИХ И БЕЛОРУССКИХ КРОВЕЙ

ЯРОСЛАВ, 10 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ РУССКИХ, УКРАИНСКИХ, ГРЕЧЕСКИХ, МОЛДАВСКИХ, ЕВРЕЙСКИХ КРОВЕЙ


КАРИНА, 1 ГОД. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, КИРГИЗСКИХ, ТАТАРСКИХ, УЗБЕКСКИХ, РУССКИХ И УКРАИНСКИХ КРОВЕЙ

ДАМИР, 4 ГОДА. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И РУССКИХ КРОВЕЙ

ЭЛИЯ СЕРЕСО МОНТОЙЯ, 2 ГОДА. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, испанских, греческих, польских и украинских кровей

АЛАН, 4 ГОДА. СМЕШЕНИЕ РУССКИХ, КАЗАХСКИХ, УКРАИНСКИХ, ЕВРЕЙСКИХ, БАШКИРСКИХ И ТАТАРСКИХ КРОВЕЙ

АСИ, 4. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, УЗБЕКСКИХ, ТАТАРСКИХ И УЙГУРСКИХ КРОВЕЙ

РАДНУШ, 3 ГОДА. СМЕШЕНИЕ ИРАНСКИХ И РУССКИХ КРОВЕЙ

РАМИНА, 3 ГОДА. СМЕШЕНИЕ АРМЯНСКИХ И КАЗАХСКИХ КРОВЕЙ


ЛАУРА, 3 ГОДА. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И ИТАЛЬЯНСКИХ КРОВЕЙ

ДАВИД, 7 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ РУССКИХ, КОРЕЙСКИХ, ТАТАРСКИХ КРОВЕЙ

АЛИНА, 2 ГОДА. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И УЙГУРСКИХ КрОВЕЙ

ДАВИД, 2 ГОДА. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И РУССКИХ КРОВЕЙ

виктория, 6 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ НЕМЕЦКИХ И КОРЕЙСКИХ КРОВЕЙ

Наталья Шабдиз: Интернациональная семья - это любовь, труд, компромисс.

Казахи к воспитанию детей относятся очень серьезно. «Бала үйдің патшасы» («Ребенок — царь семьи») — это неписаный закон, который появился много веков назад и сегодня выполняется беспрекословно. Любить детей такое же незыблемое правило, как и уважать старших. Все это находит свое отражение в обычаях и традициях народа.

comode.kz

У казахов существовали магические приемы, которые, как считалось, были направлены на защиту жизни и здоровья ребенка, нейтрализацию отрицательного внешнего влияния и формирования его счастливой жизни.

Например, после рождения малыша у изножья ставили адалбақан (дословно переводится как честный шест, столб). Адалбақан воспринимался как древо жизни, считалось, что он его способствует выживанию.

Этнограф Акселеу Сейдимбек описывает интересную традицию. Прежде чем впервые приложить новорожденного к груди матери, к малышу прикасались языком сороки, чтобы он обучился семи иностранным языкам. Если же прикасались домброй, то прочили будущее музыканта, а если куском курдючного сала — хотели, чтобы ребенок стал богатым.

Слабого или недоношенного ребенка называли шақалақ. Такого младенца для обеспечения тепла и во избежание опрелостей клали в меховой зимний головной убор – тымақ. Он заменял ему колыбель до достижения 9-месячного возраста.

Тымақ летом подвешивали на зазубрины кереге юрты в разных местах, а зимой – на гвоздь, вбитый в стену қыстау (зимовки). При этом количество гвоздей должно было равняться числу дней, которые мать не доносила ребенка.

Согласно этикету, при кормлении малыша при посторонних женщине следовало прикрывать грудь во избежание сглаза. 40 дней после рождения матери запрещалось мыть руки холодной водой. Считалось, что иначе младенец мог вырасти жестоким.

Еще одна примета:

если при кормлении ребенок крепко держится за грудь, он вырастет жадным, если нет — щедрым

Сразу после рождения проводили той «Шілдехана», куда приглашали только молодых.

В те времена дети часто умирали в младенчестве, поэтому обязательно проводился обряд «үзеңгіден өткізу» (проведение через конский стременной ремень).

Ребенок дедушки и бабушки

Примет, обрядов и традиций, касающихся детей, у казахов очень много.

Первого ребенка называют «тұңғыш» (первенец), последующих – ортаншы (средний), а самого младшего – кенже.

У казахов не принято называть количество детей. Также нельзя интересоваться, сколько детей в семье

Можно только поинтересоваться, есть ли дети, на что дается ответ — «жаратушының бергені бар» (есть, подаренные Создателем).

Согласно этикету, при старших родственниках и родителях молодая чета не ласкала своих детей, говоря им, что они атасының баласы, апасының баласы (дети дедушки и бабушки).

Признание внука младшим ребенком дедушки и бабушки — древняя казахская традиция

Причину ее появления хорошо описал Аип Нусипокасулы в своей книге «Тал бесіктен жер бесікке дейін» («От деревянной до земляной колыбели»):

«Казахский народ создал эту традицию в силу того, что более старшие имеют большой жизненный опыт в воспитании детей. Поэтому они и брали себе на воспитание первых, вторых и даже третьих внуков сразу после окончания кормления их грудью. Внука они называли «кенже» (младший). Бабушки-дедушки заботились о них и делали все, чтобы ребенок вырос достойным членом общества.

Ата и әже забирали внуков, зная, что молодые родители еще не имеют необходимого опыта в воспитании

Среди казахов до сих пор бытует древняя пословица «Екі баланың ортасындағы кәрі – бала болады, екі қарияның ортасындағы бала – дана болады» (Старец среди двух детей становится ребенком, а ребенок среди двух старцев – мудрецом).

Дети, получившие воспитание дедушки и бабушки, обычно вырастают людьми, которые прекрасно знают и чтят традиции. Считается, что они более человечны и справедливы».

Кенже-современники

Казахи и сейчас придерживаются этой традиции.

Певца Димаша Кудайбергена воспитали дед Кудайберген и бабушка Миуа

Казахи всегда относились с открытым сердцем к представителям других национальностей. Нередки случаи, когда они становились родителями для детей других наций. В Алматы живет Клара Александрқызы — так по-казахски себя именует дочь корейского народа, президент «Общества дружбы «Казахстан – Корея» Клара Александровна Хан, свободно владеющая казахским языком.

В Казахстан она приехала с родителями Александром Ханом и матерью Марией Ким 10 декабря 1937 года в вагонах для скота. Тогда ей было 2 года. Депортированных корейцев казахи приняли как своих близких и делились всем, что у них было. Семья Ханов начала новую жизнь среди казахов Кзылординской области.

Александр учился в педагогическом институте, там подружился с Байшаковым Абжамилем, который был 17-м ребенком в семье. К большому несчастью, 16 детей его родителей умерли еще в младенчестве.

Когда Александр с женой приехали в аул своего друга, родители Абжамиля приняли его как родного сына и сказали: «Бог нам дал еще одного сына. Ты будешь нашим старшим сыном. У нас, казахов, по традиции первый внук считается младшим ребенком дедушки и бабушки, поэтому Клару мы берем себе».

Так девочка стала жить с казахскими дедушкой и бабушкой.

Продолжая традиции

Новые дедушка и бабушка души не чаяли в Кларе. В ауле тоже все полюбили маленькую девочку. Вскоре она заговорила на казахском.

Клара Александркызы с удовольствием рассказывает, как ей было хорошо жить с дедушкой и бабушкой, как они любили ее и баловали. Самое вкусное они отдавали Кларе, всегда брали с собой в гости, на тои и другие торжества.

Спать она ложилась между дедом и бабушкой, а поскольку усы и борода деда кололись, девочка отворачивалась от него и обнимала бабушку. А та просила внучку: «Пожалуйста, обними дедушку», тогда маленькая Клара поворачивалась к деду, который тут же спешил ее обнять.

До школы Клара говорила только по-казахски. В Кызылорду ее привез отец и отдал в первый класс школы с русским языком обучения. В первое время девочка не понимала, о чем говорила учительница. Она часто спрашивала у одноклассников на привычном для нее казахском языке: «Ана кемпір не деп қақсап жатыр?» (О чем говорит эта старушка?). Одноклассники громко смеялись, но вскоре она выучила и русский.

Казахский язык Клара считает родным и знает множество казахских народных традиций

В настоящее время Клара Александркызы живет со старшим внуком. Говорит, взяла к себе на воспитание, как и полагается по казахской традиции.

«Немере алу» – признание внука младшим ребенком — и сегодня является одной из самых популярных казахских народных традиций.

2448

Все мы знаем, что у детей от родителей разных национальностей очень яркая и красивая внешность, скажем так, с изюминкой. Продемонстрировать это решила в своем необычном фотопроекте под названием Красота смешанных кровей (The beauty of mixed blood) фотограф Наира Оганесян.

«Уже много лет я постоянно ловила себя на мысли, какие же невероятно интересные дети получаются у родителей разных национальностей. Чаще всего дети берут лучшее от каждой нации, и мне всегда было очень любопытно за этим наблюдать: какой разрез глаз, цвет волос и форму носа унаследует ребенок. И природа умеет каждый раз приятно удивлять.

Я долго носила эту мысль в голове, а потом в одну минуту просто взяла и написала объявление в одну родительскую группу, что ищу разнонациональных детей для проекта. Откликнулось, на мое удивление, более 200 родителей. Мне было очень сложно отбирать, ибо все дети по-своему очаровательны, поэтому я поставила себе определенные ограничения и старалась их соблюдать. Например, возрастные мне нужны были детки в возрасте 6-9 лет, хотя бы потому, что они могут сидеть на стуле ровно более 1 минуты. Или я старалась не брать детей с одинаковой смесью, хотя соблазн был велик и я даже один раз не удержалась.

Отдельное спасибо родителям, которые очень помогли осуществить мою идею, были организованы, ответственны и всячески поддерживали.»

Наира Оганисян.

2. Даниэль, 6.5 лет. Папа нигериец, мама русская

3. Лукьян, 5 лет. Папа украинец/русский, мама туркменка/татарка

4. Ксения, 9 лет. Папа немецкий еврей, мама русская/татарка

5. Вагиф, 9 лет. Папа азербайджанец/русский, мама армянка/русская

6. Тимур, 7 лет. Папа азербайджанец, мама русская

7. Ева, 5 лет. Папа кореец, мама русская/украинка/еврейка

8. Лукас, 5 лет. Папа бельгиец, мама русская

9. Сальма, 4,5 года. Папа узбек, мама армянка

10. Даниил, 7 лет. Папа татарин, мама грузинка

11. Анна, 8 лет. Папа армянин, мама русская

12. Леон, 5 лет. Точная национальность неизвестна

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.