"Гинкго Билоба Эвалар": показания, инструкция по применению, состав, аналоги, побочные эффекты, отзывы. Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Мозгу нужны тренировки

Врожденные способности – это всего лишь базовый набор задатков психического развития, который реализуется (или не реализуется) в течение жизни. Работоспособность мозга обусловлена количеством и прочностью нейронных связей – чем их больше, тем лучше мы соображаем. Регулярные когнитивные тренировки позволяют поддерживать мозг в тонусе, эффективнее справляться со сложными задачами и быть продуктивнее в работе, учебе и жизни.

Однако даже регулярное развитие типа чтения книг, решения головоломок и даже изучения иностранного языка не застрахуют нас от того, что в некоторые дни мы «тупим».

Рассмотрим подробнее, что с нами происходит в эти моменты.

Что нас тормозит?

Любая мыслительная деятельность начинается с внимания. Да, мы можем выполнять какие-либо отточенные действия «на автомате», не включать внимание, но эффективно думать без высокой концентрации и сосредоточенности мы не сможем. То есть, на продуктивность сиюминутной работы влияет умение сконцентрировать внимание. В некоторые моменты у нас не получается это сделать – мы не в форме, слишком устали, голодные или злые – и это тормозит работу мозга. Контролировать внешние факторы мы вполне в состоянии – утолить голод или жажду, создать комфортную обстановку для работы, предварительно выспавшись и решив все конфликты.

А что если надо работать в некомфортных условиях?

Если у нас нет возможности избавиться от внешних помех – например, шумное помещение или неинтересное задание, то активировать внимание будет непросто. Умение концентрироваться – это навык, который можно натренировать. Если регулярно практиковать «включение внимания» при разных обстоятельствах, то будет проще сконцентрироваться и в некомфортных условиях. Включение внимания запускает и остальные когнитивные функции, и мозг начинает «разгоняться» и работать на полную.

Как тренировать?

Выработать привычку регулярно тренировать внимание, а заодно и все остальные познавательные функции мозга можно при помощи онлайн-сервисов. Например, которые составлены в тренировку по определенному алгоритму. Персональная программа включает в себя 2 тренажера на внимание, чтобы включиться в работу, – это разминка. После разминки начинают тренироваться остальные функции – внимание и память, в зависимости от ваших способностей, которые определяются при вводном тестировании. Ежедневные 15-минутные тренировки вырабатывают привычку регулярно включать внимание и прокачивать свои когнитивные функции, чтобы держать мозг в тонусе. Со временем неэффективных дней будет все меньше, а работоспособность мозга – выше.

Если ничего не помогает

Но не только усталость и внешние обстоятельства могут быть причинами плохой работоспособности мозга.

Недостаток витаминов и микроэлементов и неправильное питание влияют на то, как мы соображаем. Пища является топливом и строительным материалом для всего организма. Мозг получает энергию в результате расщепления глюкозы, которая содержится в «долгих» углеводах. Улучшить коммуникацию между нейронами помогает рыбий жир, в частности омега-3. За передачу нервных импульсов также отвечают витамины группы В. Определить, каких именно элементов вам не хватает для продуктивной работы, помогут специальные анализы и тесты, поэтому обратитесь к врачу, если ваше состояние вас беспокоит продолжительное время.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память — мнение специалиста


Здравствуйте. Мне 22, я студентка, работаю. Учусь в Санкт-Петербурге. Воспитание несколько строгим было, довольно часто - и запреты, но все равно, бывало, баловали.
Позвольте мне начать немного издалека. Еще когда я была ребенком, и учителя, и мои родители мучились от моей геперактивности. Бегала, прыгала, учиться я и не думала. Плюс ко всему, мое внимание было абсолютно рассеянным. Я не могла сконцентрироваться на какой-либо задаче. Либо "тупила", либо делала, но очень медленно.
Ну вот вам пример. Привели меня в подготовительный класс на математику в 6 лет, я совершенно не хотела и слышать об этой математике. Под партой только лазила, агитировала других детей побезобразничать. Примерно та же картина была и в художественной школе, и в массе других детских студий и кружков. Думать не хотела вообще.
Когда я училась в начальных классах, меня часто критиковали и учитель, и воспитательница. Я постоянно выслушивала, как я неаккуратно сделала подделку, либо невнимательно выполнила задание. В тот момент, когда я несла показать свою работу, я сильно нервничала. Мне говорили, что я хуже "вон того мальчика", либо хуже "умницы Настеньки". Хоть я и виду не показывала, но у меня на их слова ужасная обида была, может, даже и злоба.
Мы поменяли школу, проблема хоть и сгладилась, но осталась. Мне по-прежнему говорили, что я долго думаю и туплю. Кстати, о математике. Она мне по-прежнему не давалась. Перед ней у меня был страх . Я не могла выполнить задание, даже когда была спокойна. Я просто не могла сообразить, как нужно выполнить задание и жутко тупила.
Так было тогда. Так есть и сейчас. Изменилось, наверное, одно. От моей детской гиперактивности не осталось и следа. Я веду замкнутый образ жизни, хотя имею массу хороших знакомых. С людьми схожусь легко, умею поддержать беседу.
Тем не менее часто бывают депрессивные состояния, ощущение безвыходности. Временами я просто не могу представить своего будущего, вижу только пустоту. Эти состояния сильно обостряются, когда я понимаю, что за прошедший день я опять не смогла повысить эффективность своей работы, потому что медленно соображала. Под эффективностью я подразумеваю скорость выполнения работы, а также ее качество.
Что меня больше всего беспокоит? Я не могу сконцентрироваться и начать думать, эффективно выполнять что-либо. Не могу быстро думать. Я "зажата", нервничаю, отстаю от других, когда большинство уже все поняло и разобралось. Я противна себе. Я так боюсь быть худшей. Все вокруг сидят сконцетрированные, быстро выполняют задание. Я сижу дольше всех, мозг включается под конец уже.
Подскажите, с чего мне начать, чтобы помочь себе?

Ответы психологов

Юлия, здравствуйте.

Когда мы не уверены, сомневаемся в своих способностях и возможностях, подходим к решению заданий с напряжением и ожиданием, что не получится - то нашему организму приходится тратить много усилий, чтобы справиться с эмоциями и организовать себя на работу. Работать быстро, думать быстро можно в том случае, когда чувствуешь себя бодро, свободно и ничего не беспокоит. Когда же человек напряжен, встревожен, сравнивает себя с окружающими в процессе работы, то вполне естественно, что результаты оказываются даже хуже, чем мог сделать этот же человек в нормальном, уравновешенном эмоциональном состоянии.

Депрессивные состояния, ощущение безысходности возникают тогда, когда у нас много страхов , мы не удовлетворены собой, не прощаем себе ошибки, требуем от себя слишком многого и не умеем поддерживать себя, получать удовольствие от жизни и деятельности. Ваши родители, воспитатели и учителя вроде бы доброе дело делали своими замечаниями - пытались "усадить вас", чтобы вы занимались. Но обернулось это тем, что вы привыкли требовательно и критично относиться к себе, не верите в свои силы, жестко к себе относитесь. Вам теперь нужно учиться относиться к себе по-другому. Учитесь поддерживать себя за успехи (когда удалось что-то понять быстро, сообразить, хорошо выполнить работу), поддерживайте себя и давайте себе "второй шанс", когда у вас что-то не получается. Будьте терпеливы и доброжелательны по отношению к себе.

Самому человеку бывает трудно начать относиться к себе иначе, чем привык, поэтому рекомендую вам обратиться к психотерапевту (лучше гештальт-терапевту, потому что этот подход эффективен при работе с подобными ситуациями). Работая над собой с психотерапевтом, вы получите новый опыт поддержки и уважительного отношения, который поможет вам изменить отношение к себе и в итоге повысить свою эффективность, благодаря тому, что вы перестанете нервничать, напрягаться и сможете все силы и активность тратить на работу.

С уважением, психолог по skype Елена Суркова (Мальчихина), Барнаул

Хороший ответ 2 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Юлия.

Представьте себе, что ваш компьютер должен выполнять задание сразу в двух программах. Естественно, работать он будет в два раза медленнее. Вы, как компьютер, (простите мне это сравнение) думаете над заданием и над эффективностью своей работы, а еще над тем, как другие это делают. Это приводит к зависанию. Попробуйте плюнуть на эффективность и "залезть под парту", дело пойдет быстрее. Депрессивные состояния и детские травмы, повлиявшие на самоценность, которые толкают вас на бесконечные сравнения, лучше "лечить" с психологом . Продолжая аналогию с компьютером, это устранение вирусов в системе, которые мешают жить и работать.

С уважением,

Чвалун Евгений Викторович, психолог Рязань

Хороший ответ 1 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Юлия.

Вы пишете:


Я не могу сконцентрироваться и начать думать, эффективно выполнять что-либо. Не могу быстро думать. Я "зажата", нервничаю, отстаю от других, когда большинство уже все поняло и разобралось. Я противна себе. Я так боюсь быть худшей. Все вокруг сидят сконцетрированные, быстро выполняют задание. Я сижу дольше всех, мозг включается под конец уже.

Если Вы хотите таких изменений, знайте, что это возможно, более того, многие люди это делают, не Вы первая, не Вы последняя. Но такие глубинные изменения не могут произойти мгновенно, например, от того, что Вы написали письмо и получили "правильный совет". Это не может произойти, если Вы один или два раза придете на консультацию. Такие изменения происходят в процессе длительной работы над собой, и не в одиночку, а с помощью квалифицированного специалиста. Нас меняют отношения с другими, а замкнутость в себе заставляет нас ходить по одному и тому же надоевшему кругу повторяющихся сценариев в жизни.

Всего доброго, Юлия,

Кувшинов Александр Викторович, психолог-психоаналитик, Санкт-Петербург

Хороший ответ 7 Плохой ответ 1

Мозгу нужны тренировки

Врожденные способности – это всего лишь базовый набор задатков психического развития, который реализуется (или не реализуется) в течение жизни. Работоспособность мозга обусловлена количеством и прочностью нейронных связей – чем их больше, тем лучше мы соображаем. Регулярные когнитивные тренировки позволяют поддерживать мозг в тонусе, эффективнее справляться со сложными задачами и быть продуктивнее в работе, учебе и жизни.

Однако даже регулярное развитие типа чтения книг, решения головоломок и даже изучения иностранного языка не застрахуют нас от того, что в некоторые дни мы «тупим».

Рассмотрим подробнее, что с нами происходит в эти моменты.

Что нас тормозит?

Любая мыслительная деятельность начинается с внимания. Да, мы можем выполнять какие-либо отточенные действия «на автомате», не включать внимание, но эффективно думать без высокой концентрации и сосредоточенности мы не сможем. То есть, на продуктивность сиюминутной работы влияет умение сконцентрировать внимание. В некоторые моменты у нас не получается это сделать – мы не в форме, слишком устали, голодные или злые – и это тормозит работу мозга. Контролировать внешние факторы мы вполне в состоянии – утолить голод или жажду, создать комфортную обстановку для работы, предварительно выспавшись и решив все конфликты.

А что если надо работать в некомфортных условиях?

Если у нас нет возможности избавиться от внешних помех – например, шумное помещение или неинтересное задание, то активировать внимание будет непросто. Умение концентрироваться – это навык, который можно натренировать. Если регулярно практиковать «включение внимания» при разных обстоятельствах, то будет проще сконцентрироваться и в некомфортных условиях. Включение внимания запускает и остальные когнитивные функции, и мозг начинает «разгоняться» и работать на полную.

Как тренировать?

Выработать привычку регулярно тренировать внимание, а заодно и все остальные познавательные функции мозга можно при помощи онлайн-сервисов. Например, которые составлены в тренировку по определенному алгоритму. Персональная программа включает в себя 2 тренажера на внимание, чтобы включиться в работу, – это разминка. После разминки начинают тренироваться остальные функции – внимание и память, в зависимости от ваших способностей, которые определяются при вводном тестировании. Ежедневные 15-минутные тренировки вырабатывают привычку регулярно включать внимание и прокачивать свои когнитивные функции, чтобы держать мозг в тонусе. Со временем неэффективных дней будет все меньше, а работоспособность мозга – выше.

Если ничего не помогает

Но не только усталость и внешние обстоятельства могут быть причинами плохой работоспособности мозга.

Недостаток витаминов и микроэлементов и неправильное питание влияют на то, как мы соображаем. Пища является топливом и строительным материалом для всего организма. Мозг получает энергию в результате расщепления глюкозы, которая содержится в «долгих» углеводах. Улучшить коммуникацию между нейронами помогает рыбий жир, в частности омега-3. За передачу нервных импульсов также отвечают витамины группы В. Определить, каких именно элементов вам не хватает для продуктивной работы, помогут специальные анализы и тесты, поэтому обратитесь к врачу, если ваше состояние вас беспокоит продолжительное время.

Если вы пренебрегаете принципами, которые должны помогать вашему мозгу активно работать, то не сомневайтесь, что он вам обязательно отомстит и просто откажется работать. Иногда мы забываем слова, иногда не можем собраться, иногда мыслей в голове просто как будто нет. Как же улучшить мыслительный процесс? Всем известно, что мозгу для работы требуется кислород, а чем еще мы можем разбудить расслабившийся мозг, чтобы взяться за дело?

Итак, Ваш мозг не будет работать, если:

1. Вы не высыпаететсь

Кроме того, что хронический недосып может вызвать массу проблем со здоровьем, он серьезно ухудшает концентрацию внимания и работу мозга. Большинству людей ежедневно необходимо минимум 8 часов сна, но эта цифра индивидуальна. Кроме длительности сна важно его качество - он должен быть непрерывным. Фаза, в которой мы видим сны (фаза быстрого сна или REM-фаза), оказывает сильное влияние на наше самочувствие в часы бодрствования. Если сон часто прерывается, мозг проводит меньше времени в этой фазе, в результате чего мы чувствуем себя вялыми и испытываем затруднения с памятью и концентрацией.

Читайте также:

2. Вы не умеете справляться со стрессом

Существует много доступных способов борьбы со стрессом, в том числе медитация, ведение дневника, работа с психологом, йога, дыхательные практики, тай чи и т.д. Все они имеют свои преимущества с точки зрения помощи в работе мозга. ()

3. Вы недостаточно двигаетесь

Физические нагрузки позволяют усилить кровоток, а вместе с тем – и приток кислорода и питательных веществ во все ткани тела. Регулярная физическая активность стимулирует выработку веществ, которые помогают соединению и даже образованию нервных клеток.

Если работа у вас сидячая, периодически отвлекайтесь и разминайте шею – делайте наклоны в стороны. Любую умственную деятельность чередуйте с физической. Посидели за компьютером – присядьте 10 раз или пройдитесь по коридорам и лестницам.

4. Вы не выпиваете нужное количество воды

Наше тело примерно на 60% состоит из воды, а мозг содержит еще больше воды - 80%. Без воды мозг дает сбои – от обезвоживания начинаются головокружения, галлюцинации, обмороки. Если пить недостаточно воды, то вы станете раздражительным и даже агрессивным, а ваша способность принимать правильные решения снизится. Представляете, как важна вода для ума? Часто постоянное желание спать, усталость, туман в голове – связаны именно с тем, что мы недостаточно пьем. То есть, пить-то мы можем много – газировки, кофе, сладкие чаи, . Но многие из этих напитков, наоборот, только лишают клетки организма жидкости, как раз приводя к обезвоживанию. Особенно напитки содержащие кофеин (чай, кофе кока-кола). Как в анекдоте, “мы пьем все больше, а нам все хуже”. Так что пить нужно именно воду – питьевую воду. Но “вливать” в себя воду тоже не стоит. Просто пейте по мере необходимости. Пусть у вас под рукой всегда будет питьевая вода. Постарайтесь выпивать хотя бы пол стакана теплой воды в час в течение дня. читайте в .

5. Вы не употребляете достаточное количество глюкозы

Для нас еда – это и зелень салата, и безобидная куриная грудка. А для мозга все это никакая не еда. Мозгу подавай глюкозу! А основные поставщики глюкозы – это углеводы. Курица с овощами не даст вам упасть в голодный обморок, но вот придумать что-то гениальное… для этого диетического обеда не хватит. Нужны хлеб, сладкое, (идеальный вариант). Человеку, которому необходима умственная деятельность ни в коем случае не подходит безуглеводная диета. На работе отлично подойдет кусочек горького шоколада или сухофрукты.

ВАЖНО

Углеводы тоже бывают разные – простые и сложные. Обыкновенный сахар (простой углевод) хоть и является глюкозой, “ума” прибавит не так уж и много. Он быстро расщепляется, вызывая сначала резкий взлет глюкозы, а потом резкое падение, не успев “накормить” нервные клетки. А вот сложные углеводы – зерновой хлеб, каши, овощи (да-да, в них тоже много сахара), макароны – расщепляются медленно и обеспечивают организм энергией надолго. В дороге и на перекусе идеальный вариант сложных углеводов – банан! Макароны стоит есть, если следующий прием пищи еще не скоро.

6. В вашей диете недостаточно полезных жиров

Любой ценой избегайте обработанных, гидрогенизированных жиров, которые называются трансжирами, и минимизируйте употребление насыщенных животных жиров. Уменьшить потребление транс-жиров не так сложно, если помнить некоторые правила. Прежде всего, нужно вычеркнуть из своей жизни маргарины – все они содержат много транс-жиров. Обязательно следует просматривать этикетки на выпечке (печенье, торты и т.д.), а также чипсах, майонезах и прочих содержащих жир продуктах. К сожалению, российские производители пока что не указывают содержание транс-жиров на упаковке продукта. Если в списке ингредиентов стоит любое гидрогенизированное или частично гидрогенизированное масло – продукт содержит транс-жиры.

А вот полиненасыщенные жиры – Омега-3 и Омега-6 – незаменимые жирные кислоты. Получить эти жиры можно только через пищу. Они улучшают кровообращение и уменьшают воспалительные процессы в организме и очень полезны для мозга. Содержатся в лососе, сельди, скумбрии, сардинах и форели, а также в семенах подсолнуха, тофу и грецких орехах.

К полезным также относятся и мононенасыщенные жиры. Мононенасыщенные жиры снижают уровень холестерина. Они есть во многих орехах, оливковом масле и масле авокадо.

7. Вашему мозгу не достает кислорода

Мозг может выдержать без кислорода минут 10. И даже когда ничто не мешает нам дышать, кислорода мозгу может не хватать. Зимой кругом батареи и обогреватели, они потребляют кислород, толпы народа и помещения, где людей много, тоже лишают нас необходимого количества кислорода. Простуда, заложен нос – мы вроде бы дышим, но, оказывается, не качественно! Во всех этих случаях вы замечали, что начинаете хотеть спать? Так влияет на мозг недостаток кислорода.

Что делать? Проветривать помещения, открывать окна, и обязательно гулять.

8. Вы не тренируете свой мозг

Изучение новых предметов и языков, получение дополнительных навыков, интеллектуальные хобби помогают сохранять и преумножать ресурсы мозга. Постоянная «тренировка» гарантирует, что он будет работать на самом высоком уровне в течение всей жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.