Европейский белый цвет свадебного платья. Почему невеста в белом? Приметы, связанные со свадебным нарядом

Традиционным для современных невест является свадебный наряд белого цвета, хотя так было не всегда. Мода на облачение в такое убранство для церемонии бракосочетания появилась несколько столетий назад, а привычный образ девушки в белоснежном платье и длинной фате стал популярен только в прошлом веке. Выбор белого подвенечного одеяния обусловлен поверьями, связанными с этим цветом, обычаями стран, в которых впервые стали носить светлый наряд на свадьбу. Почему традиционное свадебное платье белое? Какова его история?

Две основные версии – почему платье невесты белое

На протяжении многих веков существования человечества, белое платье невесты периодически появлялось и исчезало. Это явление, как правило, касалось исключительно одной страны или региона, но не распространялось на весь мир. Сейчас можно наблюдать повсеместное использование свадебного белоснежного одеяния даже в тех странах, где тысячелетиями формировалась своя культура бракосочетания. Например, в Китае платье невесты, по обычаям, красное, но многие девушки стали отказываться от этого цвета, предпочитая белый, оставляя лишь несколько алых деталей.

Как же вышло, что белый цвет, тысячелетиями особо не пользовавшийся популярностью, распространился на весь мир, затронув даже самые отдаленные его уголки? Случилось это в 17-19 веках, точная дата неизвестна, но существует две версии возникновения моды на белоснежное платье. Обе они относятся к европейским королевам, шедшим под венец в белом свадебном наряде.

Первая версия

Эта история связана с Анной Австрийской – испанской принцессой, которая заключила брак с французским королем Людовиком в 1615 году. На свадьбе девушка появилась в белоснежном образе, который удивил и поразил присутствующих настолько, что французские дамы стали подражать ее стилю. По некоторым источникам, француженки посчитали ее похожей на «пирожное». Это выглядело так мило, что во Франции белое платье стало использоваться повсеместно, а после традиция распространилась по другим европейским странам – Испании, Англии, Португалии.

Вторая версия

Новость о свадьбе правящей королевы Виктории быстро разлетелась по Англии, а в 1840 был заключен брак между ней и Альбертом Саксен-Кобург-Готским. Юная невеста хотела выглядеть ново и великолепно, а потому решила не надевать тяжелую серебристую парчу, традиционную для королевской семьи, выбрав для собственной свадьбы новый для всех цвет – белый. Ее одежды были пошиты из плотного атласа, а для украшения рукавов, фаты, декольте (так называемой кружевной «бертой»), использовалось около полуметра материала, которое кружевницы из деревни Бир во главе с Джейн Бидни делали полгода.

После свадьбы королевы Виктории, все образцы кружева были уничтожены, чтобы больше никто не смог повторить изысканный узор на ее платье, а сам наряд хранится на территории Кенсингтонского дворца, где проходят выставки. Единственным украшением Виктории во время бракосочетания служила брошь с сапфиром, подаренная Альбертом. Она впоследствии стала семейной реликвией и передается по наследству членам королевской семьи. Убранство юной королевы так поразило присутствующих, что платье белого цвета стало традиционным для свадьбы в Англии, а после – во всем мире.

Отношение к цвету свадебного платья в разное время

Первые упоминания о белых свадебных платьях появляются в Древней Греции. Девушки надевали на свадьбу белый наряд – пеплос, единственным украшением которого служили две застежки на плечах невесты. Чем вычурнее и богаче были эти застежки, тем лучше считалось благосостояние их обладательницы. Чтобы брак девушки был счастливым, ее покрывали длинной золотистой тканью. В Древнем Риме на церемонию надевали обычную облегающую одежду – калазирис, а невесту отличало количество и богатство аксессуаров: диадем, браслетов, ожерелий, колец.

На свадебное платье невесты Древней Руси сильно повлияло язычество. Как правило, девушки надевали сарафан ярко-красного цвета. Алый оттенок символизировал защиту от злых духов, огонь, радость. Существовал и другой образ: иногда девушки носили рубаху, украшенную нарядной вышивкой, и понёву, оформленную красно-синей клеткой (шерстяную юбку из кусков ткани, подол которой был пышно декорирован). Как только новобрачная надевала этот старинный вариант юбки, ее считали просватанной. Традиция облачения в красное на свадьбу сохранялась вплоть до восемнадцатого века.

В средневековье

В Средние века на территории Европы свадебную одежду не шили в каком-то определенном цвете. Девушка, выходившая замуж, предпочитала надевать свое лучшее платье, самое богатое и вычурное. Как правило, наряд невесты был не новым, а тем, что одевается по праздничным дням. Приобретать отдельную одежду для дня бракосочетания повелось с пятнадцатого века у обеспеченных семей – фасон одеяния, его декор готовили по последней моде. Платье щедро декорировали мехами, дорогими тканями, другими украшениями, а после свадьбы оно носилось еще не один раз.

Оттенок наряда мог быть любым, как правило, девушки предпочитали темные или яркие цвета – пурпурный, зеленый, коричневый, розовый, черный. Средневековые невесты подходили к пошиву убранства с практической точки зрения. Тогда на улицах города было пыльно и грязно, а потому одеяние кремового, песочного и тем более белого цвета попросту запачкалось бы. Стирка такого платья была дорогостоящей. Различия свадебных образов проявлялись в зависимости от региона или страны, где проживала будущая супруга, благосостояния ее семейства, общественного статуса.

В 16-17 веках

Белое платье в это время носила только одна категория девушек – «Христовы невесты», которые уходили в монастырь и полностью посвящали себя служению Богу. Темные цвета в 16-17 веках отошли на второй план, уступив более приятным пастельным оттенкам, которые невесты надевают порой до сих пор – светло-голубой или розовый. Выбор определенного тона свадебного одеяния во многом был связан с поверьями и обычаями разных культур, например:

  • Во Франции нередко невесты надевали убранство фиолетового цвета, ведь оно сулило им любящего мужа до конца жизни.
  • На территории Ирландии девушки, как правило, облачались в день свадьбы в зеленый наряд. Считалось, что это цвет приносит счастье, гармонию в дом, удачу.
  • На Руси невесты все еще предпочитали надевать платья с преобладанием алого или оранжевого цвета – это связано с религией язычества, поклонением огню.

В эпоху неоклассицизма

Переломным моментом в истории белого платья стала эпоха неоклассицизма. Тогда появилась традиция надевать светлые одежды цвета айвори, кремовые убранства и белоснежные одеяния. Это связано с археологическими раскопками, которые в то время проводились в Помпеях, Геркулануме. Были найдены образцы римского искусства – скульптуры из нежного белого мрамора, которые стали достоянием общественности. Это привело к повсеместному использованию мраморного оттенка. Одежды такого цвета носили в будни, надевали во время праздников или венчания.

Во время неоклассицизма изменились не только традиционные цвета свадебных платьев, но и их фасон. Девушки стали чаще отказываться от тугих корсетов, пышных юбок, отдавая предпочтение легким, воздушным убранствам со струящимися тканями, нежными воланами рукавов и завышенной талией. Эта эпоха сделала популярными одеяния жемчужных, светлых оттенков, которые логично привели к появлению традиционного белоснежного платья.

Что означает свадебное платье белого цвета?

Сегодняшняя символика белого цвета платья – это бесконечный праздник, торжество жизни, красота и любовь. Такой наряд говорит о том, что невеста чиста, обладает невинностью и непорочностью. Он олицетворяет ее легкость, нежность, доброту. Как раз из-за этой символики принято венчаться, надев белое платье. Белоснежный оттенок говорит о совершенстве, завершенности, означает окончательно принятое решение, начало новой жизни.

Стоит ли придерживаться общепринятых правил, и откуда появилась традиция надевать именно белое платье на свадьбу, вы узнаете из этой статьи.

Справедливости ради, нужно уточнить, что белый цвет не в почете в мусульманских странах. В Индии и Китае свадебные наряды молодоженов выполняются в красных, золотистых и песочных тонах.

Как оказалось и в странах Европы, до XVIII века невесты так же выходили замуж в красных платьях. Более того, белый цвет считался траурным и только после свадьбы Маргариты Валуа, более известной, как Королева Марго, девушки стали рассматривать этот цвет для подвенечного наряда.

Белое платье основательно быстро вошло в моду, благодаря Анне Австрийской, которая приходилось дочерью королю Филиппу III. Она настолько великолепно выглядела в нем на своей свадьбе, что положила начала новой тенденции в моде того времени.

Королева Виктория в 1840 году шла под венец в белом платье, чем вызвала большой ажиотаж среди прекрасных дам. Ее платье было пошито из дорого белоснежного атласа и стало прородителем нынешнего классического свадебного платья с пышной юбкой и корсетом.

В Японии традиционно надевают белое шелковое кимоно, но в течение торжества так же часто переодеваются в кимоно красно-золотистых цветов. Японцы верят, что красный цвет поможет сохранить супружеское счастье и защитит семью от злых духов. Но конечно в Азию давно пробрались европейская мода, поэтому невеста так же может быть в традиционном для нас белом платье.

В Ирландии когда-то все невесты были одеты в платья изумрудного цвета.

В России же, девушки стали надевать белое платье на свадьбу в период правления Петра I.

Ведь в то время западные новшества входили в моду, но это прижилось не сразу. Еще достаточно долго свадебным платьем служили красные сарафаны, расшитые золотой нитью.

Наши мамы и бабушки часто любят повторять, что свадебное платье должно быть белым – и только белым, ведь оно символ невинности и чистоты девушки. Сейчас конечно таким атрибутом является фата, поэтому для тех, кто выходит замуж во второй раз, часто в салонах предлагают платье алого цвета и ограничиться праздничной прической вместо нее.

Но отбросим предрассудки и вспомним, что мы живем в то время, когда любое желание можно смело воплотить в жизнь. Свадебная мода диктует свои правила и каждая девушка в праве сама решать, что надеть в один из самых счастливых дней ее жизни.

К тому же на сегодняшний день, свадьба – это не обязательно венчание или ЗАГС. Торжество может состояться на пляже, в клубе, везде, где душа пожелает. Исходя из этого, и запросы к наряду будут индивидуальны, в каждом отдельно взятом случае.

Вы должны понимать, что платье белого цвета - весьма обширное понятие, ведь львиную долю в его внешнем виде сыграет ткань и непосредственно крой. Оно может быть классического кроя, или короткое, пышное, «рыбкой» или в стиле ампир. Нежный шелк, прозрачный шифон, тяжелый атлас, а быть может и лен. Можно пошить все, что угодно главное, чтобы хватило фантазии дизайнера или вашей собственной.

Не стоит забывать, что все мы разные, и то, что к лицу одной, может совершенно не подойти другой девушке.

Белоснежное платье будет безупречно смотреться на темноволосой девушке с идеально ровным загаром. А вот красавицам с бледной кожей, подойдут более теплые оттенки шампань или айвори.

Подобрать оттенок так же можно по типу внешности: молочно белый, бело-зеленоватый, бело-розовый, цвет слоновой кости.

Если вам хочется выделяться на фоне белоснежных невест, но и к кардинальным мерам вы не готовы, то задайте тон свадьбе с помощью аксессуаров.

Букет, ленты на платье, пояс, туфельки, сумочка все это можно выполнить в определенном цвете, а непосредственно само платье оставить белым. Таким образом вы не слишком шокируете своих родных и гостей, ведь согласитесь, в нашей стране к цветным платьям еще не привыкли, но и сможете воплотить в реальность свои мечты.

Если вы все же решитесь на цветное платье или аксессуары, то стоит поразмыслить о значении того или иного цвета. Ведь наши предпочтения часто связаны с нашим внутренним состоянием.

Красный цвет расскажет о темпераментности девушки, ее сильном характере и самолюбии. Будьте аккуратны в сочетании красного и белого, умело расставляйте цветовые акценты, чтобы цветные элементы не выглядели на фото пятнами.

Зеленый цвет нравится целеустремленным людям, готовым к экспериментам. Часто в платьях использую плавный переход от белого цвета к зеленому, тем самым придавая наряду индивидуальность, но и не делая его вечерним.

Сиреневый и розовый цвета нравятся мечтательным натурам, и чаще всего их торжество проходит в романтической обстановке. К тому же такие цвета подойдут девушкам с любым типом внешности.

Желтый цвет достаточно рисковый, как для свадебного платья, но может понравиться жизнерадостным девушкам, которые хотят, чтобы их свадьба запомнилась окружающим надолго.

Любители синих оттенков излучают спокойствие и умиротворенность. С голубым цветом главное знать меру.

В текущем сезоне все так же модными остались черно-белые платья. Невероятно эффектные наряды, различных фасонов с кружевами и драпировкой тканей.

Не забудьте о том, что наряд жениха должен сочетаться с вашим. Продумайте каждую мелочь, не забудьте о рубашке или галстуке в тон платью.

Безусловно, белый цвет свадебного платья будет фаворитом еще долгие годы, но если вам хочется экспериментов, своего оригинального праздника, то не стоит обращать внимания на условности. С другой стороны, на венчание все же стоит надеть наряд в белых тонах, чтобы подчеркнуть чистоту ваших намерений перед Богом.

Главное правило - чувство стиля. Гармоничный образ можно создать с помощью платья любого цвета и оттенка, свадебное платье не обязательно должно быть белым. Удачного выбора!

В подавляющем большинстве современных стран принято наряжаться на свадьбу в белое платье. Перед тем, как отправиться под венец со своим суженным, каждая невеста подолгу выбирает это самое белое платье – свадебные салоны готовы предоставить массу решений в разных стилях. Даже более того: существует свадебная мода, актуальные фасоны меняются каждый год.

Почему это именно так, откуда взялась эта традиция? Из-за чего платье должно быть белым, а другие цвета рассматриваются очень скептически? Наверняка любознательные люди хотя бы раз задавались этим вопросом.

Белый цвет – это не аксиома


Сегодня от этой традиции зачастую отходят – подвенечное платье выбирают и разноцветное, и бежевых, и голубых оттенков. Прогрессивные невесты не боятся осуждения, остаются в стороне от предрассудков, и могут выбрать даже серебристый или черный наряд. Иногда это действительно бывает красиво, выглядит необычно и интересно. Тем более, что белый цвет не универсален для всех случаев и каждой народности. Даже сегодня многие люди предпочитают выбирать другие решения, не думая об общепринятых тенденциях.

Интересный факт: у ряда народов не принято использовать для брачной церемонии белое платье. В Индии невесты носят красное, а в Японии девушка использует сразу два наряда, белый и красный. А многие африканские и азиатские народы предпочитают выбирать для свадьбы национальные костюмы.

К тому же, традиция надевать белое укрепилась только в 19 веке, а зародилась на 1-2 века ранее. Это относительно недавняя тенденция, ее возникновение принято связывать с одним из двух случаев, когда европейские королевы стали выбирать этот цвет для платья на свадьбу.

Королевы и подвенечное платье


Анна Австрийская – это испанская принцесса, которая выбрала белое платье для свадьбы с королем Франции. Бракосочетание состоялось в 1615 году. Ее образ настолько поразил окружающих, что в дальнейшем все состоятельные дамы начали подражать ей, выбирая этот цвет для подвенечного платья. И далее эта мода начала активно распространяться, принцессе начали подражать в других европейских странах, а затем и в России. Постепенно эта традиция перешла от высших слоев общества ко всем остальным.

Есть и второй вариант, другой ответ на эту загадку. Во втором случае моду на свадебные платья белого цвета относят к королеве Виктории, которая правила Англией – она вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского в 1840 году. Женщина подумала о том, что традиционный образ с серебристой парчой ей не пойдет, и сделала ставку на белое платье, что было очень ново. Ведь серебристый цвет был традиционным на свадьбах правящих особ этой страны. Она надела белое атласное платье, на каждый рукав которого ушло до полуметра материала только на украшения. Этот материал был кружевами ручного плетения, которые готовили полгода целой деревней мастериц, и после свадьбы наряд был уничтожен, чтобы никто не попробовал его копировать.

Свадебные платья в разные времена


Считается, что первые свадебные платья начали использоваться древними греками – это был белый пеплос, который украшался застежками на плечах. Украшений невестам не полагалось, эти застежки были единственными аксессуарами, их стремились изысканно украшать. Чем богаче была семья невесты, тем вычурнее были эти украшения. Не было модных платьев и в Риме – девушку облачали в облегающие одежды, но аксессуаров у нее было больше, украшений у невесты оказывалось множество. На Руси невесты наряжались в соответствии с языческими традициями. Им полагался красный сарафан, который, как считалось, отгонял злые силы своим цветом. Другой вариант предполагал нарядно вышитую рубаху и красно-синюю юбку в клетку.

Юбка считалась символом помолвки – если девушка начинала ходить в ней, значит, ее уже просватали. Русские женщины стремились надевать на свадьбу красные вещи до 18 века, только потом постепенно начал внедряться образ белоснежного платья.

Средневековые традиции

В Европе в Средневековье не было традиции шить отдельное платье на свадьбу – в кругах простолюдинов этого не делалось. Девушка просто выбирала самое красивое из тех платьев, что у нее были, и шла в нем под венец. Платье могло быть не новым, оно могло быть просто праздничным, она могла носить его по особым случаям и до свадьбы, и после нее. Только богатые семьи примерно с 15 века начали выдавать своих дочерей в специально купленных для этого платьях.

Соответственно, средневековые платья на свадьбу могли быть любого цвета, невесты могли делать ставку на яркие или темные цвета, белый никто не выбирал. Стоит помнить, что пыль и грязь на средневековых улицах не способствовали чистоте и сохранности одежды, а шить платье только на один раз было расточительством даже для обеспеченных семей.

Современный взгляд на свадебные платья


Белоснежное платье невесты, согласно современным взглядам, говорит об ее чистоте, символизирует невинность. В прошлом такие платья носили «невесты Христовы» – девушки, уходящие в монастырь. А еще белый цвет символизирует совершенство, праздник жизни. Таким образом, белое платье – это отнюдь не древняя, но очень красивая традиция, а следовать ли ей – это каждая невеста решает сама. Многие следуют, ведь белые платья для невест сегодня предлагаются в самых разных стилях.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

История свадебного платья уходит своими корнями в древность, однако традиционный белый наряд с фатой появился сравнительно недавно – в XIX веке. Как складывалась история свадебного платья в России и почему все-таки оно белое?

История свадебного платья насчитывает несколько сотен лет. Праздничная одежда невесты то и дело менялась, следуя моде, кроме того, не всегда этот наряд был белым. Как складывалась история белого свадебного платья?

До того, как белое платье с длинной фатой стало традиционным нарядом невест в большинстве стран мира, оно прошло отнюдь не короткий путь, однако с древнейших времен это был особенный наряд для каждой девушки.

Самые первые свадебные платья не были даже платьями вообще: в древнем мире наряды для подобного торжества мастерили из травы и цветов и украшали жемчужинами или красивыми раковинами. В Древней Греции молодых невест облачали в пеплос – самую обычную женскую одежду из легкой ткани без рукавов, украшенную двумя застежками на плечах, причем чем богаче была семья невесты, тем изысканнее были эти застежки. Голову же невесты покрывали золотой тканью, которая символизировала солнечную радость, богатство и счастье.

Поскольку в Древнем Египте повседневной женской одеждой был своеобразный сарафан, плотно облегавший тело (он назывался калазирис) , то в нем и выходили замуж. Невесту же в те времена от остальных женщин отличала не одежда, а украшения, которые на ней можно было увидеть во множестве – всевозможные талисманы, амулеты, браслеты, диадемы и прочее.

В древней Руси невесты облачались либо в красный сарафан, либо одевали традиционную белую рубаху, украшенную вышивкой, с понеовой, своеобразной предшественницей юбки (выбор наряда зависел от региона) . Иногда поверх понеовы надевался еще и передник. Поскольку считалось, что именно красный цвет защищает от злых духов, то все на невесте – ленты, вышивки, отделки – были только красного цвета. Такой наряд просуществовал вплоть XVIII века: именно тогда благодаря реформам Петра I Россия стала перенимать европейскую моду. В деревнях же и небогатых семьях невест одевали традиционным образом и в XIX, и даже еще в начале XX века, хотя в общем и целом начиная с XVIII века история свадебного платья в России шагала в ногу со свадебной модой европейских стран.

Что касается западной средневековой свадебной одежды, то платья невест являлись обычной праздничной одеждой, соответствовавшей моде того времени. Традиция надевать именно новое платье на свадьбу появилась только в XV веке. В богатых семействах свадебные наряды должны были демонстрировать социальный статус невесты, поэтому они были пошиты по последней моде из эксклюзивных тканей и отделаны дорогими мехами. Цвет платья мог быть абсолютно любой, особой популярность пользовались алый, красный или пурпурный цвета, хотя свадебные платья шили и темно-зелеными, и розовыми, и коричневыми, и даже черными. Выбор цвета был связан по большей части с практическими соображениями: средневековые улицы были очень пыльными и грязными, а стирка в те времена была не дешевым удовольствием. Да и свадебные платья тогда, в отличие от современности, не являлись нарядом «одного дня», после бракосочетания невесты одевали их еще несколько раз и на другие торжественные события.

Мода на однотонные торжественные наряды появилась в конце XV века, благодаря так называемым «белым балам», которые пользовались во Франции большой популярностью.

В эпоху барокко свадебные платья начали богато украшать кружевами – эта традиция до сих пор присутствует в свадебной моде. Поскольку в то время восторг вызывала полнота, это не могло не повлиять и на свадебные платья: они становятся объемными, со множеством юбок и пышными рукавами.

В начале XVII века невесты выбирают более романтичные цвета для своих свадебных нарядов. Особой популярностью пользуются розовые и коралловые оттенки, а помимо кружев платья стали украшать еще и воротниками фрэза.

Поскольку в XVIII веке в моду вошли воротники Медичи, ни одно свадебное платье не обходилось без этого атрибута, что касается цветовой гаммы, то наибольшей популярностью стали пользоваться пастельные тона. Свадебные наряды по-прежнему богато украшаются кружевом, плюс вводится мода на золотую вышивку. Девушки-простолюдинки, руководствуясь, прежде всего, соображениями практичности, выбирают для свадебных нарядов коричневые, серые или бежевые цвета.

С эпохой рококо история свадебного платья вновь меняется: невест затягивают в невероятно узкие корсеты, а юбки таких нарядов достигают апогея своей пышности, благодаря специальной конструкции, называемой панье, которая обеспечивала широкие бока, почти параллельные полу. Помимо этого у свадебного наряда появляется флейф, причем чем выше социальный статус невесты, тем он длиннее. Что касается цвета наряда, наиболее актуальны серебряные и жемчужные оттенки.

Моду на совсем светлые, хотя еще не белые свадебные наряды принесла эпоха неоклассицизма. В это время происходят раскопки города Помпеи и европейские женщины были покарены античными скульптурами и фресками, на которых они увидели древних модниц в платьях свободного покроя. Корсеты и пышные юбки уходят в прошлое, теперь невесты, скорее, напоминают древних римлянок: высокая талия, маленькие рукавчики и драпировки из легких тканей.

Датой «рождения» традиционного белого свадебного платья принято считать 10 февраля 1940 года: именно тогда в Англии состоялась свадьба королевы Виктории с герцогом Альбертом. На церемонии бракосочетания невеста предстала в кипельно-белом платье с длиннющим шлейфом (чтобы нести его, были приглашены 12 дочерей английских лордов) . Официальная фотография королевских особ в свадебных нарядах была опубликована и пользовалась большой популярностью, а невесты, подражая королеве, стали выбирать белый цвет для своих подвенечных нарядов, что стало высшим проявлением моды, стиля и шика. Индустриальная революция, произошедшая в то время, оказалась как нельзя кстати – благодаря повсеместно открывавшимся универсальным магазинам каждая девушка получила возможность стать модной невестой в белом. Так началась история белого свадебного платья.

Время до начала I мировой войны часто называют «прекрасной эпохой» (Le Belle Epoquе) . В моде господствует стиль «модерн», невесты возвращаются к корсетам, которые создают четкий силуэт с несколько удлиненной талией, юбки же похожи на опущенный книзу цветок. Платье невесты можно сравнить с изогнутым стеблем лилии, излюбленным символом модернистов.

В военные и послевоенные 40-е годы XX века, естественно, было не до свадебных платьев, женились и вовсе без нарядов, зато в 50-е годы, когда нехватка тканей канула в лету, невест охватило кружевное безумие, хотя сами платья были воплощением самой скромности.

Представление, что невеста должна быть похожа на принцессу в белом платье, окончательно утвердилось в 1956 году, когда по телевизору транслировалась «свадьба века»: бракосочетание актрисы Грейс Келли с князем Монако Ренье III. Уникальный наряд невесты был пошит из белой шелковой тафты и старинного кружева из роз.

Индустрия свадебной моды с тех пор развивается бешеными темпами, а в разных странах ежегодно проходит так называемая «Неделя свадебной моды». Наиболее известная из них проводится в рамках Couture Fashion Weekв Нью-Йорке.

Проведите небольшой эксперимент: спросите у членов семьи, соседей, друзей, коллег, что символизируют белое свадебное платье и белая фата невесты. Уверена, что в подавляющем большинстве случаев вы услышите: «Это цвет чистоты, невинности, непорочности, целомудренности». А ведь это совсем не так!

Издревле у всех народов белый цвет символизировал Прошлое, это был цвет памяти и забвения, отрешения от мира земного. Именно поэтому у древних народов Земли, в том числе и у славян, белый цвет был (а у некоторых остаётся до сих пор) цветом траура, смерти, умирания. Это, кстати, перешло и в христианскую традицию, - ангелы и причисленные к лику святых изображаются в белых одеждах, которые демонстрируют отнюдь не их непорочность, а принадлежность к иному миру.

Так почему же невесту, согласно русской (и любой другой славянской) свадебной традиции, облачали в траурные цвета? Чтобы это понять, мы должны вспомнить, что значил род для древнего человека. Для древнего человека род (семья) означал буквально всё: вне рода человек не имел ни прав, ни обязанностей; он не воспринимался соплеменниками как личность, но только как член определенной семьи. Да и сам древний человек ощущал себя не индивидуальностью, но исключительно членом рода, постоянно ощущая его мощную поддержку. Девушка, становясь женой, покидала свой род, «выходила» из него. Она «умирала» для своего рода и «рождалась» заново в другом. Отсюда и облачение в траурные, белые, одежды.

С этими поверьями связаны традиции плача невесты и плача (голосьбы) по невесте. Ну, почему «голосили» по невесте, вы теперь и сами можете сказать. А вот почему сама невеста просто должна была горько и много плакать? Дело тут вовсе не в том, что девушка опасалась неизвестности, боялась того, как примут ее в новой семье. Дело в том, что, покидая свой род и переходя в чужой, она отказывалась от своих духов-покровителей и отдавала себя под покровительство родовых духов мужа.

Своими слезами она как бы и благодарила прежних покровителей, и извинялась перед ними за «измену», за «обиду», которую она им причиняет, отказываясь от них. Всем нам известна такая картина: невеста в ожидании прихода жениха сидит, празднично одетая, с подружками в своей комнате. Но не всегда было так. У древних славян, да и позже, во многих русских, украинских, белорусских сёлах вплоть до XIX века, невеста во время прибытия свадебного поезда сидела на печи в своей повседневной одежде и оплакивала прежнее житьё в семье. Переодевалась же она в свадебное платье только после прибытия жениха. И древний смысл этого действа – прощание с домашним очагом, родом, родовыми духами.

С «умиранием» невесты в своем роду связана и традиция покрывать голову девушки фатой. Я сейчас имею в виду не ту прозрачную накидку из кружева или фатина, к которой мы все привыкли, а непрозрачный плат (два неразрезанных платка) из плотной ткани белого или красного цвета, которым покрывали в Древней Руси невесту, делая ее лицо совершенно невидимым для окружающих. Кстати, если уж я упомянула красную фату, то надо сказать и о том, что траурным цветом в древности был не только белый, но и красный, а точнее – бело-красный. Вспомните изображения народного свадебного платья: ведь оно было не чисто белым, а с элементами красного цвета. Фата же, как я уже говорила, была либо белой, либо красной (любители индийских фильмов, вам вопрос на засыпку: какого цвета одежда современных индийских невест?).

Так почему лицо невесты закрывали непрозрачной плотной тканью? Да всё по той же причине: согласившись на брак, она «умерла» для своего рода и пока еще не «возродилась» для другого, а соприкасаться (даже взглядом) обитателям одного мира с обитателями мира иного, по поверьям древних славян, было запрещено. Почему? Потому что, как считали наши предки, любое соприкосновение нашего мира с миром мёртвых вело к неисчислимым несчастьям и даже гибели мира живых. Потому и нельзя было никому лицезреть невесту, дабы не принести несчастья ни ей, ни её родне, ни себе самим.

Со временем древний, изначальный, смысл этих свадебных традиций, как и массы других народных свадебных традиций и обрядов, несколько изменялся или вовсе утрачивался. Смысл некоторых преобразовался настолько, что они воспринимаются нами как забава или игра на свадебном торжестве. Но если кому-то очень захочется выяснить, откуда идёт в России обычай разбивать тарелку на свадьбе или громко сигналить из автомобиля при возвращении молодоженов из загса, почему невесту вносят в комнату через порог и прочее-прочее-прочее, то достаточно просто задаться вопросом. Например… почему свадебное платье невесты белое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.