Страхи родителей за детей. Мамины страхи. Страхи родителей: ошибки воспитания и особенности психологии

Невероятные факты

Фобии являются результатом как сочетания внешних событий, так и генетической предрасположенности.


Фобии человека

1. Аллиумфобия – боязнь чеснока

Аллиумфобия - это сильная боязнь чеснока, которая выражается в том, что человек избегает есть чеснок любой ценой и его бросает в дрожь при одном только виде или запахе чеснока.

Кроме людей, аллиумфобия вероятно свойственна вампирам и комарам. Так в фильме "Дракула" профессор Абрахам Ван Хельсинг использует чеснок, чтобы отогнать злых духов. А запах чеснока, выдыхаемый человеком, может отпугнуть комаров.

2. Дидаскалейнофобия – страх ходить в школу

Дидаскалейнофобия характеризуется нелюбовью к школе и свойственна примерно 5 процентам населения.

Корень страха кроется в трудностях обучения, неспособности справиться с напряжением учебного процесса или травмирующими событиями, например при травле одноклассников.

Дети и подростки, страдающие этой фобией, отказываются ходить в школу, жалуются на выдуманные болезни, избегают контактов с остальными.

3. Сокерафобия – боязнь родителей мужа или жены

Сокерофобия характеризуется постоянным опасением, тревогой и страхом при мысли о том, что вам придется общаться с кем-то из родителей мужа или жены .

Пентерафобия – это страх тещи или свекрови, и она, как правило, является результатом ложных ожиданий того, что теща или свекровь окажется такой же, как мать. От этой фобии страдает немало молодоженов.

4. Погонофобия – страх бороды

Погонофобия происходит от греческих слов " pogono", означающего "относящееся к бороде" и "phobia" – "страх".

Некоторые люди ассоциируют бороду с неухоженностью, негигиеничностью или неотесанностью у мужчин, и это отталкивает их.

Некоторые женщины также считают, что мужчина с растительностью на лице символизирует "подозрительную склонность к индивидуализму и пренебрежению".

Фобии и страхи

5. Эуфобия – страх услышать хорошие новости

Мы знаем, что все любят хорошие новости и не любят плохие, но есть люди с эуфобией, которые боятся любого рода хороших новостей .

Одной из возможных причин называют опасение, что за так называемыми хорошими новостями могут скрываться какие-то неприятные вести. Такой человек намеренно окружает себя негативными или пессимистическими представлениями. Поведенческая терапия может помочь таким людям обрести уверенность и оптимизм.

6. Гиппопотомонстросескиппедалофобия – боязнь длинных слов

Одно это слово состоит из 33 букв и произошло от корня "sesquipedalian", означающего "длинное слово". Слова "hippopotamus" и "monstrum" добавили, чтобы усилить страх.

Одними из причин этой фобии называют трудности с запоминанием или умственной обработкой многосложных слов и страх перед конкурсами на проверку словарного запаса или орфографию. В современном мире, когда многие люди перестали читать, эта фобия может частично развиться.

7. Калигинефобия или венустрапфобия – боязнь красивых женщин

Некоторые люди страдают от непрекращающегося страха, тревоги, смущения и даже депрессии в присутствии красивых женщин . Это может быть результатом травмирующего события в прошлом, связанного с красивой женщиной, низкая самооценка или комплекс неполноценности.

Фобию также связывают с телевидением и кино, где часто изображаются привлекательные женщины, что влияет на деятельность человек и отвлекает от работы.

Список фобий

8. Гексакосиойгексеконтагексафобия – боязнь числа 666

Число 666, которое считается "числом зверя ", ассоциируется с катастрофическими последствиями.

В литературе, и музыке дьявольское число 666 оставило неизгладимый след. В тяжелых случаях человек может намеренно избегать любых сочетаний чисел, напоминающих 666, например, свадьбы 6.06.2006.

Также человек может нервничать или неуютно себя чувствовать, связывая какие-то случайные события с этим числом.

9. Вестиофобия – страх ношения одежды

Вестиофобия – это неприязнь к ощущению одежды на своем теле .

Люди с этой фобией предпочитают одеваться в просторную одежду или вообще не одеваются. Некоторые связывают эту фобию со случаями укусов насекомых (пауков или ос), спрятавшихся в складках одежды.

Иногда спровоцировать вестиофобию может ношение тяжелой одежды длительное время. Могут возникать такие симптомы, как чувство сдавленности или удушения, тошнота, дрожь и паника.

10. Пнеуматифобия – страх духов

Эту фобию можно разделить на подкатегории: спектрофобия (боязнь предзнаменований), фазмофобия (страх привидений), демонофобия (боязнь демонов), богифобия (боязнь страшилищ), сатанофобия (боязнь Сатаны), стигиофобия или хадефобия (боязнь Ада), и виккафобия (боязнь ведьм).

Могут развиться такие симптомы как паранойя, панические атаки, тошнота, потоотделение, нервный срыв, чувство преследования духами. Истории о призраках, демонах, оборотнях, популяризированных в литературе и на телевидении, могут усугубить эту фобию.

Для большинства родителей, чей ребенок начал учиться в школе, неминуемо встают вопросы: “Как следует относиться к школьным отметкам?”, “Как реагировать на мнение учителя о своем ребенке?”, “Следует ли помогать ребенку в учебе дома или нет?” и т.п. Обычно ответы на эти вопросы определяются полуосознанным и полузабытым школьным опытом самих родителей. Ведь фигура учителя для многих взрослых продолжает оставаться символом контроля и источником тревожности. Будучи одновременно учителем-предметником, классным руководителем и родителем детей я имею свой взгляд на эту проблему. Но сначала остановимся на типичных страхах родителей, которые выделяют психологи:

  • страх перед тем, что его ребенок не получит хорошего образования, а значит, не займет достойного места в жизни. Причем понятие «хорошая школа» часто отождествляется ими с понятием «престижная школа». При этом под престижем многие понимают солидность вывески, высокую учебную нагрузку, большое количество дополнительных занятий и учебных дисциплин. Возможности ребенка, его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще;
  • страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами. И здесь родители либо стараются наладить личные отношения с учителем, либо начинают выступать в роли экспертов действий педагогов;
  • страх, что ребенка будут обижать в школе. В этом случае мы часто сталкиваемся с заменой воспитания у ребенка умения взаимодействовать с другими детьми воспитанием агрессивности;
  • страх перед неделикатностью школы в отношении индивидуальных особенностей детей. Он порождает скрытность родителей, затрудняет конструктивность взаимодействия.

Как родитель я тоже подвержена этим страхам, именно теперь, когда мои дети оканчивают 11 класс, моя тревожность только возрастает. Сначала не ошибиться в выборе предметов для сдачи ЕГЭ, затем получить допуски по всем предметам, написать пробное ЕГЭ, получить необходимые баллы по ЕГЭ для участия в конкурсе в ВУЗе, не ошибиться с выбором профессии.

Ко всем вышеперечисленным страхам, которые выделили психологи добавим ещё несколько – наиболее распространённые. Из своей практики могу сказать, что некоторые родители очень нервно воспринимают оценки своих детей, как, будто эти оценки поставлены им самим. Это происходит потому, что родители бессознательно относятся к оценке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Иными словами, родители, просматривая тетрадь или дневник, часто забывают, кто они сейчас на самом деле: отцы и матери своих детей или же дети некоего Суперродителя, символом которого выступает учитель.

Если мы помогаем ребенку делать уроки, то главным критерием для нас должна быть обратная связь от него типа «понял – не понял», а не то, какую отметку за совместно достигнутое с нами понимание он получит завтра в классе. Поэтому в домашней работе с ребенком не стоит пытаться копировать деятельность учителя: он делает свое дело, а мы должны делать свое. Наша задача – обеспечить ребенку атмосферу безопасного познания, вне зависимости от складывающихся у него отношений с учителем и школьной успеваемости. И, естественно, подчеркнуть, что наши чувства к нему и наше отношение к себе не зависят от оценок, которые он принесет из школы.

В работе классного руководителя мне приходилось сталкиваться с родителями, которые используют бытовые «воспитательные» формулировки типа: «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» или «У мамы из-за твоей двойки заболело сердце – так она расстроилась». К этому же типу эмоционального шантажа можно отнести и интерпретацию родителями школьной успеваемости ребенка как признака его отношения к родителям («Если бы ты нас любил, ты бы не огорчал нас двойками».) Все эти «воспитательные меры», адресованные отнюдь не к познавательной, а к эмоциональной сфере ребенка, будучи во многом обусловлены родительскими «школьными страхами», заставляют и ребенка бояться школы: ведь это пространство, где может произойти нечто, «из-за чего меня будут меньше любить, или, что еще ужаснее, подумают, что я их люблю недостаточно».

Подобного рода эмоциональный шантаж эксплуатирует уже имеющуюся у ребенка способность в отношении своеобразного обмена: менять свои действия на чьи-то чувства и своими чувствами вызывать действия окружающих .

Проявление страхов родителей перед школой
можно наблюдать на родительском собрании, когда вполне уверенные в себе взрослые люди превращаются на глазах в притаившихся и со страхом ожидающих, когда прозвучит их фамилия. Поэтому на родительском собрании я стараюсь говорить только о хороших моментах из школьной жизни ребёнка, обязательно похвалю и ребёнка за его успехи в школе, и родителей – за хорошее воспитание в семье. Если есть негативная информация, то я стараюсь не конкретизировать, а говорить только в общем, не переходя на фамилии. При необходимости поговорить с родителем, я прошу задержаться после собрания для индивидуальной беседы. Эта форма работы намного эффективнее, ибо родитель видит перед собой соучастника его проблемы, а не врага, который хочет его опозорить в присутствии всех родителей.

Иногда родительские страхи перед школой, вынесенные ими из их собственного детства, настолько велики, что находят свой выход в жестоком и агрессивном отношении к детям. Учителя, зная это, чувствуют себя скованными и в оценке таких детей, и в разговоре с их родителями. Взрослый человек, испытывая страх перед "унижением", делает ответственным за свою самооценку ребенка: "Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет. Ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания". Эта позиция носит чрезвычайно распространенный характер: "Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо".
Тогда ребенок вынужден нести бремя двойной ответственности: и за себя, и за эмоциональное состояние родителя. Часто такой груз оказывается непосильным для ребенка, и он выстраивает систему психологических защит от всего сразу: и от школы, и от родителей, и от учения.

Предупреждая страхи родителей по поводу влияния неблагополучных или криминальных компаний, хочется заметить следующее. Если в вашего ребёнка вы с раннего детства закладывали моральные принципы – представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; если вы всегда уважали и ценили его личность; если развивали его ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, то за ребенка вы можете быть спокойны. Но если тревога не покидает вас, есть уникальный, но очень сложный способ решения проблемы, на который редкие родители могут отважиться: воспитывать вашего сына не самого по себе, а вместе с его компанией. Для этого создайте ребятам благоприятные условия для общения в вашем доме. Да, у вас дома будет страшно шумно – это первый минус, вы потратите на это много времени – второй. Но зато ваш ребёнок будет у вас на глазах, а не слоняться неизвестно по каким подъездам. Следовательно, вам будет спокойней – это плюс. Еще один плюс состоит в том, что вы будете знать (а точнее, слышать) об интересах и увлечениях вашего сына, и вовремя сможете на них повлиять. Третий плюс – вы лучше узнаете друзей своего ребенка и сможете разобраться, почему именно эти дети ему интересны.

В условиях развивающегося общественно-государственного характера управления школой типичные страхи родителей, если с ними не работать, способны свести на нет все усилия школы по воспитанию детей. Вот почему так важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

Оставим за границами обсуждения пользу страхов. Она ясна: когда включается инстинкт самосохранения, страхи работают на нас, страх в момент прямой угрозы тоже имеет защитные функции.

Ток, огонь, газ, дорога, высота, глубокие водоемы - понимание опасности и обучение правилам поведения - важная часть воспитания. Главное, не дать малышу ощущение, что весь мир опасен, и лучше не высовываться из норки и никому не доверять.

Все остальные страхи, особенно, о будущем - наши фантазии, иллюзии, в плену которых мы живем.

Родительские страхи самые страшные, уж простите за тавтологию. Они самые сильные, серийные, многоплановые…. Они льются огромным потоком на детей, иногда заполняя их до верха, не оставляя места для других чувств, желаний и проектов. Стоит ли говорить, что с таким наполнением невозможна полноценная, интересная, творческая жизнь?

Чего родители боятся?

Мы хотим обеспечить детям хорошее будущее, поэтому и пугаем страшными перспективами. Мы очень хотим им счастья, поэтому рассказываем о несчастьях… Мечтаем об успехах, указывая на сотни причин, по которым это невозможно. Алогичность этой ситуации никого не смущает.

Один из знакомых мне отцов в приступе раздражения, замешанном на страхе, орал: «Его надо бить! Он опять не съел ужин, а значит, будет болеть! Надо бить!»

Продолжим список: Надо бить, чтобы был здоров, отобрать удовольствие, чтобы стал успешным, орать и обзывать во время выполнения домашнего задания, чтобы стал умным…

Мы в этом живем.

Родители хотят, чтобы «он хоть чего-то боялся». Почему? Мы знаем (по себе): когда ребенку страшно, он будет более управляем и послушным. В чем-то это правда. Он может стать удобным (а может и не стать, перейдя в оппозицию) только пугать надо по-настоящему. Чтобы малышу было больно, обидно и еще раз больно.

Вы действительно хотите, чтобы ребенок жил в этом? Вы сможете обеспечить обычному (не гипертревожному невротику) бесперебойные поставки страха, чтобы он стал управляемым и зависимым? Вы правда считаете, что это подарит ему успех и процветание?

Правда о страхе

  • Ограничивает
  • Отупляет
  • Делает зависимым
  • Отбирает креатив
  • Делает управляемым
  • Лишает жизненной силы.
  • Сковывает
  • Меняет внешний вид
  • Отбирает свет в глазах

Страх страшный. И хорошо, что у наших детей достаточно здорового пофигизма, а внутри нас много безусловной любви, чтобы противостоять его разрушительному действию.

О страхах конкретных

Школа, образование, оценки - успех и реализованность - номер 1 в списке страхов.

Недостаточная успешность в школе автоматически включает весь спектр родительских тревог. Суть которых сводится к условной фразе: «будешь мести улицы».

Нами руководят стереотипы. Мы забываем о многовариантности мира, о огромном спектре возможностей, о том, что пространство меняется: то, что было актуально в нашем детстве уже неактуально, даже то, что актуально в данный момент, завтра перестанет быть таковым…

Мы ограничиваем оценку успешности ребенка одной структурой - школой и нивелируем другие, своими руками сужая его пути реализации, перекрывая дополнительные источники воздуха для его развития. Мы ограничиваем творчество, поиск, возможность открытий в обыденном, заставляя делать много ненужного и формального... К сожалению, современная школа в этом преуспела. А мы помогаем.

Но давайте начистоту:

  • Все ли отличники успешны?
  • Все ли троечники метут дворы?
  • Все ли правильные дети реализованы?
  • Все ли взрослые, подходящие под определение «хороший ученик», знают, как жить в этом мире?
  • Все ли дети, лишенные интересных для них занятий, стали учиться хорошо?
  • Все ли школьники, которых наказывают за отметки и уроки - стали отличниками?

Статистика такова: успешными умудряются стать самые разные люди, которые смогли сохранить свободу мышления, реанимировать творческий потенциал и широту мировосприятия, сохранившие гибкость и умение жить в согласии с миром, подстраиваясь или подстраивая…

Что делать со своими страхами?

  • Спросить себя: я действительно хочу, чтобы мой ребенок слушался, учился, достигал из страха?
  • Подумать, что должно стать позитивной мотивацией и что вы можете для этого сделать. Искать для ребенка место реализации и успеха вне школы, а для себя - вне работы.
  • Разобрать по полочкам свои страхи. Понять, на чем они строятся: чужой опыт, личный опыт, общие утверждения «жизнь - боль», «нужно пахать ради куска хлеба», «будет мести дворы» и найти для них альтернативу;
  • Помнить о многовариантности мира, условности обобщений, разности опытов.
  • Сказать себе: страхи - мои фантазии, они могут не реализоваться.
  • Признавать право ребенка на другую судьбу, отличную от вашей и от опыта тех, кто вас напугал. Ваш ребенок - не вы, не ваша соседка и не продавщица в супермаркете, которая ненавидит работу и жалеет, что плохо училась. Он другой. У него другие планы, задачи и сожаления.
  • Найти тайные мотивы своих страхов: неуспешный ребенок - плохой родитель (неправда, вы - лучшие для своих детей), личный травматический опыт - недовольство учителя (даже не вашего) вызывает иррациональный страх (вспоминайте, что вы - взрослые и равные с учителем, пожалейте внутреннего ребенка), успехи детей - едва ли не основной повод доказать свою состоятельность (реализуйтесь сами).


И наконец, нужно помогать детям формировать полезные навыки и привычки только позитивным примером и хорошей мотивацией.

Примеры такой мотивации.

«Если научишься не опаздывать, сможешь с утра обсудить с одноклассниками игру, поговорить с учительницей на важную тему, проявить к ней уважение (для подростков это уже мотивация) и заслужить ее уважение… В будущем этот навык поможет не пропускать интересные встречи и не опаздывать на крутые события».

«Давай напишем распорядок дня на смартфоне: когда ты приступишь к урокам, сколько времени оставишь на игры, фильмы и семейный ужин». Важно, чтобы малыш получал удовольствия с разных источников. Инсайды во время домашки - тоже радость.

«Давай почитаем об известных людях, о тех, кто научился жить и достигать несмотря на личные недостатки и неидеальность, и подумаем, что можно применить для нас самих».

«Познакомлю тебя с очень крутым математиком, он так здорово объясняет!»

И еще: всегда замечайте успехи, не обесценивайте достижения, цените творческие решения, необычные выводы, углубленное понимание.

Выслушивайте ошибочные утверждения без осуждения, помогая прийти к правильным выводам.

И да, помните: мы всегда немного плохие родители (неидельность стоит признавать, это полезно). Но ведь мы учимся. Дети тоже учатся, несмотря на наши ошибки. Поэтому унас все получится.

Как только малыш появляется на свет, жизнь родителей превращается в череду постоянных переживаний за него. Каждый этап взросления ребенка сопровождается радостью, гордостью, счастьем и … тревожностью родителей за него. Сначала мамы и папы беспокоятся о количестве съеденных граммов и приросте веса, своевременном появлении зубов и первых неуверенных шагах крохи. Потом расстраиваются за первые неумелые попытки отстаивания себя в детском саду или в песочнице. Чуть позже приходит время родительских волнений по поводу поступления в школу, овладения учебными навыками и умением общаться с одноклассниками. Кажется, что еще немного, и жизнь мам и пап станет чуть спокойнее. Ведь ребенок становится взрослее, и он может позаботиться о себе сам.

Но, как только ребенок входит в подростковый возраст, родительские переживания превращаются в огромные, лишающие сна и покоя, страхи. Мамы и папы с грустью вспоминают то время, когда их малыш доверчиво прятал свою ладошку в их ладони, когда в сотый раз просматривая знакомый мультфильм, смеялся над приключениями главного героя. Они тоскуют по совместным семейным праздникам и по тому времени, когда ребенок нуждался в их заботе и постоянном внимании. Но самое главное, они начинают реально бояться за его жизнь.

«Мне страшно отпускать ребенка во взрослую жизнь!» , - говорит мама подростка. И, пытаясь справиться со своими страхами, начинает излишне контролировать, принимать только собственные решения, ставить запреты.

Все эти попытки подольше удержать подростка в роли «ребенка» вызывают, обычно, мощный протест и сопротивление с его стороны. Родители начинают больше бояться реакций подростка и увеличивают давление и контроль. Получается замкнутый круг, разорвать который сложно как взрослым (срабатывают стереотипы и привычки), так и детям (они бы и хотели изменить отношения с родителями, но не знают каким образом это сделать).

Самыми сложными и трагичными вариантами подросткового «спасения» из надоевших, «изживших» себя детско-родительских отношений считаются подростковый суицид, ранние сексуальные отношения и употребление ПАВ (психоактивные вещества). И именно этого боятся абсолютно все родители, дети которых переживают непростое подростковое время. Боятся потому, что не знают как себя вести и как реагировать на какие-то пугающие их проявления ребенка, его повышенную раздражительность и агрессивность, или, наоборот, апатию и безразличие, вранье и протесты, молчание и скрытность. Сегодня мы поговорим о возможных мотивах, заставляющих подростков задумываться о самоубийстве, и о причинах появления в их жизни ранних сексуальных отношений и употребления ПАВ.

Сразу хочется успокоить тех родителей, для которых хорошие доверительные взаимоотношения с ребенком всегда были важнее постоянной критики и недовольства. Ведь известно, что подростки, у которых есть рядом человек, способный спокойно выслушать и понять, редко попадают в описываемые нами ситуации. Психологи едины во мнении, что все причины подросткового суицида или склонности к ранним сексуальным отношениям лежат в отсутствии родительского тепла, поддержки и внимания. Абсолютно любой ребенок рано или поздно сталкивается с жизненными трудностями, которые ему приходится преодолевать. Это могут быть: безответная любовь или отвержение одноклассников, одиночество или предательство лучшего друга, отсутствие успехов в учебе или других увлечениях, проблемы с внешностью или физический недуг. Если в подобных жизненных моментах у подростка есть поддержка родителей, он всегда найдет для себя возможность опереться на их опыт, принять оказанную помощь. Если же в сложной ситуации ребенок окажется в одиночестве, либо встретится с непониманием, унижением, оскорблением и давлением со стороны родителей, то его дальнейшее развитие точно будет дорогой в темноту, а не к свету.

Согласно данным статистики, в нашей стране самое большое количество попыток покончить жизнь самоубийством приходится на подростковый возраст (от 13 до 16 лет). Это случаи, когда дети просто не видят другого выхода, кроме собственной смерти, из создавшейся сложной ситуации. И абсолютно точно, любого ребенка можно спасти, если вовремя обратить на него внимание и помочь преодолеть возникшие трудности. Родителям, прежде всего, стоит знать, что ни один ребенок, решившийся на столь отчаянный шаг, не хочет умереть по-настоящему. Это, скорее, его крик о помощи, сигнал о том, что мучающая его проблема кажется ему не решаемой и безвыходной.

Существует, по крайней мере, три самых серьезных мотива, которые толкают детей на попытки суицида и ранний необдуманный опасный секс.

Первый мотив: отношения с родителями. Отсутствие внимания со стороны родителей, невозможность договориться, обращение с ребенком только с помощью требований, запретов и наказаний, абсолютное отсутствие понимания со стороны близких взрослых провоцируют на желание отомстить, сделать «родителям плохо». «Вот умру, и они еще пожалеют, что так со мной обращались», - размышляет уставший от ссор подросток. Ребенок с заниженной самооценкой может принять страшное решение, дабы «освободить родителей от такого ничтожества». Многие подростки на самом деле наивно считают, что, уйдя из жизни, помогут родителям ощутить желанную свободу и дальнейшую счастливую жизнь. Также есть внешне благополучные семьи, в которых дети ощущают отвержение и родительское безразличие. В таких семьях нет семейных традиций и общего времяпрепровождения, там есть всегда занятые собой мама и папа. И есть абсолютно ненужные никому подростки, часто задающиеся вопросом собственной значимости в этом мире.

Вторая крайность отсутствия теплых близких отношений между родителями и детьми, заставляет последних искать замену этим отношениям за пределами семьи. Если в семье требовательный и жесткий отец, который постоянно подвергает издевкам и унижениям подросшую девочку, ей ничего не останется, как поискать любви и внимания у другого мужчины. И девочке не важны ни его возраст, ни её роль в его жизни. Ей хочется только ощутить собственную нужность хоть кому-нибудь. Не находя душевного спокойствия и принятия, девочка будет постоянно менять партнеров и ждать от каждого из них тех слов любви, которые должен говорить каждый отец своей дочери.

Второй мотив: одиночество. Чувство одиночества, испытываемое подростком, довольно часто приводит его к мыслям о самоубийстве или принятию решения о внезапно предложенном сексе. Основной потребностью подросткового возраста является общение. Если подросток одинок, потребность в общении блокируется, то уровень тревожности вырастает в несколько раз. Справиться с собственным напряжением и депрессивным состоянием ребенок не в силах. Именно поэтому любое внимание (пусть даже лишь внимание к телу), проявленное в кризисный момент, ребенок воспримет как помощь. Даже сексуальное насилие может быть объяснено как «минуты нужности кому-то». Если же никакого внимания ребенок так не получает, его одиночество достигает критической отметки, и он совершает уже непоправимый поступок.

Третий мотив: любовные отношения. По причине неразделенной любви подростки совершают не только суицидальные попытки, но и бросаются в «омут» опасных интимных связей с малознакомыми людьми. Желая отомстить оставившему их или не ответившему на чувства человеку, юноши и девушки перестают заботиться о сохранности своего физического здоровья, бесконечными сексуальными контактами заслоняя тяжелые эмоциональные переживания и нанесенную обиду.

Родителям подростков всегда следует помнить, что многие из них совершают столь необдуманные поступки, на самом деле не желая умирать или наносить себе физический вред. Их целью является решение накопившихся проблем или избавление от сильной душевной боли. Если подросток чувствует безнадежность ситуации, он начинает верить, что ему никто уже не сможет помочь. Сложность проблемы, заставляющей его страдать, увеличивается с каждым днем. Именно поэтому, какими бы сложными не были отношения родителей и ребенка, ребенок должен ЗНАТЬ, что родители придут ему на помощь, если помощь ему понадобится. Каждый подросток должен быть уверен в том, что мама и папа помогут ему справиться с любой ситуацией, даже если вчера они, к примеру, все сильно поссорились и родители наказали его за какой-то проступок. Также родители всегда должны быть в курсе того, есть ли у их ребенка хотя бы один друг, который выслушает его и разделит с ним его переживания. Если же подросток тяжело сходится со сверстниками, задача родителей записывать его во всевозможные подростковые клубы, программы для общения и инициировать любую дружбу, даже если избранник ребенка им не очень нравится.

Любой человек испытывает страх. И неважно – какого он возраста и социального положения. Одни пытаются избежать своего страха, другие же вступают с ним в борьбу. Мужчины и женщины, старики и дети – все чего-то боятся. Но один из самых сильных – это страх молодых родителей за своего ребенка.

Кто больше боится за детей – мужчина или женщина? Этому страху больше подвержены женщины и причин тому несколько.

  1. Природная неуверенность в себе.
  1. Инстинкт сохранения жизни ребенку.
  1. Боязнь окружающего мира.

Мужчина боится не сколько за ребенка, сколько за свою способность его обеспечить. Страхи мужчин более конкретные, а страхи женщин более абстрактные.

Страх и тревожности – различия

При страхе человек боится чего-то конкретного. Он переживает за то или иное обстоятельство, которое непременно должно случиться или уже случилось. Во время страха включается режим сохранения жизни – учащается пульс, появляется усиленное сердцебиение, начинается боль в животе, повышается потливость. Страхи родителей – это опасения за жизнь своего ребенка, а также попытка устранить раздражающий фактор, который может навредить и привести либо к смерти, либо к изменению жизненного устоя, а также моральных ценностей личности, за которую боятся.

Довольно сильный вред наносят родители, когда свои страхи неосознанно передают ребенку. Каким образом мы их передаем? Во-первых, мы часто говорим о своих опасениях при ребенке. Во-вторых, мы внушаем страхи, пытаясь его оградить – собаки кусаются, может ударить током, на улице по темноте ходят бандиты и этот мультик плохо влияет.

Ребенок начинает воспринимать мир с опасением, боится сделать шаг без разрешения родителей и все поступки координирует с ними. В будущем он вырастает со множеством фобий и комплексов, которые мешают строить личную и профессиональную жизнь.

Тревога проявляется в чувстве опасения неясного характера. Человек боится, а сам не знает чего. Внутри он волнуется, переживает и думает, что что-то смутно представляемое может случиться в будущем. Тревога выражается в виде беспокойства, а страх в виде переживания из-за чего-то определенного. Тревогу часто испытывает человек, который склонен к тревожности и имеет такую черту характера как паникерство.

Страхи молодых родителей бывают разные — виды родительских страхов

Ситуативный тип страха . Возникает во время какой-то ситуации – на экзамене, при нападении животного, грабителя, во время паники. Человек может «заразиться» ситуативным страхом при общении с людьми, которые его испытывают и высказывают вслух. Это называется реальным страхом.

Личностный тип страха . Страх как черта характера. Человек, испытывающий этот тип страха, отличается подозрительностью, мнительностью, недоверием, тревожностью. Сюда можно отнести многие необоснованные страхи родителей — воображаемый страх определенной ситуации («Я боюсь, что ребенок сейчас ударится» ).

Иногда эти два типа страха возникают одновременно. Например, человека покусала собака и теперь при встрече он ее боится. Страхи могут иметь разные уровни – от обычного до патологического. Обычный (нормальный) и защитный страх заканчивается быстро или проходит с возрастом. Он не меняет личность человека и не дает сломаться внутреннему стержню. Патологический страх не поддается контролю, он возникает и исчезает, мешает жить и работать.

Проявление страха в жизни

Яркое проявление страха – ужас, шок, крик, оцепенение. Менее яркое – напряженность, нервозность, плач (также внутренний плач). В любом случае человека выражает более или менее выраженное чувство беспокойства и переживания. Есть три ступени проявления страха родителей.

  1. Беспокойство. Оно проявляется в виде неслаженных движений, повышенного интереса к личности, нетерпимости и невозможности ждать. Родителям хочется все знать о ребенке и контролировать каждый его шаг. Таким образом, они стараются избавиться от страха. Но он затягивает их еще сильнее. Человек становится суетливым, неестественно активным и болтливым.
  1. Хроническое беспокойство. Человек становится пессимистом – погружен в себя, мало говорит, редко улыбается, много думает и всегда чем-то озадачен. Он не может находиться здесь и сейчас – его мозг суетлив и беспокоен. Он чувствует зажимы в теле, головную боль, плохо спит.
  1. Хронический страх. Человек настолько перепуган внутри себя и занят своими мрачными мыслями, что не может работать и концентрироваться. Во время общения он возвращается к предмету страха и не может фокусироваться на других темах. Он просыпается со страхом и засыпает с ним.
  1. Патологический страх. Возникает вследствие длительного хронического. Человек становится социопатом, почти не общается и старается реже выходить из дома.

Истоки страха (факторы)

Все наши страхи происходят из детства, но также они могут быть приобретенными. Откуда возникают страх родителей за своих детей, а также другие опасения. К ним приводят определенные факторы.

  1. Ваши родители (или люди, с которыми вы жили) чего-то постоянно боялись – потери работы, денег, краж, обмана, перемен.
  1. Вы общаетесь с людьми, которые испытывают страх и рассказывают его вам.
  1. У вас не было хорошего примера в виде отца (для мужчин) или матери (для женщин).
  1. Родители вас постоянно в чем-то ограничивали или создавали в доме напряженную атмосферу.
  1. Ваши родители угрожали друг другу или кому-то.
  1. В семье была несогласованность. Один позволяет, а другой запрещает.
  1. В детстве вы были свидетелем частых конфликтов.
  1. В детстве вы чего-то сильно испугались (отсюда гиперчувствительность и тревожность).
  1. За вас всегда боялись.

Как выявить страх и что делать с тревожностью

Чтобы понять, чего вы боитесь и выявить все страхи, родителям необходимо научиться задавать себе вопросы и честно на них отвечать. Сначала поймите, что ваша жизнь не имеет ничего общего с жизнью ребенка. Если остались какие-то воспоминания из прошлого, это еще не означает, что такое же случится у малыша. Помните, что все родители испытывают страх. Разберем основные из них.

  1. В школе ребенок станет «как все» . У родителей возникает страх, что школьные учителя привьют детям отвращение к предмету и подавят его творческое начало. В тот момент, когда мир постепенно открывает дорогу креативщикам, вы переживаете, что одинаковая форма и манера поведения на уроке погубит индивидуальность вашего ребенка.

А так ли это? Мы понимаем ваш страх перед школьным однообразием. Но аттестат по-прежнему является обязаловкой. Однако вы можете облегчить ребенку школьные годы. Если вы обеспеченный человек — выберите школу по отзывам. Особое внимание уделите креативному подходу преподавателей в том учебном заведении. Если нет возможности хорошо пристроить ребенка, то постарайтесь выжать максимум из обыкновенной школы. Научите дома креативно подходить к выполнению домашних заданий и хвалите за оригинальность, если этого не делают учителя.

  1. Ребенок будет учить в школе ненужные предметы . Вы переживаете, что ребенку придется учить православие или тот язык, которые (как вы считаете) ему не нужен.

А так ли это? Попробуйте поговорить с директором школы и освободить ребенка от этих уроков по религиозным соображениям. Выскажите как родитель свои страхи и недовольство. Если это не получается и сменить школу не удается, научите ребенка воспринимать критично этот предмет и относиться к нему просто как к должному.

  1. Учителя будут халатно относиться к обучению ребенка . К этому также можно отнести страх родителей перед детским садом, когда они переживают, что воспитатель может плохо влиять на ребенка. Возможно, у вас разное мировоззрение с педагогом.

А так ли это? Постарайтесь понять, действительно ли все так плохо? Возможно, педагог знает больше вас и его знания действительно пойдут на благо ребенку. Но если вы видите, что преподаватель или воспитатель чего-то недодает, вы можете нанять репетитора или в определенные дни водить кроху в частный детский сад, школу творчества или на дошкольную подготовку.

  1. В школе или детском саду придется сдавать постоянно деньги . В классах и группах постоянно проводятся сборы средств, то на одно, то на другое. Это и ремонт класса, и отопление, и школьные обеды, и игрушки для детского сада. Естественно, что родители испытывают страх перед финансовыми сборами.
  1. Ребенок не захочет сидеть над домашней работой . Одним из частых страхов родителей перед школой является переживание, что малыш не справится с возложенной на него нагрузкой. В садике требуют выполнения поделок, придумывание сказок и рисование различных рисунков. В школе еще больше – от домашних заданий до выступлений на празднике.

А так ли это? Стоит ли действительно всего этого бояться? Выполнение творческих задач и совместных домашних заданий поможет вам многое вспомнить и даже применить это в жизни, да и с ребенком наладить контакт. Заставить выступать на праздниках вас и вашего ребенка не сможет никто. Поэтому можете этого не опасаться.

  1. Ребенок в школе испортится и психички, и физически . Чего чаще всего боятся молодые родители? Того, что их чадо может кто-либо обидеть. Также вы переживаете за качество еды в школьной столовой или садике.

А так ли это? Пытаться оградить ребенка от внешнего мира не стоит. Чем быстрее он попадет в социум, тем лучше. Образовательная школа – это настоящая школа жизни и тут понятен страх родителей за своих детей. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, самостоятельно пытается решить первые жизненные проблемы. И ваша задача – не ограждать, а помочь советом. Если боитесь за желудок ребенка, который испортится от школьных котлет – давайте еду с собой.

  1. Ребенок познакомится с плохими детьми . Такие страхи родителей вполне естественны перед поступлением ребенка в школу. Вы не знаете, будет ли ваш ребенок лидером или же станет одним из худших.

А так ли это? Вы не сможете предугадать, в какую компанию попадет ваш ребенок. Но важно помнить, что ничто не сможет ему испортить жизнь, если у него отличные взаимоотношения с понимающими родителями.

  1. Вы боитесь оставить его дома одного . Это то, чего чаще всего боятся молодые родители, когда ребенок начинает взрослеть. Обязательно в жизни произойдет ситуация, когда некому будет посидеть с ребенком и вам придется оставить его на хозяйстве. Но не всегда такой страх обоснован.

А так ли это? Если вы сильно переживаете, то оставьте несколько номеров телефона – свой, родственников, друзей, полиции. Проведите инструктаж и самое главное – скажите точное время, когда вернетесь. При этом будьте постоянно на связи.

  1. Вы боитесь его самостоятельности . Вам кажется, что малыш так или иначе причинит себе вред из-за неловкости или неосторожности. Любая попытка действовать самостоятельно воспринимается вами в штыки.

А так ли это? Чего чаще всего боятся молодые родители? Пожалуй, это один из самых сильных страхов. Но все дети вырастают и ваш тоже. Будьте готовы к тому, что самостоятельность с каждым годом станет проявляться все больше и больше. Это естественный процесс, поэтому просто наблюдайте за ним и старайтесь не ограждать от всего.

Как ваш страх отражается на ребенке

Не нужно делать своего ребенка центром вселенной, иначе такой страх родителей за детей приведет к негативным последствиям в будущем. Ваш ребенок станет эгоистично относиться не только к вам, но и к окружающим. Постоянная забота и сюсюканье подавляют волю и вырабатывают слабый характер. Помните, что трудности закалят вашего ребенка и научат его преодолевать жизненные препятствия.

Если подавлять детскую самостоятельность, вырастет полностью безвольный ребенок, который не сумеет о себе позаботиться и побоится окружающего мира. Такие дети имеют в будущем большие трудности и им тяжело приспособиться к изменению обстоятельств.

Методы преодоления страхов

  1. Научитесь выражать свой страх в рисовании. Пытайтесь больше заниматься творческой деятельностью, когда вас посещают мрачные мысли. Помните, что творческой может быть даже обычная готовка.
  1. Не ставьте ребенка без конца на первое место. Помните, что в некоторых моментах он действительно может позаботиться о себе сам.
  1. Выпишите на листочек все свои страхи и напишите рядом, что может произойти, если они сбудутся. Далее проанализируйте – действительно ли это страшно, или может стать для ребенка новым опытом.
  1. Не придумывайте страхов там, где их нет. Старайтесь смотреть на мир более реально.
  1. Постарайтесь работать со своей мнительностью – откажитесь от драматических фильмов, передач, историй.
  1. Помните, что вы не способны контролировать жизнь ребенка на все 100%, поэтому в некоторых моментах постарайтесь расслабиться и довериться течению жизни.

Родители испытывают много страхов: перед детским садом, школой, на детской площадке, а также при внедрении малыша в новый коллектив. Если вам очень тревожно и советы не помогают, пообщайтесь с психологом или закажите консультацию онлайн. Иногда профессиональный ответ является лучшим лекарством.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.