Саша Черный. Биография - все самое интересное. Саша Чёрный

Саша Чёрный, Александр Михайлович Гликберг (1880-1932) – русский поэт и прозаик, его творчество относится к Серебряному веку, особенно прославился своими лирико-сатирическими фельетонами в стихотворной форме.

Раннее детство

Саша появился на свет в городе Одессе 1 октября 1880 года. Родители имели еврейское происхождение, отец работал провизором и агентом химической лаборатории. Позже семья перебралась в город Белая Церковь, где и прошло детство будущего поэта.

В семье было пятеро детей, двоим из них родители дали одинаковое имя – Саша. И так повелось у Гликбергов, что светлого ребёнка (блондина) звали Саша Белый, а тёмного (брюнета) Саша Чёрный. Таким образом, из детского семейного прозвища и появился будущий псевдоним поэта.

Саша Чёрный заметно отличался от своих сестёр и братьев. У него была буйная фантазия, он постоянно что-то мастерил, выдумывал, проводил опыты. То смешивал серу, зубной порошок и вазелин, чтобы получить непромокаемый порох, то пытался из сока шелковичного дерева изготовить чернила. В общем, квартира Гликбергов иногда напоминала химический завод. За такие опыты Саше нередко приходилось получать от отца, который отличался строгостью и крутым нравом.

Гликберги были зажиточными людьми, но малокультурными. Нельзя сказать, чтобы у Саши было счастливое детство, мальчик рос замкнутым и нелюдимым.

Обучение

В те времена ребёнку из еврейской семьи получить достойное образование было практически невозможно. Поэтому сначала Саша обучался на дому.

Для того чтобы мальчик мог поступить в белоцерковскую гимназию, родителям пришлось крестить его в русской православной церкви. Ребёнок начал обучение в гимназии уже в 10-летнем возрасте, учеба давалась ему нелегко, за плохую успеваемость парня несколько раз отчисляли. К постоянным домашним наказаниям добавился новый страх гимназистского ига.

В 15-летнем возрасте он не выдержал и сбежал из дома, бросив обучение. Кстати, ранее на такой же шаг решился и старший ребёнок семьи Гликбергов, а Саша Чёрный последовал его примеру.

Сначала мальчишку приютила у себя родная тётка по отцу. Она привезла Сашу в Петербург, где он поступил в гимназию, чтобы продолжить обучение. Но вскоре юноша был отчислен оттуда, не сдав экзамен по алгебре.

Положение Саши было катастрофическое: денег на жизнь не было совсем, он писал отцу и матери, просил помочь, но родители не отвечали на письма сына-беглеца. Парень стал нищим и занялся попрошайничеством.

В 1898 году в одной из крупнейших петербургских газет «Сын отечества» начинал работу молодой журналист Александр Яблонский. Он узнал о несчастном юноше, которого бросила семья, и написал репортаж о горестной судьбе подростка.

Житомир и крёстный папа К. Роше

Статью прочитал один весьма состоятельный господин из Житомира Константин Роше, много времени и средств уделявший благотворительности. Он забрал юношу к себе, предоставив ему кров и дав образование. Житомир стал по-настоящему второй родиной для Саши, а Константина Константиновича Роше он всегда считал своим крёстным отцом.

Роше обожал поэзию, свою любовь к стихам он прививал и Саше, а вскоре обнаружил, что парень и сам имеет неплохой поэтический дар.

Константин Константинович помог Саше устроиться на работу мелким чиновником в Службе сборов. Одновременно с работой молодой человек начал писать стихи.

В 1900 году его призвали на военную службу. В Житомире базировался пехотный полк, в котором Саша и прослужил 2 года в качестве вольноопределяющегося.

После службы он поехал в небольшой городок Новоселицы, где устроился работать таможенником на границе с Австро-Венгрией.

Но вскоре он вернулся в Житомир, где начал сотрудничать с газетой «Волынский вестник». В 1904 году было напечатано его первое стихотворное произведение «Дневник резонёра», начинающий поэт подписался «Сам по себе». Местную житомирскую интеллигенцию заинтересовало произведение, и вскоре Саша получил кличку «поэт».

Петербург

К сожалению, газета «Волынский вестник», в которой Саша стал регулярно печатать свои стихи, закрылась. Но молодого человека уже очень сильно увлекла литературная деятельность, и он принял решение переехать в Санкт-Петербург. Здесь он сначала жил у родственников Роше, они же помогли ему устроиться работать в железнодорожную налоговую службу.

Он служил небольшим чиновником, а его непосредственной начальницей была женщина – Мария Ивановна Васильева. Саша и Маша очень отличались друг от друга – и по положению, и по образованию, к тому же женщина была намного его старше. Несмотря на такие различия, они сблизились и в 1905 году поженились. Это дало молодому поэту шанс оставить работу в железнодорожной конторе и полностью заняться литературой.


Сотрудничать он стал с сатирическим журналом «Зритель». В выпуске под номером 23 было напечатано стихотворение «Чепуха», и впервые под произведением стояла подпись – Саша Чёрный. Это был ноябрь 1905 года. Стихотворение имело успех, и Сашу сразу же стали приглашать во многие сатирические издания.

Его начали печатать несколько журналов и газет:

  • «Журнальчик»;
  • «Леший»;
  • «Альманах»;
  • «Маски».

Популярность Саши Чёрного среди читателей росла. Однако этот факт омрачился тем, что после его сатирических стихов закрыли журнал «Зритель», а сборник поэзии «Разные мотивы» вообще запретили цензурой из-за политической сатиры.

Всё это привело к тому, что в 1906 году Саша Чёрный уехал в Германию, там он был слушателем лекций в Гейдельбергском университете.

Расцвет творчества

В 1908 году Саша вернулся в Санкт-Петербург, где как раз только открылся новый журнал «Сатирикон» и он, наряду с другими известными поэтами, стал его постоянным автором. Более того, с 1908 по 1911 год он занимал позицию бесспорного поэтического лидера «Сатирикона», благодаря журналу Саша имел всероссийскую славу. Корней Чуковский говорил о нём:


Его стихи действительно были в то время у всех на устах. Читатели любили их за искромётный юмор, особенную желчь и горечь, хлёсткую сатиру, простодушие и в тоже время дерзость, остроумные замечания и наивную детскость. Газеты и журналы просто боролись за право печатать поэзию Саши, он, как и раньше, сотрудничал со многими издательствами:

  • «Русская молва» и «Современный мир»;
  • «Киевская мысль» и «Солнце России»;
  • «Современник» и «Аргус»;
  • «Одесские новости».

Один за другим выходили в свет сборники его поэзии: «Невольная дань», «Всем нищим духом», «Сатиры».

Но в 1911 году без причин и объяснений Саша Чёрный ушёл из «Сатирикона». Возможно, сказалось внутреннее состояние души, молодой поэт почувствовал, что исчерпал себя в этом направлении. В том же году он дебютировал в литературе детской:

  • стихотворение «Костёр»;
  • вслед за ним в 1912 году вышло первое его прозаическое произведение – рассказ для детей «Красный камушек»;
  • в 1914 году знаменитая «Живая азбука» в стихах;
  • в 1915 году сборник детских стихотворений «Тук-тук».

Со временем произведения для детей заняли основное место в творчестве Саши Чёрного.


Революция и война

В 1914 году, когда была объявлена война с Германией, Сашу призвали на фронт. Ужасы войны оказались для поэта тяжёлым испытанием, он впал в жуткую депрессию, его поместили в госпиталь. А потом он продолжил свою службу в медицинских частях: был смотрителем госпиталя в Гатчине, затем отправился на фронт с Варшавским сводным полевым госпиталем № 2, помогал смотрителю в полевом запасном госпитале Пскова.

В конце августа 1918 года, когда Красная Армия вступила в город Псков, Саша покинул его вместе с другими беженцами. Революцию он не принял. Поэт делал попытки примириться с новой властью, но ничего не получилось, несмотря на то, что большевики предложили ему возглавить газету в Вильно. Чёрный выехал из России в 1920 году.

Эмиграция

Сначала он с супругой переехал в Прибалтику, в город Ковно. Затем перебрались в Берлин. Здесь он продолжал заниматься литературной деятельностью. Поэт сотрудничал с издательствами «Сполохи», «Руль», «Воля России», «Сегодня». В журнале «Грани» Саше довелось поработать редактором.

В 1923 году вышла в свет книга с его стихами «Жажда», изданная на собственные средства. Все произведения были пропитаны тоской по родине, в их строках проглядывалось горестное положение поэта «под чужим солнцем».


В 1924 году Чёрный переехал во Францию. Здесь он приложил все усилия, чтобы сделать популярной русскую литературу за границей. Сотрудничал сразу с несколькими парижскими журналами и газетами:

  • «Последние новости»;
  • «Перезвоны»;
  • «Сатирикон»;
  • «Иллюстрированная Россия»;
  • «Возрождение».

Он являлся организатором литературных вечеров, ездил по всей Франции и Бельгии с чтением своих стихов для русскоязычных слушателей, каждый год принимал участие в «днях русской культуры». Саша Чёрный выпустил детский альманах «Русская земля», в котором рассказывалось о русском народе, его истории и творчестве.

В годы эмиграции Чёрный особенно много работал над прозой. Им было создано множество замечательных произведений для детей:


Смерть

В 1929 году в южной части Франции, в небольшом местечке Ла Фавьер, Саша купил надел земли и выстроил дом. Это место стало поистине культурным русским центром за границей. Здесь собиралось много музыкантов, художников, русских писателей, часто приезжавших и подолгу гостивших у Чёрного.

5 июля 1932 года рядом с домом Саши случился пожар, загорелась соседняя ферма. Он, ни на секунду не задумываясь о последствиях для своего здоровья, побежал на помощь соседям, участвовал в тушении пожара. Придя домой, прилёг отдохнуть, но больше с постели не поднялся, умер от сердечного приступа.

Его похоронили на французском кладбище Лаванду. Самый близкий и дорогой человек для Саши Чёрного – супруга Мария Ивановна – скончалась в 1961 году. С этого времени за их могилами некому было присматривать и оплачивать, супруги не имели детей. Поэтому настоящее точное место захоронения поэта было утеряно. В 1978 году на кладбище Лаванду установили мемориальную табличку, на которой написано, что на этом кладбище покоится поэт Саша Чёрный.

Осталась лишь память и его бессмертная поэзия. На стихи Саши Чёрного были написаны песни и исполнены такими популярными российскими певцами, как группа «Сплин», Жанна Агузарова, Аркадий Северный, Максим Покровский, Александр Новиков.

13 октября 1880 года родился Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг) – легендарный русский поэт, ярчайший представитель Серебряного века, писавший потрясающие лирико-сатирические стихи.

Саша родился в Одессе, в еврейской семье провизора и агента крупной фармацевтической торговой фирмы. «Черный» звали Сашу домашние — он был жгучим брюнетом, чтобы различать его с другим братом-Сашей, блондином.

После того как Сашу определили в гимназию, из дома он сбежал. Попрошайничал, нищенствовал и скитался по соседним областям. Пока не взял мальчика к себе житомирский чиновник К. К. Роше, отличавшийся большой добротой души. Он, влюбленный в поэзию, оказал на Черного большое влияние, открыв в беспризорнике несомненные литературные способности.

Первые же сатирические стихи, опубликованные в 1905 году, по переезде Черного в Петербург, принесли поэту широкую известность. Ироничный ум Саши тонко подмечал и, облекая в причудливые, виртуозные словоформы, выливал на бумагу многочисленные зарисовки из столичной суматошной жизни. Его с удовольствием печатали в самых лучших изданиях: «Альманах», «Журнал», «Маски». По свидетельству Чуковского «получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нём стихи Саши Чёрного». А стихотворение «Чепуха» (разошлось в списках по всей стране), напечатанное в ноябре 1905 года в журнале «Зритель», привело к его закрытию.

Некоторые Сашины сборники, были в разное время запрещены цензурой. Черный не принял революцию, хотя большевики предлагали ему возглавить газету в Вильно, и уехал сначала в Прибалтику, затем в Италию. Но, в итоге, обосновался на юге Франции, купив в местечке Ла Фавьер небольшой земельный участок, и выстроив симпатичный дом.

Саша всегда пытался принимать участие в происходящих вокруг него событиях, – какими бы страшными и трагичными они ни были. Но душевных сил стойко переносить несчастья, случавшиеся с людьми у него не было (наверное, в силу тонкой душевной организации). Во время Первой мировой войны он посчитал своим долгом защитить Родину: «маленький, тщедушный, самый невоенный из всех сатириков…ушел на фронт» (Ф.Кривин). Но ужасов войны вынести не смог, впал в тяжелейшую депрессию и чуть не умер от расстройства, пришлось ему долго лечиться в госпитале. Через 15 лет — в 1929 году, он все-таки умер, побежав на помощь соседям тушить грандиозный пожар. Саша помогал самоотверженно, рискуя жизнью. Но, придя домой, лег и больше уже не встал – не выдержало сердце.

Саша Черный – автор многочисленных бесподобных сборников стихов («Дневник резонера», «Разные мотивы», «Сатиры», «Сатиры и лирика», «Жажда», «Детский остров»), неподражаемых книг прозы «Солдатские сказки», «Дневник Фокса Микки». Абсолютно прав А. Куприн, сказав про творения Саши Черного: «читая его произведения, очаровываешься прелестью красок и теплотою содержания».

Давайте в день рождения замечательного поэта вспомним его лучшие иронические стихотворения.

О любви

На перевернутый ящик

Села худая, как спица,

Дылда-девица,

Рядом — плечистый приказчик.

Говорят, говорят...

В глазах — пламень и яд, —

Она в него зонтик воткнет,

А он ее схватит за тощую ногу

И, придя окончательно в раж,

Забросит ее на гараж —

Через дорогу...

Слава богу!

Все злые слова откипели, —

Заструились тихие трели...

Он ее взял,

Как хрупкий бокал,

Деловито за шею,

Она повернула к злодею

Свой щучий овал:

Три минуты ее он лобзал

Так, что камни под ящиком томно хрустели.

Потом они яблоко ели:

Он куснет, а после она, —

Потому что весна.

О скуке

НАСТРОЕНИЕ

Ли-ли! В ушах поют весь день

Восторженные скрипки.

Веселый бес больную лень

Укачивает в зыбке.

Подняв уютный воротник

И буйный сдерживая крик,

По улицам шатаюсь

И дерзко ухмыляюсь.

Ли-ли! Мне скучно взрослым быть

Всю жизнь — до самой смерти.

И что-то нудное пилить

В общественном концерте.

Удрал куда-то дирижер,

Оркестр несет нестройный вздор —

Я ноты взял под мышку

И покидаю вышку...

Ли-ли! Пусть жизнь черна, как кокс,

Но смерть еще чернее!

Трепещет радость — парадокс,

Как губы Гименея...

Задорный бес толкает в бок:

Зайди в игрушечный ларек,

Купи себе пастушку,

Свистульку, дом и пушку...

Ли-ли! Фонарь!.. Имею честь —

Пройдись со мной в кадрили...

Увы! Фитиль и лампы есть,

А масло утащили.

Что делать с радостью моей

Среди кладбищенских огней?..

Как месть, она воскресла

И бьет, ликуя, в чресла!

Ли-ли! Вот рыженький студент

С серьезным выраженьем;

Позвольте, будущий доцент,

Позвать вас на рожденье!

Мы будем басом петь «Кармен»,

Есть мед, изюм и суп-жульен,

Пьянясь холодным пивом

В неведенье счастливом...

Ли-ли! Боишься? Черт с тобой,

Проклятый рыжий штопор!

Растет несдержанный прибой,

Хохочет радость в рупор:

Ха-ха! Как скучно взрослым быть,

По скучным улицам бродить,

Смотреть на скучных братьев,

И скуке мстить проклятьем!

О дураках

ВЕШАЛКА ДУРАКОВ

Раз двое третьего рассматривали в лупы

И изрекли: «Он глуп». Весь ужас здесь был в том,

Что тот, кого они признали дураком,

Был умницей, — они же были глупы.

«Кто этот, лгущий так туманно,

Неискренно, шаблонно и пространно?»

— «Известный мистик N, большой чудак».

— «Ах, мистик? Так... Я полагал - дурак».

Ослу образованье дали.

Он стал умней? Едва ли.

Но раньше, как осел,

Он просто чушь порол,

А нынче — ах злодей —

Он, с важностью педанта,

При каждой глупости своей

Ссылается на Канта.

Дурак рассматривал картину:

Лиловый бык лизал моржа.

Дурак пригнулся, сделал мину

И начал: «Живопись свежа...

Идея слишком символична,

Но стилизовано прилично».

(Бедняк скрывал сильней всего,

Что он не понял ничего).

Умный слушал терпеливо

Излиянья дурака:

«Не затем ли жизнь тосклива,

И бесцветна, и дика,

Что вокруг, в конце концов,

Слишком много дураков?»

Но, скрывая желчный смех,

Умный думал, свирепея:

«Он считает только тех,

Кто его еще глупее, -

«Слишком много» для него...

Ну а мне-то каково?»

Дурак и мудрецу порою кровный брат:

Дурак вовек не поумнеет,

Но если с ним заспорит хоть Сократ,

С двух первых слов Сократ глупеет!

Пусть свистнет рак,

Пусть рыба запоет,

Пусть манна льет с небес, —

Но пусть дурак

Себя в себе найдет -

Вот чудо из чудес!

О свидании

НЕДОРУЗУМЕНИЕ

Она была поэтесса,

Поэтесса бальзаковских лет.

А он был просто повеса,

Курчавый и пылкий брюнет.

Повеса пришел к поэтессе.

В полумраке дышали духи,

На софе, как в торжественной мессе,

Поэтесса гнусила стихи:

«О, сумей огнедышащей лаской

Всколыхнуть мою сонную страсть.

К пене бедер, за алой подвязкой

Ты не бойся устами припасть!

Я свежа, как дыханье левкоя,

О, сплетем же истомности тел!..»

Продолжение было такое,

Что курчавый брюнет покраснел.

Покраснел, но оправился быстро

И подумал: была не была!

Здесь не думские речи министра,

Не слова здесь нужны, а дела...

С несдержанной силой кентавра

Поэтессу повеса привлек,

Но визгливо-вульгарное: «Мавра!!»

Охладило кипучий поток.

«Простите... — вскочил он, — вы сами...»

Но в глазах ее холод и честь:

«Вы смели к порядочной даме,

Как дворник, с объятьями лезть?!»

Вот чинная Мавра. И задом

Уходит испуганный гость.

В передней растерянным взглядом

Он долго искал свою трость...

С лицом белее магнезии

Шел с лестницы пылкий брюнет:

Не понял он новой поэзии

Поэтессы бальзаковских лет.

О гостеприимстве

На дачной скрипучей веранде

Весь вечер царит оживленье.

К глазастой художнице Ванде

Случайно сползлись в воскресенье

Провизор, курсистка, певица,

Писатель, дантист и девица.

«Хотите вина иль печенья?» —

Спросила писателя Ванда,

Подумав в жестоком смущенье:

«Налезла огромная банда!

Пожалуй, на столько баранов

Не хватит ножей и стаканов».

Курсистка упорно жевала.

Косясь на остатки от торта,

Решила спокойно и вяло:

«Буржуйка последнего сорта».

Девица с азартом макаки

Смотрела писателю в баки.

Писатель, за дверью на полке

Не видя своих сочинений,

Подумал привычно и колко:

«Отсталость!» И стал в отдаленье,

Засунувши гордые руки

В триковые стильные брюки.

Провизор, влюбленный и потный,

Исследовал шею хозяйки,

Мечтая в истоме дремотной:

«Ей-богу! Совсем как из лайки...

О, если б немножко потрогать!»

И вилкою чистил свой ноготь.

Певица пускала рулады

Всё реже, и реже, и реже.

Потом, покраснев от досады,

Замолкла: «Не просят! Невежи...

Мещане без вкуса и чувства!

Для них ли святое искусство?»

Наелись. Спустились с веранды

К измученной пыльной сирени.

В глазах умирающей Ванды

Любезность, тоска и презренье:

«Свести их к пруду иль в беседку?

Спустить ли с веревки Валетку?»

Уселись под старой сосною.

Писатель сказал: «Как в романе...»

Девица вильнула спиною,

Провизор порылся в кармане

И чиркнул над кислой певичкой

Бенгальскою красною спичкой.

О весне

ВЧЕРА МОЙ КОТ ВЗГЛЯНУЛ НА КАЛЕНДАРЬ...

Вчера мой кот взглянул на календарь

И хвост трубою поднялся моментально,

Потом подрал на лестницу, как встарь,

И завопил тепло и вакханально:

«Весенний брак! Гражданский брак!

Спешите, кошки, на чердак...»

И кактус мой - о, чудо из чудес! -

Залитый чаем и кофейной гущей,

Как новый Лазарь, взял да и воскрес

И с каждым днем прет из земли всё пуще.

Зеленый шум... Я поражен:

«Как много дум наводит он!»

Уже с панелей смерзшуюся грязь,

Ругаясь, скалывают дворники лихие,

Уже ко мне забрел сегодня «князь»,

Взял теплый шарф и лыжи беговые...

«Весна, весна! - пою, как бард,-

Несите зимний хлам в ломбард».

Сияет солнышко. Ей-богу, ничего!

Весенняя лазурь спугнула дым и копоть,

Мороз уже не щиплет никого,

Но многим нечего, как и зимою, лопать...

Деревья ждут... Гниет вода,

И пьяных больше, чем всегда.

Создатель мой! Спасибо за весну! —

Я думал, что она не возвратится, —

Но... дай сбежать в лесную тишину

От злобы дня, холеры и столицы!

Весенний ветер за дверьми...

В кого б влюбиться, черт возьми!

О семейной жизни

ОБСТАНОВОЧКА

Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом,

Жена на локоны взяла последний рубль,

Супруг, убитый лавочкой и флюсом,

Подсчитывает месячную убыль.

Кряхтят на счетах жалкие копейки:

Покупка зонтика и дров пробила брешь,

А розовый капот из бумазейки

Бросает в пот склонившуюся плешь.

Над самой головой насвистывает чижик

(Хоть птичка божия не кушала с утра),

На блюдце киснет одинокий рыжик,

Но водка выпита до капельки вчера.

Дочурка под кроватью ставит кошке клизму,

В наплыве счастья полуоткрывши рот,

И кошка, мрачному предавшись пессимизму,

Безбровая сестра в облезлой кацавейке

Насилует простуженный рояль,

А за стеной жиличка-белошвейка

Поет романс: «Пойми мою печаль»

Как не понять? В столовой тараканы,

Оставя черствый хлеб, задумались слегка,

В буфете дребезжат сочувственно стаканы,

И сырость капает слезами с потолка.

О пьянстве

НОЧНАЯ ПЕСНЯ ПЬЯНИЦЫ

Фонарь куда-то к черту убежал!

Качает толстый мой фрегат, как в шквал...

Впотьмах

За телеграфный столб держусь рукой.

Нет вовсе сладу с правою ногой:

Вокруг меня танцует - вот и вот...

Всё время лезет прямо на живот.

Меня назвать свиньею? Ах, злодей!

Который благородней всех людей?!

А, впрочем, милый малый, бог с тобой -

Но так уж предназначено судьбой.

Дрожат мои колени - не могу!

Лежу на мостовой и ни гу-гу...

Мне нынче сорок лет - я нищ и глуп.

Заройте наспиртованный мой труп.

Уже к чертям повез меня Харон...

Я сплю, я сплю, я сплю со всех сторон.

О себе

Голова моя — темный фонарь с перебитыми стеклами,

С четырех сторон открытый враждебным ветрам.

По ночам я шатаюсь с распутными, пьяными Феклами,

По утрам я хожу к докторам.

Я волдырь на сиденье прекрасной российской словесности,

Разрази меня гром на четыреста восемь частей!

Оголюсь и добьюсь скандалёзно-всемирной известности,

И усядусь, как нищий-слепец, на распутье путей.

Я люблю апельсины и все, что случайно рифмуется,

У меня темперамент макаки и нервы как сталь.

Пусть любой старомодник из зависти злится и дуется

И вопит: «Не поэзия — шваль!»

Врешь! Я прыщ на извечном сиденье поэзии,

Глянцевито-багровый, напевно-коралловый прыщ,

Прыщ с головкой белее несказанно-жженой магнезии,

И галантно-развязно-манерно-изломанный хлыщ.

Ах, словесные, тонкие-звонкие фокусы-покусы!

Заклюю, забрыкаю, за локоть себя укушу.

Кто не понял — невежда. К нечистому! Накося — выкуси.

Презираю толпу. Попишу? Попишу, попишу...

Попишу животом, и ноздрей, и ногами, и пятками,

Двухкопеечным мыслям придам сумасшедший размах,

Зарифмую все это для стиля яичными смятками

И пойду по панели, пойду на бесстыжих руках...

О жизни

ЕСТЬ ГОРЯЧЕЕ СОЛНЦЕ, НАИВНЫЕ ДЕТИ…

Есть горячее солнце, наивные дети,

Драгоценная радость мелодий и книг.

Если нет — то ведь были, ведь были на свете

И Бетховен, и Пушкин, и Гейне, и Григ...

Есть незримое творчество в каждом мгновеньи —

В умном слове, в улыбке, в сиянии глаз.

Будь творцом! Созидай золотые мгновенья —

В каждом дне есть раздумье и пряный экстаз...

Бесконечно позорно в припадке печали

Добровольно исчезнуть, как тень на стекле.

Разве Новые Встречи уже отсияли?

Разве только собаки живут на земле?

Если сам я угрюм, как голландская сажа

(Улыбнись, улыбнись на сравненье мое!),

Этот черный румянец — налет от дренажа,

Это Муза меня подняла на копье.

Если лучшие будут бросаться в пролеты,

Скиснет мир от бескрылых гиен и тупиц!

Полюби безотчетную радость полета...

Разверни свою душу до полных границ.

Есть еще острова одиночества мысли —

Будь умен и не бойся на них отдыхать.

Там обрывы над темной водою нависли —

Можешь думать... и камешки в воду бросать...

А вопросы... Вопросы не знают ответа —

Налетят, разожгут и умчатся, как корь.

Соломон нам оставил два мудрых совета:

Убегай от тоски и с глупцами не спорь.

Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг) - русский поэт.

Происхождение. Детство

Одесса. Шел 1880 год. 1 октября в еврейской семье Гликбергов родился сын Александр. Так случилось, что из пятерых детей в семье двое сыновей носили одинаковые имена - Саша.

А поскольку будущий поэт был черноволосым, то его для идентификации родные прозвали «черным», что и стало потом обоснованием для выбора псевдонима.

Чтобы обеспечить сына приличным образованием, родители решили покрестить его по русскому православному обычаю. Это дало возможность мальчику поступить в гимназию, которую, впрочем, он не закончил из-за своего строптивого характера, сбежав из родительского дома.

Жил где придется, питался подаяниями. Когда об этой истории рассказала одна из газет, некто К.К. Роше до того растрогался, что решил найти мальчика, взять его под свое покровительство и дать ему хорошее воспитание.

Роше был состоятельным человеком с добрым сердцем, к тому же, и весьма образованным. Он любил литературу, а особенно - поэзию, потому со всей страстью приобщал к этому будущего поэта, а потом стал постепенно развивать в нем творческий потенциал. Саша Гликберг оказался талантливым учеником, и даже его первые пробы в поэзии были незаурядными. Так неожиданный филантроп «благословил» молодого человека на поэтическую стезю.

Первые публикации

В 1901-02 годах Александр находился на военной службе, после чего некоторое время работал на Новоселенской таможне. И именно тогда появляется в печати первое творение молодого автора «Дневник резонера». Его опубликовала провинциальная газета «Волынский вестник». Местная интеллигенция проявила немалый интерес к произведению Саши Черного, что говорит о весьма успешном дебюте.

В 1905 году юноша переехал в , где было гораздо больше возможностей для литературной самореализации. Это «сработало»: его начали печатать разные газеты и журналы («Маски», «Зритель», «Альманах» и другие издания), популярность поэта росла с каждой новой публикацией. И, казалось бы, все складывалось вполне удачно. Но не тут-то было.

Саша Черный оказался «неудобным» стихотворцем. Журнал «Зритель» закрыли из-за опубликования в нем сатиры «Чепуха» Саши Черного, а его сборник «Разные мотивы» цензура вообще не допустила к изданию. Все это приводило к конфликтам с хозяевами журналов и даже с властями, а в связи с этим - неприятие в обществе, своеобразная отверженность.

Учеба и творчество

Саша Черный выехал в Германию на учебу. С 1906 по 1908 год он был студентом Гейдельбергского университета, а параллельно продолжал свою писательскую карьеру, но его произведения по-прежнему были подвержены жесточайшей цензуре, не допускающей их публикации. Но это не усмирило поэта. По возвращении в Санкт-Петербург в 1908 году, он вновь принялся за работу.

На этот раз его талант оказался затребованным в знаменитом журнале «Сатирикон», а кроме того, его стихи печатались во множестве других изданий («Аргус», «Солнце России», «Современник», «Одесские новости», «Современный мир», «Киевские новости», «Русская молва»). И наконец-то выходят в свет его первые книги.

Годы Первой мировой

Несколько «притормозила» взлет литературной карьеры Александра. Он был рядовым офицером в штате полевого лазарета. Но служба в армии не помешала его работе на литературном поприще. Он писал прозу, издавал свои сборники, кроме того, у него открылась и новая грань таланта: стал писать для детей.

Литературное наследие

Не все однозначно в творчестве Саши Черного, но тем не менее в его библиографии - больше 40 книг, огромное количество стихотворений, вошедших и не вошедших в сборники. Самые известные и значительные книги Саши Черного: повесть «Чудесное лето», «Несерьезные рассказы», книжки для детей «Белка - мореплавательница», «Сон профессора Патрашкина», «Кошачья санатория», «Румяная книжка» и другие.

Смерть в эмиграции

За свою недолгую жизнь Саша Черный немало постранствовал по миру, побывал в Берлине, Ницце, Париже, Риме, Киеве, Тбилиси, но окончательно эмигрировал в 1920 г., поселился в Берлине. Его стихи эмигрантского периода проникнуты мучительной ностальгией. В 1923 г. В Германии вышел том стихотворений «Жажда» - очень грустная книга о жгучей тоске по родине, об эмигрантском сиротстве.

Саша Черный умер в 1932 г. Сразу после пожара, который тушил вместе с другими людьми. Вернулся домой, лег в постель и больше не проснулся. До сих пор никто не знает, где похоронен выдающийся русский поэт. Некому и нечем было заплатить за могилу и погребальную церемонию.

На кладбище Лаванду, где похоронена жена Александра, дожившая до глубокой старости и умершая в 1961 г., теперь установлена памятная доска с именем поэта. А по большому счету, имя Саши Черного увековечено в его творчестве. Об этом позаботился его друг и наставник Корней Чуковский, по инициативе которого вышло многотомное издание всех произведений Саши Черного в серии «Библиотека поэта».

Гликберг Александр Михайлович родился в 1880г. в Одессе. Родился он в семье провизора - семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли "Белый", брюнета - "Черный". Отсюда и псевдоним.

Поступить в гимназию Саша не мог из-за процентной нормы для евреев. Отец уже собирался было отдать его в обучение какому-либо ремеслу, но передумал и разом решил крестить всех детей, тем самым уравняв их в гражданских правах с прочими российскими подданными христианского вероисповедания. После чего Саша Гликберг 9 лет от роду поступил, наконец, в гимназию.

Мечта свершилась... Однако вскоре учеба обернулась неким подобием казенной службы, новыми страхами и наказаниями, которые добавились к домашнему игу. Стоит ли удивляться тому, что в пятнадцатилетнем возрасте он бежал из дома, последовав, кстати, примеру старшего брата.

Вначале беглеца приютила тетка, сестра отца, отвезла его в Петербург, где он в качестве пансионера продолжил учение в местной гимназии. Но когда его "за двойку по алгебре" исключили из гимназии, он фактически оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на письма блудного сына с мольбами о помощи.

Дальнейший поворот событий трудно, пожалуй, назвать другим словом, как чудо. Узнав по чистой случайности о судьбе несчастного юноши, брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его горестной участи на страницах "Сына отечества" - одной из крупнейших газет того времени. Статья попала на глаза житомирскому чиновнику К.К Роше, и тот решил взять его к себе в дом. Так Саша Гликберг в конце 1898 года очутился в Житомире - городе, ставшем для него поистине второй родиной.

Константин Константинович Роше принадлежал к обрусевшему французскому роду. Дед его, профессор Военно-инженерной Академии, известен как изобретатель цемента, на котором, между прочим, построены форты Кронштадта. Отец - преподаватель Военно-инженерного училища. А сам К. К. Роше пошел по чиновной линии и может быть отнесен к служащей аристократии. В Житомире он занимал достаточно высокий пост - председателя Крестьянского Присутствия. Этого сановника отличало живейшее участие во всевозможных филантропических мероприятиях. Одной из таких акций было участие, которое он принял в судьбе многострадального юноши, брошенного семьей.

Гимназию в Житомире не удалось закончить из-за конфликта с директором. Да, по правде сказать, и поздно было учиться - подоспело время призыва на воинскую службу. Отслужив два года в качестве вольноопределяющегося, А. Гликберг оказывается в местечке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией, где поступает на службу в местную таможню. По возвращении в Житомир Гликберг начинает сотрудничать в газете "Волынский вестник", открывшейся 1 июня 1904 года. Однако вести здесь фельетон ему довелось недолго: всего через два месяца газета прекратила свое существование. Обуреваемый честолюбивыми мечтами, он решает перебраться в Петербург.

Поначалу новоиспеченному петербуржцу пришлось заняться канцелярской работой - на Службе сборов Варшавской железной дороги. И хотя на первых порах его приютили родственники Роше, неуютно и одиноко чувствовал себя провинциал в северной столице. Его непосредственной начальницей на службе была М. И. Васильева, которая проявила к нему участие. Вскоре они связали свои судьбы узами брака. Союз оказался прочным, несмотря на разницу в возрасте (Мария Ивановна была старше на несколько лет), в положении и образовании.

Свадебное путешествие летом 1905 года молодожены провели в Италии. По возвращении Саша Черный решает оставить ненавистную конторскую службу, дабы целиком отдаться литературной деятельности.

Первое же опубликованное под этим, никому не ведомым литературным именем в журнале "Зритель" стихотворение "Чепуха" было подобно разорвавшейся бомбе и разошлось в списках по всей России. Саша Черный сразу стал желанным гостем в сатирических журналах. После отмены предварительной цензуры объявилась их уйма, как грибов после дождя. Язвительные и гневные инвективы Саши Черного в адрес тех, кто олицетворял слегка пошатнувшийся, но еще прочный государственный режим, появляются одна за другой.

То, что Саша Черный состоялся как поэт, и то, что 1908-1911 годы стали его "звездным часом", - величайшая заслуга "Сатирикона". Поэту не пришлось унизительно обивать редакционные пороги, ему сразу была предоставлена возможность выйти к широкому, поистине всероссийскому читателю. С 1908 - один из ведущих поэтов журнала "Сатирикон". Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в "Сатириконе" (1908), сразу принесли ему популярность и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского. Вл. Маяковский знал наизусть почти все стихи Черного и часто декламировал их. Саша Черный по настоянию Чуковского написал для детей 25 стихотворений.

В 1910 году вышли "Сатиры" - первая книга стихов Саши Черного. "Сатиры" завершаются разделом книги - "Лирические сатиры", уже самим своим названием передающий эстафету следующей книге стихов - "Сатиры и лирика".

В 1914-1917 годах он был солдатом при полевом лазарете. В 20-х годах эмигрировал, работал в берлинском журнале "Жар-птица", затем в Париже сотрудничал в "Русской газете". В 1927 группа эмигрантов на паях приобрела земельный участок и основала русскую колонию эмигрантов в поселке Ла-Фавьер в Провансе. Среди них был и Саша Черный.

Здесь, на юге Франции, он провел последний период своей жизни. Написал поэму "Кому в эмиграции жить хорошо" (1931-1932), прозаические "Солдатские сказки" (1933).

В итого вышло еще две книги Саши Черного: "Жажда", "Детский остров".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.