Роман про общение детей в животе. Как установить связь с малышом до его рождения? Исследования, подтверждающие пользу общения с малышом до его рождения

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде.
А плод, он что - растет, развивается, шевелится…

С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не "чистым листом" - это тоже давно известно.

Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.
Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: "С кем там еще общаться?", другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос "С кем там общаться?" достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века. Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 - 11 недель - время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему "не нравится" - он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где "тихоня" слыша громкие звуки, пугается, более активный - может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и "запоминает" отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат - это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается - общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: "Я твой папа!". Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения - это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы - не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.
Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим - более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь "потанцевать" и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами - у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению.

Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.
Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется - пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается - малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие - не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу - когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.
С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? "Друг сердечный", "сердцем чувствую", "сердечная связь"… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук - наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?
Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка - это урок длиной в 9 месяцев - урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться - мальчик или девочка, каким будет этот ребенок - талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок - частичка нас обоих - мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность - это ожидание - таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

Когда супружеская пара мечтает о ребенке, то будущие родители очень живописно и ярко представляют совместные прогулки с коляской, торжественный выход в школу, эмоциональные футбольные матчи или зеркальный зал студии бальных танцев. Будущие мамы мечтают когда-то связать малышу свитерок с ежиком, будущие папы планируют вместе ездить на рыбалку или в гараж. Многие беременные разговаривают со своим будущим малышом и даже напевают ему песенки. Но другие считают, что разговаривать пока еще не с кем. Кто же прав и стоит ли вести беседу со своим животом?

Узнать о своей беременности будущая мама сможет не раньше, чем ее организм начнет продуцировать так называемый гормон беременности (хорионический гонадотропин человека, или ХГЧ), то есть после зачатия должна пройти как минимум неделя, а то и немного больше. Но образовавшаяся после слияния яйцеклетки и сперматозоида зигота уже начала делиться и постепенно превращаться в эмбрион, а затем и в плод, который через несколько месяцев станет тем самым долгожданным младенцем.

Неужели прогулки в парке и неспешные беседы с малышом придется отложить на несколько месяцев? Ведь, действительно, не вести же беседы с животом?

Для многих будущих родителей становится настоящим открытием, когда они узнают, в какие сроки их еще неродившийся малыш на самом деле уже может их слышать и узнавать их голоса, реагировать на их настроение и даже выражать свои эмоции.

Уже на 21-й день после зачатия у крошечного эмбриона начинает биться сердце, размер которого пока еще даже невозможно представить, потому что и сам эмбрион пока что вырос только примерно до четырех миллиметров. Конечно, сердце трехнедельного эмбриончика не похоже на сердце новорожденного, но оно уже бьется! А уже на шестой неделе гестации энцефалограмма фиксирует мозговую деятельность эмбриона, который и плодом-то будет называться еще только через пару недель.

Эмбрион, а затем и плод развивается очень быстро. На десятой неделе беременности плод не просто совершает хаотичные и неконтролируемые движения, но уже может реагировать на раздражители, хотя реакция пока еще только рефлекторная. Если в этот период прикоснуться к маточной стенке, то крошечный будущий малыш уже может повернуть голову, согнуть ножки или ручки или даже оттолкнуться. Но поскольку плод еще совсем крошечный, то почувствовать эти движения невозможно, хотя отношение к действительности уже проявляется совершенно недвусмысленно.

Реакция плода на звук и на любые звуковые раздражители появляется на 17-й неделе беременности — плод уже хорошо слышит и при любых резких звуках его двигательная активность усиливается, хотя женщина, рожающая впервые, почувствует шевеление плода только на 20-й неделе.

Когда заканчивается второй триместр беременности (шестой месяц вынашивания ребенка), то органы чувств плода уже развиты очень хорошо. Например, плод благодаря работе зрительных органов уже способен активно реагировать на свет: если свет слишком яркий и попадает на живот беременной, то плод будет зажмуриваться и даже отворачиваться от источника беспокоящего света.

Шестимесячный плод уже хорошо различает звуки и даже способен выражать свои предпочтения: если звуки, которые доносятся до плода, ему нравятся, то плод становится спокойным и все движения становятся размеренными.

Но если звуки для плода неприятны, то он либо начнет от них прятаться (движения станут активными и хаотичными, напоминающими бегство), либо будет замирать, как бы отгораживаясь от неприятных ощущений. Именно в это время, то есть в конце второго триместра, можно говорить о том, что между плодом (будущим ребенком) и будущей мамой уже устанавливается связь на эмоциональном уровне — любые эмоции матери тут же передаются еще нерожденному крохе. И если женщина боится, тоскует, тревожится, то плод испытывает те же чувства и ощущения.

Так стоит ли общаться с ребенком, до рождения которого осталось еще несколько месяцев? Ведь он уже все чувствует и многое даже оценивает!

Исследования, подтверждающие пользу общения с малышом до его рождения

Конечно же, многие будущие мамы на собственном опыте знают, что даже еще неродившийся малыш уже живет и на многое реагирует — на что-то с удовольствием, а на что-то и с опаской или даже с гневом. Как же сделать так, чтобы кроха еще в материнской утробе получал только положительный опыт? Это на самом деле важно, ведь не зря же часто можно услышать, что некоторые черты характера проявляются в человеке еще до его рождения.

Профессор Хуго Юнг, изучавший внутриутробное развитие человека, писал, что человеческая душа не появляется в сам момент рождения — человек рождается уже с душой и с определенным эмоциональным опытом, который приобретается еще задолго до появления на свет. Профессор выразил уверенность, что плод, двигаясь в материнской утробе, еще на раннем этапе развития, когда сознание еще не сформировано, таким образом сообщает о своих ощущениях, предпочтениях и о самочувствии.

На сегодняшний день однозначно доказано, что движения плода и их сложность прямо коррелируются (находятся в прямой зависимости) с возможностью и способностью плода реагировать на любые тактильные ощущения. Исследования способности плода реагировать на внешние воздействия продолжаются, однако пока лучше всего изучены слуховые реакции плода и его чувствительность в ответ на раздражения кожного покрова, а кожные покровы плода, как известно, раздражаются мышцами материнской матки и материнской брюшной стенки. Не секрет, что материнские мышцы могут по-разному сокращаться в ответ на разные раздражители и эмоциональные состояния, однако всегда необходимо помнить, что любые материнские ощущения немедленно передадуться и плоду.

Исследователь из Дании Франц Вельдман тоже задался вопросом, как мать и плод связаны на уровне эмоций, и даже предложил метод, позволяющий установить такую связь. Метод получил название гаптономия (иногда аптономия), а сейчас уже даже говорят о целой науке с таким же названием. Гаптономия изучает возможности тактильного и эмоционального контакта между ребенком и родителями еще до рождения малыша и сразу же после его появления на свет.

Интересно! Термин «гаптономия» имеет греческое происхождение и происходит от греческого слова «трогать» (hapsis). Суть метода — контакт с плодом при помощи поглаживания или легкого похлопывания брюшной стенки беременной женщины.

Многие акушеры отмечают, что поглаживание живота беременной и слова, которые при этом произносятся, позволяют достичь понимания с еще неродившимся плодом, который отзывается на прикосновения и/или слова и реагирует на них. Известны случаи, когда при помощи поглаживания живота удавалось не просто заставить плод двигаться, но и изменить его предлежание на удобное для родов.

В Австрии проведена целая серия исследований (Шурц и Киттельман — Schurz und Kittelmann), в результате которых удалось доказать, что моторика (движения) плода может зависеть от характера музыки — умиротворяющей и успокаивающей или активной и возбуждающей. Ученые выяснили, что уже на 32 (иногда на 33) гестационной неделе плод реагирует не на музыку вообще, а на разные музыкальные произведения по-разному. Например, музыкальные произведения Брамса или Бетховена возбуждают и будоражат плод, действуют на него волнующе, а музыкальные произведения Вивальди и Моцарта, как правило, воздействует на плод умиротворяюще и успокаивающе.

Некоторые музыкальные творения, которые заставляют даже взрослых и умудренных опытом людей замереть в соборах, точно так же воздействуют и на плод — когда звучит музыка Баха, плод чаще всего замирает. Очень интересное наблюдение, что весьма положительно на плод воздействуют музыкальные произведения, повторяющие сердечный ритм матери — джазовые композиции, колыбельные песни, музыка в стиле фолк (около 60 ударов в минуту). А вот особенно экспрессивные композиции тяжелого рока могут оказать на неродившегося малыша крайне негативное воздействие, поскольку звуки усиливаются амниотической жидкостью и даже могут отрицательно повлиять на формирующееся ухо (вплоть до внутриутробного повреждения барабанной перепонки), и это если не обращать внимания на некоторую (часто существенную) агрессивность таких композиций. А надо ли это неродившемуся малышу?

Во время наблюдений удалось выяснить, что плод может не только избирательно реагировать на звучание разных музыкальных произведений, но может запоминать музыку и узнавать ее.

Наблюдения за физиологическим состоянием беременной женщины и плода убедительно продемонстрировали, что плод уже на шестом месяце развития беременности способен различать и дифференцировать различные звуки, включая и те, которые слышит внутри материнского организма. Например, плод понимает, насколько взволнована мать, ориентируясь на биение материнского сердца, на материнское дыхание (прерывистое или ровное), на тембр голоса.

Если любой из показателей жизнедеятельности матери изменяется (дыхательный ритм, частота и наполненность пульса), то плод воспринимает это как возможную опасность и старается затаиться. Доказано, что в памяти плода фиксируется связь между физиологическими признаками состояния и эмоциями, которые вызвали эти физиологические сдвиги. Более того, плод фиксирует и характер звуков, которые вызвали любые изменения. Таким образом, плод способен запомнить и материнский голос, и спетые ему колыбельные, и прослушанную вместе с мамой музыку. Но и звуки ссор или любых негативных проявлений тоже воспринимаются и запоминаются еще на подсознательном уровне.

Внимание! Плод реагирует на любые физиологические изменения в материнском организме, вызванные и положительными, и негативными переживаниями. Более того, плод по-разному реагирует на участившееся сердцебиение от радости или от страха.

Очень важно понимать, что любые негативные переживания матери могут очень отрицательно сказаться на состоянии здоровья плода, причем как до рождения, так и после него.

Чем больше положительных эмоций будет испытывать будущая мать в период вынашивания малыша, тем более спокойным, эмоционально стабильным и способным к познанию родится ребенок. Положительные эмоции матери передаются плоду и способствуют его здоровому развитию.

Внимание! Доказано, что плод очень положительно реагирует на прослушивание беременной женщиной классической музыки, на прогулки на природе, на посещение музеев и на любые положительные эмоции.

Перинатальная психология и связь с ребенком до его рождения

Что же такой «перинатальный», ведь сейчас часто можно услышать выражения «перинатальный период», «перинатальные заболевания», «перинатальное здоровье» и даже «перинатальная психология»? Происходит термин от древнегреческого слова peri, что обозначает «около», и от латинского термина natalis, который обозначает «имеющий отношение к рождению».

В свою очередь, термином «перинатальная психология» (иногда пренатальная) называется наука о психическом развитии еще неродившегося малыша и о его психологии. Кроме того, понятие перинатальной психологии охватывает и несколько дней после рождения — как новорожденный перешел из одной стеды в другую и как адаптируется к совершенно новым для него обстоятельствам. Другими словами, перинатальная психология изучает, как развивается ребенок на самых ранних стадиях его жизни и как это развитие может повлиять на дальнейшую жизнь.

Перинатальная психология охватывает период жизни ребенка, начиная с 22-й недели беременности, то есть половину второго триместра и полностью третий, и заканчивая неделей после родов. Перинатальные психологи с уверенностью утверждают, что с ребенком можно и нужно общаться еще во внутриутробном периоде, чтобы установить с ним тесный контакт. Более того, в этот период будут заложены основы дальнейших взаимоотношений матери и ребенка, а часто — отца и ребенка

Именно внутриутробное развитие становится основой и особенностей личности, и умственных способностей/способностей к обучению, и даже таких качеств, как отзывчивость.

Любое общение, в том числе и общение с малышом в перинатальный период, подразумевает обратную связь. Однако особенности беременности и физиология плода не позволяют маме раньше 20-й недели чувствовать ответную реакцию (при повторных родах это может происходить несколько раньше). Ответная реакция выражается в том, что плод начинает реагировать на любые мамины переживания, связанные с любыми жизненными обстоятельствами, реагирует на обращения к нему, выражает свое отношение к запахам и вкусам, а особенно к звукам. Иногда крошечный и еще неродившийся человек соглашается даже немножко поиграть — прячется от легких нажатий на материнский живот, а затем толкается в ответ.

Если мама достаточно внимательна, то она довольно быстро начинает понимать, как ее самочувствие и настроение, а также ее занятия и впечатления связаны с движениями плода — сила, частота и другие особенности шевелений позволяют понять, хорошо ли ребенку или ему что-то не нравится.

Перинатальные психологи уверены, что для более быстрой адаптации малыша к новой среде после родов, для того, чтобы малыш был жизнерадостным, спокойным и некапризным, общаться с ним необходимо начинать еще задолго до рождения: читать ему сказки, комментировать все происходящее вокруг, слушать музыку.

В последнее время появилась информация, что обучение иностранным языкам будет проходить легче и быстрее, если с малышом иногда общаться, например, на английском или на немецком.

Внимание! При общении с неродившимся еще ребенком очень важно прислушиваться к его состоянию и к настроению, и если ребенок устал, следует отложить общение.

При перинатальном общении следует не забывать, что плод всегда очень чутко реагирует на состояние материнского организма и даже пытается ему помочь: например, если женщина огорчена или напугана, то усиливается не только ее сердцебиение, но и пульс плода. Но если маме хорошо и она отдыхает, то вместе с ней отдыхает и нерожденный еще малыш.

Внимание! Ученые утверждают, что если у беременной женщины настроение постоянно подавленное и хронически плохое, то с высокой долей вероятности позже это может отразиться и на характере ребенка.

Перинатальные психологи советуют постоянно общаться со своим ребенком: слушать с ним музыку, петь ему песенки, разговаривать с ним на самые разные темы, хвалить его, просить у него поддержки — эта связь станет неразрывной и сохраниться на всю жизнь.

Обычно страх перед родами связан с неизвестностью – как пройдут роды, родиться ли ребенок здоровым, не возникнет ли осложнений, насколько будет больно и т.д. Все эти страхи вполне естественны, но при этом могут плохо сказаться на самочувствии роженицы и даже будущего новорожденного.

Беременную женщину врачи всегда готовят к родам не только физически, но и морально – они объясняют, как нужно вести себя на протяжении всего процесса, помогают освоить специальные позы для расслабления и дыхательную гимнастику. Будет не лишним сходить и на , где более детально и подробно расскажут обо всех нюансах этого процесса.

Кроме всего вышеперечисленного есть еще один очень эффективный способ снять напряжение и придать уверенности будущей матери – общение с малышом до рождения .

Зачем это нужно?

Ни для кого не секрет, что между матерью и ребенком еще задолго до рождения устанавливается нерушимая природная связь, ведь женщина так долго носит под сердцем своего малыша и чувствует все его движения и настроения. Многие мамы, не дожидаясь рождения еще в период внутриутробного развития, активно разговаривают со своим малышом, рассказывают ему истории, поют песни, и делают они совершенно не напрасно! Во-первых, общение с малышом отвлекает маму и дает возможность на некоторое время забыть о болевых ощущениях и страхах. Во-вторых, ребенок также сможет расслабиться и подготовиться к родам, ведь для него это куда более серьезный стресс и потрясение, чем для матери. Поэтому когда вы будете тужиться и рожать на свет своего кроху, вспомните о том, что ему тяжелее, чем вам, и он выполняет куда более тяжелую работу, поэтому вам необходимо взять себя в руки, стараться расслабляться и сильно не напрягаться, помогая пройти малышу этот трудный путь.

Даже если вы не разговаривали с малышом на протяжении , не страшно. Сейчас, перед родами, у вас есть замечательная возможность установить контакт с малышом, ведь скоро состоится ваша долгожданная встреча.

Расслабьтесь, положите руку на живот и поглаживайте его. Очень часто малыши на это реагируют шевелением. Подобное взаимное общение очень позитивно сказывается на самочувствии матери и ребенка, вы друг друга поддерживаете и настраиваетесь на встречу! Расскажите малышу, что скоро вы увидитесь, вы возьмете его на ручки и будете всегда рядом.

Во время родов многие мамы продолжают общение с малышом – подбадривают его и хвалят за каждую удачную схватку, успокаивают, обещая, что осталось совсем чуть-чуть.

Когда мама осознает значимость процесса, свою ответственность перед ребенком и важность контакта, она понимает, что вполне может управлять процессом, снимать напряжение, страх.

Когда малыш родился, происходит поистине настоящее чудо, которое не может забыть ни одна рожавшая женщина на свете – теплый комочек на груди! Обязательно похвалите малыша за тяжелую работу, которую он достойно выполнил, и поздравьте его с первым днем рождения! Расскажите ему, сколько всего интересного ждет его в новой жизни – колыбельные, сказки, истории, мультфильмы, игрушки и многое другое. Общение с малышом до родов, во время и после обязательно укрепит вашу эмоциональную связь, малыш почувствует, как сильно его любит мама.

Помните, что на этом ваше общение не заканчивается. Чем больше вы будете разговаривать с вашим малышом, тем больше благодатных плодов принесет это общение. Ваш малыш обязательно вырастет любознательным, чутким, целеустремленным и внимательным!

Еще древние целители хорошо знали, что не только у но-ворожденного, но и у еще не родившегося ребенка имеется сознание, но только сейчас медицинская техника по-зволила изучить тайную жизнь младенца в животе у матери. Вы-яснилось, что младенец может чувствовать и понимать свои чувства, проявлять ощущения и эмоции на гораздо более ранних стадиях внутриутробного развития, чем считалось еще не так давно.

Как показывают исследования, к шестой неделе эмбрион уже может двигаться, брыкается, когда слышит звук голоса матери или отца, которые что-либо говорят ему, наклоняясь к животу.

Существует множество различных программ образо-вания нерожденного ребенка. Разработаны даже специаль-ные пояса для беременных, куда вмонтированы пленки с записями, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Общение с ребенком во время беременности, таким образом, подразумевается не только как психологический акт, но и как акт образовательно-развивающий, способный оказать существенное влияние на его интеллектуальную сферу впоследствии.

Психологи глубоко убеждены в том, что если и нельзя пока считать полностью доказанным, что специальные пренатальные за-нятия улучшают интеллект ребенка, однако бесспорно, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери с ребен-ком. Общение с ребенком во время беременности имеет существенные положительные результаты: такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями.

Современные специалисты в области педиатрии настоятельно советуют уделять особое внимание общению с ребенком во время беременности, даже если вам кажется, что это не столь важно. Диалог матери и ребенка на самом деле происходит все время: это неосознаваемые вами обмен чувствами и ощущениями. И если будущая мать, ежедневно сосредоточи-ваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, тренирует свое воображение, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку и не-жность, то она создает глубочайшие взаимоотношения с ним ребенком, устанавливает с ним особые узы любви и взаимопонимания.

Имеется колоссальное количество доказательств того, что эмоциональная жизнь матери сильно влияет на плод. Эмоции беременной женщины в форме химических элементов и гормонов посылаются к ребенку че-рез ее кровь: через плаценту в кро-вообращение плода. Беременная женщина должна понять тот факт, что плод - это активная личность. Именно ребенок гарантирует успех эндокринной системы в процессе беременности и вызывает многочисленные изме-нения в физиологии материнского организма. Именно он решает, как ему лучше лежать и каким образом выходить на свет.

Найдите хотя бы пять минут в день, чтобы поговорить со своим ребенком, сосредоточиться на его чувствах, понять его ощущения, и тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет при-носить вам глубокое удовлетворение и радость. В равной степени это относится и к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения (а исследования показали, что новорожден-ный резко пугается и плачет, услышав чужой мужской го-лос), он должен класть руку на живот жены каждый день и что-то говорить малышу. Изу-чая новорожденных, чьи папы благоразумно заранее учи-лись любить своего малыша и разговаривали с ним до рож-дения, исследователи были изумлены, убедившись, что «не-разумные» новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже хорошо знакомого им заранее, и не плакали, а улыбались.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.