Развитие по методике монтессори. Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома. Учимся вкручивать гайки в болты

Предлагаем вам подборку развивающих игр по методике Монтессори. Мы уже писали, а теперь вы сами можете убедиться, как действенно она работает.

Как это звучит. Какому ребенку не нравится отбивать такт черпаком по кастрюле или по сковородке, трясти пластиковыми бутылками с камушками или монетками, либо же из игрушечного оркестра? Ведь главное - создавать звуки, а дети это любят! И чем большим будет это разнообразие инструментов и видов музыки, тем острее станет слух ребенка к звукам внешней среды.

Тактильная игра. Сделайте небольшую доску с шероховатыми и гладкими частями, приклеив на деревянный брусок поочередно наждачную бумагу и гладкий паралон. Ощупывая разные поверхности, ребенок сможет научится ассоциировать их с понятиями "гладкий" и "грубый". Такое задание очень полезно для .


Игры Монтессори для детей 1,5-2 года

Разноцветная карусель. Для этой игры Монтессори взрослый делает разноцветный круг из картона, подписывает каждую из цветных ячеек и закрашивает соответствующими цветами прищепки. Задача детей - найти и соединить прищепку и ячейку на круге одинакового цвета, называя его.


Распределение по категориям - одно из самых популярных .Можно распределять предметы по цветам. Для этого перемешайте отобранные игрушки разных цветов вместе и пусть малыш разложить их по цветам: желтые, красные, синие и зеленые. Усложнить игру можно тем, что предметы нужно перекладывать не пальчиками, а щипчиками.


Также играть в распределяющую игру Монтессори ребенок может и с игрушечным транспортом, сортируя его по категориям "земля", воздух" и "вода". Если такой вариант вам покажется слишком громоздким, замените игрушки на транспорта и пусть малыш раскладывает по категориям их.


Сушим вещи. Смысл заключается в том, чтобы ребенок развесил на небольшом отрезке веревки маленькие кусочки ткани. Такая игра отлично развивает "пинцетный" захват, а это пригодится во время обучения ребенка,


Практикуем звуки. Обучая детей в возрасте до 2 лет буквам и звукам, отличным помошникам родителям в этом деле станут алфавитные пазлы. Цель игры - правильно поместить каждую букву в соответствующую ей ячейку, при этом называя ее и, например, название животного или предмета на эту букву.


Практиковать звуки и буквы можно даже во время купания. Для такой игры по системе Монтессори взрослый предварительно вырезает буквы из паралона и рассыпает их в воде. Такая игра в ванной станет хорошим поводом .

Игра с пересыпанием. Даже уборку после игры можно превратить в ее продолжение. Подготовьте любое зерно, поднос и два больших мерных стакана. Пусть малыш сначала вдоволь наиграется с зерном: рисует, пишет буквы или ставит отпечатки, а после одним стаканом пересыпет все зерно в другой, не потеряв ни единого зернышка.

Украшения с нанизыванием. Используя нарезанные на небольшие колечка втулки для бумажных полотенец, шнурок и злаковые колечки из сухих завтраков или макароны, предложите ребенку сделать ожерелье и браслет. Больше идей, , смотрите по ссылке.

Игра по принципу "матрешки". Для этой игры Монтессори подойдут как разные игрушки по принципу "матрешки", так и коробки разных размеров. Принцип забавы простой - собрать все предметы, помещая их поочередно друг в друга от мала до велика.

Готовим овощи. Полезным и веселым станет задание с овощами. Подготовьте для ребенка пару очищенных морквинок и любых других овощей. Пусть малыш поскребет их щеточкой, чтобы очистить, и уже тогда съест. Вы увидите, сколько гордости будет у ребенка, который сам для себя приготовит такой перекус. Также читайте по ссылке, .

Рисование пальчиками. развивают фантазию ребенка, мелкую моторику, самостоятельность и любознательность. А еще это хороший способ тренировать цвета. Если взрослый присоединится и покажет, что во время рисования можно и даже нужно пачкать пальчики и ладошки в краске - это поспособствует еще большей вовлеченности малыша во время занятия.

Держим баланс. Наклейте на пол небольшой кусочек скотча или липкой ленты. Задача малыша - пройти по данному отрезку, ступая только на линию и сохраняя при этом баланс тела. Такая игра Монтессори направлена на .

Эти и другие игры по методике известного педагога Марии Монтессори для детей от 1 до 2 лет способствуют раннему , а это залог правильной речи малыша в будущем. Также упражнения готовят детей к самостоятельным действиям и решениям, помогают не боятся окружающий мир, а исследовать его в мельчайших деталях.

Смотреть онлайн о методике воспитания по Монтессори в шоу "Все буде добре"

Конечно же, приобрести полный комплект Монтессори - материалов под силу лишь детскому центру или детскому саду – простым родителям этого не потянуть. Однако, если вам нравится методика, а возможности ходить в специализированный садик нет – не расстраивайтесь. Дело в том, что соблюдать основные принципы этой педагогической системы вы можете простой организацией быта.

Потребуется лишь потратить какое-то количество времени и сил, но не сомневайтесь – все это впоследствии окупится сторицей! Итак, с чего же начать? Прежде всего помните, что вся мебель в комнате вашего малыша должна быть легкой и обязательно соответствовать его росту (не стоит, как это любят делать многие родители, запасаться мебелью «навырост»).

Понадобится стол и стульчик, которые ребенок сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться и на которую удастся поставить материалы для работы. Не забывайте простую истину: малыши нередко чувствует себя в нашем взрослом мире буквально как лилипуты в стране великанов: многие предметы, представляющие интерес, совершенно недоступны для них.

Потому проявите уважение к своему маленькому умнику – и тут же увидите, насколько важны эти, на первый взгляд кажущиеся вам непринципиальными, детали. Найдите не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца (повторимся, все это желательно разместить в ванной комнате на уровне роста ребенка), но и определенный уголок в доме, где будут лежать маленькие губка, тряпочка для вытирания пыли, веник и совок.

Не бойтесь доверять своему ребенку различные домашние дела, даже если уборка после его «работы» занимает какое-то время – с этим придется мириться. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.

А теперь мы приведем несколько простых упражнений для занятий с ребенком дома, которые потребуют от вас минимальных денежных вложений и приготовлений.

Однако для успеха дела все же стоит соблюдать некоторые несложные, но очень важные правила.
  • Прежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов одно и то же место, приучая ребенка к порядку.
  • Во время показа, или презентации, выражаясь научным «монтессорианским» языком, используйте минимум слов и движений – дайте малышу возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.
  • Будьте терпеливы – ведь то, что кажется таким легким для вас, не обязательно так же тривиально и просто для 3-летнего ребенка. Нельзя забывать, что основная роль Монтессори - учителя состоит в наблюдении. Вполне естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у малыша что-либо не получается, будет вмешаться: «Дай я тебе покажу, как правильно!» Потерпите, позвольте ребенку доделать упражнение.
  • Предоставьте малышу право самому выбирать те или иные материалы для работы и продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать работу в любое время.

Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что упражнение следует закончить, прежде чем отнести материалы на место.


Занятие "Пересыпание риса" (от 2,5 до 5 лет)

Цели упражнения:

развитие мускульной координации, умение аккуратно переливать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.

Вам понадобится:

небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.

Презентация:
  • поместите все перечисленные предметы на стол, а затем назовите их и действия с ними («стакан», «кувшин», «пересыпать» и т.д.);
  • одной рукой аккуратно возьмите кувшин за ручку, а другой – стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; а теперь пусть ребенок поработает сам – постепенно все получится.

Когда ваш малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно уже будет переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому наливать себе молока или сока из кувшина в стакан.

Занятие «Сияющие ботинки» (от 3 до 5 лет)

Цели упражнения:

научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.

Вам понадобится:

газета, пара ботинок, крем для чистки обуви, щетка и тряпка.

Презентация:
  • расстелите газету на полу;
  • специальной щеткой тщательно удалите грязь с ботинок;
  • держа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком;
  • дайте высохнуть крему на ботинках. В это время аккуратно закройте крышку на креме;
  • тряпкой отполируйте ботинки до блеска; теперь предоставьте малышу возможность самому позаботиться о своей обуви.

Занятие «Найди крышечку по размеру» (от 2 до 4 лет)

Цели упражнения:

развитие зрительной и моторной координации.

Вам понадобится:

4-6 бутылочек или баночек разных размеров с крышками (крышки можно хранить в небольшим контейнере).

Презентация:
  • расставьте бутылочки на столе перед малышом;
  • медленно снимите крышки и закрутите обратно;
  • сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки. А теперь дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам. Дело не простое, но он справится!

Занятие "Коробочка с образцами тканей" (от 2,5 до 5 лет)

Цели упражнения:

развитие и уточнение тактильных ощущений.

Вам понадобится:

небольшая коробочка, в которую нужно заранее положить по паре кусочков каждой ткани различной текстуры 9 например, шелк, хлопок, шерсть, мохер, жаккард, лен и т.п.).

Презентация:
  • покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих между собой по текстуре;
  • быстро перемешайте их и попросите малыша найти пары, ощупывая их руками (и не подглядывая!);
  • когда малыш наконец-то поймет смысл упражнения. Постепенно добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка делать то же самое с завязанными глазами.

Занятие «Волшебный мешочек» (от 3 до 5 лет)

Цели упражнения:

знакомство с предметами разной формы, развитие тактильных ощущений.

Вам понадобится:

мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.п.).

Презентация:
  • завяжите малышу глаза или попросите закрыт их;
  • пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того как ребенку удастся-таки определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша.

Данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы уже выучили с малышом букву «л», положите в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.).

Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений, которые вы можете проделать со своим ребенком в рамках методики Монтессори . Подробнее об этом можно прочитать в книгах и пособиях, написанных на эту тему. Самое важное то, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать удовольствие от совместного творчества!


Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Суть метода

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.


Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори

Методика основана на следующих положениях:

Среда имеет точную логику построения. В книгах о делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Основные правила пользования монтессори-материалами
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

Дети, занимающиеся , растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

Дети принимают самостоятельные решения.

Занятия проходят в специально подготовленной среде.

Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Роль взрослого в методике Монтессори.

Развивающая среда.

Развивающая среда - важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.

Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.

Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Дидактический материал.

Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

Один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение - это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

1. выбор материала;

2. подготовка материала и рабочего места;

3. выполнение действий;

4. контроль ошибок;

5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.

Недостатки системы М. Монтессори:

1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Задача воспитателя в системе Монтессори - развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.


Графически данную систему можно представить так, как представлено на рисунке 1.

Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.

Как выглядит работа взрослого на занятиях?

Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключи к окружающему миру.

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

Сложно уместить огромный жизненный опыт Марии Монтессори, воплощенный в ее системе, в рамках небольшого обзора. Поэтому в данной статье есть только самое основное. Если Вам интересно более подробно узнать о системе Марии Монтессори, целесообразно познакомиться с первоначальными источниками. Тем более, что книги Монтессори и ее последователей сейчас широко доступны.

Следует помнить, что на сегодняшний день мы имеем доступ ко множеству методик и систем, и в наших силах выбирать лучшее для своих детей.

Существует множество авторских методик раннего развития ребенка. Но развивающая программа Марии Монтессори, которая уже успела стать классикой в этой области, многие годы остается самой востребованной. Метод Мотессори был разработан еще в первой половине XX века. Он был обогащен новыми достижениями педагогической науки и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран. Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».

Впервые система Монтессори была опробована в доме ребенка в Риме в 1907 году. С 1909-го года методикой Марии Монтессори заинтересовались во многих странах мира. В 1913-ом году система Монтессори оказалась популярной и в России, но в 1924-ом году детские сады, работавшие по этой методике, были закрыты и открылись вновь лишь в 1992-ом году.

Суть, основные принципы методики

В основе этого метода лежит принцип самовоспитания ребенка. Взрослые — родители и педагоги должны понять интересы малыша, создать необходимые условия для развития и объяснить, каким образом можно получить знания. Девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому».

Марии Монтессори принадлежат следующие слова:

  1. Детей учит то, что их окружает.

  2. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

  3. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

  4. Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

  5. Если с ребенком честны – он учится справедливости.

  6. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

  7. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

  8. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

  9. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

  11. Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

  13. Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

  16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

  17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

  18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

  19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори не признавала многих методов, которые применяли другие образовательные системы. Так в методике Марии Монтессори категорически запрещается:

  • Сравнивать детей друг с другом.
  • Применять соревновательный метод в процессе воспитания.
  • Применять ко всем единые требования и программы, ведь каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес.

Ребенок, занимающийся по методике Марии Монтессори сам выбирает, учится самостоятельности в принятии решений, а взрослые, уважая его детский выбор, создают определенную среду, наблюдают и помогают, когда это необходимо.

Предоставление самостоятельности не предполагает вседозволенности. Детей учат соблюдать тишину, не мешать другим детям играть, убирать игрушки. Дети должны понимать не только свои, но и чужие границы.

Такое упорядочивание жизни малыша помогает ему чувствовать себя стабильно и уверенно, воспитывает в нем уважение к окружающим людям.

Организация пространства

Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори, без которой она просто не может работать. Рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения, сохраняя при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.

Практическая зона или зона реальной жизни прививает ребенку навыки ухода за собой и за окружающим пространством, учит поведению в социуме. Дети подметают пол, одевают и раздевают кукол, моют и нарезают овощи, ухаживают за растениями и животными, учатся вести себя тихо. Организуя эту зону, необходимо поместить в нее «Бизиборды», цветы и комнатные растения, лейки, скатерти, безопасные ножницы, совочки и.т.д.

Занятия в сенсорной зоне , как видно из названия, способствуют сенсорному развитию ребенка. Занимаясь в этой зоне, малыши развивают мелкую моторику. Материалы, которые используются в этой зоне, постепенно готовят к школе, развивают память и внимание. Сенсорная зона наполняется предметами, которые различаются формой, размером, весом и цветом. Это могут быть мячи различного диаметра, мешочки, геометрические тела, цветовые таблички, вкусовые баночки, коробочки с различными запахами и другие материалы, развивающие какой-то из органов чувств.

Математическая зона тесным образом связана с сенсорной. Работая с геометрическими телами, сравнивая и измеряя различные предметы, ребенок уже учится применять математические знания на практике. В математической зоне необходим числовой материал из бусин, таблицы математических действий, геометрический комод, счеты и.т.д.

Языковая зона предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму. Эта зона также связана с сенсорной, так как предметы сенсорной зоны способствуют развитию речи ребенка. В языковой зоне могут использоваться карточки с изображением различных предметов. Рамки для штрихования, азбука из шершавой бумаги, карточки букв и слогов, книги.

Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью. В этой зоне находятся различные материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов. Дети получают представление о времени и календаре, учатся классифицировать животных и растения, знакомятся со средой обитания. В этой зоне необходимый материал для проведения различных экспериментов, в ходе которых дети знакомятся с наукой. В космической зоне можно позаниматься с картами, ознакомиться с коллекцией минералов.

Методика Марии Монтессори: спорные моменты

Методика Марии Монтессории, отличающаяся многими преимуществами и достоинствами, имеет при этом определенные недостатки.

  • К минусам данной методики можно отнести то, что в ней не уделяется внимание сюжетно-ролевой игре, которая является основным видом деятельности малыша в дошкольный период.
  • Не уделяется достаточного внимания и совершенствованию фантазии, сказочным историям, физической активности.
  • Кроме того, при поступлении в школу ребенку может быть трудно адаптироваться к другой среде, отличной от среды Монтессори.

Учитывая это, педагоги и родители, взяв из методики Марии Монтессори все самое лучшее, добавляют в нее свои собственные наработки, которые отвечают современным требованиям педагогической науки и, несомненно, добиваются хороших результатов в развитии ребенка.

Сегодня я расскажу про применение методики Марии Монтессори для малышей до 3 лет. Всем кто решил заниматься по этой методике стоит знать, что оригинальная методика рассчитана на детей от 3 лет, за редким исключением от 2. Многочисленные варианты занятий и материалов для самых маленьких являются идеями продолжателей Марии Монтессори, но не её личными. Среди таких продолжателей можно встретить и не очень качественные варианты. Я думаю, Мария была бы ооочень удивлена обнаружив 6-8-ми месячных малышей, которые осваивают крупы с целью развития мелкой моторики. Поэтому в этом вопросе надо быть предельно разборчивыми.

Основа методики заключается в предоставлении детям свободы выбора занятий для себя . Мария Монтессори считала, что ничего не надо придумывать для развития детей, ведь все уже придумала природа. В каждом ребенке заложена оптимальная программа его развития. Надо просто довериться этой программе и создавать максимально комфортные условия для её работы.
Некоторые дети неусидчивые и любят много бегать. По мнению Монтессори, эти дети будут развиваться гораздо быстрей, если им предоставить возможность двигаться столько, столько они захотят. Если же таких детей заставить сидеть с книжками или с мелкомоторными играми, то их развитие будет происходить медленней, так как этими занятиями мы нарушим работу их естественной программы.

Для того чтобы создавать максимально комфортные условия развития Монтессори ввела ряд требований к педагогам, составу детских групп и окружающей среде:

  • Функции педагогов. Основные занятия педагога, не лекции и нравоучения, а наблюдение ! Обучение в монтессори группах происходит естественным образом при взаимодействии детей с материалом и друг другом. Задача педагога наблюдать правильно ли расположены материалы, в полном ли объеме предоставлены и организовывать непрерывный доступ детей к наиболее востребованному материалу. Очень важно отмечать чего не хватает ребенку и предоставлять это.
  • Дружественная окружающая среда. Одной из особенностей среды Монтессори является удобство обстановки. Мебель под рост ребенка, миниатюрные аксессуары для того чтобы ребенок начинал учиться всем пользоваться самостоятельно как можно раньше. Дети любят много времени проводить на полу и для этого Мария Монтессори оснащала свои классы различными циновками и ковриками, которые можно подстелить. Еще одной важной особенностью монтессори-интерьеров является большое количество стеллажей, которые обусловлены необходимостью размещения большого количества материала. Другим важным требованием к среде является доступность занятий физической культурой — в помещении должны быть предусмотрены специальные снаряды, ведь для большинства детей очень важно утолить свой двигательный голод.
  • Интуитивно-понятные материалы. Детям должны быть постоянно доступны материалы развивающие по всем направлениям. Монтессори-материалы продуманы для всех возрастов и потребностей и должны быть представлены в наиболее полном спектре, только таким образом может происходить наиболее эффективное развитие. Самыми важными характеристиками материалов является проста их использования — с правильными монтессори-материалами ребенок должен знакомится самостоятельно без участия взрослых.
  • Дети. Общение В группах обязательно пребывание разновозрастных детей, чтобы младшие могли перенимать опыт старших. По-мнению Монтессори, старшим детям общение с младшими не менее полезно и необходимо.
  • Свобода. Дети занимаются, чем хотят и выбор занятий должен оставаться за ними, а не за педагогом. Иначе ребенок становится ведомый педагогом, а не своей внутренней программой и соответственно темпы развития в разы ниже.

Принципы методики строги и делают невозможным развитие по Монтессори в домашней обстановке в полной мере. Тем не менее, мы — мамы можем позаимствовать многие элементы из этой методики.

Монтессори дома | Как применяем мы

Педагоги
Лучший педагог до 3 лет — собственная мама. С этим, я думаю, никто не возьмется спорить. В отличие от молчаливых педагогов-наблюдателей по Монтессори, мама должна быть очень активной, так как именно она является основным ориентиром для малыша.
Опять же активность должна быть уместной. Например, в момент вручения новой игрушки надо давать ребенку возможность самому с ней разобраться, а не мешать своим мнением.

Дружественная окружающая среда
Дружественная среда складывается из мебели подходящего размера и спортивных снарядов. С последним у нас все отлично и многие из вас, наверно, уже оценили .
Из личной мебели у Яны пока только обеденный стульчик. Этот стульчик заслуживает отдельной похвалы — когда надо было он надежно оберегал Яну от падений с помощью ремней и ряда других приспособлений, теперь он обеспечивает свободу перемещения и уровень посадочного места комфортный для взрослого стола.
Последнее время я все больше склоняюсь к покупке Икеевского столика и стульчиков. Криттер я рассматриваю только с двумя столиками, так как маленький столик считаю ограничением детского творчества:-).


Мамут
Криттер

Примерно так выглядит квартира мамы всерьез увлеченной Монтессори

Материалы(игры, игрушки и т.п.)
Да простят меня мамы, которые организовали дома среду Монтессори в полном объеме, но я считаю фанатизмом подобное следование групповой методики в домашних условиях и ограничилась базовым списком всего необходимого для нашей возрастной категории.

Этот список я публиковала в посте о том . Именно в этом посте указан базовый перечень всего, что надо ребенку от года до двух предоставить начиная от игрушек заканчивая такими вещами как наше внимание. Сейчас у нас весь этот перечень закуплен и предоставлен в полном объеме для непрерывного взаимодействия.
В дополнение к обычным играм и игрушкам у нас накопилась целая куча логических игрушек — рамок-вкладышей и пазлов. Кстати, именно Мария Монтессори автор этого дидактического материала в виде рамок-вкладышей и развивающих дощечек с различными замочками и застежками. Подробней про наши логические игрушки читайте в .
Не могу не упомянуть тот факт, что Мария Монтессори одна из первых пришла к выводу о необходимости развития мелкой моторики, которой :-). Я бы поспорила в каком случае выше эффективность, когда перед ребенком стеллаж с миской и крупой для пересыпания или занятия по просьбе ребенка на одеяле с использованием большого количества наполнителя и вариантов действий с ним.

В целом мне кажется, количество игрушек и материала для развития у нас получилось не меньше, чем на приведенном фото.

Дети. Общение
Тут стоит снова акцентировать внимание на том моменте, что Мария Монтессори занималась детьми в основном от 3 лет и всё о чем мы читаем в расчете на меньший возраст это импровизация методики в трактовке других авторов. В то же время следует прислушаться к мнению многочисленных специалистов, которые убеждены в отсутствии необходимости социализации для самого раннего возраста.

Свобода
В Монтессори методике предусмотрена организация среды в виде многочисленных стеллажей, контейнеров и коробочек под сыпучее и т.п., но у большинства детей до 2 лет возникнет горячее желание навести порядок по своему. На этом месте надо вспомнить что, методика рассчитана на детей от трех лет которые уже осознают порядок и с помощью детей постарше способны поддержать его. Поэтому рекомендую при организации материалов учитывать особенности своего ребенка, а не фото красивых, но не функциональных интерьеров. Я зачастую такие вижу на фото и понимаю, что либо крышки контейнеров убраны на время съемки либо это интерьер создан для рекламных целей.

Монтессори дома | варианты заданий на каждый день

В первую очередь по методике предполагается большое количество времени для занятий детей с развивающими материалами. Но в возрасте до 3 лет у детей особое восприятие эмоций (сенситивный период) других людей, особенно мамы и разумеется мы должны делать уклон на эмоции, а не на развивающие материалы.

Монтессори предполагает невообразимое количество простых и доступных для всех занятий, в том числе многие по собственному самообслуживанию и по поддержанию порядка. Я решила подготовить шпаргалку с Монтессори-списком заданий, в который удобно заглянуть когда Ваша фантазия уже на исходе:

  1. Переливание воды . Потребуется: поднос или таз, лейки, сосуды, красители (можно использовать обычные краски) и не забудьте вооружить ребенка тряпочкой, чтобы вытирать случайно пролитую воду. Еще один вариант переливания с пеной — добавляем в воду пену для ванны.
  2. Расстегивание и застегивание. Потребуется: шнурки, одежда на молнии, кнопках, пуговицах. В зависимости от возраста предлагаем ребенку расстегнуть или застегнуть, развязать или завязать застежки.
  3. Полив цветов. Лейка, цветы и вода.
    Двухлетка прекрасно справляется с поливом цветов
  4. Ходьба по линии. Берем тесьму (2 см. шириной) или нитку приклеиваем скотчем к полу. Можно проложить маршрут из комнаты в комнату, можно по кругу. Деткам постарше предлагаем наступать точно на линии, младшие ходят как получится. Для составления маршрутов удобно использовать коврики-пазлы ( отдельный пост об этом). Из отдельных частей коврика составляем различные дорожки — по замкнутой линии или зигзагом и т.п. Вдоль линии можно положить мелкие предметы кубики или другую мелочь — условные грибы, цветы и ягоды, которые надо собирать. В этом случае не забудьте выдать ведерко. В итоге предложите накормить собранными дарами какую-нибудь игрушку.
  5. Ходьба по линии с колокольчиком. Прокладываем маршрут при помощи тесьмы. Ребенку выдаем колокольчик. Обыгрываем ситуации, что малыш заблудился в лесу и он должен ходить по линии, чтобы мама его нашла.
  6. Понюхать ароматы специй. Тут оговорюсь, ароматическое лото я считаю агрессивной игрой, как и использование эфирных масел. В первом случае синтетические ароматы, во втором тяжелые — лучше и то и другое избегать. Вспомните свои чувства в процессе выбора очередного парфюма — уже после пары запахов интерес заканчивается, а приходит раздражение. Вполне достаточно предложить один — два натуральных аромата. Предложите малышу понюхать — зерна кофе, стружку корицы, лавровый лист, апельсины, мяту, анис, гвоздику, душистый перец. Кстати, именно по воспоминаниям о том как мы нюхали летом цветы, я поняла, что Яна помнит прошлое лето.
  7. Понюхать ароматы трав. Сделайте ароматное саше с аптечными травками — лавандой, мятой, тмином. В качестве мешочков используйте ставшие малыми хлопчатобумажные носочки. Предложите малышу, положить саше под подушку. Это может быть отличным мотивом для укладывания спать.
  8. Восприятие температуры. Взять пару махровых полотенец. Одно намочить в холодной воде, другое в горячей. Полотенца разложить на полу и предложить малышу поочередно походить на них.
  9. Рисование с рамками-вкладышами. Для малышей ближе к 2 годам можно предложить рисование с вкладышами от рамок. Обводить вкладыши по контуру, затем их раскрашивать.
  10. Готовим вместе . Предоставляем ребенку ломтики продуктов и показываем как составлять бутерброд. Предоставляем стакан воды и варенье. Предлагаем сделать морс.
  11. Сходить в библиотеку. Если малышу уже больше полутора лет и он любит книжки самая пора сходить в детскую библиотеку. Поверьте там и для таких крох найдется что-нибудь интересное. У нас с Яной первый библиотечный опыт состоялся в 1,3, когда библиотека проводила акцию в парке. Мы узнали, что там нас есть для нас книжки и там нас ждут!
  12. Прокатиться на автобусе или троллейбусе.
  13. Выжимать мокрую губку . Можно разрезать губку на небольшие кусочки и выжимать с помощью чеснокодавки или скалки.
  14. Провести ревизию носков . Подбирать парные носки.
  15. Стирать. Помогать складывать грязные вещи в стиральную машину. После того как мама положит средство для стирки и выберет режим нажать на кнопку старт!
    С двух лет запуск цикла стирки — почетная обязанность Яны. Программу, конечно же, выбираю я.
  16. Включать-выключать свет . Если выключатели расположены высоко можно предложить включать-выключать светильник или фонарик.

  17. Варианты щипцов и «хваталок»

    Сделать домик из нескольких стульев и одеяла. Стулья поставить друг к другу спинками. Сверху положить крышу — одеяло.

  18. Игры на мелкую моторику. Сортировка мелочей (пуговиц, бусин, деталей лего) по форме, размеру, цветам. Другие идеи смотрите в .
  19. Перекладывание предметов щипцами для салата, специальными хваталками или другими приспособлениями.
  20. Вылавливание предметов половником или маленьким ситечком. Можно совместить с купанием.
  21. Мыть игрушки. Можно совместить с купанием.
  22. Мыть пол. Примерно с момента как Яне исполнился год пол мы стали мыть вместе. У нее есть свои тряпочки и как только она видит, что я занялась полами, немедленно присоединяется.
    Малыши очень любят порядок и уборку. Возможно, взрослые её любят меньше, потому что им не давали в ней участвовать с ранних лет.
  23. Наведение порядка в шкафу с вещами. Учим ребенка складывать вещи и складываем совместно.
  24. Игры с прищепками. Для помладше отцеплять и сортировать по цвету. Для малышей постарше прицеплять по цвету.
  25. Дыхательная гимнастика . Задувание свечи, свист в свистульку, дуть на различные легкие предметы — перышки, вырезанные бумажные птички и т.п. Очень важные упражнения для развития речи!

Монтессори дома | типичные ошибки

Напоследок хочу привести парочку типичных ошибок при реализации этой методики:

  • Одной из наиболее частых ошибок является ограничение свободы движения ребенка при выполнении определенных заданий. Зачастую мамы сажают непосед в высокие стульчики и радуются, что они занимаются по Монтессори мелкой моторикой. Как же они заблуждаются! По мнению Марии Монтессори, эти мамы допускают грубейшие ошибки в развитии своего ребенка — не прислушиваются к потребностям естественной программы организма ребенка, а значит нарушают её!
  • Другой частой ошибкой мам является постоянное желание поправить или доделать какие-то моменты. Например, если объект на аппликации или рисунке расположен кверху ногами, многие мамы начинают учить малыша, как делать правильно. Не лезьте с нравоучениями лишний раз! Придет время и ребенок усвоит пространственные и многие другие понятия самостоятельно. Причем это произойдет неизбежно, даже если вы этого не захотите и будите всеми силами этому препятствовать;-).

На этом описание методики завершаю и надеюсь, что вы нашли интересные моменты, которые взяли себе на заметку.

  • (для 1-2 лет);
  • (большой / маленький и т.п.).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.