Подводные камни брака с иранцем. Двадцать четыре факта об иране, или как русские бараньими головами завтракают

/www.maximonline.ru/statji/_article/iran/" target="_blank">http://www.maximonline.ru/statji/_article/iran/);">

Мы отправили нашего корреспондента в одну из самых неуютных стран мира. Предвкушали, какие ужасы он нам расскажет, когда вернется (если вернется). Но возвратился корреспондент подозрительно радостным, если не сказать — воодушевленным.

Текст и фото: Василий Рожановский

Еще до поездки меня предупредили: никаких шортов, никаких бермудов. И маек тоже, рукав хотя бы до локтя. С женщинами на улицах не разговаривать, близко не подходить, в упор не смотреть. И не фотографировать! «Здрасьте, — говорю. — А зачем мне тогда ехать?».

То есть я, конечно, знал, что не за женщинами охотиться еду, а за уриалами. Уриал — это такая рогатая баранообразная конструкция, живет в горах Ирана, и самые настырные охотники всепланетного класса мечтают о том, чтобы уриальи рога у себя в офисе на стену приколотить. Лично я к баранам безразличен. Но я же фотограф и оператор, протоколист действительности, и должен же кто-то Олеговы защитные штаны и Андрюхины горные ботинки запечатлевать, пока те по шесть часов в уриальей засаде валяются.


А тут — Иран. Терра инкогнита, ось зла, страна победившего шариата. Я, может, никогда в жизни религиозную полицию не видел! Вот всякую другую видел, а защитников веры при электрошокерах — еще не доводилось.

— А что бы вам хотелось увидеть? — спрашивают меня.

Выяснилось, что поприсутствовать на публичной казни вряд ли получится. Нет, казнят по-прежнему, и да, кое-где могут и на подъемном кране вешать, но билетов на это не продают, нет. И от фотографов очень ждут, чтобы те вели себя прилично. Прилично — это значит можно фотографировать природу, архитектуру мечетей и предметы народного промысла. Ну и уриалов, само собой. А все остальное — лучше не надо. Полицию — нельзя, государственные учреждения — нельзя, а больше всего нельзя — женщин на улицах. Вообще. Иначе может появиться хороший шанс пофотографировать полицию.

Вот тут я и спросил: «Здрасьте, а зачем мне тогда ехать?»

Тонкости перевода



Москва — Тегеран — Исфахан — Тегеран — Кашмар — Тегеран — Москва. Дорога, дорога, дорога, ночь, ночь, горы, горы, горы...

Кашмар — на самой границе с Афганистаном. Там живут уриалы. Но до этого у нас по плану Исфахан. Там живут тоже какие-то замечательные туры, и в наших планах сделать так, чтобы этих туров стало меньше. Тридцать километ-ров — дневной марш-бросок по горам с полной выкладкой. Бредем мы, спотыкаясь по осыпям, гонимые страстью увидеть турий хвост. Истинно мужской вариант жизнедеятельности, я горд собой.

В перерывах мы отлеживаемся в Тегеране. Я отмываю с ботинок турью кровь и ковыляю, хромая, на улицу: у ребят своя охота, у меня — своя. Я пытаюсь поймать суть тегеранской жизни.

Пока что вижу много старых автомобилей. Не кубинский, конечно, вариант, но все равно полно автохлама 80-х годов, много наших «лад», но встречаются вполне кондиционные «пежо» и «рено». Есть и диковатые изделия местного автопрома, идентификации не поддающиеся. Всюду стройка: выломанные плиты, нагроможденные мешки с цементом. При этом отремонтированных зданий странно мало. Ну и бардак, что греха таить. Но не азиатский пышный бардак, а так, скромное умирание достойной руины: ржавчина, потрескавшаяся краска в пять слоев, потеки, обветшание, серая пыль. Относительно ухоженными выглядят только административные здания — местных служб безопасности, юстиции, министерств. Город низкий, малоэтажный, в три-четыре этажа, и явно нелюбимый своими жителями: здесь нет уютных уголков, мало красивых видов, мало растительности. Всю красоту тегеранцы скрывают от посторонних глаз за стенами серых, угрюмых и малоотличимых друг от друга домов. Улица же есть внешний космос, ничейная и не очень дружественная территория. Возможно, летом тут порадостнее, но тоже вряд ли: озеленением в Тегеране явно не озабочены.


Скромная закрытая одежда для мужчин. Для женщин — обязательно прикрытые волосы, свободная верхняя одежда, доходящая хотя бы до середины бедер, никаких открытых частей тела, кроме кистей рук, лица и стоп. Хотя на ноги тоже желательно надевать толстые носки.

Мужчина и женщина могут идти рядом, ехать в одной машине или сидеть за одним столиком в кафе, только если они находятся в очень тесных родственных связях.

Всюду стройка: выломанные плиты, мешки с цементом. Отремонтированных зданий мало

То есть нюансы есть. Я пытаюсь разобраться в них с помощью Резы — молодого человека, который уже полчаса курит со мной на лавке недалеко от отеля. Реза говорит, что он студент и хочет попрактиковаться в английском языке. Я честно признаюсь, что в моем обществе практиковать английский язык — это занятие совершенное в своей бессмысленности.

— Ничего, — вежливо отвечает Реза. — Тебя вполне можно понять. Но у тебя беда с определенными и неопределенными артиклями.
— Да, — соглашаюсь я. — С этим у меня беда.

Сперва мы говорим про Россию. Великую, могучую и во всех отношениях замечательную. Потом — о прекрасном, великом и не менее замечательном Иране. Мы безудержно политкорректны.


— А две супружеские пары могут ехать в одном автомобиле?
— Да.
— А одна супружеская пара и одна подруга жены?
— Да, если она сидит на заднем сиденье. Та девушка, которая не жена.
— А таксист-мужчина может возить жен-щин---пассажирок?
— В такси можно. Если женщина сидит сзади. Но есть специальные такси для женщин с женщинами-водителями.
— А если останавливают машину, мужчина говорит, что он таксист, а на самом деле они любовники?
— Тогда его попросят показать лицензию.
— А если он любовник, но при этом на самом деле таксист?
— Наверное, все равно отпустят. Откуда они узнают, что он любовник?
— Тогда вопрос решен. Всем в Тегеране просто надо сделать себе таксистские лицензии и ездить куда угодно и с кем угодно.

Реза смотрит на меня с интересом. Потом говорит, что много слышал о России и русских, но только сейчас начал кое-что понимать.

Чаевых в благодарность за этнографическую лекцию Реза не берет. Но и не обижается на предложение. Многие иранцы были бы рады этим пяти долларам, потому что страна, мягко говоря, не роскошествует. А я продолжаю бродить по улицам, общаясь с местным населением.

Разделенные надвое


— Пойми, — говорит Хамед, с которым мы разговорились в тегеранском ресторане (пластиковые столы с клеенками, кебаб, рис, соус, чай в стаканчиках без ручек, леденцы вприкуску), — здесь все живут как хотят, просто никому это не показывают. А если у тебя есть деньги, ты вообще можешь жить как в Европе. У тебя есть вилла. Вокруг виллы забор, никто не видит, что внутри, — делай что хочешь. И в домах, в квартирах — так же. Спутниковые антенны запрещены? Но они есть у всех! Алкоголь запрещен? Да все пьют! «Фейсбук» запрещен? Так все, у кого есть голова и кто читает по-английски, умеют обходить этот запрет. У нас даже комнатных собачек все заводят — просто назло. А наши женщины! Они вообще делают что хотят! Собираются друзь-я, компании, на вилле ходят раздетые, неприкрытые, пьют, шутят с мужчинами. И не только шутят. Главное, чтобы никто этого не видел. А если донос будет, придет облава, выломают дверь — быстро замотались в чадор, разбежались по комнатам. И никто ничего не докажет. Приличные, интеллигентные люди всегда будут друг друга прикрывать: муж — жену, дети — родителей, братья — сестер.



— Что, вообще все делают что хотят?
— Нет, есть религиозные. Особенно те, которые из деревень. Вот они ничего не делают. Только следят, чтобы все делали вид, что они такие же.
— И много у вас религиозных?
— Много, — говорит Хамед, орудуя вилкой. — А кто делал Исламскую революцию, думаешь? Много! С каждым годом все меньше, но все еще много. И остальные теперь должны делать так, как хотят эти, деревенские. Притворяться. Здесь как бы два народа, один в плену у другого. Но всех это устраивает. Мы хорошо живем.
— А почему тогда у вас который год протесты, восстания, студенческие волнения? Сколько оппозиционеров по тюрьмам, сколько арестованных…
— Ну... — Хамед смотрит на меня внимательно, потом все-таки говорит: — Иногда очень-очень устаешь притворяться, понимаешь?


Протестующие ногти



Я поступаю плохо. Я фотографирую женщин. Украдкой — с живота, из-под локтя. Некоторые замечают: одни улыбаются, другие сурово сдвигают густые брови.

Только по бровям обычно можно понять, с кем имеешь дело: религиозные мусульманки до замужества их не выщипывают. А с бровями у персиянок дело обстоит хорошо: богатые брови.

Вообще, конечно, очень красивая нация. Точеные черты лица, выразительные, живые глаза, чистая светлая кожа, носы дивной формы с изумительной горбинкой. Жаль, что они их так уродуют. Почти каждая вторая женщина носит на себе следы пластической операции, да и носы многих мужчин тоже подверглись реконструкции. В моде маленькие, вздернутые кнопочки, вполне уместные, допустим, для рязанского типажа, но вступающие в странный диссонанс с персидскими очами и скулами. Повсюду видны послеоперационные пластыри на переносицах. Мне уже насплетничали, что некоторые юноши и девушки носят пластыри на носах просто так, без всяких операций. Потому что это модно, а операция — штука дорогая, свидетельствующая о твоих крутых финансовых возможностях.

Любая арестованная обычно сообщает, что да, она пять раз в день смывает лак и наносит его заново

По моим наблюдениям, примерно половина тегеранок выражает протест против исламского режима. Протест обычно выражен так: никакой чадры. Манто — обязательное верхнее пальто для женщин без чадры — едва достигает середины бедра. Под ним — очень обтягивающие брюки и туфли на каблуках. Шарф-платок сдвинут назад так, что непонятно, на чем держится. Спереди — пышно взбитая челка, часто выкрашенная в светлый цвет.

Иногда патрули блюстительниц нравственности останавливают протестанток на улицах, требуют поправить платок, убрать лохмы, застегнуться. Некоторых отправляют в полицейские участки — слушать лекцию о нормах исламской морали и платить штраф. Такие досмотры проводятся кампаниями: иногда целый месяц на улицах шерстят женщин на каж-дом углу, иногда контроль надолго ослабляют — и тогда белые челки опять гордо вздымаются до небес.

И, конечно, маникюр. По канонам шариата молиться надо пять раз в день, после обязательного омовения лица и рук, и ни одна истинная мусульманка не может позволить себе маникюр, так как лак, закрывающий доступ воды к пластинкам ногтей, делает молитву недействительной.



Нигде в жизни я не видел такого количества мощнейшего и вызывающего маникюра, как в Тегеране: яркие краски, длиннющие ногти, инкрустация стразами. Придраться довольно трудно: любая арестованная обычно сообщает, что да, она пять раз в день смывает лак и наносит его заново.

На входах в госучреждения (на женских входах, отметим, так как сплошь и рядом половая сегрегация работает и тут) выдают обязательную чадру посетительницам.

Я купил иранский чадор по просьбе своей московской приятельницы. Досконально изучил его и теперь знаю, что более неудобную конструкцию и придумать трудно. На голове он держится с помощью легко сползающей резинки, и на улицах я видел, что многие женщины удерживают его заколками. На нем нет застежек, края разлетающегося и норовящего все время свалиться чадора женщины придерживают руками. Оттого походка иранки в чадоре, даже опытной носительницы, весьма специфична: нагнутая голова, кулак, сжимающий на груди чадор, и сведенные плечи.

Поэтому школьницы от чадора избавлены. Девочки тут с самого нежного школьного возраста носят на головах макнаэ — что-то вроде длинного шлема из ткани, закрывающего голову, грудь и плечи. Дети в макнаэ похожи на черепашек-ниндзя.


Любовь иранская



Законы тут суровы. За прелюбодеяние — тюрьма и плети, за пьянство — тюрьма и плети, за прелюбодеяние замужней женщины — смертная казнь, за оскорбление ислама — смертная казнь. Учитывая, что под оскорбление ислама теоретически может попасть что угодно, в том числе переход, скажем, в христианство, открытое признание в атеизме или высказанное сомнение в уместности какой-то из норм шариата, — лично мне тут находиться несколько некомфортно.

Но один из моих уличных знакомых сказал: «Любить, зная, что тебя может ждать за это смерть, — это прекрасно. Это для настоящих мужчин».

Не знаю. Лично мне любить, зная, что мою любимую, если она вдруг снизойдет к моим чувствам, могут побить палками, а то и повесить на стреле подъемного крана, было бы нерадостно. Видимо, я ненастоящий мужчина.

Тем не менее иранское общество пронизано чувственностью, пропитано любовью. Тут действительно могут прожечь взглядом. Мне удалось пару раз испытать это, когда мимо проходившая девушка с безразличным, скучающим лицом вдруг на какую-то секунду бросала на меня заинтересованный взгляд. Это на самом деле похоже на разряд молнии — настолько этот взгляд был быстр, глубок, запретен, настолько стремительно он отводился в сторону.



Иранское общество пронизано чувственностью и любовью

— Забудь о средневековье, — говорил мне Хамед. — В Иране, в Тегеране по меньшей мере, женятся по любви. Почти все.
— А как же договорные браки, через родителей?
— Э-э-э, — отвечает Хамед, — представь, тебе двадцать лет, до сих пор все, что тебе удавалось с женщиной, — это поцеловать девочку на свадьбе у знакомых, когда тебе было пятнадцать. А тут тебе подводят девушку и говорят: «Она может быть твоей женой». Ты не представляешь, как ты сразу влюбишься! И у девочек так же. Но вообще у нас обычно молодежь сама знакомится.
— Но как? Где? Если нет дискотек, нет совместных вечеринок, если обучение по большей части раздельное, за исключением университетов?
— Во-первых, у нас нужно иметь сестру. Чтобы она снимала на телефон всех девушек на девичь-их встречах и в школе, а потом тебе показывала, все про них рассказывала и телефоны давала. Во-вторых, в Интернете знакомятся. Да и на улице знакомятся многие.
— Но каким образом?
— Смотришь на девушку, улыбаешься ей. Кидаешь ей свой номер телефона на бумажке. Захочет — позвонит. Если понравится, как ты говоришь, о чем думаешь — будете говорить часто. Потом можно в кафе ходить: она за одним столиком, ты — за другим, ничего друг другу не говорите, иногда смотрите. Потом можно жениться. Если деньги есть.
— А много денег надо?
— Ох много!

Сами расходы на свадьбу — шумную, многодневную, с отдельно арендованными помещениями для гостей-женщин и гостей-мужчин — могут быть больше дохода всей семьи жениха за несколько лет. Но ведь требуется еще и брачный дар — махр. Это те деньги, которые муж обязуется выплатить жене в случае развода; это средства, которые у нее должны остаться, если ты умрешь. Обычно махр измеряют в старинных золотых монетах, средняя цена махра — 40-50 тысяч долларов. Учитывая, что средняя зарплата в Тегеране примерно 400 долларов, понимаешь, почему многоженства тут как такового нет.



— Не очень справедливо, — говорит Хамед. — Раньше, когда муж работал, а жена сидела дома, все было понятно. Но сейчас женщины работают и получают больше мужчин, потому что, пока она учится в институте, он собирает деньги на махр на стройке! У нас на каждого студента — две студентки! И детей они не рожают, нет. Один ребенок в семье — обычное дело, два — уже редкость в Тегеране. У нас женщины-чиновницы, женщины-преподавательницы, женщины-ученые, а мужчины — вот, — показывает Хамед мозолистые руки. — Мужчины торгуют, строят, копают. И мы еще в армии должны служить, пока они карьеру делают. А потом махр им подавай. Ты думаешь, у нас тут женщины угнетенные? Ха! Я вот что тебе скажу: ты не прав, брат! У нас плачут, когда мальчик рождается. Вот берут родители ребенка и плачут над ним. «Бедный ты, - говорят, — бедный! А уж какими мы бедными через тебя будем!» Вот завтра приходи. Я друга приведу, он тебе расскажет, как с ним жена поступила. Все у него забрала и развелась, а он теперь долги будет до смерти выплачивать.
— Я завтра не могу. Я в Кашмар еду.
— О, — говорит Хамед, — там по-другому. Там не Тегеран, там старый Иран. Там совсем дикие люди живут, даже Америку по-настоящему не любят, а ты на американца похож.
— Да меня в городе не будет, мы в горы, на охоту, будем скакать по скалам за уриалами.
— Это можно, это безопасно, — говорит Хамед.

Десять долларов он принимает с удовольствием. Как-никак, собирает на махр и надеется через пару лет начать поиски невесты.

Из чего состоит иранский хиджаб

Хиджаб — это не какой-то вид одежды, это слово, означающее соблюдение в костюме требований шариата. При этом в каждой мусульманской стране могут быть какие-то свои требования к хиджабу, часто связанные с местными традициями, а не с исламом непосредственно. Скажем, афганскую бурку (мешок с сеткой) или арабскую абайю (черное покрывало с сеткой на месте лица) иранки не носят. Зато они носят:

Манто
Так во французском стиле называют верхнее пальто из легкой или тяжелой материи в зависимости от сезона. В идеале манто должно быть свободным, скрывающим формы тела и достигать хотя бы колен. Но это правило обычно игнорируют: летом многие иранки носят манто, которое справедливее было бы назвать легким пиджаком, а то и вовсе рубашкой.

Макнаэ
Своего рода тканый шлем, закрывающий голову, грудь и плечи. Обычный форменный головной убор для школьниц и студенток. Иранские спортсменки на международных соревнованиях всегда выступают в спортивных макнаэ.

Чадор
Черное покрывало, закутывающее женщину с ног до головы. Напоминает обычную простыню с подобием капюшона сверху. Без пуговиц, без застежек и без молний. Чадор обязателен для визита в государственные учреждения, накидывается поверх обычной одежды. В обычной жизни его носят либо очень религиозные иранки, либо те, кто хочет такими казаться.

Хед
Тугая повязка на голову. Ее надевают под шаль или русари религиозные иранки: даже если головной убор сползет, хед закроет от любопытных взглядов запретные женские уши и волосы.

Никаб
Лишь в очень отдаленных районах Ирана иногда можно встретить женщину в никабе — тряпке, которая полностью закрывает лицо, оставляя открытыми только глаза и часть лба.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Путин в гостях у аятоллы Хаменеи 23 ноября

Визит президента России Владимира Путина в Тегеран на этой неделе в иранских официальных кругах восприняли с энтузиазмом, но в неофициальных тут же напомнили, что Персия и Россия всегда были врагами.

Иранцам очень понравилось решение Путина прямо из аэропорта отправиться на встречу с духовным лидером Ирана аятоллой Хаменеи.

Сама же встреча прошла, видимо, в настолько дружественной атмосфере, что ветеран иранской политики, бывший министр иностранных дел Али Акбар Велаяти назвал её "лучшей и самой важной во всей истории Исламской Республики".

О чём именно говорили Путин и Хаменеи, известно мало. Иранская пресса широко цитирует высказывание, приписываемое Путину: "В отличие от некоторых, мы никогда не втыкаем нож в спину нашим союзникам".

Заполучить такого союзника в сирийской кампании, как Москва, для Тегерана, очевидно, было большой внешнеполитической удачей. Особенно после тяжёлого лета, в течение которого положение иранских частей и их союзников - "Хезболлы" и армии Башара Асада - на полях сражений в Сирии становилось всё хуже и хуже.

Потери среди частей иранского Корпуса стражей исламской революции росли с каждой неделей. Решение Путина ввязаться в конфликт очень помогло Ирану и позволило на данный момент укрепить позиции режима Асада.

Недружелюбные соцсети

Впрочем, не все иранцы убеждены в пользе союза с Россией. Некоторые пользователи соцсетей в связи с визитом Путина решили напомнить соотечественникам о некоторых не столь радужных моментах в отношениях двух стран.

"Эта вшивая атомная станция, которую вы строите для нас уже 20 лет и которая должна была заработать ещё 10 лет назад, не достроена и наполовину" - напомнил один из них об АЭС в Бушере, которую строят россияне.

"Вы ни разу не голосовали в Совбезе ООН против резолюций, которые в последние 10 лет превратили нашу жизнь в ад, - обвиняет Россию другой. - Что хорошего Россия хоть когда-нибудь сделала для Ирана? Назовите хоть три вещи".

Отношения между Персией-Ираном и Россией имеют многовековую историю и никогда не были безоблачными.

В восприятии большинства иранцев русские - опасный и непредсказуемый враг, нация, с которой они вели большие войны и терпели обидные поражения.

Слова "Туркманчайский трактат" - по этому мирному договору 1828 года Персия по итогам войны отдала Российской империи большие территории - до сих пор являются для иранцев синонимом несправедливого договора.

Туркманчайский договор

Мирный договор между Персией (ныне Иран) и Российской империей по итогам русско-персидской войны 1826-1828 гг.

Персия отдала России Эриванское и Нахичеванское ханства, а также остатки Талышского ханства (сейчас это части Армении, Азербайджана и Турции). Кроме того, на Персию была наложена большая контрибуция.

Брак по расчёту

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Похороны бойца КСИР, погибшего в Сирии. Тегеран, сентябрь 2015 года

Многие задаются вопросом, может ли быть прочным союз между странами с такой богатой историей вражды. Но пока очевидно, что лидеры России и Ирана считают этот новоиспечённый союз наилучшим способом сохранить влияние в Сирии и во всём регионе.

При этом напряжённость в отношениях Ирана и Саудовской Аравии не спадает.

Обещание президента Ирана Хасана Роухани наладить отношения с Саудовской Аравией пока остаётся невыполненным, к тому же большинству иранцев не очень-то этого и хочется.

Все больше иранцев рассматривают саудовцев как врага, как страну, которая поддерживает "Исламское государство" (признано в России экстремистским и запрещено) и потому представляет собой прямую угрозу Ирану.

Эти чувства к Саудовской Аравии настолько сильны, что даже те простые иранцы, которые обычно ругали Корпус стражей исламской революции за подавление инакомыслия, теперь считают "стражей" героями, рискующими своими жизнями за Иран и весь Ближний Восток в войне с экстремистами из ИГ.

С точки зрения иранцев, Россия очень вовремя пришла на помощь их стране, бившейся с экстремистами почти в одиночку.

А тот факт, что российская поддержка с воздуха позволила добиться некоторых успехов на земле, показывает, что альянс приносит плоды.

Возможные линии раскола

Однако в российско-иранских отношениях уже в ближайшие месяцы могут обозначиться серьёзные разногласия.

Во-первых, по вопросу о будущем Башара Асада.

Иран считает, что Асад должен остаться президентом, и это не обсуждается.

Путин на этой неделе в Тегеране заверял вместе с аятоллой Хаменеи, что поддерживает Асада. Но в разговорах с другими "партнёрами" Москва уже намекала, что на каком-то этапе она может быть готова как-то более гибко посмотреть на этот вопрос.

Во время визита в Иран президент России говорил о больших планах сотрудничества и инвестиций в нефтегазовой отрасли, строительстве, энергетике и других отраслях экономики.

Планы впечатляющи, но сейчас обе страны - в экономическом кризисе, и какая часть этих планов будет реализована, пока непонятно.

В России же некоторые эксперты уже предупреждают, что, сближаясь с Ираном, Асадом и "Хезболлой", Россия рискует оттолкнуть суннитские страны и потерять влияние в большей части региона.

У иранцев есть присказка про ад: это место, которое кишит такими ядовитыми скорпионами, что приходится спасаться от них среди змей.

На этой неделе, во время визита Путина в Тегеран, стороны сияли улыбками, но вполне вероятно, что их "совместное предприятие" в Сирии чем дальше, тем чаще будет напоминать эту присказку.


Жизнь в Иране представляет собой интерес практически для любого человека — древнейшее государство, таинственная Азия, победившая шариат и традиции Персии. Все это привлекает массу внимания, но практической информации о современной жизни в Иране не так уж и много. Для поездки , некоторым гражданам в ней может быть отказано.

Гражданство Ирана можно получить:

  • По праву рождения;
  • По происхождению (отец-иранец автоматически передает гражданство и ребенку);
  • По бракосочетанию (обычно это практикуется в отношении иностранок, вышедших замуж за иранцев);
  • А также путем натурализации — для этого требуется быть старше 18 лет, жить в Иране более пяти лет, а также не иметь уголовных преступлений ни в одной стране мира.

Недвижимость в Иране

На экономику государства влияет стоимость нефти и газа, которые находятся в постоянной динамике. От этих показателей зависит стоимость на жилье. для иностранных граждан можно также найти, прежде всего, именно в этих отраслях промышленности.

Несмотря на то, что дипломатические отношения Ирана с остальными странами находятся в некотором напряжении, это не отталкивает зарубежных инвесторов — и жилая, и коммерческая недвижимость крайне привлекательны для инвестиций со стороны иностранцев.

Необходимо учитывать, что политическая обстановка диктует также и некоторые ограничения. Например, приобрести недвижимость с израильским паспортом не получится.

Наиболее популярные места для покупки и аренды недвижимости расположены около столичной агломерации — Большой Тегеран неизменно обласкан и вниманием местных жителей, и приезжих, и властей. Аренда квартиры в Большом Тегеране обойдется минимум в 185$, и это если речь идет об отдаленных шахрестанах. Недвижимость в самой столице стоит значительно выше.

Посещение культурных центров, музеев и прочих заведений редко стоит более 1,5$. Пенсионеры и студенты могут получить скидку на билеты.

Расходы на транспорт здесь несравнимы с европейскими. Поездка на городском транспорте обойдется примерно в доллар, маршрутные такси стоят до 2,5$. Если есть желание пользоваться обыкновенным такси, то лучше обсудить стоимость поездки. Аренда автомобиля обойдется в 25-50$. В ИРИ действуют внутренние авиалинии, стоимость перелета внутри страны — около 30$. Подробнее о современной жизни в Иране в этом видео.

Примерные цены на жизнь в Тегеране

  • Питьевая вода 0.19$.
  • Молоко 0.94$.
  • Хлеб 0.51$.
  • Яйца (дюжина) 2.01$.
  • Куриное филе, 1 кг 4.45$.
  • Сыр местного производства, 1 кг 5.85$.
  • Яблоки, 1 кг 1.49$.
  • Апельсины, 1 кг 1.35$.
  • Картофель, 1 кг 0.73$.
  • Вино мид-класса 0,7л 40 $.
  • Пиво местное, 0,5л 8.14$.
  • Сигареты 1 пачка 3.00.

Транспорт


Развлечения и спорт

  • Фитнес-клуб месячный абонемент 35$.
  • Теннисный корт 1 час на выходные 12$.
  • Кино, 1 билет 3$.

Современные показатели исламской республики Иран вполне можно сопоставить с усредненным европейским значением — основное население страны здорово и регулярно получает медицинскую помощь. Власти тщательно следят за развитием медицины, сеть учреждений медицинского характера постоянно расширяется (в том числе и в менее развитых регионах). Также здравоохранение уделило особое внимание иммунизации граждан — все население массово прививается от таких заболеваний, как:

  • полиомиелит;
  • скарлатина;
  • корь;
  • дифтерия;
  • столбняк;
  • туберкулез.

Медицинское образование внутри страны обходится очень и очень дорого, несмотря на то, что образовательные учреждения здесь высокого уровня. Это приводит к тому, что большая часть местных жителей, желающих стать врачами, получают образование за границей.

Высочайший уровень медицинской системы также характеризуется и проводимыми здесь операциями. Так, например, в Иране действует более восьмидесяти медицинских заведений, которые проводят операции по пересадке органов. Иран занимает второе место после Таиланда по проведению сложнейших операций по перемене пола. За последние семь лет ученые Ирана добились существенных успехов в таких сферах, как изучение СПИДа и ВИЧ, есть лидирующие клиники в борьбе с онкологическими заболеваниями.

Здравоохранение предоставляет платные услуги и медицинскую страховку. Налоги и ежемесячные взносы взрослого населения позволяют обеспечить стабильную базу страховой системы. Однако страховка не покрывает всей стоимости медицинских процедур, поэтому граждане обязаны доплачивать за лечение. Ввиду этого медицинские учреждения (как частные, так и государственные) не берут на лечение тех, кто не способен оплатить его.

Памятка туристам: если при посещении Ирана планируется выезд из Большого Тегерана, то лучше позаботиться о наличии основных лекарственных средств в личной аптечке — особенно важно это в тех случаях, когда турист имеет хронические заболевания.

Иностранные граждане пользуются услугами скорой помощи и экстренного лечения безвозмездно — если они посетили страну официально. Дальнейшее лечение оплачивается согласно прейскурантам (он довольно высокий). Лучше всего оформить международную страховку.

Образование в Иране

Система образования Ирана, мягко говоря, не приносит должных плодов. Дело в том, что абсолютно все образование в исламской республике можно получить бесплатно — и школьное, и средне — специальное, и даже высшее. Несмотря на это, около 9 млн человек не умеют читать. К сожалению, на данный момент прирост населения вдвое превышает рост грамотности населения.

Одиннадцатилетнее школьное образование является обязательным. В начальной школе ребенок учится пять лет, затем в течение трех лет — переходный период «руководства», и после него средняя школа. Если ребенок планирует поступление в вуз, то подготовка к институту займет еще один год.

Мальчики и девочки обучаются раздельно. Программа обучения до 14 лет одинаковая, затем появляются некоторые отличия. Так, например, помимо традиционных научных дисциплин, девочки обучаются домоводству, кулинарии, рукоделию. Ввиду того, что в Иране по традиции большие семьи, девочек учат также быть сиделками и няньками.

У мальчиков вводится обязательное изучение электронных технологий, техники и смежных дисциплин. После того, как ребенок переведен в среднее учебное звено, он также начинает работать на заводе или другом предприятии один день в неделю — хотя, конечно, по русской аналогии мальчики являются учениками мастеров.

Такая практика организовывается руководством учебного заведения. Практика не оплачивается, чаще всего родители делают определенные взносы для того, чтоб их дети поступили на практику на более престижное производство. Это необходимо для получения мальчиками практических навыков.

Дети в раннем возрасте знакомятся с религией, это позволяет подготовить девочек к ношению чадора и прочих видов мусульманской одежды. Иранские учебные заведения вводят собственную форму для учеников, но повсеместно девочки с 12 лет начинают носить хиджаб или чадор.

Отличием мусульманской образовательной системы можно назвать полное отстранение государства от проблем усыновления. Если по каким-либо причинам ребенок лишается родителей, его опекают родственники. Кстати, такая семейность проявляется и по-другому — несмотря на то, что за последние четыре года в Иране открылось множество коммерческих школ, здесь практически нет пансионатов и закрытых учебных заведений, в которых организовано проживание детей.


* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa
До встречи;)

В этой заметке мы расскажем о том, как провели вечер в обычной иранской семье и о жизни простых иранцев: о семье, еде, религии, сложных отношениях с алкоголем и между полами. Также вы узнаете, что думают жители Ирана о России и почему россияне едят на завтрак бараньи головы.

Мы невероятные счастливчики! Нам удалось провести один из вечеров в обычной иранской семье в пригороде Исфахана, который находится в 40 км от города. Добирались до городка мы на маршрутке с одного из автовокзалов. Публика в салоне поначалу испугала.

Но оказалось, что несмотря на грозные чёрные одеяния и звучащую у водителя криповую музыку, эти женщины совсем не суровые, да и транспорт не тянет на джихад-такси. Молодые дамы поглядывали на нас (мы сидели на последних сидениях) и негромко болтали между собой, изредка посмеиваясь, вероятно, над тем чудом, что европейцы попали к ним в маршрутку.

Кстати, транспорт оказался очень комфортным и быстрым. Удобные кресла, высокая скорость и никаких остановок, так что минут через двадцать мы уже стояли на автовокзале городка Зерриншехр в компании вот таких маршруток.

Наш новый друг и наш хост, Багхер, встретил нас на машине и отвёз в дом, где живёт его семья. Семьи у иранцев большие, гостей и родственников также много, поэтому наше фото на память можно назвать достаточно малочисленным. Позже в гости к Багхеру и его родителям пришло ещё человек пять родственников.

Слева на фото мама нашего хоста, рядом с Иваном сидит его улыбчивый отец, рядом с отцом — дочка, а на заднем плане — внучка, Элина. Признаться, она одна из немногих, чьё имя нам удалось запомнить и не забыть через некоторое время, т.к. другие очень сложно произносятся.

Элина очень юркая, игривая и постоянно улыбается. Сначала принесла показать нам подарки предыдущих гостей-иностранцев, а затем притащила в комнату своё домашнее животное — курочку.

Ислам запрещает держать домашних животных, которые едят мясо, т.е. хищников. Поэтому кошек и собак в домах Ирана вы не встретите (зато в свободном Стамбуле турки уже выгуливают своих собачек по Истикляль). Курочке не дают имя, видимо, через какое-то время она попадёт в суп.

Все хотят сфотографироваться с курицей:) На фото ниже вы можете видеть фрагмент интерьера главной комнаты.

Комната представляет собой огромную залу, квадратов так в сорок, с несколькими диванами и полами, устланными чистейшими красивыми коврами. Это не семья олигархов, поэтому ковры не хендмейд, а массового производства.

На огромной плазме через тарелку показывают множество каналов, в том числе можно посмотреть иранский, который транслируется за рубежом и в эфире которого то и дело мелькают женщины без головных уборов и с декольте. Декольте, правда, в некоторых случаях показывают пиксельно, чтобы скрыть срамоту.

По всей территории дома, кроме кусочка прихожей и санузла, принято ходить босиком или в носках. Тапочки нужно обязательно надевать перед санузлом (туалет в иранском стиле — дырка в полу) и снимать после выхода. Чистота пола очень важна: на полу молятся, на полу ужинают (подстелив скатерть), на полу даже спят на тёплом матрасе. В туалете всё блестит и никаких неприятных запахов.

Обычный ужин в иранской семье выглядит так:

Главное блюдо — огромная порция риса без мяса с овощами и ароматными специями. С ошем принято есть овощные кисломолочные соусы, в данном случае огуречный и тыквенный. Едят прямо с постеленной на ковре узорчатой скатерти. Немного непривычно есть с пола. Плов очень вкусный, нигде такого не пробовали. В Узбекистане тоже вкусный, конечно, но более привычный нам:)

После трапезы последовал очень необычный исламский десерт «фалюде» — замороженные с розовой водой нити пищевого крахмала, которые сверху поливают кисло-сладким лимонным соусом.

Вообще, сладости в Иране очень сладкие, сахара с избытком, кажется, что раза в два слаще, чем в России. В чай тоже всегда кладут сахар и немало.

После ужина последовали разговоры о культуре и быте в России и Иране, а также просмотр иранского атласа мира. Вот, например, страница с Россией.

Долго рассматривали карту Ирана. Наш хост рассказал, что в южной части страны живёт много арабов, на севере — турки (так иранцы называют азербайджанцев), а в западной части помимо арабов также проживает много курдов.

После ужина пришла кузина нашего хоста, и мы поехали прогуляться в местный парк. Ребята так и описали схему иранского вечера: собирается много народу (вся семья, друзья, родственники), едят, едят, едят, а затем отправляются погулять:) Ели за ужином так много, что Лена пошутила про «нажраться по-ирански».

Парк с озером был большой, весьма ухоженный и хорошо освещённый. По иранским меркам была глубокая осень, и виды Паши и Вани, прогуливающихся при +20 в футболках, повергли ребят, кутавшихся в тёплые куртки, в шок.

Ночевать нас отправили в комнату на первом этаже. Зацените размер помещения.

Спать принято на полу, кроватей нет, но по полу не дуло, так что было тепло и мы отлично выспались. В этой комнате после свадьбы нашего хоста он будет жить со своей женой и детьми. Огромная зала имеет несколько пристроек-комнат, отдельную оборудованную кухню и санузел.

Утром проснулись по будильнику и обнаружили за окном небольшой загончик, где гуляют две курочки.

Несмотря на то, что большая семья живёт в таунхаусе без собственного огорода, деревенские привычки остались, и курочек держат по-старинке.

Утром наш хост уже был на работе, но его родители накрыли нам шикарный завтрак. Куку — название иранского омлета.

За завтраком удалось приятно побеседовать с ними, несмотря на полное непересечение знакомых нам и им языков. К Китаю готовы:)

Потом папа хоста отвёз нас до автовокзала, переговорил с водителями, усадил нас в маршрутку, улыбнулся напоследок своей искренней улыбкой счастливого человека и был таков.

Ниже мы расскажем вам несколько фактов об Иране, которые нам удалось узнать от нашего хоста, гида и других людей во время нашего путешествия.

1. Иран, несмотря на статус иранской республики, не такая уж и религиозная страна. Многие молодые люди достаточно скептически относятся к вере, мечети во многих городах пустуют, а часть населения тайно симпатизирует более привычному для персов . Одна из черт последователей этой религии: исключительная честность и невозможность взять чужое. По словам нашего гида, если зороастрийцу дать миллион и уехать на десять лет, то, вернувшись, по первой же просьбе получишь свой миллион обратно, даже если не было свидетелей и свидетельств.

2. В Иране всё равно, суннит ты или шиит, а вот в арабских странах этому придают огромное значение, и за убийство суннитом одиннадцати шиитов обещают верующему комфортное место в раю.

3. Когда мы шли по Исфахану поздно вечером, внезапно увидели впереди дым, развевающиеся чёрные флаги, большое скопление людей и услышали странную криповую музыку. Так проходит празднование многочисленных религиозных праздников, в которые принято раздавать бесплатно всем встречным чай и вкусняшки. Мы постарались проскочить побыстрее незамеченными, очень уж всё это жутко выглядело, но нас окликнули и угостили чаем.

В чай настойчиво предлагают положить три и более кусков сахара, типа, не жалко ничего в такой день.

4. Девушки массово недовольны своим носом и мечтают сделать пластическую операцию. После операции очень долго носят пластырь, чтобы показать, что ими получен доступ в секту красивых людей. Иногда могут клеить пластырь даже без операции. Раньше операции делали лет в 25, теперь начинают с 18. Медицина в Иране хорошая, поэтому пластику делают в родном отечестве, даже из Азербайджана сюда летают. По мнению местных мужчин, далеко не все женщины нуждаются в подобных операциях, но любая женщина сразу же идёт к хирургу при первой возможности. Да, иранские женщины очень любят обильно краситься:)

5. Мужчины в Иране одеваются очень странно: многие ходят в обтягивающих штанах и другой облегающей тело одежде, смотрится необычно, у нас мужчины такое не носят. Может, за женщин отдуваются, которые ходят только в балахонах:)

Наш хост отметил, что Лена одевается как местная современная нерелигиозная иранка. Европейки, по его словам, в Иране носят другие наряды.

6. Сориентируем по стоимости недвижимости: квартира 100 кв.м. в крупном городе Ширазе стоит около 100 000 долларов. Квартир маленьких, кроме как в Тегеране, почти нет, по всей остальной стране принято жить в больших апартаментах или домах одной большой семьёй.

При президенте Махмуде Ахмадинеджаде был запущен проект Kindness, чтобы помочь молодым парам за четыре года получить квартиру в рассрочку. Проект оказался провальным, прошло уже семь лет, а квартиры ещё не готовы, при этом ежемесячные платежи по-прежнему нужно вносить. За эти годы каждая семья уже внесла более 10 млн. рублей (пересчитали с риалов)! Самим бывшим президентом жители очень недовольны и называют его мартышкой.

7. Иранцы любят красивую мебель, как во дворцах. Посмотрите только фото из мебельного. Не кресла, а троны настоящие. Правда, не все могут позволить такую роскошь — в доме, где мы жили, мебель была намного скромнее.

8. Семья для иранцев не пустой звук: семьи очень дружные и многочисленные, семья помогает молодым, от семьи не принято отделяться даже после брака, а в брак нельзя вступить без согласия на то родителей с обеих сторон.

В законе прописано, что в случае развода мужчина должен заплатить женщине отступные, причём эта сумма оговаривается молодожёнами до заключения брака. Но в современном мире такая схема работает плохо: корыстные современные женщины начали специально разводиться, чтобы разбогатеть. Позже в закон ввели ограничение на максимальный размер такой выплаты — 40 000 евро.

Кстати, раньше было много разводов, так как молодые не могли проверить друг друга в отношениях, ведь до брака общение сильно ограничено.

Второй раз замуж выходить не принято, зачастую женщины после развода, получив отступные, живут без мужа.

В брак девушка должна вступать девственницей, для этого нужно даже специальную бумажку от врача приносить.

9. Мальчиков и девочек разделяют с самого детства: в детском саду и школе учатся отдельно. Только в университете молодой человек впервые близко видит девушку, хорошо, если раньше у него были родственницы, с которыми он мог пообщаться в родном доме. Можете себе представить, как тяжело после такого разрыва завести гармоничные отношения. Например, бабушка и дедушка нашего хоста почти не знали друг друга до свадьбы.

На свадьбы принято приглашать очень много гостей, 200 человек минимум. Саму свадьбу невозможно организовать без финансовой поддержки родителей и родственников. На свадьбах часто пьют полностью запрещённый в исламской республике алкоголь — что-то вроде домашнего вина и «этанол», как объяснили наши хосты.

У нас есть подозрения, что из-за стольких препятствий в общении с женщинами в стране распространён гомосексуализм. Об этом говорят, например, большие окошки в дверях кабинок в мужских общественных туалетах. В женских такого нет.

10. Впрочем, времена меняются. Десять лет назад это было невозможно, но теперь, благодаря интернету и к недовольству религиозной полиции, пытающейся контролировать сферу отношений, почти у всех девушек есть бойфренды.

11. Интернет в стране сильно ограничен. Но выход есть: вся страна сидит через VPN и имеет доступ ко многим западным ресурсам. Имея компьютер и зная английский, можно узнать всю правду об Иране и западной культуре.

12. Понятия о приличиях несколько отличаются от европейских. Например, нам сразу же заявили, что маленькая девочка, Элина, больна диабетом, у нас вроде как не принято сразу рассказывать о болячках при знакомстве. Когда Паша отказался от очередной добавки плова под предлогом, что больше не может есть, ему было сказано, что он толстый и в него ещё много влезет, так что пусть ест:)

13. Многие иранцы хотят смены режима, движения в сторону капиталистических ценностей, снижения роли религии в обществе. Хотя не все, наш хост, например, даже не понял нашего вопроса о том, когда это всё закончится. Общество в целом нарушает многие запреты (алкоголь, отношения) и не показывает высокую лояльность действующей системе, хотя открыто немногие решаются высказаться.

14. Пять лет назад в Иране случился экономический кризис из-за введённых санкций, валюта всего за неделю обесценилась в четыре раза.

15. Литр бензина в Иране стоит столько же, сколько литр воды в бутылке в магазине: около 20 рублей. Поэтому на такси можно передвигаться относительно недорого.

16. О России среднестатистический иранец думает, что это такая же великая держава с высокоразвитой экономикой и технологиями, как и США. По мнению иранцев, США и Россия — две самых сильных страны в мире, причём Америка боится более могущественной России. Мнение это базируется на том, что Россия помогала строить , а также налаживала промышленное производство.

По телевизору пропаганда работает от души: постоянно ругают США и саудитов, показывают войну в Сирии, мелькают имена Путина и Шойгу. Как раз из телевизора иранцы и узнали, что Россия — большой друг страны. Русских в стране мало, и встретить их можно только там, где есть совместные международные предприятия.

О России неполитической знают мало: знают, что холодно, знают обе наши столицы и что Наполеон в Москву захаживал как-то (зачем — не знают). Также в разговоре промелькнула информация о самом популярном блюде в России — бараньих головах, которые россияне едят на завтрак:)

17. Открыто алкоголь запрещён, его нельзя купить и за его употребление предусмотрено наказание палками. Наш таксист в Азербайджане рассказал нам о том, как два его друга приехали на север Ирана, всю ночь пили водку, а утром, ещё датые, отправились на прогулку. Их остановили полицейские (видимо, религиозные) и спросили, почему они так странно выглядят и не изволили ли они пить алкаху. Простодушные азербайджанцы во всём сознались, думая, что они гости страны и им ничего не будет. Полицейские сразу же связали их, отвели в отделение, где наказали палками, а очнулись любители выпить уже в больнице.

Тем не менее, особых проблем с покупкой алкоголя у местных нет, многие знают контакты алкодилера. Правда, цены высокие и качество низкое. Гид через полчаса общения уже предложил нам достать алкоголь:)

В отстутсвие алкоголя все покуривают травку, несмотря на строгое наказание.

Как только иранец попадает за границу, сразу же начинает пробовать алко и меры не знает, подобно тому, как первый раз пьют российские школьники. Наш 29-летний хост с упоением рассказывал нам, как круто забухал в ОАЭ так, что пропустил самолёт. Когда иранец несколько лет живёт за границей, пьяницей он не становится, перебесившись в алкогольной молодости, будет выпивать весьма умеренно.

18. В 2016 году поток иранцев, посетивших главную алко-страну бывшего СССР, Грузию, вырос на 500% по сравнению с предыдущим годом. Угадайте, кто в этих поездках винишком балуется. Несмотря на это, грузин иранцы не любят, вполне справедливо считая их . Другие популярные направления для отдыха — ОАЭ и Турция.

19. Из мировых держав уважение вызывает Россия и Турция. Про Россию мы уже рассказывали, Турция — за высокоразвитую экономику и поступательное развитие. Не любят арабов и азербайджанцев, считая и тех, и других недалёкими. Арабов не любят ещё за то, что принесли в Иран ненавидимый многими ислам. Араб ассоциируется в Иране с богатым, но удивительно неразвитым придурком, водящим босиком свой спортивный ламборгини. Иранцы уверены, что как только у арабов закончится нефть, они сразу вернутся в своё изначальное дикое состояние.

Соседи с востока, пакистанцы и афганцы, играют в Иране роль гастарбайтеров. Других северных соседей, армян и туркменов, в стране почти нет.

20. Чай пьют везде и много. В случае большой компании воду кипятят в самоваре. Слова «чай» и «самовар» в фарси и русском одинаковы, последнее пришло в Иран из России.

21. Завтракают и обедают иранцы почти всегде дома, а в обед не обедают, а перекусывают фастфудом. Быстрая еда в основном невкусная, булочки как будто сделаны из резины, котлеты тоже не блещут. Когда в страну придёт МcDonalds и другие сети рыгаловок фастфуда, они могут в одночасье стать очень популярными.

22. Иранцы часто курят кальян, дома и на пикниках, но в некоторых парках это запрещено. За неделю мы так и не нашли кафе, где можно покурить кальян.

23. У женщин в Иране тёмные волосы, поэтому любой цвет волос светлее чёрного считается очень красивым. Кузина нашего хоста, узнав, что волосы могут выгорать на солнце и становиться от этого светлее, сказала, что теперь будет специально сидеть в саду под солнцем, чтобы волосы выгорели и стали светлее, как у Лены:)
ч. 6:
ч. 7:
ч. 8:

Привет! Этот журнал больше обновляться не будет. Если вам интересны наши посты, присоединяйтесь к нам:
* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/ , где мы вдохновляем на путешествия фотографиями и рассказами.
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa , где мы пишем о том, как живут люди в разных городах и странах.
До встречи;)

Привет! Меня зовут Кристина, мне 27. Я живу в Иране (по-моему, я первая представляю эту страну здесь). На данный момент, все свое время посвящаю своему маленькому сыночку, которому скоро исполниться 6 месяцев, любимому мужу и, конечно, домохозяйству). Давно наблюдаю за жизнью разных людей благодаря сообществу odin-moy-den и вот решила показать свой день. Итак, один выходной день иранско-русской семьи, 18 сентября 2011.

(Всего 65 фото)

1.Сегодня малой дал поспать больше обычного, чему я очень рада. Чувствую себя по-настоящему отдохнувшей. Кстати, в Иране все по-другому, даже дата))) У кого-то может и 18.09, а у нас 27.06)))

2.В квартире полумрак и даже кажется, что еще очень рано.

3.Поднимаю жалюзи и вот он вид из моего окна. Мне очень нравится, именно поэтому никаких штор и тюлей на окна не вешаю.

6.На душ времени нет, потому что уже пора выезжать, так что просто умываюсь и чищу зубы.

7.Компромисс с мужем))) Он пользуется зелененьким мылом, я тем, что Lux.

8.Утром обычно не крашусь, вообще почти никогда не крашусь, потому что мужу я нравлюсь больше без косметики. Поэтому наношу лишь солнцезащитный крем и чуток подкрашиваю ресницы.

10.Иду на кухню собирать сумку, мы сегодня едем в пригород Тегерана, заодно устроим там маленький пикничок. После появления ребенка в основном сижу дома, поэтому рада любому выезду. Грею пирожки, вчера пекла сама. Я вообще не очень люблю готовить, но иногда бывает).

11. Нашла в холодильнике кетчуп, муж очень любит с пирожками.

12. Собираю сумку.

13. Люблю эту сумку, нам ее на Филиппинах подарили, акция от Читоз была. Теперь вот везде ее таскаю, пропагандирую так сказать. В Иране как-то не особо парятся насчет экологии(((

15. Наш дом с улицы.

16. А это объявления на фасаде дома, черт только разберет че там написано... Слабо прочитать?)))

17. Проверяю, все ли взяли.

18. Трогаемся, времени натикало вот столько.

19. Едем мы в пригород Тегерана за яблоками. Там много садов и яблоки знамениты на весь Иран, но до столицы они обычно не доходят, их прям там распродают, большая часть идет на экспорт, поэтому мы каждый год в это самое время ездим туда. Вот что вижу из окна машины (сорри, фотки не ахти, но все же).

23.Тетеньки иранские.

24. Ну вот и подъезжаем, кстати, путь не близкий, почти 100 км намотали. Вот те самые сады и загородные дома.

26. А вот и яблочки.

27. Пока муж торгуется, оглядываюсь по сторонам. Вот реклама чайханы, эх, жаль, что еще так рано. С удовольствием бы покурила кальяна...

28. Орешки грецкие продают.

29. Сына возмущался, ничего другого просто не пришло в голову, чтоб его утихомирить.

30. Муж закупился, отправили покупки в багажник, едем искать подходящее местечко для пикника. По дороге увидели обалденную тыкву.

33. Или сока? Кстати, мой любимый, с кусочками фруктов.

34. Хорошего понемножку(((нужно потихоньку возвращаться. Ага, едем в правильном направлении.

35. Виды Тегерана из окна машины.

40. И такие приколисты встречаются)))

41. Хотели догнать свадебную машину, не успели, т.к. она свернула.. Вон она, белый Пежо 206.

42. Подъезжая к дому, заезжаем в ресторан за кебабом, т.к. времени на готовку уже нет, а кушать охота сильно.

43. Вообще-то у них есть доставка, но самим быстрее будет.

44. Уф, какой вкусняшкой запахло на всю машину

45. Последний перекресток и мы дома.

46. Ого, сколько уже времени... Кстати, туда-обратно почти 200 км намотали.

47. Сынуля уснул в дороге, потому быстренько распаковываем еду и кушать.

50. Хотелось чуток отдохнуть после обеда, но не тут-то было, сына проснулся. Не судьба, видимо, да и дел еще много. Сажу его в ходунки, а сама на кухню.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.