Кто создатель традиции наряжать елку. Откуда взялась традиция ставить ёлку на Новый год

Новогодняя елка в древности

Елка в средневековой Европе

Наряжать елку всей семьей - добрая предновогодняя традиция, которая раз за разом переносит нас в детство и погружает в атмосферу настоящей зимней сказки. Но задумывались ли вы, откуда пришел к нам этот обычай? Предлагаем вам несколько версий, которых придерживаются в Европе и России.

Читайте также

5 неожиданных идей «вкусных» новогодних подарков

Новогодняя елка в древности

В Европе принято считать, что традиция украшать елку зародилась у кельтов еще до возникновения христианства. В те времена люди верили в существование духов леса, при этом особенно почитались именно хвойные деревья, которые оставались зелеными даже с наступлением морозов. В самую долгую зимнюю ночь кельты отправлялись в лес, где выбирали дерево - ель или сосну - и наряжали его разнообразными лакомствами, чтобы задобрить духов. С течением времени этот обычай распространился по всей Европе, и елку наряжали уже не только для того, чтобы порадовать лесных обитателей, но и с целью получить богатый урожай ближайшей осенью.

Елка в средневековой Европе

Многие жители европейских стран уверены, что традиция наряжать елку на Рождество появилась благодаря христианскому богослову из Саксонии Мартину Лютеру . По легенде, именно он, возвращаясь домой через лес, впервые принес домой ель и украсил ее разноцветными лентами и свечами.

Кстати, в Германии до сих пор бытует и легенда, связанная с именем архиепископа-реформатора Бонифация. Для того чтобы показать язычникам бессилие их богов, он якобы срубил священный дуб Одина и заявил, что «на корнях срубленного дуба язычества» вскоре вырастет «пихта христианства». Так и случилось, и из пня старого дуба появилось молодое хвойное деревце. Кстати, этот случай действительно описан в житии Святого Бонифация.

А вот по мнению ученых, немецкая рождественская ель олицетворяла райское дерево во время мистерии - праздника в память об Адаме и Еве, который западные христиане отмечали 24 декабря. Неслучайно елка в немецкой традиции называлась христовым деревом и даже райским садом. При этом обычай украшать ель плодами и цветами знатоки связывают с легендами о цветении и плодоношении деревьев в ночь на Рождество.

Елка в России

Празднование Нового года в Российском государстве ввел своим указом Петр I, и случилось это в 1669 году. А вот в ночь на 1 января праздник стали отмечать лишь в 1700 году. Обычай ставить хвойные деревья у ворот домов государь привез из Германии, однако елки в то время еще не наряжали - такая традиция появилась спустя несколько десятилетий - в 1830 году, при Александре Федоровне, супруге Николая I. Однако украсить новогоднее дерево мог позволить себе не каждый.

Спустя 12 лет после Октябрьской революции, в 1929 году обряд был запрещен по решению участников партийной конференции большевиков, которые посчитали, что наряженная новогодняя елка являет собой символ буржуазного строя и поповщины. Вместе с елью под запрет попал и Дед Мороз, а Рождество стало рабочим днем. Перед праздником на улицах появлялись добровольческие патрули, которые заглядывали в окна и проверяли, нет ли в домах елок. Поэтому люди, во что бы то ни стало желающие устроить праздник для своих детей, были вынуждены делать это тайно - ели тайком рубили в лесу и ставили подальше от окон.

А 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла заметка с подписью кандидата в члены политбюро ЦК ВКП (б) Павла Постышева. В ней автор заявил, что дети рабочих не должны лишаться удовольствия веселиться на празднике, как делали это ранее в буржуазных семьях. Благодаря этому традиция устраивать детские елки вернулась, а современный вид новогодний праздник приобрел только в 60-х годах прошлого века.

Ранее в Роскачестве рассказали, как выбрать елку к Новому году.

По материалам lyubovm.ru.

Фото: livejournal.com, podrobnosti.ua, culture.ru

Без нарядной ёлки в доме трудно представить Новый год и Рождество. Когда же появилась традиция ставить в домах и наряжать в новогодний праздник ель, и как эта традиция развивалась?

Еще первобытные люди относились к деревьям с уважением, считая, что в них переселяются души умерших и оберегают людей от злых сил, болезней и разрушительных погодных явлений - бурь, гроз. Ель с давних времен почиталась особо, считалась магическим деревом: древние люди считали это дерево любимицей бога - Солнца, которое позволяет ей всегда оставаться зелёной, в то время как лиственные деревья сбрасывают листву на зиму. Поэтому ель олицетворяла собой бессмертие, вечную молодость, а также была символом бесстрашия, верности, достоинства. Таким образом, традиция делать приношения ели, украшая ее ветви подарками, берет свое начало с незапамятных времен.

Новогодним, а затем рождественским деревом ель стала в Германии, где это вечнозелёное дерево издавна почитали как символ неумирающей природы и бессмертия. Выбору ели в качестве новогоднего дерева способствовал и её вечнозелёный покров, который позволял ей оставаться зелёной и в зимнее время. Ведь лиственные деревья, которые стоят зимой обнаженными, не могут символизировать своим видом бессмертие, возрождение. Другие хвойные деревья, кроме ели, тоже почитались и даже использовались в качестве новогоднего декора, но ель, кроме того, в отличие от той же сосны, пихты или можжевельника имеет удачную пирамидальную форму.

У древних германцев был обычай на Новый год идти в лес к выбранной заранее самой высокой и красивой ёлке и украшать её свечами и цветными тряпочками, а затем водить вокруг неё хороводы и петь обрядовые песни. Позже ёлки стали срубать и приносить в дома. Ёлочку ставили на стол, вешали на неё яблоки, сахарные изделия, прикрепляли к ветвям свечи.

После того, как германские народы крестились (приняли христианство), они не отказались от этого обряда, а придали ему новый смысл: ёлка стала рождественским деревом. Сейчас невозможно точно установить, когда и где ель впервые была использована в качестве рождественского дерева. Это событие произошло примерно в начале XVI века. В XVII веке вместо маленьких ёлочек, которые ставятся на стол, стали ставить в домах большие ёлки, а в начале XIX века высокие рождественские ели стали украшать площади немецких городов.

Ещё через полвека обычай установки рождественских елей перешагнул границы Германии и постепенно стал распространяться во всех странах Европы, а также в Америке.

Каждое из традиционных ёлочных украшений тоже имеет свою историю. Звезда, которая венчает верхушку рождественской ёлки, символизирует Вифлеемскую звезду - ту самую, которая загорелась над местом рождения младенца Иисуса. Эта звезда стала путеводной для жрецов-волхвов: они пошли к ней, когда она загорелась на восходе (востоке), чтобы поклониться рожденному «царю Иудейскому». И звезда привела их к месту, где находились Мария и Младенец Иисус. В нашей стране в советские годы, когда шла активная борьба с религией, рождественскую звезду заменили красной пятиконечной звездой, похожей на рубиновые звезды, венчающие башни Кремля.

Одним из непременных атрибутов рождественской ёлки поначалу были яблоки - символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Позже на ёлку стали вешать сладости, орехи, фрукты, которые заворачивали в фольгу.

Время изобретения стеклянных ёлочных украшений точно неизвестно, но установлено, что произошло это в Германии, где уже в середине XIX века их производство приобрело массовый характер.

Большинство ёлочных украшений поначалу было съедобными. Кроме плодов, на ёлку вешали сахарные пряники и печенье. Они были призваны напоминать об обряде причащения, во время которого вкушают специальные хлебцы.

Нередко в магазинах под Новый год можно видеть искусственные ёлочки и венки, украшенные алыми ягодами. Это имитация ягод падуба остролистного, который растет в Западной и Южной Европе. Это тоже вечнозеленое дерево, ярко-красные ягоды которого висят на деревьях до февраля. Идея использовать их в качестве новогоднего украшения пришла к нам из кельтской традиции.

Свечи в качестве ёлочного украшения символизировали ангельскую чистоту. Легенда связывает украшение рождественской ели восковыми свечами с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина Лютера. Кстати, ему же некоторые приписывают идею установки рождественской ели в доме. Согласно легенде, Мартин Лютер однажды в Сочельник шел домой через лес. Взглянув на небо, он увидел звёзды, ярко сверкавшие сквозь ветви елей. Эта картина напомнила ему о событиях ночи рождения Христа в Вифлееме. Лютер стал размышлять о безграничной любви Бога, пославшего в мир своего единственного сына Спасителем грешного человечества. Эти думы не покидали его и тогда, когда он вернулся домой, и он поделился ими со своими домочадцами. Для иллюстрации своих мыслей Лютер вышел в сад, срезал маленькую ёлочку, принес её в дом, прикрепил к ней свечи и зажег их. После этого случая каждый год на Рождество Лютер устанавливал в доме рождественское дерево с горящими на нем свечами как напоминание о благости Божией.

Огоньки свечей на пушистых ветвях смотрятся очень красиво, но это украшение чрезвычайно пожароопасно. Поэтому со временем горящие свечи уступили место электрическим гирляндам. Автор этой идеи - американский телеграфист Ральф Моррис. Нити сигнальных лампочек использовались на телефонных пультах, и Моррису пришла в голову мысль развесить подобные нити на рождественской ёлке. Это произошло в 70-х годах XIX века, а уже в 1895 году электрическая гирлянда украшала новогоднюю ель перед Белым домом в Вашингтоне. После этого традиция украшать рождественские ели электрическими гирляндами быстро распространилась по всему миру.

Скоро Новый Год. Мандарины, шампанское, оливье, бенгальские огни, красавица-ёлочка. Все эти неотъемлемые атрибуты любимого праздника знакомы всем с детства. Пробьют Куранты, и старый год под песни с хоровод ами уступит новому дорогу. С утра ребятишки побегут доставать из-под елочки подарки. В нашей стране традиции празднования Нового года известны каждому. А известно ли, откуда к нам пришла традиция наряжать елку?

Нарядная, сверкающая огнями, игрушками, пушистая красавица. Кто может представить себе новогодние праздники без главного символа? Но кто же придумал наряжать елку на Новый Год? Откуда к нам пришел обычай украшать елку?

Красивая традиция имеет несколько легенд возникновения.

Германия

Большинство людей склоняется к версии, что традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. Э то неудивительно, оттуда к нам пришли многие сказочные персонажи, легенды о ведьмах и вурдалаках, вампирах и русалках. Средневековые германские замки хранят тысячи тайн. Одной из таких тайн, исследователи считают и традицию наряжать елку.

Согласно одному старому поверью, ель способна расцвести в ночь перед Рождеством и принести плоды. Древнегерманские племена верили в силу духов, которые, по их мнению, жили на верхушках вечнозеленых деревьев. А потому старались задобрить их, украсив священное дерево фруктами и орехами. Только в дом такое дерево никто не носил, наряжали прямо в лесу.

Позднее, Мартин Лютер пытался искоренить в населении привычку бегать по лесам перед Рождеством, поскольку это более подходило язычникам, нежели чем христианам. Легенда гласит, что однажды ночью Лютер увидел на поляне ель, освященную лунным светом. О на напомнила ему о Вифлеемской звезде, что привела волхвов к Иисусу. Тогда он первым принес ель в дом и украсил ее свечками, а наверху водрузил символ Рождества - звезду. Это было в 1513 году.

Потом традиция распространилась по Европе. Немецкие принцессы выходили замуж за принцев других династий и увозили с собой и традицию наряжать елку . Документально подтверждено, что первая елки в Англии и Франции были наряжены именно по приказу немецких невест.

Потом к массовой традиции подключились США, Российская империя.

Египет

Часть людей склоняется к мнению, что прародительницей нашего новогоднего символа, стала древнеегипетская пальма.

Египтяне с древних времен украшали пальму на зимнее солнцестояние. Они возносили благодарность своим богам за урожай, за осадки, за все добрые дела, в которых боги проявили участие в минувший год. Они приносили богатые дары, восхваляя верховных духов.

Кельты - самый воинствующий народ в Европе. Они обладали жестоким нравом. И жестокими традициями. Они искренне верили, что смерть наступает только тогда, когда у врага отрублена голова. Только тогда душа покидает этот мир.

Ель была для кельтов обителью злых сил, которые помогают им в сражениях и налетах. Дерево жертвоприношений. Человеческих и животных жертв. Друиды развешивали на елях внутренности с тем, чтобы задобрить духов.

Когда жертвоприношения стали запрещены, то на ветвях ели появились шары и гирлянды, как знак уважения к покровительствующим духам.

Кельты считали, что недополучив свою порцию жертвоприношений, к ним на порог придет Великий Старец Севера с мешком, чтобы получить новый труп. Поэтому жители поселка в праздничную ночь приносили ему в жертву одну юную девушку. Раздевали ее и привязывали на морозе к столбу. Обледенелый труп считался хорошим знаком, принятым божеством.

Некоторые источники утверждают, что старец и юная девушка являются прообразами современных Деда Мороза и Снегурочки.

Древняя Греция и Древний Рим

Обычай наряжать елку у древних римлян и греков возник еще на заре цивилизаций. Э то опять же связано с желанием задобрить духов. Но в этой легенде, дерево ассоциируется исключительно со здоровьем.

Вечнозеленым деревьям приписывалось свершение самых смелых ожиданий. Украшенная веточка могла подарить обитателям дома вечную молодость, здоровье, смысл жизни, исцеление, прибавление в семье.

Елочку благодарили за помощь в уходящем году и просили о помощи в наступающем.

Распространению такого обычая очень способствовали лекари, которые убеждали людей, что хвойный лес - это источник долголетия и здоровья. И они не ошибались.

Сказочная притча Северной Европы

В ночь, когда на свет появился младенец Иисус, на небе загорелась звезда. Та самая, что привела к Вифлеему волхвов. Согласно легенде, растения тоже двинулись в путь, чтобы выказать Божьему Сыну почтение.

С севера последней пришла ель. Она не решалась подойти ближе, поэтому стояла в стороне. Она так спешила взглянуть на Спасителя, что позабыла о подарке. А когда все растения уже преподнесли свои дары, елочка вдруг преобразилась, похорошела, заискрилась. Младенец заулыбался, и на макушке елочки засияла звезда.

Другая легенда говорит о том, что к младенцу елочку не подпустила пальма. Она указала ей на колючки и смолу. Елочка засмущалась и скромно отошла в сторонку. Ангел-хранитель, видя разговор, пожалел ее и наградил яркими звездочками, чтобы в это Рождество она сияла и искрилась, неся доброту и тепло.

Бонифаций и Дуб Тора

Бонифаций - миссионер, несущий Слово Божье к языческим племенам. Он совершил много экспедиций, много прошел дорог с тем, чтобы образумить язычников и донести до них правду. В пути с ним следовали воины и ремесленники. Они обустраивали места стоянок великого Апостола всех немцев.

Бонифаций слыл реформатором франков. Однажды он оказался на границе франков и германцев, у самого дуба Бога Тора. Дуб был величайшей святыней язычников. Бонифаций срубил дерево, желая доказать, что никакого гнева богов за этим не последует.

Согласно поверью, падая, дуб сломал все, что находилось под ним. Не тронул только ель. Тогда язычники, присутствующие при «казни» дуба, сразу же возвели ель в ранг священных деревьев.

И сегодня есть люди, считающие, что обычай наряжать елку пришел от франко-немецких язычников, как наследство от павшего Дуба Тора.

Российская Империя

В России традиция наряжать елку появилась с Петром Великим в 1700 году. Однако, не прижилась, и после смерти государя, быстренько сошла на нет. В России с древних времен ветками ели устилалась дорога покойника, и люди не хотели встречать с таким деревом праздник.

Еще одну попытку возобновить традицию наряжать елку к Новому Году предприняла урожденная немка Александра Федоровна, приказав в канун 1819 года украсить елку.

Потом снова попытался Николай I, уже в тридцатых годах. Публично приняты народом елки стали только к 1852 году, когда пушистые красавицы стали повсеместно появляться на улицах и площадях.

Так было до 1918 года. Потом Советская власть «приговорила» елку к бездействию до 1935 года. Поскольку обычай украшать елку был связан с церковными легендами, значит, ему не было места в «новой жизни».

Через 17 лет в газете появился призыв украсить ель для детей к новогоднему празднику. Советские власти смилостивились к вечнозеленой пленнице и вернули ее. Правда, Вифлеемскую звезду на верхушке сразу заменили на пятиконечную Красную Звезду - символ власти, чтобы в каждом доме помнили про великую силу великой державы. Но ель стала символом только Нового Года, поскольку коммунистическая партия не признавала такого праздника как Рождество.

Однако, и годы Советов прошли. А елочка-красавица и по сей день является символом Нового Года и Рождества Христова.

Легенда связывает рождественскую ёлку с именем крестителя Германии святого Бонифация. Проповедуя в VIII веке христианство язычникам, Бонифаций решил доказать, что дуб, которому те поклонялись, не имеет волшебной силы, и срубил его. Падая, дуб повалил все деревья вокруг себя, и только небольшая ель осталась стоять. «Да будет она древом Христа!» – воскликнул святой. Якобы с тех пор и ставят в домах на Рождество украшенную ёлку.

Праздничная ёлка на самом деле родом из Германии. Более позднее предание гласит, что ёлку повелел ставить в домах один из зачинателей протестантизма Мартин Лютер. Вероятно, Лютер был одним из первых христианских авторитетов, кто поставил ёлку дома и призвал других не чураться этого языческого обычая, который, понятное дело, существовал задолго до Лютера.

Ещё до начала христианской эры германцы отмечали в конце декабря праздник середины зимы. Перед этим днём они ставили в воду веточки черемухи или фруктовых деревьев. К празднику на веточках появлялись цветы, символизируя, что природа умерла не навсегда. Но иногда почки не распускались. Это считалось дурным предзнаменованием. Поэтому со временем вместо черемухи стали использовать ветки вечнозеленых деревьев: пихты, ели или сосны, а позже и целые небольшие ёлочки.

Как же ёлка перекочевала из языческого праздника в христианское Рождество?

В начале первого тысячелетия римляне отмечали 25 декабря день Sol Invictus – «непобедимого солнца». Когда по империи расползлось христианство, Рождество никто не праздновал, потому что точная дата рождения Иисуса была неизвестна. Но поскольку родился он зимой, старый праздник Sol Invictus стали связывать с его рождением. Так и пошло, в общем, с тех пор Рождество по миру вместе с христианством, поглощая языческие зимние праздники. В германских землях он впитал в себя с потрохами обычаи праздника середины зимы. В том числе и ёлочку.

В XIV-XV веках простые люди ещё не могли себе позволить купить целую ёлку и довольствовались ветками. А вот богатые ремесленные цеха ставили (а иногда подвешивали к потолку) в своих мастерских большие ели, украшая их яблоками и разными сладостями. После праздника детям разрешалось стряхивать всё это добро с ёлки и брать себе. Сахарную рождественскую звезду, которой венчали ёлку, обычно отдавали самому младшему или самому отличившемуся в минувшем году ребёнку. Неудивительно, что Рождество ещё с тех пор особенно полюбили дети.

Из Германии рождественская ёлка пошла по всему миру. В 1807 году французский император Наполеон I, узнавший об этом обычае в военных походах, приказал нарядить ёлку в городе Касселе для своих солдат-немцев из Эльзаса. В 1837 ёлку поставили во дворце Тюильри во Франции. Это велела сделать герцогиня Орлеанская, урожденная немецкая принцесса Хелена фон Макленбург. Первую ёлку в Англии поставили ещё в 1800 году при дворе короля Георга III для его жены-немки Шарлотты. Но обычай закрепился не сразу. Второй раз ёлку в Англии нарядили только в 1840 году – и опять для немца августейших кровей – мужа королевы Виктории принца Альберта Саксен-Кобургского. В Англии и во Франции эта традиция стала всенародной только во второй половине XIX века. Зато теперь Франция обеспечивает ёлками всю Европу, выращивая их на плантациях в горах Морван. А главную ёлку Англии, которую каждый год ставят на Трафальгарской площади, привозят из Норвегии. Так норвежцы выражают англичанам благодарность за помощь во время Второй мировой войны.

В Америку обычай наряжать ёлку привезли во второй половине XIX века иммигранты из юго-западной Германии. А в 1882 году в Нью-Йорке ёлку впервые украсили электрическими свечами, которые были изготовлены по специальному заказу вице-президента первой нью-йоркской электростанции. Продавать электрические ёлочные свечи начали в 1902 году.

Считается, что в России ёлку на Рождество впервые нарядили по указу Петра I. Это не так. Пётр повелел праздновать Новый год 1 января и приказал в этот день украшать ворота домов еловыми и сосновыми ветвями. А первую рождественскую ёлку в России нарядили санкт-петербургские немцы в 40-х годах XIX века. От них этот обычай переняли сперва горожане, а позже и жители деревень. К концу XIX века ёлочку на Рождество ставили уже почти в каждом русском доме.

Кстати, мало кто знает, что песенка «В лесу родилась ёлочка» совсем не народная. Её текст сочинила в 1903 году некто Раиса Кудашева. Тогда ей было 25 лет. А музыку к этой песенке сочинил биолог и агроном Леонид Бекман.

Advertisements

С егодня сложно представить новогодний праздник без снега и ели. Но еще несколько столетий назад вечнозеленое дерево не было атрибутом Нового года, да и сам праздник в России отмечали в сентябре.

Традиция украшать новогоднюю ель известна с кельтских преданий. Древние славяне вместо елки наряжали дуб или березу.

В Европе традиция встречать Новый год с зеленой красавицей началась в Германии с древней немецкой легенды о деревьях, пышно расцветающих во время зимних холодов. Вскоре украшение елок стало модным и распространилось во многих странах Старого Света. Для того чтобы избежать массовой вырубки лесов, в XIX веке в Германии стали производить искусственные ели.

Старая рождественская открытка

Сергей Коровин. Рождество

В Россию новогодняя традиция пришла в канун 1700 года, во время правления Петра I, которым был отдан приказ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года и о том, чтобы Новый год встречать 1 января, а не 1 сентября. В указе говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить…»

После смерти царя предписания сохранились лишь относительно убранства питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим деревьям опознавались кабаки. Деревья стояли возле заведений вплоть до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми.

Генрих Манизер. Елочный торг

Алексей Чернышев. Рождественская елка в Аничковом дворце

Первую публичную елку установили в здании Екатерининского вокзала (ныне Московского) в Санкт-Петербурге лишь в 1852 году.

В разные времена и елки наряжали по-разному: сначала фруктами, живыми и искусственными цветами, чтобы создать эффект цветущего дерева. Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи и горящие рождественские свечи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги. А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли электрические гирлянды.

Во время Первой мировой войны император Николай II объявил елочную традицию «вражеской». После Октябрьской революции запрет отменили, но в 1926 году власть рабочих и крестьян вновь ликвидировала «елочную» традицию, сочтя ее буржуйской.

Новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов. 1950-е. Фотохроника ТАСС

Новогодняя елка в Кремлевском Дворце съездов. Фотография: Н. Акимов, Л. Портер / Фотохроника ТАСС

Лишь в 1938 году огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек появилась в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Ее стали устанавливать ежегодно и проводить там детские новогодние праздники, получившие название «новогодние елки». С 1976 года главной новогодней елью страны стало дерево, установленное в Государственном Кремлевском дворце.Малыши в новогодних колпаках около елки. Фотография: Т. Гладских / фотобанк «Лори»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.