Кошкарова Любовь Антоновна Пособие для развивающего обучения (для чтения взрослыми детям) "На что похожи буквы алфавита?". Конспект НОД по обучению грамоте «С мамой в цирк идём. Знакомство с буквой «Ц» для детей подготовительной группы На какой предмет по

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Продолжаю знакомить вас с рубрикой, учим буквы и буква «Ц» .

Сегодня я приготовила практический материал для буквы «Ц», художественное слово, игры, кроссворды.

Буква «Ц»

Веселые стихи

Стул чинил сегодня мастер.Клеил он его и красил.Мастер стул перевернул –

Стал на Ц похожим стул.

В. Степанов

Эта буковка-цеплялка

С хитрой, цепкой лапою.

– Подходи, кому не жалко,

Мигом оцарапаю.

Вот какая буква Ц :

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

А. Шибаев

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться,

И на канате танцевать!

Цапля – это не цыпленок

С мамой клушей на крыльце.

Цапля в зарослях зеленых

Встала важно буквой Ц .

Отдыхает цапля-птица –

Берегов речных царица.

В. Степанов

Цапля бродит по лугу:

Цыц, лягушки! Ни гу-гу.

* * *Не хочу один клевать я!Пусть скорей приходят братья!

– Где ж они? – Под старой липой!

– Как зовут их? – Ципа-ципа.

Г. Виеру

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц .

Есть слова, где Ц в начале,

Где – в средине, где – в конце.

Цепь, цветок и цифра – тут

Ц в начале все прочтут.

А в словах отец, боец

Ц мы пишем под конец.

Цветет у птичника цветок –

Цветет на паре тонких ног.

Цветок пушист и звонок…

– Цветок, ты кто? – Цыпленок!

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде ее птенцы;

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы;

В цех явились на работу

Молодые кузнецы –

В каждой строчке буква Ц ,

Словно камушек в кольце!..

Скороговорки

1. Бегают две курицы прямо на улице.

2. В цветнике цветут цветы.

3. Летит скворец: зиме конец.

4. Ученица-озорница получила единицу.

5. Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Чистоговорки

Пословицы и поговорки

Игры

Игра «Волшебная цепочка».

Подберите слова, в которых есть буква «Ц» так, чтобы конечная буква предыдущего слова была начальной буквой последующего.

Ответ: цветок – красавец – цвет – танцор – рубец – царство – огурец – царевич – частица.

Игра «Вспомните сказки».

Назовите как можно больше слов из сказок с буквой «ц».

О т в е т: царство, цветочек аленький, царь, царевич, царевна Несмеяна, царевна-лягушка, царевна-лебедь, златая цепь, зеркальце, Жар-птица, падчерица.

Игра «Лесенка».

Игра «Слоговой аукцион».

Подберите слова, оканчивающиеся на —ца (курица, куница, единица, луковица, синица, овца ); на —цо (кольцо, яйцо, крыльцо ); на —цы (ножницы, концы, птенцы, огурцы ).

Игра «Доскажи словечко» .

Игра «Вставь в загадки нужные слова».

Кроссворды

1. Слова, содержащие букву «Ц».

1. Что обогревает Землю?

2. Животное с ценным мехом.

3. Твердый покров черепахи.

4. Ценная бумага (документ).

5. Как называется ряд ступенек?

О т в е т ы: Солнце, песец, панцирь, акция, лестница.

1. Все слова на букву «Ц» .


О т в е т ы:

по горизонтали. 2. Центнер. 4. Царевна. 5. Цветы. 6. Цыпка. 7. Церковь. 8. Царица. 11. Цедра. 12. Цикада. 13. Царь. 14. Цеп. 15. Цветок. 16. Цикламен;

по вертикали. 1. Циновка. 2. Царапина. 3. Цветовод. 5. Цирк. 8. Целина. 9. Цыгане. 10. Царап. 11. Целлофан. 13. Цемент. 15. Цеце.

Загадки

На одной ноге стоит,В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

(Цапля.)

Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

(Цыпленок.)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Сластями угощают.

(Цветы.) Г. Виеру

Желтый крошка ищет хлеба крошку.

Если встретит червяка –

Наклюет ему бока!

(Цыпленок.)

Проживают в трудной книжкеХитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(Цифры.)

Белая красавица

Всем добрым людям нравится.

Когда красавица поет,

К ней крещеный люд идет.

(Церковь.)

У этой птицы

Клюв, как две спицы,

Ноги длинные, как у циркуля.

По воде она гуляет,

То и дело нос купает.

(Цапля.)

Н. Толоконников

Урок обучения грамоте. 1-й класс, образовательная система "Начальная школа XXI века". Тема: "Звук [ц] , обозначение их буквой Ц"

Тип урока: урок – открытия нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации. Содержательные цели: познакомить с буквой Ц; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс; способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль). Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа; парная; индивидуальная. Средства обучения:

    у учителя –компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация;

    у учащихся – учебник “Букварь”, рабочая тетрадь “Я учусь писать и читать”, схемы, цветные карандаши.

* Задачи урока :

Предметные:

Формировать умение выделять изученные звуки, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные

Понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

Действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные : развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно - соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные : проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I . Организационный

Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно - значимом уровне.

Проверка готовности. Прозвенел и смолк звонок, Всех собрал нас на урок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор.

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.

Личностные УУД:

1)

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организация повторения. Игра «Расскажи».

Характеристика звуков на выбор обучающегося.

Например: н – непарный, звонкий, мягкий, н - непарный, звонкий, твёрдый, и т. д.). Карточки с буквами цветные.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

III. Постановка учебной задачи.

Цель.

Формулирование темы урока.

IV . «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с буквой Ц,ц.

V . Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении звуков [ц] [ц , ]

V I . Построение проекта выхода из затруднения.

1.Просмотр видео о Букве Ц (Приложение1) –Кто может назвать тему нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке?

- На что похожа буква Ц ?

Посмотрите друг на друга, произнесите звук, проследите, как работает речевой аппарат. Дайте характеристику звука.

Вот какая буква Ц
С коготочком на конце,
Коготок - царапка,
Как кошачья лапка.

2. Организует работу по слоговой таблице.

3. Отгадайте загадку:
На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад.
Ищет в речке лягушат
.(цапля).

Желтенькое брюшко Воробья подружка (синица)

3. Составьте схему слова.

4. Чистоговорки. Доскажи словечко.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца - птенец вылез из яйца.

Ец-ец-ец - там стоит дворец.

Цо-цо-цо - умой свое лицо.

Цу-цу-цу - дай дневник отцу.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы - вырастают огурцы.

Эц-эц-эц - сказке конец.

5. Работа по учебнику. Чтение слов с. 138 в столбцах.

6. Страничка « В ГОСТЯХ У СЛОВА»

ЦУКАТ – сваренный в сахарном сиропе и подсушенный плод или часть его (обычно цитрус или его кожура).

ЦИТРУС – плодовое дерево или кустарник с крупными сочными плодами, покрытыми толстой кожурой; плод такого дерева кустарника (апельсин, грейпфрут, лимон, мандарин)

7. Работа с текстом. Работа по учебнику.

I группа. Тексты- тренажеры. Квакша-кузнец.

Проверка прочитанного.

II группа. Самостоятельное чтение. «Цыпленок Цып». Г. Юдин.

Как называется рассказ? Рассмотрите картинки. Как выдумаете о чем рассказ?

8. Чтение по ролям.

I группа Составляет пары с. 140 учебника

Называют тему урока. Ставят цели урока.

Дети находят букву Ц,ц в кассе. Высказывают предположения.

Дают характеристику звука ц.

Дети читают слоги и дополняют их до слов.

Обучающие отгадывают загадку(загадка в таблице),.

составляют схему слова цапля,синица

Гласный или согласный.
(дают характеристику)

Обучающие сами придумывают чистоговорки

I группа читает, проводит самооценку, по таблице.

Группы работают в паре .

I группа. Читают, задание – ответы на вопросы.

II группа - читают, Составляют схематичный план прочитанного.

Взаимооценка.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VI .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в составлении схем слов.

9. Работа с информацией. 10. Дополнение слогов до целых слов.

ЦАрь

яйЦО

ЦУкаты

ЦИфра

огурЦЫ

Цена

ВЫВОД: Буква Ц обозначает звук всегда твердый глухой. Звук [ц] не имеет мягкой и звонкой пары это, непарный звук.

Обращение к толковому словарю.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией .

VII. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Подводят итоги работы на уроке, отвечают на вопросы, делают вывод о достижении ими цели.

  • познакомить учащихся с согласной буквой “Ц”,
  • продолжить знакомство с согласными звуками и их обозначение буквами;
  • формировать навык чтения слов с буквой “Ц”;
  • развивать фонематический слух;
  • учить выделять в слове заданный звук в нужной позиции, давать ему характеристику, учить сравнивать его с другими звуками;
  • формировать умение составлять слова из заданных букв,
  • развивать речь учащихся.

Оборудование и материалы: таблицы с буквами для кроссворда, картинки с буквой “Ц” и с предметами, на что она похожа, замок с цепочкой, картинки-задания, листочки для составления словосочетаний, магнитные буквы, карточки со слогами для каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

3. Знакомство со звуком и буквой “Ц, ц”

– Чтобы отправиться в путешествие по карте, мы должны открыть вот этот замочек. А для этого послушайте 1 задание: я прочитаю слова, а вам необходимо внимательно послушать их и назвать одинаковый звук во всех этих словах.

Полотенце, заяц, цыплёнок, цена, овца, цель.

Дети. Это звук [Ц].

Учитель: Верно, теперь откроем первое кольцо цепи.

– Произнесите звук [Ц] все вместе. Какой этот звук? Что о нём вы можете сказать? Давайте за ним понаблюдаем. (Он произносится с шумом, воздух встречает преграды, он не тянется и не поётся.)

– Значит, какой этот звук? (Согласный.)

– Верно. Мы откроем следующую цепь. Что ещё вы можете сказать об этом звуке? (Он глухой, не звучит и не звенит.)

– Верно, откроем третью цепочку. Что ещё вы можете сказать о нём, если услышите слова: цапля, цель? (Он твёрдый, в не зависимости от следующей за ним букве.)

– У него есть мягкая пара? (Нет.)

– Значит, что о нём мы скажем? (Он всегда твёрдый.)

– Верно. Откроем последнюю цепь.

– Итак, подведём итог: [Ц] – согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

– Какой буквой обозначается звук [ Ц ]? (Буквой “Цэ”.)

– На что похожа буква [Ц]? Сейчас об этом нам прочитают ребята в стихотворении.

4. Звуковая разминка

1. Повтори звуки.

– Но замочек мы не весь открыли. Нам необходимо провести звуковую зарядку.
– Как подзывают к себе цыплят? Цып, цып, цып, цып.
Как стучит копытом лошадка? Цок, цок, цок, цок.
Как жестом и звуком говорят, чтобы человек громко не разговаривал? Цыц, цыц, цыц.
Как стучат каблучками туфли и сапоги? Цок, цок, цок, цок.
Вот мы и открыли 1 часть замочка.

2. Чтение чистоговорки.

– А теперь мы потренируемся в чтении и произношении слов со звуком [Ц].
– Откройте “Учимся читать” на стр. 59. Прочитаем чистоговорку по строчкам. Теперь прочитаем её по рядам. Затем выразительно читают 2 ученика.
– Ну вот, замочек мы отк5рыли. Мы можем отправляться в путешествие. (Учитель открывает доску.)

5. Лесенка. Лексическое значение слов

– Наш путь проходит по городу под названием “Буква Ц”.

Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы [Ц].
Есть слова, где Ц в начале,
Где – в середине,
Где – в конце.

6. Работа с загадкой

– Теперь пойдём по дорожке до следующей станции. А для этого мы должны отгадать загадку.

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. Что это? (Огурец.)

– Что такое кадка, кадушка? (Бочка.)
– Перевернём дорожку и проверим. Верно, это огурец.

7. Игра “Живые слова”

Есть конец у строчки,
А в начале – точки.

– Мои слова рассыпались на слоги. Их надо собрать. Для этого соедините своё начало слова и конец, чтобы мы могли прочитать слова. Концом слов будут те дети, у кого карточки со слогами: ЦА , ЦО , ЦЫ . Итак, распределитесь на группы.

СКВОР
КОН
КУЗНЕ
ОГУР
МОЛОД
ДВОР
КОЛОД
НОЖНИ
ПТЕН
ЩИП
ТАН
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ОВ
КУРИ
ЕДИНИ
СИНИ
ЛУКОВИ
ГУСЕНИ
ГОРЧИ
ЛИСИ
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
КОЛЬ
КРЫЛЬ
ЯЙ
ЛИ
ЦО
ЦО
ЦО
ЦО

– И с этим заданием вы справились.

8. Физкультминутка

– “Окончания” слов будут показывать движения, а вы все будете за ними повторять.

10. Работа со сказкой “Цыплёнок Цып”

– Следующим нашим заданием будет – прочитать сказку как раз про этого цыплёнка. Откройте учебник “Учимся читать” на стр. 58. (Дети читают текст вслух по очереди.)
– Кто является главным героем сказки?
– Докажите, что это сказка.
– Кого встречал цыплёнок и с кем он беседовал? (С курицей, с цветком, с гусеницей, с цаплей.)
– Подчеркните слова с буквой [Ц]. Проверим, что вы подчеркнули.

11. Профессии и их приборы и инструменты. Составление предложений

– Чтобы пройти по дорожке, мы должны сделать правильный выбор. Перед вами картинки, на которых изображены люди разных профессий. Назовите их. Я вытащу из коробочки предмет и покажу вам. Вы в ответ должны сказать, людям какой профессии необходим данный предмет. И придумать предложение.

Врач – шприц, портной – ножницы, повар – яйцо, продавец – чек, учителю – циркуль.

Предмет, который останется в коробке, будет являться нашей дорожкой.

12. Составление пары слов (словосочетаний), с учётом характеристики героев

– Вспомните героев сегодняшней сказки про цыплёнка. Сейчас на листочках вам нужно составить правильные пары слов, которые рассказывали нам о героях сказки.

Молчаливый цветок, глупый цыплёнок, зелёная лягушка, любопытная гусеница, умная цапля.

13. Рассыпанное слово

– А чтобы узнать последнюю дорожку, мы должны вспомнить народное изречение…
У всего есть начало и … конец.
А теперь соберём рассыпанное слово и узнаем, что о нас думает буква “Ц”.

М О Л О Д Ц Ы!

14. Итог урока

– Что нового сегодня узнали на уроке?
– Чему мы научились?
– Чем мы занимались на уроке?
– Что вам особенно понравилось?

Скачать –

Рассмотрите с ребёнком картинки на 2 слайде. Назовите первый звук в словах цирк, цена, циркуль, цветы. Это звук [ц] – твёрдый согласный. Когда мы произносим этот звук, слышим только шум, голоса не слышно, значит звук [ц] глухой. Этот звук обозначается буквой “цэ”.

Посмотрите ролик о букве. Обсудите его содержание. Понравился ли ролик? Что особенно запомнилось? Спросите ребёнка, какие слова с новым звуком он услышал. Придумайте другие слова со звуком [ц]. Найдите место звука в слове (в начале, в конце, в середине слова).

На следующем слайде прочитайте стихи, посмотрите на что похожа буква. Нарисуйте букву в альбоме. Придумайте свой вариант изображения буквы в виде образа. Распечатайте страничку с буквой, попросите ребёнка раскрасить или заштриховать букву.

Посмотрите фрагмент мультфильма. Обсудите с ребёнком его содержание. Назовите слова с новым звуком. Определите место звука в словах. Разделите слова на слоги: цве-тик, се-ми-цве-тик. В каком слоге находится новый звук?

Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

Для загрузки ролика может понадобиться некоторое время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.