Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Настроение человека. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Осень разноцветная

ГБОУ Школа 1375 ДО №6 Москва.

«Осень»

Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе… Цель: обогатить речь детей…

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Цели:

1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
2.Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.
3.Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(И.Бунин)

Дети:Это осень!
Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»
Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.
И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
Дети садятся.

Беседа по слайдам (9 шт.).

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.
— Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
– Какие листья на деревьях? – Желтые.
– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как золото.

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)

— Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
— Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
— Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
— А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
— А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
— Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
— Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
– Осенью холодно или тепло?

Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла …(осень) Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.
— Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
— Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (губы в трубочку - дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели……………………(машут ладошками)

— Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т.д.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери действие».
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.
Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.
Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

— За осенью идёт… (Зима)
— А после зимы… (Весна)
— После весны идёт… (Лето)
— А за летом наступает…(Осень)
— Потом всё повторяется в природе.
— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
— Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.
Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
Дети: - Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),
Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые), Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)
Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте!

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Лист (Что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают?) — улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.
Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,
Воспитатель: Игра «Близкие слова». (Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений)
Осенью дни пасмурные, ….. (серые, унылые…)
Осенью часто погода бывает холодной,….. (ветреной, дождливой…)
Осенью настроение грустное,….. (печальное, тоскливое…)
Осенью дожди частые, ….. (холодные, проливные…)
Небо покрывают серые тучи, ….. (темные, дождливые…)
В начале осени бывают ясные дни, ….. (безоблачные, светлые…)
Поздней осенью на улице холодно, ….. (пасмурно, ветрено…)
Воспитатель: Проведем физминутку
Воспитатель: Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

1.Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2.Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3.Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)

4.Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)

5.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

6.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа. (Груша)

7.Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)

8.Без рук, без ног,
А окна открывает? (Ветер)
Воспитатель:. Молодцы! Все загадки отгадали.Сейчас мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Осенний букет»:
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

— Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)

А теперь обратите внимание на ваши столы.На них лежат листочки. Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, неторопясь.
Обведем пунктирные линии-соберем листочки в кучу.
Воспитатель: Молодцы,ребята,так славно потрудились.

«Игра ДА или НЕТ»

— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи

Тема: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

Закреплять знания о родственных связях слов;

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: альбомы с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги, лучики, тучки,сердечки, кружочки красного и черного цвета

Предварительная работа : рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Организационный момент.

Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

- Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший красивый каждый из вас,

Вы самые лучшие, что есть на свете

Глаза открываем

Здравствуйте, дети!

Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?( высказывание детей)
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Ответы детей родня, родственникик, близкие люди).

Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.

Вводная беседа.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна всем живым существам. Потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Развитие лексико-грамматических категорий .

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Поиграем в игру «Назови родственников»

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра "Подбери признаки"

А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?

Посмотрите это кто? (слайды – фото)

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

Папа - строгий, умный, сильный:

А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Беседа по фотографиям.

Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото – правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей.

В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого то они хранятся вот в таких (показывает) альбомах, у кого-то в компьютере… давайте заглянем в ваш семейный альбом. Расскажите о своей семье. (рассказы 3-4 детей по мнемотаблице)

Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке.)

А сейчас поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)

(Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги.)

родная

дружная

счастливая

трудолюбивая

хозяйственная

спортивная

культурная

крепкая

жизнерадостная

гостеприимная

здоровая

Как вы думаете, что разрушает семью?

(Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)

Ссоры, обиды

Непонимание

Невнимание

непослушание

лень

неправильные поступки

Игра «Радость или огорчение? »

В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)

Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

Вы съели на завтрак всю кашу

Вы подрались с другом

Разбросали по комнате все игрушки

Помогли маме вымыть посуду

Нагрубили бабушке

Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

Порвали новую книжку

Хорошо вели себя в детском саду

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Релаксация. Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.

На столе лежат сердечки красного цвета и синего цвета, выберите по одному сердечку.Если вам понравилось занятие и вы считаете, что справились со всеми заданиями – возьмите красное сердечко, а если вы считаете, что вам было трудно или вам что то было не понятно возьмите синее и подойдите к шарикам. (Ответы детей по выбору сердечек)

Итог занятия.

Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» комбинированного вида

Купинского района.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе

« Домашние животные и их детеныши »

Подготовила:

Воспитатель логопедической группы

Баженова Марина Сергеевна

Цель : Обобщить и систематизировать знания о домашних животных и их детенышах, совершенствовать грамматический строй речи по данной теме.

Задачи:

Активизация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»;

Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи, речевого внимания, зрительного восприятия;

мышления; мелкой моторики рук.

Ребята, хотите вместе со мной отправиться в интересное путешествие?

Я предлагаю отправиться в страну Умных игр.

Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

Мы с вами поедем…нет, попробуйте сами отгадать.

Загадка:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок(поезд)

Правильно, это поезд. Он уже ждет нас. Но в вагон сядет лишь тот, кто назовет домашнее животное. (называют и садятся на места под музыку «Голубой вагон»)

Вот мы и приехали в страну Умных игр.

Страна эта - необычная и загадочная. Здесь живут умные и догадливые дети.

Посмотрите, что это?(находят цветок)

Он похож на цветик - семицветик..но это умоцветик, потому что мы с вами в стране умных игр. У него 7 лепестков разного цвета. Этот цветок не простой, в каждом лепестке скрыт сюрприз, чтобы его узнать нам надо открыть все лепестки. А еще у него на лепестках номера. Посмотрите здесь еще лежать конверты. Что общего между ними?(цвет и номер)

Как вы думаете, что нам нужно сделать?(выполнить задания о открыть лепестки под такими же номерами. И так, начинаем!

КОНВЕРТ №1

Задание «Угадай-ка»

Я загадываю загадки, а вы сначала внимательно слушаете до конца, затем тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать. Если ответ правильный, то на экране появится соответствующая картинка.

1. Ходят модницы за речкой -
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет.
(овечка) 4

2 . Бородатый и рогатый

Заберется в огород

Съест капусту и укроп… (козел)5

3 . Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.
Кто это?
(лошадь)6

4. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку
. (кролик)7

5 . У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
(кошка)8

6 . Я хозяину служу

Дом хозяйский сторожу

Я рычу и громко лаю

И чужих я прогоняю …(собака)9

7 . Вместо носа пятачок,
Вместо хвостика крючок.
«Хрю-хрю-хрю!» - он нам кричит,
«Здравствуйте!» - он говорит.
(свинья) 10

8 Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое . (корова) 11

А теперь назовите их одним словом (домашние животные)

Давайте посмотрим на экран и расскажем, по каким признакам мы можем узнать домашнее животное .

Почему они называются домашними?(домашними называют тех животных, которые живут вблизи дома человека, он их кормит, поит, выращивает, строит для них специальные дома).

Дети отвечают.

- С первым задание справились, открываем лепесток с цифрой 1

КОНВЕРТ №2

Воспитатель: Игра: «Кто как голос падает?»

А теперь я хочу вам рассказать, как разговаривают домашние животные (чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Путаница»):

Свинки замяукали,
Кошечки захрюкали,
Собаки замычали,
Коровы зарычали…

Все верно? Тогда давайте поиграем вот в такую игру: я называю животное, а вы говорите, как оно голос падает.

Ребята а вы знаете чем питаются домашние животные?

Они очень любят конфеты? или манную кашу?

Нет? А что же тогда? Ответы детей.

А это мы сейчас и проверим. На слайдах несколько вариантов нужно выбрать правильный.

Открываем лепесток с цифрой 2

КОНВЕРТ №3

Какую пользу приносят человеку

Ребята, а что человек получает от домашних животных?

Собака

Свинья

Овечка

Лошадь

Кошка

корова

КОНВЕРТ№4

Физкультминутка. Обыгрывание стихотворения В. Степанова “Кошка”.

Осторожно, словно кошка,

До дивана от окошка

На носочках я пройдусь.

Лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну, Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюда молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик

И опять свернусь колечком,

Словно кот у теплой печки.

Открываем лепесток №4

Конверт№5

Игра «Один-много»

Открываем конверт №5

Конверт№6

Игра «У кого кто»

У собаки-щенок,

У коровы-теленок

Пальчиковая гимнастика

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)

Открываем лепесток №6

КОНВЕРТ№7

Игра «Угадай животное»

А теперь поиграем в игру «Угадай животное»

Воспитатель рассыпает на ковре цветные карандаши которые пронумерованы. Каждый ребенок выбирает себе один карандаш. На столе лежат картинки изображением вниз на которых изображена цифра таким образом дети берут соответствующую картинку. Правила: ребенок описывает то, что изображено на картинке не называя его, а дети должны угадать.

Так по нескольким признакам дети угадывают, кто изображен на картине.

Посмотрите все лепестки сорваны. Давайте прочитаем, что же за сюрприз был скрыт в лепестках -МОЛОДЦЫ!

И я вам хочу сказать, что вы тоже молодцы!

Вам понравилось побывать в гостях?

А как называлась страна в которой мы побывали?

Что вам понравилось больше всего?

Какие задания были для вас сложными?

Но это не все…. Посмотрите что это, сюрприз(праздничная коробка с подарками для детей.)

А нам пора возвращаться в группу.. наш паровоз нас ждет(под песню «Голубой вагон» дети уходят)

Лариса Малышева
Конспект НОД с воспитанниками подготовительной группы по речевому развитию «Мы теперь подготовишки»

Цель: Расширять и уточнять знания детей о школе.

Психолого-педагогические задачи:

1. Продолжать упражнять детей в подборе существительных со сходным и противоположным значением.

2. Формировать умение детей образовывать существ-е единственного числа родительного падежа.

3. Активизировать в словаре детей слова с обобщающим значением.

4. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности: коммуникативный.

Форма работы с детьми: фронтальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный (вопросы, разъяснение, указания, поощрение,художественное слово (загадки, практический (физминутка).

Предварительная работа: беседа о школе.

Создание образовательной ситуации

В: Зашуршали под ногами

Листья с желтыми боками.

Стало сыро, стало голо,

Собираться надо в школу.

Я тетрадки еле-еле

Разместил в своем портфеле

Среди ягодок рябины,

Листьев клена и осины,

Желудей и сыроежек…

И, наверное, Олежек,

Мой сосед по парте спросит:

"Что все это?" "Это – …»(Т. Агибалова)

В: О каком времени года говорится в стихотворении?

Д: Об осени.

В: Как вы поняли, что стихотворение про осень?

Д: На улице стало сыро. Дети пошли в школу. Листья стали желтые.

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

В: Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите, письмецо!

Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко, пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку, на окошко заманил?

В: Как вы думаете от кого это письмо?

Д: От Буратино

В: «Здравствуйте дети. Осенью мне нужно идти в школу, но я потерял очень важный предмет, который мне понадобится в школе. Помогите». Хотели бы вы помочь Буратино?

Д: Да. Конечно.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.

В: Для этого вам нужно выполнить 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву. Составив из букв слово, вы узнаете, что же потерял Буратино.

Буратино мы поможем,

Все задания решим,

Мы хорошие ребята

Хоть пока что дошколята.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Дид. игра «Собери портфель»

В: Как вы думаете, что это?

Д: Портфель

В: Как сказать по-другому?

Д: Ранец, рюкзак.

В: Но он пустой. Давайте поможем Буратино его собрать. Отгадаете загадки и увидите отгадки. (Отгадки воспитатель выкладывает на стол)

Дид. игра "Школьные загадки"

Перед нами тесный дом

Карандаш и ручки в нем.

Школьник этот дом узнал.

Как зовется дом?. (пенал).

Грамоты не знаю,

а весь век пишу. (ручка)

У карандаша простого

Есть помощница одна:

Если сделает ошибку,

Вмиг сотрет ее она. (ластик)

Я люблю прямоту, Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,.

Кто же я?-(линейка).

Если сломан карандаш –

Я помощник верный ваш.

Я как врач, его лечу –

Быстро, остро заточу. (точилка)

То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей кз!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?. (тетрадь)

В: Как назвать все это одним словом?

Д: Школьные принадлежности.

В: Молодцы ребята, все загадки отгадали и за это получите первую букву. Назовите её.

Д: Буква «А».

Дид. игра «Чего не стало»

В: Дети, как нужно обращаться со школьными принадлежностями?

Д: Ответы детей

В: Наш Буратино очень рассеянный. Давайте проверим какие вы внимательные.

Дид. игра "Чего не стало"

Ты мой друг, и я твой друг

Собирай быстрее круг

Ты дружок отвернись

По сигналу повернись. (Дети встают вокруг стола, на котором находятся школьные принадлежности)

В: Чего не стало?

Д: Не стало ручки и т. д.

В: Молодцы, вы очень внимательные, получите вторую букву. Назовите ее.

Д: Это буква «Р»

Дид. игра «Наоборот»

В: Ребята, Буратино очень часто говорит наоборот.

Карандаш острый, а наоборот (тупой).

Книга толстая, а наоборот…

Портфель полный, а наоборот…

Ластик мягкий (твердый, грязный, а наоборот…

Ручка новая, а наоборот…

Тетрадь чистая, а наоборот…

Пенал большой, а наоборот….

В: Молодцы, получите третью букву. Назовите её.

Д: Буква «У».

Дид. игра «Четвертый лишний»

В: Ребята, как вы думаете, где продают школьные принадлежности? Приглашаю вас в магазин канцелярских товаров. Перед вами расположены картинки школьных принадлежностей. Посмотрите и скажите, какая картинка лишняя. И почему? Молодцы ребята, получите четвертую букву. Назовите её.

Д: Буква «К»

Физминутка.

В: На переменах Буратино любит подтягиваться и наклоняться. Давайте подтянемся вместе с ним.

Буратино потянулся, раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел, видно ключик не нашел,

А чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Упр. «Лабиринт»

В: Ребята, мы Буратино портфель собрали. А дорогу в школу он забыл. На ваших столах лежат карта-план. Может быть, вы найдете и нарисуете самый короткий путь до школы. Сначала попробуйте пальчиком, а потом карандашом. (дети выполняют задание).

Молодцы ребята, получите пятую букву. Назовите её.

Д: Буква «Ч».

Этап осуществления самостоятельной работы детьми.

В: А теперь попробуйте из букв составить слово. Дети составляют слово. Какой же предмет потерял Буратино?

В: Почему ручка важный предмет?

Д: Потому что ей пишут.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

В: Ребята, какой совет вы бы дали Буратино?

Д: Нужно следить за своими вещами. Хорошо учиться в школе, слушать учителя.

В: Какое задание вам понравилось? Почему? Что нового вы узнали?

Буратино мы с вами помогли,

Все задания с легкостью прошли,

Портфель быстро мы собрали,

Путь до школы указали.

Буратино в школе не ленись,

На пятерки и четверки ты учись.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы казенное муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в.

Тема: «Насекомые». Цель: развитие речи детей, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Коррекционно – образовательные: учить детей читать.

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОНР 6–7 лет «Родственные слова» Цель: познакомить детей с понятием «родственные» слова. показать богатство родного языка и его выразительных средств; привлечь детей.

Конспект НОД по речевому развитию для подготовительной группы «Красота природы глазами русских поэтов» МАДОУ «ДС № 50 г. Благовещенск» КОНСПЕКТ НОД Речевое развитие «КРАСОТА ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ РУССКИХ ПОЭТОВ» (Подготовительная к школе группа).

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) итоговое в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: пересказ хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка» Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством пересказа.

Конспект НОД по физическому развитию с воспитанниками второй младшей группы «Художники» Программное содержание: Физическое развитие: развивать умение ходить на носках, с высоким подниманием колен; выполнять общеразвивающие.

Конспект НОД по познавательному развитию с воспитанниками второй младшей группы «Дерево чистоты» Программное содержание: Познавательное развитие - развивать познавательные способности, наблюдательность, любознательность;.

Конспект занятия в подготовительной группе «Подготовишки». Занятие «Подготовишки» Программное содержание: побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать.

НОД по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы с ОНР «Домашние животные» Конспект НОД Тема: «Домашние животные» Группа: Подготовительная группа детей с ОНР. Образовательные области: Приоритетная образовательная.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе


Родионова Светлана Валерьевна воспитатель МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск

Описание: Данная разработка рассчитана на детей подготовительной группы и предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Тема недели: Моя родина - Россия.

Цель: Развитие речи посредством обогащения природоведческого словаря.
Задачи:
Познавательное развитие:
Уточнять с детьми названия животных севера;
Закреплять знания их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки;
Учить детей знать членов семьи животного.
Речевое развитие:
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
Учить образовывать сложные прилагательные, существительные с суф-фиксами -ищ-, притяжательные, прилагательные.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать любознательность;
Воспитывать стремление изучать животных севера;
Воспитывать бережное отношение к животным.
Физическое развитие:
Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата;
Развивать функцию равновесия и координационные способности;

Словарная работа:
научно-исследовательская работа,
климат,
рай,
Красная книга,
ягель,
веретенообразное тело,
белёк.

Материал:
конверт с приглашением,
глобус,
шлем пилота,
панель приборов,
музыкальное сопровождение «Где-то на белом свете», «Вьюга, метель, ветер»,
иллюстрации с изображениями животных севера, следов песца,
художественное слово (стихи С.А. Васильева),
напиток из брусники.

Ход образовательной деятельности

(Дети заходят, здороваются)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я пришла на работу в детский сад и на вахте увидела конверт (показываю) . Поинтересовалась, кому же он адресован: Д/сад «Искорка», группа «Почемучки». Подписано: Животные Севера. Хотите узнать, что нам пишут животные севера?
Дети: Да, хотим
Воспитатель: Вот, что они пишут:
«Дорогие ребята группы «Почемучки»!
Приглашаем вас на экскурсию по северному полюсу. Увидите, как мы жи-вем. Одевайтесь потеплее. Ждем вас. Животные севера.»

Воспитатель: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.
Вы согласны посетить северный полюс? Не боитесь ветров, метелей, холодов?
Дети: Нет, не боимся.
Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь путешествовать? (Да, приходилось)
Воспитатель: Что такое путешествие?
Дети: Ехать куда-нибудь.
Воспитатель: На чем можно путешествовать?
Дети: На поезде, пешком, на лодке.
Воспитатель: Куда и на чем вы путешествовали?
Дети: На машине по Алтаю, на лыжах по лесу…
Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по се-верному полюсу?
Дети: на оленях, на снегоходе….
Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
А вы знаете, какие животные там живут?
Дети: Там живут животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и другие. (Воспитатель дополняет)
Воспитатель: Итак, сначала мы полетим на самолете, а потом пойдем на лыжах.
Так как на Северном полюсе круглый год зима, нам нужно, что сде-лать?
Дети: Нам нужно одеться тепло.
Воспитатель: Верно, нужно одеться тепло. Давайте представим, что мы одеваемся и покажем, как мы это делаем. (Имитация).
Воспитатель: Чтобы не провалиться в снегу, возьмем с собой лыжи. (Представляют)
Воспитатель: Вот мы оделись тепло, а теперь можно, и отправляться на север. Мы уже решили, что сначала полетим на самолете. Сядет в самолет тот, кто назовет северное слово.
Дети: Метель, ветер, вьюга, холод, лед, льдина, олени, снег, унты, валенки….
Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали слова, а теперь можно отправляться. (Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете…»)
Вот мы и прилетели на Северный полюс. Выходите из самолета. (Дует ветер, вьюга – музыка).
Воспитатель:
Ветер, снег и лед –
Не мечтай о тепле.

Кто же там живет,
На холодной земле?
Морж, песец и тюлень
Любят ветряный край,
Белый мишка, олень –
Для них север – как рай.
Вот мы и оказались на севере. Давайте сразу наденем лыжи, чтобы не провалиться в снегу. (Имитация одевания).
Пойдем все друг за другом, за мной. (Имитация ходьбы на лыжах).
А вот и первый житель севера. Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь! Кто это?
Дети: Белый медведь.


Воспитатель: Среди хищных зверей Севера самым крупным явля-ется он – белый медведь. Посмотрите на него. Как он передвигается?
Дети: Он передвигается на лапах, неуклюже.
Воспитатель: У медведя толстые лапы. Как можно про него сказать, какой он?
Дети: Толстолапый медведь
Воспитатель: Что еще про лапы можно сказать?
Дети: У медведя лапы широкие.
Воспитатель: Значит, медведь, какой?
Дети: Широколапый
Воспитатель: Посмотрите на тело. Чем оно покрыто?
Дети: Оно покрыто белой длинной шерстью.
Воспитатель: Что можно сказать про медведя?
Дети: Медведь длинношерстный
Воспитатель: У медведя стройное туловище, удлиненная шея, на ней вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть для чего медведю?
Дети: Защищают от холода, он может долго находиться в воде.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Обратите внимание на уши медведя. Какие они?
Дети: Уши короткие.
Воспитатель: Как можно назвать медведя по-другому?
Дети: Короткоухий (повтор.)
Воспитатель: Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волоска-ми, поэтому он не скользит на льдинах. Белая шерсть делает его не замет-ным. У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?
Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.
Воспитатель: Так как белый медведь – это крупное хищное животное, то, что можно сказать про его лапы?
У него не лапы, а … (лапищи),
У него когти, а …(когтищи) .
(Дети повторяют)
Вот мы и познакомились с первым жителем севера. Отправляемся дальше. Все идите за мной на лыжах по одной лыжне, друг за другом. (Идем на лыжах дальше).
А вот уже другой житель севера. Кто же это?
Дети: Это морж.
Воспитатель: Верно, это морж.
Ребёнок:
Скажите, ребята, из вас кто не знает
Моржа, что живет у холодной воды?
Красная книга его охраняет,
Дом его там, где господствуют льды.
Воспитатель: Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.
Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Дети: Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец…
Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.
Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.
Воспитатель: Как можно назвать моржа, если у него длинные усы?
Дети: Длинноусый морж (повт 2-3р).
Воспитатель: А если у моржа толстая шея, то, как его можно назвать?
Дети: (Длинношеий), толстошеий морж.
Воспитатель: Как можно назвать моржа, если у него широкие ласты?
Дети: Широколастый морж
Воспитатель: Как можно сказать про моржа, если у него длинные клыки, какой он?
Дети: Длинноклыкий морж.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, как они питаются?
Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.
Воспитатель: У моржихи рождается по одному детенышу. Давайте с вами назовем членов семьи моржа.
Дети: Мама – моржиха, папа – морж, детеныш – моржонок (повтор. 2-3р.).
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Вот мы познакомились со вторым животным севера. Пора двигаться дальше. Идем все друг за другом, не отстаем.
Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?


Дети: Это олень.
Воспитатель: Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Как можно назвать голову оленя?
Дети: Оленья голова.
Воспитатель: Правильно, оленья голова. Что находится на его голове?
Дети: Длинные рога.
Воспитатель: Как по-другому можно назвать рога оленя?
Дети: Оленьи рога.
Воспитатель: Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.
Воспитатель: У северного оленя крепкие ноги. На ногах копыта. Как по-другому можно сказать про копыта оленя?
Дети: Оленьи копыта.
Воспитатель: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Олениха рожает одного детеныша, который в тот же день уже может бегать. Семью оленя как можно назвать по-другому?
Дети: Оленья семья.
Воспитатель: Назовите членов оленьей семьи.
Дети: Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок.
Воспитатель: Молодцы, правильно всех назвали.
Чем же питаются северные олени?
Дети: Мхом, травой.
Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится все-возможными травами, грибами, побегами ив и берез.
Отправляемся дальше. Идем за мной на лыжах, друг за другом.
Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?
Дети: Это тюлень.
Воспитатель: Правильно сказали, это – тюлень.
Ребёнок:
Головка и хвост, вместо лап – плавники,
Ленив он на льду и проворен в водице,
Детишек его называют – «бельки».
Это тюлень возле льдины резвится.
Воспитатель: Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело (повторяют 2-3р.), короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?
Дети: Плавники.
Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты. Как можно по-другому назвать плавники тюленя?
Дети: Тюленевые плавники (2-3 р. повтор.).
Воспитатель: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?
Дети: Рыбой питается тюлень.
Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.
Назовите членов семьи тюленей.
Дети: Мама – тюлениха, папа – тюлень, детеныш – белёк.
Воспитатель: Как вы думаете, почему детенышей тюленя называют бельками?
Дети: Потому что они белого цвета.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, для чего им нужен белый окрас?
Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.
Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Как по-другому можно назвать семью тюленей?
Дети: Тюленевая семья.
Воспитатель: Что спасает от холода тюленей?
Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Воспитатель: Верно, молодцы!
Следуем дальше. А вот и еще одно животное, которое я едва заметила на снегу. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что оно белого цвета и его не видно на снегу.
Воспитатель: Верно. А вы, ребята, знаете, что это за животное Крайнего Севера? Это песец. На кого он похож?
Ребёнок:
Ловкий маленький зверек
Живет на Севере суровом.
Шерсть его блестит, как шелк,
Как цвет блестящего покрова.
Воспитатель: На кого песец похож?
Дети: Он похож на лису.
Воспитатель: Правильно, на лису, но по размеру он немного меньше. Песцы бывают белые и голубые. Мордочка вытянутая, как у лисы. Как можно сказать про мордочку песца?
Дети: Песцовая мордочка.
Воспитатель: Зубы у песца острые. Что можно сказать про него, песец какой?
Дети: Острозубый.
Воспитатель: Посмотрите на шерсть песца. Она густая и пушистая. Красив и хвост у песца. Как можно назвать хвост песца по-другому?
Дети: Песцовый хвост.
Воспитатель: Верно, песцовый хвост.
Подошвы лап покрыты щеткой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при передвижении по снегу и льду. Уши у песца закругленные, короткие. Почти скрываются в шерсти, Летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, взрослых куропаток. Также на берегу питаются крабами, морскими ежами.
А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Следы песца» (объясняю правила).
(Первый ребенок становится в первый «след», принимает положение «стоя, ноги врозь». Отталкивается двумя ногами, старается при этом точно приземлиться в следующий «след», но уже на одну ногу. Далее, отталкиваясь этой ногой, приземляется на две ноги в следующий «след» и т.д.)
Воспитатель: Давайте все друг за другом поиграем в «Следы песца». (Дети играют).
Молодцы, ловко все попрыгали по следам. Вам, ребята, понравилась игра?
Дети: Да, понравилась.
Воспитатель: На этом наша экскурсия по Крайнему Северу завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся к самолету, на котором мы прилетели сюда. Он нас и доставит обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете…)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.