История и значение древнейшего окультуренного человеком злака: рецепты чечевичной похлебки, упоминающейся в Библии. Чечевичная похлёбка

За чечевичную похлебку отдать
Из Библии. В Ветхом Завете (Бытие, гл. 25, ст. 31-34) рассказывается о том, что сын патриарха Авраама Иаков очень завидовал своему старшему брату Исаву, который был старшим сыном и соответственно главным наследником своего отца. Однажды, когда Исав изнемогал от голода, «дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы.... и пренебрег Исав первородство», то есть за чечевичную похлебку отдал младшему брату свое право старшинства.
За то, что он предпочел родственным узам материальную выгоду, Исав был проклят и стал странником.
Иносказательно: отдать нечто дорогое даром, совершить неравноценный обмен в ущерб себе.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "За чечевичную похлебку отдать" в других словарях:

    За чечевичную похлебку отдать: за бесценок, почти даром отдать ценное Ср. Меня с вами начали смешивать... Такой же кулак, говорят, как и все они, воротила, выжига... А я магистерский диплом имею... За чечевичную похлебку, как Исав продал свое… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Чечевичная похлебка. За чечевичную похлебку отдать: за безцѣнокъ, почти даромъ отдать цѣнное. Ср. Меня съ вами начали смѣшивать... Такой же кулакъ, говорятъ, какъ и всѣ они, воротила, выжига... А я магистерскій дипломъ имѣю... За чечевичную… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См … Словарь синонимов

    Изменить, предать; реализовать, сбыть, отпустить; отдать, спустить, загнать, продать за тридцать сребреников, слупить, обратить в деньги, променять на чечевичную похлебку, сдать со всеми потрохами, попродать, распродать, ободрать как липку,… … Словарь синонимов

    Из Библии. Как сказано в Ветхом Завете (Бытие, гл. 25, ст. 31 34), проголодавшийся Исав, старший из сыновей близнецов патриарха Исаака, за чечевичную похлебку продал младшему брату Иакову свое право первородства, то есть особые права (в частности … Словарь крылатых слов и выражений

    Обессилеть, постареть, полететь, выбиться из сил, расслабеть, сломаться, изнемочь, одряхлеть, расслабнуть, отдать, свалить, выдержать, испортиться, раздать, ослабеть, отказать, ослабнуть, попортиться, подряхлеть, сдать со всеми потрохами,… … Словарь синонимов

    Исав - (библ.) – «волосатый» – сын Исаака и Ревекки, старший брат близнец Иакова, родился, покрытый волосами. И. был охотником, простым и непритязательным человеком. Однажды, вернувшись с охоты голодным, он увидел, что Иаков ест чечевичную похлебку, и… … Мифологический словарь

    Диоген - Диоген Синопский, сын менялы Гикесия. По словам Диокла, его отец, заведовавший казенным меняльным столом, портил монету и за это подвергся изгнанию. А Евбулид в книге О Диогене говорит, что и сам Диоген занимался этим и потом скитался вместе… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    БЫТИЕ - первая книга Пятикнижия Моисея, содержащая повествование о творении мира, начальной истории человечества и израильских патриархах. Название Евр. название книги («Берешит» В начале) соответствует обычной для Др. Востока традиции именования книг в… … Православная энциклопедия

«БЛАГОСЛОВЕННАЯ ТРАПЕЗА. Библейские истории и рецепты» - так называется книга Энтони Чиффоло и Рейнера Хессе, которую выпустило издательство «КоЛибри, Азбука-Аттикус». Авторы - священник Рейнер Хессе и историк и издатель Энтони Чиффоло посвящена миру Ветхого и Нового Заветов, праздникам, ритуалам и обыденной жизни библейских героев. Тут и отрывки из Священного Писания, и исторические комментарии, и главное — рецепты блюд, которые вкушали библейские герои и апостолы.

Мы знакомим читателей сайт.Кухня с выдержками из нее. Перед вами - вторая часть.

Первородство за чечевичную похлебку

И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки]. Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.

Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел, и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородством.

(Бытие, 25: 24-34)

Дичь contra супчик

В центре этого незатейливого и очень известного библейского сюжета — голод, алчность, неведение и изрядная доля зависти. Отличное блюдо можно приготовить из подобной смеси! Сюжет этот дает нам и представление о занятиях жителей древней Палестины, где выросли Иаков и Исав.

Одни занимались скотоводством, другие — охотой. Иаков и Исав, собственно, и персонифицируют эти два типа. Из текста явно следует, что правда на стороне Иакова, не потому лишь, что он сумел получить право первородства, а потому, что его образ жизни более упорядочен, цивилизован и не столь зависит от обстоятельств.

И хотя Исав был любимцем отца, потому что приносил в дом дичь, которая в те времена не часто появлялась на столах, скотовод Иаков взял над ним верх. Ключ к такому повороту событий мы находим в самом начале, когда сообщается, что он появился на свет, держась за пяту Исава. С тех пор Исаву суждено было вечно оглядываться назад, опасаясь подвоха со стороны брата.

Исав входит в шатер Иакова зверски голодным. Ему не важно, что именно приготовил брат, все равно, что он подаст. Некоторые комментаторы Библии считают, что Иаков готовил кушанье из египетской чечевицы, которой Исав раньше не пробовал; незнакомый соблазнительный запах заставил его забыть обо всем на свете (см. Robert Jamieson, A. R. Fausset, David Brown. A Commentary, Critical and Explanatory on the Whole Bible. 1921). Должно быть, еда оказалась очень сытной, потому что он быстро с ней расправился, встал и ушел.

У потомков Авраама первородство имело огромное значение. Первенец получал преимущество перед всеми прочими детьми, рожденными от его отца. Обычно он наследовал львиную долю отцовского имущества, во Второзаконии (21:17) прямо указано, что отец должен дать первенцу «двойную часть из всего, что у него найдется». Эта норма фактически запрещает отцу оказывать поддержку младшему сыну в ущерб старшему. После смерти отца первородный сын становился главой семьи со всеми вытекающими отсюда правами (на уважение и на собственность) и обязанностями (заботиться об отцовских вдовах, незамужних сестрах и несовершеннолетних братьях). Так или иначе, право первородства было чрезвычайно важно, и Исаву следовало бы проявить большую осмотрительность, прежде чем уступить его брату.

Меню братского ужина

Хлеб. Чечевица с рисом. Салат из огурцов с йогуртом. Лук с чечевицей, орехами и фруктами. Похлебка Исава. Запеченный козий сыр с травами. Сушеные абрикосы и фисташки. Торт «Красный бархат»

Помимо приведенной выше главы Книги Бытия чечевица, которой Иаков накормил брата, упоминается в Библии еще трижды (2 Царств, 17:28 и 23:11; Иезекииль, 4:9). Есть основания предполагать, что чечевица в библейские времена выращивалась очень широко и была частым блюдом на столе бедняков. Ее высеивали под зиму на небольших участках вспаханной земли, а урожай собирали в конце весны или в начале лета. Она вырастала до тридцати сантиметров высотой и цвела мелкими бело-голубыми цветами.

Чечевица, богатая протеином и аминокислотами, витаминами А и С, и сегодня популярна на Ближнем Востоке, где выращивают главным образом два ее вида. Первый дает крупные серые бобы, красноватые внутри. Перед приготовлением верхний слой смолачивают, оставляя красные семядоли. Шелуху скармливают скоту. Этот сорт готовится быстрее, чем второй — более мелкий, без красных семядолей (хотя он бывает красновато-коричневым снаружи).

Чечевицу этого сорта едят целиком, не смолачивая шелуху. В рецептах, которые мы приводим, фигурирует именно чечевица второго сорта, с ней меньше хлопот. Два блюда вегетарианские, в третье добавляется немного мяса — для любителей более сытной еды. Каждым из них можно накормить множество голодных лю- дей, и обойдется такое угощение очень дешево!

Хлеб библейский

Из всех видов ближневосточных лепешек проще всего испечь самые вкусные из них — эль хобуц

Потребуется: 1 пачка дрожжей, 1 чайная ложка сахарного песка, ⅓ чашки теплой воды, 1 чашка молотой манной крупы, 2 чашки пшеничной муки, 2 чайные ложки соли, 1 чайная ложка кунжута, 2½ чашки воды, 2 столовые ложки молотой манной крупы, чтобы посыпать рабочую поверхность

Приготовление: Духовку нагреть до 200 градусов. Положить в чашку дрожжи, сахарный песок и воду; размешать и поставить в теплое место, пока дрожжи не удвоятся в объеме. Тем временем смешать муку, соль, семена кунжута в большой миске. Медленно влить треть чашки теплой воды, потом дрожжевую смесь.

Месить тесто руками 5-6 минут, придавая ему форму колобка; вынуть тесто из миски и месить еще примерно две минуты. Тесто должно приобрести однородную тягучую консистенцию. Разрезать тесто на две части. Каждую часть накрыть влажной горячей салфеткой и отставить минуты на две.

На рабочую поверхность насыпать молотой манной крупы и из каждой половины теста скатать по колобку. Накрыть их горячими влажными салфетками, выложить на противень и оставить минуты на три. Посыпать тесто манной мукой и раскатать колобки в лепешки примерно 12 сантиметров в диаметре. Накрыть горячими влажными салфетками и поставить подняться в теплое место.

Острым ножом сделать на поверхности теста насечки и выпекать15 минут. Затем убавить огонь до 160 градусов и печь еще 25-35 минут. Вынуть хлеб из духовки. Хлеб готов, когда покроется сверху коричневатой корочкой, а если по нему похлопать, «вздыхает», как будто полый. Накройте его салфеткой и дайте остыть. Резать хлеб нужно прямо перед подачей на стол.

Выход: 12 крупных кусков.

Чечевица с рисом

Меджедарах — блюдо из чечевицы с луком — часто встречается в меню ближневосточной кухни

Потребуется: 2 чашки чечевицы (примерно 400 г), 8 чашек воды, 2 крупные луковицы, ½ чашки оливкового масла, 2 столовые ложки сумаха,1 чашка коричневого или белого риса, соль и перец по вкусу

Приготовление: Чечевицу перебрать (в ней могут попадаться мелкие камешки), тщательно промыть и высушить. Выложить в большой горшок, залить водой и довести до кипения. Убавить огонь и варить минут 15. Тем временем обжарить нашинкованный лук в оливковом масле с добавлением сумаха до состояния карамели. Добавить сырой рис, лук и выложить в чечевицу. Тушить, помешивая, примерно 45 минут, пока чечевица не разварится. Соль и перец добавить по вкусу. Подавать холодной или горячей.

Выход: 8 порций.

Салат из огурцов с йогуртом

Салат из огурцов с йогуртом с его легкой кислинкой — легкое освежающее блюдо

Потребуется: 3 крупных огурца, сок одного лимона, 1 зубчик измельченного чеснока, 4-5 веточек свежей мяты, мелко порубленной, 1 кружка нежирного йогурта, ½ чайной ложки соли

Приготовление: Огурцы очистить от кожуры и нарезать тонкими дольками. Выложить веером на дно большого охлажденного стеклянного блюда. Выжать на огурцы сок одного лимона. Измельченный чеснок и порубленные листья мяты положить в пресс для чеснока и полученным соком сдобрить салат. Оставшуюся в прессе массу выложить в йогурт, добавить соль, залить им салат и поставить в холодильник на 1 час.

Выход: 6 порций.

Лук с чечевицей, орехами и фруктами

Это вегетарианский вариант бедуинского блюда басай бадави. Если захотите подать его с рисом, добавьте в рис перед готовкой шафран или куркуму. Это придаст блюду аромат и сделает рис красным.

Потребуется: 4 крупные луковицы, ½ чашки вареной красной чечевицы, соль и перец по вкусу, ¾ чашки нежирного йогурта, 2 столовые ложки мелко нарезанных фиников, 2 столовые ложки измельченных грецких орехов, 2 столовые ложки изюма или кишмиша, 2 столовые ложки хлебных корок, горсть порубленной свежей петрушки

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. ¶ Очистить лук (кончики не обрезать), положить его в большую кастрюлю с кипящей водой. Уменьшить огонь и тушить под крышкой 15-20 минут до мягкости. Вынуть лук из воды и дать остыть. С помощью ножа и вилки осто- рожно срезать крышечку лука и вынуть сердцевину, оставив «мундир» примерно в три четверти сантиметра. Смешать чечевицу, соль, перец, йогурт, финики, грецкие орехи, изюм и измельченные хлебные корки. Нафаршировать этой смесью луковицы. Оставшийся фарш смешать с луковыми сердцевинками. Нафаршированные луковицы поместить в жароупорное блюдо, разложить вокруг них фарш и запекать примерно 20 минут. Украсить петрушкой и подавать с обычным или «красным» рисом.

Выход: 8 порций.

Похлебка Исава

Похлебка Исава — такое объеденье, что за нее не жаль было отдать все привилегии первородства

Потребуется: ½ чашки оливкового масла, 6 порезанных луковиц, 400 г нарезанной на кубики телятины 2 моркови, 2 стебля сельдерея, 1 зеленый перец, 2 чашки помидоров черри, 400 г чечевицы, 2-3 чашки воды, 1 чайная ложка соли, ¼ чайной ложки черного перца.

Приготовление: Подогреть в кастрюле масло, добавить лук и обжарить до светло-золотистого цвета. Добавить мясо (нежирное!) и поставить тушить, а тем временем помыть и нарезать овощи. Выложить овощи и чечевицу в мясо, влить две чашки воды и тушить, пока не разварится чечевица (примерно полтора часа). Когда чечевица будет готова, добавить соль. Чтобы содержимое кастрюли не пригорало, ее следует время от времени встряхивать или добавить лишнюю чашку воды. Подавать горячей в миске или на блюде с огуречным салатом.

Выход: 6-8 порций.

Запеченный козий сыр с травами

Поскольку Иаков был пастухом, у него под рукой всегда были сыр и козье молоко. Поэтому мы предлагаем это простое в приготовлении блюдо, которое подойдет к чечевичной похлебке.

Потребуется: 200 г свежего мягкого козьего сыра (сыр фета не годится — слишком сухой), 5 небольших спелых помидоров, нарезанных на дольки; 2 чайные ложки оливкового масла первого отжима, горсть петрушки и шалфея

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. Смачивая руки водой, сформировать сыр в виде продолговатого шара. Выложить его в середину смазанной маслом сковороды. Украсить вокруг ломтиками помидоров. Сверху полить оливковым маслом, чтобы сыр не подгорел и приобрел коричневатый цвет. Сверху посыпать травами и запекать примерно 55-60 минут. Снять со сковороды и дать остыть на деревянной разделочной доске. Подавать с помидорами. Отдельно подать сушеные абрикосы и фисташки. Можно намазывать на хлеб, рецепт которого приведен выше.

Выход: 6-8 порций.

Торт «Красный бархат»

В память о прозвище Исава — Едом («красный») трапезу венчает дивный торт под названием «Красный бархат». Он изумительно нежный, с мягким шоколадным вкусом, отличающийся необычным красным цветом. Чтобы до времени скрыть главный сюрприз — красный цвет, торт покрывают толстым слоем белой сахарной глазури.

Потребуется: 2 ¼ чашки просеянной муки, 1 чайная ложка соли, 2 столовые ложки какао 50 г (4 столовые ложки) красного пищевого красителя, ½ чашки растительного жира, 1½ чашки сахарного песка, 2 крупных яйца, 1 чашка пахты, 1 чайная ложка ванили, 1 чайная ложка белого уксуса, 1 чайная ложка пищевой соды.

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. Две формы для коржей смазать маслом и посыпать мукой. Смешать муку и соль, отставить. Выложить какао в стеклянную посуду, постепенно добавлять пищевой краситель, вымешать и отставить. Смешать растительный жир с сахар- ным песком, взбивать миксером 45 минут на средней скорости. Добавить яйца по одному, каждый раз взбивая смесь по 30 секунд. Высыпать муку в сахарную смесь, добавить пахту и ваниль. Добавить какао с красителем, вымешать, чтобы масса приобрела однородный цвет. Не взбивать, иначе торт получится суховатым.

В небольшой чашке смешать уксус с содой, чтобы погасить соду. Быстро вылейте в готовую массу, осторожно смешайте, чтобы масса пропиталась. Разложить тесто в формы и выпекать 25- 30 минут. Дать готовым коржам остыть минут 10, прежде чем вынимать из формы. Когда они остынут совсем, прослоить и украсить торт сбитыми сливками.

Сахарная глазурь: 1½ чашки сахарного песка, ½ чайной ложки винного камня, ⅛ чайной ложки соли, ½ чашки воды, 4 яичных белка.

Сахар, винный камень, соль и воду смешать в глубокой посуде. Поставить на средний огонь и постоянно помешивать, пока смесь не станет прозрачной. Взбить яичные белки миксером до образования пены. Продолжая взбивать, тонкой струей влить по стенке посуды сахарную смесь — так, чтобы она не попала на взбивалку. Продолжать взбивать, пока пена не загустеет.

Э. Чиффоло, Р. Хессе Благословенная трапеза. Библейские истории и рецепты / Энтони Чиффоло, Рей- нер Хессе: пер. с англ. Н. Цыркун. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. — 368 с.

Вот чем притча отличается от проповеди? Проповедь точна, она назидательно направляет в нужное место. Притча не дает прямого ответа, только подсказывает решение. С другой стороны, проповедь пригодится ограниченно, а притча и через несколько тысячелетий сможет соединиться с реальностью.

Притча о продаже первородства - одна из самых древних. Правда, сколько раз ее слышал, столько оставались какие-то белые пятна в ее понимании. Хотя что-то и прояснялось.

В заголовке картина Маттиаса Стомера "Исав и Иаков"

Вот что сказано в книге Бытия.


27. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.

28. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.

29. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.

30. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.

31. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.

32. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?

33. Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.

34. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.

(Книга Бытие 25:27-34)


Т.е. сначала Исав символически отказывается от первородства. Поскольку понятие "первородства" было для меня незнакомо, прямиком полез в словарь.

Первенец, или первородный сын - в древности пользовался особенными правами и преимуществами: ему принадлежала, после главы семейства, власть над прочими членами семьи и господство над домом и родом; он получал в наследство двойную часть из имения отца; у евреев вместе с особенным благословением, переходившим от отца к сыну, он приобретал преимущество быть родоначальником обетованного Избавителя. [Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]


Картина Лука Джордано. Исаак, Благословляющий Иакова. XVII в.

После того, как Исав отказывается от первородства на словах, проходит некоторое время. И настает час, когда отец должен благословить старшего сына, передать ему высшую духовную миссию и, кроме того, назначить наследником. В этот час отец подзывает Исава и дает ему наказ отправиться на охоту и приготовить кушанье. Пока Исав охотится, происходит остросюжетная кампания обмана.


1. Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

2. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;

3. возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

4. и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

5. Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

6. а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:

7. принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

8. Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:

9. пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,

10. а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

12. может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14. Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова;

16. а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

17. и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19. Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22. Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

24. и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25. Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой.

27. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;

28. да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

29. да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!

30. Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34. Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35. Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36. И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения?

37. Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38. Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал.

39. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

40. и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

Отца законным первенцом - Исавом, который женится "на дочерях Ханаана, хеттеянках и евеянках" , позволяет им "поклоняться, по наследственному их обычаю, природе и истуканам на глазах у родителей" . И самое обидное для отца, "что и сам [Исав,- прим.] был равнодушен к высокому Аврамову наследию и, заключив на юге охотничье-религиозный союз с сеирцами, открыто служил громовержцу Куцаху" . А ведь первородный, как мы помним, получал особое благословение распространять веру и передавать ее потомству. Слепота реальная или вымышленная становится выходом для Исаака (отца). Поэтому отец, как пишет Томас Манн, "пребывал в темноте, чтобы его обманули вместе с Исавом, его старшим" .

Выходит, что непосредственно ритуальный обман - чисто техническое исполнение чего-то, что уже произошло ранее. Исав уже выменял, продал свою честь взамен на похлебку символически , на словах. Слово имело особое, почти магическое значение, оно давало возможность предметам и явлениям обрести себя. Поэтому дальнейших ход событий уже предопределился . И отец и братья и мать - все уже знают, что будет дальше и каждый играет свою уготованную роль. Исаак (отец) хочет обмануться, Исав предвкушает триумфальное начало ритуала и позорное его завершение, Иаков знает, что получит благословение.

Продажа первородства за чечевичную похлебку - это отказ от особого благословения, от господства над своим домом и родом, отказ от великой исторической миссии. Если хотите, это метафизическое падение человека, которое накладывает отпечаток позора и на все потомство.

Чечевица – первое растение, выращенное человеком с целью употребления в пищу. Богатый полезный ее бобов, возможно, сыграл не последнюю роль в истории человечества и помог людям, как виду выжить в условиях естественного отбора. Долгое кулинарное знакомство человека и чечевицы сделало ее не только ингредиентом вкусных и доступных блюд, но и героиней библейской притчи.

Что мы знаем о чечевичной похлебке?

Еще в библейские времена чечевица широко выращивалась на Ближнем Востоке, ее семена неоднократно находили во время археологических раскопок наряду с семенами пшеницы и ячменя.

Ее выращивали, высеивая под зиму на небольших участках распаханной земли, а уже в конце весны – начале лета можно было собирать урожай. Несложная агротехнология делала чечевицу частой гостьей на столах бедняков. Таким образом, чечевичные бобы имеют огромное значение для решения проблемы голода человечества еще со времен неолита.

Есть предположения, что рабов, привлеченных к строительству египетских пирамид, кормили именно чечевичной похлебкой. А когда в IV в до н.э. в Афинах вышел закон, разрешающий употребление пшеничного хлеба только по праздничным дням, чечевичная похлебка стала практически единственным доступным беднякам.

Сейчас чечевица так и осталась в большей степени распространена в кухнях Ближнего Востока, у нас чаще можно встретить афоризм о чечевичной похлебке, чем ее на обеденном столе. А зря, ведь это очень полезный и экологически чистый продукт.

Притча о чечевичной похлебке

Сюжет библейской притчи о чечевичной похлебке

Чечевица не единожды упоминается в Библии (Иезекииль, 4:9; 2 Царств, 17:28 и 23:11), но более всего известна притча об Иакове и Исаве (Бытие, 25: 24–34). В сюжет этой истории закручен вокруг человеческой алчности, неведения, зависти и голода.

В древней Палестине огромное значение имело первородство. Оно предоставляло старшему сыну огромные привилегии и преимущество перед другими детьми, поскольку он наследовал львиную долю наследства и получал поддержку отца. Справедливости ради, стоит отметить, что наряду со всеми плюсами первородство – это большая ответственность. Ведь после смерти отца на плечи старшего брата ложилась забота о его вдовах и младших детях.

Так, младшим из двух сыновей близнецов прародителя человечества Исаака был Иаков, который появился на свет всего минутою позже, держась рукою за пяту своего старшего брата Исава. Как и другие жители Палестины в те времена, старший из сыновей занимался охотой, а младший – скотоводством.

Однажды Исава вернулся очень усталым и зверски голодным с охоты. Он вошел в шатер к своему младшему брату и первое, что он учуял, был аромат чечевичной похлебки, которую готовил Иаков. Исава был так голоден, а чечевица так ароматна (по мнению некоторых знатоков Библии, это была египетская чечевица, которую Исава еще не пробовал), что он готов был отдать за все на свете.

Иаков попросил уступить ему право своего первородства, и Исава, не мучаясь долгими раздумьями, согласился. Так, не проявив должной осмотрительности, старший сын Исаака лишился всех своих привилегий в угоду своему чревоугодию.

С тех пор афоризм «продаться за чечевичную похлебку» употребляется в ситуациях, когда человек поступается чем-то значимым и важным в угоду своим низменным страстям или чего-то, не имеющего значение.

О пользе чечевицы

Полезна ли чечевица?

Кроме того, что чечевица одна из древнейших злаковых культур, которую человечество начало употреблять в пищу еще в библейские времена, она очень полезна для организма. Лучше и нагляднее о ее пользе расскажут цифры.

Железо, очень необходимое растущему детскому организму, беременным женщина и всем без исключения для нормального функционирования кроветворения, в 100 г бобов чечевицы содержится в количестве 6,6 мг.

Также в 100 г отварной чечевицы содержится 356 мг фосфора, 72 мг магния, 38 мг калия и достаточное количество витаминов группы B.

В наше время, когда на земле осталось слишком мало регионов с экологически чистыми условиями, чечевица благодаря своей способности к самоочищению и ненакапливанию токсинов и вредных веществ стала практически единственным , в экологичности которого можно быть абсолютно уверенным.

Врачи рекомендуют употреблять в пищу различные блюда из чечевицы больным сахарным диабетом, людям, имеющим заболевания ЖКТ и сердечно-сосудистой системы. Поскольку она способна регулировать уровень сахара в крови, содержит достаточное количество клетчатки, калия и магния.

Рецепты чечевичной похлебки

Чечевичная похлебка постная

Постная

Количеством белка чечевица лишь немногим уступает мясу, поэтому похлебка из нее, приготовленная на воде или овощном отваре, получится довольно сытной. А чтобы между словами «постная» и «пресная» нельзя было поставить знак равенства, обогатит вкус блюда кукурузное масло для обжаривания овощей и жареные семена кунжута.

Пропорции необходимых ингредиентов:

  • 2000 мл воды или овощного отвара;
  • 200 г красной чечевицы;
  • 200 г моркови;
  • 200 г репчатого лука;
  • 18 г чеснока;
  • 50 мл кукурузного масла;
  • 30 г кунжутных семян;
  • 20 г поваренной соли.

Как сварить постную чечевичную похлебку:

  1. Чечевицу выложить в дуршлаг и хорошенько промыть под холодной водой. Затем переложить в кастрюлю, залить водой (овощным отваром), посолить и поставить на огонь вариться;
  2. Тем временем подготовить лук и морковь. Слезоточивый очистить от шелухи и нарезать небольшими кубиками. Очищенную и вымытую морковь нашинковать тонкими кружочками. Обжарить оба овоща до готовности на кукурузном масле, в самом конце обжаривания добавить рубленые зубки чеснока;
  3. Параллельно на сухой сковороде до легкого карамельного оттенка обжарить семена кунжута;
  4. После того, как чечевица приготовится и даже немного разварится, выложить в кастрюлю обжаренные овощи. Дать похлебке минут пять покипеть, затем огонь выключить, всыпать в кастрюлю семена кунжута, перемешать, накрыть крышкой и после 10 минут настаивания можно подавать к столу.

С мясом

Чечевичная похлебка с мясом

Если приготовить чечевичную похлебку с мясом, то таким первым блюдом легко будет сытно накормить большую семью. Для чечевичного супчика можно использовать любое мясо: говядину, свинину или курицу. Свежая или сушеная зелень сделает блюдо более ароматным.

Чтобы приготовить чечевичную похлебку с говядиной необходимо взять:

  • 2000 мл питьевой воды;
  • 300 г мякоти говядины;
  • 150 г чечевицы;
  • 200 г картофеля;
  • 120 г моркови;
  • 80 г репчатого лука;
  • 6-12 г чеснока;
  • 30-40 мл рафинированного растительного масла;
  • сушеный базилик, лавровый лист, черный молотый перец, зелень и соль по вкусу.

Приготовление по шагам:

  1. Приготовить мясной бульон. Для него говядину нужно вымыть, обсушить, снять все пленочки, далее ее можно нарезать небольшими кусочками и отварить, а можно сварить целым куском и после этого нарезать кусочками или разобрать на волокна;
  2. промыть до чистой воды, как и в рецепте постной похлебки. Дать воде немного стечь и выложить ее в кастрюлю с бульоном. Варить до мягкости. В зависимости от выбранного сорта на это уйдет от 15 до 40 минут;
  3. Очищенные и измельченные лук и морковь обжарить до мягкости на растительном масле. Те, кто любит вкус моркови в первых блюдах, могут нарезать морковь тонкими кружочками, а остальные воспользоваться крупной теркой;
  4. Когда чечевица станет мягкой выложить в кастрюлю нарезанные кубиками клубни картофеля и варить их до полуготовности. Следом в похлебку отправляется овощная поджарка, соль и специи;
  5. После закладки всех ингредиентов проварить похлебку еще около пяти минут. Настоять некоторое время под закрытой крышкой (10-15 минут) и можно приглашать домашних к столу.

Видео рецепт приготовления чечевичной похлебки вы можете посмотреть здесь:

Традиции подачи чечевичной похлебки

Приготовленную чечевичную похлебку, конечно, можно разлить по тарелкам, как любое другое первое блюдо, а можно подать по-другому.

Поскольку основной ингредиент похлебки известен человечеству с незапамятных времен, то ее можно налить в небольшие глиняные горшочки, кушать из которых деревянными ложками. Такую подачу, несмотря на кажущуюся простоту, можно назвать ресторанной, подчеркивающей древнюю историю блюда.

Чечевичная похлебка достаточно сытное блюдо, поэтому какие-либо дополнения к ней будут лишними, достаточно будет нескольких ломтиков хлеба или лаваша. Постную похлебку можно подать вместе с рублеными яйцами и свежей зеленью.

Напоследок, стоит обратить внимание на один кулинарный . Решив приготовить чечевичную похлебку, обязательно стоит добавить в нее базилик и листья лавра. Это делается не для придания пикантного вкуса блюду, а с другой целью. Вещества, содержащиеся в этих растениях, способствуют быстрому усвоению растительного белка, которым богаты линзоподобные чечевичные бобы.

Итак: Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах (Быт. 25, 27).

Но слово, которое здесь у нас переведено как кроткий , может быть понято и как «цельный», то есть в своей жизни он исполнит божественное предназначение.

Исаак любил Исава … (Быт. 25, 28).

Вот тут непонятно! Казалось бы, Исаак - сам пророк Божий, патриарх Божьего народа - должен любить Иакова, который занимается исследованием Закона Божьего. Но он любит больше Исава. И здесь дается даже пояснение, почему: Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова (Быт. 25, 28).

Если мы буквально примем этот текст, в этом прочтении, и оставим его в таком понимании, то личность Исаака меркнет! Он любит Исава из-за неких гастрономических предпочтений, потому что тот хорошо готовит мясо! И в этом случае к нему применимы слова: Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых (Исх. 23, 8).

В идеале, родители должны одинаково хорошо относиться к своим детям, никого не выделяя и никем не пренебрегая.

Но на самом деле все сложнее. Давайте вспомним: Ной знает, какие животные чистые, какие - нечистые! Знает? Знает! И Авель знает, как приносить жертву от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4, 4), как в Законе сказано в Книге Левит: И принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях (Лев. 3, 3).

И естественно, что они передавали эти подробности - то, что называется Священным Преданием, - из уст в уста. Пятнадцать лет и Иаков, и Исав наблюдали, как все это делал Авраам, он обучал их, возможно, с пятилетнего возраста, до пятнадцати лет. Десятилетка! Представляете, иметь такого директора школы - патриарха Авраама.

У пророков, по-видимому, были и так называемые «дома сынов пророков», пророческие школы, где обучались отроки с пяти лет. Ученики «школ пророков» назывались «сынами пророков». Это, по-видимому, ученики, ο которых упоминает и пророк Исаия (ср. Ис. 8, 16; 54, 13). В библейское время уже существовали различные правила обучения и воспитания, основанные на практическом опыте. Юношество должно было быть обучаемо соответственно его возрасту (Притч. 22, 6).

Так что эти слова: Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его - можно понять вот каким образом, вот как можно расширить этот текст: «Исаак любил Исава, потому что тот приготовлял пищу по тем законам Бога, которые были установлены», - потому что невозможно представить, чтобы патриарх Исаак (в то время, когда люди уже знали, какая пища чистая, а какая нет) употреблял в пищу что-либо недозволенное.

Вот пример. Помните, после Потопа Бог повелел не вкушать пищи с кровью? Не вкушать мяса, которое отрезано от животного, когда животное еще живо. И естественно, если Ной знает, какие животные чистые, а какие нечистые, хотя они не имели еще Пятикнижия Моисея - до этого еще долго-долго-долго, - но они всё это знали. Поэтому Исаак мог любить Исава за то, что тот очень хорошо разбирался, какая пища скоромная, какая - нет, как можно готовить в постные дни, а как в праздничный день можно что-то приготовить, и правила забоя скота и дичи. Особенно он разбирался по поводу дичи, какая чистая, какая нечистая. Для ветхозаветных людей это имело большое значение: знать, какую пищу можно принести в жертву Богу, а какую - нельзя. И тогда мы можем понять Исаака - почему он дорожил своим сыном Исавом. Иаков изучает законы с дедом, с Авраамом, Исав - на практике сливает и сцеживает кровь, всё как положено делает.

А Ревекка любила Иакова. Почему? Дело в том, что на Востоке приготовление мяса - это мужское дело. И, конечно же, Ревекку никогда не допускали до этого дела. А почему она чаще общалась с Иаковом? Так ведь он чаще сидел в шатре, занимался с дедом Авраамом, пока тот был жив, а потом Исаак обязан был его обучать.

Ревека могла любить и те занятия деда и внука, сына и отца, так как напрямую обучение женщин не предполагалось.

И мы читаем:

И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом (Быт. 25, 29-30).

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал слова Исава: «‟Красный”, или ‟рыжий”, на еврейском языке будет edom (אדם). Таким образом, из-за того, что Исав продал своё первородство за пищу красного цвета, он получил имя Едом, то есть ‟рыжий”» . Но! Возможно, ситуация была значительно сложнее…

Святитель Филарет (Дроздов) писал в своем Толковании на Книгу Бытия: «Накорми меня красным, красным этим . Исав не называет кушанья свойственным ему именем потому, может быть, что не знал, из чего оно сделано... Повторение же в речи его выражает торопливость и жадность. Эдом . - То есть красный». - То есть, прикидываясь в глазах отца человеком внимательным к вопросам «дозволенного» и «недозволенного», он сам не придавал этим вопросам серьезного значения. Так, лицемеря, он и проник в сердце собственного отца Исаака!

Он любит красное, вид крови возбуждает этого человека. Он пришел с поля, он не поймал ничего в этот день, а Иаков приготовил красную чечевицу, похлебку!

И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого , - ему хочется этого! Мы тоже в погоне за счастливой жизнью в России в конце XIX - начале XX века увлеклись идеями социализма, тоже захотели этого: красного, красного . С красными флагами бегали, с транспарантами бегали - ради чего? Ради счастливой жизни! «Мы будем жить во дворцах! - говорили революционеры. - Все будут сыты, обуты, одеты!» И вот этот Исав, этот духовный потомок Нимрода, красного, красного хочет! Его последователи тоже готовы отказаться от первородства, от преимуществ веры ради чечевичной похлебки.

Исав показывает, что благо животной жизни для него дороже счастья жить в Боге

И эта философия Едома - она живет и в нашем времени! В пророческих текстах имя «Едом» означает очень многое - оно уже не связано только с историческим Исавом. «Едом» - это символ готовности из-за земных наслаждений отречься от вечных благ. Своим власяным покровом Исав-Едом показывает, что благо животной и скотской жизни для него дороже преимуществ блаженного счастья жить в Боге и с Богом. Он хочет все получать теперь же и сейчас…

Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство (Быт. 25, 31).

Неужели Иаков проявляет хитрость? НЕТ! Иаков понимает, что такой человек, с такими низкими духовными качествами, не может быть лидером столь славной семьи! Он не может быть патриархом народа Божьего - его приоритеты совсем другие. До этого Иаков никак не оспаривал его первородство, но теперь, когда он рассмотрел своего брата, он сказал:

- Продай мне первородство теперь же , сейчас! Раньше бы я у тебя этого не попросил, но теперь я вижу, теперь я понимаю. - Блаженный Августин пишет: «Прежде чем дошло дело до благословения, Исав уже соблазнился чечевицей, которую приготовил Иаков... и продал свое право первородства младшему брату. Он ушел с временным удовлетворением - другой брат ушел с постоянной честью. Отсюда те в Церкви, которые являются рабами временных удовольствий и удовлетворений и едят чечевицу - которую Иаков, несомненно, приготовил, но Иаков ее не ел. Идолы процветали в Египте более, чем где бы то ни было; чечевица - пища Египта; следовательно, чечевица обозначает все заблуждения не-иудеев... Теперь приложите следующее. Существует народ христианский. Но в самом народе правом первородства обладают лишь те, кто из рода Иакова. Те же, которые по плоти живут, по плоти веруют, по плоти надеются, до сих пор принадлежат Ветхому Завету, но еще не Новому. Они все еще разделяют жребий Исава, но не благословение Иакова» .

Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? (Быт. 25, 32).

С чего началась Октябрьская революция? Были хлебные бунты! Люди кричали:

Есть нечего! Зачем нам этот царь?! Мы за кем угодно пойдем! - Это философия Исава и «Красного» Едома! Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?

Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородство (Быт. 25, 33-34).

Вот что составляет интерес многих людей! Есть, веселиться и пить. И это - серьезная проблема… И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф (Ис. 22, 12-14).

Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные (Быт. 26, 1-4).

Казалось бы, здесь повторяются те же самые обетования, которые были даны Аврааму. Да. Но именно в связи с тем фактом, что Исаак не пошел в Египет, хотя об этом голоде сказано: Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама ,  - почему Моисей напоминает о днях Авраама? Авраам спустился в Египет из-за голодной жизни, и за это последовало Божье наказание: И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт. 15, 13). Он, Авраам, пошел за хлебом в Египет - и евреи переедут в Египет из-за хлеба.

Подлинно свободными верующие становятся тогда, когда ими управляют люди одной с ними веры

Но откуда взялись 400 лет? Они же в рабстве, если внимательно всё подсчитывать, оказались на 210 лет, мы с вами об этом уже говорили - я напомню для тех, кто не слышал. Именно потому, что Исаак не пошел путем отца, который спустился в Египет, а подражал отцу в лучшем, а не в худшем, Бог сократил время пребывания их потомков в рабстве почти наполовину: вместо 400 лет они получили 210. Но в действительности они были в порабощении даже менее 210 лет, ибо это число означает все время их пребывания в Египте, а поработили их лишь тогда, когда умер Иосиф и все пришедшие с ним в Египет. И умер Иосиф и все братья его и весь род их ; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа… И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь] (Исх. 1, 6-8, 11). Но почему же мы прочитали: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт. 15, 13)? Ответ очевиден: жить под властью хананеян и египтян - означает как бы находиться в плену у язычников (безбожников). И хотя внутренне они - Авраам, Исаак и Иаков - были свободны, окруженные языческими капищами, они чувствовали себя находящимися под гнетом дьявола и его слуг. Подлинно свободными верующие становятся тогда, когда ими управляют люди одной с ними веры, а пока мы не освобождены Богом от власти безбожников и иноверцев, мы должны осознавать себя находящимися на оккупированной территории.

В 4‑м стихе обращает на себя внимание следующее: Умножу потомство твое … Потомство - это многие! Умножу потомство твое ,  - опять потомство: многие, - как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные . Не сказано: «в потомстве твоем благословятся все народы земные», но - в семени твоем ! Как об ОДНОМ сказано, в единственном числе. Это - о Христе! И апостолы обращали внимание на этот текст, подмечая, что когда говорится о потомстве - это о многих, а когда говорится, что в семени твоем все народы земли получат благословение,  - это об Иисусе Христе, Который и повелел апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). И только во Христе и со Христом благословение пришло ко многим.

Апостол Павел писал в Послании к Галатам: Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). - И Блаженный Феодорит Кирский учит: «И ветхозаветное Писание называет обетование, бывшее Аврааму, заветом Божиим. Посему невозможно, чтобы последовало в нем какое-либо или прибавление, или нарушение вследствие законоположения, бывшего по прошествии многого времени. Обетовал же Бог всяческих благословить народы семенем Авраамовым; а это Семя есть Сам Владыка Христос. Ибо Им обетование сие приведено в исполнение и народы прияли благословение. Все же прочие, даже достигшие самой высокой добродетели, Моисей, Самуил, Илия, одним словом, все, ведущие род от Израиля по естеству, хотя и называются семенем Авраамовым, однако же не суть Семя, принесшее источник благословения народам. Ибо сие говорит божественный Апостол: не глаголет: и семенем, яко о мнозех, но яко о единем: и Семени твоему, Иже есть Христос . Следовательно, не потому, что и они ведут род от Авраама, именуются семенем Авраамовым, но потому, что Христос в собственном смысле имеет сие наименование, как единый имевший по обетованию даровать благословение народам. Бог сказал: благословятся о семени твоем всиязыцыземнии (Быт. 22, 18). Но ни от кого другого не прияли народы сего благословения. Посему-то божественный Апостол доказывает, что обетование сильнее закона» .

Далее Господь говорит, почему Он благословляет Исаака: За то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои (Быт. 26, 5). Не сможете вы найти в Книге Бытия, когда Господь бы преподавал Аврааму, что такое повеления, уставы, законы со всеми градациями и тонкостями. Но Бог был истинным Наставником Авраама. В Духе Святом Авраам знал Закон Бога, поэтому то, что мы называем Священным Преданием, - это присутствие Духа Святого среди народа Божьего. Ведь Дух Святой - это Тот, Кто научает и наставляет нас на всякую правду! Сказано: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26). Итак, Исаак поселился в Гераре (Быт. 26, 6). Он (Исаак) не идет в Египет, он поселился в Гераре, но здесь когда-то был и Авраам. Авраам намолил, вымолил у Бога и это место. Здесь же были проблемы у Авраама в связи с Саррой.

Жители места того спросили о [Ревекке] жене его, и он сказал: это сестра моя ,  - здесь он подражает своему отцу! - потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом (Быт. 26, 7).

И много времени он там прожил, среди этих хананеян - как и мы с вами с детства живем среди людей разных политических и религиозных формаций…

Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею (Быт. 26, 8).

Вот эти сторонние люди, которые окружают нас, они всегда стремятся найти на нас какой-то компромат. «Посмотреть в окно» на языке Библии означает то же, что на русском языке - «посмотреть в замочную скважину». Помните, когда пророк Даниил молился, он открывал окна на Иерусалим? А был запрет: никому нельзя было молиться, кроме как на истукана. И он молится на этот город, а там такие физиономии соглядатаев высовываются, которые подсматривали за ним! Они услышали и увидели, наверное, как он молится, записали, наверное, на глиняных табличках: ага, молится не на истукана, всё… сейчас доносик отправим… (ср. Дан. 6, 10-13).

Поверьте мне, братья и сестры: всегда есть недоброжелатели у нас, у верующих! Люди гневливые будут говорить о нас, что мы раздражительные. Люди блудливые будут говорить о нас, что мы прелюбодеи. Люди, нечистые на руку, будут говорить о нас, что мы крадем… И все эти слухи, которые могут ходить вокруг любого из нас, на самом деле не свидетельствуют о нашем состоянии! Они свидетельствуют о том безнравственном окружении, в котором мы вынуждены жить среди современных хананеян.

Что значит: играет ? Это еврейское слово «мецахек» (מְצַחֵק), в данном случае означающее ласки между мужем и женою.

Но здесь, в его понимании, Авимелех увидел, что он (Исаак) допускает вольности. И он понял, что это жена его.

И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее. Но Авимелех сказал [ему]: что это ты сделал с нами? едва один из народа [моего] не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех. И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти (Быт. 26, 9-11).

Это был очень сложный мир, в котором жили те люди, это было непростое окружение. Но о последних временах, о самых последних временах у пророка Даниила мы находим такие слова: и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге (Дан. 12, 1). То есть самые тяжелые времена - впереди! Самые тяжелые испытания, когда придется спасать своих жен, проявлять какую-то хитрость, чтобы на них не нападали.

Хотя страх совершения греха там и присутствовал, в отличие от современного нам мира.

А сейчас на улицах наших городов на наших девушек открыто посягают пришельцы. Они позволяют себе «мецахек» - играть с ними, флиртовать, неприлично заговаривать с ними! И уже люди не знают, что им делать. Как им обезопасить своих детей?

Книга Бытия - это школа выживания верующей семьи в безбожном мире

Поэтому все эти уроки имеют практический смысл для нас. Книга Бытия с 12‑й по 50‑ю главу - это школа выживания верующей семьи в безбожном мире!

И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему (Быт. 26, 12-14).

Господь всегда будет заботиться о Своих верующих до конца, Господь всегда будет помогать нам! И мы иногда удивляемся: как нам удается выживать в таких тяжелых условиях? Но вот эта Божья помощь не может быть слишком открытой, потому что зависть окружающих тогда уничтожила бы нас. Поэтому Господь, если так можно сказать, дозированно помогает нам. Он дает то самое необходимое, в чем мы действительно нуждаемся. Как сказано у апостола Павла в Послании к Тимофею: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим. 6, 8-9).

И вот - зависть со стороны хананеян. Исаак стал великим человеком, и филистимляне стали завидовать ему.

И все колодези, которые выкопали рабы отца его, при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею (Быт. 26, 15).

Все колодези завалили и засыпали землей! Но! В той местности колодезь - это источник жизни. А в библейском понимании колодезь - это символ чистой воды слова Божьего! Потому что речная вода - не чистая, она проточная, несет в себе речной песок и мусор. Кстати, река аллегорически означает ереси. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней <…> Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену… И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою (Откр. 12, 6; 13-15). Зачем это он реку пустил? А это - ереси, заблуждения. То есть мало того, что Церковь будет гонима в последние времена, так лукавый еще и ложную воду пустит, как бы выпустит из своей пасти! А колодезь - это чистая вода. И чем глубже выкопан колодец, тем чище вода. И вот засыпали колодцы с чистой водой.

Был период в нашей истории, когда храмы были разрушены. И сейчас многие храмы стоят разрушенные, невосстановленные. Как бы колодези благодати забиты грязью, щебнем, камнем, песком… и еще - нашим равнодушием, невниманием и трусостью.

И вот когда Исаак сталкивается с этой проблемой, его главной жизненной целью станет раскопать колодцы отца. Когда нас, православных людей XXI века, спрашивают: «Какую цель вы ставите перед собой?» - мы должны знать, что наша цель - расчистить колодцы кристальной воды православного вероучения. Удалить из них всю грязь, весь этот щебень, чтобы учение святых отцов господствовало! Чтобы слово Божие, чистое, без примесей, было доступно для понимания.

А филистимляне? Они завалили и засыпали всё землею! Исаак удаляется оттуда, он располагается шатрами в долине Герарской, то есть в стороне от самого Герара:

И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама [отца его]; и назвал их теми же именами, которыми назвал их [Авраам,] отец его (Быт. 26, 17-18).

Надо вернуть имена нашим храмам! Надо вернуть имена нашим селам, нашим городам, улицам, если они были переименованы. И Исаак был такой человек. Он выкапывал колодцы, которые язычники забросали грязью, ведь это были колодцы его отца. И наша нация не возродится, пока мы все святыни Русской земли не очистим от щебня и мусора, которые туда набросали эти современные нам бесы-филистимляне…

Исаак понимает, что надо возрождать традицию отца. Мы должны стремиться возрождать традицию отцов. Любовь к слову Божьему должна наполнять наши сердца, мы должны углубляться в познание слова Божьего! И чем глубже колодец, чем больше усилий, тем вода будет чище.

(Быт. 26, 19).

Итак, Исаак восстановил все колодези, которые его отец, патриарх Авраам, создал, и нашел собственный колодец воды живой!

И очевидно, что опыт богообщения Авраама - совершенно самостоятелен и по-своему неповторим. И Исаак все делает для того, чтобы уберечь этот опыт, сохранить. Но и приумножить. Бог не только Бог Авраама, Он Бог и Исаака! То есть у Исаака есть собственный опыт богообщения. И он неповторим, как неповторим опыт богообщения каждого человека в его поколении.

И вот этот источник, колодезь воды живой, который выкопали рабы Исаака,  - это свидетельство о том, что жизнь продолжается. Что борьба между магизмом и единобожием, язычеством и монотеизмом идет.

И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода (Быт. 26, 20).

А им не нужна вода - у них в городах ее хватало. Они спорят, казалось бы, ни о чем: «Наша вода!» А зачем тогда колодези Авраамовы засыпали? Они хотят завладеть и этим колодезем чистой воды. Как сейчас мир хочет контролировать всё, в том числе и Церковь, и ее собственность! Они стремятся всё держать под своей рукой, чтобы в нужный момент набросать щебень и грязь в чистые источники нашего исповедования.

И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним. [Когда двинулся оттуда Исаак,] выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна. И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле (Быт. 26, 20-22).

Слово «Есек» - означает «спор», «раздор».

Слово «Ситна» - означает «препятствие».

Слово «Реховоф» - означает «пространное место», «свободное место».

То есть когда мы прекратим споры (Есек) и препирательства с внешними, мы устраним препятствия (Ситна), стоящие на нашем пути, и обретем свободу (Реховоф) от власти их (язычников и безбожников) над нами. Сказано: Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям (Притч. 5, 16); и еще: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7, 6). Надо не пререкаться и спорить с ними, но игнорировать их претензии на господство и управление. Но если мы подчинимся власти нечестивых, требующих от нас подчинения их богомерзким законам, то мы непременно пострадаем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему (Еккл. 8, 9); Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4).

Но вернемся к нашему повествованию…

Что еще могут означать эти колодези? Это стратегические места для проведения миссионерской работы! Лучше мест на Востоке не найти. Что такое колодезь? Это место, где собираются самые разные люди. И тот человек, который контролирует колодец, может организовывать любые беседы и праздники у этого колодца. Люди не читали газет, не было журналов, не было телевидения, даже Интернета не было. Были колодцы - у колодезя они узнавали всё! И тот, кто контролирует колодцы, контролирует ситуацию.

Таким образом, все информационные потоки оказались в руках у патриарха Исаака. Он боролся не только за воду: да много ли надо человеку воды? Ну, три литра в день, даже меньшим можно обойтись. Он хотел контролировать поток человеческой мысли, обмен информацией - он же Божий пророк! И это были очаги миссионерского служения во имя идеалов единобожия против язычества. А бесы борются с очагами, где распространяется слово Божие, они противостоят этому. Но Исаак продолжает свое дело, восстанавливает колодцы своего отца и находит новые.

И, поверьте мне, чем больше мы углубимся в познание о Боге и Его Слове, тем чище будет вода, тем радостней будет личный опыт богообщения; но тем с большей ненавистью дьявол будет восставать на нас чрез своих приспешников. Примеры патриархов - это примеры бескомпромиссной жизни и борьбы, это примеры жизни людей, для которых воля Бога, Его, Бога, постановления, уставы, законы были превыше всего! Мы видим, как они похожи друг на друга, как они сменяют один другого - Книга Бытия показывает, как одно поколение старших верующих может повлиять на следующее, молодое поколение.

Мы с вами установили, что когда Авраам умер, Иакову и Исаву было 15 лет. Значит, он их обучал. Потом придет следующее поколение. Наступит время, когда Иаков возглавит всю свою общину. И наступит день, когда у колодезя Иакова самарянка будет беседовать с потомком Авраама по плоти, Господом нашим Иисусом Христом (Ин. 4, 6-7).

И очень знаменательно то, что Исаак обнаруживает источник чистой воды, воды живой (Быт. 26, 19), бьющей из-под земли, тогда, когда он раскопал все колодцы своего отца, засыпанные язычниками.

Возрождение России произойдет, когда мы восстановим все храмы

Это для нас очень серьезная подсказка: возрождение России произойдет тогда, когда мы восстановим все храмы. И если мы действительно восстановим все храмы - это изменит ситуацию. Говоря о храмах, я имею в виду не только те места, где молились наши предки, но, прежде всего, необходимо восстановить веру в том формате, как веровали наши предки.

Восстановление храма не означает только восстановление стен: необходимо восстановить то древнее благочестие, которое было на Святой Руси. И тогда мы можем ждать новых благословений от Бога. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3, 16-17).

И когда Исаак восстановил все колодцы своего отца, очистил их от грязи, от того, что туда набросали язычники, - только тогда он обнаруживает источник с живой водой. Поэтому, когда мы ищем возрождения для нашей земли, мы должны понять, что оно происходит, когда мы возобновляем веру наших отцов. Как поступал Исаак, восстанавливая колодцы своего отца - патриарха Авраама. Блаженный Иероним, истолковывая стих 19‑й 26‑й главы Книги Бытия: И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой , пишет: «И здесь вместо «долины» написано «поток». Потому что в долине никогда нельзя найти колодец с живой водой» . То есть речь идет об источнике, потоке, который становится руслом и наполняет всю долину, превращая ее в поток. Так и духовная жизнь начинается с реставрации того немного, что потеряли, а при бережном отношении к духовной жизни превращается в стремительный поток. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38).

Оттуда перешел он в Вирсавию. И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего (Быт. 26, 23-24).

На эти слова мы должны обратить особое внимание. Бог является к Исааку и говорит: Я Бог Авраама . Пройдет несколько столетий, и Бог явится к Моисею и скажет: … Но сейчас Он называет Себя Я Бог Авраама . Это очень важно, когда дети исповедуют веру своих отцов. Бог, являясь самодостаточным, не стыдится называть Себя Богом определенных людей. Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 6), - скажет Он Моисею. Потому что Бог раскрывает Себя в вере этих удивительных людей. Вера святых подсказывает нам правильное направление к Богу. Как сказано в Книге Песнь песней:

-  Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты?..

- Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских (Песн. 1, 6-7).

И Церковь находит своего Жениха, подражая святым. То есть когда мы подражаем святым, идем по их стопам, мы приходим к Небесному Жениху Иисусу Христу. Сказано: Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас (Флп. 3, 17); и еще: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7). То есть, идя по следам овец, которые всегда следуют за Пастырем, мы приближаемся и к Нему Самому. Так, например, апостол Павел однажды воскликнул: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16).

Эти слова: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою , сказанные Исааку, напоминают те, которые некогда услышали позже и Авраам, и Моисей.

И для Исаака было весьма важно услышать эти слова, ведь он вступил в конфронтацию с язычниками, он восстановил колодцы, которые были ими засыпаны. Это, наверное, было непросто, наверняка же было сопротивление, но он, преодолевая все трудности, выполняет свой долг перед умершим отцом и восстанавливает все колодцы.

Здесь очень важно, что Господь делает что-то ради рабов Своих. Это значит, что наши молитвы к святым имеют библейское обоснование, это очень важно осознать.

(Быт. 26, 25).

То есть когда восстановлены колодцы отца, здесь уже можно строить что-то новое, но как бы на старом фундаменте, на вере Авраама.

Если бы мы попытались оценить жизнь этих людей с точки зрения современного мира, то их жизнь была в постоянном движении, это была очень трудная жизнь. Апостол Павел пишет: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр. 11, 8-16).

И он устроил там жертвенник , - читаем мы про Исаака, - и призвал имя Господа . Что значит «призвать имя Господа»? Дело в том, что в древние времена было особое благоговение перед именем Бога. Когда в Иерусалимском храме произносилось четырехбуквенное имя «ГОСПОДЬ» - это делалось только один раз в году, - весь народ падал ниц. И только первосвященник мог произносить имя Божие: так было в ветхозаветной церкви. И призвание имени Божьего означает подчинение этой местности Богу. Исаак устроил Богу жертвенник и призвал имя Божие. То самое имя, которое мы благословляем и святим: «Да святится имя Твое» - и которое для нас, христиан, раскрывается в имени ИИСУС (יְהוֹשֻׁעַ), ибо имя Иисус прямо проистекает от четырехбуквенного имени Бога, и в нем мы видим три первых буквы - י йот, ה хет и ו вав. И апостолы прямо учили об имени Сына Божия: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 11-12).

Итак, Исаак устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской] (Быт. 26, 25). То есть не только жертвенник, но раскинутый шатер и выкопанный колодезь - это место, где можно жить. Раскинутый шатер аллегорически обозначает присутствие Божественной благодати, Божественного сияния над этим местом, особого Божьего покровительства. Также шатер означает и место учения и совместной молитвы чад Божиих.

А кто-то ограничил и ограничивает свои интересы миской с чечевичной похлебкой…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.