История Елочки.Почему на новый год принято наряжать ёлку. Почему мы украшаем елку на Рождество Христово

19.12.2014

Рождество и Новый год тесно связаны в сознании россиян с нарядной елкой, которую ставят на видное место в доме. Интересно, а откуда взялась такая традиция - приносить в дом вечнозеленую жительницу леса и украшать ее?

Старая легенда рассказывает: в те незапамятные времена, когда родился Божественный Младенец в пещере Вифлеема, о рождении его возвестила звезда, вдруг загоревшаяся на темном небосклоне. Все живое на Земле возрадовалось, и к пещере поспешили не только люди, но и животные, и растения, чтобы посмотреть на Спасителя и сделать ему какой-нибудь подарок. Каждый нес, что мог.

Собралась в путь и ель, обитавшая в северных лесах. Она подошла к пещере, но зайти внутрь не решалась, т.к. боялась уколоть Младенца своими острыми иголками, и смущена была тем, что все принесли подарки, а у нее ничего нет. Тогда другие растения помогли ей: положили на ее ветви цветы, яблоки и орехи. Принарядившаяся елка робко подошла к Спасителю. Увидев ее, нарядную, красивую, маленький Иисус улыбнулся.

И с тех пор ель стала символом Рождества, ее ставят и в богатом, и самом бедном доме, украшая всем, что найдется: блестящей мишурой, разноцветными шариками, фигурками сказочных героев и животных. Но такова легенда. В действительности, вероятно, христианский обычай имеет некие общие корни с языческим верованиями. Как, например, праздник Ивана Купала, соединивший в народном сознании празднование торжества жизни с рождением Иоанна Крестителя.

Так и здесь - елка, будучи вечнозеленым, никогда не увядающим деревом, всегда вызывала в сознании людей смешанные чувства уважения, страха. Славяне и почитали ее, и побаивались. По мнению историков, она могла выполнять роль Мирового дерева. Ствол ее - современный мир людей и животных, крона уходит в небеса, т.е. жизнь вечную, корни - это Нижний мир с демонами, душами умерших предков и прочими загадочными существами.

Чтобы задобрить духов, которые особенно свирепствовали в длинные декабрьские ночи, следовало в это время отправиться в лес и оставить на ветках елки подарки для них: засушенные фрукты, орехи, монеты. Как бы то ни было, обычай украшать елку со временем стал неотъемлемой частью рождественских праздников. В России по-настоящему он укоренился только с 40-х годов XIX века, когда многое заимствовалось из стран Европы, в частности, из Германии.

При Пушкине этого еще не было. Во второй половине XIX века с легкой руки супруги Николая I укоренился в России новый обычай - наряжать на Рождество вечнозеленую лесную красавицу. Сегодня мы это делаем, не задумываясь о причинах появления традиции. Главное - она пришлась людям по душе и добавила ощущения веселья и радости светлому празднику.

07.01.2012

В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища - Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом. В это же время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы - это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

О православном значении Рождественской елки

Сейчас ёлки по советской традиции называют "новогодними". Не пора ли нам восстановить правильное значение ёлки - как рождественского атрибута? И хотя до Рождества еще больше недели - стоит напомнить об этом сейчас. К тому же приобрести свою рождественскую елку всегда можно безплатно из нераспроданных остатков елочных базаров утром 1 января нов. ст. - пусть хотя бы некоторые живые деревца не окажутся срубленными зря, а послужат во славу Божию.

После большевицкого переворота общественные елки на Рождество в советской России были запрещены как "религиозный пережиток". Их передвинули на Новый год - таковы были уже первые советские детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь, приказав считать этот день 14-м февраля, - тем самым намеренно передвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста.

Как у нас появилась елка

Прежде чем напомнить о символическом значении Рождественской елки начала несколько слов об истории ее появлении в России. Первая елка появилась у нас повелением Петра I в ходе его насаждения европейской моды, обычаев, праздников, календаря. Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Р.Х. было издано распоряжение:

«По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мiрского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, — собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Первую "огненную потеху" устроил сам Петр, пустив в небо ракету. Правда, после его смерти это дорогостоящее развлечение не прижилось. Почему Петру захотелось ставить елки именно 1 января в ознаменование своей европейской календарной реформы - видимо, для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе слегка спутал Новый год с Рождеством. Елочный обычай этот также не сразу привился: елками в день Нового года стали украшать в основном крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: "поднять елку" означало напиться, "идти под елку" - идти в кабак.

Европейская традиция ставить елку, но не новогоднюю, а, конечно, рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги Императора Николая I Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: елку у них ставили в центр стола, украшали ее конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот красивый обычай стал модным в домах русской придворной знати и вообще в высшем обществе. В канун Рождества елками стали украшать присутственные места, вокзалы, рестораны, городские площади.

Именно с этих пор атрибутом рождественских праздников в России стал и европейский "Санта Клаус". Имя его в Еропе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским, праздник которого отмечался 6 декабря. Однако постепенно с конца XVIII века, на основе сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарителем рождественских подарков детям. В России святитель Николай как один из наиболее почитаемых святых не мог быть перенят в столь профанированном обличье. Вместо этого европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в сказочном виде как "Дед Мороз" - в связи с такими персонажами старинных русских сказок как Морозко и Мороз Иванович, его стали называть в России также: Рождественский дед или Елочный дед, не связывая со св. Николаем Чудотворцем. Праздновали в городах России и Новый год - на святках, как веселое продолжение Рождества после долгого поста.

Однако основная часть народа - крестьянство, продолжала праздновать Рождество традиционно, после церковной службы и разговления с рождественские песнопения (колядками) и Вифлеемской звездой обходили дома и пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный размах праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом без елок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по церковному календарю годичного цикла богослужений.

После большевицкого переворота общественные елки на Рождество в советской России были запрещены как "религиозный пережиток". Их передвинули на Новый год - таковы были уже первые советские детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь, приказав считать этот день 14-м февраля, - тем самым намеренно передвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста. Более того: 1 октября 1929 г. была сделана попытка ввести новый, революционный календарь, отменяющий как "религиозный пережиток" даже семидневную неделю. В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие церковные праздники, были сделаны рабочими днями.

Лишь в частном порядке в советское время люди дома наряжали к Рождеству елки и праздновали русский Новый год (по старому стилю). Хотя в 1920-1930-е гг. за это могли грозить неприятности партийцам, от которых требовалась особая "сознательность".

В середине 1930-х гг., когда Сталин в соперничестве с интернациональной "ленинской гвардией" в борьбе за власть решил тактически опираться на самый многочисленный - русский народ и реабилитировать некоторые русские традиции, в 1935 г. на Новый год в Москве был вновь устроен первый официальный детский утренник - некое внешнее подобие Рождественской елки. В 1936 г. правительственным постановлением было разрешено публичное празднование Нового года с установлением елей в госучреждениях, школах, на городских площадях. Только ели должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной звездой, а красной пентаграммой. Первая такая общественная елка была устроена 1 января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у советского "Деда Мороза" (в отличие от европейского Санта Клауса) появилась внучка "Снегурочка". С этого времени елку в СССР стали привязывать именно к новогоднему празднику, что, к сожалению, было перенято и в ельцинско-путинской РФ.

Вся сохранившаяся в современной РФ символика советского Новогодья - это всё та же, переработанная большевиками западная с псевдо-"рождественскими" русскими отголосками: с неизменной пятиконечной звездой, щедрым мясным застольем в постные дни, пальбой в небо, обещаниями "светлого будущего" в телеобращениях партруководства и развлекательными "голубыми огоньками", превращенными ныне в пошлейшую вакханалию еврейского юмора, сдобренную теперь еще и языческими поздравлениями с годами всяческих обезьян, козлов, свиней и иных животных по восточному календарю - всё это продолжающееся глумление над христианским праздником Рождества. Воспитанным в СССР людям, в том числе вполне добропорядочным, и в голову не приходит, что даже их дети на "новогодних елках" в эти дни празднуют по сути антирелигиозный праздник, противопоставленный большевиками христианскому Рождеству именно в дни Рождественского поста. А теперь на этом фоне вспомним о православном значении Рождественской елки.

Символическое значение Рождественской елки

История говорит нам, что обычай ставить украшенную елку в это время года ведет свое начало со времен язычества. По воззрениям древних язычников, украшенное плодами и светильниками дерево в это время года, соответствующее времени наших святок, служит символом поворота солнца на лето, когда заметно увеличивается продолжительность дня и мы знаем, что под живительным действием солнечных лучей вскоре всё в природе после мертвенной зимней спячки вновь оживет и расцветет, чтобы дать плоды, питающие нас. Устройство елки именно в это время года было издавна приветом возрождающемуся солнцу, дарящему людям жизнь.

Вероятно, и в нынешнее время для нехристиан и атеистов устройство елки имеет подобное символическое значение - ибо как раз на Новый год принято желать "нового счастья", "исполнения всех желаний", "успехов в работе", материального благосостояния и т.п. Сохранилось даже языческое дохристианское поверье, что встреча Нового года имеет роковое значение для всего годового периода: мол, как встретишь Новый год - так его и проведешь; поэтому непременно надо праздновать как можно веселее, сытнее и разгульнее.

Но для православного человека всё, сотворенное Богом и само мiроздание, имеет более глубокий смысл: у нас елка - не чувственный привет солнцу и его земным дарам, а выражение благодарности Творцу этого солнца, Творцу мiра и человека за Его духовные дары: "Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!". Такими словами в Рождественском песнопении мы благодарим воплотившегося Сына Божия за то, что Он пришел оживить, воскресить, обновить всю тварь и венец творения - всех людей, открыв им путь к вечной жизни. То есть у нас всё должно твориться во славу Божию, включая все наши празднования.

Поэтому и Рождественская елка выбрана у христиан таким символ жизни и безсмертия - поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие от лиственных деревьев. По этой же причине, как известно, ельником устилают при похоронах путь умерших к месту последнего упокоения в надежде воскресения и жизни вечной. С этой точки зрения устраиваемая на Рождество елка должна напоминать нам об Источнике жизни и безсмертия, Который рожден Пресвятой Девой Марией и благостью Которого мы имеем возможность перейти в нетленную жизнь в дарованном нам вечном Царствии Небесном.

Елка напоминает нам также о состоянии рода человеческого до Христа. За грех непослушания Богу Адам и Ева лишились блаженства в раю, где находилось древо жизни, имевшее силу предохранять от болезней и смерти человека, питавшегося его плодами. После изгнания из рая прародителей наших у входа в него был поставлен херувим с огненным мечом, преграждая смертным изгнанникам доступ к древу жизни. И так продолжалось до пришествия Христа, отверзшего людям двери в рай.

Это благодеяние Христа так воспевается Церковью в рождественском песнопении: "Приидите возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе [возвещая совершившееся таинство] средостение градежа [стена, служившая преградой] разрушися, пламенное оружие плещи дает [обращает в тыл, удалено], и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от него же произгнан бых преслушания ради" (Стихира на "Господи воззвах"). Вот о чем напоминает и проповедует нам вечнозеленая елка.

А восьмиконечная звезда, которой мы увенчиваем это древо, означает ту звезду, которую волхвы видели на Востоке и которая привела их ко Христу, чтобы поклониться Ему - Солнцу Правды. Подарки же, раздаваемые у елки напоминаеют, с одной стороны, о дарах волхвов, принесенных Царю Христу, а с другой стороны, - "обилия благодати и дара праведности", которых нас удостаивает Спаситель, чтобы мы могли избегнуть смерти для жизни вечной (Рим. 5:17).

По материалам сайта: roca-vologda.org

0 RU Рождественские дни - одни из самых светлых и чистых дней года. Дни долгожданные, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается ёлка. Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели.

0 RU В результате рождественская елка была стерта с лица русской земли: ее заменили "новогодней елкой" - ничего общего не имеющей с Рождеством Христовым. Минули десятилетия. Миллионы детей вновь увидели над украшенной елкой путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь. Будем надеяться, что по милости Божьей эта традиция вернётся назад и повсюду, где бы не находились православные люди, Рождество Христово будет отмечаться нашей традиционной рождественской елкой!

Тогда Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Повсеместное распространение в Европе рождественская елка получила лишь в XIX веке. В России впервые этот обычай попытался ввести Петр Великий, правда, не на Рождество, а на Новый Год. Но новая традиция приживалась с трудом. Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в Россию только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной - в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным обычаям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей. Сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно (на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников). С началом гонений на Православие в немилость попала и рождественская елка. В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года. Как символ Рождества, лку запретили на целых 17 (!) лет.Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник - естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года... Богоборческая коммунистическая сила вмешивалась во все детали жизни и обычаев русского православного народа; особенно в тех областях, где советской власти требовалось устранить все духовное

Исторически так сложилось, что в конце каждого года вся планета отмечает новогодние и Рождественские праздники. Приближение этих праздников ощущается тогда, когда на прилавках магазинов, в торговых центрах, на улицах городов и сел появляются новогодние логотипы и игрушки. Не исключением в период этих праздников становится и православный храм, который также принято украшать новогодними елками.

Но не противоречат ли этому церковные каноны и правила, и целесообразно ли ставить елку в притворе или возле иконостаса? Попытаемся разобраться.

Исследуя историческую символику хвойных деревьев (ели и сосны) обнаруживаешь тот факт, что они имеют глубокую древневековую историю. В древнем Египте было принято украшать разные деревья в день наступления нового года и приносить жертвы своим Богам. В языческие времена считалось, что духи предков находятся в деревьях. Особенными были вечнозеленые деревья. Древние Германские племена украшали свои дома в день солнечного равноденствия ветками хвои. В славянских племенах было принято возле елки танцевать, петь и веселиться, чтобы пробудить весеннее тепло и солнце.

Точный исторический период, когда именно елка стала считаться новогодним деревом, не установлен. Но уже начиная с эпохи средневековья это дерево входит в широкий обиход, как в светском, так и в церковном обществе.

Первое письменное упоминание о Рождественской елке мы относим к XVI ст. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и богачи украшали ели разноцветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эту традицию переняла и Великобритания, а впоследствии и вся Европа. В 1819 году елка появляется в Венгрии, в 1820-м – в Праге, в 1829-м – в Скандинавии, в 1840-м – в Российской империи.

В некоторых городах было принято елку не ставить, а подвешивать к потолку ветками вниз, как символ лестницы с неба, которая была спущена в день Рождества Христова. На Американский континент традицию встречать Рождество и Новый год с елкой завезли немецкие поселенцы, а также наемники, которые принимали участие в войне за независимость.

На просторах Российской империи введение елки как символа Нового года произошло при Петре І. В исторических документах мы находим указ: «нынъ отъ Рождества Христова доходитъ 1699 годъ, а будущаго Января съ 1 числа настанетъ новый 1700 годъ купно и новый столетный векъ и для того добраго и полезнаго дъла, указалъ Великій Государь впредь лъта счислять въ Приказахъ и во всякихъ делахъ и крепостяхъ писать съ нынешняго Января съ 1 числа отъ Рождества Христова 1700 года. А въ знакъ того добраго начинанія и новаго столътнаго века въ царствующемъ граде Москве, после должнаго благодаренія къ Богу и молебнаго пенія въ церкви и кому случится и въ дому своемъ, по большимъ и проезжимъ знатнымъ улицамъ знатнымъ людямъ и у домовъ нарочитыхъ духовнаго и мірскаго чина передъ вороты учинить некоторыя украшенія отъ древъ и ветвей сосновых, елевыхъ и можжевелевыхъ противъ образцовъ, каковы сделаны на Гостинъ дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротамъ, учинить возможно» .

Так традиция ставить елку плавно перешла из католицизма и протестантизма в Православную Церковь. Хотя и в Священном писании, и в канонах ничего не сказано об обычае устанавливать на праздник Рождества елку, однако в церковной традиции именно это хвойное дерево было наделено религиозным символизмом. Елка воспринимается как образ дерева «познания добра и зла», под которым и началась вся история человечества, а новогодние игрушки – символ запретного плода. Звезда, которая зачастую ставится на верхушке дерева, является символом Вифлеемской звезды, которая показывала путь волхвам к новорожденному Богу. Свечи, горящие на елке, символизируют души умерших предков, которые продолжают жить, ведь они бессмертны.

Традиция украшать дерево на Рождество существует сегодня во многих странах мира. Жители Мексики традиционно украшают пальму, в Новой Зеландии ставят особенное для той местности дерево похуткалу, расцветающее на Рождество красными цветами. В Шанхае игрушки вешают на ветви ивы и бамбука. Понять, что наступило Рождество в Израиле, можно по украшенным ветвям кипариса. Африканцы празднуют, украшая деревья баобаба.

Что касается Православного храма, то он на время Рождественских праздников становится подобным той пещере, в которой родился Сам Господь Иисус Христос. В подавляющем большинстве храмов в рождественский период святцев принято ставить вертепы с изображением иконы Рождества Христова. Любое хвойное дерево также является частью такого символического вертепа. Хвойное дерево вечнозеленое, а значит, символизирует вечную жизнь, которая была принесена с рождением Иисуса Христа.

Из истории нам известно, что хвойные деревья очень часто использовали и для строительства самих храмов. Подарки, которые кладут под елку, символизируют дары волхвов, пришедших поклониться новорожденному младенцу. На верхушке принято ставить крест или изображение Вифлеемской звезды, которая и привела волхвов к Христу.

В завершение следует сказать, что основой праздника Рождества Христова есть начало спасения всего рода человеческого. Мы должны помнить, что Рождественская елка может легко превратиться в языческое дерево поклонения, украшающее наш дом. Без молитвы, добрых дел и прославления Господа елочка станет атеистическим атрибутом, которым она была.

Рождественские дни — одни из самых светлых и чистых дней года. Дни долгожданные, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается ёлка. Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация (+ 5 июня 754 г.).

Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Тогда Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа.

Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Повсеместное распространение в Европе рождественская елка получила лишь в XIX веке.

В России впервые этот обычай попытался ввести Петр Великий, правда, не на Рождество, а на Новый Год. Но новая традиция приживалась с трудом. Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в Россию только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной — в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным обычаям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи.

Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей. Сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно (на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников).

С началом гонений на Православие в немилость попала и рождественская елка. В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года. Как символ Рождества, ёлку запретили на целых 17 (!) лет.Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник — естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года… Богоборческая коммунистическая сила вмешивалась во все детали жизни и обычаев русского православного народа; особенно в тех областях, где советской власти требовалось устранить все духовное.

В результате рождественская елка была стерта с лица русской земли: ее заменили «новогодней елкой» — ничего общего не имеющей с Рождеством Христовым. Минули десятилетия. Миллионы детей вновь увидели над украшенной елкой путеводную звезду Вифлеема. А под ней — Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь. Будем надеяться, что по милости Божьей эта традиция вернётся назад и повсюду, где бы не находились православные люди, Рождество Христово будет отмечаться нашей традиционной рождественской елкой!

Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.