Игровой коврик своими руками. Развивающие игрушки для малышей своими руками. Как сделать развивающий коврик для детей своими руками

Сделать пальчики малышей более ловкими и умелыми - вот в чём основное назначение развивающего коврика. Каждая из моделей этой игрушки, представленная в данном разделе, представляет собой многофункциональный тренажёр по развитию речи, сенсорного восприятия и мелкой моторики.

Как самостоятельно смастерить подобное дидактическое пособие для малышей, подробно рассказывается во многих публикациях. Здесь же изложен и практический опыт использования развивающих ковриков. Немаловажно:"рецепты" коллег, которые Вы встретите на этих страницах, достаточно просты, и, хотя и предназначены рукодельницам, не требуют каких-либо редких материалов или "героических усилий".

Развивающий коврик - прекрасный инструмент "обучения с увлечением".

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 307 .
Все разделы | Развивающий коврик своими руками

Главной целью ФГОС дошкольного образования служит создание такой развивающей среды , которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. Среда, в образовательном учреждении – это среда, в которой...

Массажные коврики , дорожки здоровья своими руками Плоскостопие - это деформация стопы, которая может перерасти в очень и очень серьёзные проблемы со здоровьем в будущем. Но, к счастью, поддающаяся коррекции в детском возрасте. Лучшие средства профилактики и лечения...

Развивающий коврик своими руками - Дидактическое пособие «Геометрический коврик»

Публикация «Дидактическое пособие «Геометрический...»
Дидактическое пособие «Геометрический коврик» Цель: сенсорное развитие. Задачи: развивать умение отличать цвет, текстуру, геометрическую форму фигуры и её размер; развивать наблюдательность, внимание, мыслительные операции; расширять словарный запас ребёнка; закреплять навык...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сегодня почти каждая мама знает дорогу к врачу-ортопеду. Многие следуют рекомендациям специалистов и приобретают для малышей ортопедическую обувь со специальной стелькой. Таких детей очень много, которые приходят в детский сад, и носят специальную ортопедическую обувь....

Человеческая стопа представляет собой проекцию всего организма. Бесконтактный массаж органов (через биологически активные точки) осуществляется при движении, ходьбе, прыжках, выполнении физических упражнений по натуральной либо искусственной гальке, камням, траве. Ортопедический...

Дидактический коврик Выполнила: учитель-логопед Анисимова Т.П. МАДОУ МО г.Нягань Детский сад «11 «Елочка» Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный...

Развивающий коврик своими руками - Дидактическая игра по сенсорному развитию «Чудесный коврик» для детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Чудесный коврик» для детей младшего дошкольного возраста Выполнили воспитатели группы «Гномики»: Тихончук Л. В, Кострова Л. Б. Цель; показать влияние дидактической игры на развитие сенсорных способностей Задачи: - развитие мелкой...


Игровой коврик "Безопасный город" Цель: - дать представления о том, как важно правильно ходить и ездить по улицам города, развивать в процессе игры способность воспринимать реальный мир города, закреплять знания детей о дорожных знаках. Идею подглядела на просторах интернета....

Галина Пестовникова

Развитие мелкой моторики рук у малышей является очень важным моментом в формировании полноценного и успешного человека. Степень ее развития имеет огромное значение для развития ребёнка в целом , влияет на высшую нервную деятельность и умственное развитие детей , положительно сказывается на развитии речи и познавательных психических процессов : памяти, мышления, восприятия и др. Таким образом, развитие мелкой моторики рук , по нашему мнению, является весьма важным и актуальным вопросом.

Для того, чтобы превратить упражнения по развитию мелкой моторики рук в весёлые и занимательные игры, мы сшили в группу с помощью родителей развивающий коврик .

Он рассчитан на детей раннего возраста, поэтому все развивающие элементы контрастные, отсутствуют мелкие детали, которые можно проглотить. Такой коврик способствует развитию тактильного , зрительного и слухового восприятия, учит малыша координировать движения рук, играть самостоятельно.

Мы использовали развивающий коврик для младенцев , купленный в магазине, дополнив его развивающими элементами

1. Детали сшили из фетра, пришили к нам липучки и кнопки




2. Сшили цветы с прорезями, для пуговиц



3. Коврик дополнили разными фигурами (грибок, яблочко, пришили молнии разной длины



4. Сшили из фетра бабочку, которую можно спрятать в карманчик



5. У нас получился вот такой интересный, красочный коврик для развития мелкой моторики рук и сенсорных способностей


Публикации по теме:

Конструктор состоит из множества деревянных пластинок,выкрашенных в различные цвета, кругов, прямоугольника с отверстиями. Скрепляются.

В нашей группе сложилась уже традиция, каждое утро мы делаем утреннею зарядку, а после дневного сна гимнастику пробуждения. Мои дети любят.

Стопа человека зрительно делится на рефлексогенные зоны, связанные с конкретными органами путем нервных импульсов. Малыш, который совершает.

Здравствуйте,уважаемые коллеги! Всем нам известно, что развитие мелкой моторики у детей - это один из самых главных факторов, стимулирующих.

Развивающие игрушки для ребенка, которые можно сделать самостоятельно. Обзор простых и полезных игрушек для ребенка.

Развивающие игрушки для детей выполняют функцию стимуляции приобретения определенных навыков. В зависимости от возраста, ребенок должен уметь выполнять определенные действия. За это отвечает своевременное нервно психическое развитие ребенка. Игрушки помогают лучше развить способности.

Какие можно сделать развивающие игрушки своими руками из подручных материалов?

  • Все игрушки, которые выполняются своими руками, должны соответствовать определенному возрасту малыша. До первого года жизни, ребенок только учится взаимодействовать с внешним миром, у него развивается хватательный рефлекс, зарождается первое управление координацией
  • В этот период игрушка должна быть яркой и привлекающей внимание. Важно также, чтобы ее элементы были достаточно большими, составная часть не более из двух или трех деталей. Хорошо подойдут самодельные бусы, мячики из тряпок, погремушки
  • Примерно после полугодичного возраста можно делать матрешки, матерчатые куклы и красивые кубики. Все это развивает мелкую моторику и способствует речевой активности
  • После года можно давать ребенку игрушки, которые он сможет разобрать. Для изучения цветов, игрушки можно комбинировать по гамме. Хорошо развивают ассоциативные карточки и кубики с рисунками
  • После двух лет ребенку подойдет пластилин, его тоже можно сделать дома. При этом, используя пищевой краситель можно добиться любого нужного вам цвета. Хорошо развивают различные поделки из бумаги и картона

Развивающие моторику игрушки своими руками

Для развития моторики ребенку важно всегда иметь перед глазами яркий предмет с элементами, которые он не сможет взять в рот, а если начнет кусать, то не проглотит. Преимущественно делается игрушка из ткани, с небольшими вставками для того, чтобы ребенок мог хватать их и дергать.

  • Игрушка, которая представлена на картинке, делается из подручных материй яркого цвета. В качестве растяжки над коляской используется достаточно прочная пластиковая трубка, внутрь которой пропущена веревка
  • По краям пришиваются петли на липучке, которыми можно цеплять подвесную растяжку на детскую кровать. Соответственно размеры следует подбирать после замеров своей кроватки. Планка не должна сильно провисать. Важно, чтобы ребенок тянулся к игрушке, развивал сою моторику
  • Пластиковая трубка обшивается сначала поролоном, потом несколькими слоями цветных полотенец. Полотенце надо нарезать на небольшие кусочки, чтобы обмотать трубку 2-3 раза. Так делается цветная планка. Желательно использовать стандартные цвета радуги
  • Сам каркас подушечки сделан в виде домика, но вы можете выбрать любую форму. Сделайте раскрой на материи, затем сшивайте вырезанные макеты из ткани. На боковых гранях можно вставить не слишком толстые элементы каркаса. Если для них нет материала, можно обойтись без них. Внутренняя часть игрушки набивается легким поролоном, игрушка должна быть легкой
  • Не обязательно выдерживать идеальную форму каждой игрушки, здесь больше важен цвет и объем. Для тесемки подвешивания на планку и пришивания манящей штучки внизу используется та же технология, что и крепление планки к кроватке. Если верхняя часть делается на липучке, то нижнюю лучше всего пришивать «намертво», чтобы ребенок не оторвал висящий элемент
  • В качестве дополнительного фактора, привлекающего внимание, можно маркером нарисовать простые рожицы, которые имитируют положительные эмоции

Развивающая игрушка кубик своими руками

Развивающая игрушка кубик призвана дать малышу возможность трогать и бросать предмет. Кубическая форма приучает ладошки ребенка к крупным предметам. Это лучше всего развивает основные навыки моторики. Важно, чтобы ребенку понравилась игрушка, поэтому вы должны ее делать очень яркой и насыщенной элементами.


  • Все элементы кубика должны быть плотно пришиты. Когда ребенок играет с этой игрушкой, время от времени проверяйте, не отрываются ли ее детали, чтобы избежать травм. Не используйте в этой игрушке пуговицы, бисер и прочие украшения. Весь декор должен состоять из цветных тканей, которые прочно пришиваются по всему периметру
  • Для развития мелкой моторики на одной из граней кубика можно пришить толстый шнурок с нанизанными на него крупными бусами. Бусы также желательно делать из ткани, однако следите, чтобы они легко перемещались по шнурку из стороны в сторону
  • Изготавливая эту игрушку, максимально проявите свою фантазию. Можно взять идеи из детски картинок. Не расстраивайтесь, если какой-то элемент получится неточным или не таким красивым, как вам бы хотелось. Если ребенку понравиться раскраска – для него это будет самая любимая игрушка
  • Трафарет любого рисунка можно распечатать на бумаге, вырезать и перенести на ткань. Сами бусинки делайте с большим отверстием по центру. У вас должен получиться бублик любой формы, который ребенок будет легко двигать по шнурку, удерживая игрушку другой рукой. Это развивает координацию и моторику

Развивающая игрушка черепаха своими руками

Такая игрушка ориентирована на возраст от одного года. Как и большинство игрушек, черепаха делается мягкой, по желанию на панцирь можно нацепить шнурок с бусинками, которые ребенок будет перебирать пальцами. Игрушка достаточно сложная в изготовлении и потребует усилий от родителей для создания.


  • Здесь перед тем, как приступить к работе нужно правильно подготовить выкройки. Основное тело черепахи делается довольно высоким. Сюда входит панцирь, на котором можно будет нацеплять много украшений и развивающих бусинок
  • Голова, четыре лапы и хвост делаются из одинакового материала, небольшими по размерам. Основной упор надо делать на панцирь, его формируйте максимально разноцветным и разношерстным по наполнению
  • Ребенок будет долго изучать эту игрушку, если она будет разнообразная. Только тогда она ему не надоест быстро, и он сможет развиваться с ее помощью. В длину такая игрушка не должна превышать 15 сантиметров. Слишком большая и громоздкая вещь будет не интересна малышу
  • Готовый корпус набивается поролоном, а затем обшивается большим количеством разных украшений. Все элементы должны быть разными не только по форме, но и по цвету. Проявите максимум разнообразия. Это сделает игрушку более интересной

Развивающая книжка игрушка своими руками

Несмотря на то, что игрушка действительно напоминает книгу, более простой ее вариант можно сделать из одной или двух страниц. Сложная игрушка книжка делается с несколькими разворотами, которые соединяются вверху ручкой.


  • Каждая «страница» это игрушки делается отдельно в виде плоского квадрата или прямоугольника. Старайтесь каждую плоскость сделать разной по цвету. Наполняйте страницы интересными и поучительными изображениями рыбок, домашних животных, цифр и букв
  • Не обязательно придерживаться границ «страницы», некоторые элементы игрушки книги могут выходить за рамки, это добавит ребенку интереса, выступающие элементы он захочет тщательно изучить
  • Для того чтобы разворот держал свою форму, в квадратную заготовку из ткани вставляется плотный картон по размеру и с двух сторон обшивается мягкой тканью. По желанию внутрь можно добавить один слой поролона или ворсистой ткани
  • Не цепляйте на игрушку мелкие значки и пуговицы. Все картинки должны быть большими, но не делайте их все одинаковой величины. Помните ребенок, пока еще, не выделяет конкретные элементы и воспринимает предмет целостно, однотонность и последовательность размеров сделает игрушку скучной и неинтересной

Развивающие игрушки из бутылок своими руками

Бутылочки очень любимы детьми. С их помощью можно сделать отличную сенсорную игрушку для ребенка, которая будет развивать зрительную, слуховую, а также двигательную функцию. Для работы понадобятся прозрачные бутылочки небольшого размера, любой интересный наполнитель, клей и скотч.


Внутрь бутылки нужно положить наполнитель. Важно, чтобы он был ярким и интересным. Используйте сыпучие вещества, которые издают шум. Пробуйте закладывать разные материалы, проверяйте, какой они издают звук. Всегда оставляйте около 30% пустого места, чтобы игрушка звучала в руках малыша.

В качестве наполнителя можно использовать воду с плавающими элементами, которые будут привлекать ребенка. После того, как наполнитель засыпан, плотно посадите крышку на технический клей для пластика. Проверьте надежность крышки, затем в качестве дополнительной защиты обмотайте крышку скотчем так, чтобы ребенок не добрался до крышки.

Развивающие игрушки из дерева своими руками

С деревом достаточно сложно работать самостоятельно, если нет специальных навыков. Если вы умеете вырезать фигурки из дерева, сделайте ребенку как можно больше разных игрушек, которыми он сможет развивать свое умение удерживать тяжелые предметы. Если особых навыков нет, не расстраивайтесь, существуют простые развивающие игрушки из дерева, которые под силу сделать каждому.


  • Для изготовления игрушки вам нужно будет купить деревянный брус сечением 50х50 и распилить его на отдельные кубики. Перед распилом пройдитесь наждачной бумагой по поверхности бруса, делая ее максимально гладкой, насколько у вас хватит терпения
  • Отмеряйте точно расстояние кубика и распилите брус. Место среза также нужно будет тщательно зашлифовать. Для работы можно использовать дрель с насадкой, если она есть. Или выполните эту непростую задачу вручную. Это нужно, чтобы кубики были приятными на ощупь
  • Чтобы сделать кубики красивыми и интересными, их нужно покрасить в разный цвет. Для добавления увлекательности можно сделать разные отверстия по центру кубика (не забывайте их тоже шлифовать с помощью круглого напильника). Затем вы можете оставить разукрашенные кубики как есть, или наклеить на них красивые картинки, буквы, цифры или нарисовать смешные рожицы

Развивающие игрушки из киндеров своими руками

Самое интересное, что можно сделать из киндеров – это «шумелки» с разным тактильным ощущением. Эти игрушки будут развивать слух, внимательность и умение удерживать небольшие предметы.


Для приготовления игрушек понадобиться умение вязать. Обвяжите киндеры разноцветными нитками, сделайте поверхность максимально разной на ощупь. Одна игрушка может быть мягче на ощупь, другая жестче. Добавляйте вплетения инородных элементов, которые будут менять тактильные сигналы, сделайте поверхность фактурной, плетите узоры.

Внутрь каждой игрушки нужно положить определенные сыпучие материалы, которые будут издавать разный звук. Половинки киндера лучше всего посадить на клей, чтобы во время игры они не раскрылись. Обязательно сделайте штук семь разных игрушек и одну оставьте пустой. Это добавит разнообразия игре ребенка и улучшит его слуховые возможности.

Развивающие игрушки из фетра своими руками

Игрушки из фетра очень приятные на ощупь и позволяют ребенку совмещать визуальную и тактильную память. Такие игрушки делаются в виде книги или коврика.


Сделайте большие буквы разного цвета и обязательно оформите их красивыми животными или другими картинками. Такой алфавит можно объединить в азбуку или сделать отдельные карточки. Размеры игрушек выбирайте по своему усмотрению. Если это будут отдельные карточки с буквами, в будущем, вы сможете складывать на полу простые слова.

Коврик для детей своими руками с дугами, с пуговицами

Такая игрушка надолго привлечет внимание ребенка. Высокие дуги делаются из пластиковых трубок и обшиваются поролоном и цветными тканями. На таком коврике для ребенка очень много ярких и цветных элементов, которые он будет рассматривать, трогать и изучать.


Основание коврика делайте не меньше чем метр на метр. Сделайте его максимально разнообразным и цветным. Обязательно пришивайте большое количество красивых и привлекающих внимание элементов. Можно коврик разделить на несколько тематических секций, чтобы подталкивать ребенка к логическому осмыслению всего того, что он видит.

Нависающие дуги обязательно должны содержать свисающие игрушки. Это поможет развивать всестороннее восприятие мира, ребенок будет крутиться на коврике, смотреть вниз, вверх и по сторонам. Это хорошо развивает двигательную функцию.

Игрушки для развивающего коврика своими руками

Развивающий коврик должен быть наполнен большим количеством разных игрушек. Чем больше на нем будет разнообразия, тем лучше и быстрее будет развиваться ребенок.


Вы всегда можете заменить надоевшие игрушки на коврике или те, которые не вызывают у ребенка интереса. Внимательно смотрите за его игрой и, в зависимости от этого, меняйте наполнение коврика разными дополнительными деталями.

Все игрушки для развивающего коврика могут быть абсолютно разными. Делайте так, чтобы они крепко были пришиты к коврику и ребенок не мог их оторвать. Одно единственное правило для таких игрушек, они должны быть очень яркими и иметь разную форму. Если при этом они будут совершенно неповторимы на ощупь – это будет только плюсом.

Сенсорный коврик для детей своими руками

Сенсорный коврик для ребенка должен быть заполнен необычными игрушками и нашивками, которые он сможет трогать руками. Все игрушки, которые ребенку нравились раньше, можно пришить к коврику, давая ему возможность придумывать свои логические законы их размещения.


Для коврика обычно используются мягкие игрушки. Коврик способствует концентрации внимания ребенка. Самое важное, он удерживает малыша на одном месте, заполняет полностью его сознание и избавляет от мысли ползти к шкафу и шалить там.

Сенсорный коврик хорошо развивает сенсорное восприятие окружающего. Он дает ребенку возможность понять, как устроен мир, привлекая цветными украшениями. Во время игры на коврике ребенок способен самостоятельно развиваться без помощи взрослых. При этом малыш всегда находиться в движении, что очень важно для его физического развития.

Видео: Развивающая игрушка для ребенка своими руками

Настал момент, которого ждут все молодые родители - в семье появился первенец. С этой поры это крохотное чудо окружено любовью, вниманием и всем-всем лучшим. Малыш растёт и развивается, а родителям в помощь изобретено великое множество современных методик и дорогостоящих игрушек, чтобы чадо изо дня в день росло и всех радовало. Среди разнообразия дидактических игрушек стоит обратить внимание на развивающие коврики для карапузов, современная индустрия предлагает их на любой вкус и кошелёк.

Но стоит ли тратить немалые деньги на вещь, которую каждая любящая мать в силах сделать самостоятельно? Чуточку фантазии и несложных манипуляций с иголкой и нитками (если вы, конечно, не обладательница швейной машинки) - и перед вашим малышом развивающий коврик для детей, сделанный своими руками.

Назначение коврика

Сенсорный коврик - это дидактическая игрушка для малышей разных возрастов для развития двигательной активности и сенсомоторных навыков, а также слуха. С помощью коврика для детей с разными поверхностями ребёнок во время игры учится ползать, потом сидеть, различать фигуры и цвета. В основе - красочный материал, на котором размещены развивающие элементы в форме солнышка, дороги, фруктового сада или т. д. В дополнение к ним крепятся грызунки и погремушки.

Во-первых , стоит помнить, что материал нужно использовать качественный и натуральный. Это требование не только к ткани, но и ко всем комплектующим, чтобы избежать аллергических реакций и всевозможных раздражений у малыша.

Во-вторых , обязательна целостность используемого материала, имеется в виду отсутствие некачественных швов, трещин и сколов на уголках, а декоративные элементы и фурнитура должны быть крепко пришиты.

В-третьих , младенцы растут быстро, и возникнет необходимость постоянного усовершенствования коврика, то есть в дополнении или замене игрушек (деталей). Идеальны модели с раскладывающимися мягкими уголками и навесными дугами, что при необходимости даёт возможность модернизировать полотно и увеличить игровую площадь.

Чем больше шуршащих, сенсомоторных, звенящих, светящихся элементов, различающихся по фактуре, форме и размерах, тем быстрее ребёнок заинтересуется игрой и дольше будет увлечён, пока родители закончат дела по дому. Удобно, если коврик будет мобильным, чтобы при случае иметь возможность его транспортировать. Все элементы должны сниматься, потому как полотно периодически будет нуждаться в стирке.

В итоге поиски такого коврика, который соответствовал бы всем требованиям, могут «влететь» в копеечку. Но есть выход - сшить развивающий коврик своими руками . Идей на просторах интернета великое множество, и польза для малыша от такого изделия очевидна и ясна. Если выбор уже сделан в сторону изготовления детского развивающего коврика своими руками, стоит подумать, как будет выглядеть ваша игрушка, а также о том, что есть перечень запретов.

Возможные ошибки

Вы решили сшить сенсорный коврик для детей своими руками, давая волю фантазии. Отметим, что творческий процесс - дело занятное и увлекающее, но существует пошаговая инструкция , дабы мастер-класс не затянулся и не превратился в обузу.

Пошаговый план работы

Надеемся, родители отбросили сомнения в том, что развивающий коврик лучше изготовить самостоятельно. Ведь кому как не родителям знать предпочтения своего малыша. Надеемся, что потраченное время и силы будут вознаграждены улыбками маленьких карапузов.

Развивающий коврик для ребёнка своими руками





Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик «Подводный мир»

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.