Если ребенок заикается к какому. Ребенок заикается: в чём причина? Методы лечения заикания у детей

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
    • Травмы – , .
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

По статистике, наиболее актуальный возраст появления заикания у малышей — 2-5 лет. Возникает заболевание в виде остановок в речи или случайных повторений определенных звуков.

Как распознать симптомы болезни у крохи, нужно ли лечить данный недуг и какими средствами это делать?

Разбираемся…

Основные причины заикания у детей – так почему ребенок начал заикаться?

С заиканием сталкивались еще наши предки. Теорий его появления — море, но окончательную формулировку понятия дал наш ученый Павлов, благодаря которому и разобрались в самой природе неврозов.

Откуда берется заикание — изучаем причины

  • Наследственность. Наличие у родителей неврологический заболеваний.
  • Нарушения в развитии головного мозга (иногда — еще в период беременности).
  • Определенный характер ребенка. Неспособность приспособиться к внешней среде (холерики).
  • Менингиты и энцефалиты.
  • Сахарный диабет.
  • Рахит.
  • Незрелость головного мозга.
  • Случаи травм , ушибов или сотрясения мозга.
  • Частые простуды.
  • Инфекции ушей и дыхат/путей.
  • Психологические травмы , ночные страхи, частые стрессы.
  • Энурез , быстрая утомляемость, частая бессонница.
  • Неграмотный подход к формированию детской речи (слишком быстрая или слишком нервная речь).
  • Резкое ухудшение условий проживания.
  • Позднее развитие речи со стремительным «наверстыванием» упущенного речевым аппаратом.

Куда обратиться за помощью заикающемуся ребенку – диагностика заикания и специалисты

Преодолеть заикание непросто. В каждом случае (за исключением того, когда ребенок просто подражает родителю) придется потратить немало сил, и лишь комплексный подход может гарантировать результат.

Игры, упражнения и народные средства от заикания у ребенка в домашних условиях что реально поможет избавиться от логоневроза?

Коррекция — когда уже пора начинать?

Конечно же, чем раньше, как говорится, тем лучше. Следует понимать, что заикание — это испытание для малыша. Оно не только мешает выражать свои мысли, но и является существенным препятствием для общения со сверстниками. Начинать нужно еще «вчера»! В самом раннем детстве. Еще до обучения в школе родители должны свести к минимуму все проявления болезни. Если данный речевой «дефект» едва дал о себе знать — бегом к специалисту!

Как определить, что ребенок становится заикой?

Классические симптомы:

  • Малыш начинает говорить мало или отказывается говорить вовсе. Иногда на сутки-двое. Начиная разговаривать, заикается.
  • Перед отдельными словами кроха вставляет лишние буквы (прим. — И, А).
  • Остановки в речи возникают либо в середине фразы, либо в середине слова.
  • Ребенок невольно повторяет первые слова в речи или первые слоги слов.

Что дальше?

  • Невротическое заикание. Этот вариант болезни развивается вне поломки ЦНС после психической травмы и при склонности к невротическим состояниям. Обычно — у маленьких холериков и меланхоликов. Появиться недуг может и пои резком подъеме речевой нагрузке. К примеру, когда трусишке-меланхолику вдруг дают неподъемно сложную роль на детском утреннике.
  • Неврозоподобное заикание. В сравнении с предыдущим типом болезни, этот вариант проявляется постепенным нарастанием. Родителям удается его обнаружить лишь тогда, когда чадо уже начинает «сыпать» полными фразами. Обычно при таком виде заикания имеются отставания также в психическом и физическом развитии. Чаще всего, при обследовании выявляются четкие признаки поражения ЦНС.

К кому пойти лечиться, и какова схема лечения?

Безусловно, лечение заикания, независимо от причины появления — это исключительно комплексный подход! И к лечению приступают лишь после полного всестороннего обследования малыша.

В первую очередь, следует обратиться к психологу, неврологу и логопеду.

  • В случае невротического заикания доктором, которого придется посещать чаще других, станет именно . В его схему лечения входит обучение папы с мамой наиболее эффективным мерам общения с малышом; снятие напряжения — как мышечного, так и эмоционального; поиск лучших методов релаксации; повышение эмоциональной стабильности ребенка и пр. Кроме того, придется заглянуть к неврологу, который пропишет препараты для снятия мышечных спазмов и специальные успокаивающие средства. Ну и без логопеда тоже будет не обойтись.
  • В случае неврозоподобного заикания основным врачом станет логопед-дефектолог . Психотерапии здесь отведена второстепенная роль. Работа логопеда (запасайтесь терпением) будет длительной и регулярной. Основная задача врача — обучить малыша правильной речи. Без невролога, к сожалению, тоже не обойтись — медикаментозное лечение будет способствовать более успешной работе логопеда.

Что делать родителям, если ребенок заикается – основные правила помощи и собственного поведения

  • Создайте в своем доме атмосферу спокойствия, любви и понимания. Это важнейшее условие. Ребенку должно быть хорошо!
  • Обязательное условие — четкий режим дня. Причем, на сон тратим не меньше 8-ми часов!
  • Не торопимся, общаясь с малышом. Не говорим «скороговорками», не повышаем голос. Только медленно, спокойно, нежно и четко. Рекомендуется о том же попросить и воспитателя в детском саду.
  • Никаких скандалов в доме! Никаких стрессов для ребенка, повышенных тонов, ссор, негативных эмоций, резкой жестикуляции и взрывных интонаций.
  • Чаще обнимайте ребенка, говорите с ним ласково.
  • Категорически нельзя подгонять кроху , когда он приходит к вам с просьбой или хочет что-то рассказать. Слишком занятые родители частенько «отбривают» детей фразами вроде «ну давай, говори уже, а то я занята!». Этого делать нельзя! И перебивать малыша тоже строго не рекомендуется.

И, конечно, меньше критики.

И побольше одобрительных слов и жестов для вашего малыша. Даже, если его успехи совсем незначительны.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Любая мама с нетерпением ждёт, когда её малыш начнёт разговаривать, и радуется каждому новому слову крохи. Лепет малыша – лучшая музыка для материнских ушей, а любой дефект речи – повод для тревоги и расстройства.

Женский сайт «Красивая и Успешная» посвящает эту страничку такой проблеме, как детское заикание. Из данной статьи наши читательницы узнают о том, по каким причинам обычно ребёнок заикается, что делать, если болезнь долго не поддаётся лечению, и как не отчаяться в борьбе с недугом.

Причины детского заикания

Неврологи выделяют несколько главных факторов, вызывающих такое нарушение речи:

  1. Ослабленная центральная нервная система, чутко реагирующая на различные стрессы. У детей со слабой нервной системой судороги артикуляционных органов может вызвать испуг, ссора родителей, чрезмерная требовательность к ним со стороны мамы и папы.
  2. Слабый речевой аппарат.
  3. Родовая травма. В таком случае заикание появляется на фоне других неврологических заболеваний.
  4. Поражения мозга, ставшие последствиями перенесённой детской болезни.

Многим родителям, пришедшим за помощью к специалисту с вопросом, что делать, если ребёнок начинает заикаться в 3 года, неврологи советуют просто подождать, дать ребёнку перерасти проблему. Опыт показывает, что детское заикание с возрастом часто проходит само по себе, если родители, сами того не желая, не начинают усугублять проблему.

Ребёнок стал заикаться: чего делать нельзя

Нередко чрезвычайно активные мамы, которые видят смысл своей жизни в постоянных развивающих занятиях с ребёнком, начинают «лечить» маленького заику самостоятельно. Они выбирают методы, которые кажутся им правильными. Но на самом деле эти меры лишь усугубляют проблему. К ним относятся:

  • Бесконечные тренировки по повторению слов, которые малыш не может выговорить с первого раза. Таким образом маме хочется выработать у малыша навык свободного произношения, но ребёнок, понимая, что от него ожидают результата, которого он не может добиться, нервничает и начинает заикаться ещё сильнее.
  • Загрузка ребёнка заданиями по работе над речью. В результате детский мозг перегружается, ребёнок начинает затрудняться даже в тех случаях, с которыми раньше без труда справлялся.
  • Чтение малышу книг, которые он пока не в состоянии понять.
  • Частый просмотр телевизора. Многие современные мамы доверяют воспитание своего ребёнка телевизору. Для своего крохи они подбирают ряд развивающих , которые тот смотрит часами, и совершают при этом серьёзную ошибку. Первое, что следует сделать, если ребёнок в 3-4 года заикается, — это ограничить время его общения с телевизором, планшетом или компьютером. Такому малышу больше всего нужны не красочные движущиеся рисунки, а мамино тепло, внимание, понимание. С крохой-заикой нужно много разговаривать, причём очень важно правильно подбирать темп речи, интонацию, слова.

Нередко для коррекции заикания бывает достаточно лишь исправить ошибки в общении с крохой.

Маленький ребёнок заикается: что делать родителям?

Если малыш, у которого не было ни родовой травмы, ни серьёзной инфекции, ни черепно-мозговых травм, начинает испытывать затруднения в речи, причины этих затруднений, скорее всего, кроются в его родителях. Маме и папе маленького заики в таком случае следует предпринять следующие шаги для помощи своему ребёнку:

  1. Найти общий язык между собой, научиться избегать конфликтов, постараться оградить кроху от любого дискомфорта: он должен начать чувствовать себя спокойно рядом с родителями, а не из-за их ссор.
  2. Перестать требовать от малыша слишком многого. Психологи заметили: очень часто заикание появляется у детей чрезмерно требовательных мам. Позвольте крохе развиваться в его естественном темпе, и, возможно, дефект речи исчезнет без каких-либо дополнительных усилий.
  3. Что нужно сделать, если ребёнок начал заикаться, так это начать с ним разговаривать спокойным тоном, плавно, медленно, чётко. Малышам, страдающим различными дефектами речи, необходимо слышать примеры того, как нужно правильно говорить.
  4. Если ребёнок 5 лет заикается, что делает проблему достаточно серьёзной, необходимо, показать кроху неврологу. Врач сумеет определить точную причину логоневроза и назначит лечение.

Вообще родителям детей, которые страдают дефектами речи, не стоит ждать, пока проблема решится сама собой через 3-4 года. Сайт сайт рекомендует: если малыш заикается в течение года, нужно обязательно поискать хорошего врача, специализирующегося на этой проблеме.

Ребёнок заикается: что может сделать невролог?

Любой специалист в области детской неврологии скажет, что заикание – это болезнь, которую у детей гораздо легче вылечить, чем у взрослых. Даже если корень проблемы лежит в мозговых нарушениях, у маленького заики есть большой шанс начать разговаривать плавно и внятно.

Лечение заикания у детей, как правило, выполняется по следующей примерной схеме:

  1. Изучение особенностей нервной системы малыша, выявление патологий, приведших к заиканию.
  2. Создание комфортной эмоциональной обстановки в семье, чтобы малыш перестал чувствовать себя неуверенно.
  3. Работа над эмоциональной устойчивостью малыша. Что необходимо сделать, если ребёнок заикается, так это научить его верить в себя, в свои возможности, в свою значимость. Заике очень важно избавиться от такого фактора болезни, как чрезмерная . Хороший врач сумеет ему в этом помочь.
  4. Работа с логопедом. Специалист в области правильного произношения звуков и слов проведёт с малышом ряд занятий, на которых основные дефекты речи будут устранены.

Говоря о том, что нужно делать, если ребёнок заикается, важно подчеркнуть, что ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит родителям. Им следует быть с крохой максимально терпеливыми, нежными и внимательными. Маме и папе заики необходимо сотрудничать с врачом, который занимается с их ребёнком, полностью доверять ему, выполнять все его рекомендации. Тогда болезнь наверняка отступит, и кроха начнёт разговаривать совершенно нормально.

Многоуважаемые родители, здравствуйте! Кто из нас не радуется успехам детей? Мы с раннего детства учим их всему. Посещая утренники, со слезами радости смотрим, как дитё чеканит перед ёлкой. При обучении в школе оттачиваем мастерство , чтобы школьника было интересно слушать.

Но бывает и так: при разговоре дети проглатывают не только слоги, но и слова целиком, могут запинаться и зависать на некоторых звуках, никак не получается у них дойти до конца фразы. В таких случаях, а их у жителей планеты наблюдается около 1%, говорят о наличии заикания.

Почему ребёнок заикается: то ли природа не хочет, чтобы малыш красиво говорил, то ли организм встал на путь сопротивления и бунтует, приговор ли это на всю жизнь или дело поправимое, есть ли в этом родительская вина или этого не избежать? Много вопросов? Давайте искать на них ответы!

План урока:

Заикание заиканию рознь!

Для нас, обывателей, заикание сводится к одному – в такие минуты хочется помочь заике побыстрее сказать то, что он пытается. И мы же не сравниваем, чем один заикается отличнее от другого. Заикание – оно и в Африке заикание.

В зависимости от разных причин и выраженности симптомов недуг бывает разным. Формы речевой патологии бывают:

  1. клонические, когда ребёнок из-за прерывистых судорожных движений дыхательных органов повторяет слоги, обычно первые. «По-по-потолок» — вот так приблизительно будет звучать слово в данном случае,
  2. тонические, когда из-за напряжения мышц рта и языкарастягиваются некоторые звуки и создаются паузы. Вот, например, так: «С…собака».
  3. смешанные, объединяющие и то, и другое: «З…зз-за-заикание».

Все эти формы медики считают клиническими проявлениями.

Помимо них, бывает заикание разным из-за характера протекания патологии:

  • волнообразное – оно то приходит, то уходит, но при этом полностью не исчезает,
  • постоянное – как пришло, так и осталось,
  • рецидивирующее – бывает, всё хорошо, а бывает, снова проявляется.

Этиология, или причина и условие появления, разделяет заикание на:

  • невротическое, возникшее под влиянием вешних факторов, например, из-за психологической травмы,
  • неврозоподобное, от внешней среды не зависящее, например, как следствие поражения коры головного мозга либо полученное по наследству.

Где искать причины заикания?

Чаще всего заикание, или по-врачебному логоневроз, отмечается у детей-дошкольников, и подвержены патологии с речью обычно дети до пяти лет. В этом возрасте происходит активное речевое развитие. Если заикаться начал ребёнок в 7 лет, то это прецедент в числе редких. В любом случае для всех этих расстройств есть свои причины.

Как говорят медики, каждый заикается по-своему. Привычное объяснение этой патологии в народе – испуг, но стоит отметить, что он встречается лишь в половине случаев. 15 процентов падает на наследственность, а всё оставшееся нужно искать в неблагоприятных эмоциональных обстоятельствах, запускающих в действие процесс так, чтобы уже подросший ребёнок стал заикаться.

Вот они, основные причины, которые служат толчком, чтобы ребёнок начал заикаться.

Физиология

Родовые травмы, наследственность и нейроинфекции могут стать причинами появления заикания. Физиологические провокации организма связаны напрямую с истощением детской нервной системы. Произойти такой сдвиг может по причине перенесённых тяжёлых заболеваний, среди которых врачи отмечают корь и скарлатину.

Психология

Внезапное сильное эмоциональное потрясение – прямой путь к появлению заикания. При этом не стоит всё сводить только к испугу, когда, например, напала собака.

Кстати, неадекватное поведение любых животных — это наиболее частая причина детских испугов. Среди поводов для расстройства работы речевого аппарата – неблагоприятная обстановка дома. Любите бить на кухне посуду, громко доказывая свою правоту? Задумайтесь о возможных последствиях!

Пресс со стороны педагогов тоже,кстати, может стать толчком для нарушения речи.

Социальная среда

Большие умственные нагрузки и перегруз детского мозга речевыми занятиями, например, иностранными языками, могут стать причиной того, что детский речевой аппарат с поставленной задачей не справится.

Иногда психологи отмечают, что начинают заикаться абсолютно здоровые дети при подражании и копировании находящегося в их кругу заики. Кроме того, одним из толчков для появления патологии становится переучивание левшей.

Провокаторы

Приступы заикания могут отмечаться как одиночные. Думаю, вы иногда сталкивались, что при чрезмерном волнении, например, при выступлении перед большой аудиторией, ребёнок вдруг начинает «экать и бэкать», хотя дома с завидной чёткостью репетировал.

Что интересно, некоторые специалисты отметили среди провоцирующих факторов даже избыток в детском рационе белковой пищи. Так что следим за . А ещё они считают, что спровоцировать склонный к перевозбуждению и заиканию организм может погода: весной и летом сглаживается, а осенью-зимой нарастает.

Четыре ступени для логоневроза

Как выглядит сам процесс произношения слов? Две группы мышц согласованно работают: когда одни сокращаются, другие расслабляются. У заикашки эта работа теряет согласованность и в результате мы слышим либо клонические повторения, либо происходят тонические спазмы. Формирование устойчивого рефлекторного заикания похоже на лестницу, у которой всего четыре ступеньки.

  1. На первой ступеньке заикание появляется эпизодами. Трудности возникают с первыми словами в предложениях и с короткими частями речи – союзами, предлогами. При этом ребёнок ещё не стесняется, а общается на равных.
  2. На второй ступеньке инициатива общения заменяется на молчание, так как заикание становится хроническим. Плавная речь слышна редко, а многосложные слова не поддаются с первого раза, особенно если их стараться говорить быстро.
  3. На третьей ступеньке судороги в работе мышц закрепляются, но ребёнок уже начинает замечать, что его речь сильно отличается от того, как говорят окружающие. Трудности со словами уже ярко прослеживаются. Юный заика начинает искать замену сложным словам, вплоть до жестов.
  4. Перейдя на четвёртую ступеньку, ребёнок обострённо воспринимает отличия в своей речи, он ждёт заикания и внутренне к нему готовится. Судорожные проявления у речевого аппарата уже случаются всегда, не только в волнительных ситуациях.

Отступление от темы

Мальчишкам в этом деле не повезло: у них больше шансов стать заиками. Почему? Да всё просто. Кто как не мужской пол особенно активен, энергичен и чаще попадает в стрессовые ситуации. Конечно, неугомонные мальчишки! Да и спрос с них больше, сюсюканья меньше, поэтому и неврозы чаще. Обласканные девчонки более психоустойчивы, поэтому и заикаться не спешат.

Ребёнок заикается: что делать?

Логоневроз – болезнь функциональная, зависящая от особенности нервной системы детей. Поэтому прежде чем искать на страницах интернета советы знающих, как лечить, нужно понимать, от чего лечить. Куда идти, если детская речь «поломалась»?

Если в вашей семье появилась такая проблема, то следует запланировать поход к:

  1. психотерапевту, который вместе с вами найдёт причину, почему ребёнок стал заикаться, и с этой причиной опять же вместе с вами будет бороться,
  2. невролог – он назначит курс успокаивающих медикаментов способных укрепить пошатнувшуюся детскую нервную систему,
  3. логопеду – врач подберёт корректирующие занятия для ритма и темпа речи, которые вы будете регулярно практиковать сами и на специальных уроках со специалистом.

Не спешите всё перекладывать на плечи врачей! От вас дома тоже очень много зависит!


Согласитесь, ничего трудного. Не нужно наблюдать в стороне, как ребёнок по лестнице заикания взберётся на последнюю ступеньку. Принимать меры следует сразу, тогда и результаты лечения не заставят себя ждать!

Были ли у вас в окружении заикашки? Расскажите, как с этим справляться. Ждем комментариев.

Также ждем вас в нашей группе «Вконтакте» , где очень интересно и весело!

Добра вам и спокойной, четкой, плавной речи!

Евгения Климкович.

Всем привет! Как обычно с вами Андрей Добродеев и сегодня разбираем тему: «Ребенок начал заикаться что делать?»

Очень долго не писал (почти неделю), был занят домашними делами.)))

Ну об этом я расскажу как-нибудь в другой раз, а сейчас давайте ближе к теме.

Для начала я предлагаю вам пройти один небольшой тест:

Громко и четко проговорите слово: «Стрептококк» .

Ну как получилось? Вы смогли четко и внятно произнести это слово? Хорошо тогда у вас с заиканием проблем нет! Но если вы не смогли, обязательно прочитайте мою статью до самого конца!

Как обычно давайте разобьем статью на разделы:

1. Виды заикания .
2. Что такое заикание ?
3. Почему возникает заикание ?
4. ?
5. Итоги, рекомендации, советы !

Виды заикания.

Существует три вида заикания:

1. Клонический вид заикания (повторяющий) – когда человек (ребенок) повторяет какую-то букву. Пример: «Ма-ма-мам-ма-мама». В этом случае идет повторение каких-то звуков.

2. Тонический вид заикания — человек не может начать говорить (стартовать со слова). Он может сказать: «Мммм» и после этого идет пауза в речи, а потом «Мама».

3. Клонико-тонический (смешанная более сложная форма заикания) — когда вместе с повторением, есть паузы между произношением.

Что такое заикание?

Заикание — относится к разряду заболеваний, называемых лого-неврозами.

Чаще всего они проявляются у детей, когда они начинают разговаривать, где-то в возрасте от 2 до 3 лет (это начало или первый период).

Второй период может возникнуть у подростков от 12 до 15 лет. И вот в эти периоды нужно по-доброму относится к таким детям (читая дальше вы узнаете о чем я).

Так почему возникает заикание?

Сразу хочу сказать, что испуг не вызывает заикания ! Это все выдумки! А вот почему реально возникает заикание сейчас расскажу более подробно:

Заикание может иметь органическую природу. Всем известно, что наш мозг отвечает за движения различных частей тела, а также и за их контроль. Так вот, огромная часть мозга отвечает за губы и язык (центры и зоны формирования речи). Первая проблема нарушение речи может быть связана с инсультом (это у взрослых).

Основная причина заикания у детей – это задержка развития речевого центра!

У детей может возникать первый период заикания из-за того, что эти центры и зоны формирования речи, которые отвечают за координацию этой речи еще не созрели (позднее созревание этих зон), поэтому нужно правильно подходить к пониманию и лечению ребенка, тогда вы быстрее компенсируете данную проблему.

Все мы знаем, что в нашем мозгу два полушария левое и правое. Центр речи находится в левом полушарии (это у правшей) и в случае если центр речи не сформирован, то правое полушарие будет мешать левому, благодаря этому дети и заикаются.

Задача учителей, родителей — если у ребенка заикание не мучать его заучиванием стихов и чтением книг, переведите все в письменный формат!

Многие, наверное, подумали сейчас, что заикание нужно лечить какими-либо лекарствами. Я прав? И это так, но …

Заикание лечат лекарствами не сразу и не всегда и во многих случаях обходятся без лекарств!

Надеюсь, что вы видео посмотрели, и теперь хоть чуть чуть представляете как помочь вашему ребенку! И сейчас я хотел бы дать вам пару рекомендаций.

Если вы заметили, что ваш ребенок начал заикаться, то обратитесь к нескольким специалистам. Да, да именно к нескольким!

1. Невропатолог — определит причины заикания!

2. Психиатр и к психолог — от них получите рекомендации и полезные советы!

3. Дефектолог-логопед — он занимается над устранением дефектов речи!

Пройдете этих специалистов и вы будете во все оружие!

На этом первую часть статьи буду заканчиваю, здоровья вам мои дорогие читатели!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.