Если ребенок боится чужих людей. Зачем детям быть социальными? Почему ребёнок боится людей

Бывает, любознательный и общительный прежде малыш вдруг начинает бояться чужих людей или новых мест. А некоторые дети с рождения боязливы и осторожны, тяжело переносят новые впечатления и не хотят общаться ни с кем, кроме родных. Это очень неудобно родителям. Особенно, когда в семье есть старшие дети и дела, требующие походов в разные места, а няни, с которой можно оставить малыша, нет.

Почему так бывает, когда пройдет и как с этим жить?

То, что ребенок начинает опасаться нового и незнакомого – вполне закономерный и нормальный этап развития. Научившись ходить, малыш обретает самостоятельность и больше подвержен различным опасностям. Вместе с растущими физическими возможностями возникают сдерживающие психические факторы, помогающие использовать умения безопасно. Умение быстро бегать в норме уравновешивается осторожностью, а стремление к общению сдерживается пониманием, что в мире есть чужие люди и не все они могут быть настроены доброжелательно.

Именно в этом возрасте дети часто болезненно переживают разлуку с мамой и не хотят ее отпускать даже ненадолго. Часто именно тревогой и боязнью разлуки обусловлена боязнь новых людей и мест. Есть и другие причины неудобного поведения и нежелания посещать определенные места: различные страхи (например, ребенок чего-то сильно испугался когда-то и теперь его страх распространяется на все похожие места), протест, желание пойти в другое место. Прежде всего, стоит узнать причину – тогда будет понятнее, что делать. Но даже если причины не ясна, есть несколько общих рекомендаций.

Самое главное - уважительно относиться к потребностям ребенка. В нашей культуре есть мнение, что нужно вышибать клин клином и заставлять делать то, что страшно или не хочется. Но если ребенок плачет или сопротивляется – значит, у него есть реальная потребность, и наша задача – понять ее и удовлетворить.

1. Наблюдайте за ребенком

Внимательно следите, что именно его пугает, что не нравится, доставляет неудобства. Часто бывает, что мы сами усугубляем или игнорируем проблему, которая решается минимальными усилиями. У меня в практике был случай, когда у ребенка начиналась истерика на прогулке при попытке войти в парк. Это стало для мамы большой сложностью, потому что больше гулять было негде. Мама стала наблюдать, и вскоре выяснила, что ребенок боялся одной конкретной афиши, которая висела рядом со входом. Почему боялся – это уже другой вопрос. Но проблема была решена легко и быстро – всего-то заходить через другой вход.

2. Знайте, что это не навсегда

Постепенно страхи и тревожность сгладятся. Конечно, останутся особенности темперамента, но такую патологическую боязливость дети обычно перерастают, набравшись жизненного опыта и сил. Родители могут помочь им, оставаясь спокойными, надежными и устойчивыми.

3. Старайтесь учитывать особенности ребенка

И беречь его, когда есть возможность. Если получается остаться дома, когда он не хочет куда-то идти – пусть останется. Довольно часто это вопрос грамотного планирования и распределения задач. Не стоит тащить ребенка туда, где ему плохо, из воспитательных соображений, «чтобы привыкал». Обычно это имеет как раз обратный эффект. Надо понимать, что лишний стресс развивает не характер, а беспокойство. Развитие лучше всего происходит в спокойной и комфортной обстановке – когда ребенку не нужно защищаться и тратить силы на сопротивление, их можно пустить на рост. Нужно дать ему время и возможность мягко адаптироваться к некомфортным условиям.

Но иногда бывают ситуации, когда ребенку приходится столкнуться со стрессовой ситуацией. Например, оставить его не с кем, а пойти в страшное место обязательно нужно. Вот несколько рекомендация для такого случая:

Постарайтесь не нервничать и не прогнозировать ужасов. Чем спокойнее вы – тем спокойнее ребенок, он чувствует и перенимает ваше состояние.

- Сообщайте ребенку заранее, куда вы пойдете и зачем. Подробно рассказывайте, что там будет происходить. Даже те дети, которые еще не говорят, способны понять основную мысль. Неопределенность тревожит больше всего, а когда ребенок знает, чего ждать, он чувствует себя увереннее.

В процессе комментируйте то, что видите, спокойно рассказывайте, что к чему. Это поможет и вам самим не нервничать, и для ребенка будет показателем вашего спокойствия, возбудит его интерес.

- Если есть возможность – дайте ребенку постепенно привыкнуть к месту. Не кидайтесь в гущу толпы сразу, сначала посмотрите издали и подходите медленно. Не тащите его сразу в кабинет стоматолога, а дайте время поиграть в фойе и рассмотреть картинки на стенах.

Нужно понимать, что ребенку требуется гораздо больше времени, чтобы освоиться в новой ситуации. Попробуйте посмотреть на все глазами ребенка, как будто в первый раз. Возможно, вы увидите что-то, чего раньше не замечали и сумеете лучше его понять.

- Ищите вокруг что-то интересное для ребенка. Обращайте внимание на забавные детали.

Подготовьтесь к выходу – возьмите с собой необходимый набор на все случаи жизни, чтобы не испытывать дискомфорта, если вдруг что-то понадобится. Небольшой перекус, вода, влажные салфетки, подгузники или немного сменной одежды сохранят нервы в случае неожиданностей.

- Обязательно возьмите с собой несколько любимых игрушек и книг. Если ему станет страшно, будет на что переключить внимание.

Хорошо работают всякие интересные мелочи – мыльные пузыри, маленькие воздушные шарики, наклейки и пр. Наблюдая за пузырями (и занимаясь любым другим веселым и интересным делом), ребенку проще будет адаптироваться к месту.

В освоении новых территорий для ребенка самое главное – ваша поддержка, любовь и спокойствие. Помните об этом и будьте, пожалуйста, терпимы и терпеливы.

Когда ребенок только рождается, ему незнакомо понятие страха. Но вот вы замечаете, что ваш малыш боится один зайти в темную комнату или один выйти вечером на улицу. Вы понимаете, что у ребенка развивается страх - своеобразное чувство беспокойства, переживания или тревоги, которое характеризуется изменениями эмоционального фона. У него может учащаться сердцебиение, нарушаться ритм дыхания, усиливаться мышечное напряжение. Страх - это ответная реакция ребенка на внешнюю угрозу - реальную и/или придуманную.

Диагностика детских страхов проводится специалистами в этой области: психологами, психиатрами или психотерапевтами посредством бесед, тестов и опросных листов. На основе результатов исследований подбираются адекватные методы лечения.

Что лежит в основе страха ребенка

Страх - это способ самосохранения. В отличие от взрослых страхов в основе детских не всегда лежит реальная угроза.

Они развиваются на базе полученной детьми информации, дорисовываются богатым и впечатлительным детским воображением и у большинства детей проходят самостоятельно. Но, как и в любом правиле, в вопросах детских страхов также имеется небольшой процент исключений, случаев, когда обычные страхи перерастают в фобии, требующие специального лечения. У девочек фобии развиваются чаще, чем у мальчиков. Факторами, способствующими развитию страха у детей, являются их одиночество в семье, ограничение в общении с ровесниками.

Более подвержены развитию тревожных состояний те дети, которые обладают яркой фантазией, впечатлительностью, высокой доверчивостью. Часто развитию страхов способствуют воспитание, нестабильные отношения ребенка с родителями.

Среди причин детских страхов выделяют следующие:

  1. Психоэмоциональные травмы, пережитые ребенком в раннем возрасте. Именно они чаще всего перерастают в фобии и с трудом поддаются лечению. Примером таких случаев является боязнь собак после укуса.
  2. Родительские запугивания с целью предотвратить асоциальное поведение ребенка. Например, «будешь плакать - придет злой дядька и заберет тебя».
  3. Патологическое беспокойство самих родителей по каждому поводу. Бесконечные запреты и установки на неудачи развивают в ребенке чувство постоянной тревоги, которая перерастает в страх.
  4. Агрессивное поведение родителей, направленное на унижение чувства детского достоинства, демонстрация доминирования родителя над ребенком формируют сложные страхи и боязнь своих родных.
  5. Фильмы ужасов или жестокие компьютерные игры со сценами насилия тоже развивают у ребенка страх повторения увиденных ситуаций.
  6. Наличие определенного психологического заболевания также может выражаться в развитии у детей страхов. Определить вид заболевания и назначить лечение возможно только после обследования ребенка профессиональными специалистами.

Механизм появления и развития страхов

Первые страхи возникают у детей в два-три года, когда они начинают фантазировать, придумывать и воображать что-то необычное после осмысления внешней информации. Пик фантазирования достигается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Чем более впечатлителен ребенок, тем более разнообразны и необычны его страхи. Поскольку в своем юном возрасте ребенок еще не способен анализировать причины страха и свою реакцию, это приводит к закреплению и поддержанию страха. С возрастом ситуации, которые способствуют развитию страха, меняются, как и сферы жизни самого ребенка: от страха остаться без мамы в младенчестве - до социальных страхов в школьном возрасте.

Виды страхов у детей

Страхи детей подразделяются на социальные и природные. Первые формируются в процессе межличностного общения ребенка с окружающими, вторые связаны с природным чувством самосохранения.

По природе возникновения детские страхи также делятся:

  • на особо ценные, которые являются порождением детской фантазии и приобретают для ребенка особую важность;
  • навязчивые, которые возникли в результате определенной жизненной ситуации (страх замкнутого пространства) и легко перерастают в панику;
  • бредовые, которые логически не поддаются объяснению.

Обратите внимание!

Симптомами появления страхов у новорожденных являются вздрагивания ручек и ножек, беспокойство и беспричинный плач. Спровоцировать страхи в таком маленьком возрасте способны резкие движения, громкие звуки, яркое освещение. К полугоду у ребенка возрастает чувство привязанности к маме - ее потеря из виду на продолжительное время также вызывает тревогу и беспокойство. Становясь старше, ребенок начинает бояться незнакомых людей, высоты, резких звуков, одиночества.
После двух лет свои страхи ребенок связывает с отдельными объектами: агрессивными животными, машинами, двигающимися с большой скоростью, огнем.

В период «кризиса трех лет» у ребенка появляется страх быть наказанным за совершенный проступок, возникает боязнь того, что он не любим своими родителями.

У дошкольников под действием сказок и фантастических комиксов возникает боязнь волшебных, несуществующих животных и существ, троллей и привидений. Школьники и подростки боятся выступать перед аудиторией, получить неудовлетворительную оценку, боятся подвергнуться критике, осуждению, быть осмеянными. Также дети подросткового возраста могут начать бояться разных катастроф и аварий, пожаров и наводнений.

На фоне страха ребенок теряет покой, становится раздражительным, у него пропадает аппетит и сон, ухудшается общее состояние здоровья.

Если ребенку вовремя не оказать психологическую поддержку, страхи перерастут в фобии, навязчивые идеи и психологические расстройства.

Как выявить наличие страха у ребенка.

Непроходящие детские страхи вынуждают родителей обращаться за профессиональной помощью к врачам. Диагностика начинается с доверительной беседы с ребенком с целью выявления причин, вызывающих тревогу и беспокойство.

Другими методами обследования ребенка являются специализированные возрастные опросники, тесты рисунков, сказки для диагностики ситуаций и другие психологические тесты.

Лечим детские страхи

Для того чтобы справиться со своими страхами, ребенку нужно почувствовать себя в безопасности, ощутить спокойствие и домашний уют. С этой целью психологи и психотерапевты работают не только с самим ребенком, но и с родителями, обучая их методам воспитания тревожного ребенка, способам эффективного взаимодействия, организации правильного отдыха и общения.

Индивидуально проводятся занятия по психоанализу и творческие мастерские для визуализации детского страха и уничтожения его в буквальном смысле.

При более глубоких психологических нарушениях используется медикаментозное лечение, пока не будет достигнут видимый эффект. Любое лечение проводится под наблюдением врача по строго прописанному рецепту. Коррекцией лечения, назначением дополнительных средств и определением продолжительности их приема также занимается лечащий врач.

Со временем у ребенка проходят страхи. Главное внимательно относиться к его психологическому и эмоциональному развитию, любить свое чадо, заботиться о нем, относиться к нему как к равному, правильно организовывать его досуг, делая выбор в пользу активного отдыха и творческого развития.

И ничего не бойтесь.

Содержание статьи:

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их чадо боится посторонних людей. Причем этот страх никак не обоснован. Взрослые волнуются за ребенка, не знают, нормально ли такое поведение, стараются помочь ему побороть боязнь. В тяжелых случаях под категорию посторонних людей могут попасть близкие родственники, например, бабушка или дедушка.

Как возникает страх перед людьми?

Зачастую, страх проявляет себя в возрасте 8-10 месяцев. Как правило, до этого дети даже тянутся к посторонним. Они рассматривают их, лезут на руки.

Чужие люди начинают пугать ребенка после 8 месяцев жизни малыша. Ребенок начинает капризничать по приближению посторонних, хочет на руки к матери. Может дойти до того, что обычный приезд бабушки приведет к истерике. Малыш не будет слазить с рук родителя.

В 1 год страх лишь возрастает. Дети еще больше привязываются к родителям. Даже короткая разлука с матерью может привести к панике ребенка. Однако в полтора года ситуация идет на поправку. В возрасте двух лет страх практически проходит, и ребенок чувствует себя комфортно с незнакомцами.

Однако бывают случаи, когда страх появляется в 2 года или даже позже. С возрастом эта неприязнь перед посторонними людьми может перейти в застенчивость и черту характера. Исчезнет это чувство спустя несколько лет, а может человек вообще никогда не избавится от него.

Важно выявить страх в детском возрасте. В противном случае, это может привести к серьезным психологическим отклонениям.

Почему ребенок боится посторонних?

Младенец привыкает к родителям. Когда появляются незнакомые люди, у ребенка появляется боязнь, что мама может уйти. Она не сможет защитить чадо, если незнакомец захочет нанести вред.

Ребенок плохо знает внешний мир. Он не понимает, что является нормой, а что нет. Если внешность и манера поведения постороннего резко отличаются от манеры родителей, то малыш будет воспринимать эти отличия, как серьезное отклонение от нормальности. Так как ребенок больше времени проводит с мамой, он чаще боится мужчин, чем женщин.

Страх может быть вызван редкими встречами с родственниками. Если встреча была неожиданной, ребенок испугается. Когда он постоянно видится с родственниками уже с малого возраста, дальнейшие отношения будут хорошими. Однако страх может появиться после долгой разлуки, например, когда отец постоянно уезжает в долгие командировки. Если мама долгое время не была с дитем по причине болезни или важной поездки - страх лишь усилится. Малыш будет думать, что мать снова его покинет.

Боязнь может появиться после неудачного опыта с посторонними. В прошлом чужой человек мог причинить физическую или психологическую травму. После этого ребенок будет воспринимать всех посторонних как источник опасности.

Можно сделать вывод, что страх перед посторонними - нормальное явление. До 1 года дети изучают мир, и боязнь чужих людей не страшна. Наоборот, если ребенок тянется ко всем посторонним, следует насторожиться. Важно обратить внимание, когда более взрослый ребенок испытывает страх перед чужими.

Как бороться с детским страхом?

Когда посторонние вызывают неприязнь у детей, важно знать некоторые правила:

Нельзя сближать малыша со взрослым, если он боится его (это может нанести серьезную психологическую травму);

Никакой критики в адрес ребенка (он должен чувствовать поддержку близких);

Нужно принять факт страха как норму, тогда и ребенок сможет понять, что его боязнь напрасна;

Важно поддерживать ребенка, создать все условия, чтобы он хорошо себя чувствовал.

Следует дать малышу время, чтобы он мог изучить объект своего страха. Он привыкнет к человеку и забудет о боязни. При этом мама должна постоянно находиться рядом с чадом, чтобы поддержать его. В плюс пойдет рассказ родителей об их страхах перед посторонними. Наглядный пример хорошо повлияет на ребенка.

Взрослые должны показать, что посторонние люди не несут никакого вреда. Мама может дружелюбно общаться с человеком, держа на руках малыша. Однако тут стоит показать различие между близкими людьми (бабушка, дядя, няня и др.) и чужими.

Пример можно показать в игровой форме. Знакомство детских игрушек друг с другом поможет чаду понять, что встреча с неизвестной личностью не принесет ему неудобств.

Пойдет на пользу малышу детский сад. Среди незнакомых, но похожих на него людей, он сможет понять, что посторонние - добрые. Однако нельзя резко отдавать малыша в ясли. Неожиданность сыграет злую шутку. Важно подготовить ребенка к большому скоплению незнакомцев.

Когда ребенок в 2 года волнуется при посторонних, причина заложена в кругу общения. Он просто привык к близким, а чужие люди пугают его. Малыш не знает, как вести себя с посторонними, потому что до этого находился с родственниками.

Родители должны приучить ребенка к общению с посторонними. Чаще выходить на улицу гулять с детьми, посещать массовые мероприятия, ходить в гости к друзьям, у которых есть сверстники. На личном примере следует показать, что общение с посторонними людьми приятно.

Как показывает практика, страх вызван негативным опытом общения с незнакомцами. Психологи призывают родителей тщательно следить за поведением детей. Поддержка поможет ребенку побороть страх, а осуждение лишь подливает масло в огонь.

Специалисты утверждают, что страх перед посторонними не так опасен, как его отсутствие. Когда малыш не боится чужих людей, а, наоборот хочет поближе с ними познакомиться, нужно обратиться к психологу.

До года у ребенка формируется понимание "своих" и "чужих". Возникает инстинкт самосохранения. Родитель должен способствовать этому, привить малышу понимание вещей. Желательно предупредить ребенка, что придут посторонние люди. Можно обыграть сценку встречи, чтобы малыш был готов, показать пример на куклах. Необходимо предупредить и гостей, чтобы они вели себя осторожно. За смелость нужно хвалить малыша: поздоровался, улыбнулся, не заплакал и пр. Маленькая победа хорошо повлияет на будущее.

Психологи утверждают, что малыш боится неизвестности в новых людях или событиях. Красивые салюты или яркий праздник могут вызвать слезы и панику. Мама и папа должны показать, что фейерверк - это прекрасное явление. Когда родитель сам восхищается чем-либо, чадо копирует его поведение. На примере родителей он начинает понимать, что хорошо, а что плохо.

Нельзя говорить детям, что они слишком застенчивы или замкнуты. Когда ребенку говорят о его трусости, он еще больше погружается в себя. Это негативно повлияет на его будущий характер и поведение. Многие родители создают проблему, когда ребенок даже не поздоровался с кем-то. Они начинают навязывать ему общение с посторонними против воли малыша. Родитель не понимает, что страх перед чужаками - обычное явление, которое пройдет с возрастом. Если навязать, что ребенок плохо себя ведет, неправильно реагирует на взрослых, он вырастет замкнутым.

Детская травма может повлечь серьезные последствия: социофобия, негатив к посторонним, насилие и др. Чтобы избежать проблем в будущем, родители обязаны обеспечить ребенка любовью и заботой. Иначе последствия будут плохими, как для человека, так и для окружающих.

Многие родители сталкиваются с тем, что у ребенка, который спокойно контактирует и общается с другими людьми, вдруг появляются необоснованные страхи. При виде незнакомца он бежит и прижимается к родным, пытается спрятаться. Такое поведение может появиться у детей, начиная с 8 месяцев. В психологии имеет название «боязнь чужих».

Почему ребенок боится других детей?

Поведение ребенка, который боится других детей, в большинстве случаев схоже. Родители отмечают что, сначала он охотно собирается на прогулку, берет с собой игрушки с желанием поиграть с другими детьми. Чем ближе они подходят к игровой площадке, тем тревожнее становится настроение малыша.

При виде играющих на площадке детей и услышав их голоса, он может отказаться идти играть, обосновывая тем, что «Там занято уже» или «Мне не хочется играть, там уже есть другие дети». При этом он прижимается к маме, либо прячется за ней.

Очевидно, что у малыша есть желание играть с такими же детьми, но страх велик . Он берет верх над желанием совместных игр.

Почему так происходит?

Причины могут быть разные. Нередко боязнь других детей происходят от того что, кроха не знает:

  • что делать с другими детьми;
  • как играть с ними;
  • как вести общение;
  • что можно делать, а что нельзя;
  • как попросить или отстоять свою игрушку.

В данном случае важно на начальном этапе развития помогать преодолевать простые детские проблемы вместе с родителями.

Важно! До 3 лет кроха больше общается с взрослыми, и учится у них правилам поведения и манипуляциям различными предметами. Все, что происходит вокруг него, «впитывает» как губка.

С 3-х лет, как утверждают специалисты, возникает потребность играть с другими детьми. В этом возрасте малыши начинают учиться применять полученную информацию. Обычно это сюжетно-ролевые игры, и им для данной игры нужен сотоварищ.

В своих играх они, подражая взрослым, воспроизводят то, что увидели от окружающих или по телевизору. Далее, играя, они общаются друг с другом.

К четырем годам потребность именно в общении выходит на первый план. Но не забывайте о том, что каждый ребенок по темпу развития индивидуален. Бывает и так, что он не «дорос» до данного этапа.

Причины боязни ребенка чужих людей

В 6-7-месячном возрасте у малыша появляется тревожный период, когда он боится чужих людей. Четко отличает «своих», и выражает недовольство присутствием «чужих». Обычно это проявляется при желании незнакомца взять его на руки. Малыш боится, плачет, может кричать даже в те моменты, когда посторонний человек попытается подойти ближе.

Такая реакция в этом возрасте — это, скорее, закономерность. И объяснить ее можно так — человек, заботящийся о малыше, является для него гарантом безопасности.

Психологи подметили, что боязнь ребенка чужих людей зависит еще от эмоционального состояния матери. То есть кроха считывает реакцию инстинктивно с проявленного беспокойства мамы на появление чужого человека.

Если при виде знакомых людей вы проявляете искреннюю радость, то и малыш доверительно отнесется к этому человеку, и не будет беспокоиться в его присутствии. Чтобы этот период не продолжался длительное время, приучайте его к общению с другими людьми. В дальнейшем, когда малютка пойдет в детский сад, она легко привыкнет к коллективу. Да и потом у нее не будет сложностей в адаптации к школе. Иногда период боязни незнакомцев может продолжаться до двухлетнего возраста.

Откуда берется детская боязнь врачей?

Часто в детской поликлинике можно наблюдать, как мама с сыном или дочкой ожидают приема врача, а малыш заливается плачем и всем своим видом показывает неприязнь к людям в белых халатах. В чем же причина детской боязни врачей?

Если при прошлых посещениях врача тот причинил юному пациенту боль, то, скорее всего, это может вызвать страх. При последующем посещении ребенок будет бояться испытать подобные болезненные ощущения.

Важно установить положительный контакт при встрече с врачом.

Маленькие дети в основном сильно привязаны к родителям. Когда посторонний человек начинает трогать живот и прикасаться к телу холодным стетоскопом, это вызовет, как минимум, недоумение со стороны малыша.

Иногда врачи в силу своей сильной занятости или усталости ведут себя не очень тактично или даже грубо. У любого пациента это вызовет отрицательную реакцию. В таком случае нужно указать доктору на промахи в методах работы или обратиться к другому специалисту.

Причиной детской боязни также может являться страх остаться одному.

Таблица: нормы боязни ребенка других детей, чужих людей и проч., причины страхов






Как бороться со страхами ребенка и куда обращаться: советы специалистов

Среди родителей бытуют разные мнения по поводу детских страхов. Одни считают, что к шестнадцати годам все имеющиеся страхи должны пройти, и не нужно беспокоиться об этом раньше времени. Другие утверждают, что их дети вообще не должны никого и ничего бояться. Мнения разные, но все сводятся к одному: если страхи не дают спокойно жить, с ними нужно бороться.

  1. Первое, что нужно сделать, это не отворачиваться от малыша . Не говорите ему: «Как тебе не стыдно, такой большой уже!». Подобные фразы не уменьшат чувство страха, а только заставят почувствовать его виноватым. Чадо не захочет обращаться к вам в следующий раз, а его страхи закопаются глубоко в подсознании, что может только усугубить ситуацию.
  2. Поддержите сына или дочку в стрессовой ситуации . Расскажите, что вы тоже кого-то боялись в детстве. Не стоит объяснять: «Бабы Яги не существует», он сам это осознает с возрастом. Спрашивайте его о страхах. Видя вашу поддержку, он не так будет бояться.
  3. Поговорите о страхах . Совместно определите, чего боится ребенок и возможную причину боязни. Рассуждайте, что нужно сделать для избавления от страхов или их уменьшения. Но не совершайте кардинальных мер, иначе он подумает, что страхи обоснованны.
  4. Будьте уверенны в себе и покажите это малышу . Ему крайне важна поддержка со стороны близкого человека: «Я не дам тебя в обиду», «Я рядом», «Я помогу». Говорите, о том, что он справится, и вы его в этом поддержите.
  5. Если страхи мешают малышу, и он плохо спит, стал агрессивным , а также отстранен от общества, немедленно обращайтесь за помощью к детскому психологу или психотерапевту.

Изгоняйте детские страхи вместе с ребенком! Будьте ближе к своему малышу, и это принесет вам хороший результат!

Пришедшие друзья хотят поприветствовать вас и взять на руки малыша. Вы-то открываете им свои объятия, а малыш реагирует иначе: он крепче прижимается к вам и время от времени выглядывает из-за вашего плеча, посмотреть, здесь ли еще эти чужаки. Чем настойчивее вы будете заставлять малыша проявить приветливость, тем теснее он будет прижиматься к вам.

Ваш малыш испытывает то, что обычно называют "боязнью чужих". Это явление, как и близкий к нему страх остаться одному, - нормальное поведение детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Возможно, это защитная реакция, заставляющая детишек держаться поближе к дому (в широком смысле этого слова) в то время, когда развивающиеся двигательные навыки соблазняют их уйти подальше.

Боязнь чужих

Эта "болезнь" обычно возникает между 6-м и 12-м месяцами. Еще совсем недавно малыш охотно переходил с рук на руки, и вдруг эта "общительная бабочка" превратилась в "недоверчивую гусеницу". Теперь ребенок признает только ваши руки и может отталкивать даже близких родственников, которых недавно охотно признавал. Такое поведение нормальное, эта недоверчивость быстро пройдет, поэтому не вносите никаких изменений в свой стиль воспитания, а также не считайте, что ребенок нездоров. Даже самые здоровые и общительные дети могут проходить этот период боязни чужих людей.

Ребенок как бы меряет мир вашими стандартами и оценивает других людей - по вашей реакции на них. От того, как вы ведете себя, во многом зависит и поведение вашего малыша. Чтобы преодолеть замкнутость ребенка, нужно поощрять его к социальной открытости. Вот как мы советуем это сделать.

Общению нужно учить

Поприветствуйте приближающегося к вам человека улыбкой и начните оживленный диалог, сохраняя пока определенную дистанцию. Дайте ребенку время и возможность рассмотреть незнакомца и прочесть счастливое выражение на вашем лице. Основываясь на вашей реакции, малыш будет формировать свое собственное представление об этом человеке. Если чужак приятен для вас, он будет хорошим и для ребенка. Затем возьмите инициативу общения в свои руки. Сделайте как бы вводное замечание: "Посмотри на тетю Нэнси, она такая милая". Однако тете Нэнси лучше при этом не приближаться к вам. Начинайте сами постепенно сокращать дистанцию. Когда вы достаточно сблизитесь, возьмите ручку малыша и погладьте ею лицо тети Нэнси. Все это время не забывайте следить за выражением лица ребенка и языком его телодвижений, чтобы вовремя понять, когда приближаться, а когда подождать. Разъясните свою стратегию тете Нэнси, чтобы она не набрасывалась в бурном восторге на малыша. Такое же подробное объяснение (как важен правильный подход к ребенку в этот период) нужно своевременно дать бабушкам и дедушкам. Им это позволит сохранить родственные чувства, а вам - избежать длинной лекции о том, как вы избаловали собственного ребенка. Помогает такой подход ребенку и в общении с врачом.

Как поступать в более сложных случаях. Если ваш малыш очень боится посторонних людей, сделайте подготовительный этап к встрече с ними более продолжительным и искусным. Предупредите друзей об особенностях поведения вашего ребенка, причем помните, что это - элемент нормального развития детей и не старайтесь, сглаживая первое неприятное впечатление, выгораживать малыша. ("На самом-то деле он очень хороший мальчик".) Договоритесь, чтобы ваш гость сначала, приходя к вам, уделял внимание одной из любимых игрушек вашего ребенка, например погремушке. Носите с собой эту игрушку и вытаскивайте при встрече, тогда малыш обрадуется ей, а заодно - и приближающемуся человеку.
Если малыш продолжает держаться отстраненно и по-прежнему обвивает вас, как плющ, посадите его к себе на колени и разговаривайте с посетителем, не привлекая к беседе ребенка и давая ему возможность освоиться, сидя на привычном для него месте.

Из дневника Марты: "Когда подходит кто-нибудь из знакомых, Мэтью на- чинает приветливо размахивать ручками, улыбаться и жестикулировать. Когда же входит незнакомый, Мэтью задумывается, словно размышляет, как надо реагировать. Иногда он откликается на заигрывания гостя, начинает весело улыбаться и что-то лепетать. Иногда как бы выжидает, какую игру ему предложат. В то же время при виде близких (папы, мамы или братика с сестричкой) он как бы автоматически приходит в оживленное состояние. Недоверие Мэтью к чужим выражается в том, что он внимательно разглядывает их с озабоченным лицом и как бы на мгновение замирает, словно проверяя, стоит ли вступать в контакт. Иногда я помогаю ему вступить в общение с чужим, но при этом зорко слежу, когда он не захочет больше оставаться на руках у другого человека. Обычно, если я улыбкой и жестами показываю, что все в порядке, и тот, кто взял малыша на руки, испытывает от этого удовольствие, все проходит хорошо. Но если Мэтью какимто образом чувствует, что что-то здесь не в порядке, он начинает капризничать. Еще несколько месяцев назад он всех подряд одаривал ангельскими улыбками, вызывая восторг и радость у незнакомых встречных. Теперь он стал не столь расточительным. Это заставляет меня предположить, что он задумывается над тем, почему улыбается. Когда он отвечает на приветствие чужого человека, улыбка очень медленно появляется на его лице. Он изучает незнакомца, переводит взгляд с него на меня и обратно, как бы проверяя мою реакцию. Иногда он мельком улыбнется кому-нибудь, но тут же зарывается лицом в мое плечо и возобновляет общение только после моих поощрений".

Страх одиночества

Боязнь остаться в одиночестве, как правило, начинает проявляться около 6 месяцев (когда малыш учится ползать) и сохраняется и может даже усиливаться с 12 до 18 месяцев (когда ребенок начинает ходить). Мудрые родители будут считаться с этой совершенно нормальной стадией развития малыша и постараются так спланировать свои дела, чтобы как можно больше быть вместе с ребенком. То, как малыш справится со своим страхом, во многом зависит от родителей.

Не слишком ли зависим ребенок?

"Наш 8-месячный малыш начинает плакать каждый раз, как только я кладу его в кроватку и ухожу в другую комнату. Мне кажется, что я вообще не могу отойти, чтобы не расстроить его. Мы очень близки, но не делаю ли я его слишком зависимым от меня?"

Нет! Вы делаете его лишь лучше защищенным, а вовсе не зависимым. Ваш малыш переживает страх одиночества. Это совершенно нормальное поведение и вовсе не вызвано тем, что вы сделали малыша чересчур зависимым от себя.

Наблюдая за 8-месячным Мэтью, занятым игрой, мы, как нам кажется, смогли объяснить, откуда берется страх одиночества и почему это совершенно здоровое явление. Пока Мэтью ползал по комнате, он поминутно оглядывался, наблюдаем ли мы за ним. Видя, что мы выходим из комнаты или не обращаем на него внимания, он начинает расстраиваться.

Будучи опытными наблюдателями, мы уже знали, что малыши ничего не делают без серьезных на то оснований. Нам показалось интересным, что страх одиночества достигает своего пика как раз в то время, когда ребенок начинает активно двигаться. Может, это своеобразная подстраховка? Ведь в этот момент двигательные возможности ребенка позволяют ему уползти далеко от родителей, а умственные способности развиты еще недостаточно, чтобы такой побег был безопасным. Тело малыша говорит "да", а его разум - "нет". Другими словами, страх одиночества как бы удерживает малыша.

Дайте ему понять, что все в порядке

Пусть вас не беспокоит перспектива воспитать ребенка чрезмерно зависимым от вас и нездорово прилипчивым. Все обстоит как раз наоборот. Зная, что вы рядом, малыш не будет испытывать страха одиночества, сможет увереннее чувствовать себя в окружающей обстановке и вести себя независимо. И вот почему. Предположим, малыш играет в комнате, полной странных игрушек и незнакомых детей. Он взывает к вам. Чтобы успокоить его, вы киваете ему и говорите: "Все в порядке". Успокоившись, он быстрее осваивается в непривычной обстановке, время от времени вновь поглядывая на вас и удостоверясь, что опасности по-прежнему нет. Присутствие человека, к которому ребенок сильно привязан (обычно это папа или мама, или кто-то из близких родственников), действует на него ободряюще. Он как бы получает поддержку и одобрение собственных действий. В этом случае он не боится незнакомой ситуации, а спокойно начинает осваивать ее. По мере того как малыш взбирается по лестнице независимости, он не перестает нуждаться в человеке, который бы поддерживал эту лестницу.

Как сделать, чтобы малыш не переживал, оставаясь один? Если он не может вас видеть, а умом пока не осознает, что вы где-то рядом, нужно поддерживать с ним контакт голосом. Это не только ободряет малыша, но и позволяет ему ассоциировать ваш голос с вашим воображаемым образом и успокоиться. До второго года жизни большинство малышей еще не владеют навыком воображаемого постоянства предметов и людей, т.е. в их памяти не восстанавливаются образы предметов и людей, которых в данный момент нельзя увидеть. Умение сохранять в памяти ментальный образ родителей позволяет малышу легче переходить от знакомых ситуаций и предметов к незнакомым.

Тесная взаимная привязанность родителей и детей усиливает независимость последних.

Процесс умственного развития ребенка легче понять, если сравнивать его с процессом звукозаписи - это наша теория глубокой бороздки. Чем сильнее привязанность в паре родители - ребенок, тем глубже зарубки в памяти малыша и тем проще попасть ему в нужную бороздку, когда возникает такая необходимость. Теории, широко распространенные некоторое время назад, уверяли, что при такой сильной привязанности к родителям ребенок никогда не сможет выбраться из такой бороздки (колеи), станет зависимым и не сможет действовать самостоятельно. Наш опыт и эксперименты демонстрируют совершенно обратное. В классическом исследовании, называемом "экспериментами в незнакомой ситуации", ученые изучали две группы детей (одна - "дети, сильно привязанные к родителям", другая - "дети, не привязанные к родителям"). Дети первой группы, т.е. те, у кого наиболее глубокие бороздки, проявляли минимум страха, когда их разъединяли с мамой, чтобы они в той же комнате поиграли в новые игрушки. Время от времени малыши, проверяли реакцию мамы на происходящее, чтобы убедиться, что все в порядке, и спокойно играли дальше. Поскольку детям не надо было растрачивать энергию на плач по поводу отсутствия мамы, они всю ее направляли на освоение новой игры. Когда такой ребенок оставался в одиночестве, он как бы искал равновесие между желанием продолжить игру и получить подтверждение мамы в том, что опасности нет.

Таким образом, присутствие рядом близкого человека поддерживает у малыша уверенность и чувство защищенности и способствует его независимости, доверию и спокойствию. В конечном счете это ведет к одолению такой важнейшей вехи развития ребенка на первом году жизни, как умение играть одному.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.