Цели воспитания - это что такое? Методы воспитания. Что такое воспитание человека с точки зрения общества и саморазвития

Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными. В настоящее время наше общество еще не является стабильным, поэтому сейчас однозначно и точно, надолго вперед определить цели воспитания не представляется возможным. Но существуют непреходящие ценности, которые не имеют исторических и государственных границ, к ним относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. К ним относятся и такие качества личности как духовность, свободолюбие, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстность и др.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. У развивающейся личности это выражается в ее постоянном стремлении к нравственному самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность - обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительно благо для личности. Свобода без ответственности - это безответственность, ответственность без свободы - это рабство. Ответственность также можно рассматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

На ряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить новое поколение инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

Таким образом, в структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач:

  • 1) формирование нравственности (обретение знаний, моральных норм, правил поведения, моральных убеждений, формирование моральных чувств, эмоций, овладение навыками нравственного поведения);
  • 2) формирование всесторонни и гармонично развитой нравственной личности, основным качеством которой стала бы традиционная российская интеллигентность;
  • 3) формирование художественного ценностного мира личности;
  • 4) формирование жизненной позиции личности, соответствующий традиционно просоциальной российской идеологии, осознание прав и обязанностей в контексте этой идеологии;
  • 5) развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;
  • 6) формирование психологических качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте гармонично и всесторонне развитой личности;
  • 7) формирование устойчивой нравственной позиции в отношении социальных функций личности: общения, прав и обязанностей ее, экономической и политической системы, труда и вознаграждения за него, будущего общества и т.п.

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:
  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:
  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;
  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, какА.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Определить и однозначно очертить цель современного воспитания очень трудно по многим причинам. Даже после 20 лет построения рыночного капитализма в нашей стране нет четких представлений о траектории движения России в современном мире, целях общественного развития, не исследованы и не описаны хотя бы главные параметры развития страны в ближайшие десятилетия. Без этого, согласимся, невозможно проектировать, какие люди понадобятся в Российской Федерации через 10-15 лет, к жизни в каком обществе нужно готовить ребятишек, севших сегодня за школьные парты, как вовремя заметить и скорректировать общую цель их воспитания с тем, чтобы окончившие школу люди органично вписались в будущий мир. В быстро развивающемся мире проектировать цели воспитания становится все труднее.

Пока мы видим лишь пестрый калейдоскоп всевозможных преобразований. Интенсивному изменению подвергается все, что только может быть изменено в целях лучшего приспособления системы к рыночным требованиям. Это означает, что современный выпускник средней общеобразовательной и высшей школы должен быть инициативным, самостоятельным, мобильным, готовым правильно отреагировать на любой вызов жизни. Только не внешняя мобильность и рыночная готовность составляют главную сущность цели воспитания. Эти качества – неизбежная дань требованиям сегодняшнего дня. Если вникнуть глубже, то за мельтешением событий на поверхности мы увидим глубинную неизменность человеческого бытия. Следовательно, в цели воспитания мы обязаны примирить актуальные требования подготовки к современной жизни с неизменными положениями хорошо организованной жизни и общечеловеческими ценностями.

Среди множества возможных формулировок цели воспитания нас по-прежнему подкупает своей емкостью и простотой всестороннее и гармоническое развитие личности. Цель, с которой наше общество и школа сроднились, цель, по воплощению которой в жизнь мы стоим ближе всех в мире.

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – наивысшая цель воспитания, сформулированная лучшими умами человечества. Рождена эта цель верой в человека и могущество воспитания. Стоят за ней совершенный человек, совершенное общество, полная достатка, счастливая и длинная жизнь. Не к этому ли мы должны стремиться, невзирая на все трудности и препятствия?

Придется заплатить дань требованиям современной жизни. Трудности и ошибки в реализации цели воспитания – формировании всесторонне и гармонически развитой личности – потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.

В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рассматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентаций и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации ее потенциала.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Подразумевается, что реализация цели осуществляется с учетом личных и общественных потребностей, в среде гуманистических отношений, на основе закономерностей интеллектуального и духовного формирования человека и с опорой на возрастные возможности. Установка на развитие личности растущего человека придает "человеческое измерение" таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

В последнее время появились альтернативные формулировки целей воспитания в новой российской школе. Характерной особенностью их является то, что они привязаны не к обществу и школе в целом, а к определенному типу учебных заведений. Школы в России различаются большим разбросом параметров. То, что подходит одним учебным заведениям, может быть лишено смысла в других. Тут помогает конкретизация, но только при правильном соотношении "местных" целей с общей целью национального воспитания.

Свое видение целей предлагает В. Д. Шадриков: целью школы (правда, автор говорит о "лучших школах", не раскрывая, впрочем, этого понятия) "может стать воспитание добродеятелей и добродетелей". Мы уже обсудили употребление понятия "добродетель" в качестве общей цели воспитания и пришли к выводу, что возвращаться к нему не следует. Придется очень долго объяснять его содержание, что неизбежно приведет к утрате главных ориентиров. Философы и педагоги уже поняли, что неопределенность и размытость целей – зло даже большее, чем их недостаточная обоснованность. Вот почему большинство отечественных педагогов поддержало краткое определение цели воспитания, изложенное в "Национальной доктрине образования": в соответствии с гуманистическими идеалами главной целью учебно-воспитательного процесса в школе должно стать создание предпосылок для самореализации личности.

Установлено, что от качества формулировки цели зависит ее понимание и реализация. Если цель задана понятно, непротиворечиво и так, что ее достижение можно проверить, то реализация такой цели существенно облегчается. Хорошо обоснованная цель обычно указывает и на средства, с помощью которых она может быть достигнута.

Прекрасная и величественная цель – формирование всесторонне и гармонически развитой личности, увы, недостижима, уже хотя бы по той причине, что ее выполнение в заданной формулировке невозможно ни проверить, ни оценить. Чтобы цель "работала", она должна быть задана диагностически, т.е. так, чтобы ее компоненты были четко вычленены, ясно описаны, не повторяли друг друга и охватывали всю эту цель. Тогда остается лишь разработать четкие критерии и создать соответствующие технологии.

Размытые, нечеткие, плохо сформулированные, непродуманные цели не позволяют технологично организовать процесс.

Задачи, выделяемые в цели воспитания – интеллектуальное, физическое, трудовое, эмоциональное и моральное воспитание, – также носят общий и абстрактный характер. Опираясь на подобные формулировки, мало чего можно достичь, поэтому и задачи, которые ставятся и разрешаются в практическом процессе, должны быть разложены на простые, конкретные, однозначно сформулированные части (подзадачи).

Конкретизация целей и задач – отнюдь не благо. Выделением узких, строго ограниченных направлений воспитания никогда не удается добиться той широты, которой характеризуется по-настоящему воспитанный человек. Попытка идти этим путем приводит к тому, что количество узких задач чрезмерно возрастает и приобретает ту же нечеткость, что и задачи, сформулированные в обобщенном виде. Отсюда возникает проблема оптимизации постановки (формулировок) целей и задач.

Маятник качнулся в другую сторону

Попытаемся сделать сравнительную оценку состояния воспитанности нашей молодежи 80-х гг. XX в. и начала века нынешнего. Чтобы понять, где мы находимся на шкале возможных состояний воспитанности, сравним главные документы, в которых отражены ценности. В качестве первого документа примем "Моральный кодекс строителя коммунизма" (в СССР). Второй (вымышленный) документ озаглавим "Моральный кодекс строителя капитализма (личного)" и представим его полной противоположностью первого. Всегда и везде нам говорили, что коммунизм – полная противоположность капитализма. Теперь мы взглянули в звериный оскал – так и есть. Вот что получилось (рис. 4).

Поведение людей на каждом шагу, на каждой точке пространства, вся наша современная жизнь, человеческие отношения показывают, что во всем произошли разительные перемены. Попытаемся смоделировать и наглядно определить, в каком месте воспитательного пространства мы находимся. Будем считать, что коммунистические идеалы – одна крайность, а капиталистические – другая. Между ними широкий спектр возможных состояний общества и воспитания. К идеалам коммунизма наше общество пыталось приблизиться, но практически прошло менее половины нужного расстояния. Так же недостижима и другая крайность – полный индивидуализм, доведенные до предела антагонистические отношения. Общество и воспитание вступили на этот путь, пытаются выровнять и закрепить ситуацию в соответствие с рыночными (капиталистическими) требованиями.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

1. Содействовать тому, чтобы начальное звено образования стало фундаментом личностного развития ребёнка.

2. Создать условия для органической связи обучения и воспитания.

3. Способствовать становлению системы школьно-семейного воспитания, которая основывается на поиске, творчестве, заботе, милосердии, дружбе детей и взрослых.

4. Разрабатывать механизмы творческого содружества поколений.

5. Внедрять технологии воспитания, которые будут интересны детям и социально ответственным взрослым.

Анализируя работы исследователей проблемы воспитания детей, можно выделить ряд положений, которые следует принять в качестве закономерностей этого процесса.

Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса. Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность и т.п.1.

Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая образование и воспитание как единый процесс, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений.

Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декламируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.

Как было сказано, принципы воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой . Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.

Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.

8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные - семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

1. Понятие о цели воспитания

2. Условия и факторы определения цели воспитания

3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности

4. Цель воспитания в современной педагогике

5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания

6. Основные тенденции развития образования

Понятие о цели воспитания

Целеустремленность - важнейшая характеристика воспитания. Как отмечалось, объектом воспитания является личность человека, менять которую воспитатель может лишь опосредованно, создавая или изменяя педагогические условия, в которых одни процессы стимулируются, другие - тормозятся. Кроме того, реакция человека на воспитательное воздействие зависит от ее воспитанности; в процессе воспитания часто остается неизвестным влияние других факторов, среди которых могут быть и отрицательные. В связи с этими обстоятельствами цель отдельного воспитательного воздействия достигается по-разному: на одних воспитанников он влияет значительно, на других - едва заметно; могут быть и такие воспитанники, на которых, в целом, воспитательное воздействие не действует.

Итак, целеустремленность воспитания означает обоснованную последовательность целей воспитания, постоянное корректировки воспитательных действий. Цель определяет характер не только отдельных воспитательных воздействий, но и всего процесса воспитания.

Цель - это то, к чему стремятся, чего пытаются достичь; цель (Словарь укр. языка. - Т. 11. - С. 235).

Цель воспитания - это заранее определенные результаты в развитии и формировании личности, которых пытаются достичь в процессе воспитательной работы. Знание цели воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать

и, естественно, придает его работе необходимую направленность и осмысленность.

Что бы вы сказали об архитекторе, который, закладывая И новое здание, не смог бы ответить на ваш вопрос о том, что он хочет строить, - храм, посвященный богу истины, любви и правды, или просто дом..., гостиница. .., кухню..., музей... или, наконец, хлев для составления туда разного, никому не нужного хлама? То же вы должны сказать о воспитателя, который не сможет четко определить вам цель своей воспитательной деятельности. К.Д. Ушинский

Философы утверждают, что цель неизбежно определяет способ и характер деятельности человека. В этом смысле цели воспитания подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

Цель является определяющей характеристикой воспитательной системы. Именно цель и средства ее достижения отличают одни системы от других: системы, направленные на удовлетворение потребностей ребенка - ее стремлений, желаний, интересов (Вольфдорфська система, система Монтессори) через педагогические системы В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко к системам, которые полностью обеспечивают удовлетворение потребностей общества, государства или определенного господствующего класса и др. В современном мире существует много целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Диапазон различий между целями широк - от незначительных изменений некоторых качеств человека к кардинальным изменениям его личности.

Цель определяет общую целеустремленность воспитания. В практической воспитательный работе педагог ставит конкретные цели, выбирая соответствующее содержание и способы воспитательной деятельности, причем реальные результаты воспитания сравнивает с общей целью.

В педагогике приняты конкретные цели воспитания называть задачами. Цель и задачи сопоставляются как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливым может быть и такое

определение: цель воспитания - это система заданий, которые она решает.

В рамках отдельной воспитательной системы цель всегда одна. Стоящих перед ним определяются, в основном много. Задача воспитания, решает педагог, могут быть классифицированы и систематизированы с учетом нескольких оснований.

Реализация общей цели воспитания требует прежде всего ее конкретизации по признакам: национально-региональными, среды (город, село), типа школы, ступени обучения, половозрастным, индивидуально-личностными.

Вторая важная основа классификации задач воспитания возникает в связи с выделением "единицы" воспитательного процесса. Такой структурной единицей является воспитательная ситуация. Именно в ней осуществляется самореализация и самоутверждения личности ученика. Соответственно выделяются задачи воспитания: анализ моральных, правовых и других норм; самооценка собственных возможностей; понимание сути несоответствия; моральный выбор; включения в деятельность; самореализация и самоутверждения.

Третьим основанием для классификации может быть анализ компонентов поведения и деятельности и выделение в качестве задач воспитания нравственных, трудовых, интеллектуальных привычек, умений, способностей к саморегуляции поведения, деятельности, позиций.

Четвертой основой может стать выделение компонентов нравственного развития личности: нравственных чувств, знаний, убеждений, отношений.

Пятой - системно-компонентный анализ личности и разделение задач воспитательного воздействия на отдельные сферы: задача формирования сознания, эмоциональной сферы, поведения.

По своему содержанию цели воспитания - это социальные идеи, сформулированные обществом на определенном этапе его развития. Каждой социальной идеи соответствует определенный компонент личности. Отсюда, цель воспитания становится реальной, если она приобретает психологической формы. Цель воспитания - это социальная идея, которая превратилась во внутренней детерминант жизнедеятельности питомца.

Решающую роль в этом преобразовании играют субъективные цели личности. Поэтому педагог создает условия для развития системы личностных целей. Среди них основными являются: понимание смысла собственной жизни; осознание себя гражданином страны; стремление унаследовать, сохранить и приумножить духовное достояние своего народа, попытки развивать творческие способности; всесторонне совершенствоваться и другие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.