Введение. Открытое занятие на тему «Путешествие в театр». «Развитие творческих способностей детей

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет

«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

подготовила

воспитатель Ершова Мария Андреевна

  По организации совместно поисково-познавательной деятельности,

Деловые, творческие связи с КРИП и ПРО, информационно- методическим центром города Киселёвска

Форма и методы

реализации

проекта

Игры - драматизации.

Упражнения для социально - эмоционального развития.

Коррекционно - .

Упражнения по дикции.

Задания для развития речевой интонационной выразительности.

Игры-превращения (учимся владеть своим телом)

Упражнения на развития детской пластики.

Ритмические минутки (логоритмика).

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения.

Упражнения на развитие выразительной мимики.

Театральные этюды.

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций.

Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и

инсценировок.

Предполагаемый результат

Для

Для детей:

  □

Сформированность духовно-богатой личности

р ебёнка.

Сфомированность творческого потенциала, активной,

самостоятельной, эмоционально-отзывчивой,

социально-компитентной и развивающей личности.

Сформированность умения выражать своё понимание

сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре)

Сформированность нравственно-коммуникативных и

волевых качеств (общительность, , доброта)

Развитие у детей инициативы, сообразительности,

самостоятельности.

Развитие духовно-богатой личности ребенка, как

активного участника проекта.

Развитие желания придумать, рассказать сказку, историю,

сочинить танец и т. д.

Для

Для педагогов:

Организация педагогического поиска через

реализацию инновационных программ.

Повышение теоретического уровня и

профессионализма педагогов.

Внедрение инновационных технологий,

современных форм и новых методов работы

Самореализация

Для родителей

  Получение возможности наблюдать за

своими детьми, что дает возможность лучше

разобраться в вопросах развития ребёнка.

  Формирование более высокой оценки

достижения своих детей и гордость за них.

  Развитие более глубокое понимание процесса обучения обучения детей дошкольного возраста.

  Возникновение доверия к воспитателям и

другим сотрудникам детского сада.

Принципы реализации проекта

В процессе работы нами были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

  Принцип направленности. Мы учитываем, что цели и задачи нашей работы строятся на единой концепции государственной политики в области .

  Принцип системности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу-играя», прививая знания, умения и навыки на практике.

  Принцип доступности. Опираясь на него, мы учитываем возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

  Принцип наглядности обучения. Мы продумываем: дидактические цели исследования наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательности демонстрации, сочетание определенных видов наглядности, включение детей в анализ наблюдения объектов, соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.

  Принцип интегрированного подхода.

  Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяем ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.

  Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяем на практике, осуществляя индивидуально - дифференцированный подход.

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного

характера.

2. Диагностика уровня готовности восприятия

материала по театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.

3.Посещение детьми театров.

4. Просмотр кукольных театров и работа по ним.

5.Проведение игр - превращений (учимся владеть собой)

6.Чтение художественной и познавательной

литературы.

7.Продуктивная деятельность детей.

8.Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»

9. Подвижные, дидактические,

имитационные игры, игры-путешествия.

10. Театрализованно-познавательные праздники.

Сотрудничество с родителями

1.Изготовление элементов костюмов

2.Изготовление декораций для театрализованной деятельности.

3.Помощь в изготовлении различных видов театра.

4.Оказание помощи в приобретении дидактических

игр, детской , книжек -

раскрасок, аудио - видео для детей.

5.Приобретение оборудования для занятий и

свободного творчества детей (цветная бумага,

альбомы, картон, цветные карандаши, краски,

кисточки и т. д.)

6.Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.

7.Участие в подготовках к праздникам (пошив

костюмов и тд).

8.Оказание помощи в оборудовании и обновлении

комнаты сказок.

9.Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов

на различные темы, например «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.

10.Участие в театрализованных постановках «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка».

11. Участие в совместных театрализованных

постановках (родители - дети - педагог). 12. Посещение занятий

13. Родительское собрание.

14.Организация выставок творческих работ детей.

Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды,

связанной с театрализацией воспитательно-

образовательного процесса и всех режимный моментов

2. Картотека дидактических игр по теме:

«Театр»

Картотека аудио - видео фильмов

3. Методическое сопровождение

(магнитофон, кассеты)

4.Подборка художественной литературы для

театрализованных представлений

5. Подборка литературы познавательного

характера.

6.Конспекты театрализованных

представлений.

7.Сценарии досугов и развлечений

театрализованного характера

8.Консультационный материал для педагогов

9. Консультационный материал для родителей

Этапы развития проекта

Этапы

мероприятия

1

Организационный

1.Участие в курсах повышения квалификации в целях повышения профессиональной компетентности по теме: « Театрализованная деятельность

детей дошкольного возраста»

2.Подбор литературы по проблеме

исследования 3.Анализ литературы

4.Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития

5.Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей

6.Оформление и обеспечение игрового уголка « В гостях у сказки»

2

Диагностический

1.Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей

дошкольного возраста в театрально-

игровой деятельности

2.Составление анкет для родителей:

«Любите ли вы театр» по проблеме исследования

3.Составление контрольных листов

справки-анализа осознания личности детей дошкольного возраста в группе

4.Изучения игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх

5.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру.

6. Выявление у родителей ценностных жизненных ориентаций

3

Практический

1. Анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования. Обобщение педагогического исследовательского опыта.

2. Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через игры

3. Условия состояния игровой среды для

театральной деятельности детей дошкольного возраста

театрального занятия: « Курочка и цыплята"

5. Подготовка и проведение открытого

развлечения «Про то, как мишку спать укладывали»

6. Участие родителей в театральных вечерах для детей "В гостях у сказки".

7. Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителей по проблеме исследования. « Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

8. Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей дошкольного возраста.2

9. Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т. д. для театрализованной деятельности.

10. Составление бесед и консультаций для родителей

4

Обобщающий

1.Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

2.Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление исследовательского материала

3.Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

5

Внедренческий

1.Подготовка выступлений на педагогическом совете по проблеме: «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

2.Подготовка к выпуску , пособий по проблеме» Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». « Использование театральных игр на занятиях и в повседневной жизни ребенка – дошкольника

3. Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений

Актуальность исследования в том, что театрализованные игры

являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны .

Это определило тему нашего исследования «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Заключение

Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца)

Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи

У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т. д.

Промежуточным результатом можно считать возросшую активность участия детей в городском конкурсе «Росинка».

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам промежуточной диагностики по развитию

творческих способностей в театрализованной деятельности.

г.

высокий уровень - 33,5%

средний уровень - 40,5%

низкий уровень - 26% на данный период

высокий уровень - 61%

средний уровень - 30%

низкий уровень - 9%

Обобщён опыт работы среди коллег МАДОУ «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Какие результаты ожидаю в будущем?

2учебный год предусматривает переход к практическому этапу реализации проекта.

Основными направлениями деятельности на данном этапе являются:

соотнесение результатов с целями и задачами проекта,

распространение опыта работы на городском и региональном уровне

публикации в научно-практических и методических журналах. Разработанный проект является инновационным и может быть рекомендован педагогам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Список используемой литературы

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 2с

2. Артемова JI . В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М, 1с

3. Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.

4. [Текст] Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, 2с Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2с

5. Доронова Т. Н. Играем в театр [Текст]: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод, пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений. /Доронова - М. Просвещение, 2с

6. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка дошкольника [Текст]: Программно - методическое. Пособие/ Л. В., Куцакова С. И Мерзлякова. - М.: Гуманитарный издательский. Центр Владос, 2с

7. Махаева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М. Д Махаева - М.: ТЦ Сфера, 2

8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т. И.Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова - М.: Школьная Пресса, 2с

9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: Программа "Театр-творчество-детей, У Н. Ф Сорокина. Л. Г. Миланович: Пособие

Делитесь с ближними:

Ложкина Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №231"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности."
Дата публикации: 08.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №231»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Развитие творческих способностей детей

посредством театрализованной деятельности.

Воспитатель: Ложкина Тамара Николаевна

Ярославль 2017

Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Б.Н. Теплов

Введение

Современные дошкольные учреждения ищут новые подходы к образованию.

Я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во

взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и

ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной

жизни, как интересно можно жить в этом мире;

Как воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть,

чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь на поставленную задачу, меня, как воспитателя творческого,

привлекла театрализованная деятельность. Это один из самых, пожалуй,

эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко

проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются

у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность является

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщает его к духовным ценностям. «В процессе этого сопереживания, - как

отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, - создаются определенные

отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую

принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для

внедрения его в практику своей группы, а так же пришла к выводу, что используя

данный материал, можно повысить интерес к театрально - игровой деятельности.

Актуальность опыта работы.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО

«Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать

развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками».

Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в

театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность

раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития

личности. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя

не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает

стеснительность, скованность движений, исчезают имеющиеся комплексы.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (комплекс

сценариев, досугов с детьми, театрализованных постановок, разработка

театральных игр) может быть использован при проведении праздников,

развлечений, в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении

проблемы развития творческих способностей дошкольников средствами

театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми, как на

занятиях, так и в совместной деятельности, в обозначении основных

направлений.

Цель: Создание атмосферы творчества, социально-эмоционального развития

детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной

деятельности.

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,

театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия,

физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,

сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного

микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: всестороннее развитие личности

ребёнка через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её

тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания

ребёнка. Речь их становится более выразительной, грамотной.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля,

приобретённая вера в свои силы повышает самооценку детей. Их игровая

деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную

насыщенность. Именно театрализованная игра развивает мышление,

воображение, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

По данному направлению я работаю несколько лет. В своей работе использовала

различные формы организации театрализованной деятельности.

Формы организации театрализованной деятельности:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные

игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной

деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Театрализацию в работе с детьми я начала с младшего возраста. В группе

оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может

побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть

иллюстрации к театрализации. В зоне театрализованной деятельности разместили

разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, театр

теней, театр на ложках, маски, ладошковый театр, платочный театр, реквизиты и

декорации. Следующим этапом работы было: подбор игр на развитие слуха,

звукоподражания, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика,

сценарии сказок, театрализованных игр, этюды. Так же мною был разработан

перспективный план проведения театральных игр и развлечений, досугов с

родителями. Подготовлены и проведены родительские собрания, анкеты для

родителей, памятки, консультации.

литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями,

костюмами. Развитию творческой активности детей способствовали как занятия

по театрализованной деятельности, так и индивидуальная работа с каждым

ребёнком.

Просмотр кукольных спектаклей

Игры-драматизации

Упражнения для социально-эмоционального развития детей

Упражнения по дикции

Упражнения на развитие детской пластики

Пальчиковый игротренинг

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства

пантомимы

Дидактические игры по сказкам с использованием интерактивной

Мультимедиа

В своей работе я использую интернет-ресурсы:

maam- Международный образовательный портал МААМ. RU

htth://o –detstve – О детстве

htth://solnet.ee/ - Детский портал Солнышко

dohcolonoc – Всё для воспитателей детских садов

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,

значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная

деятельность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою

значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует

усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». В своей работе я часто

использую метод проектов, не исключение и театрализованная деятельность.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного

опыта у детей – длительная работа, которая требует участие родителей. Важно их

выступление в тематических вечерах, где дети вместе с родителями становятся

равноправными участниками. Они исполняют роли, являются авторами текстов,

изготавливают декорации, шьют костюмы и т.д. В любом случае совместная

работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному

и эстетическому развитию детей.

Театр в нашем саду «живет» давно. Стало хорошей традицией, проведение

утренников с включением театрализованной постановки. Используем спектакли и

родительского

собрания.

Количество

родителей

собрания

увеличилось в разы. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей.

Опыт работы показывает, что дети с большим желанием участвуют в постановке

сказок. Ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция.

Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает

возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. Занимаясь развитием

творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в

процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

У детей после первого года обучения улучшилась способность к импровизации,

особенно при прочтении художественных произведений;

Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты,

движения);

Повысилась эмоциональная отзывчивость;

Дети стали больше проявлять активность, инициативность;

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества

личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело

или роль до конца);

У детей появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказку;

Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

За 3 года работы количество детей с высоким уровнем творческого развития в

театрализованной деятельности увеличилось на 44%. При выполнении творческих

креативность, показала высокое качество выполненной работы.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система

проделанной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной.

На протяжении этих трех лет дети показали свои достижения на праздниках,

конкурсах, развлечениях. Их выступления отличались ярким, артистическим

исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей

средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от

самого процесса совместной творческой деятельности.

Егина Л. В. Преподаватель высшей квалификационной категории театрального отделения, руководитель образцового драматического коллектива «Арт-Фантазия» МРКОУДОД «Глушковская ДШИ» Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии-через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Она-неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. Театрализация- это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности-пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей. Средставами театральной педагогики формируется творческая личность ребёнка. Развитие творческих способностей необходимо не только людям искусства, а и представителям любой другой профессии. Через любимую деятельность детей-игру-можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью. Театральная деятельность погружает детей в мир фантазии и воображения. Она способствует сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, развивает образное мышление, приближает их к знаниям не только через разум, а и через чувства, эмоции. Выполняя простейшие, доступные им задания, развиваюшие индивидуальные способности, а потом участвуя в более сложных играх- импровизациях, дети соотносят свои действия с действиями партнёров, ищут новые средства самовыражения. И всё это достигается через игру. Игры обеспечивают мотивацию познания себя, товарищей и окружающего мира, незаметно формируют у детей необходимые навыки и умения. Театр-это игра, которую с удовольствием могут разделить взрослые и дети. Театр закладывает в ребёнке любовь к чтению, неблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности. Воображение,память, внимание, фантазия-составные части театральных занятий. Театральное искусство связано с такими видами искусства как музыка, живопись, литература. Поэтому, наряду с образованием, необходимо уделять большое внимание воспитанию духовно чуткого, уважающего народные традиции, милосердного подрастающего поколения с чётко сформированными нравственными ориентирами. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов исскуств-музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир человека. Если бы страна Театр не появилась на свете, люди всё равно бы её выдумали. Ведь постоянно путешествуя по её дорогам, человечество учится любить, страдать, сопереживать, плакать, думать,-Жить. Театр пленяет человека сразу и навсегда.

воспитатели МБДОУ детского сада № 41 комбинированного вида Россия, Нижегородская область, г.о. г Шахунья,

Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

Дошкольный возраст - сенситивный период для формирования и проявления творческих способностей ребенка. Поэтому и развивать их необходимо с самого раннего возраста.

Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности - творческий.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл» , т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры» . Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» .

Театральная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, система-тичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые посто-янно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазии.

Поэтому мы наметили основные направления работы с детьми:

  1. Обучение детей театрализованным играм с целью развития эстетических чувств, игрового поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, способностей творчески относиться к любому делу. Театрализованные игры включают: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
  2. Обучение детей ритмопластике (включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения) .
  3. Развитие речи. Это направление объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, на правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию.
  4. Знакомство детей с основами театральной культуры, овладение профессиональной терминологией театрального искусства
  5. Работа над спектаклем. Включает знакомство с пьесой, сказкой и сам спектакль. Можно выделить пять основных разделов:
  • особенности театрального искусства
  • виды театрального искусства
  • рождение спектакля
  • театр снаружи и изнутри
  • культура поведения в театре.

На первых занятиях мы знакомили детей с театром, с историей его возникновения, устройством театра и театральными профессиями. Большое внимание уделяли культуре и технике речи. Для того, чтобы добиться выразительности речи нужно иметь хорошо развитые губы, поэтому большое внимание уделяли артикуляционной гимнастике. Включали такие упражнения «Жало змеи» (рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперёд, медленно двигается вправо, - влево) , «Конфетка» (губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» - вправо - влево, вверх – вниз, по кругу», «Колокольчик» (рот приоткрыт, губа округлены, язык бьётся о края губ, как язычок звонкого колокольчика) .

Занятия включали в себя как разыгрывание знакомых русских народных сказок «Теремок» , «Рукавичка» , «Заюшкина избушка» и др, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения) . Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал использовался нами при организации театрализованной деятельности.

В работе с детьми использовали диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Из таких стихов мы создавали целый мини - спектакль.

Игры со скороговорками предлагались детям в разных вариантах: «Ручной мяч» , «Фраза по кругу» , «Испорченный телефон» , «Змейка с воротцами» . Разученные диалогические скороговорки использовали в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц. Мы стремилась научить детей четкой, звучной, выразительной и неторопливой речи. Всегда говорили детям, что голос это наш инструмент, мы можем им играть: говорить тише, громче, выделять отдельные слова, шептать и т.д. Предлагали произнести с разной интонацией самые обычные слова: «возьми» , «принеси» , «помоги» , «дай» , «здравствуй» и т.д. (приветливо, небрежно, просящее, требовательно) .

Мы не только знакомили детей с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическими принципами являлись: практическое действие каждого ребёнка, возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, поддержка робкого ребёнка. Старались не допустить у детей страха перед ошибками, чтобы они не боялись выйти на «сцену» .

Для развития пластической выразительности и мимики мы предлагали детям, например, пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору или представить, что они едят лимон, конфету и т.д.

Большое внимание уделяли специальным театральным играм на развитие воображения, фантазии, умение действовать согласованно. Такие как: «Превращение предмета» , «Превращение детей» , «Превращение комнаты»

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, которая требует участие родителей. В родительском уголке и на сайте детского сада мы предложили рекомендации по организации театральной деятельности дома, например, «Как правильно разучивать стихи?» , «Как организовать домашний театр?» и др. Совместно изготавливали атрибуты, различные виды театров. Родители были активными участниками при создании спектаклей, шили костюмы, вместе с нами создавали декорации.

Была организована фото - выставка на тему: «Театр в жизни вашего ребенка» .

Итоговым мероприятием являлся спектакль «Сказание о трёх богатырях» . А так же дети участвовали в районном конкурсе «Маленькие патриоты России» , получив высокую оценку жюри.

Это доказывает, что наш опыт развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность дал положительные результаты. Повысилась социальная активность детей, улучшились память, фантазия, воображение, коммуникабельность и речевые функции. Дети стали более непосредственными, эмоциональными, инициативными в создании оригинальных образов. Все это свидетельствует о проявлении творческих способностей.

Библиографический список.

  1. Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте»
  2. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
  3. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
  4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр –Творчество –Дети» . Москва 2002.
  5. И.П. Посашкова «Оганизация творческой деятельности детей 3-7 лет» . Волгоград 2009.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.