Сестринское дело в педиатрии. Билеты на гос.экзамен для медицинских училищ Патронаж в педиатрии ребенку 5 месяцев

ределите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

БИЛЕТ № 27

1. Меры профилактики внутрибольничной инфекции.

2. Задача

Пациент 60 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом ИБС. Постинфарктный кардиосклероз II стадии. При сборе данных о пациенте медсестра получила следующие данные: жалобы на отеки на нижних конечностях, увеличение в размере живота, сердцебиение, слабость, незначительную одышку в покое. Болеет около 2 лет, когда после перенесенного инфаркта миокарда появилась одышка, отеки, боли в правом подреберье. Тревожен, на контакт идет с трудом, выражает опасения за свое будущее.

Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, положение в постели вынужденное - ортопноэ. Кожные покровы цианотичные, чистые. Отеки на стопах и голенях, ЧДД 22 в минуту, пульс 92 в минуту, ритмичный, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт.ст. Живот увеличен в объеме, болезненный в правом подреберье.

Пациенту назначено: 1. Стол № 10. 2. Постельный режим. 3. Учет суточного диуреза. 4. Контроль пульса и АД. 5. Взвешивание.

Задания:

  1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, определите проблемы пациента.
  2. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Задача

Постовую медицинскую сестру вызвали в палату. Со слов окружающих больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. 5 дней назад был прооперирован по поводу язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением. Объективно: сознание сохранено. Кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс - 96 уд/мин, слабого наполнения. АД - 80/40 мм рт. ст. Дыхание не затруднено, ЧДД - 24 в минуту.

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

БИЛЕТ № 28

1. Особенности соблюдения санитарно-эпидемического режима при сестринском обслуживании пациентов с туберкулезом.

2. Задача

Пациент 30 лет поступил в нефрологическое отделение с диагнозом обострение хронического пиелонефрита.

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на повышение температуры, на тянущие боли в поясничной области, частое и болезненное мочеиспускание, общую слабость, головную боль, отсутствие аппетита. В анамнезе у пациента хронический пиелонефрит в течение 6 лет. Больной беспокоен, тревожится за свое состояние, сомневается в успехе лечения. Объективно: температура 37,8С. Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Гиперемия лица. Кожные покровы чистые, подкожно-жировая клетчатка слабо развита. Пульс-98уд./мин., напряжен, АД-150/95 мм рт. ст. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, безболезненный, симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон.

Пациенту назначено:

1. Постельный режим, диета №7.

2. Общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко.

3. Оксациллин по 1 г 4 раза в день в/м 4. Витаминотерапия: В1 , В6 п/к

5. Уроантисептики растительного происхождения (толокнянка, кукурузные рыльца, семена укропа).

Задания:

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните пациенту как правильно собрать мочу на общий анализ и по Нечипоренко.

  1. Задача

Мальчик 2-х лет посещает детский сад первые 3 дня, много плачет. Воспитатель, чтобы утешить ребенка, дала яблоко. Ребенок ел яблоко, всхлипывал, внезапно закашлялся, начал задыхаться, лицо покраснело. Вы оказались рядом через 3 мин.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи

БИЛЕТ № 29

1. Особенности соблюдения санитарно-эпидемического режима при сестринском обслуживании пациентов с педикулезом.

2. Задача

В терапевтическое отделение областной больницы поступил пациент 35 лет с диагнозом: “Пневмония с локализацией в нижней доле левого легкого.” При сестринском обследовании медицинская сестра выявила жалобы на колющую боль в левой половине грудной клетки, кашель с отделением слизистой мокроты, одышку, повышение температуры тела до 39 град. Заболел остро, 2 дня назад. Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, отмечается гиперемия кожных покровов. На губах герпес. Грудная клетка слева отстает в акте дыхания. Температура 39,5 град, чдд 26 в минуту, пульс 100 в минуту, ритмичный, малого наполнения, АД 110/60 мм рт.ст. Больной эйфоричен, считает, что у него нет ничего серьезного, требует выписать его домой.

Пациенту назначено: 1.Анализ мокроты на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам, 2. Ампициллин 0,5г 4 раза в день в/м.

Задания:

1. Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и определите его проблемы.

2. Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

  1. Задача

К медицинской сестре здравпункта завода обратился мужчина. У него внезапно после физической нагрузки появились резкие боли в поясничной области справа с иррадиацией в паховую область, половые органы, мочеиспускание участилось, стало болезненным, малыми порциями. В анамнезе мочекаменная болезнь. Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы влажные. Положительный симптом Пастернацкого справа. Температура 36,30С. Пульс 100 уд/мин, ритмичный, АД 130/85 мм рт. ст.

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.

БИЛЕТ № 30

1. Правила оформления и приема детей в детское дошкольное учреждение.

2. Задача

Пациент 34 года, поступает на стационарное лечение в эндокринологическое отделение с диагнозом: сахарный диабет, инсулинзависимая форма, впервые выявленный. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на сухость во рту, жажду (до 10 литров в сутки), частые мочеиспускания, общую слабость. Объективно: сознание ясное. Кожные покровы бледные, сухие, пульс 88 ударов в 1 минуту, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт/ст, ЧДД 18 в 1 минуту. Рост 168 см, вес 99 кг.

Пациенту назначено:

  1. УЗИ брюшной полости
  2. Диета N9
  3. Инсулин простой 8 ЕД- 8.00 час, 4 ЕД- 12.00 час, 4 ЕД-18 час

Задания:

1. Выявите удовлетворение каких потребностей нарушено и определите проблемы пациента

2. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией

3. Объясните пациенту как подготовиться к УЗИ брюшной полости

  1. Задача

В терапевтическом отделении больной 42 лет предъявляет жалобы на внезапно развивающийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

БИЛЕТ № 31

1. Составьте план первого патронажа к новорожденному ребенку 5 дней.

2. Задача

Пациентка 45 лет, находится в нефрологическом отделении с диагнозом: хронический гломерулонефрит.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы общую слабость, одышку, головную боль, тошноту, тупые боли в поясничной области, отеки, сниженный аппетит, плохой сон. Объективно: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, акроциатоз. Лицо одутловатое, отеки на ногах, пояснице. ЧДД- 32 в минуту, пульс 92 удара в минуту, ритмичный, напряженный, АД 210/ 110 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме за счет асцита. Симптом Пастернацкого слабо положительный с обеих сторон.

Пациентке назначено:

1.Анализ мочи по Зимницкому. 2.Постельный строгий режим. 3.Диета № 7. 4.Контроль суточного диуреза. 5.Гепарин 5000 единиц п/к в область живота.

Задания:

  1. Выявите удовлетворение каких потребностей нарушено и определите проблемы пациента
  2. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией
  3. Объясните пациентке, как собрать мочу по Зимницкому.
  4. Обучите пациентку подсчету суточного диуреза.
  5. Задача

Во время взятия крови на биохимический анализ больной 18 лет внезапно потерял сознание. Объективно: кожные покровы бледные, обычной влажности, пульс 100 ударов в минуту, ритмичный, малого наполнения. АД 90/60 мм рт.ст.

Задания:

  1. Определите и обоснуйте какое неотложное состояние развилось у пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.

БИЛЕТ № 32

1. Барьерные методы защиты ВИЧ-инфекции.

2. Задача

Пациентка 27 лет. Диагноз: острый гломерулонефрит. Поступила в стационар с жалобами на одышку, головные боли, отеки на лице. 10 дней назад перенесла

На чтение 6 мин. Просмотров 1.4k. Опубликовано 19.02.2018

После рождения долгожданного малыша, зачастую происходит, так что перед молодой мамой встает нелегкая задача, как правильно ухаживать за малышом, который только появился на свет..

Патронаж помогает мамочкам быть более уверенными в себе, а так же дает дополнительные знания по уходу за ребенком, чтоб он рос здоровым и счастливым. В первый месяц жизни нового человека такая помощь молодым родителям является просто неотъемлемой.

Что такое патронаж новорожденного

Патронаж детей - это программа, созданная государством с целью контроля над состоянием только что родившегося ребенка, роженицы, а также оценка социально-экономических условий жизни семьи в целом. Визиты и осмотры ведутся патронажным педиатром либо медсестрой из поликлиники, к которой относится малыш по прописке. Эта программа осуществляется на безвозмездной основе и является доступной для каждого новорожденного, независимо от социального статуса, места проживания либо наличия медицинского полюса.

Обязанности медсестры и врача

В период визита медицинский работник обязан обнаружить и предотвратить неблагоприятные условия окружающей среды не только внутри семьи, но и внешние факторы, которые могут плохо сказаться на здоровье ребеночка.

Что входит в обязанности медсестры и врача:

  • поддержка матери ребенка в период после рождения;
  • советы, как ухаживать за новоиспеченным членом семьи;
  • беседы по построению правильного режима дня;
  • консультации по правильному грудному вскармливанию;
  • консультирование по профилактике популярных детских болезней, таких как рахит, анемия, а так же инфекционные заболевания;
  • оценка самочувствия младенца и его формирование;
  • проведение осмотров ребенка ежемесячно, направление на осмотр к узкими специалистам, а также они должны делать прививки в установленные сроки.

Сроки посещения патронажа

Время наблюдения будет зависеть от самочувствия крохи и обстоятельств в семье.

Если ребенок развивается в соответствии с нормой, он совершенно здоров и растет в благоприятной обстановке, посещения медработников проходят так:

  1. в первые дни возвращения домой с роддома;
  2. раз в неделю в течении первого месяца жизни;
  3. от месяца до полугода – дважды в месяц;
  4. потом до исполнения ребенку одного года — раз в месяц;
  5. до трех лет плановый осмотр раз в квартал.

Первый патронаж новорожденного

При первом посещении медработником будет задано несколько вопросов, которые позволят в будущем выявить наследственные и хронические патологии у малыша, а так же информация, связанная с течением беременности, родами, состоянием новорожденного при появлении на свет и выписке из роддома.

  1. Физическое развитие — это наличие или отсутствие пороков и микроаномалий. Могут быть не значительные отступления от нормы, которые наблюдаются у кого-то из членов семьи.
  2. Неврологическое развитие — здесь будет приниматься во внимание поза малыша, движения и их активность, тонус мышц, развитость рефлексов. Учитывается форма и размеры головы, величина большого и малого родничка, состояние швов костей черепа.
  3. Оценка кожных покровов — оттенок кожи, наличие потницы, опрелостей. Основное внимание направленно на пупочную ранку, кожа вокруг пупка, уровень заживления, и отсутствие выделений из нее;
  4. Прослушивание дыхания и сердцебиения ребенка, дабы дать оценку дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тем самым исключить врожденные патологии.
  5. Прощупывание животика новорожденного. Задает вопрос о периодичности и характере стула.
  6. Проверка симметричность ягодичных складок и разведение ножек в стороны для раннего выявления дисплазии болезни тазобедренных суставов.

Первичный патронаж новорожденного длится около 20-30 минут.

Второй патронаж новорожденного

Второй патронаж новорожденного ребенка происходит на 10-е сутки рождения. Доктор вторично смотрит кроху, обследуя все органы и системы с целью определения его самочувствия. Дабы это понять, медработнику следует выяснить:

  • как малыш спит;
  • поведение грудного ребенка в период бодрствования;
  • распорядок дня;
  • прибавка в весе;
  • наличие и частота срыгивания;
  • кишечные колики.

Если вышеперечисленные симптомы новорожденного не тревожат, доктор делает заключение о его хорошем приспособлении к внешним факторам.

Третий патронаж новорожденного

Третий послеродовой патронаж новорожденного осуществляется примерно на 20-е сутки появления малыша. Цель данного визита наблюдение за самочувствием и формированием грудничка, оценка его нервно-психическое развития.

После очередного приема педиатр регистрирует всю полученную информацию в историю болезни младенца и по окончанию первого месяца делает прогноз здоровья своего подопечного и определяет группы риска по развитию.


Заболевания у детей (пограничные состояния)

Часто встречающиеся пограничные состояния:

  • желтуха проявляется в связи с незрелостью ферментов печени и увеличением билирубина в крови. Проявляется на 3–4-й день после появления малыша на свет в виде желтого окрашивания кожных покровов, которое к 6-му дню усиливается, а к 8–10 сутки проходит;
  • эритема — проявляется в виде покраснении кожи и на 2-ой день жизни. Редко сопровождается сыпью, которая проходит к концу первой недели появления грудничка;
  • гормональный криз — симптомы этого состояния проявляются в нагрубании молочных желез грудничка либо кровянистые выделения из влагалища у девочек. Начало данного криза на 2–4-ый день жизни и проходит к 15-му дню.

При каждом патронаже новорожденного на дому, медицинские работники дают матери рекомендации, которые необходимо выполнять и придерживаться. Такие советы могут заключаться в уходе за кожей, а так же вопросы, связанные с кормлением грудью и частотой прикладывания ребенка к груди. Дают рекомендации, направленные на профилактику рахита, советы по закаливанию, показывают необходимые приемы массажа и гимнастики для младенца, которые в дальнейшем родители будут делать самостоятельно. Рекомендации по тяжелому процессу приспособления малыша к окружающей среде. Симптомами данного процесса могут быть срыгивания, беспричинный плач, плохая прибавка в весе. В случае выявления, каких-либо видимых патологий участковый педиатр выписывает малышу направление на консультацию к специалисту с целью более детального обследования и терапии.

Важно! Педиатр должен информировать мать обо всех состояниях грудничка, которые требуют неотложной помощи и о том, куда именно необходимо обращаться в экстренных ситуациях.

Отказ родителей от патронажа

В помощи по уходу за младенцем зачастую нуждается каждая мать, особенно, если у нее первенец. Однако многие родители не хотят получать данную помощь в поликлиниках по месту жительства, и отдают предпочтения частным медицинским учреждениям. Для того чтобы отказаться от детского патронажа достаточно написать письменный отказ участковому педиатру по месту закрепления грудничка.

Законодательное регулирование

  1. ст. 37. 1 Закона РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года.
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2010 года.

Новорожденного — важный этап, который проходит каждая семья. Визиты участкового врача и патронаж медсестры помогут справиться со многими возникшими проблемами. Медицинские работники обучат всему, что требуется и научат правильно заботиться о крохе с первых дней жизни.

ЗАДАЧА №1

Патронаж к ребенку 5 месяцев. Мама сообщила, что ребенок беспокойный, нарушены сон и аппетит, у ребенка зуд кожи и высыпания на голове. Ребенок от 1-й беременности, 1-х родов, родился доношенным. С рождения на грудном вскармливании.

Ребенок беспокойный, кожа щек гиперемирована, отмечаются расчесы на конечностях, на волосистой части головы обширные себорейные корочки. ЧДД 38 в минуту, пульс 132 в минуту.

Мама связывает заболевание с введением молочной каши. У мамы (в детстве) были упорные кожные высыпания.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Проведите беседу с мамой о рациональном питании ребенка.

3. Продемонстрируйте технику проведения лечебной ванны.

Эталон ответа

Проблемы пациента

Настоящие:

Зуд кожных покровов, гиперемия щек, расчесы на конечностях, себорейные корочки на волосистой части головы (гнейс);

Снижение аппетита;

Плохой сон.

Дефицит знаний у матери о питании ребенка с аллергической предрасположенностью.

Потенциальные:

Высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи.

Приоритетные проблемы – 1. зуд кожных покровов, 2. расчесы на конечностях.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение зуда к концу недели.

Долгосрочная цель: кожный зуд значительно уменьшится или исчезнет к моменту выписки.

План Мотивация
1. Обеспечить гигиену кожи пациента (обтирание, душ, ванна) Для уменьшения высыпаний
2. Проводить лечебные ванны (с чередой с содой) Для уменьшения зуда
3. Обработать кожу головы при гнейсе. Для удаления себорейных корочек
4. Обеспечить строгое соблюдение назначенной диеты. Молочную кашу отменить - т.к. может быть аллергия на коровье молоко. Для уменьшения зуда и высыпаний на коже
5. Провести беседу с матерью и его родственниками о строгом соблюдении гипоаллергенной диеты матерью и ребенком. Для профилактики высыпаний на коже
5.  Нательное и постельное бельё ребенка кипятить,проглаживать Для соблюдения правил личной гигиены

Оценка : кожный зуд значительно уменьшился. Цель достигнута.

Студент проводит беседу с матерью о рациональном питании.

Студент демонстрирует технику проведения обработки волосистой части головы при гнейсе.

ЗАДАЧА №2

В здравпункт обратился пострадавший с жалобами на головную боль, тошноту, шум в ушах. Со слов сопровождающего, пациент упал со стремянки, ударился головой об пол, была потеря сознания в течение нескольких минут. Сам пострадавший обстоятельств травмы не помнит.

Объективно: общее состояние удовлетворительное. Больной бледен, пульс 90 ударов в мин., ритмичный. АД 120/180 мм рт. ст. Дыхание поверхностное, 24 дыхательных движений в минуту. Температура тела 36,8° С. Из носовых ходов выделяется капли спинно – мозговой жидкости розового цвета.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.

3. Выполните тампонаду носовых ходов.

Эталон ответа

1. Открытая ЧМТ, перелом основания черепа, предположительно в области передней черепно-мозговой ямки.

2. Алгоритм действий м/с:

План Мотивация
1. М/с вызовет скорую помощь. Для госпитализации пациента
2. М/с уложит пациента на спину, приподнимает голову на 10°, повернет ее на бок обеспечит приток свежего воздуха. Для создания покоя, профилактики асфиксии
3. М/с проведет беседу с пациентом о его состоянии. Для создания психологического покоя
4. М/с наложит асептическую пращевидную повязку на нос. Для профилактики вторичного инфицирования оболочек и вещества головного мозга
5. М/с расстегнет воротник рубашки. Для освобождения шеи от сдавливания, облегчения дыхания
6. М/с подвесит пузырь со льдом над головой пострадавшего. Для уменьшения активности обменных процессов и улучшения микроциркуляции в головном мозге
7. М/с укроет пострадавшего одеялом, поставит грелки к ногам, даст горячее питье (содово-солевой раствор). Для профилактики шока
8. М/с будет измерять пульс, АД, ЧДД, температуру тела каждые 10 мин. Для контроля состояния пациента

3. Студент на фантоме выполняет наложение пращевидной повязки на нос.

Медицинский работник при патронаже осуществляет на основании протокола профилактики, диагностики и лечения основных заболеваний у детей до 5 лет в соответствии с принципами интегрированного ведения болезней детского возраста, рекомендованными ВОЗ (далее - ИВБДВ) следующие меры:
1) правильную оценку состояния здоровья новорожденного и младенца до 2 месяцев (раннее выявление опасных признаков, видимых пороков развития и прочее);
2) оценку состояния ухода за новорожденным и младенцем до 2 месяцев (детская кровать, предметы ухода, одежда, игрушки);
3) оценку состояния здоровья матери (лактостаз/мастит, послеродовая депрессия, пирамида питания кормящей матери);
4) проверку состояния лактации и обучение технике кормления грудью (правильное положение и прикладывание к груди «4-3-4), обучение преимуществам грудного вскармливания;
5) обучение уходу за ребенком, включая период «младенец до 2 месяцев»;
6) оценку психомоторного и социального развития (достаточное внимание к ребенку через игру и общение);
7) введение прикорма в соответствии с рекомендациями ИВБДВ «Уход за детьми раннего возраста»;
8) профилактику рахита и микронутриентной недостаточности (железо, витамин А, цинк);
9) оценку санитарного состояния и безопасности окружающей ребенка обстановки: гигиена жилья (кровать, постельные принадлежности, место для игр), одежда, игрушки, посуда и предметы ухода;
10) обучение комплексам гимнастики и массажа, дренажного массажа при болезни;
11) обучение родителей или иных лиц, непосредственно осуществляющих уход за ребенком, правилам ухода во время болезни ребенка, понятиям и навыкам «общие признаки опасности», «как кормить, как поить больного ребенка», «когда вернуться немедленно»;
12) профилактику травматизма, насилия и пренебрежительного отношения к ребенку в семье, формирование ответственности семьи за здоровье ребенка;
13) контроль выполнения матерью или иных лиц, непосредственно осуществляющих уход за ребенком, предписанных ранее рекомендаций;
14) контроль за своевременной вакцинацией ребенка в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок Республики Казахстан. (Приложение 19)

Патронажное наблюдение детей группы риска проводится медицинскими работниками ПМСП по индивидуальному плану в соответствии с группой риска, определяемой ими по следующим критериям:

· социальный анамнез: возраст матери менее 18 лет (матери-подростки); живущие за чертой бедности, беженцы; отношение к родительским обязанностям (пренебрежительное отношение к ребенку или нежеланный ребенок, гиперопека); семьи, где родители и/или члены семьи больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией и психическими заболеваниями; приемные дети;

· медицинский анамнез: маловесные дети (до периода нормализации массы тела); искусственное вскармливание; ВИЧ-позитивные матери; матери, больные туберкулезом; состояние ребенка, затрудняющее кормление (незаращение твердого и мягкого неба).

Медицинский работник при патронаже выявляет наличие признаков, указывающих на жестокое обращение или насилие в отношении детей раннего возраста:

· повторяющиеся травмы;

· травмы, не характерные для данного возраста (например, ушиб головы ребенка, который не может стоять или ходить);

· свидетельство побоев.

Медицинский работник при патронаже выявляет возможные свидетельства побоев по следующим признакам:

· линейные кровоподтеки после ударов палкой или прутом;

· кровоподтеки в виде петли – как следы ударов проводом, ремнем, веревкой;

· следы связывания, стягивания веревкой или ремнем; следы прижиганий сигаретой;

· кровоизлияния в сетчатку глаз при сотрясении ребенка;

· гематомы в области головы.

В случае выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и обнаружении следов причинения вреда здоровью ребенка медицинскому работнику необходимо:
1) госпитализировать ребенка по показаниям для проведения лечебно-диагностических мероприятий;
2) обеспечить оказание помощи в соответствии со стандартами оказания специальных социальных услуг в области здравоохранения;
3) информировать правоохранительные органы и территориальные органы по охране прав детей.(таблица 8)

Таблица 8. Схема патронажного наблюдения здоровых детей первых трех лет жизни

Время посещения Основные задачи Рекомендации
Первые 3 дня с момента выписки из родильного дома, совместный осмотр на дому врачом и медицинской сестрой 1. Оценка состояния здоровья новорожденного, выявление врожденных пороков развития. 2. Обучение признакам опасности угрожающих состояний (не может пить или сосать грудь, рвота после приема любой пищи или питья, наличие судорог) 3. Оценка состояния здоровья матери (лактостаз/маститы, послеродовая депрессия). 4. Проверка и обучение технике кормления грудью (состояние лактации, исключительно грудное вскармливание). 5. Оценка ухода за новорожденным, состояния уголка новорожденного (детская кровать, игрушки, предметы ухода, одежда). 1. Преимущества и практика грудного вскармливания. 2. Обеспечение исключительно грудного вскармливания. 3. Техника сцеживания грудного молока. 4. Оптимальное питание матери. 5. Личная гигиена матери 6. Требования к помещению и предметам ухода за новорожденным. 7. Безопасная среда (требования к выбору одежды, предметов ухода за новорожденным и игрушек) и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая). 8. Уход за новорожденным, режим прогулок и гигиенические ванны. 9. Правила поведения и уход в случае болезни ребенка (опасные признаки). 10. Информирование матери о графике работы врача и координатах медицинской организации. 11. Привлечение отца к уходу (например: во время купания, переодевания).
Симптомы послеродовой депрессии (обращать внимание при каждом визите): 1. Глубокая тревожность и беспокойство 2. Глубокая печаль 3. Частые слезы 4. Ощущение неспособности заботиться о ребенке 5. Чувство вины 6. Приступы паники 7. Стресс и раздражительность 8. Утомляемость и недостаток энергии 9. Неспособность к сосредоточению внимания 10. Нарушение сна 11. Проблемы с аппетитом 12. Потеря интереса к сексу 13. Ощущение беспомощности и безнадежности 14. Антипатия к ребенку Советы по ведению послеродовой депрессии: 1. Позаботиться о ребенке, отложив другие виды деятельности 2. Рассказать членам семьи, о том, что происходит с ней 3. Создать атмосферу, при которой ребенок будет в центре внимания 4. Чаще прикасаться к ребенку 5. Думать о ребенке 6. Чаще выходить на улицу и двигаться 7. Хорошо питаться 8. Заботиться о себе 9. Вести дневник Если эти меры не помогают, обратиться к соответствующему специалисту
Патронаж медсестры на дому (7-й, 21-й и 28-й день). 1. Осмотр новорожденного, выявление опасных признаков. 2. Оценка вскармливания: состояние лактации, техника кормления грудью и режим. 3. Оценка психосоциального развития. 4. Оценка ухода за новорожденным. 5. Оценка питания и режима сна/отдыха кормящей матери. 6. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку (физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность). 7. Обучение матери выявлению возможных опасных признаков у ребенка, когда необходимо срочно обратиться к медицинскому работнику. 1. Правила поведения и уход в случае болезни ребенка (опасные признаки, кормление и питьевой режим). 2. Исключительно грудное вскармливание. 3. Стимуляция психосоциального развития. 4. Уход за новорожденным, режим прогулок. 5. Безопасная среда (требования к выбору одежды, предметов ухода за новорожденным и игрушек) и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 6. Профилактика микронутриентной недостаточности (железо, витамин А, йод, цинк) 7. Личная гигиена матери. Приглашение на прием к врачу в возрасте 1 месяца.
15-й день - врач на дому 1. Оценка состояния здоровья новорожденного. 2. Оценка состояния здоровья матери. 3. Оценка техники кормления грудью (состояние лактации, исключительно грудное вскармливание). 4. Оценка психосоциального развития. 5. Оценка ухода за новорожденным. 6. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку. 7. Проверка знаний матери опасных признаков болезни ребенка. 1. Поощрение исключительно грудного вскармливания 2. Оптимальное питание и режим сна/отдыха кормящей матери. 3. Уход за новорожденным. 4. Стимуляция психосоциального развития 5. Безопасная среда (требования к выбору одежды, предметов ухода за новорожденным и игрушек) и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 6. Правила поведения и уход в случае болезни ребенка 7. Опасные признаки у ребенка, при которых мать немедленно должна обратиться к врачу: - не может пить или сосать грудь; - рвота после любой пищи или питья; - наличие судорог; - летаргичен или без сознания.
Тревожные признаки, требующие специализированной помощи: 1. Ребенок отказывается или слабо сосет грудь. 2. Отсутствие или слабые движения рук и ног. 3. Отсутствие или сниженная реакция на громкие звуки или яркий свет. 4. Длительный плач без явных видимых причин. 5. Рвота и жидкий стул, которые могут привести к обезвоживанию. Тактика медицинского работника при выявлении тревожных признаков: Консультация педиатра для выбора и обеспечения необходимой специализированной помощью
1- 5 месяцев, ежемесячно на приеме врача и медицинской сестры. 1. Оценка состояния здоровья ребенка. 2. Проверка выполнения рекомендаций и оценка: 1) питания; 2) физического и психосоциального развития; 3) ухода за ребенком. 3. Вакцинация ребенка согласно Национального календаря профилактических прививок и информирование родителей о возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях. 4. Оценка динамики развития рубчика БЦЖ состояние периферических лимфоузлов в 1 и 3 месяцев. 5. Профилактика рахита: неспецифическая (достаточная инсоляция во время прогулок) и по показаниям специфическая витамином Д. 6. Назначение консультаций узких специалистов и лабораторных исследований по показаниям. 7. Обучение комплексам гимнастики и общего массажа. 8. Обучение правилам поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, режим кормления и питья). 9. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку (физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность). 10. Консультирование по вопросам планирования семьи (лактационная аменорея, презервативы, ВМС...). 1. Практика исключительно грудного вскармливания. 2. Оптимальное питание матери. 3. Психосоциальное и моторное развитие соответственно возрасту. 4. Массаж и гимнастика соответственно возрасту. 5. Ежедневные прогулки, достаточная инсоляция. 6. Правила поведения и уход в случае болезни ребенка (опасные признаки, когда необходимо обратиться за помощью, режим кормления и питья). 7. Вакцинация(своевременность проведения, возможные реакции на прививку и поведение родителей, от каких инфекций защищают прививки) 8. Безопасная среда и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 9. Активное привлечение отца к уходу в целях развития ребенка. 10. Ежемесячный осмотр на приеме у врача
6 месяцев Осмотр врача в МО, медсестры 1 раз на дому. 1. Оценка состояния здоровья ребенка. 2. Оценка: 1) питания; 2) физического и психосоциального развития; 3) ухода за ребенком. 3. Оценка динамики развития рубчика БЦЖ состояние периферических лимфоузлов. 4. Введение прикорма согласно методическим рекомендациям «Питание детей раннего возраста», утвержденных МЗ РК от 25 сентября 2006г. 5. Профилактика рахита: неспецифическая (достаточная инсоляция) и по показаниям специфическая витамином Д. 6. Обучение комплексам гимнастики и общего массажа. 7. Обучение правилам поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, режим кормления и питья). 8. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку (физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность). 9. Консультирование по вопросам планирования семьи. 1.Продолжение грудного вскармливания 2.Прикорм: правила успешного ввода прикорма, приготовления и выбора продуктового набора, гигиенические правила приготовления и хранения пищи, кратность и количество, питательная ценность. 3.Оптимальное питание матери. 4. Психосоциальное развитие соответственно возрасту. 5.Массаж и гимнастика соответственно возрасту 6.Ежедневные прогулки, достаточная инсоляция. 7.Правила поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, когда необходимо обратиться за помощью, режим кормления и питья) 8.Безопасная среда и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 9.Активное привлечение отца к уходу в целях развития ребенка. 10. Ежемесячный осмотр на приеме у врача.
Тревожные признаки, требующие специализированной помощи: 1. Гипертонус мышц конечностей и\или ограничения движения; 2. Частые движения головой (как следствие заболеваний уха), которые могут привести к глухоте, если вовремя не лечить; 3. Отсутствие или сниженная реакция на звуки, знакомые лица или предложенную грудь. 4. Отказ от груди или другой пищи. Тактика медицинского работника при выявлении тревожных признаков: Консультация педиатра для выбора и обеспечения специализированной помощи
7-11 месяцев Осмотр врача в МО, медсестры 1 раз на дому. 1. Оценка состояния здоровья ребенка 2. Оценка: 1. питания: практика кормления и введения прикорма; 2. физического и психосоциального развития 3. ухода за ребенком. 3. Профилактика рахита: неспецифическая (достаточная инсоляция) и по показаниям специфическая витамином Д. 4. Консультирование по вопросам планирования семьи. 5. Обучение правилам поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, режим кормления и питья). 6. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку (физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность). 1. Оптимальное питание ребенка (продолжение грудного вскармливания и прикорм: расширение продуктового набора, гигиенические правила приготовления и хранения пищи). 2. Оптимальное питание матери. 3. Психосоциальное развитие соответственно возрасту. 4. Массаж и гимнастика соответственно возрасту 5. Ежедневные прогулки, достаточная инсоляция. 6. Правила поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, когда необходимо обратиться за помощью, режим кормления и питья) 7. Безопасная среда и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 8. Активное привлечение отца к уходу в целях развития ребенка. 9. Ежемесячный осмотр на приеме у врача.
12 месяцев Осмотр врача в МО, медсестры 1 раз на дому 1. Оценка состояния здоровья ребенка. 2. Оценка: 1) питания: практика кормления и введения прикорма; 2) физического и психосоциального развития; 3) ухода за ребенком. 3. Вакцинация ребенка согласно Национальному календарю прививок и информирование родителей о возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях. 4. Оценка развития рубчика БЦЖ, состояние периферических лимфоузлов. 5. Профилактика рахита: неспецифическая (достаточная инсоляция) и по показаниям специфическая витамином Д. 6. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку (физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность). 7. Обучение правилам поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, режим кормления и питья). 8. ОАК, ОАМ. Кал на яйца гельминтов. 9. Консультация специалистов хирург, ЛОР, невролог, офтальмолог. 1. Оптимальное питание ребенка (продолжение грудного вскармливания и прикорм: расширение продуктового набора, гигиенические правила приготовления и хранения пищи). 2. Оптимальное питание матери. 3. Психосоциальное и моторное развитие соответственно возрасту. 4. Массаж и гимнастика соответственно возрасту 5. Ежедневные прогулки, достаточная инсоляция. 6. Правила поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, когда необходимо обратиться за помощью, режим кормления и питья) 7. Безопасная среда и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 8. Активное привлечение отца к уходу в целях развития ребенка. Осмотр на приеме у врача 1 раз в квартал до 24 месяцев.
к 12 месяцам Тревожные признаки, требующие специализированной помощи: 1) не вступает в контакт и никак не реагирует на обращение 2) не смотрит на движущиеся предметы; 3) вялый, безразличный и не реагирует на ухаживающих за ним лиц; 4) нет аппетита, отказывается от пищи.
13-36 месяцев Осмотр врача в МО 1 раз в квартал до 24 месяцев, 1 раз в полугодие до 36 месяцев. Осмотр медсестры до 24 месяцев 1 раз в полугодие на дому, 1раз в год на дому до 36 месяцев. 1. Оценка состояния здоровья ребенка. 2. Оценка: 1) питания; 2) психосоциального и физического развития; 3) ухода за ребенком. 3. Вакцинация ребенка согласно Национальному календарю профилактических прививок и информирование родителей о возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях. 4. Выявление признаков жестокого обращения к ребенку (физическое насилие, пренебрежение, физическая и эмоциональная заброшенность). 5. Лабораторные исследования в 24 и 36 месяцев. 6. Консультация специалистов в 24, 36 месяцев. 1. Оптимальное питание ребенка (пятиразовое полноценное кормление пищей с семейного стола, продолжение грудного вскармливания). 2. Оптимальное питание матери. 3. Психосоциальное развитие соответственно возрасту. 4. Массаж и гимнастика соответственно возрасту 5. Ежедневные прогулки, достаточная инсоляция. 6. Правила поведения и ухода в случае болезни ребенка (опасные признаки, когда необходимо обратиться за помощью, режим кормления и питья) 7. Безопасная среда и поведение родителей для профилактики травматизма и несчастного случая. 8. Активное привлечение отца к уходу в целях развития ребенка. 9. Осмотр на приеме у врача 1 раз в квартал до 24 месяцев и 1 раз в полугодие с 24 до 36 месяцев.
К 2 годам Тревожные признаки, требующие специализированной помощи: 1. Ребенок не вступает в контакт. 2. Затруднения в удерживании равновесия при ходьбе. 3. Непонятные изменения в поведении ребенка, наличие следов физического насилия (особенно, если ребенок находится под присмотром других лиц) 4. Плохой аппетит. Тактика медицинского работника при выявлении тревожных признаков: Консультация педиатра для выбора и обеспечения специализированной помощи (психолог, логопед и т.д.)
К 3 годам Тревожные признаки, требующие специализированной помощи: 1. Нет интереса к игре. 2. Часто падает. 3. Трудности с манипулированием мелкими предметами. 4. Проблемы с пониманием простых обращений. 5. Неспособность формулировать простые предложения. 6. Отсутствие или незначительный интерес к еде. Тактика медицинского работника при выявлении тревожных признаков: Консультация педиатра для выбора и обеспечения специализированной помощи (психолог, логопед и т.д.)

2.6 Алгоритм действий участкового педиатра при
проведении первичного патронажа новорожденного ребенка

1. Приветствовать родителей и ребёнка.

2. Представиться, назвать свои и участковой медсестры фамилию, имя и отчество.

3. Установить доверительные отношения с родителями и ребёнком.

4. Познакомиться с родителями ребенка, записать паспортные данные родителей и ребенка, № свидетельства о рождении.

5. Сверить данные удостоверений личности родителей, свидетельства о рождении ребенка с поквартирной картой. При отсутствии прописки по данному адресу объяснить родителям правила прикрепления к Поликлинике.

6. Ознакомить, дать родителям или опекуну заполнить и подписать типовой договор на оказание медицинских услуг для взрослых и детей в 2-х экземплярах, один экземпляр вклеить в амбулаторную карту пациента, второй экземпляр выдать пациенту на руки.

7. Ознакомить, дать родителям или опекуну заполнить и подписать информированное добровольное согласие пациента на выполнение медицинской услуги в 2-х экземплярах, один экземпляр вклеить в амбулаторную карту пациента, второй экземпляр выдать пациенту на руки.

8. Выявить проблемы у ребёнка - признаки опасности, основные симптомы (местная бактериальная инфекция, диарея, проблемы кормления или низкий вес, желтуха, инфекция глаз), оценить прививочный статус ребёнка, кормление ребёнка и уход в целях гармоничного развития ребенка.

9. Собрать анамнез (как протекала беременность у мамы, как прошли роды, были ли осложнения при родах, проводились ли реанимационные мероприятия ребёнку, были ли судороги у ребёнка, при инфекционных заболеваниях - эпиданамнез). Ознакомиться со справкой на ребенка из роддома.

10. Непосредственно перед осмотром ребенка вымыть руки согласно технике мытья рук, при необходимости надеть маску.

11. Провести объективный осмотр ребёнка.

12. Определить наличие или отсутствие признаков опасности.

13. Оценить состояние и самочувствие ребенка, измерить температуру тела ребёнка.

14. Осмотреть на наличие видимых врождённых пороков развития у ребёнка.

Врожденно-наследственные диспластические черты развития встречаются исключительно часто и обычно не требуют медико-генетических рекомендаций, так как обычно не влияют на темпы психофизического развития и процессы социальной адаптации. Они обращают на себя внимание только как конституциональные особенности. В тех случаях, когда у ребенка отмечается избыточное их накопление, это дает повод для таких синдромологических диагнозов, как диспластический статус.

Конституциональные диспластические черты развития у грудного ребенка нередко называются дизэмбриогенетическими стигмами или малыми аномалиями развития (микроаномалии). Они являются своеобразным микрогенетическим фоном семьи. (таблица 9)

Диспластические черты развития чаще являются наследственно обусловленными и имеют доминантное наследование. Оценка стигматизации ребенка должна проводиться в сравнительном аспекте со стигматизацией его родителей.

Условным порогом стигматизации считается наличие у ребенка не более 5-6 стигм. Превышение этого порога следует расценивать как отклонение конституционального развития в сторону диспластического варианта является показателем повышенного риска задержки психомоторного развития.

Таблица 9.Основные дизэмбриогенетические стигмы

Локализация Характер аномалии
Кожа Делигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы.
Череп Форма черепа микроцефальная, гидроцефальная, брахицефалическая, долихоцефалическая, асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок, гипоплазия сосцевидных отростков.
Лицо Прямая линия скошенного лба и носа. Монголоидный и антимонголоидный разрез глаз. Гипо- и гипертелоризм. Седловидный нос, уплощенная спинка носа, искривленный нос. Асимметрия лица. Макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения, раздвоенный подбородок, клиновидный подбородок.
Глаза Эпикант, индианская складка века, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца, увеличение слезного мясца (третье веко), дистихиаз (двойной рост ресниц), колобома, гетерохромия радужной оболочки, неправильная форма зрачков.
Уши Большие оттопыренные уши, малые деформированные уши, разновеликие уши, различный уровень расположения ушей, низко расположенные уши. Аномалия развития завитка и противозавитка, приращенные мочки ушей. Добавочные козелки.
Рот Микростомия, макростомия, "карпий рот", высокое узкое небо, высокое уплощенное небо, аркообразное небо, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный язык.
Шея Короткая, длинная, кривошея, крыловидные складки, избыточные складки.
Туловище Длинное, короткое, грудь вдавленная, куриная, бочкообразая, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, диастаз прямых мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи.
Кисти Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, поперечная борозда ладони, сгибательная контрактура пальцев, короткий изогнутый V палец, искривление всех пальцев.
Стопы Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга.
Половые органы Крипторхизм, фимоз, недоразвитие полового члена, недоразвитие половых губ, увеличение клитора.

Поэтому, проводя последовательный внешний осмотр головы, лица, шеи, кожи, туловища, конечностей и половых органов новорожденного, следует иметь в виду, что в процессе его следует установить симметричность развития ребенка в целом и отдельных его параметров, особенности внешнего вида и отдельных частей туловища, конечностей и уровень стигматизации. Это поможет, еще даже не приступая к органному исследованию, соотнести ребенка к той или иной группе здоровья.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.