Сценарий игровой программы для детей осенины. Сценарий игровой театрализованной программы "встреча осени". Осенины мы встречаем

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ОСЕНИНЫ.

Цели: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать творческие способности учащихся.

Подготовительная работа: - экскурсии в осенний парк, лес;
- разучивание стихотворений, песен, сценки;
- оформление классного кабинета (осенние листья, шары);
- подготовка предметов для конкурсов (кубики, желуди, овощи, фрукты, таблички с пословицами, колпаки с осенними листьями);

дети получают жетоны, в зале звучит музыка Чайковского « Времена года»

На двери плакат: ВЫ, ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

В ЗАЛ ПРОИДИТЕ,

И ВНИМАТЕЛЬНО ВОКРУГ

ВСЕ ОГЛЯДИТЕ

На праздник осени спешите,

Внимательно зал оглядите

С какого дерева твой лист определи

К такому дереву скорей пройди.

С какого дерева спустился к вам листок

К такому дереву садитесь на пенек.

Ведущая:
Уже горят огнем рябины кисти,
И пожелтели на березах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо-тихо к нам приходит осень…

1 ученик:
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.

2 ученик: И арбуз увидев важный,
Оживится детвора –
И радушно скажет каждый:
"Здравствуй осени пора!"

3 ученик:
Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.

4 ученик: Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи на праздник к нам,
Осень золотая!

Дети слушают песню «Лесной олень» №22

Ведущая: Удивительное время года, многие поэты посвятили ей свои стихи. Всех она покорила своей красотой.

Я предлагаю провести 1 конкурс «Знакомство»:

Каждая команда получит набор букв. По моей команде вы должны разложить буквы по порядку, у вас получится название вашей команды.

Итак, мы познакомились. 1 ком.- КЛЕНОЧЕК, 2 ком. - ДУБОЧЕК, З ком.- БЕРЕЗКА.

Ведущая: Настала очередь осени рисовать. Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены покрыла она лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий столетний дуб-богатырь одела в медную кованую броню.

5 ученик:
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

6 ученик: Соберем из листьев веер ,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Легкий и игривый.

7 ученик: И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит лета больше нет,
Осень наступает.

Ведущая:
А сейчас мы проверим, как вы умеете отгадывать загадки об осени.

1. Всех наградила,
Все погубила. (осень )

2. Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?(сентябрь )

3. Все мрачней лицо природы –
Потемнели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился –
Что за месяц к нам явился?(октябрь )

4. Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (ноябрь )

5. Шел долговяз,
В сыру землю увяз. (дождь)

6. Падают с ветки
Золотые монетки. (осенние листья )

7. Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина. (туман )

8. Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его. (ветер)

Ведущая:
Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Поэтому сейчас мы вспомним пословицы о труде.

Викторина "Закончи пословицу"

1. Кто не работает … (тот не ест.)
2. Землю красит солнце, а … (человека – труд.)
3. Где труд, там и … (счастье.)
4. Делу время, а … (потехе час).
5. Откладывай безделье, да … (не откладывай дела .)
6. Не поклонясь до земли и … (грибка не поднимешь .)
7. Без труда … (не вытащишь и рыбки из пруда.)
8. Труд кормит, а … (лень портит .)

А теперь мы проведем игру ХУДОЖНИК: Нужно нарисовать с завязанными глазами: морковь, арбуз, лук.

Сценка "Спор овощей"
Ведущий:
Собирают осенью урожай плодов
Много людям радости
После всех трудов.

Осень: Урожай у нас хорош
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста.
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Кто из них, из овощей
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Выскочил горошек –
Ну и хвастунишка!

Горошек:
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!

Осень: От обиды покраснев свекла проворчала…

Свекла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала,
Свекла надо для борща
И для винегрета
Кушай сам и угощай
Лучше свеклы нету!

Капуста: Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Редиска :
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить меня зачем?
Я и так известна всем!

Морковь:
Про меня рассказ не длинный
Кто не знает витамины ?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.

Осень:
Тут надулся помидор
И промолвил строго…
Помидор :
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.

Осень:
У окна поставьте ящик.
Поливайте только чаще
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый лук.

Лук: Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зеленый лук!

Картошка:
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым!

Баклажан:
Баклажанная икра так вкусна, полезна…

Осень:
Спор давно кончать пора,
Сорить бесполезно!
Кто-то, кажется, стучит…

(хором все) Это Доктор Айболит!
Кто из всех, из овощей
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Все, без исключения.
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус
И решать я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

8 ученик:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

9 ученик: Где бодрый серп гулял и падал колос
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

10 ученик:
Пустеет воздух, птиц не видно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Догадайтесь, о каком осеннем месяце я вам сейчас расскажу:

Приметы осени во всем встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор,

Кистями красными повиснула рябина.

Мелькает желтый лист на зелени дерев,

Работу кончил серп на нивах золотистых,

И покраснел уже вдали ковер лугов,

И зрелые плоды висят в садах тенистых.

Правильно, месяц СЕНТЯБРЬ, месяц когда мы собираем урожай. Сейчас мы проведем эстафету «УРОЖАЙ»

Я развел огород,

Приготовил старательно грядки.

И принес чемодан

Полный разных семян

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена

Утром их поливал

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. И когда я ребят позвал в огород.

Все взглянули и закричали:

«Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали».

И я им показал такой огород

Где на грядках засеяны густо:

Плакат: ОГУРУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК, и РЕПУСТА.

СЕЛЬДЕРОШЕК поспел

И МОРКОФЕЛЬ дозрел

Стал уже осыпаться СПАРБОБНИК

А таких БАКЛАЧКОВ

да мохнатых стручков

И испугался бы даже садовник.

Мы корзину несли

И решить не могли

Как же быть с овощами такими?

То ли жарить их нам,

То ли парить их нам,

Ну и съели их просто сырыми.

Ваша задача заключается в том, чтобы определить, какие семена были в чемодане у овощевода?

11 ученик:
Настала осень ясная,
В саду созрели яблоки,
Висят они на яблонях
Румяные и сладкие.

12 ученик: Блестят они на солнышке
Прозрачной тонкой кожицей.
Плодов такое множество
Что ветки к низу клонятся.

13 ученик: Мы яблоки румяные
Снимаем с веток бережно,
Кладем в траву под яблоней,
Душистые и свежие.

Игра "Кто быстрее"

(на сцену поднимаются 3 пары, те, кто сумел назвать блюда из яблок) Яблоко на нитке берут два участника одновременно и начинают его есть, держа нитку обеими руками. Побеждает та пара, которая быстрее съедает яблоко.

Ведущая:
Да. Очаровательный месяц сентябрь сменяется более хмурым октябрем. Но и в октябре можно найти немало интересного. Октябрь - дождливый месяц. Поэтому следующий конкурс «Перелей воду ».

С помощью ложки перевести воду из одного стакана в другой.

В это время звучит песня «Виноватая тучка» №75

Мы предлагаем игру «Улетели птицы». Я называю в игре птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а что - то другое, дайте мне знать. Можете хлопать в ладоши.

А) Улетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

Б) Улетели птицы

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

В) Улетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи,

Галки и ежи.

Г) Улетели птицы:

Голуби, куницы.

д) Улетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи,

Галки и чижи,

Комары, кукушки.

Е) Улетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки.

И спасибо шутке.

Ведущая:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы. А. Пушкин.

Многих художников вдохновляют осенние пейзажи. Думаю, и вы стали неравнодушны к этой красоте. Из кусочков нужно сложить КАРТИНУ.

14 ученик: Девушка-осень гуляет,
Ножкой сбивая росу,
В сумку дары собирает,
Листья вплетает в косу.

15 ученик:
Может порадовать солнцем,
Может дождем угостить,
Может снежком припорошить
И серебром принакрыть.

16 ученик: Всем хороша и пригожа
Золота, яшмы не счесть.
Яблоки, шишки, орехи –
Все в сундуке ее есть.

А теперь проверим как вы знаете богатства природы. Здесь перемешаны разные виды круп. Предлагаем вам угадать ух названия. (РИС ФАСОЛЬ ГРЕЧКА ЧЕЧЕВИЦА ПШЕНО)

17 ученик:
День пригреет - возле дома,
Пахнет позднею травой,
Яровой сухой соломой
И картофельной ботвой.

18 ученик :
И хотя земля устала,
Все еще добра, тепла,
Лен разостланный отава
У краев приподняла.

19 ученик: И свежо, морозно, вкусно,
Заскрипел капустный лист.
И за криком журавлиным
Завершая хлебный год.
На ремонт идут машины,
В колеях ломая лед.

Ведущая: Молодцы! Вы и пели, и играли,
И загадки отгадали, и стихи мне прочитали.
Спасибо за внимание! До скорой встречи! До свидания!

Игровое мероприятие « Осенины – Осени именины»

Цель: Продолжать знакомить с временем года –осень.

Ведущая. :Здравствуйте, дорогие ребята!

Дарит осень чудеса, да ещё какие!

Разнаряжены леса в шапки золотые,

Осень снова принесла нам свои подарки,

Много фруктов,овощей и листочков ярких.

Осень крсивое, но немного грустное время года.

Но грустить нам не годится. Давайте будем веселиться.

На Осенины осень позовём и вместе время проведём.

Под музыку «Осенний вальс» в зал входит Осень и держит в руках волшебную кисточку.

Осень : Вы обо мне? Как рада я, поклон Вам до земли друзья!

На Осенины к Вам пришла, хотя дела не отпускали, но время всё же я нашла!

Ведущая : А какими же делами ты занята?

Осень : Делами важными занимаюсь, перекрашиваю своей волшебной кистью всю природу в ярко красные, жёлтые, оранжевые цвета.

Ребята,а для вас я приготовила осенние загадки. Отгадаете?

  1. Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся

Сбрасывает листья сад,

Это просто ….листопад.

2.Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,

И бормочет и поёт,убаюкивает? Дождь.

3.Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом

В доме сухо, а снаружи
Появились всюду …. лужи.

4.Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают
Что за время года? Спросим
Ну конечно это…. Осень.

Молодцы ребята, отгадали загадки мои!

Пока Осень загадывает загадки, незаметно входит Баба –Яга и крадёт волшебную кисть.

Осень (замечает пропажу) Вот беда, пропала моя волшебная кисть. Ребята, вы не видели, куда кисть пропала? (дети отвечают, Осень выходит искать кисть).

В зале появляется Баба –Яга, которая кистью как бы окрашивает свою избу и поёт песню:

«У леса на опушке жила Яга в избушке,

перекосились стены, и пол и потолок,

но вот я кистью, словно солнышком,

покрашу дверь с оконышком.»

Ведущая: Баба –Яга, ну как тебе не стыдно, зачем ты взяла кисть у Осени, как же теперь леса и поля окрасить в золото? А ну-ка отдай кисть Осени.

Баба – Яга : Ну уж нет, что ко мне попало, то уже давно пропало. (Отворачивается и продолжает красить кистью всё подряд)

Ведущая: Ну что же делать, как кисть у Бабы – Яги выманить?

Ребята, я знаю как! Баба –Яга боится доброго слова и звонкого смеха, ведь смех – для злодейки – помеха! Давайте мы с вами скажем Яге много добрых и хороших слов, и тогда она возможно, вернёт кисть Осени.

Дети говорят ласковые, добрые слова.

Баба-Яга : Ну ладно уж, расстрогали бабусю, прямо до слёз растрогали. Ладно, верну я вашу кисть, но не просто так. Вот посоревнуетесь со мной и выиграете – тогда кисть ваша. Слово Бабы –Яги!

Задание 1: «Продолжи предложение» - задание на внимательность, поскольку Баба –Яга путает детей подходящей рифмой.

1. Кто грызёт на ветке шишку, ну конечно это …. (белка)

2. Кто бубнит как барабан – да это на ёлке сидит. .(дятел)

3. Ночью каждое оконце - слабо освещает … (месяц)

4. В малинке знает толк, так то ж хозян леса … (медведь).

5.Простой вопрос для малышей, кого боится кот …. (Собаку)

6.Под деревом четыре льва, один ушёл, осталось…. (три)

7.Чик-чирик, чик –чирик! Кто поднял весёлый крик?

Эту птицу не пугай! Расшумелся…..(воробей.)

8.Вышел зайчик погулять,лап у зайца ровно….(четыре)

Баба-Яга : Эх, малявки! Всё правильно ответили. Ну да ладно. Есть у меня для вас задание посложнее. Шишки от грибов отличить сумеете?

Задание 2 «Собери грибы и шишки»

Дети соревнуются, кто-то собирает шишки в корзинку, кто-то грибы в лукошко. Баба-Яга собирает мухоморы и всячески сбивает детей с толку.

Баба-Яга : Глядите-ка, проворные какие, да смышленые!

Задание 3 «Перетягивание каната»

Баба –яга сердится, потому что дети оказываются сильнее её.

Баба-Яга : Вижу, что вы сильные да умелые. Ишь! А хороводы водить умеете, а, детишки!

Дети водят хоровод под песню «Калинушка».

Баба- Яга (мечтательно): Эх, а песня-то какая, душевная! (вздыхает) Да только кисть я вам всё – равно не отдам. Нет – нет, даже не просите. Я вот на вас сейчас и дождик напущу и своих подружек лягушек позову.

Танец лягушек .

Баба-Яга : А я всё одна да одна, даже повеселиться не с кем, только разве,что вон с лягушками.

Ведущая: Баба-Яга, так это у тебя просто друзей нет, поэтому и грустно тебе.

Баба-Яга : Да кто же со мной дружить-то будет?

Ведущая : Ребята, а давайте будем дружить с Ягой? Она ведь всё поняла и исправилась. Приглашаем тебя на наши Осенины - осени именины. Только вот Осень ты обидела, кисточку у неё украла.

Дети соглашаются дружить с Ягой.

Баба –Яга : Ой, ребятки, я так рада, так рада. Мне для своих друзей ничего не жалко. А где же Осень, отдам я её кисточку, пусть наш лес украшает своими красками.

В зал входит Осень с красивым букетом из осенних листьев. Баба-Яга отдаёт ей кисточку волшебную и извиняется.

Осень : Как поблагодарить вас, я не знаю.

Каймой багрянца я раскрашу землю до небес.

А листопадом золотисто – алым озолочу весь лес. давайте сделаем из осенних листьев красивый венок.

Проводится игра «Соберём венок»

Дети кружатся с листочками под осенний вальс, по окончании музыки надо встать в круги с разными по цвету листьями.

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Осенины – это встреча осени.

Звучит песня “ОСЕНИНЫ НА РУСИ”

Ведущий: В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз-14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома.

Ведущий: К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки.Например, вот такую:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Тараканы пошли вон
Вы лето летовали
А нам зиму зимовать.

Ведущий: 2 классы исполняют песню “Как у наших у ворот”

Ведущий: Второй раз осенины справляли 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.

Ведущий: К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень.

Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Входит Осень под первый куплет “ Песни про осень”

ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Говорят мне: Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
И меня ребята спросят

Дети: “Что в подарок принесла?”
Осень: Принесла я вам муки!
Дети: Значит, будут пироги!
Осень: Принесла вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: И для супа, и для щей!
Осень: Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок посушим!
Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: На варенье и компот!
Осень: Принесла я меду!
Дети: Полную колоду!

Осень: Я и яблок, я и меду,
Я и хлеба принесла.
И хорошую погоду
Вам в подарок припасла!
А дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Ведущий:Танец “ Улетай, туча!” исполняют ученицы 1А класса

Осень: В году сколько месяцев?

Пришла я, ребята, не одна, со мной пришли братья- осенние месяцы

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.

ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.

НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.

ВЕДУЩИЙ: для вас, гости дорогие, ребята споют песню “Скворушка прощается”

Осень-Ребята, давайте поиграем в игру “Улетели птицы”. Слушайте внимательно е и, если услышите "лишнее" слово, начинайте хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби, куницы .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары , кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

ОСЕНЬ: Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

  • Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя) ;
  • Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
  • Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
  • Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

Осень: Когда я, Осень, появляюсь в ваших краях, все леса одеваю в золотые платья. И как только подует легкий ветерок, идет золотой дождь. А как он называется, вы знаете, ребята? (Дети отвечают: “Листопад”) . Правильно! Давайте споём песню “Падают, падают листья”

Ведущий: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование.

27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.

Ведущий: Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. Давайте-ка мы сейчас в игру поиграем. Она так и называется – “Капуста”. (Обруч) . Это будет наш огород. (кладет в круг кочаны- мячики) . А в огороде капуста растет.

(Стук в дверь).

Ведущий: Интересно, а это что за гость? (Появляется Пугало, робко идет, осматривается).

Ведущий: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!

ПУГАЛО: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).

Ведущий:По-моему, Вы что-то потеряли.

ПУГАЛО: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.

Ведущий:Уж не эта ли капуста?

ПУГАЛО: Она самая…

Ведущий:Ну что ж, с одного огорода сбежала, да на наш огород прибежала. Вот только сторожа нет на нашем огороде.

ПУГАЛО: Так ведь я могу за сторожа. (Встает посреди огорода ).

Ну вот, сторож есть, теперь хозяина выбрать осталось, и можно нашу игру начинать.

ИГРА “КАПУСТА” Все участники игры стоят за кругом, а “хозяин” садится рядом с капустой, изображая движениями воображаемую работу поет:

“Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали:
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый”.

Ведущий:А что ещё растёт на вашем огороде, уважаемое пугало?

ПУГАЛО: Сейчас увидите. Эй, друзья, идите-ка сюда! (Выходят дети в масках овощей.)

Овощи (хором) Здравствуйте, гости!
Ребята и взрослые!

Свекла Летом вы к нам приходили,
А сейчас мы к вам пришли.
То, что летом вы растили,
Мы вам нынче принесли.

Морковь. Я девица из темницы.
Вот зеленая коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А!

Смородина А. смородина, ребята,
Витамином С богата.
Коль подружитесь со мной,
Грипп не страшен никакой!

Гречиха. Если хочется тебе
Витаминов группы В,
Это быстро мы поправим-
Кашу гречневую сварим.

Подсолнух. Мальчики и девочки
Очень любят семечки.
Я за солнышком слежу,
Витамин Е содержу.

Картофель. Я картофель молодой.

Горох. Я горох.

Фасоль. А я фасоль.

Овощи (хором). Нынче праздник урожая.
Урожай совсем неплох.

Пугало:Хороши, ребята,
Овощи и фрукты!
Трудно было их растить:
Надо прополоть, полить,
Защитить от сорняков,
И от тли, и от жуков!

(Звучит музыка из фильма “Бригада”)

Пырей (выбегает на сцену). Кто нас тут упоминал?
Наше имя называл?
Я сорняк – пырей ползучий,
Огородный генерал!
Эй, бригада, стройся в ряд,
Выходите на парад!

(На сцену выходят осот и лебеда, строятся около пырея)

Пырей. Я пырей ползучий

Осот. Я осот колючий!

Лебеда. Лебеда – для дачников беда.

Сорняки (вместе). Где произрастаем

Всех там забиваем.
Будете клубнику зря искать,
Если мы собрались,
В огород пробрались,
Урожая век вам не видать.

(Под веселую музыку выходят дети – огородники)

Дети – огородники. Сегодня самый трудный день.
Постройтесь, дети, над рядками.
Сегодня самый трудный день,
Сегодня битва с сорняками.
Как много лет любой из нас
Растил картошку и капусту,
И не допустим мы сейчас,
Чтоб в огороде стало пусто.

(Дети работают тяпками и лопатами)

Лишь в этот миг мы осознали
Насколько нас осталось мало.

ПУГАЛО: Помидоры подросли,
И картошка расцвела.
Не успели оглянуться -
Напасть новая пришла.

(На сцену выходит крутой колорадский жук)

К. жук. Хеллоу, беби!
Май нэйм из Фредди.
Полосатый и красивый,
Весь я тут.
Май Хаус - Колорадо
Будьте мне рады
И гордитесь,
Что у вас нашел приют.
На ботве картошки
Прокачусь я, крошки -
Не видать вам, беби,
Чипсов и пюре! Велл.

(Дети – огородники брызгают на колорадского жука из распылителей)

К. жук (убегая) Караул!

Дети – огородники Отравы он не потянул!
Возвратился в Колорадо.
Или лапки протянул. (Овощи уходят)

ПугалоА картошка – загляденье,
Коль растить ее с уменьем.

(Появляется Мисс Картофелина)
А вот и она сама – уважаемая Мисс Картофелина. Здравствуйте! Сегодня мы чествуем овощи. А к Вам, уважаемая, особенное отношение. У нас в народе говорят: “Картошка- хлебу подспорье”, “Картошка-кормилица”.

Пугало. Мисс Картофелина, а откуда вы родом?

Картофелина. Моя Родина-Чили, где впервые меня обнаружили еще до нашей эры.

Пугало. Каким же образом картофель стал и у нас вторым хлебом?

Картофелина. О, это не так скоро. Сначала меня завезли в Испанию в 1565 году. Испанцам я не понравилась, потому что они пытались есть меня сырой. Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию, во Францию, в Германию, в Англию.

Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали “чертовым земляным яблоком”. Повсюду это растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам. А аптекари стали разводить картофель как лекарственное растение.

Пугало. Спасибо тебе, Мисс Картофелина, за интересный рассказ. Действительно, очень много нового мы узнали о простой, всем известной картошке. А то, что она во всех видах хороша, так это мы уже давно знаем. О ней даже песни складывают. Вот послушайте одну из них:

Дети исполняют песню “Картошка” (2 куплета)

ОСЕНЬ: Ребята, давайте поиграем в “Рифмофокусы”. Это очень простая игра. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём:

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.

Ведущий: К нам в зал залетели ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ- ученицы 1 класса Б (танец-хоровод).

ОСЕНЬ: Ребята, отгадайте-ка ещё одну загадку:

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

(Звучит марш)

Выходят грибы, потом песня “Грибочки” и ЧАСТУШКИ О ГРИБАХ

ОСЕНЬ: А вот моя последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

Ведущий:: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу.

Ведущий: Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам..

Выходят белки, зайцы, ежи, барсуки

Белка 1: (оглядывается по сторонам)

Явилась в лес царица – осень,
Как будто кто–то золото набросил
На все деревья и кусты.
Пожухли травы и цветы,
Грибов совсем чуть-чуть осталось,
Орехов, ягод тоже мало.

Белка 2:Зимой с едой совсем беда,
И, чтоб потом не голодать,
Мы делаем везде запасы.
Работы в эту пору масса.

Белка 1К тому же начала линять я,
Меняю рыженькое платье
На серый зимний свой наряд.

Заяц 1: А мне припасы не нужны.
До самой буду до весны
Я тоненькие веточки искать,
Кору с деревьев обгрызать.

Заяц 2Я тоже знаю, что зимою нелегко,
И зимний голод также мне знаком.
Я, как и белка, осенью линяю,
Свой серый мех на белый я меняю,
Чтоб на снегу меня никто не увидал.
К тому же он намного гуще стал.

Ёж 1: Мы, ёжики, все в октябре ложимся спать,
Конечно, в норку, не в кровать.
И чтоб зимой не голодать,
Я должен жир за лето нагулять,
(Похлопывает себя по животу)

Ёж 2 Нам надо обязательно успеть
До спячки сильно потолстеть.
Потом в нору свою я заползу,
И появляться вновь не буду я в лесу
Уже до самой до весны.
Смотреть всю зиму стану сны.

Барсук1: Мы, барсуки, ложимся в спячку тоже,
Но кое в чем на белок мы похожи.
В своей норе запасы собираем,
И потихоньку их зимою поедаем.

Барсук2 Проснемся раз в недельку, поедим
И снова сладко – сладко спим.
Уютно будет мне в моей норе,
Ведь я ее расширил в сентябре,
Почистил и наполнил кладовые.
Мне зимовать придется не впервые.

Осень: Ну вот я и успокоилась: всё живое приготовилось к зиме. Никто не погибнет от голода и холода. Перелетные птицы улетели в теплые края, а те, кто остались, будут зимовать с нами, около жилья человека. Звери поменяли летние одежды на зимние. А кое –кто улегся в спячку. А все почему? Да потому что “ осень постучалась к нам”!

(Дети исполняют песню “Осень постучалась к нам”)

Осень постучалась к нам золотым дождём.
И с унывным ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад.
И под эту песенку засыпает сад.
А рябина ягода, словно огонёк,
Согревает, радует в пасмурный денёк.
В лужицах как лодочки листики кружат.
Серые холодные тучи вдаль спешат.
2. Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.


Вечерами тихими дождик моросит.
Песней колыбельною по стеклу стучит.

Ведущий: Теперь вы знаете, как раньше на Руси встречали Осень.

Ведущий: Ну а мы с вами встретили Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

Ведущий: Осень, посмотри, какие у наших ребята и их родителей удивительные поделки из овощей и фруктов получились.

ОСЕНЬ: С удовольствием!

Театрализованная программа в центре детского творчества. Сценарий «Календарный год: страницы старого времени»

Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии!
Ведущий 2 : Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Ведущий 1: Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил Мономах.
Ведущий 2: Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна.
Деревень, с их кривыми избушками,
Где жива все еще старина.
Ведущий 1: Сегодня мы с вами окунёмся в далёкое и прекрасное прошлое нашего русского народа. Удивительная простота и мудрость царили в жизни русского крестьянина. Диву даёшься, сколько опыта, мастерства, тайны в ведении дома, хозяйства.
Ведущий 2: У наших предков все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, Масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и другие.
Ведущий 1: Новый год в старинные времена начинался осенью, 1 сентября. Это время нового урожая, свершённых дел, осенних заготовок, шумных свадеб и, наконец, отдыха большой трудолюбивой семьи.
Ведущий 2: Мы с вами окунёмся в те далекие времена, которые сохранились в сознании современных людей в лишь виде старинных обрядов, традиций, примет и суеверий. Вашему вниманию будет предложено 8 сезонных праздников, которые по прошествии времени затерялись на страницах истории нашего народа. Итак, мы начинаем!.
(звучит фонограмма, выходит Большуха)
Большуха:
Я – весёлая Большуха,
Наедуха, Припасуха.
Охраняю ваше жито,
Всё присмотрено, сокрыто.

Со мною поворотило лето на осень. Подул ветер-осенщик, принес с собой осенину – пасмурную, холодную погоду. А уж дождь полил – все лужи налил. Солнце взялось «засыпаться». Журавли на юг потянулись. «Колесом дорога», – кричат дети, чтобы те вернулись весной обратно. Осенняя пора богата на приметы да праздники. Веселья не счесть!
Мой любимый Луков день. Выходи – кому не лень!
(звучит фонограмма «Во саду ли, в огороде…», выходит творческая группа, Луков день)
Историческая справка.
Мы предлагаем познакомиться с замечательным осенним народным праздником, который отмечался 20 сентября и назывался он Луков день. Объясняется название просто - именно с этого дня начинали собирать лук с грядок и заготавливать его на зиму.
Отмечался этот праздник широко, хлебосольно. Ведь лук-батюшка весь год семью кормил. Его ели с хлебом, с солью, квасом, со сметаной, из лука пекли пироги, варили каши.
Известны были и целебные свойства лука. Им лечилась вся крестьянская семья от мала, до велика. Недаром же о нём говорили: «Лук да баня всё поправят» С помощью лука лечили раны: прикладывали испечённую луковицу да приговаривали: «Изведи лук от семи недуг».
Девушки ополаскивали волосы настоем из луковой шелухи. Говорили: « От луковой то шелухи и косы туги».
Сценка.
Марфа: Марьюшка, Дуняша, идите скорее сюда! Маманька сказала срочно лук собрать, да на зиму погадать.
Дуняша: Дедуля всё приглядывал за лучком, не позволил ни разу попробывать нового урожая.
Марьюшка: Да ты что, Дуняша! Разве можно лук срывать. На семью беду накличешь!
Мы все луком дорожим.
С колотушкой сторожим.
Кто поближе подойдёт
По шеям перепадет!
Марфа: Ох, сестрички! До вечера не управиться! Как ни тяжела работа, а сарафан новый охота!
Дуняша: А мне папанька новые ленты обещал! По весне обещали на улицу отпустить – всех красивей окажусь!
Марьюшка: В город на продажу повезём, пряников тульских накупим! «Луком торговать - мочалом подпоясываться». Наплетём косы долгие, будет в кармашке – денежка, а в дому здоровье, ведь лук – от семи недуг!
Марфа: Вторые осенины-
День луковой слезины.
Дёргай лук в корзины.
Сколь самородков тут!
Дуняша: От золота ревут!
Славен репчат лук от семи недуг!
Марьюшка: К нему банный жар,
Да медовый пар.
Выйдешь ал, как мак.
Вместе: Хорошо-то как!
Марфа : Праздник лука продолжаем и к частушкам приступаем!

Праздник лука наступает,
Веселись честной народ.
Славить лук – любимый овощ,
Я готова круглый год.
* * *
В огороде всё в порядке,
Уродилось ой – да как!
Репа с голову – большая,
А лучок как мой кулак.
* * *
Лук – народный наш целитель,
Самый ценный в мире друг.
Если только заболеешь,
Вмиг излечит от недуг.
* * *
Продаются витамины,
Жёлтые, в таблетках,
А у нас хранятся дома
«Витамины» в сетках.

В праздник лука каждый год.
Веселится весь народ!
Урожай как соберём –
И танцуем и поём!
* * *
Говорят, что спелый лук
Помогает от недуг,
А я съела целый пуд,
Но а ноги не идут.
* * *
Каждый вечер я съедаю
Луковицу целую.
Оттого я не болею –
Даже зубы белые.
* * *
В огородике у нас,
Вроде всё в порядке.
Зеленее всех стоят
Луковые грядки.
* * *
Ой, лук, мой лучок,
Ты весёлый мужичок!
Чистим – улыбаемся,
Слезами умываемся.

Большуха: Ох, и озорные девчонки! Работницы да модницы! На осенины собирайтесь с луковыми косами своими.
(звучит фонограмма «Летят утки», творческая группа, «Осенины»)
Сценка (парни и девушки, снопы, хоровод)
Арина: Утро раннее просыпается и река долгая пробуждается! Мы к реке пришли встречать тебя, Осеница. К нам плывёт Осенина, встретим хлебом-солью, киселём, да кашей овсяной!
Голос за кадром: Осеница я – царица!
И по злату мастерица
Я с высоким колосочком,
Я с широким снопочком.
Прихожу я с ливнем
С хлебом обильным!
Татьяна: Благодарим тебя, Осенинушка, за закрома полные, за урожаи богатые, за сено душистое, за скот добрый!
Арина: Как прекрасно бабье лето! Сколько радости, тепла нам дарит! Петрушка, ты что такой развесёлый?
Петрушка: Весь урожай с отцом и братьями убрали. Уродилась пшеница на славу! Удачный годок – молодцу каждому в урок! Мы на базаре первые, в хлеву полно живности, как же не радоваться?
Татьяна: А давайте хоровод водить, Осенинку славить!
Хоровод

Ваня: Славим Осенины, прославляем труды рутинны. Хоть и тяжела работа, да богат наш двор! С урожаем и свадебку справим, правда, Катерина?
Катерина: Хватит, Ванечка, болтать, давайте Сноп наряжать!
Вася: Аринка, туже вяжи! Крепче будет сноп - твёрже будет год!
Татьяна: Сноп красивый, удался! Понесём в дом: на радость, на счастье, на здоровье, на богатство!
(уходят)

Большуха: Вот такая моя осень прекрасная, богатая, задорная, удачливая. Первые зазимки начинаются осенью, торопится моя сестрица Коляда зимушку пригласить, люд честной заморозить. Встречаем коляду, посмотрим, чем похвалится.

(звучит фонограмма, выходит Коляда)

Коляда: Я – Колядка, Коляда во дворы к вам пришла. Про зимовье расскажу, путь народный покажу!
Здравствуй, сестрица милая, соскучилась я по тебе, давно не виделись. Уж первые зазимки в окно смотрят! Пора люду честному с тобою прощаться, в зиму ножками обращаться.
Большуха: Ну, прощай дорогая! До скорой встречи. Пойду, отдохну и тебя на двор призову.
Коляда: А ты, сестрица, не спеши. На санях тебя Катерина-саннница отвезёт
(звучит фонограмма «Как на тоненький ледок…», творческая группа, Екатерина-санница)

Историческая справка.
Давным-давно, когда еще не было машин, люди ездили на лошадях, запрягая их летом в телегу, а зимой - в сани. Издавна народ приметил, что лошадей запрягали в сани зимой в одно и то же время - 7 декабря, и назвал этот день днем Екатерины-санницы.
В этот праздник устраивались большие народные гуляния, но главное действие этого дня – Первое катание на санях.
Вся молодежь в этот день устраивала веселые Екатерининские гулянья, каталась на больших санях с гор, балагурила и устраивая на гладких дорогах санные гонки.
Взрослые устраивали «Санные гонки» на спор, в это время всех детей запирали в избах, чтоб во время гонок не попали под копыта лошадей.
Всей деревней, стар и мал, собирались на горе или на пригорке крестьяне, чтобы посмотреть на молодых мужиков и парней, оценить лошадей, поболеть за своих.
Люди верили, что скатываясь человек, освобождается от душевного груза, снимает с себя ношу тяжелых раздумий, обретает спокойствие.
Девушки и парни особенно ждали Катерину Санницу. Молодые люди специально заранее готовили для своих девушек саночки. Скатиться с любимой девушкой на санках с горы не просто радостно, но и означало, что и их судьбы непременно покататься по жизни вместе. Саночки обязательно разукрашивались, расписывались цветами, всевозможными орнаментами.
Сценка (звучит фонограмма «Метелица»)
Глаша: Настасья, милая! Веселье-то какое!
Катерина-санница,
Девица-красавица,
Запорошила дорожки,
Настасья: Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,

И на санках прокатила.
Митяй: Догоняй, Мишатка. Скорее всех девчонок наших прокатим. Как порадовала нас Санница, сколько снега настелила.
Мишатка: Итак, Митяй, тороплюсь. Сани новые боюсь сломать!
Настасья: Глаша, посмотри как снег искриться. Вдоволь сегодня нагуляемся. Горки белые открыла Катеринушка. Теперь гулянья на весь день продлиться!
Митяй: Присаживайтесь, девочки. Для вас старались. Санный путь открыт. С горы лететь велит.
Настасья: Глашенька, посмотри!
У Катеринушки-сударушки
Расписны резные санушки,
Белогривые лошадушки,
Слуги верные - ребятушки.
Глаша: Вот сани-самокаты
Разукрашены богато,
Разукрашены, раззолочены,
Сафьяном оторочены!
Митяй: Посмотрим, друзья, какой лён в будущем году уродиться – прокатим Катеринушку!
Мишатка: Ура, долог будет- лён Катеринушке поклон.
Глаша: Споём песенку, ребятки, да прокатимся!

Звучит фонограмма «Ах, мамочка»
Говорила мама мне
Про любовь обманную,
Да напрасно тратила слова.
Затыкала уши я,
Я её не слушала,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем,
Ах, зачем я в полюшке
Повстречала Колюшку,
Ах, мамочка, зачем.

Шила платье белое
И завивку делала,
От любви кружилась голова.
Hо подружка Зиночка
Перешла тропиночку,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем,
Ах, зачем на просеке
Улыбнулась Костеньке,
Ах, мамочка, ох.

Были ночи с ливнями,
Были ночи длинные,
А потом западала листва.
И осенним вечером
Городскую встретил он,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем,
Ах, зачем с Серёженькой
Села под берёзонькой,
Ах, мамочка, зачем.

Бусы в магазине я
Покупала синие
И платок зелёный, как трава.
Ставила я шанешки
И топила банюшку,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем,
Ах, зачем под яблонькой
Целовалась с Яшенькой,
Ах, мамочка, зачем.

Говорила мама мне
Про любовь обманную,
Да напрасно тратила слова.
Затыкала уши я,
Я её не слушала,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка на саночках
Каталась я не с тем,
С Коленькой и с Яшечкой,
С Мишечкой и с Сашечкой
Ах, мамочка, зачем.

Коляда: Спасибо Катерине-саннице за веселье и санный путь. А теперь, дорогие друзья, отгадайте загадку:
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (ответ: каша)
Пожалуйте на Бабью кашу, молодёжь.

(звучит фонограмма «Угощенье», творческая группа, Бабьи каши)
Историческая справка.
Уж так любили на Руси это незатейливое блюдо, что даже праздник специальный придумали «Бабьи каши». Праздник этот имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей. . Отмечался он на следующий день после Рождества, то есть 8 января.
Каша на Руси испокон веков занимала важней¬шее место, она явля¬лась основным блюдом, как богатых, так и бед¬ных людей. Уж сколько пословиц и поговорок придумал русский народ о каше: Густая каша семьи не разгонит. Нет щей, так каши больше лей. Кашу маслом не испортишь.
Без каши не обходился ни один праздник. Будь это рождество, крестины, родины или похороны. Но 8 января в день «бабьих каш» особо почитали крёстных матерей и повивальных бабок.
Для нас сейчас «повивальная бабка» - старинное непонятное слово а между тем на селе повивальные бабки или повитухи были очень уважаемы, так как именно они помогали появлению в семье самого главного богатства - новой человеческой жизни. Ведь пока рождаются дети, будут и те, кто помогает им появиться на свет.
Но почему же праздник повитух и рожениц назывался Бабьими кашами? Дело в том, что именно вечером этого морозного дня благодарные крестьяне с жёнами и детьми приходили к повивальным бабкам, приносили подарки и угощения: домашнее пиво, наливку, пироги, блины.
В этот день местная повитуха собирала у себя всех детишек, которым помогла появиться на свет, и щедро делилась с ними сладкими угощениями. И конечно же знаменитой «бабкиной кашей.»
Сценка.
Алёнка: Здравствуй, Марина. Пойдём к бабуле нашей, навестим, поклонимся.
Марина: Конечно, милая Алёнка. Вот какой богатырь у меня прошлой осенью народился. В том заслуга нашей бабули.
Алёнка: Все, кто деточек родили,
В этот вечер приходили,
Собирались без затей,
Принося с собой детей.
Марина: Все вопросы обсуждали:
Беды, радости, печали,
Как кормить и чем поить,
От болезней, чем лечить
Повитуха: Проходите, гости дорогие. Рада вас видеть. Ждала, ждала, с самого утра. Кашей вас сейчас угощать буду. Каша добрая, здоровая.
Алёнка: Бабуля, прими мою кашку!
Повитуха: Нет, не возьму – счастье твоему дому!
Марина: А мою покушай!
Повитуха:
Алёнка: Спасибо за твои пожелания! Садись, отдохни, родная. А мы тебе частушки споём про твою кашку славную.
Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше
Пшенной, манной, овсяной
Крупяной и овощной.

Варись, варись кашка
В голубенькой чашке
Варись побыстрее
Булькай поскорее.

На Руси поесть любили
И особо каши чтили
Пшенные, овсяные
Гречневые, манные.

Очень всем полезны каши
Пшенная, перловая
Потому что в этих кашах
Силушка пудовая.

Каждый день с утра пораньше
С дочкой кашу мы едим
Чтоб на личике прекрасном
Не возникло бы морщин.

У меня фигурка тонка
И высокий каблучок
Я не буду есть конфеты
Дайте каши мне горшок.

Лучше лука и моркови
Нет на свете овощей
Все добавим это в кашу
Ешь скорее, не болей.

Коляда: Времена года – как люди, разные. Вот и наша Зима-красавица порой шаловливая и озорная, порой печальная и тихая, словно сон, подошла к концу.
Весна с улыбкой шлет привет
Проснувшейся природе;
Всё после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Придёт мой брат-близнец Овсень! Он весной заведует.
(звучит фонограмма, выходит Овсень)
Овсень: Как два сокола летели - Овсень и Коляда!
Там весна - здесь зима!
Как они летели - все люди глядели.
Как они садились - все люди дивились.
Как они вспорхнули - все люди вздохнули...

Здравствуй, милая сестрица. Весну привёл для люда. Посмотри как веселятся теплу и желают обновления.
(звучит фонограмма «Выход на заклички», творческая группа, Зазывание весны)

Историческая справка.
В первый весенний день - 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта, древние славяне встречали Новый год. После принятия христианства, этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии.
С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами.
На Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году было принято решение о перенесении начала Нового года с 1 марта на 1 сентября.
20 декабря 1699 года именным Указом Петра I было установлено, что празднование Нового года в России переносится с 1 сентября на 1 января.
Сценка.
Нюша: Полюшка, угощай парней печеньем.
Полюшка: Нюша,Федот, Гриша, угощайтесь. Смотри, какие маманька напекла вкусные печенья. Здесь и козочка, и свинья. Ведь сам Овсень въезжает на свинье править весной.
Гриша: Федот, посмотри вокруг. Ох, и весело сегодня в деревне. Куда ни посмотри – хороводы да пляски.
Федот: Да, Гришка, торопится люд начать полевые работы. Устали сидеть, зёрнышки последние домалывать.
Гриша: Скоро и скот на волюшку выгонять. Вдоволь наелись зимою, пора и честь знать зимушке!
Давайте хороводы водить. Мы с Нюшей сделали Овсеня, давайте с нами весну закликать, на порог её впускать.
(звучит фонограмма «Весенний хоровод»), после уходят.
Овсень: Скоро, скоро тепло придёт. Выйдет честной люд в поле широкое, развернёт работы свои полевые. Помогу всем, чем смогу. Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко.
Весна красна! На чем пришла? На чем приехала? На сошечке, на бороночке. Будем ждать первых всходов.
(звучит фонограмма «Всходы», творческая группа, День всходов)
Историческая справка.
2 мая праздновали на Руси День всходов. К этому времени снег с вершин уже сошёл, холмы согрелись в лучах солнца, покрылись цветами, стали «красными», то есть красивыми. Празднование начиналось на вершинах гор и холмов. В этот день благодарили Мать-Сыру- Землю за первые ростки на полях. Ещё несколько дней назад земля была пуста – и вот уже всё оживает прямо на глазах, а с вершины холма это особенно хорошо видно. Всё начинает расти, цвести, благоухать совершенно особым весенним запахом, поют соловьи. С каждым днём всё вокруг зеленеет, свежеет, распускается, оживает… Да и как по-другому, ведь весна на дворе? Весна пришла на Русскую Землю!
Сценка.
1-я девушка: Как красиво всё кругом! Побежали, душечка, на горку, посмотрим зелёные поля.
2-я девушка: Какой простор открывается! Слышишь соловьи заливаются – свой день прославляют, соловьиный?
1-я девушка: Отправимся к реке. Я с собою каштан прихватила.
2-я девушка: Завернём его в белый носовой платок, да целый год будем жить зажиточно.
Для заговора применяют грецкий орех, фундук или каштан. На барыш-день, 15 мая, с утра его заворачивали в белый носовой платок, обматывали прочной суровой ниткой, чтоб платок не развернулся, привязывали к деревцу или камню на берегу, чтоб не унесло течением, и опускали в ручей или реку, сказав:

1-я девушка: «Орех – не голыш, не мышь, не камыш, на веревке повисишь, до заката поторчишь, плыви и думай про барыш».
Вечером орех доставали и прятали в сундук, приговаривая:
2-я девушка: «И ночью и днем – пекись о барыше моем. На весь год – мне достаток и доход».
1-я девушка: Посмотри, девушки гуляют. Побежим к ним?
Хоровод «Я на горку шла» (уходят)
Овсень: Близится лето золотое. Вот и Ярило к на спешит.
(звучит фонограмма, выходит Ярило)
Ярило:
Просыпайся земля-матушка,
Отмыкайся для зерна!
Не устанешь, наша ладушка,
Целый год кормить сполна!
Я – Ярило - не жалею
Подарить тебе добра.
И мужик тогда сумеет
Жита урожай собрать.
Он скотинушку согреет,
Даст травы ей и воды,
Злые звери присмиреют, -
Будем сыты тоже мы.
Взгляда моего, Ярилы,
Ждут-пождут уж целый год,
Набралися вешней силы,
Пусть любовь тогда цветёт!
Я пришёл к честному люду с теплом, добром, полным закромом.
(звучит фонограмма «Кумление», творческая группа, Завивание берёзы)
Историческая справка.

С древних времен на Руси девушки завивали берёзы: в Семик завивали, на Троицу - развивали. Сначала выбирали одно или три деревца, концы веток загибали, переплетали между собой в кольца, плели из веток косы, вплетали в них ленты, бусы, цветные нитки, пояса; иногда соединяли верхушки двух берёз, и получались «ворота» (арки). На берёзки развешивали вышитые полотенца, платки, цветы, ленты, свои серьги. Вокруг деревца водили хороводы, пели; рядом стелили скатерти, раскладывали праздничную еду. Обязательно приносили яичницу, крашеные в зелёный или жёлтый цвет яйца, пироги, творог со сметаной, каравай и козули (печенье с дыркой посередине), квас. Считалось, если вместе с завивание загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Сценка.
Вера: Улица широкая разукрашена
Ветками зелеными,
Лентами алыми,
Гудками да волынками,
Ксения: Молодцами, молодицами,
Да и красными девицами.
Выходите, гости добрые,на улицу.
Поплясать, поиграть, повеселиться.
Лада: Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли,
Вера: Пироги принесли со малинкою.
Завивайся, березонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе приехали,
Ксения:С лентами алыми, пирогами горячими,
С песнями звонкими, с плясками веселыми.
Прими, березонька, наши подарки.
Девушки наряжают березку в ленты и вешают печенье, пироги кладут под березу.
Лада:
Ты, березка, белая, Девица красная,
Веточки зеленые заплети, заплети.
Нам веночки девичьи подари, подари.
Девочки берут под березкой веночки, мальчики садятся на пенечки и берут лежащие рядом музыкальные инструменты (ложки, бубны, трещотки и др.).
Вера:
Пойдем, девушки, завивать веночки, завьем веночки, завьем зеленые.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен.
А я, молодешенька,
Весь год веселешенька.
Исполняется хоровод «Завивание берёзы»
Ярило: Яркое лето, жаркое солнце. Подарит прохладу Аграфена Купальница.

(звучит фонограмма «Выход на Аграфену», творческая группа, Аграфена Купальница)
Историческая справка.

Все традиции этого замечательного летнего праздника были связаны с купанием, мытьем в бане и сбором целебных трав. Во многих районах России только с Аграфены начинали купаться в открытых водоемах, и именно в этот день множество обрядов было связано с водой.
Самый распространённый из купальских обычаев - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку, чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток.
Но более всего, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням. Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку отмываться.
Обязательным событием этого дня был сбор лекарственных растений. Травы и коренья для знахарских целей начинали собирать именно в день Купальницы.
Известно, в июле в огороде пусто, а поле густо! Собирай, не ленись! Разнотравье такое, что глаз не нарадуется! Считалось, что к этому дню лютые травы и коренья в соке, а травы лучистые в силе. Травы и цветы, собранные и высушенные на Аграфену Купальницу, берегли, считая их более ценными, нежели собранные в другое время. Ими окуривали больных, боролись с нечистой силой, употребляли для любовных приворотов и отворотов.

Марьюшка: Приехала Купаленка
На семидесяти тележках.
Дуся: Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почестей.
Бежим, Дуся, в баньку. Девочки с утра воды приготовили, да веники разные.
Тятенька много с братцем с самого утра наготовили. (бегут)
Варя: Прибежали, девочки? А мы вас ждём-поджидаем! Будем на суженого гадать! Выбирай веник, только глаза закрывай!
Марьюшка: Какой веник выберешь, такой и муж достанется. Лохматый выберешь – жених богатый будет, средний- среднего достатка, а галик – за бедняка пойдешь!
Дуся: Ой, девочки! Не прогадать бы!
Варя: Много интересных традиций связано с днём Аграфены купальницы. Но самое главное значение дня - это подготовка к празднику Ивана Купалы, который начнётся вечером этого дня и продлится всю ночь и весь день.
Дуся: И поговаривают, что некоторые даже видели как на телеге, выстланной скошенной травой, украшенной букетами цветов, едет, обмытая росами, рассветом - заряницей привечаемая, ветерком светлокрылым лелеемая, красавица Аграфена с Иваном Купалой повидаться.
Хоровод Аграфены (уходят)

Ярило: Загадочна Купальская ночь. Девушки да парни смелые ищут заветные цвет папоротника, ждут долгожданное счастье. Клонится лето к своему закату.

Выходят Ярило, Коляда, Овсень, Большуха.

Большуха: Мудрее жили наши предки
И отмеряя жизни век,
Цифирью пользовался редко
Считая время человек.
Овсень: Не скажет, жонку обнимая,
Склонясь с ретивого коня:
"Должно, вернусь шестого мая.
Так поджидай-ка уж меня."
Ярило: Иные времени отметы,
Что соблюдали прежде встарь:
Забытый ныне, был при этом
Другой, народный календарь.
Коляда: Там дни, как люди - не безлики, -
Имели стать и имена.
В них ветра вой и солнца блики,
И мудрость вещая видна.

ОСЕНИНЫ

Театрализованная игровая - программа

сценарий

Н.П. Сыромолот,

педагог-организатор

МОУ ДОД ЦДОД

Действующие лица:

Королева Осень, Придворный министр, Ветер, Слякоть

Звучит музыка в зал входит королева осень

садится на трон

Королева Осень: - Ох, как нелегко быть королевой.

Придворный министр: - Ваше высочество королева Осень, что пожелаете.

Королева Осень: - Желаю чтобы тучки хмурилось, чтобы листья желтели, я пришла - всем сонное настроение срочно.

Придворный министр: - Ваше высочество, как вы умеете создать осенний уют, всего за несколько секунд.

Королева Осень: - Не льсти мне, лучше доложите как у нас дела с погодой и осенним климатом?

Придворный министр: - …холодина! …сырость!

Королева Осень: - А с листьями, как обстоят дела с листопадом?

Придворный министр: - Все по плану, листья желтеют по графику, посмотрите весь дворец в листьях, вот осиновый, вот берёзовый, вот дубовый жёлтенькие, красненькие всё как вы любите.

Королева Осень: Да красота – это страшная сила, только ты знаешь, я люблю чистоту и порядок. Так что убери здесь все.

Придворный министр: Д-а-а! Один я будудо следующей осени убирать! Ребята, а может, быть вы мне поможете?

Игра «Собери листья»

Под ритмичную музыку ребята собирают листья, которые разбросаны в зале. Одна команда собирает в корзину красные другая желтые

Придворный министр: Ну, вот государыня работа выполнена. Если бы не ребята, то до следующей осени бы убирал!

Королева Осень: Скажите кА мне пожалуйста, что это за ребятишки вам помогали?

Придворный министр: Ребята из ШРР «Аистёнок» (указывая на ребят)

Королева Осень: Наслышана! Знаешь, что то-то в сон меня клонит, господин придворный министр – развеселите меня или ребят попросите вам помочь.

Придворный министр: Мне листики с тополя информацию принесли, что вы ребята песни осенние знаете. Так может, споёте для королевы? Развеселите её немного?

«Осенняя песня» исполняют обучающиеся 1года обучения ШРР

Королева Осень: Молодцы ребята! Неплохо спели!

Под музыку выходят Слякоть и Ветер

Ветер: Ой, Слякоть ты моя осенняя, куда это нас занесло?

Слякоть: Ну откуда я знаю. Ой, я чуть жива. Ты что же это так разошёлся? Чуть меня не высушил. Все мои косточки продул холодным ветром (плачет)

Ветер: Нечего плакать. Осень говорила, что где – то здесь растёт осеннее Чудо – дерево. Кто попробует плодов и сорвёт листья с этого дерева, будет всегда весёлым и бодрым, с хорошим настроением (обращаясь к слякоти), ты, старая, поняла, о чем я тебе говорю?

Слякоть: Нет, не совсем. Что делать то нужно?

Ветер: Что, что! Дерево, того – этого свиснем, т.е. сдуем. И будем всегда веселиться с тобой.

Слякоть: А-а-а! Теперь поняла! Давай действовать.

Слякоть и ветер подходят к чудо – дереву и хотят его утащить

Королева Осень: Что здесь происходит? Сейчас же перестаньте!

Слякоть: Ты не лезь не в своё дело.

Королева Осень: Что – о-о?

Слякоть: Уши растопырила. Больше всех надо? Мы может, хотели деревце укоренить, полить, чтобы деревце лучше росло.

Ветер: Ты что, это же сама королева осени! Её величество!

Ветер и Слякоть: (вместе падают на колени просят прощения) Ой простите, простите!

Королева Осень: Да я-Королева осени и вы на мой праздник попали! И знаете что я с вами сделаю?

Придворный министр: Моя Королева! Я их знаю. Это ветер осенний холодный, а это слякоть. Так и норовят ущипнуть за нос. Там где они появляются, холодно и нет веселья.

Ветер: Как это нет. Да может, я лучше других умею, веселиться. Хотите, докажу?

Игра с ветром

Дети становятся лицом в круг и вытягивают вперёд руки. Ветер разбегается и пытается заморозить каждого. А дети должны убрать руки за спину. «Замороженный» выходит из игры

Королева Осень: Молодец ветер хорошую игру придумал. Кстати вам нравится мой новый зонтик. Покручу зонтик вправо – идет дождик, покручу влево туман, уберу зонтик – солнышко выглянет.

Придворный министр: - Гламурно, дождика хочется, давно не было…

Королева Осень: Ну зачем же сейчас дождик, тогда все разбегутся, и кто же тогда будет со мной играть?

Придворный министр: - Ваше высочество, а вы чуть-чуть, чтобы только небо похмурилось?

Ветер и Слякоть: (вместе) Да ваше величество немножко дождичка можно!

Королева Осень: Ну, хорошо, а вы попросите ребят, чтобы они со мной немножечко поиграли.

Придворный министр: Ребят поиграем?

Королева Осень : (смотрит на часы) С минуты на минуту пойдёт дождь, так что быстренько поделитесь на 2 команды.

Игра "Зонтики".

Дети делятся на 2 команды, каждой команде дается по зонтику и паре галош. Первые игроки с зонтиком в руках добегают до деревьев, стоящих на другом конце зала, обегают их и возвращаются назад, передают зонтик следующему игроку. Так должна пробежать вся команда.
Раздается гром и шум дождя

Королева Осень : Ой, молодцы то, какие! Никто не промок? Ну, садитесь на свои места!

Королева Осень: - А знаете, господин придворный министр, я вас, наверное, уволю…

Придворный министр: - Почему?

Королева Осень: - Посудите сами, осень – всего три месяца.

Придворный министр: - Да.

Королева Осень:

Ветер и Слякоть: (вместе) Да - да зачем?

Придворный министр:

Королева Осень: - И весной охраняете?

Придворный министр:

Королева Осень:

Придворный министр:

Королева Осень: Последняя?

Придворный министр:

Королева Осень: Хорошо!

Придворный министр: Слушайте внимательно.

Королева Осень:

1. Всех наградила,
Все погубила. (Осень)

2. Опустел наш сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.

3.Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,


(дождь)

Придворный министр: - Да.

Королева Осень: - Королева осени я, а служишь ты мне всего три месяца – зачем же мне придворный министр, все остальное время?

Ветер и Слякоть: (вместе) Да - да зачем?

Придворный министр: - Ваше высочество, я всю зиму ваши покой охраняю, представьте, что может случиться в замке осени, без хозяйки?

Королева Осень: - И весной охраняете?

Придворный министр: - Все время за порядком слежу, чтобы охрана не зевала, чтобы сосульки не висли, чтобы зелень замок не заплела, а паутинки не разлетелись…

Королева Осень: - Ну что ж, тогда я вас уволю всего на один день или час, или минуту? Отгадаете мои загадочки, тогда не уволю.

Придворный министр: Ваше высочество у меня просьба есть.

Королева Осень: Последняя?

Придворный министр: Можно мне ребятки да ветер со слякотью помогать будут, глядишь вместе и отгадаем.

Королева Осень: Хорошо!

Придворный министр: Слушайте внимательно.

Королева Осень:

1. Всех наградила,
Все погубила. (Осень)

2. Опустел наш сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

3.Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

4.Не колючий, светло-синий
По кустам развешан...
(иней)
5.. Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья)

6. Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина. (Туман)

Придворный министр: Ваше величество все загадки твои мы отгадали!

Королева Осень: Господин придворный министр, ну вы не обижайтесь… я знаете … пошутила.

Придворный министр: - Ваше высочество, вот всегда вы так и с погодой у вас так, зальете все вокруг, тучками небо затянете, а потом одумаетесь, и опять солнышко, уж больно у вас неустойчивый нрав.

Ветер и Слякоть: (вместе) О - очень не устойчивый?

Королева Осень: - Придворные должны любить свою королеву такой, какая она есть, такой меня природа создала.

Придворный министр: - Мы вас любим, только будьте немного постояннее.

Королева Осень: - Не обещаю. Кстати господин придворный министр вы ведь знаете, что Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами - комбайнами. Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Кстати, а наш урожай уже собран?

Придворный министр: Да моя королева! Только его нужно из огорода в хранилище перевезти.

Королева Осень: Ну, так чего же мы ждём? А слякоть и ветер нам в этом помогут!

Игра «Перевези урожай с поля»

Дети делятся на 2 команды. Каждая получает по грузовичку (игрушка), а так же овощи. По количеству участников. Задача – перевести овощи с линии старта (огород) к финишу (хранилище). Каждый участник перевозит один овощ.

Придворный министр: Славненько потрудились, теперь урожай сохранится до весны.

Королева Осень: А вы помните, что у нас есть волшебное дерево?

Ветер и Слякоть: (вместе) Ну конечно помним! (улыбаясь)

Королева Осень: Слякоть сорви листок с дерева.

Слякоть: Любой, какой понравится?

Королева Осень: Конечно.

Слякоть подходит к дереву и срывает лист дуба.

Слякоть: Ребята, а это лист с какого дерева? (дети отвечают) Ой,

да на нем что – то написано как необычно.

Королева Осень: Если вы ребята заметили, то дерево необычное. Почему его называют чудо деревом? (дети отвечают, что листья с разных деревьев)

Королева Осень: Верно, молодцы. Слякоть ты говорила что, на листе что – то написано. Читай.

Ветер: Да она не умеет(смеётся)

Слякоть: Это я то не умею, я три класса лесной школы закончила (читает плохо по слогам ). Дубовый листок просит вспомнить песню про осень.

Королева Осень: Ты знаешь?

Ветер: Ха – ха! Как же знает. У неё в голове мох!

Слякоть: я знаю только забыла. Сейчас почешу за левым ухом и вспомню.

Придворный министр: Матушка осень да здесь и вспоминать не надо, ребята ведь ещё одну песню про осень спеть могут.

Королева Осень: Ну тогда давайте слушать!

Песня «Листопад»

исполняют обучающиеся 2 года обучения ШРР

Придворный министр: Ваше величество ребята сегодня славно потрудились, веселили вас, пели вам песни, играли с вами может у вас подарки какие-нибудь припасены.

Королева Осень: Вы ведь знаете господин придворный министр, что на подарки я щедра. И в этом мне поможет наше чудо – дерево.

Колдует над деревом. И вытаскивает корзину прикрытую тканью.

Раздают все вместе

Королева Осень: Господин придворный министр, Ветер слякоть нам пора. Всего вам доброго! Прощайте!

Придворный министр: Приходите, ребята к нам на следующий год осень встречать будем рады вас видеть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.