Праздник Corpus Christi (Корпус Кристи) в Испании. Самые красивые традиции праздника тела и крови христовых Как проходит праздник

Праздник Тела Христова (Корпус Кристи)

Один из самых значительных католических праздников - праздник Тела Христова (по-латыни - Корпус Кристи, или Корпус Домини). Отмечается он в четверг, следующий за праздником Троицы. В Германии, Австрии, Испании и ряде других европейских государств этот праздник является официальным выходным днём.

Праздник Тела Христова отмечается в память установления Иисусом Христом таинства Евхаристии. Евхаристия (греч. «благодарение») - главное таинство христианской церкви, иначе называемое таинством причащения. Таинство Евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной вечере. По христианскому учению, хлеб и вино при совершении Евхаристии пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа, которыми причащаются верующие.

Истоки этого праздника берут своё начало в XIII столетии. В 1209 году молодая монахиня из ордена августинцев Юлиана фон Люттих, жившая в Льеже (Бельгия), имела видение: диск луны с тёмными пятнами по краям. Это видение было растолковано как отсутствие у церкви праздника в честь священного дара Евхаристии, и с 1247 года в Льежской епархии начало отмечаться особое евхаристическое торжество.

В 1263 году чешский священник Петр из Праги во время паломничества в Рим посетил церковь Св. Кристины в Больсене. И здесь произошло чудо: из освящённой облатки начала сочиться кровь. Несколько капель крови упали на резной декор и мраморные полы церкви. 11 августа 1264 года, в память об этом чуде, папа Урбан IV (1261–1264) установил праздник Тела Христова в качестве обязательного для всей латинской церкви. В 1311 году, при папе Клименте V (1305–1314), праздник был подтверждён на соборе во Вьенне, а в 1317 году, при папе Иоанне XXII (1316–1334), этот праздник окончательно утвердится во всём католическом мире.

Непременный ритуал праздника - грандиозные процессии со Святыми Дарами. Из-за реального присутствия Христа в дарохранительнице освящённый хлеб является предметом поклонения. В форме освящённой облатки Христос проносится праздничной процессией, проходящей обычно через весь город. В избранных пунктах сооружаются четыре престола, у которых шествие останавливается. У каждого из четырёх престолов читаются первые главы Евангелия поочерёдно от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В промежутках между стояниями поют гимны в честь Христа и святой Евхаристии.

Первоначально форма процессии со Святыми Дарами, особенно в Германии, напоминала обход сельскохозяйственных угодий: процессия обходила город или деревню со всеми их полями, по направлению к четырём сторонам света делались остановки, во время которых молились о хорошей погоде и обильном урожае. С этим связан обычай на всех четырёх остановках прочитывать фрагменты из четырёх Евангелий. Со временем формы поклонения становились всё более сложными, вплоть до театрализованных представлений, а в некоторых странах приобрели свой собственный, ни на что не похожий колорит.

Немецкое название праздника Fronleichnam - праздник Тела Христова - произошло от средневекового верхненемецкого слова «фронлихам» (vronlicham) - Тело Господне. В Австрии праздник Тела Христова отмечался в Тироле и Штирии уже в 1285 году, в Зальцбурге - в 1352 году, в Вене - в 1334 году. По церковной традиции, в этот день повсеместно устраиваются массовые процессии под звон колоколов и с хвалебными гимнами. На всём их пути поперёк улиц протягивают гирлянды из цветов, дома украшаются зеленью, цветами и коврами, дорога устилается живыми цветами. Из живых цветов складываются картины на религиозные темы. На окнах домов ставятся зажжённые свечи. Праздник завершается коллективным застольем на церковной площади.

В каждой земле праздник тела Христова имеет свои неповторимые отличия. В Линце и в других городах Верхней Австрии устраиваются «озёрные процессии» в память о введении этого праздника в период контрреформации. В Зальцбурге во время праздничной процессии несут красиво украшенные «прангштанген» - деревянные жерди длиной 6–8 м и весом до 30 кг. Они очищены от коры и красиво перевиты гирляндами из цветов. Для украшения одной такой жерди требуется около 40 000 цветов! Согласно преданию, этот обычай родился в память чудесного избавления здешних мест от саранчи. А на пограничной между Баварией и Австрией реке Зальцах в этот день совершается обряд благословения реки.

Особенно торжественно отмечают праздник в Испании. В этот день во всех городах и селениях устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идёт священник и несёт под балдахином дарохранительницу с Телом Христовым. Процессии обставляются с особой пышностью. Поперёк улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами.

Один из самых красочных элементов праздника - участие в процессии «великанов» и «карликов», или иначе их называли «голованов». Гигантские - до 4 метров фигуры изображали библейские персонажи (Голиафа, царя Ирода). В XVIII веке в Толедо четыре пары «великанов» представляли Азию, Европу, Америку и Африку.

Кроме «великанов» и «карликов» в шествии участвуют и «лошадки» - на поясе танцора закрепляется каркас, покрытый тканью, как лошадь попоной. Впереди приделывается конская голова из папье-маше, а сзади подвешивается хвост из верёвок.

В некоторых городах Каталонии по дороге в церковь исполнялся весёлый танец с большой позолоченной фигурой орла, которую несли три человека. Орлу сажали в клюв живого голубя. Затем его продавали с аукциона, а выручку делили танцоры. Желающих купить голубя всегда предостаточно - по местному поверью, того, кто съест этого голубя, весь год не оставит удача в делах.

Но самое главное для испанцев - создать цветочные ковры перед праздником.

Предпраздничная ночь - это самая настоящая цветочная вакханалия. Вечером жители городов выходят на улицу и начинают подготовку к празднику.

Завтра на улице будет выложена мозаика из гвоздик. Сегодня гвоздики необходимо подготовить. За считанные часы улицы и площади города превращаются в сплошную клумбу.

Для жителей испанских городов праздник Тела Христова - это ещё и символ незыблемости традиции, передающейся из поколения в поколение. На одну ночь все в городе становятся художниками. Создаются так называемые катифас, в переводе с каталонского языка это «цветочные ковры». Для создания «катифас» нужны заранее нарисованный эскиз, мох, кофейная гуща, рисовая солома и трава.

Создание цветочных ковров - один из древнейших каталонских ритуалов. Первый катифас в городе Ситжесе был сложен ещё в XIII веке. За семь столетий техника создания цветочных ковров осталась неизменной. Только темы рисунков стали значительно разнообразнее. Раньше сюжеты выбирались исключительно библейские, теперь же художники пользуются полной свободой.

Время, требующееся на создание катифас, зависит от его размеров и сложности рисунка. Ну и, конечно, от того, сколько человек участвуют в процессе. Говорят, что самый большой ковёр, сделанный в Ситжесе, растянулся на два километра. Полсотни местных жителей трудились над ним ровно сутки.

И вот настал день, которого все так ждали. В отличие от большинства каталонских торжеств Корпус Кристи в Ситжесе - праздник тихий и торжественный, ни фейерверков, ни хлопушек, ни бенгальских огней. Только цветочные реки, которые плавно текут по улицам города. Для того чтобы передвигаться по этим улицам, требуется немалая сноровка - иначе рискуешь испортить произведение искусства, находящееся у тебя под ногами. Авторы, всю ночь трудившиеся над своими шедеврами, терпеливо ждут реакции публики или помогают соседям, не успевшим завершить творческий процесс.

Последний штрих по созданию цветочного ковра, который называется «Кактус». Для его создания понадобилось больше тысячи гвоздик и несчётное количество рисовой соломы, мха и травы.

Уже вечером, когда завершится праздничная служба, процессия жителей Ситжеса пройдёт по цветочным коврам, вспоминая не один день о прекрасном празднике.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

АГАТА КРИСТИ История этой уральской группы своими корнями уходит в город Асбест Свердловской области. Очень давно, в 1977 году в школьном ансамбле играли три друга - Вадим Самойлов, Александр Козлов, Петр Май. Со временем все перебрались в сам Свердловск и поступили в

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Агата Кристи (1890-1976 гг.) писательница, «королева детектива» Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьем посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве.Это совершенно неважно. Вот почему это так интересно.Недостаток воображения

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Насколько вес тела на экваторе Земли отличается от веса этого же тела на полюсах? Вес любого физического тела зависит от того, на какой географической широте оно находится. Обусловлено это совместным действием двух факторов: несферичности (сплюснутости у полюсов) нашей

Из книги Преступники и преступления с древности до наших дней. Маньяки, убийцы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич

10. Кристи Леман - отравительница-новатор Преступление, которое для немецкого города Вормса стало, наверное, «преступлением века», выявилось в понедельник 15 февраля 1954 г. Неприметный поначалу этот «случай в среде маленьких людей», произошел в тесном, приземистом,

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

КРИСТИ Агата Кристи (1890–1976) – английская писательница, «королева детектива».* * * Счастливые люди успеха не добиваются: они настолько в ладу с самими собой, что их просто ничто другое не интересует. Большинство из тех, кто добился успеха, – люди несчастливые. Именно

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Макс Мэллоуэн и Агата Кристи До первого брака она носила имя Агата Мэри Кларисса Миллер, после второго стала леди Мэллоуэн, но для миллионов читателей на всех континентах эта удивительная женщина была и останется великой и неподражаемой Агатой Кристи.Ей было 22 года,

Из книги 100 великих кумиров XX века автора Мусский Игорь Анатольевич

Агата Кристи Королева детективов, как часто именуют Агату Кристи, получила множество наград и титулов, её имя занесено в «Книгу рекордов Гиннесса», как самого издаваемого писателя в мире. Её перу принадлежат 78 детективных романов, 150 рассказов, 19 пьес, а также 6 любовных

Из книги Всемирная история бронетехники автора Смирнова Любовь Н.

Модели Кристи Свою первую, сделанную на скорую руку колесно-гусеничную машину М.1919 (рис. 95) Кристи, чья фирма теперь носила название «U. S. Wheeled Caterpillar Manufacturing C°», представил на Абердинском полигоне в США в ноябре 1911 года. Данная модель отличалась следующими техническими

Из книги Энциклопедия домоводства автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии автора Каплинский Владимир Борисович

ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Сохранился документ, датированный 1780 годом, к которому «диакон Василий Данилов руку приложил». В этом документе перечислены все деревни Баскаковского прихода с указанием количества дворов в каждой из них. Вот некоторые из тех деревень

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В 1867 году приходским попечительством было устроено училище при Тарбеевском волостном правлении, но в 1868 году училище было временно закрыто из-за неурожая хлеба, побитого градом. В 1869 году обучение в училище вновь возобновилось.Село же Тарбеево

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

КРИСТИ, Агата (Christie, Agatha, 1890–1976), английская писательница 790 Маленькие серые клеточки. // Little grey cells. «Таинственное происшествие в Стайлсе» (1920), гл. 10 ? Shapiro, p. 151 «Таинственное происшествие…» – первая повесть об Эркюле Пуаро. Также в «Убийстве на поле для гольфа» (1923), гл. 2:

Из книги автора

КРИСТИ, Дэвид (Christy, David, 1802–1868?),американский публицист,борец против рабства негров179Король-хлопок, или Экономические отношения рабства.Загл. книги («Cotton is King, or Economical Relationsof Slavery», 1855)Здесь же: «Король-Хлопок не интересуется тем, кто ему служит, – рабы или свободные». ? Shapiro,

Приближается один из самых ярких католических праздников Испании – Праздник Тела Христова. 26 мая 2016 Испания празднует Corpus Christi, что в переводе с латыни означает «Тело Христово».

Ежегодно в первый четверг после праздника Троицы католическая церковь напоминает о сущности догмата причастия – Евхаристии (Еucaristia).

В Средние века целью этого праздника являлось усиление веры в Иисуса Христа и привлечение прихожан в церкви. Этот праздник не имеет дохристианских языческих связей, он — основательно религиозный по своему содержанию и городской – по социальной организации.

Не только в Испании, но и во многих странах Европы этот день является официальным выходным, например, в Австрии или Германии. Праздник Корпус Кристи — напоминание верующим о таинстве причастия, которое было положено самим Иисусом на Тайной вечере.

При совершении обряда евхаристии хлеб и вино отождествляются с телом и кровью Христа, которыми и причащаются верующие.

Истоки праздника уходят в XIII столетие, говорят, что все началось с видения молодой бельгийской монахини ордена августинцев Юлиана фон Люттих, проживавшей в Льеже. В 1210 году молодая женщина имела видение, которое натолкнуло толкователей на мысль о том, что у церкви нет праздника, посвященного причастию, священному дару Евхастрии. Что именно натолкнуло монахов на эту интерпретацию неизвестно, но привиделась монахине луна с темными пятнами по краям.

К 1247 году благодаря Льежской епархии начал торжественно отмечаться праздник Тела Христова. В 1264 году папа Урбан IV сделал этот праздник обязательным для всей латинской церкви. В 1317 папа Иоанн XXII утвердил Корпус Кристи во всем католическом мире.

Ритуал праздника – это многочасовые процессии со Святыми Дарами. Через весь город проносится освященная облатка, олицетворяющая Христа. На протяжении запланированного шествия сооружаются четыре престола, у которых процессия задерживается для прочтения первых четырех глав Евангелия, по очереди читают Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

И если изначально этот праздник напоминал обход сельскохозяйственных угодий с просьбой о дожде и богатом урожае, то теперь это праздничное шествие походит на карнавальную процессию, с театрализованными представлениями, красочными манекенами и прекрасными коврами из цветов.

Испания отмечает этот праздник с присущим ей размахом! Во всех городах и поселках устраиваются грандиозные шествия под звон колоколов. Улицы буквально завалены цветами, а дома украшены множеством гирлянд, ковров и зелени.

В процессии участвуют «великаны», «карлики» и «лошадки» (конечно, переодетые актеры). Гигантские фигуры, изображающие библейских персонажей, достигают 4-х метров.

Или по дороге в церковь танцоры исполняют танец с фигурой огромного золотого орла, которую с трудом несут четыре человека. В клюве у орла сидит живой голубь, которого продают с аукциона, а выручку делят между собой танцоры. Казалось бы, кому нужен голубь? А ведь желающих купить эту птицу масса – поверье гласит, что тому, кто его съест весь следующий год будет сопутствовать удача. Ведь кто-то этого голубя съест и станет удачлив!

Вообще, весь праздник завязан на цифре «четыре». Первые процессии обходили поселения в четыре стороны света, зачитывают четыре главы из Евангелия, несут четырех метровые кресты и фигуры, четыре престола, четыре остановки и так далее.

Но самое интересное для самих верующих и для туристов – это прекраснейшие ковры из цветов! Всю ночь перед этим праздником горожане не спят, они подготавливают цветы к мозаике, которая украсит весь путь шествия яркими красками и благоуханием.

Катифас – переводится с каталонского языка, как «цветочные ковры». Для их создания требуются странные предметы: рисовая солома, трава, кофейная гуща, мох и эскиз самого ковра.

Цветочные ковры – это древнейшее каталонское искусство. Самый первый сюжет датируется XIII веком, а сложен он был в городе Ситжесе. Техника исполнения не претерпела никаких изменений с тех пор, а вот сюжетная линия теперь не имеет значения. Если раньше это были только религиозные темы, то теперь художник может не сдерживать своих порывов и пользоваться полной творческой свободой.

Самый большой ковер, зафиксированный в истории Ситжеса, протянулся на два километра. Его создали за сутки пятьдесят местных жителей. Причем вся процессия старательно обходит ковер, чтобы не растоптать его и полюбоваться сюжетом. А вот на обратном пути уже не церемонятся и топают прямо по катифас, благоухающих гвоздиками, душистым тимьяном и розмарином.

Пребывание в Ситжесе в праздник Корпус Кристи оставит неизгладимое впечатление. В этом городе флористы проводят выставку цветов, а также выставки бонсай – миниатюрных деревьев. После выставки определяется победитель, который получает денежное вознаграждение в размере нескольких тысяч евро (обычно от 2-х до 4-х тысяч) и двухнедельную поездку в любую страну Европы.

Этот праздник символизирует незыблемость испанских традиций, передающихся из поколения в поколение. Всю ночь над катифас трудятся и молодые и пожилые жители городов, стремясь порадовать окружающих своим творчеством и фантазией.

Красота спасет мир, считают испанцы!

Праздник Тела и Крови Христовых традиционно отмечается католиками в четверг второй недели после Пятидесятницы и во многих странах превращается в яркое и величественное действо. В 2014 году праздник выпал на 19 июня, но во многих странах он традиционно переносится на ближайшее воскресенье, так как праздник не является выходным, и в воскресенье в нем сможет принять участие гораздо большее число верующих.
Торжество Пресвятого Тела и Крови Христа было введено Папой Урбаном IV в 1264 году его буллой "Transiturus" в память установления и дара Св. Евхаристии вслед за евхаристическим чудом, свершившимся в церкви Санта Кристина в Больсене.
Священник из Богемии, совершая паломничество в Рим, остановился в Больсене, где собрался совершить Святую Мессу. Он, однако, сомневаясь в реальном присутствии Христа в Св. Евхаристии, попросил Господа о знаке. Чудесным образом во время Мессы из Гостии пошла кровь, омочив корпорал.

Однако нужно сказать, что установлению Торжества Тела и Крови Христа послужило не только чудо в Больсене. Это было скорее последнее из ряда событий, послуживших установлению праздника.
Чудо в Больсене, явленное Богом для вразумления сомневающегося, напоминает о произошедшем в 8 веке чуде в Ланчано для вразумления монаха, который начал сомневаться в действительном присутствии Христа в Св. Дарах.

Поводом к введению праздника было противодействие ложным учениям 11-12 веков - попыткам отрицания действительного присутствия Христа в Пресвятых Дарах.

Епископ Роберт Лютихский не решился поначалу ввести праздник во всей епархии, но, будучи убеждён неким небесным откровением, обнародовал торжественное послание об устроении праздника по определенному чину и разрешил отпраздновать его один раз.
С радостью участвовала в праздновании в церкви св. Мартина и Юлиания. 5 апреля 1258 г., не увидев еще повсеместного введения праздника, она умерла, ее тело было погребено в монастырской усыпальнице, и она сразу же по смерти стала почитаться святой, причем почитание это возрастало день ото дня. Еще при жизни св. Юлиания часто говорила, что праздник этот будут отмечать по всей земле.

Через некоторое время под именем Урбана IV был избран прежний лютихский архидиакон Иаков Панталеоне. Благодаря влиянию этого Папы в 1262 году праздник был вновь введен, теперь уже во всей Лютихской епархии, но еще не во всей Церкви.

В 1264 году Папа находился в Орвието. В это время в соседнем городке Больсено произошло евхаристическое чудо.
Тогда Папа и решил издать буллу о введении праздника Тела Господня для всей Церкви. Праздник же начал праздноваться действительно повсеместно с 1311 года. При Папе Иоанне XXII, в начале 14 века, была введена при праздновании торжественная процессия с Пресвятыми Дарами.

Через чудо в Больсене Бог показывает и сколь мнимо возникшее в некоторых умах противоречие, связанное с неприятием практики преподания в КЦ Причастия под одним видом как "неполного".
В каждой частичке Хлеба - весь Христос. Так, во время чуда из Хлеба была явлена и Кровь.

Булла папы Урбана IV, установившая это торжество, описывает его как более торжественное празднование Евхаристии по сравнению с ежедневной св. Мессой. Впервые торжество Тела и Крови Христа было отпраздновано в Льеже (Бельгия) по указу местного епископа Роберта в 1247 году.
С XIII века в некоторых уголках Европы стали совершаться Евхаристические процессии, которые впоследствии распространились повсеместно и в начале XVII века вошли в богослужебные книги.
Первоначально процессия заключалась в торжественном шествии с Евхаристией под пение верных. Затем она соединилась с молитвами об урожае и в XV веке приобрела вид шествия с четырьмя стояниями (от четырех сторон света). При каждом стоянии читалось Евангелие, а верные получали благословение Святыми Дарами. Примерно такой же вид имеет процессия и ныне. Сегодня в католических храмах в этот день совершается торжественная процессия со Святыми Дарами вокруг храма или по улицам города. Процессию возглавляют священники, а за ними следуют прихожане. Для католического мира праздник является третьим по значимости после Рождества и Пасхи.

У праздника Тела Христова были и противники. Самым яростным стал Мартин Лютер, который категорически отрицал празднование Тела Христова. В 1527 году он назвал эту традицию «самым вредным из всех праздников», а процессии считал «кощунством».

Торжественные процессии осуждались и в эпоху Просвещения. Особой критике подвергалась массовая вырубка берёз, листья которой использовались для украшения процессии. Также существует обычай во время процессии разбрасывать лепестки цветов.

В странах с преимущественно протестантским населением участие в процессии в день Тела и Крови рассматривалось как акт публичного исповедания католической веры, так как протестанты не признают Пресуществление.

По традиции в этот день вся Церковь молится о святости священников.

Страны, в которых Праздник Тела и Крови Христовых - нерабочий день

* Германия, частично.
* Швейцария, частично.
* Испания, частично.
* Австрия
* Португалия
* Польша
* Хорватия

7 фактов о Торжестве Пресвятых Тела и Крови Христа

1) До реформы римского литургического календаря 1969 года существовал Праздник Тела Христова (лат. festum Corporis Christi) и только после реформы 1969 года он стал официально называться торжеством Пресвятых Тела и Крови Христа (sollemnitas Sanctissimi Corporis et Sanguinis Christi).

2) В некоторых языках закрепились свои особые наименования для этого торжества. Например, Fronleichnam (от ср.-век. нем. vrône lîcham - «Господне Тело») в немецком языке, Fête-Dieu («Праздник Божий») - во французском, Ùrnapja («Господень день») - в венгерском.

3) Первоначально днем особого церковного почитания Евхаристии был Великий четверг как день воспоминания установления этого таинства Христом (так это осталось и по сей день в Восточных Церквях). Но на исходе Высокого Средневековья на католическом Западе возникла тенденция к выделению самостоятельного празднования в честь Евхаристии. Как поместный праздник оно возникает в 1247 в Льежской епархии, а 8 сентября 1264 года Папа Урбан IV распространяет его на всю Католическую Церковь.

4) Тексты частных последований служб для праздника Тела Христова было поручено написать Фоме Аквинскому. В результате он создал такие выдающиеся памятники латинской гимнографии, как гимны Pange lingua (на 1-й вечерне), Sacris sollemniis (на утрене) и Verbum superminiprodiens (на лаудах), а также секвенцию мессы Lauda Sion, являющие глубины богословской мысли и в лаконичной форме выражающие важнейшие аспекты католического учения о Евхаристии.

5) Днем празднования торжества Тела Христова в церковном календаре стал 1-й четверг после октавы Пятидесятницы (т.е. 60-й день после Пасхи). Однако по решению национальной конференции епископов оно может быть перенесено на следующее за ним воскресенье, если по пастырским соображениями это представляется целесообразным (так, например, происходит в России).

6) К конце XIII века одной из заметных особенностей праздника Тела Христова стали процессии с Пресвятыми Дарами. Первоначально их выносили под покровом, однако уже в XIV веке сложилась практика зримого выставления Святых Даров в дароносице; со 2-й половины XIV века дароносицу выносили с процессией, после которой иногда в течение долгого времени выставляли для поклонения.

7) К исходу Средневековья и на заре Нового времени во многих странах праздник Тела Христова стал одним из самых популярных и соединился с разнообразными народными обычаями. В ряде стран, особенно в Испании, в контексте праздника Тела Христова интенсивно развивались некоторые формы танцевального и театрального искусства, в том числе жанр auto sacramental, образцы которого создавали известные испанские драматурги.

По материалам Католической Энциклопедии. Т. 4 (Р - Ф)
Энциклика святого Иоанна Павла II "Ecclesia de Eucharistia vivit" (Церковь живет Евхаристией) хорошо разъясняет нам, что именно мы празднуем в этот великий день.

Церковь живет Евхаристией ("Ecclesia de Eucharistia vivit"). Эта истина не просто выражает повседневный опыт веры, но заключает в себе ядро тайны Церкви. Она, т. е. Церковь, радостно переживает многообразное и неустанное исполнение обетования: "Се, я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28,20), однако в Святой Евхаристии, благодаря преложению хлеба и вина в Тело и Кровь Господа, Церковь наслаждается этим присутствием с необычайной близостью. С тех пор как в день Пятидесятницы Церковь, Народ Нового Завета, начала свое странствие к небесному Отечеству, это Божественное Таинство непрестанно знаменует ее дни, наполняя их упованием.

Когда-то нам объясняли, что сами апостолы не находились к Христу ближе нас, когда мы склоняем колени перед монстрацией со святыми Дарами. Мы видим Его так же как и они лицом к лицу, но скрытого под видом хлеба. И наша вера позволяет познать и принять то, что незримо очам. Поклоняясь Святым Дарам, принимая Святое Причастие, мы действительно приближаемся к Богу настолько близко, насколько возможно на этой земле и пребываем в Его присутствии.

Размышляя о Евхаристии, глядя на свою жизнь как священника, епископа, Преемника св. Петра, я невольно вспоминаю минуты и многочисленные места, где мне было дано ее совершать. Я вспоминаю приходской храм в Неговицах - первое место моего пастырского служения, коллегию св. Флориана в Кракове, Вавельский кафедральный собор, базилику св. Петра и многие, многие базилики и храмы Рима и всего мира. Я мог совершать мессу в часовнях, возведенных в горах, на берегах озер, на побережье моря; я совершал ее на алтарях, построенных на стадионах и городских площадях... Столь различные условия совершения Евхаристии помогли мне с силой пережить ее вселенский, можно сказать, космический характер. Да, космический! Ведь даже совершаемая на маленьком алтаре деревенской церквушки Евхаристия в определенном смысле всегда совершается на алтаре мира. Она соединяет небеса и землю, заключает в себе и пронизывает все творение. Сын Божий стал человеком, чтобы в высшем акте прославления возвратить творение к Тому, Кто вызвал его из небытия. Тем самым Он, Вечный Первосвященник, вступая посредством крови своего Креста в вечное святилище, возвращает Творцу и Отцу всякую искупленную тварь. Он делает это посредством служебного священства в Церкви, во славу Пресвятой Троицы. Поистине, в Евхаристии воплощается mysterium fidei: мир, вышедший из рук Бога-Творца, возвращается к Нему, искупленный Христом.

Это так же праздник единства Церкви - мы все действительно причищаемся от одного Тела, пусть коммуниканты пресуществляются в самых разных точках мира. Эту Тайну творит Единый Бог, Который даровал нам новую жизнь.

Церковь получила Евхаристию от Христа, своего Господа, не как один дар среди многих, пусть драгоценнейший, но как дар по преимуществу, так как это дар Самого Себя – Своей личности в святой человечности и Своего дела спасения. Последнее не ограничивается прошлым, поскольку "все, что Он есть, и все, что Он сделал и выстрадал ради всех людей, участвует в Божественной вечности и покрывает собою все времена и эпохи".

Когда Церковь совершает Евхаристию, воспоминание смерти и Воскресения Своего Господа, центральное событие спасения действительно осуществляется и "совершается дело нашего искупления". Эта жертва имеет настолько решающее значение для спасения рода человеческого, что Иисус Христос исполнил ее и вернулся к Отцу только после того, как оставил нам средство приобщиться к ней, как если бы мы присутствовали при ее совершении. Итак, любой верующий может участвовать в жертве Спасителя и пользоваться ее бесчисленными плодами.

Мы празднуем так же то, что искупление совершается ныне и всегда, мы сами участвуем в жизни Воскресшего, приобщаясь Его Плоти и Крови. Мы причащаемся Телом и Кровью не умершего, но Воскресшего, тем самым получая надежду на вечную жизнь.

Пасха Христова объемлет наряду со страстями и смертью Спасителя Его Воскресение. Об этом напоминает восклицание народа после пресуществления: "Воскресение Твое исповедуем". Действительно, в Евхаристической Жертве осуществляется не только тайна страстей и смерти Спасителя, но и тайна Воскресения, которой эта Жертва увенчана. Живущий и Воскресший Христос становится в Евхаристии "хлебом жизни" (ср. Ин 6,35:48), "хлебом живым" (ср. Ин 6,51). Св. Амвросий напоминал неофитам, что Евхаристия приносит в их жизнь событие Воскресения: "Если Христос в тебе сегодня, Он воскресает для тебя каждый день".

Мы вновь воспоминаем Тайну Пасхи, так как это центр и вершина всей церковной жизни. Без Пасхи не было бы Евхаристии. Если бы Господь не умер, то и не воскрес бы, тем самым даровав нам свободу. Если в предпасхальные дни мы больше переживаем Страсти Господа, то в этот день мы воспеваем Христа Воскресшего подобно тому, как на Пасху, так как то, что этот праздник отмечается в Рядовое время лишний раз напоминает нам, что Христос в Евхаристии с нами вчера, сегодня и всегда, даже в самый обычный день серой дождливой осенью или морозной ночью во вьюжном феврале.

Возглашение, которое произносит собрание после освящения даров, не случайно завершается словами, указывающими на эсхатологическую направленность Евхаристической литургии (ср. 1Кор 11,26): "Ожидая пришествия Твоего". Евхаристия ведет человека к конечной цели бытия; дарует предвкушение полноты радости, обещанной Христом (ср. Ин 15,11), предвосхищение Рая, ""залог будущей славы". В Евхаристии выражено доверительное чаяние "исполнения блаженного упования и пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа". Тот, кто питает себя Христом в Евхаристии, не должен ожидать, пока получит жизнь вечную свыше: он обладает ею уже на земле, как начатком грядущей полноты, которая относится ко всему существу человека. Действительно, в Евхаристии мы получаем залог телесного воскресения в конце времен; "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Ин 6,54).

Шествуя с радостью в красивой торжественной процессии, сегодня мы предвосхищаем ту радость небесной литургии, на которой будет вечно воспеваться величие Творца и Искупителя вселенной. Мы предвкушаем ту вечную жизнь, которая началась для нас уже сейчас.

Сочетание Христу, полученное в Крещении, постоянно обновляется и укрепляется через участие в Евхаристической Жертве, особенно - через участие во всей полноте, т. е., через причащение Святых Тайн. Можно сказать, что каждый из нас не просто принимает Христа, но что Христос принимает каждого из нас. Он завязывает с нами дружбу: "Вы друзья Мои" (Ин 15,14). Мы, в свою очередь, живем благодаря Ему: "Ядущий Меня жить будет Мною" (Ин 6,57). Причащение Святых Тайн знаменует высшую степень взаимного, духовного пребывания Христа и Его ученика друг в друге: "Пребудьте во Мне, и Я в вас" (Ин 15,4).

Мы переживаем наше единение с Господом, становимся с Ним одним целом и именно поэтому идем за Ним. Видимым знаком этого следования и становится участие в процессии Тела и Крови Христовых.

Церковь, странствующая по земле, призвана поддерживать общение верных как с Богом, в Троице Едином, так и друг с другом, и всячески содействовать этому. Для этого у неё есть Слово и Таинства, прежде всего, Евхаристия, благодаря которой она "непрестанно живет и возрастает" и в которой, одновременно, выражает себя. Не случайно термин "причастие"(communion) стал одним из определений именно этого высочайшего Таинства.

Празднование Евхаристии помимо всего прочего напоминает нам о том, что мы призваны отдавать себя друг другу, подобно тому как Христос отдает Себя нам.

Итак, Corpus Christi - это праздник воспевающий тайну Божественного присутствия в нашей повседневной жизни, праздник единства Церкви, ее единения с Господом, надежды на спасение и вечную жизнь со Христом. В нем тихая радость Рождества и ликование Пасхи будто бы сливаются воедино. Христос родился, умер, воскрес, чтобы вечно пребывать с нами, и мы пребывали с Ним как на земле, так и на Небе. А Святые Дары, что с песнопениями несут в процессии под балдахином - это видимый знак присутствия Бога, нашей радости и надежды.

Необходимость проведения процесии, кажется, не вызывает сомнений у большинства католиков: это традиционная часть праздничного богослужения, совершать ее достойно, праведно и предписано, если нет существенных препятствий. С другой стороны, я сталкивалась с двумя очень разными реакциями на факт проведения процессии, да еще по улицам города. Попробую реконструировать их – хотя и в сильно утрированном виде.

1. «Патриотическая». Да-да-да, сейчас мы дадим всем атеистам/неверным/обществу потребления свидетельство истинной веры! Покажем весь блеск и величие Бога и Церкви! Мы – католики и гордимся этим.

2. «Скептическая». А не руководит ли нами, товарищи братья и сестры, желание покрасоваться? Бог не в трубном звуке, а в дыхании тихого ветра, и о Нем говорят более дела, нежели хоругви и ленты. Так что идем и не паримся относительно собственного величия.

Обе позиции понятны. Более того, кажется, что любой из нас, в зависимости от католического стажа и жизненных обстоятельств мог склоняться то к одной, то к другой крайности. Но сегодня я предлагаю все-таки забыть о людях с мобильниками, которые, конечно же, будут снимать «запряженных девочек», балдахин и вереницу священников, а подумать о том, какую пользу процессия Тела и Крови может принести церковной общине.

Обычай совершать процессию на праздник Тела и Крови Христовых оформился в XIV в., - эпоху «клерикальной Церкви», когда участие мирян в богослужении ограничивалось молчаливым присутствием и созерцанием литургических действий издалека. Возможность лицезреть Хостию, открывшаяся перед самыми простыми людьми возможность участвовать в евхаристической процессии, превращала зрителей в соучастников, не позволяя «клиру» и «миру» окончательно расколоться на две не связанные друг с другом общности, на «профессионалов» и «потребителей». В театре есть актеры, играющие по известному им сценарию, и пассивные зрители. Ситуация театра разъединяет. В ритуале же правила известны всем и касаются любого; каждый – в большей или меньшей степени – принимает в событии деятельное участие.

Сегодня на нашей стороне, казалось бы, играют просвещенные времена и все литургические реформы II Ватиканского собора. Но, тем не менее, восприятие Мессы как необходимого еженедельного спектакля, к организации которого мы не имеем никакого отношения, остается столь же потенциально опасным для церковных общин, как и в далеком Средневековье. Не об этой ли опасности говорит возрастание во многих общинах литургического традиционализма: миряне и сами не против того, чтобы посмотреть красивый – действительно очень красивый и слаженый! – обряд, участники которого отделены от профанов балюстрадой, из-за которой должны доноситься лишь восхищенные аплодисменты.

Формировавшаяся столетиями практика процессий в буквальном смысле подталкивает человека: встань и иди, да, ногами, да, в толпе. В спокойном полупустом храме всегда можно отсесть подальше от неприятного соседа; в процессии ты рано или поздно наступишь ему на ногу. Ближние становятся очень ближними, но в современном мире это одна из редких возможностей действительно провести время с собратьями по приходу и сделать что-то вместе.

Любой ритуал призван интегрировать участников; литургия же, вдобавок, еще и преображает их. Несмотря на очевидное сохранение иерархии – Иисус в центре, окружающий его клир и замыкающие, ведомые – миряне – все участники самым очевидным образом являют собой единство, и единство динамичное, активное, направленное.

Участие в ритуалах исполняет еще одну важную функцию – функцию передачи информации, обучения действием. В Средневековье демонстрация Хлеба, ставшего Плотью, была призвана распространить и укоренить в народе Божием учение о Пресуществлении. К сожалению, не могу с чистой совестью сказать, что в наше время уровень догматической грамотности достиг искомых ста процентов. Казалось бы, информация доступна сегодня для человека, как никогда ранее: к нашим услугам образованные проповедники, книги, фильмы и всезнающий интернет. Но чтобы эту информацию усвоить, а тем более воплотить в своей жизни, необходимо научиться ее усваивать и воспроизводить. Поклонение? Встанем на колени перед возносимой монстранцией: если рядом с тобой встают на колени твои друзья, опуститься на грязный асфальт не так уж страшно. Богословские истины? Она отлично запечатлеваются в мозгу при совместном громком пении старых добрых песен. И еще раз вернусь к тому, о чем уже говорила выше: единство церковной общины. Духовенство выглядело бы довольно глупо, гуляя по городу лишь в компании Иисуса и себе подобных. Миряне, шествующие без духовенства, были бы всего лишь праздношатающимися. Поэтому придется вместе. Даже если у обеих групп есть друг к другу немало взаимных претензий.

Объединяет совместное действие – и одна-единственная цель. Иисус. (Анастасия Паламарчук)

Как это происходит визуально, можно посмотреть, например,

Литания возмещения за оскорбления по отношению к Иисусу, присутствующему в Пресвятых Дарах


Господи, помилуй.


Святая Хостия, принесенная в жертву ради спасения грешников, помилуй нас.
Святая Хостия, жертва алтаря, умерщвленная нами и ради нас,
Святая Хостия, презираемая теплохладными христианами,
Святая Хостия, предмет пререканий,
Святая Хостия, преданная в руки иудеев и еретиков,
Святая Хостия, оскорбленная святотатцами,
Святая Хостия, Хлеб ангелов, отданный животным,
Святая Хостия, брошенная в грязь и растоптанная,
Святая Хостия, обесчещенная неверными священниками,
Святая Хостия, забытая и покинутая в церквях,

Будь милостив, прости нас, Господи.
Будь милостив, услышь нас, Господи.

За вопиющее неуважение к этому самому прекрасному Таинству мы приносим Тебе возмещение.
За Твое величайшее унижение в этом чудесном Таинстве мы приносим Тебе возмещение.
За все недостойные Причащения мы приносим Тебе возмещение.
За непочтительность недостойных христиан мы приносим Тебе возмещение.
За осквернение Твоих храмов мы приносим Тебе возмещение.
За священные сосуды, оскверненные и украденные, мы приносим Тебе возмещение.
За постоянные святотатства безбожных людей мы приносим Тебе возмещение.
За вероломство и упрямство еретиков мы приносим Тебе возмещение.
За недостойные разговоры в Твоих святых храмах, мы приносим Тебе возмещение.
За богохульников в Твоих церквях, которые они осквернили своими святотатствами, мы приносим Тебе возмещение.

Дабы Ты благоволил умножить во всех христианах благоговение, подобающее этому чудесному Таинству, молим Тебя, услышь нас.
Дабы Ты благоволил явить еретикам истину об этом Таинстве Твоей любви, молим Тебя, услышь нас.
Дабы Ты дал нам благодать возмещать за их ненависть нашей пылающей любовью к Тебе, молим Тебя, услышь нас.
Дабы Ты благоволил соделать, чтобы оскорбления, наносимые Тебе, были лучше направлены против нас, молим Тебя, услышь нас.
Дабы Ты милостиво принял это наше смиренное возмещение, приносимое Тебе, молим Тебя, услышь нас.
Дабы Ты благоволил сделать наше поклонение угодным Тебе, молим Тебя, услышь нас.

Пречистая Хостия, услышь нашу молитву.
Пресвятая Хостия, услышь нашу молитву.
Непорочная Хостия, услышь нашу молитву.


Господи, помилуй.
Христе, помилуй.

– Призри, Господи, на бедствие наше
– И прославь святое имя Твое.

Помолимся. Господи Иисусе Христе, Ты возжелал остаться с нами в Своем чудесном Таинстве до скончания века, чтобы через воспоминание Своих страданий воздать Отцу Небесному вечную славу и дать нам Хлеб жизни вечной. Дай нам благодать скорбеть всем сердцем об оскорблениях, нанесенных Тебе в этом прекрасном Таинстве, и о многочисленных святотатствах, совершаемых безбожниками, еретиками и плохими католиками. Воспламени в нас горячее желание искупить все эти оскорбления, ибо в Своем бесконечном милосердии Ты скорее предпочел быть подвергнутым им, чем лишить нас Своего присутствия на алтарях. Ибо Ты живешь и царствуешь с Отцом и Святым Духом как Единый Бог во веки веков. Аминь.

Литания к Иисусу Христу – Священнику и Жертве
(этой литанией молился Папа Иоанн-Павел II, будучи семинаристом в Кракове, а также часто в своей дальнейшей жизни)

Господи, помилуй. Христе, помилуй.
Господи, помилуй.
Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святой, Боже, помилуй нас.
Пресвятая Троица, единый Боже, помилуй нас.

Иисус, Священник и Жертва, помилуй нас.
Иисус, Священник вовек по чину Мелхиседека,
Иисус, Священник, посланный Богом проповедовать нищим,
Иисус, Священник, на Тайной Вечере установивший вечное жертвоприношение,
Иисус, Священник, живущий вовек, чтобы предстательствовать за нас,
Иисус, Первосвященник, Духом Святым и силой помазанный,
Иисус, Первосвященник, избранный из народа,
Иисус, Первосвященник, для народа поставленный,
Иисус, Первосвященник исповедания нашего,
Иисус, Первосвященник, достойный большей славы, чем Моисей,
Иисус, Первосвященник истинной скинии,
Иисус, Первосвященник будущих благ,
Иисус, Первосвященник святой, непричастный злу и непорочный,
Иисус, Первосвященник верный и милосердный,
Иисус, Первосвященник, ревностью о Боге и душах пылающий,
Иисус, Первосвященник на веки совершенный,
Иисус, Первосвященник, с собственной Кровью на Небо восшедший,
Иисус, Первосвященник, даровавший нам жизнь вечную,
Иисус, Первосвященник, возлюбивший и омывший нас от грехов Кровью Своею,
Иисус, Первосвященник, принесший Себя Самого в Жертву Богу,
Иисус, Жертва Бога и людей,
Иисус, Жертва святая и непорочная,
Иисус, Жертва, Богу угодная,
Иисус, Жертва умилостивления и хвалы,
Иисус, Жертва мира и примирения,
Иисус, Жертва, в Которой мы имеем дерзновение и надежный доступ к Богу,
Иисус, Жертва, во веки живущая,

Будь милостив, прости нас, Иисус.
Будь милостив, услышь нас, Иисус.

От неосмысленного вступления на путь священства избавь нас, Иисус.
От греха святотатства
От духа невоздержанности
От корыстных стремлений
От любой формы симонии
От злоупотребления церковным имуществом
От любви к миру и его тщете
От недостойного совершения Таинства Евхаристии
Ради предвечного священства Твоего
Ради святого помазания, которым Бог Отец соделал Тебя Первосвященником,
Ради священнического духа Твоего
Ради служения Твоего, которым Ты прославил Отца Твоего на земле,
Ради кровавой жертвы Твоей, которую Ты принёс на кресте один раз и за всех,
Ради той самой жертвы, ежедневно на алтаре возобновляемой,
Ради Божественной власти, которую Ты невидимо осуществляешь через Твоих священников,

Дабы Ты благоволил сохранить весь священнический чин в святости, Тебя молим, услышь нас.
Дабы Ты благоволил послать Своему народу пастырей по Сердцу Твоему,
Дабы Ты исполнил их духа Твоего священства,
Дабы уста священников провозглашали истину,
Дабы Ты послал верных делателей на жатву Свою,
Дабы умножил Ты число верных служителей Таинств Твоих,
Дабы Ты даровал им стойкость в исполнении Твоей воли,
Дабы Ты даровал им быть смиренными и мудрыми в служении и постоянными в молитве,
Дабы через них Ты распространил повсюду почитание Пресвятых Даров,
Дабы Ты благоволил принять в славу Твою усопших верных слуг Твоих,

Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас, Господи.

Иисус, Священник наш, внемли нам.
Иисус, Священник наш, услышь нас.

Помолимся. Боже, освящающий и хранящий Церковь Свою, воздвигни в ней Духом Твоим достойных и верных служителей Святых Таинств, дабы своим служением и примером жизни, с Твоей помощью, они направляли христианский народ на путь спасения. Аминь.
Боже, Ты повелел молящимся и постящимся ученикам отделить Тебе Павла и Варнаву на дело, к которому Ты призвал их. Ты знаешь сердца всех, пребудь же ныне с молящейся Церковью Твоей и укажи тех, кого Ты избрал для служения Твоего. Через Христа, Господа нашего. Аминь.


23 июня 2011 года - выходной день в Австрии, Германии, Бразилии, Испании, Португалии, Польше... Что общего у всех этих стран, и что это за праздник? Общее - католицизм, а праздник - День Тела и Крови Христовых , или просто Corpus Christi, Христова Тела . В этот день католики мира воздали почести телесной сущности Иисуса, а заодно отметили день рождения Иоанна Крестителя : в этом году они почти совпали. Ну а мы собрали самые удивительные и яркие фото из мирового католического калейдоскопа традиций. Приобщайтесь!


Первое фото - прямиком из столицы Бразилии. Тысячи людей с огнем в руках собрались не для того, чтобы творить бесчинства, как фанаты , а чтобы помолиться - ведь в руках у них не факелы, а свечи. На переднем плане - процессия со свечками, снятая с большой выдержкой. На заднем - кафедральный собор Бразилии , построенный в 1960-е годы по проекту гениального архитектора Оскара Нимейера.


На всемирно известном средиземноморском острове-курорте Менорка рождество Иоанна Крестителя встречают лошадиными бегами. Горячие вороные кони скакали по городу Сиудадела 23 и 24 июня. В джигитовке соревнуются крестьяне, ремесленники и местное старинное дворянство - все слои коренного испанского населения острова.


В Австрии, на родине Моцарта, Праздник Тела Христова встречают люди с оружием. Но стрельбы не будет; будет чинная процессия стрелков в традиционных костюмах зеленого сукна.


В такой религиозный праздник нельзя обойтись и без врага рода человеческого - для контраста. Именно поэтому в в Кастрильо де Мурсия человек в костюме дьявола перепрыгивает через младенцев. А в городе Ла-Вилья в Панаме к костюму дьявола добавляется и демоническая маска со страшными клыками. Изгнать демонов может только приобщение к Плоти Христовой.


24 июня, пляж в Малаге, на самом юге солнечной Андалусии. Рождество Иоанна Предтечи (или, как его называют испанцы, Сан-Хуана) празднуется не только днем: после заката испанцы сжигают старые вещи, загадывают желания и прыгают через костры. В этом деле знают толк и православные (называя Иоанна Баптиста Иваном Купалой) - хотя, конечно, эти обряды имеют далеко не христианские корни.


Наигуата - средиземноморский курорт на северном побережье Венесуэлы. Здесь Праздник Тела Христова отмечают торжественными процессиями, отличительная черта которых - очень яркие костюмы. Буйно-красочные наряды характерны для латиноамериканских народов, особенно для индейцев (вспомним празднование людьми народа аймара).


Любовь к ярким краскам нашла отражение даже в самом символе христианства. Судя по лицу мужчины, упивающегося кубинской сигарой, он крайне далек от идей аскетизма.


Почти все местные обряды в ночь Святого Иоанна так или иначе связаны с огнем - это потому, что по времени христианский праздник находится в "опасном" соседстве с жарким, пламенным солнцестоянием (особенно в католическом календаре). В испанском городе Сан-Педро-Манрике в этот день не только прыгают через костры, но и носят жен через пылающие угли. Очень романтично!


Дженцано-ди-Рома - городок в 25 километрах от Рима. Последние 2 недели перед Днем Тела и Крови Христовых здесь буквально усыпаны лепестками роз - и называется это все "Инфиората", "оцветевание". Местные жители уже 250 лет не жалеют цветочных лепестков, по которым позже проходит праздничная процессия... В следующий раз мы еще расскажем подробнее об этом празднике, прославившем город, а пока что переносимся в


В Мексике есть особый "прыгающий" танец чинелос , главная фишка которого - очень ярко одетые танцоры. Даже ярче, чем в Венесуэле. Оригинальные костюмы и маски - результат двухсотлетней давности насмешек над "гачупинами", надменными испанскими аристократами с их черными бородками и кружевными воротниками. Со временем неприязнь к испанским колонизаторам поугасла, а народный танец-театр остался; его-то и практикуют в День Тела и Крови Христовых в столице Мексики.

Рим. Праздник Тела Христова


А завершит наш обзор, конечно, Римский Папа, который поздравляет всех добрых католиков и возжигает свечу в память о земной жизни Иисуса Христа.

Праздник Тела Христова в Толедо

Праздник Тела Христова (Corpus Christi) является одним из самых значительных католических праздников и самым почитаемым в Толедо. Он выпадает на четверг 9-й недели после Страстной недели, то есть в следующий после праздника Троицы четверг и на 60-й день после наступления Пасхи.
Корпус Кристи посвящен почитанию Тела и Крови Христа, в которые пресуществляются хлеб и вино во время евхаристии. Возник он в XIII веке и сначала имел местное значение. Появление данного праздника обычно связывают с личностью блаженной Юлианны из Льежа. В 1251 году Святой Престол придал этому событию официальный статус на уровне Льежской епархии, а в 1264 году папа Урбан IV сделал его обязательным для всей католической церкви.
Наиболее пышно этот праздник отмечается в Толедо, где ему присвоен статус события международного туристического интереса (с 1980 года). Он очень любим как горожанами, так и туристами, его считают даже более важным праздником, чем день города. Местные жители начинают готовиться к этому общегородскому торжеству за целую неделю.

Торжественную процессию, которая проводится на протяжение уже 8 веков и в этом году выпадает на 31 мая, возглавляет кардинал-архиепископ Толедо, и начинается она от ворот Льяна (Puerta Llana). Его сопровождают священники, представители рыцарских религиозных орденов, прихожане церквей, монахини, учащиеся городской Семинарии, а также городские власти, военные и гражданская гвардия.
На пути ее следования вывешиваются своеобразные защитные тенты, которые представляют собой расшитые темно-красные вымпелы из бархата и парчи. Балконы украшаются цветами и флагами, стены домов увешивают старинными гобеленами XVI-XVII веков, а земля усыпана лепестками цветов и пучками ароматных трав – тмином и розмарином.

Сама процессия начинается накануне праздника. Все участники шествия одеты в старинные исторические костюмы: испанские сеньоры и сеньориты в традиционных мантильях, а девочки – в восхитительных платьях для первого причастия.
Впереди процессии идет церковный привратник с шестом, проверяя, достаточно ли высоко подвешены тенты, а за ним несут Кустодию – драгоценную дарохранительницу, изготовленную из золота и серебра в 1515-1524 году испанским ювелиром Энрике де Арфе. Работы по ее созданию длились целых 9 лет. За основу была взята еще более древняя дарохранительница, сотворенная для испанских королей. На изготовление этой 3-хметровой конструкции потребовалось около 183 кг серебра и 18 кг золота, а состоит она из 5600 различных деталей и 260 фигур, скрепленных между собой 12500 шурупами.

Праздник Тела Господня по своему происхождению имел чисто религиозные корни, но со временем стал поистине народным торжеством, где воедино сплелись строгие обряды церковной службы, церемониальные шествия и игровые элементы, характерные для шумных дохристианских празднеств, в которых принимают участие великаны (gigantes) и голованы (cabezudos). Великаны – это облаченные в яркие одеяния куклы высотой в 3-4 метра, олицетворяющие библейских и исторических персонажей, а также аллегорические идеи, хотя могут встречаться и средневековые короли. Голованы, они же карлики, отличительной особенностью которых являются огромные головы, выполненные из папье-маше, играют роль комических персонажей, не имеющих под собой каких-то прототипов. Пожалуй, это лишь контрастное дополнение к великанам.

В наши дни Корпус Кристи в Толедо обогатился разнообразными представлениями, спектаклями для детей и взрослых, выступлениями местных музыкантов и грандиозным фейерверком.
С 25 мая по 3 июня удивительные дворики Толедо, настоящее сокровище города, станут доступными для туристов. Именно в эти дни город предстанет перед гостями в своем праздничном одеянии: гирлянды цветов, ковры и гобелены на балконах, факельное освещение старинных улиц и т.д. Не пропустите это поистине грандиозное событие!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.