Подростковый возраст: трудности взросления. Подростковый возраст – во сколько лет начинается и как долго длится

«Нормальная патология». Это немного несерьезное, но весьма емкое название неслучайно закрепилось за подростковым возрастом. Еще вчера спокойный и послушный, ваш ребенок вдруг резко меняется, становясь упрямым и непредсказуемым. У него появляются новые, не всегда понятные вам интересы: круг знакомых, увлечения, внешний облик претерпевают изменения. Как же вести себя с вашим тинейджером?

В поисках причины

Несмотря на то что на первый взгляд изменения, происходящие с ним, могут показаться вам громом среди ясного неба, они подчиняются строгим возрастным закономерностям и вполне объяснимы с точки зрения психологии. Подростковый возрастотмечается резкими переменами, как в психологической, так и в физиологической сфере вашего ребенка. Значительно возросшая активность желез внутренней секреции приводит к существенному повышению уровня гормонов в крови. В результате этого настроение становится крайне нестабильным и изменчивым. Начавшееся половое созревание, приходящееся на младший подростковый возраст, отмечается появлением вторичных половых признаков, усилением влечения к противоположному полу, активным освоением своей гендерной роли. Кризис, приходящийся на этот период, может проявляться в двух формах. В некоторых случаях ребенок начинает испытывать гипертрофированную потребность в независимости и самореализации. Он отвергает авторитеты и стремится бороться с ними всеми силами, становится грубым и упрямым. В других - он словно боится наступающего взросления, становясь смирным и конформным, инфантильным и несамостоятельным, всячески избегая принятия решений и прячась за спины родителей. Рассуждая о временных рамках этого периода, отметим, что подростковый возраст у мальчиков продолжается с 13 до 18, у девочек - с 12 до 17 лет.

Как вести себя с подростком?

Насколько быстро пройдет этот кризис? Прежде всего, стоит отметить, что подростковый возраст - есть не что иное, как индикатор, по состоянию которого можно судить о ваших отношениях, предшествующих ему. Задумайтесь: всегда ли вы были искренни со своим ребенком? Считались ли с его интересами, учитывали ли его мнение? Если на большинство вопросов вы смогли дать положительный ответ, вполне возможно, что даже настолько непростой этап ваших взаимоотношений пройдет достаточно гладко и без осложнений. Если же нет, попробуйте взять на вооружение советы, следуя которым вы наверняка сможете найти общий язык с тинейджером.

Полезные советы и... запреты

Подростковый возраст - опасный период, когда вам стоит с удвоенной осторожностью следить за тем, что говорите и как ведете себя со своим ребенком. Неосторожный поступок, случайно брошенное слово могут подорвать его доверие и не лучшим образом сказаться на его жизни в будущем. Воспринимайте подростка, как взрослого человека. Считайтесь с его мнением, демонстрируя возможность поддержать его и словом, и делом. Поощряйте стремление общаться со сверстниками и познакомьтесь с ними сами. Пусть в вашем телефоне обязательно будут записаны номера телефонов его друзей, дом будет всегда открыт для них. Подростковый возраст - это время перемен. И, несомненно, будет лучше, если ваш ребенок будет знать, что с ним происходит.

Отношения, построенные на доверии и взаимопонимании, всегда будут залогом счастливой жизни вашего подростка.

Наиболее сложной психологической стадией в жизни человека считается переходный период, который существенно влияет на становление индивида как личности. Это время можно назвать мостиком между двумя жизнями: детской и взрослой. Зачастую кризис переходного возраста влияет не только на подростка, но и на его окружение. Ведь у человека меняются ценности, появляются новы стереотипы, формируется собственная точка зрения. Такой период считается довольно болезненным и тяжелым, поэтому необходимо знать, как справиться с проблемами, которые могут возникнуть именно в подростковом возрасте.

Наиболее сложный возраст

Мало кому известно о тех кризисах, которые наступают у человека в возрасте трех и семи лет. Но переходный период и трудности, которые с ним связаны, известны каждому. Почти все родители с ужасом ждут начала кризиса переходного возраста у своих отпрысков. Многие даже пытаются предотвратить данную стадию и создают для этого все условия. Но в большинстве случаев такие попытки оказываются бесполезными. Несмотря на все старания родителей, подростки раздвигают рамки дозволенного, разжигают конфликтные ситуации, не соблюдают правил и преступают запреты. В основном тинэйджеры выступают провокаторами. Они апеллируют тем, что родители и близкие не хотят их понимать. Но через такие разногласия и сложные ситуации подросток познает себя, учится отстаивать собственные позиции и взрослеет.

Время наступления

Представители разных стран и религий определяют переходный возраст по-своему. У некоторых подростков он может наступить к четырнадцати годам, а у других - к двадцати. Данный переход может реализоваться как просто в получении паспорта или достижении совершеннолетия, так и сопровождаться различными серьезными конфликтами. В этом возрасте наступает половая зрелость, появляется юридическая ответственность за свои действия. Очень сложным для индивида и его окружения является переходный период. Психология утверждает, что время наступления данной стадии сугубо индивидуально. Это зависит от многих факторов, таких как культурное наследие, религиозные убеждения, окружающая среда, круг общения.

Трудное поведение подростка

Во время переходного возраста тинейджер постоянно пытается отстоять право на свою самостоятельность и независимость от взрослых. Это желание проявляется в таких важных моментах, как сложности поведения, ярко выраженное упрямство, негативизм, повышенная конфликтность, открытое непослушание, отстаивание собственного мнения по любому вопросу. Зачастую подростки демонстрируют свой нонконформизм при общении со сверстниками, а также нарочито противопоставляют себя взрослым. Проблемы переходного периода в основном заключаются в том, что тинейджер создает антипод послушного подростка. Ребенок может вести себя подобным образом достаточно долго. Хотя в некоторых случаях кульминация кризиса переходного возраста проходит спокойно. Существует два противоположных сценария, по которым может развиваться данный этап формирования человека.

Первый, классический вариант развития

У подростка проявляются традиционные симптомы, которые сопровождают любой возрастной кризис. Тинейджер ведет себя строптиво, упрямо, проявляет своеволие и негативизм, критически относится к требованиям родственников и учителей. На данной стадии взросления у подростка обостряется чувство собственности. Он начинает оберегать свои вещи от посторонних глаз и рук, дорожит личным пространством. Зачастую переходный возраст характеризуется тем, что тинейджер запрещает родителям или знакомым заходить в свою обитель. Он становится скрытным в общении. Родственникам может показаться, что ребенок скрывает что-либо ужасное. Но волноваться не стоит. У подростка происходят серьезные изменения во внутреннем мире. Меняется система ценностей человека, появляются новые принципы, формируется мировоззрение. В этот сложный период тинейджер пытается защитить свою формирующуюся личность, поэтому и ведет себя нестандартным образом.

Второй вариант

Но все может развиваться и по другому сценарию, который прямо противоположен первому. Тинейджер полностью зависит от родителей и учителей. Чрезмерное послушание и возврат к прежним интересам - это характерные признаки поведения подростка, переживающего переходный период по второму варианту, который еще называют «кризисом зависимости». Человек зачастую возвращается к старой системе ценностей и отношений с окружающими. Его цель - найти поддержку и обрести сравнительную беззаботность. Вне зависимости от того, по какому сценарию протекает самоопределение подростка, на данной стадии развития происходит определение жизненной позиции. Если в первом случае тинейджер акцентирует внимание окружающих на том, что он уже не ребенок, то во втором варианте он хочет и дальше оставаться в своем детстве.

Положительные результаты

Кризис переходного периода имеет много положительных результатов. Подросток борется за свою независимость, пытается самоутвердиться, познать собственные способности и возможности. Такая борьба должна проходить в безопасных условиях. В результате у тинейджера формируется чувство уверенности в своих силах. Кроме того, именно юношеский возраст и трудности, которые с ним связаны, помогают человеку научиться самостоятельности, открыть в себе качества, которые в будущем будут помогать ему разрешать возникающие сложные ситуации.

Характерные черты

Переходный возраст характеризуется тем, что у человека активно развиваются познавательные процессы. Подросток переходит к абстрактному мышлению. Ему начинают нравиться рассуждения на отвлеченные темы. Особенности переходного периода заключаются в том, что ощущения и восприятие человека переходят на новый, более высокий уровень. Тинейджер все чаще анализирует свои поступки и действия окружающих, фокусируется на важных вещах, избирательно относится к выбору будущей профессии. Активно развиваются творческие и интеллектуальные способности. Кроме того, меняется мотивационная сфера, которая начинает формироваться на основе четко поставленных целей.

На первом плане - общение

Для тинэйджера наиболее важными людьми становятся товарищи и друзья. Юношеский возраст - это время активного общения со сверстниками. Постоянно контактируя между собой, подростки обучаются социальному взаимодействию. Через общение они удовлетворяют свою потребность в эмоциональных контактах, которая возрастает в переходном возрасте. Большую роль играет и половое созревание человека. У подростка меняется гормональный фон, что приводит к изменению манеры поведения в обществе, интересов и самосознания. На этом этапе важно не ограничивать тинейджера в общении. Это может привести к нервным срывам и затяжным депрессиям. Подросток должен общаться со сверстниками. Ведь это важный фактор формирования собственного мнения.

Подростковый период и его задача

Подростковый переходный период характеризуется тем, что человек переходит на новый уровень в физиологическом и социальном плане. Наиболее важное приобретение, которое влечет за собой юношеский возраст, - это развитие такого чувства, как личная идентичность. Стремление подростка отгородиться от навязчивого внимания родителей можно считать вполне нормальным. Для идентификации себя как взрослой личности тинейджеру нужно побороть эмоциональную эмансипацию. Подросток должен обрести свободу, «перешагнув» детские эмоциональные отношения. Чтобы вступить во взрослую жизнь, человеку необходимо обрести интеллектуальную независимость.

В период переходного возраста тинейджер учится критически мыслить, начинает самостоятельно решать важные вопросы. Поведенческая автономия, которая проявляется в разнообразных жизненных сферах, также является показателем взросления. Подросток сам выбирает свой стиль одежды, круг общения, интересы и предпочтения. Этот период не несет в себе страшных последствий или эксцессов. Родителям нужно лишь относиться снисходительно, спокойно и с пониманием к своему ребенку.

В современном мире тинейджеры помолодели. Уже не редкость, когда половое созревание начинается в 9-10 лет. По подсчетам ученых, возраст первой менструации у девочек и ломки голоса у мальчиков неуклонно снижается вот уже 150 лет.

3 причины раннего созревания

Это не единственные факторы более раннего взросления детей, но именно на них сейчас делают акцент.

  1. Обильное питание, мясная диета. Ряд исследований подтверждают, что мясной рацион и лишний вес прямо влияют на раннее развитие.
  2. Развитие химической отрасли, применение гормонов в пищевой промышленности.
  3. Семейные конфликты, рост разводов, воспитание в неполной семье. Часто дети взрослеют раньше, чтобы обеспечить себе выживание. Когда нет поддержки близких взрослых, ребёнок, лишённый детства, выращивает в себе качества взрослого, иногда замещает роль одного из родителей.

В какой ситуации взрослеет ребенок?

В Украине ранний подростковый возраст (9-11 лет) приходится на момент перехода из младшей школы в среднюю. Сегодняшние десятилетки поступают в среднюю школу уже беспокойными подростками.

Алина Колесник - детский и семейный психолог, мама младшего подростка и студентки 1 курса.

Школа обеспечивает детям стрессовую ситуацию перехода на следующую ступень обучения. Сначала экзамены в конце четвёртого класса.

Затем следующее испытание — конкурсный отбор в лицей или гимназию. Успешная учеба в младшей школе и высокие балы аттестации не гарантируют детям поступление.

Родители талантливых деток, тружеников, счастливчиков, прошедших отбор, вздыхают с облегчением. Школа, отобрав детей по своим критериям, надеется на успешный учебный процесс.

Весь оптимизм спадает через 2-3 недели. Ребёнок становится раздражительным, конфликтует или замыкается в себе.

Учителя отмечают общее , просят родителей «принять меры». Родители усиливают контроль, дети болеют. Почему?

Отвечает на этот вопрос Франсуаза Дальто в своей книге «На стороне подростка»:

«Люди имеют право на болезнь... Болезнь — это способ выразить что-то. Когда человек не может выразить это словами, чувствами, тогда берет слово болезнь»

Что хотят сообщить нам подростки, но не могут выразить словами?

Часто о подростковом возрасте говорят, как о втором рождении. Мир ребенка меняется кардинально. Ему сложно и он сам не понимает, что с ним творится...

Какие его главные посылы?

"Мир очень изменился!"

Пятиклассник попадает в среду с новыми правилами и руководителями. Представьте, что вы поменяли работу, выиграв конкурс, и у вас теперь десять начальников.

  • Каждый из них вводит свои правила: какие завести тетради, как выполнять домашние задания, оформлять их.
  • Материал усложняется от урока к уроку, пропуски надо отрабатывать самостоятельно.
  • Индивидуальный подход, когда Мария Ивановна в начальной школе знала особенности каждого ребёнка, сменяется обезличиванием и снижением контроля.
  • Каждый учитель-предметник считает свой предмет главным и требует выполнения заданий без учета общей нагрузки.
  • Родители тревожатся, активно включаются в учебный процесс, приглашают репетиторов. Учебная нагрузка ученика иногда превышает восьмичасовой рабочий день.

"Со мной что-то творится!"

Стрессовая ситуация перехода в среднюю школу осложняется и ранним началом полового созревания. В этот период начинаются существенные изменения в организме ребёнка.

Гормональная перестройка, бурная работа желёз внутренней секреции приводит к возбудимости нервной системы. Ребёнок проявляет резкость и раздражительность, обидчивость и ранимость.

«Пытаясь понять незащищенность, ранимость подростка, представим себе раков и лангустов, меняющих панцирь: они прячутся в расщелины скал на время, необходимое для образования нового панциря, который сможет их защитить. Но если в этот момент, когда они так уязвимы, на них кто-то нападает и ранит их, рана эта сохранится навсегда, и панцирь лишь скроет шрамы, но не залечит раны» - Француаза Дольто

Разные области головного мозга развиваются с разной скоростью.

Гипокамп, который отвечает за память, увеличивается в размерах. Это приводит к заторможенности ребёнка, сонливости, снижению интеллектуальной деятельности. Если раньше он отличался прекрасной памятью, то в средней школе ему трудно учить наизусть. Также у подростков наблюдаются трудности с засыпанием вечером и ранним пробуждением.

Рост костей и кровеносных сосудов не всегда соответствует росту мышц, что приводит к болям в ногах, шумам в сердце.

Интенсивное развитие грудной клетки и легких провоцирует обмороки у детей от долгого сидения в непроветриваемых помещениях и при интенсивных занятиях спортом.

"Мне страшно, но я в этом не признаюсь!"

Мозгу подростка свойственно испытывать тревогу, страхи, как у детей четырёх-шести лет. Но если пятилетка громко заявляет свой страх, то десятилетний подросток не всегда признается взрослым, что он боится. Боятся только «малявки», а подросток считает себя уже взрослым. Он учится сам бороться с негативными мыслями и самоуспокаиваться, но область мозга, которая отвечает за аргументацию и контроль ещё не развита. Поэтому так важна поддержка взрослого, который рядом.

Такое неравномерное развитие областей мозга является причиной любви к риску, с одной стороны, и излишней осторожности подростков - с другой.

Центр мозга, ответственный за удовольствия, развивается быстрее, чем префронтальная кора. Поэтому срабатывает поговорка «Вижу цель — не вижу препятствий».

Подросток, предвкушая удовольствие от прыжка с высоты, не успевает оценить риски и действует. Прыжки с гаражей, селфи на крыше высотки и другие его рискованные действия мотивированы жаждой удовольствия, адреналина. С другой стороны, если какой либо шаг оценивается ребёнком, как небезопасный, то ему очень трудно отказаться от своих убеждений. Например, отец прыгает в озеро на глазах у подростка и приглашает повторить прыжок. Ребёнок перед этим посмотрел сюжет о том, как опасно прыгать в открытых водоемах. Если эта ситуация зафиксировалась, как небезопасная, то никакие аргументы и личный пример родителя не помогут убедить ребенка прыгнуть.

Развитие мышления от образного к абстрактному происходит постепенно и неровно. Это объясняет попеременное проявление полярных свойств психики, когда целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью, повышенная самоуверенность сменяется неуверенностью в себе, возвышенность чувств с циничностью.

Вот какой бурный, разнонаправленный, интересный и сложный мир подростка. Почему тинейджеры так помолодели? Не подталкиваем ли мы сами детей к раннему взрослению? Может таким образом детская психика адаптируется к внешним вызовам и заранее запускает процессы созревания?

Эти вопросы не имеют однозначных ответов.

Мы требуем от наших детей волевых действий, самодостаточности, уверенности в себе, проявления своих интеллектуальных способностей, усидчивости, послушания и много другого, что свойственно не всем взрослым.

Родителей и учителей пугает подростковый возраст

Прежде всего надо понимать, что дети в этот период больше всего нуждаются в поддержке, и мы в силах им помочь. Как именно помочь, мы детально поговорим в следующем материале.

  • А сейчас постарайтесь просто осознать, каково вашим десятилеткам. Насколько сложный у них период. Одно осознание этого - уже полдела. Не думайте, что их задача вас достать. Нет. У них другие задачи и проблемы.
  • Смотрите детям в глаза с теплотой.
  • Кладите руку на зону поддержки (между лопаток), пока разговаривайте с ними, будьте внимательны к его мнению.
  • Помогите полноценно отдыхать (свежий воздух, легкий спорт, нормальная еда и достаточный сон).
  • И... сами заботьтесь о своем ресурсе, ведь только не выгоревшая мама может контенировать все сложные эмоции ребенка и отвечать любовью и принятием.

Время чтения: 9 минут

Ваш ребенок перестает быть маленьким, примеряя на себя это чувство – быть взрослым. Многие из родителей боятся наступления этого переходного периода, нередко вспоминая себя в этом возрасте и считая, что вслед за взрослением чада проблем не избежать. Переходный возраст – время тяжелое, но не только для родителей, но и для самих детей. Что же такое происходит в это сложное, трудное время, как понять психологию подростка?

Что это такое

Переходный возраст, или отрочество – период развития человека в процессе перехода от детства к юности. Отрочество длится с 10-11 до 15 лет. Этот переходный период, называемый также пубертатным, относится к числу критических, поскольку в этом возрасте происходит не только бурный рост и половое созревание юнца, но и кардинальные изменения в сфере сознания, системе взаимоотношений. Подробная информация об этом есть в учебниках по обществознанию.

Начинается отрочество с полового созревания – выработки гормонов, стимулирующих развитие репродуктивной системы, мозга, мышц, костей и кожи. Для этого возраста характерно «чувство взросления», развитие самооценки и самосознания. На переходном этапе онтогенеза развивается интерес к самому себе как личности. Если условия для реализации возможностей, индивидуализации отсутствуют, самореализация тинейджера кризисного возраста может принять неблагоприятную форму.

Признаки переходного возраста:

Во время полового созревания, приблизительно в 10 лет, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 годам, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.

Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.

У мальчиков:

Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным. Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые. Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения?

  1. Мускулатура начинает резко развиваться.
  2. Расширяются плечи.
  3. В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
  4. Ломается голос.
  5. На спине и лице появляется угревая сыпь.
  6. Запах пота становится более резким.
  7. Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
  8. Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
  9. Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.

У девочек:

У девочек отрочество начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. Появляются первые признаки взросления девочки:

  1. Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
  2. К 10 годам становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
  3. К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
  4. В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию – анорексии.

Почему подростковый возраст называют переходным

Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.

Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом периоде рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки.

Проблемы и трудности у подростков

Трудности переходного периода зачастую связаны с активной гормональной перестройкой организма. Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе.

Растущему организму необходимо личное пространство – он хочет быть самостоятельным, норовит выйти из-под родительского контроля. На этом фоне нередко возникает конфликт между родителями и детьми. Лучше позволить своему взрослеющему ребенку побыть наедине с собой, не лезть к нему в душу. Если подросток посчитает, что вам стоит доверять, он расскажет что посчитает нужным, сам.

Появляются трудности и при вхождении парня или девушки в какой-либо коллектив, где происходит своеобразная борьба за лидерство. В компании людей с подобными проблемами, сложным характером редко бывает равенство. То же стремление к лидерству может подтолкнуть к необдуманным поступкам – к примеру, привязаться к плохой компании, а как следствие — пристраститься к выпивке, сигаретам хулиганству, а иногда даже наркомании.

Изгоям среди ровесников тяжело, такой изгнанник замыкается, становится некоммуникабельным, испытывает стресс и чувство унижения или самоуничижения в компании ровесников. В этом случае родителям необходимо помочь своему чаду адаптироваться в социуме во избежание серьезных психологических проблем в будущем.

Большое значение для взрослеющего парня или девушки имеет проблема внешнего вида. Особенно тяжело переживают это девушки — ведь все внимание достается красивым, ярким и самоуверенным. Плюс ко всему появляются подростковые прыщи, жирная кожа и прочие атрибуты подросткового периода. Поэтому первая задача родителей в данном направлении — научить сына или дочь ухаживать за собой, своей внешностью, привить хороший вкус в одежде, развить чувство уверенности в себе, что потребуется впоследствии им в любом периоде жизни.

Возникают проблемы также на фоне неразделенной любви. Первая любовь, к тому же подогреваемая различными сериалами, зачастую очень сильна, а неудача в совокупности с повышенной эмоциональностью подростка и склонностью этого возраста раскрашивать все жизненные моменты яркими красками, могут подорвать психическое здоровье. Лучше всего, если родители объяснят своим влюбленным детям, что лучшее обязательно ждет их впереди, неудачи вполне переживаемы, а с возрастом они иначе воспримут свои чувства.

Виды подростковой депрессии

Депрессию трудно распознать, поскольку поведение юных чад этого возраста зачастую вызвано не отрицательными эмоциями, а перепадами настроения, вызванными процессом полового созревания. Но постоянное плохое настроение, ухудшение успеваемости в школе и некоторые другие проявления трудного возраста могут указать на наличие депрессии. Следует учитывать, что это заболевание, и оно является не видом настроения, а психическим расстройством. В целом выделяется несколько видов депрессии:

Классическая депрессия. ­ В этот период юные люди нередко чувствуют печаль, подавленность, тревогу. Человек перестает испытывать удовольствие от привычных ему дел. Любимые фильмы, фото, еда вызывают приступ раздражительности. К симптомам классической депрессии у подростка относятся замедленность движений и мышления, внешнее безволие.

Невротическая депрессия. Этот вид депрессии, иногда присущей подростковому периоду, возникает в результате длительной ситуации, травмирующей психику. Начинается заболевание со снижения настроения, слезливости и ощущения несправедливого отношения к себе. Симптомами невротической депрессии могут быть проблемы с засыпанием, тревожное просыпание, слабость, утренние головные боли, низкое артериальное давление.

Психогенная депрессия. Развивается при утрате жизненно важных для подростка (и не только) ценностей. Это может быть смерть близких людей, разрыв отношений. Психогенная депрессия может развиться за короткое время. К признакам ее относятся внутреннее напряжение, беспокойство за судьбу, тоска и заторможенность, жалобы на свою малоценность. При появлении таких симптомов необходимо сразу обратить внимание на парня или девушку, и отвести их к психологу, пока они не сочли лучшим выходом из ситуации самоубийство.

Особенности контакта с подростком

При достижении ребенком отрочества, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.

Единые требования в семье к взрослеющему ребенку имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание подростку на этапе становления личности может не пройти.

Стоит учесть, что нередко взрослеющее поколение совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду. Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики, на данном этапе не сильно придираться. Особого отношения требует чувство взрослости у подростка. Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами.

Позволяйте ребенку самому разбираться в объектах своей привязанности или влюбленности и самому принимать решения в данном направлении, хоть это еще и не вполне взрослый возраст. И не забывайте, что даже если подросток нуждается в помощи родителей, одновременно он старается оградить собственный мир от вторжения, и имеет на это право. Старайтесь не контролировать его поведение и относиться к своему чаду с уважением, в тоже время, косвенно влияя на поступки.

Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному периоду – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга. Тем самым вы облегчит ребенку поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.

Как пережить кризис

  1. Внимательно отнеситесь к развитию своего ребенка. Не пропустите первые, пусть даже слабые признаки вступления его в отрочество.
  2. Серьезно отнеситесь к тому, что любой человек развивается индивидуальными темпами, не всегда соответствующими конкретному возрасту. Не стоит считать взрослеющего юнца маленьким ребенком. Но и не пытайтесь сделать ребенка подростком раньше, чем он сам к этому готов, даже если его возраст как таковой считается переходным.
  3. Серьезно отнеситесь ко всем высказываниям вашего чада, какими бы глупыми они ни казались.
  4. Дайте взрослеющему организму максимум самостоятельности – столько, сколько он сможет выдержать для своего возраста. Старайтесь советоваться с детьми по любому поводу – даже самому пустячному. Они должны почувствовать себя наравне с вами, равноправным членом семьи.
  5. То, чего вы хотите добиться от дочери или сына, выполняйте сами – к примеру, всегда звоните, если задерживаетесь.
  6. Старайтесь исправить ошибки в воспитании, сделанные ранее. В этом возрасте все ошибки имеют склонность выползти наружу.
  7. Проявите интерес ко всему, что имеет значение для вашего сына или дочери. В переходном, богатым сюрпризами возрасте у них происходит переоценка интересов и ценностей, и лучше, если вы примете в данном процессе непосредственное участие.
  8. Используйте поощрения, обсуждайте правила. Но некоторые вещи, особенно касающиеся безопасности, в любом возрасте, а переходном особенно, должны соблюдаться беспрекословно.

Чтобы такой трудный и сложный переходный период у вашего ребенка прошел безболезненнее, как для него, так и для вас, вы можете обратиться за помощью к психологу. Правда, мало какой подросток пойдет на это, считая, что проблемы как таковой нет. Как вариант помощи, вы можете прочитать книгу по психологии подросткового возраста или посмотреть видео.

Ваше чадо подрастает и однажды начинает обижаться, если вы не осмотрительно назвали его ребенком. Это означает, что настало время, когда он безжалостно и отважно готов расстаться с детством. Не мешайте подростку взрослеть - лучше помогите, учитывая некоторые очень важные особенности подросткового возраста...

Особенности подросткового возраста - это не только вызывающее поведение и первые прыщи на лице. В период взросления ребенок вынужден переживать колоссальные "перегрузки", особенно психологические, и именно родители должны помочь ему пройти это испытание "без потерь" ...

Кто они - подростки?

Отечественные психологи считают подростками детей от 11 до 15 лет. Ваш уже дорос? Еще вчерашний малыш, который просил, а может быть требовал внимания и постоянного участия, становится в общении с вами замкнутым, немногословным, иногда даже позволяет себе «плохие словечки». У него уже есть от вас секреты, и не исключено, что действительно очень важные, которые могут отразиться на всей последующей жизни - и его и вашей, между прочим.

В качестве самовыражения он культивирует внешние символы - яркие пряди в волосах, «странную» одежду, возможно даже украшения-символику или татуировки, да и мало ли чего ещё. Возможно, и учиться стал хуже.

Переходный возраст - это период больших волнений для родителей. Через них рано или поздно проходят почти все семьи. Так что не отчаивайтесь - вы не одиноки, а значит, из любой ситуации можно найти подходящий выход.

Ваш ребенок «переходит» от детства к взрослости. Что ж, любое время перемен тревожно и неоднозначно. Однозначно только одно - он по-прежнему, а может даже ещё больше, нуждается в вашей любви и понимании.

В подростковом возрасте (особенно в 14-15 лет) дети становятся особенно скрытными и отстраненными. Не пугайтесь этого! И ни в коем случае не вините ребенка в холодности, равнодушии и предательстве. Просто позвольте подростку адаптироваться к новым для него особенностям "взрослого" мира, но при этом не давайте ему забывать - что вы всегда готовы поддержать его, и что любите его не меньше прежнего...

Особенности подросткового возраста, о которых стоит знать

Особенность первая. В раннем подростковом возрасте (11-13 лет) творческое и логическое мышление еще «новобранцы» в психической деятельности. А в школьной программе увеличивается процент заданий логического характера, требующих творческого подхода, - сочинения, рефераты, доклады, выступления и т.п. Прежде чем написать, скажем, доклад, нужно обдумать его структуру и найти нужную информацию. Подростку довольно трудно с этим справиться, у него еще недостаточно развита способность к предварительному планированию. И зачастую доведенный до отчаяния родитель, проявляя вышеописанные умения, пишет сам за своего ребенка сочинение.

Если вы видите, что ребенку легче увильнуть, чем справиться с подобным заданием, не пожалейте времени и просто помогите ребенку составить план, а также найти источники информации - учебники, словари, энциклопедии, статьи в интернете. Тогда ему будет гораздо легче справиться с задачей, а заодно и проснется интерес.

Особенность вторая. У вашего подростка активно развивается, и, соответственно, изменяется мотивация поступков и поведения в целом. Раньше было достаточно просьбы «порадуй маму» или безапелляционного «так нужно», чтобы ребенок безропотно посещал музыкальную школу, а теперь он в открытую отказывается «бренчать» или просто начинает пропускать занятия. Та же ситуация может возникнуть и по отношению к учебным предметам.

Только тогда, когда ваш ребенок начнет осознавать значимость того или иного занятия для себя лично, оно перестанет быть для него обременительным. Однако именно ее - значимость - подросток не всегда сможет оценить самостоятельно. Что поделаешь, его жизненный опыт еще крайне невелик! Ваша задача - изложить с долей изобретательности и фантазии перспективы, которые, вполне вероятно, станут достаточным аргументом для продолжения той или иной деятельности ребенка.

Например, красочно объясните, что умение играть на гитаре позволит ему без труда освоиться в любой компании, а навыки рисования поразят воображение подросткового сообщества какими-нибудь необыкновенными граффити...

Особенность третья. Часто раздражающий взрослых особенностью подросткового возраста является нестойкость интересов ребенка. Родители порой не успевают отследить, как часто их чадо меняет увлечения. Еще на прошлой неделе играл на гитаре, вчера просил деньги на покупку роликов, а сегодня желает изучать немецкий - пожалуйте сюда преподавателя. Ничего страшного - чем больше он попробует, тем легче будет правильный выбор в будущем. Каждый раз, когда выбранное дело плохо получается, большинство подростков легко и незатейливо меняют сферу интересов. Им-то что до того, что вы преподавателю немецкого за полгода вперед заплатили…

Так что будьте осмотрительны. Помогите своему «легкомысленному» чаду выбрать занятие, которое ему было бы по силам. Может, вам повезет, и вы избежите частой смены его дорогостоящих увлечений, а заодно у него выработается уверенность в своих возможностях. И в этом случае не забывайте об особенности второй - видимая перспектива труда даст подростку дополнительный стимул.

Особенность четвёртая. В этом возрасте формируется новый образ физического «Я». В геометрической прогрессии повышается интерес к своей внешности, остро переживаются все ее изъяны - чаще всего мнимые. Для подростка исключительно важна оценка его внешности окружающими, в особенности сверстниками и, конечно же, соответствие модным направлениям. Максимализм и увлеченность творческих поисков в преобразовании своего внешнего вида иногда приводят в ужас родителей и педагогов. Успокойтесь и станьте терпимее - подросток очень раним.

Именно в подростковом возрасте дети впервые (и пока, увы, чрезмерно) пристально изучают свою внешность. И зачастую они непростительно критичны к себе...

Недопустимы презрительные или насмешливые высказывания, тем более что большей частью они несправедливы. Неосторожное замечание взрослых или друзей о внешнем виде - и эти переживания надолго займут мысли и чувства ребенка. Тут уж не до учебы. И поэтому ваша помощь в выборе имиджа подростка окажется неоценимой, если вы вместе с ним полистаете модный журнал, озвучите достоинства его внешности и подумаете над тем, как их подчеркнуть. Как минимум, вы проведете это время нескучно.

Особенность пятая. Надеемся, что вас не очень травмирует желание ребенка больше общаться со сверстниками, чем с вами. В этом возрасте исключительно значима потребность в общении с себе подобными.

А еще вхождение во взрослую жизнь в подавляющем большинстве случаев сопровождается не раз воспетой поэтами первой любовью. Подростки не могут устоять под натиском новых чувств, желаний, ощущений, у них пока не отработаны культурные нормы поведения, недостаточно развит самоконтроль.

Ваше понимание, тактичный совет, разговор по душам в новых и эмоционально сложных для подростка ситуациях просто неоценимы. Хорошо, если столь же понимающими окажутся школьные учителя, но на это сегодня особо рассчитывать не приходится. А если ваш «малыш» пригласил на день рождение целый класс, вы поможете и ему, и себе, а также спасете квартиру от погрома, если тактично поможете ему спланировать этот замечательный праздник и заранее обозначите границы дозволенного.

Особенность шестая. Подростку свойственна личностная не стабильность - он колеблется между слепым подчинением и бунтом против любого давления, между оптимизмом и пессимизмом. Ребенок осознает, что он - личность, человек, способный отвечать за свою жизнь и принимать ответственные решения, но быть по-настоящему ответственным он объективно еще не в состоянии. Поэтому контроль необходим, но не жесткий и директивный, иначе ребенок все сделает назло. Не давите, ибо он свою самостоятельность сублимирует непродуктивной борьбой против «предков».

Страх за свою «кровинушку» понятен - в мире действительно много опасностей. Но единственная действенная защита от них - научиться быть ответственным за свое поведение, видеть эти опасности и избегать их. Даже если ребенок совершит ошибку, у него появится собственный жизненный опыт. Это тот самый путь, по которому умнели и взрослели все, и вы тоже.

Ваш контроль - это постоянные доверительные отношения, участие в жизни подростка. Будьте готовы всегда выслушать ребенка. Предложите ему свой совет, но право воспользоваться им оставьте подростку. Ваши страстные попытки убедить чадо в неверности его решений не приведут к желаемому результату - оно увидит в этом лишь попытку навязать свое мнение и подчинить его волю. Но совсем нелишне будет сказать ребенку, что вы обеспокоены, волнуетесь за него и переживаете. И не забудьте тактично указать на те возможные последствия его поступка, которые вы видите.

Особенность седьмая. Сочетание внешней грубости и внутренней ранимости - это еще одна особенность подросткового возраста. Родители, обеспокоенные проблемами ребенка, проявляют к нему повышенное внимание с «отрицательным зарядом». Это может быть и осуждение, и критика его внешности, и просто высказывание вашего недовольства. Очень часто в ответ на наше чрезмерное беспокойство подросток замыкается и грубит, и это, между прочим, естественная защитная реакция.

Не заставляйте ваше взрослеющее чадо защищаться от вас, не забывайте похвалить, заметить все его удачи. Если он принял какое-то решение и оказался прав, необходимо оценить его упорство и самостоятельность по достоинству. Пожалуйста, не демонстрируйте свое на самом деле эфемерное взрослое превосходство, всегда сохраняйте дружественный и уважительный тон. Когда вы обеспокоены, расстроены, сердиты, то, скорее всего, ведете себя импульсивно. Заметьте - результат нулевой. Если вы выразите уверенность в том, что ваш ребенок сам все понимает и примет правильное решение, это будет самый верный ход. Не забудьте, однако, предложить совет.

Если подросток вам доверяет, то он обязательно возьмет себе на заметку ваш собственный план действий. Просто расскажите ему откровенно, как поступили бы вы в той или иной сложной ситуации, но обязательно дайте понять ребенку, что вы оставляете за ним право принять окончательное решение.

Особенность восьмая. Если мы с вами что-то делаем не так, нас наказывает жизнь. У ребенка же есть уникальный шанс - он может сам выбрать поощрение и наказание. Это такая очень взрослая игра. Когда дети осуществляют выбор поощрения и наказания, они лучше осознают последствия своего поведения, и это повышает их ответственность. Всегда лучше использовать поощрение, и важно, чтобы обещанная награда была получена. Какой она может быть? На самом деле, вы будете удивлены, но дети далеко не всегда стремятся получать только лишь материальные вознаграждения.

При анкетировании, проводившемся среди учеников 7-8 классов одной подмосковной школы, на вопрос « Наиболее желаемое поощрение» подростки в большинстве своем выбрали не шмотки и модные гаджеты, а добрые родительские слова в их адрес и … совсем детские желания - погладить по голове, обнять, похлопать по плечу. Для некоторых родителей это было откровением - такое желание ребенка, как собраться всей семьей вместе, устроить сладкое чаепитие или загородный пикник. А для вас это не откровение?

Мир подростка сложен, и нам, взрослым, бывает трудно в него проникнуть. Попробуйте оценить, насколько реальны ваши представления о собственном ребенке - вашем «колючем», таком любимом и невыносимом подростке. Проведите дома со своим чадом игру-анкетирование. Вопросы совсем простые, но они предполагают абсолютно честные и откровенные ответы без боязни порицания или осуждения с вашей стороны:

  • Что нравится во мне моим родителям?
  • Что не нравится во мне моим родителям?
  • Что мне хотелось бы изменить в отношениях с родителями?

А потом обязательно адресуйте такие же вопросы и самим себе: что нравится мне в моем ребенке, что не нравится, и что я хотел бы изменить в наших отношениях с ним? И сравните ответы. Поверьте, возможны самые неожиданные открытия, которые помогут вам стать ближе, понять друг друга, испытать новый «приступ любви», а это самое лучшее из всего, что только может себе пожелать родитель подростка...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.