Нужно ли наказывать ребенка? Нужно ли наказывать трёхлетнего ребёнка

Ваш ребенок провинился,а вы не знаете, как поступить в подобной ситуации?

Или все-таки стоит простить проказнику его невинные шалости?

Бесспорно одно: в наши дни без такого средства,как наказание необойтись, и удача в том, чтобы его использование было,как минимум,элементарно в педагогическом отношении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нужно ли наказывать ребенка?

Наказание - очень трудная вещь, оно требует от родителя деликатности и осторожности. Неумелое, порой противоречащее элементарным нормам этики и права наказание может привести к тому, что ваш ребёнок станет замкнутым, неуверенным в себе, закомплексованным человеком. А поэтому каждому родителю стоит помнить следующее:

1. Наказание не должно фактически приносить физические страдания
ребёнку.

Физическое наказание заслуживает особого внимания как один из
самых распространенных методов воспитания среди современных
родителей. Оно является мерой, целесообразность которой вызывает горячие
споры среди родителей и педагогов. На первый взгляд кажется, что дети, по
отношению к которым было применено физическое наказание, стали
послушными. Но на самом деле это не так. У детей со слабым характером
побои вызывают страх, боязнь, привычку говорить неправду, чтобы их не
били. У детей с сильным характером физическое наказание вызывает злобную
ненависть, грубость, неуважение к другим людям.

2. Наказание является рациональным только тогда, когда тот, кого наказывают, понимает, чего от него требуют.

3. Наказывать нужно только тогда, когда действительно нарушаются интересы
семьи и когда ребёнок открыто и осознанно идёт на это.

4. Наказание должно быть справедливым, отвечать поступку ребёнка. Несправедливость только лишь делает малыша озлобленным, а не
помогает ему укреплять его лучшие качества или исправляться.

5. Не допускается использование одних и тех же методов наказания во всех
случаях и в отношении всех детей. На одних сильно влияет замечание, убеждение, на других - суровое наказание.

6. Наказание должно воспитывать, а не унижать.

Стоит отметить, что некоторые родители в целом к любым видам наказаний
относятся резко отрицательно. Они правы лишь частично, ведь допускать
безнаказанности поступка категорически нельзя. Это даёт возможность
ребёнку гордиться ненужным геройством, вот, мол, какой я, что хочу, то и
делаю, и мне никто ничего не сделает и всё простят.

И все же не стоит забывать и о поощрениях.

Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие заслуги, говорите ему приятные слова и, конечно же, подавайте положительный пример малышу своим
поведением, помня о том, что примеры служат гораздо более к
исправлению, нежели наказания.

Дети с удовольствием делают то, что им интересно, поэтому хорошо организовать обучение навыкам самообслуживания так, чтобы ребенку очень нравилось то, что он делает, использовать игру, подключать игровых персонажей, делать по возможности многие вещи вместе с детьми.
Позволять детишкам помогать, чаще хвалить за проявление инициативы. Терпение и спокойный методичный подход сделают свое дело: крики и срывы, а за ними и наказания значительно уменьшатся.
Особенности наказания в момент переживания ребенком возрастного кризиса.
Есть определенные возрастные периоды, когда ребенок особенно упрям и невосприимчив к запретам, словам, и вообще ведет себя не так, как было до этого. В такой переходный период, или возрастной кризис, поведение ребенка меняется не в лучшую сторону, родители теряются, больше раздражаются, и сооответсвенно, чаще применяют наказания.
Один из тяжелых переходных периодов в развитии ребенка - кризис трех лет, «Я сам».
В этот период происходят изменения отношений между родителями и ребенком. Взрослый становится образцом для подражания, и ребенок стремится быть таким, как мама или папа – в действиях, поступках, словах. Период "Я сам" означает не только возникновение самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека.
Признаки кризиса - негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых. Поэтому и на маму ребенок может накричать, ударить.
Дети часто закатывают истерики, потому что у ребенка не может получиться так, как у взрослого, происходит несовпадение желания и возможностей, поэтому он и ведет себя хуже некуда.
1. В такой период не стоит ругать ребенка и давить на него, но и потакать в капризах не нужно.
Дети чувствуют неуверенность родителей, их настроение и соответственно реагируют – непослушанием и плачем. Возможно еще, ребенок таким поведением пытается привлечь к себе внимание.
2. Нужно приучать ребенка заниматься с самим собой и играть одному.
Это поможет и ему контролировать свои эмоции и родителю спокойно заниматься своими делами.
3. Давать чаду больше возможности для самостоятельности. Пусть он делает какие-то вещи сам – одевается, помогает по хозяйству.
Когда он раскидывает вещи или безобразничает, нужно говорить ему, как это неприятно, что его поступки огорчают маму. При этом делать акцент на поведении ребенка, а не на его личности, чтобы не развить комплекс плохого и ненужного ребенка.
4. Чаще гулять и играть в активные игры, но только не перед сном.
5. Соблюдать режим, чтобы перепады режимных моментов не влияли негативно на поведение.
6. Быть уверенным в том, что спокойное отношение и уверенность в правильности вашего воспитания избавят и вас от страха за то, что в будущем вы не сможете справиться с поведением ребенка.
7. И, конечно, необходимо знать о том, что такой переходный период есть, в чем он проявляется, что может коснуться и вашего ребенка, потому запасайтесь терпением в такие кризисные периоды. Чем больше терпения вы проявите, тем быстрее минуете опасное и сложное время.
А как наказывать за серьезные проступки?
«…Сегодня, собираясь с 5-летней дочерью в садик, нашла у нее в кармане упаковку леденцов, оказалось, она стащила ее в супермаркете, в котором мы были в выходные. Мы спешили, поругать - то я ее поругала, постращала тюрьмой и сумой и т.д.
Она сказала вот что: "Ты все равно бы не купила!"
Хотя именно тогда я много что ей купила, а именно эти леденцы брать не стала. Сейчас вот думаю, что поговорить-то с ней надо, но какой урок преподать...»
Такое понятие как совесть формируется у детей где-то к 7 годам, а в 5 лет оно находится на стадии становления, поэтому ребенок еще не может чувствовать угрызений совести за воровство и вообще не считать это плохим поступком.
Задача родителей в этом случае – не ругать, а оценить, что могло стать причиной воровства и рассказать ребенку о том, что это плохо, что воруют преступники, что хорошие люди этого не делают.
А вот что могло стать причиной?
1. Недостаток развития нравственных представлений (ребенок может не различать понятия хорошо, плохо, свое, чужое)
2. Это могут быть внутренние переживания ребенка, психологическая неудовлетворенность
3. Недостаток развития воли.
Может, в семье слишком жесткий контроль, когда ребенку все запрещено, вот он и протестует.
Но все-таки самая частая причина – недостаточно развитая воли.
У моей подруги была подобная ситуация – ребенок из супермаркета постоянно что-то носил в кармане. Так они сделали следующее: шли вместе с ребенком к кассе и возвращали конфеты и «чупа чупсы», ребенок извинялся. И через какое-то время это все прошло. Самое важное – не ругать и не стращать тюрьмой и карой небесной, а помочь ребенку справиться с этим и набраться терпения, чтобы разъяснить, что такое хорошо, что такое плохо, а также что значит «свое» и «чужое».
Есть еще один способ наказания – когда вашего ребенка наказывает чужой родитель или посторонний человек.
Бывают ситуации, когда у ребенка есть в качестве авторитета кто-то из посторонних взрослых, чье мнение очень важно для ребенка. Можно воспользоваться этим случаем и попросить этого человека поговорить с ребенком или пожурить его за плохое поведение. Но наказывать вашего ребенка, кроме вас, родителей, никто не имеет право.
«…Одна родительница мне говорит: «Ваш сын опять моего поцарапал, поговорите с ним, а то я буду заявлять в милицию и т.д.».
И при мне начинает высказывать моему сыну: «Ты зачем дерешься, почему не даешь игрушки, они ведь не твои и т.д.». Он, понурый, отвечает: «Не буду».
В общем, я ушел. А потом подумал, что, наверное, я неправильно поступил. Не нужно было позволять ей ругать моего ребенка…»
Не позволяйте другим родителям выговаривать вашему ребенку, они должны решать эти проблемы с вами, как родителями и взрослыми, особенно если дело дошло до милиции. Нужно пресекать подобные выпады, отводить родителя в сторону и выслушать все его претензии и доводы, настоятельно попросить не ругать вашего ребенка, так как это в любом случае нарушение прав ребенка, и вы можете сослаться на конвенцию защиты прав ребенка.
Если конструктивного общения не получается, привлеките для решения проблемы человека со стороны, например, воспитателя или учителя.
И еще: вы имеете право защищать вашего ребенка от психологической травмы, поэтому не бойтесь остановить родителя, пытающегося унизить и отругать вашего ребенка.
Хитрости и способы, чтобы избежать наказаний.
К сожалению, если не позволять ребенку ошибаться, мы никогда не вырастим личность, умеющую критически взглянуть на реальность. Ошибки нужны, чтобы знать, что в жизни не все так безоблачно, чтобы испытать новые чувства и уметь делать выводы, чтобы научиться действовать в критической ситуации. Конечно, надо ребенка предупреждать.
НО не говорить напрямую – не делай. Есть такой психологический прием - я выслушаю «правильный» совет, но сделаю наоборот. И еще, чтобы остаться ребенку другом, но оградить его от опасных шагов, можно использовать различные «хитрости».

Как доказывали метры педагогики – физическое наказание, это нехороший способ воздействия на ребенка. Трудно с ними не согласиться.
На мой взгляд, наказывая ребенка физически, мы вызываем у него чувство страха и ненависти, надламываем психику и рискуем получить агрессивную личность.
Тем более, что можно спровоцировать такие заболевания, как: энурез, нервный тик, расстройство сна и даже заикание.

Ежели мы воспитываем ребенка на моральных принципах, показываем свое к нему уважение и любовь, воздействуем на него словом (личный пример из жизни, доверительная беседа и проч.) - мы тем самым учим его различать, что такое хорошо, а что такое плохо, размышлять над своим поведением и действиями окружающих. Таким образом, формируется правильный стереотип поведения ребенка и, по идее, должен вырасти адекватный во всех отношениях человек.

Одним из главных элементов в процессе воспитания является тон, которым родители разговаривают с ребенком.

Наиболее подходящий тон - уважительный, но строгий. Родителям стоит говорить об ограничениях спокойным, вежливым и твердым голосом. Кричать на детей бесполезно, хотя порой бывает очень сложно удержаться от крика. Иногда помогает придвинуть ребенка поближе к себе и, глядя ему в глаза, несколько раз напомнить о запрете спокойным голосом.

Физическое наказание ребенка, а тем более ремень или грубое рукоприкладство, по советам детских психологов надо постараться, как метод воспитания исключить. Помимо обиды, ребенок вынесет из подобного наказания лишь следующий урок: «этого нельзя делать в вашем присутствии». Физическое наказание кроме озлобленности, неконтролируемых эмоций, трусости, лжи и упрямства ничего положительного детям не принесет.

Наказание всегда должно быть обдуманным и логичным. И ребенок должен четко

знать, за что. Причем за один проступок должно быть одно наказание

Родителям нельзя:

припоминать старые обиды и проступки. Должно действовать ПРАВИЛО: «НАКАЗАН-ПРАЩЕН-ЗАБЫТО»


Одни мамы и папы применяют физическое воздействие, другие подолгу игнорируют своих отпрысков или ставят их в угол, третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые вообще оставляют серьёзные проступки без последствий.

Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей? Многие психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, однако они должны учитывать его возраст и тяжесть проступка.

Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у подростка или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если . Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

  1. Соблюдайте последовательность . Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
  2. Учитывайте тяжесть проступка . Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
  3. Ограничивайте длительность наказания . Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
  4. Действуйте спокойно . Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
  5. Согласуйте решение с супругом . Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
  6. Демонстрируйте позитивный пример . Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
  7. Учитывайте особенности ребёнка . Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
  8. Наказывайте ребёнка наедине . Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
  9. Разработайте ритуал примирения . Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему . Это нужно знать всем родителям!

Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий . Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого . Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Тайм-аут . Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение . Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  5. Игнорирование . Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  6. Получение негативного опыта . В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  7. Ограничение общения с ровесниками . В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  8. Наделение обязанностями . В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  1. Унижение . Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью . Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок . Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание . Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания . Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание . Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры. Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.

Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

  1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
  2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
  3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
  4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
  5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
  6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
  7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.

Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.

Фото: Stefano Lunardi/Rusmediabank.ru

Вопрос этот, наверное, стар как мир. Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросом о том, нужно ли наказывать ребенка или дать ему возможность жить и развиваться так, как заблагорассудится, то есть поступать в зависимости от настроения, желаний и потребностей своего возраста. Современное воспитание предлагает ребенку максимальную свободу, дает ему возможность творчески развиваться и искать себя. А что, если он будет развивать в себе не те качества, которые кажутся нам положительными? Что если ему приятнее и удобнее быть асоциальной личностью, нарушать порядок, совершать преступления, ничем не заниматься и сидеть на шее у родителей? Предоставить ему свободу или все-таки воспитывать, применяя в том числе и систему наказаний?

Ни для кого не секрет, что даже очень порой доводят своих родителей до белого каления. Так достают, что рука сама тянется отвесить оплеуху, дать подзатыльник или схватиться за ремень. Порой родители просто не выдерживают и в порыве гнева шлепают своих чад по мягким местам, а кое-кто применяет и более жестокие методы наказания.

Давайте разберемся, что такое наказание

Если посмотреть в словаре, то определение будет таким.
НАКАЗАНИЕ - вид негативной санкции, применяемой в случае нарушения принятых установлений (правил, законов) и заключающейся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом.

Что касается ребенка, то чаще всего родительское наказание бывает:
1. . Пресловутые подзатыльники, шлепки, оплеухи и порки. К физическим наказаниям можно отнести стояние на горохе и другие принудительные меры, которые заставляют ребенка страдать физически.
2. Психологическое наказание имеет вид давления или подавления. Это может быть жесткая критика, негативное сравнение, игнорирование, изоляция ребенка, отрицательная оценка его личности, постоянное порицание, манипулирование им и его желаниями. Это виды психологического воздействия на маленького человека, в результате которого страдает его психика.
3. Материальное или экономическое наказание представляет собой лишение ребенка каких-то благ. Будь то компьютер, давно обещанный велосипед, карманные деньги, сладости и другие материальные блага, при отсутствии которых ребенок испытывает негативные эмоции.
4. Сердечное или душевное наказание в чем-то близко психологическому воздействию на ребенка, но в данном случае бьёт по самому больному – по сердцу. Пожалуй, это самый тяжелый и жестокий вид родительского наказания. И он может привести к страшным последствиям в развитии личности. Когда собственного ребенка наказывают отсутствием любви к нему, в нем, сами того не понимая, выращивают душевного инвалида. Монстра. Несчастного человека, который будет думать, что любовь нужно и можно заслуживать, покупать и продавать, а с ее помощью можно манипулировать другими.

Психологи проводили опросы среди родителей о видах наказаний, которые они применяют по отношению к детям. Удивительно, большинство из них резко осудили физическое наказание, но почему-то вполне спокойно и терпимо относятся к разного рода психологическим давлениям, и материальному наказанию. Хотя все перечисленные виды наказаний являются страдательными для ребенка. То есть воздействуют не только на его поведение, корректируя его, но и на его психику, душевное состояние, на развитие его личности. И не всегда это приносит положительные результаты.

Большинство человеческих проблем родом из детства

Девочку лупили ремнем, причем делал это ее отец. Девочка выросла и теперь уже женщина постоянно испытывает проблемы в общении с мужчинами. Принимая на себя роль жертвы, стараясь заслужить любовь и терпеливо перенося негативное к себе отношение. Так папа с помощью ремня закрепил в ней боязнь перед мужчиной. И теперь вместо того, чтобы иметь чувство собственного достоинства, такая женщина будет идти на поводу у мужа, угождать ему, терпеть унижения и даже побои. У нее в подсознании любовь к отцу (мужчине) тесно сплелись с поркой. Кроме того, девочка, на которую когда-то поднял руку отец, просто обречена на осознание собственной неполноценности. Она не уверена в себе, не умеет общаться с мужчинами. Так отцовское наказание по существу сформировало в ней кучу комплексов.

Мальчика целовали и гладили по голове, только тогда, когда он хорошо себя вел и старательно делал уроки. В другое время держали в ежовых рукавицах, наказывали физически, полагая, что таким образом развивают в нем мужской характер. На самом деле, такой парень вырос черствым и неспособным проявлять любовь человеком. Он уверен, что любят только за хорошие оценки или за какие-то заслуги. Он понятия не имеет о том, что любовь бескорыстное, безусловное чувство.

Пожилая женщина рассказала историю о том, как ее в детстве наказывала мать. Лупила за каждую провинность: за плохо вымытую посуду, невыполненное вовремя задание, оставленные на столе вещи и т.д. Прошло много лет, но память о тех унижениях и телесных страданиях осталась с человеком на всю жизнь. Эта женщина воспитала собственных детей. Она никогда их не наказывала. Ничего не запрещала. И они выросли людьми без царя в голове. Сын спился и пошел по наклонной. Дочь неудачно вышла замуж, развелась, потом еще и еще раз. Она не умеет строить отношения ни с кем, постоянно находясь в поиске лучшего варианта жизни. И их мать, не сумевшая простить своей матери детской обиды, не смогла отпустить обиду даже на смертном одре, всю жизнь вспоминая о том страдании, которое принес ей самый близкий человек.

Наказания вредят человеку. Они его унижают, приносят боль, приводят к возникновению комплексов. Так что же делать? Все позволять, чтобы на голову сели?

Польза наказаний

И все-таки дети не должны быть предоставлены сами себе, если мы не будем на них как-то воздействовать, ограничивать, наказывать за плохие поступки, направлять, заставлять нести ответственность за свои поступки, они не смогут стать здоровыми членами общества. Каждый человек – социальное животное, живущее среди людей и нуждающееся в них. Поэтому он должен соблюдать те или иные законы общежития, научиться которым должен маленькией человек с помощью своих родителей.

Вы можете сказать, что лучшее – собственный пример. Сам веди себя прилично, и твой ребенок тоже станет таким. Но, к сожалению, не всегда это работает. Наша жизнь слишком сложна и чрезмерно наполнена событиями и разного рода информацией. И ребенку порой очень трудно ориентироваться в этом потоке впечатлений. Задача взрослого – дать ему правильные нравственные ориентиры.

Лучше, конечно, с помощью слова. Ребенка нужно убедить в правильном решении жизненных вопросов.
Иногда хорошо действует пряник. То есть награда и поощрение. Гораздо лучше, чем порицание и критика.
Но в жизни маленького человека должно быть и наказание. Чтобы ребенок научился нести ответственность за свои поступки. Тут главное не переборщить с ремнем и горохом. Лучше, чтобы это было наказание самой жизни.

То есть не порка ремнем, а расплата за неправильное поведение со стороны других людей, одноклассников, соседей, прохожих. Оплеуха от мира, который щелкает по носу каждого, кто не желает соблюдать его законов. В какой-то степени, такие наказания жизнь делает каждому из нас практически ежедневно в виде опоздания на работу, выговора от начальника, разбитого стекла, испачканной одежды и т.д. То есть мы каждый день получаем уроки ответственности за свои поступки и расплачиваемся за свое неправильное поведение.

Жизнь и люди вокруг постоянно корректируют наше поведение своими словами, взглядами, поступками или отсутствием реакции на нас. То есть наказывают нас за то, что мы делаем неправильно с точки зрения общественных ожиданий. И нам так или иначе приходится поступать, как того требует общество.

Ребенку еще трудно мотивировать себя, например, в том, что нужно хорошо учиться. И он отлынивает, филонит и всячески избегает лишнего напряжения. Чтобы привлечь его к учебе, что только родители не пробуют. И обещания развлечений и материальных вознаграждений, разрешают играть в компьютерные игры, покупают подарки. За невыполнение уроков же часто наказывают лишением этих благ.

Это самый распространенный вид наказания. Но он наиболее соответствует нашему материальному миру, где каждый из нас покупается и продается за выполнение какой-то работы. То есть по существу, мы получаем блага, если ведем себя так, как того требует наш работодатель. Мы выполняем работу, он платит нам зарплату. Ребенок выполняет домашнее задание, мы дарим ему подарок. Все бы хорошо, только вот настоящей заинтересованности в освоении учебного материала тут ждать не приходится.

Наказать можно резким словом. Критическим замечанием. Тут важно не перегнуть палку. Ребенок должен понимать, что несмотря на его негативный поступок, вы все равно его любите. Иногда критическое замечание можно произнести, обнимая ребенка или находясь очень близко рядом в ним, касаясь его. И тогда критика не будет восприниматься слишком остро. И не принесет боли, но подвигнет маленького человека исправить свое поведение.

В любом случае, какое бы вы не избрали наказание, старайтесь показать своему малышу, подростку, что вы не против него, а с ним. И думаете прежде всего о его благе. Покажите ему свою любовь. Порой лучшим наказанием является проявление любви и ваша собственная печаль по поводу его плохого поступка. Покажите ребенку, как вам обидно, больно и стыдно за него и это станет для него лучшим стимулом к тому, чтобы исправиться.

В непростом деле воспитания ребенка рано или поздно встает вопрос о выборе методов наказания, которые родители применяют в случае детского непослушания. Не секрет, что малыши частенько своими проказами раздражают взрослых, хотя те в душе понимают, что через разрисованные обои, разбитые чашки и грязную одежду проходят все маленькие дети.

Давайте разберемся, нужно ли наказывать ребенка за случайный проступок, а какое поведение вообще стоит игнорировать?

Прежде всего, давайте разберемся, что же такое наказание? Это мера дисциплинарного воздействия на ребенка, который совершил какой-либо проступок. Иными словами, наказывая малыша, родители хотят добиться от него понимания недопустимости тех или иных действий.

Однако сначала необходимо определить, является ли детское поведение преднамеренным проступком и нужно ли за это наказывать.

Случайные или преднамеренные проступки?

Чаще всего дети ведут себя плохо (с родительской точки зрения) без злого умысла. Например, если двухлетний кроха снова и снова лезет в лужи, игнорируя ваши увещевания, он не хочет вам досадить. В этом случае срабатывает инстинкт маленького исследователя. Малышу интересно узнать глубину «водоема», понять, откуда в нем берется вода.

В подобных ситуациях уместнее переключить детское внимание, занять ребенка более приятной исследовательской деятельностью или же позволить побегать по лужам и увести домой просушиться.

Но если пятилетний дошкольник намеренно бросает камни в лужу, чтобы забрызгать прохожих, – это уже довольно серьезный проступок. И все равно, прежде чем наказать ребенка, следует ему объяснить, почему так поступать нельзя.

За что нельзя наказывать?

Психологи советуют мамам и папам выстроить своеобразную градацию детских провинностей, а, значит, и наказаний.

Лишь после этого вы поймете, за что детей не следует ни в коем случае наказывать, а когда нужно наказывать обязательно.

Безусловно, мы сейчас не говорим о физических мерах воздействия, так как они чаще всего неоправданны, однако определенные ограничения все-таки должны быть, поскольку организуют детскую жизнь.

К примеру, можно вывести малыша из игры за то, что он царапает и кусает других деток, лишить привилегии из-за обмана или воровства. Однако нельзя наказывать малышей:

  • за стремление познавать окружающий мир – разборка предметов на запчасти, проба на вкус, изучение своего тела, отклеивание склеенных частей;
  • за физиологические и возрастные особенности: гиперактивность, непоседливость, невнимательность, плохое произношение букв, нежелание читать книги, сложности с засыпанием, кормление или привыканием к горшку;
  • за проявление естественных в его возрасте чувств: ревность к младшей сестре или братику, зависть к игрушкам приятеля, гнев из-за неудовлетворения его потребностей;
  • за инстинктивное поведение, когда малыш боится темноты, опасается оставаться один в пустой квартире, пугается врача в белом халате, не желает расставаться с любимой мамой;
  • за желание помочь, когда кроха наносит определенный ущерб маме с папой (к примеру, разбивает кружку), но потом выясняется, что он так поступил, руководствуясь самыми лучшими мотивами – хотел налить родителям чай;
  • за обычную неосторожность – маленький непоседа испачкался во время прогулки, случайно пролил на себя или на ковер сок из бутылочки или кружки.

Таким образом, не стоит наказывать ребенка, если он исходил из добрых побуждений. Наоборот, его нужно поддержать, даже если за положительным поступком последовала какая-либо неприятность.

В этом случае малышу можно посочувствовать, а вместо дисциплинарных мер подсказать, как следует исправить досадную ошибку.

О чем следует помнить перед наказанием?

Ваш малыш опять шалит? Постарайтесь сделать глубокий вдох и переждать несколько секунд, перед тем как отреагировать на детскую проказу. Какую фразу вы произнесете – добрую или злую?

К сожалению, произнесенные слова взять обратно у вас уже не получится. О чем еще следует помнить взрослым?

  1. Детское непослушание не является личным выпадом в вашу сторону. Прежде чем наказать непослушного малыша, который разукрасил обои, поймите, что он не хотел этим поступком навредить любимой маме.
  2. Попробуйте сделать небольшой перерыв, когда вы чувствуете, что сейчас сорвете злость на своем провинившемся чаде. Вы можете выйти из комнаты, пролистать журнал, позвонить подруге, то есть сделать что-либо, что вас немного успокоит.
  3. Не требуйте невозможного от детей. Не следует ждать, что трехлетний карапуз станет вести себя столь же разумно, как семилетний ребенок. И наверняка первоклассник не сможет так же соответствовать вашим требованиям, как 14-летний подросток. Обязательно помните о возрастных нормах, тогда вам не придется расстраиваться по пустякам.
  4. Помните знаменитого проказника Эмиля из Леннеберги? Возможно, вам стоит порадоваться, что в вашей семье растет более послушный малыш. А еще лучше – научитесь смеяться над происходящим, в этом случае случайные детские проступки не будут казаться настоящей трагедией.
  5. Есть шуточное мнение, что седые волосы родителей – это проступки их детей. Поэтому постарайтесь вспомнить себя в детстве или попросите собственную маму или папу напомнить, какими были вы в возрасте своего чада. Возможно, проказы крохи померкнут перед вашими прежними проделками. А значит, разбитая тарелка уже не станет казаться столь сильным прегрешением.
  6. В любой ситуации руководствуйтесь любовью. Безусловно, довольно сложно любить маленького непоседу, который нарисовал сердечко фломастером на новом автомобиле или случайно разбил дорогую хрустальную вазу. Но именно в этот непростой момент крохе необходима ваша любовь и понимание.

Итак, постарайтесь запастись терпением и не теряйте чувство юмора. Обязательно поговорите со своим чадом, вероятно, после спокойной беседы вы поймете, что им двигало не желание навредить, а исследовательский инстинкт, желание творить и изобретать, а зачастую и обычная случайность.

Конечно, некоторые вещи очень дороги (и не всегда их ценность можно измерить деньгами), однако стоит ли вещь детских слез и обид?

Если же плохое поведение повторяется и его нельзя списать на случайность, соблюдайте определенную последовательность действий. Сначала объясните крохе, почему вы считаете его поступок нежелательным, расскажите о последствиях его поведения.

Если же ребенок не унимается, сделайте замечание и предупредите о возможном наказании. И лишь после всех перечисленных методов применяйте наказание.

Другая информация по теме


  • Учимся общаться правильно! (от 6 до 9 месяцев)

  • «Как не боятся доктора?»

  • Избалованный ребенок: 10 признаков от детского психолога

  • Растем уверенными!

Как минимум раз в жизни каждый адекватный родитель задумывался над тем, нужно ли наказывать детей. Чтобы разобраться в данном весьма сложном вопросе, следует задуматься над самим механизмом этого процесса. Наказание представляет собой один из самых распространенных методов, применяемых в ходе воспитания подрастающего поколения. Что примечательно, существует масса вариантов данного воздействия. Именно поэтому в каждой семье вырабатывается собственная система наказаний, вне зависимости от того, каково ее материальное положение и социальный статус.

Почему наказание важно?

Следует сразу оговориться, что в некотором роде наказания важны. Причем, не стоит полагать, что это примитивное физическое воздействие в виде пресловутого ремня. Наказание может быть выражено лишением ребенка какого-либо развлечения. Иногда целесообразно применять и трудотерапию. Какой бы метод в конечном итоге не был выбран, стоит отметить обязательность разработки своеобразного свода правил. В каждой семье они будут своими собственными, уникальными.

Родители, как правило, стараются привить деткам понимание того, что данные правила следует неукоснительно соблюдать. Именно так принято вести себя в обществе большинством рядовых обывателей. Если эти постулаты нарушить либо пренебречь ими, могут возникнуть крайне неприятные последствия. При этом родители должны раз и навсегда усвоить, что наказание за нарушение данных правил должно происходить только в том случае, если малыш с ними знаком. Глупо и нелепо требовать от крохи соблюдения того, о чем он не имеет ни малейшего представления. Только тогда, когда ребенок основательно усвоил требования, наказание может быть полезным и продуктивным. Если же он не понял чего-то, не усвоил или попросту не принял, любые меры воздействия на него окажутся бессмысленными и бесполезными.

К примеру, кроха нарисовал на стенах в гостиной, а родители без объяснений его наказали. Буквально через пару дней или несколько недель ситуация может повториться, но уже будут испорчены стены не в гостиной, а в спальне или на кухне. Дело в том, что следует четко объяснить малышу, что плохо рисовать и портить обои не в какой-то конкретной комнате, а везде вообще. В противном случае малыш может просто не понять, почему ему попало от родителей во второй раз, ведь стены в гостиной он больше не трогал.

Кроме того, система требований к деткам должна быть логичной и цельной. Требования, которые родители выдвигают к малышу, должны дисциплинировать, а не озлоблять его. При этом не стоит забывать, что данной системе должны подчиняться не только малыши, но и сами взрослые. Глупо и недальновидно требовать от крохи то, чему не следуют сами мамы и папы. Скажем, ребенку запрещается кушать перед телевизором.

Родители строго его наказывают за оставленные на диване в гостиной крошки. Однако сами, только придя с работы, усаживаются в кресло с бутербродом в руке. Такая однобокая система требований не будет не только понята, но и принята малышом. Поэтому не стоит ожидать от него ее соблюдения. Ребенок не должен чувствовать, что все нацелено на ограничение его выбора и свободы. Правила должны быть демократичными, адекватными, гибкими и общими для всей семьи.

Каким должно быть "правильное" наказание?

При размышлении над вопросом, нужно ли наказывать детей, стоит всегда отталкиваться от ситуации и никогда не принимать окончательное решение, будучи в возбужденном состоянии. Ребенок не должен бояться маму и папу. Он должен их уважать, считать справедливыми, честными. Если малыш будет наблюдать принятие решений родителями, которые очень злобны и нервны, можно гарантировать, что все серьезные выводы он тоже будет делать, находясь в таком состоянии.

Папа и мама всегда должны служить примером для подражания. Добиться этого можно, если избегать криков, шлепков, рукоприкладства и прочих методов, которые морально унижают ребенка. Ко всему прочему стоит отказаться от грубых слов и менторских приказаний. Психологи давно настоятельно рекомендуют избегать в отношении ребенка таких слов, как «немедленно», «нельзя», «приказываю». Большей эффективностью обладают фразы: « Так не принято в нашей семье» либо «Лучше будет так».

Отдельного внимания заслуживает физическое наказание. Стоит оговориться сразу, что те родители, для которых оно приемлемо, не должны перегнуть палку. Этот метод может быть использован только в самых крайних, пиковых ситуациях. Боль, которая причиняется крохе родителями, часто не осознается ими как наказание. Ее они воспринимают как нелюбовь и отчуждение, что спровоцирует новые приступы шалостей и непослушания.

Большей эффективностью отличаются иные приемы. Наказание в виде запрета на просмотр телевизора, игры в компьютере либо планшете, получения конфет и прочих сладостей, прогулки во дворе обязательно заставит малыша задуматься над своим поведением. Детки постарше смогут даже проанализировать собственные поступки и сделать правильные выводы.

Нельзя отдельно не оговориться о важности своевременности наказания. Это крайне необходимо для воспитания дисциплинированности. Если родитель заметил проступок, но решил отложить наказание до лучших времен, это в корне неправильно. Малыш уже через пару часов забудет о том, что успел совершить.

Кроме того, стоит максимально придерживаться установленных правил. Нецелесообразно, за один и тот же поступок ныне наказывать, а завтра - спускать с рук и делать вид, что ничего сверхъестественного не произошло. Не менее важно всякий раз давать малышу шанс и предлагать исправиться. Стоит твердо, но деликатно указать крохе на его ошибки и подсказать, что именно родители ожидают от него.

Наказание ребенка - это личное дело семьи, в которое не должен быть допущен посторонний человек. Вот почему так важно избегать публичных методов воздействия. Ребенок воспримет это не как критику или механизм, направленный на его усовершенствование, а как унижение. Ко всему прочему не стоит наивно полагать, что у деток «короткая» память. Психологами давно установлено и доказано, что все страхи и обиды, которые были нанесены в детстве, могут не просто привести к проблемам во взрослой жизни, но и деформировать психику.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.