Мой ребенок «не такой. Что делать, если ребенок не такой, как вы хотели

Спрашивает Мама Наташа
Уважаемая Ольга Викторовна! Моему сыну Ярославу 8 лет. И это маленький старичок, причем очень циничный. У нас крепкая благополучная семья. Беременность прошла гладко, просто на "УРА", роды - кесарево сечение. С рождения ребенок получал заботу и ласку, практически никогда не наказывался, случаи наказания голосом можно пересчитать по пальцам. За все оплошности мы садились рядышком (или на колени) и беседовали, что такое хорошо и что такое плохо. До четырех лет это был практически "золотой ребенок". В 4 года он пошел в садик, родилась младшая сестричка, я старалась показать, как они мне все дороги, и уделять столько же внимания как и младшей, хоть и не всегда получалось. В пять лет он категорически отказался ходить в садик, обосновывая, что там ему скучно. Я была в декретном отпуске и пошла у сына на поводу, тем более, что мы много занимались. В школе у Ярослава начались проблемы. Хотя он был подготовлен, очень хорошо развита логика, он в числе отстающих, только-только успевает за программой (программа 2100) по русскому языку и математике. На уроках русского языка оказалось, что плохо развит фонетический слух, хотя говорит ребенок чисто с тех же 4 лет. В школе все не интересно. Звучит фраза "Лучше бы я умер, чем учился". Каждое утро начинается со слов: "Можно я в школу не пойду?". Разговоры, убеждения и даже ругань помогают ненадолго. Учительница у нас замечательная, сыну она нравится, мне тоже. Ярослав учительнице тоже нравится, говорит, что неординарный, очень умный мальчик, но когда закончит начальную школу, в старших классах ему будет очень трудно, там не будут искать на каждом уроке индивидуальный подход. Моему сыну не нравится процесс обучения. Проблем в учебе было бы меньше, если бы сын старался, а он все деает лишь бы как. Элементарные вещи он не знает, но при этом может не задумываясь рассказать принцип действия парового двигателя или закон инерции. Мечтает стать изобретателем. Поведение очень хорошее, ему хочется быть лучше других, он не бегает на переменах, не балуется, на все замечания мгновенно реагирует, так что учительница уже боится даже делать ему их, после каждого замечания Ярослав готов провалиться сквозь землю. Он не любит праздники (даже день рождения и Новый год), потому что все почему-то радуются, шумят. Мультики все критикует, там все неправильно, не по настоящему, хотя последнее время стал более снисходительным. Очень эмоционален, все и всех (даже неодушевленные предметы) жалеет. Мы живем в небольшом городке очень далеко от города, психолога у нас нет, иначе я давно бы уже обратилась за помощью. Я понимаю свои ошибки: была к сыну очень требовательна, поставила ему завышенные цели. Сравнительно немного ребенком занимался отец (много работает). Вот уже год я пытаюсь исправить свои ошибки, разговариваю с сыном, пытаюсь показать, что люблю его всякого, даже если он будет троечником. Взаимопонимание на мой взгляд есть. Что нам делать с учебой? Как развить положительное отношение к жизни? Да, единственное, что ему интересно, это изобретательство (а он часто изобретает в силу своего незнания велосипед) и компьютер... Я не знаю стоимость Вашего психологического сопровождения, но боюсь, что это дорого, хотелось бы узнать, сколько... И меня сущает, что мы уже школьники...

Ответ
Наташа! Судя по описанию, наряду с высоким уровнем умственного развития у сына не была сформирована мотивация к обучению, т.е. он психологически не был готов к школе. Подробнее об этом можно прочесть в статье про готовность к школе Подозреваю, что сын мало общается со сверстниками, а до школы у него и вовсе был узкий круг общения. Часто "маленькие старички" растут в окружении любящих взрослых, разрешающих смотреть взрослые фильмы, новости, но при этом вольно или невольно оберегающих от общения с другими детьми. В разговорах объясняйте необходимость знаний математики, русского языка и других наук для будущего овладения профессией изобретателя, приводите примеры. Для выяснения истинной причины проблем в школе нужно выяснить, что там мальчику интересно - если не уроки, то может быть друзья, возможность показать себя, свои знания. Попросите Ярослава нарисовать себя в школе, через несколько дней - рисунок семьи. Конечно, профессионально провести и интерпретировать рисунки может только психолог, но Вы имеете шанс увидеть эмоции ребенка, его чувства, мысли, то, как же он сам воспринимает сложившуюся ситуацию. Подробнее об этом в описании теста

Плохие привычки хороших детей Баркан Алла Исааковна

Ребенок- не такой, как все (Аутичный ребенок)

Ребенок- не такой, как все

(Аутичный ребенок)

«Принцесса на горошине», ты «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». (Витя К., 3 года 4 месяца)

Мы познакомились уже и с агрессивным, и с застенчивым ребенком, иначе говоря, с детьми, которые находятся как будто бы на разных полюсах, но есть родители, упорно утверждающие то, что в их ребенке слились воедино одновременно два подобных стиля поведения детей: застенчивость и агрессивность и даже сверхзастенчивость с пугающей сверхагрессивностью ребенка.

Так что же это все-таки за дети? Давайте познакомимся хотя бы с одним из них. Прислушаемся к жалобам родителей, которые пришли на консультацию и массу времени потратили на то, чтобы каким-то образом «втянуть» или «втолкнуть» такого отчаянно сопротивляющегося ребенка в кабинет.

И даже несмотря на то что его все-таки «втолкнули», малыш и в кабинете, ничего не замечая, настаивает на своем, не в силах скрыть нахлынувшую ярость, и в исступлении колотит маму в грудь, весь в напряжении, натянут как струна, которая в любой момент готова разорваться. Ребенок на пределе всех своих возможностей и сил. Ему необходимо вырваться наружу, как будто стены давят на него, а обстановка дико раздражает, хотя он и не видит обстановку, а может быть, не хочет или же не может видеть... Он сам в себе, он поглощен собой.

Любой вопрос к нему оставлен без ответа, такое чувство, что он не умеет говорить. Но мама, так и не сумев хоть как-то справиться с ребенком и попросив отца забрать его домой, упорно утверждает, что в свои три года он может без умолку говорить часами и нем как рыба лишь в присутствии других.

Ребенок знает наизусть десятки сказок и столько же, наверное, стихотворений. Когда он слушает пластинки для детей, его вообще ничем нельзя отвлечь. Он повторяет из них фразы и слова. Малыш довольно рано начал говорить, намного раньше своих сверстников. Вначале - говорить, потом - ходить. Но удивительное все-таки не в этом, а в том, что первыми словами его были не столь привычные нам «мама», «папа», а романтичные «поэзия» и «роза». Да, да, «поэзия» и «роза». Конечно же, он этими словами буквально всех ошеломил, даже врачей и педагогов. И с этих пор его считают вундеркиндом. Малыш и фразы стал употреблять до года, особенно пришедшие из сказок. Он и сейчас нередко говорит цитатами, как взрослый. На днях сказал уставшей за день бабушке: «Не плачь, Принцесса на горошине», ты «без труда не вытащишь и рыбку из пруда»... и попросил разгневанного папу: «Баранкин, будь же человеком!», а брата обозвал «Котом в сапогах», потребовав, чтобы он больше не трогал «Спящую красавицу» (то есть сестру). А тетю, тетю не довел чуть до инфаркта, назвав ее при посторонних; «Тетушка Зубная боль». Он и знакомым тоже всем приклеил ярлыки: от Красной Шапочки до Гулливера. Никто не может догадаться о том, что может взбрести ему в голову в любой момент. Он и себя обычно называет как-то странно, не я, а как цари - мы, словом, во втором и даже в третьем лицах. Его любимое занятие - придумывание особых, новых слов, которые не могут понять остальные, настолько дни временами у него оторваны от окружающей действительности, как будто бы ребенок наслаждается не смыслом, а звуком их и музыкальным ритмом. Он даже произносит все по-разному: то убыстряя темп, то замедляя, переставляя слоги или же «глотая» их.

Порою кажется, что речь его зеркально отображает только что произнесенную речь взрослых, звук эха, вторящего Вам в горах. Поэтому с ним очень трудно о чем-нибудь договориться. Он любит только монологи, читая их лишь сам себе, а в диалогах у него загвоздка: он не умеет следовать за собеседником и фехтовать словами, изменяя русло речи, хотя уже давно освоил алфавит и различает форму и цвета предметов.

Для посторонних - он особенный и необыкновенный: сам изучил план города, освоив, как пользоваться им. Имеет хобби: коллекционирует открытки с разными пейзажами, хотя его специально этому никто не обучал. И вряд ли сможет обучить. Малыш не терпит, чтобы кто-то вмешивался в его жизнь и давал ему советы. Он до всего доходит сам и очень недоволен, когда ему хотят помочь или вообще все сделать за него.

Малыш не просто «охраняет» свое одиночество, но по возможности не «нарушает» также одиночество других, не задавая им «дурацкие» вопросы: «Почему? Зачем?» Он и без них все схватывает «на лету». Однако почему-то, все схватывая словно «на лету», малыш не может овладеть элементарнейшими навыками и понятиями именно тогда, когда его специально обучают им, как будто бы он просто- напросто необучаем. И в результате он, в свои три года, не может сам одеться и умыться, короче говоря, исполнить то, что без труда освоили его ровесники, которым далеко до вундеркиндов.

Такое впечатление, что он всего боится, пугается детей, тревожится, когда приходят гости. Его «врагами» могут стать любые безобидные предметы. На днях он испугался пылесоса, чуть раньше убежал от кофеварки и даже новые игрушки для него не в радость. Он целый месяц не подходит к заводной машинке, которую принес ему в подарок Дед Мороз, и прячется, дрожа весь от слез, в те моменты, когда ее специально для него заводят. Пожалуй, для своих трех лет он сверхпуглив и беззащитен. С ним невозможно ездить в лифте: ему все кажется, что лифт застрянет и он не сможет выйти из него. И нам приходится идти пешком на восьмой этаж. А карусели? Он еще ни разу не решился на них покататься, хотя его ровесники за карусели могут отдать все. Мы повели его недавно в зоопарк, он с плачем убежал из зоопарка, когда увидел там зверей.

И все же больше всего он боится новой обстановки, как будто бы она пронзает его током, поэтому он не хотел войти сегодня в кабинет и из-за этого не смог ходить, как все другие дети, в садик.

Во всем он признает одни стереотипы. Порою кажется, что он лишь только благодаря им и способен приспособиться к реальной жизни. Без них он просто как слепой котенок, барахтающийся, чтоб не утонуть в воде. Стереотипы заменяют ему многое, если не все: и навыки общения, и навыки самообслуживания, и формы поведения, - и делают его консервативным в своих привычках, в связи с чем никакие компромиссы не в состоянии переключить его внимание от созданных им ритуалов. Поэтому мы ходим на прогулку сегодня точно так же, как вчера: в одно и то же время и в одно и то же место, с одним и тем же маленьким ведерком, с одним и тем же маленьким совком, с которыми малыш играет каждый раз, не уставая, в одни и те же игры, словно они бесконечны. Попробуй это все переменить - истерики, капризы, и ребенок ведет себя, как маленький тиранчик, пытаясь вместить бурный поток жизни в стоячее и топкое болото.

Когда он бегает, то только лишь по кругу, как будто бы в нем завели какой-то механизм. Если листает книгу, то часами, причем настолько машинально, что не видит нарисованные в ней картинки. Он может целый день рвать старые газеты и лить одну и ту же воду монотонно из чашки в чашку, из стакана в блюдце или включать и выключать торшер, любуясь светом. Конечно, это странно, даже непривычно. Порою кажется, что не ребенок первым обратил свое внимание на тот или иной предмет, а сам предмет вдруг оказался для него магнитом, притягивая и диктуя, что с ним надо сделать. И никакие просьбы взрослых не могут отвлечь малыша от этих дел. Он просто игнорирует все просьбы, как будто бы их не было вообще и он не слышал их, да и не хочет слышать, предпочитая не общаться лишний раз с людьми. Ему гораздо лучше быть наедине с самим собой, без посторонних. Контакт со взрослыми способен довести его до полного изнеможения, общение подобно пытке, особенно с чужими, незнакомыми людьми. Поэтому малыш любым путем отстаивает свой покой. И если мы его пытаемся знакомить с посторонними, он просто устремляет на них свой пустой и безразличный взгляд, смотря «сквозь» них, не видя их глаз и лица, как будто перед ним не люди, а туман, давая в лучшем случае лишь односложные ответы: да или нет и больше ничего. Гораздо чаще он презрительно молчит, «набравши в рот воды», давая понять своим внешним видом, чтобы собеседники ушли, или, когда его не понимают, уходит от назойливости взрослых сам.

Скопление людей для малыша невыносимо, он чувствует себя при этом так, как будто ему перекрыли кислород.

Поэтому ребенок даже для прогулки выбирает самые уединенные места. Попробовали отдать в детский сад. Что было! Он всех детей перекусал, перецарапал и убежал при первой же возможности домой, не зная точную дорогу. И главное, что он ее нашел.

Вообще он часто агрессивен, особенно тогда, когда хоть чем-то недоволен. Агрессия ему - как средство обороны. Другое дело, непонятно, от чего ему обороняться.

Короче говоря, Вы сами видите, что мой малыш - загадка. Загадка для меня, всех близких и друзей. Его не поласкаешь, не обнимешь. Он не дает себя поцеловать. Все время недоступен всем, как крепость, которую и штурмом не возьмешь.

И если раньше мы в семье гордились тем, что он неординарный, что «нестандартный», не такой, как все, теперь же фокусы его, чудачества и странность заставили задуматься нас всех всерьез о том, что это значит, и хорошо ли это в самом деле для ребенка? Не кроется ли здесь двойное дно? Быть может, это просто проявление болезни... Поэтому пришли мы на прием...

Попробуем немного разобраться. По-видимому, в данном случае мы встретились с ребенком с нарушением общения, с ребенком с ранним детским аутизмом (аутизм в переводе с латинского - погружение в себя). Такой ребенок, по последним данным, встречается один на тысячу или две тысячи детей. Обычно эти дети уже с самого рождения бывают «странными» детьми. Однако чаще всего только к трем годам родителей вдруг начинает беспокоить эта странность, идущая на убыль после шести лет.

В таком ребенке, будто бы в коктейле, действительно, смешалось воедино очень многое, казалось бы, несовместимое на первый взгляд: застенчивость и агрессивность, капризность и невозмутимое спокойствие, талантливость и просто тупость. Причем не знаешь, в каком виде он предстанет перед Вами в следующий миг. Ну, словом, маленький хамелеончик в доме. Попробуй уследи, какой он примет цвет.

Все это нас скорее забавляет, чем тревожит. Ну, мало ли какие есть причуды в детстве. И, относя все это лишь к причудам, навряд ли даже может прийти в голову, что это маскируется болезнь. Да, к сожалению, еще и педиатр на участке практически не ощущает, что такой ребенок всего лишь навсего «участник карнавала». А раз не ощущает, значит, не считает нужным Вас направить к специалистам. И только лишь тогда, когда ребенок с аутизмом имеет отставание в развитии, в особенности речи, врачи усиленно «футболят» его друг от друга, пока не встретится необходимый консультант.

Поэтому, когда Вы видите, что Ваш ребенок, несмотря на возраст, к трем годам всему предпочитает одиночество и избегает всякого общения, когда он словно одурманен разными стереотипами и соблюдает ритуалы в любых мелочах; когда агрессия - как средство обороны от обуревающего его с ног до головы всепоглощающего страха; когда его визитной карточкой среди других является медвежья неуклюжесть и мелкие движения он выполняет лишь с большим трудом; когда, все схватывая «на лету», малыш не может реализовать свои способности; когда он говорит «с пеленок» словно взрослый или, другая крайность, лишь лепечет в свои года как будто бы младенец - причем все это происходит не в особых экстремальных ситуациях, а постоянно, - то в этих случаях, каким бы он Вам ни казался гениальным и сверходаренным, необходимо срочно обратиться к психиатру, чтоб подвести под странность хоть какую-то черту. Запомните, любая странность имеет свой предел.

Родителям необходимо знать и то, что если им приходится на время расставаться со своими далеко не аутичными детьми, пускай даже из благих побуждений, отправляя их к родным и близким или в детский сад и санаторий, в дом ребенка или же в больницу, лишая их на этот срок своей обычной ласки и любви, то дети могут вести себя, находясь вне дома, практически почти так же, как и только что описанный малыш, но это уже будет «психогенный аутизм». Он устраним, когда малыш не долго лишен обычных ласки и любви, а если долго - психогенный аутизм может закрепиться и Ваш ребенок уже вряд ли будет отличаться от истинного аутичного ребенка. Поэтому задумайтесь об этом и сделайте все, что от Вас зависит, чтобы Ваш малыш по возможности как можно реже оказывался в подобных ситуациях, в которых может проявиться «психогенный аутизм». Короче говоря, мы не должны ни в коем случае способствовать рождению или искусственно выращивать на первый взгляд невинный «психогенный» детский аутизм, который может стать со временем обычным проявлением болезни у ранее совсем не аутичного ребенка.

КАК НАДО вести себя родителям с аутичным ребенком

Стараться вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научить испытывать большую радость от этого.

Установить особый, теплый эмоциональный контакт с ним.

Дозировать свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал.

Не оставлять его наедине с самим собой, а привлекать к себе его внимание.

Мекать ему друзей.

Внушать уверенность в себе.

Пытаться научить его использовать свои способности.

Не забывать, что механическая память еще не показатель интеллекта.

Помочь усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.

Заинтересовать игрой и научить играть его с игрушками и в ролевые игры.

Искать пути, которые помогут развить речь ребенка, приблизив ее к возрастной. Освободить ее от штампов, вырвав их, словно сорняки.

Учить замене монологов диалогами. Свести до минимума число эхо-слов.

Искать причины его страхов и ликвидировать их раз и навсегда.

Подбадривать ребенка в те моменты, когда Вы чувствуете, что он испытывает страх.

Придумывать с ним игры, где бы он торжествовал над страхом.

Не говорить в присутствии ребенка о раздражающих Вас всех его поступках.

Пытаться нивелировать агрессию, но в то же время не забыть про то, что именно она нередко - главный и единственный источник всех контактов аутичного ребенка с внешним миром, а также его средство обороны.

Стараться даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести в фрагмент игры, переключив внимание ребенка на другие действия.

Не разрушать стереотипы, а опираться полностью на них, стремясь помочь ребенку, так как обычно лишь благодаря им Ваш малыш способен приспособиться к действительности.

Использовать все ритуалы в нужном для Вас русле.

Дозировать все новое в разумных для ребенка в данный миг пределах.

Стремиться сделать свою деятельность с малышом целенаправленной и своевременной.

Проконсультироваться со специалистами.

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с аутичным ребенком

Блокировать эмоциональный контакт с ним.

Не уделять ему внимания и поощрять все время одиночество.

Пустить развитие ребенка на самотек.

Общаться с ним до полного его изнеможения.

Насильно заставлять ребенка общаться с незнакомыми людьми.

Критиковать по разным поводам.

Все делать за него, не приучая к навыкам самообслуживания.

Не приобщать к игре.

Обрушивать лавиной на ребенка все новое и незнакомое ему.

Смеяться над неправильным произношением или неправильным употреблением слов в речи и передразнивать все время малыша.

Специально, преднамеренно пугать его.

Способствовать агрессии.

Подогревать агрессию и поощрять ее.

Наказывать за ритуалы и стереотипы в поведении ребенка.

Все время разрушать стереотипы, не опираясь на них при различных корригирующих мероприятиях.

Не обращать внимания на странности ребенка, по поводу них не советуясь с врачом.

Ситуация для родителей

Зная, что трехлетний Боря панически боится лифта, папа с силой затянул ребенка в лифт. Мальчик начал вырываться и отчаянно кричать. Папа шлепнул его и нажал на кнопку лифта. Боря судорожно вцепился в руку папы, нажимающую кнопку, и, повиснув на ней, начал зло ее кусать, мешая папе. Папа раздраженно вырвал руку и ударил Борю по лицу, угрожая почти потерявшему рассудок от нахлынувшего страха малышу словами: «Еще не хватало, чтобы сын кусал отца. Видите ли, он боится лифта. Я сейчас же выбью из тебя такую дурь. Теперь будешь ездить только в лифте...»

Правильно ли вел себя с ребенком папа Бори?

Как бы поступили Вы в подобной ситуации?

Из книги Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы автора Ялом Ирвин

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Ребенок Детское эго-состояние делает поведение человека таким, каким оно было в детстве. Ребенку никогда не бывает больше семи лет, а иногда может быть даже одна неделя или один день. Человек в детском эго-состоянии сидит, стоит, ходит и говорит так же, как он это делал,

Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод

Ребенок Ребенок - это эмоциональное эго-состояние. Все основные эмоции и их сочетания, например гнев, печаль, страх, стыд, с одной стороны, и любовь, радость, надежда, с другой, берут свое начало в Ребенке. Исследования показывают, что эмоциональные отделы мозга обладают

Из книги Пять путей к сердцу ребенка автора Чепмен Гэри

РЕБЕНОК РАСТЕТ Младенцы и малышиВ первые годы жизни детям необходимо, чтобы взрослые как можно чаще прикасались к ним. К счастью, брать ребенка на руки, укачивать его - это почти что инЛинкт для матери. А чаще всего и отцы активно выражают свою привязанность

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Одаренный ребенок Природа детской одаренности, ее истоки и механизмы развития – проблема, привлекающая внимание широкого круга психологов и педагогов. В психологической литературе существуют описания особенностей одаренных детей, путей определения и развития

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Ребенок и школа

Из книги Ультрасовременный ребенок автора Баркан Алла И.

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Из книги Семь смертных грехов родительства. Главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка автора Рыженко Ирина

Ребенок для нас Я читал, что Бог никогда не спит, и это хорошо, потому что, если бы Он спал, то мы с Канаэ непременно разбудили бы Его, узнав, что у нас будет малыш! Мы вознесли благодарственную молитву, в которой просили, чтобы наш ребенок не столкнулся с теми же проблемами и

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

«Почему мой ребенок такой агрессивный на меня?» Это вопрос мамочки 3-летнего малыша. У кого есть дети наверное знают, что возраст от 2 до 3,5 лет очень сложный: дети не могут контролировать свои импульсы, кричат «Я сам!», капризничают, не слушают родителей. В этот период они

Из книги автора

«Пай-мальчики» и «гадкие утята» (Застенчивый ребенок, или ребенок, которого не слышно) «Почему, когда приходят гости, Костик наш краснее помидора?» (Алена, 5 лет)Конечно же, в сравнительном аспекте с агрессивностью ребенка застенчивость покажется Вам благом. Застенчивый

Что, если он отличается от других не тем, что раньше всех заговорил, пошел, научился сам есть или правильно складывать пирамидку, а тем, что, возможно, никогда не заговорит, не пойдет, не будет играть с другими детьми?.. Как маме жить с этой особенностью ребенка? Что нужно знать друзьям и близким, чтобы поддержать в такой ситуации? Вот несколько советов, которые помогут понять, что происходит, и в каком направлении двигаться.

1. Принять

На принятие потребуется время, для всех разное. Этот процесс можно сравнить со стадиями переживания горя, сформулированными психологом Элизабет Кюблер-Росс:

  1. Отрицание: «Это ошибка, такого просто не может быть, необходимо все перепроверить».
  2. Злость, поиск виновных: «Это врачи виноваты! У кого-то из твоей родни тоже было что-то подобное!»
  3. Торг: «Если я буду… ситуация обязательно улучшится». «Буду соблюдать пост, и Бог нас простит».
  4. Депрессия: «Это тупик, выхода нет…»
  5. Принятие: «Я понимаю, что уже ничего не могу исправить, и больше не испытываю бессилия и ужаса».

Большинство родителей описывают принятие не как результат, но как процесс, нечто, что приходит и уходит. И речь о принятии не только особенностей ребенка, но и того, что изменилась жизнь в целом. Все чувства и эмоции на пути от отрицания до принятия нормальны, но лишь на стадии принятия мама начинает активно помогать ребенку.

2. Мечтать по-новому

Самое время понять, почему ситуация вызывала такой ужас. Возможно, у мамы был образ-мечта будущего: она представляла, как читает малышу книжку, как ведет его за ручку по парку, как вся семья едет в отпуск.

Часто родителям кажется, что жизнь закончилась и ничего из того, о чем они мечтали, уже не случится. Но это не так!

В моей практике был такой случай: отец, узнав, что его сын глухой, решил, что они никогда не пойдут на рыбалку. Теперь ребенок слышит и говорит, но даже если бы он остался глухим, это никак не могло помешать совместной рыбалке. Многое из того, что кажется невозможным и невероятным сейчас, совершенно реально!

Можно ли представить себе, что слепоглухой мальчик поступит на юридический факультет и будет писать потрясающие стихи?

Постепенно появятся новые мечты. Важно вплетать их в свою реальность и не ставить преград своему воображению. С нами случается то, во что мы верим.

Можно ли представить себе, что слепоглухой мальчик благодаря операции и усилиям мамы и специалистов не только научится слышать и говорить, но и поступит на юридический факультет и будет писать потрясающие стихи? А что дети с ДЦП, которые еще недавно не могли самостоятельно ходить, встанут на ролики и лыжи? А что ребенок с синдромом Дауна станет чемпионом по спортивной гимнастике специальных Олимпийских игр?

Таких историй очень много. Конечно, ничего не случается само собой: все эти истории стали реальными благодаря тому, что родители не сидели сложа руки и нашли специалистов и подходящие методики реабилитации.

3. Искать единомышленников

Не жалейте себя, не думайте, что такая проблема только у вас. Ищите специализированные группы в соцсетях, читайте форумы и тематические сайты, переписывайтесь с родителями, которые успешно продвинулись по этому пути, спрашивайте совета. Обращайтесь в фонды - в них можно получить проверенную информацию.

Постепенно вы увидите, что возможностей очень много и что многие из них могут изменить мир вашего ребенка к лучшему, а некоторые даже способны полностью интегрировать его в обычную жизнь.

4. Действовать

Теперь, когда вы владеете информацией, двигайтесь вперед. Стройте новый мир, опираясь на полученные знания.

Со временем придет понимание, что особенность - лишь одна из сторон малыша. В ваших силах начать воспринимать ее как качество, делающее его неповторимым. Очень важно учиться принимать и развивать ребенка в целом, фокусироваться на его сильных сторонах.

5. Транслировать уверенность

Когда внутри вас испуг и жалость, готовьтесь получить это извне. Если вы дружелюбны, спокойны и в состоянии понятно объяснить другим, как общаться с ребенком и в чем конкретно его особенность, то и вам, и всем остальным будет намного проще. Кроме того, вы передаете ребенку ту эмоцию, которую испытываете. Дети считывают уверенность родителей и чувствуют себя защищенными.

Например, пятилетний сын подруги на вопрос мальчика о том, что у него такое странное на ушах, спокойно ответил: «Я глухой, у меня в голове импланты, я так слышу». Вопрос был закрыт, и дети перешли к активным играм. Ребенок самостоятельно справился с ситуацией, потому что до этого наблюдал подобное поведение мамы.

6. Помнить о себе

Старайтесь находить время для себя, чтобы чувствовать, что жизнь не остановилась в тот момент, когда вы узнали о диагнозе малыша. Ходите в кино, на выставки, в салон красоты, встречайтесь с друзьями, все это поможет чувствовать, что особенность ребенка - лишь одна из граней вашего мира.

7. Становиться причиной изменений

Вы можете помогать не только своему ребенку, но и родителям других детей, столкнувшимся с подобной проблемой. Вариантов много: стать волонтером фонда, создать тематическую группу в соцсетях, участвовать в исследованиях или даже основать собственный проект, который качественно изменит жизнь многих семей.

Так, Наталья Белоголовцева, мама ребенка с ДЦП, основала проект «Лыжи Мечты», направленный на реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья по всей России. Екатерина Мень, мама ребенка с расстройством аутистического спектра, привезла в Россию метод прикладного поведенческого анализа и стала обучать этому методу специалистов. И таких примеров множество.

Помните, что ваш правильный настрой, поддержка близких и друзей и помощь специалистов могут изменить мир вашего ребенка к лучшему!

Об авторе

Сооснователь проекта «Я тебя слышу», эксперт в вопросах поддержки семей с детьми с нарушенным слухом.

Прошло время, когда хотелось влиться в общий ряд и страшно было выделиться хоть чем-то. Каждый из нас теперь гордится своей уникальностью и неповторимостью, подчеркивает особенности своих детей и не подчиняется стандартам. Только иногда эта стройная система координат дает сбой, и вы смущенно отворачиваете глаза от чужого ребенка со странным выражением лица или неловкой, вымученной походкой, так не похожего на других. А мама этого ребенка опускает голову и быстро-быстро тянет его за руку мимо вас, потому что боится услышать тихо произнесенное слово "инвалид". Дети, о которых мы расскажем вам сегодня, не такие, как все. Они просто другие, и ничего больше. Точно так же, как и все дети без исключения, они лишь нуждаются в любви и внимании взрослых, в том, чтобы общество - то есть мы с вами - принимало их такими, какие они есть. Остальное - всего лишь условности, которые не стоят ровным счетом ничего.

За последние пять лет детей-инвалидов в нашей стране стало в полтора раза больше. От 70-90% детей с тяжелыми врожденными заболеваниями отказываются еще в роддоме. 75% детей-инвалидов в России в возрасте от 7 до 17 лет не получают образования.

"Я каждый день радуюсь за дочь!"

Семья Матвеевых: мама Александра, папа Игорь и их дети - Юра (9), Маша (6), Ваня (3) и Катя (4) .

Александра: "Когда Машеньке шел первый год, окружающие стали говорить: с девочкой что-то не так. Но мне казалось, что этого не может быть, что они ошибаются (да и анализы не показали наследственных нарушений). Потом и я поняла: Маша совершенно не реагирует на обращения к ней, не смотрит в глаза, словом, вся погружена в себя. Когда ей был год и 10 месяцев, мы прошли обследование в больнице и впервые, я услышала диагноз "органическое поражение центральной нервной системы". Позже стало понятно, что у Маши аутизм. Мы начали бороться - сначала массажи, уколы, походы по врачам. Папа первое время считал, что нужно искать дорогие лекарства, знаменитых врачей - решать проблему с помощью денег. Врачи говорили, что можно добиться изменений к лучшему, и я в это верила. Как оказалось, не зря. Затем мы пришли заниматься в Центр лечебной педагогики, где для таких детей существуют специальные программы реабилитации. Я увидела совершенно другое отношение к аутистам, да и к другим детям с психическими проблемами. Ведь все наши мамы сталкиваются иногда с жестокостью, брезгливостью. А в Центре наших детей любят и принимают такими, какие они есть. А мы, родители, можем встречаться, помогать друг другу и своим детям. Недавно родители организовали школу для своих детей. Занимаясь три раза в неделю, Маша начала меняться на глазах. С каждым месяцем все больше и больше слушала обращенные к ней слова, стала выполнять то, о чем ее просят. Сейчас потихоньку готовится к обычной школе (я очень надеюсь, что рано или поздно она сможет в ней учиться).

Через три года после Маши появился маленький Ванечка. Конечно, я побаивалась, ведь дочке я отдаю много внимания. Но мне так хотелось иметь еще одного, что я отставила все сомнения. Кстати, он у нас самый умный и развитый мальчик!

Кроме того, мы взяли в семью Катю. Она - дочка наших дальних родственников, у которых нет жилья, работы. Однажды мы случайно узнали, что их 14-летний сын ушел в бега, а двухлетняя дочка оказалась в детском доме. Мои родители разыскали детей. Катя была совсем маленькая, слабенькая и худенькая. Сначала мы просто навещали ее, потом взяли на лето. А потом поняли, что уже не можем расстаться. Мои родители оформили опекунство, и так у меня появилась компания - Катя, Маша и Ваня. Для Маши это стало настоящим подарком, ведь Катя и Ваня почти ровесники, они все время играли и показывали пример взаимоотношений. Маша начала подражать им, а значит - учиться контактировать с другими людьми - и взрослыми, и детьми.

В 5 лет она стала говорить (а ведь это большая проблема для аутистов, многие так и не разговаривают), научилась рисовать. Сейчас все идет к лучшему. Когда мы гуляем, Машенька с интересом разглядывает все, что ее окружает. Она потихоньку выбирается из раковины, в которой была раньше. Психологи говорят, что аутизм постепенно уходит. А я каждый день радуюсь тому, что Маша окружена заботой, что она живет в большой семье, где ее любят!"

Наедине с собой

Аутизм - заболевание, при котором человек замыкается в себе и становится не способным на контакт с внешним миром. Аутисты не воспринимают происходящее вокруг события. Они не чувствуют людей, не понимают, что движет ими, относятся к окружающим как к предметам. Аутисты не понимают причинно-следственных связей, поэтому их поведение определяют "ритуалы", а выход за привычные жесткие рамки становится трагедией. Аутисты терпеть не могу беспорядка. Так, собрать сложный пазл для аутиста не проблема, но если в нем не хватает одной детальки, реакция не предсказуема.

Тесты, с помощью которых невропатологи обычно определяют, насколько правильно развивается ребенок, чаще всего не выявляют у аутистов особых отклонений. Диагноз ставится только на основании наблюдения за поведением. Поэтому аутизм диагностируют, как правило, между тремя и четырьмя годами, когда странности аутичных детей становятся очевидными. Некоторые симптомы схожи с проявлениями умственной отсталости, нарушений речи, врожденной глухоты и некоторых других заболеваний. Поэтому еще месяцы уходят на уточнение диагноза. Аутизм не развивается у детей после 5 лет, и, если отклонения появляются в более старшем возрасте, диагноз будет другим. О маленьких детях, которым впоследствии ставят диагноз "аутизм", родители говорят: "Он не такой, как все" - нелюдимый, неласковый, неразговорчивый, предпочитает играть в одиночестве. С первых месяцев жизни аутичный ребенок избегает всех видов взаимодействия с другими людьми и даже с собственной мамой. Такой ребенок не просится на руки, не прижимается к ней. Аутисты избегают прямого взгляда, они никогда не смотрят в глаза.

Такие разные

Дети-аутисты очень разные: чрезмерно возбудимые и заторможенные, импульсивные, порой агрессивные и очень спокойные, отстающие в развитии и чрезвычайно одаренные. Особенно много аутистов среди математиков, физиков и программистов. Именно поэтому аутистов в последнее время стали привлекать в компьютерные фирмы. У Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала - аутисты.

Тревожные сигналы

Специалисты утверждают: чем раньше будет диагностирован аутизм, тем больше у ребенка шансов справиться с отклонениями и наладить нормальные отношения с окружающим миром. И здесь очень многое зависит от пристального внимания родителей. К примеру, в 8-10 месяцев ребенок должен откликаться на свое имя. Отсутствие такой реакции - самый ранний признак аутизма. Аутичные дети лучше слышат звуки окружающей среды - шум дождя, шелест листвы, завывания ветра, - чем человеческий голос. Причина в том, что у здоровых людей звук человеческого голоса активирует определенную зону мозга, которая дает организму сигнал: "Слушай! Это важно". У аутистов эта часть мозга на голос не реагирует. В 10 месяцев ребенок должен смотреть туда, куда ему указывают, а потом взгляд его должен вернуться к тому, кто указывает. Дети с аутизмом не обращают внимания на то, что им показывают. В один год ребенок должен показывать, чего он хочет, и следить за вашей реакцией. В 14-18 месяцев здоровые дети обозначают не только свои потребности, но и показывают на заинтересовавший их предмет, ждут от вас соучастия. В полтора года ребенок уже должен говорить несколько слов и жестами помогать себе выражать желания. В 2 года здоровый ребенок играет в ролевые игры и объясняется простыми фразами. Он должен фантазировать, находя для предметов подходящие роли. Например, кубик может стать телефонной трубкой, листики - деньгами, игрушечная посуда - служить для приготовления "обеда". Если вы замечаете, что реакции вашего ребенка сильно отстают от нормы, надо бить тревогу.

Откуда приходит помощь

Дети-инвалиды, а именно так у нас чаще всего называют тех, кого во всем мире именуют детьми с особыми потребностями, попадают в узкий мирок замкнутой системы учреждений: специализированный детсад. Интернат или спецшкола - жизнь в четырех стенах или, в лучшем случае, цех для инвалидов. Система финансируется государством, и ребенок получает бесплатное лечение и обучение. Однако при таком раскладе дети оказываются оторванными от остального мира. Поэтому стали распространяться методики, главная цель которых - интеграция детей с особыми потребностями в общество. В Москве появилась муниципальная программа по созданию бесплатных интегративных детских садов (в них объединяются особые и обычные дети). Большинство негосударственных центров помощи детям-инвалидам выросли из родительских или научных объединений. Занятия в них платные, но для семей с небольшим достатком существуют программы скидок. Альтернативные методики (лечение с помощью животных или арттерапия) требуют немалых затрат (одно лечебное занятие с дельфином обходится примерно в 500 руб.). Если родители не в состоянии оплатить эти расходы, они пока вынуждены самостоятельно искать спонсоров среди российских и зарубежных бизнесменов и меценатов.

"Жизнь нашей семьи изменилась к лучшему"

Семья Феклисовых: мама Оксана, папа Игорь, дочь Евгения (21), сын Владимир (18), сын Алексей (7) и сын Федя (3) .

Оксана: "Федя родился, когда мне было 39 лет. К тому времени у нас уже было трое детей, и мы осознанно решились на четвертого. О синдроме Дауна мы узнали, когда Федя уже появился на свет. Первое время мы переживали депрессию, задавая вопрос: "За что?" Правда, никаких сомнений в том, чтобы оставить ребенка, у нас не было, хотя в роддоме предлагали отдать его в детский дом. Реакция детей на то, что у малыша синдром Дауна, была разной. Старшая дочь узнала первой. Сначала плакала, а потом сказала: "Мы все равно будем его любить". И с того времени Женя - моя помощница, защитница Фединых интересов. Она считает, что в окружающих людях живут "советские стереотипы", которые мешают относиться к нему спокойно. Я вижу, что самая негативная реакция на Федю идет не от мам и пап, а от бабушек - людей преклонных лет. Я их где-то понимаю. Мне стыдно признаваться, но раньше я испытывала брезгливость по отношению к таким детям. Кстати, нашим родным бабушкам мы рассказали о Федином диагнозе только через два года после того, как он родился.

Конечно, первое время мы пребывали в очень подавленном состоянии. Мы жили там, где выросли старшие дети, где нас все знали, и мы чувствовали сложное отношение к Феде и к себе. Мы решили переехать в другой район Москвы. На новом месте нас будто "отпустило", появились новые силы. Мы не скрываем того, что у Феди синдром Дауна, и большинство окружающих реагируют на это нормально. Мало того, Федя придал нашей семье мощный толчок для развития. После погружения в собственное горе у нас наступил некий прорыв. Мы с мужем оба по образованию переводчики. Я долго не работала, но сейчас получаю второе высшее образование - психолого-педагогическое. Нам невероятно повезло, что мы оказались в Центре "Даунсайд Ап", где Федя может заниматься, а я - общаться с другими родителями. Я мечтаю, чтобы в будущем Федя смог учиться, нашел простую работу и был счастлив. И все время думаю о словах, сказанных одной женщиной в храме: "Как же вам повезло иметь такого ребенка!" Я верю, что только помогая слабым, человек может обрести себя по-настоящему".

Из жизни ангелов

Каждый год один из 600-800 детей рождается с . Эта цифра практически одинакова во всех странах. Она не зависит от уровня и образа жизни, экологии, социального статуса, привычек и здоровья родителей, а также от того, как проходит беременность. Единственное, что удалось обнаружить ученым, - тот факт, что у женщин старше 35 лет такие дети рождаются в несколько раз чаще. Джон Лэнгдон Даун впервые описал синдром и дал ему свое имя в 1866 году, но только в 1959-м было выявлено его хромосомное происхождение.

Главные отличия

На Западе будущим мамам старше 35 лет советуют делать плода (инвазивное исследование). В России многие родители не знают, что у ребенка синдром Дауна вплоть до появления малыша на свет.

Мифы и легенды

Вокруг синдрома Дауна существует множество предрассудков, не имеющих ничего общего с действительностью.

  1. Ребенок с этим диагнозом - умственно отсталый. Такие дети способны многому научиться. Им нужно больше времени, чтобы освоить какую-то деятельность, но они ответственны и педантичны, и это помогает в обучении. У многих детей феноменальная память. В газете "Сделай шаг", выпускаемой "Даунсайд Ап", рассказана история Коли Долуханяна, который пишет стихи, помнит тысячи песен, сотни телефонов и дат, разгадывает кроссворды.
  2. Ребенок не в состоянии ухаживать за собой. Дети умеют выполнять домашнюю работу, ходить в магазин, ориентироваться в транспорте, обращаться за помощью к окружающим. Мало того, некоторые могут помогать другим. В "Даунсайд Ап" есть сотрудница, у которой синдром Дауна, она сегодня сама работает с детьми, и вполне плодотворно.
  3. Проявлять свои чувства к ребенку с синдромом Дауна бессмысленно, потому что он не сможет их оценить. На самом деле дети эти удивительные - эмоциональные, открытые, ласковые. Им обязательно надо проявлять свои чувства, поэтому они часто радуются незнакомым людям, могут обнять того, кто понравился.
  4. Когда ребенок вырастет, он не сможет работать. Это, скорее, вопрос общественного отношения к людям с синдромом Дауна, а не их возможностей. Конечно, с такими детьми надо много заниматься речью, ведь строение челюсти мешает им произносить часть звуков. Невозможно предсказать, какого уровня сможет достичь такой ребенок. Вряд ли он сможет выполнять сложные профессиональные задачи, вести напряженные переговоры. Но люди эти вполне могут трудиться в сфере обслуживания, набирать тексты на компьютере, делать ручную кропотливую работу. Кроме того, многие люди с синдромом Дауна обладают творческими способностями. Особое видение мира и эмоциональность позволяют им быть художниками, скульпторами, музыкантами, актерами.
  5. Нет смысла вкладывать силы в занятия с малышом, потому что он проживет немного. Еще недавно люди с синдромом Дауна жили не больше 20-25 лет. Но причиной ранней смерти был не сам синдром, а сопутствующие заболевания. Сейчас на Западе средняя продолжительность жизни людей с синдромом Дауна - 60 лет.
  6. С таким ребенком вы окажетесь в изоляции. Многие взрослые считают, что ребенок - "дауненок" представляет собой опасность для других. Это неправда. Дети с синдромом Дауна способны показать пример дружбы и искренней любви. Никакой агрессии (в том числе сексуальной) от таких детей не исходит. Что же касается общества, то в Москве работают два интегративных детских сада и ряд коррекционных детских садов, куда ходят и дети с синдромом Дауна, и совершенно обычные. А специалисты центра "Даунсайд Ап" могут посетить родителей уже в роддоме.

"Иногда люди даже не подозревают, что говорят с неслышащим ребенком"

Семья Шалабиных: мама Елена, папа Михаил, сын Владик (8) и дочка Аня (4) .

Елена: "Моего сына любят все! Я очень хотела ребенка, мечтала о нем. Когда узнала о своей беременности, то была счастлива невероятно. Представляла, как буду учить своего малыша иностранным языкам, (я преподаватель). Владик появился на свет на месяц раньше срока. Роды были сложные, мне кололи много лекарств, и мальчик родился весь зажатый, с крепко прижатыми к телу ручками. Медсестра поставила Владику капельницу в вену на голове, но, видимо, сделала это неправильно - все лекарство ушло под кожу, образовался огромный отек. День был выходной, и никто не обращал на моего сына никакого внимания. Мне ни в чем не признавались, только через несколько дней Владика увезли в детскую больницу безо всяких объяснений. Уже там врачам пришлось лечить отек сильными лекарствами, в том числе антибиотиками и мочегонными. Только потом я поняла, что они и были причиной глухоты (эти препараты так и называют - ототоксичные). Владик развивался совершенно нормально, вовремя встал, сел, пошел. Правда, были странные моменты: например, он не говорил, только повторял звук сирены игрушечной машинки. Однажды мы гуляли на улице, рядом упала бутылка, а он даже не повернулся на звук. Когда мы пошли в детский сад, там впервые меня спросили: "Что у ребенка со слухом?" С того момента начались мои походы по врачам, где выяснилось, что левое ушко у него совсем не слышит, а на правом осталось 30% слуха. Мне советовали отдать Владика в интернат, но я решила, что должна помочь ему сама. Мы ездили на занятия к сурдологам в любую погоду. Однажды психолог сказала, что у Владика очень высокий интеллект, надо только "вытащить" его на поверхность. Эти слова вдохнули в меня силы. А потом я узнала про Центр Эмилии Ивановны Леонгард и, обзвонив всех знакомых, нашла телефоны. Так мы стали учиться слышать и разговаривать. Дома - по учебникам и книгам, в Центре - с педагогами. Подобрали слуховой аппарат, и Владик, потрясенный открывшимся ему миром звуков, стал болтать буквально без остановок. Потом мы начали заниматься музыкой, и он стал играть лучше многих слышащих детей. Потом я забеременела второй раз. Под Новый год появилась наша Анечка - красавица. Когда она выходит во двор, то очень гордо говорит: "А у меня есть большой брат!" Владик - такой чудесный и очаровательный мальчик, что все остальное не так уж важно.

Тихий мир

Малыш улыбается, услышав мамин голос. Поворачивается на звук включенного радио. Вздрагивает при шуме. Все это нормальные реакции ребенка первых лет жизни. Но некоторые дети ведут себя по-другому. Они такие же веселые и сообразительные малыши, и многие родители далеко не сразу обнаруживают, что ребенок не слышит всех звуков. Часто диагноз "глухота" или "тугоухость" ставят только в два-три года, когда выясняется, что ребенок не начал говорить.

Такие разные причины

Глухота и тугоухость могут быть врожденными или приобретенными. В последние несколько лет благодаря бурному развитию молекулярной генетики появилась надежда, что вскоре можно будет узнавать о генетических нарушениях на 7-8-й неделях беременности. Причинами отклонений могут быть инфекционные заболевания (самым опасным для слуха считается краснуха), которые перенесла будущая мама, тяжелый , лечение некоторыми видами антибиотиков. Приобретенная глухота появляется после болезней и травм. Самые активные "поставщики" - воспаление среднего уха, грипп, травмы уха и головного мозга. Опасными для слуха называют антибиотики из группы аминогликозидов (стрептомицин, неомицин, гентамицин и др.) Иногда удар по голове или попадание в ушко ребенка какого-нибудь предмета могут привести к снижению слуха.

Различные виды терапии для детей-инвалидов

Иппотерапия

Там, где бессильны человек и лекарства, на помощь приходят животные. Иппотерапию - лечение лошадьми - сегодня рекомендуют при детском церебральном параличе, травмах головы, вегетососудистой дистонии, полиомиелите, эпилепсии, умственной отсталости, аутизме и даже алкоголизме и наркозависимости. Температура тела лошади на полтора градуса выше температуры тела человека. От спины лошади идет тепло, которое разогревает всадника и улучшает кровоснабжение ног. Это особенно полезно тем, кому трудно ходить. При верховой езде у человека работают практически все группы мышц, ведь нужно удерживать равновесие. Ритмичность верховой езды нормализует работу мозга.

Канистерапия

Канистерапия - научное название явления, которое известно давным-давно: собака может стать не только другом, но и врачом. Однако лишь недавно в нашей стране появились реабилитационные программы для детей с нарушениями в развитии, где главными действующими лицами стали собаки. Например, в подмосковном кинологическом центре "Ордынцы" успешно применяется программа по лечению малышей с . Дети ухаживают за собаками (расчесывание шерсти улучшает мелкую моторику), дрессируют их (учатся четко произносить слова), а главное - двигаются. Есть случаи, когда ребенок вставал с инвалидного кресла, превозмогая боль, чтобы гулять с любимой собакой. Обладающие безошибочным чутьем, собаки улавливают малейшие изменения в настроении, отвечают на них быстро и эмоционально, что дает ребенку чувство собственной ценности. Даже глубоко погруженный в себя малыш не может не реагировать на бурную радость собаки при встрече или тоску при расставании. Рядом с собакой он начинает чувствовать себя, с одной стороны, защищенным, а с другой - ответственным за близкое существо.

Арттерапия

Человек, способный из обыденности создавать музыку, картину, стихи, не такой, как все. А творчество, в свою очередь, помогает находить в себе нечто, скрытое до поры до времени. Арттерапия - одно из наиболее популярных сегодня направлений психотерапии, в том числе в области реабилитации детей. С помощью рисования дети, не умеющие наладить контакт с внешним миром, могут выражать свои эмоции, улучшают координацию рук (а это гармонизирует работу мозга), развивают наблюдательность и фантазию. Занятия музыкой помогают снять физическое и эмоциональное напряжение. Играя на музыкальных инструментах, ребенок учится управлять своим телом. По методикам, связанным с арттерапией, работают психологи-дефектологи Центра лечебной педагогики и "Даунсайд Ап".

Делъфинотерапия

Впервые использовать дельфинов для лечения стал американский ученый Дэвид Натансон в 1978 году во Флориде. С тех пор эти умные животные помогли сотням тысяч человек, но никто так толком и не понял, как это происходит. Появился даже Международный институт дельфинотерапии, исследующий это явление. Дельфинам всегда приписывали чудесные свойства: кто-то считает, что они обладают экстрасенсорными воздействием, другие - что дельфины касаются именно тех точек на теле, которые отвечают за больные органы. И почти все ученые сходятся во мнении, что пребывание рядом с дельфинами - это всегда выброс адреналина и гормонов удовольствия, которые повышают иммунитет. А морская вода создает для этого идеальный фон. Дельфины помогают детям с аутизмом (у 97% наступает улучшение) и с синдромом Дауна. Загадочно, но дельфины как будто знают о том, что тревожит ребенка. Уже после 15 минут совместного купания зажатые дети эмоционально раскрепощаются, агрессивные успокаиваются, замкнутые начинают общаться... Психологи считают, что дельфины знают некие особые "кнопки", помогающие раскрыться внутренним резервам ребенка.

Обсуждение

Я хочу обратиться за помощью. Мы (не6сколько человек с собаками) хотели бы больше узнать о программах канистерапии для больных деток. Но у нас в Украине об этом, если и слышали, то в общих чертах, что существует такой метод лечения. Прошу Вас дать ссылки на сайты, где можно почитать о программах этого метода лечения и есть ли курсы, семинары и т.д.

31.03.2008 17:45:13, Наталия

Судовольствием пообщалась бы с единомышленниками. Я занимаюсб канистерапией уже несколько лет. педагог в системе дополнительного образования (общий педстаж 25 лет), эколог, кинолог, владелец питомника собак, руководительшколы юных хендлеров. Создала учебнуб программу "Канистерапевт и реабилитация детей с проблемами в развитии", сейчас веду занятия в коррекционной школе в Казани, опубликовала тематическую статью в журналах "Шнауцер сегодня" и "Ласка".

13.03.2008 18:42:11, Эмилия Деткина

очень интересные статьи. на самом деле,мне кажется,что родители,столкнувшиеся с такими проблемами не знают как себя вести. создавая центры помощи и поддержки,мы,тем самым,помогаем не только детям,но и их родителям почувствовать себя нужными.

24.05.2007 21:57:40, Анастасия

Спасибо за интересную и познавательную статью.

Спасибо за интересную статью

Хорошая и полезная статья. Побольше бы таких. Везде в прессе.
Спасибо.

Статья очень интересная, так как я сама дефектолог, хотелось бы отметить доступность научных понятий,и актуальность на данный период времени! Дорогие мамы будьте внимательны к своим детям, если видите изменения в поведении, не сомневаясь БЕГИТЕ К ВРАЧУ!!! Ведь главное это начать принимать меры КАК МОЖНО РАНЬШЕ!!!
Желаю Вам здоровья и счастья!

21.01.2006 01:18:36, Татьяна

Комментировать статью "Мой ребенок не такой, как все"

Наркомания и алкоголизм био моему ребенку не прошли даром. Дома 10 лет, ему 12,5, но на любых мероприятиях и занятиях он выделяется. Выкрикивает, перебивает всех, отвлекается, балуется.

Обсуждение

По работе занимаюсь сейчас с ребенком. 5 лет, говорит отдельные слова, еле ходит, плохо видит, аутический компонент.
Перспектив, увы, нет совсем. В школу в лучшем случае коррекционная, да и та, под большим вопросом.
Своерожденная у своей мамы. И вот что ей делать? Там точно игра не стоит свеч.
Думаете она этого хотела? Так что и с своими бывает не везет...
Сходите в другие дети, почитайте, полегчает.
Почти все дети выносят мозг, делают кучу неправильных вещей. Вопрос как к этому относится.

24.11.2015 19:57:02, другой мир

Что я вам могу сказать - ваше внутреннее состояние мало, на самом деле, зависит от внешних раздражителей. Меня зацепило ваше разочарование - в себе, в ребенке. Это говорит только - и единственно - о состоянии вашей нервной системы. Она подавлена. Вы устали, утомлены, и из-за этого вы принижаете, как много сделано уже и вами и вашим ребенком.

Я думаю, вам пошел бы санаторий, витамины группы Б и какое-то приятное хобби. Вы очень много сделали, но если мерить преходящим - медалями, оценками - то разочарование неизбежно, а если мерить духовным - вы приняли в семью живую душу, столько вложили внимания и сил, то вы увидите истину, настоящую цену своему поступку.

То есть - не очень важно, какие у нас дети, важно, кто у нас психиатр/духовник:))

В каждой семье, где один ребенок спокойный, второй обязательно совсем другой шустрый и крайне подвижный. Происходит так не случайно. Ведь в одной семье дети разные. Случается так потому, что первенец в семье уретральный вождь, если, конечно, такой рождается (ведь их около 1%) потом идет анальный ребенок спокойный и уравновешений. Третий ребенок, скорее всего, будет с кожным вектором. Он тоже гибкий и подвижный, хочет быть лидером везде, но все же не такой, как уретральный вождь. Подробнее о...

ПОЧЕМУ МАМЫ УСТАЮТ? 1. Они стараются все контролировать. Многие женщины даже после рождения ребенка не просят помощи мужа. Продолжают сами ходить в магазин, сами моют посуду, убирают дом. Еще и занимаются ребенком, гладят рубашки… в чем причина? Почему нельзя поручить мужу покупку продуктов? А вдруг он купит не то! Интересно, что не то он может купить в магазине? Пиво и чипсы? Или не тот вид помидоров и яблок? Если не делегировать, он так никогда и не узнает, какие яблоки ест. С рождением...

Несколько лет назад правительство и Минобрнауки установило курс на безбарьерное образование. В России начали развиваться инклюзивные детские сады и школы. Однако, как показывают социологические опросы, отношение общества к инклюзии до сих пор неоднозначное. Паралимпийские игры в Сочи показали, что люди с ограниченными физическими возможностями могут жить полноценной жизнью и добиваться высоких результатов в различных сферах, даже в профессиональном спорте. Российские чемпионы Паралимпиады...

КАК УЧИТЬСЯ ДОМА Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: "У нас ребенок ходит в школу и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!" Когда я говорю, что никто с моими детьми не "сидит", делая вместе с ними "уроки" мне...

Многие мамы хотя бы раз в жизни сталкивались с ситуацией, когда у ребенка нет желания читать. Нежелание ребенка читать воспринималось еще более остро, если мама сама является большой поклонницей книг. Она начинает недоумевать: почему же мой ребенок такой невежда и совсем не похож на меня? Почему он не обращает внимания на красивые картинки в книжке, не может сидеть на месте долго, а о том, чтобы читать с фонариком под одеялом, как мама в детстве, нет и речи. Что же делать в такой ситуации...

Родителям о воспитании Опубликовано 27.02.2013, автор Алена Любовинкина, психолог и молодая мама Я уверена, что каждый человек в своей жизни, когда был ребенком, не раз говорил: «никогда не заставлю своего ребенка есть кашу», «Мои дети не будут спать днем», «Я не буду бить своего ребенка». Тогда, в детстве, процесс воспитания ребенка казался очевидным. Все было просто и мы точно знали, как и что нужно делать. Но все было так просто и очевидно тогда, когда мы сами были детьми. Став родителями...

Не каждый может в принципе принять мысль " Мой ребенок всегда будет не таким, как все ". Ведь это не такой ребенок, которого можно до 18 лет дорастить и отправить в свободное плавание, это на всю жизнь...

Обсуждение

Поддержу Вас.
Затоптали ни за грош!
Я вовсе не ратую за то, чтоб делать из ДР проходной двор. Но в конкретной ситуации с ребенком с минимальными шансами - надо использовать каждый шанс, а не беречь от "травм", закрыв от мира.

02.12.2012 00:08:34, Гарпистка

Я прекрасно понимаю Вас и Ваш вопрос.
В ответ расскажу свою историю.
Я, как волонтёр, пришла в "свой ДР". На тот момент у меня уже был четырёхлетний сын и мы задумывались про "ещё".
Случайно я увидела в качельке - качалке двухмесячную девочку. Поверите, у меня земля из-под ног ушла. (да, я очень эмоциональный человек, я знаю:))
Я опустилась на колени и всё посещение так и не смогла оторваться от неё.
Всё документы я собрала меньше чем за три недели. Жила в постоянном адреналине - Быстрее! Быстрее! Дождись, только дождись!!!
Почла к главврачу, она знала меня и прекрасно относилась (наш сын из того же ДР).
Ничего у меня не вышло...
Малышку отдали другим родителям...
Мы плакали вдвоём с мужем, который видел только фотографии, но принял ребёнка.
Прошло пять лет, а я помню её. Она словно не родилась у нас.

История имела счастливое продолжение - собранные документы мне пригодились через несколько месяцев, когда у нас был ОДИН день, чтобы приехать в другой город - ночь на поезде, увидеть, влюбиться, подписать документы. Ехали "по телефонному звонку", без фото и информации, к ребёнку, только-только выведенному из реанимационного отделения. Мне буквально было сказано "Сегодня четверг, по закону я должна передать документы на этого ребёнка в опеку в понедельник, для "очередников", успеете приехать завтра со всеми документами - девочку Вам покажут, не успеете, значит, не успеете".
Мы успели.
У нас был этот самый пакет документов.
Наша Рыжая Принцесса с нами.

Соберите документы. Ну, не сложится, "пропадут" бумаги - но так ведь это всего навсего бумаги.
Но Вы не будете замирать от ужаса, что ребёнок может не дождаться Вас!
Пусть всё получится!
В добрый час!

Меня очень беспокоит, что моего ребенка и всех детей в детском саду # 1041, который находится по адресу: Москва, ЮЗАО, ул. Ивана Бабушкина, д. 13, к 2 , лишают возможности дышать свежим воздухом в помещениях. Когда родители спрашивают: "Почему вы не открываете окна?" Там отвечают, что это запрещено. Открывать окна можно только тогда, когда детей нет в группе. Казалось бы, человечный подход, стремление содержать детей в тепле... На самом деле это жестоко по отношению к детям. Детей как правило...

Обсуждение

Ваш ребенок жалуется на жару в группе?
Мои не жаловались никогда. Вернее жаловались, если слишком одежда была неподходящая, был у нас например трикотажный сарафанчик не знаю из чего (то ли шерсть с синтетикой, то ли акрил), так я и перестала одевать его. Конечно, сарафанчик был куплен свекровью:)) И на утренниках не было жарко, но я легко одеваюсь - только тонкая вискозная или хлопковая блузка, никакой шерсти или акрила. Да и из родителей никто не пыхтел и не обливался потом. Вот мужу моему было жарко всегда и везде... пока у него было лишних 20 кг.

Может, вам просто нужно обратить внимание воспитателя на более тщательное соблюдение режима проветривания, в соответсвии с нормами - и этого будет достаточно для свежего воздуха? Может вы своего ребенка воспитываете очень закаленным, но ведь не все дети такие.

Хоролшо у нас такого маразма нет. Раньше же по саннормам нельзя было сплиты (хорошо помню когда старший в сад ходил) теперь можно, но родители многие против из-за этого не ставят. А если ещё окна не открывать-душегубка будет. Хотя конечно иногда меня напрягает что детишки в одних трусах а в группе сквозняк. Лучше бы проветривали пока их нет

Что делать, если у вас неуравновешенный ребенок, очень вспыльчивый, капризный, и даже взрывной? Иногда родители не понимают, почему их ребенок такой неуравновешенный и капризный, что в его характере мешает ему адаптироваться в детской среде. Проанализируйте его поступки, и попробуйте понять, что им движет. Так вы сможете вовремя откорректировать поведение ребенка, чтобы в дальнейшем облегчить жизнь своего малыша. Да и общение с ним станет более приятным и легким. Неуравновешенный ребенок...

Когда я была маленькой, моя мама часто говорила друзьям и знакомым: "Я своей дочери верю, она мне никогда не врет! Если она что-то сказала, значит так и есть!" Не знаю намеренно или случайно, но часто она говорила эту фразу в моем присутствии. И меня переполняло чувство гордости...и ответственности...и я не врала. Просто не могла, ведь мама мне ВЕРИЛА!!! Простой педагогический прием, но он работал! До сих пор не знаю, мама его придумала или где-то вычитала. И я всегда считала, что со своими...

Обсуждение

Верю. И знаю, что она не врет. Когда то давно внушила ей мысль, что надо всегда говорить правду, и за правду я никогда не накажу, чтобы она там не натворила.

Одним - верить, другим - нет. Я своему сыну верила, т.к. он не врет никогда. Сестра старшему верила по той же причине, а младшему не верила, потому что он врет практически всегда. ПРичем не из страха, а просто врун по натуре и учиться никогда не хотел. Если бы они ему верили, страшно подумать, чтобы получилось.

14.04.2012 20:16:32, Почему?

Я не одинока на этом свете,у меня есть мой ангел,хотя он и не такой как все дети он мой и я его люблю больше жизни.Конечно это не просто когда в семье есть ребёнок с дцп, это слово (ДЦП)звучит как приговор ну не чего теперь не поделаешь так распорядился господь бог и дал таких деток только тем кто сможет это вынести у кого на это хватит сил,здоровия и терпение.

Боль, слезы, вопросы "за что?", "почему это с моим ребенком?" задает почти каждая нормальная мама. Это не значит что ты не любишь своего ребенка, это просто шок от того что он будет не такой или что он есть не такой как все.

Обсуждение

Моему ребенку 10 лет. Вы правильно написали принять ребенка. Это на самом деле трудно. Боль, слезы, вопросы "за что?", "почему это с моим ребенком?" задает почти каждая нормальная мама. Это не значит что ты не любишь своего ребенка, это просто шок от того что он будет не такой или что он есть не такой как все. Пишу про свой опыт. Когда я напрямую столкнулась с тем, что мой ребенок на такой как все, а именно врач невролог к которому я пришла по моему мнению со здоровым ребенком, спросила первым же вопросом "инвалидность оформлена?", был шок. Полный стопор 2 суток. Становиться ничего не интересено, не важно. Начинаешь копаться в себе, что я сделала не так, и конечно за что. Что помогло принять? Принять - это просто жить с этим ребенком, и воспринимать как свой крест.Не каждый так может. У меня не получается просто жить. Я борюсь за него, с ним, с врачами, с диагнозами, с мнениями людей по поводу моего ребенка. И может это не верно но мне так легче. Я уже 8 лет рою интернет в поисках разных методов и методик лечения, обучения. Пробуем все что можем по силам и по деньгам. С оглядкой на свой путь маме котороя только узнала что у нее ребенок не такой как все могу сказать: нельзя опускать руки, нужно бороться за ребенка (лечить, учить, воспринимать), читать литературу по болезни, находить друзей или просто людей которые оказались в похожей ситуации (сейчас есть интернет и это легче сделать) для того чтобы делиться своими проблемами и достижениями, и самое главное попытаться переосмыслить жизненные ценности. И еще хочу сказать врачи ошибаются!!! И если один, второй, третий врач говорит "безнадежен", найдите четвертого, который скажет что давайте попробуем. Надейтесь, верьте, любите, живите.

21.07.2010 00:28:17, Мария2

Не знаю, какой получится Ваша статья, но вопрос Вы поставили неправильно. Конструктивный путь - не воспринимать своего особого ребенка как "горе", а воспринимать его как часть своей жизни, существенную часть, своего рода вызов.

И я не могу объяснять всем что мой сын не такой как все, и к нему нужет специальный подход. Дело не в пинке самом, хотя такое поведение со стороны постороннего человека по отношению к моему ребенку недопустимо.

Обсуждение

вопрос ко всем! вот большинство высказавшихся, говорит о том, что мама не должна была допускать, что бы ее ребенка ударил чужой взрослый, что чужие не имеют права воспитывать не своих детей и т.д. Я тоже так считаю. Но все уже случилось, тетка ударила/пнула ребенка. И что делать маме? Ругаться с теткой? Пнуть ее в ответ или ее ребенка? Что делать конкретно в подобной ситуации?

19.02.2008 21:40:12, мне важно

я бы не позволила бить или пинать моего ребенка.

сочувствую:((по делу сказать особо нечего - разве что свалить на человеческий фактор... порой необъяснимо, почему вдруг идет негатив. скорее всего - Ваш ребенок не такой, как все, не ходит строем и имеет свои мысли/фантазии. у меня средний такой... в...

Обсуждение

Паниковать не стоит, в детском саду должен быть психолог и его осмотр не должен вас беспокоить, ведь вас не беспокоит если вашего ребенка утром осматривает врач, на предмет кашель-сопли. Другое дело если ребенок регулярно писается и какается в штанишки, в этом возросте это говорит об определенных проблемах, не обязательно психологических, луше проверить ведь может быть что-то не дай бог серьезное. А то что заведующая отказалась с вами говорить, это уже серьезный сигнал. Похоже вам очень сильно не повезло с садиком. Чему тогда удивляться что воспитатели "особо не ласковы". У нас была ситуация, только начали ходить и дочь начала заикаться, даже не заикаться а несколько раз посторять короткие слова, пошла к заведующей, спокойно разобрались, оказалось в группе есть дети с небольшими проблемами и воспитатель громко несколько раз им посторяет. Перешли в другую группу и все наладилось. Сходите еще раз к заведующей, только без паники, надо запишитесь на прием! И твердо и аргументированно объясните ситуацию, если она человек разумный, сама наведет порядок в своем хозяйстве. Если нет надо уходить из этого д/с, а вот каким образом решать вам.

Психолог не имеет право смотреть ребенка без матери. особенно если речь идет о нарушении поведения. То есть все, что будет говориться и делаться на основании того исследования - в сад - пусть покажут Ваще письменное согласие. Иначе - специалист даже поговорить просто так не имеет права.
В саду мы писали согласие на обследование и тестирование ребенка, при желании можно было присутствовать.
Теперь обо всем остальном - то, что ребенок какает и писает в штаны в этом возрасте - сигнал о неблагополучии - то ли в саду, то еще в чем-то - это повод Вам серьезно задуматься - человек в 5 лет уже должен эти процессы контролировать.
поэтому я бы сейчас посоветовалась с психологом и невропатологом независимым и следовала бы их рекомендациям.
а про сад - вы сами решите - какой результат вас устроит - место в другом саду. переводж в параллельную группу или что-то еще - в зависимости от этого и действия будут разными.

На мой взгляд тоже странно такое дикое количество гиперактивных детей (я не про Вас конкретно, понятно, что такой диагноз есть в принципе). В любом случае попытки адаптировать дите к ситуации должны быть, имхо. Ну - в лужу можно, если никого не забрызгивает, если вокруг люди - найдите другую лужу:), в автобусе ногами дрыгать можно - если никого не задевает, если задевает - пересядьте/отойдите, носиться по улице - вообще святое дело, если машин нет и если нет совсем маленьких, которые не успеют отойти, с дивана прыгать дома - можно, в гостях - ...а зачем его в гости взяли? Если взроослая тусовка, то лучше без детей, а если детская - так можно, там все будут прыгать, песком кидаться - только если никого рядом нет! И так - во всем. У меня дочка не гиперактивная, а просто живая:) мы с ней как-то так договариваемся обычно. Если договариваться не хочет - отвлекаю-увожу.

Мой ребенок не избалован и не "плохо себя ведет", потом ниже красной строкой и крупно - МОЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ АУТИЗМ (ну это дословный перевод). Потом мелко - свыше 1,5 миллиона детей в Америке имеет аутизм, вероятно кто-то, кого вы знаете...

Обсуждение

Моей дочке 6 лет, диагнозов ставили тучу разных, (аутизма вот, правда, никогда не предполагали, несмотря на некоторые явно аутичного плана заморочки), но поведение неадекватное или не по возрасту бывает частенько.
У меня бывают разные на это реакции, не всегда правильные: раздражение часто, реже жалко её бывает, отчаяние иногда, страх за то, что может быть дальше, обида почему именно у моего ребенка так, иногда даже бывают глупые мысли, что лучше бы у неё что-то другое было более понятное желудочно-кишечное, например. А вот стыда чего-то не было пока. Я, правда, умею уже более-менее справляться с её неадекватностями и сглаживать некоторые заморочки, больше понимаю её и вижу много улучшений, но, увы, до нормы далеко.

13.12.2005 21:41:38, Нола

"Не дураки" реагируют нормально.Вот ключевая фраза из того, что я прочла.
Милая Иден, моя свекровь стеснялась собственной внучки всего лишь потому, что у нее ОНР(она и сейчас ее стесняется до дикости).Верите, я просто не думала об этом, отбрасывала от себя весь негатив.Моя свекровь несчастный закомплексованный человек, смотрит, что скажут другие.
Не дайте себе превратиться в такую брюзгу.
Спасет только вера, звучит страшно банально, да получается все только с верой.Это вам каждый и всякий подтверит, а уж особенно здесь.
Я понимаю, Италия не Россия, в Росси больше озлобленности, но и больше чутких, жалеющих по-настоящему людей.Ищите их и найдете.Удачи вам, милая!

У нас тоже был такой случай, когда воспитатель в саду сказала моей дочери, что она плохая, пытаясь таким образом видимо вызвать у нее послушание, но получилось наоборот, она перестала ее совсем слушаться и мало того - от этого мой ребенок сам очень страдал.

Обсуждение

Расслабиться,поскольку почему он так сказал непонятно,а причина наверняка есть,но выяснить теперь не так просто.

14.09.2005 16:41:37, Линдаа

Да что угодно может быть:(причиной этого. Насколько я поняла, это же не стереотип поведения, а "разовая акция"? Ну мало ли что могло случиться! Плохо себя чувствует (приболел или заболевает), устал, переутомился, перевозбудился, что-то произошло еще, что-то вспомнилось...

И, кстати, я бы еще очень подробно проговорила все с сыном, а потом, отдельно, с бабушкой. Просто, мне кажется, что-то "выпало" из рассказа, про что-то вам не рассказали: "мама собирает его на английский он встал в позу и говорит я плохой. ему как обычно, нет, ты не плохой, ты хороший.. просто иногда не послушный.. в ответ истерика чуть ли не с катанием по полу.." - дырки большие получаются, как в кино, если куски пленки вырезать, а потом склеить - очень в вашем рассказе большие лакуны, ИМХО. А вот чем они были заполнены? Может быть, как раз теми словами-действиями, которые и привели к истерике?

Постоянно говорит..что в нашем роду рыжих не было..а дочка рыжеватая!!

в общем..я бы такие мысли гнала бы вон
на крайний случай..есть же экспертиза..

но это самый крайний случай

и потом не станете же Вы любить ребенка меньше..или вообще не перестанете же его любить..в любом случае???..правда??

Одна детская массажистка сказала мне, что ВСЕГДА у ребенка уши и пальцы ног похожи на кого-либо из родителей. У моих детей у всех уши и пальцы ног - мои. Мне от папы достались такие небольшие выступы на ушах, и одно ухо со "сросшейся мочкой", у моих детей - просто копия такие же, и "пупырышка" и мочка на левом ухе. И пальцы ног второй и третий "сросшиеся" - т.е. между 2 и 3 пальцем расстояние меньше, чем между другими. А старший ребенок у меня похож на моего отца, средний - вылитый муж, а Юлечка похожа на меня. А вобще-то я знаю массу примеров, когда дети ни на кого не похожи.
Кстати, Димка до 5 лет был совершенно беленький и голубоглазый, хотя абсолютно все в моей семье - мышино-русые.


А второе, помоему, как я написала ниже, вам необходимо заполнить жизнь своего ребенка так, чтобы у него появился другой, более лояльный круг общения, и не оставалось бы времени на гуляние в о дворе. Да, ему все-равно придется общаться с этими детьми, но они могут перестать быть для него ЗНАЧИМЫМИ, ведь в этом сейчас вся проблемма. они ему важны, он не знает лучшего. Если он будет знать, что есть разные! круги общения, есть места, где его ценят и уважают, ему не надо будет самоутверждаться в этом обществе, которое НИКОГДА его не примет! Вам не показан спорт, найдите муз школу, изостудию, увлекитесь зоологией, гербариями, планетарием, ходите на выставки, собирайте коллекции. Зайдите в конфу раннее развитие, вам там набросают кучу идей.

Еще идеи, не считаю их очень удачными, но может быть вы сможете. Станьте сама лидером этой компании. Это непосильно сложно, но если вы сможете увлечь детей общим делом, только это обязательно должно быть дело, а не времяпрепровождение, вы измените и детей и их отношение к Игорю (ведь от него будет многое зависеть)Можно ездить в зоопарк, или сажать деревья, или создать штаб безвоздмездной помощи, типа Тимура и его команды. Все это облечь в форму таинства, принимать только прошедших посвящение и т.п. не знаю, сможете ли вы, но если осилите, поможете не только своему сыну, но и всем этим несчастным мальчишкам, которых здесь столько раз полили грязью, а они-то не выбирали себе родителей!

Простите за сумбур,

Еще одна мысль пришла, не дает мне спать в пять утра... Мне кажется, жестокость детей по отношению к больным может быть реакцией детей на ханжество общества (недомолвки,отсутствие информации, секретность) на эту тему. Получается во многом порочный круг - жестокость можно прекратить серьезной и откровенной ИНФОРМАЦИЕЙ, но из-за уже существующей жестокости (взрослых тоже, дети ведь вырастают) многие больные всячески стараются информацию скрыть...

А сколько проблем с детьми происходит - просто от НЕПОНИМАНИЯ!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.