Минфин подготовил проект пенсионной реформы из шести пунктов. Противоречивая пенсионная реформа в россии

Главный стимул участвовать в пенсионной реформе Минфина — налоговые стимулы работодателям и работникам по налогу на прибыль и НДФЛ. В обсуждаемой правительством терминологии речь идет о «формировании пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала в системе негосударственного пенсионного обеспечения» (ИПК), с концепцией которого удалось ознакомиться «Газете.Ru».

Работодателям предложен налоговый вычет по налогу на прибыль.

По этому налогу суммы, уплачиваемые работниками в ИПК, но не превышающие 6% от зарплаты каждого, «при определении базы по налогу на прибыль принимаются к вычету в составе расходов на оплату труда», — говорится в документах Минфина. Причем работодатель сможет вычесть из налога на прибыль больше, чем заплатит работник: первые шесть лет с момента вступления работника в пенсионный план ИПК повышающий коэффициент составит 1,03. В последующие годы он увеличится до 1,06.

Работникам за участие в ИПК предлагаются налоговые вычеты из НДФЛ.

Речь идет о том, что гражданин сможет получить вычет «в полном объеме, но не более 6% от заработной платы плательщика в год». Отметим, что из документов Минфина следует, что гражданин получит право оплачивать взносы не только за себя, но и за близких родственников, а эти платежи также попадут в вычет в рамках обозначенной квоты.

Концепцией предусмотрено, что для работников, у которых суммы взносов удерживаются из зарплаты, вычет предоставит работодатель по основному месту работы. Самостоятельным плательщикам вычет предоставляется при представлении налоговой декларации.

Идеи о повышении ставки НДФЛ с 13 до 15% для отказников от ИПК, которые на прошедшей неделе источники приписывали министру экономического развития Максиму Орешкину, в концепцию Минфина не включены.

Как это заработает

Ключевым элементом управления новой системой окажется Центральный администратор (ЦА).

Организационно-правовая структура ЦА в материалах Минфина не разъясняется, но полномочия этой организации вполне сопоставимы с возможностями Пенсионного фонда. Эта организация займется «ведением агрегированной базы пенсионных счетов» и будет выполнять функции агента НПФ. ЦА получит и право на администрирование взносов, уплачиваемых участниками. При изменении участником тарифа уплаты взносов, смене НПФ и передаче накоплений, поддержке системы гарантирования, выверке данных будет использоваться агрегированная база пенсионных счетов ЦА. Типовые пенсионные правила и типовые правила финансирования пенсионного плана ИПК установит Центральный банк. Предусмотрено и создание системы гарантирования пенсионных прав.

Сама система будет построена на добровольно-принудительной основе.

В момент ее запуска всем гражданам, имеющим действующий трудовой договор или договор гражданско-правового характера на срок не менее трех месяцев и зарегистрированным работодателем в пенсионном плане ИПК, ЦА выставит две оферты. Одна — о выборе НПФ. Другая — о выборе схемы уплаты взносов.

Предполагается, что финансовую основу пенсионного плана ИПК будут составлять взносы участников по ставке от 0 до 6%. Кроме того, участник сможет зафиксировать или изменить ставку взносов. Предусмотрена и возможность приостановить уплату взносов на срок до пяти лет — «в любой момент по заявлению». «По умолчанию ставка взносов будет ежегодно плавно возрастать с 0 до 6%», — говорится в документах Минфина. А перечисление взносов может осуществляться как самим участником, так и его работодателем.

Каждый новый работник при поступлении на работу по трудовому договору будет автоматически регистрироваться работодателем в пенсионном плане ИПК также через ЦА.

Размер пенсионных выплат по ИПК будет напрямую зависеть от объема сформированных накоплений. Предлагается обеспечить пожизненные пенсионные выплаты, а в случае недостаточности накоплений они будут заменены на срочные. Кроме того, гражданам предлагается разрешить изымать часть средств досрочно «при наличии определенных обстоятельств». Но в случае досрочного снятия средств не на пенсионные цели они будут облагаться НДФЛ.

Кто платит за реформы

Впрочем, из системы ИПК можно будет выйти в любой момент — тогда пенсионные права гражданина будут обеспечены лишь обязательной страховой системой. В концепции Минфина нет намеков, как трансформируется страховая пенсионная модель в долгосрочной перспективе. Уже сейчас страховые накопления выражены не в реальных деньгах, а в пенсионных коэффициентах. В материалах Минфина указано, что в случае начала реформы с 2019 года стоимость пенсионного коэффициента к 2035 году уменьшится всего на 23 коп.

На уровень пенсионных накоплений и уровень оплаты труда окажут влияние параллельная пенсионной налоговая реформа и реформа страховых взносов. Ненефтегазовый налоговый маневр также предъявлен Минфином для широкого обсуждения с начала предстоящей недели.

В феврале в интервью «Газете.Ru» министр финансов Антон Силуанов говорил о том, что он отодвинул пенсионную реформу на более поздний срок потому, что считает «более правильным увязать эту реформу с предложениями по налоговой системе». «Тогда у нас появятся налоговые преференции для тех, кто будет участвовать в системе добровольного накопления на пенсию», — отметил тогда министр.

В пятницу, 10 марта, президент «Опоры России» Александр Калинин сообщил RNS, что Минфин предлагает рассматривать основным вариантом налогового маневра «увеличение НДС с 18 до 22% и снижение ставки страховых взносов до 22%». Источники в правительстве подтвердили «Газете.Ru», что именно эти параметры Антон Силуанов уже обсуждал 9 марта с руководителями деловых объединений. По словам источников, повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год.

Снижение ставки страховых взносов на фонд оплаты труда с 30 до 22% приведет к потерям бюджета около 1,7 трлн руб. Частично эти потери будут компенсированы за счет предлагаемой Минфином унификации тарифа взносов в ПФР и ФСС.

Сегодня в ПФР уплачивается 22% от начисленной до уровня 796 тыс. руб. годовой зарплаты. Доходы сверх этой суммы облагаются по ставке 10%. Ставка взноса в ФСС составляет 2,9%, но взимается только с зарплаты в размере 718 тыс. руб. в год. Льготные пороги как раз и исчезнут в результате этой унификации, которая коснется прежде всего высокооплачиваемых работников с зарплатами до 200 тыс. руб. и выше. А платить высокие зарплаты работодателям окажется неудобно. Такие зарплаты, по подсчетам Минфина, только у 2% занятых в формальном секторе, рассказывает другой чиновник, знакомый с дискуссией.

По его словам, для бюджета такой маневр наиболее выгоден. Также просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов.

Допдоходы оценены в сумму около 200 млрд руб. в год, в том числе и за счет экономии страховых взносов, которые должна уплачивать бюджетная система за своих работников.

Таким образом, одним из эффектов налоговой реформы окажется перераспределение бюджетных средств на выполнение майских 2012 года указов президента по увеличению зарплат отдельным категориям граждан. Источники в правительстве говорят о перераспределении около 150 млрд руб.

В Минфине главным эффектом налоговой реформы называют обеление «серых» зарплат, которые выплачиваются в конвертах или зарабатываются самозанятыми. Объем «серых» зарплат оценивается от 5 трлн до 10 трлн руб. в год. Дополнительный бонус предприятиям, работающим «в белую», — выравнивание конкурентоспособности с неформальным сектором.

Но безоговорочно принимать реформы Минфина бизнес не спешит. «При увеличении НДС фискальная нагрузка на предприятия с высокой добавленной стоимостью увеличится почти на 25%, к примеру, для предприятий машиностроения. Мы считаем, что для компенсации должен быть возвращен инвестиционный вычет по налогу на прибыль для предприятий с высокой добавленной стоимостью», - сказал Калинин.

Другие возражения Антон Силуанов сможет выслушать уже в понедельник,13 марта: в этот день в 10.00 в Москве откроется налоговый форум, который проводится в рамках Недели российского бизнеса и который начнется с обсуждения этих реформ.

Обсуждение в правительстве окажется более сложным и длительным — в пятницу в Минэкономразвития подтвердили получение предложений Минфина, сообщив, что ведомство изучает их.

Минтруд в настоящий момент внимательно изучает проект концепции индивидуального пенсионного капитала от Минфина и ЦБ. «Проект концепции по ИПК в данный момент поступил в министерство и находится на рассмотрении», - сообщили в пресс-службе агентству ТАСС в пятницу. Ранее представители Минтруда отказывались подробно комментировать предложения, изложенные в концепции, поскольку, по словам министра труда и социального развития РФ Максима Топилина, видели их только на слайдах.

Пенсия граждан России «худеет» на глазах: уменьшается её отношение к сред­ней зарплате, к прожиточному минимуму

За достойную пенсию и достойную старость!... / Фото ТАСС

В июле Минфин направил в Пра­вительство России доработанную концепцию ИПК (индивидуального пенсионного капитала), согласован­ную с Банком России и Минэконом­развития. Об этом сообщила пресс-служба финансового ведомства. Но представитель министерства не уточнил, устранены ли разногласия по концепции с со­циальным блоком Правительства. Уже осенью, сказал председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку , соответ­ствующий законопроект планирует­ся внести в Государственную Думу.

Очарованные иллюзией

Пенсия россиян «худеет» на глазах: уменьшается её отношение к сред­ней зарплате, к прожиточному мини­муму. Но ждать перемен к лучшему придется долго. Согласно варианту целевого прогноза Минэкономраз­вития до 2035 года, в ближайшие 20 лет реального роста пенсий в России не будет. Это оптимистический про­гноз. Есть более негативный: к этому времени пенсии вообще могут исчез­нуть, а нуждающиеся пенсионеры будут получать государственные пособия. Это вполне возможный и да­же не худший вариант, считает рек­тор Академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау .

Кстати, отношение средней пен­сии к средней зарплате (так назы­ваемый коэффициент замещения) снизится с 34,7 процента в 2016 году до 32,2 в 2019-м. А Конвенция Международной организации тру­да (МОТ), принятая ещё в 1952 году, рекомендует, что этот коэффициент должен быть не менее 40 процентов. По оценке председателя совета Центра стратегических разработок Алексея Кудрина , в 2025 году этот показатель снизится до 28 процентов. Это, впрочем, не критич­но. Россия не присоединилась к Кон­венции МОТ и придумала свой соци­альный барометр - прожиточный минимум для всех и прожиточный минимум для пенсионеров (ПМП). В этом году он составит около девяти тысяч рублей. Так что всегда легко отчитать­ся: с 2005 года пенсия по старости обгоняет ПМП. Правда, её отноше­ние к минимуму за три года снизит­ся с 1,61 до 1,42.

Такой курс прописан в бюдже­те Пенсионного фонда России на 2017-2019 годы. За это время номи­нальный размер пенсии увеличится на 11,3 процента (до 14 008 рублей), а инфляция - на 14,7. В прежних до­кументах (программа развития пен­сионной системы 2012 года и «Ос­новные направления деятельности Правительства» 2013 года) планиро­валось довести среднее ветеранское довольствие к 2019 году до 2,5-3 прожиточных минимумов. Позже этот показатель исчез из офици­альных бумаг, но недавно вновь по­явился. Но цель в 2,5-3 ПМП пере­несена на 2030 год.

В очередном международном «пенсионном» рейтинге Россия ока­залась на 40-м месте из 43 стран, опередив лишь Бразилию, Индию, Грецию. Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной по­литике и делам ветеранов в принципе согласился с вы­водами «Глобального пенсионного индекса»: «Не знаю, насколько точ­но распределяли в рейтинге места, но, к сожалению, положение наших ветеранов безрадостно, и не будем на зеркало пенять».

Согласно варианту целевого прогноза Минэкономразвития до 2035 года, в ближайшие 20 лет реального роста пенсий в России не будет.

Социологические опросы рос­сиян тоже малоутешительны. Их страшит неизвестность - непре­рывная чехарда с пенсиями и пен­сионной системой. За последнюю четверть века Россия пережила шесть пенсионных реформ. Много­кратно изменялись размеры стра­ховых взносов, механизмы их сбо­ра. Только в 2015 году заработала балльная формула, закрепленная тремя новыми законами, а уже в мае 2016 года министр финансов Антон Силуанов заявил о её неиз­бежной перестройке.

Его заместитель Алексей Мо­исеев вскоре рассказал, как ми­нистерство вместе с Центральным Банком, специалистами МВФ и Всемирного банка разрабатывают новую модель пенсионного обеспечения. Процесс, как повторял родоначальник наших перестроек Ми­хаил Горбачев , пошёл. И пошёл с курьерской скоростью. За образец, по словам Моисеева, взяты системы Австралии и Новой Зеландии. Пере­ориентация с родного континента на далекий неведомый - свидетель­ство бесплодности партнёрства с ближними соседями. Новых пар­тнёров, как нельзя кстати, предло­жили международные финансовые гиганты МВФ и ВБ, очарованные удачной, на их взгляд, заменой страховой системы на накопитель­ную. Цель грядущей пенсионной реформы по сценарию Минфина и Центробанка - сформировать в России альтернативную, или скром­нее - вторую, пенсию через систему индивидуального пенсионного капитала.

Бюджет не может обеспечить части наших граждан ту пенсию, которую они хотели бы иметь. По­лучаемые ими средства позволяют только выживать. Но у россиян есть ещё ресурсы, которые они могут вложить в будущее. Уникальность нашего пенсионного ИПК в том, что вашими деньгами будут заниматься профессионалы - соблазняет пер­вый зампред ЦБ Сергей Швецов , словно забыв, что эти профес­сионалы уже управляют - и весьма неудачно - средствами ветеранов.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

Сопредседатель экономического клуба имени Шарапова, доктор экономических наук Валентин Ка­тасонов рассказал изданию, что эта «уникальность» с длинной боро­дой - ей за двести лет:

В Англии в начале XIX века в разгар промышленной революции появилась большая армия наём­ных рабочих. Банки придумали, как можно снять с них свою прибыль и предложили отчислять часть зарпла­ты на специальный счет. Его владе­лец лет через 30-40, закончив рабо­ту, будет жить за счёт накопившихся средств и процентов на них. Так по­явилась первая пенсионная услуга - прообраз пенсионной пенсии.

Самая молодая из финансовых систем - пенсионная. По инициати­ве легендарного канцлера Бисмар­ка в Германии в конце XIX века был принят Пакт поколений. Его суть: все работающие немцы отчисляют часть своих доходов в специальный фонд и «кормят» ветеранов. Так на­чала формироваться первая в мире обязательная государственная стра­ховая система. Ей, а её называют солидарной, распределительной, уже около 130 лет. Государство под­держивает фонд серьёзными дота­циями, что сохраняет надёжность и стабильность обеспечения ветера­нов даже после воссоединения двух Германий. Страховой тариф сейчас 19 процентов, выплачивают его по­ровну работник и предприятие.

Действует и частная система, тоже поддерживаемая государством. Европейцы завидуют устойчивости и эффективности страховой системы Германии, хотя у немцев не самые высокие пенсии. Расчётная средняя пенсия - 1230 евро, а реальные - да­же меньше. Немало граждан получа­ют 700-800 евро, что ниже среднего достатка. Но Германия действитель­но социальное государство, которое никого не оставляет на произвол судьбы, она на третьем месте в мире по благополучию пожилых людей.

Опыт немцев в той или иной мере заимствовало большинство европейских государств. Среди них и Великобритания, шагнув­шая далеко вперёд со времен про­мышленной революции. У неё одна из старейших пенсионных систем мира - действует с 1908 года, пре­терпев немало изменений. Каждая из европейских стран выстраивает своё пенсионное обеспечение с учётом национальных, экономических, организационных, демографических особенностей и традиций. Общее для них - многофункциональность. Основа - государственное обяза­тельное страхование, охватываю­щее до 90 процентов населения. Доля обязательного распредели­тельного обеспечения - до 70 про­центов пенсии по старости и свыше 40 процентов замещения прежней зарплаты. Её дополняют корпора­тивные (профессиональные), индивидуальные накопительные пенсии.

У каждой из европейских пен­сионных систем свои особенности, свои источники финансирования… и свои проблемы. В эти нелегкие для экономики времена правитель­ства всех государств пытаются как-то урезать социальные и, в частности, пенсионные расходы. Эти инициативы встречают массовый, организованный профсоюзами от­пор - массы солидарно отстаива­ют святая святых, свой достаток в старости. Основные политические партии вынуждены считаться со своим главным избирателем.

Срочная переориентация

Россия стремительно копирова­ла опыт европейских пенсионных схем, пытаясь найти те, вписавшись в которые, удастся получить быстрый и сильный эффект. Если не догнать, то хотя бы приблизиться по обеспечению ветеранов.

Но чужие одежды редко бывают впору - то жмут, то провисают. Тем более что, копируя европейские си­стемы, мы не стремились наполнить их европейским содержанием. И по­лучилось - те же формы, но внутри пусто. Жизнь россиян немного ко­роче и труднее, чем у европейцев. В монографии «Пенсионные систе­мы и пенсионные реформы» автора-составителя доктора экономических наук Оксаны Дмитриевой есть та­блица «Пенсии по старости и соци­альные пенсии в процентах от ВВП». Этот показатель у Австрии - 12, Бельгии - 8,1, Венгрии - 9,1, Герма­нии - 9,1, Греции - 10,9, Италии - 13, Франции - 12,3, Польши - 10,8, Пор­тугалии - 10,6, США - 6,1, Японии - 10,4, Норвегии -7,1. У России - 7,8 процента ВВП.

Получается, тратим на ветера­нов больше, чем другие страны, но обеспечиваем их гораздо хуже. Объяснение этому одно - неэффек­тивная организация всей системы пенсионного обеспечения. По сути своей - это сообщающиеся сосуды, сколько в один нальётся, столько из другого и выльется. Если четверть века государство упорно и последовательно перекрывает финансо­вые источники Пенсионного фонда России (ПФР), сокращает страховой тариф, предоставляет многочис­ленные льготы по его уплате тер­риториям, отраслям, компаниям, не борется с теневой экономикой, то он неизбежно становится дефи­цитным.

Пенсия россиян «худеет» на глазах / Фото ТАСС

Например: в 2003 году шесть процентов страховых сборов отда­ли на формирование накопитель­ной системы, в 2005 году сразу на восемь процентов снизили страхо­вой тариф. Значит, у 32 миллионов ветеранов отняли 14 процентов казны, из которой финансировали их довольствие. Государству при­шлось срочно перечислить ПФР полтриллиона рублей. С тех пор и перечисляет безостановочно. В про­шлом году трансферт составил уже три триллиона. Этой цифрой опе­рируют экономический блок Пра­вительства и Центробанк, убеждая: так жить дальше нельзя. При всей бухгалтерской точности расчета он - обман, страшилка для обще­ства. В действительности огромный дефицит пенсионного бюджета соз­дан самим Правительством.

Почему же нашим и мэвээфовским финансистам по сердцу при­шлась именно австралийская мо­дель? Она значительно дешевле европейских - затраты на неё все­го около пяти процентов ВВП. При этом Австралия входит в число 12 стран, где лучше всех живётся по­жилым людям. В стране две пенсии: государственная (оплачивается из бюджета страны и предоставляется всем гражданам, достигшим 65-лет­него возраста, не имеющим суще­ственного дохода, собственности) и частная, обязательная накопитель­ная. Тариф - 18 процентов месячно­го дохода. Его пополам оплачивают работник и предприятие.

Большая ошибка

Финансовый блок российского Пра­вительства активно добивается на­чала реформирования пенсионной системы уже с будущего года. Объ­ясняется это тем, что без реформы ПФР превратится в черную дыру федерального бюджета. С такой оценкой не согласен министр Мак­сим Топилин . В интервью телека­налу РБК в феврале этого года он обосновал свое мнение.

«Говорить о дефицитности пенсионной системы большая ошибка. Она дефицитна только из-за наших решений, - зая­вил он. - Иными словами - её дефи­цит рукотворный. И обусловлен он не тем, что пенсионеров больше, чем работников, демографией, а создан исключительно принимаемыми за­конами. Пенсионную систему впол­не обеспечивают страховые взносы. Если убрать все трансферты, не связанные с выплатой пенсии, все трансферты по льготам, то никаких дотаций и не потребуется. Если бы не принимали решения о льготных ставках, о валоризации (надбавках советским пенсионерам), льготным размерам выплат отдельным ка­тегориям граждан, вывели бы досрочные пенсии из системы обяза­тельного пенсионного обеспечения, не потребовались бы и трансферты. В страховой системе в принципе не должно быть никаких льгот»…

Удивительна откровенность ми­нистра, которого нередко критику­ют за неэффективность и несбалансированность пенсионной системы.

«ПФР зачастую выполняет не свои функции: администрирует ма­теринским капиталом, различными региональными выплатами к пенси­ям, софинансированием региональ­ных программ по строительству социальных учреждений. На все это нужны дополнительные деньги, - отметил Максим Топилин в том же интервью. - Государство разрешает некоторым работодателям платить во внебюджетные фонды меньше, чем другим. Например, территори­ям с опережающим развитием уста­новлен тариф страховых взносов не 22, а шесть процентов от фонда оплаты труда. По закону тарифы в ПФР 26 процентов, но каждый год Прави­тельство продлевает льготный та­риф в 22 процента. Это сразу минус 500 миллиардов рублей в год из ПФР. А ещё тарифы в ТОР, в свободных экономических зонах, для малого бизнеса, для IT-отрасли. Принимая решения о льготах, Правительство автоматически перечисляет сред­ства для возмещения потерь пенси­онной системы»…

У ловких людей масса затей

Эта прямота министра говорит о больших проблемах Пенсионного фонда. Но, судя по небывалой ак­тивности Минфина в продвижении новой системы, старая система его уже мало интересует. И уже под­готовлена её замена - ИПК (систе­ма индивидуального пенсионного капитала). Перестройка, вероятно, затронет не только накопления. Не исключена и замена распредели­тельной пенсии на австралийские достойные «пособия по старости», о которых сказал Владимир Мау. Но вряд ли у России есть деньги на это. Австралийское пособие для че­ловека без стажа и страховых взно­сов значительно «солиднее» нашей средней пенсии, ради которой на­до хорошо поработать лет 30. Ещё важнее пособие подкрепляется па­кетом социальных льгот. Это - бес­платные медицина, лекарства, про­езд на территорию штата. Такого у нас нет и не будет. А будет, скорее всего, полтора-два прожиточных минимума. Повторится та же европейская история - хорошая форма при скудном наполнении.

Более своевременна и значима идея разделить страховую и на­копительную пенсии. Глава Цен­тробанка Эльвира Набиуллина уверена: «ИПК позволяет обеспе­чить среднему классу достойную пенсию, прежняя же система это не позволяла». Об этом она сказала на финансовом форуме Минфина про­шлой осенью. Но давайте уточним, сколько же россиян в этом среднем классе. По данным Финансово­го университета при Правитель­стве РФ и Росстата: 2012-й год - 18 процентов населения, 2013-й - 18, 2014-й - 14, 2015-й - 10, 2016-й - 7, 2017-й - 5. А как быть остальным?

Доктор экономических наук Ев­гений Гонтмахер объяснил: те, кто получает более 50 000 рублей в месяц, могут попытаться накопить добавку к государственной пенсии. Таких сегод­ня 19 процентов населения. Осталь­ные, как и прежде, будут жить на скромную государственную пенсию.

Хорошо зарабатывающие и рань­ше имели все возможности копить на свою вторую пенсию. Если ве­рить статистике, более 40 процентов населения участвуют в различных накопительных программах. Общий объём накоплений около четырёх триллионов рублей: в НПФ - 2,1 триллиона, в ВЭБ - 1,8 триллиона, в УПК (управляющих компаниях) - 39 миллиардов. Подавляющая часть этих средств - деньги, изъятые из страховых взносов, которые за 14 лет потеряли из-за инфляции едва ли не половину своей стоимости.

Ещё раз процитируем Макси­ма Топилина. В интервью ТАСС он сравнил НПФ с финансовыми пира­мидами: «За 13 лет формирования пенсионных накоплений НПФ упо­добились финансовым пирамидам, которые не способны работать без постоянных новых влияний. При­чем и работают они с низкой до­ходностью». Тем более странно, что Минфин и Центробанк выстра­ивают свой ИПК на этих фондах. Только они будут иметь право работать с накоплениями россиян. В НПФ должны быть автоматически зачислены по умолчанию все рабо­тающие будущие пенсионеры. Но ес­ли кто-то из них вздумает выйти из системы - пусть пишет заявление. Такая вот демократия или финансо­вая коллективизация. Коммерческие фонды давно мечтали стать монопо­листами на рынке накопительного пенсионного страхования. Неверо­ятными усилиями и ловкостью вы­манивали «молчунов» из ПФР и ВЭБ. И вот мечта, обещающая огромный финансовый капитал, сбывается.

Общий объем накоплений около четырех триллионов рублей: в НПФ - 2,1 триллиона, в ВЭБ - 1,8 триллиона, в УПК (управляющих компаниях) - 39 миллиардов.

В страховании примут участие государство и работодатели. Госу­дарство фактически будет удваивать вносимый взнос за счёт уменьшения НДФЛ, работодатель добавлять ещё половину взноса своего работника. Федеральный бюджет вынужденно пойдет на серьёзные издержки. По расчётам аналитиков «Ведомостей», бюджет может потерять при сегодняшнем количестве участников НПФ (30 миллионов) за два предсто­ящих года 146,2 миллиарда рублей. Если в НПФ вольются и «молчуны» (ещё 20 миллионов человек), то это обойдётся в 243,8 миллиарда рублей. Добавим, что и бюджет ПФР будет терять столько же из-за снижения страховых взносов. Правда, как быть с «молчунами» и их накоплени­ями, ещё не договорились.

Реальны ли планы, подготов­ленные в собственном финансовом круге? Скорее всего, да. К сожа­лению, Минфин и Центробанк не оставляют выбора: или ИПК, или отказ от накопительной пенсии. По мнению Алексея Кудрина, это при­говор действующей системе: «Люди с доходами ниже трёх прожиточных минимумов, имеют средства только на текущее потребление, а таких примерно 60 процентов. В итоге на­копительная система охватит лишь треть россиян». Но он уверен: отказ от неё - стратегический просчёт и большая ошибка. А это касается большинства граждан и обеспечи­вает серьезный объём накоплений. При реорганизации многие из них можно потерять…

Погнались за длинными деньгами - получили длинные проблемы

«Будущих пенсионеров хотят заставить содержать НПФ за счет своих пенсионных накоплений» - Ярослав Нилов
Фото Вячеслава Красноперова

15 лет назад финансисты Правительства добились изменения пенсионной системы, и немалая часть страховых взносов стала изыматься для формиро­вания так называемых на­копительных пенсий. Хотя экспертное сообщество предупреждало: Боливар не вынесет двоих. С ними не спорили, их просто не слышали. Пока бюджеты (и Пенсионного фонда, и федеральный) не оказа­лись в тупике. Теперь те же финансисты навязы­вают свое видение вы­хода из этого тупика. Как и прежде - весьма со­мнительные… Так считает зампредседателя фракции ЛДПР в Государственной Думе, председатель Коми­тета по труду, социальной политике и делам ветера­нов

В завершение весенней сессии большинство депутатов одо­брили в первом чтении из­менения в законы, регулирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Нов­шества, которые оцениваются как радикальные, предусматривают, помимо прочего, введение допол­нительной постоянной части возна­граждения для НПФ и управляющих компаний (УК), которая не будет зависеть (вдумайтесь в это!) от резуль­татов их деятельности. Если проще, то будущих пенсионеров хотят за­ставить содержать НПФ за счёт сво­их пенсионных накоплений.Фракция ЛДПР проголосова­ла против того, чтобы действитель­ные и мнимые трудности преуспе­вающих финансовых посредников переложили на плечи людей.

В основе системы пенсионного обеспечения - обязательные страховые взносы, выплачиваемые работо­дателем за всех своих сотрудников. После реформы 2002 года ПФР пере­числяет шесть процентов этих взносов, по выбору самих россиян государствен­ным и негосударственным управ­ляющим компаниям и пенсионным фондам, которые вкладывают полу­ченные средства в различные проек­ты, чтобы приумножать накопления инвестиционным доходом. И НПФ, и УК занимаются этим не бескорыст­но. Управляющая компания берёт себе до 10 процентов заработанного дохода, перечисляя оставшийся фон­дам, доля которых - 15 процентов «остатка». То есть четверть прибыли от инвестиций уходит управленцам. Казалось бы, беспроигрышный вари­ант - твори и зарабатывай. Но то ли «творчество» подводит, то ли аппети­ты творцов обгоняют возможности реальной экономики.

Теперь им намерены разрешить брать «плату» с будущих пенсио­неров, деньгами которых они рас­поряжаются. Менеджеры и акцио­неры (сейчас идет акционирование НПФ) не уверены в эффективности вложений доверенных им средств и «стелют себе соломку». По мне­нию авторов законопроекта, это будет способствовать повышению эффективности деятельности субъ­ектов инвестирования. Однако в НПФ (их около 50) скон­центрировано более двух трил­лионов рублей. Всего один процент от них - уже 20 миллиардов! Зато о «соломке» для ветеранов - вла­дельцев накоплений законопроект умалчивает. Так что, скорее всего, дополнительное постоянное возна­граждение - премия Правительства фондам, «пострадавшим» от замо­розки накопительных пенсий.

Для бюджета и пенсионеров (нынешних и будущих) было бы гораздо разумнее и эффективнее, если бы государство напрямую вкладывало бы инвестиции в экономику, а не пускало по заведомо убыточному кругу.

Инфляция съедает накопления

Вот уже третий год нет подпитки страховыми деньгами, хотя преж­ние два триллиона остаются в их распоряжении. А заморозка сама по себе подтверждает изначальную несостоятельность реформы 2002 года. Все 15 лет инвестиционный доход, полученный финансовыми посредниками даже при самой до­рогой нефти, не достигал уровня инфляции. Обсуждая общий убыток НПФ (7 процентов, или 200 милли­ардов рублей), заместитель предсе­дателя Правительства Ольга Голодец резко ответила на сетования по поводу заморозки накоплений: «Ес­ли брать зарплату, с которой про­изводятся отчисления сегодня, то представьте, что это будут за день­ги через 40 лет. Вот какая пенсия, которая ожидает людей, когда-то выбравших накопительную пенси­онную систему»…

Её авторы утверждали, что это единственный способ обеспечить до­стойную старость. Накопления как инвестиции будут зарабатывать на неё, а экономика получит длинные деньги. Результат - инфляция сожгла большую часть накоплений, которые не ускорили, а фактически затормо­зили развитие экономики. Пострада­ли и нынешние пенсионеры - им за­ведомо занизили пенсии, изъяв часть страховых средств. Выиграли только финансовые посредники.

Получается, что лишь ради них и была выстроена схема движения де­нег. Простая и хитроумная. Из ПФР в НПФ уходят страховые взносы. На большую их часть фонды покупают государственные ценные бумаги, то есть дают заём федеральному бюд­жету под 6-8 процентов годовых. Федеральный бюджет направля­ет фактически взятый кредит как трансферт в ПФР, чтобы погасить недостачу для выплаты пенсий. Замкнутая схема с отводом для НПФ. Для бюджета и пенсионеров (нынешних и будущих) было бы го­раздо разумнее и эффективнее, ес­ли бы государство напрямую вкла­дывало бы инвестиции в экономику, а не пускало по заведомо убыточ­ному кругу. Бенефициар его - НПФ. Правда, немало выигрывает и Мин­фин. Он, казалось бы, привлекает дополнительные средства в бюд­жет… Увы, за счёт самого бюджета.

Пенсионные фонды в других странах приобретают государствен­ные ценные бумаги как наименее рискованный способ зарабатывания денег. Хотя уже скорее приобре­тали - сейчас это мало выгодно, и приходится рисковать, участвовать в спекулятивных операциях. Но тут по сравнению с Россией колос­сальная разница - они оперируют деньгами своих участников, а не государственными. Вот почему на­ши НПФ так активно охо­тятся за каждым, кто доверил им свои накопления. Агенты негосудар­ственных фондов прибегают к все­возможным ухищрениям, нередко и подлогу, чтобы добыть заявление в их организацию. Немало россиян не­ожиданно узнали о том, что, соглас­но их «собственному» заявлению, их средства пенсионных накоплений формируются в НПФ. Поток лжезаявлений особенно возрос после того, как стало возможно подавать документы, заверенные электронной подписью по Интернету. В прошлом году сотрудники ПФР признали со­мнительными 5,5 миллиона заявле­ний из 12 миллионов. Подтверждают «подписи» 650 удостоверяющих цен­тров, созданных во всех регионах. Судя по результатам, они не несут ответственности за свои действия.

Поразителен анализ, проведен­ный ВЭБ. В 2016 году россияне потеряли 27 миллиардов рублей, переведя свои накопления из госу­дарственного управления в НПФ. 99 процентов переводов оформлялись как досрочные и теряли инвести­ционный доход. Это обусловлено правовой неграмотностью людей, которой пользуются агенты фон­дов, заработок которых полностью определяется количеством привле­ченных граждан.

Год назад в Госдуму был внесён законопроект об изменении порядка перехода из одного фонда в другой. Вряд ли он будет вынесен на обсуж­дение. Минфин и ЦБ разработали концепцию новой пенсионной ре­формы, предусматривающей заме­ну государственной накопительной системы концепцией индивидуаль­ного персонального капитала (ИПК). Он будет формироваться из добро­вольных взносов работника и соплатежей работодателя и государства.

Келейность недопустима

Министр финансов Антон Силуанов на финансовом форуме министер­ства заявил об изменении формата пенсионных накоплений. Судя по публикациям в прессе, форум одо­брил концепцию, и она передана для рассмотрения в Правительство. Наш комитет в разработке и обсуждении ИПК не участвовал, какой-либо по­яснительной документации не полу­чал. Насколько мне известно, финан­систы обошлись и без участия проф­союзов. Все - как прежде. Минфин и ЦБ сами готовят реформу, сами ее утверждают, скоро, вероятно осе­нью, внесут законопроект в Госдуму. Вновь депутатов будут настойчиво, используя все административные ресурсы, побуждать оперативно при­нять его. И главный довод, опять-та­ки, другой возможности сбалансиро­вать пенсионную систему нет.

25 процентов прибыли от пенсионных инвестиций уходит на оплату деятельности управленцев

Не буду комментировать зако­нопроект, с которым знаком лишь по публикациям в СМИ, высказыва­ниям его авторов и их оппонентов. Среди них немало ответственных специалистов социального блока Правительства, ученых, экспертов пенсионного дела. Так что я оцени­ваю не документ, а точки зрения на него. Главное, с чем не могу согла­ситься, - это келейность, закрытость подготовки пенсионной реформы, которая будет существенно опреде­лять жизнь 80-90 миллионов людей. В любой стране такие программы готовятся открыто, при участии все­го общества. Система ИПК, убежден, должна обсуждаться до внесения в парламент. И не на финансовом, а на широком пенсионном форуме, орга­низованном Правительством, ко­митетами Федерального Собрания, профсоюзами, Академией РАНХиГС.

Разговор был бы непростым, за­то программу реформирования рос­сияне действительно восприняли бы как государственную. Традици­онные аргументы о необходимости сбалансировать федеральный или пенсионный бюджет только раздра­жают большинство граждан. Они понимают, что бюджет страдает не от излишних запросов пенсионеров, а от непрекращающейся коррупции, расхитителей разных уровней, безо­тветственности, непрофессионализ­ма должностных лиц. Недавно пред­седатель Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила: в прошлом го­ду допущено рекордное количество нарушений бюджета и хищений из него.

Пенсионное обеспечение - отра­жение состояния общества. Рефор­мировать его без изменения эконо­мической, финансовой, налоговой политики невозможно. Концепция ИПК показывает, что Минфин и ЦБ стремятся списать неудачи прошлых реформ, заодно и убедить нас в том, что нашли наконец-то чудо-схе­му прекрасной, достойной жизни в старости. При этом авторы системы, сомневаясь в нашей сознательности, намерены автоматически подклю­чить к ней всех россиян. С таким подходом вряд ли можно согласиться.

Ещё одно общее замечание. По ут­верждению Минфина, сегодня транс­ферты ПФР подрывают федераль­ный бюджет. Но софинансирование потребует от него едва ли не больше средств, чем он расходует сейчас. Пострадает и ПФР, потеряв часть страховых взносов от работодателей. Во имя чего? Все, даже разработчики ИПК, не скрывают: от реформы вы­играет только самая обеспеченная часть среднего класса. В России уже действует два вида пенсионного обе­спечения: обязательное страховое и пенсионное для государственных служащих. Теперь будем формиро­вать третье - систему обеспечения среднего класса. Но вполне можно обойтись и без неё, упорядочив сбор страховых взносов и расчёт пенсий граждан с высокой зарплатой.

И последнее. Система ИПК, веро­ятно, лишь первый шаг в реформе пенсионного обеспечения россиян. О последующих мерах уже тоже не­мало сказано. Это повышение воз­раста выхода на пенсию, налоговый маневр 22-22, предусматривающий уменьшение страхового тарифа, повышение НДФЛ. Подобные пред­ложения и планы бьют по самому главному - по доверию к власти и государству.

Практически нет сомнений: индивидуальный пенсионный капитал будет введен в реформированную систему с 2018 года. После публичного анонсирования основных положений законопроекта, у экспертов и общественности появилось много вопросов и опасений.

Смена формата

Министерство финансов и Центробанк предлагают «переформатировать» накопительную систему формирования пенсий, которая работает сегодня, в пользу возможности россиянам самолично копить деньги на старость – такова концепция индивидуального пенсионного капитала. При этом страховая часть по-прежнему останется в государственной пенсионной системе.

Пенсионный капитал граждане будут формировать сами в негосударственных ПФ путем добровольного внесения средств. Ни размеры взносов, ни их периодичность чиновники ограничивать не планируют. Таким образом, каждый сможет откладывать на старость в том режиме, который сочтет наиболее комфортным.

На заметку! Те, чьи пенсии сегодня хранятся в частных фондах, смогут перевести их в НПФ. В случае отказа, их накопления в виде баллов автоматически перенесут в страховую часть пенсии .

Чтобы стимулировать граждан, государство планирует:

    предоставлять вычет на сумму отчислений в индивидуальном порядке, но не более 6% от зарплаты;

    гарантированную защиту отложенных на старость средств (в каком виде это будет организовано, пока обсуждается, но, вполне возможно, что НПФ будут обязаны платить взносы за клиентов вроде тех, которые сегодня отчисляют банки);

    будут предоставляться бессрочные каникулы, позволяющие прерывать отчисление взносов на неограниченный срок;

    средства пенсионного капитала станут собственностью гражданина, то есть распорядиться ими он сможет по своему усмотрению, в том числе и до выхода на заслуженный отдых.

Заинтересовать планируют и работодателей, чьи сотрудники решатся формировать ИПК – индивидуальный пенсионный капитал. Для владельцев бизнеса перечень льгот сформулируют чуть позже, но одной из них, вероятно, станет снижение налоговой базы для расчета соцвзносов.

Переход на отформатированную систему запланирован на 2018 год, и он будет выполнен автоматически – счет на ИПК будет открыт для каждого россиянина, но в течение двух лет останется возможность отказаться от участия в программе. Те, кто не определится с размерами отчислений, так называемые "молчуны", будут автоматически отдавать из зарплаты 1% в месяц. Со временем ставку увеличат до 6%.

Если гражданин решит воспользоваться ИПК до выхода на пенсию, ему нужно будет заплатить НДФЛ, но возвращать деньги на счет, как в случае с займом, не придется. Перечень возможностей, при которых разрешат забрать накопленные деньги раньше срока, пока обсуждается, однако, по словам авторов законопроекта, он будет масштабным и очень привлекательным.

На заметку! В новой системе россияне будут полностью контролировать свои пенсионные накопления. Смогут определять размер отчислений, периодичность внесения сумм, выбирать размер ставки и форму пенсионных выплат.

Капитальные вопросы

Смогут ли разработчики нового формата пенсионных накоплений сделать систему действительно привлекательной? В Минфине и Центробанке уверены, что люди оценят выгоды от ИПК. По их опросам, 60% россиян уже готовы включиться в самостоятельное формирование капитала на старость. Эксперты высказываются менее радужно: средний заработок в стране не так велик, чтобы из него откладывать 1-6%. Подобную систему хорошо бы вводить на фоне роста доходов населения, в противном случае необходимо придумать очень ощутимые стимулы для привлечения граждан.

Среди озвученных проблем и сложностей, которые могут появиться с введением ИПК:

    несовместимость новой системы с традиционным пенсионным обеспечением;

    невозможность уменьшить действующую ставку по налогам или ввести льготы при участии в добровольных накоплениях;

    ущемление прав тех, кто откажется от участия в формировании ИПК;

    нездоровая конкуренция между негосударственными корпоративными пенсиями и ИПК;

    сомнительная эффективность инвестирования в будущую пенсию.

Несмотря на то что некоммерческие ПФ смогут по новой концепции предлагать более рискованные варианты вложения денег на старость с получением больших доходов, обеспечить сохранность накоплений остается архиважной задачей.

Времени на доработку основных законов по ИПК остается немного. Все ключевые моменты должны быть представлены и утверждены в весеннюю сессию, поэтому окончательный текст концепции индивидуального пенсионного капитала планируют представить в конце ноября 2017 г. Запуск реформированной системы запланирован на 2018 г.

Суть новой программы в том, что денежные отчисления в размере 6% от зарплаты и более будут принадлежать пенсионеру, и их можно будет не только унаследовать, но и частично снять. Это совершенно новый подход, который позволит повысить не только финансовую грамотность населения, но и сознательность граждан по поводу построения своего будущего, а также активизирует приток инвестиций на финансовый рынок.

Программу анонсировал первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов. Он уточнил, что первоначально взносы могут быть ниже 6%: так инвестиции граждан будут автоматически идти в добровольную систему, и процент отчислений будет постепенно увеличиваться до 6%. Льгота по НДФЛ (максимум для 6% взносов) является приятным стимулом, который, как рассчитывают авторы программы, поможет привлечь население к участию в новации.

Новое предложение имеет ряд преимуществ по сравнению с дискредитированной накопительной системой, но, как всегда, есть и недостатки. Так, по мнению социального блока, накопительная система показывала недостаточно сильные результаты по доходности. Новая добровольная система также не дает ответ на главный вопрос: будет ли гарантирован доход выше инфляции? Если речь идет о наделении граждан возможностью самостоятельно выбрать управляющую компанию, то вряд ли кто-то сможет гарантировать доходность.

Сейчас выбрать компанию можно через официальные рейтинги, которые публикуются ежегодно. Например, наивысшая среднегодовая доходность у «Оборонно-промышленного фонда им. В.В. Ливанова» (12,1%), «Европейского пенсионного фонда» (12%), «НПФ «Сургутнефтегаз» (11,3%) и «НПФ «Образование и наука» (10,4%).

Еще один важный вопрос: что будет с деньгами пенсионеров в случае банкротства управляющей компании? Если сейчас в банковской системе наметился тренд на укрупнение, как во всех развитых странах, то, возможно, регулятор ограничит круг аккредитованных управляющих компаний по размеру активов.

Пока планируется, что инвестиции будут осуществляться автоматически, а значит, «молчуны» непроизвольно попадают в программу. Но насколько это справедливо по отношению к инертному населению - взять и автоматически начать снижать их заработную плату?

Международный опыт

Самая развитая система пенсионного страхования по праву находится в США, где у населения есть три способа накопить на старость. Это взносы работодателей, коллективные взносы самих граждан с места работы и возможность открытия индивидуального пенсионного счета. Согласно системе, работающее население обеспечивает пенсиями людей, достигших пенсионного возраста. Два варианта самостоятельного накопления пенсионных средств (коллективные взносы или индивидуальная программа) дают человеку возможность выбора. Такие программы характерны для стран, где население привыкло вкладывать средства в фондовый рынок.

Еще одна достойная внимания система пенсионного страхования работает в Чили, где 10% от своих доходов граждане самостоятельно перечисляют в управляющие компании, а государство обеспечивает пенсиями только в минимальном размере. Такая система позволяет направлять все пенсионные деньги в накопительные программы на фондовый рынок.

В Европе, несмотря на высокие налоги, уровень пенсий один из самых высоких в мире. Так, в Норвегии государство выплачивает пенсии из фонда, вкладывающего деньги в активы по всему миру и пополняемого за счет нефтяных доходов. В Великобритании государство гарантирует пенсию в размере до 20% от доходов, плюс граждане могут при желании вкладываться в разнообразнейшие пенсионные программы. Во Франции государство гарантирует пенсионеру доход в 50% или более от зарплаты за последние 11 лет работы (есть верхний и нижний порог выплат), а также разрешает инвестировать как через отраслевые фонды и работодателей, так и по индивидуальным программам.

Ранее созданная в России накопительная система соответствует международному опыту, равно как и новая добровольная. Согласно мировой практике, эти две схемы отнюдь не противоречат, а, наоборот, должны дополнять друг друга. Именно поэтому, если решить проблему доходности и сохранности средств, населению можно будет предложить оба продукта.

Пенсионный возраст

Новая программа накоплений граждан способна снизить давление на государственный пенсионный фонд: если население сможет обеспечить себя достойной пенсией самостоятельно, то от государства требуется меньше. Кроме того, можно проследить связь между новой системой и необходимостью повышения пенсионного возраста: если гражданин сознательно откладывает на свою пенсию, значит, он заинтересован работать как можно дольше, дабы увеличить свои накопления.

В России один из самых низких в мире порогов выхода на пенсию - 60 лет для мужчин и 55 для женщин. В США это, соответственно, 67 и 65 лет, во Чили - 60 и 65 лет, Японии - 65 и 65 лет, в Норвегии - 65 и 65 лет. В странах ЕС, согласно новым реформам, пенсионный возраст тоже будет постепенно увеличиваться, что позволит сократить дефицит пенсионных фондов.

Пенсионная реформа

Пенсионная реформа должна быть основана на текущем уровне финансовой грамотности населения и ставить во главу угла интересы простых граждан. Именно поэтому необходимо гарантировать сохранность средств и доходность выше инфляции. Один из способов это сделать - облигации «инфляция плюс» и страхование: такая мера способна действительно привлечь население в программу.

Еще один маневр остается у государства в связи с вычетом НДФЛ: наиболее приемлемым представляется проведение отчислений в программу добровольного пенсионного страхования за счет вычета по НДФЛ. В противном случае большинство граждан, вероятно, сделают выбор в пользу сохранения текущей заработной платы: с 2014 г. реальные располагаемые доходы населения начали падать (-0,7% в 2014 г., -4,3% в 2015 г., -26,9% по результатам по данным Росстата за 1 квартал 2016 г.). Тот же Росстат отчитывается, что средняя заработная плата за 1 квартал 2016 г. составила 26 300 руб. Для населения с низкими доходами 6% от зарплаты - существенная сумма, идущая на оплату базовых нужд, поэтому, вероятность, что население решит с ней расстаться, крайне низкая.

Для более обеспеченного населения, которое, теоретически, могло бы позволить себе добровольные отчисления, вероятность прихода в программу также не слишком высока. Население уже получает налоговую льготу при инвестировании на ИИС, а предыдущие пенсионные реформы, к сожалению, сделали людей менее лояльными к нововведениям. Кроме того, вопрос направления вложений средств по-прежнему остается открытым.

Что делать?

Во-первых, не стоит вводить автоматическое подключение людей к новой системе: гражданин должен тщательно разобраться в вопросе и перейти в программу по собственной воле. Во-вторых, для финансового рынка предпочтительно возвращение накопительной системы, а добровольную желательно оставить в качестве дополнительной инвестиционной возможности для граждан. В противном случае управляющие компании просто не получат эти 6% отчислений. И наконец, регулятор должен выйти с решением ключевых вопросов, касающихся добровольных пенсионных накоплений: в чем будет преимущество по доходности, как эти средства будут защищены и куда их можно будет вложить.

Пенсионное обеспечение является одним их краеугольных камней удовлетворенности электората политикой властей, поэтому она должна всесторонне учитывать и защищать интересы малообеспеченного населения. Верным шагом со стороны регулятора и Минфина было дать рынку вводные данные и вынести вопрос на обсуждение, а не поставить общество перед фактом. Именно благодаря публичному обсуждению у программы есть все шансы стать максимально совершенной.

Пенсии не будет - именно так можно начинать любую статью о пенсионной реформе. После очередного обострения дискуссии стало понятно, как именно власти собираются лишить граждан возможности не работать в старости и сколько всем нам придется заплатить за эту сомнительную привилегию.

Слаб человек: сколько ему ни говори, что пенсии не будет, он все равно втайне надеется, что правительство что-нибудь да придумает. Свидетельства идущего в правительственных недрах мыслительного процесса появляются регулярно, а перед майскими праздниками их образовался целый ворох: стали известны детали разработанной Минфином и Центробанком , РБК сообщил о предложении Минтруда отказаться от накопительной части и ликвидировать досрочные пенсии, «Ведомости» выяснили, что Минэкономики предпочло бы реформировать солидарную часть пенсии, вернуть накопительную и повысить пенсионный возраст.

В обнаружившемся разнообразии мнений нет ничего плохого: в конце концов, наличие у правительства размышлений подтверждает факт его существования. Хотя с аппаратной точки зрения это и может вызывать тревогу: позиции ведомств не согласованы, а логика трехлетнего бюджетного планирования, к которой правительство намеревалось вернуться в этом году, предполагает, что с планами на послевыборный 2019 год надо определяться уже сейчас. Если эти планы не учесть в ближайшем бюджете, их того и гляди придется отодвигать на 2020-й.

Но гражданину, размышляющему о будущей пенсии, важнее учитывать другое. Все документы, ставшие достоянием СМИ, официально являются неофициальными: как пояснила пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова,

«Эти документы становятся официальными только после того, как вносятся в правительство, а это происходит после совещания у профильного вице-премьера. Такого совещания не было. Соответственно, все, что сейчас обсуждается, так и остается лишь предложениями».

Участие населения в обсуждении не предполагается: официальный представитель Минфина Светлана Никитина заявила агентствам, что «было бы неправильно с нашей стороны обсуждать непроработанные и не обсужденные всесторонне предложения». Какое бы решение ни было принято, граждане будут просто поставлены перед фактом. И этот факт в любом случае окажется неприятным: светлого будущего ни одно из предложений не обещает.

Принудительные сбережения

Начнем с того, что о формировании обязательной накопительной пенсии, три года как замороженном, можно будет, по всей вероятности, забыть вовсе. Сохранение этого механизма (с распределением платежей между работником и работодателем) предусмотрено только в предложениях Минэкономики, тогда как и Минтруд, и Минфин с ЦБ предлагают ее ликвидировать. В этом случае все собираемые по ставке 22% пенсионные взносы пойдут в ПФР, а граждане, если захотят, смогут откладывать на пенсию сами. Причем это еще не значит, что государство собирается оставить формирование этих накоплений без внимания.

Предложенная Минфином и ЦБ концепция индивидуального пенсионного капитала предполагает введение дополнительного платежа на эти цели, который работодатели будут перечислять сразу в НПФ (это приведет к росту административной нагрузки на организации, признают авторы документа). Работники при желании смогут зафиксировать ставку этого платежа на любом комфортном уровне. При ставке от 0% до 6% зарплаты сумма платежа не будет входить в базу для расчета взноса в Пенсионный фонд и НДФЛ, и сохранность этих средств будет гарантирована АСВ. На суммы сверх 6% налоговые льготы и гарантии распространяться не будут.

Материалы по теме: Лидером пенсионного рынка станет Центробанк?

Принципы бюджетной экономии

Красиво упаковать предложения, связанные со страховой пенсией, будет куда сложнее, если вообще возможно. Во-первых, исчисление пенсионных прав останется балльным, а правила их индексации если будут меняться, то только с целью сделать эту индексацию по возможности скромной. По мнению Минэкономики, размер индексации должен определяться не уровнем инфляции (как было до 2016 года), а доходами ПФР. Индексацию на уровень прогнозируемой инфляции плюс 1% предлагается рассматривать в качестве максимально допустимой, но не обязательной. Минфин, представители которого ранее высказывали сходные идеи, эту мысль почти наверняка поддержит, хотя в его предложениях речь идет о сокращении индексации только в 2017 году.

Во-вторых, тарифы страховых взносов наверняка вырастут. Минфин еще несколько месяцев назад высказывал идею отменить порог (сейчас - 796 тыс. руб. в год), на сумму сверх которого взносы в ПФР начисляются по ставке 10%. Минтруд предлагает два альтернативных варианта, ничуть не более привлекательных. В первом зарплаты сверх порога облагаются по ставке 8,75%, а ставка взноса с меньших сумм увеличивается до 26%. Во втором сохраняется общая ставка в 22%, а ставка для больших зарплат постепенно, по 2 % в год, вырастает до 20%.

Под вопросом судьба льготных ставок, установленных для ряда отраслей (в частности, IT) и резидентов некоторых проектов (как «Сколково») и особых экономических зон. Минтруд, как пишет РБК, предлагает оказывать им господдержку «не за счет системы обязательного пенсионного страхования», а Минфин, указывают «Ведомости»,- отменить компенсацию ПФР выпадающих из-за этих льгот доходов. В этих условиях отмена льгот может оказаться решением, которое устроит оба министерства. Кроме того, вырасти могут взносы для индивидуальных предпринимателей: Минтруд предлагает в течение пяти лет постепенно увеличить базу для уплаты ИП взносов с одного до двух МРОТ в месяц, при ставке в 26% плюс 1% от доходов свыше 300 тыс. руб. в год.

Одновременно минимальный стаж, необходимый для получения права на страховую пенсию, в Минтруде предлагают увеличить с 15 до 30 лет. А досрочные пенсии - здесь у министерств разногласий нет - ждет реформирование почти до полной ликвидации. Из граждан, получающих пенсию в ПФР, право на досрочный выход на пенсию сохранят только работники вредных и опасных производств, причем платой за это, по предложению Минтруда, станет двукратное увеличение ставки дополнительных тарифов. На вредных производствах ставка составляет сейчас от 2% до 7% в зависимости от оценки условий, а предлагается - 5-11%, на опасных ставка вырастет с 8% до 15%. У врачей, учителей и творческих работников досрочных пенсий не будет. Требуемый для назначения им пенсии стаж увеличится до 40 лет (в 2017-2020 годах - на три месяца в год, с 2021 года - на шесть). Здесь, кстати, можно увидеть намек на будущее развитие дискуссии - порог стажа может быть увеличен для всех.

Материалы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.