Коррекционно-развивающие занятия с подростками «группы риска. Программа сопровожддения детей "группы риска" в школе

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА

Тема: «Я» с большой буквы»

Цель: способствовать более глубокому самораскрытию , самопознанию,

которое ведет к изменению себя; прояснение Я-концепции.

Задачи:

    выведение на уровень осознания ценности и уникальности каждого участника;

    формирование навыков самоанали за;

    установление контакта между участниками, снятие коммуникативных барьеров, принятие правил проведения тренинга; создание положительной мотивацию к предстоящим занятиям,

    принятие себя;

Целевые группы: учащиеся 7-8 классов, подростки 13-14 лет.

Группа 8-10 человек.

Форма занятия : тренинговое

Время проведения : 45 минут

Оборудование и методические материалы для занятия: карта

занятия ( Приложение) , мягкая игрушка, грецкие орехи (по числу

участников).

ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран, Презентация

План занятия

    Организационный момент:

    Ритуал приветствия (1 мин.)

    Целеполагание. Объявление темы занятия (2 мин)

    «Правила работы в группе» (1 мин.)

    Знакомство (3 мин.)

7 минут

    Основная часть

    Создание собственного образа с помощью изобразительных средств

Упражнение «Это «Я»!» (5 мин)

    Осознание своей индивидуальности

Упражнение «Орехи» (4 мин)

    Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим

Упражнение «Кто я?» (7 мин)

    Развитие готовности осуществлять самоанализ

Упражнения «Принятие себя» (7 мин),

« Скажи мне что-нибудь хорошее» (5 мин)

    минут

    Заключительная часть

    Рефлексия (8 мин)

    Ритуал прощания - Упражнение «До свидания!» (2 мин)

10 минут

45 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этапы занятия

Задачи этапа

Содержание

Примечание

I . Организаци

онный момент

(7 минут)

Создание настроя на работу.

Сообщение целей и задач предстоящих занятий.

Принятие правил работы в группе

Установление контакта с подростками.

- Добрый день! Я рада видеть вас!

Ритуал приветствия (1 мин.)

Для того чтобы приобрести уверенности я предлагаю Вам встать, взяться за руки, улыбнуться соседу слева, справа и всем вместе сказать «Здрав-ствуй-те!»

Цели предстоящих занятий. Объявление темы занятия №1. (2 мин.)

- Наши занятия – это уроки общения. Их цель: в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.

На наших встречах мы будем учиться познавать себя. Использовать свои возможности в повседневной жизни и учебе. Корректировать черты характ ера, которые нас не устраивают.

- Основа всего, что будет происходить в группе, - доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу. Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. Это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. В этом пространстве нет ничего и никого, кроме нас самих и того, что мы приносим сюда в себе. Это и есть самое главное.

Наша сегодняшняя встреча посвящена одной очень, на мой взгляд, интересной теме «Я» (с большой буквы)!».

- Дорогие друзья! Наша задача заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии.

«Правила работы в группе» (1 мин.)

    Для того, чтобы всем было комфортно, необходимо принять правила работы в группе.

Знакомство (3 мин.)

Сейчас у нас будет возможность многое узнать друг о друге. Сде лаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предла гает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, когда я скажу: «Пере сядьте все те, кто умеет вязать», все те, кто умеет вязать, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освобо дившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

II . Основная часть

(28 минут)

Создание собственного образа с помощью изобразитель

ных средств.

Поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения

Я-концепции.

Проведение аналогии – понятия «индивидуальность» (между грецкими орехами и людьми).

Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим.

Развитие готовности осуществлять самоанализ.

Продолжаем знакомство. Упражнение «Это «Я»!» (5 мин)

Нарисуй себя в виде какого-нибудь предмета на одной стороне листа и животного на другой (рисуют 2 минуты).

- Представьтесь от имени предмета (я – пуговица, блестящая, красивая, люблю…, хочу…., не люблю…. И т.п.).

Посмотрите, какие мы все разные с одной стороны и одинаковые с другой стороны.

Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? (высказыванияучащихся)

Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми – все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по–своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Каждый человек индивидуален. У каждого есть свои «+» и «-». Давайте ещё раз в этом убедимся (что каждый человек – индивидуален).

Упражнение «Орехи» (4 мин)

Возьмите по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотрите и запомнить свой орех (ставить на нем метки и раскалывать нельзя) (1 минута)

- Сложите их обратно в пакет / перемешать , высыпать в центр круга/

Найдите свой орех. Расскажите, по каким признакам удалось найти именно свой орех, чем он так отличается от других.

Пояснение психолога: - И те, и другие в куче (или в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться. О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри - абсолютно пустым. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам. У ореха очень жесткая скорлупа, и она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим, для этого им требуется время.

Упражнение «Кто я?» (7 мин)

Напишите на листочках 10 ответов на вопрос «Кто Я?». Используйте для этого различные слова и предложения, они могут носить как положительную, так и отрицательную характеристику. Пишите то, что первое вам приходит в голову. (3 минуты)

Прочитайте, что у вас получилось.

Упражнение «Принятие себя» (7 мин)

На листочке, где написаны 10 «Я», отметьте свои «недостатки» (-) и «достоинства» (+), предельно откровенно отметьте все, что считаете нужным. (2 минуты)

Поясните написанное. Называя отрицательные характеристики, попробуйте найти пути их решения в положительную сторону (как вы сможете изменить себя).

Пояснение психолога: - У тебя есть сильные и слабые стороны, они определяют твои возможности. Но ты сам - автор своей жизни и можешь многое в ней изменить, если будешь действовать осмысленно и целенаправленно.

Скажи мне что-нибудь хорошее (5 мин)

Каждый по очереди говорит соседу справа что-то хорошее о нем, тот обязательно соглашается с ним, произносит слова: «Да, а еще я...» - и говорит что-то хорошее о себе.

Листочки на партах

Работают на листочках

/Грецкие орехи, по количеству участников. Участники садятся в круг./

Работают на листочках

Слайд 4

III.

Заключительная часть

( 1 0 минут)

Повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка .

Выявление уровня осознания темы занятия.

Закрепление положительного воспоминания о конце занятия.

Рефлексия (8 мин)

Наше заняти е подходит к завершению. Мы много узнали о себе самом и о других. В завершении проведём игру “Желаю тебе”: в кругу каждый участник передает по кругу игрушку с пожеланиями тому, кто слева от вас. Я начинаю – «(Имя ), желаю тебе чаще улыбаться!». (4 мин)

Упражнение «Обратная связь» (4 мин)

Обменяйтесь мнениями о сегодняшнем занятии, начиная свою речь словами «Сегодня я понял(а), что…».

Ритуал прощания (2 мин)

Упражнение «До свидания!»

/Ведущий протягивает в центр круга руку с открытой ладонью, называет свое имя и предлагает участникам проделать тоже самое. Затем все дружно говорят «До свидания!» и взмахивают руки вверх/.

мягкая игрушка

Используемая литература:

    Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. (Серия «Эффективный тренинг»).- СПб.: Питер, 2007.

    Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет) -.СПб: Речь, 2007.

    Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубаева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение к занятию

Ф.И. _____________________________________________класс___ Возраст______

Дата___________________________

ЗАНЯТИЕ №1 «Я» с большой буквы!»

Упражнение «Это «Я»!»

Упражнение «Кто я?»

Я-

Я-

Я –

Я –

Я –

Я –

Я –

Я –

Я –

Я –

МБС(К)ОУ Харовская общеобразовательная школа - интернат

Программа работы

с подростками «группы риска»

Город Харовск

Пояснительная записка

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному и аддиктивному поведению. Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения , которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения. Дети с девиантным поведением и составляет значительную часть «группы риска» в школах.

Основная задача при работе с подростками, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения - это содействие их адаптации в окружающем мире, подведение к осознанию зеркальности мира и выбора безопасных моделей взаимодействия с ним.

Умственно – отсталые подростки, вследствие несбалансированности и незрелости основных нервных процессов, неустойчивости психики и личностных категорий очень восприимчивы для действия многих искажающих вредоносных социальных и биологических факторов, нарушающих и травмирующих нормальное формирование поведения. Большинство воспитанников коррекционных школ еще в раннем детстве приобрели негативный социальный опыт, последствия которого тяжело сказываются на всей их дальнейшей жизни. Они не способны противостоять негативному воздействию со стороны, для них характерно нарушенная социализация: от неспособности адаптироваться к новым обстоятельствам до различного проявления девиантного поведения.

1. При выявлении детей «группы риска», в нашей школе выделяются следующие, наиболее общие факторы для учащихся 5-9 классов:

    аномальные черты личности (авантюризм , неадекватная самооценка, чаще завышенная, возбудимость) подчинение давлению и угрозам агрессия неуверенность в себе акцентуации характера неспособность справиться с общественными задачами позитивное отношение к поведению употребляющих ПАВ неумение справляться со стрессами

2. В каждом из классов, начиная с 6 класса , 40-45% учащихся относятся к группе риска по различным факторам.

3. При опросе у подростков был выявлен недостаточный уровень знаний, навыков и социально адаптивных стратегий поведения, а также умения постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.

Данная программа составлена Окатовой Светланой Сергеевной. При её разработке были использованы материалы следующих авторов: , БеличевойС. А.,

Целью программы является выработка у подростков комплекса навыков противодействия давлению со стороны других людей с тем, чтобы они могли самостоятельно приять решение о неупотреблении ПАВ в соответствующей ситуации.

Программа включает в себя несколько последовательно реализуемых задач:

Формирование у подростков навыков определения круга позитивных ценностей и негативных факторов. Формирование Я-концепции. Формирование ценностного и ответственного отношения к себе. Тренировка навыков принятия ответственных решений, отстаивание убеждений и позиций. Накопление знаний факторов и ситуаций риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении. Закрепление навыков конструктивного и позитивного общения между собой и с взрослыми. Формирование адекватных представлений о чувствах, эмоциях, настроений их влиянии на поведение, а также умение управлять ими, и преодолевать стрессы. Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

В данной программе представлены темы, наиболее значимые для подростков «группы риска». Программа основана не на запугивании подростка страшными фактами последствий негативного поведения, употребления ПАВ, а на необходимости поддержания здорового образа жизни, на уважении личности человека при одновременном обучении его навыкам самоанализа, самостоятельного выбора решений; на умении отстоять свое убеждение. Уникальность программы также в том, что каждое занятие может быть использовано отдельно, даже в качестве урока или дополнения к уроку.

Последовательность тем в программе можно менять в зависимости от выбора ведущего, настроя учащихся.

Настоящая программа предназначена для групповой работы. Группа формируется по результатам диагностики «Группа риска», включает в себя 15 занятий, которые проходят два раза в неделю и строятся таким образом, чтобы каждый участник был максимально во­влечен в процесс и смог проявить свои способности, а также получить от занятия положительный эмоцио­нальный заряд. Для достижения этих целей и профилактики утомления занятия проводятся с малочисленной группой человек), непродолжительны по времени (минут), содержат чередование различных видов деятельности . Ведущий включён в организацию и проведение занятия, также является активным участником в каждом упражнении, по мере необходимости оказывает стимулирующую и обучающую помощь. Несмотря на групповую форму работы, в поле зрения психолога находится каждый отдельно взятый школьник, учитывается его состояние в каждый данный момент. Продолжительность и интенсивность работы определяется допустимой для конкретного участника занятия нагрузкой, а также состоянием здоровья подростка (в ходе реализации программы поддерживается взаимосвязь с медицинским работником школы, учитываются его рекомендации).

При подборе материала внимание уделяется доступности и простоте изложения, его связи с личным опытом учащихся. Учитывая тот факт, что умственно отсталые подростки имеют различные трудно­сти в установлении социальных контактов, особенности эмоционально - волевой сферы, им предлагается работа в парах или группах по желанию, право на отказ от участия в каком - либо задании. Последовательность тем в программе можно менять в зависимости от выбора ведущего, настроя учащихся.

Занятия программы имеют следующую структуру:

· Ритуал приветствия, помогающий участникам настроиться на работу, повышающий уровень их активности

· Основная часть, которая может видоизменяться в зависимости от конкретной темы занятия. Она включает упражнения и игры, направленные на развитие определенных навыков; тесты, способствующие самопознанию; мини-лекции, пополняющие имеющиеся знания школьников по теме.

· Рефлексия, предполагающая эмоциональную и смысловую оценку занятия в ходе заключительного обсуждения.

· Ритуал прощания

В представленной программе используются также следующие методы и техники диагностирования:

Методика первичной диагностики и выявление детей «группы риска», адаптированная,);

Тест «Какой я в общении?» , модифицированная для подростков с целью выявления предпочитаемых стратегий поведения в общении.

Эффективность работы определяется через сравнение результатов первичного и повторного обследования.

Ожидаемые результаты:

    Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков. Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения. Уменьшение факторов риска злоупотребления ПАВ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ

Кто мы? Какие мы?

Внешность и характер

Уверенное и неуверенное поведение

Я тебя понимаю

О друзьях и попутчиках

Всегда ли нужно говорить «ДА»?

Наши эмоции

Что такое ответственность?

О пользе критики

Получение наслаждения

Я-уникальный

Перед дальней дорогой

КОНСПЕКТЫ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА «КТО МЫ? КАКИЕ МЫ?»

ЦЕЛЬ: Создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы психологического тренинга, освоение активного стиля и способов передачи и приема обратной связи.

1.В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое настоящее имя или псевдоним и эмблему, раскрывающую индивидуальность личности. Визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочитать имя.

2.Упражнение «Какие мы?»

Все садятся в круг, получают небольшой листок. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую отмечаем сверху знаком «+», правую-знаком « -».Под знаком «+» перечисляем: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, любимую книгу, каким образом доставить удовольствие, и т. п.

В правой части листа под знаком «-» каждый называет: нелюбимый цвет и т. п.

Ведущий по очереди читает название каждого пункта, пишет свои ответы и участвует в упражнении вместе со всеми. Знакомство с ответами.

3.Упражнение «Знакомство»

Давайте познакомимся и сделаем это следующим образом. Каждый по очереди будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, но которое пока по той или иной причине не осуществилось. Тот, кто будет представляться вторым, прежде чем рассказать о себе, повторить сказанное первым. Начиная с третьего все, будут повторять то, что расскажут о себе два предыдущих.

После знакомства ведущий предлагает участникам выбрать правила работы группы:

    общение по принципу «здесь и теперь» (не обсуждаем события, случившиеся с другими людьми, а говорим и обсуждаем то, что происходит в группе); персонификация высказываний (высказывать суждения только от своего имени) искренность в общении (говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим) конфиденциальность всего происходящего в группе (все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы) и др.

За выполнением принятых правил работы группы следует следить на каждом занятии.

4.Упражнения для эмоциональной разрядки

Поменяться местами всем, у кого в одежде есть белый цвет.

*Назвать по кругу город на последнюю букву названия предыдущего города (начинает ведущий) и т. д.

5.Рефлексия в конце занятия. Каждый из членов группы выбирает себе пару:

С кем пойти бы он хотел в поход? С кем бы он хотел дружить?

В заключении каждый дарит свой листок тому, кому захочет, предварительно написав на нем свои пожелания этому человеку.

ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА: « Внешность и характер»

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о внешних индивидуальных особенностей людей; различие и закрепление навыков самоанализа, способствовать более глубокому самораскрытию. Которое ведет к изучению себя.

1.Ритуал приветствия

Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.

2.Упражнение « Продолжение знакомства»

Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. При этом тот, кто сидит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. И используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге.

3.Тест на самоопределение

4.Упражнение « Отражение чувств»

Первый учащийся произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй повторяет ее и сообщает, какое, по его мнению, чувство испытывает первый. Затем он произносит свою фразу. Которую повторяет и «расшифровывает» третий и т. д. Подводя итоги упражнения, ведуший предлагает обсудить, в каких ситуациях понимание эмоционального состояния собеседника помогает общению.

5.Упражнение «Зеркало»

Проводятся аналогично «Отражению чувств», но фразы заменяются определенными позами. Обращается внимание, что люди имеют много общего.

6.Рефлексия:

Что мне понравилось сегодня? - Какого цвета мое настроение?

7.Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 3. ТЕМА: « Уверенное и неуверенное поведение»

Цели: Обучить тому, как отличать в практических ситуациях уверенное от неуверенного. Дальнейшая отработка приемов уверенного поведения и содействие чувству уверенности в себе.

1.Ритуал приветствия.

2.Игра « Воспроизведение»

Дети садятся в круг.

Бросая друг другу мяч, будем называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч. Принимает любую позу, какую захочет. И все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч, бросает мяч следующему и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого.

3.Тест принятие себя.

4.Упражнение «Сила слова»

Составляются три списка слов, характерных для уверенных и неуверенных ответов. Ведущий записывает слова на ватмане.

5.Упражнение «Круг уверенности»

Представьте себе невидимый круг диаметром около 60 см на полу примерно в полуметре от себя. Зайдите в круг и вспомните прекрасное время, когда вы были на «гребне успеха».

В этой ситуации максимально проявились все ваши способности. Все было хорошо вам сопутствовала удача. Удивительная способность нашего мозга-это то, что для него нет границ между реальной историей и воображаемой. Фантазируйте смело - никто не будет знать об этом.

6.Игра « Я – хозяин»

Каково ваше представление о хозяине?

Одна из черт хозяина – это уверенность в себе. Кто из вас уверен в себе, встаньте! Поздравьте того кто встал первым, а остальные пусть сядут. Я верю, что ты – хозяин, но докажи это другим. Сделай или скажи что – то, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты. Пожалуйста!

Теперь как хозяин передай свои полномочия: назначь другого хозяина («хозяином будешь ты») из претендентов; претендент должен произнести фразу или, например, просто назваться так, чтобы все поняли – это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации хозяином.

7.Рефлексия:

Что нового сегодня поняли для себя?

Продолжи фразу: « Уверенный человек это…..

8.Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 4. ТЕМА: «Я тебя понимаю»

ЦЕЛЬ: Формировать коммуникативные навыки (умение начинать, поддерживать разговор, а также преодолевать причины затрудняющие процесс общения)

1.Ритуал приветствия.

2.Игра «Испорченный телефон»

Дети встают в цепочку.

Ведущий встает в конце цепочки. Таким образом, все дети пов5рнуты к нему спиной.Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом стоящему впереди подростку. Затем он жестами называет какой – либо предмет. Первый участник поворачивается ко второму и тоже хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему и т. д. Последний участник показывает предмет

Условия:все делается молча, используются только жесты, можно лишь попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока не хлопнут его по плечу.

3.Тест « Какой я в общении»

4. Мини-лекция «Как укреплять свою коммуникабельность»

Облегчите другим общение с вами, идя на встречу. Для этого внимательно изучите следующие рекомендации и следуйте им. И вы будете «душой компании» (написаны рекомендации на ватмане)

*Серьезно ищите себе друзей.

*Открыто проявляйте интерес к другому человеку.

*Идите на встречу людям с открытым сердцем.

*Улыбайтесь до того, как начнете говорить.

*Спрашивайте других об их интересах.

*Сначала представляйтесь сами, называя свое имя.

*Задайте человеку вопросы.

*Сами говорите меньше.

*Отвечайте на каждый заданный вам вопрос.

*Помогайте другим преодолевать трудности.

*Проявляйте сердечность.

*Будьте спокойны и невозмутимы.

*Будьте терпимы и оптимистичны.

*Говорите четко и членораздельно мелодичным голосом.

*Смотрите на человека заинтересованно.

*Внимательно слушайте собеседника.

*Запомните то, что говорил собеседник.

*Держите себя спокойно и уверенно.

*Крайне осторожно высказывайте свою точку зрения.

5.Упражнение « Этюд»

Участники делятся на пары. Им предлагается разыграть ситуацию знакомства, обменяться комплиментами.

6.Рефлексия:

Что нового узнали из сегодняшнего занятия? Что бы еще хотелось узнать?

7.Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 5. ТЕМА: «О друзьях и попутчиках»

ЦЕЛЬ: Осознание собственного влияния на других людей и значимости их в своей жизни; важность выбора друзей.

1.Ритуал приветствия.

2.Игра « Круг»

Соберитесь тесной кучкой вокруг меня. Когда я скажу «начали», вы закроите глаза и начнете двигаться в любую сторону самым хаотичным образом. Стараясь при этом ни на кого не наступить. При этом вы будете жужжать, как пчелы. Когда я хлопну в ладоши, вы должны немедленно замолчать, застыть в той позе какой были. Не открывая глаз и не прикасаясь к друг другу, попробуйте выстроиться в круг. Когда все участники займут свои места и остановятся, я хлопну трижды в ладоши, вы откроите глаза и посмотрите, какую фигуру вам удалось создать.

3.Ведущий: Сегодня я хочу, чтобы вы познакомились с одной из моих любимых сказок, которую вряд ли можно назвать детской. Сказка о Маленьком принце.

4.Рефлексия: (эта часть занятия проводится по группам помощниками ведущего)

*Почему вы выбрали именно такое продолжение сказки? *Если бы вы выбрали, то какую поляну вы выбрали бы и почему? *Всегда ли хорошо «можно» и всегда ли плохо «нельзя»? *Что вы сегодня поняли для себя нового?

5.Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 6-7. ТЕМА: «Всегда ли нужно говорить «ДА»?»

ЦЕЛЬ: Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания. Что решение, принимаемое « всей компанией». Не всегда самое правильное.

ЗАНЯТИЕ 6

1.Ритуал приветствия.

2.Игра « Полет в будушее»

Вы попали в будушее. В обществе, котором вы оказались, существует угроза жизни. Вот три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:

Определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, предупредить человечество о грозяшей беде.

Вопросы для обсуждения:

Что означают слова «соблазн», « вредные привычки»,

« зависимость»?Все ли они одинаково опасны? Когда возникает соблазн, а когда зависимость? Какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное? И т. д.

На ватмане фиксируется список зависимостей:

Химические зависимости : алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т. д.

Эмоциональные зависимости : (убегание от неприятностей, так как потом испытываешь чувство вины, бессилия, презрения к себе)

    постоянно включенный телевизор стремление к риску, азарт откладывать все на потом компьютерные игры постоянное желание разговаривать по телефону постоянное желание спать и т. д.

Когда мы выяснили. Чего нам следует опасаться, мы запишем это в « Большой книге идей»

Каждая команда в течении 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположении или группового давления постарается соблазнить одного из членов другой команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план может составить вся команда, а выступать один). Затем команды меняются местами.

3.Рефлексия:

Как себя чувствовали в этой роли?

Когда распознали соблазн?

Какие трудности испытывали при противостоянии?

Что помогло успешно справиться с ситуацией?

Ведуший: мы нашли способы противодействия соблазнам. Давайте напишем их в « Большую книгу идей»

4.Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 7

1. Ритуал приветствия.

2.Игра: «Марионетка»

Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы - марионетки, один участник будет играть роль куклы. Для каждой тройки расставляются по 2 стула на расстоянии 1,5 – 2 метра. Цель кукловодов – перевести куклу с одного стула на другой. При этом человек, который играет куклу, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Очень важно чтобы на месте куклы побывал каждый.

Участники обсуждают, что испытывал он на месте куклы. Помогите сделать вывод о неприятных ощущениях, когда ты не самостоятелен.

3.Мини лекция « Умей сказать « НЕТ» !»

На прошлом занятии мы нашли удачные способы сказать

« НЕТ!» предлагающим нам алкоголь, сигареты, наркотики. Мы умеем справляться с ситуацией, когда на нас оказывают давление. Но оглянитесь вокруг. Почему люди, знающие об опасности наркотиков, алкоголя и сигарет, испытывающие на себе их разрушительное действие, все же продолжают ими увлекаться?

(Вместе с ребятами составляем список причин)

*подражание родителям;

*желание, чтобы тебя считали взрослым;

*для избавления от наболевших проблем;

*для ослабления самоконтроля;

*чтобы расслабиться;

*чтобы отважиться на общение;

* для «военных» историй, которые сводятся к тому, как

« герой» сломался, в каком состоянии очухался, куда попал и как он ничего не помнит и т. п.

Что же лежит в основе этих причин? (общее для всех)

Что случается с человеком, если его потребности не удовлетворены? (хочу, но не могу)

Ведущий должен направлять ход обсуждения и подвести участников к пониманию того, как наиболее предпочитаемые потребности, которые человек по каким - либо причинам не ожжет удовлетворить. Выходом из создавшейся ситуации человек избирает уход от действительности в зависимость. Не удовлетворенная потребность при этом не исчезает, а как бы замораживается в человеке, и пока человек не поймет, что за льдинка у него в душе и не начнет искать способов удовлетворения замороженной потребности, он будет в плену зависимости.

Участникам предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Ведущий сообщает участникам алгоритм

«Двух О» (алгоритм «Оптимального Отказа):

Я – сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение

(«Мне приятно, что меня пригласил, + но я не могу пойти,

Так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино). Алгоритм записывается на ватмане.

Участники делятся на пары, один из них уговаривает другого, второй отказывается, использует предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.

5. Рефлексия:

Участникам предлагается завершить высказывание: «Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что…» Это позволит осмыслить индивидуальный стиль психологической защиты.

6. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 8-9. ТЕМА: « Эмоции»

ЦЕЛЬ: Знакомство с эмоциями, эмоциональными состояниями и способами эмоционального удовлетворения; учимся свободно выражать негативные эмоции.

ЗАНЯТИЕ 8

1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Цвета эмоций».

Выбираем водящего. Водящий по сигналу закрывает глаза, а остальные задумывают какой-либо цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.

Итак, по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные тихо загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет. Водящий должен отгадать.

3. Упражнение «Выражение гнева и ярости».

Ведущий предлагает желающим разыграть ситуацию: « Два молодых человека поссорились. Очень сердиты, сдвинуты брови, размахивают руками, наступают друг на друга. Вот - вот подерутся». Остальные наблюдают. Посте того как упражнение выполнено, следует обсуждение по вопросам:

какую позу вы приняли для выражения гнева?

Что почувствовали?

Какое состояние испытали?

Как справились с эмоциями?

Ведущий предлагает социально приемлемые формы выражения гнева: (способы удовлетворения эмоций фиксируются на ватмане).

Выразить гнев в движении, измолотить подушку с криком, пошвырять вещи по комнате, разорвать бумагу, станцевать зажигательный танец, громко покричать, выговориться другу, сделать вдохи и выдохи, сделать себе что-нибудь приятное, топнуть ногой, ударить кулаком по столу.

4 Игра «Обзывалки».

По кругу, передавая игрушку, называют друг друга разными необидными словами. «А ты…»

А в заключительном круге, что-нибудь приятное.

5. Упражнение « Выражение страха».

Ситуация: «Вы проходите мимо компании незнакомых, как вам кажется, угрожающе настроенных ребят. Вы боитесь, что они пристанут к вам с угрозой или насмешкой. Ваша поза: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище».

Желающие разыгрывать данную ситуацию, после чего идет обсуждение.

Определить признаки своего страха и заранее пережить его;

22.Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?

23.Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?

24.Можешь ли ты ударить человека?

25.Ты иногда угрожаешь людям?

26.Часто ли родители наказывают тебя?

27.Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?

28.Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?

29Легко ли ты можешь рассердиться?

30.Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?

31.Ты человек робкий и застенчивый?

32.Бывает ли у тебя чувство, что тебя недостаточно любят в семье?

33.Ты часто совершаешь ошибки?

34.Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?

35.Любят ли тебя твои знакомые, друзья?

36.Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?

37.При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?

38.Бывало ли, что кто-то из родителей вызвал у тебя чувство страха?

39.Завидуешь ли ты иногда счастью других?

40.Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?

41.Часто ли ты дерешься?

42.Легко ли тебе усидеть на месте?

43.Ты охотно отвечаешь у доски в школе?

44.Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?

45.Часто ли ты ругаешься?

46.Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?

47.Часто ли в вашей семье бывают ссоры?

48.Ты всегда делаешь все по-своему?

49.Часто ли тебе кажется, что ты хуже других?

50.Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Показатель

№ вопроса

1.Отношение к людям

3+,13-,18+,19+,26+,27+,32+,38+,47+.

2.Агрессивность

7+,12+,24+,25+,30+,40+,41+,45+,46+.

3.Недоверие к людям

1-,2-,8+,9+,10-,11+,22+,23+,31+.

4.Неуверенность в себе

4+,14+,15-,16+,20+,21+,28+,29+,33+,39+,49+.

5Акцентуации: гипертимная истероидная шизоидная эмоционально-лабильная

34+,42-,50+ 5+,35+,43+, 17+,36+,48+, 6+,37+,44+.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Показатель

Высокие баллы (группа риска)

1.Отношение в семье

5 и более баллов

2.Агрессивность

5 и более баллов

3.Недоверие к людям

5 и более баллов

4.Неуверенность в себе

6 и более баллов

5.Акцентуации характера

2-3 балла по каждому типу акцентуации

Обработка результатов

Суммарный балл по каждой из 5 шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.

Тест на самоопределение

Мы начинаем большую и серьезную работу над собой. Но снача­ла нам нужно понять, каковы мы на самом деле. Для этого предлагает­ся тест, который поможет вам ответить на этот вопрос. А в дальнейшем мы будем постоянно возвращаться к результатам этого теста. Так что будьте внимательны и откровенны сами с собой, если вы хотите дей­ствительно изменить себя, стать более сильными и ответственными, научиться понимать свои чувства и контролировать свое поведение.

Вам предлагается ответить на вопросы, сгруппированные по бло­кам, в каждом блоке 5 вопросов. Каждая группа обозначается буквой. Вам нужно ответить на каждый вопрос «да» или «нет». Не стоит дол­го раздумывать над каждым вопросом, отвечайте первое, что прихо­дит в голову.

Тест

А1. Есть ли у тебя чувство юмора?

А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями?

A3. Легко ли тебе просидеть больше часа, не разговаривая?

А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи?

А5. Много ли у тебя друзей?

Б1. Умеешь ли ты занять гостей?

Б2. Точность, пунктуальность тебе свойственны?

БЗ. Делаешь ли ты денежные сбережения?

Б4. Любишь ли ты строгий стиль в одежде?

Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка необходимы?

В1. Проявляешь ли ты публично свою антипатию к кому-либо?

В2. Заносчив ли ты?

ВЗ. Силен ли в тебе дух противоречия?

В4. Стараешься ли ты стать центром внимания в компании?

В5. Подражают ли тебе?

Г1. Употребляешь ли ты грубые слова, разговаривая с людьми, которых это шокирует?

Г2. Любишь ли ты накануне экзамена похвастаться, что отлично все знаешь?

ГЗ. Имеешь ли ты обыкновение делать замечания, читать нотации и т. п.?

Г4. Бывает ли у тебя желание во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью?

Г5. Доставляет ли тебе удовольствие высмеивать мнения других?

Д1. Предпочитаешь ли ты профессии жокея, актера, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?

Д2. Чувствуешь ли ты себя непринужденно в обществе малознакомых людей?

ДЗ. Предпочитаешь ли ты заняться вечером спортом вместо того, что­бы посидеть спокойно дома и почитать книгу?

Д4. Способен ли ты хранить секреты?

Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу?

Е1. Строго ли ты соблюдаешь в письмах правила пунктуации ?

Е2. Готовишься ли ты заранее к воскресным развлечениям?

Е4. Любишь ли ты наводить порядок?

Е5. Свойственна ли тебе мнительность?

Обработка.

Подсчитайте количество ответов «да» в каждой части теста, обо­значенной буквой. В тех частях, где большинство ответов «да», ставь­те индекс: А, Б, В, Г, Д, Е. Затем там, где большинство ответов «нет», поставьте «О». Должен получиться один из вариантов ответа по каж­дой группе индексов: 1) А, Б, В; 2) Г, Д, Е.

Например: 1) АО Г; 2) ОДО.

Интерпретация ответов.

1. По трем первым группам (А, Б, В), или «Каким ты кажешься окружающим».

АОО. Тебя часто считают надежным человеком, хотя в действи­тельности ты чуть-чуть легкомыслен. Ты весел и разговорчив, дела-. ешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах ты можешь настоять на своем.

АОВ. Ты производишь впечатление человека не очень застенчиво­го, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, противоречишь другим, а подчас и себе, опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необяза­тельным. Но стоит захотеть - станешь ловким и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.

АБО. Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставишь друзей в трудную ми­нуту. Но дружбу твою заслужить нелегко.

АБВ. Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая свое мнение, не думаешь о том, какое воздействие твои слова могут оказать на людей. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты их обидишь.

000. Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. По­нять тебя трудно.

00В. Не исключено, что о тебе говорят: «Какой несносный харак­тер». Ты раздражаешь собеседников, не даешь им высказаться, навя­зываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок.

ОБО. Такие люди, как ты, - примерные ученики, вежливые , акку­ратные, дисциплинированные, всегда с хорошими отметками. Учите­ля уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками», другие предлагают им свою дружбу.

ОБВ. Возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому посто­янно кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем, ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека.

2. По трем последним группам (Г, Д, Е), или «Каков ты на самом деле».

000. Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, одно­образие тебе в тягость. Но мало кто доподлинно знает, каков ты на са­мом деле. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями.

ООЕ. Скорее всего, ты застенчивый человек. Это видно, когда тебе приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой быва­ешь только в кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии по­сторонних чувствуешь себя скованно, но стараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив. У тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.

ОДО. Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, соби­рать их вокруг себя. Даже думать не можешь о том, чтобы остаться

одному, считая, что тогда «все пропало». Тебе трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень си лен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.

ОДЕ. Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, веж лив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких на то усилий с твоей стороны. Без общества дру зей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках.

ГОО. Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные точки зрения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда тебя понимают. Но тебя это мало волнует.

ГОЕ. Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный, крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставляешь других поступать так, как ты хочешь. А если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.

ГДО. Ты большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст тебе совет, делаешь все наоборот только ради того чтобы посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а других раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так самоуверен, как кажется.

ГДЕ. Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой, общителен, но, похоже, любишь общество друзе! только при условии, что ты играешь в компании главную роль. Любишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет , так как в твоих суждениях всегда ест] большая доля здравого смысла. Но тем не менее твое стремление веч но поучать утомляет окружающих.

* Тест «Принятие себя»

А.-Давайте поработаем с некоторыми нашими недостатками привычками, теми, которые нам помог выявить проведенный тес" и теми, о которых вы хорошо знали еще до начала занятий.

Для этого разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку «Мои недостатки», предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу всем отводится 5 минут. Не жалейте себя

заполняя левую часть таблицы, недостатки есть у всех, и в этом нет ничего страшного.

Мои недостатки

Мои достоинства

После этого напротив каждого недостатка, о котором вы вспомни­ли и который внесли в список, напишите одно из своих достоинств, т. е. то, что можно противопоставить недостатку, что есть у вас в дан­ный момент и что принимают в вас окружающие люди. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам так же от­водится 5 минут.

Б. - Следующий этап - объединение в группы по 3-4 человека и обсуждение записей. Будет лучше, если вы сядете в группу с теми людьми, которых вы меньше всего знаете, с которыми еще не обща­лись на данном занятии. Во время обсуждения будьте предельно откровенны в своих высказываниях и внимательны к тому, что вам говорит ваш партнер. Помните, пожалуйста, о наших правилах. Вы можете задавать друг другу вопросы, но ни в коем случае не «крити­ковать» выступившего перед вами. Просто поблагодарите его за ис­кренность и доверие к вам. На обсуждение внутри группы вам дается 10 минут.

В. «Кто не против нас, тот с нами».

Есть два процесса, которые в любой учебной группе должны быть запущены одновременно, например как движения правой и левой ног при ходьбе. Речь идет об одновременной проработке содержания со­вместной деятельности и самой формы совместности, способов об­щения и сотрудничества при освоении данного содержания. Все мы должны, иными словами, самоопределиться в двух вопросах: что мы собираемся делать вместе? Как мы собираемся делать это вместе?

Совместность строится на уровне:

а) сознательной договоренности группы о нормах сотрудничества;

б) на уровне телесного и эмоционального доверия.

Тест «Какой я в общении?»

Слово «диагноз» скорее медицинское, чем психологическое, но для нас оно будет означать возможность узнать о себе что-то новое. Для более продуктивной работы во время занятия вам необходимо в самом начале получить исходную информацию об уровне вашей ком­муникабельности, общительности.

Мы это сделаем с помощью небольшого теста «Какой я в обще­нии?»

Поэтому внимательно прочтите предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «да и нет», «нет». Выбирайте один из вариантов ответа, особенно не думайте над каждым вопросом. Еще раз обращаю ваше внимание на необходимость отвечать откровенно» так как это нужно прежде всего вам. А теперь сами вопросы.

1. Много ли у тебя друзей?

2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?

3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснительность в обще­нии с людьми?

4. Бывает ли тебе скучно наедине с самим собой?

5. Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?

6. Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?

7. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?

8. Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с дру­гом?

9. Можешь ли удержаться от резких замечаний при общении с близ­кими людьми?

10. Способен ли пойти в общении на компромисс?

11. Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зре­ния?

12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?

13. Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

Спасибо за искренность и откровенность!

Обработка результатов.

За каждый положительный ответ, т. е. «да», поставьте себе 3 очка. За каждый ответ «да и нет» - 2 очка. За каждый отрицательный ответ «нет» - 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.

Интерпретация результатов

От 30 до 39 очков. Ты человек общительный, испытывающий боль­шое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнако­мыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты «душа обще­ства», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей, иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их ре­акцией, старайся не стать навязчивым.

От 20 до 29 очков. Ты в меру общительный человек, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знако­мыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре быва­ешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным по отношению к своим собесед­никам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверен­ность в себе.

До 20 очков. Ты человек стеснительный, замкнутый, в кругу знако­мых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, по­нять, простить. Но, если тебе хочется свободно высказывать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, ак­тивно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались не­уместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки об­щения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, способностям.

Тест « Именно ceгoдня»

Приводим текст зарядки позитивного мышления, которую рекомендует Д. Карнеги. Она получила название «Именно сегодня». , Каждое утро работайте над собой. Мы много говорим о важности физических упражнений, пробуждающих нас из состояния полусна, в котором пребывают многие. Но еще больше мы нуждаемся в духовных и умственных упражнениях, которые бы каждое утро стимулировали нас к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Разве ежедневный ободряющий разговор с самим собой выгляди глупым, легкомысленным и детским? Нет, напротив, в этом сама суть здравой психологии. Беседуя с самим собой каждый день, вы мс жете научиться управлять своими мыслями. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое.

1. Именно сегодня я буду счастлив. Счастье заключено внутри на< оно не является результатом внешних обстоятельств. Поэтому человек счастлив настолько, насколько он полон решимости быт счастливым.

2. Именно сегодня я приспособлюсь к жизни, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить все к своим желаниям. Я приму мою семью, мою учебу, обстоятельства моей жизни такими, как они есть, и постараюсь приноровиться к ним.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья воздействий и мыслей, чтобы мой организм охотно выполнял все мои требования и установки.

4. Именно сегодня я уделю внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношение Я прочитаю с интересом то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.

5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я сделаю что-то хорошее, полезное конкретному человеку и выполню два дела, которые мне не хочется делать.

По десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить I их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем.

По окончании:

Теперь можно открыть глаза. Расскажем, что испытали, что по­чувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?

Ведущий в данном случае показывает» как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

Другой способ расслабиться можно было бы назвать «волшеб­ное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести это волшебное слово и почувствуем себя немного увереннее и спо­койнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем.

По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные словам по­добрал каждый из участников и что он почувствовал.

- Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните или вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, «Я спокоен» и т. д. Начнем.

По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал, и просит рассказать, если не трудно, о том, какие ситуации вспомнились.

Г. Вверх по радуге

Детей просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и пред­ставить, что, вдыхая, они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повто­ряется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указыва­ется на значение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.

* «Стресс-тест»

Цель: выяснить, подвержен ли подросток стрессу;

Время: 15 минут.

Почти никогда (1 балл);

Редко (2 балла);

Часто (3 балла);

Почти всегда (4 балла).

1. Меня редко раздражают мелочи.

2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.

3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.

4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.

5.Не переношу критики, выхожу из себя.

6.Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.

8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.

9. Не умею выслушивать, вставляю реплики,

10. Страдаю отсутствием аппетита.

11. Часто беспокоюсь без всякой причины.

12. По утрам чувствую себя плохо.

13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.

14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.

15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.

16. У меня бывают боли в спине и шее.

17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.

18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.

19.Думаю, что я лучше многих.

20.Я не соблюдаю диету.

Шкала оценки:

30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.

31-45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова, так и в отрицательном. По всей видимости, Вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.

46-60 баллов. Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для Вас важно мнение других, и это держит Вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе то многого добь­етесь, но, вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелоча­ми. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.

61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмёт на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому Вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.

Анкета для оценки эффективности цикла тренинговых занятий

Уважаемый подросток!

Ты участвовал в тренинговых занятиях, на которых обсуждались многие вопросы. Было бы интересно узнать твое мнение о нашей совместной работе. Ответь, пожалуйста, на несколько вопро­сов, это поможет в будущем делать занятия еще интересней и полезней.

1. Какие из тем или вопросов, обсуждавшихся на наших занятиях, тебе запомнились (перечисли)...

2. Что тебе больше всего понравилось, какие уп­ражнения, игры, темы занятий (перечисли)...

3. Что тебе совсем не понравилось...

4. Что из того, о чем ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится (уже пригодилось) в жизни...

5. О чем бы ты хотел узнать на тренинговых занятиях еще…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная программа апробирована в МОУ Хреновская СШ № 1.

После проведения, тренинговых занятий были получены следующие результаты:

(Ситуативная тревожность оценивалась с использованием опросника Спилберга, уровень агрессивности замерялся на основе опросника Барборы – Дарки)

Повысился уровень самооценки у участников;

Большинство из ребят построили планы на будущее;

Изменилось отношение к другим людям, ребята научились отличать настоящих друзей от мнимых;

Занятия позволили ребятам научиться уважать свое собственное решение;

Научились сопротивляться давлению со стороны;

Правильно высказывать свои требования и отвечать за свои поступки.

Данные факты подтвердили не только исследования, но и мнение учителей, классных руководителей и родителей.

Полученные результаты исследований позволили нам говорить об эффективности методики.

Цель: формирование и развитие установку на самопознание и саморазвитие, развитие личностно-значимых качеств.

Задача:

Осознание того, как тебя видят другие;

Отработка навыков сотрудничества и формирование умения нравиться, сопереживать;

Формирование адекватной самооценки.

Вступительное слово ведущего

Для каждого важно, как его видят и понимают другие. Что в нем хорошего и плохого? Как показать хорошее и что делать с плохим? Сегодня на занятии мы попробуем это выяснить.

Упражнение «Мой друг сказал мне, что я...»

Цель: отработать умение положительной самопрезентации.

Участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и говорит фразу, которая начинается со слов: «Мой друг сказал мне, что я...». Высказываются все, начиная с ведущего.

Упражнение «Правила работы в группе»

Цель: вспомнить правила работы в группе. Ведущий предлагает назвать одно правило и объяснить его, при этом правую руку ставит на левое плечо соседа справа.

Правила работы в группе:

Активное участие детей в занятии;

Один говорит - остальные слушают;

Правило поднятой руки;

Конфиденциальность;

Не оценивать друг друга;

Придерживаться принципа «здесь и теперь»;

Уважать мнение друг друга.

Упражнение «Ожидание»

Цель: определить, что участники ожидают от занятия. Участникам раздают небольшие листы бумаги. Психолог просит написать на них, чего именно подростки ожидают от занятия. После этого листы вывешиваются на доске.

Упражнение «Животное»

Цель: определение личностных особенностей каждого участника.

Материалы: листы бумаги А4. Каждому участнику на бумаге предлагают написать имя, не обязательно настоящее. Под именем рисуют животное и называют его. После индивидуальной работы участники по очереди называют свое имя и характеризуют свое животное. Все животные представляются.

Упражнение «Белое и черное»

Цель: развивать умение критически относиться к себе. Участники на листе белой бумаги записывают положительные черты характера, а на черном - отрицательные.

Обсуждение:

Что чувствовали участники при выполнении этого задания?

Какие черты характера было труднее выделить?

Упражнение «Супермаркет»

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Цель: формирование навыков самоанализа, самопознания, углубления знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Ведущий рассказывает подросткам, что они находятся в супермаркете, где можно продавать и покупать черты характера. После этого он раздает им по 2 полоски бумаги. Участники на одной полоске записывают черту характера, которую хотели бы продать, а на другой - черту характера, которую хотели бы купить. Далее все участники по очереди зачитывают то, что написали на полосках бумаги, и бросают их в картонную коробку. Тренер перемешивает полоски, не глядя, вытаскивает по 2 полоски и раздает подросткам.

Обсуждение:

Какие черты характера вы вынуждены вытащить?

Можете ли вы принять такие черты характера?

Для чего, по вашему мнению, была это упражнение?

Упражнение «Другое мнение»

Цель: развитие нравственных качеств личности, возможность увидеть себя глазами друзей.

Материалы: листы бумаги А4, список личностных качеств. Дети называют по очереди все времена года и соответственно объединяются в 4 группы. Один участник из каждой группы выходит за дверь. Каждая группа составляет характеристику своего представителя. Дети приглашаются в класс, и представитель группы зачитывает их характеристики. Упражнение заканчивается, когда каждый участник получил характеристику.

Обсуждение:

Что дало вам это упражнение?

С чем вы согласились?

С чем не согласны?

Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель: осознание значимости своей роли в формировании социально-психологического климата в группе.

Участники продолжают предложения:

Мне присущи такие черты характера...

Я хотел бы, чтобы в нашем классе все были...

Мне нравятся такие качества в людях...

В будущем я...

Обсуждение:

Трудно было говорить о присущих вам чертах характера?

Что дало эта упражнение?

Упражнение «Результат»

Ведущий спрашивает:

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Изменили отношение друг к другу?

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"

Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками.

«Все конфликты в мире и в душе человека
проходят через его сердце и возвращаются
к нам осмысленными и понятными.
А то, что понятно, уже не так страшно.».
немецкий психолог, Фромм Э.

Ход занятия

Психолог . Здравствуйте ребята. Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, определим свой уровень конфликтности.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть мультфильм

Вопросы письменного анализа конфликта:

    Что произошло в данной ситуации

    Где произошёл конфликт?

    С кем?

    Из-за чего?

    Чего добивались оппоненты?

    Чем закончился конфликт?

    Можно ли было избежать конфликта?

Психолог . С точки зрения психологии конфликт – это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты?
Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».

Упражнение «Эксперимент» : сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.

    Сгибаем лист пополам.

    Сгибаем еще раз пополам.

    Отрываем верхний правый угол.

    Отрываем нижний правый угол

Что получилось?

Психолог . Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.

Упражнение «Конфликт или компромисс»

Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации

Конфликтные ситуации:

    Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.

    На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.

    Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.

    На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.

В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак удачно завершённых ситуаций

Психолог . Итак, сейчас я предлагаю вам просмотреть ролик « Пути разрешения конфликтов»

Психолог . Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

Конкуренция – ориентация на себя и активностью.
- избегание - пассивность.
- приспособление - ориентация на другого, пассивность.
- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.
- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.

А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?

Анкетирование

Инструкция : Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1 если вы так поступаете редко, цифру 2 если от случая к случаю и цифру 3 если часто.

    Угрожаю или дерусь.

    Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

    Ищу компромисс.

    Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

    Избегаю противника.

    Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

    Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

    Иду на компромисс.

    Сдаюсь.

    Меняю тему.

    Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.

    Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

    Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.

    Предлагаю мир.

    Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

Интерпретация результатов теста

    А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

    Б – примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.

    В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.

    Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

    Д – уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Психолог . В каждом из нас существует некий свин, который постоянно портит нам жизнь. Каждый его хорошо знает, но говорить о нем не желает. Например: Это не я не помыла посуду – это свин, Это не я грублю взрослым и тд… При взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками некий свин, иногда старается нам помешать. Давайте попробуем его перевоспитать. А сделаем мы это выполнив упражнение.

Упражнение “Раскрась своего свина”

Оборудование: нарисованные на картоне фигурки свинок.

Инструкция: Сейчас я Вам раздам свинок , но эти свинки, только хорошее, что у Вас есть. Каждый человек изначально добр. Поэтому раскрасьте их, так как Вам захочется. И пускай эта Свинка будет вашим амулетом, который будет хранить вас от “ядовитых ягод” и “пеньков”.

Психолог . Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? В завершении хотелось бы сказать словами:

Завершить наше мероприятие я бы хотела словами:

Бланк для ответов

Бланк для ответов

Фамилия имя _____________________________________________кл.

Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.

Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации»

    Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

    Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

    В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

    Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

    Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

    Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

    Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

    Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

    Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

    Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.