Как я понимаю значение слова жестокость. Электронные учебники по русскому языку. Примеры из жизни, кино, СМИ

А.С.Пушкин «Пущину»

Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина.

Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Ярким примером для подражания является отношение Вильгельма Кюхельбеккера к своему лицейскому другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища.
«Снежная королева» Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая.

В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость. Но не все люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу». Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом.

Вспомним другого литературного героя — Печорина, обрести настоящего друга которому тоже помешали эгоизм и равнодушие. Этот человек был увлечён только собой, собственными интересами и экспериментами, поэтому люди для него были всего лишь средствами для достижения своих целей.

В настоящем друге нуждался и герой сказки А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц жил на своей маленькой планете и заботился о единственном близком существе — прекрасной Розе. Но Роза была очень капризна, её слова часто обижали малыша, а это делало его несчастным. Но однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился в путешествие по Вселенной в поисках настоящих друзей.

Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина — В.А.Жуковского , который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты. Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником.

А вот ещё одна печальная история о потерянной дружбе. В одном из произведений А.Алексина рассказывается о двух подругах — Люсе и Оле, дружеские отношения которых были обречены, потому что одна из них — Люся — всегда проявляла заботу о подруге, а другая нет. Даже когда у Оленьки появилась возможность сделать приятное для Люси, она не посчитала нужным ею воспользоваться, чем очень обидела подругу. Оля поступила эгоистично, она не подумала об интересах и желаниях Люси, поэтому их дружбе пришёл конец.

Взаимоотношения главных героев романа « » - классический пример настоящей дружбы. Д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе.

Тема урока « Подготовка к написанию сочинения 15.3 в формате ОГЭ ».

Цели урока: создать условия для развития коммуникативных УУД (устной монологической и диалогической речи учащихся), в которых ученик сможет достичь следующих результатов (предметных):

1)совершенствовать умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста;

2) формировать умения на основе анализа отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

3) формировать навык составления собственного монологического высказывания на заданную тему в публицистическом стиле в соответствии с требованиями ОГЭ.

Метапредметные задачи :

1) формирование таких нравственных качеств, как милосердие, отзывчивость, человечность (личностные);

2) умение извлекать информацию из различных источников, перерабатывать, систематизировать и предъявлять её (познавательные );

3) ставить и формулировать цели предстоящей учебной деятельности; в ыполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение; строить логическую цепь рассуждения (выдвигать тезис, подбирать аргументацию) ( регулятивные);

4) способность работать в паре, группе, формировать своё мнение и позицию, развивать культуру речи (коммуникативные).

Методы обучения:

    проблемно-поисковый;

    сравнительный анализ информации.

Материально-техническое оснащение:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    презентация;

    тетради по русскому языку;

    памятки для учащихся;

    текст А.Цессарского;

    тест

    толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Тип урока: урок общеметодической направленности: закрепления и развития имеющихся знаний, умений, навыков.

Педагогическая технология: коммуникативно-диалоговые технологии, технологии информационно-коммуникативного обучения .

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части

Ход урока.

I . Организационно – мотивационный этап. Создание эмоциональной атмосферы урока. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы .

(Слайд 2)

1.Чтение учителем стихотворения « Как часто мы делаем больно другим...»

Как часто мы делаем больно… другим.
Нарочно… Невольно…
Обидные фразы в сердцах говорим,
Не видя, как больно.

Как часто от злости мы рубим с плеча,
Терзая… калеча…
Играя в преступника и палача,
Наносим увечья.

Как часто жестоки бываем подчас
С любимыми нами,
Кидая обрывки безжалостных фраз,
Что жгут, словно пламя.

Не зная, как трудно ожоги лечить,
Не ведаем даже,
Что так же играя, нас могут убить…
Однажды… однажды…

О чем это стихотворение? (О жестоком отношении к близким и чужим людям)

Каковы способы проявления жестокости? (Разные: грубое слово, физическое насилие, моральное подавление, насмешка, намеренная клевета, равнодушие, убийство и т.д.)

2.Демонстрация слайдов с примерами жестокого и равнодушного отношения к людям. (Слайд 2)

Как мы убедились, жестокость многолика и проявляется по-разному. А значит, для каждого из нас и для общества в целом она представляет серьезную опасность.

На какие проблемные вопросы нам нужно будет ответить сегодня на уроке? (Что такое жестокость? Каковы причины жестокости? Как с ней бороться?)

Запись темы урока в тетради. (Слайд 3)

Тема урока : «Что такое жестокость?»

II. Актуализация знаний.

1. Цели урока. (Слайд 4) Слово учителя.

Через год вам предстоит сдавать экзамен по русскому языку. Один из видов работ на ОГЭ - создание сочинения-рассуждения публицистического характера на основе предложенного текста художественного или публицистического стиля.

Вспомните алгоритм написания сочинения-рассуждения (тезис – аргументы - вывод).

- Назовите отличительные особенности публицистического и художественного стилей речи.

Давайте определим цели нашего урока.

Продолжите фразу « Цели урока …»:

- уметь отбирать материал к сочинению-рассуждению публицистического стиля на тему «Что такое жестокость?» ;

- строить собственное высказывание на основе заданного алгоритма действий в соответствии с требованиями ОГЭ.

2. Работа с текстом Альберта Вениаминовича Цессарского «Жестокость - оборотная сторона трусости» . (Слайд 4)

Слово учителя : Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи. Для анализа мы возьмем текст Альберта Вениаминовича Цессарского.

1. Об авторе текста.

А.В. Цессарский – по профессии врач, участник обороны Москвы. С 1942 по 1944 годы находился в десантном партизанском отряде под руководством полковника Д.Н. Медведева. Спас жизни многим партизанам и участникам подполья, лично оперировал легендарного разведчика Н.Кузнецова, ставшего Героем Советского Союза. Писать начал после войны. Его книги рассказывают о мужестве и стойкости советских разведчиков и партизан, ковавших победу в тылу врага.

2.Выразительное чтение текста подготовленными учащимися . Чтение сопровождается демонстрацией слайдов. (Слайды 5-18)

3. Вопросы на восприятие текста.

- Какое впечатление произвел на вас текст и почему?

- Какова тема текста? (О жестокости, трусости, о жестоком человеке.)

- Назовите стиль данного текста. (Художественно-публицистический)

- Какой тип речи использован в тексте ? (Повествование с элементами рассуждения и описания).

- В каком предложении выражена основная мысль текста? (В последних предложениях:

4. Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ по вариантам (ТЕСТ) (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ) (3 мин.).

Самопроверка (ответы на слайде). (Слайд 19)

    Пошаговая подготовка к домашнему сочинению 15.3 с использованием АЛГОРИТМА написания сочинения, таблицы (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

1. Чтение инструкции к сочинению.

- Как формулируется экзаменационное задание к сочинению С15.3? (Слайд 20)

Как Вы понимаете значение слова жестокость ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое жестокость?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

2. Повторяем алгоритм сочинения. (Слайд 21)

- Какова схема построения сочинения-рассуждения С15.3?

Обратимся к Памятке №1

Памятка №1

1.Тезис.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста +комментарий.

4. Второй пример - аргумент из Вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.

5. Вывод.

3. Учимся давать толкование слова.

1) Повторяем способы толкования. (Слайд 22)

Подберите к слову жестокость:

1) существительные- синонимы (1 вариант);

2) существительные- антонимы (2 вариант) - и запишите их в таблицу №2.

3) Работа со словарями

Давайте обратимся к Приложению, в котором даны словарные статьи из разных словарей.

Как объясняется слово ЖЕСТОКОСТЬ в различных словарях?

Сравните свою таблицу, составленную на уроке, с той, которая дана на слайде. Всё ли мы написали? (Слайд 23)

4) Записываем тезис.

Запишите тезис сочинения в форме ответа на вопрос «Что такое жестокость?», начиная его словами «Жестокость – это …» в таблицу. (2 минуты)

Варианты тезиса:

Жестокость – это бесчеловечное, грубое и оскорбительное отношение к живым и неживым существам.

- это желание причинять страдания любому живому существу.

- это проявление неуважительного, грубого отношения к людям, демонстрация своей силы и величия.

- это свойство людей, не знающих жалости, доброты .

Проверка записанного тезиса. Исправление недочетов.

6) Сбор материала для комментария тезиса. (Слайд 24)

- Комментарий к тезису – 2-3 предложения , содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлена жестокость. Что может послужить причиной проявленной жестокости? Чем она страшна? Каковы ее последствия?

Обсуждаем! (Слайд 25)

Причины жестокости:

    неудовлетворенность жизнью и собой;

    стремление к самоутверждению человека слабого, с комплексами;

    демонстрация своего величия и силы;

    низкие моральные принципы, отсутствие чувства любви, сострадания, сопереживания;

    равнодушие к страданиям и боли других;

    другие причины

- Когда повышается уровень жестокости?

Во время войны и в критических ситуациях уровень жестокости повышается. Примером могут служить полицаи, которые в Великую Отечественную войну набирались из местного населения. Их жестокость даже ужасала эсесовцев, которые говорили: «Если они так жестоки со своим народом, что же они сделают с нами в случае победы?»

-В чем опасность жестокости? (Слайд26)

    Жестокость делает человека извергом

    Жестокость сложно остановить; она может стать причиной преступления, предательства

    Жестокость порождает жестокость

    Жестокость приносит зло самому человеку, его родным и близким, обществу

    Жестокость – ненадежное прикрытие собственной неполноценности

7. Запись комментария тезиса в таблицу. Проверка.

8) Приводим аргументы в соответствии с комментарием.

- Что такое аргументы? Каковы варианты аргументации? (Слайды 27, 28)

А) Аргументы из исходного текста. Анализ текста. (Слайд 29)

Что же заставило человека переступить запретную черту, за которой начинается разрушение личности человека? Обратимся к тексту.

- На сколько частей (условно) можно разбить этот текст? Почему?

- Какой прием использовал автор для осуществления своего идейного замысла? (Противопоставление)

- Когда происходят события в рассказе? Как можно озаглавить первую часть текста?

(В июле 1941 года в Москве на стадионе формировалась комсомольская добровольческая часть. Тогда и произошло первое столкновение Гриши Воронихина с Боголеповым.)

- Найдите в тексте предложения, объясняющие причины жестокости Боголепова по отношению к мышонку. Какие средства языка помогают нам это понять? Устно обоснуйте свой выбор предложений.

(- Каким мы видим Боголепова в начале рассказа? Какие средства использует автор для создания его портрета, передачи его поведения?

(«здоровенный парень с лихим вороным чубом и черными глазами» - подчеркивается его физическая сила)

- Кого в данном случае называет противником Боголепов? А кто такой противник?

-Какой прием использует автор, описывая мышонка и Боголепова? (противопоставление, контекстуальные антонимы: «здоровенный парень» - «серый мышонок», «хвостик», «спинку», «лапки»)

- Для чего Боголепов хочет раздавить мышонка ? («вытравить» из будущих бойцов «интеллигентную сырость», «огрубить» их нервные волоконца».) В его понимании, солдат должен быть жестоким, беспощадным к врагу (предложение 4) Прав ли он? Предположите, каким тоном произносит эти фразы Боголепов?

( С иронией. Он насмехается над новобранцами, которые еще не нюхали пороха, не сталкивались с врагом нос к носу. Себя-то он считает героем, храбрецом… в борьбе с мышонком! Демонстрирует свое физическое превосходство над другими солдатами. Эпитет «любовно» создает впечатление, что Боголепов не впервой издевается над беззащитным существом.)

Как другие солдаты реагировали на слова Боголепова? Почему не заступились? Какого чувства стеснялись будущие солдаты?

- Почему Боголепов раздавил мышонка? («Толпа» не поддержала Гришу: стеснялись своего чувства жалости к мышонку, боялись быть осмеянными Боголеповым, даже пытались подыгрывать ему: «криво улыбались» - смалодушничали, проявили слабость, струсили.)

- Итак, каковы причины жестокости Боголепова? (демонстрация собственной силы - 2,22, желание преподать урок «храбрости» новобранцам- 4,10,11,14, получает удовольствие от унижения других- 3 ,5, 10,11,14, трусость других солдат – 15-17 ) (Слайд 31)

- Как бы вы озаглавили вторую часть текста? (В окружении) (Слайд 32)

Как ведут себя Боголепов и Гриша в минуту опасности? Что случилось между ними? Почему Боголепов не стрелял? Найдите предложения для второго аргумента, запишите их. Обоснуйте свой выбор.

- Кого напоминает Боголепов в конце рассказа ? («ворвался в комнату»- признак паники, «должен был оборонять …но…не стрелял» (конт. антонимы) – забывает о своем долге, о товарищах, «трясущимися руками», «белое, как мел, лицо» (фразеологизм) , «остервенело рвал»– весь во власти страха, «съежившись, боком стал протискиваться за дверь» - спасая свою шкуру, как тот несчастный мышонок, пытается незаметно выскользнуть из ловушки.)

- Как вы объясните причины такого постыдного поведения Боголепова? (Боголепов демонстрирует свою храбрость и суровость перед кучкой неопытных юнцов, издеваясь над безобидным мышонком. Но когда эти качества требовалось проявить в минуту смертельной опасности, в схватке с настоящим противником, он ведет себя как последний подлец, Забыв о долге солдата, о товарищах, охваченный страхом, он впадает в панику и готов сдаться на милость врагу. Жестокость, проявленная к маленькому беззащитному существу, обернулась еще большей жестокостью – привела к гибели его товарищей и собственной бесславной смерти .) (Предложения 31,33,34-39,41-44)

-Как вы оцениваете поступок Гриши? Ведь он тоже проявил жестокость – застрелил Боголепова.

- Какую оценку действиям Боголепова и Гриши дает автор? Согласны вы с ним? (Слайд 33)

( «Жестокость – это оборотная сторона трусости. Не злые, не жестокие, а добрые люди стояли насмерть, спасая Родину.)

- В прямом или в переносном значении употреблено здесь слово жестокость?

- Дайте толкование слову трусость. ( Трусость - свойственная трусу робость, боязливость)

- Какие антонимы можно подобрать к слову трусость? (мужество, смелость, храбрость, геройство)

- Вы обратили внимание, что жестокость и трусость идут рядом. А с чем рядом они не идут ? (милосердие, достоинство, добродушие)

-Может ли человек, переступивший запретную черту, быть героем времени?

(Нет. Героями времени становятся такие, как Гриша.)

Б) Подбираем примеры для 2-ого аргумента из жизни. (См. слайд 34, 35)

Ищем аргументы из жизненного опыта

    Например, из биографии (указать имя учёного, писателя, художника или любого другого известного лица ) нам известен подобный факт:…

    Подобный вопрос нередко обсуждается в телепередачах (указать название, привести примеры)

    Конечно, в окружающей жизни мы можем найти немало примеров, подтверждающих высказанную мысль. Так, я не раз оказывался свидетелем того, как…

    Очень образно и метко о подобном явлении (черте характера, свойстве личности и т.д.) гласит (или говорит) пословица (поговорка, высказывание известного человека) :…

    Наблюдая за своими одноклассниками , я не раз замечал , что…

    Рассуждая над этим вопросом, я вспомнил (-а) произведение (название, имя автора), в котором …

Слайд 35

Пословицы и поговорки о жестокости

    Жестокого сердцем не уговаривай, ведь в камень и гвоздя не забьешь.

    Равнодушие – высшая форма жестокости .

    Жесток нрав не будет прав.

    Всякая жестокость рождается от немощи. (Луций Сенека)

    Неуверенность рождает злость. (Вячеслав Бучарский)

    Жестокость и страх пожимают друг другу руки. (Оноре де Бальзак)

    Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца. (Л.Ариосто)

    Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. (Ж. Бернарден)

    Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации: ей нужен лишь повод. (Джорж Элиот)

- Какие из приведенных высказываний более всего подойдут в качестве аргумента?

Художественные произведения:

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н.Толстой «После бала», А.И.Куприн «Поединок», М.А.Шолохов «Судьба человека», В. Железников «Чучело» и др.

- Какие эпизоды из произведений, изученных нами, возьмете вы в качестве аргументов? (Жестокосердное отношение Швабрина к Маше Мироновой, его переход в стан Пугачева, чтобы спасти свою шкуру; сцена жестокого избиения татарина и солдата, запечатлевшаяся на всю жизнь в памяти Ивана Васильевича и изменившая его жизненные планы.)

Обратить внимание!

! !! - Как оформить аргументы в сочинении и Как перейти от комментария к аргументам? См. Памятки. (Слайд 36 -37)

Помним, что все части сочинения должны быть логически связаны, четко выстроена структура сочинения.

9. Формулируем вывод. ( Слайд 38)

Как правильно оформить вывод, подскажет памятка.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Давайте еще раз обратимся к тексту. Найдите предложения, выражающие точку зрения автора. В чем убежден автор? Согласны вы с ним?

-Как же преодолеть жестокость? Какое решение этой проблемы предлагает автор? (Слайд 39)

- Что об этом говорится в Евангелие? (СМ. эпиграф к уроку)

(Через утверждение общечеловеческих ценностей, восстановление любви к себе самому и ближним. Понимание ценности своей жизни и жизни других людей.

Сочувствие и милосердие к чужому горю уменьшают чувство жестокости.

Самосовершенствование личности человека как путь к выравниванию самооценки, успеху и общественному признанию.)

IV . Рефлексия.

Перед началом урока мы с вами определили цели. Удалось ли нам достичь намеченных целей?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что для вас было особенно трудным?

Над чем вам нужно ещё потрудиться?

Что вам понравилось на уроке?

Какие задания были для вас наиболее интересными?

А какой опыт был наиболее важным и ценным во время занятия?

Где вы сможете применить полученные знания?

Д/З.: написать сочинение-рассуждение на основ11е собранного материала и памяток к написанию сочинения . (Слайд 40)

Приложение

Таблица к уроку

Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича

Жестокий - 1. Крайне суровый, безжалостный, беспощадный. Жестокий враг. Жестокие нравы. Жестокий человек. 2. Перен. Очень сильный, превосходящий обычные размеры, степень. Жестокая борьба. Жестокая необходимость.

Жестокость –1 см. жестокий.

Жестокосердный (высок.) и (устар.) жестокосердый - жестокий, бессердечный, лишённый чувства жалости.

2.Жестокое обращение, жестокий поступок. Жестокостями усмиряли непокорных. (Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка)

Словарь Суккубов

Жестокость – совокупность компонентов поведенческой логики, характеризующейся целенаправленным причинением страданий живому или неживому существу.

Сочинение рассуждение по тексту

(I)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (З)Одевались они понятно как - ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.
(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.
(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть.
(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало...
(Ю)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
(II)- Дура рыжая, - кривила губы Маринка Быкова. (12)- И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.
(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом...
(15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.
(17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход.
(18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал:
(19)- Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку!
(21)- Я с вами поеду, - высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, - а буду отдельно.
(22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
(24)- В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.
(25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное...
(26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней - пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.
(28)3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.
(29)- Это твоя сумка? - спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали.
(30)- Моя, - ответила Светка.
(31)- Алле хоп! - воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:
(32)- Эй, Рыжая! (ЗЗ)Вон где твоя сумочка!
(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно.
(35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит - и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (Зб)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.
(37)Женька Светке рукой машет и орёт:
(38)- До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
(40)Девчонки кричат противными голосами:
(41)- Прощай, подруга!
(42)- Больше не увидимся!
(43)И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил...
(44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала...
(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться...
(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
(54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.
(55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
(57)- Рыжуха! - ахнул я. (58)- Ты понимаешь, это Рыжуха! - кричу я Наташе шёпотом. (59)- Мы с ней в одном классе учились!
(60)- Что ты говоришь?! - всполошилась знакомая. (61)- Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда!
(63)- Как её звать? - ещё на что-то надеясь, спросил я.
(64)- Светлана Сергеева.
(65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда.
(66)После спектакля Наташа предложила:
(67)- Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.
78
(69)- Нет, давай в другой раз, - скромно ответил я.
(70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.
(71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла».
(73)- Надо же! - удивлялась Наташа. (74)- С Сергеевой в одном классе учился!
(75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.
(76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.
(По Е. Габовой)

Вариант 1
Жестокость - это свойство людей, не знающих жалости, доброты. Жестокосердные не способны чувствовать чужую боль, сопереживать страдающему.
Так, девчонки, одноклассницы Светки Сергеевой, «до неё даже дотрагиваться не хотели», презирали за «единственные потёртые джинсы». Они и представить себе не могли, что могла чувствовать Рыжая в тот момент, когда её «хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала».
Жестокость страшна ещё и тем, что не имеет границ. В соседней школе трое старшеклассников избили до потери сознания второклассника, который раздражал их своими очками с толстыми линзами... Разве осталось в этих подростках хоть что-то человеческое?
Поэтому справедливо таких, как они, называют нелюдями: люди ведут себя по-другому.

Вариант 2
Жестокость - бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с лёгкостью причиняет страдания другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить.
Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким (предл. 31-34). Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то понял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить её остаться на берегу в последний момент - это бесчеловечно, но ему было всё равно. Он просто не хотел портить свой отдых её «воем».
Меня также поразила подобная жестокость, с которой школьники в фильме «Чучело» издевались над своей сверстницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусливого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одноклассников. В качестве наказания они оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость.
Да, страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее - оказаться вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть и покоя она не даст.

Вариант 3
Жестокость - это грубое, бесчеловечное, оскорбительное отношение к людям. Она страшна тем, что многолика, - от жестокости слов до жестокости действий.
В рассказе Е. Габовой Светке Сергеевой одноклассники дали унизительное прозвище - Рыжуха. Они её презирали не только за внешность и высокий голос, но даже и за то, что у нормального человека вызвало бы сострадание, - за бедность (предл. 1, 4). И её пение одноклассники называли «воем», да и сама она, по их мнению, была «дурой рыжей». Безжалостность ребят поражает и в эпизоде изгнания девочки с теплохода (предл. 34-43). Целый класс бездушных, жестоких людей! Неужели, даже став взрослыми, они останутся такими же?
Мне хотелось бы, чтобы все люди поняли, что жестокость неприемлема в человеческих отношениях.

Направление "Доброта и жестокость" итогового сочинения 2018-2019 по литературе: примеры, образцы

Это направление ориентирует учеников на мысли о ценности жизни, отношении к живому. О гуманном желании помочь и сберечь, и антигуманном желании причинять страдание и боль.

Понятия «доброты» и «жестокости» затрагиваются во многих произведениях литературы.

Примеры сочинений

Почему добрые люди становятся злыми и жестокими? На это, как правило, есть много причин, которые иногда даже заставляют нас оправдать человека, совершившего такое перевоплощение. Бывает, что на добро ответили неблагодарностью, или удары судьбы обрушились на него один за другим, и он сломался под ними. Рассмотрим характерные примеры из литературы.

В романе-эпопее М. А. Шолохова <Тихий Дон> героиня столкнулась со страшным испытанием. Ее изнасиловал родной отец. На ее глазах мужчину убили мать и брат, но попранной чести было не вернуть, и семья была рада любому случаю выдать опозоренную Аксинью замуж. Такой шанс подвернулся, ведь Степан был поражен яркой внешностью девушки и не вникал в подробности ее жизни. Однако сама Аксинья не полюбила мужа, и в молодой семье начались конфликты. Как мы помним, супруга воспользовалась отсутствием Степана и стала любовницей Григория Мелехова. В деревне ее осуждали, а родители молодого человека и вовсе были в ярости. Супруг вернулся и побил героиню за неверность. Но можно ли быть к ней такими строгими? То, что она пережила, не может пройти бесследно. Ее душа ранена, вера в людей подорвана. Самый близкий родственник надругался над ней, как же после этого требовать от нее уважения к чужим семейным узам? Таким образом, личность может ожесточиться против мира, если ее сильно оскорбили родные или дорогие сердцу люди.

В рассказе И. С. Тургенева <Бирюк> главного героя в округе недолюбливали. Он занимал должность лесника и никому не давал поблажек. Всех тех, кто рубил лес незаконно, он задерживал. Ни разу не сжалился он над бедняками, которые покушались на деревья от нужды и безысходности. Его даже прозвали <Бирюк>, намекая на его нелюдимость и суровость. Этого человека и подкупить было нельзя, настолько он был принципиальным. Но рассказчик случайно попал в логово этого злобного лесника, и что же он увидел? Маленьких детей, которых ему оставила неверная жена, ушедшая за лучшей жизнью с мещанином. Все они ютились в убогой избенке, состоящей из одной комнаты. Естественно, что мужчина ожесточился и перестал верить людям, ведь его предала самая близкая женщина. Однако при ближайшем рассмотрении его доброта все равно никуда не пропала: он помог путнику, выпустил застигнутого врасплох вора по его просьбе. Просто он глубоко прятал свое доброе сердце, чтобы его снова не растоптали. Значит, тот, кто кажется жестоким, может быть, и не жесток вовсе, а просто скрывает свою доброту, чтобы не быть вновь обманутым.

Таким образом, добрые люди могут меняться к худшему, если их очень больно задели те, от кого они этого не ожидали. Удар в спину заставит человека утратить всякое доверие, без которого невозможно делать добро. Но даже если такое превращение совершилось, не стоит ставить на личности крест: возможно, ей просто нужно время, чтобы снова открыться миру с лучшей своей стороны.

Всего: 433 слова

Жестокость - это качество человека, проявляющееся в грубом, оскорбительном отношении к окружающим. Жестокие люди никогда не задумываются о том, какую боль наносят другим. Чаще всего толкает человека на подобные поступки поиск материальной выгоды. Но бывают и случаи, когда люди проявляют жестокость, поддавшись настроению толпы, до конца даже не разобравшись в ситуации.

В рассказе "Господин из Сан-Франциско" И. А. Бунин знакомит читателя с историей, произошедшей с безымянным героем. Всю жизнь откладывая деньги на будущее, персонаж забывал жить настоящим. Накопительство стало его главной целью и постепенно истребило душевные качества. Даже в отношениях с женой и дочерью очевидна холодность и равнодушие. Уважение окружающих господин из Сан-Франциско чувствовал только тогда, когда мог платить деньги. Крайнюю жестокость проявляет общественность в момент гибели главного героя. Чтобы скрыть печальное событие, руководство корабля принимает решение спрятать тело в ящик и доставить его до дома на самом нижнем ярусе корабля. В принятии решений люди руководствуются только меркантильными интересами: смерть человека становится для них помехой в ситуации, когда они могут лишиться клиентов, способных платить деньги.

Удивительная история отношений между лесной колдуньей и барином описана в повести А. И Куприна <Олеся>. Главная героиня живет в лесу, вдали от цивилизации. Все, что связано с Олесей, вызывает интерес у Ивана Тимофеевича. Но обрести полноценное счастье персонажам не удается. Олеся живет в гармонии с природой, для счастья ей не нужна цивилизация. Она избегает людей, поскольку чувствует недоброжелательное отношение к себе. Ее образ жизни никогда не понять обществу, живущему стереотипами. Но внезапно вспыхнувшая любовь заставляет героиню выйти в свет. Чтобы доказать свои чувства, Олеся отправляется на утреннюю службу в деревенский храм. Ее намерения чисты и благородны. Но люди, увидев человека, живущего не по их пониманию, проявляют жестокость и бессердечие. Не разобравшись в ситуации и поддавшись инстинкту толпы, они нападают на Олесю и избивают ее. После случившегося героиня вынуждена навсегда покинуть родной дом и проститься с любимым Иваном Тимофеевичем.

Таким образом, произведения русских классиков XX века показали причины проявления жестокости. На бесчеловечные поступки способны только люди, являющиеся носителями ложных ценностей и живущие по принципу большинства.

Всего: 329 слов

Китайский мудрец Конфуций сказал: <Все люди рождаются добрыми>. С этим трудно поспорить: младенцы не знают зависти, лукавства, лжи. Они беззащитны перед людьми и одинаково открыты для добра и зла. Почему же происходит так, что добрые люди становятся жестокими?

В любящих семьях растут спокойные сыновья и ласковые дочери. А если семья неблагополучная (родители ссорятся, занимаются только собой, пропадают совсем), детство рушится. Каким будет человек - зависит от среды, в которой он растёт. Если некто добродушный проявляет агрессию и чёрствость по отношению к другим, значит, ему сделали больно, его обидели, оскорбили, заставили разувериться в людях.

Пример тому - чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя <Шинель>. Честно служа в своём департаменте, <маленький человек> ни о чём не мечтал, но стоило Акакию Акакиевичу пожелать новую шинель, как провидение над ним посмеялось. Шинель воспринималась чиновником как живая - так много он думал о ней, так долго готовился к новой жизни, символом которой она стала.

И вот когда шинель, наконец, перешла к нему во владение, неизвестные отобрали её. Башмачкин умер от потрясения. Призрак Акакия Акакиевича начал отбирать шинели у всех, кто ему встретится. Так Н.В. Гоголь описал модель рождения жестокости: обиженный становится обидчиком. Правда, месть происходит только после смерти героя.

В романе Ф.М. Достоевского <Преступление и наказание> проблема достигает апогея. Убийство старухи студентом Раскольниковым - это реакция на жестокость окружающего мира, которая тяготит героя. Кровь порождает кровь, зло не может остановить зло.

Только жертвенная любовь Сони Мармеладовой прерывает эту цепь. Гордость уступает место раскаянию, жестокость уступает место доброте, которая жила в сердце Раскольникова ещё тогда, когда он был ребёнком. Другой пример превращения доброго человека в жестокого иллюстрирует баллада о прекрасной девушке Лорелее, записанная немецким поэтом-романтиком Клеменсом Брентано.

Речная фея Лореляйн (или Лорелея) сидит на вершине скалы и поёт сладостные песни, которые сводят с ума каждого, кто их услышит. Красота Лорелеи губительна, но она не радует девушку, ведь её сердце разбито безответной любовью. Пострадав от жестокости возлюбленного, Лорелея равнодушно губит других юношей, а потом гибнет сама. Так жестокость разрушает всё вокруг и внутри человека.

Какими бы добрыми мы ни были, жизнь посылает нам суровые испытания, и выстоять хватает сил не у каждого. Мало кто сохраняет такие качества, как сердечность и доброта, на всю жизнь. Люди становятся жестокими, чтобы защитить себя от новой боли, отомстить, дать отпор тем, кто их обидел. Размокнуть этот круг может только любовь. Именно она дарит силы жить дальше.

Всего: 387 слов

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добрый человек всегда благожелателен по отношению к окружающим, обладает мягкостью характера. Проявляя милосердие и сострадание, он никогда не пройдёт мимо того, кто нуждается в помощи.

Жесткость противопоставлена доброте, это крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Жестокого человека не трогают страдания окружающих, напротив, он может сам причинить боль, как физическую, так и нравственную своему ближнему, в нём нет милосердия, сочувствия, сострадания и жалости к другим людям.

Пример доброты можно найти в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского". Действие происходит в суровое, голодное послевоенное время, в 1948 году. Рассказчик вспоминает своё детство. Единственный из деревни он получил возможность продолжить образование после начальной школы в райцентре, где его поселили на квартире у чужих людей. Мальчику было грустно и одиноко и очень голодно. Чтобы хоть как-то поддержать себя, он стал играть в чику на деньги, выигрывая в день по рублю и покупая на эти деньги банку молока. Но уличные мальчишки проявили жестокость. Им не нравилось, что мальчик выигрывает рубль и выходит из игры. За это его жестоко избили. Учительница французского языка и классный руководитель по совместительству Лидия Михайловна не стала жаловаться директору, узнав, что её ученик играет на деньги, ведь за это сразу бы исключили из школы. После беседы с ребёнком она поняла, что он голодает, и решила ему помочь, придумав дополнительные занятия по французскому языку после уроков у себя на дому. Но гордый и стеснительный деревенский мальчишка напрочь отказался садиться за обеденный стол. И посылка с продуктами якобы от матери не помогла Лидии Михайловне, ученик догадался, что это посылка от учительницы и с возмущением вернул её классной руководительнице. Единственную возможность хоть как-то помочь голодающему ученику Лидия Михайловна нашла в игре на деньги. За этим занятием и застал ученика и учительницу директор. Лидия Михайловна взяла всю вину на себя, защищая мальчика. Она вынуждена была уволиться и уехать к себе домой на Кубань, а мальчику выслала посылку с красными кубанскими яблоками, которые раньше сибирский мальчик видел только на картинке. На всю жизнь запомнил герой уроки доброты, которые преподала ему учительница.

Жестокое отношение к человеку раскрывается в рассказе А. П. Платонова "Юшка", где к заглавному герою, которого на самом деле звали Ефим Дмитриевич, среди жителей слободы укоренилось резко отрицательное мнение. Этого худого, слабого, измождённого болезнью сорокалетнего человека все пренебрежительно звали Юшкой, презирали, обижали и унижали его. А дети, подражая взрослым, преследовали помощника кузнеца, когда тот шёл по улице, кидали в него землю, камни, ветки. Только после смерти Юшки все узнали, что этот презираемый ими человек, который зиму и лето ходил в одной и той же старой одежде и никогда не пил сладкого чая, все заработанные за год деньги относил в город с одну семью, куда поместил сироту. Девочка выросла, получила медицинское образование и стала врачом, чтобы так же бескорыстно, как и её благодетель Ефим Дмитриевич, помогать нуждающимся. Сначала только столяр попросил прощения у Юшки: "Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!" Но осознание своей несправедливости пришло и к другим людям.

Подводя итог, скажем, что доброта, милосердие и сострадание делают и самого человека, и мир вокруг него лучше, чище и благороднее. Жестокость - это отвратительное качество, которое разъединяет людей, разобщает их, ведёт мир к разрушению. Делайте добро и избегайте проявлять жестокость не только к ближнему своему, но и к животным.

Всего: 539 слов

Доброта и жестокость. Вовсе не совместимые понятия.
Что же такое доброта?
Это положительное нравственное качество человека. Добрый,отзывчивый человек всегда готов помочь другим в трудную минуту, не требуя ничего взамен. Такой человек пропускает чужие беды через себя, тем самым ещё больше понимая человека, оказавшегося в трудной ситуации.
Добрый человек - это сильный человек. Доброта способствует внутреннему процветанию человека.
Говоря о жестокости, я могу сказать, что это негативное качество.
Жестокий человек зачастую является эгоистом, он завистлив, им руководит злоба и ненависть. Как правило, жестокость - это несбывшиеся мечты, недостигнутые цели и задачи. Жестокость делает человека несчастным, разрушает его изнутри, не позволяет полюбить себя и других, полностью насладиться жизнью.

Вспомним повесть Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". Главные герои данного произведения порочны, хладнокровны, жестоки. Екатерина Измайлова - жена богатого купца, но так как она не испытывает к нему настоящей искренней любви влюбляется в своего работника Сергея. Наряду с прекрасным, нежным чувством любовью, в ней присутствует и жестокость, бесчеловечность. Понимая,что незаконная связь может быть разорвана,вместе с Сергеем убивает мужа и свёкра, но и это еще не конец.

Екатерина идет на убийство племянника Феди,чтобы остаться единственной наследницей состояния. Такие поступки олицетворяют равнодушие, эгоизм, жестокость. Отходя от темы жестокости, хочется привести в пример произведение А. И. Куприна "Чудесный доктор", одной из главных тем которого является доброта и отзывчивость. В центре сюжета обедневшая семья, дети которой болеют и голодают. От безысходности отец семьи хочет покончить жизнь самоубийством, нот в этот момент он встречается с мужчиной. Он оказывается доктором, который выслушивает историю семьи Мерцаловых. Без капли сомнений и раздумий, он помогает семье.

Такой поступок характеризует человека как отзывчивого, доброго, сердечного. Я хочу, чтобы в мире было больше добрых людей, ведь доброта способна изменить мир к лучшему. Это прекрасное чувство, заставляющее излучать яркость и душевную теплоту. Добро и зло вечные понятия, и пока существует человек, будет существовать добро и зло. Зло помогает нам анализировать поступки, а добро направляет на верную дорожку истины.

Всего: 313 слов

Жестокость.
К сожалению, нам довольно часто приходится сталкиваться с ней в своей жизни.
Это может быть просто грубое слово, произнесенное человеком в наш адрес. Или кто-то может намеренно толкнуть нас в метро, освобождая себе путь. Агрессивное поведение по отношению к окружающим может привести и к более страшным последствиям, таким как гибель людей и животных или тяжелое причинение вреда их здоровью.

Жестокость - это качество, которое либо присуще человеку, либо нет. Если мужчина или женщина по природе жестоки, то это уже очень сложно исправить, поскольку данная черта, скорее всего, появилась у них еще в раннем возрасте. И такие люди даже могут испытывать удовольствие, причиняя боль другому человеку.

Бывает и так, что человек способен проявлять жестокость лишь в определенном состоянии, например, когда он очень зол. Тогда можно просто научиться самостоятельно контролировать свои эмоции или записаться на курсы управления гневом.

Мне всегда очень тяжело становится на душе, когда я сталкиваюсь с какими-либо проявлениями жестокости. Поэтому, если я вижу, что кого-либо из моих одноклассников обзывают другие ученики, я сразу же стараюсь защитить этого человека, ведь иногда слово может ранить больнее, чем грубое физическое действие.

Я не люблю смотреть новости, потому что там часто рассказывают о различных трагедиях и катастрофах. Я всегда переживаю за людей, попавших в беду, и за их близких.

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем мире было как можно меньше жестокости. Я всегда радуюсь, если на государственном уровне принимаются какие-либо меры по ее ограничению, например, закон о защите прав животных. Надеюсь, в будущем ситуация также будет меняться исключительно в лучшую сторону.

Всего: 250 слов

Жестокость - это качество человека, проявляющееся в грубом, оскорбительном отношении к окружающим. Жестокие люди никогда не задумываются о том, какую боль наносят другим, в любой ситуации они преследуют только собственные интересы, выражающиеся чаще всего в поиске материальной выгоды. Тема проявления жестокости широко представлена в произведениях русской литературы, беспощадно осуждающих систему крепостного права.

Комедия Д. И. Фонвизина <Недоросль> начинается с эпизода, в котором госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за неправильно сшитый кафтан. По репликам других действующих лиц несложно догадаться, что замечания властной женщины не имеют никаких оснований. Но героиня продолжает оскорблять ни в чем не виноватого портного, жаждет наказать провинившегося. Драматург XIX века намеренно в экспозицию включает этот эпизод, чтобы читатель с самого начала смог оценить суровый нрав госпожи Простаковой. По ходу развития сюжета жестокость героини по отношению к крестьянам раскрывается все больше. <:Все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем>, - признается она с сожалением. Властная и бесчеловечная, она не думает о тех, кто обеспечивает ей благополучную жизнь. Учителя Митрофана не получают вовремя зарплату, преданная Еремеевна слышит от своей госпожи только оскорбления, крестьяне унижены и запуганы.

В Рассказе <Муму> И. С. Тургенева жестокость надменной барыни раскрывается с еще большей силой. Не чувствующая границ власти, хозяйка имения, где жил и работал глухонемой дворник Герасим, выдает замуж крепостную Татьяну за нелюбимого человека. Помещица распоряжается судьбами крестьян, не думая о последствиях. Кульминационным моментом произведения является приказ барыни утопить единственного друга Герасима - ни в чем не повинную собаку Муму. В конце помещица умирает, но последствия ее жестокости надолго останутся в жизни людей: искалечена жизнь Татьяны, не вернуть Муму, тяжелую личную трагедию пережил Герасим.

Таким образом, грубость, надменность по отношению к другим формируют в личности бесчеловечность. Госпожа Простакова (героиня комедии Д. И. Фонвизина), властная помещица (барыня из рассказа И. С. Тургенева) в полной мере воплощают в себе качества жестокого человека.

Всего: 301 слово

Текст В.Астафьева (см. пособие И.П.Цыбулько, 2015, вариант 9)

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете » …

«Грамматика позволяет связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете», — считает Л.В. Успенский. С утверждением русского филолога нельзя не согласиться.

В нашем языке существует огромное количество слов, из которых складывается речь человека. Правильно составить из слов словосочетание или предложение, полно и точно передать свою мысль – именно этому учат нас правила грамматики.

Обратимся, например, к предложению 42 из данного текста. В его состав входят слова, представляющие собой разные части речи. Заключенную в этом предложении мысль помогает передать не только смысловая связь слов, но и грамматическая, то есть подчиняющаяся особым правилам. Все слова между собой связаны здесь определенным способом: прилагательное согласуется с существительным («лесистом косогоре»), глагол управляет существительным, которое присоединяется к нему с помощью предлога («живут на косогоре»), наречие примыкает к глаголу («спокойно живут»).

Наши мысли мы можем передать при помощи разных предложений: простых и сложных. Можем дополнить предложения вводными конструкциями, употребить обращения, междометия. Например, вводное слово «пожалуй» помогло автору текста выразить во 2 предложении некоторое сомнение.

Следовательно, Л.В. Успенский абсолютно прав: законы грамматики помогают выразить любую мысль грамотно, образно, полно.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов! » …

Трогательная история Белогрудки, рассказанная писателем , не могла оставить меня равнодушной. Полностью поддерживаю автора, который словами финала текста словно говорит нам, как было бы хорошо, если бы все животные и птицы, обитающие по соседству с людьми, жили спокойно.

Люди должны бережно относиться к окружающей природе, к животным, заботиться о них. Но, к сожалению, они часто поступают бесчеловечно по отношению к «братьям нашим меньшим». В рассказе о Белогрудке говорится о мальчишках, разрушивших гнездо куницы, выкравших у матери ее беззащитных детенышей. Жестокую игру придумали дети, мучая беспомощных маленьких кунят: переворачивали кверху брюшками, щелкали по носу.

Животным трудно защитить себя от злых людей. Но, прочитав рассказ, мы убеждаемся: иногда звери могут тоже отомстить за обиду. Любящая, заботливая мать Белогрудка, которая «грела своим телом» детенышей, «до блеска облизывала» каждого и добывала для них корм, лишившись своих малышей, стала свирепой хищницей, причиняющей вред людям.

Рассказ В.П. Астафьева очень поучительный, особенно для ребят. Разве нет среди детей тех, кто любит приносить домой найденных в лесу или парке детенышей животных и птиц? Эти ребята должны навсегда запомнить: звери – не игрушки.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность? «…

Я считаю, что человечность – это доброе отношение ко всему живому на земле: людям, животным, птицам, растениям. Это умение чувствовать сердцем чужую боль и страдания, проявлять великодушие по отношению к слабым и беззащитным. Быть человечным – значит, быть неравнодушным к любому проявлению зла: жестокости, грубости.

В тексте В.П. Астафьева мы видим пример бесчеловечного поступка мальчишек, которые ради забавы забрали из гнезда и принесли в деревню детенышей заботливой матери куницы. Издевательством над беззащитными зверьками кажется игра: один из мальчишек «переворачивал их кверху брюшками, щелкал по носу». «Беззаботные мальчишки» оказались жестокими и тогда, когда бросили маленьких кунят возле леса, не выполнив приказания взрослых отнести их снова в гнездо.

Милосердие, искреннее желание протянуть руку помощи тому, кто нуждается в ней, – качества личности, из которых складывается понятие «человечность». Даже очень простые, на первый взгляд, поступки – помочь старушке поднести тяжелую сумку или приютить бездомного котенка – можно считать проявлением человечности.

Все люди должны быть человечными. Думаю, тогда лучше и краше станет наша жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.