Как научить ребенка быстро читать: лучшие упражнения. Как научить ребенка быстро и правильно читать: упражнения и игры для улучшения техники чтения

Никто не спорит, что навыки быстрого сложения букв в слова, а затем в предложения - это основа получения знаний. Пока малыш путается в тексте, не понимая, что там написано, он не сможет освоить материал, понять, что от него требуется. Каждый родитель, столкнувшийся с проблемой, задумывается, как научить ребенка быстро читать. 1 класс, как говорится, на носу, пора что-то делать. Многие полагают, что для этого как раз и существует школа: учителя все сделают. Но, как показывает практика, далеко не всегда к окончанию первого года обучения ребенок умеет нормально читать. На это есть много причин, и не всегда нужно обвинять учителя в непрофессионализме. Но давайте обо всем по порядку.

Особенности подхода

Выясняя, (1 класс), необходимо начать с характера вашего чада. Усидчивого и внимательного от природы малыша значительно легче увлечь процессом, чем подвижного и рассеянного егозу. Это совсем не недостатки, скорее особенности восприятия. Нужно отталкиваться от них как от исходных условий при решении задачи. Тогда ваши слова: "А теперь учимся читать!" будут восприниматься с удовольствием, а не со слезами. Итак, вам нужно понаблюдать и выяснить, чем лучше мотивировать ребенка. Затем подобрать правильную методику из тех, что описаны ниже. Естественно, сразу все не получится. Придется постараться, выделяя каждый день определенное время на приобретение навыков. При правильном подходе вы и сами удивитесь, что через пару дней ваш любимый отпрыск будет к вам приставать с вопросом: «Учимся читать?»

Вовлечение в процесс

Теперь перейдем непосредственно к методам решения вопроса о том, как научить ребенка быстро читать. 1 класс - это ведь только начало, первый шажок к огромному массиву знаний. На ученика обрушивается водопад информации! А ведь первоклашки - это еще маленькие дети. Им тяжело даже просто высидеть урок, не говоря уже обо всем остальном. Родителям совет: вспомните те времена, когда вас сажали за скучную азбуку! Как же это было тяжко (почти у всех). Освободите свое любимое чадо от таких воспоминаний. Пока еще ничего лучше игры не придумали. Малыш должен быть уверен на сто процентов, что он не учится, а развлекается. Методы просты: пусть вместе с вами садится любимый мишка и читает быстрее, чем ребенок. Устройте соревнования. Либо задавайте вопросы, ответы на которые находятся в тексте. Если ребенку будет интересно, то он не заметит трудностей. Такие легкие обучающие игры рекомендуются с самого начала, то есть с периода узнавания букв. Если сами ничего не сможете придумать, то купите книжку специальных стихов. Такие есть. В них каждой букве посвящено четверостишие (иногда, не одно). Затем - такой план. Восклицаете: «Учимся читать буквы»! Когда внимание зафиксировано, первым делом - четверостишие. Потом - буква. Через некоторое время (довольно-таки быстро) малыш выучит их все: и буквы и стихи. Тогда можно устраивать игру в угадывание. Так материал фиксируется.

Следующий шаг - слоги

Выучив буквы, малыш не сразу научится их складывать. Дело в том, что это уже совсем иной процесс. Планируя, как научить ребенка быстро читать (1 класс), учтите, что придется преодолеть два главных препятствия: найти нужный стимул и преодолеть слоги. Причем, по наблюдениям учителей, второе гораздо сложнее. В школе ребенку расскажут, как сложить две буквы в слово. Дома обязательно нужно повторять пройденное. Не пускайте дело на самотек! Начните с самого простого. Попробуйте собрать воедино 2 буквы: да, ма, па и так далее. Потом переходите к коротким словам, в которых меняется лишь один звук (кит, кот). Увидите, как малыш быстро усвоит «хитрое составление букв». Вот этот шаг, пожалуй, самый сложный. После этого процесс пойдет легче, и вы сможете научить ребенка читать по слогам.

Параллельное чтение

Этот метод применяется для того, чтобы малыш наблюдал на примере, как читаете вы. Делаем так. Берем два одинаковых текста (можно те, что разделены на слоги) и сами читаем, а ребенок водит пальчиком по тексту. Потом меняйтесь ролями. Можете привлекать к процессу игрушки или животных. Главное, чтобы не потерялся интерес. Данный метод, если вы его вместе освоите, пригодится и далее. Его применяют, чтобы ускорить чтение. Как замечено, ребенка нужно начинать учить тогда, когда к буквам просыпается интерес. Всему свое время. Нужно понять, когда вашего малыша вдохновит призыв: «Учимся читать!». 5 лет ему или больше - не суть важно. Ребенку интересно? Начинайте!

Использование в быту

Следующий шаг для стимулирования процесса - организация «совершенно необходимой» переписки. Это тоже своеобразные игры: учимся читать по слогам. Только игры, имеющие сугубо практическое значение. Например, уходя в магазин, не оглашайте малышу, куда вы идете, а напишите. Пусть занимается в ближайшее время. Сами увидите, как быстро он научится не просто расшифровывать ваши послания, но и отвечать на них своими. Хорошо, если в данный процесс вы сможете вовлечь всех членов семьи. Пусть ребенок разбирает записки от папы, брата, бабушки, Жучки и так далее. В процессе наработки навыков важна практика. Ее необходимо организовать.

Увлекательные комиксы и диафильмы

Еще одно увлекательное занятие, которое помогает научить читать ребенка. Игры - это хорошо, только надоедает быстро. Сами проследите, сколько времени ваш малыш может заниматься однообразным делом? Как правило, не более получаса. Рекомендуется сменить упражнение. Полезным, в нашем случае, занятием может стать просмотр диафильмов, комиксов, слайдов. В конце концов, если нет необходимой аппаратуры, их можно быстро набрать на компьютере, используя картинки. Важно, чтобы они сопровождались надписями, удобными для восприятия малыша. Поначалу разбитыми на слоги, затем целыми словами и предложениями. Следует добиться того, чтобы ребенок не просто читал, но и рассказывал, о чем повествует надпись. Здесь уже начинается Ведь цель наша - не просто научить читать, а научить воспринимать информацию.

Преодолеваем естественные препятствия

Среди сложностей, с которыми столкнется малыш, выделяют «спотыкание» о несколько согласных, стоящих вместе. Это нужно преодолевать, как говорится, в зародыше. Существует специальное упражнение. Нужно каждый день писать такие и просить ребенка прочесть. Их следует периодически менять, т. к. малыш их быстро заучит наизусть. Поэтому важно подбрасывать ему все новые задачки. Чтобы он освоился, попробуйте написать ряд согласных, среди которых будет одна гласная. Пусть попробует решить, какая буква лишняя. Естественно, ряд нужно каждый раз менять. Когда ребенок освоит данное упражнение, пусть сам составляет задачки для вас, папы, бабушки и так далее. И ничего страшного, если он не умеет писать. Для этого есть буквы на магнитах.

Походы и прогулки

Прививать навыки ребенку можно не только во время игры. «Учимся читать» - такое предложение сработает в любом месте, особенно в магазине, на улице, в поликлинике. Это же гораздо интереснее, чем просто бродить за мамой, пока она выбирает продукты (или что-то другое)! Рекомендуется не забывать об этом «бабушкином» методе. И ненужно брать с собой специально подготовленную книгу или распечатку: ребенку будет намного веселее изучить ценники, названия улиц, объявления, витрины и так далее. Конечно, следите, чтобы они были приличными.

Ударение

Вот еще одно упражнение, которое обязательно понравится вашему малышу. Возьмите многослоговое слово и произносите его с разными ударениями. Слушайте вместе. Потом обязательно разберите, как правильно. Пусть ребенок сам определит. Данная игра помогает развить внимание, увеличить словарный запас. Известно, что именно скудность последнего мешает малышу хорошо учиться. Желательно уделять формированию этого самого запаса внимание с самых пеленок. Для этого детям читают сказки, стихи, рассказывают о том, что находится вокруг и так далее.

Увеличиваем скорость чтения

Чтобы сложение слов и понимание информации не вызывало трудностей, необходимо довести полученные навыки до автоматизма. Следующие упражнения рекомендуются тем, кто освоил правила чтения.

1. «Ритм». Покажите, как определенную мелодию постукивать карандашом. Затем, при чтении вслух, пусть малыш попробует повторить его. Так внимание распределяется, тем самым тренируется мозг.

2. Интересный вариант - чтение «канон». В этом упражнении вы начинаете воспроизводить текст с листа, а ребенок как бы догоняет вас с опозданием на несколько слов.

3. «Поиск»: здесь необходимо быстро прочесть текст, а затем отвечать на вопросы по содержанию (это ученики должны уметь делать к концу первого класса).

4. Не забывайте, что существует множество устных и письменных игр в слова и буквы. Например: расчертите лист/магнитную доску на несколько колонок. Определите, что должно быть написано в каждой (город, страна, еда, растение и так далее). Затем выбирается буква, с которой должны начинаться все названия. Заполняется на скорость. Потом проводится проверка. Одинаковые слова вычеркиваются (если их использовали разные игроки). У кого осталось больше слов - тот победил. А бессмертная игра в города?! Это любимое занятие всех детей. И вовсе не обязательно использовать географические названия. Пусть это будут любые слова, принцип один и тот же: следующее слово должно начинаться на ту букву, которой закончилось последнее. Например: абрикос - сани - икра - антенна и т. д. В эту игру можно играть везде и всюду: по дороге в школу, в магазин, на прогулке, даже во время уборки. Ролевое чтение также пользуется любовью у начинающих «артистов». Для этого необходимо подобрать несколько легких диалогов и озвучивать их по очереди. Будет очень весело!

Возможные ошибки начинающих «преподавателей»

Если вам впервой учить ребенка чтению, то нужно ознакомиться с теми факторами, которые могут вызывать сложности. Среди них на первом месте стоит низкий уровень внимания. Очень часто бывает так, что малыш, пока складывает слоги в слова, забывает, с чего начал. Естественно, он отвлекается. Не стоит ругать его. Лучше учите стихи. нужно развивать. Второе - недостаточный охват текста. То есть ребенок видит только одну-две буквы, а не целое слово. Придется тренироваться. И еще. Тексты необходимо подбирать таким образом, чтобы малышу хотелось узнать, что же будет дальше. Если произведение не соответствует возрасту, то желаемого эффекта занятия не дадут. Ребенку станет скучно, вы будете разочарованы. Интерес к процессу обучения будет абсолютно потерян. А восстановить его ой как непросто. Успехов вам и вашим деткам!

Скорость, с которой читает человек, должна быть примерно такой же, как и скорость его речи. Оптимальной для ребенка считается способность читать не меньше 130 слов в минуту. Именно при таком темпе чтения школьники лучше всего усваивают материал.

Чтобы обучение чтению было эффективным, начинать его нужно с 5−6 лет. До этого возраста все системы, участвующие в процессе чтения, еще недостаточно сформировались для освоения грамоты.

Чтобы малыш научился читать без ошибок и быстро, тренировки должны быть регулярными – не менее 15−20 минут каждый день. Еще одно важное условие успеха – это прививание интереса к книгам. Чем больше малыш будет заинтересован в прочтении той или иной книги, тем легче ему будет даваться обучение.

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Чтобы привить малышу любовь к книжкам, можно использовать самые разные способы, от индивидуальных занятий до тренировок всей семьей в игровой форме.

  • Просмотр детских диафильмов.
  • Параллельное чтение, когда вы читаете, а ребенок водит пальцем или закладкой по строчкам вслед за вами.
  • Тренировка на время – засекайте минуту и следите за тем, какое количество слов успеет прочитать малыш.
  • Чтение про себя и последующий пересказ короткого текста.
  • Чтение с ударением – четко проговаривайте слова вместе, меняйте ударение и просите ребенка угадать, как правильно.
  • Тренировка сложных слов – каждый день возвращайтесь к словам, которые малыш читает с ошибками.
  • Игра с лишними буквами – вписывайте в текст букву и просите ребенка найти ее.
  • Работа с закладкой – так можно научить читать без повторов и быстрее.
  • Упражнение с жужжанием, когда малыш должен одновременно читать текст и издавать жужжащий звук.

Хорошо развивают навык и игры с таблицами. Пишите слова по вертикали и горизонтали на расчерченном листке и просите малыша прочитать их.

Если ребенок упорно не желает учиться, вовлекайте его в процесс чтения хитростью. Читая ему книжку, делайте вид, что отвлеклись, и просите его помочь вам дочитать небольшой отрывок. Ежедневно пишите ему записки, составляйте список дел и просите малыша ответить вам в письменной форме. Таким образом, чтение прочно войдет в его повседневную жизнь.

Обучение чтению — процесс длительный. Кроме всего прочего, он требует от ребенка «совершить открытие» — понять, как из ряда графических изображений — букв — получается звучащее слово. Это далеко не просто, и каждый ребенок совершает подобное открытие в тот момент, кода его интеллект и жизненный опыт позволяют ему это. Не надо торопить события и сетовать, что сын соседки уже в 5 лет бегло читал, а ваш и в 7 читает медленно. С течением времени это выровняется.

Но на самотек этот процесс бросать нельзя: если ребенок уже читает, надо . Ведь хорошо читающий школьник лучше успевает по всем предметам.

Как же научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе и в более старшем возрасте?

Для начала надо осознать, что в процессе чтения задействованы разные механизмы. Это и , и наблюдательность с одной стороны, и различные функции мозга — с другой. Важна также и мотивация. Если ребенку неинтересно, он читать не захочет.

Ребенок должен запомнить начертание букв, научиться соотносить их со звуками, причем не с конкретно звучащим звуком, а с его моделью, которая существует в сознании человека. Мы, взрослые, делаем это не задумываясь, в силу привычки, ребенку это трудно, мыслительные процессы, которые при этом задействованы, сложны и многообразны.

Три проблемы низкой скорости чтения

Проблема 1. Собственно чтение

Когда человек читает, он:

  • различает буквы;
  • складывает их в слова;
  • понимает смысл.

Вот в этих направлениях и надо работать.

Проблема 2. Различение букв

Упражнение «Буква-шутница»

Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть малыш читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.

Упражнение «Муха»

Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.

Упражнение «Кто больше»

Надо придумывать слова на заданную букву.

Упражнение «Цепочка»

Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА - АпельсиН — НоС — Силач —…)

Упражнение «Вычеркивание»

Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».

Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а Б — зеленым». Или: «А вычеркивай, а Б обводи кружком»

  • Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
  • Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
  • Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
  • Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.

Понимание смысла прочитанного

Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.

Смотрите также :

В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.

Упражнение «Тарабарский язык»

«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».

Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.

Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.

Упражнение «Письмо в бутылке»

Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.

Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.

«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».

«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.

Упражнение «Что на картинке?»

Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.

Упражнение «Печатная машинка»

Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова». Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!». Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.

Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)

Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:

  • «Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
  • «Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.

Проблема 3. Мотивация

У ребенка в первом классе не столь уж велика возможность полюбить чтение. Самые интересные книжки для него недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?

Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:

  • книга стихов;
  • сборник анекдотов;
  • детская (по-настоящему детская!) энциклопедия;
  • комиксы.

Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.

  • Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
  • Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
  • По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».
  • Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.

Обратите внимание, что стойкие проблемы при чтении, наличие постоянных однотипных ошибок может говорить о том, что у ребенка — нейрологическое нарушение, которое приводит к неспособности правильно читать, обычно распространяется лишь на некоторые буквы. С таким нарушением работает логопед. Чаще всего ребенок с дислексией также ошибочно или нечетко произносит некоторые слова — но далеко не всегда. В случае такого нарушения вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, должен решать специалист. Дислексия не приговор, но чтение от такого ребенка всегда будет требовать бОльших усилий.

Если же логопед не обнаружил никаких нарушений, можно работать самим — и лучше сразу по трем направлениям.

Повышение техники чтения — это задача не одного дня (часто даже не одного года). Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание. В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку нравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние. Тогда спустя время занятия обязательно дадут результат.

Немного о технике чтения

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим в себя:

  • Смысловую сторону – понимание содержания
  • Техническую сторону – скорость, правильность и выразительность

В начальных классах школы технике чтения уделяется много внимания. Основные критерии определения уровня ее развития следующие:

  • Способ чтения: слог, слог и слово, слово
  • Скорость
  • Правильность, учитывающая наличие или отсутствие: пропусков, замен, искажений; повторов слов и слогов; ошибок в окончаниях слов; ошибок ударений в словах;
  • Понимание прочитанного материала, которое оценивается: соответствием интонации знакам препинания; умением просто ответить на вопрос, о чем только что прочитал;
  • Выразительность чтения, которую определяет соблюдение логического ударения, пауз, интонации

В конце каждого полугодия с 1-го по 4-й класс проводится проверка уровня техники чтения, во время которой учащийся в течение одной минуты читает определенный материал – слова, предложения, тексты. Показатели нормы следующие:

  • к концу 1-го класса ребенок должен прочитать от 30 слов в минуту;
  • к концу 2-го класса от 50 слов в минуту;
  • к концу 3-го класса от 70 слов в минуту;
  • к концу 4-го класса от 100 слов в минуту.

Показатели нормы могут существенно отличаться в зависимости от типа учебного заведения.

Почему так важно научить ребенка быстро читать?

Оптимальной считается скорость чтения, практически равная темпу разговорной речи, а это в среднем 120-150 слов в минуту. Если ребенку не удается достичь нормативной скорости чтения, это плохо отражается на его дальнейшей успеваемости по всем предметам. При постоянно возрастающем объеме учебных нагрузок медленное чтение вынуждает тратить множество усилий и лишнего времени на изучение содержания материала.

В процессе чтения развивается и совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания. А умственная работоспособность зависит в первую очередь от этих двух показателей. Поэтому процесс интеллектуального развития также зависит от скорости чтения. Навык беглого чтения должен быть сформирован в начальных классах школы, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы дети читали осознанно, правильно и выразительно.

Основные причины медленной скорости чтения:

  • Низкий уровень оперативной памяти
  • Низкий уровень концентрации внимания, отсутствие усидчивости
  • Недостаточная практика
  • Низкий объем оперативного поля зрения
  • Ограниченный словарный запас
  • Наличие регрессии – возвратных движений глаз
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция
  • Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранности общей способности к обучению
  • Отсутствие интереса к процессу чтения

В зависимости от того, что является основной причиной низкой скорости чтения, определяется способ решения проблемы, подбирается наиболее подходящая и эффективная в данном случае методика для того, чтобы научить ребенка быстро читать.

Эффективные способы обучения ребенка быстрому чтению

Решаем проблемы с оперативной памятью

Низкий уровень оперативной памяти значительно влияет на скорость и осознанность чтения. Прочитав 3-4 слова в предложении, первое слово ребенок уже забывает и уловить общий смысл не может.

Развить оперативную память помогут зрительные диктанты, разработанные харьковским профессором И.Т.Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительных диктантов состоит из 6-ти предложений с постепенным наращиванием длины слов. Открывая по одному предложению, ребенку нужно дать некоторое время на его прочтение про себя и запоминание содержания. После чего запись убирается, а ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь. Затем запоминается и записывается следующее предложение. Такие диктанты необходимо писать ежедневно в течение месяца.

Решаем проблемы с концентрацией внимания

При низком уровне концентрации внимания и отсутствии усидчивости необходимо заинтересовать ребенка, изменив форму обучения.

Полезно проводить следующие упражнения:

  • Взрослый читает вслух небольшой текст, затем просит прочитать его ребенка. Следует следить, чтобы ребенок не додумывал окончания слов, а читал их точно. Под контролем он будет стараться внимательно прочитывать каждое слово, придерживаясь заданного взрослым темпа;
  • Родителям следует постоянно писать ребенку коротенькие записки, составлять списки с поручениями, делать письменные описания местонахождения каких-либо сюрпризов. Это сделает чтение необходимым условием для повседневной жизни;
  • Несколько раз в день можно читать по 5 минут методом «жужжащего» чтения, когда взрослый и ребенок читают одновременно вслух со средней громкостью разные тексты, каждый со своей скоростью;
  • Очень эффективно для улучшения техники чтения смотреть диафильмы, в которых красочные картинки сопровождаются коротенькими текстами с достаточно простыми предложениями. Это не утомляет, вызывает интерес, позволяет лучше понять содержание текстов. Фильмоскоп иметь совершенно не обязательно, лучшие диафильмы советских времен можно легко посмотреть в интернете;
  • На открытой странице книги поручите ребенку найти определенное слово, затем следующее слово или словосочетание. Это способствует более быстрому переходу от слогового чтения к чтению целыми словами. Несколько позже нужно учиться искать в тексте ответы на заданные вопросы.
  • Техника параллельного чтения предусматривает чтение взрослым вслух какого-либо текста с одновременным прослеживанием содержания ребенком. Одинаковые тексты должны быть написаны на 2-х листках, один из которых лежит перед взрослым, а другой – перед ребенком, который молча водит по строчкам пальцем или карандашом. Взрослый может читать текст в разном темпе, а по окончанию спросить ребенка, заметил ли он смену скорости и где именно.

Частота занятий — залог успеха

При тренировке техники быстрого чтения более важна не длительность, а частота проведения упражнений. Это связано с особенностями памяти человека — мы лучше запоминаем не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что то появляется, то исчезает, создавая раздражение. Поэтому домашнюю тренировку в чтении нужно проводить в 3-4 непродолжительных приема.

Отрабатывать технику быстрого чтения для детей можно с помощью следующих учебников:

  • Г.Г. Мисаренко «Дидактическое пособие для развития техники чтения»
  • О. Узорова. Г. Нефедова «Быстрое обучение чтению»
  • Л.М. Козырева «Читаем сами, тренируем технику чтения»
  • Г.Г.Мисаренко, Н.Г. Войченко «Учимся читать»
  • Л.Г. Нагаева «Я умею читать! 100 занимательных игр и упражнений, которые помогут вашему ребенку научиться читать быстро и правильно»
  • Т.В. Бокова «Как научиться быстро читать»

Решаем проблемы с объемом оперативного зрения

Расширить объем оперативного поля зрения можно с помощью таблиц Шульте, которые представляют собой квадрат размером 25Х25 см, расчерченный на 25-30 одинаковых ячеек. В каждую ячейку в произвольном порядке вписываются цифры от 1 до 25-30. Ребенок должен молча находить цифры по порядку, указывая на них карандашом.

Более сложным вариантом является написание в ячейках небольшого квадрата с крупной точкой ровно по центру всех букв алфавита. В данном случае задача ребенка — не отрывая взгляда от точки находить и указывать карандашом буквы в алфавитном порядке.

Пополняем словарный запас ребенка

Для того, чтобы словарный запас соответствовал возрасту, нужно своевременно заниматься развитием речи ребенка, с самого раннего возраста читать ему разнообразные книги, больше общаться и играть с ним в развивающие игры, разъяснять значение незнакомых слов. Это поможет научить ребенка быстро читать без особых усилий.

Боремся с регрессией

Если у ребенка присутствуют регрессии – возвратные движения глаз, вынуждающие несколько раз прочитывать одно и то же слово, нужно отрабатывать технику быстрого чтения с помощью закладки или небольшого листка бумаги. Ими взрослый сразу же закрывает каждое прочитанное слово, благодаря чему ребенок постепенно привыкает читать правильно и наращивает скорость.

Развиваем артикуляционный аппарат

Для развития артикуляционного аппарата и улучшения качества дикции рекомендуется читать скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки быстро и медленно, громко и шепотом, обращая основное внимание на четкость произношения и тщательное проговаривание окончаний слов, а не на скорость чтения.

Решаем проблему дислексии

Дислексия считается серьезным нарушением, при ее диагностировании необходимы регулярные занятия с логопедом.

Консультация специалиста необходима ребенку 6-8 лет в следующих случаях:

  • Он плохо воспроизводит и различает звуки речи
  • С трудом запоминает даже очень короткие стихи
  • Путает порядок следования дней недели, времен года
  • Не может правильно повторить подряд 4 цифры в прямом порядке и 3 цифры в обратном порядке
  • Не может правильно воспроизвести серию хлопков в ладоши с короткими и длинными интервалами
  • С трудом ориентируется в пространственных понятиях право/лево
  • Не умеет завязывать шнурки и застегивать мелкие пуговицы
  • Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок

Предрасположенность к дислексии имеют следующие группы детей:

  • Выраженные левши, скрытые левши, амбидекстеры – одинаково владеющие и правой и левой рукой;
  • Кинестетики, воспринимающие ощущения через тактильные прикосновения, в отличие от визуалов, лучше воспринимающих информацию через зрение и аудиалов, лучше запоминающих что-либо на слух;
  • Дети, имеющие синдромы дефицита внимания или ;
  • Дети с задержкой развития устной речи.

Воспитываем интерес к книгам

Основным мотивирующим фактором для улучшения качества и скорости чтения является интерес к книгам. Взрослым нужно с самого раннего детства каждый день читать ребенку детскую литературу, соответствующую возрасту и общему развитию. Только ежедневное самостоятельное чтение в младшем школьном возрасте помогает нормализовать темп и понимание прочитанного. Поэтому для того, чтобы научить ребенка быстро читать, нужно постоянно предлагать ему книги с увлекательными, соответствующими его интересам сюжетами, с красивыми иллюстрациями.

Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама

Родителей волнует вопрос, как научить ребенка быстро читать в 1 классе, ведь для многих мам это показатель успешности. Давайте разбираться, что для нас, взрослых, «читать быстро» и нужна ли эта гонка за медалями самому ребенку. Как научить ребенка читать: 1 класс сложный период, чем мы можем помочь новоиспеченному школьнику.


womanvote.ru

Быстрое чтение: дань моде или необходимость?

Меняются учебники, программы, но проверка техники чтения — неизменна и по-прежнему строго контролируется в начальной школе. И это вовсе не прихоть. Реалии современной жизни заставляет идти в ногу со временем. Чтобы не утонуть и не захлебнуться в потоке информации, современным детям важно научиться быстро читать как можно раньше. Если ребенок читает медленно, он больше времени тратит на выполнение заданий, быстрее устает и в результате вообще теряет интерес к учебе.

НО! Хотелось бы предостеречь родителей от необдуманных и опрометчивых решений и поступков.

Во-первых, следует раз и навсегда уяснить для себя, что темп чтения зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка. Что-то мы можем подкорректировать, а на что-то повлиять бессильны. Если ребенок по жизни медлительный, с размеренным темпом речи, то читать быстрее, чем он говорит, мы его не заставим.

На что обратить внимание: учимся читать быстро


prochado.ru

1. Развитие антиципации (предугадывания).

Почему взрослые читают быстро? Потому, что предугадывают следующего слово, словосочетание, окончание фразы, т.е. видят текст в целом. Ребенок пока не умеет этого делать, поэтому его темп чтения гораздо ниже. Он видит лишь следующий слог, слово. Мало того, что ему нужно видеть, нужно еще понимать смысл уже прочитанного и фразы в целом. В этом основная сложность, над этим стоит работать, чтобы научить ребенка 1 класса читать хорошо и быстро.

2. Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.

На самом деле, работа непосредственно с текстом — лишь малая доля того, что способствует повышению техники чтения детей. Гораздо больше времени нужно тратить на развитие интеллекта в целом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка 1 класса читать быстро, скорочтение — не самоцель. Цель — ускорить мыслительные операции, развить познавательные навыки. Только тогда вы увидите результат и успехи в чтении, письме, счете.

3. Воспитание культуры чтения, привитие интереса к чтению.

Отсутствие интереса — результат неправильного обучения. Учиться читать «из-под полки» — не выход.

4. Физическая подготовка и развитие мелкой моторики.

Возможно вы удивитесь, но всевозможные кружки и спортивные секции самым непосредственным образом влияют на развитие навыков чтения.

Как научить ребенка читать: 1 класс, игры и упражнения


pedsovet.su

Всевозможные игры со словами и помогут привить интерес к самому процессу чтения и увеличить показатели по технике чтения.

«Буква-шутница»

Приготовьте карточки с короткими стихотворениями, загадками, пословицами и т.п. Напишите текст крупным шрифтом, чтобы ребенку было удобно читать. Несколько букв видоизмените: переверните, выделите другим шрифтом, замените картинками и пр.

«Вычеркивание»

Для упражнения подойдет любой текст, написанный крупным шрифтом (в книгах нельзя!). Например, газета или журнал (уже прочитанные, с доступным ребенку текстом), можно напечатать специально на А4 формате. Задание: вычеркивать букву А или закрашивать О. Засекаем время — и ребенок выполняет. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».

Если ребенок справляется, можно усложнить: И зачеркивай синим, Ю — зеленым, О — закрашивай фиолетовым, Ы — обводи кружочком и т.п. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ.

Записывать задание не нужно — тренируем память, ребенок должен держать задачу в голове.

«Тарабарский язык»

Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но все карточки перепутались. Задача: помочь профессору посортировать карточки со словами. Все одинаковые слова — в одну стопку.

Смысл в том, что слова не несут смысловой нагрузки. Упражнение развивает орфографическую зоркость, помогает в игровой форме улучшить технику чтения.

Приготовьте карточки с псевдословами. Желательно несколько комплектов, где будет по 5-7 слов. Псевдослова должны различаться одной-двумя буквами, порядком букв и т.п., но незначительно, почти незаметно. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «МУРБУРКА», «МУРБУРГА», «МУРЬБУРГА», «МУБРУРКА», «МУБРУКРА» и т.п.

Чтение «по вершкам и корешкам»

Потренируйтесь читать с линейкой или закладкой, прикрывая половину строчки (нижнюю половину букв), т.е. ребенок читает «по вершкам». Если в начале будет сложновато, разрешайте ненадолго сдвинуть и подсмотреть. То же самое «по корешкам» — закрываем до половины верхнюю часть строки. Это уже сложнее, но со временем ребенок начнет справляться без ошибок и достаточно быстро.

«Вреднючка»

Вреднючка читает слова не слева направо, а справа налево. Очень полезное упражнение на начальном этапе обучения чтению. Ребенок тренируется без напряжения, т.к. не пытается уловить и запомнить смысл (значение) слова.

Одновременное чтение

Суть упражнения в том, что у взрослого и ребенка перед глазами одинаковый текст. Взрослый читает выразительно вслух, а ребенок следит (можно пальцем или указкой). В какой-то момент можно попросить показать то место, где изменилась интонация, темп чтения, найти определенное слово или предложение и дальше прочитать самому.

Эти задания направлены на повышение уровня оперативной памяти.

Зрительный диктант

Ребенку дается 1 предложение. Он смотрит на него, запоминает, а затем пишет по памяти. Такие задания нужно давать регулярно, это улучшает оперативную память. Уже через месяц вы заметите ощутимые результаты.

Скороговорки

Для улучшения работы артикуляционного аппарата подходят скороговорки. Разучивайте, повторяйте, соревнуйтесь, кто быстрее и пр.

«Бросок — засечка»

На слове «бросок» ребенок начинает читать. Услышав «засечка», он откидывается на спинку стула и закрывает глаза — отдыхает. Через 5 секунд снова «бросок!» — ребенок должен быстро найти то место, где он закончил и продолжить читать. Причем, следить пальцем или указкой нельзя, только глазами.

«Знакомый-незнакомый»

Очень полезно чередовать чтение знакомого отрывка текста с незнакомым. Темп будет отличаться. Первое время, перейдя на незнакомый отрывок, темп чтения будет сохраняться достаточно быстрым. Тренируясь так регулярно, можно значительно улучшить показатели чтения детей в 1 классе.

Если возникают какие-то сложности, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Иногда, проблемы с чтением у ребенка ё1 класса связаны с дислексией. Что это такое и стоит ли этого бояться, читайте в нашей статье нашего автора, логопеда по образованию, Ольги Плешко .

Уважаемые родители! Расскажите, с какими сложностями столкнулись вы при обучении детей чтению в 1 классе, как вы улучшали технику чтения. Реально ли научить ребенка быстро читать в 1 классе?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.