"дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп". Дидактические игры по духовно нравственному воспитанию

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Мариинская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Духовно-нравственное развитие воспитанников.

Игры,упражнения,притчи.

Воспитатель:

Меденцева Оксана Викторовна.

2013г.

1. Игра «Окажи внимание другому».
^ Цель : формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания.
Ход игры: Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я...»)

2. Игра «Принц и принцессы».
^ Цель : развитие уверенности в себе, умение выражать положительное отношение к другим.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центр ставится стул и объявляется, что это трон. На этот трон садится тот, у кого больше всего написано достижений и будет Принцем (Принцессой). Остальные ребята оказывают ему знаки внимания – делают из листов бумаги самолетики, по одному – запускают их в Принца и говорят ему что-нибудь хорошее.

3. Упражнение «Сотворение чуда».

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
4. Упражнение «Да».

Цель : совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, «Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков».
Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа – «да».
5. Упражнение «Подари камешек».

Ведущий . «Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»
Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.
. Упражнение «Щепки плывут по реке».

^ Цель : Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.
Материал : Аудиозапись со спокойной музыкой.
Проведение : Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
6. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».

Участникам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
7. Упражнение «Счастье».

Цели : Если большинство Ваших детей находятся в хорошем настроении, Вы можете провести эту игру, чтобы всем стало еще лучше и радостнее. Конечно, ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.
Материалы : Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.
Инструкция : « Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете? Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...»
Помогите детям рисовать символами и абстракциями.
^ А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Диктуйте, я буду записывать .
Запишите слова на доске и дайте детям продолжить эту запись. Если Вы работаете со старшими детьми, которые хорошо пишут сами, то можно разложить разные листы по следующим категориям: люди, места, вещи, работа... Десятилетние могут перед этим описать что-то, что их осчастливило вчера. Они могут даже помимо этого сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: «Счастье – это...». Строки рифмовать не надо.
Анализ упражнения:

    Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?

    Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным?

    Когда ты испытываешь большое-большое счастье?

    Делаешь ли ты иногда что-то, что делает счастливым другого?

8. Игра «Целительное слушание».

    Было ли тебе трудно выполнять правила этой игры?

    Как ты чувствовал себя, выговорившись?

    Как ты чувствовал себя, будучи слушателем?

    Чувствовал ли ты себя надежно со своим партнером?

    Не находишь ли ты, что такое выслушивание - личный подарок?

    Как ты думаешь, многие ли люди имеют действительно настоящих слушателей?

9. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».

Цель : научиться ценить индивидуальность другого.
Время проведения : 60 мин.
Этапы игры :
Если бы мы умели ценить собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакостъ партнера.
Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.

    В начале игры скажите примерно следующее: «Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы – как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

    Предложите каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.

    Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферы используйте свою фантазию и чувство юмора.

    Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.

    Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся, интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы к изменению и обучению и т.д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.

^ 10. Упражнение «Я – это ты. Ты – это я».

Цель : Осознание собственной идентичности.
Этапы игры : Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга, взаимно обмениваясь ролями.
Обсуждение игры :

    Что легче сделать: рассказать о себе или о других?

    Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера?

    Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер?

    В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность?

11. Упражнение "Ценности".
Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:
- интересная работа
- хорошая обстановка в стране
- общественное признание
- материальный достаток
- любовь
- семья
- удовольствия, развлечения
- самосовершенствование
- свобода
- справедливость
- доброта
- честность
- искренность
- вера
- целеустремленность,
Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями. 15 минут
12. Упражнение «Говорю, что вижу». Цель: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.
- Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок - улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
- Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что видите относительно любого из участников. Например: <Коля сидит, положив ногу на ногу>, <Катя улыбается>.
Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник. 10 минут
^ 13. Упражнение «Враги». Цель : научиться через внешность видеть внутреннее, душу и характер человека, его отношения с другими.
Круг.
Один доброволец - в центре круга.
Задние: Сейчас погадаем. Группа - пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их:
- возраст...
- социальное положение...
- психологические характеристики...
- в «каких случаях и по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в"центре...
2) Находящийся в центре круга - анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует, подтверждая или отклоняя предположения других участников.
3) Затем в центр садится другой человек: по желанию или по жребию.
^ 14.Упражнение «Ветер дует на…» Цель: получить больше информации об интересах друг друга.
Инструкция: ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на...(например, на того, у кого светлые волосы)». Все светловолосые собираются в центре круга, жмут друг другу руки и становятся на свои места.
Возможные варианты:

    Ветер дует на того, кто любит мороженое.

    Ветер дует на того, у кого дома есть животное.

    Ветер дует на того, у кого сейчас на волосах есть резинки или заколки.

    Ветер дует на того, кто любит пельмени.

    Ветер дует на того, у кого есть сестра.

    Ветер дует на того, у кого есть брат.

    Ветер дует на того, кто любит танцевать.

    Ветер дует на того, у кого много друзей.

Ветер дует на того, кто любит петь.
^ 15. Упражнение «Мы делили апельсин»
Цель: обучение конструктивным приемам общения.

Инструкция: ведущий предлагает разделить ЯБЛОКО на три части так, чтобы все остались довольны (решение – необходимо спросить, кто какую часть хочет).

^ 16. Упражнение «Передай сигнал»

Цель: обучение контактному общению.

Инструкция: ведущий предлагает детям встать в круг и взяться за руки, спрятав их за спину. Ведущий начинает игру сжав руку рядом стоящего участника, который должен передать сигнал следующему и так по кругу (глазами информировать нельзя).

^ 17. Упражнение «Карта класса»

Цель: развитие сопричастности к коллективу, значимости каждого.

Инструкция: ведущий предлагает ребятам составить карту своего класса где домами будут сами учащиеся, а дороги станут дорогами дружбы. перед учащимися вывешивается плакат на котором они размещают карточки со своими именами и рисуют дороги, соединяя их с друзьями. По окончанию карта вывешивается в классе.

^ 18. Упражнение «Совместный рисунок»

Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.

Инструкция: ведущий предлагает учащимся разбиться на пары и держась руками за один карандаш выполнить какой-нибудь не сложный рисунок. По окончанию обсудить кому было легко, а кому сложно выполнить работу.

^ 19. Упражнение «Какие мы»

Цель: позитивное отношение в целом к своему классу.

Инструкция: ведущий предлагает назвать как можно больше определений класса начинающихся на каждую букву слова «КЛАСС».

^ 20. Упражнение «Клубок»

Цель: развитие самокритичности.

Инструкция: ведущий предлагает ребятам наматывая нить клубка себе на палец назвать свое плохое качество (по кругу). Затем обратно сматывая нить с пальца в клубок сказать как данное качество можно в себе исправить.

^ 21. Упражнение «Молекулы»

Цель: сплочение группы.

Инструкция: психолог рассказывает правила игры: по команде детям необходимо объединиться в пары, каждый раз разные. Тот, кто будет оставаться без пары, отвечает на вопросы:

Какие существуют правила дружбы?

^ 22. Упражнение «Знакомство»

Цель: представление себя и формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я».

Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку и просит представиться, назвав свое имя. Затем игрушка передается следующему участнику и так пока игрушка не вернется к ведущему.

^ 23. Упражнение «Комплемент»

Цель: развитие позитивного отношения к окружающим.

Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку-символ и говорит комплемент: «Ты сегодня хорошо выглядишь» (варианты – ты очень добрый, веселый, красивый, хорошо учишься и т.д.) и просит сказать комплемент рядом сидящему и так пока игрушка не вернется к ведущему.

^ 24. Упражнение «Остров дружбы»

Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.

Инструкция: перед упражнением ведущий расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того, чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островом спасения для нас будет служить газета. Надо всем поместиться на этой газете, никого не оставляя в воде».

^ 25. Упражнение «Я дарю тебе тепло» (авторская)

Цель: развитие доброжелательности к окружающим, установление тактильного контакта.

^ 26. Упражнение «Скульптура»

Цель: развитие умения понимать другого, работать в паре, творческое мышление и воображение.

Инструкция: ведущий рассказывает сказку: «Жили, были король и королева: Творец и Муза. И была у них дочь Глина. Родители берегли и лелеяли ее, никому не показывали. Она росла, и вскоре скульпторы узнали, что у творца и Музы есть очаровательная дочь. Многие хотели на ней жениться, но король всем отказывал. Муза огорчалась, а Творец отвечал: «Они любят себя, свой талант, а не ее». Однажды приехал в город молодой скульптор. Увидел глину и был пленен ее пластичностью, грацией. Глина спросила у скульптора: «Ты хочешь быть королем?» «Нет, мне нравиться твоя мягкость, неповторимость, пластика. Я вижу твой образ», - ответил скульптор. И глина стала его женой».

После рассказа ведущий обращается к группе: «Встаньте друг напротив друга, лицом к лицу, образуя два круга. Внутренний круг – это «скульпторы», внешний – «глина».

Затем роли меняются. Задача «скульптора» - вылепить любой образ, который вам напоминает ваша «глина». Время на работу 3 минуты».

^ 27. Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.

Инструкция: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

^ 28. Упражнение «Люди странного города»

Цель: обучение приемам позитивного взаимодействия, поднятие эмоционального фона.

Инструкция: психолог рассказывает детям о сказочном городе, где на площади есть старинные часы. Как только часы бьют один раз, все жители здороваются следующим образом: потирают друг другу ладошки, если часы бьют два раза – трутся спинками, если часы бьют три раза – прикасаются коленками друг к другу. Психолог дает команду, и все дети начинают ходить по комнате в свободном порядке. Психолог издает какой-нибудь звук, и дети начинают здороваться условным способом. Необходимо следить за безопасностью!

^ 29. Упражнение «Ладошки»

Цель: позитивное отношение друг к другу, умение увидеть хорошее в окружающих.

Инструкция: ведущий предлагает обвести каждому ребенку свою руку на листе формата А-4 и написать одно свое положительное качество. Затем лист передается по кругу, и каждый участник тренинга дописывает еще одно положительное качество хозяина «ладошки». Так продолжается до тех пор, пока «ладошка» не вернется на исходное место. Ребята знакомятся с мнением одноклассников о себе с положительной стороны. Если участников много, то их можно разделить на группы и «ладошка» пройдет круг по членам группы.

^ 30. Упражнение «Проводник»

Цель: научить детей доверию окружающим и ответственности.

Инструкция: ведущий раздает шаблон «дорожки» каждому ребенку и предлагает одному стать проводником, а другому ведомым с закрытыми глазами (работа в парах). Ведомый, слушая проводника карандашом двигается по «дорожкам». Проводник должен так провести ведомого, чтобы тот не коснулся края «дорожки». Затем участники меняются. Перед началом игры необходимо продемонстрировать упражнение на доске.

По окончанию игры провести обмен ощущениями, в какой роли было легче. Важно подвести итог о том, что оттого насколько ответственно ведет себя один, зависит результат другого.

^ 31. Упражнение «Я + ты = мы»

Цель: развитие быстроты реакции, координации, сплоченности команды.

Инструкция: по хлопку каждой команде необходимо быстро построиться:


    По росту;


    По цвету глаз (от темных до самых светлых);


    По дате рождения.

^ 32. Упражнение «Эмблема класса»

Цель: развитие образного представления о своем классе.

Инструкция: каждой группе на листе ватмана нужно изобразить эмблему, включив в нее главные составляющие и характеризующие элементы класса. Затем один из представителей группы «защищает» свою эмблему

48. Упражнение «Карта нашего пути»

Цель: развитие проективного представления о группе, планирование.

Материалы: три-четыре листа ватмана, карандаши, фломастеры, краски.

Инструкция: все участники делятся на три-четыре подгруппы. Каждой подгруппе предлагается выполнить рисунок на чистом листе ватмана – «Жизненный путь» или «Путь судьбы», представив его произвольным образом, например виде географической карты (Вселенной, Земного шара, отдельного материка, страны) с названием объектов. На карте могут быть такие объекты, как счастье, дружба, любовь, семья, род, здоровье, ценности и др. по завершении работы каждая подгруппа представляет свой рисунок с комментариями.

^ 33. Упражнение «Печатная машинка»

Цель: создание рабочей атмосферы, обращение к теме занятия.

Материалы: карточки с буквами.

Инструкция: каждый участник получает несколько карточек с отдельными буквами. Ведущий объясняет, что изт этих букв и знаков препинания участники группы должны вместе сложить высказывание, которое относится к теме занятия. Для удобства буквы каждого слова написаны одним, отличающимся от других, цветом. Предлагаемая фраза: «Вражду следует писать на воде, а дружбу – на меди». Содержание фразы требует обсуждения только в том случае, если она была составлена группой неверно.

Упражнение «Кто Я?»

Цель: осознание и формирование «Я-концепции», возможность презентировать самих себя.

Материалы: не требуются.

Инструкция: участники пишут 10 определений, отвечающих на вопрос «Кто Я?».

Желающие зачитывают свои определения, другие внимательно слушают и задают уточняющие вопросы. Этот процесс учит учащихся понимать самих себя и быть внимательными друг к другу. Важно, чтобы обсуждение проходило в атмосфере поддержки и уважения к каждому человеку.

^ Притчи: Байка «Ветер и Солнце»
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

    Видишь ли, сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Голова и хвост змеи

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня должно считать старшей!» Хвост отвечает: «Я тоже достоин быть старшим». Голова говорит: «У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела – вот почему меня должно считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, потому тебя нельзя считать старшим». А хвост в ответ: «Если я позволю тебе двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмотаюсь вокруг дерева?» Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя страшим».
- Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.
^ О Ветре и Цветке
Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате.
Но Ветру показалось мало этого, и он решил:
«Если я дом Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался.
Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:
Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!Но Цветок уже ничего не ответил.
^

Укравший топор

У одного человека пропал топор. Он подумал на своего соседа и стал к нему приглядываться. В самом деле: ходит он, как укравший топор, Смотрит, как укравший топор, - каждый жест, каждое слово выдавали в нем вора.
Вскоре топор нашелся. Когда после этого человек снова взглянул на соседа, тот ничем не был похож на укравшего топор…
^ Покинутый тайванец
Жил-был юный тайванец, отчаянно жаждавший руки девушки, живущей в соседнем доме. В течение двух лет он писал ей письма, по письму в день, где изливал свои любовные чувства.
В течение двух лет каждый день почтальон приносил письма девушке. Если бы молодой человек не предпринимал подобных усилий, юная леди вряд ли вышла бы замуж за того, за кого она в конце концов вышла, - за почтальона, приносившего ей все эти письма.
^ Искусство не спорить
В одном горном селении жил человек, известный тем, что он никогда ни с кем не спорил. И вот приехал к нему корреспондент, чтобы написать о нем в Книге рекордов Гиннесса. И между ними состоялся такой разговор:

    Скажите, а это правда, что вы прожили 90 с лишним лет и ни разу ни с кем не спорили?

    Да, это правда.

    Ну что, вообще ни с кем, ни с кем?

    Вообще ни с кем, ни с кем!

    И что даже с собственной женой?

    Даже с женой.

    Даже со своими детьми?

    Даже с детьми.

    И что, за 90 лет ни единого разочка?

    Ни разу.

    Никогда – никогда ни с кем, ни с кем? – уже накаляясь, продолжал корреспондент.

    Ну да, - спокойно отвечал старик.

Корреспондент (краснея и раздражаясь):
Да не может этого быть, чтобы вы за всю жизнь ни разу ни с кем не спорили!

Спорил, спорил, спорил… - примирительно ответил старик.

Райский ад
Однажды мулле Насреддину приснилось, что он был в раю. Красота вокруг! Правда, вскоре он начал ощущать голод, а вокруг никого.
Эй! Уважаемые! Есть тут кто-нибудь? – крикнул он. Тут же к нему явился человек и сказал:К твоим услугам, что ни прикажешь – все исполню!

Насреддин для начала попросил поесть, и вмиг все исполнилось. И чего бы он ни попросил – все вмиг исполнялось и в самом деле! Уж он наелся, напился, отоспался! Ну чего бы ему еще? Красивую женщину попросил, и вмиг доставили ему гурию – небесную деву. Кровать с лебяжьей периной - и была ему кровать! И вот так продолжалось несколько дней. И все было слишком хорошо, и всего было слишком много. Насреддину захотелось какого-нибудь напряжения, труда, так как за всю свою жизнь он не был без напряжения, без чего-либо, из-за чего люди переживают, печалятся. Все было просто невыносимо блаженно!
Тогда он Исполняющего желания и сказал ему:
Нет! Хватит! Это уж слишком! Мне бы какой-нибудь работенки. Знаешь, страшно надоело сидеть вот так с пустыми руками.

Исполняющий желаний ответил:
Я могу сделать все, кроме этого: здесь невозможна никакая работа. Да и зачем тебе работа?

Да надоело! Понимаешь?! Надоело! Уж лучше в ад отпустите, если здесь нет никакой работы! – сказал мулла.

Исполняющий желания смеялся до изнеможения. Успокоившись наконец, он спросил:
А где же ты, по-твоему, находишься?!

Друзья познаются в беде

Однажды муллу спросили:


    Мулла, ты можешь сказать, сколько сейчас у тебя друзей?


    Сколько сейчас, сказать не могу, - ответил мулла, - потому что у меня в этом году выдался хороший урожай и живу я в довольстве. Возможно, я смогу ответить на твой вопрос в следующем году.

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказа Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей мне чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:


    Как вам не стыдно!


    А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.


    Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:


    Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.


    А мой поет как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.


А третья молчит.


    Что же ты про своего сыне не скажешь? – спрашивают его соседки.


    Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.


Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра и тяжелые потащил их.

Спрашивают женщины старичка:


    Ну что? Каковы наши сыновья?


    А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Синие листья

У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:


    Дай мне зеленый карандаш.


А Катя говорит:


    Спрошу у мамы.


Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:



    Позволила Мама?


А Катя вздохнула и говорит:


    Мама-то позволила, а брата я не спросила.


    Ну что ж, спроси еще брата, говорит Лена.


Приходит Катя на другой день.


    Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.


    Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.


    Я осторожненька, - говорит Лена.


    Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.



    Это много, говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.


    Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.


    Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит.


И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш.

Удивилась Катя, побежала за ней:


    Ну, что же ты? Бери!


    Не надо, отвечает Лена.


На уроке учитель спрашивает:


    Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?


    Карандаша зеленого нет.


    А почему же ты у своей подружки не взяла?


Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:


    Я ей давала, а она не берет.


Посмотрел учитель на обеих:


    Надо так давать, чтобы можно было взять.

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию.

Подбери цвет.

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов - антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро - зло

горе - радость

хорошо - плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь - чистота и т. д.

Шарик с пожеланиями.

Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру - пожелание.

Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

Пять орешков.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

Помоги дедушке и бабушке.

Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки шерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

Пасхальный кулич.

Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

На столе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

Заветные буквы.

Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.

Розовые очки.

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.

Вы вздыхаете уныло,

Видя в таксе - крокодила,

В апельсине - кожуру,

В лете - страшную жару,

Пыль в шкафу, на солнце пятна…

Дело в зренье, вероятно.

Так воспользуйтесь советом,

Маленькие старички, -

НАДЕВАТЬ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ

С РОЗОВЫМ СТЕКЛОМ ОЧКИ.

Те очки вам будут впору…

Вы увидите - и скоро

В таксе - лучшую подружку,

В апельсине - сока кружку,

В лете - речку и песок,

А в шкафу - одни наряды…

Знаю, будете вы рады!

А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

Волшебный стул.

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один - прекрасно поет; другой - приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий - надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4-5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.

На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

Свеча.

Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.

Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.

Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

Ангел-хранитель.

Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому - предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

Добрые эльфы.

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполняют роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их… разыгрывается бессловесное действо.

Птенцы.

Воспитатель: «Вы знаете, как появляются птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через время он разбивает ее своим маленьким клювиком и постепенно полностью вылезает наружу. Ему открывается большой и неизведанный мир, для него он пока страшен и загадочен. Все для него ново: и деревья, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он впервые смотрит на все это». Далее воспитатель предлагает поиграть в птенцов. Дети присаживаются на корточки и начинают разбивать воображаемую скорлупку. Потом они исследуют окружающий мир – знакомятся друг с другом, нюхают и клюют предметы. При этом дети не разговаривают, а только пищат.

Ожившие игрушки.

Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

Комплименты.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

Садовники и цветы.

Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой-они завянут. Но сегодня мы свами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая-садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями.

Пирамида любви.

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.

Только хорошее.

Педагог с мячом стоит перед детьми, стоящими в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качества (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно поймают «плохое качество» (жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога.

Копилка добрых дел.

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребёнку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

ИГРЫ

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Игры и

упражнения, направленные

на отработку

способов знакомства

«Назови себя»

«Позови ласково»

«Волшебный стул»

«Волшебный цветок»

«Давайте познакомимся»

«Постарайся отгадать»

Игры и упражнения на развитие навыков общения

«Доброе животное»

«Передай мячик»

«Возьми игрушку»

«Сборщики»

«Маленькие помощники»

Игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

«Спаси птенца»

«Почему грустит котенок»

«Просим извинения»

«Зеркало»

Игры на закрепление бережного и вежливого отношения

«Кто больше»

«Книжный доктор»

Игры по социально-нравственному воспитанию

Игра «Назови себя»

Цель: Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: Ребенку предлагают назвать свое имя так, как ему больше нравится, как называют его дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Игра « П озови ласково»

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход: Ребенку предлагают бросить мяч или предать игрушку любому сверстнику (по желанию) ласково назвав его по имени.

Игра «Давайте познакомимся» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать воспитанию доброжелательности, отработке способов знакомства, снятию напряжения.

Ход: Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза (он представляет себя кошкой), и он мягко и осторожно прикасается к другому ребенку, знакомится с ним. Затем пары меняются ролями.

Игра «Доброе животное» (для детей с 4-х лет)

Ход: Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад.

Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок?» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к животным. Развивать умение сопереживать, понимать состояние другого, поиск социально-приемлемых форм выражения агрессивных переживаний.

Ход: Воспитатель берет в руки игрушку и читает стихотворение:

Жил - был маленький котенок

И совсем еще ребенок.

Ну и этот котя милый

Постоянно был унылый.

Почему? Никто не знал.

Котя этот не сказал.

А. Блок

Передавая игрушку по кругу, ведущий просит сказать, почему котенок грустит, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?

Игра «Волшебный цветок»

Цель: Учить выражать свою индивидуальность.

Ход: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. Под музыку каждый показывает, как цветок распускается.

Игра «Передай мячик» (для детей с 4-х лет)

Цель: Продолжать учить детей чувствовать других. Способствовать воспитанию дружеских отношений в группе.

Ход: Сидя или стоя играющие стараются передать мяч, не уронив его. Кто уронит – выбывает. (Усложненный вариант– игра проводится с закрытыми глазами).

Игра «Жмурки» (на повышение уверенности в себе, для детей с 4-х лет)

Цель: Учить ребенка в определенной ситуации действовать самому. Способствовать воспитанию уверенности в себе.

Ход: Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ля-ля», «а вот и я». Поймав ребенка, водящий угадывает, кто это и снимает повязку.

(Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков. Как только почувствуете, что игра затягивается, поддайтесь с радостью.)

Игра «Спаси птенца» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать снижению агрессивности и ослаблении. Негативных эмоций.

Ход: Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно по одному пальцу сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

Игра-загадка «Постарайся отгадать»

Цель: Учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей; развивать эмпатию и навыки общения.

Ход: Дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спины, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут,

Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто его погладил. Если ребенок не может произнести все слова, тогда первые тир строчки говорит педагог, или все дети, а четвертую – ребенок сам либо вместе с педагогом. Если водящий не может угадать, он поворачивается лицом к играющим и ему показывают, кто его погладил, а он вспоминает и называет его по имени.

Игра-упражнение «Возьми игрушку»

Цель: Развивать познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению обязательного образа воспринимаемой формы.

Ход: Педагог шепотом называет одну из игрушек, лежащих в кузове машины, рядом сидящего ребенку. Этот ребенок так же шепотом должен назвать его соседу.

Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает и отыскивает нужную игрушку и громко называет ее. Затем этот ребенок становится первым звеном цепочки. Далее можно вспомнить любимую игрушку каждого ребенка и побеседовать о бережном отношении к игрушкам.

Упражнение «Зеркало»

Цель: Учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомима, жесты).

Ход: Помощник или ребенок изображает грустного гнома. Педагог с детьми спрашивает, почему он грустный?

Дедушка свою волшебную шапочку с бубенцом потерял. Он такой грустный, что вот-вот заплачет. Нам жалко Дедушку? Пойдемте к нему, сядем на корточки и жалобно посмотрим ему в глаза, погорюем вместе с ним. Ох, какое горе – потерять волшебную шапочку. А может быть, развеселим дедушку: улыбнемся ему, скажем ласковое слово? А что вы можете подарить Дедушке гному вместо шапки? (Конфету, шарик, цветочек, дудочку).

Подвижная игра «Сборщики».

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать желание помочь друг другу.

Ход: На полу разбросаны маленькие игрушки. Дети разбиваются на пары и берут друг друга за руки. По сигналу педагога дети собирают свободными руками игрушки и складывают в ведерко.

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Цель: воспитывать у детей желание оказывать окружающим людям посильную помощь; способствовать продуктивному общению в процессе совместной деятельности.

Ход: П е д а г о г: Я вам буду раздавать различные поручения, а вы покажите, как умеете оказывать помощь своей семье. Итак, наша бабушка захотела связать носок, но забыла, где спицы, клубок ниток и очки. Нужно помочь ей найти эти вещи. Кто хочет поучаствовать в поиске пропажи?

Педагог помогает детям договориться, какой предмет будет искать каждый из них. Названия предметов дети повторяют вслух и расходятся по группе. Найдя предметы, дети возвращаются на места и показывают, что нашли. Педагог проверяет правильность выполнения задания каждым помощником. Молодцы, бабушка будет рада и скажет «спасибо» за помощь.

Предлагаемые ситуации:

Папе нужно починить стул, необходимы следующие предметы: молоток, гвозди, клещи.

Маме надо помочь вымыть пол. Нужно принести ведро, тряпку и швабру.

Маленькая сестренка собралась на прогулку, но она растеряла одежду. Помогите ей. Отыщите шапку, шарф и варежки.

Упражнение «Просим извинения».

Цель: учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций; воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

Ход: Для задания выбираются двое детей. Один из участников строит из заранее приготовленного конструктора башню. Второй, проходя мимо, случайно задевает башенку ногой и она рассыпается. Ребенок, строивший башню, огорчен, чуть не плачет.

П е д а г о г: Дети, что в этой ситуации нужно сделать? Конечно, извиниться. Но делать это нужно, глядя в глаза, тому, кого обидели, называя его по имени.

Педагог помогает извиниться, подбирая необходимые слова. Затем ребенок, задевший башенку исправляет ошибку сооружая с товарищем новую башню.

Игра «Кто больше».

Ход: Дети делятся на две команды и по очереди называют соответствующие «вежливые» слова. Та команда, которая назовет больше вежливых слов, считается выигравшей.

Игра «В стране вежливых».

Цель: продолжать работу по закреплению вежливых слов.

Ход: Детям раздают по несколько кружков из цветной бумаги, и они в течение дня отмечают тех, кто забыл произнести вежливые слова, кто повел себя невежливо. Провинившийся отдает один кружок «судье», который вместе с воспитателем подводит итоги в конце дня. Самый вежливый (тот, у кого осталось больше кружков) получает бант или значок.

Игра-занятие «Книжный доктор».

Цель: воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход: Детям читается стихотворение Б. Заходера «Береги книгу».

Заболела эта книжка:

Изорвал ее мальчишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею.

П е д а г о г: Всегда ли вы бережно обращаетесь с книгами? Почему мы ценим книги?

Педагог обобщает ответы детей (из книг мы узнаем много нового; в них мы находим ответы на свои вопросы; по книгам учатся в школе).

Педагог предлагает проверить все ли книги в группе в порядке и произвести ремонт тех, которые в нем нуждаются.

Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитию черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопониманию в процессе общения, а также овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию

1. «Знакомство»

Ее можно проводить с родителями и педагогами, так же с детьми подготовительной группы. Суть ее заключается в том, что вы будете по очереди называть свое имя и присущее вам качество. Начинающееся на ту же букву, что и имя.

2. «Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, и, называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу

3. «Ласковое имя»

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

4. «Не выпустим шарик из круга»

Цель: Формирование умения действовать сообща, снятие эмоционального напряжения.

Играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга запускается воздушный шарик. Задача - любыми способами, но, не разъединяя рук, удержать шарик в воздухе как можно дольше.

5. «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

6.«Помоги слепому дедушке»

Цель: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Количество игроков - не меньше 2-х человек. В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры - до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами

7. «Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

8. «Цвета эмоций»

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вторая - отгадывать.

9. «Круг честности»

Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств - честности ребенка.

Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом, под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

10. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2–3 минуты):

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят поми¬риться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Игровое упражнение «Связующая нить»

Дети встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы тот, кто уже держал клубок, не выпускал нить из рук. При передаче клубка мы говорим друг другу добрые пожелания.

11. Игра «Воздушный шар»

Цель: Формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям.

Ход игры: Воспитатель читает сказку, рассказ. Затем происходит обсуждение прочитанного произведения. Дети отвечают на вопросы воспитателя. По желанию пересказывают понравившийся отрывок из текста. Далее происходит классификация по средством вопросов воспитателя, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар при этом ребёнок объясняет почему он выбрал именно этого героя (приводит примеры добрых поступков данного персонажа)

12. Лото «Доброе дело»

Цель: Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям.

13. Игра «Птица счастья»

Цель: Воспитание доброго отношения к окружающим, оказание помощи, поддержки. Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Ход игры: Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь одеться товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным, зелёный кружок - помочь воспитателю полить цветы, синий кружок - принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.

14. «Добрая тучка»

Цель: Формировать понятие "Доброта," доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы. Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём, оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям. Воспитание доброго отношения к окружающим, оказание помощи, поддержки.

Ход игры: Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.

Для того, чтобы эти игры были успешными, они должны быть прожиты и прочувствованы взрослыми.


Елена Гаврилова


Дорогие коллеги разрешите представить игры на формирование духовно - нравственного воспитания.

Игра - это основной вид деятельности в дошкольном учреждении. Через игру происходит социализация ребёнка. Формирование понятийного аппарата. Воспитание ориентируется на внутреннюю свободу личности. Закладываются ценностные ориентиры духовно - нравственного воспитания.

Занимаясь по программе "Истоки" я сделала вывод, что словесный материал, который даётся ребёнку, должен закрепляться, не только посещением экскурсий в "Музей Старины", расположенный в детском саду, посещением библиотек, а также в предметно - развивающей среде (в игре).

Я предлагаю игры, которые придумала сама на формирование духовно - нравственного воспитания.

[Игра № 1 Классификация

"Воздушный шар"

Цель:

формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям.

Ход игры:

Воспитатель читает сказку, рассказ. Затем происходит обсуждение прочитанного произведения. Дети отвечают на вопросы воспитателя. По желанию пересказывают понравившийся отрывок из текста. Далее происходит классификация по средством вопросов воспитателя, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар при этом ребёнок объясняет почему он выбрал именно этого героя (приводит примеры добрых поступков данного персонажа)







Игра № 2 Классификация

Лото "Доброе дело"

Цель:

Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям.



Игра хороша ещё и тем, что дети сами принимали участие в её создании






Игра № 3

"Птица Счастья"

Цель:

Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Описание игры:

Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь одеться товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным, зелёный кружок - помочь воспитателю полить цветы, синий кружок - принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.




Игра № 4 Воспитание доброго отношения к окружающим,оказание помощи, поддержки.

"Добрая Тучка"

Цель:

Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы

Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём,оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.

Ход игры:

Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.





Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.