Что означают клейма на золотых изделиях. Пробы и клейма на изделиях из драгоценных металлов

Выбирая украшение из драгоценного металла приобрести поддельное изделие, изготовленное не из золота и серебра — что может быть обидней? Кроме разочарования, покупка «драгоценности», умело замаскированной под украшение с действительно высокой стоимостью, принесет потерю денег. Как избежать обмана?

Самым надежным способом контроля подлинности украшений в России является проверка наличия на них двух клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и «именника» производителя.

Что такое клеймо «проба»?

Оттиск государственной пробирной инспекции, часто также именуемый «пробой» — клеймо, которое ставится на украшения из золота и серебра. Наличие такой отметки на изделии свидетельствует о том, что кольцо, серьги или подвеска законно продаются в России — реализация изделий из драгоценных металлов, на которых оттиск отсутствует, запрещена на территории РФ.


Клеймо государственной пробирной инспекции состоит из нескольких частей. В общий контур заключены элементы оттиска: головка девушки в кокошнике, смотрящая вправо, шифр государственной инспекции пробирного надзора, размещенный слева внизу относительно изображения, цифровой код, обозначающий количественное содержание чистого золота в ювелирном сплаве. Шифр государственной инспекции пробирного надзора позволяет узнать, где было апробировано украшение.

Общий контур, в который заключены части клейма, должен быть разным в зависимости от того, из какого драгоценного металла изготовлено изделие. Так, клеймо изделий из золота обводятся контуром, напоминающим лопатку, из серебра — срезанный справа и слева овал, из платины — вытянутый по горизонтали восьмиугольник.

Если среди старых ювелирных украшений вы нашли изделие с клеймом, на котором изображена звезда, не пугайтесь — такими оттисками маркировались изделия из драгоценного металла во времена СССР. Форма контура для видов металла в России осталась неизменной.

На сложных ювелирных изделиях, которые не соединены друг с другом непосредственно, размещается еще одно, дополнительное клеймо. Оно представляет из себя цифровой шифр содержания чистого драгоценного металла и наносится, например, на пусеты — ведь части замка этого вида серёг разъёмны.

Что такое «именник»?

«Именник производителя» — второе клеймо, наличие которого на ювелирном изделии необходимо. Оно является своего рода аналогом ярлычка на одежде и содержит информацию о производителе. Расшифровав оттиск, вы сможете получить максимально полную информацию о приобретённом украшении.


Клеймо «именник» представляет собой четырёхзначный буквенный шифр, заключенный в единый контур. Оно прямоугольной формы и, как правило, наносится рядом с «пробой».

В оттиске заключены четыре буквы. Первая укажет на год, когда изделие было произведено (например, «Н» — 2012 год, «О» — 2013, «П» — 2014). Вторая укажет код органа государственной пробирной инспекции России, где изделие проходило контроль (например, «В» — Верхне-Волжская). Последние две буквы — индивидуальный код производителя, который в рамках одной инспекции повторяться не может.

По оттиску производителя в случае сомнений в украшении можно выяснить, когда, где и кем было выпущено купленное вами украшение.

Где искать клейма?

Чтобы убедиться в подлинности ювелирного изделия еще до его покупки в магазине, важно проконтролировать наличие на нём клейм. Следует вооружиться лупой: для сохранения эстетичного вида они делаются небольшими, и различить информацию на них можно только с увеличительным инструментом.






На разные типы изделий оттиски наносятся в разные места. Так, на кольцах искать их надо на внутренней или наружной стороне шинки. На серьгах клеймо чаще всего ставится на штифте или швензе. На подвесках отметки наносятся на подвесные колечки. Если вы приобретаете браслет, оттиск следует искать на колечке или звене, соединяющем основную часть изделия и замок. Производители стремятся к тому, чтобы наносить клейма так, чтобы их наличие не сказывалось на внешнем виде украшения.

В зависимости от технологии оттиски могут быть разного вида. Самый распространенный — тисненный — не всегда представляется возможным использовать для особенно тонких ювелирных изделий. В таком случае наносится искровой оттиск, при котором можно избежать даже самой минимальной деформации.

А на ваших украшениях есть все необходимые клейма?

Ирина Бабкина

Ювелирное украшение – приобретение желанное, но и волнительное. Стоит подготовиться особо тщательно, вооружиться знаниями и отправиться во внушающий доверие магазин, чтобы избежать встречи с подделками. В столь ответственном деле поможет авторский оттиск – клеймо, подтверждающее подлинность.

Сегодня клеймо, помимо авторского знака, чаще является оттиском государственной инспекции, подтверждающим законность продажи изделия и содержание чистого драгоценного металла. Кстати, всем известный теперь серебряный стандарт 925-й пробы был введен когда-то в обращение ювелирным домом Tiffany. В разные годы использовали варианты знака пробы, по которым можно определить, в какой стране работал ювелир и каков состав изделия. Например, клеймо с изображением головы лошади указывает на 750-ю пробу и отсылает нас во Францию между 1838 и 1919 гг. А голова собаки, указатель платины, появилась на тыльной стороне ювелирных изделий позднее – начала широко использоваться с 1912 года. Звезда, серп и молот, девушка в кокошнике – знаки советско-российских времен. Отдельно стоит обратить внимание при покупке ювелирных украшений на «именник» – некую шифровку, в которой на самом деле скрыт год изготовления и код мастера.

Пусть команда фирмы Фаберже состояла в лучшие годы более чем из 500 мастеров, детально (от упаковки до драгоценных камней) прорабатывающих каждое ювелирное произведение, Карл Фаберже сам держал под контролем все заказы. Хотя историки не имеют доказательств, создавал ли он когда-либо лично ювелирные изыски. Но клеймо у Карла Фаберже точно было. Причем в нескольких вариантах – петербургское и московское. Предметы, созданные в северной столице, имели клеймо «Фаберже», написанное кириллицей и без инициалов. Московское производство ставило клеймо «К. Фаберже», дополняя его двуглавым орлом. Предметы, предназначенные для продажи в Европе, клеймили латиницей. Мастера, работавшие в Петербурге, имели в распоряжении и собственные клейма, порой заменявшие клеймо мастера. Изредка изделия оставляли без опознавательных знаков. Причина проста – нет места на изделии или его особая хрупкость.

Историю ювелирного дома Van Cleef&Arpels принято начинать не с официальной даты – открытия бутика в доме 22 на Вандомской площади и регистрации марки, а с регистрации брачного союза между огранщиком Альфредом Ван Клифом и Эстель Арпелс, дочерью торговца драгоценными камнями. Для точности и полноты картины назовем обе даты: свадьбу сыграли в 1896 году, а ювелирная лавка открылась спустя 10 лет, то есть в 1906 году. Но есть еще один год, хранящий память о важном для марки событии, – 1938-й! Именно в этом году было официально зарегистрировано клеймо Van Cleef&Arpels – ромб с Вандомской колонной.

Номер

Кстати, помимо собственного клейма ювелиры зачастую ставят на изделиях инвентарный номер. Например, мастера ювелирной марки Carrera y Carrera, создающие в том числе украшения для испанской королевской семьи, нумеруют все изделия. Что не так сложно, если вспомнить о лимитированных тиражах изделий этого бренда.

А представители Chopard советуют каждому, кто остановился в сомнениях в подлинности покупаемых часов, не тратить время на рассматривание деталей и изучение сертификатов, а срочно звонить сотрудникам марки. Инвентарный номер, выгравированный на часах, поможет оперативно получить однозначный ответ. Эксперты Chaumet также оказывают услуги клиентам марки, но в первую очередь в определении подлинности изделий, созданных до внедрения клейма. Поскольку сотрудники компании бережно ведут архив, организовали на Вандомской площади музей марки, где представлены эскизы изделий с XVIII века, вопрос решается довольно быстро – в случае положительного ответа хозяин украшения получает сертификат подлинности.

Ювелирный дом Graff, основанный в отличие от уже упомянутых выше марок не так давно, а точнее в 1966 году, тем не менее прочно удерживает одну из лидирующих позиций в бриллиантово-золотых вопросах. Отличительной чертой ювелирных изделий, выходящих в свет под брендом Graff, стал идентификационный номер, проставляемый мастерами фирмы на каждом бриллианте, заметный только при многократном увеличении.

Так что же показывает проба, и на что следует обращать внимание при покупке ювелирных украшений? За комментарием мы обратились к эксперту SUNLIGHT:

«Если ювелирное украшение изготовлено из драгоценного металла, оно, как правило, имеет пробу. Проба показывает, сколько основного драгоценного металла в сплаве, из которого сделано украшение. Украшения не делают из чистых платины, золота или серебра. Из платины – очень дорого, а золото и серебро слишком мягкие металлы для этого: на таких изделиях быстро образуются царапины, и они теряют свой привлекательный вид. Поэтому в ювелирном деле используются сплавы драгоценных металлов.

В разных странах существует свой стандарт проб. Сейчас в мире чаще всего используются метрическая и каратная системы проб. Каратная система считается более точной, и применяется она только для золотых украшений. В России используется метрическая система проб. В ней проба, а точнее клеймо – это особый знак, который несет информацию о том, из какого металла украшение сделано и сколько его входит в состав сплава. О виде металла говорит форма клейма: если оно в форме бочонка, то это серебро, в форме восьмиугольника – платина, а если в форме лопаточки, то перед вами украшение из золота.

Цифры клейма (цифровое обозначение пробы) показывают количество в граммах основного драгоценного металла в 1 кг сплава. Например, SUNLIGHT предлагает своим покупателям золотые украшения 585 пробы, это значит, что в 1 кг сплава, из которого они выполнены, содержится 585 г чистого золота. Наличие клейма на украшении – это гарантия того, что оно действительно сделано из драгоценного металла и соответствует заявленной пробе. Такую проверку и клеймение проводит Государственная инспекция пробирного надзора.

Не существует понятия хорошей или плохой пробы, все зависит от приоритетов покупателя. В золотых украшениях 375 пробы можно смело заниматься любой активностью, даже копать огород – это не повредит их внешнему виду из-за низкого содержания золота. Ювелирные изделия 585 пробы – это оптимальное сочетание качества изделий и их цены, но они требуют к себе более бережного отношения. Украшения 750 пробы эстетически очень привлекательны и благодаря высокому содержанию золота являются хорошим капиталовложением».

Золотое кольцо с бриллиантами и изумрудами SL (цена по ссылке)

Какое бы украшение из золота вы ни приобрели, в первую очередь оно должно быть качественным и изготовленным из материала, соответствующего проставленной пробе. Что такое проба и что означают проставленное клеймо на золотом изделии? Постараемся разобраться.

Что означают проставленные на золоте цифры

Показать какое количество в украшении содержится чистого золота и сколько лигатуры может проставленное на спайке или замке клеймо пробы золота (фото). Система пробирования была опробована в 30 годах прошлого столетия во Франции. Царская Россия начала использовать пробы в современном их понимании после указа царя в 1700 году, который установил четыре вида проб для серебра и золота.

До этого Москва проставляла изображение двуглавого орла как показатель «чистоты» сплава серебряных монет.

Современный мир использует три вида золотых проб:

  • метрическую,
  • каратную,
  • золотниковую.

Именно золотниковую пробу Царская Россия начала использовать для пробирования золота с 1733 года. Чистое золото без примесей имело пробу 96, со временем выделились и другие: 94, 92, 82, 72, и 56.

Каратная проба золота применяется во всех развитых государствах мира, и 1 карат равен 1/24 массы сплава. К примеру, 24 каратное кольцо не имеет примесей, и по золотниковой системе соответствует 96 пробе. В золотом, 14 каратном украшении, чистого золота всего 14 частей из общей массы металла, по золотниковой системе соответствует пробе 56.

Метрическая система пришла в Россию в 1927 году из Германии, и полностью выместила золотниковую маркировку. Минимальное количество золота показывает 375 проба, максимальное – 1000.

  • Самые элитные золотые пробы метрической системы — 1000, 958, 916, и 900, используются в изготовлении международных монетных сплавов и показывают высокое качество ювелирных изделий.
  • Из сплава 750 и 585 пробы, изготавливают дорогие украшения, перьевые авторучки, карманные и наручные часы.
  • Для дешевой ювелирной бижутерии, и производства некоторых моделей часов, используют золото 500 и 375 пробы.

Клейма на золоте

От того, какое проставлено клеймо на золотом изделии зависит количество чистого металла, показывается в какой стране оно изготовлено. Для Беларуси таким клеймом является изображение зубра.

В России до начала 1990 года проставлялись оттиски, содержащие несколько элементов: цифры пробы, герб России, первая буква имени ответственного работника и год (фото). Долгое время клейма были выпуклыми, и только после 1990 годов они стали вдавленными. С этого же времени клеймо на любом изделии, стало выглядеть как профиль женщины в традиционном головном уборе — кокошнике. Та же голова, но повернутая в другую сторону, ставилась на золоте, на протяжении следующих тридцати лет, дополняла ее первая буква названия российского округа, в котором было изготовлено кольцо, серьги или браслет.

Времена Советского Союза изменили клеймо и систему пробирования. Исчисление стало метрическим, а клеймо приобрело форму головы рабочего с молотом. Далее клеймо видоизменилось еще раз — драгоценные металлы стали помечать изображением пятиконечной звезды с молотом и серпом внутри.

Какое клеймо на золоте используют сегодня? На смену советским атрибутам, снова пришла женщина в кокошнике. Именно ее и проставляют на ювелирных изделиях российского производства. Так же на золоте ставят пробу и прописную букву, которая обозначает поставившую клеймо Государственную инспекцию. Так, к примеру, совмещенное клеймо золота 585 пробы может выглядеть следующим образом: «с, голова в кокошнике смотрящая вправо, 585» (фото).

Так же нередко на украшении можно встретить клеймо в виде четырех заглавных букв. Это именное клеймо, проставляемое фирмой-производителем украшения, для получения покупателем информации о приобретенном изделии.

Буквы – это шифр:

  • первая обозначает год изготовления,
  • вторая – место апробирования,
  • третья и четвертая уникальны для каждого из мест производства.

Как клеймятся золотые украшения

Способов нанесения клейм три:

  1. Механический способ. Самый древний метод, который был изобретен в 17 веке. Считается самым грубым, так как для него мастерам приходится использовать специальные молотки. Несмотря на это, механический способ нанесения клемма не травмирует изделие и применяется практически в 100% случаев. Сегодня этот метод усовершенствован и проставлен на автоматизированный конвейер.
  2. Электроискровой метод. Оттиск совершается выжиганием нужного рисунка, с помощью электрических искр. Данный способ довольно современен, ему нет еще и 50 лет. Он более аккуратный и лучше держится даже на самых тонких и хрупких изделиях. Наносится электроискровая проба только на ровную поверхность изделия.
  3. Лазерный метод. Лазером можно делать оттиск, или же ставить выпуклое клеймо. Последний вид не наносят на внутреннюю сторону украшений, так как по прошествии недолгого времени оно сотрется. Нанесение клейма лазером считается самым затратным и сложным методом.

Подбираются способы нанесения клейм индивидуально под каждое украшение. Делается это для того чтобы не испортить качество и внешний вид украшений, особенно это относится к золоту украшенному драгоценными камнями.

Несмотря на то, что проставление проб на золоте имеет государственный надзор, существуют умельцы способные обойти законы и изготовить высококачественную подделку. Покупая украшения, проверяйте наличие сертификатов качества и старайтесь не приобретать золото в Турции. В данном государстве проставление проб и клейм не регулируется правительством.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.

На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.

Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .

Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

В наши дни, ювелиры используют метрическую и каратную систему проб золота. В царской России и в СССР до 1927 года, применялась старая система золотниковых проб.

Метрическая проба золота

Метрическое измерение проб это точная и удобная система. Она показывает, сколько частей золота находится в 1000 весовых частей драгоценного сплава. Например, в 1000 граммах ювелирного сплава 585 пробы содержится 585 грамм чистого золота.

Каратная проба золота

Каратная система это метод измерения проб золота в каратах. Она действует во многих западных странах. По этой системе самая высокая проба золота соответствует 24 каратам. Например, метрическая проба 585 это зарубежное золото 14 карат.

Золотниковая проба золота

Золотниковая система это старый русский метод измерения проб золота в золотниках. По ней, содержание чистого золота в сплаве определялось количеством золотников. Максимальная царская проба золота равнялась 96 золотникам. Сегодня, числовое значение 56 золотников (56 проба) соответствует 585 пробе золота.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.