Алмазы редкие но вместе с тем довольно. Тайны возникновения месторождений алмазов (8 фото)


Алмаз редкий, но вместе с тем довольно широко распространённый минерал. Промышленные месторождения алмазов известны на всех континентах, кроме Антарктиды. Известно несколько видов месторождений алмазов. Уже несколько тысяч лет назад алмазы в промышленных масштабах добывались из россыпных месторождений. Только к концу XIX века, когда впервые были открыты алмазоносные кимберлитовые трубки, стало ясно, что алмазы не образуются в речных отложениях.


О происхождении и возрасте алмазов до сих пор нет точных научных данных. Учёные придерживаются разных гипотез магматической, мантийной, метеоритной, флюидной, есть даже несколько экзотических теорий. Большинство склоняются к магматической и мантийной теориям, к тому, что атомы углерода под большим давлением (как правило, атмосфер) и на большой (примерно 200 км) глубине формируют кубическую кристаллическую решётку собственно алмаз. Камни выносятся на поверхность вулканической магмой во время формирования так называемых «трубок взрыва».


Возраст алмазов, по данным некоторых исследований, может быть от 100 миллионов до 2,5 миллиардов лет. Известны метеоритные алмазы внеземного, возможно, досолнечного происхождения. Алмазы также образуются при ударном метаморфизме при падении крупных метеоритов, например, в Попигайской астроблеме на севере Сибири.


Кроме этого, алмазы были найдены в кровлевых породах в ассоциациях метаморфизма сверхвысоких давлений, например в Кумдыкульском месторождении алмазов на Кокчетавском массиве в Казахстане. И импактные, и метаморфические алмазы иногда образуют весьма масштабные месторождения, с большими запасами и высокой концентрацией. Но в этих типах месторождений алмазы мелки настолько, что не имеют промышленной ценности.

Вариант № 4358067

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов используются алмазы, которые обладают особой твёрдостью.

2) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

3) Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.

4) Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

5) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.

Одним словом,

В силу того что

Вопреки этому

Например


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОИЗВОДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРОИЗВО́ДСТВО , -а, ср.

1. см. произвести.

2. Общественный процесс создания материальных благ, охватывающий как производительные силы общества, так и производственные отношения людей. Товарное п. Рост, спад производства.

3. Изготовление, выработка, создание какой-н. продукции. П. стали. Вещь фабричного производства.

4. Отрасль деятельности, вырабатывающая какую-н. продукцию. Сталелитейное п. Сельскохозяйственное п.

5. Работа по непосредственному изготовлению продукции. Работать на производстве.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Посадка ЖИВОЙ изгороди - одно из лучших решений проблемы ограждения сада, которое предлагает ландшафтное проектирование.

Жак-Ив Кусто, ЗАЧИНЩИК подводных исследований и киносъемок.

Молодой модельер был счастлив ПРЕДСТАВИТЬ взыскательным экспертам в области свежих тенденций в мире моды свою первую коллекцию одежды весеннее-летнего сезона.

Поторопитесь приобрести АБОНЕМЕНТЫ Московской филармонии на новый концертный сезон, чтобы насладиться встречами с талантливыми российскими и зарубежными артистами.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

капает со СВЕЧЕЙ

НАИБОЛЕЕ удачно

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ помощниками

ЕХАЙ прямо

новых ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Те, кто внимательно прочитает заглавие статьи, может определить и тему, и основную мысль текста.

2) Одна из главных черт, свойственных Наташе Ростовой, – честность в отношениях с людьми.

3) Условия для сдачи дома в эксплуатацию были налицо, однако тем не менее сроки приёмки откладывались.

4) Чехов верил в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество.

5) Жилищная проблема в городе решается не только за счёт нового строительства, но и путём реконструкции старых зданий.

6) Делегация направлялась к дому известного учёного, находившийся недалеко от главной площади.

7) В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показал своё отношение к городу Раскольникова.

8) По окончании концерта в зале «Октябрьском» долго не смолкали аплодисменты.

9) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.

A Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ц..вилизация

агитк..мпания

к..мпенсация

проз...рливый

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

н..зревший, не..тмеченный;

под..тожить, дез..нформация;

ни..падающий, и..черпать;

пр..общиться, пр..одолевать;

интер..ер, пред..явитель.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

осва..вать

вермишел..вый

заботл..вый

веснушч..тый

отапл..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

волну..щийся

кудахч..т

брызж..щий

тревож..т

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Райский считал себя отнюдь (не)отсталым человеком.

В мечтах он открывал ещё (не)исследованные земли.

Старая усадьба стояла на (не)высоком холме.

Некоторые упражнения (не)выполнены.

Озеро Севан – ни с чем (не)сравнимое по красоте творение природы.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая - даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт.

Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник.

Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.

ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, КАК(БУДТО) воздух промыт родниковой водой.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В небольшом, оклее(1)ом чисто белыми обоями, соверше(2)о пустом зале было светло, пахло масля(3)ой краской, на блестящем краше(4)ом полу стояли две китайские вазы.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Зимою и летом осенью и весной хорош русский лес.

2) Спектакль оказался смешным и поучительным и актуальным.

3) Потянулись серые сумрачные дни и долгие ночи.

4) По-прежнему смеётся и стар и млад над приключениями героя Александра Демьяненко.

5) Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит.

Ответ:

Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Река (1) казалось (2) никогда не проснётся от зимней спячки (3) однако (4) громкий треск со всех сторон (5) вдруг (6) возвестил о начале ледохода.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2)

из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли

различные направления в единых рамках русского реалистического

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Рассказывают (1) что (2) когда Пётр I не знал (3) где взять ему медь для отливки новых орудий в период войны со шведами (4) некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов (5) и что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По наблюдениям Рылеева, люди, проявившие себя на полях сражений как бесстрашные воины, могут опасаться высказываться в защиту справедливости.

2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.

3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.

4) Страх многолик, но по-настоящему страшно бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.

5) В жизни много испытаний, и проявление мужества выражается в умении «преодолевать в себе обезьяну» не только в военное, но и в мирное время.


(25)Мальчишка разбил стекло.

(По Ф. А. Вигдоровой) *

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3–9 представлено повествование.

2) Предложения 12–13 содержат ответы на вопросы, поставленные в предложениях 10–11.

3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение.

4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение.

5) В предложениях 50–53 представлено описание.

В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой) *

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

(12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.


Ответ:

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой) *

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.


Ответ:

Среди предложений 34–42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой) *

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

(34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Ф. А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».

Список терминов:

1) книжная лексика

3) противопоставление

4) разговорная лексика

5) анафора

6) олицетворение

7) вводное слово

8) синонимы

9) сравнительный оборот

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой) *

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

(17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу.


Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

Сколько существует аллотропных модификаций у углерода? и получил лучший ответ

Ответ от ¤¤¤¤¤¤¤¤ ![гуру]
Алма́з минерал, одна из аллотропных форм углерода.
Алмазы редкий, но вместе с тем довольно широко распространённый минерал. Промышленные месторождения алмазов известны на всех континентах, кроме Антарктиды. Известно несколько видов месторождений алмазов. Уже несколько тысяч лет назад алмазы в промышленных маштабах добывались из россыпных месторождений. Только к концу XIX века, когда впервые были открыты алмазоносные кимберлитовые трубки, стало ясно, что алмазы не образуются в речных отложениях.
Известны метеоритные алмазы, внеземного, возможно досолнечного, происхождения. Алмазы также образуются при ударном метаморфизме при падении крупных метеоритов, например, в Попигайской астроблеме на севере Сибири.
Кроме этого, алмазы были найдены в кровлевых породах в ассоциациях метаморфизма сверхвысоких давлений, например в Кумдыкульском месторождении алмазов на Кокчетавском массиве в Казахстане.

Графит (от греч. γραφειν пишу) минерал из класса самородых элементов, одна из аллотропных модификаций углерода. Структура слоистая. Слои кристаллической решетки могут по-разному располагаться относительно друг друга, образуя целый ряд политипов, с симметрией от гексагональной сингонии (дигексагонально-дипирамидальный) , до тригональной (дитригонально-скаленоэдрический). Слои слабоволнистые почти плоские, состоят из шестиугольных слоев атомов углерода. Кристаллы пластинчатые, чешуйчатые. Образует листоватые и и округлые радиально-лучистые агрегаты, реже агрегаты концентрически-зонального строения. У крупнокристаллических выделений часто треугольная штриховка на плоскостях (0001).
Хорошо проводит электрический ток. В отличие от алмаза обладает низкой твёрдостью (1-2 по шкале Мооса). Плотность 2,08 2,23 г/см3. Цвет серый, блеск металлический. Неплавок, устойчив при нагревании в отсутствии воздуха. В кислотах не растворяется. Жирный на ощупь. Природный графит содержит 10 12 % примесей глин и окислов железа.

Карбин аллотропная форма углерода на основе sp-гибридизации углеродных атомов.
Карбин представляет собой мелкокристаллический порошок чёрного цвета (плотность 1,9-2 г/см³, обладает полупроводниковыми свойствами. Получен в искусственных условиях из длинных цепочек атомов углерода, уложенных параллельно друг другу. Карбин линейный полимер углерода. В молекуле карбина атомы углерода соединены в цепочки поочередно либо тройными и одинарными связями (полиеновое строение) , либо постоянно двойными связями (поликумуленовое строение). Это вещество впервые получено советскими химиками В. В. Коршаком, А. М. Сладковым, В. И. Касаточкиным и Ю. П. Кудрявцевым в начале 60-х гг. в Институте элементоорганических соединений Академии наук СССР. Карбин обладает полупроводниковыми свойствами, причём под воздействием света его проводимость сильно увеличивается. На этом свойстве основано первое практическое применение в фотоэлементах.

Фуллере́ны молекулярные соединения, принадлежащие классу аллотропных форм углерода (другие алмаз, карбин и графит) и представляющие собой выпуклые замкнутые многогранники, составленные из четного числа трехкоординированных атомов углерода. Своим названием эти соединения обязаны инженеру и дизайнеру Р. Бакминстеру Фуллеру.

Образоват ельный порт ал «РЕШУ ЕГЭ» (http://русский.решуегэ.рф) Вариант № 1257007 1. A 27 № 635. Алмазы, редкие, но вмест е с т ем довольно широко распрост ранённые минералы, - чрезвычайно т вёрдые камни. Поэт ому их част о используют не т олько для производст ва бриллиан- т ов, но и для изгот овления режущих и т очильных дисков, кругов и другого инст румент а. Например, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой. Прочит айт е т екст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) Алмазы используют для производст ва бриллиант ов и зубоврачебной т ехники. 2) Алмазная крошка из-за своей т вёрдост и использует ся в качест ве основного компонент а зубовра- чебного бора. 3) Алмазы, обладающие особой т вёрдост ью, используют ся для производст ва бриллиант ов и при из- гот овлении режущих и т очильных инст румент ов. 4) Всем извест ный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инст румент ы, покрыт брилли- ант овой крошкой. 2. A 27 № 1775. Прочит айт е т екст. Многие предмет ы, кот орые нас окружают, сделаны из природных мат ериалов - одного или не скольких. С древнейших времён люди использовали эт и мат ериалы: они изгот авливали т кани из на т уральных волокон, ст роили дома из т рост ника и дерева, обрабат ывали камни и мет аллы, создавая различные предмет ы. Современный человек, использующий природные мат ериалы сегодня, должен думат ь о т ом, чт о их запасы не безграничны. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) Сделанные из природных мат ериалов предмет ы использовались древними людьми в быт у, и сегод- ня многие предмет ы, кот орые нас окружают, т акже сделаны из камня и мет алла, дерева и нат ураль- ных волокон. 2) Современный человек должен помнит ь, чт о запасы природных мат ериалов, используемых с древ- них времён по сегодняшний день, не безграничны. 3) Люди должны помнит ь о т ом, чт о запасы природных мат ериалов могут иссякнут ь, поэт ому нужно использоват ь и искусст венно созданные мат ериалы. 4) Древние люди использовали т олько природные мат ериалы: изгот авливали т кани из нат уральных волокон, ст роили дома из т рост ника и дерева, обрабат ывали камни и мет аллы. 3. A 27 № 483. Иногда в горах от ламывают ся не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обру- шившись вниз, они разбивают ся на более мелкие част и, загромождая долины. Такое явление называ- ет ся обвалом. Чаще всего т ак обрушивают ся скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эт и должны залегат ь не горизонт ально, а под углом к горизонт у - по эт им слоям и проходят т рещины, приводящие к обвалу. Прочит айт е т екст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) Обвал - эт о загромождение долин огромными глыбами пород, кот орые разбились на более мел- кие част и. 2) К обвалу - обрушению скал и загромождению их обломками долин - обычно приводит появление т рещин по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонт у. 3) Скалы, сложенные слоями осадочных пород, всегда обрушивают ся в долины и загромождают их огромными каменными глыбами. 4) Обвалом называет ся явление, возникающее вследст вие обрушения в долины мелких обломков оса- дочных пород. 06.05.2014 Ст р. 1 из 6 4. A 27 № 2538. Прочит айт е т екст. Образоват ельный порт ал «РЕШУ ЕГЭ» (http://русский.решуегэ.рф) В 1904 году, в самом начале русско-японской войны, крейсер «Варяг» попыт ался пробит ься мимо японской эскадры в Порт -Арт ур, однако в ходе сражения с японцами получил 5 подводных пробоин и был зат оплен. Спроект ированный Чарльзом Крампом по заказу Российской империи и спущенный на воду в 1899 в Америке, крейсер эт от, казалось бы, имел все шансы прорват ься к Порт -Арт уру: «Варяг» показал на испыт аниях рекордную для своего времени скорост ь - 23,5 узла. Однако из-за крупных конст рукт орских недочёт ов инженера Крампа паровые кот лы корабля вскоре после ввода крейсера в эксплуат ацию пришли в негодност ь и максимальная скорост ь «Варяга» к момент у сраже- ния сократ илась до 14 узлов, чего было явно недост ат очно для прорыва. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) Сконст руированный Крампом для Российской империи крейсер «Варяг» показал на испыт аниях ре- кордную для своего времени скорост ь - 23,5 узла, однако из-за крупных конст рукт орских недочёт ов Крампа уже через пят ь лет скорост ь крейсера сократ илась до 14 узлов. 2) Крейсер «Варяг», показавший на испыт аниях рекордную для своего времени скорост ь, вероят но, не был бы зат оплен и смог бы прорват ься к Порт -Арт уру, если бы не конст рукт орские недочёт ы ин- женера Крампа, в результ ат е кот орых скорост ь корабля к 1904 году сократ илась до 14 узлов. 3) Пост роенному по последнему слову т ехники крейсеру «Варяг», т ем не менее, не хват ило макси- мальной скорост и для т ого, чт обы прорват ься мимо японской эскадры к Порт -Арт уру, корабль полу- чил 5 пробоин и был зат оплен. 4) Крейсер «Варяг» был зат оплен в 1904 году при попыт ке прорват ься к Порт -Арт уру, причём ко- рабль с момент а пост ройки не имел на эт о никаких шансов: расчёт ная скорост ь «Варяга» сост авля- ла всего 14 узлов, чего было явно недост ат очно для успешного прорыва. 5. A 27 № 1509. Прочит айт е т екст. Наполеон очень любил чит ат ь, чт о было довольно необычно для военного. В каждой резиденции у него имелась библиот ека, сост авленная из одних и т ех же книг, и поэт ому императ ор мог продол- жат ь чт ение любой книги, переехав с мест а на мест о. Он прист раст ился к чт ению ещё в дет ст ве, в военном училище: от ношения со сверст никами у него не сложились, и книги позволяли забыт ь об одиночест ве и жит ейских неприят ност ях. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) Наполеон част о проводил время за книгами в одной из своих резиденций. 2) В каждой резиденции у Наполеона имелась библиот ека, сост авленная из разных книг. 3) Наполеон с дет ст ва прист раст ился к чт ению, заменявшему ему общение со сверст никами, поэт о- му в каждой резиденции императ ор имел одинаковую библиот еку. 4) Наполеон любил чит ат ь одни и т е же книги, из кот орых были сост авлены все его библиот еки. 6. A 27 № 2459. Прочитайте текст. В ант ичную эпоху процвет ание государст ва во многом зависело от т ого, ест ь ли на его т ерри- т ории мест орождения полезных ископаемых, особенно мет аллов. Именно богат ые запасы «мет алли- ческих» руд нередко ст ановились причиной, по кот орой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки, например, испыт ывали нужду в золот е, серебре, олове, меди, железе. Поэт ому они начали колонизацию черноморского побережья. Ведь на Керченском полуост рове в Крыму можно до быват ь железо, а в реках Кавказа – золот ой песок. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) Мест орождения полезных ископаемых были т ак важны для государст ва в ант ичност и, чт о ст рем- ление обладат ь ими могло ст ат ь причиной колонизации. 2) Черноморское побережье привлекло древних греков прежде всего запасами железной руды. 3) Древним грекам необходимо было железо, не хват ало им т акже олова, меди и драгоценных ме- т аллов. 4) В ант ичную эпоху целые народы переселялись на новые земли, и причины т акого переселения были различны. 06.05.2014 Ст р. 2 из 6 Образоват ельный порт ал «РЕШУ ЕГЭ» (http://русский.решуегэ.рф) 7. A 27 № 977. Прочит айт е т екст. Верблюды могут долго обходит ься без пищи, и, чт о особенно важно, они несколько дней могут не пит ь, и учёные долго ст роили догадки о причинах их удивит ельной способност и переносит ь жажду. Недоказанными оказались и предположение, чт о удерживает воду желудок живот ного - а пьёт верблюд много и быст ро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и предположение, чт о вы носит ь жажду позволяет верблюду накопленный в горбах жир, ведь, «сгорая», он даёт воду и т аким образом предохраняет организм от обезвоживания. Оказалось, чт о феноменальная ст ойкост ь вер блюда к жажде зависит от его способност и за счёт воды т ерят ь до чет верт и массы своего т ела, при эт ом в крови влага удерживает ся в значит ельно большем количест ве, чем у других живот ных. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) Верблюды могут долго обходит ься без пищи и без воды, и учёные выдвигали различные догадки о причинах эт ой удивит ельной способност и, т олько одна из кот орых оказалась доказанной. 2) Ст ойкост ь верблюдов к жажде обусловлена т ем, чт о они за счёт воды способны т ерят ь до чет - верт и массы своего т ела, а влага в их крови при эт ом удерживает ся в значит ельно большем количе- ст ве, чем у других живот ных. 3) От носит ельно ст ойкост и верблюдов к жажде учёными были выдвинут ы два предположения: воду удерживает желудок живот ного и выносит ь верблюду жажду позволяет накопленный в горбах жир. 4) Пьёт верблюд много и быст ро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и его умение долго обходит ься без воды объясняет ся прежде всего способност ью поглощат ь влагу в значит ельно боль- шем количест ве, в от личие от других живот ных. 8. A 27 № 1167. Мировой опыт показывает, чт о на современном эт апе развит ия нанот ехнологий одно из ключевых мест занимает нанесение т онких плёнок в вакууме. Варьируя т олщину и количе- ст во слоев в т аких плёнках, можно независимо от химического сост ава получат ь диэлект рические или полупроводниковые свойст ва у мет аллов и дост игат ь более высокой прочност и и т вёрдост и. Ис пользуя многокомпонент ные и многослойные плёнки можно формироват ь нанокомпозит ные мат ери- алы с очень широким диапазоном назначений. Прочит айт е т екст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) Мировой опыт показывает, чт о на современном эт апе развит ия нанот ехнологий одно из ключевых мест занимает изменение свойст в мет аллов с помощью т онких плёнок. 2) Сегодня нанесение т онких плёнок в вакууме занимает одно из ключевых мест в развит ии нанот ех- нологий, позволяя управлят ь свойст вами мет аллов и создават ь нанокомпозит ные мат ериалы широ- кого назначения. 3) Варьируя т олщину плёнок, можно независимо от химического сост ава изменят ь привычные свой- ст ва мет аллов, дост игая более высокой прочност и и т вёрдост и. 4) Используя многокомпонент ные и многослойные плёнки, можно формироват ь нанокомпозит ные ма- т ериалы с очень широким диапазоном назначений. 9. A 27 № 1243. Прочит айт е т екст. Рис т ребует несколько меньшего количест ва удобрений по сравнению с другими сельскохозяй- ст венными культ урами. Эт о объясняет ся т ем, чт о в корневой зоне раст ений риса обит ают специфи- ческие азот фиксирующие бакт ерии. В результ ат е даже без внесения азот ных удобрений плант ация риса может сохранят ь урожайност ь в т ечение длит ельного времени. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) По сравнению с другими сельскохозяйст венными культ урами рис т ребует несколько меньшего ко- личест ва удобрений. 2) Плант ация риса может долго сохранят ь урожайност ь без внесения азот ных удобрений благодаря азот фиксирующим бакт ериям, снижающим пот ребност ь раст ений риса в удобрениях. 3) Плант ация риса может сохранят ь урожайност ь в т ечение длит ельного времени благодаря бакт е- риям. 4) В корнях раст ений риса обит ают специфические азот фиксирующие бакт ерии. 06.05.2014 Ст р. 3 из 6 Образоват ельный порт ал «РЕШУ ЕГЭ» (http://русский.решуегэ.рф) 10. A 27 № 293. Сохранение культ урной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружаю- щей природы. Ут рат ы в природе до извест ных пределов восст ановимы, в от личие от пот ерь куль т урных. Поэт ому современные учёные (археологи, ист орики, эт нографы, философы, писат ели, линг вист ы и др.) говорят о т ом, чт о защит а и сохранение культ урных особенност ей народов и наций ст ановят ся ключевым момент ом человеческого прогресса и самовыражения. Прочит айт е т екст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) Сохранение окружающей среды - задача не менее важная, чемсохранение культ уры народов и наций. 2) Ключевым момент ом человеческого прогресса и самовыражения ст ановит ся защит а и сохранение культ урной специфики народов и наций. 3) Археологи, ист орики, эт нографы, философы, писат ели и лингвист ы изучают культ урные особенно- ст и народов и наций. 4) По мнению современных учёных, ут рат ы в природе до извест ных пределов восст ановимы, в от ли- чие от пот ерь культ урных. 11. A 27 № 787. Археологи находят в славянских землях много кладов. Ценност ь клада сост оит не в количест ве сокровищ, а в качест ве ювелирных изделий (среди них попадают ся наст оящие шедевры). Но самым ценным для археологов являет ся предст авление о жизни и быт е древних славян, кот орое складывает ся в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений. Прочит айт е т екст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) Археологи находят много кладов, ценност ь кот орых определяет ся прежде всего качест вом юве- лирных изделий. 2) Самым ценным для археологов являет ся не количест во найденных ювелирных изделий, а их каче- ст во. 3) Для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего т ем, чт о они дают предст авление о жизни и быт е древних славян. 4) Среди найденных в славянских землях ювелирных изделий попадают ся наст оящие шедевры, и ар- хеологи уделяют большое внимание их изучению. 12. A 27 № 711. Количест во наук возраст ает, но появление новых идёт не т олько за счёт дифферен- циации и специализации, но и за счёт возникновения смежных дисциплин. Сливают ся физика и химия, образуя ряд промежут очных дисциплин, с соседними и несоседними науками вст упает в связь мат емат ика, происходит «мат емат изация» многих наук. И эт о не случайно: продвижение наших зна ний о мире происходит именно в промежут ках между «т радиционными» науками. Прочит айт е т екст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) Рост числа наук в современном мире объясняет ся появлением большого числа смежных дисциплин. 2) Продвижение наших знаний о мире происходит за счет специализации наук. 3) В современном мире возникают смежные дисциплины: сливают ся физика и химия, образуя ряд про- межут очных дисциплин, с соседними и не соседними науками вст упает в связь мат емат ика, происхо- дит «мат емат изация» многих наук. 4) Рост количест ва наук от ражает специфику продвижения наших знаний о мире: происходит не т олько дифференциация наук, но и возникновение смежных дисциплин. 13. A 27 № 217. Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подзем- ных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников. Прочит айт е т екст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) 2) 3) 4) Бакт ерии Бакт ерии В каждом Бакт ерии 06.05.2014 обит ают всюду. могут жит ь в самых суровых условиях. живом организме обит ают т ысячи, а т о и миллионы бакт ерий. обит ают в каждом живом организме Ст р. 4 из 6 Образоват ельный порт ал «РЕШУ ЕГЭ» (http://русский.решуегэ.рф) 14. A 27 № 5505. Прочит айт е т екст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? Если условия сущест вования и направление дейст вия ест ест венного от бора сходны у жи вот ных различных групп, т о в процессе эволюции они иногда приобрет ают сходные приспособления к среде обит ания. Эт от процесс получил название схождения признаков (конвергенции). Например, передние роющие конечност и крот а и медведки очень сходны, хот я эт и живот ные от носят ся к раз ным т ипам, сильно напоминают друг друга по форме т ела кит ообразные и рыбы, сходны конечност и у плавающих живот ных, от носящихся к разным классам. (1)−Убит ь!.. (2)Заст релит ь!.. (3)Сейчас заст релит ь мерзавца!.. (6)Убит ь его! − кричали мужские, женские голоса т олпы. (4)Без пощады!.. (5)Убийца!.. (7)Огромная т олпа народа вела по улице связанного человека. (8)Человек эт от, высокий, прямой, шёл т вёрдым шагом, высоко поднимая голову. (9)На красивом, мужест венном лице его было выраже- ние презрения и злобы к окружающим его людям. (10)Эт о был один из т ех людей, кот орые в войне народа прот ив власт и воюют на ст ороне власт и. (11)Его схват или т еперь и вели на казнь. (12)−Эт о городовой, он ещё ут ром ст релял по нам! − кричали в т олпе. (13)Толпа не ост анавливалась, и его вели дальше. (14)Когда же пришли на т у улицу, где на мост овой лежали вчерашние не убранные ещё т ела убит ых войсками, т олпа освирепела. (15)−Нечего от т ягиват ь! (16)Сейчас т ут и заст релит ь негодяя, куда ещё водит ь его? − кричали люди. (17)Пленный хмурился и т олько выше поднимал голову. (18)Он, казалось, ненавидел т олпу ещё более, чем т олпа ненавидела его. (19)−Перебит ь всех! (20)Шпионов! (21)Царей! (22)Попов! (23)И эт их мерзавцев! (24)Убит ь, убит ь сей- час! − взвизгивали женские голоса. (25)Но руководит ели т олпы решили довест и его до площади и т ам разделат ься с ним. (26)До площади уже было недалеко, когда в минут у зат ишья в задних рядах т олпы послышался плачу- щий дет ский голосок. (27)−Бат я! Бат я! − всхлипывая, кричал шест илет ний мальчик, вт искиваясь в т олпу, чт обы добрат ься до пленного. (28)−Бат я! (29)Чт о они с т обой делают? (30)Пост ой, пост ой, возьми меня, возьми!.. (31)Крики ост ановились в т ой ст ороне т олпы, с кот орой шёл ребёнок, и т олпа, расст упаясь перед ним, как перед силой, пропускала ребёнка всё ближе и ближе к от цу. (32)−Тебе сколько лет, мальчик? (33)−Чт о вы с бат ей хот ит е делат ь? − от вечал мальчик. (34)−Иди домой, мальчик, иди к мат ери, − сказал мальчику один из мужчин. (35)Пленный уже слышал голос мальчика и слышал, чт о говорили ему. (36)Лицо его ст ало ещё мрач нее. (37)−У него нет мат ери! − крикнул он на слова т ого, кт о от сылал ребёнка к мат ери. (38)Всё ближе и ближе прот искиваясь в т олпе, мальчик добрался до от ца и полез к нему на руки. (39)В т олпе кричали всё т о же: (40)«Убит ь! (41)Повесит ь! (42)Заст релит ь мерзавца!» (43)И пленный спуст ил с рук мальчика и подошёл к т ому человеку, кот орый распоряжался в т олпе. (44)−Послушайт е, − сказал он, − убивайт е меня, как и где хот ит е, но т олько не при нём, − он пока- зал на мальчика. (45)−Развяжит е меня на две минут ы и держит е за руку, а я скажу ему, чт о мы с вами гуляем, чт о вы мне прият ель, и он уйдёт. (46)А т огда... т огда убивайт е, как хот ит е. (47)Руководит ель согласился. (48)Тогда пленный взял опят ь мальчика на руки и сказал: (49)−Будь умник, пойди к соседке Кат е. (50)−А т ы чт о же? (51)−Ты видишь, я гуляю вот с эт им прият елем, мы пройдём немного, а т ы иди, а я приду. (52)Иди же, будь умник. (53)Мальчик уст авился на от ца, нагнул головку на одну ст орону, пот ом на другую и задумался. 06.05.2014 Ст р. 5 из 6 Образоват ельный порт ал «РЕШУ ЕГЭ» (http://русский.решуегэ.рф) (54)−Иди, милый, я приду. (55)−Придёшь? (56)И ребёнок послушался. (57)Одна женщина вывела его из т олпы. (58)Когда ребёнок скрылся, пленный сказал: (59)−Теперь я гот ов, убивайт е меня. (60)И т ут случилось чт о-т о совсем непонят ное, неожиданное. (61)Какой-т о один и т от же дух проснулся во всех эт их за минут у жест оких, безжалост ных, ненавидящих людях, и одна женщина ска зала: (62)−А знает е чт о. (63)Пуст ит ь бы его. (64)−И т о, бог с ним, − сказал ещё кт о-т о. (65)− От пуст ит ь. (66)−От пуст ит ь, от пуст ит ь! − загремела т олпа. (67)И гордый, безжалост ный человек, за минут у до эт ого ненавидевший т олпу, зарыдал, закрыл лицо руками и, как виноват ый, выбежал из т олпы, и никт о не ост ановил его. (по Л. Н. Толст ому*) *Лев Николаевич Толстой (1828−1910) − всемирно извест ный русский прозаик, драмат ург, публи- цист. 1) Сходные условия сущест вования и направление дейст вия ест ест венного от бора определяют сходст во формы т ела кит ообразных млекопит ающих и рыб. 2) Сходст во передних роющих конечност ей крот а и медведки, от носящихся к разным т ипам, объяс- няет ся сходными условиями сущест вования. 3) Конвергенция – эт о процесс схождения признаков близкородст венных групп живот ных, объясняю- щийся сходными условиями сущест вования. 4) Конвергенция – схождение признаков у живот ных различных групп – объясняет ся воздейст вием на эт их живот ных схожих условий сущест - вования и общим в данном случае направлением ест ест вен- ного от бора. 15. A 27 № 5544. Прочит айт е т екст. Для ант аркт ического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралт ейст во снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Вост ок», чт о оказалось не самым удачным выбором и негат ивно от ра- зилось на планах экспедиции. Если «Мирный», пост роенный по проект у русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капит аном Лазаревым перед началом экспедиции, блест яще проявил себя в ледовом походе, т о «Вост ок», спроект ированный брит анскими инженерами, качест венно уст упал «Мирному» и оказался наст олько слаб для плавания в полярных льдах, чт о к концу экспедиции сост ояние шлюпа было неудовлет ворит ельным. Эт о побудило Беллинсгаузена задумат ься о досрочном прекращении экспедиции, а зат ем вынудило его принят ь решение о возвращении. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в т екст е? 1) Шлюп «Мирный», пост роенный по проект у русских инженеров, оказался намного крепче «Вост ока», кот орый был спроект ирован брит анцами. 2) Для ант аркт ической экспедиции Беллинсгаузена Адмиралт ейст во выбрало корабли, пост роенные по разным проект ам и на разных верфях. 3) Не самый удачный выбор кораблей для ант аркт ической экспедиции Беллинсгаузена ст ал причиной её раннего окончания: шлюп «Вост ок» оказался слишком слаб для плавания во льдах. 4) Командующий русской ант аркт ической экспедицией капит ан Беллинсгаузен имел в своём распо- ряжении два разных по мореходным качест вам корабля: шлюпы «Мирный» и «Вост ок». 06.05.2014 Ст р. 6 из 6

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, - чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3) _____ всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

2. Алмазная крошка благодаря своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.

3. Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

4. Использование алмазов для изготовления точильных и режущих инструментов, а не только для производства бриллиантов обусловлено их особой твёрдостью.

5. Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наоборот,

2. Вопреки этому,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИНСТРУМЕНТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИНСТРУМЕНТ, -а, м.

1. Орудие для производства каких-н. работ. Ручной и., станочный и. Контрольно- измерительный и. Хирургический и.

2. собир.То же, что инструментарий.

3. То же, что музыкальный инструмент. Струнные инструменты. Ударный и.

4. перен.Средство, способ, применяемый для достижения чего-н. (книжн.). И. познания.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

балОванный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Затопления от наводнений заторного типа, которые мало зависят от уровня водности года, следует ОЖИДАТЬ в апреле и в мае.

2. Есть проверенный метод чистки меха с коротким ворсом: загрязнённый мех нужно протереть горячим картофельным пюре, а затем тщательно ОТРЯХНУТЬ.

3. Наибольшее непонимание московских АБОНЕМЕНТОВ вызывает необходимость вносить абонентскую плату за пользование линией.

4. Новая фирма была зарегистрирована под красивым, ЗВУЧНЫМ именем.

5. РЫБОЛОВЕЦКОЕ судно вышло в открытое море.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками

все ДИРЕКТОРА гимназий

КРАТЧАЙШИЙ путь

прыгнуть БОЛЕЕ ВЫШЕ

ПОПРОБУЕТ решить

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянется к новаторству. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Уезжая в командировку, отцом было обещано, что он обязательно вернётся к праздникам. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Вследствие длительного отсутствия катера на поиски судна был послан самолёт, вышедшего со специальным заданием во время шторма. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря применения нового метода были достигнуты блестящие результаты. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) В фамильном архиве есть послание актёра Щепкина, в котором он пишет, что «я с душевной болью сообщаю о закрытии театра в Тифлисе». 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прил..жить

к..мбинация

зак..ренелый

подг..ревший

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..пирал, о..городил

пр..способил, пр..сёк

под..слал, н..дломить

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

влюбч..вый

надоедл..вый

присва..вать

недоум..вать

поворач..вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

обожа..мый

засмотр..шься

добыва..мый

накол..шь

законч..нный

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Наш спутник тоже (НЕ)СИДЕЛ сложа руки.

2. Вокруг тянулись (НЕ)СКОНЧАЕМЫЕ виноградники.

3. Путники вышли к ещё (НЕ)ОБРОСШЕМУ кромкой льда берегу.

4. (НЕ)МЕШКАЯ ни минуты, ребята собрали чемоданы.

5. Дом, выросший на глазах всего за полгода, (НЕ)СРАЗУ был принят комиссией.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ) мгновение удары грома оглушили меня.

2. ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто освоить сложное искусство.

3. Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.

4. Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.

5. Всё творчество писателя Евгения Носова (В)ЦЕЛОМ и есть (ТА)САМАЯ большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Скрипичная мелодия звенела в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя её нежные отзвуки.

2. Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.

3. Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

4. Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

5. Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

16

Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Проливной ливень превратил маленький ручей в бурлящий поток.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.

(3)3а жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.

(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:

Через час будет готово.

- (9)Нельзя ли поскорее? - спросил Свойкин.-(10)Мне решительно невозможно ждать.

(11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.

(13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.

- (16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

(19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.

(20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.

«(21)Странные люди, ей-богу! - подумал он.- (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».

- (23)Получите! - вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.- (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.